Меню

Лебединое озеро с александром годуновым

«ЕГО БУДУЩЕЕ ОСТАЛОСЬ В ПРОШЛОМ»: СМЕРТЕЛЬНЫЙ ПИРУЭТ ТАНЦОВЩИКА АЛЕКСАНДРА ГОДУНОВА

Если бы он тогда знал, на что променяет славу, бешеный успех и любимую семью.

23 августа 1979 года разразилась драма, о которой потом сняли кино «Рейс 222». Но никакое кино не может передать, что случилось с выдающимся танцовщиком Александром Годуновым. Сейчас это имя полузабыто, но достаточно взглянуть хотя бы на его фотографию: харизма артиста пробивает даже время. А что говорить о зале Большого театра, где он был царь и бог для зрителей?

И вот этот красавец, премьер, счастливый семьянин просит политического убежища в США. В СССР он был тогда на пике славы и карьеры. Через 16 лет его нашли мертвым в голливудской квартире, а на могиле написали «Его будущее осталось в прошлом».

Зигзаг удачи

Судьба шла к Годунову зигзагами. Хотел быть военным, как отец, но родители развелись, Сашу увезли с Сахалина в Ригу. Там мама отдала сына в балетную школу. Он и еще один мальчик стояли у станка последними. Другого коротышку звали Миша Барышников.

Михаил Барышников с Лайзой Минелли, 1981 год. Фото: wikipedia.org

Михаил Барышников с Лайзой Минелли, 1981 год. Фото: wikipedia.org

Но в 17 лет Годунов вытянулся за одно лето на 13 сантиметров. С его внешностью и талантом, который обнаружился еще в училище, была прямая дорога на сцену. Его пригласил в свой знаменитый ансамбль Игорь Моисеев, но из Латвии молодого танцовщика отпускать не желали. И он уехал в Москву без разрешения.

В составе «Молодого балета» Моисеева Годунов работал 4 года, а в 1972 году 22-летний Годунов был приглашен великим балетмейстером Юрием Григоровичем в Большой театр.

Любовь и бедность

Майя Плисецкая, партнерша Годунова в Большом театре в роли Кармен, 1974 год. Фото: wikipedia.org

Майя Плисецкая, партнерша Годунова в Большом театре, в роли Кармен, 1974 год. Фото: wikipedia.org

В момент появления там Александра пика достигло противостояние трех группировок: Владимира Васильева, Майи Плисецкой и главного балетмейстера театра Григоровича. Майя Михайловна могла сама выбирать себе партнеров и пригласила Александра танцевать с ней «Лебединое озеро». От этого невозможно было отказаться. Годунов стал звездой, но тут же попал в опалу к Григоровичу. Главный немедленно урезал артисту репертуар.

К тому времени Александр был счастливо женат на балерине Людмиле Власовой. Ради него Людмила, которая была на восемь лет старше, ушла от мужа, и пара поселилась в «однушке» Годунова. Он жил очень скромно, а зарплату при всем успехе получал такую, что однажды пришел к руководству и потребовал увеличить ее в два раза – иначе не выйдет на сцену. И ему пошли навстречу, значит, он стоил того.

Плисецкая в воспоминаниях характеризовала его как совершенно беззащитного человека. Говорили, что из-за своего характера Годунов начал пить. Он совершенно не умел приспосабливаться, не примкнул ни к одной из группировок Большого, а тут еще в 1974 году его друг Михаил Барышников, солист ленинградского Кировского (Мариинского) театра оперы и балета, во время гастрольной поездки по Канаде отказался возвращаться в СССР,

Невыездная звезда

Это был далеко не первый «прыжок на свободу», совершенный артистом балета. И Годунова под разными предлогами исключали из гастрольных поездок. За него ручалась Майя Плисецкая, хотя она знала, что Годунова посещают мысли остаться за границей. Он не интересовался политикой, ему хотелось просто танцевать вволю, ездить по миру, дарить любимой женщине то, что пожелает его душа, и не слышать ни о каких интригах.

Александр Годунов и Людмила Власова в фильме «31 июня», 1978 г.

Александр Годунов и Людмила Власова в фильме «31 июня», 1978 г.

Роковое решение

23 августа 1979 года, оказавшись на гастролях в Нью-Йорке, Александр решил стать невозвращенцем. Причем навестивший его в гостинице накануне события Барышников, уже ставший звездой по другую сторону океана, настойчиво уговаривал Годунова возвращаться в СССР. Хотя вроде бы никто не собирал оставаться.

Годунов вышел из гостиницы и пропал. Забеспокоились не сразу: после выступления у Александра была пара выходных дней, и все думали, что Саша остался у друзей. Но позже из громких заголовков газет выяснилось, что Годунов попросил политического убежища.

Жену Годунова Людмилу Власову немедленно попытались вывезти в СССР. Но американские власти запретили взлет, мотивируя запрет тем, что не уверены в добровольном решении Людмилы улететь. В течение трех суток на борту самолета, где пассажиры сидели без кондиционера в 35-градусной жаре, Людмила раз за разом заявляла, что она летит к матери в Советский Союз. Для Александра это решение стало ударом.

Кадр из фильма «Рейс 222», 1985 г.

Кадр из фильма «Рейс 222», 1985 г.

Выступая в Американском балетном театре Барышникова, Годунов снова показал себя бунтарем. Он не хотел переучиваться с русского классического на американский современный балет, его не устраивали и отношения внутри труппы, и отношение окружающих к нему самому. Его имя использовали как повод к политическому скандалу.

Уже в самом начале эмиграции отлученный от балета на полгода Годунов вышел на сцену и сделал заметную ошибку. Тогда он остановил оркестр и перетанцевал заново, блестяще. Но затем карьера пошла на спад. Разошлись и их пути с Барышниковым.

Американская трагедия

Еще несколько лет Годунов гастролировал по миру со своей труппой, поначалу собирая аншлаги, а потом наблюдая в зале все больше пустых мест. Новая любовь Годунова актриса Жаклин Биссет уговорила попробовать себя в кино. Это было еще одним неверным решением. Спустившись со сцены, где он блистал, талант растворился в череде голливудских актеров средней руки.

Жаклин Биссет, 1979 год, фото AlanLight. Источник: wikimedia.org

Жаклин Биссет, 1979 год, фото AlanLight. Источник: wikimedia.org

За время своей десятилетней карьеры в кино Годунов снялся всего в семи фильмах. Из-за собственной невостребованности актер начал пить. Однажды друзья заметили, что Александр не звонит, а это было не в его стиле. Вызвали обслуживавшую Александра медсестру, она и нашла Годунова мертвым.

Загадочная смерть

История смерти артиста оказалась загадочной. Врачебное заключение гласило, что Годунов умер от осложнений после гепатита, вызванного хроническим алкоголизмом. Но поползли слухи о насильственной смерти танцовщика: слишком уж торопила с погребением секретарь Александра Арлин Медан. Даже запланированную на 8 утра кремацию, где должны были присутствовать друзья, перенесла на 5 утра и потребовала, чтобы ее провели без свидетелей.

Арлин вывезла из квартиры все ценные вещи и архив артиста. Теперь она говорит, что все продала, а деньги отдала родственникам. Так ли это на самом деле, неизвестно. По завещанию Александра, составленному за полтора года до его смерти, все имущество, оцененное в 1 миллион 32 тысячи долларов, он завещал матери, брату и племянникам. Прах Александра, как он и хотел, развеяли над океаном.

Источник

Чужой среди своих. Как гений балета умер от одиночества в Голливуде

Когда на экраны советских кинотеатров и видеосалонов времён перестройки вышел боевик «Крепкий орешек», зрители увидели в титрах русские имя и фамилию — «Александр Годунов». Большинству они ни о чём не говорили, но были и такие, кто шёл в кино только чтобы увидеть его — одного из лучших танцовщиков в истории советского и мирового балета.

Любовь к балету прививали насильно

Александр Годунов родился на Сахалине, в семье военного. Через год семья перебралась в Ригу, а когда мальчику исполнилось три, родители расстались и дальше Сашу и его брата воспитывала одна мама.

Она и отдала Сашу в Рижское хореографическое училище, несмотря на его горячие протесты — сам он всегда мечтал стать военным. Дальше всё происходило как в сказке про гадкого утёнка. Саша был самым маленьким по росту в училище, стоял в ряду у балетного станка последним. Кому могло прийти в голову, что этот мальчик, которого мама заставила заниматься балетом против его воли, станет звездой — статным красавцем и великим танцором, которому будет рукоплескать весь мир.

В училище Годунов подружился с ещё одной будущей знаменитостью — Михаилом Барышниковым. Это знакомство сыграет особую роль в его жизни.

Саша Годунов часами работал у балетного станка, чтобы заслужить похвалу педагога. Узнав, что его старший брат в день своего шестнадцатилетия получил от отца письмо, он изо всех сил старался «быть хорошим» — возможно, тогда и ему отец прислал бы поздравление с совершеннолетием.

Увы, письма Годунов так и не дождался.

Впоследствии, рассказывая эту историю Майе Плисецкой, он подытожил: «Я очень страдал». Не надо быть Фрейдом, чтобы понять, что именно причиняло ему страдания: он считал себя хуже других, был уверен, что «не достоин и не заслужил».

Успех, любовь и интриги

Уже к окончанию училища о Годунове заговорили как о восходящей звезде. В 1967 году молодого артиста пригласил к себе Игорь Моисеев, руководивший Государственным хореографическим ансамблем «Классический балет».

В 1971 Годунов переходит в труппу Большого театра и дебютирует в партии Принца в «Лебедином озере» в постановке Юрия Григоровича. 21-летний танцор получил овации публики и восторги критиков. После этого слово «восходящая» можно отбросить — теперь Годунов стал самой настоящей состоявшейся звездой.

В том же году молодой артист познакомился с 28-летней ведущей балериной Большого театра Людмилой Власовой. Годунов потерял голову — его не остановила ни разница в возрасте, ни то, что его избранница на момент их встречи была замужем.

Но история любви оказалась со счастливым концом — Годунов и Власова поженились. Они были молоды, красивы, талантливы и очень счастливы. У них было всё — главные роли, зарубежные гастроли, слава и любовь зрителей. К сожалению, у успеха была и обратная сторона — зависть.

Балетный мир всегда был полон интриг. Александр не примкнул ни к одной из группировок в Большом театре — и ухитрился нажить недоброжелателей в каждой из них.

Посыпались анонимки, изобличавшие «гнилую сущность артиста Годунова». Его обвиняли в том, что он собирается остаться за рубежом. Но настоящие проблемы начались у танцовщика в 1974 году. Михаил Барышников, с которым Годунов подружился в Рижском хореографическом училище, остался в США. После этого КГБ установил за артистом круглосуточную слежку.

Читайте также:  Озеро под самарской области

Но даже не это больше всего волновало артиста. Он перестал получать роли — о которых мечтал и ради которых жил. Пару раз он высказался в сердцах в том смысле, что «ему дорога туда же, куда и Барышникову». Конечно, такие фразы, когда о них узнавали, только ухудшали его положение.

Побег из СССР

Впрочем, не всё было так плохо. В 1976 году Годунов сыграл главную роль в балете «Спартак», о чём давно мечтал. В том же году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.

В 1978 году Александр Годунов снялся вместе с женой в культовой советской картине «31 июня». Роль в этом фильме стала единственной для Годунова в советском кино.

Летом 1979 года балет Большого театра был на гастролях в США. 19 августа Годунов исполнил партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», написанную Юрием Григоровичем специально для артиста.

После спектакля у Годунова было три выходных дня. То, что его нет поначалу не заметила даже жена, решившая, что он ночует у друзей. На следующее утро Александр не появился, и стало понятно — случилось то, чего все так боялись, то, что в СССР считалось изменой.

А вокруг уже разворачивалась большая политическая игра. «Протестующие» с плакатами: «Свободу Людмиле Власовой!» появились у дома жены Годунова ещё до того, как американские СМИ сообщили о том, что советский артист балета попросил политического убежища в США.

Рейс 222

Когда руководители делегации спросили Людмилу, что она намерена делать, артистка ответила: «Отправьте меня домой, к матери».

Людмилу вывозили из отеля как в шпионском фильме, обманув бдительность сотрудников американских спецслужб, которые следили за всеми выходами. Её доставили на борт самолёта «Аэрофлота», вылетавшего в Москву. Дальше разыгралась драма, знакомая советским людям по фильму «Рейс 222».

Самолёту не дали взлететь: американские власти поняли, что Людмила Власова может быть только на борту и блокировали самолёт на полосе. Представители властей США с переводчицей буквально ворвались в самолёт с требованием освободить Власову, которую насильно вывозят из США, мешая ей соединиться с мужем.

Противостояние растянулось на трое суток. Всё это время в самолёте находились 112 пассажиров, лишённых нормальных человеческих условий (в 35-градусную жару на борту не работал даже кондиционер).

На третьи сутки состоялась решающая встреча Власовой с представителями США.

Людмила Власова заявила: я хочу уехать назад, в СССР, вернуться к матери.

Для американцев это был удар. Они вынуждены были отпустить самолёт.

Спустя шесть лет в СССР был снят агитационный фильм «Рейс 222», в основу которого легли эти события.

Почему они это сделали?

О том, почему сбежал Годунов и почему осталась Власова, спорят и по сей день. Людмила Власова и много лет спустя настаивала: она не смогла бросить мать, хоть и любила Александра. Она знала, что если бы осталась с мужем в Америке, маму это могло убить.

Поверить в это простое объяснение готовы далеко не все. Самая популярная версия — запугали люди из КГБ. Иосиф Бродский полагал, что артистка не осталась из практических соображений: ей к тому времени было 37 лет, балетная карьера на излёте, и начинать с нуля в новой стране Власовой было бы гораздо труднее, нежели Годунову, находившемуся в расцвете сил.

Что касается мотивов самого Годунова то здесь, на первый взгляд, всё ясно — «выбрал свободу». Хотя какую свободу и от чего? Годунов совершенно не интересовался политикой и уж точно не был диссидентом.

Были, правда, проблемы с коллегами по цеху, но тут уж от политического строя мало что зависит. Александр был весьма эмоциональным человеком и умел наживать врагов — что очень скоро подтвердила и новая жизнь артиста в Америке.

Бегство Годунова стало неожиданностью для всех, кто его знал. Есть даже версия, что решение попросить убежища в Америке было спонтанным. Возможно, он поддался порыву, не до конца взвесив все последствия такого поступка. К тому же он был убеждён (или его убедили) — жена обязательно останется с ним.

Разрыв с Людмилой стал первым ударом в новой, американской жизни. К сожалению, не последним.

Опять Барышников

Через несколько месяцев Александр Годунов впервые вышел на американскую сцену в качестве солиста Американского балетного театра. Выступал с успехом, однако вскоре вынужден был уйти из-за конфликта с руководителем труппы. Михаилом Барышниковым.

Он предложил Годунову перейти с классического балета на современный американский. Это требовало кардинального изменения техники, и Годунов наотрез отказался. Как обычно дав волю эмоциям, он хлопнул дверью и покинул труппу.

О том, кто был прав в этой ситуации, написаны тома и мы не будем касаться этой сложной темы. Очевино одно: если на карьере Барышникова разрыв с Годуновым никак не сказался, то перед Александром встал вопрос: что теперь делать? Развод с Власовой, увольнение из АБТ — Годунов снова почувствовал себя преданным.

И в такой момент появилась женщина — сильная, уверенная, настоящая американка с изумрудными глазами — актриса Жаклин Биссет. Помимо всего прочего, она предлагала ему выход из тупика, в котором он оказался. Жаклин была готова открыть перед ним дверь, в которую он всегда мечтал войти, — дверь в Голливуд.

«В Америке имеет смысл штурмовать только те горы, которые зовутся Голливудскими холмами», — якобы сказала Биссет Годунову, чтобы убедить его попробовать сделать карьеру на «фабрике грез».

Сама Жаклин не может припомнить, что когда-либо произнесла эту афористичную фразу. И категорически отрицает, что настояла на переезде Александра из Нью-Йорка в Лос-Анджелес: «Он бредил Голливудом задолго до нашего знакомства. Я лишь сказала ему, что могу помочь, если он решит стать актером. Но я никогда не предлагала ему бросить балет. Это значило бы заставить его отказаться от всего, что составляло смысл его жизни, выбросить на помойку прошлое».

Впрочем, именно этого хотел Годунов: начать жизнь с чистого листа. В другой стране, в другом городе, с другой женщиной.

На вторых ролях

В 1985 году он снимается в романтическом триллере «Свидетель» с Харрисоном Фордом. Картина имела успех и у публики, и у критиков, была номинирована на «Оскар» в шести категориях и взяла награды за лучший оригинальный сценарий и лучший монтаж.

Дальше была «Долговая яма» с Томом Хэнксом и «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом — оглушительный успех последней картины сделал Годунова популярным на Родине даже у тех, кто понятия не имел о нём как об артисте балета.

Источник

ЖЗЛ — Александр Годунов

Много лет назад я сидел на одном киносайте, читая забавные истории о съемках любимых иностранных фильмов. В какой-то момент мой взгляд привлекло удивительно русское имя одного из второстепенных актеров. Мне стало любопытно. Но тогда я даже представить себе не мог, какая яркая и насыщенная история жизни эпизодического (для меня) актера откроется передо мной.
В этой истории есть все. Искуство, любовь, международный скандал, предательство, и даже теория заговора.

Александр Борисович Годунов родился в семье инженера-строителя 28 ноября 1949 года, в Южно-Сахалинске. Когда ему исполнилось три года, родители развелись. Мама, Лидия Николаевна, перевезла его с братом в Ригу.

В 1958 году Александр поступил в Рижское хореографическое училище, которое окончил в 1967 году. В 18-летнем возрасте Годунов самовольно (несмотря на распределение после учебы) уехал в Москву, где вступил в Государственный хореографический ансамбль «Классический балет» («Молодой балет»).
С «Молодым балетом» Годунов объездил весь мир, но мечтал танцевать в Большом театре, куда был зачислен солистом в 1971 году.

Его громкий дебют состоялся в «Лебедином озере».
Спустя некоторое время он стал партнером Майи Плисецкой.

«Ты всегда ставь недостижимую цель, даже если и дойдешь до середины, твоя середина всегда будет выше конечной цели других.» — А. Годунов

Несмотря на свой громкий профессиональный успех, на протяжении нескольких лет танцовщик был невыездным, даже когда стал солистом Большого театра. Возможно, эти меры были приняты после того, как его друг Михаил Барышников в 1974 г. бежал из СССР, не вернувшись с гастролей в Торонто. Кроме того, у артиста нередко случались проблемы в театре из-за независимого и своенравного характера.

Волею судеб, именно в Большом Александр встретил свою любовь, и будущую жену — Людмилу Иосифовну Власову. К моменту их знакомства Людмила уже была солисткой Большого, в котором работала вместе со своим мужем и партнером Станиславом Власовым.

Вскоре между Александром и Людмилой начался роман, который привел к ее разрыву с первым мужем. Апофеозом их совместной работы стала съемка в телемюзикле «31 июня».

Спустя год после «31 июня» СССР потрясло резонансное событие.
23 августа 1979 года во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. После известия о его отсутствии советские власти отправили Людмилу Власову, единственную из труппы, на самолёте в Москву.
Однако самолёт был задержан американскими властями прямо перед взлётом, и Госдепартамент США потребовал предоставить доказательства того, что Власова возвращается в СССР добровольно.

В инцидент оказались вовлечены лидеры СССР и США Леонид Брежнев и Джимми Картер. В конце концов, через три дня самолёт, в котором находилась Власова, был выпущен в СССР. По мотивам этих событий в 1985 году в СССР вышел фильм «Рейс 222», сюжет которого был основан на реальных событиях, но скорректирован.

Спустя несколько дней Власова дала интервью, в котором рассказала о подробностях инцидента в Нью-Йоркском аэропорту. Балерина поделилась впечатлениями о «трех сутках кошмара» в самолете, которые показались ей вечностью.

Читайте также:  Кроноцкое озеро интересные факты

В этот трудный для Годунова период он несколько дней прожил в доме друзей Иосифа Бродского. Сам Бродский в дни побега был у Александра переводчиком и знал ситуацию изнутри.

Как предполагал Иосиф Бродский, Мила пораскинула мозгами: ей 37, карьеры уже не сделать, она в чужой стране, без знания языка, в полной зависимости от Годунова, у которого карьера сложится. Она не знала, как дальше сложатся их отношения, и испугалась. Кроме того, КГБ мог шантажировать ее судьбой мамы, которая занимала солидную должность в универмаге «Москва». Тогда, перед Олимпиадой-80, органы раскручивали «дело о смоленских бриллиантах», и мать Власовой могли к нему «пристегнуть». Мила любила маму и… бриллианты. И вернулась.

В течение года Годунов безуспешно пытался добиться возвращения жены. В 1982 году через посольство был оформлен их развод.

Многие так и не поняли, чем был недоволен Годунов в Союзе.
В Большом театре он попал между жерновами трех воюющих кланов — Григоровича, Плисецкой и Васильева. Годунова пригласил в театр Григорович. После стремительного и великолепного дебюта в «Лебедином озере» Александр писал, что видит блестящее будущее артиста во всех классических балетах.
Но в это время Плисецкая предложила ему танцевать в «Анне Карениной», после чего он стал ее постоянным партнером и автоматически — врагом главного балетмейстера. Потому лишь через пять лет, когда Григорович увидел, что в театре нет солиста уровня Годунова, он дал ему давно обещанные роли. Но эти роли Александр станцует считанные разы. В театре были люди, которые вбивали клин между Григоровичем и Годуновым, старались клеветой убрать конкурента.

Годунов не должен был ехать на гастроли в США, но за несколько дней до их начала американский импресарио выдвинул ультиматум: либо труппа приезжает с Годуновым, либо гастроли отменяются. И его все-таки решили выпустить. Его исчезновение заметили не сразу. После выступления 19 августа у танцовщика было 3 выходных дня, и даже его жена не подозревала о том, куда он пропал — думала, что заночевал у знакомых.

Годунов был принят в труппу Американского театра балета на огромную ставку 5.5 тысяч долларов в неделю.
В 1982 году контракт с театром не был продлён из-за разногласий с руководителем труппы Михаилом Барышниковым, с которым Годунов дружил и учился в Рижском хореографическом училище.

Да, и дружили, и соперничали с самого детства. Педагог Юрис Капралис признался мне, что никогда не мог выбрать, кто из них лучше. Оба были на равных, сильнее всех в классе и — меньше всех ростом. Когда же Годунова пригласили в Москву, он раскрепостился, избавился от комплексов и в свои 17 лет за полгода вымахал под два метра. А Миша так и остался невысоким. Как-то он сказал Сашке: «Эти 20 сантиметров я тебе никогда не прощу». В шутку, конечно. Но в Америке шутки кончились.

Александр создал собственную труппу «Годунов и друзья» и успешно гастролировал с ней по разным странам.

Начиная с 1981 года Александр брал уроки актёрского мастерства и речи в Джульярдской школе искусств и студии Cтеллы Адлер. У него начался роман с актрисой Жаклин Биссет, и она убедила его бросить балет и попробовать свои силы в кино.

Среди немногих ролей Александра, особенно известной и харизматичной (пусть и эпизодической) можно считать роль террориста Карла (Karl Vreski) в боевике «Крепкий Орешек», где он снялся вместе с Брюсом Уиллисом и Аланом Рикманом.

При бюджете в $28 млн фильм собрал в мировом прокате почти $141 млн.

Актерский дебют в мелодраме «Свидетель» с Харрисоном Фордом принес Александру известность в штатах в новом амплуа. Затем были роли в «Крепком Орешке», приключенческой ленте «Камень Викингов», комедии «Норт». Но главных ролей актеру не предлагали, а останавливаться на второстепенных он не желал. Последней его ролью стал террорист-химик в боевике «Зона», съемки которого проходили в Будапеште.

В 1995-м Годунов прилетел из Будапешта в Ригу, мечтая увидеть родителей и брата. Но отец на встречу не приехал, а мать заявила, что сына у нее нет.

Восьмилетний роман с Жаклин Биссет завершился ничем. Годунов мечтал о детях, Жаклин не была готова жертвовать карьерой ради материнства. Затем она взяла на воспитание дочь погибшей подруги, но становиться отцом для чужого ребёнка Годунов не хотел. Жаклин и Александр расстались.

По возвращении в Будапешт Годунов запил. Друзьям удалось образумить Александра, но состояние его оставалось угнетённым.

В середине мая друзья и знакомые обратили внимание на то, что Александр перестал им звонить и отвечать на телефонные звонки. Его нашли в своей квартире в комплексе кондоминиумов Шорхэм Тауэрс в Западном Голливуде, сидящим в кресле. Нашла его медсестра, которую послали туда друзья танцора. Следствие пришло к выводу, что смерть наступила от естественных причин, по меньшей мере, трое суток назад.

«Алкогольная тема» постоянно всплывает в связи с Годуновым. Несколько лет назад прошел фильм «Годунов. Побег в никуда». Когда я его увидела, меня трясло. Эмигрантка Елена Чернышова, работавшая в АБТ, заявляла в кадре, что за месяц до смерти Саша приезжал в Ригу, его плохо встретили, родственники требовали денег, мать сказала, что у нее больше нет сына, после чего Годунов в трансе приехал в Америку, запил и умер. Ложь от первого слова до последнего! Многие в фильме говорили: он пил. А потом эти же люди давали интервью мне и выяснялось, что пил-то он не больше других. Я звонила в Лос-Анджелес Алле Ханиашвили — с ней Годунов очень тесно общался до последних дней. От нее тоже услышала, что выпивал он «как все мы». И многолетний пресс-секретарь Саши Эвелин Шрайвер сказала, что Александр не производил впечатление пьющего человека. «Если даже и выпивал, то не было ни одного утра, когда бы он пропустил занятия в классе. И занимался часами! Он был очень дисциплинирован и профессионален».

Годунову было всего 45 лет, и далеко не все согласились с выводами полиции. Друзья обращали внимание на странное поведение секретаря и помощницы Годунова Арлин Меданн, которая по завещанию стала его душеприказчицей — женщина очень спешила с похоронами, даже перенесла на более раннее время кремацию тела.

В то же время Людмила Власова выражала сомнение относительно характера смерти танцора. Ей показались подозрительными обстоятельства смерти, а также процедура похорон Годунова: тело покойного было кремировано без вскрытия.

Смерть Саши тоже загадочна. Незадолго до этого, после съемок в Будапеште, он экспромтом завернул в Ригу к маме и брату. Увидев, как они живут здесь, решил забрать родных к себе в Америку. Эти планы не понравились его бизнес-менеджеру Арлин Меданн, которая много лет вела финансовые дела Годунова. Возможно, Арлин решила, что после приезда родни она может потерять удобного клиента, не разбирающегося в делах и законах. Ведь Годунов получал миллионы. Особенно после выхода фильмов с его участием. У него были акции, квартира на Манхэттене, уникальная библиотека, картины Шемякина. В описи его имущества все это не фигурирует. И умирает Саша в тот момент, когда просит Арлин отправить родным в Ригу деньги на сборы и дорогу в Америку. Внезапную смерть Годунова объяснили «естественными причинами», поставив диагнозом «хронический алкоголизм», хотя алкоголя в его крови не обнаружили. Вопреки законам, вскрытия не делали по просьбе Меданн. Как душеприказчица, она назначила панихиду и кремацию на 25 мая, но накануне, получив на руки свидетельство о смерти, позвонила в погребальную службу с просьбой кремировать тело немедленно. Согласно завещанию, четыре урны с его прахом должны были поделить между собой Лос-Анджелес, Москва и Рига. Но все забирает Медан, а прах развеивает. Где конкретно — не знает никто. На этот вопрос она отвечает чисто по-американски: «Я ни с кем не обсуждаю дела своих клиентов!»

Однако каких-либо весомых доказательств того, что смерть Александра Годунова могла иметь криминальный характер, нет и, вероятно, уже не будет.

Прах танцовщика был развеян над Тихим океаном. Символические надгробия артиста находятся в Лос-Анджелесе и Москве, на Введенском кладбище (установлен Людмилой Власовой). Американская эпитафия гласит: «Его будущее осталось в прошлом». Русская: «Ты всегда с нами».

Поэт Иосиф Бродский, с которого начиналась американская жизнь Александра Годунова, в некрологе написал: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».

Об артистах балета обычно забывают, как только они сходят со сцены. А о Годунове с каждым годом вспоминают все чаще. Но всегда пишут о нем как о неудачнике, который пропил талант и не состоялся ни в Союзе, ни в Америке. Только собранные мною факты говорят о другом. А главным свидетелем защиты выступает сам Саша, который считал, что у него была счастливая жизнь.

Источник



Александр Борисович Годунов

Александр Годунов — биография

Александр Годунов – известный артист балета, киноактер. В 1976 году получил звание Залуженного артиста РСФСР. Был партнером Майи Плисецкой, другом Михаила Барышникова, коллегой по съемочной площадке Харрисона Форда и Брюса Уиллиса.

История русской культуры знает немало примеров, когда человек не смог реализовать свой талант, данный ему природой. То ли в силу личных обстоятельств, то ли из-за властной системы, которая неусыпно следила за ним. Александр Годунов относится именно к таким талантам, которым пришлось пробивать себе дорогу в жизни тяжелым трудом и даже решиться на побег за границу. Но ему не повезло. Несмотря на безупречность его танца, невероятный талант актера, потрясающую внешность викинга, он так и не прижился в чужой стране и умер в одиночестве.

Детство

Родился Александр Годунов 29 ноября 1949 года в городе Южно-Сахалинск. Отца будущей звезды балета звали Борис Годунов-Водуков, он работал инженером-строителем. Мама – Лидия Годунова (до замужества Студенцова), по профессии инженер-железнодорожник. На момент рождения Саши в семье уже подрастал старший сын Олег 1947 года рождения.

Читайте также:  Кояшское озеро экскурсия из ялты

Лидия училась в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, после окончания которого осталась работать в Ленинграде. Борис тоже жил в блокадном городе на Неве, восстанавливал здания и коммуникации разрушенные в результате бомбежек. Молодые люди встретились, влюбились и вскоре поженились.

После войны супруги получили направление на Сахалин, перебрались с маленьким Олегом в Южно-Сахалинск, где и родился младший сын.

Семья распалась, когда Саше было всего три года. Мать перевезла сыновей к своему брату в Ригу, сама вернулась на Сахалин, отработала еще один год до завершения контракта. После этого тоже поселилась в Риге, нашла себе работу на Прибалтийской железной дороге, получила от места службы комнату в коммуналке.

Саша всегда мечтал стать военным, но мама решила его судьбу по-своему. Она отвела сопротивляющегося восьмилетнего сына в хореографическое училище. Он не горел желанием заниматься танцем, но спустя некоторое время ему понравилось его новое занятие. Преподаватели отметили, что у мальчика удивительная пластика и невероятная гибкость, стали хвалить его за достигнутые результаты. В училище он встретил Михаила Барышникова, который стал ему не просто другом, а сыграл большую роль в его судьбе.

Оба мальчика отличались невысоким ростом, возле балетного станка стояли последними. Чего они только не делали, чтобы подрасти, спали на полу, пили томатный сок в невероятных количествах. В росте они не прибавили, но в лучшие танцоры училища выбились однозначно.

В семнадцатилетнем возрасте Александр из невысокого парнишки превратился в атлетически сложенного молодого человека. Буквально за одно лето он вырос на 13 см, и его рост достиг отметки в 1,9 м. Барышникову не повезло, его рост остался прежним – 1, 68 м.

В 1967-м Годунов окончил балетное училище и начал свою творческую биографию в престижном хореографическом ансамбле «Молодой балет», организованном Игорем Моисеевым годом ранее. Александр отдал этому коллективу четыре года, после этого его приняли в Большой театр. Теперь его непосредственным руководителем стал балетмейстер Алексей Ермолаев, который и отшлифовал технику молодого танцора до филигранности.

Балет

Дебютной постановкой Годунова в Большом театре стала партия Принца из «Лебединого озера». Это был настоящий успех, после которого имя молодого танцора прогремело с невероятной силой. Александр сумел завоевать не только сердца публики, но и внимание театральных прим. Именно в тот момент начался роман 21-летнего Годунова и 28-летней Людмилы Власовой, на тот момент замужней женщины. Они стали самой красивой балетной парой Большого театра, им доверили танцевать ведущие партии в балетах «Иван Грозный», «Спартак», «Ромео и Джульетта».

В те годы ведущие актрисы театра имели право сами выбирать себе партнера, и этой возможностью воспользовалась Майя Плисецкая. По ее настоянию Годунову доверили партию Принца в «Лебедином озере», постановке Юрия Григоровича. Зрителям очень понравился молодой танцор и вскоре у него появилась своя публика, ходившая в Большой «на Годунова». К Александру пришла настоящая слава, его карьера резко взметнулась ввысь, копилка работ пополнилась партиями Альберта в балете «Жизель», Хозе в постановке «Кармен-сюита», Солора в «Баядерке».

В Большом театре Годунов успел нажить себе как друзей, так и врагов. Он пользовался любовью и уважением коллег по театру и партнеров, тогда как начальство и служащие КГБ никак не могли смириться с его независимостью, и тем, как «неправильно» он ведет себя во время гастролей. Александр игнорировал советы, которые гастролеры получали в КГБ перед каждым выездом за рубеж, он устраивал встречи и вел беседы с теми, кто считался «предателем» родины, находился в списках «невозвращенцев».

Руководство настаивало, чтобы танцор расстался со своими длинными белокурыми волосами, но Годунов отказал им. С такой прической он больше походил на звезду Голливуда, чем на артиста из СССР. Непокорный и своенравный Александр Годунов пользовался успехом в Европе и США. Билеты на спектакли Большого театра раскупались мгновенно, за несколько месяцев до начала гастролей. Западные импресарио настаивали на приезде Годунова, грозились отменить гастроли театра, если не приедет их любимый танцор.

Бдительные работники КГБ были не в восторге от такой популярности Годунова, они пытались найти массу предлогов, чтобы не выпустить его за границу, пребывали в уверенности, что он тоже не вернется в СССР, как другие знаменитости.

После того, как из канадских гастролей не вернулся Михаил Барышников, на выезд Годунова за рубеж наложили запрет. Мысль о том, чтобы тоже уехать из СССР, засела в голове танцора, и он начал усиленно думать, как воплотить ее в жизнь. Тем более, когда узнавал об успехах друга Барышникова, который сумел добиться популярности в США, в то время когда более талантливый Годунов терял свои лучшие годы в Советском Союзе.

В 1974-м начались съемки фильма-балета режиссера Марины Пилихиной «Анна Каренина», где главные партии исполняли Майя Плисецкая и Александр Годунов (Вронского). Гастроли без Годунова были невозможными, да и заменить его не мог никто, в США требовали, чтобы талантливого танцора включили в труппу. Уже сидя в самолете, Александр сказал Майе, что решил не возвращаться обратно в СССР. Плисецкая начала уговаривать его отказаться от задуманного плана, хотя бы до тех пор, пока смонтированная лента не выйдет на экраны, в противном случае, ее никогда не увидят зрители, она окажется на полке. Александр согласился и на время отказался от своей затеи.

В 1979 году Годунов получил партию Тибальда в постановке «Ромео и Джульетта». В августе того же года должен был состояться гастрольный тур в США, но Александра в списках актеров не оказалось. Американские импресарио рассердились не на шутку, они предъявили ультиматум, или Годунов все-таки приедет, или тур отменится совсем. Не желая терять миллионный контракт, советская сторона решила выпустить знаменитого танцора на гастроли.

С Годуновым провели беседу сразу два министра, они обещали ему квартиру в столице по возвращению и звание Народного артиста СССР. Александр выслушал их, даже не скрывая своего недоверия. Когда он станцевал последнюю партию в завершающем гастроли балете, артист просто исчез из гостиницы, и добрался до американского посольства, где и попросил политического убежища. Некоторое время Годунов жил в доме Иосифа Бродского.

Большую роль в судьбе танцора сыграл его друг – Михаил Барышников. Именно он предложил Александру работу в своем балетном театре. Годунов сотрудничал с этим театром на протяжении года, потом ушел. Причина ухода банальная, артист не захотел учиться современному американскому балету, ему больше нравилось танцевать русский классический балет. Немного поразмыслив, Александр создает собственную труппу под названием «Годунов и друзья». Их постановки пользовались невероятным успехом, артисты гастролировали в Аргентине, Японии, Израиле. Буквально за полтора месяца им удалось заработать миллион.

Фильмы

В те годы Александр сблизился с известной американской актрисой Жаклин Биссет, которая и посоветовала ему штурмовать высоту под названием Голливуд. Годунов отказался от балета и ушел в кинематограф. Он дебютировал в картине «Свидетель», где главную роль сыграл Харрисон Форд.

Потом фильмография начинающего артиста пополнилась ролями в фильмах «Крепкий орешек», «Камень викингов», «Норт». Однако ни одной главной роли Александр так и не получил, а довольствоваться второстепенными ему надоело. Единственный раз он сделал исключение, согласился на эпизодическую роль в ленте «Зона», которую снимали в Будапеште, только потому, что он мог попасть в Ригу и иметь возможность повидаться с родными

В 1995 году артист прилетел в Ригу, надеясь на встречу с матерью, отцом и братом. Однако отец так и не появился, мама сказала, что теперь у нее нет младшего сына, а брат Олег попросил дать денег и купить машину. Саша выполнил все просьбы родного брата, но после этого немедленно вернулся в Штаты. У него началась депрессия и длительный запой.

Личная жизнь

Супруга Александра – Людмила Власова, прекрасно знала о намерении мужа остаться в США, но не поддерживала эту идею. Поэтому, после того, как Годунов попросил политического убежища, решила вернуться на родину, где у нее были брат и мать. Власова и труппа Большого театра погрузились в самолет, но американские власти не выпустили этот борт. Они решили, что советские власти специально удерживают Людмилу, не отпуская ее к мужу. Три дня самолет с пассажирами провел в аэропорту «Кеннеди», и только после того, как Власова в который раз подтвердила, что не собирается оставаться с мужем, им дали разрешение на взлет.

На протяжении этих трех дней возле самолета стояла машина, в которой находился Годунов, он надеялся, что жена захочет с ним поговорить и остаться в США. Но Людмила отказалась. Они по-прежнему оставались мужем и женой, официальный развод состоялся только в 1982 году.

Спустя некоторое время в личной жизни танцора появилась актриса Жаклин Биссет, но даже во время официальных приемов, где они бывали вместе, он всем говорил, что его супруга в России. Годунов продолжал любить свою Людмилу. О них говорили, что они «Ромео и Джульетта холодной войны».

Александр и Жаклин жили вместе восемь лет, после этого разошлись.

Смерть

Известный танцор умер 18 мая 1995 года в собственной квартире в Лос-Анджелесе. Его бездыханное тело обнаружила горничная через три дня после трагического финала. Он умер прямо в любимом кресле. Доктора выяснили причину преждевременной смерти, Александр умер от осложнения гепатита, вследствие бесконтрольного приема алкоголя.

Тело Годунова кремировали, прах развеяли над океаном. Могила артиста находится в Лос-Анджелесе, на ней выгравирована надпись: «Его будущее осталось в прошлом». В Москве на Введенском кладбище установлен кенотаф, на котором есть такая надпись: «Ты всегда с нами».

Источник

Adblock
detector