Меню

Лебединое озеро с анной павловой

Танцевала со змеей и кормила медведей: факты из жизни Анны Павловой. И рецепт десерта!

Требовательный к себе и другим профессионал, патриотка в разлуке с родиной, любительница животных — за громким именем стоит многогранная личность. Воспоминания о Павловой, о том, какой она была в обычной жизни, сохранились благодаря ее импресарио Виктору Дандре, за которого, по слухам, она тайно вышла замуж, дневникам современников, писателям. Мы собрали любопытные факты и истории из жизни балерины к 140-летию со дня ее рождения.

Сценическая жизнь. Какой Павлова была в балете

  • Не любила смотреть в зеркало во время репетиций

«Репетируя перед зеркалами, балерина ищет и выбирает жесты, положения, выражения лица, а потом на сцене начинает следить за собой, вспоминать, как она делала это на репетиции, и стараться точно повторить жест, улыбку, пируэт… а в результате теряется главное достоинство всякого артиста — искренность!» — говорила Павлова. Она была очень придирчива к своим чувствам во время выступления, считала, что в этом и заключается ее талант — танцевать честно, от всего сердца. Как отмечают биографы, она не могла и не любила подражать, и даже исполнение знаменитого «Умирающего лебедя» Павлова, вопреки общепринятому мнению, не копировала с поведения реальных птиц. Дандре писал: «Ее лебедь был мистическим существом. Грациозные движения ею воображаемых крыльев давали представление о бестелесности. Это была не смерть, а освобождение души».

«Восточные впечатления» — постановка с индийскими мотивами, которую Павлова поначалу опасалась везти в мировой тур и особенно в Индию, считала это слишком дерзким. Убедил ее Виктор Дандре. После выступлений индийские зрители помогали балерине: подсказывали, какой обряд она отобразила в танце верно, какой элемент стоило бы поправить. Ответственная Анна вносила правки и благодарила поклонников. Правда, когда их советы начали противоречить друг другу, балерине пришлось вернуться к изначальной версии танца. С того момента на предложения зрителей она лишь благодарно кивала и улыбалась.

  • Много внимания уделяла танцевальным туфлям

По ее мнению, сидеть они должны были идеально, иначе балерина не могла отделаться от чувства тревоги во время выступления, боясь того, что по вине неудобных башмаков может выйти неудачный пируэт. К тому же, как пишет Дандре, «у ее ноги была одна любопытная особенность: обувь, удобная сегодня, делалась совершенно неудобной завтра». Из-за такой капризности в выборе рабочих туфель с Павловой иногда происходили неприятные истории. Так, перед началом одного из лондонских сезонов выяснилось, что вся партия обуви Павловой была ей не по ноге. Ни один магазин и ни одна балерина из труппы не смогли помочь, и только одна бывшая танцовщица труппы выручила Павлову — форма их ног была очень похожей. Знакомой балерине пришлось немедленно ехать в Милан, к башмачнику Павловой Ромео Николини, мерить туфли и везти к Анне те, что подошли ей. Дандре вспоминает: «Если б собрать все письма и телеграммы, которые мы посылали Николини [в таких случаях, — прим. ТАСС], то, наверное, составился бы большой том».

Павлова боялась сниматься в кино. Страшно было, что ее танец на пленке останется несовершенным, не тем, что в жизни. И все же в 1915 году балерина сыграла роль Фенеллы в фильме «Немая из Портичи» — вынудило положение, когда во время войны необходимо было выручить средства для нового турне. «Немую из Портичи» считают первым французским произведением большой оперы, при этом главная роль Фенеллы в нем отдана не певице, а артистке балета. Сюжет основан на реальных событиях народного восстания в Неаполе 1647 года. Киносъемки проходили тяжело — режиссеры поначалу боялись давать советы известной балерине, а Павлова совсем не знала правил поведения в кадре. К тому же в кино терялась та искренность, которую Анна ценила на сцене. Картина, по мнению и Павловой, и Дандре, вышла неудачной, и больше на предложения съемок Павлова не соглашалась.

  • Чуть не рассмеялась во время выступления

Анна Павлова исполняла знаменитого «Лебедя» на сцене английского курорта, среди зрителей было много детей. И вот в тишине зала, во время нарастающей драмы на сцене, раздался тонкий девчоночий голос: «Мама, мама, посмотри, какая хорошенькая белая уточка!» Павловой пришлось приложить усилия, чтобы сохранить лицо.

Закулисье. Что влекло артистку за пределами сцены

Без шляпы и в старом ситцевом платьице я часто бродила одна в лесу, прилегавшем к нашей даче. Мне мил был таинственный сумрак густых сосен, между которыми плясали мотыльки. Иногда я плела себе венки из лесных цветов, надевала их на голову и воображала себя Спящей красавицей

Анна Павлова вспоминает детство

  • Не могла расстаться с русской едой

Черный хлеб, гречневая каша, грибы, битки, осетрина — эти блюда балерине готовил ее персональный русский повар. Даже во время гастролей она брала его с собой, и тогда ее меню могло сократиться до бараньих котлет или курицы и компота. Отлученная от родины танцовщица стремилась отмечать русские застольные праздники — Пасху и Рождество. Во время мировых турне она накрывала стол традиционными блюдами и приглашала туда русских членов труппы. В такие моменты даже вдалеке от России чувствовалось национальное единение, например, во время празднования Пасхи в Сиднее, где невозможно было достать куличи, ей помогла русская женщина, приехавшая в Австралию с семьей из Сибири.

Во время революции 1905 года труппа Мариинского театра разделилась на два лагеря: те, кто за, и те, кто против демократизации театра. Под переменами понималась возможность для артистов выбирать режиссера и его помощников, дополнительный выходной день помимо субботы и позволение артистам самостоятельно распределять бюджет и прибавки к жалованью. Анна Павлова приняла сторону реформаторов и поначалу активно поддерживала эту позицию. «Ну а достанется, так ведь вместе уйдем из театра, не обидно», — говорила она другу и коллеге Михаилу Фокину. Затем один из уважаемых танцовщиков, Сергей Легат, покончил с собой после того, как подписал документ о лояльности государству, посчитав, что этим он предал коллег. Павлова была так поражена, что не могла выступать следующие две недели, ее мучила бессонница и пугала будущая судьба театра. После этого Анна на всю жизнь решила отдалиться от политики.

  • 7860 писем, подписанных Павловой от руки в Америке
Читайте также:  Если в ладожском озере сом

И все они — для местных миллионеров. Их помощью Павлова надеялась заручиться, когда решила создать Фонд Анны Павловой в поддержку детей, пострадавших во время Первой мировой войны. Она готова была проводить благотворительные спектакли, но из-за постоянных гастролей с основным репертуаром физически не могла перевозить с собой в два раза больше реквизита. Тогда Виктор Дандре нашел список американских миллионеров, каждому из которых они направили письмо с просьбой и подписью Павловой. Откликнулись всего несколько человек, и лишь один был готов помочь финансово — обеспечить содержание одного ребенка.

Балерина — укротительница животных

Михаил Фокин, балетмейстер и друг Анны Павловой, однажды предложил ей поставить танец с участием живой змеи. Во время репетиции змея обвила руку балерины и за весь танец даже не пошевелилась. Примечательно, что сам Фокин, который опасался даже собак, репетицию со змеей на руках принял почти как жертву во имя искусства. А Анне Павловой всегда легко удавалось ладить с животными — от змей и собак до лебедей и медведей.

Источник

Короткий век «Русского лебедя». К юбилею Анны Павловой

Всю недолгую жизнь её носили на руках – сначала Россия, а затем весь мир. Она стала символом балетного искусства и гордостью нашей страны на долгие годы. Её именем названы сорт тюльпанов, венец на Венере, десерт в Австралии, лайнер Национальной авиакомпании Нидерландов и улица в городе Ломоносове Петродворцового района Санкт‑Петербурга.

12 февраля исполняется 140 лет со дня рождения великой русской балерины, командора французского ордена Академических пальм Анны Павловой.

Анна Павлова, 1910 год

Будущая звезда сцены родилась в Петербурге 31 января (12 февраля) 1881 года. В восемь лет девочка впервые попала на спектакль «Спящая красавица» в Мариинский театр, после чего безапелляционно заявила, что будет танцевать на этой сцене.

C первой попытки приблизиться к осуществлению мечты Анне не удалось, в Императорское театральное училище её приняли лишь спустя два года. Зато на афишах Мариинского фамилия Павловой появилась сразу после окончания юной танцовщицей училища в 1899 году – подающая невероятные надежды выпускница была принята в состав солистов, минуя проверку кордебалетом.

Дебют 18‑летней артистки Императорских театров Анны Павловой на профессиональной сцене состоялся 19 сентября 1899 года в балете «Тщетная предосторожность». Спустя три года Павлова перешла на главные партии, а в 1906‑м получила статус балерины, который в Российской империи означал наивысшее положение в труппе, встав в один ряд с примадоннами театра Матильдой Кшесинской, Ольгой Преображенской и Тамарой Карсавиной.

Премьеры Павловой в балетах «Баядерка», «Жизель», «Дочь фараона», «Пахита», «Корсар», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» следовали одна за другой, а от поклонников, преклонявшихся перед неповторимым стилем, шармом, хрупкостью и воздушностью балерины, не было отбоя.

Анна Павлова на сцене

Визитной карточкой Павловой, да и всего русского балета, стала хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен‑Санса в постановке Михаила Фокина, впервые исполненная на благотворительном вечере в Мариинском театре в январе 1907 года. С этим легендарным образом балерина не расставалась до конца своих дней, недаром за границей её называли не иначе как «Русский лебедь».

Анна Павлова в образе Лебедя

В 1908 году Анна Павлова впервые выступила в заграничном турне по Европе, в 1909‑м дебютировала в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, в 1910‑м основала собственную гастрольную труппу, в 1913‑м в последний раз вышла на сцену родного Мариинского театра, а вскоре после начала Первой мировой войны вышла замуж за барона Виктора Дандре, поселилась с супругом в Лондоне и в Россию больше не возвращалась.

Потомок старинного русско-французского рода Виктор Дандре по образованию был горным инженером, но страстно увлекался балетом. Практически сразу после знакомства с Анной Павловой он стал её личным импресарио, причём продолжил заниматься балетом и организацией гастролей русских артистов и после ранней смерти супруги.

Анна Павлова с Виктором Дандре

Анна Павлова в саду своего дома в пригороде Лондона, 1930 год

«Русский лебедь» Павлова блистала на мировых сценах до последнего дня жизни, которая прервалась 23 января 1931 года на гастролях в Гааге. Смерть 49‑летней звезды мирового балета наступила в результате гнойного плеврита. Несмотря на температуру и прогрессирующую пневмонию, отговорить балерину от поездки в Голландию не удалось. Последними словами в жизни символа русского балетного искусства стала фраза: «Приготовьте мой костюм лебедя».

Урна с прахом Анны Павловой хранится в закрытом колумбарии крематория Голдерс‑Грин в Лондоне.

В 1983 году на экраны вышел биографический художественный фильм Эмиля Лотяну, посвящённый жизни и творчеству Анны Павловой. Главную роль в картине сыграла Галина Беляева.

Источник

Анна Павлова: 10 историй из жизни умирающего лебедя и воздушного десерта

12 февраля 2021

140 лет назад в Петербурге появилась на свет будущая великая балерина Анна Павлова. Красавица удивительной судьбы, которая принесла мировую славу русскому балету, запомнилась всем не только как «Умирающий лебедь», но и как легкий десерт на основе меренги.

Даже появление на свет этой хрупкой балерины окутано дымкой тайны. Согласно метрике, родилась Анна 31 января, то есть 12 февраля по новому стилю, 1881 года в госпитале на Кирочной улице в Петербурге. Матерью ее была Любовь Фёдоровна, служившая прачкой, а отцом записан солдат из тверских крестьян Матвей Павлович Павлов, настоящее имя которого, по некоторым данным, было Шабетай Шамаш — он принадлежал роду крымских караимов. Умер Матвей Павлович, когда Анна была еще младенцем. Но ходили слухи, что отцом Анны мог быть известный петербургский банкир еврейского происхождения Лазарь Соломонович Поляков, в доме которого и работала мать Анны. В любом случае, и отчество «Павловна», и фамилия «Павлова» — выдуманные.

Анна Павлова в юности

Тем не менее, жили Анна с матерью скромно, но могли позволить себе редкие выходы в свет: когда девочке было восемь лет, она впервые попала в Мариинский театр — на балет «Спящая красавица». С тех пор у нее появилась мечта — непременно стать танцовщицей. Но с первого раза Анну не приняли в хореографическое училище, она была слишком маленькой и слабой. Через два года она повторила попытку и поступила! Правда, все равно была самой хрупкой и миниатюрной — мощные одноклассницы, готовые к тяжелому физическому труду, называли ее «шваброй». Учеба давалась ей непросто — уклад походил на монастырский, только вот питалась Павлова усиленно, чтобы нарастить мускулатуру.

Природная грация и изящество позволили балерине выделиться на фоне остальных учениц, и сразу же после окончания училища она стала получать «афишные» партии в классических балетах Мариинского театра, минуя кордебалет. Совсем скоро она исполнила партию Авроры из того самого спектакля-детской мечты.

Вскоре Павлова стала музой молодого балетмейстера Михаила Фокина. Она исполняла главные партии в его постановках, специально для нее он поставил знаменитую «Сильфиду» (она же «Шопениана»). Однажды во время прогулки по Венеции была придумана хореографическая миниатюра «Лебедь» на музыку Сен-Санса, которая впервые была исполнена в 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре. Зрителей эта грустная история, рассказанная без слов, тронула до глубины души. В 1913 году Анна Павлова исполнила свой танец перед Камилем Сен-Сансом у себя дома в Лондоне.

Любовь всей ее жизни

Анна Павлова, действительно, была похожа на лебедя. Не только своей грациозностью, но и верностью: лебеди — однолюбы, найдя однажды свою пару, проводят вместе всю жизнь. Первым и, по сути, единственным мужчиной жизни Павловой был Виктор Эмильевич Дандре, потомок знатного рода, предприниматель, знаток искусства и балетоман. Анну не смущала разница в возрасте (он был на 11 лет старше), она с удовольствием принимала подарки, ходила с ним по ресторанам и. стала его любовницей. Но Виктор Дандре не спешил влюбляться в танцовщицу, тем более жениться на ней, поэтому они вскоре расстались.

Спустя несколько лет уже известная на весь мир балерина спасла Виктора Дандре из долговой тюрьмы, оплатив его долги и штрафы, где он оказался из-за обвинений в растрате во время строительства Охтинского моста в Петербурге. Они вновь воссоединились и с 1912 года стали жить вместе в Лондоне, Дандре стал главным распорядителем ее труппы. Детей у них не было — Виктор не разрешал Анне портить фигуру.

Из-за Дандре Анна Павлова была вынуждена расстаться с Дягилевым, с которым начала сотрудничество в 1909 году. К тому времени ее друг Михаил Фокин ушел из Мариинского театра и работал с Сергеем Дягилевым во Франции. Она не только приняла участие в первом представлении «Русских сезонов» в Париже, но и стала их символом. Именно ее фигурку в костюме «Сильфиды» изобразил на известной афише художник Валентин Серов.

Гастроли длиною в жизнь

Еще в 1907 году Анна Павлова создала собственную труппу из 20 артистов, которая с триумфом гастролировала по всему миру. График выступлений был очень плотный, поэтому редкие возвращения на родину расценивались как «русские гастроли». Последние выступления балерины в Петербурге и Москве состоялись в 1914 году. С началом Первой мировой войны балерина обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась. В том числе и потому, что ее муж Виктор Дандре не желал возвращаться после своей скандальной истории с растратой. Зато за 20 лет она побывала более чем в 40 странах! Особенно успешными гастроли всегда были в США.

Родина «Павловой» — не Россия

Где точно придумали десерт «Павлова» — до сих пор точно неизвестно. Конечно, безе со сливками готовили и до XX века, но пирожное под названием «Павлова» появилось то ли в Новой Зеландии, то ли в Австралии. Эти две страны до сих пор оспаривают первенство. По одной из версий, рецепт был придуман в 1926 году поваром отеля в Веллингтоне (Новая Зеландия), в котором остановилась Анна Павлова во время гастролей. Согласно австралийской версии, рецепт разработал шеф-повар отеля «Эспланада» в Перте Герберт Сакс в 1935 году.

«Павлова» — это десерт на основе меренги из яичных белков и сахара с добавлением винного уксуса и крахмала, украшенный взбитыми сливками и ягодами или кусочками фруктов. Чаще всего используются малина, клубника, земляника, а также экзотические маракуйя, киви и персики. Одни говорят, что хрустящая снаружи и нежная внутри меренга напоминает о сильной и выносливой балерине с тонкой душой. Другие уверяют, что воздушная меренга похожа на балетную пачку. Третьи думают, что десерт без муки со свежими фруктами вполне может себе позволить даже балерина.

«Дедушкой» десерта «Павлова» считается австрийский десерт-суфле под названием Spanische Windtorte, который состоял из нескольких слоев безе, наполненных взбитыми сливками и фруктами. Такой торт пекли в конце 1700-х годов на кухнях Габсбургов, одной из величайших королевских династий Европы.

Не только десерт

Ее именем называли духи, шляпки и даже самолеты. Но мало кто знает, что торт-безе — не единственное блюдо, названное в честь балерины Павловой. Также в начале XX века в Англии была известна клубника «Павлова» — фруктовый лед из клубничного сока, подаваемый с целыми ягодами малины. А еще в Нью-Йорке пытливыми гастрономами были обнаружены лягушачьи лапки «Павлова»!

Холодным январским утром 1931 года Анна Павлова едет на поезде в Нидерланды. Она продрогла в слишком тонком пальто, да еще по пути на нее с полки упал тяжелый кофр, ударив по ребрам. На станцию в Гааге она прибывает уже больной, оказывается — воспаление легких. Говорят, врачи хотели откачать жидкость, а для этого требовалось удалить ребро — но Виктор Дандре не разрешил делать такую операцию, ведь Анна не сможет танцевать, а значит, зарабатывать. Спустя неделю одна из величайших балерин XX века умирает, за месяц со своего пятидесятилетия. По иронии судьбы Виктор Дандре не смог предоставить бумаги, что они с Анной были официально женаты (а были ли), и ему не досталось ничего из ее наследства.

Источник



Лебединое озеро с анной павловой

July 23rd, 2016, 02:11 am

В 1908 году Анна Павлова первая станцевала танец «Умирающего лебедя».

Сейчас мало кто знает, что этот танец балетмейстер Михаил Фокин придумал именно для Павловой и это был самый известный танец Павловой.

Говорят, что Фокин расплатился этим моноспектаклем с Аннушкой за денежный долг, но столь ли важно, что натолкнуло его на идею создания этого шедевра. Костюм создал художник Леон Бакст , а Павлова приколола на него алую брошь, символизирующую рану лебедя.

Этим лебедем Анна говорила Дандре о своей боли, о годах разочарования и потерянной любви. Ее нежные, гибкие руки взлетали, точно крылья, и когда лебедь опускался на землю, чтобы испустить последний вздох, она мечтала умереть, чтобы упрекнуть его своей смертью.

Увидев этот танец, композитор Камиль Сен-Санс воскликнул: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»

«Первая поездка в Ригу. Из Риги мы поехали в Гельсингфорс, Копенгаген, Стокгольм, Прагу и Берлин. Всюду наши гастроли приветствовали как откровения нового искусства», – пишет Павлова.

Лебедь родился из печали и тоски в душе Анны, и уже затем обрел реальные черты под рукой Фокина и Бакста, чтобы подняться в небо, зачарованный музыкой Сен-Санса. Полетел смертельно раненной птицей, чей полет очень скоро закончится. Это ведь Анна приколола к платью лебедя кроваво-красную брошь, она обнажила эту многолетнюю рану, выставив ее на всеобщее обозрение. Пусть все видят, как мне больно. Пусть ОН знает!

Но тот, кто должен был прочесть послание умирающей от любви и унижения женщины, воспринял образ лебедя по-своему. Сделавшись импресарио Анны, Дандре множество раз заставлял фотографов снимать Павлову в компании ее любимого лебедя Джека, живущего в Айви-Хаусе. Изначально у Джека не были подрезаны крылья, так как Анна не желала калечить птицу и надеялась, что тот полюбит их и задержится в имение добровольно. Но после того, как любимец совершил побег, Дандре приказал проделать операцию.

Лебедь с подрезанными крыльями – любимая игрушка Анны Павловой, стал символом другого пленника Айви-Хауса – Виктора Дандре.

Понимая, что вот-вот умрет, Павлова попросила одну из своих балерин Нину Кирсанову сходить в русскую церковь и помолиться за нее.

В разговоре с журналистами рыдающий Виктор Дандре сообщил, что перед смертью Анна обратилась к нему и слабеющим голосом попросила: «Принесите мне мой костюм лебедя», после чего не произнесла больше ни слова.

На следующий день в театре звучала музыка Сен-Санса «Умирающий лебедь», но ни одна балерина не посмела выйти вместо легендарной Павловой, весь ее путь прочертил на совершенно пустой сцене луч прожектора. Зрители смотрели на это действие стоя, многие рыдали. Так администрация театра дала понять, что Анны Павловой больше нет на этой земле.

Замечательно то, что смерть Анны Павловны сделала как бы невозможным исполнение этого танца. Почувствовали ли сами исполнительницы недопустимость этого или поняли, что публика примет это за профанацию, но «Лебедь» исчез».

Когда Анна умерла и Виктор произнес рекламную фразу относительно лебединого костюма, вслед за любимой хозяйкой из Айви-Хауса улетела лебедиха, и лебедь с подрезанными крыльями остался один.

Источник

Adblock
detector