Меню

Мужской монастырь ладожское озеро

Добро пожаловать!

Дорогие братья и сестры! Я рад приветствовать вас на сайте Староладожского Никольского Мужского монастыря!

DSC_0511

Наша обитель устроена у стен древнего Никольского храма (XII-XIII вв. первоначальной постройки) . Местность, где располагается монастырь — необычная, прямо на левом берегу реки Волхов, под холмом. На нём находится ряд древних курганов — захоронений VIII-Х веков и воинские захоронения времен святого благоверного великого князя Александра Невского (ХIII век).

История обители

Согласно преданию, обитель основана князем Александром Невским в 1240 году после Невской битвы, в которой участвовали в том числе и ладожане. Монастырская летопись прямо указывает что обитель возводилась «в память о гиблых ладожских сродниках» — соратниках полководца. После сражения их привезли в Ладогу и благочестиво погребели на холме, впоследствии названном «Победище». Таким образом монастырь является одновременно и памятником русской воинской славы.

Первые документальные свидетельства о Староладожском Никольском монастыре найдены в оброчных переписных книгах Обонежской (1496 г.) и Водской пятин (1499-1500 гг.).

Храмы

Сегодня одной из доминант обители также является храм святителя Иоанна Златоуста, устроенный по принципу древней базилики. Он построен по проекту академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева в 1860-1873 гг. на месте ветхого храма ХVII века. На сводах, стенах и арках храма сохранилась живопись: сюжеты из жития свт. Иоанна Златоуста, евангельские сюжеты в стиле академического реализма и орнаменты византийского стиля.

Настоящее время

В 2010 начаты работы по устройству водосвятной часовни во имя Тихвинской иконы Божией Матери, сейчас она освящена и открыта. В северо-восточной башне монастыря открыта часовня во имя Спаса Нерукотворного. В октябре 2010 года открыто для посетителей помещение монастырской библиотеки и воскресной школы.
В 2015 году монастырь молитвенно отпраздновал юбилей — 775 лет со дня основания.

Приглашаем паломников и туристов посетить Старую Ладогу и монастырь, помочь в трудах, помолиться, испить святой воды и порадоваться вместе возрождению древней обители.

Более подробно об истории этой земли и обители, которая на ней находится можно прочитать в разделе «История». Это — единственный действующий официальный сайт нашей обители. Любой другой сайт таковым не является.

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку на www.nikmonas.ru.

Материалы сайта постепенно дополняются и обновляются — следите за обновлениями!

игумен Филарет (Пряшников)

игумен Староладожского Никольского мужского монастыря

Источник

Коневский Рождество-Богородицкий мужской монастырь

Мiръ Россия Северо-Западный федеральный округ Коневский Рождество-Богородицкий мужской монастырь

Коневский Рождество-Богородицкий мужской монастырь

Коневский Рождество-Богородичный монастырь основан преподобным Арсением Коневским в 1393 году. Монастырь расположен на острове Коневец в западной части Ладожского озера в Ленинградской области. Часто рассматривается как двойник Валаамского монастыря, также расположенного на острове в Ладожском озере. Иногда монастырь также называют Коневецким. Финское название обители — Konevitsan Jumalansynnyttäjän syntymän luostari.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
    • 7.1 Расписание богослужений
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История

Остров Коневец имеет размеры 5 x 2 км, расположен примерно в 5 км от материка и отделён от него Коневецким проливом. В Средние века на острове находилось языческое святилище финских племён, которые особенно почитали огромный валун в форме черепа лошади, весом более 750 тонн. Этот валун известен как «Конь-Камень», он и дал название острову.

Монастырь был основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским, который хотел обратить карелов-язычников в христианство. Местоположение монастыря изменялось один раз, чтобы избежать наводнения. Собор Рождества Богородицы был заложен св. Арсением в 1421 году, он был главной церковью монастыря с основной святыней — чудотворной Коневской иконой Божией Матери, привезённой св. Арсением с Афона и представляющей Христа, играющего с птенцом голубя, что символизирует духовную чистоту.

Как и Валаамский монастырь, монастырь на острове Коневец был известен своей миссионерской деятельностью. Шведы захватили остров во время Русско-шведской войны 1614—1617, заставив монахов выехать в Новгород, где они были размещены в Деревяницком монастыре. После возвращения Россией себе Западного Приладожья в ходе Великой Северной войны, настоятель Деревяницкого монастыря в 1718 году получил у Петра I разрешение восстановить обитель на Коневце. Возрождённый монастырь зависел от Новгородского Деревяницкого до 1760 года, когда он официально был признан в качестве самостоятельного монастыря. В 1812 году, после Финской войны монастырь административно стал частью вновь сформированного Великого княжества Финляндского, наряду с остальной частью «Старой Финляндии».

Золотое время монастыря пришлось на XIX век, когда его слава распространилась на имперскую столицу. 28 июня 1858 года остров посетил император Александр II с семейством, а также видные гости из Санкт-Петербурга, в том числе Александр Дюма и Фёдор Тютчев. Николай Лесков, в сочинениях 1873 года, описывает свои впечатления от посещения монастыря.

Как следствие высокой популярности, монашеская община смогла начать обширные строительные проекты, начиная со строительства нового собора с колокольней в 1800—1809. Это огромное двухэтажное восьмиколонное здание было спроектировано местными старцами. Оно увенчано пятью восьмиугольными барабанами, поддерживающими пять синих куполов. Тот же стиль был применён для трёхэтажной колокольни (1810—1812), достигающей высоты 35 метров. Два скита — Коневский и Казанский, были созданы на месте древнего расположения монастыря.

После Октябрьской революции 1917 года монастырь оказался на территории новой независимой Финляндии и попал под юрисдикцию автономной Финской Православной церкви (в соответствии с решением Константинопольского патриархата). Остров был укреплён финскими военными, гостиницы были заняты военнослужащими.

Во время Финской войны и Великой Отечественной войны здания монастыря были повреждены. 13 марта 1940 года монахи эвакуировались в Финляндию, забрав с собой икону Коневской Божией Матери, но оставив иконостас, церковные колокола (кроме колоколов Казанского скита)[1] и библиотеку. Личные вещи Святого Арсения (ковш из капа и наперсный крест) ныне находятся в музее Православной церкви в Куопио (Финляндия). Коневская псалтырь, датированная XIV веком, по непроверенным данным, была отправлена в Российскую национальную библиотеку. Монахи вернулись на короткий период, в течение войны 1941—1944 годов, но затем снова ушли вместе с финской армией в августе 1944 года. В 1956 году они присоединились к монахам, бежавшим из Валаамского монастыря, и основавшим Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.

В советский период монастырь занимали военные.

Современное состояние

В 1991 году остров Коневец и монастырские постройки были переданы государством Санкт-Петербургской епархии. В феврале 1991 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский назначил наместником и строителем монастыря архимандрита Назария (Лавриненко). 28 мая 1991 года о. Назарий впервые прибыл на Коневец. Спустя более пятидесяти лет после того, как Коневская братия, спасаясь от войны, покинула остров, новые молитвенники продолжили монашескую традицию.

В том же году были обретены мощи преподобного Арсения, чудесным образом сохранившиеся в подвале под полом храма.

В 1993 году Русская Православная Церковь отпраздновала 600-летие обители. Коневский монастырь вновь живет, уповая на молитвы своего основателя, преподобного Арсения.

Сегодня монастырь посещает большое количество паломников и туристов, продолжаются восстановительные работы, открыты два подворья — в Петербурге и Приозерске.

Святые

Святыни

  • Мощи прп. Арсения Коневского
  • Коневская икона Пресвятой Богородицы

Престольные праздники

Как добраться

До острова можно добраться из Санкт-Петербурга по Приозерскому шоссе. Не доезжая примерно около 20 км до Приозерска на 106 км шоссе необходимо повернуть направо по указателю в направлении «Совхоз первомайский», через 0,5 км в пос. Плодовое на развилке — налево, затем прямо до пос. Заостровье, проехав пос. Заостровье, на Т-образном перекрестке — направо (грунтовая дорога), через 4 км — развилка, поворот по указателю — «Бухта Владимирская 1 км», через 1 км у автобусной остановки поворот налево к причалу (60 м).

Если нет возможности добраться до бухты «Владимирская» на собственном транспорте, необходимо сесть на электричку с Финляндского вокзала в направлении Приозерск-Кузнечное и доехать до станции Громово. От Громово до бухты Владимирская едет автобус. Автобус ходит дважды в день, утром и вечером.

От причала до острова в период навигации ходит монастырский катер. Катер не имеет четко установленного расписания своего следования, потому о времени его отхода лучше узнать заранее, через Паломническую службу. Путь на катере до острова, в зависимости от погоды, занимает не более часа. Следует также помнить, что если у вас нет разрешения на посадку на катер, выданного в Паломнической службе, либо благословения настоятеля, капитан катера вправе не взять вас на борт. В штормовую погоду катеру может быть запрещено выходить из бухты. Ответственность за подобные задержки, возникшие не по вине капитана катера, монастырь и Паломническая служба не несет.

В период навигации на остров Коневец также осуществляются туристические рейсы из Санкт-Петербурга и с острова Валаам на круизных теплоходах.

Адрес монастыря: 188760, Ленинградская область, остров Коневец

Адрес Петербургского подворья: 191002, Санкт-Петербург, Загородный пр., дом 7 (ст. метро «Достоевская», «Владимирская»)

Телефон: +7 (812) 571-71-94 (монастырь), (812) 315-07-18 или 571-71-94 (подворье)

Паломнику

Пребывание на острове Коневец возможно только с разрешения Паломнической службы Коневского монастыря либо по личному благословению настоятеля монастыря либо его доверенного лица. Также Паломническая служба организует приём на острове паломников.

В зимнее время, когда Ладога покрыта льдом, выход на лед без благословения игумена категорически запрещен.

Все приезжающие на остров трудники и паломники обязаны следовать правилам пребывания в православном монастыре. За несоблюдение этих правил гости могут быть отозваны с острова.

Коневский монастырь имеет свою Паломническую службу, которая была создана в 2001 году на Подворье монастыря в Санкт-Петербурге для организации поездок на Коневец и приёма на острове трудников и паломников. Паломничество на остров Коневец имеет давнюю историю, ещё сам основатель Коневского монастыря, преп. Арсений Коневский, завещал братии примечать странников и давать им приют.

Расписание богослужений

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

Коневский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.jpg

Коневский Рождество-Богородицкий мужской монастырь2.jpg

Видео

Источник

Коневец

Все хорошо знают остров Валаам, где находится знаменитый Валаамскмй монастырь. Однако это не единственный духовный центр на Ладожском озере. Возле его западного побережья, неподалеку от Приозерска, расположен остров Коневец. Он известен своим Коневским мужским монастырем.

Читайте также:  Рассказ васюткино озеро описание природы

Обитаемый остров

Административно Коневец относится к территории Приозерского района. Он расположен всего в 6,5 км от берега. Корабль преодолевает это расстояние примерно за 45 минут. Ближайшей точкой на материке является бухта Владимировка, которую раньше называли Чертовой. По воде от Коневца до Приозерска около 40 км, до Петербурга – 170 км. Длина острова составляет 8 км, а ширина – 4 км.

Остров очень низкий – в среднем он возвышается над водой всего на 3 м! Рельеф преимущественно ровный, и лишь Святая гора имеет высоту 34 м. Именно в этом месте произошло легендарное явление Богоматери старцу Иоакиму. Раньше у подножия горы был источник. Сейчас можно увидеть лишь остатки монастырского сада и парка.

На Коневец заходят круизные теплоходы

В центре Коневца высится гора Змеиная. Ее высота — 29 м. Остров имеет намывное происхождение – воды Ладоги создали его из песка. На юго-западном побережье имеется песчаный пляж. С этой стороны на целый километр в озеро уходит песчаная коса Стрелка. Она усыпана разноцветными камешками. На территории можно встретить множество гранитных валунов – больших и маленьких. Это работа ледника, который притащил камни с севера.

Ладога – озеро суровое, холодное. Оно во многом определяет особенности местного климата. Погода нестабильная, часто пасмурная. Летом температура может подняться до +30 градусов, а зимой грянуть лютые морозы. Весна приходит на Коневец в апреле, но это еще холодный период. Даже в июне могут случиться заморозки. В начале лета средняя температура воздуха колеблется возле отметки +12 градусов.

Теплее всего в июле, когда воздух прогревается до +17 градусов. В августе чуть прохладней. Купаться можно только в конце июля – начале августа. В сентябре приходит «бабье лето», а уже в конце месяца возможны заморозки. Самые холодные месяцы – январь и февраль. Ледяной ветер на острове может внезапно подуть в любое время года.

Памятник Арсению Коневскому

На острове селится много перелетных птиц. Нередко можно увидеть грациозных лебедей. Фауна представлена мелкими грызунами, зайцами, лисами. Зимой по льду с материка иногда приходят волки. Есть много диких кабанов. Что радует, здесь вообще нет никаких змей. Если повезет, увидите ладожскую нерпу. Могут удивить типично садовые растения – крыжовник, слива, вишня, смородина, яблони. Все это посажено руками монахов в разное время. В изобилии растут грибы и черника.

Наследие Арсения Коневского

В XVI веке Коневец неоднократно переходил от русских к шведам. Окончательно он отошел к России только после Северной войны, которая завершилась в 1721 году победой русской армии. О важности острова свидетельствует визит Александра II вместе с семьей в 1858 году. Об этом напоминает памятная стела. После отделения Финляндии Коневец оказался под ее юрисдикцией. Лишь после завершения Второй Мировой войны его окончательно удалось вернуть в состав СССР. На нем создали базу ВМФ, где испытывали ракеты и торпеды. Полигон действует и поныне.

Однако известность этому месту принес Рождество-Богородичный монастырь, основанный Арсением Коневским из Великого Новгорода. Еще в юности он совершил паломничество на Афон, где ему было предсказано основание обители на Севере. Это и случилось в 1393 году. Монастырь действительно появился на северных землях в Ладожском озере. Его главной святыней стала икона Пpесвятой Богородицы, которую специально доставили из Афона. Не так давно обители исполнилось 600 лет!

В древности, когда остров неоднократно переходил к Швеции, монахи покидали обитель, а потом снова возвращались. Расцвет монастыря пришелся на XIX век. Сюда зачастили влиятельные и знаменитые люди. Помимо императора здесь побывали поэт Федор Тютчев, а также писатели Александр Дюма и Николай Лесков. Именно в этот период возвели новый храм Рождества Богородицы с колокольней. Его выстроили ближе к пристани, а на старом месте появились Коневский и Казанский скиты.

В начале XIX века на острове образовался целый монастырский городок. На пристани паломников встречала часовня Св.Николая. Поскольку связь с «большой землей» была ненадежная, в одной из башен стены устроили зернохранилище, в другой – продуктовое хранилище и квасоварню. Местная библиотека насчитывала около 8 тыс. томов! Действовал монастырский музей. В те времена Коневец был не менее посещаем паломниками, нежели Валаам.

Конь-камень с часовней

Второй по значимости достопримечательностью после Коневского монастыря считается огромный Конь-камень. Гранитный валун высотой 4 м имеет размеры 6х9 метров и весит порядка 750 тонн! Контуры напоминают лошадиную голову – отсюда и пошло его название. По легенде, он служил святилищем карелам, которые в древности населяли остров и регулярно приносили на это место в жертву коня.

Языческий атрибут перестал быть таковым, когда Арсений Коневский промолился возле него всю ночь, а потом еще окропил камень святой водой. Утверждают, что именно с тех пор отсюда исчезли все змеи. Учитывая, что остров окружен водой, это можно отнести к разряду чудес.

Прямо на камне тогда устроили крохотную деревянную часовенку. Первоначальная постройка не сохранилась. Существующую часовню имени чудотворца Арсения Коневского возвели в 1895 году. На самой верхушке валуна она смотрится крайне необычно! Кстати, именно Конь-камень и послужил основанием для названия острова.

Помимо рукотворных, на острове имеются природные достопримечательности. Очень живописна песчаная коса, уходящая далеко в воду. С высоты птичьего полета она напоминает длинный хвост какого-то неведомого существа. Коса усыпана цветной галькой. Если смочить камешки водой, они начинают переливаться словно самоцветы. Живописны песчаные берега острова, отороченные ровными рядами сосен. Ладога тщательно «вентилирует» Коневец, поэтому здесь кристально чистый воздух.

По всей береговой линии проложены тропы. Есть тропа, ведущая к Змеиной горе, одной из самых высоких точек острова. Восточное побережье заросло камышом. На севере расположена военная часть, доступ туда закрыт. Вечерами на Коневце можно полюбоваться живописными багряными закатами. Посещение острова дает мощный заряд энергии.

Как добраться

Из Петербурга до острова удобнее всего добираться на машине по Приозерскому шоссе. На 106 км находится указатель, по которому следует свернуть направо. В поселке Плодовое на перекрестке нужно повернуть налево и ехать до поселка Заостровье. За ним, на Т-образном перекрестке, поверните направо, на грунтовку. Через 4 км будет указатель «Бухта Владимирская». Отсюда до причала около одного километра.

Можно также с Финляндского вокзала доехать на электричке до станций Сосново, Отрадное или Громово. Отсюда в бухту ходят рейсовые автобусы. Свои услуги предлагают частники. Таксисты обычно стоят возле остановки. От Отрадного до Владимирской бухты около 15 минут езды.

Источник

Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Коневецкий монастырь — известный культурный памятник России и действующий мужской монастырь на северных окраинах страны. Коневецкая обитель привлекает не только паломников, но и туристов, потому что обладает богатой историей и множеством достопримечательностей.

  1. Где находится Коневецкий монастырь
  2. История Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря
  3. От основания до ХХ века
  4. В ХХ столетии
  5. Достопримечательности Коневецкого мужского монастыря
  6. Библиотека
  7. Казанский скит
  8. Конь-камень
  9. Экскурсии в Коневецкий монастырь
  10. Как добраться до Коневецкого монастыря
  11. Настоятель Коневецкого монастыря
  12. Заключение

Где находится Коневецкий монастырь

Православный мужской Коневский Рождество-Богородичный монастырь расположен на севере России в Ленинградской области, на одноименном острове Коневец в западной части Ладожского озера примерно в 5 км от материка.

Размеры острова невелики — всего 5 на 2 км, от основной суши остров отделяет Коневецкий пролив, а ближе всего из городов к нему находится Приозерск. Коневецкую обитель часто считают частью Валаамского монастыря, однако это не совсем верно, обители были основаны в разное время и разными людьми, и в настоящее время являются самостоятельными монастырями.

Коневский Рождество-Богородичный монастырь

История Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря

Возраст Коневецкого монастыря насчитывает около 700 лет — и за это время обитель пережила немало расцветов и периодов упадка. Интересно ознакомиться с ее историей подробнее.

От основания до ХХ века

Датой основания Коневского Рождество-Богородичного монастыря на Ладожском озере считается 1393 год, а начало святой обители положил преподобный Арсений Коневский. В давние времена святой пришел на остров Коневец, чтобы обратить в христианство местных жителей-язычников и заложил здесь собор Рождества Богородицы. Главной святыней новой Коневецкой обители стала чудотворная Коневская икона Божьей Матери, ее Арсений Коневский привез с собой с Афона.

Из-за своего приграничного расположения монастырь нередко подвергался набегам врагов и тяжелым испытаниям, но вместе с тем его монахи имели возможность вести активную миссионерскую деятельность. В начале XVII в. Коневецкая обитель была захвачена шведами, и ее насельникам пришлось временно перебраться в Новгород в Деревяницкий монастырь. После того, как по итогам Северной войны Коневецкая обитель была снова возвращена России, Петр Iдал разрешение восстановить монастырь. Правда, вплоть до 1760 года он продолжал зависеть от Деревяницкого монастыря и не имел самостоятельного статуса.

Основной расцвет Коневского Рождественского мужского монастыря пришелся на XIX век, когда обитель находилась в составе Великого княжества Финляндского. В этот период монастырь привлек к себе внимание правящих особ, в частности, в середине столетия его посещал Александр IIвместе со своей семьей. Бывали в Коневецкой обители и крупные деятели культуры — Николай Лесков, Тютчев, а также зарубежный писатель Александр Дюма.

Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Благодаря вниманию и финансовой помощи высокопоставленных персон, уже в начале столетия Коневецкая обитель смогла начать активное строительство. В 1809 году было закончено возведение нового собора Рождества Богородицы — огромного двухэтажного здания с 8 колоннами и 5 синими куполами. Частью собора стала трехэтажная колокольня высотой 35 м, строительство которой было окончено в 1812 году. Также на территории древней Коневецкой обители были основаны Казанский и Коневский скиты.

В ХХ столетии

В начале ХХ века приграничная Коневецкая обитель снова попала под чужую юрисдикцию, после революции она стала частью Финляндии, получившей независимость. Несмотря на то, что финская Церковь также являлась православной, монастырю пришлось пережить период упадка. В связи с напряженной обстановкой на острове Коневец появились и разместились в гостиницах военные, остров был значительно укреплен на случай войны с Советским Союзом.

Читайте также:  Описание тайги в васюткином озере

В 1940 году насельники Коневецкой обители были эвакуированы в Финляндию, а в последующие несколько лет здания обители подверглись серьезным разрушениям. Уходя из монастыря перед войной, монахи забрали с собой важнейшую святыню — икону Коневской Божьей Матери. При этом иконостас, колокола и библиотека Коневского монастыря остались на своих местах и понесли значительный ущерб. Многие реликвии были безвозвратно утеряны. В период с начала войны до 1944 года монахи возвращались на территорию обители, однако затем вместе с финской армией покинули остров окончательно и влились в братство Ново-Валаамского монастыря, основанного монахами, покинувшими Валаамский монастырь.

Коневский Рождество-Богородичный монастырь

В советское время на территории Коневского Рождественского монастыря располагались военнослужащие, а в самом конце ХХ века в 1990 году он был снова возвращен Русской Православной Церкви — одним из первых в северо-западной области. В 1991 году в обитель вернулись святые мощи Арсения Коневского, пропавшие еще в 1573 году во время нашествия шведов. Коневецкий монастырь был освящен заново и постепенно стал возвращаться к привычной жизни.

В настоящее время Коневецкий монастырь является действующим и продолжает восстанавливаться после периода упадка. Ведутся реставрационные работы на территории, отстраиваются здания, одновременно с этим обитель постоянно принимает паломников и туристов, а также управляет подворьями в Приозерске и в Санкт-Петербурге.

Достопримечательности Коневецкого мужского монастыря

Коневский монастырь на Ладожском озере известен своими достопримечательностями, причем не только религиозными, но и культурно-историческими. Главной святыней монастыря являются мощи основателя — святого Арсения Коневского. Они покоятся в главном храме, соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Несмотря на то, что изначально преподобный был погребен на острове, в XVI столетии его останки были надолго утеряны после шведского нашествия. Только в конце ХХ века мощи снова были обретены и заняли центральное место среди духовных сокровищ обители.

Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Библиотека

Огромным культурным значением обладает другая достопримечательность Коневецкого монастыря, его библиотека, которую монахи собирали с момента основания обители. В давние времена в ней хранились Евангелие 1524 года и житие Арсения Коневского, записи Иоанна Златоуста и Григория Богослова, святителя Василия Великого и преподобного Паисия Величковского. В библиотеке содержался сборник повестей о жизни святых, переписанный лично брауншвейгской принцессой Екатериной, и множество старинных книг XV-XVI веков, всего около 8000 литературных экземпляров на начало XIX века.

Но, к сожалению, большая часть библиотеки была безвозвратно утеряна в ХХ веке во время войны, и в настоящий момент ее заполнение проводится заново.

Казанский скит

Важной исторической достопримечательностью является Казанский скит на острове Коневец — расположен он на вершине Святой горы, в самой высокой точке острова в стороне от основных монастырских построек.

Место интересно тем, что именно здесь согласно легенде поселился сам преподобный Арсений после своего прибытия на остров. На Святой горе он провел несколько лет в полном уединении и только потом спустился вниз — туда, где сейчас находится Коневский скит, а раньше располагался древний храм Рождества Богородицы.

Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Конь-камень

Известной достопримечательностью острова и Коневецкой обители является Конь-камень — гранитный валун, в давние времена служивший святилищем для финно-угорских язычников. По преданию, коренные жители острова каждую осень приносили жертву у этого камня, оставляя духам одного из коней, благодаря чему камень и получил свое название.

После своего появления на острове преподобный Арсений окропил Конь-камень святой водой и прочитал молитву, в результате этого языческие духи покинули святилище и навсегда ушли с острова.

Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Экскурсии в Коневецкий монастырь

Коневецкая обитель открыта для паломников и туристов, заинтересованных в истории монастыря — в любое время года на остров можно отправиться с экскурсией. Забронировать место в одной из таких поездок можно через многочисленные туристические агентства. Однако есть важный нюанс — попасть на территорию Коневецкой обители можно только с разрешения Паломнической службы. Поездку обязательно нужно согласовать с администрацией монастыря и получить благословение наместника.

Кроме того, и паломники, и обычные туристы обязаны помнить, что экскурсии проводятся в действующем православном монастыре. Гости святой Коневецкой обители должны соблюдать строгие правила нахождения на ее территории:

  • носить закрытую одежду;
  • вести себя сдержанно и спокойно;
  • не наносить ущерба историческим и религиозным постройкам;
  • не сорить на территории храма и не разводить костров;
  • входить в храмы, соборы и часовни только с покрытой головой для женщин и со снятыми головными уборами — для мужчин;
  • не проводить общественных мероприятий и не включать громкую музыку и громкоговорители на территории монастыря.

В целом правила посещения Коневского мужского монастыря можно считать совершенно стандартными для туристов — подобные нормы необходимо соблюдать на территории всех православных монастырей.

Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Как добраться до Коневецкого монастыря

Из любой точки страны на остров Коневец нужно добираться через Санкт-Петербург, поскольку расположен монастырь именно в Ленинградской области на Ладожском озере.

  • Удобнее всего доехать до Коневецкой обители на машине — из Петербурга необходимо выехать на Приозерское шоссе, а потом на 106 километре, примерно в 20 км от Приозерска, повернуть направо рядом с указателем «Совхоз Первомайский». Через 500 м будет поселок Плодовое, где понадобится свернуть налево на развилке и доехать по прямой до поселка Заостровье. За поселком будет перекресток, где понадобится повернуть направо на грунтовую дорогу, а через 4 км на развилке будет указатель на Владимирскую бухту. Именно в эту сторону необходимо ехать, чтобы через 1 км повернуть налево и оказаться у самого причала.
  • Также до нужного места можно добраться при помощи общественного транспорта. С Финляндского вокзала отходят электрички, совершающие остановки в Отрадном, Сосново и Громово. Можно выйти на любой из этих станций и сесть на один из рейсовых автобусов, следующих во Владимирскую бухту. Как правило, помимо автобусов возле станций дежурят таксисты и частники, услугами которых также можно воспользоваться.

Коневский Рождество-Богородичный монастырь

От бухты на остров туристов и паломников перевозит монастырский катер, регулярно курсирующий между берегами. Необходимо отметить, что поездку на остров лучше планировать заранее именно из-за нюансов водной переправы. У катера нет точного расписания, поэтому время его отправления стоит предварительно узнать по телефону в Паломнической службе Коневецкой обители.

Настоятель Коневецкого монастыря

На протяжении 700 лет своей истории Коневецкий монастырь находился под управлением нескольких десятков настоятелей. С 2007 года и по сей день обязанности наместника обители исполняет игумен Александр.

Наместник Александр прошел в Коневецком монастыре полный путь священнослужителя от простого трудника до помощника настоятеля обители. В 2007 году Священным Синодом Церкви он был назначен настоятелем монастыря, а еще через год возведен в сан игумена из предыдущего сана иеромонаха. С 2013 года настоятель Коневецкого монастыря Александр выполняет функции наместника обители.

Заключение

Коневецкий монастырь — одна из самых древних обителей на территории России. Монастырь действует по сей день и принимает у себя в гостях верующих со всего мира и туристов, желающих своими глазами увидеть достопримечательности острова и поклониться мощам Арсения Коневского.

Источник



Путешествие в Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

Бежим к озеру, очень хочется купаться. Показывается заросший старый пирс, уже не бежим, идем молча и обиженно: бухта залита мазутом, на заброшенном причале дырявый ржавый корабль, красный флаг рвется на ветру, что-то красят чумазые и унылые люди в тельняшках. Ветер вдруг уносит косынку, толкается, не дает говорить, скрылось солнце, лес кидается на дорогу круглыми шишками, сосновыми иголками, рабочие скверно ругаются и заводят «Камаз», резко темнеет и макушку барабанят крупные сильные капли. Начинается буря. Добегаем до кирпичной остановки, авось выдержит. Все вокруг вымокло, падают уже целые ветки. Но не страшно, пьянит эта сила природного бунта, этот запах стихии: холодного ветра, мокрой, в пузырях, земли, старых сосен, проснувшегося озера. Хочется громко кричать что-то очень важное, расставив пошире руки… но вот ветер затихает, уносится вдаль, спешит ворошить другие жизнь. Мы остаемся под дождем, осматриваемся. Вроде будка КПП впереди, там нет никого, дальше заброшенная воинская часть: монументальные казармы, но окна выбиты, двери покорежены, где-то слышны голоса, идем к ним. В сарае на берегу пирует веселая четверка, отмечают чье-то звание. Оказывается, все капитаны различных рангов, и, вот удача, тоже плывут на Коневец, рыбачить. За умеренную плату зовут с собой. Переглядываемся с опаской, уж больно давно, видимо, отмечают, но потом соглашаемся, глядя на предложенную яхту, – не ночевать же здесь. Переносим вещи, говорят: «Проходите дальше». Куда?! А дальше, сбоку яхты, болтается маленькая лодочка. Капитаны смеются, видя наше недоумение, ничего, говорят, 500 кг только так выдержит. Мы понимаем, что у нас значительно больше, но уже отчаливаем, заводимся. ну, с Богом. Лодка осела, но в бухте спокойно, только дождь, и плыть говорят, не долго, нас накрывают пленкой и приказывают сидеть тихо. И вдруг бухта заканчивается, и мы чувствуем, что начинается озеро.

Мы плывем в белом молочном царстве, в облаке, в котором ничего не видно. Не видно ни Коневца, ни берегов, нас самих еле видно, мы потерялись в этом озере, потеряли направление, сушу, и мир в котором мы жили, тоже погрузился в эту мутную белизну. Но вот, дождь усиливается, ветер рвет пленку, Васька-боцман хохочет, кто-то храбрится и лезет на нос этой посудины, но она и так чуть держится на волнах, уже настоящий шторм, нас бросает из стороны в сторону, руки затекли, замерзли от ледяных брызг, но мы держимся изо всех сил. Вода везде, внизу, наверху, бьет со стороны, мокрая одежда, ноги. Кто-то сосредоточено молится преподобному Арсению, кто осматривается, надеясь определить куда же плыть, если не дай Бог что… Плыли минут сорок, и вдруг выросла земля, сразу появилась, все верно – Коневец. На берегу ждет мальчонка, сын Васьки-рыбака, называли его Сашка, он-то, за «Сникерс» и довел до монастыря.

Читайте также:  Проект про озера россии

Первым делом послали нас «на поселение» к матушке Корнилии – бойкой, чуть суетной, немного рассеянной, но добродушной девчонке-монахине. Чтобы остаться в монастыре, надо было пройти через благословение благочинного, зовут его Алексей, и к нашему удивлению благочинный оказался даже не монахом. Алексей устало посмотрел на нас, посовещался с начальницей местной паломнической службы, и селиться не благословил. Сказал нам, что ждут две группы финнов, которые, видимо, запаздывают, заблудившись в ладожском тумане. Зато строго напомнил, что служба начинается в 7 утра, а работы в 9.00, и опаздывать он нам не советует. Так, несолоно хлебавши, мокрые и уставшие, поплелись мы на берег озера ставить палатку. Место нашли очень красивое: на высоком берегу, с медно-песчаным крутым спуском к озеру, среди черники и невысоких крепеньких сосен. На сосне, что стоит на откосе, висели самодельные веревочные качели, на которых мы никак не могли накачаться. Ножичком кое-как вскрыли шпроты, запили их «Тархуном», запихнули возмущенные животы в спальники и, помолившись, как-то попытались скоротать остаток такой светлой ладожской ночи. Было холодно, ветер все бушевал, а палатка хлопала и надувалась как настоящий парус. Волны отчаянно бились о берег, в нас летели брызги, а вид бескрайнего озера, почти моря позволял думать что мы отважные капитаны, пустившиеся в далекое плавание.

Проснулись мы в 5 утра, палатка была совсем мокрой от росы, поеживаясь, с опаской, стали планировать день. Умылись в ледяной ладожской воде, и, постукивая скованными от нее зубами, к 6.40 пришли на службу. Людей было мало, прихожан – человек пять. Утренний храм еще дремлет в дымке кадильного ладана, на клиросе строгий голос читает часы.

Может, была она похожа на нашу, и также перед преподобным Арсением, из тумана, вдруг явился это прекрасный остров, показались медно-бурые сосны, берега, укрытые чистым, будто просеянным золотым песком, утесы, поросшие черникой…

Было это в 1393 году. Арсений искал место для обители, специально упыл с Валаама, чтобы выполнить благословение игумена Иоанна со Святой горы. Три года подвизался он под руководством афонских старцев, дарил им посуду, которую ковал из меди, а потом и сам получил подарок – икону Божией Матери, устав общежития и заповедь основать обитель на дальнем севере. Так вернулся он в родную Русь, навестил Лисичью обитель Новогородскую, где подвизался с детства, благословился у ее игумена, поплыл на Валаам, а оттуда через бурю оказался на Коневце.

Служил иеросхимонах Варахиил и совсем молоденький дьякон Адриан, еще был хор-квартет и строгий чтец.

После службы, такой спокойной и умиротворяющей, через час с небольшим мы подошли в трапезному корпусу в смиренной надежде на «что-нибудь горяченькое» и, конечно, получить обещанное Алексеем послушание. Расположившись на бревнышке рядом с дверью мы старались привлечь внимание батюшки, спешащего на утренюю трапезу, и своим замерзшим и голодным видом вымолить благословение на завтрак. Но, тщетно. Не раз монах или послушник открывал нам дверь, но мы, наученные, что в монастыре нужно все делать по благословению, отказывались. Не знали, что в монастыре батюшек всего два, причем отец Варахиил сразу после службы ушел в скит, а настоятель отец Исидор уехал с острова по делам. Но послушание мы, конечно, получили огороды! И еще долгожданное разрешение селиться в старый каменный гостиничный корпус. Жилище нам определили в мансарде, на третьем этаже. Сказали, первый обычно занимают финны, второй особые паломники из наших, а третий просто паломники, вроде нас. В этот день кроме нас в гостинице не было никого. Комнатку дали аскетическую, все в ней так и дышало старостью, но зато она была чистенькая. Четыре кровати, пусть без белья и с растянутыми до пола скрипучими пружинам, вполне пригодны для спанья, на двух из них даже лежали тоненькие одеяла. Окна были открыты, но запах этой древности и сырости выветрить было невозможно. Сурово? А мы были рады! И в приподнятом настроении побежали искать отца огородника.

Отец Георгий определил нас на прополку моркови и свеклы. Грядки длиннющие, но такие аккуратненькие, видно, что любят не только сами овощи, но и труд на земле. С удовольствием мы стали вытаскивать пырей и одуванчики, равняясь на отца Георгия, трудившегося неподалеку, но у него все равно получалось куда лучше.

Доделав работу и получив сдержанную похвалу от отца огородника, еле передвигая ноги, поплелись в наш «новый дом». Обед чуть не проспали, а, заслышав трапезный колокол, перескакивая через ступеньки, бросились в трапезную. О благословении уже не думали, очень изголодались. Кормили картофельно-вермишелевым супом, горяченным, щедро посыпанным лучком и укропом, только срезанным о. Георгием. Гречка с морковной подливкой на второе. Мятный чай. Живот благодарно заурчал. Раскрасневшиеся, довольные, славя послушников трапезной, мы вернулись к послушаниям, а, закончив работу, перед службой, пошли осматривать остров преподобного Арсения.

Погода менялась к лучшему, моросящий дождь кончился, солнечные лучи раздвинули тяжелые тучи, все засияло, заискрилось, обрамленное сверкающими каплями, стало очень уютно и радостно. А потом Коневец согрелся, капли исчезли и отовсюду потекли запахи. Пахло клевером и медуницей, пахло травой, на которую наступаешь, теплым песком, смолой и хвоей от окрестных сосен, черникой, которую ели горстями, пахли старые кирпичи Казанского скита, в котором живет отец Варахиил, доски Успенской часовни… а еще появились звуки, будто заговорили разом: и птицы, и насекомые, и деревья, и цветы на лугу. И стал Коневец живой и такой наполненный.

По крутой тропке спускаемся к Конь-камню. Вокруг внушительной скалы ели скрипят старые, высокие, комары пищат злющие – место-то в низинке. В языческие времена, летом, окрестные жители, на Коневце оставляли коней на выпас, верили они, что духи сохранят их целыми и невредимыми, а осенью, у этого огромного камня приносили в жертву духам одного коня из стада. Потому и называется Конь-камень, а остров Коневец. Преподобный Арсений, поселившись на острове, узнал о таком языческом суеверии от рыбака Филиппа, приступил он к этому камню с молитвой, святой водой окропил и изгнал духов с острова, улетели они черной тучей в сторону Владимирской бухты, которая раньше называлась Чертова лахта. С тех пор хоть и не приносят у камня жертвы, но местные шутят, что маленькие злые духи здесь все же остались – в виде комаров.

Поднимаемся вверх, спешим, спасаясь от комаров и перед нами, в кустах душистого шиповника, среди густых зарослей, в отцветающей уже сирени, будто оберегаемый от суетных взглядов, желто-белый, ромашковый, Казанский скит. Обиталище иеросхимонаха Варахиила, место затвора и трудов по его восстановлению. Рядом небольшая, аккуратненькая Успенская часовенка: светлое крылечко, резные перильца, в зелени светится на солнце крестик. Здесь, по преданию, явилась Пречистая во время голода ученику старца Арсения Иоакиму, он тогда в обители за старшего оставался: братия грозилась разойтись, преподобный Арсений уплыл на Афонскую гору за благословением, ни запасов, ни наставника одно уныние, вот и спасла Богородица монастырь своим явлением, вдохновила, просила еще потерпеть. И правда, вскоре вернулся преподобный Арсений на двух кораблях с великими съестными припасами, а в честь чудесного явления воздвигла братия часовню.

В 1421 году, когда был необычайный разлив Ладожского озера, вода смыла все постройки бедной Коневской обители, потому преподобный Арсений перенес монастырь на новое место, туда, где и сейчас он расположен. По прежнему видны его храмы с озера, слышны колокольные перезвоны, но уже не страшны ему ветра и наводненья. Когда архиепископом новогородским стал Евфимий, друг преподобного и сомолитвенник его по обители на Лисичьей горе, то многим помог он обители Коневской и сделал известной ее в новогородских пределах. Так благочестивые новогородцы стали ее посещать и жертвовать милостыню. Преподобный Арсений паломников принимал в келье, как своих гостей, с радушием угощал, беседовал. Представляем, какова была радость богомольцев. Но не долго длилось такое утешение, прозорливый старец Симеон, сказал Арсению, что бесы радуются, когда мирян в келье принимаешь, и тогда, не нарушая ни наставления, ни гостеприимства, Арсений стал водить паломников в братскую трапезную.

И так чувствуется гостеприимство самого Преподобного, утешающего и нас, малых и грешных. Какое-то особенное тепло обнимает тебя, особенно ближе к храму, к батюшке Арсению, и вся природа вокруг словно радуется.

Служил отец настоятель, дьякон уже другой, «праздничный», с очень глубоким и сильным голосом, и, когда пели «Воскресение Христово видевше», себя было не слышно, только могучий гул о. дьякона, перекрывающий все звуки. Хор-квартет тоже не простой, не монашеский – приезжает с подворья, финнам показывают его как диковинку, они, кивая, слушают и улыбаются, глядя на ребят в подрясниках, рассматривают кассеты, которые продают тут же. Мы тоже купили – хорошо поют.

Уплывали мы в воскресенье, причастившись, после службы, все были довольные и благонравные. Прямо из храма, с приехавшими только что паломниками, показывая дорогу, торжественно пошли на обед. Объявили, что монастырский катер пойдет на материк сразу после трапезы, надо торопиться. А торопиться не хотелось, не хотелось и вообще уезжать. Кто же уезжает в воскресенье, когда в монастыре никто не работает, стоит такая чудная погода, можно, гуляя, обойти весь остров и найти так много интересного! Но благочинный судил иначе. Подгоняемые непрестанными объявлениями, что этот катер первый и последний за несколько дней, завязывая на ходу спальники, лямки и шнурки, мы сгрузились на причале. В бескрайнее и удивительно спокойное Ладожское озеро вглядывались часа четыре, за это время неплохо загорели, сделали несколько замечательных кадров, поиграли в камушки, помочили ноги, осмотрели место первой обители и, наконец, вздрогнув от призывного гудка, вступили на настоящий монастырский катер, под настойчивое напоминание капитана: «Отправляемся через час!».

Источник

Adblock
detector