Меню

Лебединое озеро с рэпом

Восемь самых ярких «Лебединых озер»

На днях Москва впервые увидела «Лебединое озеро» Мэтью Борна. Среди современных прочтений «Лебединого» этот балет, возможно, самый титулованный, но не самый изобретательный. Бывали версии и поинтереснее. Подробнее о них и балете Борна — обозреватель «Известий» Светлана Наборщикова.

1. Ленинградский государственный театр оперы и балета, постановка Агриппины Вагановой (1933).

Балетный вариант повести о лишнем человеке. У истоков замысла стоял Максим Горький. 25 ноября 1931 года в газете «Правда» он предложил коллегам-писателям поразмыслить над серией романов под условным названием «История молодого человека XIX столетия». «Почему только писатели?» — обиделись балетные и изобразили на сцене господский дом с заросшим парком. Меланхолический граф (вылитый Лемешев в роли Ленского) гнался за лебедем (одна из лучших довоенных партий Галины Улановой) и забывал про невесту, дочку соседского помещика. В финале лебедя-мечту поражал охотничий выстрел. На место танцовщицы из люка поднимали бутафорскую птицу, а граф закалывался невесть откуда взявшимся кинжалом.

2. Гамбургский балет, постановка Джона Ноймайера (1976).

История короля Людвига Баварского, известного как король-лебедь. Людвиг, подобно Лоэнгрину, плавал по озеру в лебединообразной ладье, утонул при невыясненных обстоятельствах, и Петр Ильич Чайковский, писавший в это время свое «Лебединое озеро», был потрясен его гибелью. Все это исторические факты. Явление Людвигу двойника в образе моцартовского «черного человека» — домысел Ноймайера. А также повод для постановки красивейших мужских дуэтов. Балет, постоянно идущий в Гамбурге, стоит смотреть в любом случае, но особую привлекательность он имел, когда роли короля и двойника исполняли братья-двойняшки Отто и Иржи Бубеничеки.

3. Королевский балет Великобритании, постановка Энтони Доуэлла (1987).

Английское представление о русской тяге к vodka. Действие происходит в Петербурге конца XIX века. Принц, затянутый в мундир со звездой, — не кто иной, как наследник русского престола (исполнение этой роли чернокожим кубинцем Карлосом Акостой придает зрелищу особую пикантность). Великосветское общество в маскарадных костюмах а-ля рюс веселится возле ограды Летнего сада. Наставник в чеховских сюртуке и пенсне непрерывно прикладывается к фляжке и, нагрузившись, засыпает на скамейке. Кавалергарды во главе с наследником тоже пьют и у озера появляются едва передвигая ноги. Вопрос, были ли лебеди на самом деле или они привиделись герою в алкогольных галлюцинациях, остается открытым.

4. Кульберг-балет, постановка Матса Эка (1990).

Шведский вариант «Гамлета» с углубленной линией инцеста. Принц почти не обращает внимания на Одетту и явно тяготеет к матери. Впрочем, лысая Одетта и ее спутницы-лебеди настолько уродливы, что Принца можно понять.

5. Большой театр, постановка Владимира Васильева (1996).

Балет о конфликте отцов и детей. Под влиянием русских сказок Одетта-Одиллия превратилась в Царевну-лебедя. Злой волшебник Ротбарт оказался папой и соперником Принца. Спектакль вызывал смех, пока роль Царевны не освоила Анастасия Волочкова. В ту пору ее цветущий вид и техничный танец еще находились в приятной глазу гармонии.

6. Театр фон Крааль, постановка Саши Пепеляева и Петера Ялакаса (2003).

«Лебединое озеро» как энциклопедия русской жизни. Принц Зигфрид ассоциируется с Лениным, Одетта — с революционной Россией. Собственно сюжет состоит в том, что на некую планету, как в фильме «Кин-дза-дза!», прилетают лихие бунтари-романтики. Бравые парни будят спящее болото, некогда бывшее озером. Полюбовавшись на результаты своих трудов — на экране бег трактора по вспаханному полю, раскаленная лава из домны, марширующие физкультурники и прочие страницы нашей истории, реформаторы улетают восвояси. В странах, где еще помнят об «империи зла», спектакль пользуется успехом.

7. Балет «Трокадеро де Монте-Карло», постановка Трутти Гаспаринетти (по Льву Иванову).

Мужчины из «Трокадеро» посягнули на святая святых — лебединый акт. Пародия получилась мастерская. Мускулистый кордебалет напоминает стаю разъяренных гусынь. Злой гений в тюрбане из перьев гоняет подопечных как заправский сутенер. Маленький оруженосец Принца пытается завязать интрижку с Одеттой. Его долговязый хозяин в белокуром паричке так глубоко осваивает роль мечтателя, что выходит на непредусмотренную вариацию. Одетта кокетничает сразу с тремя мужчинами, включая Злого гения, но не забывает о профессиональном долге. Вариация и кода исполняются с мастерством «Светланы Лоуфэткиной». Смешно настолько, что хохот публики заглушает оркестр.

8. «Бэк Роу Продакшнз»и «Нью Эдвенчерз», Великобритания. Режиссер и хореограф Мэтью Борн. Музыка П.И.Чайковского

Хореограф рассказал историю наследника, на которого королева, занятая государственными обязанностями, не обращает ни малейшего внимания. Взрослый принц, обделенный материнской любовью, имеет проблемы с женщинами и ищет счастья в стае лебедей.

Лондонская премьера балета в 1995 году совпала со скандалами в английской королевской семье. Принцесса Диана разводилась с принцем Чарльзом. Чарльз не скрывал романа с Камиллой Паркер-Боулз. Елизавета хранила гордое молчание. На этом фоне балет Борна выглядел по меньшей мере провокационным. Тем более что исполнитель роли Принца Скотт Эмблер был как две капли воды похож на Чарльза, а белокурый соблазнитель, которого станцевал Адам Купер, странным образом напоминал и Диану, и Камиллу.

Источник

Лебединое озеро: от провала к мировой славе

«Балет — это вещь, не имеющая прочного существования», — считал Пётр Ильич Чайковский, и у него на то были достаточно веские основания.

В 60-70 годах 19 века композитор не связывал с балетом никаких серьёзных намерений. Как отмечал Юрий Бахрушин, театральный критик и историк балета, сценическая жизнь нового спектакля не превышала десяти-двенадцати представлений в год. Те балеты, которые задерживались в репертуаре театров шли два-три раза в год, да и в целом, больше пяти лет на сцене не задерживались. Первая постановка «Лебединого озера» в репертуаре Большого театра прожила дольше — шесть лет — и шла, в общей сложности, тридцать девять раз.

В те годы музыка зачастую просто «обслуживала балет», не представляя собой отдельного произведения. Зрители спокойно относились к композициям Минкуса или Пуни.

«Чайковский не стремился к роли реформатора в балетной музыке: его балет так же подчинялся условиям балетмейстера, известному чередованию различных па, соло и ансамблей, как и всякий другой. Разница заключается лишь в мастерстве техники, изяществе, гармонии, мелодической изобретательности и т. п. вещах, составляющих принадлежность таланта г. Чайковского», — отмечал музыкальный критик Николай Кашкин.

чайковский

Василий Сварог (Курочкин). Портрет Чайковского. 1940

Стоит сказать, что Чайковский был человеком весьма практичным, его всегда интересовала дальнейшая судьба его сочинений. Поэтому он старался максимально задействовать свою не вышедшую «в свет» музыку, вставляя её в новые произведения.

Несмотря на то, что изначально композитор не хотел связываться с балетом, заказ от дирекции московских театров на музыку к «Озеру лебедей» он принял. В те годы его финансовое положение было достаточно тяжёлым, существовать приходилось только на небольшое консерваторское жалованье.

В отличие от сегодняшнего дня, тогда труппа Большого театра считалась периферийной, у них постоянно были сложности с хореографами, сменяющих один другого. Будущий постановщик первого «Лебединого озера» — чех Вацлав Рейзингер — имел репутацию малоспособного балетмейстера. И Чайковский об этом прекрасно знал, так как был искушённым зрителем.

вацлав

Вацлав Рейзингер, хореограф

Либретто и программа были сделаны на скорую руку, оркестр перед премьерой репетировал всего два раза. Это всё осложняло задачу композитора, которому приходилось изучать балетные партитуры в библиотеке: Рейзингер не особо желал выходить на контакт. Над либретто вообще работала группа заинтересованных лиц, художественные вкусы которых сильно различались.

Провал первой постановки балета 1877 года Чайковский перенёс стойко, так как пережил это всё ещё на стадии подготовки к нему. Это видно по его воспоминаниям о репетициях, в которых явно прослеживается ирония: «Если б ты знал, до чего комично было смотреть на балетмейстера, сочинявшего под звук одной скрипочки танцы с самым глубокомысленным и вдохновенным видом. Вместе с тем завидно было смотреть на танцовщиц и танцоров, строивших улыбки предполагаемой публике и наслаждавшихся лёгкой возможностью прыгать и вертеться, исполняя при этом священную обязанность».

Кстати, именно по настоянию композитора в финальной сцене гибели героев было устроено настоящее наводнение. Он очень увлекался теми сценическими эффектами, которые предлагал театр, и балетов без превращений не любил.

«Лебединое озеро» считается произведением переходным: драматургические принципы балетной музыки в нём ещё не подверглись решительному видоизменению. Однако, симфонический метод расширил возможности танцевальной музыки во всех планах: и в психологическом, и в действенном. Музыка стала не только ритмической канвой для танца, но и обрела самостоятельный художественный смысл.

Балетный театр 19 века рассматривал драматическое начало только лишь с точки зрения зрелищности. Грубо говоря, он был лишь замаскированной формой танцевального концерта. Сюжет был поводом для танца, но эпизоды не были скреплены фабулой. Как писал музыкальный критик Герман Ларош: «Кто же ходит на балет ради сюжета?». Поэтому Чайковский не особенно уделял внимание драматизму и писал музыку, которую можно было бы слушать и вне балета.

Музыкальная сторона первой постановки «Лебединого озера» явно преобладала над хореографической. Ларош отмечал, что при другой хореографической редакции и при других декорациях произведение «приобретёт интерес и помимо прелестной партитуры».

Стоит отметить, что «Лебединое озеро» — это определённая эпоха в истории искусства — европейский романтизм. Оно хранит дух сказчно-идеального рыцарства, открытости и наивности чувств и ликующей эмоциональности. Образ Одетты — идеал небесной, трагически-недосягаемой любви.

ПЕРВАЯ ПОСТАНОВКА РЕЙЗИНГЕРА

гаанен

Художник Ф. Гаанен для декора 2-го акта, Москва 1877 г.

В 1895 году «Лебединое озеро» появилось в Петербурге, но уже в совсем другой версии. Во всех известных нам сегодня редакциях Одетта и её подруги предстают лебедями, потому что они заколдованы злым колдуном Ротбартом, но вот в либретто 1877 года эта история отсутствовала. Образ лебедя был символом не плена, но свободы, а Одетта и вовсе не была обычной земной девушкой, превращённой в птицу, она было доброй феей — волшебным и загадочным существом, которой подчинены силы природы, хранящие её от зла.

В первой постановке жизнь лебедей на озере естественна. Более того, эта редакция содержит в себе психологический нюанс — когда-то рыцарь погубил мать Одетты, поэтому она настороженно относится к Зигфриду. Её жизнь в его руках, его любовь может избавить её от «семейного рока» или принести ей гибель, всё зависит только от его действий. Озеро появилось из слёз дедушки Одетты, который оплакивал любимую дочь. Одетта находится под строгим надзором мачехи-совы. Зигфрида для неё — это губительный призрак прошлого. Её беда в том, что она любит его, а для магического существа — тот, кого ты страстно любишь, и станет причиной твоей гибели.

Девушки-лебеди отличаются от других птиц тем, что у них на голове корона из перьев, которая хранит магическую силу. Если её украсть — они станут обычными девушками. Этот переход из мира волшебного в мир реальный сулит и счастье, и невзгоды, присущие действительности, от которой волшебство больше не спасёт. Они становятся уязвимы для всего — старости, болезней, опасностей — всего того, что фее угрожать не может. И именно корона защищает героиню от мачехи. Когда Зигфрид в конце срывает её, он губит и её, и себя.

Такой сюжет сложно выразить языком танца, поэтому первая редакция и оказалась такой слабой. Вторая петербургская редакция держалась на сцене до 1933 года, пока к авторскому замыслу не обратилась Агриппина Ваганова.

Читайте также:  Реки озера чили кратко

В последующих после 1877 года постановках мачеху-сову постепенно вытесняет персонаж Ротбарт. И так как «семейная драма» в итоге исчезла с появлением никак к ней не относящегося Ротбарта, то в 1895 году он уже предстаёт просто злым колдуном, который превратил девушек в лебедей. Поначалу он был лишь заменой совы и во втором акте на сцену вообще не выходил. Расширение его функций появится значительно позже.

Все исправления либретто привели к тому, что в финальной сцене стали показывать не срывание короны как магической защиты, а битву Ротбарта с Зигфридом. Хотя момент отрывания крыла и отсылает нас к сцене с короной.

В 1877 году Зигфрид совсем не был положительным персонажем. Одетта не простила ему измены и собиралась покинуть его. Именно тогда он и срывает с неё корону, пытаясь силой заставить её быть с ним. И гибель Зигфрида — это наказание, потому что по замыслу авторов спектакля, нельзя стать счастливым через насилие.

В романтическую эпоху образ лебедя соединял два на первый взгляд противоположных начала — свободы и смерти. Отсюда и мотив — рождение свободы через смерть. Лебединая песня — песня прощания с миром и благословения небес. Но стоит отличать романтизм от декаданса, потому что балет завершался мажорным светлым апофеозом — после разразившейся бури перед зрителем предстаёт картина успокоенной стихии как вера в обновляющую силу природы. Красота восторжествовала над смертью, которая может прервать, но не может прекратить жизнь.

НОВЫЙ СЮЖЕТ ПЕТИПА И ИВАНОВА

петипа

В 1895 году хореограф Мариус Петипа и композитор Ричард (Риккардо) Дриго возродили забытый балет Чайковского. Они хотели дать ему новую жизнь, в которой бы учитывались все изменения, произошедшие за это время и в жизни, и в искусстве. Но они столкнулись с рядом трудностей: громоздкий сценарий с кучей подробностей, огромное количество музыки и т. д.

«Лебединое озеро» в редакции Петипа стало предельно ясным и чётким, хотя и с сокращённой партитурой, и с потерей романтизма и психологизма. Балет стал сказкой, в которой добро и зло очень чётко разделены и противопоставлены. Возрождение неудавшейся постановки было для Петипа делом чести, а также актом благодарности Чайковскому за «Спящую красавицу». Вот только эту версию сам композитор уже не застал, так и посчитав свой первый балетный опыт полностью провальным.

Над новой постановкой Петипа работал вместе с Львом Ивановым. И если у Петипа всегда был свой стиль, который не особо зависел от музыки, то Иванов очень тонко чувствовал музыку и зарекомендовал себя как лирический хореограф. Он верно ощутил поэтическую структуру в музыке Чайковского и менял части местами именно так, чтобы они были логичны и сочетаемы.

Перед Ивановым стояла непростая задача. Вальс на озере изначально лишён мрачных тонов, ведь в первоначальной версии девушки не тяготились проклятием. Хореограф имел дело с той же музыкой, но совершенно другим сюжетом. Однако, он нашёл выход: его Одетта не стала страдающей девушкой, а оказалась очарованной душой, полной трепетного просветления. Она уединилась от мира, нашла желанный покой, и только любовь к Зигфриду пробуждает в ней жажду вернуться к прошлой земной жизни. Его Одетта — робкое и беззащитное создание. Гордая и замкнутая девушка — воплощение трагического бессилия добра перед земным коварством и волшебным злом.

У Иванова кордебалет приобретает новую функцию — он олицетворяет внутреннее состояние девушки, её мысли и чувства. Таким образом, у кордебалета нет и не может быть своей личной драмы. Утратив оперение птицы, Одетта должна утратить и свой «лебединый хор».

Танцы лебедей демонстрируют разные стороны внутреннего мира Одетты: в танце маленьких лебедей — весёлую, юмористическую, и по-детски игривую; в танце больших лебедей — вольную полётную стихию; а вариация Одетты — это монолог об одиночестве, стремлении к полёту, скованному неволей.

В спектакле Петипа-Иванова кордебалет белых лебедей прорывали чёрные лебеди. По задумке Петипа, они должны были контрастировать со стройными рядами белых, резвиться вокруг них. Но в итоге, чёрный лебеди просто повторяли движения белых, как символ мрачных мыслей, проникающих в это безмятежное царство.

Петербургская постановка 1895 года имела трагический финал: герои кончали жизнь самоубийством. И это было не совсем логично, потому что Ротбарт в финале не появлялся, озеро из берегов не выходило, а значит и причин для этого поступка не было. Но Чайковский придал финалу черты роковой и фатальной неизбежности.

Pas de deux Одиллии и Зигфрида — одно из лучших решений Петипа. Он ввёл на сцену Одиллию и Ротбарта сразу после благопристойного и скучного вальса невест, внеся смуту. Одиллия появляется на сцене в образе королевы, вершительницы судеб. В отличие от Одетты, чьи движения показывают замкнутость и уход во внутренний мир, движения Одиллии широкие и властные, она завоёвывает зал раскрепощённой женственностью и коварством.

майа

Майя Плисецкаяя в роли Одетты и Одиллии. Движения рук Одетты

защищают внутренний мир героини. Движения рук Одиллии властные

и направлены во внешний мир.

ДРУГИЕ РЕАДКЦИИ

горский

Все версии, поставленные уже в 20 веке, опирались на редакцию 1895 года. Он стал не просто годом возрождения, но годом появления именно того «Лебединого озера», которое мы знаем сегодня.

В 1901 году балет вернулся на московскую сцену в редакции Александра Горского. Сначала он практически полностью повторял версию Петипа-Иванова. Однако в 1920 году хореограф предпринял попытку создать оригинальную сценическую версию балета, усилив драматическое и социальное начала, заострив конфликт мечты и быта. Он также значительно изменил трактовку сюжета и танцевальную пластику. Эта постановка оказалась не по душе ни зрителям, ни артистам, поэтому в 1922 он вернул свою изначальную версию. Тем не менее, этот его эксперимент стал основой для последующих редакций Вагановой и Григоровича.

Одной из главных ошибок Горского стало игнорирование музыки, которую он воспринимал лишь как приложение к балету. Но Горскому удалось структурно перестроить первый акт так, что он смотрелся куда более органично, чем у Петипа. Много внимания он уделил воссозданию исторической эпохи, создав не волшебную сказочную страну, а мир средневековой легенды, в котором присутствовали шут, танец масок и факельное шествие. Позднее бал в средневековом духе появится в постановке Вагановой, Лопухов усилит рыцарские черты в образе Ротбарта, а Григорович и вовсе повернётся в сторону средневековой легенды.

Наиболее интересные интерпретации «Лебединого озера» в 20 веке можно условно разделить на те, которые следовали драматургической и идейной концепции 1895 года (Лопухов, Сергеев, Бельский), и те, которые с ней порывали (Ваганова, Бурмейстер, Григорович).

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ВАГАНОВОЙ

ваганова

Мариинский театр. Фото Евгения Рагузина. 1936

Агриппина Ваганова в 1933 году перенесла действие спектакля из поэтичного средневековья в романтическую Германию начала 20 века. Зигфрид стал графом и «мелкобуржуазным» мечтателем. Ротбарт оказывается не волшебником, а обедневшим помещиком, который надеется поправить материальное положение выгодным замужеством дочери Одиллии. Сценическую концепцию устанавливал не столько хореограф, сколько сценарист, искавший вдохновение и пересечение отображения миров в литературной классике, а именно у Гофмана. Сохранив классические композиции Петипа-Иванова, Вагановский спектакль, по сути, продолжал редакцию Горского: в разделении ролей Одетты и Одиллии, в таинственной игре масок.

Первый акт балета у Вагановой приобрёл логичность и ясность, он был поставлен совершенно иначе, чем у Петипа. Только пострадала музыка Чайковского, с которой обходились достаточно вольно: так музыкальное вступление вообще было заменено на увертюру из оперы «Воевода».

Зигфрид в её постановке впервые занял своё центральное место в действии, хотя и не имел своей развёрнутой музыкальной и танцевальной характеристик. Он представал лирическим героем, с томиком стихов в руках и в студенческом берете. Не существовало озера вне героя; Одетта потеряла имя, оставшись просто Лебедем — символическим образом мечты героя, принимавшим земной облик лишь в представлении графа.

Образ рока и зловещей судьбы воплотился в грозе, обрушившейся на Зигфрида в осеннем парке как предчувствие надвигающейся беды. Мёртвый лебедь внушал графу ощущение тревоги. Этот эпизод предвещает финал балета, в котором Ротбарт, отправившийся на охоту после сорванной помолвки дочери, подстреливает Лебедя. Все фантастические сцены имели логическое обоснование, а Лебедь стала видением Зигфрида, старавшегося убежать от реальности.

В последнем акте выход Одетты — это стремительный бег-танец, агония смертельно раненого Лебедя. Этого не было в редакции 1895 года, но здесь требовалась динамика, которая бы передавала лихорадочно-мучительное состояние умирающей птицы, на костюме которой даже были капли крови.

В последующих постановках выдвигание Зигфрида на первый план было поддержано и Лопуховым, и Бурмейстером. У Григоровича танец героя организует действие и связывает отдельные эпизоды.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДВОЙНИК ГРИГОРОВИЧА

григорович

Идея полностью переделать «Лебединое озеро» пришла к Григоровичу не сразу. Изначально перед ним стояла задача лишь немного освежить тот спектакль, который уже шёл на сцене Большого театра.

В планах у хореографа было сохранение pas de deux Одиллии и Зигфрида и Ивановской «лебединой» картины, но, как и перед Вагановой, стояла проблема соотнести это с новыми замыслами. Григорович искал выход в музыке Чайковского, опираясь на неё он искал пути к новой хореографии и сценической драматургии. Он уходит от конфликта «быт-мечта». Первое действие делает намеренно излишне пышным, создавая контраст внутреннего мира героя, который, однако, не вступает с ним в прямой конфликт. Он старался избежать героя меланхоличного, рефлексирующего и сентиментального.

Изначально хореограф задумывал почти триллер. Сцена Дня рождения — центральное событие сюжета, здесь впервые герой ощущает разлад с самим собой, ощущая скорую встречу с судьбой и находясь на границе раздвоения личности в образе чёрного двойника, рыцаря зла Ротбарта.
Григорович постоянно искал ответ на вопрос, кто такой Ротбарт. Его не устраивала версия абстрактного волшебника, который по непонятным причинам преследует лебедей. Так в его изначальных замыслах Ротбарт появлялся достаточно эффектно: в один момент Зигфрид вдруг обнаруживает напротив него за пиршественным столом человека.

Одетта и Одиллия сливаются в некий единый женский мир, который противостоит мужскому миру Зигфрида. Это олицетворение душевного раскола героя, стремящегося к идеальной любви, но оказывающегося в плену житейской страсти.

По другой первоначальной задумке хореографа Ротбарт также не предстаёт абстрактным носителем зла. Это именно он ведёт Зигфрида на озеро, он открывает ему Одетту, и он же препятствует их счастью, представляя ему оборотную сторону идеала — Одиллию. Но в итоге, образ Ротбарта остался неизменным.

Главного героя выявляла не лирическая интродукция, а бравурная музыка — вступление к празднику. Принц больше не предстаёт романтическим героем, его не терзают тайные думы и сомнения, он активно принимает участие в празднике, проходит обряд посвящения в рыцари. Только с угасанием праздника в герое начинает назревать тревога.

Во второй картине Григорович сочинил мужской дуэт Зигфрида и Ротбарта. Танец Зигфрида дублировал танец своего двойника. В пластике Ротбарта прослеживаются «лебединые» движения, они не имитируют взмахи крыльев, но приобретают «колдовское» звучание. Этот танец создаёт образ бегства на озеро в объятия чёрной зловещей тени судьбы, указывающей путь в лебединое царство.

Конфликт Зигфрида и Ротбарта продолжается на озере. Ротбарт оставляет героев наедине, но появляется к концу рассказа Одетты, препятствуя тому, чтобы они были вместе. Ротбарт отступает назад и притягивает принца. Руки Зигфрида тянутся к Одетте, а тело подчиняется двойнику.
Танцы невест у Григоровича лишены национального колорита и переведены в классику. Они построены как сольные женские вариации с активным аккомпанементом кордебалета-свиты каждой принцессы.

Читайте также:  Наше озеро в прошлом

Выход Ротбарта и Одиллии вносит в действие ноту таинственности, танец становится началом колдовства. Ротбарт руководит движениями Одиллии, постоянно всматриваясь в реакцию принца, который тянется к женщине, поражённый и её схожестью с Одеттой, и её красотой.

В финале у Григоровича умирает только Одетта, а раскаявшийся Зигфрид встаёт на одно колено в знак вечной верности своему идеалу. Хореографу было важно показать именно момент душевного раскаяния героя.

Спектакль в таком варианте был показан всего два раза в 1969 году. Расхождение с канонической версией Петипа-Иванова вызвало острую критику. От неё не спасло даже то, что Григорович максимально вернулся к первоначальному замыслу самого композитора. До «Лебединого озера» он уже ставил несколько других балетов на музыку Чайковского, и отлично понимал его музыку. В итоге, пришлось идти на компромиссы и подстраиваться под желаемую публикой трактовку. Постоянные изменения в балете привели к финалу со счастливым концом, где любовь побеждает смерть. Именно такое окончание истории мы и видим сегодня на сценах большинства мировых театров.

Летний театральный фестиваль «Точка доступа». Программа

Источник

Мужское «Лебединое озеро» и «Золушка» c лётчиком: Чем прославился скандальный балетмейстер Мэтью Борн

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Танец маленьких лебедей» в исполнении брутальных танцовщиков год за годом эпатирует публику и вызывает то насмешки, то негодование. Однако постановки сэра Мэтью Борна, режиссера скандального «Лебединого озера», гораздо глубже, сложнее и психологичнее, чем этот шутливый танец мужчин в панталонах из перьев. И в каждой из них за юмором и гротеском скрывается драматичная история, понятная без слов…

Сэр Мэтью Борн.

Борн родился в 1960 году. В подростковом возрасте он стал «охотником за автографами» и посетил множество театральных постановок. Занимался распространением билетов в театральном агентстве, был капельдинером в Национальном театре – сцена притягивала юношу, как магнит. Борн поздно пришел в танцевальную сферу как исполнитель – в двадцать два он поступил в Лабановский центр движения и танца в Дептфорде и в последний год обучения даже принимал участие в постановках. Однако с детских лет его привлекала режиссура. Еще ребенком он пытался организовать собственный танцевальный коллектив! И, получив степень бакалавра искусств, Борн основал собственную танцевальную труппу — Adventures in Motion Pictures (сейчас она называется New Adventures). Само название, которое можно перевести как «Приключения в живых картинках» (т.е. в кино или в мультипликации), говорит о стилистических ориентирах Борна. Он никогда не хотел ставить настоящие балетные постановки. Он вообще не собирался ставить балет – ни классический, ни современный. Он хотел, чтобы было «интересно, как в кино».
Самые свои скандальные работы он создал в 1990-х – и они до сих пор будоражат зрителей и критиков, а консервативно настроенную публику повергают в шок.

Лебедь и Принц.

Постановка «Лебединого озера» косвенно связана с несколькими скандалами в королевской семье Виндзоров, а критики находят в ней связь с биографией короля Людвига Баварского (любимый образ лебедя и психиатрическая больница) и самого Чайковского. Зритель видит историю депрессивного Принца, который не находит понимания в своей семье и постепенно погружается в пучину скандалов. Только плюшевая игрушка-лебедь спасала его в детстве от кошмаров – но любовь к Лебедю погубит Ппринца… «Лебединое озеро» Борна – ода маскулинности как неукротимой жизненной силе. Его лебеди – не трогательные существа, а хищные, жестокие, страшные птицы, жуткие химеры. На вопрос о понимании «Лебединого озера» как истории любви между мужчинами Борн отвечает, что такое прочтение вполне допустимо, но не является единственно возможным. В первую очередь, «Лебединое озеро» — это спектакль о поиске силы, о стремлении обрести свободу. Каждый из нас хотя бы раз думал – вот бы кто-то сильный пришел и решил все мои проблемы! За «Лебединое озеро» в 1999 году Борн получил премию «Тони» в двух номинациях. Кроме того, у него более тридцати престижных театральных наград, а в 2016 году принц Чарльз посвятил Мэтью Борна в рыцари.

Золушка и ее принц - раненый летчик.

В других своих работах, менее известных широкому зрителю, Борн остается верен сочетанию иронии и психологизма, китча и бунта. События «Золушки» переносятся в Лондон в разгар Второй мировой войны, а принц превращается в раненого летчика, которым увлечена и мачеха главной героини. Жуткий госпиталь, галлюцинации, намеки на лоботомию, бомбежки и мрачные тона… Но героям покровительствуют волшебные силы, а значит, хэппи-энд неизбежен.

Сцена из балета Щелкунчик.

Действие «Щелкунчика» происходит в детском приюте, где, устав от нищеты, несправедливости и жестокости, юная Клара развлекает себя красочными фантазиями. Но раз за разом Щелкунчик – мальчик, который ей нравится – ускользает от нее. Китчевые декорации, костюмы и забавные танцевальные па не обманут внимательного зрителя: здесь разыгрывается настоящая трагедия. Но Клару сопровождают ангелы-хранители, направляющие заблудшего Щелкунчика в ее объятия.

Сцена из балета Щелкунчик.

«Спящая красавица», таймлайн которой отсылает зрителей к истории создания оригинального произведения Чайковского — это… готическая вампирская сага. Борн использует сюжетные линии «Ромео и Джульетты» и «Сумерек», развлекая, запутывая и интригуя зрителей. Любовь Красавицы расцветает на фоне войны вампирских кланов.

Спящая красавица.

Спящая красавица.

Впрочем, и собственные «Ромео и Джульетта» у него есть – в жанре антиутопии. Трудные подростки, заключенные в исправительный лагерь, борются с безжалостной системой за право чувствовать и любить. В 2005 году Борн адаптировал для сцены фильм Тима Бертона «Эдвард – руки-ножницы», буквально интерпретировав сюжет и образы персонажей.

Ромео и Джульетта.

Эдвард - руки-ножницы.

Конечно, создатель «мужского танца маленьких лебедей» предал бы самого себя, если бы не поставил танцевательный спектакль по мотивам романа Оскара Уайльда «Дориан Грей» — это одна из самых «несказочных» работ Борна. Здесь нет места клоунаде и юмору. События ожидаемо переносятся в наши дни, Дориан становится фотомоделью, а сама постановка представляет собой брутальный, минималистичный хоррор. Столь же сурово выглядит «Кармен», где сюжет разыгрывается на фоне автомастерской.

Дориан Грей.

Борн – чистый постмодернист. Он использует классическую музыку и опирается на классические сюжеты, однако трактует их по-своему, и всегда оказывается точнее, ближе современному зрителю, раскрывает музыкальную тему с новой стороны. Он использует штампы масс-культуры и популярные танцевальные направления — бальные танцы, фольклор, степ, буги-вуги… Нередко классический балет оказывается включен в его нетрадиционные постановки – и кажется неестественным, наигранным. Его интерпретации, наполненные культурными и политическими отсылками, рассказывают о грусти и одиночестве, о тревоге и неуверенности, о мучительных поисках понимания. Клара, потерявшая своего Щелкунчика в вихре сюрреалистического карнавала, одинокий Принц, ищущий защиты у Лебедя, Золушка, выжившая во время бомбежки в военном Лондоне – все потерянные, измученные герои Борна в финале обретают счастье. Борн шокирует – но вселяет надежду. И в этом – секрет его успеха.

Какая она — красота балета вне сцены — можно увидеть, взглянув на 20 изумительных правдивых фотографий от российской балерины
Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

«Лебединое Озеро» как балет счастья и горести советского человека

«Лебединое озеро» занимает особое место в менталитете советского человека. Его включали по телевидению СССР в дни смерти генеральных секретарей, а в 1991 году он сопровождал события августовского путча, заняв собой все каналы телевещания. Лайф узнал историю постановки Петра Ильича Чайковского и выяснил, как у неё получилось стать спутником больших потрясений Советского Союза.

Фото: © РИА Новости/Олег Макаров

Сегодня в это трудно поверить, но в конце 19 века, когда на сцене Большого театра состоялась премьера «Лебединого озера», его преследовал провал за провалом. Первые показы не находили отклика в душе зрителей, так что постановку принялись дополнять и переписывать. Классическая версия спектакля, привычная нашим современникам, сформировалась окончательно в 1895 году, спустя восемнадцать лет после премьеры в Большом.

Зрителям и критикам того времени «Лебединое озеро» часто казалось постановкой грустной и даже упаднической. Пройдёт ещё полвека, пока он не станет главной постановкой в истории Большого театра и всего советского балета, а затем не превратится в символ горестей и утрат, свободы и перемен.

Принцы и принцессы

Фото: © РИА Новости/Александр Макаров

«Лебединое озеро» — пересказ старинной немецкой легенды. Заколдованная принцесса-лебедь Одетта влюбляет в себя молодого принца Зигфрида. Его истинная любовь и верность должны помочь ей избавиться от лебединого проклятья колдуна Ротбарта и вернуть человеческий облик навсегда.

Дочь колдуна Одиллия мешает планам влюблённых и, притворившись на балу Одеттой, влюбляет в себя принца. Узнав о подлоге, Зигфрид бежит на озеро молить у возлюбленной прощения за ошибку, которая теперь может стоить ей жизни. Ротбарт предлагает принцу выполнить клятву, которую он дал на балу, и жениться на Одиллии. Принц выбирает смерть и прыгает вместе с любимой с обрыва. Освободившееся проклятье убивает Ротбарта. В самом финале балета лебеди смотрят, как влюблённые Зигфрид и Одетта возносятся к небесам.

Мистические мотивы, меланхоличные настроения и минорный тон балета — всё это помешало ему стать популярным на закате Российской империи. Постановку отвергали с такой яростью, что Чайковский был уверен, что если она и будет пользоваться успехом, то только после его смерти.

И он оказался прав. Советские культурологи в середине 1930-х проделают над символикой постановки впечатляющую работу, превратив её в героическое повествование и сделав максимально доступным для зрителя зрелищем. Мистицизм и трагичность «Лебединого озера» превратят в искренность и простоту, а все сложные для толкования советским зрителем сцены и мотивы уберут.

За время Великой Отечественной войны «Лебединое озеро» показали в Большом театре больше раз, чем за 70 лет, прошедших с премьеры. Театр обстреливали и бомбили, но балет продолжали ставить неделя за неделей. Бомбы рвались иногда прямо около входа, но зрители шли всё равно.

До тошноты

Фото: © РИА Новости/Юрий Абрамочкин

В сюжете «Лебединого озера» нет ни намёка на политику, а истории о трагичной любви ещё с шекспировских времён любимы зрителями любых возрастов. Это позволило после ряда поправок сделать из балета самую массовую постановку в СССР.

Билетами на балет награждали передовиков производства, их вручали на партийных съездах, на показы в Большой театр водили каждую иностранную делегацию. Легендарная балерина Майя Плисецкая в своих мемуарах вспоминает, что танцевала свои партии в «Лебедином озере» более 800 раз.

По словам Плисецкой, каждую делегацию сопровождал Никита Сергеевич Хрущёв, который тоже к определённому моменту от балета сильно устал и жаловался балерине на то, что вынужден смотреть его чуть ли не каждую неделю.

Визит в СССР лидера кубинской революции, Первого секретаря ЦК КП Кубы, Председателя Совета министров Фиделя Кастро. Апрель-июнь 1963 год. Фидель Кастро побывал в Большом театре СССР на балете «Лебединое озеро». После спектакля он познакомился с артистами балета и примой театра, балериной Майей Плисецкой (в центре).

Фото: © РИА Новости/Василий Малышев

Среди «любителей» балета «Лебединое озеро» числился и американский посол в СССР Ллевелин Томпсон. Проведя в СССР шесть лет в шестидесятых, он посмотрел постановку 132 раза. По его воспоминаниям, беседуя во время антракта с верхушками государства, ему наиболее точно удавалось оценить политическую обстановку.

Читайте также:  Озера восточной сибири имеют происхождение

Но среди гостей Москвы у балета были и настоящие фанаты. Старожилы театра вспоминают, как однажды после финала одного из показов сам Фидель Кастро забрался на сцену и подарил балеринам огромный букет цветов.

Рядом с Большим театром, на Театральной площади вот уже несколько десятилетий высаживают два особых сорта тюльпанов под названиями «Большой театр» и «Галина Уланова». Их вывел известный голландский цветовод Теодор Лефебр когда, впечатлённый постановкой, вернулся домой из Москвы.

Похороны и перевороты

Фото: © РИА Новости/Владимир Федоренко

Зрители советского телевидения привыкли к телеконцертам по большим государственным праздникам. Так, на День милиции 10 ноября 1982-го они приготовились смотреть выступления звёзд эстрады и СССР, однако вместо концерта начался балет «Лебединое озеро». Праздничную программу отменили из-за смерти генерального секретаря Леонида Брежнева.

Почему работники телевидения выбрали из всей культурной коллекции Союза именно «Лебединое озеро»? Точно неизвестно. Возможно, роль сыграла популярность балета. Или кто-то вспомнил историю его написания, когда Чайковский заканчивал работу над балетом в неделю после Пасхи, так называемую Фомину неделю, на которую выпадает праздник поминания усопших Радоница.

В любом случае, из балета-любимчика «Лебединое озеро» превратилось в поминальную песню. Через два года его покажут по телевизору опять, на этот раз скончается генсек Юрий Андропов. Потом снова через год зрителям придётся смотреть балет по случаю смерти генсека Константина Черненко.

Но главное историческое появление «Лебединого озера» на экране было ещё впереди.

Фото: © РИА Новости/Сергей Субботин

Как вспоминает в интервью «Фонтанке» бывший глава Гостелерадио СССР Леонид Кравченко, в телепрограмме на 19 августа «Лебединое озеро» стояло ещё за две недели до событий путча. Каждый третий понедельник месяца на телевидении выходила передача «Музыкальный телетеатр». В передаче показывали телеверсии спектаклей и телефильмов, причём из-за особенностей рабочих графиков с СССР два, а иногда даже и три раза за день. Делалось это для того, чтобы премьеру фильма или спектакля могли застать даже те, кто работает в вечернюю или ночную смену.

В эфир балет запустил Виктор Осколков, глава дирекции телепрограмм Гостелерадио. В интервью он вспоминает, что получил звонок около полудня 19 августа, в котором выпускающий редактор попросил его поставить в эфир что-нибудь на технический перерыв в вещании с 12:45 до 15 часов. Балет был поставлен в программе на вечернее время, но прекрасно ложился в хронометраж перерыва. Балет запустили в эфир, лебеди принялись танцевать на каждом втором экране страны.

В момент, когда события путча достигли критической массы, вспоминает Кравченко, пришлось задействовать синхронизацию первого и второго каналов. Эта техническая деталь была отработана ещё в дни смерти Брежнева и позволяла работникам ТВ показывать одну программу по двум центральным каналам сразу. После синхронизации лебеди появлялись у каждого, кто включал телевизор с 19 по 22 августа.

В своих интервью Кравченко вспоминает, что в утверждённой им телепрограмме после «Лебединого озера» шёл телефильм под названием «Три дня и три ночи». Кто мог подумать, что балет действительно будет идти по телевизору три дня подряд, оставляя вопросы зрителей о судьбе страны безо всякого ответа.

Маленькие лебеди — большие времена

Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев

Написанная 140 лет назад постановка из провальной превратилась в самый популярный балет в стране, который пережил царей, генеральных секретарей и президентов. Стал символом скорби целого народа по его лидерам. Видел революции и государственные перевороты. И всё это оставаясь простой и грустной историей о заколдованной принцессе в образе лебедя, молодом принце и злом колдуне.

Балет «Лебединое озеро» можно посмотреть и сегодня. Государственный Кремлёвский дворец ставит его два раза в месяц с неизменным успехом.

Источник



«Лебединое озеро»: счастливый финал или трагический?

Как известно, музыка оригинального «Лебединого озера» 1877 года была не особо талантливо воплощена в хореографии. Сей факт сильно повлиял на то, что в дальнейшем балет часто переделывался. Это касается и концовки балета — какой-то единой не существет, каждый балетмейстер трактует ее по-своему.

Перечислим, каковы концовки в основных постановках ЛО. Как известно, в оригинальной версии 1877 года все заканчивалось бурей и смертью обоих героев — Зигфрида и Одетты. На таком финале настаивал Чайковский, ему было важно воплотить на сцене предсмертную песнь лебедя, подсказанную трудом Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».

В общем, в первой постановке финал трагический — герои гибнут.

В версии 1895 года (вроде как успешной) финал был переделан. Вот только балетоведы и любители, интересующиеся историей, расходятся в его оценке.

По факту, умирают там все трое — злой гений Ротбарт, принц и Одетта. Одетта сбрасывается со скалы, дабы избежать навечного превращения в лебедя, Зигфрид следует за ней. Смерть ради любви к Одетте губит и Ротбарта. Но так заканчивается либретто. Так ли было на сцене?

Дело в том, что точного описания того, что происходило на сцене в финале спектакля в день премьеры версии 1895 года, нет. Точнее, оно есть, но обрывочное, и заканчивается как раз на самом интересном — что же в самом конце? Согласно записям Николая Сергеева по методу Степанова (метод записи хореографии и сценического действия) и описаниям очевидцев, в конце души принца и Одетты появляются в ладье в форме раковины, запряженной лебедями. Т.е., это намек на счастливую загробную жизнь. Это-то и дает некоторым повод говорить о том, что финал-то счастливый. Например, так оценивал финал Георгий Римский-Корсаков (театровед и архивист, предположительно родственник знаменитого композитора по отцу).

Ну тут уж все зависит от личного восприятия — возможно, для кого-то тот факт, что души героев спаслись и (наверное) будут жить счастливо на небесах, говорит о счастливом финале. Но нужно отметить вот что.

Первому ЛО 1877 года вменяли в вину (среди многого прочего) бессмысленность развязки. По сюжету там принц в 4 акте срывает корону с головы Одетты (свеобразный ее талисман), что является причиной ее гибели. Однако мотивация данного поступка непонятна. Единственное, что она отказалась его прощать за то, что он ее предал, и в отместку за это он сорвал ее корону («Волею или неволею, но ты остаешься навсегда со мной!»), но такой мотив выглядит надуманным.

Однако и финал версии 1895 года не лучше. Там Одетта не хочет жить, после того, как принц полюбил другую и предал ее (по сюжету только тот, кто не клялся в любви никому другому, может быть ее избавителем от чар Ротбарта), но по факту предательства не было. Из сохранившихся описаний спектакля после того самого черного па-де-де, где Одиллия обольщает Зигфрида, Ротбарт подходит к нему и требует поклясться, что он любит ее и женится на ней, но Зигфрид отказывается клясться.

В последнем акте, на озере, сцена опять повторяется: Ротбарт, внезапно появившись, встает между Одеттой и принцем, напоминает тому в утвердительной форме, что он «поклялся любить и жениться», и прогоняет его с озера. На что Зигфрид отвечает, что не было такого: не клялся, — и уходить отказывается. Возникает закономерный вопрос — так если клятвы не было, из-за чего тогда весь сыр-бор?

Бессмыслености финала там добавлял тот факт, что в течение его Зигфрид несколько раз прятался от Ротбарта за Одетту (или она сама приходила ему на помощь), что отпугивало злого гения. Т.е., у нее есть определенная сила против Ротбарта? Так в чем же тогда опасность для нее?

Алексей Булгаков в роли Ротбарта, постановка 1895 года

Более того, костюм, в который был разряжен Ротбарт в той постановке, был обсмеян в прессе (пернатое трико, совиная голова на груди, когтистые перчатки и башмаки, огромные крылья за спиной, рогатая шапочка). Критик одной из газет назвал Ротбарта «немецким чортом», а Константин Сергеев (выдающийся советский танцовщик и балетмейстер, успевший застать оригинал Петипа-Иванова в молодые годы) вспоминал о «бутафорской фигуре в балахоне». Балаганный внешний вид злого гения не способствовал серьезному восприятию его угроз.

Все эти факты серьезно смазывали финал постановки Петипа-Иванова.

Но коротко пройдемся по концовкам еще некоторых известных постановок.

У Агриппины Вагановой в 1933 году концовка была трагическая — Одетта гибла от выстрела охотника, а Зигфрид совершал суицид над ее хладным (или еще не совсем) трупом.

Jack Devant photo

В версии Константина Сергеева , идущей в Мариинском театре (а также в некоторых других), присутствует то самое оторванное крыло, из-за которого гибнет филин Ротбарт. Одетта и принц остаются в живых.

У версии Юрия Григоровича для БТ все так мрачно, что сразу понятно, что ничего хорошего героев не ждет. В конце Ротбарт уносит Одетту за некий магический занавес с эмблемой черного и белого лебедей, где умерщвляет ее, а сам исчезает. Принц остается жить со своими внутренними проблемами наедине.

Большой театр, финал Лебединого озера

У Владимира Бурмейстера , чью версию можно увидеть в театре Станиславского и Немировича-Данченко, все гораздо радужней. Скала-вулкан, на которой возвышается Ротбарт в финале, разрывается (лава что ли наружу рванула?), Ротбарт гибнет. Одетта и принц живы и счастливо возвышаются в финале на той же скале. Не знаю, было ли так всегда. Насколько мне известно, изначально в версии Бурмейстера еще и остальные лебеди освобождались от заклятия Ротбарта в силу торжествующей любви Одетты и Зигфрида.

В версии Алексея Мирошниченко , которого многие сейчас знают по жюри проекта «Большой балет», поставленной для Пермского оперного театра, черные лебеди кружат Одетту в смертельном танце. Она погибает на руках принца, затем ее уносят четыре белых лебедя, и после этого Зигфрид бьется с Ротбартом. У того крыльев в этой постановке нет, отрывать ему нечего (наоборот, там Ротбарт заламывает принцу руку). В общем, в неравной схватке с колдуном принц гибнет. Выбегает его друг, Бенно, и рыдает над его телом, аки Альберт над Жизелью в конце 1 акта. А в это время за его спиной по небу проплывают (поздно мы с тобой поняли, что вдвоем вдвойне веселей. ) души Одетта и Зигфрида. И вот какой это финал — счастливый или трагический?

Своеобразна трактовка финала в постановке Сергея Боброва в Красноярском оперном театре. В 2014 году Бобров поставил ЛО, близкое, по его словам, к оригиналу 1877 года. А в том оригинале олицетворением зла была мачеха Одетты в облике совы, а не Ротбарт. Она и пыталась погубить Одетту. Но Одетта там гибнет не от злых чар, а от любви к земному человеку, потому что такова ее судьба, карма: ее мать также погубила злая Сова за любовь к земному рыцарю, дочерью которого и является Одетта. Вот так Бобров и поставил.

ЛО в Красноярском театре

Как вы видите, каких финалов только нет, на любой вкус. Много ли вы видели разных постановок «Лебединого озера»? Какой финал находите самым удачным?

На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь , комментируйте, делитесь с друзьями.

Источник

Adblock
detector