Меню

Люди растаяв становятся синью в реке

Задание №5. Перестройте и дополните предложение так, чтобы именная часть составного сказуемого стала обособленным определением.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

Класс

Задание №1. Расставьте знаки препинания.

I.

1. Матросы взволнованные серьёзные таинственно шушукались на палубе.

2. Страстный любитель охоты я целыми неделями не бывал дома.

3. В школе несмотря на вечернюю прохладу было нестерпимо душно.

4. Долго ничего не было видно кроме дождя и человека лежавшего на песке у моря.

II.

1. Близким кажется небо соединившееся с горами.

2. Через полчаса явился уездный лекарь человек небольшого роста худенький и черноволосый.

3. Льды растаяв становятся синью в реке.

4. Дом кроме этой комнаты стоял заколоченный.

III.

1. По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы.

2. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его.

3. Пастух шёл напевая за стадом жадных и пугливых овец.

4. Кроме дикого зверя есть в этих местах и разная птица.

IV.

1. Новенькая рубашка белая в черную полоску сидела неплохо.

2. Я ничего не слышал кроме шума листьев.

3. А ветер устав от игры валялся в гнезде зеленом.

4. Поезд согласно расписанию прибыл в 5 часов.

V.

1. Весенний дух веселый и беспутный ходил повсюду.

2. Сам человек работящий он не выносил лени во всех ее видах.

3. В ней вместо прежней доверчивости появилось замешательство.

4. Договорившись о свидании он несся сломя голову домой, чтобы успеть переодеться.

VI.

1. Барский дом одноэтажный с мезонином окружен был службами и строениями.

2. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

3. Все встали и отправились на террасу за исключением Гедеоновского.

4. Остановившись он долго рассматривал след ясно видный на мокром песке.

VII.

1. Несмотря на маленький рост охотник шагал очень быстро.

2. Муромский как образованный европеец учтиво его приветствовал.

3. Прогретые солнцем тронулись в лагунах медлительные черепахи.

4. За неимением места во флигеле мне отвели комнату в графских хоромах.

Задание №2. Найдите обособленные члены, укажите сверху вид обособленных членов (определения (согласованные или несогласованные), дополнения, приложения, обстоятельства), расставьте знаки препинания.

I.

1. Анна Васильевна в чёрном платье в кружевной чёрной шали замотанной на шее смотрела прямо перед собой никого не замечая.

2. Хозяйка женщина лет двадцати пяти месит на столе тесто.

3. За исключением небольшой восточной части хребет сплошь покрыт ледниками.

4. Крепко обхватив руками прутья решётки взглядом полным ненависти всматривался Серёжа в лица стоявших внизу.

5. Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва уловимая слухом слышалась то справа то слева то сверху то из-под земли.

II.

1. Окна разинув стоят магазины.

2. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое.

3. В белом галстуке в щегольском пальто нараспашку с вереницей звёздочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака генерал возвращался с обеда.

4. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому.

5. Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.

III.

1. Раненные они снова поднимались в атаку.

2. Холоп в блестящем убранстве с откидными назад рукавами разносил тут же разные напитки и съестное.

3. Рассказ очень понравился мне за исключением некоторых деталей.

4. Тогда Кузьма Кузьмич достав из кармана свежий огарок зажёг его и сел рядом с Дашей.

5. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного оружия.

IV.

1. Взгляд далеко обнимает пространство и ничего не встречает кроме белоснежного песку разноцветной и разнообразной травы да однообразных кустарников.

2. Это упражнение выполняют сидя.

3. Живопись Левитана знаменитого русского художника отражает неброскую красоту средней полосы России.

4. Строительство началось в районе богатом нефтью.

5. Добро от зла кто может отделить не находя в себе самом опоры?

V.

1. Молчит опаловая даль моря певуче плещут волны на песок и я молчу глядя в даль моря.

2. Изба лесника состояла из одной комнаты закоптелой низкой и пустой.

3. Толстый кучер Аким кроткий человек ласково и робко успокаивает коней.

4. В ней вместо прежней доверчивости появилось замешательство.

5. Благодаря горячей и шумной поддержке болельщиков команда приободрилась и стала играть лучше.

VI.

1. Занятая своими мыслями она ничего не замечала вокруг.

2. Ленинградец душой и родом болен я сорок первым годом.

3. Одна из волн игриво вкатывается на берег и вызывающе шумя ползет к голове Рагима.

4. Сверх всякого ожидания бабушка подарила мне несколько книг.

5. Помимо подберезовиков и подосиновиков в его корзине было и несколько белых грибов.

VII.

1. В средней части пирса швартовались обычно помимо небольших катеров рыбацкие суда.

2. Игрок дал пас не глядя.

3. Наша команда вопреки опасениям скептиков на районных соревнованиях выступила удачно.

4. Люди разве вам мало уроков преподанных историей?

5. Закинув ружье за плечи быстро идете вы несмотря на усталость.

Задание №3. Выпишите номера тех предложений, в которых знаки поставлены неправильно.

I.

1. Зимой ветры жёсткие и колючие гуляли в голых макушках, и лес стонал.

2. Отверстие в плотине, то есть вешняк, открывали лишь для спуска полой воды.

3. Своего отца, капитана пограничных войск Ростислав не видел с начала войны.

4. Павел постоял на крылечке, вглядываясь в темноту и ничего подозрительного не заметив, вернулся в избу.

5. Как серебряные молнии, реяли в голубом небе наши отважные «ястребки».

6. Все, не исключая и самого кучера, не сразу опомнились.

7. Малаша шестилетняя девочка осталась в избе.

II.

1. Бормочет, остывая самовар.

2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3. Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.

4. Совсем измученная дорогой она не могла идти дальше.

5. Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

6. Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

7. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

III.

1. Лежа на горячем песке, мы слушали шум волн.

2. Константин Эдуардович Циолковский житель провинциальной Калуги, написал свою книгу задолго до того, как в небо поднялся первый самолет.

3. И вот опять они, знакомые места.

4. Журавли-сторожа только дремлют, не закладывая головы под крылья и заметив опасность, зычным криком будят товарищей.

5. Друг прочитал мне свое стихотворение оригинальное по замыслу и по форме.

6. Ты что сидишь, повесив нос?

7. Мы ушли с опасного объекта немедленно, согласно указаниям главного инженера.

IV.

1. Около мельничной плотины был плес, глубокий, рыбный.

2. Вопреки нашим опасениям дорога была вполне сносной.

3. Постепенно затихая, удалялась песня.

4. После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились.

5. Удивленный он даже чуть было не приостановился.

6. Все за исключением Вари громко аплодировали певцам.

7. Я и в завтрашний день заглянуть бы хотел, оторвавшись на срок от сегодняшних дел.

V.

Приехав июльским утром в этот тихий и тенистый городок и я направился к озеру.

Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива, испуганно оглядываясь, и, тревожными криками подзывая к себе утят.

Вместо ответа на какой-то вопрос, он захрипел и присвистнул.

Это был дневник итальянского кочегара, целая энциклопедия несчастной жизни на грузовом итальянском пароходе.

Злые от неудачи, насквозь промокшие на осеннем дожде, охотники вернулись на пасеку.

В белом платье, с нерасплетенными косами по плечам она тихонько подошла к столу.

Развешанные картины, были выполнены талантливым художником.

VI.

Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден, слабо освещенный лампочками, коридор.

Был невероятно холодный вечер, необычный для августа, даже для конца.

Я читал, что алоэ применяют, как лекарство.

Листья падая, шепчутся, прощаясь навек.

Через полчаса пароход, оставив на волнах шлюпку вдруг сразу уменьшившуюся, шел в море.

Мальчики слушали затаив дыхание.

Он проводил ее до дому и , расстроенный, ушел к себе.

VII.

Был поздний вечер, задумчивый, по-осеннему теплый.

Березонька-беляночка, красавица лесов проснулась спозараночку от птичьих голосов

Гроза промчалась громыхая.

В тот же день несмотря на хорошую погоду нам удалось пройти немного.

На ручей, рябой и пестрый, за листом летит листок.

Освещенный полуденным солнцем лес оставался сумрачным, сырым.

Напрасно мы старались пристроиться к грузовикам, изредка следующим в направлении Мещеры.

Задание №4. Перестройте предложение так, чтобы в нём появилось обособленные определения.

Ясное, звёздное небо распахнулось перед ним.

Нависший над городом туман рассеялся.

Тёплый, влажный ветер шевелил листочки.

Белоснежная, свежевыглаженная сорочка делала его еще элегантнее.

Пропавший с вечера щенок обнаружился в темном чулане.

На серебряном от инея дереве пошевелилась какая-то птица.

Большой, с множеством океанских диковинных рыб аквариум находился на корабле.

Вызываемые разностью температур вертикальные перемещения в воздухе называются конвекцией.

Мы долго шли через засеянное кукурузой поле.

Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна параллельная данной прямая.

Задание №5. Перестройте и дополните предложение так, чтобы именная часть составного сказуемого стала обособленным определением.

Задача была интересная и трудная.

Соседний сад был большой и тенистый.

Это дерево высокое и ветвистое.

Я был очарован этим замечательным видом.

Он был мокрый, посиневший, с трясущимися от холода руками.

Лес оставался сумрачным и сырым.

Аллея широкая, свободная.

Дождь то редкий, некрупный, то частый, не мелкий.

Рыбаки вернулись усталые, но довольные.

Берег казался пустым и безжизненным.

Источник

Русское правописание 12

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА

ВЫПУСК 12. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
В двенадцатом выпуске проекта шесть разделов.

Первый (базовый) уровень
Раздел 1. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов (общая теория)
Раздел 2. Необособленные и обособленные деепричастия (практическое решение задач)
Раздел 3. Особые конструкции на основе деепричастий (фразеологизмы и вводные слова)

Второй уровень
Раздел 4. Деепричастия и деепричастные обороты как однородные члены
Раздел 5. Деепричастия и деепричастные обороты в различных синтаксических конструкциях
Раздел 6. Вопросы на форумах русского языка

РАЗДЕЛ 1. ОБОСОБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ (общая теория)
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Обособленные деепричастия – аналоги придаточных обстоятельственных предложений

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает действие, дополнительное по отношению к главному действию, выраженному глаголом-сказуемым.
Оба действия совершает один и тот же предмет, обозначенный в предложении подлежащим: Лодка ПОМЧАЛАСЬ снова, легко и бесшумно СКОЛЬЗЯ между судов.

Деепричастия, как и глаголы, имеют категорию ВИДА. Деепричастие НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА употребляется обычно в том случае, если главное и дополнительное действие происходят одновременно, а деепричастие СОВЕРШЕННОГО ВИДА – если действия происходят в разное время.
Над полем низко провисая, лениво стонут провода (несовершенный вид).
Вокруг нашего дома стояли, задумавшись, огромные каштаны (совершенный вид).

В предложении деепричастия и деепричастные обороты играют роль различных обстоятельств.

2. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
Деепричастия и деепричастные обороты ОБОСОБЛЯЮТСЯ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, являясь аналогами придаточных обстоятельственных предложений.
Кроме того, обособляются обороты на основе деепричастий со значением уточняющих обстоятельств, а также вводные слова на основе деепричастий.

Деепричастия и нераспространенные деепричастные обороты НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ, если они приобретают значение наречия: Лошади шли не спеша (неторопливо).

3. ИНТОНАЦИЯ
Обособленное деепричастие (деепричастный оборот) образует отдельную фразу с интонационным ударением: ЗадУмавшись, // я шёл по тропИнке.
Предложения с необособленными деепричастиями и деепричастными оборотами имеют интонацию простого предложения: Я шёл //задумавшись.

В сложных и осложненных предложениях деепричастные обороты могут не выделяться паузами с двух сторон, так как интонация таких предложений выражает их основную (сложную) структуру.
В этом случае действует грамматический принцип постановки знаков препинания: Князь говорил мне, //что, заработав денег, // мы поедем морем до Батуми.

ТЕМА 2. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ – АНАЛОГИ ПРИДАТОЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
В предложении деепричастия и деепричастные обороты обычно являются различными обстоятельствами: времени, образа действия, причины, условия, цели, уступки.

К одному сказуемому могут относиться два (или несколько) деепричастия или деепричастных оборота.

Деепричастия и деепричастные обороты обособляются, как правило, в любом положении – в начале, в середине и в конце предложения.

2. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

2.1. Обстоятельство времени (одновременные действия)
Ощупывая ногами дно, Григорий по пояс окунулся в воду.
Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой спускалась к берегу.

2.2. Обстоятельство времени (последовательные действия)
Оставив немного сухарей, старик ушёл.
Даже овладев собой, он долго не мог отделаться от странности такого совпадения.
Князь Андрей, сделав распоряжения об отъезде, ушёл в свою комнату.

2.3. Обстоятельство образа действия
Онегин, взорами сверкая, из-за стола, гремя, встаёт.
Звёзды, мерцая, ниже и ниже опускались над землёй.

2.4. Обстоятельство причины
Собака, не желая выдавать своего страха, залаяла и бросилась к коту.
Она несколько успокоилась, увидев, что ветер ослабел.

2.5. Обстоятельство цели
Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы.
На красных лапках гусь тяжёлый, задумав плыть по лону вод, ступает бережно на лёд.

2.6. Обстоятельство условия
Сидя дома, мир не посмотришь.
Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего.

2.7. Обстоятельство сопоставления
Стараясь запомнить детали, он часто упускал из вида самое важное

3. РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
3.1. В начале предложения
Звеня, косые падают дожди.
Увидев мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо.

3.2. В середине предложения
Льды, растаяв, становятся синью в реке.
В молчанье, рукой опершись на седло, с коня он слезает угрюмо.
Вдруг, рассекая потёмки, взвилась к небу ракета.
Лишь ветер злой, бушуя, воет.

3.3. В конце предложения:
Гроза промчалась, громыхая.
Корабли качались, принимая удары волн.

3.4. Два деепричастных оборота, отнесённых к одному сказуемому:
Открыв книгу, он стал просматривать её, быстро перелистывая страницы.
Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек.

3.5. Два деепричастных оборота, отнесённых к разным (однородным) сказуемым:
Заметив людей, конь сердито фыркнул и пустился прочь, ломая кусты.

РАЗДЕЛ 2. НЕОБОСОБЛЕННЫЕ И ОБОСОБЛЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ (практическое решение задач)
Тема 1. Общий принцип решения
Тема 2. Необособленные деепричастия
Тема 3. Обособленные деепричастия
Тема 4. Влияние различных факторов на обособление деепричастий

ТЕМА 1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
Деепричастия и НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ деепричастные обороты не обособляются, если они являются обстоятельствами образа действия в основном сообщении, при этом они обозначают не добавочное действие, а ПРИЗНАК ОСНОВНОГО ДЕЙСТВИЯ, как наречие.
Предложение с необособленными обстоятельствами имеет структуру и интонацию простого предложения.

Те же самые выражения могут быть обособлены, если они имеют ЗНАЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ в дополнительном сообщении. Обычно в этом случае предложение должно быть достаточно распространено, чтобы обстоятельство можно было обособить.

ТЕМА 2. НЕОБОСОБЛЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ (обстоятельство образа действия в основном сообщении)

Читайте также:  Карта баргузинского района река ина

1. ПРИЗНАКИ НЕОБОСОБЛЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Деепричастия и нераспространенные деепричастные обороты не обособляются при наличии следующих признаков:
(1) обозначают признак действия и играют роль обстоятельства образа действия в основном сообщении; предложение имеет структуру и интонацию простого предложения;
(2) можно заменить наречием-синонимом без изменения структуры предложения;
(3) могут находиться в однородных отношениях с наречием;
(4) часто находятся в конце предложения, являясь при этом центром высказывания;
(5) обычно (но не всегда) не обособляются деепричастия несовершенного вида.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ

(1) Деепричастия (в конце, в середине или в начале предложения) можно заменить НАРЕЧИЕМ-СИНОНИМОМ без изменения структуры предложения. Чаще всего обособляются ОДИНОЧНЫЕ деепричастия В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Лошади шли не спеша (медленно).
Илья Ильич не спеша сошёл вниз.
Князь шёл задумавшись.
Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь.

Поезд шёл не останавливаясь.
Она говорила об этом улыбаясь.
Он сидел не шевелясь.
Спят журавли обыкновенно стоя.
До двух часов занятия должны были идти не прерываясь.
Он спал не раздеваясь.
Дмитрий слушал его нахмурясь.
Говорил он задыхаясь
Там, в темноте, чьи-то глаза смотрели не мигая.
Аксинья вошла в зал не постучавшись.
Дети болтали не переставая.
Он спрятал деньги в бумажник не считая.
Дождь шёл не прекращаясь.
Поезд прошёл не задерживаясь.
Сосед слушал меня не возражая.
Бумаги он подписывал не читая.
Шли вперёд не оглядываясь.
Ушли не простившись
Проходили не таясь.
Тропинка тянулась извиваясь.
Девочка рассказывала всхлипывая.
Прошёл мимо не обернувшись.
Выполняйте не рассуждая.
Люди стояли окаменев.
Он заговорил оправдываясь.
Горная дорога тянулась петляя.
Сидит за столом пригорюнившись.
Взял книгу не глядя.
Сообщения с фронта нельзя было читать не волнуясь.
Минут пять все стояли не шелохнувшись.
Он бросился на помощь не раздумывая.
Снайпер выстрелил не целясь.

(2) Другие варианты (деепричастия в начале и в середине предложения, нераспространенные деепричастные обороты)

Не задумываясь отвергла она.
Не умолкая тот же крик тревожил слух.
Не торопясь он прошёлся по комнате.
Не торопясь я спустился к оврагу.

Шли обнявшись по лесной дороге.
Иной простак не шутя так подумает.
Он… не считая бросал деньги
Царица молча сошла со ступеней.

Она сидела чуть откинув голову (с откинутой головой).
Писал он обычно наклонив голову.
Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь (безо всяких знакомств).
Старик шёл прихрамывая на правую ногу.
Яков сидел опустив ноги.

(3) Однородные отношения с наречием:
К дверям кабинета все подходили обыкновенно перешёптываясь и на цыпочках.
Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дороги встречным людям.

ТЕМА 3. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ (обозначают второе действие)

1. ПРИЗНАКИ ОБОСОБЛЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Деепричастия и нераспространенные деепричастные обороты обособляются при наличии следующих признаков:
(1) обстоятельство обозначает ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ, а не признак основного действия;
(2) Действие, выраженное глаголом, в данном предложении рассматривается как «самодостаточное» и не требует распространения.
(3) предложение достаточно распространено, поэтому обстоятельство не входит в основное сообщение;
(4) удобная для обособления позиция обстоятельства, например между подлежащим и сказуемым.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ

(1) Второе действие, НАЧАЛО предложения:

Играя, в небе промелькнёт рассыпанная стая скворцов.
Задыхаясь, я перепрыгивал через канавы;
Наблюдая, удовлетворяешь свою любознательность;
Соперничая, они старались превзойти один другого
Морщась, он покосился на соседа;
Скучая, слонялись они по улицам;
Не хвастая, расскажу о нашем походе;
Рассказывая, он искоса поглядывал на присутствующих;
Обжигаясь, пили горячий чай
Играя, учись
Не зная, и впрямь можно было поверить в это;

Задумавшись, князь шёл по тропинке.
Оглянувшись, Илья с весёлой улыбкой вскочил.
Отдохнув, он собирался уходить.

(2) Второе действие, СЕРЕДИНА предложения:
К ней, лая, кинулись собаки.
Пастух шёл, напевая, за стадом жадных и пугливых овец
Дед, кряхтя, влез в арбу
Мать, недоумевая, улыбалась
За чертой, не всходя, томилось солнце
Он, улыбаясь, жмурился от света
Девушка, не раздумывая, повернула назад;
Вечером, засыпая, он смутно вспоминал события дня;
Ползёт в гору, пыхтя, маленький паровозик
Бегут, озираясь, облака.
По дороге, лая, бежала собака;
Проводник, возвращаясь, стал махать рукой;
Всё в природе, совершенствуясь, меняется;

Татьяна, вспыхнув, задрожала.
Ласка, вздрогнув, стала прислушиваться.
Довольные пассажиры, примолкнув, любовались солнечным днём
Докладчик, отвернувшись, улыбнулся;

(3) Второе действие, КОНЕЦ предложения:
Верблюдов длинный ряд дорогой тянется, мелькая.
Казаки сдержанно посматривали на него, расступаясь (Ш.);
Да потеряешь время, бегая
Он поправил меня, смеясь;
Она забегала по комнате, рассказывая
Весело отвечал он, чокаясь;
Потом шаги их затихли, удаляясь;
С усмешкой сказал он, интригуя
Дети столпились кругом, любопытствуя;
Эти мосты неприятель взорвал, отступая;
Он прервал свой рассказ, закуривая;

Григорий молчал, задумавшись.
Казаки разъехались, не договорившись
Она отвернулась, зарыдав
Подумал он, насторожившись;
Ученик переспросил, не поняв
Отвечайте, подумав;
Он удивлённо посмотрел на всех, очнувшись;

ТЕМА 4. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ОБОСОБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

1. ПОЗИЦИЯ ДЕЕПРИЧАСТИЯ
На обособление деепричастий может оказать влияние их позиция. Удобной для обособления является позиция между подлежащим и сказуемым, в то время как в конце предложения деепричастие чаще не обособляется, обозначая признак основного действия:

Он говорил запинаясь.
Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя.

Они шли не торопясь.
По дороге, не торопясь, они собирали грибы и ягоды.

Она будила сына улыбаясь.
Улыбаясь, она разбудила сына.

Ужинали не спеша.
Через двор, не спеша, шагал приземистый, коротконогий человек.

После обеда ложились отдохнуть, но не засыпали, а разговаривали лёжа.
На солнышке Полкан с Барбосом, лёжа, грелись.

2. ВИД ДЕЕПРИЧАСТИЯ
На обособление одиночного деепричастия может влиять его вид: деепричастия несовершенного вида (на -а/-я) чаще всего не обособляются, поскольку обычно они являются обстоятельством образа действия:

Слушал не перебивая (молча, не участвуя в диалоге).
Стала всматриваться не узнавая (с недоумением).
Делал перерывы уставая (при усталости).

Деепричастиям совершенного вида (на -в, -ши) присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки), что часто способствует их обособлению:

Отказавшись, он упустит эту последнюю возможность;
Обомлев, стояла она неподвижно в дверях;
Не дозвонясь, зашел ко мне на дом;
Возмутившись, он отказался отвечать;
Утомившись, они делали остановки в пути

3. ВЛИЯНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛА
Обособление или необособление одиночного деепричастия может быть связано с лексическим значением глагола-сказуемого: одно и то же деепричастие при одних глаголах обособляется, а при других нет.

Спросил, не останавливаясь (спросил, но не остановился при этом).
Шёл не останавливаясь (безостановочно).

Погрузился в мысли, улыбаясь (думал и улыбался).
Говорил улыбаясь (с улыбкой).

4. УТОЧНЯБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Одиночное деепричастие в качестве обстоятельства образа действия, стоящее в конце предложения, обособляется, если имеет значение уточнения.

Он шёл ТОРОПЛИВО, не оглядываясь.
Он шёл не оглядываясь (‘без оглядки’).

Пулемёт НЕПРЕРЫВНО стрекотал, не умолкая.
Пулемёт стрекотал не умолкая (‘без умолку’).

ВЫВОД
– Сложная тема?
– С одной стороны, сложная, с другой – вечная проблема: как отличить необосбленный оборот от обособленного, что делается по общей методике.

(1) Классические правила решают такие задачи преимущественно по семантическим и грамматическим признакам, но мы знаем, какое значение имеет структура предложения. Необособленный деепричастный оборот должен соответствовать наречию по всем показателям – как по семантике, так и по характерной позиции обстоятельства в сообщении.

(2) Поверить правильность принятого решения можно с помощью ИНТОНАЦИИ: при обособлении ударение падает и на глагол, и на деепричастие, а при отсутствии обособления – только на деепричастие, которое логически подчеркивается при этом.

(3) Также следует помнить о том, что каждый вариант имеет ИНДИВИДУАЛЬНОЕ решение и во многом зависит от контекста.

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЫЕ КОНСТРУКЦИИ НА ОСНОВЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ (фразеологизмы и вводные слова)
Тема 1. Фразеологизмы на основе деепричастных оборотов
Тема 2. Вводные слова на основе деепричастий

ТЕМА 1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ НА ОСНОВЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

1. НЕТ ОБОСОБЛЕНИЯ (основной вариант)
Устойчивые словосочетания на основе деепричастных оборотов обычно играют роль обстоятельства образа действия в основном сообщении, тесно связаны по смыслу с определяемым словом и поэтому не обособляются.

При отсутствии обособления устойчивого оборота мы имеем ИНТОНАЦИЮ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ; если при этом оборот стоит после сказуемого, то именно на него падает интонационное ударение, а на сказуемое ударение не падает.
Таким образом, анализ интонационной структуры предложения очень важен при решении вопроса о возможности обособления фразеологических оборотов.
Устойчивые выражения на основе деепричастных оборотов имеют значение одного слова, в данном случае НАРЕЧИЯ:

бежать сломя голову = очень быстро
работать спустя рукава = неохотно, кое-как
работать не покладая рук = усердно
примчаться не переводя духа = сейчас же
сидеть затаив дыхание = очень тихо
сидеть повесив нос = грустно
просидеть ночь не смыкая глаз = не спать всю ночь

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ:
И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
Это вы куда собрались на ночь глядя?
Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки.
Всю ночь он провёл не смыкая глаз.
Бедный щёголь не переводя духа осушил весь кубок.
Не переводя духа взбежал он по лестнице наверх в спальню.
В тот день я поохотиться не мог и потому скрепя сердце согласился.
Будем работать засучив рукава.
Все трое сидели повесив нос.
Он работал не покладая рук.
Но если не было опасности, он относился к своим обязанностям спустя рукава, точно исполняя что-то постороннее и ненужное.

2. ОБОСОБЛЕНИЕ (обособленные устойчивые обороты в добавочном сообщении как исключение)
Как и всякое обстоятельство, фразеологизмы на основе деепричастных оборотов могут обособляться, если они занимают удобную для обособления позицию или являются вторым обстоятельством.

(1) ФРАЗЕОЛОГИЗМ В РОЛИ ВТОРОГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:
Отвечаю ЧЕСТНО, положа руку на сердце.
Видно было, что может говорить ТАК, не переводя духа, час, два, три.

(2) ПОЗИЦИЯ, УДОБНАЯ ДЛЯ ОБОСОБЛЕНИЯ:

Обособление оборота перед подлежащим:
И тут, очертя голову, Я пустился во все тяжкие.
Засучив рукава, МЫ приступили к делу.
Сравнить: Не бросайся очертя голову, но и не слишком раздумывай (ударение падает на необособленный оборот).

Обособление оборота после сказуемого
Мальчики бросились в проход и спрЯтались там, затаив дыхАние.
Сравнить: Мы покорно сидели затаив дыхАние, не решаясь шевельнуться (ударение падает только на оборот, здесь однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами)

ВЫВОД
– Знакомая тема?
– Да, полная аналогия с оборотами на основе союза КАК, только примеры разные.

ТЕМА 2. ВВОДНЫЕ СЛОВА НА ОСНОВЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Всегда обособляются вводные слова на основе деепричастий, которые обычно служат для оформления речи или выражения чувства.

1. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ
Собственно говоря, ничего не изменилось.
Судя по всему, кризис в течении болезни уже миновал.
Судя по всему, кризис в течении болезни уже миновал.

2. УТОЧНЕНИЕ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ РЕЧИ
Его выдержка, точнее говоря, его хладнокровие всегда выручает его.

В том числе при наличии союза ИЛИ:
Союз ИЛИ в таких случаях чаще является ПОЯСНИТЕЛЬНЫМ, то есть запятая перед ним ставится:
Дикая коза, ИЛИ, иначе говоря, косуля, водится в Уссурийском крае.

Но не стоит забывать о РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМ значении союза ИЛИ, когда подбирается нужное слово (но обычно многие об этом забывают):
Лошади и тритоны, обитающие в фонтане, встретили нас вполне приветливо ИЛИ, точнее говоря, не обратили никакого внимания на наше вторжение.

Богами больших скоростей оказались атомы химических элементов ИЛИ, точнее говоря, механический принцип, лежащий в основе их миграции.

3. ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА
Говоря по совести, дел было мало.
По совести говоря, можно было сделать гораздо лучше;

РАЗДЕЛ 4. ДЕЕПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ КАК ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
Тема 1. Постановка задачи
Тема 2. Обособленный ряд
Тема 3. Необособленный ряд
Тема 4. Особые конструкции

ТЕМА 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Деепричастия и деепричастные обороты являются в предложении однородными обстоятельствами, если они относятся к одному глаголу и следуют друг за другом, раскрывая общую тему.
Постановка запятых между однородными обстоятельствами, выраженными деепричастиями, а также обособление или необособление всего однородного ряда подчиняется общим правилам постановки знаков препинания для однородных и обособленных членов.

ТЕМА 2. ОБОСОБЛЕННЫЙ РЯД (значение добавочного действия, основной вариант)
Однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, обычно обособляются, так как обозначают добавочные действия.

Однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, разделяются запятыми в большинстве случаев при бессоюзной и союзной связи.

Однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами не разделяются запятой при наличии одиночных соединительных или разделительных союзов И, ИЛИ (общее правило для однородных членов).

Деепричастия могут находиться в однородных отношениях с наречиями, при этом обособляется весь ряд.

1. ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ (основной вариант)

(1) Бессоюзная связь:
Иногда в море появлялся корабль, медленно двигаясь по тёмной воде, светясь огнями.

(2) Повторяющийся союз ТО…ТО:
Менялось небо, то задёргиваясь чернотой, то выбрасывая пучки звёзд.

(3) Противительный союз НО:
Спотыкаясь, но не падая, малыш шёл по дорожке.
Недоверчиво, но всё же улыбаясь всем своим существом, он пошёл к ней (Леон.).

2.2. ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ (исключение)

(1) Одиночный союз И:
Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.
Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал.
Ермолай, шмыгая и переваливаясь, улепётывал вёрст пятьдесят в сутки.
Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.

(2) Бессоюзная связь и замыкающий одиночный союз И:
Потом, надев сапоги, накинув на плечи поддёвку и не застёгивая ворота рубахи, он выходит на крыльцо.

(3) Деепричастие + наречие, одиночный союз И:
Качая головой и с жалостью, на это смотрел Орсини.

(4) Наречие + деепричастие, одиночный союз И:
Тихо и как бы капельку побледнев, проговорила Катерина Ивановна.
В тёмном небе, устало и не сверкая, появились жёлтенькие крапинки звёзд. Виновато и покашливая, мать простилась с нами.

3. НЕОБОСОБЛЕННЫЙ РЯД (значение обстоятельства образа действия в основном сообщении)
Однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, не обособляются, если имеют значение обстоятельств образа действия в основном сообщении.
В начале такого необособленного однородного ряда часто находится наречие, но оно может стоять и после деепричастия.

3.1. ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ
Необособленные деепричастия разделяются запятыми (бессоюзная связь, основной вариант):
Яков МОЛЧА, НЕ СПЕША стал одеваться.

3.2. ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ
Необособленные деепричастия и однородные с ними наречия не разделяются запятыми при наличии одиночного союза И :

Кучер мой слез молча и не торопясь.
Он вдруг и не объясняя причины расхохотался совершенно искренне.
Алёша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина.
Остановив Власову, он одним дыханием и не ожидая ответов закидал её трескучими и сухими словами.
Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям.
Он долго и нимало не стесняясь подробностями объяснял, почему именно монашек мог быть родителем Иванушки.
Он научился решать задачи быстро и не прибегая к справочникам.
Мальчик стоял неподвижно и не спуская глаз с собаки.
Спокойно и не глядя ни на кого она продолжала свой рассказ.
Дворник с недоумением и нахмурясь разглядывал Раскольникова.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира.
Веретёна с разных сторон равномерно и не умолкая шумели.

Читайте также:  Таблица гидрографические характеристики реки индигирки высота истока

К дверям кабинета все подходили обыкновенно ПЕРЕШЁПТЫВАЯСЬ и на цыпочках.
Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно.
Она прошла улыбаясь и с таким видом, как будто шла приказать что-то.
В ту же минуту старая женщина… вошла припевая и подплясывая.

ВЫВОД
– А каковы условия обособления однородного ряда?
– Практически однородный ряд чаще не обособляется при наличии наречия в начале ряда, в остальных же случаях он преимущественно обособляется.
Запятые между отдельными деепричастными оборотами в составе ряда ставятся согласно общим правилам для однородных членов при наличии союзной или бессоюзной связи.

ТЕМА 4. ОСОБЫЕ КОНСТРУКЦИИ

1.ДВА ОБОРОТА, ОТНЕСЕННЫЕ К РАЗНЫМ СКАЗУЕМЫМ
Если стоящие рядом два деепричастных оборота соединены бессоюзной связью, то вопрос об отнесении каждого из них к своему сказуемому РЕШАЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ СМЫСЛА, но никакого дополнительного знака препинания (например, тире) между ними не ставится:

Потом ПРОТАРАХТЕЛ трактор, заглушив все звуки, вспарывая снежную целину, СРЕЗАЛ дорогу — деепричастный оборот заглушив все звуки относится к сказуемому протарахтел, а оборот вспарывая снежную целину — к сказуемому срезал.

2. ОДИНОЧНОЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ГЛАГОЛАМИ-СКАЗУЕМЫМИ
Если одиночное деепричастие находится между двумя глаголами-сказуемыми и по смыслу может быть отнесено к любому из них как обстоятельство образа действия, оно не отделяется запятой от того сказуемого, к которому пишущий его относит:

Он присел на корточки, КРЯХТЯ полез в нижний ящик стола;
Девочка выбежала в сад, ПЛАЧА бросилась к матери.

РАЗДЕЛ 5. ДЕЕПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ
Тема 1. Осложнение деепричастий частицами и союзами
Тема 2. Деепричастия в сложных и осложненных предложениях

ТЕМА 1. ОСЛОЖНЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ ЧАСТИЦАМИ И СОЮЗАМИ
1. Общий принцип решения
2. Запятая перед деепричастием не ставится
3. Запятая перед деепричастием ставится

1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
К деепричастиям могут быть отнесены ЧАСТИЦЫ И СОЮЗЫ (союзные слова), которые обособляются вместе с деепричастными оборотами, не отделяясь от них запятыми.

Союз А относится к деепричастию в том случае, если деепричастный оборот нельзя переместить без нарушения структуры предложения. В противном случае союз А входит в структуру данного предложения (относится к однородным членам или соединяет простые предложения в составе ССП) и отделяется от деепричастия запятой.

Присоединительные союзы обычно относятся к предложению и отделяются от деепричастных оборотов запятой.

2. ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД ДЕЕПРИЧАСТИЕМ НЕ СТАВИТСЯ

2.1. ЧАСТИЦА + ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Она сидела молча, ТОЛЬКО слегка улыбаясь.
Понять это произведение можно, ТОЛЬКО учитывая условия его создания.
Выучить иностранный язык можно, ЛИШЬ постоянно занимаясь им.

Но (при тесном слиянии оборота со сказуемым) оборот не обособляется: Они встретились ТОЛЬКО БУДУЧИ уже взрослыми.

2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ + ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Он, КАК БЫ прося защиты, оглянулся на мать.
Я вцепился обеими руками в края топчана, СЛОВНО боясь сорваться с него.

2.3. СОЮЗНОЕ СЛОВО КОТОРЫЙ + ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Целый день мы занимались поисками цветных камешков, находя КОТОРЫЕ радовались как дети.
Перед старыми заводами возникали десятки серьёзных проблем, не решив которые невозможно было перейти к новым методам.
Направо была дверь, пройдя которую можно было попасть в коридор, ведущий на сцену;
Опубликованы новые произведения молодого писателя, читая которые нетрудно видеть его творческий рост.

2.4. СОЮЗ А, ОТНЕСЁННЫЙ К ДЕЕПРИЧАСТИЮ (деепричастие нельзя переставить):
Медвежата согрелись и уснули, А ПРОСНУВШИСЬ утром, стали знакомиться с обстановкой комнаты.
Он начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав, куда-то прятал.

2.5. СОЮЗ (УСИЛИТЕЛЬНАЯ ЧАСТИЦА) И
К деепричастному обороту может относиться союз И с усилительным значением; в этом случае деепричастие имеет значение наречия, является обстоятельством образа действия и не обособляется:

Можно прожить И НЕ ХВАСТАЯ УМОМ, без этих разговоров.
Можете уйти и не дожидаясь ответа;
Он оставался скромным и победив сильного противника;

2.6. ДВОЙНОЙ СОЮЗ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ НЕ. А
Студенты приобретают знания НЕ ТОЛЬКО слушая лекции, НО И выполняя практические работы;
НЕ унижая себя говорю, А говорю с болью в сердце (М. Г.);

3. ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД ДЕЕПРИЧАСТИЕМ СТАВИТСЯ

3.1. СОЮЗ А ОТНОСИТСЯ К ОДНОРОДНЫМ СКАЗУЕМЫМ, деепричастие можно переставить
Денщик уже не спал, а, готовя ужин, суетился вокруг печи.
Сравнить: Денщик уже не спал, а суетился вокруг печи, готовя ужин.

Не стойте на месте, а, преодолевая одну трудность за другой, всегда стремитесь вперёд.

3.2. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И, НО (отделяются запятой от деепричастия)
И, сонных лип тревожа лист, порхают гаснущие звуки.
И, подойдя ко мне, он объявил, что я должен тотчас извиниться перед его подчиненным
Но, склоняясь на мягкий берег, Каспий дремлет и молчит.

ТЕМА 2. ДЕЕПРИЧАСТИЯ В ОСЛОЖНЕННЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
1. Предложения с однородными сказуемыми
2. Сложные предложения
3. Особые конструкции

Деепричастия и деепричастные обороты в различных синтаксических конструкциях обособляются независимо от постановки других знаков препинания.
Союзы (союзные слова) могут относиться как к структуре данного предложения, так соединять деепричастные обороты как однородные члены.

1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ

1.1. СОЮЗ ОТНОСИТСЯ К ОДНОРОДНЫМ СКАЗУЕМЫМ:
В приведённых примерах союзы относятся к однородным сказуемым, поэтому между союзом и деепричастным оборотом ставится запятая:
(1) Союз И
Макар СИДЕЛ на дровнях, слегка покачиваясь, И ПРОДОЛЖАЛ свою песню.
Тарантас ВЪЕХАЛ во двор, шурша колёсами по крапиве, И ОСТАНОВИЛСЯ перед крыльцом.
Вдруг она ПРОБЕЖАЛА мимо меня, напевая что-то, И, прищёлкивая пальцами, ВБЕЖАЛА к старухе.
Левинсон ПОСТОЯЛ немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, ЗАШАГАЛ ещё быстрее
Хаджи-Мурат ОСТАНОВИЛСЯ, бросив поводья, И, привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой ВЫНУЛ её .

(2) Союз НО
Щенок ВЫСКОЧИЛ, приветливо махая хвостом, но, испугавшись нас, СПРЯТАЛСЯ под крыльцо.
Наш отец Чимша-Гималайский БЫЛ из кантонистов, НО, выслужив офицерский чин, ОСТАВИЛ нам потомственное дворянство и именьишко.

1.2. СОЮЗ ОТНОСИТСЯ К ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТАМ (для сравнения):
Для сравнения приводятся примеры, в которых союзы относятся к деепричастным оборотам. В этом случае деепричастный оборот не отделяется от союза запятой:
(1) Одиночный союз И
Данко бросился вперёд, высоко ДЕРЖА горящее сердце И ОСВЕЩАЯ им путь людям.
(2) Союз НО
Море, ШУМЯ прибоем, НО НЕ ЗАГЛУШАЯ голоса, как бы аккомпанировало певцам.

2. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В сложных предложениях деепричастные обороты отделяются от союзов запятыми, если союзы относятся к структуре данного предложения.
Кроме того, возможны варианты, в которых союзы используются как для соединения простых предложений, так и для соединения деепричастных оборотов.

2.1. СОЮЗЫ ОТНОСЯТСЯ К СТРУКТУРЕ ПРЕДЛОЖЕИЯ
(1) Сложносочинённое предложение, союз И:
Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр, и, сжигаясь, трещит можжевельник.

(2) Сложноподчинённое предложение, союзное слово КОТОРЫЕ:
Она разматывала нитки, которые, расстелив на руки, держал кривой старичок в армейской одежде.

(3) Сложноподчинённое предложение, союз ЧТО
Жизнь устроена так дьявольски, ЧТО, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.

(4) Становилось слышно, КАК, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода.

2.2. КОМБИНИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ
Сложносочиненное предложение с однородными сказуемыми в первом предложении и однородными обстоятельствами во втором предложении:
Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл вприсядку вокруг бабушки, а она бесшумно плыла по комнате, разводя руками, подняв брови и глядя куда-то вдаль тёмными глазами.

– А можно в приведенных примерах проверить свое решение с помощью ИНТОНАЦИИ?
– В сложных и осложненных предложениях с деепричастными оборотами мы должны правильно определить их ГРАММАТИКУ, и здесь грамматический принцип постановки знаков препинания выдвигается на первый план.
Интонация таких предложений выражает СТАРШУЮ ГРАММАТИЧЕСКУЮ структуру, поэтому не каждая запятая соответствует паузе в устной речи.

3. ОСОБЫЕ КОНСТРУКЦИИ

3.1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ СО СТОРОНЫ ПРИЧАСТИЯ ИЛИ ДРУГОГО ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Деепричастный оборот не отделяется запятой от причастия или другого деепричастия, к которому тесно примыкает:

Кучер, СПАВШИЙ ОПЕРШИСЬ на локоть, начал пятить лошадей.
Даже и Ласка, СПАВШАЯ СВЕРНУВШИСЬ кольцом в краю сена, неохотно встала.
Но Клим видел, что Лида, СЛУШАЯ рассказы отца ПОДЖАВ губы, не верит им.
Соня, слушавшая его едва переводя дыхание, вдруг схватила мантильку, шляпку и выбежала из комнаты.

3.2. ПОДЛЕЖАЩЕЕ В СОСТАВЕ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА
У поэтов-классиков встречаются деепричастные обороты, включающие в свой состав подлежащее, которое не выделяется внутри оборота запятыми:

Услышав ГРАФ её походку и проклиная свой ночлег и своенравную красотку, в постыдный обратился бег.

На ель ВОРОНА взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась…

Старосту лизнув ЛЕВ милостиво в грудь, отправился в дальнейший путь.

Сатиров Я для помощи призвав, подговорю, и всё пойдёт на лад.

Но рабскую верность ШИБАНОВ храня, свово отдаёт воеводе коня.

РАЗДЕЛ 6. ВОПРОСЫ НА ФОРУМАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ВОПРОС 1. Обособление деепричастного оборота-фразеологизма

«Коваленко сидел, надувшись, и молчал» (А.П. Чехов).
Являются ли «сидеть надувшись» фразеологизмом? Если да, то почему он выделен запятыми? Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то в предложении он не обособляется.

Попробуем сначала ответить на вопрос сами. Во-первых, это не фразеологизм. Надуться – разговорное слово с переносным значением, которое можно уточнить по словарю: 3. Разг. Принять важный, надменный вид. 4. Разг. Обидевшись, нахмуриться, сделать недовольное лицо; обидеться. В современных текстах встречаются оба варианта (обособленный и необособленный), поэтому авторской пунктуации здесь нет. Кроме того, фразеологизмы при определенных условиях тоже могут обособляться в виде исключения.

Для ответа надо вспомнить содержание рассказа. Его герой, учитель гимназии Беликов, вдруг решил жениться на сестре Коваленко Варваре. При этом сам Коваленко Беликова терпеть не мог, возненавидел с первого же дня знакомства – называл Иудой и удивлялся, почему его все боятся. Беликов пришел к нему объясняться в неудачное время (тот как раз отдыхал после обеда), поэтому был сильно не в духе от такого визита – принял гостя холодно, нахмурил брови. Беликов же по в своему обычаю сначала посидел молча минут десять и только потом начал говорить.

Поэтому легко вообразить, в каком состоянии находился хозяин – он слушал гостя тоже молча, с недовольным лицом. «Надувшись» в данном случае имеет именно это значение, но ведь читатель уже знает о настроении Коваленко, поэтому деепричастие имеет уточняющий оттенок, вот автор его и обособил в качестве дополнительного замечания. К тому же однородные сказуемые «сидел и молчал» составляют основное содержание фразы, а «надувшись» относится ко второму плану речи (кстати, тема уточнения есть в правилах Розенталя). Может быть, поэтому и выбрал деепричастие, чтобы было больше оснований его обособить.

А теперь послушаем отвечающих. Один из участников стал оспаривать Чехова и запятые ставить никак не хотел. Вот некоторые цитаты: Сидеть надувшись – не фразеологизм. Но, поскольку деепричастие тесно связано со сказуемым, обособлять его не следует. Пунктуация именно авторская. Прочтите, в каких случаях одиночное деепричастие НЕ обособляется. Вот похожий пример: Она идёт по жизни смеясь. Авторский же вариант с точки зрения современной грамматики – ошибка. Как там было во времена Чехова, не знаю.

Другие объясняли решение по-разному. Например: (1) Глаголы самодостаточны, равноправны, выражают лексическое значение полно. Чеховское предложение можно оформить и без запятой. Тогда меняется интонация предложения, «надувшись» становится частью сказуемого и перетягивает на себя логическое ударение. (2) Нельзя сказать, что «надувшись» — это образ действия для глагола «сидеть», поэтому не вижу тесной связи со сказуемым (он сидел и молчал, а при этом был надут). Есть все основания выделить деепричастие «надувшись» запятыми.

Такие объяснения представляются формальными: анализируется грамматика, но безо всякой связи с контекстом. Окончательный выбор тоже не делается, считается, что годятся оба варианта, но автор-то выбрал один и вполне конкретный.
Кстати, почему «надувшись» не может быть обстоятельством образа действия? Оно как раз и является таким обстоятельством, но тем не менее обособляется и в этом значении. Это и смущает участников форума, которые считают, что тогда обособление не разрешается правилами.

Вот такой интересный вопрос мы с вами рассмотрели, а заодно и почитали Чехова, вспомнили классику. И сделали вывод: нельзя к русскому правописанию относиться формально, только примеряя правила, но не задумываясь над истинным содержанием сказанного.

ВОПРОС 2. Обособление фразеологического оборота на основе деепричастия

Почему обособлен оборот в следующем предложении?
«Осмелев, пробирались по саду, садились на снежной поляне перед домом и начинали выть, не переводя духу». Это действительно фразеологизм?

Предложение учебного характера, оно составлено на основе более распространенного текста А.Н. Толстого, так что обособление оборота придется выбирать самостоятельно.
Не переводя духу – это фразеологизм со значением «в один приём, не останавливаясь, не отдыхая», у него есть даже английский вариант – without taking a breath. Поэтому он чаще обособляется, но не всегда.

Посмотрим текстовые примеры:
(1) Всё это он произнёс НЕ ПЕРЕВОДЯ ДУХА и, по-видимому, был доволен собой и описанной им картиной своей прежней жизни.
И НЕ ПЕРЕВОДЯ ДУХА продолжил рассказывать историю островов.
(2) Наш полк будет гордиться, что вы были в его рядах, – БЫСТРО, НЕ ПЕРЕВОДЯ ДУХА проговорил старый поручик.
Молча, ПОНУРИВ ГОЛОВУ, ПОЧТИ НЕ ПЕРЕВОДЯ ДУХА, слушал цыган печальную повесть.

Как мы видим, для обособления (или однородных отношений) есть формальные признаки (наличие двух обстоятельств), а в других случаях оборот не обособляется.
В нашем примере оборот обособляется, но причину надо указать.
Обособление связано со структурой предложения, так как ударением нужно выделить три однородных сказуемых: «Осмелев, пробирАлись по саду, садИлись на снежной поляне перед домом и начинали вЫть, не переводя дУху». Ударение падает и на оборот, и на сказуемое. Также надо учесть семантику – не выли, а начинали выть, в этом случае оборот труднее сочетается с составным глагольным сказуемым.

А что говорят наши участники?
(1) Запятую ставим, так как деепричастный оборот имеет прямое значение и является свободным словосочетанием: выли и при этом не переводили дух. Оборот можно расчленить, изменить форму слова, что невозможно сделать с фразеологизмом.

Вот это мне представляется неверным: фразеологизмом считается только «не переводя духа», а сочетаться он может с разными глаголами.

(2) Не переводя духа ; фразеологический оборот, в данном случае со значением «непрерывно». Обособление зависит от структуры предложения, например: Не переводя духа я поплыл обратно. Я, не переводя духа, поплыл обратно. Обороты с обособлением встречаются часто: Бедный щеголь, не переводя духу, осушил весь кубок и отдал его маршалу. [А. С. Пушкин. Арап Петра Великого (1828)]
Это верный ответ, но не конкретный, а общего характера.

(3) Фразеологизмам « не переводя духу» есть, но употребляется в переносном смысле (без остановки). Возможно, здесь ПРЯМОЙ СМЫСЛ (не делая вдохов), поэтому стоит запятая. Я бы не отвергал и вариант без запятой (со смыслом «без остановки»).
Это немного странная трактовка, но суть такова: если это фразеологизм, то его надо обязательно обособлять, а вот это неверная постановка вопроса.
Вот такие истории с фразеологизмами…

Читайте также:  Море начинается с маленькой реки разве все мы мальчики все мы маленькие

НЕМНОГО ФИЛОСОФИИ (фразеологизм как вещь в себе)

Теория фразеологизмов сложна и интересна, но вот в правописании фразеологическому обороту придается особый статус не вполне обоснованно. В данном случае мы имеем устойчивый оборот в роли обстоятельства образа действия, который тесно примыкает к сказуемому и обычно не обособляется. Но и другие обстоятельственные обороты (не фразеологизмы) тоже могут находиться в такой же позиции и не обособляться по тем же причинам.
Надо сказать, что наречие или падежная форма существительного тоже не обособляется, причем у них даже больше для этого оснований – это все-таки слова, а не словосочетания, им легче вписаться в структуру простого предложения. Так что фразеологизмы занимают среднюю позицию в этом плане.

Но любые факторы, склоняющие оборот к обособлению (особая позиция, сложная структура предложения, уточняющее значение и др.) приводят к тому, что ФРАЗЕОЛОГИЗМ ОБОСОБЛЯЕТСЯ при тех же условиях, что и обычный оборот.

ВОПРОС 3. Запятые при обособлении деепричастного оборота

Нужно ли здесь обособлять деепричастный оборот?
С учетом сказанного и отталкиваясь от определения сущности войны по К. Клаузевицу можно дать определение энергетической войны как противоборства воли социальных субъектов с целью захвата источников энергии, средств их доставки и рынков сбыта.

ОТВЕТ 1
С учетом сказанного и отталкиваясь от определения сущности войны по К. Клаузевицу, можно дать определение энергетической войны как …
Деепричастный оборот однороден по отношению к обстоятельству «с учетом сказанного», одиночный союз И, обособляется вся конструкция.

Дополнение (после 2-го ответа)
Не следует применять правила формально. Действительно, мы не обособляем деепричастный оборот в следующем случае: «Он вдруг и не объясняя причины расхохотался совершенно искренне». Но здесь деепричастный оборот выступает в роли наречного выражения «безо всяких причин», то есть является обстоятельством образа действия. В нашем же случае это аналог СПП, значение действия.

ОТВЕТ 2
Помнится, у Розенталя сказано, что не обособляется деепричастный оборот, употребляющийся в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством. Пример: Остановив Власову, он одним дыханием и не ожидая ответов закидал ее трескучими и глухими словами (М.Г.). По-моему здесь именно такой случай, так что ВЫ ПОТОРОПИЛИСЬ ПРИНИМАТЬ ОТВЕТ.

КОММЕНТАРИЙ
Интересный диалог. Принят был первый ответ, а вы на чьей стороне? Даже не зная правил, можно сказать, что весь обстоятельственный оборот желательно обособить хотя бы в силу его РАСПРОСТРАНЕННОСТИ. Но и в других случаях мы не можем ориентироваться только на наречие в начале такой конструкции. Влияние деепричастного оборота со значением действия может быть более существенным, вот и у Розенталя есть такие примеры (мы их тоже разбирали). Розенталь, п.6 http://old-rozental.ru/punctuatio.php

«Но для смыслового выделения или для выражения попутного пояснения сочетание наречия с одиночным деепричастием или с деепричастным оборотом может обособляться:
Тихо и как бы капельку побледнев, проговорила Катерина Ивановна (Дост.); В тёмном небе, устало и не сверкая, появились жёлтенькие крапинки звёзд (М. Г.); Виновато и покашливая, мать простилась с нами (Леон.); Недоверчиво, но всё же улыбаясь всем своим существом, он пошёл к ней (Леон.)».

ВЫВОД.Второй участник приводит в качестве образца предложение совершенной иной структуры – вот это и есть ФОРМАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ, которое часто приводит к ошибочным результатам.

Источник

Знаки прпинания при деепричастном обороте

2 вариант
1) Выделите суффикс у деепричастия, определите вид, переходность.
Мигая, изучая, перечитав, собравши, измучившись.
2) Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните деепричастие или деепричастный оборот как член предложения.
1. Волны шуршали взбегая на песок и сливаясь с ним.
2. Вокруг нашего дома стояли задумавшись огромные каштаны.
3. Черно — лиловые тучи ползли на запад задевая вершины гор.
4. Яков сидел опустив ноги.
5. Собрав последние силы он снова пополз.

1 вариант
1) Выделите суффикс у деепричастия, определите вид, переходность.
Играя, собрав, слушая, сделав, изучивши.
2) Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните деепричастие или деепричастный оборот как член предложения.
1. Льды растаяв становятся синью в реке.
2. Где-то в чаще не добежав до нас заглох ветерок.
3. Послышался гудок и замедляя ход к станции подошел пассажирский поезд.
4. Высоко проносятся прозрачные клочья туч роняя остатки снега.
5. Сын стоял склонив голову.
1 вариант
1) Выделите суффикс у деепричастия, определите вид, переходность.
Играя, собрав, слушая, сделав, изучивши.
2) Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните деепричастие или деепричастный оборот как член предложения.
1. Льды растаяв становятся синью в реке.
2. Где-то в чаще не добежав до нас заглох ветерок.
3. Послышался гудок и замедляя ход к станции подошел пассажирский поезд.
4. Высоко проносятся прозрачные клочья туч роняя остатки снега.
5. Сын стоял склонив голову.

2 вариант
1) Выделите суффикс у деепричастия, определите вид, переходность.
Мигая, изучая, перечитав, собравши, измучившись.
2) Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните деепричастие или деепричастный оборот как член предложения.
1. Волны шуршали взбегая на песок и сливаясь с ним.
2. Вокруг нашего дома стояли задумавшись огромные каштаны.
3. Черно — лиловые тучи ползли на запад задевая вершины гор.
4. Яков сидел опустив ноги.
5. Собрав последние силы он снова пополз.

2 вариант
1) Выделите суффикс у деепричастия, определите вид, переходность.
Мигая, изучая, перечитав, собравши, измучившись.
2) Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните деепричастие или деепричастный оборот как член предложения.
1. Волны шуршали взбегая на песок и сливаясь с ним.
2. Вокруг нашего дома стояли задумавшись огромные каштаны.
3. Черно — лиловые тучи ползли на запад задевая вершины гор.
4. Яков сидел опустив ноги.
5. Собрав последние силы он снова пополз.
15

Источник



Обособленные обстоятельства

Содержимое публикации

Тема:« Обособленные обстоятельства»

Цель: углубить представления обучающихся об обособленных обстоятельствах;

Образовательные:

повторить сведения об обстоятельствах как второстепенном члене предложения, о разных способах его выражения;

знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами;

применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста;

Развивающие:

развивать творческие способности, познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

формировать умения самостоятельной работы с текстом, построения предложений, составления предложений по заданной теме;

закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, использования ИКТ.

Тип урока: урок — объяснение нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование: записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Организационный момент

— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой темой, но вот, с какой вы узнаем чуть позже, после того как выполните ряд заданий.

Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения» (в

— Начнём мы с проверочной работы по теме «Обособленные определения и приложения», которую мы изучали на прошлых уроках. Работать вы будите в группах. Каждой группе даётся 8 предложений (3– с обособленными определениями, 3 – с обособленными приложениями, 2– с обособленными обстоятельствами (они затем будут использованы при работе над темой урока) . Вы должны расставить знаки препинания в предложениях и выделить обособленные члены.

В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья.

Летний дождь, обильный, тёплый, напоил влагой землю.

Стиснутая чёрными чащами и освещённая впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

Осторожные звери, тигры редко обнаруживают себя.

Яркая иволга, обитательница высокого берёзового леса, даёт знать о своём прибытии звучным свистом.

Ровесники годами, близкие родственники, они почти никогда не разлучались.

Река, вымотавшись за день, присмирела и отдаленным шёпотом перекатов напоминала о своём бурном нраве.

Льды, растаяв, становятся синью в реке.

Время выполнения — 5 минут.

— А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием (Слайд 1-2)

(сравнить с правильным вариантом на слайдах). Поднять руку, у кого выполнено верно.

3.Знакомство с новым материалом.

— Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Когда вы выполняли проверочную работу, у вас осталось 2 «лишних» предложения. Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? Нужны ли запятые в этих предложениях? Почему? Какие второстепенные члены обособляются в этих предложениях? (Слайд 3)

— О чём же мы сегодня будем говорить с вами? Конечно, тема урока – «Обособленные обстоятельства». ( Слайд 4)

— (сообщение целей урока) На сегодняшнем уроке мы должны углубить наши представления об обособленных обстоятельствах; познакомиться с разными условиями обособления обстоятельств; совершенствовать пунктуационные навыки; закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи. (Слайд 5)

— при каких условиях обособляются или не обособляются обстоятельства, я думаю, что вы мне расскажите сами после того, как самостоятельно рассмотрите п. 51 стр. 176 в ваших учебниках. Ваша задача — внимательно прочитать правило и составить таблицу:

самостоятельная работа по составлению таблицы. (Слайд 6)

Обстоятельства не обособляются

Деепричастия и деепричастные обороты в любом месте предложения.

1. Фразеологические обороты: сломя голову. Спустя рукава, сложа руки, затаив дыхание.

2. Деепричастия, перешедшие в наречия: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

Отвечайте сидя. Нельзя читать лёжа.

— проверка составленных таблиц.

4 .Закрепление материала

Работа с текстом.

Задание: Внимательно прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

— Обратите внимание на то, что в предложениях пропущены знаки препинания. Вам нужно расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

— Что изменилось бы, если бы мы убрали из текста обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

— Ребята, мы с вами знаем о выразительных возможностях деепричастия. Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали, позволяет более точно выразить наши мысли. Деепричастия делают нашу речь более точной и выразительной. Оно дорисовывает действие, оно помогает создать живописную картину действий в дополнение к основному действию.

Утром в степи появились орлы. Немного отдохнув, они вновь поднялись с земли и, быстро набрав высоту, достойную их могучего племени, тут же ворвались в незримо кочующие над степью воздушные потоки. Расправив бурые ловкие и чуткие крылья, лишь изредка трогая ими воздух, орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги. Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю. Едва коснувшись земли, орёл сделал несколько порывистых прыжков, расплескивая помятый ковыль, затем вдруг замер на месте.

(Слайд 7, появляется по одному предл.)

2) Задание: составить предложение с данными деепричастными оборотами.

— Следующее задание будите выполнять в группах. Вам необходимо составить предложения с данными деепричастными оборотами. Причем 1-я группа ставит оборот в начале предложения, 2-я группа – в конце, 3-я группа — в середине.

Побродив по лесу, … 1. …, испугавшись нас.

Перепрыгивая с ветки на ветку, … 2.…, любуясь закатом.

1. … , едва касаясьземли , … .

2. … обгоняя друг друга, … .

— Не забывайте, пожалуйста, подчеркивать обособленные обстоятельства и

расставлять знаки препинания. (Слайд 8)

3. Работа с фразеологизмами

— Как называются такие словосочетания, как «сломя голову», «повесив нос»?

-Какую роль они играют? (Фразеологические обороты делают речь более выразительной)

-Как же меняется характер высказывания, если говорящий употребляет фразеологический оборот?

(Высказывание с фразеологическим оборотом становится более выразительным.)

Творческая работа

1 группа. Составить и записать предложения с использованием фразеологических оборотов: « сломя голову», «сложа руки», «раскрыв рот», «не покладая рук»

2 группа. Заменить в предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами.

а) Сегодня мальчики работали неважно (спустя рукава).

б) Проигравшие ушли с поля пригорюнившись (повесив нос).

в) Я быстро (сломя голову) бежал домой сообщить новость.

г) Дети слушали сказку с большим интересом (раскрыв рот).

Слова для справки: сломя голову, повесив нос, раскрыв рот, спустя рукава

3 группа Работа с фразеологическим словарём. Найдите значение фразеологизмов.

Не мудрствуя лукаво — просто, без затей

Положа руку на сердце — честно

Несолоно хлебавши- шут. Не получив ожидаемого, обманувшись в ожидаемом

Наиболее интересные ответы оцениваются.

-Итак, ребята, обособляются ли обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы? Почему?- Обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы, не обособляются, т.к. утрачивают глагольные признаки, не выполняют функции добавочного сказуемого.

5 . Дополните предложения деепричастными оборотами, заменяя глаголы из скобок деепричастиями.

Запишите. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, подчеркните. Выполняют по одному предложению у доски.

Образец. Прошёл внезапный дождь, (закрыть) . .— Прошёл внезапный дождь,

закрыв косыми полосами опушку леса.

1. От реки шёл туман, (окутывать) . .

2 . Деревья шумели, (качаться) . .

3. Яркое солнце встало над лесом, (озарять) . .

6) Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий (слайд 9).

— Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи. Как только что сказали мы: это способствует повышению образности, выразительности, точности нашей речи, но, к сожалению, мы не всегда замечаем ошибки, которые допускаем.

Давайте исправим ошибки в употреблении деепричастий.

1.Выехав в открытую степь, их застал буран.

2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.

3.Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.

4. Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
5. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдаль.

7) Творческое задание (самостоятельная работа) (Слайд 10)

-Ребята, я думаю, что каждый из нас с нетерпением ждёт прихода весны. Почему? За что мы любим это время года?

-Я хочу предложить вам выполнить задание, которое связано и с весной, и с обособленными обстоятельствами. Вам раздаются карточки с разноуровневыми заданиями. Вы выбираете тот уровень, который вам по силам выполнить:

1 уровень: составить текст на тему «Приход весны» (4-5 предложений) , используя обособленные обстоятельства.

2 уровень: составить 3- 4 предложения на тему «Приход весны », используя обособленные обстоятельства.

3 уровень: вставь в предложения деепричастные обороты, расставить знаки препинания, обособленное обстоятельство выделить:

Опущенные инеем берёзы стояли, … , ….. . Я иду знакомой тропинкой, … .

… , подбираюсь к старой берёзе. Из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага, … .

Материал для справок: боясь хрустнуть веткой; полной грудью вдыхая тонкий, чуть горьковатый аромат; не шелохнувшись, ожидая восхода солнца; падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву.

(Проверка нескольких работ с объяснением выбора уровня).

5. Подведение итогов урока

— Что узнали нового? Когда обстоятельства обособляются, а когда нет. Что было интересно? Что вызвало затруднения?

6. Домашнее задание: 1. Пункт 51, таблица в тетради.

2. По выбору: записать 6 предложений с обособленными обстоятельствами;

Или упр.314 по учебнику. Слайд 11

7. РЕФЛЕКСИЯ содержания учебного материала .

ЦЕЛЬ: выявить уровень осознания содержания пройденного материала.

Источник

Adblock
detector