Меню

Лебединое озеро в исполнение детей

Знали ли вы, что танцев маленьких лебедей на самом деле два?

Написать этот пост меня подтолкнула относительно недавняя ситуация. Как известно, на карантине многие театры стали показывать онлайн-трансляции спектаклей. Среди них были и Большой, и Мариинский театры, но я лично более всего прикипел к трансляциям из Пермского театра оперы и балета. Как показали «Щелкунчик» в постановке Алексея Мирошниченко (бывшего главного балетмейстера театра) 25 марта, так я сразу взял этот театр на заметку.

Театр в течение 3-х с половиной месяцев радовал зрителей своими балетами, и за это время несколько раз было показано «Лебединое озеро» в постановке Мирошниченко. Им же театр и завершил свой цикл трансляций.

Надо сказать, что балетмейстер изначально предупреждал, что будет много нового, в т.ч. и в плане музыки (есть ролик на ютюбе). Ну как нового — хорошо забытого старого. Забытого настолько, что даже некоторые бывалые балетоманы не узнали ту музыку, которая появилась в трансляции. У многих она вызвала недоумение — откуда это вообще? Все оказалось просто — это была та музыка Чайковского, которую любители балета слышали в самой первой постановке в 1877 году.

Один из таких неузнанных музыкальных эпизодов — «Танец маленьких лебедей», но не тот, к которому мы все привыкли.

Дело в том, что в «Лебедином озере» 1877 года танец маленьких лебедей был совсем другим, и шел он в самом начале 4 действия. Выражаясь более точно, то, что было в начале 4 действия — это и был «Танец маленьких лебедей». В партитуре Чайковского он обозначался номером 27, а картина под эту музыку разворачивалась следующая.

  • Ночь. Подруги Одетты ждут ее возвращения; некоторые из них недоумевают, куда она могла запропаститься; им грустно без нее, и они стараются развлечь себя, танцуя сами и заставляя танцевать молодых лебедей.

Музыка носила явно выраженный славянский характер, да и подходила больше для адажио. Вполне возможно, что это и заставило впоследствии, при возобновлении спектакля Мариусом Петипа и Львом Ивановым в 1895 году, отказаться от нее, ведь славянский мотив вряд ли вписывался в атмосферу средневековой Германии, в которой проистекает действие балета, да и не соответствовал вальсовой музыке второго акта, которая обрисовывала лебедей. Впоследствии, в 1895 году, данная музыка была заменена вставным номером – оркестрованной пьесой Чайковского «Вальс-безделушка».

Вот так танец маленьких лебедей на оригинальную музыку начала 4 действия выглядит в постановке Рудольфа Нуреева

По мнению известного балетоведа Юрия Слонимского, эта, позже вырезанная музыка, является драгоценным и недооцененным вкладом Чайковского в музыкально-танцевальное искусство. «Такой оригинальной композиции — многообразной по чувствованию, демократической по содержанию, народной по песенному складу, — еще не знал балетный театр. С большой силой здесь передана лирика осенней русской природы, мотивы горькой девичьей доли».

protanec.com

А что же с тем танцем, к которому мы все привыкли, и от которого на сегодняшний момент неотделимо название «Танец маленьких лебедей»?

Как известно, первоначальная версия ЛО, поставленная в 1877 году, не была успешной и сошла со сцены к 1884 году. Однако, достаточно рано светочи искусства поняли, что оставлять пропадать такую музыку нельзя (еще в 1877 году Герман Ларош, друг Чайковского, пианист и критик, предлагал новую постановку в Петербурге), и еще при жизни Чайковского пошли переговоры по возобновлению спектакля в новой хореографии и с некоторыми переделками музыки, на которые композитор вроде как согласился (а это, вообще-то, тема отдельного исследования: балетоведы до сих пор не могут выяснить, давал ли он такое согласие).

Неясно, давал ли Чайковский согласие на это, но оркестровавший его музыку придворный композитор Риккардо Дриго (видимо, не без инициативы со стороны хореографов, скорее всего, Петипа) музыку начала 4 действия купировал, и она осталась забытой на многие годы. Известно, что именно 4 действие далось хореографам труднее всего, т.к. их хореографический и сюжетный замысел совсем не совпадал с той музыкой, которую для него придумал Чайковский. Хотя это, в принципе, можно сказать и обо всей музыке к «Лебединому озеру».

Знали ли вы, что танцев маленьких лебедей на самом деле два?

Та же музыка, под которую мы привыкли видеть исполнение схватившихся за руки и мелко перебирающих ногами четырех балерин (бывает и шести), также изначально была в балете в 1877 году. Помещалась она во 2 действии 1 акта, как и сейчас, обозначаясь музыкальным термином Allegro moderato («умеренно быстро»). «Танцем маленьких лебедей» эта музыка изначально не называлась. Возможно, что такое название позже придумал Лев Иванов, который вместе с Мариусом Петипа переделал балет к 1895 году, и которому там как раз принадлежит хореография 2 действия. То есть, это и есть тот «Танец маленьких лебедей», к которому мы все привыкли. Вот как он выглядит, если кто не знает.

Он не выглядел так в 1877 году — хореография была другая. Это уже Лев Иванов придумал эти движения при возобновлении балета после смерти Чайковского. Такой была именно музыка.

На самом деле, постановка 1895 года сильно отличалась от постановки 1877 года, и имела явный успех. Тем не менее, она серьезно критиковалась за то, что возобновители сильно исказили музыку Чайковского в угоду своему видению. Однако сейчас мы наоборот воспринимаем все эти изменения как нечто должное, а старая музыка. от которой избавились в 1895 году, вызывает у некоторых недоумение. Вот такой парадокс. Но, как вы понимаете, многое с годами переосмысливается, и вполне возможно, что и то, что Мирошниченко сделал в своей постановке, вклинив туда мелодии из самой первой постановки, вскоре также будет восприниматься как само собой разумеющееся.

Читайте также:

На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь , комментируйте, делитесь с друзьями.

Источник

Сказка в музыке: Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

Пётр Ильич Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой балета П. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения. Учить детей чувствовать характер музыки.

П е д а г о г. Вы хорошо знаете имя великого русского композитора — Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из «Детского альбома», цикла «Времена года». Музыка П. Чайковского так прекрасна, что вы наверняка будете с удовольствием слушать её в разные годы своей жизни.

Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и взрослым и любимы ими. Среди них балет «Лебединое озеро».

Кто из вас знает, что такое балет? Это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в нём музыка. В балете герои не произносят ни одного слова, они только танцуют под музыку.

Итак, сказка первая. Она называется «Лебединое озеро».

Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжится, и принц должен будет выбрать себе невесту. Вдруг гости увидели стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня в лесу за скрывшимися лебедями.

Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди. Неожиданно один лебедь превратился в девушку.

Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал её и подруг, превратив в птиц. По ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может снять это заклятье. Принц полюбил девушку, обещал спасти её.

Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца — привести на бал свою дочь, сделав её похожей на девушку-лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она так была похожа на девушку-лебедя, что принц не понял, что его обманули.

В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка-лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел её, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти её. Он признался ей, что любит только её. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил его и спас девушек.

Читайте также:  Озеро кратово раменский район

Так закончилась эта сказка.

Педагог предлагает детям послушать несколько отрывков из балета. Например, сцену, когда принц встретился с лебедями. Эта тема лебедей встречается в балете несколько раз. Она меняет свою окраску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно и грустно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно.

Звучит фрагмент «Лебеди». Дети говорят, что сначала музыка нежная и грустная, а потом тревожная.

П е д а г о г. Мелодия эта такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит все напряжённее, беспокойнее, взволнованнее. Мелодия очень красива и выразительна. Послушаем её ещё раз. (Звучит фрагмент.)

Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка-лебедь рассказала принцу о своей беде, а он обещал освободить её и подруг от злых чар колдуна. Лебеди кружатся в танце. (Исполняется «Танец лебедей») Как звучит музыка?

Д е т и. Радостно, легко.

П е д а г о г. Какой это танец?

П е д а г о г. Да, мы говорили с вами, что П. Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения или отдельные темы написаны в этом жанре. В этом и других его балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет своё настроение, свою окраску, звучит то мечтательно и нежно, то празднично, то тревожно. Вы правильно почувствовали, что этот вальс звучит радостно, нежно, полётно. Девушки надеются, что принц спасёт их.

Послушайте ещё один фрагмент из балета — прощание девушки-лебедя с принцем в этой же сцене.

Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка, прислушайтесь. Счастливая потому, что принц и Одетта (так звали девушку-лебедя) полюбили друг друга. Грустная потому, что им нужно расставаться. (Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

В следующий раз мы послушаем эти и другие отрывки из балета.

Программное содержание. Учить детей узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты. Формировать умение следить за развитием музыкальных образов, различать тембры музыкальных инструментов.

Педагог предлагает детям послушать один из фрагментов балета «Лебединое озеро». Исполняется фрагмент «Лебеди».

П е д а г о г. Какой фрагмент мы прослушали?

Д е т и. «Лебеди». Музыка нежная, грустная, красивая.

П е д а г о г. Прислушайтесь, как задушевно звучит мелодия. Она исполняется на гобое, это духовой инструмент (показывает его изображение). Он произошёл от народных инструментов типа свирели, рожка. Мелодия всё время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки — быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды — нежные, переливчатые (играет аккомпанемент отдельно).

Послушайте, как звучит мелодия в середине и в конце этого фрагмента. Она словно стремится ввысь, разрастается, расцветает, звучит то с мольбой, то напряжённо, встревоженно, порывисто. В конце вступает весь оркестр — грозно, беспокойно.

Послушайте весь фрагмент целиком ещё раз. (Звучит фрагмент «Лебеди».)

Теперь послушайте другой знакомый вам фрагмент – прощание принца и девушки-лебедя перед рассветом. Прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях. (Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

Д е т и. В начале и в конце музыка грустная, печальная, задумчивая, а в средней части — радостная.

П е д а г о г. Да, средняя часть звучит радостно, счастливо, а крайние части — очень нежно, печально. Прислушайтесь к голосам музыкальных инструментов. Вначале звучит арфа, она аккомпанирует нежной, взволнованной скрипке. А в конце эту же мелодию играет виолончель. Она поёт низким голосом, а нежная скрипка вторит ей. Оба эти инструмента похожи друг на друга, но у них разный тембр. У скрипки высокий звук, а у виолончели низкий. Эти струнные инструменты обладают красочными, выразительными тембрами. Мелодия как бы с трудом поднимается всё выше, но в конце поникает с грустью. Послушайте весь фрагмент целиком. (Звучит грамзапись.)

Теперь давайте послушаем «Танец лебедей». Какая музыка по характеру?

Д е т и. Это вальс.

П е д а г о г. Давайте выберем нескольких девочек, которые попробуют потанцевать вальс так же легко, радостно, как его танцуют лебеди. (Звучит вальс.)

Сейчас вы услышите новый фрагмент. Маленькие лебеди тоже захотели потанцевать, глядя на взрослых. Послушайте любимый многими фрагмент из балета — «Танец маленьких лебедей». Какая изящная, грациозная музыка.

Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?») в трёх фрагментах, формировать представление об изобразительных возможностях музыки.

П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что тема лебедей звучит в балете несколько раз по-разному. Мы слушали нежную, светлую, задумчивую мелодию в сцене встречи принца с Одеттой, её играет гобой на фоне «шелестящих» скрипок и переливов арфы. Музыка полна нежной красоты и печали. В середине и конце этого фрагмента мелодия развивается, звучит более взволнованно, беспокойно.

В сцене, когда принц назвал своей невестой дочь колдуна, эта тема звучит с мольбой, тревожно, стремительно. Мелодия всё время прерывается зловещими, страшными возгласами — аккордами, которые как бы рассекают её, пытаются уничтожить. Эти злые, угрожающие интонации похожи на раскаты грома.

Давайте сравним, как звучит эта мелодия в двух названных сценах. (Исполняются фрагменты «Лебеди» и «Измена».)

Теперь обратимся к концу балета. Злые силы побеждены. Снова звучит знакомая мелодия, но как она преобразилась: стала торжественной и просветлённой, уже не прерывается злыми, грозными интонациями. (Исполняется финал балета.)

Так, преображая одну мелодию, композитор даёт нам почувствовать печаль заколдованных девушек-лебедей (первое появление темы), злобу, торжество колдуна и отчаяние Одетты (второй фрагмент), торжество добра и любви (в конце балета). Музыка рассказывает нам сказку звуками.

Программное содержание. Познакомить детей с вальсами из балета, учить различать характер и настроение каждого произведения. Формировать тембровый слух детей.

П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что П. Чайковский очень любил жанр вальса. Им написано много вальсов как самостоятельных произведений. Вам, например, знаком вальс из «Детского альбома». Вальс включается во многие крупные его произведения: симфонии, оперы, балеты. В балете «Лебединое озеро» несколько разных вальсов. Один из них вы слушали.

Этот вальс танцуют девушки-лебеди на берегу озера после встречи с принцем. (Исполняется фрагмент «Танец лебедей».) Как звучит вальс?

Д е т и. Легко, нежно, светло.

П е д а г о г. Да, он очень воздушный, переливчатый, изящный. Давайте послушаем и другие вальсы, которые звучат в балете. Например, в начале балета и в сцене бала, когда принц должен назвать свою невесту. (Исполняется вальс, с. 277.) Как звучит первый вальс?

Д е т и. Нежно, потом празднично.

П е д а г о г. Да, в начале балета звучит спокойный, плавный, светлый вальс. Он настраивает нас на лиричный тон. Все события, которые будут происходить в сказке, ещё впереди. Вот другой вальс, в сцене бала. (Исполняется вальс, с. 278.) Как звучит вальс?

Д е т и. Более торжественно.

П е д а г о г. Да, он более праздничный. Вместе с тем в нём слышится больший драматизм, предчувствие важных событий, которые должны произойти на балу. На балу звучат и другие танцы. Мы их послушаем в следующий раз. А сегодня давайте вспомним другие фрагменты из балета, которые мы уже слушали. Например, сцену на озере после вальса лебедей. Помните, чей танец мы ещё слушали? («Танец маленьких лебедей».)

Читайте также:  Изъяр озеро марий эл

Послушайте его ещё раз. (Исполняется «Танец маленьких лебедей».) Как звучит танец?

Д е т и. Легко, отрывисто, изящно. (Исполняется фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

П е д а г о г. Какая это музыка?

Д е т и. Наступает рассвет, и девушки должны превращаться в птиц. Одетта прощается с принцем. Музыка грустная, нежная, потом в середине радостная, летящая. В конце опять грустная.

П е д а г о г. Какие инструменты звучат в этом отрывке?

Д е т и. Арфа, скрипка, виолончель.

П е д а г о г. Как звучат их голоса?

Д е т и. Арфа звучит переливчато, скрипка — нежно и высоко, а виолончель — низко, грустно.

П е д а г о г. Арфа напоминает плеск воды, а скрипка и виолончель в последней части как бы разговаривают между собой нежно, печально и светло.

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой танцев балета. Учить детей различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.

Музыкальный руководитель предлагает детям послушать несколько танцев, которые звучат на балу во время появления гостей из разных стран. Это венгерский танец «Чардаш» — нежный, лёгкий, грациозный, потом решительный, быстрый. (Звучит венгерский танец «Чардаш».)

П е д а г о г. Входят гости из Испании — звучит огненная, ритмичная музыка — испанский танец «Болеро» в сопровождении бубна, кастаньет. (Звучит испанский танец «Болеро».)

Прибывают гости из Италии. Эту мелодию вы хорошо знаете. Послушайте и назовите это произведение П. Чайковского.

Д е т и. Это «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. Чайковского, только она звучит по-другому, в исполнении оркестра.

П е д а г о г. П. Чайковский использовал «Неаполитанскую песенку» и включил её в балет в оркестровом изложении. Мелодию играет труба — звонко, призывно, энергично. Неаполитанский танец, как венгерский, испанский и русский, тоже разгорается праздничным весельем к концу. (Звучит «Неаполитанский танец».)

И наконец, последний танец — польская «Мазурка» — яркая, праздничная, горделивая, блестящая. Послушайте, меняется ли характер музыки внутри этого танца. (Звучит польский танец «Мазурка».)

Д е т и. Средняя часть более нежная, лёгкая.

П е д а г о г. Правильно, в середине пьесы музыка звучит очень легко, грациозно, а затем опять гордо, ритмично. (Звучат фрагменты.)

В следующий раз вы послушаете танцы вновь, сами попробуете потанцевать под эту музыку, выразить в движениях настроения, которые слышны в ней, передать характер каждого танца.

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Балет Лебединое озеро:
Вальс (1-е действие), mp3;
Вальс (2-е действие), mp3;
Венгерский танец, mp3;
Измена, mp3;
Испанский танец, mp3;
Неаполитанский танец, mp3;
Мазурка, mp3;
Лебеди, mp3;
Одетта и Зигфрид, mp3;
Танец лебедей, mp3;
Танец маленьких лебедей, mp3;
Финал, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Источник

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО. KIDS VERSION.

БЭБИ ЛАБ

Классический балет для самых маленьких. Музыка Чайковского сыграна на ханге, бонгах и других экзотических инструментах. Кукольные номера созданы артистами Театра кукол им. С. Образцова, танцевальные — солистами балета «Москва».
В спектакле нет ни конфликта, ни дидактической морали, ни разделения сцены и зрительного зала. Зато есть красивые образы: дети получат музыкальные, звуковые и тактильные ощущения. Удобные спально-валяльные места для зрителей помогут ребенку чувствовать себя комфортно и уютно рядом, в обнимку с родителями.

«Окультурились на полгода вперед: сходили с ребеном 3 лет на балет. Пусть на получасовую детскую версию, но ведь балет! ». (lisadoma)

«Спектакль «Лебединое озеро. Baby version» специально адаптирован для маленьких зрителей. И Алиса, и Ника смотрели затаив дыхание. Великолепное сочетание музыки, танца, театра теней. Ни единого слова, только действие! Завораживающее и яркое зрелище. Было много деток, в основном 2-3 лет, как мне показалось. И все отлично смотрели происходящее на сцене все 30 минут. А после началась самая весёлая часть: игры на сцене». (Lyaskalomari)

Музыка: Петр Ильич Чайковский в вариациях Юрия Рубина
Либретто: Татьяна ПРИЯТКИНА-ВАЙНШТЕЙН
Режиссер: Татьяна ПРИЯТКИНА-ВАЙНШТЕЙН
Художник: Лиля ЖИМАЛЕТДИНОВА
Хореограф: Анастасия КАДРУЛЕВА
Объекты: Картония
Артисты: актеры-кукловоды – Дмитрий и Халиса БОГДАНОВЫ, Екатерина НАХАБЦЕВА, Григорий ЛАЙКО, танцовщики – Константин МАТУЛЕВСКИЙ и Софья ГАЙДУКОВА, Александра и Михаил КИРШИНЫ, музыканты – Юрий РУБИН, Михаил ФИНОГЕНОВ, группа «Альгамбра»

Источник

Путешествие в сказку Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро»

Александра Веремеенко
Путешествие в сказку Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро»

Путешествие

в сказку

Знакомство с балетом П. И. Чайковского

«Лебединое озеро»

Вы со сказкой никогда,

Никогда не расставайтесь.

Пусть бегут, бегут года –

К сказкам снова возвращайтесь!

1. Воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, искусству слова.

2. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности.

3. Закрепить знания об особенностях некоторых шедевров мировой культуры, созданных композиторами, поэтами, художниками.

• портреты П. И. Чайковского,

фонограммы: музыка из балета “ Лебединое озеро”,

• иллюстрации балета.

– Итак, мы с вами сегодня отправляемся в сказочное путешествие. В нашем путешествии примут участие музыка, проза, поэзия, живопись, сказка, фрагменты из мультфильма и кинофильма. Садитесь поудобнее, прикройте глаза… начинаем…

(Звучит “Интродукция” из балета П. И. Чайковского)

– Сгущаются сумерки. Лес замер в ожидании чуда. На озеро опустился голубовато–серебристый туман, приглушил его сияющее зеркало… Из–за макушек вековых сосен торжественно выплывает луна. Она протекает сквозь синеватую пелену и становится похожей на задымленное круглое стеклышко или на потускневшую жемчужину. Окружающий лес утонул во тьме и бросает на воду темную тень.

– Но что это? Какие–то необычные звуки нарушают здешнюю тишину. Это из зарослей величественно выплывают лебеди.Всмотритесь: может быть, это юная царевна со свитой, заколдованные злым волшебником.

– Кажется, что всё поёт. Эта мелодия завораживает, манит в волшебную страну грез. Там, где музыка, – там и волшебство.

– Понравилось ли вам путешествие к озеру? Что вы из него запомнили?

– Во время словесного рассказа раздавалась музыка. Созвучна ли она по настроению, по ее особенностям тому лесному пейзажу, о котором шла речь?

– Она “словно соткана из легких, прозрачных звучаний, и поэтому слушать ее нужно не дыша, чтобы не вспугнуть очарования волшебства”. Кудеснику–композитору очень хотелось рассказать о том, как таинственны лесные озера, как рождается на их берегах сказка.

– И так Действие I. Юный принц Зигфрид достиг совершеннолетия. К нему собрались друзья. Веселье прерывает владетельная принцесса – мать Зигфрида, которая сообщает ему, что завтра на балу ему предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашенных на праздник. Над парком, где веселится принц Зигфрид с друзьями, пролетает стая лебедей. Ночью Зигфрид отправляется поохотиться на лебедей. И что же он видит?

Белые лебеди – это прекрасные девушки, заколдованные злым Гением – Ротбартом. Только по ночам превращаются они в людей. Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера, около которого высятся развалины мрачного замка.

(Прослушивание “Танца лебедей”).

– Какие чувства передавали девушки в своем танце? (Ответы детей: боль, печаль, тоску. Они страдали от того, что потеряли свободу и не могут снова стать людьми.)

– Вместе с обаятельными и грациозными девушками–лебедями на озере резвились и маленькие лебеди, помните? А какие они? Какой образ нарисует ваше воображение? Как они танцуют?

(Прослушивание “Танца маленьких лебедей”).

– Эта музыка трогательно проста, поэтична, исполнена наивной грации. Музыка привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучание деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и аккомпанирующих им фаготов воспроизводят “топчущиеся” изящные и слаженные движения танцующих маленьких лебедей.

Читайте также:  Озера шадхурей водопад царская корона

– А теперь представьте, что вы – маленькие лебеди, и потанцуйте. Только не все вместе, а по нескольку человек.

(Звучит современное переложение “Танца маленьких лебедей”)

– Здесь, на берегу озера, принц встречает прекрасную Одетту. Их сердца загораются любовью. Что же принц обещал Одетте?

(Ответы детей: принц поклялся в любви.)

– Да, ее красота очаровывает принца, и он клянется девушке–лебедю Одетте в вечной любви. Только искреннее чувство может спасти Одетту и ее подруг от злых чар Ротбара. И это спасет их от заклятья и вернет свободу.

– Почему принц так полюбил Одетту? Какая она, расскажите!

(Ответы детей и прослушивание фрагмента “Одетта” – адажио из балета “ Лебединое озеро”).

– Второе действие. Бал. По приказу матери принц должен выбрать себе невесту. На балу самые разные принцессы танцуют с Зигфридом, но он ни на кого не обращает внимания. И вдруг замечает девушку, очень похожую на Одетту. Кто же это?

(Ответы детей: это Одиллия, дочь злого волшебника).

– Вы правы. Она поразительно похожа на Одетту. Злой Гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признания в любви. Они решили обмануть принца, чтобы помешать ему освободить от заклятия Одетту.

– Внешне Одиллия очень похожа на Одетту. А какая она по характеру? Давайте послушаем музыку.

(Звучит фрагмент “Одиллия”, выслушиваются ответы детей).

– Да, она холодная. Но принц, не узнав Злого Гения, принимает Одилию за свою возлюбленную – Одетту. Он объявляет матери о своем решении жениться не этой девушке. Колдун торжествует! Клятва нарушена, теперь Одетта и ее подруги погибнут. В это время в окне появляется Одетта. Зигфрид в отчаянии. Он понимает, что стал жертвой обмана. Но уже поздно – клятва произнесена. Ротбар и Одиллия исчезают. Несчастный принц в порыве отчаяния убегает к озеру.

Снова на озере страшная буря. Это злой волшебник хочет помешать принцу встретиться и объясниться с Одеттой. Но Зигфрид пробивается сквозь грозу и мрак, сквозь злые чары и все преграды. Добро побеждает зло.

– Подведем итог. Вы видите, композитору так удалось рассказать о добром и светлом, злом и жестоком, что вы, слушая музыку, узнаете и добрую Одетту, и холодную Одиллию.

– О персонажах балета можно рассказывать и с помощью красок. Но сначала подумайте, какие краски вы подобрали бы, рассказывая о добром, светлом? И какие краски для того, чтобы рассказать о злом, жестоком? Вот теперь приступайте к рисованию.

(Раскрашивание индивидуальных заготовок – лебедей).

– После путешествия вы получили задание нарисовать то, что вам понравилось в нашем путешествии?

Конспект для подготовительной группы

«Лебединое озеро». Оформление детской площадки«Лебединое озеро». Оформление детской площадки «Лебединое озеро» — оформление детской площадки. Цель: создать условия для организации оздоровительной, познавательной, творческой деятельности.

«Лебединое озеро» своими руками«Лебединое озеро» своими руками Доброго времени суток дорогие МААМовцы! Недавно я рассказывала в своем блоге, как мы украшали корабль осенними цветами. Сегодня хочу представить.

Комплексная НОД «Путешествие в сказку» Цель: создать условия для закрепления ранее изученного: форма, величина, цвет, количество. Задачи: — учить видеть основные формы предметов,.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Знакомство с творчеством П. И Чайковского ЦЕЛЬ: Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных.

Конспект занятий по лепке «Лебединое озеро» в старшей группеКонспект занятий по лепке «Лебединое озеро» в старшей группе Конспект занятия по лепке в старшей группе. Лебеди на озере. Программные задачи: Расширять знания о водоплавающих птицах. Продолжать учить.

Мастер-класс по модульному оригами «Лебединое озеро»Мастер-класс по модульному оригами «Лебединое озеро» Для изготовления лебедей нам понадобится белая бумага формата например «А 4». Вначале нарезаем прямоугольники. Для больших лебедей.

Мастер-класс «Лебединое озеро счастья»Мастер-класс «Лебединое озеро счастья» «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

НОД «Путешествие в сказку «Репка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г. Курганинска Конспект непосредственной образовательной.

Проект «Путешествие в сказку» Проект «Путешествие в сказку» Выполнила: воспитатель Раднаева Г. Г. 2016 г. Путешествие в сказку. Мотив: В группу.

Вечер развлечения «Слушаем сказку» (По произведениям Грига, Чайковского, Бизе) Вечер развлечения «Слушаем сказку» (По произведениям Грига, Чайковского, Бизе)Цель: Развивать у детей умение чувствовать характер музыки,.

Источник



Мужское «Лебединое озеро» и «Золушка» c лётчиком: Чем прославился скандальный балетмейстер Мэтью Борн

«Танец маленьких лебедей» в исполнении брутальных танцовщиков год за годом эпатирует публику и вызывает то насмешки, то негодование. Однако постановки сэра Мэтью Борна, режиссера скандального «Лебединого озера», гораздо глубже, сложнее и психологичнее, чем этот шутливый танец мужчин в панталонах из перьев. И в каждой из них за юмором и гротеском скрывается драматичная история, понятная без слов…

Борн родился в 1960 году. В подростковом возрасте он стал «охотником за автографами» и посетил множество театральных постановок. Занимался распространением билетов в театральном агентстве, был капельдинером в Национальном театре – сцена притягивала юношу, как магнит. Борн поздно пришел в танцевальную сферу как исполнитель – в двадцать два он поступил в Лабановский центр движения и танца в Дептфорде и в последний год обучения даже принимал участие в постановках. Однако с детских лет его привлекала режиссура. Еще ребенком он пытался организовать собственный танцевальный коллектив! И, получив степень бакалавра искусств, Борн основал собственную танцевальную труппу — Adventures in Motion Pictures (сейчас она называется New Adventures). Само название, которое можно перевести как «Приключения в живых картинках» (т.е. в кино или в мультипликации), говорит о стилистических ориентирах Борна. Он никогда не хотел ставить настоящие балетные постановки. Он вообще не собирался ставить балет – ни классический, ни современный. Он хотел, чтобы было «интересно, как в кино».
Самые свои скандальные работы он создал в 1990-х – и они до сих пор будоражат зрителей и критиков, а консервативно настроенную публику повергают в шок.

Постановка «Лебединого озера» косвенно связана с несколькими скандалами в королевской семье Виндзоров, а критики находят в ней связь с биографией короля Людвига Баварского (любимый образ лебедя и психиатрическая больница) и самого Чайковского. Зритель видит историю депрессивного Принца, который не находит понимания в своей семье и постепенно погружается в пучину скандалов. Только плюшевая игрушка-лебедь спасала его в детстве от кошмаров – но любовь к Лебедю погубит Ппринца… «Лебединое озеро» Борна – ода маскулинности как неукротимой жизненной силе. Его лебеди – не трогательные существа, а хищные, жестокие, страшные птицы, жуткие химеры. На вопрос о понимании «Лебединого озера» как истории любви между мужчинами Борн отвечает, что такое прочтение вполне допустимо, но не является единственно возможным. В первую очередь, «Лебединое озеро» — это спектакль о поиске силы, о стремлении обрести свободу. Каждый из нас хотя бы раз думал – вот бы кто-то сильный пришел и решил все мои проблемы! За «Лебединое озеро» в 1999 году Борн получил премию «Тони» в двух номинациях. Кроме того, у него более тридцати престижных театральных наград, а в 2016 году принц Чарльз посвятил Мэтью Борна в рыцари.

В других своих работах, менее известных широкому зрителю, Борн остается верен сочетанию иронии и психологизма, китча и бунта. События «Золушки» переносятся в Лондон в разгар Второй мировой войны, а принц превращается в раненого летчика, которым увлечена и мачеха главной героини. Жуткий госпиталь, галлюцинации, намеки на лоботомию, бомбежки и мрачные тона… Но героям покровительствуют волшебные силы, а значит, хэппи-энд неизбежен.

Источник

Adblock
detector