Меню

Музыкальные фрагменты из балета лебединое озеро

Музыкальные фрагменты из балета лебединое озеро

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Лебединое озеро

Балет «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого искусства, а многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле. «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а П.И. Чайковского – великим композитором. В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных.

Краткое содержание балета Чайковского «Лебединое озеро» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Краткое содержание «Лебединого озера»

балет лебединое озеро

Действие балета начинается в старинном замке, во время празднования совершеннолетия наследника престола Зигфрида. Сюжет пропитан духом эпохи, этому во многом способствует обряд посвящения в рыцари, означающий, что наследник вступает во взрослую жизнь. Но он жаждет любви, и конечно среди гостей достаточное количество красоток, каждая из которых была бы счастлива оказаться рядом с ним. Принц же мечтает о светлом чувстве и как самый настоящий романтик, лелеет в душе образ идеальной возлюбленной.

Юный Зигфрид, благодаря вмешательству самой Судьбы, переносится на берег волшебного озера и знакомится с очаровательной девушкой, образ которой так долго преследовал его во снах и наяву. Ею оказывается Прекрасная Лебедь Одетта и пылкий юноша тотчас признается ей в своих чувствах и обещает хранить верность.

Но напрасно радуется наследник престола такой удаче, Судьба готовит для него настоящие преграды, препятствуя их взаимной любви и испытывает прекрасную пару ревностью и изменой. Обернувшись загадочным рыцарем и представ в замке принца с двойником Одетты, она заставляет влюбленного юношу, ослепленного эмоциями, нарушить все клятвы данные своей избраннице. Но даже пройдя через все преграды, влюбленным не суждено оказаться вместе, никто не в силах нарушить планы Судьбы, которая скрывает от Зигфрида его возлюбленную, оставляя его одного на берегу прекрасного волшебного озера.

Продолжительность спектакля
I — II Акт III — IV Акт
60 мин. 55 мин.

Фото:

чайковский лебединое озеро лебединое озеро краткое содержание

Интересные факты

  • Этот сказочный балет, невероятно популярный в наши дни, буквально провалился на первой премьере. Глубоко расстроенный автор заявил, что его оценят, но позже и время этого произведения еще впереди. Это «позже» наступило уже через 18 лет с блистательными постановками Льва Иванова и Мариуса Петипа.
  • Кстати, вы слышали поговорку про «девятого лебедя в пятом ряду»? Она обозначает артиста, не добившегося успеха в карьере, который вынужден постоянно довольствоваться второстепенными ролями и массовкой.
  • Роли Одетты и Одиллии исполняются одной балериной.
  • Майя Плисецкая в течение 30 лет исполняла партию Одетты-Одиллии на сцене Большого театра.

Майя Плисецкая в роли Одетты

  • В 1968г. новый сорт белой розы был назван «Лебединое озеро»
  • В своей версии известного балета, Мэттью Борн впервые заменил всех действующих балерин танцорами-мужчинами, что также принесло огромный успех и интерес публики. Данная версия снискала бурные овации на сценах США, Греции, Израиля, Турции, России, Нидерландов, Австралии, Италии, Кореи, Японии, Франции, Германии и Ирландии, а также была удостоена более 30 международных наград.
  • Американской публике балет «Лебединое озеро» впервые предстал в Театре Балета Сан-Франциско.
  • Британская постановка «Лебединого озера» Грэма Мёрфи в 2002 году основывалась на скандальном разрыве между Принцем Чарльзом и Принцессой Дианой.
  • Выход постановки Иванова и Петипа в 1894 году был отложен на длительное время по причине смерти императора Александра III и последующего официального траура.
  • Буквально за четыре года до того, как Чайковский получил этот заказ, он уже сочинил небольшой балет «Озеро лебедей» для детей, который был исполнен под чутким руководством композитора в 1871 году, в имении Каменка.

  • Работа над спектаклем длилась около года, причем с небольшими перерывами из-за того, что композитор также сочинял еще и Третью симфонию в этот период.
  • Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки? Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой. А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.
  • Первоначально для премьеры в 1876 году была выбрана прима Анна Собещанская, но она сильно поссорилась с композитором, поэтому эту роль предложили Полине Карпаковой. Как оказалось, причина возникшего конфликта в том, что приму не устраивало отсутствие в 3 акте хоть одного сольного танцевального номера. Есть сведения, что Собещанская даже отправилась специально к М. Петипа и попросила вставить соло на его музыку в это действие. Если балетмейстер выполнил ее просьбу, то композитор наотрез отказался вставлять фрагмент не своей музыки. Вскоре Чайковский предложил уладить конфликт и написал все же ей соло, чуть позже к нему добавились и вариации.

Мариус Петипа

  • Смета на премьерный показ «Лебединого озера» была очень мала и составила около 6.800 рублей.
  • Известный критик Герман Ларош отметил после премьеры музыку балета, но все, что касалось танцевальной стороны он назвал «скучным и бедным».
  • В прессе похвалу журналистов получила лишь работа художника Карла Вальца, который специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара.
  • Исследователи предполагают, что в основе литературного первоисточника могут лежать: сказка «Лебединый пруд», «Похищенная вуаль» Мазуеса, а также немецкая старинная легенда.
  • Лев Иванов во время работы над постановкой балета переосмыслил костюмы танцовщиц, убрал лебединые крылья, чтобы освободить их руки, предоставив им возможность двигаться. Также ему принадлежит уже легендарный « Танец маленьких лебедей» из второго акта.

танец маленьких лебедей из Лебединого озера

  • Лавры лучшей исполнительницы партии Одетты принадлежат Пьерине Леньяни, которая выполняла все танцевальные движения особо изящно, даже 32 фуэте. Впервые в этой роли она выступила на сцене Мариинского театра.
  • Многие жители бывшего СССР запомнили этот балет с весьма тревожными событиями в жизни страны, ведь во время августовского путча, произошедшего в 1991 году именно этот спектакль транслировали все телеканалы.
  • Во всеми любимом мультфильме «Ну, погоди!» (15 выпуск) показана пародия на Танец маленьких лебедей. Вообще, классическую музыку можно довольно часто услышать в мультфильмах. Более подробно можно познакомиться с этим в специальном разделе.
  • Билеты на «Лебединое озеро» .

Популярные номера из балета «Лебединое озеро»

История создания «Лебединого озера»

Петр Ильич Чайковский

В 1875 году П.И. Чайковский получил очень неожиданный заказ от дирекции императорских театров. Они предложили ему взяться за «Озеро лебедей», вот только, как правило, оперные композиторы в то время почти не работали в жанре балета, не считая Адана . Однако Петр Ильич не стал отклонять этот заказ и решил попробовать свои силы. Композитору предложили для работы сценарий В. Бегичева и В. Гельцера. Примечательно, что в его основе преимущественно были различные сказки и легенды, в которых встречаются девушки, превращенные в лебедей. К слову, несколько десятилетий назад императорская труппа уже обращала внимание именно на этот сюжет и даже было создано на заказ «Озеро волшебниц».

Чайковский окунулся в работу с головой и очень ответственно подошел к каждому шагу. Композитору пришлось изучать полностью танцы, их очередность, а также какая именно музыка должна быть написана для них. Ему даже пришлось подробно изучить несколько балетов, чтобы отчетливо понимать композицию и структуру. Лишь после всего этого он смог приступить к написанию музыки. Что касается партитуры, в балете «Лебединое озеро» раскрываются два образных мира – фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты.

Читайте также:  Озера реки леса украины

История создания Лебединого озера

Буквально за год была готова партитура балета и он приступил к оркестровке. Таким образом, к осени 1876 года уже началась работа над постановкой спектакля, которую поручили В. Рейзингеру. К тому времени он уже несколько лет трудился на должности балетмейстера Большого театра. Вот только многие его работы, начиная с 1873 года потерпели фиаско.

Постановки

Постановки Лебединого озера

Долгожданная премьера «Лебединого озера» в феврале 1877 года была встречена публикой довольно прохладно, несмотря на огромную проделанную работу всей труппы. Знатоки того времени и вовсе признали это произведение неудачным и вскоре его сняли со сцены. Главными виновниками такой неудачной постановки были признаны в основном балетмейстер Венцель Рейзингер и Полина Карпакова, исполнявшая партию Одетты.

Спустя почти двадцать лет дирекция императорских театров вновь обратила свое внимание на произведение Чайковского, чтобы поставить его в новом сезоне 1893-1894 годов. Таким образом уже новый сценарий спектакля разработал знаменитый Мариус Петипа, и буквально сразу же началась работа над ним, совместно с Чайковским. Но внезапная смерть композитора прервала эту работу, а сам балетмейстер был глубоко потрясен этим. Ученик и помощник Петипа поставил через год одну картину из балета, которая была очень восторженно встречена публикой. После такого успеха и высочайшей оценки критики, балетмейстер поручил Иванову работу над другими сценами, а сам Петипа вскоре смог вернуться к работе над «Лебединым озером». Бесспорно, благодаря стараниям двух постановщиков, сюжет спектакля невероятно обогатился. Иванов решил ввести Белую королеву лебедей, а Петипа предложил противопоставить ей Одиллию. Таким образом возникло «черное» па-де-де из второго акта.

Новая премьера состоялась в январе 1895 года в Санкт-Петербурге. Именно с этого момента, балет получил заслуженное признание как среди публики, так и среди музыкальных критиков, а эта версия была признана лучшей.

Невероятный восторг у публики вызвала постановка на сцене Венской оперы, состоявшаяся в 1964 году. Исполнителей партии Одетты – Марго Фонтейн и Зигфрида – Рудольфа Нуриева вызывали на «бис» восемьдесят девять раз! Любопытно, что режиссером спектакля выступил сам Нуриев. В его варианте все действие было сосредоточенно именно на принце.

Стоит отметить, что в основном все академические постановки балета брали за основу версию Л. Иванова и М. Петипа. Среди последующих работ стоит отметить постановку В.П. Бурмейстера в 1953 году. Он ввел в новых действующих лиц и немного изменил сюжетную линию. Также балетмейстер задумал изменить трагический финал и сделать его светлым. Вот только вопреки ожиданиям, такое новшество не сразу понравилось публике. Считалось, что именно трагический финал придает углубленность трактовки всего произведения.

лебединое озеро

Среди необычных трактовок следует отметить работу Джона Нормайера, для постановки в Гамбургском балете. Это уже Иллюзия, как Лебединое озеро, где главные герой превращается в Людвига II. Нет ничего, что напоминает о первоисточнике – озера, лебедей. Все что происходит вокруг – это не более, чем разыгравшаяся фантазия больного разума главного героя.

Также, достаточно смелой и оригинальной версией принято считать работу британского хореографа Мэтью Борна, поставленную в ноябре 1995 года. Если первоначально идея заменить всех балерин на мужчин вызвала неодобрение публики, со временем, эта версия получила огромный успех. Как признается сам Мэтью Борн, первое время мужчины выходили из зала, когда начинался танец Лебедя и Принца, но вскоре зрители поняли, что такое современная хореография и чем она отличается от классического балета. Удивительно, что именно эта версия попала в школьную программу Великобритании.

В постановке австралийского балетмейстера Грэма Мерфи, Одетта – это пациентка психиатрической клиники, а лебеди – плод ее фантазии.

Поражает работа китайского режиссера Чжао Мин. В его «Лебедином озере» танец приобретает иной смысл. Это уже ближе к акробатике, а некоторые па и вовсе кажутся просто нереальными, за гранью человеческих возможностей. Еще одна интересная постановка была исполнена во время открытия саммита мировых лидеров G20 в Китае. Там, балерины танцевали на глади озера Сиху, а все движения тут же были воспроизведены их голографическими копиями. Зрелище получилось захватывающим.

Среди экранизаций спектакля следует отметить фильм Герберта Раппопорта «Мастера русского балета», куда вошли фрагменты из постановки в Мариинском театре. Любопытно, что в картине «Мост Ватерлоо» некоторые номера спектакля были использованы, чтобы показать главную героиню – балерину Майру Лестер. Это легендарное произведение вдохновил и Даррена Аронофски, который снял психологический триллер «Черный лебедь». В нем показаны все интриги, которые происходят в театре вокруг распределения ролей.

Несмотря на первоначальную жесткую критику и оглушительный успех после, многочисленные изменения в сюжетах и сценах, одно остается в этом балете неизменно – прекрасная, очаровывающая с первых звуков вечная музыка П.И. Чайковского. Не случайно, именно «Лебединое озеро» признан самым известным балетом мира и является неким эталоном. Предлагаем вам насладиться этим шедевром прямо сейчас и посмотреть «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Билеты на «Лебединое озеро»

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Лебединое озеро»

Источник

Сказка в музыке: Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

Пётр Ильич Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой балета П. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения. Учить детей чувствовать характер музыки.

П е д а г о г. Вы хорошо знаете имя великого русского композитора — Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из «Детского альбома», цикла «Времена года». Музыка П. Чайковского так прекрасна, что вы наверняка будете с удовольствием слушать её в разные годы своей жизни.

Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и взрослым и любимы ими. Среди них балет «Лебединое озеро».

Кто из вас знает, что такое балет? Это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в нём музыка. В балете герои не произносят ни одного слова, они только танцуют под музыку.

Итак, сказка первая. Она называется «Лебединое озеро».

Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжится, и принц должен будет выбрать себе невесту. Вдруг гости увидели стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня в лесу за скрывшимися лебедями.

Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди. Неожиданно один лебедь превратился в девушку.

Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал её и подруг, превратив в птиц. По ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может снять это заклятье. Принц полюбил девушку, обещал спасти её.

Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца — привести на бал свою дочь, сделав её похожей на девушку-лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она так была похожа на девушку-лебедя, что принц не понял, что его обманули.

Читайте также:  Крупнейшее по площади озеро тектонического происхождения

В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка-лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел её, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти её. Он признался ей, что любит только её. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил его и спас девушек.

Так закончилась эта сказка.

Педагог предлагает детям послушать несколько отрывков из балета. Например, сцену, когда принц встретился с лебедями. Эта тема лебедей встречается в балете несколько раз. Она меняет свою окраску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно и грустно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно.

Звучит фрагмент «Лебеди». Дети говорят, что сначала музыка нежная и грустная, а потом тревожная.

П е д а г о г. Мелодия эта такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит все напряжённее, беспокойнее, взволнованнее. Мелодия очень красива и выразительна. Послушаем её ещё раз. (Звучит фрагмент.)

Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка-лебедь рассказала принцу о своей беде, а он обещал освободить её и подруг от злых чар колдуна. Лебеди кружатся в танце. (Исполняется «Танец лебедей») Как звучит музыка?

Д е т и. Радостно, легко.

П е д а г о г. Какой это танец?

П е д а г о г. Да, мы говорили с вами, что П. Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения или отдельные темы написаны в этом жанре. В этом и других его балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет своё настроение, свою окраску, звучит то мечтательно и нежно, то празднично, то тревожно. Вы правильно почувствовали, что этот вальс звучит радостно, нежно, полётно. Девушки надеются, что принц спасёт их.

Послушайте ещё один фрагмент из балета — прощание девушки-лебедя с принцем в этой же сцене.

Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка, прислушайтесь. Счастливая потому, что принц и Одетта (так звали девушку-лебедя) полюбили друг друга. Грустная потому, что им нужно расставаться. (Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

В следующий раз мы послушаем эти и другие отрывки из балета.

Программное содержание. Учить детей узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты. Формировать умение следить за развитием музыкальных образов, различать тембры музыкальных инструментов.

Педагог предлагает детям послушать один из фрагментов балета «Лебединое озеро». Исполняется фрагмент «Лебеди».

П е д а г о г. Какой фрагмент мы прослушали?

Д е т и. «Лебеди». Музыка нежная, грустная, красивая.

П е д а г о г. Прислушайтесь, как задушевно звучит мелодия. Она исполняется на гобое, это духовой инструмент (показывает его изображение). Он произошёл от народных инструментов типа свирели, рожка. Мелодия всё время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки — быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды — нежные, переливчатые (играет аккомпанемент отдельно).

Послушайте, как звучит мелодия в середине и в конце этого фрагмента. Она словно стремится ввысь, разрастается, расцветает, звучит то с мольбой, то напряжённо, встревоженно, порывисто. В конце вступает весь оркестр — грозно, беспокойно.

Послушайте весь фрагмент целиком ещё раз. (Звучит фрагмент «Лебеди».)

Теперь послушайте другой знакомый вам фрагмент – прощание принца и девушки-лебедя перед рассветом. Прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях. (Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

Д е т и. В начале и в конце музыка грустная, печальная, задумчивая, а в средней части — радостная.

П е д а г о г. Да, средняя часть звучит радостно, счастливо, а крайние части — очень нежно, печально. Прислушайтесь к голосам музыкальных инструментов. Вначале звучит арфа, она аккомпанирует нежной, взволнованной скрипке. А в конце эту же мелодию играет виолончель. Она поёт низким голосом, а нежная скрипка вторит ей. Оба эти инструмента похожи друг на друга, но у них разный тембр. У скрипки высокий звук, а у виолончели низкий. Эти струнные инструменты обладают красочными, выразительными тембрами. Мелодия как бы с трудом поднимается всё выше, но в конце поникает с грустью. Послушайте весь фрагмент целиком. (Звучит грамзапись.)

Теперь давайте послушаем «Танец лебедей». Какая музыка по характеру?

Д е т и. Это вальс.

П е д а г о г. Давайте выберем нескольких девочек, которые попробуют потанцевать вальс так же легко, радостно, как его танцуют лебеди. (Звучит вальс.)

Сейчас вы услышите новый фрагмент. Маленькие лебеди тоже захотели потанцевать, глядя на взрослых. Послушайте любимый многими фрагмент из балета — «Танец маленьких лебедей». Какая изящная, грациозная музыка.

Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?») в трёх фрагментах, формировать представление об изобразительных возможностях музыки.

П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что тема лебедей звучит в балете несколько раз по-разному. Мы слушали нежную, светлую, задумчивую мелодию в сцене встречи принца с Одеттой, её играет гобой на фоне «шелестящих» скрипок и переливов арфы. Музыка полна нежной красоты и печали. В середине и конце этого фрагмента мелодия развивается, звучит более взволнованно, беспокойно.

В сцене, когда принц назвал своей невестой дочь колдуна, эта тема звучит с мольбой, тревожно, стремительно. Мелодия всё время прерывается зловещими, страшными возгласами — аккордами, которые как бы рассекают её, пытаются уничтожить. Эти злые, угрожающие интонации похожи на раскаты грома.

Давайте сравним, как звучит эта мелодия в двух названных сценах. (Исполняются фрагменты «Лебеди» и «Измена».)

Теперь обратимся к концу балета. Злые силы побеждены. Снова звучит знакомая мелодия, но как она преобразилась: стала торжественной и просветлённой, уже не прерывается злыми, грозными интонациями. (Исполняется финал балета.)

Так, преображая одну мелодию, композитор даёт нам почувствовать печаль заколдованных девушек-лебедей (первое появление темы), злобу, торжество колдуна и отчаяние Одетты (второй фрагмент), торжество добра и любви (в конце балета). Музыка рассказывает нам сказку звуками.

Программное содержание. Познакомить детей с вальсами из балета, учить различать характер и настроение каждого произведения. Формировать тембровый слух детей.

П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что П. Чайковский очень любил жанр вальса. Им написано много вальсов как самостоятельных произведений. Вам, например, знаком вальс из «Детского альбома». Вальс включается во многие крупные его произведения: симфонии, оперы, балеты. В балете «Лебединое озеро» несколько разных вальсов. Один из них вы слушали.

Этот вальс танцуют девушки-лебеди на берегу озера после встречи с принцем. (Исполняется фрагмент «Танец лебедей».) Как звучит вальс?

Читайте также:  Святые места озера байкал

Д е т и. Легко, нежно, светло.

П е д а г о г. Да, он очень воздушный, переливчатый, изящный. Давайте послушаем и другие вальсы, которые звучат в балете. Например, в начале балета и в сцене бала, когда принц должен назвать свою невесту. (Исполняется вальс, с. 277.) Как звучит первый вальс?

Д е т и. Нежно, потом празднично.

П е д а г о г. Да, в начале балета звучит спокойный, плавный, светлый вальс. Он настраивает нас на лиричный тон. Все события, которые будут происходить в сказке, ещё впереди. Вот другой вальс, в сцене бала. (Исполняется вальс, с. 278.) Как звучит вальс?

Д е т и. Более торжественно.

П е д а г о г. Да, он более праздничный. Вместе с тем в нём слышится больший драматизм, предчувствие важных событий, которые должны произойти на балу. На балу звучат и другие танцы. Мы их послушаем в следующий раз. А сегодня давайте вспомним другие фрагменты из балета, которые мы уже слушали. Например, сцену на озере после вальса лебедей. Помните, чей танец мы ещё слушали? («Танец маленьких лебедей».)

Послушайте его ещё раз. (Исполняется «Танец маленьких лебедей».) Как звучит танец?

Д е т и. Легко, отрывисто, изящно. (Исполняется фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

П е д а г о г. Какая это музыка?

Д е т и. Наступает рассвет, и девушки должны превращаться в птиц. Одетта прощается с принцем. Музыка грустная, нежная, потом в середине радостная, летящая. В конце опять грустная.

П е д а г о г. Какие инструменты звучат в этом отрывке?

Д е т и. Арфа, скрипка, виолончель.

П е д а г о г. Как звучат их голоса?

Д е т и. Арфа звучит переливчато, скрипка — нежно и высоко, а виолончель — низко, грустно.

П е д а г о г. Арфа напоминает плеск воды, а скрипка и виолончель в последней части как бы разговаривают между собой нежно, печально и светло.

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой танцев балета. Учить детей различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.

Музыкальный руководитель предлагает детям послушать несколько танцев, которые звучат на балу во время появления гостей из разных стран. Это венгерский танец «Чардаш» — нежный, лёгкий, грациозный, потом решительный, быстрый. (Звучит венгерский танец «Чардаш».)

П е д а г о г. Входят гости из Испании — звучит огненная, ритмичная музыка — испанский танец «Болеро» в сопровождении бубна, кастаньет. (Звучит испанский танец «Болеро».)

Прибывают гости из Италии. Эту мелодию вы хорошо знаете. Послушайте и назовите это произведение П. Чайковского.

Д е т и. Это «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. Чайковского, только она звучит по-другому, в исполнении оркестра.

П е д а г о г. П. Чайковский использовал «Неаполитанскую песенку» и включил её в балет в оркестровом изложении. Мелодию играет труба — звонко, призывно, энергично. Неаполитанский танец, как венгерский, испанский и русский, тоже разгорается праздничным весельем к концу. (Звучит «Неаполитанский танец».)

И наконец, последний танец — польская «Мазурка» — яркая, праздничная, горделивая, блестящая. Послушайте, меняется ли характер музыки внутри этого танца. (Звучит польский танец «Мазурка».)

Д е т и. Средняя часть более нежная, лёгкая.

П е д а г о г. Правильно, в середине пьесы музыка звучит очень легко, грациозно, а затем опять гордо, ритмично. (Звучат фрагменты.)

В следующий раз вы послушаете танцы вновь, сами попробуете потанцевать под эту музыку, выразить в движениях настроения, которые слышны в ней, передать характер каждого танца.

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Балет Лебединое озеро:
Вальс (1-е действие), mp3;
Вальс (2-е действие), mp3;
Венгерский танец, mp3;
Измена, mp3;
Испанский танец, mp3;
Неаполитанский танец, mp3;
Мазурка, mp3;
Лебеди, mp3;
Одетта и Зигфрид, mp3;
Танец лебедей, mp3;
Танец маленьких лебедей, mp3;
Финал, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Источник

Балет `Лебединое озеро` (1875-77), Op. 20

«Лебединое озеро» — балет в четырёх актах на либретто Владимира Бегичева и, возможно, Василия Гельцера.

В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая. Читать дальше

«Лебединое озеро» — балет в четырёх актах на либретто Владимира Бегичева и, возможно, Василия Гельцера.

В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.
Чары злого гения действуют днем, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере ее окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей. По легенде, слезы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклятие может быть разрушено только верной любовью молодого человека, но если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем. В четырёх картинах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя своё совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покорённый её красотой и потрясённый её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянётся Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Самые первые красавицы танцуют перед ним. В балете происходит чередование танцев: невест, друзей принца, испанской, неаполитанской, венгерской принцесс; Мазурки и конечно же вариации обаятельного шута. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и отдаёт предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротбарту, олицетворяющему в балете образ фатума (хозяина озера) (корона спасала Одетту от преследования). Принц надеется, что девушка-лебедь уйдёт с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.

Источник



ВидеоПриз ру

балет лебединое озеро

Чайковский

Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Знаменитый балет Чайковского Лебединое озеро в постановке Большого театра СССР Tchaikovsky. Swan Lake. Bolshoi .

Белый акт. Лебединое озеро / Swan Lake. White act

Perm Opera Ballet Theatre

Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Белый акт Редакция Алексея Мирошниченко Поддержать театр .

П.И.Чайковский. Балет

P.Tchaikovsky Ballet «Swan Lake» MARIINSKY THEATRE Екатерина Кондаурова и Тимур Аскеров. М.Петипа, Л.Иванов, .

Лебединое озеро - 2018 год - Королевский театр Ковент-Гарден

Лебединое озеро — 2018 год — Королевский театр Ковент-Гарден.

Н.М.Цискаридзе Unofficial Channel

«Лебединое озеро» БТ 2001 г. Злой гений — Николай Цискаридзе Принц Зигфрид — Андрей Уваров Одетта/Одиллия .

П. И. Чайковский. Балет

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО (советский фильм-балет 1968 год)

Экранизация одноименного балета Петра Чайковского. Оркестр Ленинградского академического театра оперы и балета .

Балет

Исполняет труппа Театра АРТ-да.

Чайковский. Па де де из балета “Лебединое озеро”. Плисецкая и Ковтун. Swan Lake. Plisetskaya, Kovtun

Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Чайковский. Па де де из балета “Лебединое озеро”. Плисецкая и Ковтун. Swan Lake. Plisetskaya, Kovtun ▷Подписаться на .

Лебединое озеро балет 1957 Swan lake (М. Плисецкая) Tchaikovsky

SWAN LAKE Plisetskaya Год записи: 1957 Хореография: Александр Горский , Choreography: after Petipa / Ivanov .

Источник

Adblock
detector