Меню

Ловля хариуса сплавом по рекам

Рыбалка на реке Пага на хариуса

Тур за хариусом на реку Пага (Республика Коми) — увлекательное путешествие с трофейной рыбалкой и проживанием. Рыбалка на Паге интересна еще тем, что рядом с ней находятся озера Пагаты и Кыбанты, где можно порыбачить на щуку и крупного окуня (радиальные выходы протяженностью один-полтора километра). Описание На Приполярном Урале есть еще сокровенные небольшие реки, где настоящий любитель трофейной рыбалки на европейского хариуса получит истинное наслаждение от ловли этой мощной и очень красивой рыбы. Одна из них — это река Пага (впадает в Лемву). Она относительно небольшая, протекает по тундровой местности, довольно стремительна и разбита на большое количество проток. Рыбалка на Паге уникальна во всех смыслах. Во-первых, вертолетная заброска на реку позволяет попасть на реку с минимальным рыболовным прессингом. Во-вторых, рыбалка на Паге и рыбалка на Кокпеле (приток Паги) интересна своим разнообразием: можно поймать трофейного хариуса, трофейную щуку (на озерах Пагаты и Кыбанты), трофейного мерного окуня (так же на озерах), реликтовую рыбу голец-палия, сига. В-третьих, эта река находится на Западном склоне Уральских гор и значит вертолетный перелет не столь чувствителен к погоде, как это бывает при заброске на реки Восточного склона (например, на Мокрую Сыню, Хулгу и т.д.). Группа практически гарантировано и без задержек сразу вылетает из Инты и добирается до места рыбалки. Еще по одной причине, уже в-четвертых, рыбалка на Паге хороша — есть возможность выйти с маршрута через железную дорогу, т.е. сплавиться по Паге, Лемве и потом по Усе до станции Абезь и выехать в цивилизацию на поезде, исключив вертолетную выброску. Это делает тур значительно дешевле и более простым с организационной точки зрения. Фото галерея Рыбы Рыбаки обычно ловят хариуса, окуня, щуку. Программа тура День 1 ◦ Встреча гостей на железнодорожной станции Инта (пос. Верхняя Инта). ◦ Трансфер от жд-станции до вертолетной площадки (20 километров по асфальту). Высадка на берегу р. Пага. ◦ Выгрузка вещей. Разбивка лагеря. Установка палаток. Разведение костра. Обед. ◦ Вечерняя рыбалка на европейского хариуса. Возможен пеший выход до озера Пагаты (если будет время и желание) ◦ Приготовление ужина. День 2 ◦ Рыбалка на озере Пагаты или на реке Пага. Завтрак. ◦ Сбор катамаранов, лодок, установка моторов (если они будут заказаны и если рыбалка будет со сплавом). Возможен сплав или подъем (при наличии мотора) по реке Пага. ◦ Обед из свежепойманной рыбы: уха, жаренная рыба, чай на бруснике с вареньем из морошки. ◦ Радиальный выход до озера Кыбанты с рыбалкой на щуку и окуня. ◦ Вечерняя рыбалка на хариуса — время, когда рыба «плавится». ◦ Туристическая баня. Ужин из сагудая, копченого хариуса, царской ухи и обязательно чай с дымком. День 3 ◦ Сплав по реке Пага с параллельной рыбалкой на европейского хариуса. Пага знаменита еще тем, что в ней водится такая реликтовая рыба, как голец-палия. ◦ По согласованию определяется время обеда, ужина, меню, установка бани и другие вопросы. День 4 ◦ Рыбалка на Паге. Река имеет большое количество притоков (например, река Кокпела, Тарьяха), которые тоже очень интересны в плане рыбалки на трофейного хариуса. ◦ Есть возможность не только спуститься, но и подняться вверх по течению. Кроме того, можно быстро, на моторе, пройти бесперспективные с точки зрения рыбалки места и сразу спуститься на нужные ямы. ◦ Вечер рыбалки, как правило, посвящен отдыху, приготовлению ужина, разговорам у костра и рыбацким байкам. День 5 ◦ Возможна встреча с местным населением — коми-зырянами и коми-ижемцами. Для них это историческая родина и они часто поднимаются на лодках по Паге до озер Пагаты и Кыбанты. Ниже по течению, ближе к Лемве, возможная охота и на боровую дичь: перепела, тетерев, глухарь. Ближе к Лемве, в зоне леса, возможна встреча и с крупными животными: лосем, оленем и даже с медведем. Во избежание встречи с последним всегда надо быть осторожным и соблюдать правила поведения. День 6 ◦ При желании возможна утренняя рыбалка на зорьке. Группа все ближе и ближе подходит к реке Лемва, в которую Пага и впадает. ◦ На выходе из Паги стоит рыболовная изба (рыболовно-охотничье зимовье), и при желании группа может одну из ночевок провести именно в нем. Мы обязательно снабжаем группу туристической баней и ее можно устанавливать в любое время, хоть каждый день. День 7 ◦ В этот день группа обязательно должна выйти к деревне Епа, которая стоит на правом берегу Лемвы. ◦ По берегам Лемвы стоит несколько охотничьих избушек. Однозначно будут встречаться рыбаки из местных жителей (на моторных лодках). ◦ На ночевку группа должна встать либо в самой деревне Епа, либо где-то неподалеку, так как на следующий день запланирован выход с маршрута и в Епе надо быть рано утром. День 8 ◦ Ранний подъем. В деревне Епа группу будут ждать лодки из поселка Абезь (2-3 штуки, моторные Казанки), которые накануне поднимутся снизу. ◦ В Абези группу так же будет ждать УАЗик или другая машина, которая довезет вещи и оборудование от берега реки до железнодорожной станции «Абезь». Посадка в проходящий поезд. ◦ Переезд на поезде или на электричке от Абези до г. Инта. Прощание с проводниками, последняя фотосессия. Выезд домой. Прайс лист Продолжительность тура: 8 дней. Группа: любая, оптимальное количество — от 5 до 12 человек. Стоимость: от 37000 руб. с человека за тур (при максимальном количестве участников). Срок и маршруты рыбалки можно изменить! В стоимость тура входит: ✔ заброска от железнодорожной станции Верхняя Инта (Инта-1) до вертолетной площадки и обратно. Заброска на вертолете до места рыбалки. Небольшой трансфер от реки Уса до жд-станции Абезь в конце маршрута. ✔ услуги проводника/инструктора ✔ приготовление пищи, разбивка лагеря (установка палаток, разведение костра, заготовка дров) — совместные. Для людей, не желающих заниматься «бытовыми» вопросами во время рыбалки нами предусмотрена услуга «Комфорт» ✔ аренда катамарана(ов), аренда туроборудования, лодочных катамаранов с ГСМ ✔ туристическая баня на маршруте ✔ продукты питания на маршруте. Дополнительные услуги: — организация лицензий и разрешений на охоту (попутную) во время рыбалки (если сезон открыт) — отдых в коттедже или на базе отдыха с любой культурной программой — аренда дополнительного оборудования (список предварительно высылается и согласовывается). — бронирование гостиницы в г. Инта — можем отправить на маршрут не одного, а 2-3 проводников для удобства и для того, чтобы освободить наших туристов от участия в решении всех бытовых вопросов.

Источник

По Русскому Северу. Сплав по рекам

Излишки рыбы после «реанимации» отпускались в родную стихию.

Летом прошлого года я откликнулся на предложение в интернете отправиться в поход в Архангельскую область. Руководителем затеи был Сергей Степанов. Наш коллектив состоял из пяти мужчин и одной девушки Татьяны.

Прибыв на поезде в славный город Архангельск, мы погрузили снаряжение в заранее заказанные машины, и прямо с вокзала наш автомобильный кортеж отправился за специальным разрешением на посещение погранзоны. Оставалась заключительная часть пути до точки выгрузки на реке Кепине. По ней нам нужно было сплавиться вниз примерно на 60 километров до впадения в нее реки Ёрны. Затем по Ёрне предстояло подняться вверх по течению до точки, от которой пешим переходом удобнее всего выйти к другой водной системе. Здесь нам следовало найти вход в реку Верхотину и сплавиться по ней до системы Мегорских озер, где берет начало река Мегра. Сплав по Мегре до Белого моря был последним этапом двухсоткилометрового маршрута, после чего наша группа перебрасывалась самолетом с побережья Белого моря обратно в Архангельск.

Сплав по Кепине мы начали у старого моста. Река встретила нас идеально прозрачной, как в аквариуме, водой. Ее ширина на всем протяжении не более 20–30 метров, дно покрыто растительностью, камней и галечников нет. По предварительной информации рыбы в реке много, в том числе и хариуса, причем весьма приличных размеров.

Каждый участник сплава выбрал туристическое снаряжение и рыболовную оснастку согласно своему опыту. Выявились и некоторые особенности в характерах путешественников. Так, Дмитрий и Андрей шли одиночками на двухместных байдарках, а остальные по двое — на трехместных посудинах. Для скарба, которого набралось немало, тоже предусмотрели место. Мы взяли с собой непромокаемые мешки для продуктов и сменной одежды, а также индивидуальные средства защиты от плохой погоды. Поскольку сплав по реке подразумевал перетаскивание байдарок по мелям и разбор завалов, обязательным элементом личной экипировки стали вейдерсы…

Читайте также:  Человеческая жизнь это река

Первые минуты сплава были сумбурны и хаотичны, все искали алгоритм движения. Через какое-то время вперед вырвались спортсмены, для них сплавной драйв значил больше, чем процесс ловли рыбы. Почетную должность замыкающих поручили двойке бывалых рыболовов — мне и моему напарнику Виктору. На маршруте мы часто отставали от группы с целью порыбачить, а потом спешно нагоняли ушедший караван. В конце июня хариус по реке распределился фрагментарно. Для удачной рыбалки нужно найти скопление активно кормящейся рыбы и попробовать ее соблазнить мелкими вращающимися блеснами.

Первый вечерний опыт ловли дал положительный результат. За короткий промежуток времени я выловил шесть отменных красавцев. Самый мелкий хариус весил не менее 300 граммов, остальные — порядка 500–700 граммов. Долгий утренний сон команды водных скитальцев — это беда. Пока все спали, мы с Виктором совершали утренний рыболовный променад. Вспоминается одно такое замечательное утро. Свет солнечных лучей до дна пробивал неглубокую речку. В нереально прозрачных струях вальяжно скользили крупные хариусы. Раз за разом наши удилища с тестом от 2 до 12 граммов обстреливали дальние и ближние точки. Однако вскоре стало очевидным, что ни тонкая монофильная леска сечением ноль восемнадцать, ни вертушки нулевых и первых номеров самых изысканных расцветок не пробуждали аппетита у гвардейцев-флагоносцев: хариуса интересовал исключительно вылет насекомых.

Как подать искусственную мушку посредством спиннинговой снасти? Правильно. Для этого есть итальянский сбирулино, или просто бомбарда. Как показали эксперименты с забросами и проводкой, в неширокой речке можно обойтись и без дальнего заброса с грузовым поплавком. Непуганая рыба подпускает к себе очень близко, смущая городского рыболова своей детской непосредственностью. Но мы не стали наказывать представителей благородного семейства лососевых за их невольное безрассудство и все, что было добыто с таким трудом, отпустили.

Сплав по реке Кепине занял три дня. Весельные переходы чередовались с короткими передышками на берегу и счастливыми часами долгожданных рыбалок. Дабы не выбиться из графика сплава, в некоторые дни нам приходилось, что называется, поспешать, усиленно налегая на весла и забывая про рыбалку. Что ж, во имя общей идеи иногда приходится чем-то жертвовать. Увлеченный рыболов, идущий на сплав в большой компании, должен заранее себя настроить на то, что далеко не все интересные в плане рыбалки места он сможет обловить.

Утро третьего дня на этой реке разбудило нас звуками дождевой капели. Как чудесно преобразилась природа, насыщаясь небесной влагой! Заключительная гонка на веслах по Кепине прямехонько вывела нас к впадению реки Ёрны, а там. А там, уже на стыке вод двух рек, разбушевался настоящий харюзовый котел. На небольшом участке реки скопилось множество жирующего хариуса. Видимо, дождь и пасмурная погода придавили мошку к воде и возбудили активность рыбы. Но что самое замечательное, рыбная братия активно интересовалась не только насекомыми, но и вращающимися блеснами. Вот уж действительно, жор так жор!

За три дня сплава самый крупный хариус, пойманный мною, потянул на 700 граммов, большая часть остальной добычи укладывалась по весу от 300 до 600 граммов. Такие показатели близки к уловам в Центральной Сибири, где хариус граммов на 500–600 считается самым ходовым и ловится на крупные вертушки третьих и четвертых номеров. Хариус Архангельской области требует к себе куда большей изощренности, и наши самые крупные приманки были Аглия лонг № 2. Тогда по воле речного царя с уловом поздравляли всех: и тех, у кого была спортивная снасть, и тех, у кого снасть была не очень изящная. Определенным апогеем стал полукилограммовый сижок, пойманный Андреем. Эта рыбалка дала заряд бодрости для преодоления речки Ёрны, где нам пришлось идти вверх, против течения.

Светлой белой ноченькой четыре байдарки речных вояджеров вошли в реку Ёрну. Ночь не лучшее время для физических упражнений, но ради того, чтобы испытать мышечную радость именно в белую ночь, можно и отойти от определенных правил. Подъем по реке начался в одиннадцать вечера, а закончился к шести утра.

Река встретила нас перекатами и ускорениями воды длиной по 20–30 метров. Такие препятствия достаточно живо преодолевались в пешем порядке с байдаркой на буксире. Перекаты сменялись глубокими участками с почти стоячей водой, эти прогоны легко проходились на веслах. Белая прозрачная вода прежней реки сменилась на красновато-коричневую от примеси гумуса Ёрны. Видимо, по этой причине поменялся и видовой состав рыбы. За семь часов подъема было поймано всего два мелких хариуса и приличное количество неплохого окуня, которого в Кепине не было вообще. Не зря говорят, что окунь — это символ перемен.

Подъем по реке не обошелся без приятных сюрпризов. Как-то после очередного переката, где опять пришлось тащить байдарку на буксире, я узрел за поворотом реки заманчивый стоячок-глубочок. На разведку был отправлен крупный плавающий воблер. А в ответ некая неведомая сила остановила в глубине приманку и завязалась борьба. Видавшие виды сплавщики, затаив дыхание, наблюдали за схваткой. А вдруг лосось? Со стороны очень даже похоже. После двух минут борьбы наступил момент истины: в подсаке оказалась крупная щука. Вот так, буквально за несколько часов, веселая ловля мерного хариуса сменилась окуневыми и щучьими трофеями. Щука потянула на 5 килограммов и 300 граммов. В шесть утра мы расположили лагерь, приготовили завтрак и выставили байдарки для просушки. После дневного отдыха нас ждал двухкилометровый пеший ночной переход по тайге к озерам. От самотопа с грузом на плечах освобождалась только Татьяна. Ей доверялось маленькое, но ответственное поручение караулить базовый лагерь, пока мужская часть коллектива в три захода не перетащит снаряжение в новый лагерь на берегу озера. Весь процесс занял у нас 12 часов. Это немало!

Первая ходка принесла неожиданный результат: оказывается, в этой глуши была великолепная тропа, ведущая от реки к озеру. Ее проторили давно: видимо, у нас в России много любителей стихов и запахов леса. Нам осталось лишь поблагодарить неведомых сторонников здорового образа жизни.

Только к полудню на берегу озера вырос новый палаточный лагерь. Отобедав и выпив по рюмочке с устатку, самые слабые члены концессии погрузились в сиесту, ну а мы с Виктором пошли на ближайшее озеро рыбачить. Простенькая, без затей рыбалка с берега принесла мне пару хороших окуней. Кумжи, форели и прочих лососевых обнаружено не было, ну а окуневые сюрпризы клевали на твистеры и вращающиеся блесны.

Думаю, особого внимания заслуживает подход к рыбалке Виктора. Я наблюдал, как в его умелых руках спиннинг с мультипликатором становился не просто орудием ловли, а некой дирижерской палочкой, с помощью которой он завораживал рыбу и вызывал ее на поклевку. Итогом такого концерта, как правило, была пара приличных рыб…

Источник

Полярный Урал. Ловля трофейного хариуса

Полярный Урал… Пожалуй, на сегодняшний день это самое выдающееся рыболовное путешествие в моей жизни по его необычности, рискованности, по величине физических нагрузок и по интересности рыбалки. Знаете, как сложно писать отчет, когда тебя до сих пор переполняют эмоции?! Ведь словами и фотографиями сложно передать всё то, что ты видел своими глазами. Ровно семь дней мы прожили в тайге на берегу реки Пай-Соим. Десятки километров были пройдены пешком по пересеченной местности в поисках самых уловистых мест, ведь всегда кажется, что вон там за поворотом места куда интереснее, а когда вокруг тебя такие красоты, ты ненароком забываешь и о времени, и о расстоянии, которое преодолел. Но обо всем по порядку.

Не буду описывать, как мы добирались до города Нягань на самолетах авиакомпании Ютэйр (те еще авиалинии), а сразу перейду к моему первому в жизни полете на вертолете. Страх, боязнь — все это читалось у меня на лице! Похожее состояние у меня было, когда первый раз шагнул на трап самолета, но теперь и то и другое в прошлом. В целом, очень понравилось, интересные ощущения, летит очень низко, и все видно, как на ладони. Единственный минус — шум в салоне, который приходилось терпеть на протяжении двух часов, проведенных нами в воздухе, пока мы не достигли точки высадки.

IMG 20190817 125642

Группа состояла из восьми человек, которые собрались из разных городов страны: Тюмени, Челябинска, Екатеринбурга, Москвы и Орла. Лишь я один был приверженец спиннинговой ловли, все остальные отдавали предпочтение нахлысту. Забегу немного вперед и скажу, что в этой поездке я впервые взял в руки нахлыстовое удилище и поймал свою первую рыбу этой диковинной для меня снастью, а что самое интересное — муху, на которую я поймал эту рыбу, я связал сам! Вот именно творить мне особенно понравилось, а так-то спиннинг все-таки ближе и роднее.

Читайте также:  Три реки аккорды укулеле

IMG 20190813 151639

IMG 20190812 201206

Прибыв на место, мы сразу разбили лагерь. Самые нетерпеливые не удержались, взяли в руки снасти и пошли на ближайшую яму в надежде кого-нибудь изловить. Конечно, я тоже был в их числе, и уже на втором забросе на том конце моей лески забился мерный хариус. Мой первый в жизни сибирский хариус был невероятно красив и силен, вываживать такую рыбу легкой удочкой — огромное удовольствие.

IMG 20190810 142823

Далее был обед, за который отвечал наш повар Дмитрий; ему отдельное спасибо за вкусную и своевременную еду. А какое он варил нам кофе с корицей! Это, друзья, нечто…

После трапезы мы решили немного осмотреться. Кто-то остался у лагеря, кто-то пошел вверх по течению, а были и те, кто отправился в противоположном направлении. Мне захотелось пройти немного вниз, до одного плеса, который отчетливо виднелся вдали. Самое сложное, с чем мне пришлось столкнуться в этой экспедиции, — это с переход реки вброд. Подошва на моих забродных ботинках была резиновая, и передвижение в них по скользким камням было делом долгим и опасным. Друзья, не повторяйте моих ошибок, и если вдруг соберетесь ловить рыбу в подобных местах, то покупайте ботинки с войлоком.

IMG 20190813 122602

В каждом новом месте активный хариус клевал на первых же забросах. Честно говоря, такая ловля не очень интересна, ведь вся рыбы держалась ям и обширных плёсов. Интересно становится потом, когда поймаешь несколько штук и, участок замерает. Тогда приходится подбирать новую тему, меня угол подачи, постоянные эксперименты. Бывало, что хариус очень часто реагировал на забросы вверх по течению (up-stream). Как мне кажется, я сумел подобрать две идеальные приманки, которыми, собственно, и ловил большую часть времени. Это вращающаяся блесна River Old Torpedo 2,8 г, которая очень хорошо собирала активную рыбу, и небольшой воблер Jackall Timon Mitts S, который исправно ловил уже осторожного хариуса.

IMG 20190811 161842 1

IMG 20190811 185603

Мы попали на Полярный Урал в благодатное время, очень много было различных ягод; особенно мне понравилась голубика, которую я ел горстями! К сожалению, а может, и к счастью, диких зверей мы не встречали, но было очень много медвежьих, оленьих и других следов.

IMG 20190811 155731

Хочется опять вернуться к такой природе! К чистым рекам, воду из которых мы с удовольствием пили, к горам, на которых лежат ледники. Просто дух захватывает от этих красот.

IMG 20190810 192855 01

IMG 20190813 112902

В планах у нас еще был сплав на катамаранах до слияния с рекой Рута-Ю, а затем по реке Сарма-Пыть-Яха, которую предполагалось исследовать на наличие тайменя. Но, увы, погода внесла свои коррективы в наши планы, и нам пришлось провести все семь дней на одном месте.

Стихия испытывала нас на прочность чуть ли не каждый день. Почти все время лил дождь, лишь изредка он прекращался, а потом все начиналось заново. Каждый день — день сурка! Был такой день, когда мы вообще не выходили на воду, даже из шатра боялись вылезти наружу; шквалистый ветер едва не срывал наши палатки, и потом пришлось их по периметру обкладывать камнями. Да еще и ливень… Вода в реке сразу пошла вверх, порой ее уровень поднимался более чем на метр; еще чуть-чуть, и нам бы пришлось переносить наш лагерь.

Уже под конец нашей экспедиции мы нашли отличный участок с хариусами, средний вес которых был 850 граммов. Лично мне удалось поймать несколько экземпляров весом более килограмма. Бороться с такой крупной дикой рыбой непросто, особенно если поклевка происходит на самом выбросе вниз по течению. Не всякое удилище тут справится. Среди моих спиннингов был Norstream Avatar 732L, и хотя он рассчитан на приманки от 3 до 12 граммов, мне было вполне удобно ловить им на приманки куда более легкие. А уж как он сдерживает натиск сильной рыбы на течении! Вообще, в этой поездке я опробовал каждую модель из серии «Аватар», и о каждой у меня сложилось свое личное мнение, но об этом я напишу чуть позже, когда буду рассказывать о снастях, сопровождавших меня в экспедицию на Полярный Урал.

IMG 20190813 125443 01

IMG 20190811 132530 01

Жаль, конечно, что нам так и не удалось повстречаться с хозяином здешних рек — тайменем. У нас были надежды, что по большой воде рыба может подняться вверх по течению. В отдельных ямах я даже применял более крупные воблеры, до 100 мм, но и на такой размер клевал лишь вездесущий хариус.

Хочу сказать огромное спасибо клубу экспедиций «Дикий север» за приглашение и за сервис, который он предоставляет своим клиентам. Вы настоящие мастера своего дела. А вам, дорогие читатели, я желаю хоть раз в жизни побывать в столь отдаленных местах и проникнуться дикими красотами Полярного Урала.

Источник



Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

Поездка на Полярный Урал была в наших планах давно. Года два не получалось никак съездить к соседям (сами мы с Северного Урала) по разным причинам: работа, болезни, невозможность набрать команду и т.д. Но в этом, т.е. 2011 году, желание наше было твердым, а судьба благосклонной к нам. Все обстоятельства сложились удачно и наша рыбалка на Полярном Урале состоялась.

Долго выбирали реку, по которой осуществить сплав. Условий к реке с нашей стороны было несколько: красивые виды, проходимость на катамаране, рыбалка (желательно на хариуса) и, по возможности, несложная заброска. В результате выбрали реку Лемву, о чем нисколько не пожалели. Но об этом, собственно, и пойдет рассказ ниже.

Дорога

Самая большая проблема при поездке на Полярный Урал — это отсутствие автомобильных дорог (летних, т.к. зимой пробиваются зимники). Попасть в Инту или Воркуту можно только на самолете или поезде. А в нашем случае (из Пермского края) еще и с пересадками, т.к. региональных прямых авиарейсов нет и прямых поездов тоже нет. В общем, наш маршрут выглядел так: от Соликамска до Перми мы доехали на авто (200 км, 4 часа в пути), от Перми до Кирова на поезде, где пересели на другой поезд до Воркуты и доехали до Инты. В Инте нас встречал Урал-вахтовка, на котором мы уже и доехали до Лемвы. В общей сложности, на всю дорогу ушло двое с половиной суток (обратно, соответственно, так же). На сам сплав по Лемве мы выделили семь суток с расчетом сделать 1-2 дня стояночных для рыбалки на хариуса. Протяженность маршрута по воде около 170 км (практически вся Лемва). В день планировали проходить по 30-35 км. Специально взяли с собой небольшой лодочный моторчик Nissan Marine 3.5. Средство сплава — 8-местный катамаран «Басег». Погрузили весь этот шмурдяк в Ниву и поехали.

До Перми доехали без особых приключений. Выгрузились на вокзале, поставили машину на платную стоянку. Не смог отказать себе в удовольствии сфотографировать знамениту П или «табуретку» — один из новых арт-объектов Гельмана-Чиркунова, который по их задумке, должен сделать из Перми культурную столицу Европы. Надо сказать, что мне «табуретка» понравилась. Право на жизнь она имеет.

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

Кстати, забыл сказать, что в Перми же закупились продуктами питания. Упаковывали их прямо на улице, что и запечатлено на фото ниже.

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

Вещей набралось довольно много, несмотря на то, что пытались себя ограничить. Хорошо хоть не взяли раму для катамарана фабричную, а решили рубить ее на месте. Как показал дальнейший опыт — это было очень разумное решение. Но вот в бензопиле себе отказать не смогли. А также в десяти литрах питьевой воды для детей «Агуша» :-). Половину, правда, обратно привезли и литра два раздали на реке местным рыбакам. На фото ниже наш скарб во время ожидания поезда в Перми.

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

Пора уже познакомить читателей с нашей командой. Вообще, нас было четверо. Первый участник нашей команды — Димон (на фото ниже)

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

Второй участник — Алексей (глаза уже в кучку, но это самая приличная фотография, которая была)

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

На фото ниже — я, собственной персоной. Главный затейник всего мероприятия.

Читайте также:  Березина речка как доехать

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

Ну, и Ильюха, главный по рыбкам и по девушкам.

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

Кстати, о девушках. Приколы с ними (а если быть точным, то с полным их отсутствием) начались сразу же, с самого начала нашей поездки. Дело в том, что в Кирове мы пересаживались на поезд «Адлер — Воркута». В нашей команде трое (все, кроме меня) — свободны, аки ветер в чистом поле, то бишь неженатые и неокольцованные. Видя по билетам маршрут поезда они раскатали губу, мол «полный вагон будет молодых, загоревших и отдохнувших девушек, возвращающихся с Черного моря домой». Но реальность была сурова. Очень сурова. Наш вагон оказался прицепным и прицепили его в Кирове, и в Кирове же, он был битком забит … вахтовиками. Они ехали в Инту на работу (водители самосвалов, бульдозеристы и т.п.). Они прям бригадами расположились в купе и некоторые прям сразу начали бухать. Поездочка была та еще…

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

В общем, худо-бедно, с приключениями добрались до Инты. В Инте, ночью, нас встречал водитель вахтового Урала Владимир. Быстро перегрузились в его довольно бодрый по внешнему виду «Урал» и двинулись по направлению к Лемве.

Дорога от Инты до верховьев Лемвы хорошая. Если сравнивать с нашей до верховьев реки Вишера, то просто автобан.

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

По пути остановились в небольшом березничке и нарубили жердей для будущей рамы под катамаран, чтобы на месте не искать и метаться.

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

И вот, по прошествие четрыех часов, мы, наконец-то, на Лемве! Время было утреннее, что-то около десяти часов, на небе солнышко, перед нами явно хариусовая речка и впереди неделя отдыха на природе. На месте стаппеля настроение всегда на подъеме. Наконец-то начался сплав!

Сплав по Лемве. День 1-4.

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

Увидев реку и сделав несколько первых кадров, приступили к сбору катамарана. Баллоны накачали компрессором «Урала». Основная задача была сделать нормальную раму, которая бы выдержала нас и наши вещи. Кроме того, эта задача осложнялась тем, что у нас был подвесной лодочный мотор и надо было подвесить транец. Забегая вперед скажу, что раму нам пришлось впоследствии переделывать.

И вот (барабанная дробь) катамаран почти готов!

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

Загрузиться на готовый катамаран — дело пяти минут.

Коллективное фото на месте стаппеля.

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

Как только «встали» на воду завели мотор. Тут же заглушили (проверили, что работает) и забыли про него на два дня. В верхах Лемва очень мелкая и состоит из одних перекатов. Катамаран приходилось таскать буквально через каждые 100-150 метров.

Вода в Лемве чистейшая, с каким-то магическим голубоватым оттенком. Мы привыкли в вишерскому или березовскому, несколько коричневато-кремовому оттенку, а здесь мы встретились с другой палитрой.

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

Сплав по Лемве проходил в конце сентября и мы готовились к «снегам и морозам» на Полярном Урале, но сильно ошиблись. С погодой нам фантастически повезло и, забегая вперед, скажу, что промочило нас только в предпоследний день сплава, когда мы уже выходили из Лемвы в Усу.

Рыбалка на Лемве (Полярный Урал). Часть первая — туристическая.

В верховьях Лемва имеет характер типично горной речки с большим количеством перекатов, с камнями-останцами по берегам и с большим перепадом высот. Но справедливости ради надо отметить, что довольно быстро она превращается в равнинную реку и вся ее «горность» пропадает, как и не бывало. Еще одной особенностью Лемвы (связанной, скорее всего, с тем, что русло реки пролегает все-таки по равнине) является огромное количество проток. Река постоянно распадается на ручейки и протоки. Естественно, что все они очень мелкие. Каждый раз приходится, как минимум, вставать с катамарана, чтобы провести его по мелководью, а чаще всего таскать на себе.

С первых же минут на реке мы начали рыбачить (это была главная цель нашей поездки). Но рыбы не было, при чем не было ее абсолютно. Хариус себя даже не показывал: не «плавился», не плескался, не было поклевок и «ударов» по снастям и приманкам. Складывалось полное ощущение, что рыбы в реке нет вообще. Позже, поразмыслив и поговорив с местными рыбаками, мы поняли, что совершили одну ошибку. Суть ее в том, что мы приравняли знакомый нам Северный Урал с Полярным и посчитали, что повадки хариуса и там и там одинаковы. Надо было делать поправку на то, что мы находимся севернее и климат на Лемве все же пожестче. Если у нас на Северном Урале хариус в конце сентября еще только думает скатываться в зимовальные ямы, то на Полярном Урале он уже, как правило, скатился. А осенний жор перед ледоставом у него еще не начался. Поэтому, даже тот крупный хариус, который остался в ямах в верховьях, напрочь отказывался реагировать на какие-либо приманки и мухи. Первые четыре дня мы были без рыбы и поэтому первая часть моего отчета и называется туристической, т.к. это был чистый сплав по реке Лемва абсолютно не замутненный ни хвостом, ни чешуей.

Еще по дороге на Лемву, когда мы ехали на «Урале», нам встречались участки тундры. На самой Лемве периодически видели типично тундровый ландшафт — лишенный деревьев, покрытый мхом с гольцами и верховыми болотами.

Как я уже говорил, мы привыкли к нашим североуральским пейзажам, поэтому на Лемве нам явно не хватало сосен и красного цвета листвы. Рябин, лип и осин практически не было. Встречались лишь елки, лиственницы и березы. Поэтому преобладали два цвета — желтый и зеленый.

Приключения на Лемве начались сразу же. В первый же день сплава двое участников нашего небольшого путешествия искупались в ледяной воде Лемвы. И если Леха еще просто набрал воды в сапоги, то Илья искупался по полной программе. Дело в том, что в верховьях Лемвы довольно много прижимов с очень стремительным течением. И вот однажды, когда наш катамаран попал в один из таких прижимов, ситуация осложнилась еще «гребенкой», т.е. торчащими над водой ветками упавшего дерева. Как мы ни пытались выравнять катамаран и пройти «гребенку» достойно, лицом к лицу, наше сплавсредство все-таки крутануло на стремине и всем нам пришлось банально падать и прижиматься к катамарану. Все успели, кроме Ильи. Его снесло с катамарана так быстро и так основательно, что сложилось ощущение, будто его и не было с нами 🙂 Особой истории заслуживает прыжок Ильи из воды за стремительно убегающим вдаль катамараном. Это было нечто! Как потом рассказывал сам Ильюха, оказавшись в воде он успел сообразить, что если не уцепится за катамаран, то ему придется сначала выбираться на берег (что сделать было очень непросто), а потом неизвестно сколько шлепать по берегу до катамарана, а с учетом очень быстрого течения реки на этом участке, отнести кат могло довольно далеко. Поэтому Илья просто прыгнул прямо из воды и еле-еле успел зацепиться за самый край катамарана. Дальше мы его уже затащили на борт.

Все эти «купания» заставили нас сойти на берег и развести костер, чтобы посушиться и переодеться.

Хоть я и сказал, что с погодой нам повезло, но все-таки это Урал и, более того, Полярный Урал. По утрам подмораживало и все жидкости замерзали напрочь.

Присутствие людей на Лемве не чувствуется. Хоть местные (из Инты или Абези) и говорят о большом количестве туристов на Лемве, надо делать скидку на то, что они не видели РЕАЛЬНО большого количества туристов. Если сравнивать с той же рекой Чусовой или Вишерой, то Лемва — это просто дикий и абсолютно непосещаемый край, где «не ступала нога человека».

На берегу иногда встречаются некоторые следы человеческой деятельности, как например, вот этот идол с оленьими рогами (на фото ниже).

За все время сплава очень часто налетали винтом мотора на мель. Но шпонку меняли лишь однажды.

В эту поездку на Лемву впервые увидел такое явление как «двухуровневые облака» (не знаю, как по другому назвать это явление). Дело в том, что одновременно была низкая облачность и высокая облачность, при чем между ними явно наблюдалось значительное пустое пространство и, что самое удивительное, они двигались в разные стороны (!), т.е. верхние облака ветер нес в одну сторону, а нижние — в другую.

Вот так вот, на «безрыбье» мы сплавились до устья реки Грубею, где я сфоткал красивый закат.

В следующие три дня наше путешествие по Лемве можно смело называть рыбалкой, без всяких скидок. Но об этом во второй части моего отчета.

Источник

Adblock
detector