Меню

Лед мед река руками

Итоговая контрольная работа в форме проверочной работы

1. Найди пару слов, в которой все звуки одинаковы.

2. Определи, сколько звуков в слове ЯМА.

3. Выбери правильное утверждение:

o слово может состоять из суффикса и окончания;

o слово может состоять из приставки и суффикса;

o слово может состоять из корня, суффикса и окончания;

o слово может состоять из приставки, суффикса и окончания.

4. Найди слово, которое правильно разобрано по составу.

5. Какие части слова, кроме корня, есть в слове избушка?

o приставка и суффикс

o приставка, суффикс и окончание

o суффикс и окончание

o приставка и окончание

6. Найди слово, которое соответствует схеме

7. Из предложения выпиши существительное с нулевым окончанием.

Шоссе огибает болото и уходит в лес.

8. Какое из слов является именем существительным женского рода?

9. Найди словосочетание, в котором имя существительное употреблено в родительном падеже.

o лететь через лес

o удивляться красоте

10. Определи, какое прилагательное подходит к существительному семья.

11. Имя прилагательное – это часть речи, которая …

o называет предметы

o называет признаки предмета

o называет действие предмета

12. Три слова из четырёх имеют общий грамматический признак (род, число, …). Найди и подчеркни «лишнее» слово.

сапог, город, берёза, сад

Объясни, почему это слово можно считать «лишним».

Потому что __________________________________________________________________________________________________________

13. Найди слово с предлогом.

14. Найди слово с непроизносимой согласной.

15. Подбери проверочное слово к данному слову КР..ШИТЬ

16. В каком слове нужно дописать Ь знак?

17. Определи род глагола: Солнце глянуло в окошки.

18. В каком из «сказочных» слов нужно по правилам русского языка написать мягкий знак после шипящего?

o кринявский шмяк

19. В какую группу слов нужно вставить а?

o з..рисовка, н..дрезал, д..плыл;

o н..пилил, з..крутил, ..бходил;

o н..дкусил, з..жечь, н..учил.

20. Запиши слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне.

поздний, смешной, книжка, тропинка, травка,

честный, мясной, редкий, звёздный

Итоговая контрольная работа в форме проверочной работы.

(русский язык 3 класс)

1. Найди пару слов, в которой все звуки одинаковы.

2. Определи, сколько звуков в слове ЕЛ.

3. Выбери правильное утверждение:

o слово может состоять из приставки, корня и окончания;

o слово может состоять из приставки и суффикса;

o слово может состоять из суффикса и окончания;

o слово может состоять из приставки и суффикса.

4. Найди слово, которое правильно разобрано по составу.

5. Какие части слова, кроме корня, есть в слове травушка?

o приставка и суффикс

o приставка, суффикс и окончание

o суффикс и окончание

o приставка и окончание

6. Найди слово, которое соответствует схеме

7. Из предложения выпиши существительное с нулевым окончанием.

В воскресенье мы всей семьёй ходили в парк.

8. Какое из слов является именем существительным женского рода?

9. Найди словосочетание, в котором имя существительное употреблено в родительном падеже.

o встречать сестру

o радоваться дождю

o смотреть на картинку

o бежать от волка

10. Определи, какое прилагательное подходит к существительному облако.

11. Имя существительное – это часть речи, которая …

o называет признаки предмета

o называет предметы

o называет действие предмета

12. Три слова из четырёх имеют общий грамматический признак (род, число, …). Найди иподчеркни «лишнее» слово.

месяц, звёзды, адрес, пирог

Объясни, почему это слово можно считать «лишним».

Потому что ____________________________________________________________________

13. Найди слово с предлогом.

14. Найди слово с непроизносимой согласной.

15. Подбери проверочное слово к данному слову СП..ШИТЬ

16. В каком слове нужно дописать Ь знак?

17. Определи род глагола: Над морем кружила чайка.

18. В каком из «сказочных» слов нужно по правилам русского языка написать мягкий знак после шипящего?

19. В какую группу слов нужно вставить о?

o д..рисовать, п..казать, з..бежал;

o ..тварил, пр..говорил, п..длетел;

o н..шёл, пр..вёл, в..лез.

20. Запиши слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне.

Источник

Путешествие в страну загадок. Метаграммы

Путешествие в страну загадок. Метаграммы
МЕТАГРАММЫ

Метаграмма – это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки (например: из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово «лиса». Аналогично: «сазан – фазан», «сорт – борт – торт»).

Если слово с беквой «Т», —
Это газ, вам всем знакомый.
Но на «В» смените «Т»,
— Будет город в устье Дона.

Аист – лист – лиса – липа – лупа – луна

Я долговяз и белокрыл.
Я жёлтый, но зелёным был.
Мне ёжик лапу уколол.
А я люблю гуденье пчёл.
Я вам видеть помогаю.
На небе ночью я бываю.

Наше первое слово
Знакомо тебе:
Есть рога у него,
Говорит он: «Бе-е-е!»
Наше слово второе –
Получишь взамен,
Если букву «Р»
Переменишь на «Н».

Я — животное с рогами.
Но смените «А» на «У»;
И увидите вы сами,
Как я превращусь в пургу.

На листке бумаги, с прописной,
Мы выведем «Барсук».
— Есть зверь такой десной.
«У» зачеркнём, взамен
Напишем «И», и вот,
На месте барсука
Обосновался кот.

С буквой «А» — в магазине,
С буквой «Е» — в плотине.

На них всегда стоял дозор,
В бойницы устремляя взор.
Смени-ка «Ш» на «С». Готов?
Всё это написал Крылов?

С «Е» скачу по веткам я,
С «У» — я мягкая и вкусная.

Я живу в дупле в лесу,
Грызть орешки я люблю.
Если сменишь «Е» на «У»,
Я твой голод утолю.

С «Д» — я к жидкостям привык,
С «З» — огромный дикий бык.

С «И» — вам рану завяжу,
С «А» — девчонок наряжу.

Боль – моль – роль – соль

С «Б» — мучительной бываю,
С «М» — одежду пожираю,
С «Р» — актёру я нужна,
С «С» — для повара важна.

С «Б» — смертельной я бываю,
С «М» — меха я пожираю,
С «Р» — актёру я нужна,
С «С» — для повара важна.

С «Б» — ужасна я бываю,
С «М» — меха я пожираю,
С «Р» — актёру я нужна,
С «С» — для повара важна.

С «Б» — все её боятся,
С «Н» — ни с чем остаться.
Бор – вор

С «Б» — грибы находим в нём,
С «В» — обчистить может дом.

С «Б» я – хвойный лес,
С «В» — в чужой карман залез.

С «Д» — на лице мужском бываю,
С буквой «Н» — по полям гуляю.

С буквой «Б» — «трудяга» в поле,
С «В» — летит, живёт на воле.

С буквой «Б» — в ней держат мёд.
С буквой «Т» — здесь всяк поймёт
И ответ даст сразу:
Мы заканчиваем фразу.

С буквой «Б» — я ёмкость для солений,
С буквой «Т» — в конце я предложений.

Это – домик-конура.
Букву сменим, детвора.
Будут сдобы горячи –
Доставайте из печи!

Я в горах расту обычно,
Крепок я, боюсь огня,
И комод, и шкаф отличный
Можно сделать из меня.
«У» на «А» перемените
И тогда, коль захотите,
Я с водой стоять могу,
С «Ы» — пасусь на берегу.

Меня ты не напрасно ценишь:
Тебя насытить я могу.
Но если «У» на «Е» ты сменишь,
Я по деревьям побегу.

С «У» — румяная я выпечка,
На прилавке я лежу.
С «Е» — животное весёлое,
И орешки я грызу.

Бык – бак – бок – бук

С «Ы» — рогами забодает,
С «А» — водою наполняют,
С «О» — у сонь всегда болит,
С «У» листвою шевелит.

С буквой «В» — он огромного роста,
С ним троим вам сразиться не просто.
С буквой «П» — это птица большая,
Что в обед много рыбы съедает.

С буквой «О» — из цветов его плетут
И на голове девчата носят.
С буквой «И» — мусор им метут
И из избы его выносят.

С буквой «О» —
Сплетён он из цветов,
С буквой «И» —
Мести он пол готов.

С «В» — меня плетут девчонки,
С «Щ» — я лаю очень громко.

На мне качаясь, птичка весела,
И чувствует себя она прекрасно.
Но только с «В» для птички я мила,
А с буквой «С» я для неё опасна.

Хорошая погода!
Её мы ждём полгода.
Две точки зачеркни —
И воду зачерпни.

Реки зелёную волну
Ты, сидя в лодке, режешь нами.
Но замени нам «Ё» на «И»,
И мы рекою станем.

С «В» — тебя я накормлю,
С «П» — что хочешь отпилю.

Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если «В» на «Б» сменить.

Она и туча, и туман,
И ручей, и океан.
Если будешь терпелив,
Букву «Д» на «С» сменив,
Поменяй согласные местами,
И отгадка перед вами:
Она сумеет превратиться
В угрюмую ночную птицу.

Я с буквой «В» —
Могу бежать, струиться.
А с буквой «С» —
В себе сумею раствориться.

В нём вода течёт спокойно,
Здесь насосы не нужны.
Но если «Р» поставишь в слово,
Вещество получишь ты.
Вещество то всем известно –
Газ легчайший на Земле.
А сказать я должен честно:
Мы сменили букву «В»

С «В» — индейцев возглавляет,
С «Д» — всю землю поливает.

Я создан мудрою пчелой.
А я лишь в сказках очень злой.

О нём вы вспомните тогда,
Когда нам нужно полечиться.
Но поменяйте «В» на «Г»,
И слово в птицу превратится.

С буквой «Г» — лечу,
И с буквой «В» — лечу.

С третьей буквой алфавита
Я больных лечу,
А с четвёрной – я весной прилечу.

Я обхожу больных с утра.
А от меня не жди добра.

Гайка – лайка – майка – зайка

С «Г» — её на винт накрутят,
С «Л» — конечно, лает,
С «М» — одежда, но не греет,
С «З» — от волка убегает.

Менделеев впервые меня предсказал,
Французский учёный название дал.
Если в нём первую букву заменишь,
Место в системе мне сразу изменишь.

Дней рабочих в нём немало,
В январе берёт начало.
Сменим «Д» на букву «Л» —
Бах! – в ворота мяч влетел!

Встречаешь ты меня,
Считаешь дни мои,
Но видеть ты меня не можешь.
А если «Г» заменишь буквой «Й»,
То в сумку санитарную положишь.

Читайте также:  Реки юго восточного крыма

С «Г» — в футболе и хоккее бывает,
Когда игрок в ворота забивает,
С «В» — незаменим был раньше в поле
Не по своей, конечно, воле.

Гол – пол – вол – тол

С «Г» — в ворота забивают,
С «П» — метёлкой подметают,
С «В» — мешками нагружают,
С «Т» — вражьи танки подрывают.

С «Г» — я очень высока,
С «Н» — жилище для зверька.

Горох – шорох – порох

Их, пожалуй, каждый знает:
С «Г» — сродни овсу и ржи,
С «Ш» — прислушаться заставит,
С «П» — сухим его держи.

Горох – шорох – порох – ворох

С «Г» — полезное растение,
С «Ш» — пугает нас порой,
С «П» — несёт нам разрушение,
С «В» — навалено горой.

Я – брат дождя
И снегу брат.
Мои птенцы
В гнезде пищат.

Граф – град — грач

С буквой «Ф» — я даже барона выше,
С «Д» — стучу как горохом по крыше,
С буквой «Ч» — по полям я шагаю,
Из земли червячков собираю.

С буквой «Г» — лечу,
И с буквой «В» — лечу.

С буквой «Г» я по небу лечу,
С буквой «В» — детишек я лечу.

Григ – гриф – гриб – грим

С буквой «Г» он – композитор,
С буквой «Ф» — большая птица,
С «Б» — в лесу его ищите,
С «М» — артисту пригодится.

Он гремел в вышине,
Очень страшно было мне,
Очень страшно было всем.
На букву «Ш» сменил я «М»,
Подержал немножко
Я его в своей ладошке,
На базар его отнёс,
Брату бублики принёс.

Летом и весной меня
Слышать часто можешь.
«Г» на «Х» смени – и я
Стану сортом кожи.

С «Д» — меня ты в шашках встретишь,
С «Р» — вокруг картин заметишь.

С буквой «Д» — вас в дом пускает,
С буквой «З» — рычит, кусает.

На смену мне приходит ночь.
С меня щеглы вспорхнули прочь.

День – пень – тень – лень

С буквой «Д» вперёд шагаю
От зари и до зари.
С «П» торчу, зачем, не знаю.
С «Т» я людям помогаю
Даже в самый сильный зной.
С «Л» всегда и всем мешаю.
Не дружите вы со мной.

День – тень – пень – лень

С «Д» — из года в год встречаем,
С «Т» — за нами ходит вслед,
С «П» — в лесу мы замечаем,
С «Л» — труду наносит вред.

С «Д» — нам ночью не встречался,
С «Т» — при свете лишь видна,
С «П» — от дерева остался,
С «Л» — вредит труду она.

Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке,
Но если «Д» на «Б» мне сменишь,
Во мне утонешь, как в реке.

Недалеко разгадка скрыта,
Не очень трудное заданье:
Возьмём три буквы алфавита,
Из них легко построить зданье.
Изменим букву мы в начале –
И пропадёт постройка вмиг.
Получим то, что мы встречали
Не раз на полочке для книг.
Теперь у найденного слова
Начало переменим снова,
И даже удивимся сами:
Какая рыбина с усами!

С «Д» — электроинструмент,
Дырку высверлит в момент.
С «Т» исполнит соловей
Майской ночью средь ветвей.

С «Д» — отряд из добровольцев,
Пожилых и комсомольцев,
Все они у нас в почёте,
С буквой «П» — в часах найдёте.

С «Д» — ветвистый,
С «З» — костистый,
С «К» — ребристый.

Ты его, конечно, знаешь,
Он – Божий человек, святой.
Но если «Л» на «Н» сменяешь,
Сибирской станет он рекой.

Ты меня, конечно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если «Л» на «Н» заменишь,
Сибирской стану я рекой.

Из-под ёлки, ёлки
Вылезли иголки,
Поменяли «ё» на «у» —
Растянулся он в длину.

Какую букву надо переменить,
Чтобы зверька превратить в змею?

Словно ёлка, вся в иголках.
Поменяли «Ё» на «У».
Что за зверь? Ну и ну!
Нет ноги ни одной,
Только хвост с головой.

С буквой «Ж» —
Жужжит и всё летает,
С буквой «Л» —
Плакать маму заставляет.

Зайка – гайка –шайка – майка

С «З» — вы встретитесь в поле со мною,
С «Г» — на фабрике встречусь я вам,
С «Ш» — меня наполняютводою,
С «М» — спортсмены наденут меня.

Если с «З», то ткань из шёлка
И воздушна, и легка,
«З» на «К» заменим только –
Пей продукт из молока.

С буквой «З – он для сластён,
Пышный, нежный, лёгкий он.
С буквой «К» — мы пьём на ужин,
Для здоровья нам он нужен.

Из него яйцо у Рябы.
«З» на «Б» сменить пора бы.
Догадаться всем несложно:
В той топи увязнуть можно.

С буквой «З» оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» — гнилое место,
Там земля, как будто тесто.

Я бываю золотой,
А природный – костяной.
Если «З» на «К» заменишь,
Смысл во мне совсем иной:
В первом классе лишь для счёта
На уроке я твоём,
А в четвёртом ты охотно
Подсчитаешь мой объём.

«Зяблик» — есть такое слово,
Нам же хочется иного.
Как бы этой милой птице
И во что бы превратиться?
Мы с тобой не тугодумы:
Вместо «ЗЯ» напишем «БУ» мы,
И в два счёта птичку сделаем
Хлебобулочным изделием.

С буквой «И» он – результат,
Но на «С» её заменим –
Вмиг изменит слово так,
Что в нём будет много сена.

С «Г» — он ходит по гвоздям,
С «Д» — помажет ранку вам.

С буквой «К» — живу в лесу,
С буквой «Ч» — овец пасу.

С «КА» — активный я металл,
С «ГЕ» — я очень лёгкий газ.
Чтобы нас ты разгадал,
Глянь в систему ещё раз.

С «К» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С «П» от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.

Каска – ласка – маска

С буквой «К» — я защищаю,
С «Л» — нежна с тобой, как шёлк,
С буквой «М» — на карнавале,
Закрываю ей лицо.

Когда в треугольнике угол прямой. –
Я называюсь его стороной,
Изменится буква – и «чудо» свершится:
Он быстро, как ветер, по морю промчится.

С «К» — на море я бываю,
С «Т» — я мусор убираю.

Качка – тачка – пачка – дачка

С «К» — на море я бываю,
С «Т» — я мусор убираю,
С «П» — одежда для балета,
С «Д» — холодный дом для лета.

Я храню сокровищ много,
Нелегко меня извлечь.
Но прибавь меня к предлогу –
Превращаюсь тут же в речь.

Эту штуку повернёшь –
Не откроешь, так запрёшь…
Ну, а букву изменив,
Мигом обретёшь призыв.

С «Ч» — я двери открываю,
С «В» — я червяков хватаю.

С «К» — по шайбе сильно бьёт,
С «П» — нам бабушка печёт.

С «К» — жую траву, с рогами,
С «Р» — расту в саду, с шипами.

От ветра в поле я качаюсь,
Зерном всё лето наливаюсь.
Но для того, чтоб зазвучал,
Я букву «К» на «Г» сменял.

С глухим согласным –
Наливаюсь в поле.
Со звонким – сам
Звеню я на просторе.

Колос – голос – волос

С «К» в полях меня найдёте,
С «Г» — романсы запоёте,
С «В» — косички заплетёте.

Он резво скачет по доске:
Ему фигуры не помеха.
Но заменили «Н» на «Р» —
И стало сразу не до смеха.
Ребёнок сильно заболел,
Он в сыпи весь, с утра «горел».

С буквой «П» -я на ноге у коня,
Есть подкова даже у меня.
С буквой «Р» — бельё во мне стирали,
Но потом на ванны променяли.

Металл я ценный – это ясео,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным.
Смотри, во мне не утони!

С буквой «К» — царя я украшаю,
С буквой «В» — я, каркая, летаю.

Я – символ власти, нужный королю.
Но если «Н» на «В» сменить,
Я травку на лугу щиплю,
И можете меня доить.

Я у царей на голове
Привыкла восседать.
Я – символ власти, красоты,
При мне иная стать.
Но вот мальчишка-озорник
Исправил «Н» на «В» —
От грации остался пшик,
А я мычу в траве.

С «К» — для тенниса я нужен,
С «Т» — я сладок и красив снаружи.

Корт – корм – кора

С «Т» — он там, где стадион,
С «М» — животным пища,
С «А» — у дерева найдём,
Если там поищем.

С буквой «Р» — вас сыпью награждает,
С буквой «Н» — на скачках побеждает.

Эта болезнь, ею дети хворают,
Но если в ней «Р» на «Н» поменяют,
То застучат по дороге копытца,
И он, как ветер, в упряжке помчится.

С глухим –
Траву она срезает,
Со звонким –
Листья объедает.

С буквой «О» — я сам с усами,
С буквой «И» — я в океане.

Он усатый, полосатый,
Мягкошёрстный и хвостатый,
Он мурлыка и певец.
Отгадал? Вот молодец!
Третью букву как заменишь,
То систему ты применишь:
Обозначили условно –
Записали всё дословно.
Мысль держи ты наготове:
«Т» и «Д» не путай в слове.

Кот – рот – мот – бот

С «К» — он мягкий и пушистый,
С «Р» — он очень уж речистый,
С «М» — он тратит много денег,
С «Б» — по озеру он едет.

Кочка – бочка – почка – точка

С буквой «К» — я на болоте,
С буквой «Б» — большой сосуд,
С «П» — на дереве найдёте,
С «Т» — ищите рядом, тут.

Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но «Н» на «Б» смени скорей –
И обитатель я морей.

Он поможет строить дом,
Замени-ка букву в нём –
Он у моря меж камнями
Ходит, щёлкая клешнями.

Кран – краб – край

С буквой «Н» он там, где строят
Эстакаду или дом.
С «Б» — животное морское,
С «Й» — крупнее, чем район.

Читайте также:  Географическое положение реки сакмары

Я с «В» от непогоды вас укрою,
А с «Т» я землю носом рою.
Круг – друг

С буквой «К» —
Фмгура без углов,
С буквой «Д» —
Дружить с тобой готов.

Я в геометрии фигура,
Но не овал и не квадрат.
Но «К» на «Д» смени скорее,
И ты мне будешь страшно рад.

Зверёк, увы, отнюдь не симпатяга,
Чтоб на него глядеть, нужна отвага.
Одну лишь букву поменяй – и сразу
Узришь иной ответ, приятный глазу.

Я в море островом лежу
И на Америку гляжу,
Но «Б» на «Р» смени – и сразу
Рекой помчусь я по Кавказу.

Я зверь пушной, известный всем,
Но вмиг могу перемениться:
Поставьте «Р» на место «Н» —
И мех мой в перья превратится.

С буквой «К» я – часть ружья,
С буквой «С» — зверушка я.

С буквой «С» — он город русский,
Популярен стал в боях
И запомнился фашистам.
С буквой «О» — деталь ружья.

Лайка – байка – чайка – сайка

С «Л» — я тебе по перчаткам знакома,
С «Б» — из меня дочке платье сошьёшь,
С «Ч» — я на море, на речке, как дома,
С «С» — поглядишь на меня и возьмёшь.

С «А» это жидкость, для модниц находка,
С «И» — это то, чем владеет красотка,
С «У» — это овощ, растущий на грядке.
Съешь его – и всё в порядке.

Если мне на место «А» мягкий знак дадите,
Сразу сорную траву в птицу превратите.

С мягким знаком – он в небе летает,
А вот с «А» — огород засоряет.

Лень – пень – тень

Основой слова будет недостаток.
Изменишь букву – дерева остаток.
А чтоб сменить его значенье,
Возьми предмета отраженье.

Как время года превратить
В настольную игру?
Отброшу гласную одну,
Другую – подберу.

С «Е» я – жаркая пора,
С «О» — настольная игра.

Лещ – лев
Не найдёшь ли ты такого
Удивительного слова:
Если буква в нём меняется,
Рыба в зверя превращается.

С «Л» — на реке зимой бывает,
Он прозрачный, очень гладкий.
С «М» — пчёлка добывает,
Он тягучий, очень сладкий.

Я не груша и не слива,
А другой душистый плод.
Пожелаю стать заливом –
Это вмиг произойдёт.
Только нужно для того
«А» поставить вместо «О».

Линь – лунь — лень

С «И» — бывает он в прудах,
С буквой «У» — большая птица,
С «Е» — упорный враг труда,
Как огня его боится.

Липа – Лиза – лира

С «П» это дерево, цвет его лечит,
С «З» — это девушка, косы на плечи,
С буквою «Р» — инструмент музыкальный,
Звук то весёлый, а то вдруг печальный.

С «И» — ветвями шевелит,
Пчёл цветочками манит.
С «У» поможет видеть глазу:
Увеличит всё и сразу.

Моя нора – в корнях у ели.
На мне весною птицы пели.

Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «Л» на «А» — и я
Вью гнездо на крыше дома.

С буквой «Т» — на дереве висит,
С буквой «А» — под деревом бежит.

Чтоб отгадать, имей терпенье:
С «Л» — часть лица, а с «Б» — растенье.

Чтоб отгадать, имей терпенье:
С «Л» — часть лица,
А с «Б» — растенье.

С буквой «Б» он – часть лица,
С «В» — работа для ловца.

С «О» — в театре ищите
И непременно найдите.
С «У» — стороной обходите,
А если в неё попадёте,
То в туфли воды наберёте.

С «Л» — нами питаются,
А с «Р» — бодаются.

Со звонким – цветами пахнет,
С глухим – он щиплет глаза
Иль у спортсмена-папы
Согнётся дугой, как лоза.

Я цвет одинаковый часто имею:
И с «Г» зеленею, и с «К» зеленею.
Но с «К» вам со мною рискованно быть:
Могу до слёз довести и убить.

Я цвет один и тот же имею,
И с буквой «Г» цвету и зеленею.
Но с буквой «К» со мной не по пути,
Могу до слёз я довести.

Луза – лужа – лупа – луна

С «З» нужна в бильярде я,
С «Ж» я – след после дождя,
С «П» — я видеть помогаю,
С «Н» — путь ночью освещаю.

Луза – Руза – Яуза

С «Л» — найдётся это слово,
Где бильярд, шары и кий.
С «Р» — в нём город Подмосковья,
С «Я» — приток Москвы-реки.

С «Л» — я слёзы вызываю,
С «Ж» — я по лесу летаю.

Я цвет одинаковый часто имею:
И с «Г» зеленею, и с «К» зеленею.
Но с «К» вам со мною рискованно быть:
Могу и до слёз довести, и убить.

С твёрдым «Л» — огородное растение
И приправа к пище,
С мягким – отверстие,
Прикрываемое крышкой.

С буквой «Н» я по ночам
В небесах гуляю.
С буквой «П» — частенько вам
Видеть помогаю.

С «Ы» — мы мчим вас,
Что есть мочи,
С «У», — мы ноги
Вам промочим.

Её ты носишь под рубашкой,
Но станет вдруг она бумажкой,
Лишь букву ты заменишь в ней,
Ты на конверт её приклей.

С «М» — на клумбе растёт,
С «Р» — ползёт задом наперёд.

С «М» — расту на грядке,
С «Р» — я ползаю в воде.

С «М» я сладкая,
С «К» я горькая.

Средь планет его ищите
И найдёте. А теперь
Букву слева замените:
Перед вами – страшный зверь.

Без меня весне не быть,
Всем известно это,
Если букву заменить,
Стану я планетой.

Когда я – месяц,
То, легко дыша,
Ты, как и снег,
На солнце словно таешь.
Коль вместо «Т»
В меня поставишь «Ш»,
То под меня
Ты бодро зашагаешь.

С буквой «Т» его все знают –
Он с собой весну несёт;
С буквой «Ш» всегда играют,
Коль в строю отряд идёт.

С «Ш» я очень быстро еду,
С «Л» — ягода, и хороша к обеду.

Без меня вы не смогли бы
На доске писать.
«Е» на «О» смени –
Я буду волны разбивать.

Корабли меня обходят,
Знает лоцман наизусть.
Если «Л» на «Д» заменят,
То металлом окажусь.

С «Ч» — на врага идёшь,
С «Х» — на овце найдёшь,
С «Л» — на доске напишешь
И тряпочкой сотрёшь.

С буквой «М» — пчела несёт домой,
С буквой «Л» — на речке он зимой.

С буквой «М» — янтарный, сладкий,
С буквой «Л» — холодный, гладкий.

Мол – вол – пол – гол

С «М» — я в море,
С «В» — я в поле,
С «П» — я в доме,
С «Г» — в футболе.

Мол – гол – вол – кол

С «М» — в порту суда я защищаю,
С «Г» — когда в ворота мяч вбивают.
С «В» — я людям помогаю,
С «К» — за кляксу получают.

Я с «О» — морские волны разбиваю,
А с «Е» — учёбе в школе помогаю.

Со звонкой на конце он значит
Примерно то же, что «не стар».
С глухой – по накомальне скачет,
Звенит в ушах его удар.

Моль – ноль – роль – боль – соль – толь

С «М» — я просто насекомое
Хорошо нам всем знакомое.
С «Н» — я ничего не значу,
С «Р» — артисту я задача,
С «Б» — плохое ощущение,
Что приносит всем мучение,
С «С» — нужна я дозарезу,
С «Т» — замена я железу.

С «М» — она большой вредитель,
Шапок, шуб, пальто любитель,
А коль с «С» — добавьте в кашу
И кормите дочку вашу.

В жаркий день его мы ценим
И весьма охотно пьём.
Если «С» на «Е» заменим,
Превратится в водоём.

Мошка – кошка – крошка – окрошка

Я могу взбесить быка,
Нас весной летают тучи.
Заменив мне «М» на «К»,
Ты животное получишь.
«Р» добавь – и в тот же миг
Я в размерах уменьшаюсь,
Но в количествах больших
Кое-где употребляюсь.
Припиши мне «О» в начале –
Я, пожалуй, не совру, —
Ты откажешься едва ли
От еды такой в жару.

Для пищи, безусловно, я
Необходима человеку.
Но вместо «М» поставьте «Щ»,
И ускользну я сразу в реку.

Если слово с буквой «М»,
Из неё я булки ем,
С буквой «Щ» то слово –
Радость от улова.

Источник

Я не стану такой, как мама — решила Алёна и расколола лёд

— Ты только посмотри на неё! Посмотри, как намыливаться стала! — прохрипела мама Алёны.

Она сидела вразвалку на кухне и ехидно наблюдала, как дочь выносит из ванной выстиранную руками блузку и аккуратно развешивает. Дама сбила пепел в железную банку из-под кофе. Замусоленный халат был плохо запахнут и как нельзя более кстати подходил к одутловатому лицу с мешками под глазами.

— Невеститься уже! — вторил ей дядя Миша, не отворачиваясь от телевизора.

— Я ей поневещусь! Слышь, Алёнка? Во, видала? — мать погрозила ей кулаком. — Не дай Бог узнаю.

— Что узнаешь? — не поняла Алёна.

— Для кого настирываешься?

— Просто хочу пойти чистой в школу, чтоб надо мной не смеялись.

— Кто над тобой смеется? — оживилась мама.

— Одноклассники. Потому что я вечно в грязном.

Мать словно видела её впервые. Но потом она щедро затянулась и философски изрекла:

— Много они знают!

И успокоилась на этот счёт. Перебрасывая ногу на ногу, она случайно задела под столом пустые бутылки и они, звеня, покатились ей под ноги.

По утрам осень давала о себе знать непривычным холодом. По угрюмому небу проплывали тёмные облака. Спеша на уроки, Алёна вспомнила то утро, когда исчез папа. Они проснулись в выходной, а его нет. Точно такое же небо было в ту весну. Мама быстро нашла ему замену.

Алёна вызубрила весь заданный параграф по физике. Она должна, должна выбраться из этого болота. Она боялась представлять своё будущее. А вдруг ей суждено стать такой же, как родители? Слова, написанные на развороте учебника, поразили её и словно впечатались в мозг: «Кто пренебрегает учебой в юности, теряет прошлое и становится мертвым в будущем» (Еврипид). Она будет стараться, будет.

Читайте также:  Сколько мостов в новосибирске через реку

Молодая физичка пробежала узким пальцем по списку в журнале.

У Алёны внутри всё похолодело. Она в последний раз взглянула на станицу учебника, встала и начала рассказывать. Все опять смотрели на неё. Она рассказала параграф от корки до корки.

— Ничего себе! — прошептал кто-то в классе.

Учительница была другого мнения. Она невзлюбила Алёну с первого взгляда, и только потом оказалось, что девочка полная бездарь.

— Нууу. — протянула физичка и вздёрнула тонкую чёрную бровь, — допустим, этот параграф ты знаешь, но я уверена, что если спрошу у тебя предыдущие темы, то в них ты полный ноль. Садись, три.

Алёна упала на стул. В ушах гудело. За что? Почему? Она же так старалась!

Класс возмущённо зашумел.

— Так не честно! — сказал кто-то из мальчиков. — Это было на пятёрку.

— Мне виднее! — хладнокровно ответила учительница.

На перемене случилось небывалое: сама Оленька выразила своё сочувствие Алёне. Лёд на реке всеобщего игнорирования и презрения дрогнул. Но до самого девятого класса он так и не растаял. Огромные ледяные глыбы неслись по этой реке, бились друг о друга и часто стёсывали душу Алёны до крови. Но лучше быть не очень нужной собакой, нежели тенью её.

Алёна неплохо училась и после 9 класса поступила в медицинский колледж. Знаю, что впоследствии она стала хорошим стоматологом.

Ссылка на первую часть в начале статьи

Ставьте лайк, если вам понравился рассказ.

Источник

Осторожно! Тонкий лед!

3 февраля 2020, 14:46

Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей. Как правило, среди погибших чаще всего оказываются дети и рыбаки. Избежать происшествий можно, если соблюдать правила безопасности. Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах — алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.

Выходя на лед нужно быть крайне внимательным и соблюдать меры безопасности!

Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 сантиметров в пресной воде и15 см в соленой.

В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев и камыша.

Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25 %.

Прочность льда можно определить визуально: лёд прозрачный голубого, зеленого оттенка – прочный, а прочность льда белого цвета в 2 раза меньше. Лёд, имеющий оттенки серого, матово-белого или желтого цвета является наиболее ненадежным. Такой лёд обрушивается без предупреждающего потрескивания.

Не отпускать детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах, коньках) без сопровождения взрослых.

Правила поведения на льду:

-Нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

— При переходе через реку следует пользоваться организованными ледовыми переправами.

-При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

-Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, — это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

-Оказавшись на тонком, потрескивающем льду, следует осторожно повернуть обратно и скользящими шагами возвращаться по пройденному пути к берегу.

-На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 — 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки.

-При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5–6 м).

-Замерзшую реку (озеро) лучше переходить на лыжах, при этом крепления лыж нужно расстегнуть, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держать в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

-Особенно осторожным нужно быть в местах, покрытых толстым слоем снега, в местах быстрого течения и выхода родников, вблизи выступающих над поверхностью кустов, осоки, травы, в местах впадения в водоемы ручьев, сброса вод промышленных предприятий.

-Если есть рюкзак, повесить его на одно плечо, что позволит легко освободиться от груза в случае, если лед провалится.

-При рыбной ловле на льду не рекомендуется делать лунки на расстоянии 5-6 метров одна от другой. Чтобы избежать беды, у рыбака должны быть спасательный жилет или нагрудник, а также веревка – 15-20 м длиной с петлей на одном конце и грузом 400-500 г на другом.

-Надо знать, что человек, попавший в ледяную воду, может окоченеть через 10-15 минут, а через 20 минут потерять сознание. Поэтому жизнь пострадавшего зависит от сообразительности и быстроты действия спасателей.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: выходить на лед в состоянии алкогольного опьянения, прыгать и бегать по льду, собираться большим количеством людей в одной точке, выходить на тонкий лед, который образовался на реках с быстрым течением.

Что делать, если Вы провалились под лед?

-Не паниковать, не делать резких движений, стабилизировать дыхание.

-Широко раскинуть руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда, чтобы не погрузиться с головой.

-По-возможности перебраться к тому краю полыньи, где течение не увлечет Вас под лед.

— Попытаться осторожно, не обламывая кромку, без резких движений, наползая грудью, лечь на край льда, забросить на него одну, а затем и другую ногу. Если лед выдержал, медленно, откатится от кромки и ползти к берегу.

-Передвигаться нужно в ту сторону, откуда пришли, ведь там лед уже проверен на прочность.

Оказание помощи пострадавшему, провалившемуся под лед:

-Вооружиться любой длинной палкой, доской, шестом или веревкой. Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду.

-Подползать к полынье очень осторожно, широко раскинув руки.

-Сообщить пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.

— Если Вы не один, то, лечь на лед и двигаться друг за другом.

-Подложить под себя лыжи, фанеру или доску, чтобы увеличить площадь опоры и ползти на них.

— За 3–4 метра протянуть пострадавшему шест, доску, кинуть веревку или шарф или любое другое подручное средство.

-Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.

-Осторожно вытащить пострадавшего на лед, и вместе с ним ползком выбираться из опасной зоны.

-Доставить пострадавшего в теплое (отапливаемое) помещение. Оказать ему помощь: снять и отжать всю одежду, по возможности переодеть в сухую одежду и укутать полиэтиленом (возникнет эффект парника).

-Вызвать скорую помощь.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшему:

При попадании жидкости в дыхательные пути, пострадавшему необходимо очистить полость рта, уложить его животом на колено так, чтобы голова свисала к земле и, энергично нажимая на грудь и спину, удалить воду из желудка и легких.

Приступить к выполнению искусственного дыхания.

Немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.

Время безопасного пребывания человека в воде:

При температуре воды 24° С время безопасного пребывания: 7-9 часов.

При температуре воды 5-15° С — от 3,5 часов до 4,5 часов.

Температура воды 2-3 ° С становится не безопасной для человека через 10-15 мин.

При температуре воды минус 2° С окоченение может наступить через 5-8 мин.

В случае возникновения любой чрезвычайной ситуации звоните в Единую службу спасения по телефону 101, 112.

Источник



1. Нади пару слов, в которой все звуки одинаковые. Отметь свой ответ. лёд-мёд река — рука плод — плот ров — рёв 2. Выбери правильное утверждение и

отметь его. В слове может быть один слог, два согласных звука и два гласных звука. В слове может быть три слога, два гласнх звука и три согласных звука. В слове может быть два слога, один гласный звук и звук [й`]. В слове может быть два слога, два гласных звука и два согласных звука. 3. Выбери правильное утверждение и отметь его. Слово может состоять из суффикса и окончания. Слово может состоять из приставки и суффикса. Слово может состоять из корня и окончания. Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания. 4. 4. Найди слово, которое правильно разобрано по составу и отметь его. осенний выдумка переходы усмешка 5. Какие части слова, кроме корня, есть в слове похвала? приставка и суффикс приставка, суффикс и окончание суффикс и окончание приставка и окончание 6. Найди слово, которое соответствует схеме , и отметь его. полка подруга пони поляна 7. Из предложения выпиши существительное с нулевым окончанием. Шоссе огибает болото и уходит в лес. _____________________________________________________________________ 8. Какое из слов является именем существительным женского рода? Отметь свой ответ. грустный грустить грусть огонь 9. Найди словосочетание, в котором имя существительное употреблено в винительном падеже, и отметь его. лететь без шума ловить рыбу жил у сестры удивляться красоте 10. Даны четыре словосочетания. Определи, что нарушено в каждом из этих сочетаний (род, число, падеж). Отметь свой ответ в каждой строке. род число падеж ничего не нарушено спелая жёлудь летели голубь наблюдать за малыш ехал на метро 11. Выбери правильное утверждение, и отметь его. Имена существительные изменяются по родам. Имена существительные не изменяются по падежам. Имена существительные изменяются по родам, но не изменяются по падежам. Имена существительные не изменяются по родам, но изменяются по падежам. 12. Три слова из четырех имеют общий грамматический признак (род, число, …). Найди и подчеркни «лишнее» слово. сапог, город, берёза, сад Объясни, почему это слово можно считать «лишним». Потому что _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 13. Найди слово предлогом и отметь его. (на)шивка (на)шоссе (на)града (на)рядный 14. Найди слово с непроизносимой согласной и отметь его. чудес…ный опас…ный ужа…ный праз…ник 15. Каким словом можно проверить орфограмму в корне? Отметь свой ответ. бедняк бедняжка бедный обеднеть

Источник

Adblock
detector