Меню

Мост через реку лена в якутске последние новости

Что известно о проекте строительства моста через Лену в районе Якутска

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 февраля 2020 года в Москве консорциум госкорпорации Ростех и группы «ВИС» подписал с правительством Якутии концессионное соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации моста через реку Лена.

Современная транспортная ситуация в Якутии

В настоящее время Якутск и остальная часть Якутии, расположенная на левому берегу реки Лена, не имеют круглогодичной наземной транспортной связи с остальной Россией. Всего в этой части региона проживает 600 тыс. человек или более 60% населения республики. Связь Якутска с автодорогой «Колыма» (Р-504) и станцией Нижний Бестях Амуро-Якутской железной дороги осуществляются через реку Лена: летом на паромах, зимой — по льду. В среднем 152 дня в году в Якутск можно добраться только авиационным транспортом. При этом даже в летний период судоходство по Лене не гарантировано из-за периодического обмеления реки.

Этот фактор существенно ограничивает возможности и повышает стоимость доставки грузов. В 2019 году объем завоза в Якутию водным транспортом составил 1 млн 245 тыс. т различных грузов. Общая стоимость транспортировки — 30 млрд руб. По оценкам, наличие наземной связи через Лену позволит ежегодно экономить на северном завозе не менее 4 млрд руб.

История

Вопрос о строительстве моста через Лену в районе Якутска стал впервые обсуждаться на государственному уровне в начале 1980-х годов, когда в правительстве СССР утверждался проект Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Планировалось, что ее сдадут в эксплуатацию в 1995 году вместе с совмещенным автомобильно-железнодорожным мостом через Лену. В 1986 году было представлено технико-экономическое обоснование проекта с тремя вариантами строительства, в качестве приоритетного рассматривался мост в районе села Табага в 15 км выше по течению от Якутска.

Однако после распада СССР строительство железной дороги замедлилось. Оно было завершено лишь в 2018 году, конечная станция магистрали была построена рядом с поселком городского типа Нижний Бестях на правом берегу Лены напротив Якутска.

Вопрос о мосте через Лену был отложен из-за высокой стоимости проекта, сложных геологических и гидрологических условий: вечной мерзлоты, высокой сейсмичности (до 7 баллов) и опасностей ледовых заторов на реке.

В ноябре 2006 года замминистра транспорта РФ Александр Мишарин сообщил, что по итогам межведомственного совещания в Якутске было решено строить автомобильно-железнодорожный мост в Табагинском створе. Предполагалось, что стоимость объекта составит 15,4 млрд руб. Сдать мост в эксплуатацию планировалось в 2012 года. Компанией «Трансмост» был создан проект моста, который в 2008 году получил положительное заключение Главгосэкспертизы. Однако средств на строительство тогда не нашлось.

15 ноября 2011 года при укладке «золотого звена» Амуро-Якутской железной дороги на станции Нижний Бестях президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что эту магистраль «обязательно нужно соединить с Якутском, пройти через Лену». На тот момент рассматривалось и альтернативное предложение — строительство железнодорожного тоннеля под рекой.

В феврале 2013 года в ходе Красноярского экономического форума Федеральное дорожное агентство и Республика Саха — Якутия подписали соглашение о намерениях по проектированию автомобильного моста через Лену в Якутске. От железнодорожной составляющей было решено отказаться, поскольку магистраль от Нижнего Бестяха в перспективе планируется продлевать на восток в сторону Магадана и вокзал в Якутске все равно был бы тупиковым.

2 апреля 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения по данному проекту. Его победителем в марте 2014 года стал консорциум ООО «Транспортные Концессии (Саха)», участниками которого являлись Банк ВТБ, АО «УСК «Мост», ПАО «Бамстроймеханизация», АО «Институт «Стройпроект». Однако в том же месяце произошло воссоединение Крыма с Россией и приоритетным для выделения финансирования стал мост через Керченский пролив.

В апреле 2019 года в ходе Международного арктического форума в Санкт-Петербурге глава Якутии Айсен Николаев сообщил, что решение о включении проекта моста через Лену в план развития магистральной инфраструктуры примут до конца 2019 года.

17 июня 2019 года Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики внесло на рассмотрение в правительство РФ Национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года. В нее был включен и мост через реку Лена.

18 ноября 2019 года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила, что президент России Владимир Путин поддержал проект строительства автодорожного моста через реку Лена в районе Якутска. В тот же день глава Якутии Айсен Николаев сообщил, что строительство моста планируется завершить в 2025 году. Стоимость проекта он предварительно оценил в 83 млрд руб.

Читайте также:  Гидрографические характеристики реки вилюй таблица впр

17 января 2020 года по итогам конкурса по выбору компании-концессионера была объявлено, что мост будет строить российская «Национальная инфраструктурная компания». В этом консорциуме группа компаний «ВИС» Игоря Снегурова владеет 66,6% акций, а «РТ — Развитие бизнеса» (дочерняя структура госкорпорации Ростех) — 33,4%.

Характеристики

В конце 2019 года рассматривались два проекта моста. Вариант, разработанный российской группой компанией «ВИС» — предусматривал вантовую конструкцию, вариант китайской PowerChina International Group — стальную неразрезную.

Строительство моста позволит создать в городе транспортно-логистический узел, где сойдутся железная дорога, речной и авиационный транспорт, а также три региональные автодороги. Открытие транспортного перехода через Лену, как предполагается, приведет к увеличению объема грузоперевозок в регионе в три раза, до 6 млн т в год. Планируется, что проектирование моста будет завершено в 2021 году, движение по нему будет открыто в 2025 году.

13 февраля 2020 года власти Якутии сообщили, что на возмещение затрат концессионера при проектировании и строительстве моста республика направит 20,2 млрд руб.

Источник

Ситуация не дозрела: мост через Лену снова не получит денег из бюджета

Мост через Лену снова не получит денег из федерального бюджета, узнал Forbes. Такое решение принял Минтранс. Ведомство отказалось финансировать строительство как минимум до 2024 года. Деньги из федерального бюджета — почти 48 млрд рублей — пойдут на другие проекты, которые уже начали строить, сообщили Forbes в пресс-службе Минтранса. Стройку планировали начать в 2021 году, а закончить в 2025 году. В середине июля 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин после встречи с главой Якутии Айсеном Николаевым даже поручил проработать вопрос об ускорении строительства моста, чтобы сдать его на год раньше — в 2024 году. Падение экономики из-за пандемии вынудило Минфин при составлении бюджета сократить расходы на 2021 год. И в итоге бюджетные средства направят «в первую очередь на завершение строительства начатых объектов, а также на цели национальных проектов», сообщили Forbes в пресс-службе Минтранса. «В связи с этим федеральным финансированием строительство моста через Лену не обеспечено», — добавили там. Ранее «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что Минтранс не захотел перераспределять на мост средства из других своих проектов и готов был поддержать строительство моста только при условии дополнительного финансирования, но в деньгах отказывал Минфин. Без прямого финансирования проект невозможно сдать в 2024 году, а начать строительство в 2021 году будет достаточно сложно, считает гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Крым, БАМ и ЦКАД: на какие проекты правительство не жалеет денег в период пандемии Представитель Минтранса заявил, что в «ближайшее время» соберется межведомственная комиссия по отбору проектов дорожного строительства в регионах, где обсудят, как еще можно профинансировать этот проект. По словам источника Forbes, близкого к одному из участников проекта, «есть надежда», что мост через Лену включат в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры объемом в 3 трлн рублей. Тогда у проекта снова появится шанс получить федеральное финансирование. Но решение могут принять только в следующем году, говорит собеседник Forbes. «Ведомости» ранее писали, что власти Якутии ранее уже предлагали альтернативные варианты господдержки — например, концессионер может выпустить инфраструктурные облигации. Или привлечь средства за счет выпуска гособлигаций. Но проект в текущем виде не предусматривает финансирование из этих источников. Представители ВИС и Ростеха переадресовали вопросы Forbes в правительство Якутии. Forbes направил его представителю запрос и ожидает ответа. Жители Якутии ждут появления моста через реку Лену более 10 лет. На левом берегу реки — в Якутске и других населенных пунктах региона — живет около 600 000 человек, а это больше половины населения республики Саха (Якутия). Эта часть Якутии связана с остальной Россией только паромной переправой, зимой автомобили добираются до федеральных трасс по замерзшей Лене. Несколько месяцев в году, когда лед тонкий, местные жители могут попасть на другой берег только по воздуху. Возможность построить мост президент Владимир Путин поручал рассмотреть еще в 2006 году. В марте 2014 года проект был максимально близок к реализации, тогда власти выбрали консорциум строителей. В него вошли в том числе ВТБ и «УСК «Мост» Руслана Байсарова. Проект стоил 64 млрд рублей, и из федерального бюджета планировалось выделить 54,4 млрд рублей, остальное — за счет концессионера. Однако после присоединения Крыма чиновники решили, что проект Крымского моста нужнее, и перебросили финансирование туда. Спустя еще шесть лет про проект вспомнили снова: глава республики Айсен Николаев написал письмо в Кремль с просьбой поддержать проект. И Путин его одобрил, поставив на письме Николаева резолюцию «Ситуация дозрела до реализации проекта». Мост наш: как Аркадий Ротенберг получил подряд на стройку века Сегодня проект строительства моста через Лену стоит более 83 млрд рублей. В феврале 2020 года Якутия заключила соглашение на 25 лет с «Восьмой концессионной компанией» (66,6% принадлежит группе ВИС Игоря Снегурова, 33,4% – компании «РТ — развитие бизнеса», входящей в «Ростех»). Концессионер обязался вложить в проект 29 млрд рублей, еще 6,4 млрд рублей выделяет правительство Якутии. Из федерального бюджета на проект выделяли 47,9 млрд рублей. По плану легковые автомобили смогут ездить через Лену бесплатно, а для грузовиков оплата составит 1000-4000 рублей. Протяженность моста — 3 км, подходов к нему — 11 км. Полуостров за полтриллиона: на что Россия потратила больше всего денег в Крыму

Читайте также:  Сплав по река катунь алтайский край

Источник

Мост мечты

Правительство Якутии заключило с консорциумом Ростеха и группы «ВИС» концессионное соглашение о строительстве автомобильного моста через реку Лену в 30 километрах от столицы республики.

По словам председателя совета директоров группы «ВИС» Игоря Снегурова, подготовка к строительству началась сразу после подписания документа — важно использовать время, пока на реке стоит крепкий лед.

— Практическая работа стартует с сегодняшнего дня, так как сроки для такого амбициозного проекта у нас очень сжатые. Создана межведомственная рабочая группа, разработана пошаговая дорожная карта. На место строительства оперативно перебазируются специалисты и техника для начала изыскательских работ «со льда», — сообщил он.

Проекта пока нет. Согласно предварительным планам под трехкилометровый двухполосный вантовый мост в русле реки будет подведено всего три опоры. Широкие пролеты необходимы для того, чтобы обезопасить сооружение от мощных ледоходов, сдирающих, как рашпилем, берега и острова. Суммарная протяженность подходов на обоих берегах составит 11 километров. Пока это все обнародованные технические подробности.

За год консорциум должен подготовить и защитить проект. Пять лет уйдет на строительство. Если ничто не помешает этим планам, в 2025-м регион получит долгожданный мост, о котором мечтали поколения якутян.

Более 80 процентов населения республики проживает на левобережье Лены, где расположен и Якутск. По сути, люди находятся на огромном острове. Беспрепятственно переехать через реку можно лишь зимой по льду. Летом работают паромы, и платить надо не только за перевоз автомобилей, но и за каждого пассажира. А осенью, когда на переправе приходится задействовать ледокол, тарифы на перевозку становятся астрономическими: для грузовиков, к примеру, от 25 до 135 тысяч рублей.

Но самое тяжелое время — межсезонье, когда перебраться через реку невозможно вообще. По мере потепления климата этот период удлиняется и уже достиг полутора месяцев. Поэтому Якутск превращен в гигантский склад, где приходится на длительный период запасать все и вся для самого города и районов, расположенных в зоне досягаемости. Соединение берегов положит конец этим проблемам.

У моста есть и более глобальное значение.

— Он не только соединит западную и восточную части Якутии, но и обеспечит пространственную связность Дальнего Востока и Арктики, огромных территорий, рассеченных великой рекой от Байкала до Ледовитого океана. Ленский мост свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, крупнейший речной порт и международный аэропорт. В перспективе это основной элемент будущей трассы Иркутск — Магадан, — отмечает глава Якутии Айсен Николаев.

Казалось бы, строительство такого объекта — радостное событие. Но большой праздник умудрились превратить в скандал из-за различных оценок стоимости моста. До подписания концессионного соглашения в правительстве республики цену называли довольно приблизительную — от 65 до 85 миллиардов рублей. Однако местный аналитик добросовестно исследовал текст документа, оценил его положения буквально (а как их еще оценивать?), и, по его расчетам, вышло, что мост обойдется в 120 миллиардов! Причем оплачивать все затраты придется из казны республики.

Читайте также:  Бассейны рек россии иртыш

Эти выкладки через интернет пошли в массы и вызвали огромный негативный резонанс. Шутка ли — больше половины годового бюджета региона, пусть и в рассрочку! Страсти разгорались, а местные власти хранили молчание. Подробные разъяснения о финансовой модели проекта были обнародованы на официальном информационном портале лишь после того как люди начали выходить на пикеты против «моста, который загонит республику в долговую яму».

Судя по официальной публикации, на инвестиционной стадии будет потрачено 83,4 миллиарда рублей с учетом НДС. 29,1 миллиарда составят средства частного инвестора, 47,9 миллиарда — федеральный грант и лишь 6,4 миллиарда рублей — деньги из бюджета республики, причем их выплата запланирована на 2025 год.

Затем наступит стадия эксплуатации моста. Она продлится 19 лет, в течение которых концессионер будет обслуживать сооружение и, грубо говоря, «отбивать» вложенные деньги, при этом уплачивая в бюджет республики налоги на имущество и на прибыль (их сумма оценивается в 13,8 миллиарда). «В сухом остатке расходы из бюджета Республики Саха (Якутия) по инвестиционному и эксплуатационному платежам в течение 19 лет эксплуатации составят 20,2 миллиарда рублей», — отмечено в официальном сообщении.

Судя по этим выкладкам, общие затраты на мост все-таки подберутся к 100 миллиардам. Но далеко не вся нагрузка ляжет на бюджет региона. А кое-что в него даже вернется в виде налогов.

Кстати, разговоры о том, что платить за все придется только из регионального бюджета, возникли не на пустом месте. Они следуют из того же буквального прочтения концессионного соглашения. Федеральный центр не является стороной этого соглашения. Его подписали представители консорциума и республики, поэтому все финансовые обязательства в документе возложены на Якутию. Очевидно, какие-то договоренности относительно финансового участия Москвы в строительстве моста есть, но пока они не оформлены, и это волнует якутян.

После подписания соглашения глава Ростеха Сергей Чемезов подчеркнул, что параллельно с детальной проработкой проекта и подготовкой его к госэкспертизе «надо решать ключевые вопросы финансирования с федеральными ведомствами». Речь — о важнейшем, поскольку вся финансовая модель построена на условии выделения средств федерального бюджета, которые вроде бы обещаны, но не более. Потребность в этих деньгах возникнет уже в 2021 году.

Когда верстался номер

На месте будущей стройплощадки начались изыскательские работы. С помощью мобильных буровых установок получены первые образцы мерзлого грунта для проведения лабораторных исследований.

Источник



В Якутии одобрили первый этап строительства моста через реку Лену

ЯКУТСК, 17 апр – РИА Новости. Главгосэкспертиза одобрила первый этап строительства моста через Лену в Якутии, сообщает пресс-служба Главного управления государственной экспертизы.

Как отметили в государственном органе, благодаря строительству моста через реку Лену Россия получит выход к Охотскому морю и берегам своих восточных морей не только через южные границы, Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, но и гораздо севернее.

Проектной документацией предусмотрена подготовка территории строительства на правом и левом берегах Лены. Комплекс работ включает переустройство инженерных коммуникаций: линий электропередачи с опорами, газопроводов высокого давления и сетей связи. Также запланировано создание временной инфраструктуры, необходимой для строительства: строительных площадок с подъездами, дорог, автозимников, ледовых переправ, причалов, технологических островков для сооружения опор в русле реки, инженерная защита территории.

Генеральной проектной организацией является АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург». Застройщик – ООО «Восьмая концессионная компания».

В свою очередь, на сайте группы «ВИС» сообщается, что консорциум Ростеха и группы «ВИС» готов приступить к I этапу строительства моста.

«Первый этап рассчитан на 12 месяцев. На текущий момент подготовлен план мобилизации материально-технических ресурсов на строительную площадку в Якутии и обустройства стартовых бытовых городков. Продумана логистика всей необходимой спецтехники», — отметили в компании.

Ранее вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил о том, что проект строительства моста через реку Лена в Якутии наполовину профинансируют за счет федерального бюджета, оставшуюся часть поделят регион и концессионер.

Источник

Adblock
detector