Меню

Международные реки в международном праве отрасль

Правовой режим международных рек

Многонациональные реки пересекают территорию нескольких государств. Каждое из прибрежных государств осуществляет суверенитет в отношении той части реки, которая находится на его территории. Вместе с тем, поскольку река составляет единое целое, возникает необходимость в согласованном регулировании ее правового режима между заинтересованными государствами.

Международные реки — крупные, судоходные на значительном своем протяжении реки, пересекающие территории нескольких стран и имеющие судоходный выход в море. Такие реки служат важной транспортной артерией. В их использовании заинтересованы не только прибрежные государства, и это, в свою очередь, требует отражения в международном договоре.

Принципы регулирования режима таких рек:

  • суверенного равенства сторон;
  • взаимной выгоды;
  • всестороннего учета взаимных интересов в использовании вод реки.

Начало признания таких принципов было положено Декретом французского Конвента от 16 ноября 1792 г. в отношении рек Шельды и Мааса, где говорилось, что «ни одна нация, не совершая несправедливости, не может присвоить себе исключительного права пользоваться рекой и препятствовать соседним народам, живущим вверх по течению, пользоваться теми же преимуществами».

Универсальным международным соглашением в данной области, которое может служить образцом международного сотрудничества, является Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. Ее участниками являются Россия, Украина, Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия и Югославия. В 1960 г. к ней присоединилась Австрия.

В соответствии со ст. 1 Конвенции навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства.

Придунайские государства обязались содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных и на соответствующих участках морских судов и производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная.

Конвенцией предусмотрено учреждение Дунайской комиссии, в компетенцию которой, в частности, входят наблюдение за исполнением положений Конвенции, составление общего плана основных работ в интересах судоходства, консультация и дача рекомендаций специальным речным администрациям и обмен с ними информацией, установление единой системы навигационной путевой обстановки и т. д.

Конвенция предусматривает и порядок разрешения споров. Любой спор между участниками относительно применения и толкования Конвенции, не решенный путем прямых переговоров, по требованию любой из спорящих сторон передается на разрешение Согласительной комиссии, состоящей из членов, назначаемых по одному от каждой из спорящих сторон, и одного члена, назначаемого председателем Дунайской комиссии из числа граждан государств, не участвующих в споре, а если председателем Комиссии является гражданин государства, участвующего в споре, то — Дунайской комиссией.

Помимо Дуная важнейшими реками Европы являются Рейн, Эльба и Шельда, впадающие в Северное море.

На Берлинской конференции 1884—1885 гг. по Конго был принят Генеральный акт о свободе судоходства для торговых судов всех наций по рекам Конго и Нигер и их притокам и о создании специальной Международной комиссии для регулирования судоходства по реке Конго.

В 1963 г. девять африканских стран, расположенных по реке Нигер, подписали Соглашение о сотрудничестве в совместном использовании реки.Самой длинной рекой в мире является Нил, протяженность которого составляет 6,7 тыс. км. Нил проходит через территории Руанды, Кении, Танзании, Уганды, Эфиопии, Судана, Египта и впадает в Средиземное море. Издавна водные ресурсы Нила используются совместно всеми прибрежными государствами для целей сельского хозяйства, водоснабжения, рыболовства и судоходства.

Другой рекой, имеющей важное международное значение, является Амазонка (6,4 тыс. км), ширина которой местами достигает 150 миль. Многостороннего договора, регулирующего режим Амазонки, нет, однако в соответствии с законодательством прибрежных государств (Боливия, Бразилия, Колумбия, Перу, Эквадор) судам всех стран предоставлена свобода судоходства по этой реке.

Река Меконг протекает по территории шести государств — Китая, Мьянмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи и Вьетнама. Международно-правовое регулирование ее режима осуществляется преимущественно в рамках регионального сотрудничества.

Источник

Международные реки

Международные реки – это реки, которые либо протекают по территории нескольких стран, либо разделяют территории двух и более стран. Использование вод таких рек ipso facto затрагивает интересы государств, расположенных по их берегам, поэтому заинтересованные государства заключают соглашения о режиме судоходства и иного использования вод таких рек, однако это правило не является обязательным.

Согласно устоявшейся классификации международные реки подразделяют на:

  1. судоходные – собственно международные реки, имеющие выход к морю;
  2. пограничные – проходит граница между прибрежными государствами;
  3. трансграничные – протекающие по территории нескольких государств и не имеющие выхода к морю; несудоходные или судоходство по которым имеет местное значение.

В доктрине международного права реки также могут быть разделены на две категории:

  1. национальные – расположенные в пределах территории одного государства, режим использования которых определяется внутренним правом этого государства;
  2. международные – по поводу использования которых возникают правоотношения между несколькими государствами даже при отсутствии договора. На международных реках, занимающих важное для многих государств географическое положение, прибрежные государства распространяют принцип свободы судоходства на торговые суда всех стран без дискриминации флага.

Распространение принципа свободы судоходства на все страны – это право, а не обязанность прибрежных государств; в международном праве нет общей нормы, обязывающей прибрежные государства предоставлять право навигации по международным рекам судам неприбрежных государств. В настоящее время прибрежные государства сами решают этот вопрос в каждом конкретном случае. В Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 г. зафиксировано, что «навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий торгового судоходства» (ст. 1 Конвенции).

Читайте также:  Цитаты про москву реку

Конвенция о режиме судоходства на Дунае отражает типичные черты режима международных рек. Важное значение имеет деятельность Дунайской комиссии, состоящей из представителей придунай-ских государств. Комиссия содействует решению многих вопросов сотрудничества государств на Дунае, составляет планы работ в интересах судоходства, разрабатывает правила речного надзора, разрабатывает и издает навигационные карты, лоции, справочники и др.

В последние годы характер использования рек государствами под влиянием развития производства сильно изменился и судоходство уже не является определяющим видом использования международных рек. Во многих случаях определяющим для государств является промышленное, сельскохозяйственное и иное подобное использование вод международных рек. С этой точки зрения международные реки следует рассматривать как общий природный ресурс прибрежных государств. Развитие современного международного права в области использования вод международных рек идет по пути закрепления принципов справедливости и разумности при пользовании таким ресурсом.

Источник

Международные реки и каналы, и их правовой режим

date image2015-05-27
views image7213

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Международные реки в международном праве – это реки, которые протекают по территории двух и более государств или разделяют эти территории и используются для различных потребностей по согласованию между этими государствами. Ни одно государство не может изменять естественных условий своей территории, если последствием таких изменений будет нанесение вреда территории другого государства.

Источники:

1. Хельсинские правила использования международных рек 1966 года,

2. Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер 1992г

3. Венский конгресс 1815 года определил правовой режим Рейна, Майна, Мозеля, Мааса.

4. 1856 год – Парижский мирный договор правовой режим Дуная. Контроль за судоходством был возложен на неприбрежные государства (Великобритания, Франция, Турция)

5. Белградская конференция о режиме судоходства по Дунаю 1948 год,

6. Бухарестская декларация 1985 г. Предусматривается создание специальных речных комиссий (Дунайской) – наблюдение за соблюдением положений Конвенции. Они базируются в Будапеште.

Виды международных рек:

1. Многонациональные – не имеющие непосредственного соединения с морем, не судоходные или судоходные лишь для каботажного плавания между пунктами прибрежных государств, и в их использовании заинтересованы только прибрежные государства. Каботаж – это судоходство вблизи берегов или вдоль побережья (между портами одного государства);

2. Международные – реки, имеющие судоходное соединение с морем. Критерии признания реки международной:

a. Политический – пересечение территории двух и более государств;

b. Географический – наличие выхода к морю;

c. Функциональный – возможность осуществления регулярного судоходства (Дунай, Нигер, Рейн, Амазонка, Ла-Плата);

3. Приграничные – реки, которые являются природной границей между государствами.

Проблема субъектов регулирования международной реки может решаться с привлечением не прибрежных государств (например, Берлинская конференция 26.02.85 «О свободе торгового судоходства для все стран на африканских реках Конго (Заир) и Нигер».

Особенности регулирования судоходства гражданских и военных кораблей.

Международные каналы – гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства.

К категории международных каналов относятся Панамский, Суэцкий, Кильский. Они прокладываются по территории, на которою распространяется власть определенного государства. Являясь собственником канала, государство обязано обеспечить судоходство по каналу, а другие государства обязаны уважать права и законы этого государства, включая правила, касающиеся взимаемых без какой-либо дискриминации сборов. Это фиксируется в соответствующих международных документах.

Конвенция относительно обеспечения свободы плавания по Суэцкому каналу 1888 года. Канал открыт для всех торговых и военных судов без различия флага, как в военное, так и в мирное время. Блокада канала запрещается. Египетское правительство обязано принимать меры, необходимые для осуществления свободного судоходства по каналу. Законом от 10.07.1957 года была создана специальная Администрация Суэцкого канала.

Договоры между США и Панамой 1977 год о Панамском канале и постоянном нейтралитете, об эксплуатации Панамского канала. США сохраняет «главную ответственность» за обеспечение судоходства по каналу и его оборону до 31.12.1999 года, с 1.01.2000 года – все функции возложены на Панаму. Он открыт для мирового транзита судов всех стран на условиях полного равенства и недискриминации. СССР присоединился к Протоколу 1.03.1988 года.

Правила плавания по Кильскому каналу устанавливаются правовыми актами Германии. Невоенные суда могут проходить в любое время, военные корабли – только по разрешению. Корабли должны следовать с обязательно поднятым флагом и соблюдением правил судоходства.

Источник



Международное право. Особенная часть

Международные реки и их правовой режим

По территории многих государств протекает немало рек, которые не выходят за границы конкретного государства. Такие реки являются частью внутренних вод государства и называются национальными. Однако большое число рек протекает по территории нескольких государств или разделяет территории двух и более государств.

Реки, которые пересекают или разделяют территории двух или нескольких государств, называются международными . При этом каждое прибрежное государство осуществляет суверенитет над тем участком международной реки, который протекает по его территории, включая издание нормативных актов по регулированию использования реки в различных целях. В силу же географических особенностей такой реки, т.е. протекания по территории двух или нескольких государств, возникает необходимость международно-правового регулирования ряда вопросов, связанных с ее использованием. Объясняется это тем, что права и законные интересы прибрежных государств международной реки находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, а поэтому требуют международно-правового регулирования.

Читайте также:  Реки тихоокеанского бассейна южная америка

Между народные реки имеют свои географические особенности: одни из них лишь разделяют территорию сопредельных государств — пограничные реки; другие, протекая по территории двух и более государств, не имеют выхода к морю и называются многонациональными (или региональными); третьи же имеют выход к морю и представляют повышенный интерес для судоходства, поэтому именно они до недавнего времени именовались собственно международными. До недавнего времени именно последние реки именовались собственно международными. Такие реки должны были отвечать трем критериям, необходимым для их признания в качестве международных: 1) политическому — пересечение территории двух и более государств; 2) географическому — наличие выхода в море; 3) функциональному — возможность осуществления регулярного судоходства. Причем третий критерий был решающим, так как международно-правовые проблемы таких рек в основном сводились к обеспечению свободы судоходства по ним. Например, в Заключительном акте Венского конгресса 1815 г. признавалось неприемлемым монопольное владение каким-либо участком международной реки и провозглашалось право всех прибрежных государств осуществлять свободу судоходства на всем ее протяжении. Эта норма международного права нашла последующее подтверждение в договорной и арбитражной практике.

Подход к международным рекам только под углом зрения использования их в судоходных целях в настоящее время утратил свою актуальность. Ныне международные реки могут использоваться не только для судоходства, но и для получения электроэнергии, промышленного и сельскохозяйственного производства, сброса отходов и т.д. С точки зрения естественных условий природный комплекс международной реки един, а с политико-правовой — он разделен на соответствующие участки, находящиеся под суверенитетом определенных государств. Именно поэтому и существует необходимость разностороннего сотрудничества заинтересованных государств по использованию международных рек с целью гармонизации индивидуальных и общих интересов. Международная практика признает целесообразным выработку соглашений, регулирующих порядок использования конкретной международной реки, озера или их бассейнов.

К таким соглашениям относятся: Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г.; Акт, касающийся судоходства и экономического сотрудничества между государствами бассейна реки Нигер, 1963 г.; Соглашение о Международной комиссии по охране реки Рейн от загрязнения 1963 г.; Договор о бассейне реки Ла-Плата 1969 г.; Договор о сотрудничестве в Амазонии 1978 г. и др. После распада СССР река Днепр также стала международной, а поэтому есть необходимость разработки соответствующего соглашения по использованию этой реки прибрежными государствами — Беларусью, Россией и Украиной.

Следует отметить, что соглашения, регламентирующие порядок использования международных рек, относятся к конкретным рекам и не имеют универсального значения. Какого-либо кодифицирующего акта «международного речного права» пока не существует. В 1966 г. были приняты Хельсинкские правила использования вод международных рек — акт общего, но рекомендательного характера. Правда, некоторые его положения рассматриваются как отражение международного обычая, сложившегося в результате длительной практики по использованию международных рек.

В 1992 г. под эгидой Европейской экономической комиссии была заключена Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Комиссия международного права ООН провела большую работу по обобщению обширной договорной и арбитражной практики и приступила к завершению подготовки проекта статей, касающихся несудоходных видов использования международных водотоков.

Одной из крупнейших международных рек Европы и мира является Дунай. Российская империя и Советский Союз были придунайскими государствами, поэтому представляет интерес рассмотреть международно-правовой режим Дуная.

Парижский мирный договор 1856 г. провозгласил свободу судоходства по Дунаю, определив, что она не должна подвергаться иным ограничениям, кроме устанавливаемых полицейскими и карантинными правилами, и иным сборам, помимо точно предусмотренных в приложениях к договору. С целью регулирования судоходства по Дунаю ниже Изачи был учрежден специальный орган — Европейская дунайская комиссия, состоявшая из представителей Австрии, Великобритании, Пруссии, России, Сардинии, Турции и Франции. Как видно, недунайские державы играли основную роль в определении правового режима реки и порядка судоходства по ней.

В дальнейшем неприбрежные государства попытались усилить свое влияние. По положениям мирных договоров 1919 г. и 1920 г. с Германией, Австрией, Болгарией и Венгрией и разработанной на их основе Конвенции о режиме Дуная 1921 г. управление Дунаем в его нижнем течении (между Черным морем и Браиловом, Румыния) осуществлялось Европейской дунайской комиссией в составе представителей Великобритании, Италии, Румынии и Франции, а управление судоходством по Дунаю от Браилова до Ульма (Германия) поручалось Международной дунайской комиссии, в состав которой входили представители Австрии, Баварии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Вюртемберга, Италии, Румынии, Франции и Югославии.

По окончании Второй мировой войны в мирные договоры с Болгарией (ст. 34), Венгрией (ст. 38) и Румынией (ст. 36) было включено положение о том, что «навигация по реке Дунай должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий торгового судоходства».

В 1948 г. в Белграде была подписана Болгарией, Венгрией, Румынией, СССР, УССР, Чехословакией и Югославией Конвенция о режиме судоходства на Дунае. В 1960 г. к ней присоединилась Австрия. В настоящее время участниками Конвенции являются все придунайские державы. 26 марта 1998 г. был принят Дополнительный протокол к данному международному договору, в соответствии с ч. 1 которого ФРГ присоединилась к Конвенции в качестве Договаривающейся Стороны на равных правах с иными государствами-участниками. В этом документе были названы государства — участники Конвенции и их правопреемники: Австрийская Республика, Республика Болгария, Венгерская Республика, Федеративная Республика Германия, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Украина, Республика Хорватия, и Союзная Республика Югославия

Читайте также:  Каким транспортом доехать до широкой речки

Конвенция 1948 г. регулирует судоходство по Дунаю от Ульма (ФРГ) до Черного моря с выходом к морю через Сулинский канал (Румыния). Статья I данной Конвенции установила, что навигация на Дунае должна быть свободной для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий судоходства. Свобода судоходства не распространяется на военные корабли (ст. 30). Плавание по Дунаю военных кораблей придунайских держав за пределами территории государства флага может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами. Судоходство по реке военных кораблей непридунайских государств запрещено.

В соответствии с Ковенцией 1948 г. была создана Дунайская комиссия, в состав которой входят представители государств-участников. В качестве наблюдателей на сессиях Дунайской комиссии присутствуют представители ФРГ, Европейской экономической комиссии ООН, Одерской комиссии.

В компетенцию Дунайской комиссии входят контроль за соблюдением постановлений Конвенции и различные вопросы обеспечения судоходства по Дунаю. Решение по конкретному вопросу комиссия принимает большинством голосов при обязательном согласии государства, которого это решение непосредственно касается. Местопребывание Дунайской комиссии — Будапешт (Венгрия).

На основе положений Конвенции 1948 г. была учреждена специальная речная администрация, осуществляющая регулирование судоходства и проведение гидротехнических работ в низовьях Дуная. Созданы и действуют иные специальные органы.

В 1985 г. была принята Декларация о сотрудничестве придунайских государств по вопросам водного хозяйства реки Дунай, в особенности охраны его вод от загрязнения. Декларация имеет целью обеспечение рационального использования вод Дуная и защиты реки от загрязнения.

В связи с распадом СССР. СФРЮ и ЧЕСР ставится вопрос о пересмотре Конвенции 1948 г. и возможных изменениях членства в Дунайской комиссии.

В контексте международно-правового регулирования использования ресурсов реки Дунай представляется интересным рассмотреть основные моменты Дела о гидроузле Габчиково-Надьмарош, решение по которому Международный Суд ООН вынес в 1997 г.

Венгрия и Чехословакия еще в 60-х гг. XX в. приступили к разработке проекта «Габчиково-Надьмарош» в целях рационального использования гидротехнических возможностей Дуная на участке между Братиславой и Будапештом (общая протяженность 200 км). В 1977 г. оба государства заключили Договор о совместном строительстве гидроузла Габчиково-Надьмарош 1 См.: Блищенко И.П., Дорна Ж. Прецеденты в международном публичном и частном праве. М.: МНИМП, 1999. С. 409-430. . Целью проекта было обеспечение электроэнергией хозяйственных комплексов Венгрии и Чехословакии за счет гидроресурсов Дуная, защита придунайских регионов двух государств от наводнений, улучшение условий судоходства по реке, размещение в этом районе крупных промышленных и аграрных предприятий.

Проект «Габчиково-Надьмарош» состоял из двух подпроектов: «Габчиково» и «Надьмарош». Первый подпроект должен был осуществляться Словакией, и его результатом являлось строительство на венгерском берегу Дуная плотины, водохранилища, вспомогательного судоходного шлюза, обводного канала, проходящего по словацкой территории, гидроэлектростанции и системы судоходных шлюзов в районе городка Габчиково (Словакия).

Реализацию подпроекта «Надьмарош» должна была обеспечивать Венгрия. Данный подпроект предусматривал сооружение в районе городка Надьмарош (Венгрия) системы шлюзов, плотины и гидроэлектростанции.

По мнению экспертов, проект «Габчиково-Надьмарош» был более выгоден по экономическим параметрам Чехословакии. Кроме того, по оценкам Венгрии, баланс между экологическим ущербом и экономической выгодой также был в пользу Чехословакии.

Оба государства приступили к реализации положений Договора 1977 г. в 1978 г. К 1989 г. Венгрия была лишь на начальной стадии осуществления своих обязательств. Чехословакия же к этому периоду выполнила примерно 80% работ, предусмотренных Договором, на сумму около 2,5 млрд долларов. После распада социалистической системы проект «Габчиково-Надьмарош» все больше подвергался критике как в Венгрии, так и в Чехословакии. С начала 90-х гг. Венгрия под давлением критики практически приостановила реализацию подпроекта «Надьмарош» и предложила аннулировать Договор 1977 г. При этом венгерская сторона выдвинула предложение о заключении нового соглашения об урегулировании вопросов по компенсации за понесенные убытки. К ноябрю 1991 г. Венгрия и Чехословакия в отношении проекта «Габчиково-Надьмарош» оказались в тупике. Венгерская сторона не желала продолжать работы, а Чехословакия считала, что прекращение проекта приведет к серьезным экологическим проблемам.

19 мая 1992 г. Венгрия в одностороннем порядке аннулировала Договор 1977 г. Чехословакия же считала Договор действующим. 1 января 1993 г. на территории Чехословакии образовалось два самостоятельных государства: Чехия и Словакия. Последняя объявила о своем правопреемстве в отношении Договора 1977 г. Венгрия отказалась признать этот факт.

7 апреля 1993 г. Венгрия и Словакия подписали соглашение о передаче своего спора в отношении проекта «Габчиково-Надьмарош» в Международный Суд ООН.

В результате рассмотрения дела Международный Суд ООН 25 сентября 1997 г. принял решение (14 голосов — «за», один — «против»), что Венгрия не имела права приостанавливать выполнение своей части работ по проекту, а со временем полностью выходить из него. На основании этого Венгрия должна нести ответственность за нарушение положений Договора 1977 г. В соответствии с решением обе стороны должны вернуться к добросовестному выполнению положений Договора, который, по мнению Суда, является действующим. Другими словами, Международный Суд ООН в очередной раз подтвердил императивность принципа pacta sunt servanda.

Источник

Adblock
detector