Меню

Мастер класс по географии реки

Урок географии по теме «Реки»

Презентация к уроку

  • Сформировать представление о реке, её частях, частях речной системы и долины.
  • Проследить взаимосвязь характера течения и направления течения рек и рельефа; режима рек и питания от климата.
  • Развивать умение называть, показывать реки мира, России.
  • Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа.
  • Воспитывать любовь и красоту к рекам, бережное отношение к воде, к чистоте.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: статистический, анализ, синтез, прогноз, проблемный, сравнительный, картографический, оценки.

Оборудование: Учебник “Вентана-Граф” А.А. Летягин, рабочая тетрадь, карты атласа, путевой лист, контурные карты, физическая карта мира и России, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность рабочего места.

II. Актулизация опорных знаний.

– Ребята давайте вспомним, что называется гидросферой?

Источник

География. 6 класс

Конспект урока

География, 6 класс

Урок 04. Реки Земли

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению поверхностных вод суши – рек.
  2. В ходе урока школьники познакомятся с особенностями строения реки и её частями.
  3. Узнают об основных отличиях равнинных и горных рек.
  4. Узнают об особенностях режима рек

Река – природный водный поток, протекающий в понижении рельефа, созданного её движением.

Русло – самая глубокая часть речной долины, где водный поток постоянный.

Исток – место начала реки.

Устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку.

Приток – реки, присоединяющиеся по пути к основной реке.

Речная система – главная река с притоками.

Речной бассейн – площадь суши с которой река собирает воду.

Водораздел – линии поверхности Земли, по разные стороны от которых сток идёт в разные речные бассейны.

Пороги – твёрдые породы в русле рек.

Режим реки – изменение уровня воды по сезонам, процесс замерзания или ледохода на реке в определённое время.

Межень – период самого низкого уровня воды в реке.

Паводок – внезапное поднятие уровня воды в реке, вызванное выпадением дождей или интенсивным таянием снега.

Половодье – увеличение количества воды в реке, повторяющееся ежегодно в определённое время года.

Основная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Сайт: Научно-популярная энциклопедия. Вода России. http://water-rf.ru/.
  3. Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
  4. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
  5. Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
  6. Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
  7. Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
  8. Сайт: Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
  9. Сайт. Мир океана. http://www.seapeace.ru.
  10. Сайт. Гидрометцентр России. https://meteoinfo.ru.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже успели изучить воды Мирового океана. Теперь мы начнём изучать воды суши. На суше огромные запасы пресной воды сосредоточены в реках. Каждый из вас хотя бы раз в жизни видел реку. А каковы особенности рек? Тема нашего урока: «Реки Земли».

Реки – обычно постоянные потоки поверхностных вод, текущих в выработанных ими углублениях – руслах.

Каждая река имеет исток, русло, устье. Река может иметь притоки или сама быть притоком и является частью речной системы. Источники питания рек – дожди, снег, ледники и подземные воды. Водность и режим рек тесно связаны с их источниками питания и климатическими условиями. Характер течения реки зависит от рельефа территории, по которой она протекает.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Подберите подписи к изображениям.

Варианты ответов:

Правильный вариант ответа:

Задание 2. Распределите характеристики горной и равнинной рек.

Источник

Видеоурок по географии «Реки»

Цели урока:

развивающая: развитие интереса к самостоятельному овладению знаниями, навыков определения истоков, устьев рек, правых и левых притоков.

обучающая: сформировать представления у учащихся о частях речной долины. Познакомить с понятиями «река», «исток», «устье», «речная долина», «приток», «водораздел», «бассейн», «половодье», «паводок».

воспитывающая: создание условий для развития устойчивого интереса к географии, воспитание патриотизма.

Методы:

словесные — беседа, рассказ

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие учителя.

2. Актуализация знаний: Сегодня в конце нашего урока, ребята, Вы напишете письмо в далекую Австралию! В нем Вы расскажете такому же шестикласснику, как и Вы, все о том, что знали, знаете или узнаете о реках.

3. Объяснение нового материала.

Рекой называют постоянный водный поток, протекающий в выработанном им углублении- русле реки. Каждая река имеет исток — начало реки, и устье — место впадения реки в водоем.

Реки имеют свои притоки. Притоком реки называют водный поток, который приносит в нее свои воды. Они бывают правыми и левыми. Чтобы определить, какой приток у реки является правым, а какой левым, нужно стать лицом по направлению течения реки. Тогда по правую руку будет находиться правый приток реки, а по левую руку — левый приток.

реки

Река со всеми своими притоками образует речную систему. Территорию, с которой реки собирают свои воды, называют бассейном реки.

реки

В разное время года реки пополняют свои воды из разных источников: дождевыми, талыми снеговыми, ледниковыми или подземными водами.

Читайте также:  Сплавы по рекам пермского края туры

реки

От питания реки зависит ее режим — периодическое изменение уровня воды в реке в течение года. Закономерный, ожидаемый подъем уровня воды называют половодьем. Половодье наблюдается каждый год весной, когда уровень воды в реке поднимается из-за тающих снеговых вод. Кратковременный, внезапный подъем уровня воды в реке называют паводком.

реки

Все реки Земли протекают либо по равнинной, либо по горной местности. Поэтому выделяют равнинные и горные реки.

реки

Иногда в русле реки чередуются твердые и мягкие горные породы. Выходы твердых горных пород в русле реки образуют пороги. Если же мягкие и твердые горные породы в русле реки залегают горизонтально, то при размытии водой легких пород образуются своеобразные ступени из твердых пород — водопады.

реки

4. Закрепление знаний.

Теперь, ребята, попробуйте написать письмо шестикласснику из Австралии, рассказав ему все, что вы сегодня узнали о реках. А мы потом сравним ваши письма с письмом, которое написал ему Профессор Глобусенкин.

5. Рефлексия.

Пусть каждый из Вас нарисует на доске реку с таким количеством притоков, которое покажет, сколько новых знаний Вы сегодня получили на уроке. Если Вы ничего не узнали по теме урока — нарисуйте реку без притоков, если Вы узнали не очень много на уроке — нарисуйте реку с несколькими притоками. Ну, а если Вам все было понятно, и Вы получили огромный багаж знаний — нарисуйте реку с очень большим количеством притоков.

6. Домашнее задание.

Источник



Конспект урока по географии в 8 классе «Реки России»

Алена Шумилова
Конспект урока по географии в 8 классе «Реки России»

План-конспект урока по географии «Реки России».

ФИО учителя Шумилова Алена Геннадьевна

8 класс

Тема: «Природа». Номер урока № 16. Тема урока: «Реки России».

Алексеев А. И. и др. География. Россия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М. :Просвещение,2011.

Цели урока:

Цели и задачи урока.

1. Расширить и углубить знания о реках. Формировать понятия «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток», «расход воды в реке».

2. Воспитывать патриотизм и уважение к своей стране, любовь к ее природным богатствам.

3. Продолжить формирование умения составлять характеристику реки по плану,обобщая и систематизируя знания, отрабатывать умения самостоятельной работы с различными источниками географической информации.

Тип урока:

Урок актуализации знаний.

Формы работы учащихся:

Фронтальный опрос, работа с картой и схемами.

Необходимое техническое оборудование:

физическая карта России, физическая карта Ивановской области, учебник «География России» 8 кл., под редакцией А. И. Алексеева, М., «Просвещение», 2013;медиапроектор;раздаточный материал для учащихся: таблицы по характеристике рек; карточки с проблемными и частично поисковыми заданиями.

Этапы урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение новой темы, постановка проблем для работы в парах.

IV. Коллективный поиск решения проблем.

V. Обобщение и закрепление знаний.

VI. Задание на дом.

Эпиграф к уроку:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни

запаха, тебя невозможно описать, тобой

наслаждаться, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать что ты необходима для

жизни, ты сама жизнь»

Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.

В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия. Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд

1. Углубление, выработанное рекой.

2. Место, где река впадает в другое реку, озеро или море.

3. Начало реки.

4 Река, которая впадает в другую реку

1. Углубление, выработанное рекой.

2. Часть речной долины, которая заливается во время половодья.

3. Начало реки

4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Верно, тема урока “Внутренние воды. Реки России”. Откроем тетрадь и запишем дату и тему урока.

Основные источники пресной воды — внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

— Перечислите, пожалуйста, внутренние воды России.

Одним из главных источников воды являются реки.

Как вы считаете, какие вопросы мы должны рассмотреть в этой теме?

А знаете ли вы что такое питание реки, режим реки, уклон реки?

И кроме рек России, мы с вами познакомимся с крупными реками Ивановской области.

-Таким образом, сегодня мы с вами будем работать по плану

1. Крупнейшие реки России.

2. Основные параметры реки.

3. Главные реки Ивановской области.

(План урока спроецирован на экран)

Есть в мире много всяких рек,

Великих, сильных, полноводных,

Коварных, тихих, благородных,

Воспел их в песнях человек.

Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,

Есть Волга матушка-река

Россия – страна величайших речных систем. На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии Длина ряда рек нашей Родины измеряется тысячами километров, а площадь бассейна – миллионами квадратных километров.

Читайте также:  Холодная речка абхазия сталин

Реки Обь, Енисей, Лена и Амур относятся к величайшим рекам мира. Волга является крупнейшей рекой Европы

Прошу открыть контурные карты и с помощью физической карты в атласе, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите на карту, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте

Найдите и отметьте реки : Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.

После того, как отмечены реки,учитель задает вопросы:

— Что объединяет отмеченные вами реки?

(Ответы учащихся: они впадают в Северный Ледовитый Океан)

Найдите и отметьте реки : Амур, Анадырь.

— Что объединяет эти реки?

(Ответы учащихся: они впадают в Тихий Океан)

Найдите и отметьте реки : Волгу, Урал.

— Что объединяет отмеченные вами реки?

(Ответы учащихся: они впадают вКаспийское море и не имеют выхода в океан, значит относятся к области внутреннего стока

Найдите и отметьте реки : Терек, Кубань, Дон и Кубань

— В какое море впадает Кубань, Дон, Терек?

(Ответы детей: в Черное море)

— В какое море впадает Нева?

(Ответы детей: в Балтийское море)

— Что объединяет эти реки?

(Ответы учащихся: они относятся к бассейну Атлантического океана)

-Куда текут крупнейшие реки России? Почему?

(Ответы учащихся:большая территория России имеет уклон к северу)

1. Самой длинной рекой является Обь с Иртышом (5410км).

2. Из рек, бассейн которых полностью находится в России, самая длинная река Лена.

3. Обь имеет наибольший бассейн (около 3 млн. км).

4. Самя полноводная река России – Енисей.

II. -Посмотрите, пожалуйста, на термины на экране.

Исток режим реки

годовой сток русло

паводок падение реки

уклон реки расход воды в реке

-Какие из этих терминов вам знакомы? Объясните их значение.

-Что незнакомо? Знакомство с этими понятиями и есть цель нашего урока.

Обратимся к первому пункту плана? Какими источниками информации вы будете пользоваться?

Фронтальная работа с учебником. Учитель задает вопросы, дети ищут ответы в тексте параграфа и отвечают.

1).Что называют падением реки? Уклоном?

Падение и уклон реки. Зависят от рельефа

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах

3).Как уклон реки влияет на характер течения? Приведите примеры.

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

– Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)

В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

3) Давайте вспомним из курса 6 класса на какие два вида делятся реки в в зависимости от рельефа. В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)

– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.

– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят».

Физкультминутка. А теперь отдохнем. Гимнастика для глаз

— по северному побережью России

— по восточному побережью России

— по южной границе России

— по западной границе России

по побережьям и по границе

РФ, начиная от Кольского полуострова.

Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

На питание и режим рек большое влияние оказывает климат.

— Какими бывают типы питания рек?

С помощью карты на экране определите типы питания рек.

(Ответы учащихся :снеговое, ледниковое, дождевое).

— Какое питание характерно для рек Северного Ледовитого океана

(Ответы учащихся:снеговое)

— Какое питание характерно для Амура

(Ответы учащихся:дождевое)

— Объясните, почему? Какой климат, характерен для Дальнего Востока

(Ответы учащихся:муссонный, летний муссон приносит с собой большое количество дождей

— Какое питание характерно для Терека и Кубани

(Ответы учащихся:ледниковое)

— Один ли источник питания у рек России

Читайте также:  Ведущий погоды упал в реку

(Ответы учащихся:нет несколько, значит питание смешанное)

Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.

— Что такое режим рек? Чем он характеризуется?

С помощью карты на экране определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом.

— Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.

— Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т. д.

Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь)

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев?

(Ответы учащихся:во время половодья).

Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек?

(Ответы учащихся:на питание и режим рек большое влияние оказывает климат)

Таким образом, внутренние воды тесно связаны со многими компонентами природы., такими как рельеф и климат.

IV. Молодцы! Справились с заданием. Переходим к 3 пункту плана. Говоря о реках России, нельзя не упомянуть о реках нашей области. Сейчас мы совершим заочное путешествие по рекам Ивановской области. По области протекает 160 рек, в том числе Волга с Горьковским водохранилищем, Теза, Елнать, Лух, Нерль, Уводь

Главной водной артерией Ивановской области является, конечно же, река Волга с несколькими приютившимися на ее берегах городках, как будто перенесшихся к нам из века позапрошлого, и потому привлекающих каждый город тысячи туристов, — Плес, Кинешма, Юрьевец. Само Иваново, к примеру, расположено на реке Уводь, Шуя — на Тезе.

В качестве домашнего задания ребята подготовили сообщения на тему «Крупные реки Ивановской области».

Ответьте на вопросы:

1) Какая из рек, протекающих по территории области самая длинная?

2) Каков тип питания у рек нашей области?

4) Как используют реки области?

V.Первичное закрепление материала

Чтобы определить, как вы поняли тему, поиграем в игру «Глухие телефоны». На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить,например: половодье, Уклон реки. Падение реки. Межень. Половодье, паводок. Режим питания реки. Годовой сток.

VI.Задание на дом.

Дома вы продолжите знакомство с реками России. Составить синквей на тему «Реки России» или сообщение стих явления.

VII. Итак, мы заканчиваем наш урок. Подведем итоги. Ребята, посмотрите на экран.

Ученики по кругу высказываются одним предложением,выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

-Вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями!

УМНИЦЫ! CПАСИБО ЗА УРОК!

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России» Тема: Золотое кольцо России Класс: 3 Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с золотым кольцом России. Задачи: Образовательная:.

Конспект урока математики в 1 классе на тему «Многоугольники» по УМК «Школа России» Конспект урока математики в 1 классе Тема: «Многоугольники» (УМК «Школа России») Составила: Хромова Наталия Сергеевна Цель: создать условия.

Конспект урока по математике в 3 классе «Единицы массы. Грамм» по УМК «Школа России» Тема урока: Единицы массы. Грамм Цель: познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом. Формировать.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по математике во 2 классе «Знакомство с уравнением» по УМК «Школа России» Тема урока: «Знакомство с уравнениями» Цель: познакомить обучающихся с понятием «уравнение», его отличительными особенностями. Задачи: дать.

Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь,.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Н. Н. Носов «Живая шляпа» по УМК «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: учить анализировать.

План-конспект урока математики в 1 классе «Знаки плюс и минус» по УМК «Школа России» Формулирование темы и деятельности на уроке. Цель: формулировка главных целей и темы урока, Физкультминутка.

Источник

Adblock
detector