Меню

Международные реки в международном морском праве

Правовой режим международных рек

Многонациональные реки пересекают территорию нескольких государств. Каждое из прибрежных государств осуществляет суверенитет в отношении той части реки, которая находится на его территории. Вместе с тем, поскольку река составляет единое целое, возникает необходимость в согласованном регулировании ее правового режима между заинтересованными государствами.

Международные реки — крупные, судоходные на значительном своем протяжении реки, пересекающие территории нескольких стран и имеющие судоходный выход в море. Такие реки служат важной транспортной артерией. В их использовании заинтересованы не только прибрежные государства, и это, в свою очередь, требует отражения в международном договоре.

Принципы регулирования режима таких рек:

  • суверенного равенства сторон;
  • взаимной выгоды;
  • всестороннего учета взаимных интересов в использовании вод реки.

Начало признания таких принципов было положено Декретом французского Конвента от 16 ноября 1792 г. в отношении рек Шельды и Мааса, где говорилось, что «ни одна нация, не совершая несправедливости, не может присвоить себе исключительного права пользоваться рекой и препятствовать соседним народам, живущим вверх по течению, пользоваться теми же преимуществами».

Универсальным международным соглашением в данной области, которое может служить образцом международного сотрудничества, является Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. Ее участниками являются Россия, Украина, Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия и Югославия. В 1960 г. к ней присоединилась Австрия.

В соответствии со ст. 1 Конвенции навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства.

Придунайские государства обязались содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных и на соответствующих участках морских судов и производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная.

Конвенцией предусмотрено учреждение Дунайской комиссии, в компетенцию которой, в частности, входят наблюдение за исполнением положений Конвенции, составление общего плана основных работ в интересах судоходства, консультация и дача рекомендаций специальным речным администрациям и обмен с ними информацией, установление единой системы навигационной путевой обстановки и т. д.

Конвенция предусматривает и порядок разрешения споров. Любой спор между участниками относительно применения и толкования Конвенции, не решенный путем прямых переговоров, по требованию любой из спорящих сторон передается на разрешение Согласительной комиссии, состоящей из членов, назначаемых по одному от каждой из спорящих сторон, и одного члена, назначаемого председателем Дунайской комиссии из числа граждан государств, не участвующих в споре, а если председателем Комиссии является гражданин государства, участвующего в споре, то — Дунайской комиссией.

Помимо Дуная важнейшими реками Европы являются Рейн, Эльба и Шельда, впадающие в Северное море.

На Берлинской конференции 1884—1885 гг. по Конго был принят Генеральный акт о свободе судоходства для торговых судов всех наций по рекам Конго и Нигер и их притокам и о создании специальной Международной комиссии для регулирования судоходства по реке Конго.

В 1963 г. девять африканских стран, расположенных по реке Нигер, подписали Соглашение о сотрудничестве в совместном использовании реки.Самой длинной рекой в мире является Нил, протяженность которого составляет 6,7 тыс. км. Нил проходит через территории Руанды, Кении, Танзании, Уганды, Эфиопии, Судана, Египта и впадает в Средиземное море. Издавна водные ресурсы Нила используются совместно всеми прибрежными государствами для целей сельского хозяйства, водоснабжения, рыболовства и судоходства.

Другой рекой, имеющей важное международное значение, является Амазонка (6,4 тыс. км), ширина которой местами достигает 150 миль. Многостороннего договора, регулирующего режим Амазонки, нет, однако в соответствии с законодательством прибрежных государств (Боливия, Бразилия, Колумбия, Перу, Эквадор) судам всех стран предоставлена свобода судоходства по этой реке.

Река Меконг протекает по территории шести государств — Китая, Мьянмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи и Вьетнама. Международно-правовое регулирование ее режима осуществляется преимущественно в рамках регионального сотрудничества.

Источник

Международные реки

Международные реки – это реки, которые либо протекают по территории нескольких стран, либо разделяют территории двух и более стран. Использование вод таких рек ipso facto затрагивает интересы государств, расположенных по их берегам, поэтому заинтересованные государства заключают соглашения о режиме судоходства и иного использования вод таких рек, однако это правило не является обязательным.

Согласно устоявшейся классификации международные реки подразделяют на:

  1. судоходные – собственно международные реки, имеющие выход к морю;
  2. пограничные – проходит граница между прибрежными государствами;
  3. трансграничные – протекающие по территории нескольких государств и не имеющие выхода к морю; несудоходные или судоходство по которым имеет местное значение.
Читайте также:  Самая грязная река презентация

В доктрине международного права реки также могут быть разделены на две категории:

  1. национальные – расположенные в пределах территории одного государства, режим использования которых определяется внутренним правом этого государства;
  2. международные – по поводу использования которых возникают правоотношения между несколькими государствами даже при отсутствии договора. На международных реках, занимающих важное для многих государств географическое положение, прибрежные государства распространяют принцип свободы судоходства на торговые суда всех стран без дискриминации флага.

Распространение принципа свободы судоходства на все страны – это право, а не обязанность прибрежных государств; в международном праве нет общей нормы, обязывающей прибрежные государства предоставлять право навигации по международным рекам судам неприбрежных государств. В настоящее время прибрежные государства сами решают этот вопрос в каждом конкретном случае. В Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 г. зафиксировано, что «навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий торгового судоходства» (ст. 1 Конвенции).

Конвенция о режиме судоходства на Дунае отражает типичные черты режима международных рек. Важное значение имеет деятельность Дунайской комиссии, состоящей из представителей придунай-ских государств. Комиссия содействует решению многих вопросов сотрудничества государств на Дунае, составляет планы работ в интересах судоходства, разрабатывает правила речного надзора, разрабатывает и издает навигационные карты, лоции, справочники и др.

В последние годы характер использования рек государствами под влиянием развития производства сильно изменился и судоходство уже не является определяющим видом использования международных рек. Во многих случаях определяющим для государств является промышленное, сельскохозяйственное и иное подобное использование вод международных рек. С этой точки зрения международные реки следует рассматривать как общий природный ресурс прибрежных государств. Развитие современного международного права в области использования вод международных рек идет по пути закрепления принципов справедливости и разумности при пользовании таким ресурсом.

Источник

36. Правовой режим международных рек

36. Правовой режим международных рек

Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, они неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.

Международная река, пересекающая или разделяющая территории нескольких государств, создает взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительно данной реки. Каждое прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование вод этой же реки. Все государства, в принципе, имеют равные права на использование вод международной реки.

Международные реки подразделяются на открытые для международного судоходства и пограничные реки, которые разделяют территории нескольких государств.

Режим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства. Однако прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торговых судов всех стран. Барселонская конвенция и Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г. содержат положения относительно судоходства по международным рекам. На Хельсинкской конференции в 1966 г. некоторые статьи Барселонской конвенции были изменены. Так, «каждому прибрежному государству принадлежит право свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства могут предоставлять такое право и неприбрежным государствам».

В настоящее время условия и правила прохода иностранных судов по международным рекам определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениями прибрежных государств.

В несудоходное использование международных рек входят строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав. Все вопросы несудоходного использования решаются на основе соглашения между прибрежными государствами.

Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В соответствии с принципом справедливого использования вод прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другому государству. Существует большое количество соглашений, которые основаны на этом принципе.

37. Правовой режим международных морских каналов

Международные морские каналы – это искусственно созданные морские пути. Они строились обычно для сокращения протяженности морских дорог и уменьшения рисков и опасностей мореплавания. Существующие морские каналы построены на территориях определенных государств, под их суверенитетом. Для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов.

Читайте также:  Западные притоки реки волга

Суэцкий канал был сооружен на территории Египта акционерным обществом, созданным французом Ф. Лессепсом. В Декларации от 25 апреля 1957 г. правительство Египта, подтвердив свое обязательство «обеспечить свободное и непрерывное судоходство для всех стран» по Суэцкому каналу, торжественно заявило о своей решимости «соблюдать условия и дух Константинопольской конвенции 1888.».

Для управления эксплуатацией Суэцкого канала египетским правительством была создана Администрация Суэцкого канала.

Панамский канал, расположенный на узком перешейке между Северной и Южной Америкой, был объектом многолетнего американо-английского соперничества. Еще до сооружения канала в 1850 г. между США и Великобританией был подписан договор, по которому обе стороны обязались не подчинять канал в случае его сооружения своему исключительному влиянию и контролю.

По соглашению, заключенному в 1903 г. с Республикой Панама, образовавшейся на части территории K°лумбии, США получили право на сооружение и эксплуатацию Канала. США декларировали постоянный нейтралитет Канала с обязательством держать его открытым для судов всех флагов в соответствии с англоамериканским соглашением 1901 г., предусматривавшим, по существу, применение к Каналу положений Конвенции о режиме судоходства на Суэцком канале 1888 г.

В 1977 г. были подписаны и с 1 октября 1979 г. вступили в силу два новых договора, заключенных между Панамой и США: Договор о Панамском канале и Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала.

Кильский канал, соединяющий Балтийское море с Северным, был построен Германией и открыт для судоходства в 1896 г. До Первой мировой войны Германия относила Кильский канал к своим внутренним водам с распространением на него соответствующего режима. По Версальскому мирному договору был установлен международно-правовой режим Канала. Согласно ст. 380 Версальского договора Кильский канал объявлялся постоянно свободным и открытым ссоблюдением полного равенства для военных и торговых судов всех государств, находящихся в мире с Германией.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

21. Правовой режим товаров

21. Правовой режим товаров Правовой режим обычно устанавливается в отношении: 1) статуса, правомочий продавца и покупателя; 2) возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров; 3) порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров.Правовой режим

23. Правовой режим денег

23. Правовой режим денег К движимым вещам кроме материальных объектов относятся также деньги. Деньги как эквивалент стоимости товара сформировались в эпоху перехода от меновой торговли к товарно-денежным отношениям. В качестве денег в разных странах использовались

44. Правовой режим открытого моря

44. Правовой режим открытого моря Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают

45. Правовой режим международных проливов

45. Правовой режим международных проливов Международные проливы– это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как

Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ 13.1. Понятие и признаки административно– правового режимаПравовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения

56. Правовой режим товаров в торговле

56. Правовой режим товаров в торговле Правовой режим товаров в торговле – это совокупность правил, определяющих:• порядок приобретения, использования и отчуждения различных товаров;• порядок хранения, транспортировки и учета товаров;• правомочия, а также статус

32. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

32. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.Правовой режим информационных

85. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРХИВОВ

85. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРХИВОВ Правовую основу архивного дела составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ и Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».Право на создание архивов принадлежит юридическим и физическим лицам Российской Федерации.Не

Читайте также:  Где протекает река ворскла

27. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ

27. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн кв. км. К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия.В мае 1925 г. Правительство Канады официально

28. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ

28. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ Антарктика – район вокруг Южного полюса земного шара до линии слияния и перемещения холодных антарктических вод с теплыми субтропическими (граница антарктической конвергенции). К Антарктике относятся: шестой материк Земли – Антарктида – с

5.3 Государственно-правовой режим

5.3 Государственно-правовой режим Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в. До этого к форме государства относили форму правления и государственного устройства, поскольку именно они

Источник



Международные реки и каналы, и их правовой режим

date image2015-05-27
views image7224

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Международные реки в международном праве – это реки, которые протекают по территории двух и более государств или разделяют эти территории и используются для различных потребностей по согласованию между этими государствами. Ни одно государство не может изменять естественных условий своей территории, если последствием таких изменений будет нанесение вреда территории другого государства.

Источники:

1. Хельсинские правила использования международных рек 1966 года,

2. Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер 1992г

3. Венский конгресс 1815 года определил правовой режим Рейна, Майна, Мозеля, Мааса.

4. 1856 год – Парижский мирный договор правовой режим Дуная. Контроль за судоходством был возложен на неприбрежные государства (Великобритания, Франция, Турция)

5. Белградская конференция о режиме судоходства по Дунаю 1948 год,

6. Бухарестская декларация 1985 г. Предусматривается создание специальных речных комиссий (Дунайской) – наблюдение за соблюдением положений Конвенции. Они базируются в Будапеште.

Виды международных рек:

1. Многонациональные – не имеющие непосредственного соединения с морем, не судоходные или судоходные лишь для каботажного плавания между пунктами прибрежных государств, и в их использовании заинтересованы только прибрежные государства. Каботаж – это судоходство вблизи берегов или вдоль побережья (между портами одного государства);

2. Международные – реки, имеющие судоходное соединение с морем. Критерии признания реки международной:

a. Политический – пересечение территории двух и более государств;

b. Географический – наличие выхода к морю;

c. Функциональный – возможность осуществления регулярного судоходства (Дунай, Нигер, Рейн, Амазонка, Ла-Плата);

3. Приграничные – реки, которые являются природной границей между государствами.

Проблема субъектов регулирования международной реки может решаться с привлечением не прибрежных государств (например, Берлинская конференция 26.02.85 «О свободе торгового судоходства для все стран на африканских реках Конго (Заир) и Нигер».

Особенности регулирования судоходства гражданских и военных кораблей.

Международные каналы – гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства.

К категории международных каналов относятся Панамский, Суэцкий, Кильский. Они прокладываются по территории, на которою распространяется власть определенного государства. Являясь собственником канала, государство обязано обеспечить судоходство по каналу, а другие государства обязаны уважать права и законы этого государства, включая правила, касающиеся взимаемых без какой-либо дискриминации сборов. Это фиксируется в соответствующих международных документах.

Конвенция относительно обеспечения свободы плавания по Суэцкому каналу 1888 года. Канал открыт для всех торговых и военных судов без различия флага, как в военное, так и в мирное время. Блокада канала запрещается. Египетское правительство обязано принимать меры, необходимые для осуществления свободного судоходства по каналу. Законом от 10.07.1957 года была создана специальная Администрация Суэцкого канала.

Договоры между США и Панамой 1977 год о Панамском канале и постоянном нейтралитете, об эксплуатации Панамского канала. США сохраняет «главную ответственность» за обеспечение судоходства по каналу и его оборону до 31.12.1999 года, с 1.01.2000 года – все функции возложены на Панаму. Он открыт для мирового транзита судов всех стран на условиях полного равенства и недискриминации. СССР присоединился к Протоколу 1.03.1988 года.

Правила плавания по Кильскому каналу устанавливаются правовыми актами Германии. Невоенные суда могут проходить в любое время, военные корабли – только по разрешению. Корабли должны следовать с обязательно поднятым флагом и соблюдением правил судоходства.

Источник

Adblock
detector