Меню

Мы пошли вдоль песчаного берега реки

Мои друзья, стр. 24

II. У ЧИСТЫХ КЛЮЧЕЙ

За окном, разукрашенным белыми узорами, солнечное февральское утро. В комнате удивительно тихо, как часто бывает зимней порой, Внезапно тишину оборвал ребячий голос:

— Папа, скорей! Послушай, как зима звенит…

Я надеваю полушубок, нахлобучиваю на голову шапку-ушанку и иду за сыном на пустырь за железнодорожным полотном.

«Синь-синь-синь сиии…» — на черной сухой лебеде притаилась бурая птица с желтой звездочкой на груди — овсянка. Подергивает длинным хвостом и звенит: «Синь-синь-синь сиии…»

— Истосковалась овсянка по теплу! — говорю я сыну. — А знаешь, Сережа, знавал я одного печника в Загорске, Константина Павловича. Великий знаток он был птичьего пения. И жила в его доме овсянка. Редкая птица. По ночам пела! А песня у нее дробилась на три коленца: одно «с бубенцом» — громкое, веселое; Другое — потише, с раздумьем. Зато третье на особицу — протяжное, с томительно-грустной нежностью…

Послушаешь, бывало, певицу глухой зимой — на дворе мгла, сугробы по пояс, мороз, — и сразу на душе светло делается, слоено среди снегов нежданно-негаданно майский денек выпал.

Сережа встал поодаль, не шелохнется. А овсянка вызванивает на пустыре: «Синь-синь-синь сиии…» Оповещает округу: «Смотрите, смотрите! Весна сквозь снега тропку прокладывает! Я первой заметила!»

Сделали мы с сыном небольшой круг, побродили по лесу и свернули и дому.

Бело, пустынно кругом. По обочине можайской дороги выстроились могучие сосны. Плавно, словно лодка, плывут между ними сани. Гнедая прядет ушами, взбивает копытами рыхлый, пушистый снег.

В ложбинке на темных кустах татарника сидит стайка овсянок. Птицы нахохлились, слушают: не запоют ли вдали сладкую песню полозья…

Сани обогнули овраг, поравнялись с кустами, и овсянки разом встрепенулись. Лесник, что вез сено лосям, бросил им горсть овса. Радостно забили крыльями подорожники-овсянки, бросились наперегонки подбирать зерна.

Полакомились и снова на кусты — ждать на дороге доброго человека!

Возвращался я из лесу на лыжах. Смеркалось. И вдруг… прямо на голову снежный ком с елки упал. Поднял глаза: здоровенный глухарь с макушки поднялся. Да только уж больно странный; растрепанный и будто горбатый. Крыльями хлопает, а взлететь не может. Что с птицей стряслось?! А глухарь пролетел немного и в снег рухнул. Подбежал к нему, дивлюсь… На снежной скатерти, распластав могучие крылья, лежит петух-бородач. А от него в сторону тянется узкая бороздка-след куницы. Тут я смекнул, в чем дело: видно, ночная разбойница выследила сонного глухаря. Бесшумно забралась на дерево и прыгнула ему на спину, но одолеть птицу силенок не хватило. Здоровенный глухарь взлетел, неся на себе куницу. Вот и разыгралась схватка в воздухе.

Поднял я глухаря, кинул в рюкзак и помахал на прощание кунице рукой — спасибо за ужин!

Случай любопытный, но, признаться, вскоре я о нем стал забывать, если бы не одна встреча…

Как-то летом заметил я на сосне дупло: там жили дикие пчелы. По осени решил за медом наведаться. Вечером прихватил дымокур, лестницу, сетку. Залез на дерево, сунул руку в дупло, а там пусто: улетели куда-то пчелы. Нахмурился: кто ж это меня опередил? Да разве теперь узнаешь?!

Внезапно впереди из кустов орешника выскочил юркий зверек, чиркнул мимо меня и — на дерево. Замер на голом суку. Луна выкатилась из-за тучи, мерцающим светом озарила верхушки сосен. И тут в таинственном зверьке я признал куницу.

«Так вот, оказывается, кто медком лакомился! — смекнул я. — Здорово куница мне отплатила: зимой я ее без глухаря оставил, а она меня осенью без меда!»

Черно, голо в парке осенью. Отцвели астры и георгины, увял табак, стали коричневыми, жалко скрючились золотые шары. Засохли настурции. Клумба у входа в парк будто состарилась, поблекла.

Зеленел в парке лишь могучий дуб. Когда начинает смеркаться, дуб походит на мамонта. Но стоит загореться фонарю — и мамонт исчезает. Я знал, что дубы последними сбрасывают листву, и не удивился, увидев его пышную крону на фоне темных ветвей лип.

Под утро ударил морозец. Запорошил снег. Дуб стоял густо заиндевелый, стеклянный. Листья его обвисли, словно сухое белье на веревке.

Я взглянул на клумбу и поразился: в самой ее середине пожаром на бело-голубом фоне полыхал куст роз. Казалось, намертво уснули бутоны, и все же прорвались к свету два ярких цветка. Розы и снег — чудеса!

У ЧИСТЫХ КЛЮЧЕЙ

Рыбачил я у Чистых Ключей. Речонка эта небольшая, вертлявая, начало берет в горах и рождается из малых ключей.

Рыбачил я в конце ноября. Ивняк вдоль берега оголился, снега было мало.

Я шел узкой тропой, что бежала у крутого берега, в поисках удобного места, где бы поставить на ночь жерлицы. Река беспечно журчала, не чувствуя холода и не собираясь замерзать — слишком сильно было ее течение. Среди оголенности и пустоты предзимья заметил на песчаном мыске черный камень. Решил было идти дальше, но тут кто-то тихим голосом будто шепнул мне на ухо: «Погоди!» Словно что-то живое было заключено в том черном, холодном камне.

По инерции я сделал три шага вперед и остановился. Глянул вниз и застыл пораженный. На камне замерла сказочно красивая, отливающая зеленовато-голубым перламутром птица. По яркому оперению я признал в ней рыбака-зимородка.

Название «зимородок» пошло, видно, оттого, что у незамерзающих рек и родников птица появляется с наступлением зимы и ловит рыбу в светлой ледяной воде. Гнездо устраивает в норе на песчаных откосах и устилает его не пухом и перьями, а чешуей и костями рыб.

Зимородок сидел тихо, неподвижно, как истый рыбак. Потом вытянул шею, стрелой бросился вниз и бултых в протоку! Через несколько мгновений вынырнул, а в клюзе серебристая уклейка трепещется. Часто махая крыльями, пронесся над поверхностью воды, похвастался уловом и сел на прежнее место. Тюкнул рыбку о камень и проглотил.

И тут же снова замер, опустил вниз длинный нос-удилище, уставился в прозрачные воды. Подождал, подождал, увидел табунок мальков, как диковинная изумрудная стрекоза, затрепетал крыльями над рекой и… снова в протоку, и опять с добычей. Пролетел над моей головой и скрылся из глаз.

А я поспешил уйти, стараясь не помешать охоте бесстрашной, удачливой птицы.

Не спеша плыву в лодке по таежной реке. С берез опадают листья. Покачиваются в медленном, печальном танце и тихо садятся на воду.

В глубоких омутах стоят налимы величиной с доброе полено. На песчаных отмелях гуляют резвые голавли.

Пахнет прелой корой, грибами, малиной. За поворотом раздаются тихие всплески и цоканье. Я бросаю весла, прислушиваюсь.

Загадочные звуки рождаются, кажется, в двух шагах от меня.

Легонько отталкиваюсь от коряги и хоронюсь за кустом тальника.

«Чок! чок!» — раздается где-то рядом.

Пригнул ветку, смотрю: прямо над головой нависает могучий кедр, а из дупла белка выглядывает… Проворными лапками шишку вертит и орехи щелкает.

«Чок! чок!» — в воду летят пустые скорлупки и исчезают на быстрине.

Видно, нравится рыжей непоседе слушать, как с легким звоном падают в воду пустые скорлупки.

Поднял отяжелевшую руку и случайно шлепнул веслом, Белка насторожилась, с опаской глянула на меня. Затем снялась с дерева и полетела над рекой. Кожа у нее между лап натянулась, ну прямо как сказочный ковер-самолет… Крутнула хвостом и на том берегу на ель опустилась. То была летучая белка — полетуша

Источник

Мы пошли вдоль песчаного берега реки

Иван Михайлович Шевцов

Свет не без добрых людей

Ряд животрепещущих проблем и вопросов, которые писатель поднимал в своих книгах двадцать лет назад, и сегодня не утратили жгучей злободневности. В частности — алкоголизм, спаивание народа.

Человеку так хочется удачи, особенно в девятнадцать лет. Получить пятерку по истории, достать билет в кино на новый итальянский фильм, который детям до 16 лет смотреть не разрешается, — разве это не удача! А жизнь почему-то так устроена, что удачи то и дело чередуются с неудачами и бурные радости и восторги часто сменяются горькими разочарованиями и огорчениями.

И кто только придумал неудачи? Почему еще не изобрели против них сильного и безотказно действующего средства? И что поделаешь, когда так хочется удач, одних только удач!

У многих, даже далеких от суеверия людей, кроме общих, так сказать широко распространенных примет, есть еще свои собственные приметы удач и неудач. Были они и у Веры Титовой.

Вера беспечно радовалась, когда ей переходили дорогу с полными ведрами, и спешила перейти на другую сторону улицы, если навстречу шел человек с пустым ведром. Это была «общая» примета, ее знали все. А была еще и другая, только ее, Верина, примета, о которой никто-никто не подозревал и не догадывался. Вера всегда старалась первой выйти из троллейбуса или из вагона метро, первой ступить на лестницу эскалатора. Главное — первой, это к удаче.

Троллейбус номер два, на котором сегодня ехала Вера, был переполнен. Открытые с обеих сторон окна мало спасали от нестерпимой духоты. Вера энергично пробиралась к выходу сквозь плотную неподатливую толпу, ей сегодня обязательно нужно было выйти первой, первой во что бы то ни стало. Сегодня решалась ее судьба. Быть Вере Титовой киноактрисой или не быть — об этом скажут списки принятых на первый курс студентов.

Верин отчим Константин Львович Балашов считал, что это он открыл Веру для кино. Он, скульптор Балашов, познакомил приемную дочь со своим приятелем кинорежиссером Евгением Борисовичем Озеровым. Евгений Борисович в присутствии Вериной мамы Ольги Ефремовны и Константина Львовича авторитетно заявил, что Верочка — редкий талант и что она рождена для кино.

— Ваш долг, друзья мои, — говорил возбужденный и порозовевший от выпитой водки кинорежиссер, — сделать все, решительно все для будущего этого юного дарования.

Блестевшие глаза Евгения Борисовича остановились на смущенной и вконец растерявшейся Вере, сделались глубокомысленными. Взгляд его, долгий, вначале холодновато-задумчивый, постепенно теплел, мягчал, переходил в легкую покровительственную улыбку, при которой глаза режиссера слегка сужались, правая бровь чуть поднималась, а толстые губы чуть-чуть шевелились. На Веру этот взгляд производил впечатление, у Ольги Ефремовны рождал добрую надежду, а Константин Львович, которого взгляд приятеля интересовал не больше, чем интересует полная луна столь же полного борова, говорил просто и прямо:

— А ты помоги, Женя, помоги. Дай ход таланту, выведи.

И без всяких тостов и церемоний опрокидывал стопку водки, запивал минеральной водой и аппетитно закусывал.

Балашов уже второй месяц лепил портрет Озерова. Евгений Борисович находил, что в портрете маловато сходства, но несомненно есть мысль, характер и, главное, экспрессия, лаконизм, «обобщенные объемы». Автор же вложил в этот портрет все, что мог и на что был способен, и охотно сообщил, что он доволен своим произведением.

— Сходство, Женечка, у фотографа за рублевку можно приобрести, — пробовал философствовать Балашов. — А у нас с тобой — искусство. Это, брат, на века. В бронзе отольем. А то хочешь — кованую медь? А? Это тебе не какой-нибудь полированный-шлифованный булыжник. Это же вещь, — звон колокольный, силища. Через сто лет зрителю будет ровным счетом наплевать, похож ты или не похож. Ему важно будет характер увидеть, высокое искусство, пластику. Я хочу, чтоб потомки, глядя на твой портрет, видели, что и в наше время были художники со вкусом. Да, именно со вкусом. Для которых искусство — это все, святая святых. Вечный поиск, а не болотная традиция, покрытая мохом и плесенью… Искус. Да, именно искус, что значит проба. Оттого и искусство называется.

Вере было неприятно, что Евгений Борисович, к которому у нее постепенно и осторожно рождалась симпатия, соглашается с отчимом. «Как это так, безразлично, есть сходство или нет? — думала Вера. — Тогда зачем же он заставляет Евгения Борисовича позировать, терять время? Посадил бы дворника и лепил бы с него кинорежиссера». Вера видела, что и Озерову далеко не все равно, похож он или не похож на самого себя в изображении отчима. Он только деликатничает и щадит самолюбие автора. А Константину Львовичу и вовсе не за чем было браться за портрет: это совсем не его амплуа, лепить людей он не умеет. Его дело — животные. Это у него выходит, там лошадь не спутаешь с бараном, а волка с лисой даже при этих самых «обобщенных объемах» и лаконизме — ультрамодных компонентах «нового стиля».

Читайте также:  Координаты истоков рек евразии

Как бы то ни было, а Верина карьера началась с этой встречи. Евгений Борисович предложил ей сниматься в фильме «Дело было вечером». Роль ей выбрал подходящую — не главную, конечно, но очень ответственную, — роль сельской девушки, подружки героини.

— Именно вы нам нужны, ваша изумительная коса, — восторженно говорил Евгений Борисович, вздернув свой массивный подбородок и нетерпеливо расхаживая по комнате. — И как вы ее сохранили, старомодную, пепельную, поэтами воспетую и перепетую девичью косу?! Удивляюсь. Для нашего фильма специально берегли, признайтесь?

Верочка посмотрела на Озерова прямо, быстро, настороженно.

— Значит, вам только коса моя нужна?

Он не мог не оценить ее вопроса и взгляда.

— Нет, конечно нет, Верочка. Ваши глаза, черты лица, ваш голос, манеры — вся вы созданы для этой роли. И вообще, замечу вам, вы ки-не-ма-то-графичны! Вы рождены для кино! — проникновенный голос Евгения Борисовича звучал мягко, певуче и, как думала Вера, очень искренне. — Понимаете, в чем суть вашей роли?

«Моей роли», — с волнением мысленно повторяла Вера, не пропуская ни единого слова и жеста режиссера. А он говорил какие-то необыкновенные слова:

— Вы подруга героини — девушки незаурядной, энергичной, но не женственной и этакой, понимаете, с очень посредственной внешностью. А вы — красавица, прелесть. Вы полная противоположность своей подруге.

Вера успешно справилась со своей ролью. Съемки в кино не помешали ей окончить школу с серебряной медалью. Вере сопутствовали удачи — сплошные и грандиозные. Все шло, как в чудесной сказке, космическим звездолетом мчалась она к своей мечте. Путь ее, прямой и светлый, проходил через ВГИК — Государственный институт кинематографии. Евгений Борисович сказал: конкурс будет большой, серьезный, но мы постараемся, Верочка, выйти победителями.

Вера не сомневалась в успехе: много ли найдется юношей и девушек, поступающих на актерский факультет ВГИКа, которым уже посчастливилось сниматься в кино?

Вера вышла из троллейбуса первой и, не задерживаясь, перепорхнула у светофора на противоположную сторону улицы. Она не шла, она летела в институт на крыльях большой мечты, счастливой надежды. А навстречу ей со стороны выставки, оттуда, где белеет полукруглая колоннада института, мчались стальные исполины «Рабочий и колхозница», изваянные великим скульптором Верой Мухиной. Они надвигались на Веру Титову стремительно и величаво и, казалось, хотели подхватить ее, увлечь и вознести. И в их могучем серебристом беге, в открытом и ясном взгляде, в стальных мускулах сказочных титанов Вера видела образ своей страны, лик эпохи.

Что-то великое и прекрасное излучала из себя серебристо-звонкая скульптурная группа, какие-то невидимые лучи исходили от нее ореолом голубого сияния и проникали глубоко в душу, в сердце, в мозг. Играло солнце миллионами золотисто-серебряных блесток, отраженных в скульптуре, в звездном шпиле Главного павильона, в стеклянном полушаре павильона «Механизация», в оранжевой керамике новых зданий, в полыхающем пламени флагов. И все это в сиянии небесной синевы струилось, колыхалось, двигалось.

Источник

ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ! — Урок 3 — ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. 1. Правописание суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, -они-, -енн- затрагивает только прилагательные, образованные от имен существительных!

в прилагательных с суффиксом -ин-:

в прилагательных с суффиксами -онн-, -енн-:

в суффиксах -ян-, -ан-

употребляются в прилагательных со значением «из чего сделано» или «для чего сделано»

если прилагательное образовано от существительного с основой на н:

в кратком прилагательном, если в полном одна буква н:

в кратком прилагательном, если в полном две буквы н:

Запомните написание слов: ветреный (день, человек) (но: безветренный день), ветряной (двигатель), ветряная (мельница), свиной, багряный, рьяный, рдяный, румяный, юный, синий.

В отглагольных прилагательных пишется

если прилагательное образовано от глагола несовершенного вида:

если прилагательное образовано от глаголов с суффиксами –ова — -ева-:

Исключение: жеваный, кованый

Запомните написание слов: раненый (боец), смышленый, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, желанный, медленный, деланный.

Н и НН в причастиях, наречиях

1) в кратких причастиях: книга прочитана, работа не проверена;

2) в наречиях, если они образованы от слова с одной буквой н: читал прекрасно (прекрасный)

1) в суффиксах полных причастий, образованных от глаголов совершенного вида:

2) если причастие имеет зависимые слова:

3) в наречиях, если они образованы от слова, где пишутся две буквы н:

вел себя мужественно (мужественный)

Повторяем способ действия

При выборе н или нн в отглагольных прилагательных и причастиях рассуждаем так:

(прилагательное образовано от глагола (не) грузить — несовершенного вида; не не влияет на написание суффикса)

(полное причастие, пишется с двумя н)

(полное причастие образовано от глагола совершенного вида загрузить)

(добавили зависимое слово — получили причастие; в полной форме пишется нн)

(краткое причастие, пишется одна буква н)

Повторяем способ действия для разграничения кратких прилагательных, кратких причастий и наречий.

В предложении краткие прилагательные и краткие причастия могут выступать в роли сказуемого. В кратком причастии всегда пишется одна буква н, его можно заменить глаголом в прошедшем времени. Краткое прилагательное (какова? каков? каковы?) можно заменить прилагательным в полной форме. В нем пишется столько н, сколько н в полной форме.

Если в предложении обстоятельство образа действия относится к глаголу, это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано. Его можно заменить другим наречием.

Лица всех были (каковы?) сосредоточенны, серьезны. (Сосредоточенны — можно заменить полным прилагательным сосредоточенными. Следовательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н, сколько в полной форме.) Часто при кратком прилагательном используются однородные сказуемые, также выраженные краткими прилагательными.

Войска сосредоточены на равнине. (Сосредоточены — сказуемое, его можно заменить глаголом сосредоточились. Следовательно, это краткое причастие, в котором всегда пишется одна буква н.)

Класс сосредоточенно слушал объяснения учителя. (Слушал как? — обстоятельство образа действия, относится к глаголу, можно заменить наречием внимательно. Следовательно, сосредоточенно — наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове сосредоточенный, от которого оно образовано.)

II. Материал для тренировки (по выбору учителя).

Используя данное выше рассуждение, объясните написание н и нн в прилагательных и причастиях.

1. Варить — вареный картофель — сваренные щи — невареный картофель — щи не сварены — несваренный картофель — варенные в кастрюле грибы. Солить — соленые огурцы — просоленные огурцы — несоленый суп — неподсоленный суп — каша не посолена — соленные в кадушке грибы, маринованные огурцы. Мостить — мощеная улица — мощенная булыжником улица — немощеная улица — немощеная дорога — вымощенная улица — улица не вымощена.

2. Серебряный кубок, печеное яблоко, машинный зал, румяный юноша, обветренные руки, лебединая песня, таинственный шепот, земляной вал, башенный кран, клюквенный морс, юный герой, золоченый браслет, фаршированная рыба, рваный башмак, невиданный ураган, желанный гость, подлинный документ, организованная спонсорами ярмарка, игрушка сломана, вещь ценна, сушенные в печи грибы, правленный редактором текст, улицы пустынны, бойцы мужественны.

3. 1) Сегодня она рассеянна и невнимательна.— Тучи рассеяны ветром. 2) Неприятно, если твои собеседники плохо воспитаны.— Они дерзки и невоспитанны. 3) Девочка избалована матерью.— Девочка упряма и избалованна. 4) Собрание было взволновано тем, что произошло вчеpa.— Ее выступление было взволнованно. 5) Блюда были изысканны.— Средства на покупку книг были изысканы. 6) Все детали операции были продуманы.— Его ответы были точны и продуманны. 7) Тема доклада была ограничена одной проблемой.— Она была на редкость упряма и ограниченна.

III. Объяснительный диктант.

В ясный весенний день ранним утром мы собирались на охоту. Я надел кожаную куртку, длинные охотничьи сапоги. Мой юный спутник был в обыкновенном костюме, стареньком шерстяном свитере, полотняной рубашке. Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченную накануне в молоке просоленную рыбу, варенную в печи картошку, маринованные огурцы.

Мы пошли вдоль песчаного берега реки. Деревянный мостик соединил деревню с большим лиственным лесом. Небо было чистое, и только редкие облака проплывали над нашими головами. Кругом пестрели голубые гроздья журавлиного гороха, золотые чашечки куриной слепоты. Бесчисленные мошки вились над некошеным лугом в этот тихий, безветренный день.

(По Л. Хазановой, Л. Цвейг.)

Домашнее задание: контрольные вопросы на с. 132.

1 Приемы работы по повторению орфографии те же, что и в уроке 13.

Источник

Мы пошли вдоль песчаного берега реки

Итоговая контрольная работа (диктант)

по русскому языку за 2012 – 2013 учебный год

для учащихся 1 класса

Текст диктанта выбран из методического сборника «Русский язык. 1- 4 классы: конспектов уроков – диктантов. Познавательные тексты с объяснениями и заданиями/автор – составитель Н.Н. Бобкова [и др.]. – Волгоград: Учитель. 2010 – 285 с.»

Рубежный контрольный диктант объемом в 25 слов проводится с целью выявления умений у учащихся использовать при письме основы русской графики:

  1. умение записывать слова различной звуко-слоговой структуры без пропусков и замен букв;
  2. записывать предложения (раздельно писать слова, начинать запись с большой буквы, ставить точку в конце предложения);
  3. умение употреблять большую букву в именах людей, в кличках животных;
  4. умение обозначать мягкость согласных буквами Е,Ё,Ю,Я,И.

После написания диктанта обязательным является выполнение грамматического задания с целью оценки умений определять мягкие и глухие согласные, делить слова для переноса. Выделенные орфограммы произносятся четко.

Ваня и Дима были у реки. Они ловили рыбу. Ваня поймал щуку, а Дима леща. Вдруг Ваня увидел тучу. Застучали капли дождя. Мальчики помчались домой.

  1. подчеркнуть в третьем предложении мягкие согласные, а в четвертом – твердые согласные буквы;
  2. разделить слова ловили, мальчики для переноса.

Итоговая контрольная работа (диктант)

по русскому языку за 2012 – 2013 учебный год

для учащихся 2 класса

Текст диктанта выбран из методического сборника «Русский язык. 1- 4 классы: конспектов уроков – диктантов. Познавательные тексты с объяснениями и заданиями/автор – составитель Н.Н. Бобкова [и др.]. – Волгоград: Учитель. 2010 – 285 с.»

Рубежный контрольный диктант объемом в 35 слов проводится с целью выявления прочности знаний у учащихся по русскому языку, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации.

В данном тексте часто встречаются такие орфограммы: правильное обозначение безударного гласного звука и парного согласного звука буквой на основе знаний правила проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова; правильная запись сочетаний гласных с шипящими в хорошо знакомых словах; точное употребление мягкого знака в разных позициях в слове; обозначение интонации предложения соответствующими знаками препинания.

После написания диктанта обязательным является выполнение 3 грамматических заданий с целью оценки умений делить слова для переноса, определять безударную гласную в слове и её проверять, ставить ударение в словах. Выделенные орфограммы произносятся четко.

Наступил май. В долинах задул свежий ветер. Журчат ручьи.

У подножия горы уже видна зеленая травка. А среди молодой зелени во всех ямках блестят искры воды. Радуют глаз первые цветы. На березе появились молодые листочки. (35 слов)

  1. В первом предложении разделить слова для переноса.
  2. Из диктанта выпишите три слова с безударной гласной и подберите к нему проверочное слово.
  3. В последнем предложении поставьте ударение.

Контрольный диктант в 5 классах А-Б

( по итогам I полугодия)

В самолёте во время грозы.

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат. Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Читайте также:  Как нарисовать красивую реку поэтапно карандашом

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке.

1. Морфемный разбор слов набирает, воздушные, в самолёте

2. Фонетический разбор слова подняться

3. Выписать три словосочетания «глагол + существительное»,

указать падеж существительных.

1. Морфемный разбор слов проскочить, по бетонной, несётся

2. Фонетический разбор слова бросает

3. Подчеркнуть грамматические основы в предложении

Рядом появляется земля…

Контрольный диктант в 6 классах А-Б

( по итогам I полугодия)

Я не новичок в горах, но такого мрачного и угрюмого нагромождения скал мне не приходилось встречать.

Идёшь, а в спину тебе будто упорно смотрит кто-то, обернёшься нет никого. Трудно идти, когда ничего не ждёшь впереди, не с кем переговорить. Вечер застал меня высоко в этих диких скалах, дул резкий восточный ветер. Я собираю пучки колючей травы, разжигаю костёр и пытаюсь приготовить какую-нибудь пищу.

Прекрасны минуты, когда после выматывающих силы подъёмов залезаешь в палатку или в мягкий спальный мешок!

Тишина. Напряжённое ухо ловит далёкий, еле слышный, но никогда не смолкающий рёв водопада.

Разбудили меня непонятные звуки, похожие на скрип, словно что-то жёсткое тёрлось о камень. То были сипы — огромные птицы горных высот.

(примечание: сказать о тире во втором предл.)

1. Фонетический разбор слова собираю.

2. Морфемный разбор слов приходилось, залезаешь.

3. Синтаксический разбор предложения

Я собираю пучки колючей травы, разжигаю костёр и пытаюсь приготовить какую-нибудь пищу.

1. Синтаксический разбор предложения

Разбудили меня какие-то непонятные звуки, ..

2. Указать разряды местоимений в 4-5 предложениях.

Итоговый контрольный диктант в 7 классах А-Б.

В Уссурийской тайге.

Кто не бывал в тайге, тот не может представить, какая это чаща, какие это заросли. В нескольких шагах ничего нельзя увидеть. В четырёх или шести метрах не раз случалось поднимать с лёжки зверя, и только шум и треск сучьев указывал направление, в котором уходило животное. Именно по такой тайге мы и шли уже в течение двух суток.

Вдруг свежие отпечатки большой кошачьей лапы, отчётливо видневшиеся на грязной тропинке, остановили нас. Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было. Вода ещё не успела наполнить следы, вдавленные лапой тигра. Не было сомнений, что страшный хищник, услышав наши голоса, бросился в чащу и спрятался где-нибудь за буреломом. Несколько минут мы простояли на одном месте, надеясь, что какой-нибудь шорох выдаст присутствие тигра, но тишина была гробовая. Зверь, видимо, ушёл.

1. Синтаксический разбор предложения

Именно по такой тайге мы шли…

2. Морфемный разбор слов отчётливо, вдавленные, услышав.

1. Синтаксический разбор предложения

Вода ещё не успела наполнить …

2. Морфемный разбор слов спрятался, направление, остановили.

Итоговый контрольный диктант в 8 классах А-Б.

В далёком детстве с особенным радостным чувством встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и , подняв головы, глядели в голубую небесную высь.

«Журавли! Журавли!» — громко кричали мы, радуясь прилёту весенних гостей.

Журавли летели стройными косяками. Они возвращались из далёких тёплых стран. Покружив над болотом или над берегом реки, они иногда садились, чтобы отдохнуть и подкрепить силы свои после далёкого пути.

Некогда мне довелось близко наблюдать журавлей. Я охотился на глухарином току возле большого, почти непроходимого болота. Ночуя в лесу, знаете ли, много раз на рассвете я слышал, как водят хороводы журавли. Пробравшись к болоту, спрятавшись в глухих густых кустах, я наблюдал в бинокль за этими чудными птицами. Собравшись в широкий круг, размахивая сильными крыльями, журавли трубили и плясали. Это , конечно же, был весенний свадебный журавлиный праздник.

1. Синтаксический разбор предложения

Услышав их голоса,…

2. Выписать из предложения Покружив над болотами,…

все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

1. Синтаксический разбор предложения

Пробравшись к болоту, спрятавшись в глухих густых кустах,…

2. Выписать из предложения Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба,…все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

Итоговый контрольный диктант в 8 классах А-Б.

К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул. Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его наши собаки были не в состоянии.

Мы плыли довольно медленно. Наконец, добрались до тростников, и пошла потеха. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно.

К концу охоты утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика, наше ветхое судно зачерпнулось и быстро пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

Через мгновение мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей. Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

1. Полный синтаксический разбор предложения

Владимир, к великому утешению Ермолая,…

2. Выписать из предложения

Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика,

все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

1. Полный синтаксический разбор предложения

Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей.

2. Выписать из предложения

Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью.

все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

У гостях у лесника

Мы вышли из леса. Так от опушки к опушке мы добрались до домика деда Евсея. У изгороди стоял сам хозяин. Его пушистая борода развевалась на ветру. Теплая шапка лихо сдвинулась на затылок. Тулуп съехал с плеча. Он был очень рад гостям.
Перед домом деда росла корабельная сосна. Сверху упала шишка. Мы посмотрели вверх. Там с ветки на ветку прыгала дымчатая белочка. Дед рассмеялся и пригласил нас в теплый уютный дом. В доме топилась печь. Мы радостно толпились у печки и грели озябшие руки. Хорошо дома!

Последние денечки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдернуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около березки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лед и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал веселый говорливый ручеек. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Зимние соревнования

Весь наш класс собрался у школы. Сегодня будет зимний спортивный праздник. Лыжи стояли в ряд у стены зала. Учитель раздавал номера участникам.
Болельщики расположились справа.
Мы подошли к стартовой черте. Взмах красного флажка – и первая пятерка бросилась бежать. В воздухе замелькали палки, разноцветные шапки, кофточки. Болельщики визжали, кричали, махали руками, прыгали на месте.
К финишу приближался Виктор Семенов. Он бежал быстрее всех. Скорее! Скорее! Ура! Виктор самый быстрый, он чемпион!

Итоговые контрольные диктанты за 9 класс(часть2)

XI

Когда ледяным панцирем покрываются реки и озера, улетают последние стаи птиц.
Осенние перелеты совершаются неторопливо. Создается впечатление, что птицы не спешат покидать родные места, надолго задерживаясь там, где много корма. Весной же они летят без остановок, словно боясь опоздать к началу лета.
Перелеты птиц вызывали удивление еще у древних народов. Они не знали, куда и зачем предпринимают птицы такие рискованные путешествия. Многое в птичьих полетах до сих пор остается ученым недостаточно ясным.
Осенний перелет кажется оправданным: с наступлением зимы птицы не могут из-под снега добывать пропитание. Зимой на севере голодно: попрятались насекомые, запасы лесных ягод не безграничны. Правда, многие пернатые живут здесь, никуда не улетая, и даже в лютые морозы не выглядят несчастными. Видимо, кое-какие птицы могли бы приспособиться к нашим условиям.
Считается, что родина наших перелетных птиц — север. Трудно сказать, что привлекает их здесь. Возможно, обилие сезонного корма, который позволяет кормить птенцов в течение всего длинного светового дня. Вероятно, птицы в период размножения нуждаются в спокойной обстановке, и небольшая заселенность наших северных тундр, лесов, где нет такой суматохи, как в Африке, создает им эти условия. (176 слов)
(Из журнала «Юный натуралист»)

Среди множества существующих в природе диких трав крапиву мы запоминаем на всю жизнь с первого же прикосновения к ее листьям, обжигающим кожу. Мы считаем ее сорняком, буйные заросли которого приходится каждый год истреблять. Между тем это растение издавна служило человеку: из ее длинных лубяных волокон когда-то вырабатывали бумагу, плели канаты и рыболовные снасти.
Крапива — ценное лекарство. В народной медицине используют изготовленный из нее настой, который улучшает состав крови; отваром из корней полощут рот, чтобы укрепить десны, его втирают в голову от выпадения волос.
Собирать крапиву для лечебных целей рекомендуется во время ее цветения: в этот период в растении накапливается наибольшее количество биологически активных веществ. Весной, когда запасы витаминов в организме иссякают, полезны салаты из нежных верхушек крапивы. Их предварительно промывают под струей горячей воды, затем растирают пальцами, чтобы избавиться от жгучих иголок.
Крапиву можно заготавливать на зиму, для чего ее высушивают в тени и растирают в порошок, который потом добавляют в пищу. Еще один полезный совет: хотите дольше сохранить в жаркий летний день мясо или рыбу — плотно обложите их листьями крапивы. (172 слова)
(По материалам журнала)

Вечерний сумрак заливал тайгу, и только на востоке от деревьев шло синевато-мглистое сияние. Глубокая тишина, нарушаемая всплесками рыбы да криками какой-то еще не уснувшей птицы, возившейся неподалеку, казалось, лишь подчеркивала неодолимое наступление ночного покоя. Почти вся протока покрылась толстым слоем неизвестно откуда взявшегося тумана, который клубился в прибрежных кустах. Илюша опасливо шагнул в него и тотчас утонул в нем чуть ли не до подмышек. Оглянувшись, он увидел: костер на высоком берегу дрожал, словно переменчивый золотой куст, стволы кедров в его свете переливались красновато-темным золотом. Впервые щемящее волнение от таинственной красоты ночи вошло в душу юноши, и ему захотелось сделать что-то необыкновенное: побежать, прыгнуть с высоты, полететь. Неожиданно ему показалось, что он услышал тихий, вкрадчивый шорох трущегося у его ног тумана и чей-то голос. У него сильнее забилось сердце, и ему вдруг захотелось скорее оказаться у костра. Нырнув в туман, он почувствовал лицом его влажную прохладу, и, добравшись до воды и вымыв котелок, Илюша вернулся к костру. (156 слов)
(По П. Проскурину)

Зима, продвигаясь с севера, захватывала новые пространства; все: дороги и села, леса и степи — засыпали глубокие снега.
Вьюжными ночами, когда даже лесные гиганты стонут, трещат и охают, когда небо сливается с землей и неистово бухают подземные колокола, все живое старается укрыться в затишье: в домах, где весело трепещет огонь в печке, в норах и обжитых гнездах, а то и просто под раскидистой елью, между ее нижними лапами и землей, еще пахнущей занесенными сюда осенью листьями. Снег толстым слоем прикрывает еловые лапы, однако между ними и землей — свободное пространство, где в солнечный день светло. Блеснет луч солнца — рдяно вспыхнет случайно оказавшаяся там ягодка костяники на высоком стебле.
Такое убежище надежно от любой непогоды. Забьется сюда заяц-русак, или тетерев, или хитрая лисица, или другая живность и замрет, затаится, затем задремлет под вой метели. В такое время начинают бродить и жить в человеке неведомые силы, расцветают причудливо-призрачные сны. И нельзя разобраться, где в них кончается понятное и начинается то, чему нет объяснения и что приходит в шорохах и свете звезд. (167 слов)
(По П. Проскурину)

Читайте также:  Какая рыба водится в москве реке в районе братеево

Направо от пути расстилалась кочковатая равнина, темно-зеленая от постоянной сырости, и на краю ее были брошены серенькие домики, похожие на игрушечные; на высокой зеленой горе, внизу которой блистала серебряная полоска, стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким металлическим визгом, внезапно усилившимся, бешено влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки, Петька даже вздрогнул от испуга и неожиданно отшатнулся от окна, однако тотчас же вернулся к нему: боялся потерять хоть малейшую подробность путешествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали, как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо блестящим и белым.
В течение первых двух дней пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. Он часто возвращался к матери, прижимался к ней и, когда барин спрашивал его, хорошо ли ему на даче, улыбаясь, отвечал: «Хорошо!» И затем он снова отправлялся к лесу и тихой речонке и будто выпытывал у них что-то. (169 слов)
(По Л. Андрееву)

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась обратно.5 Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро отступил и он.
И когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, и, замирая, понесся над обнаженными полями.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. (159 слов)
(По Л. Андрееву)

Перевал
Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя крутые отголоски гор, покрытые девственными лесами.
Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. Тихо было на небе и на земле, только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем.
Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы, как коршун, ожидающий добычу. Снег хрустел под ногами; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову. (176 слов)
(По М. Лермонтову)

XVIII
Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шелк.
В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке темную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и все же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В четком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.
Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы — оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось все больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (167 слов)
(По А. Соболеву)

Сильный ветер шумел в вершинах островов, и вместе с шумом деревьев доносилось беспокойное кряканье озябших уток. Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города.
Только позавчера, после пересадки с поезда на самолет внутренней линии, она прибыла в сибирский этот городок, старинный, купеческий, с современными громкоговорителями на улицах, усыпанных пожелтевшей хвоей, и, в один день получив назначение, не найдя в себе смелости расспросить о новом месте, плыла теперь в геологическую партию с совершенно незнакомыми людьми. Ей было неспокойно, как было и в продолжение полуторачасового полета на потряхивающем самолете, и не проходило ощущение странного сна, который должен вот-вот оборваться. Однако все было реальным: растаяли в непроницаемой тьме желтые искорки фонарей, она сидела на ящиках, и от порывов ветра в конце плота разгорался огонек чьей-то трубки; поскрипывало равномерно весло; черным пятном проявлялась человеческая фигура. (160 слов)
(По Ю. Бондареву)

Когда явились на место, где надобно было драться, Лермонтов, взяв в руку пистолет, повторил торжественно Мартынову, что ему не приходило никогда в голову его обидеть, даже огорчить, что все это была одна шутка и что, ежели Мартынова это обижает, он готов просить у него прощения. везде, где он захочет! «Стреляй! Стреляй!» — был ответ исступленного Мартынова.
Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил в воздух, желая кончить глупую эту ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бесчеловечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику своему и выстрелить ему прямо в сердце. Удар был так силен и верен, что смерть была столь же скоропостижной, как выстрел. Несчастный Лермонтов испустил дух. Удивительно, что секунданты допустили Мартынову совершить этот зверский поступок. Он поступил против всех правил чести, благородства и справедливости. Ежели бы он хотел, чтобы дуэль совершилась, ему следовало сказать Лермонтову: «Извольте зарядить опять ваш пистолет. Я вам советую хорошенько в меня целиться, ибо я буду стараться вас убить». Так поступил бы благородный, храбрый офицер. Мартынов поступил как убийца. (166 слов)
(А. Булгаков, современник Лермонтова)

Итоговая контрольная работа (диктант)

по русскому языку за 2012 – 2013 учебный год

для учащихся 3 класса

Текст диктанта выбран из методического сборника «Русский язык. 1- 4 классы: конспектов уроков – диктантов. Познавательные тексты с объяснениями и заданиями/автор – составитель Н.Н. Бобкова [и др.]. – Волгоград: Учитель. 2010 – 285 с.»

Рубежный контрольный диктант объемом в 60 слов проводится с целью выявления прочности знаний у учащихся по русскому языку, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации.

В данном тексте часто встречаются такие орфограммы: правильное обозначение безударного гласного звука и парного согласного звука буквой на основе знаний правила проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова; правильная запись сочетаний гласных с шипящими в хорошо знакомых словах; точное употребление мягкого знака в разных позициях в слове; обозначение интонации предложения соответствующими знаками препинания.

После написания диктанта обязательным является выполнение 3 грамматических заданий с целью оценки умений определять грамматическую основу предложения, части речи, проверять слова с безударной гласной, производить морфемный анализ слов. Выделенные орфограммы произносятся четко.

Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила старую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мертвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Тогда белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Но охота не удалась. Белочка чуть не очутилась в зубах хитрой лисицы.

  1. В первом предложении определить его основу, обозначить части речи.
  2. Произвести морфемный анализ слов белочка, лисицы, полянку.
  3. Выписать три слова с безударной гласной и подобрать к ним проверочные слова.

Источник



Повторение орфографии и морфологии: Написание «н–нн» в суффиксах

ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ И МОРФОЛОГИИ:

НАПИСАНИЕ «Н–НН» В СУФФИКСАХ

1. Закрепить умение различать части речи, в особенности прилагательное и причастие.

2. Контроль знания теоретических положений о написании н-нн.

3. Закрепление умения применять правило по алгоритму.

О б о р у д о в а н и е, н а г л я д н о с т ь: таблица-алгоритм «Написание н-нн».

Оформление записи на доске, в тетради.

I. Лингвистическая разминка.

Учитель: Перечислите с примерами части речи, встретившиеся в упр. 4. Есть ли в упр. 8 причастие? (Нет.) Как вы различили прилагательное и причастие? Об этом и о написании н-нн в суффиксах пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

II. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 7. Дополните краткую форму прилагательного там, где возможно. В ней столько же «н», сколько и в полной. Например: «жизненна».

2. Упр. 10. Главное отличие написания н-нн у кратких прилагательных и причастий: у кратких причастий всегда пишется одна буква «н» в суффиксе.

III. Актуализация знаний.

1. Выборочный диктант.

Задание: выписать словосочетания с прилагательными, наречиями, причастиями в суффиксах.

В ясный весенний день ранним утром мы собрались на охоту. Я надел кожаную куртку, длинные охотничьи сапоги. Мой юный спутник был в обыкновенном костюме, стареньком шерстяном свитере, полотняной рубашке. Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченную в молоке просоленную рыбу, варёную картошку, маринованные огурцы.

В этом месте можно сделать паузу и попросить прочитать словосочетания.

Продолжение работы:

Мы пошли вдоль песчаного берега реки. Деревянный мостик соединил деревню с большим лиственным лесом. Бесчисленные мошки вились непрошеными гостями над некошеным лугом в этот тихий, безветренный день.

2. Работа со схемой-алгоритмом. Объясните написание слов, в которых ошиблись.

3. Словообразование.

Задание: от глаголов «варить», «солить», «мостить» образовать два слова с -н- и два слова с -нн-. Например, варёные, солёные и сваренные, засоленные. Проверьте себя по алгоритму.

4. Анализ языкового материала: различение кратких прилагательных среднего рода и наречий.

· Упр. 11 – карандашом.

· Упр. 12 – записать два любых слова в словосочетаниях.

· Упр. 13 + комплексный анализ текста: выписать слова или словосочетания с н-нн; синтаксическое задание 2, словообразовательное задание 3, морфологическое задание – перечислить части речи в 1-м абзаце.

IV. Контроль усвоения.

Задание: читаются слова с н-нн (по три слова). Надо записать только количество «н» в суффиксе. Сколько читать строчек и какие – на усмотрение учителя в зависимости от подготовленности класса.

деревянный дом крашеный пол ветреный день

срублено дерево покрашенные полы покрашена дверь

ледяной дом погашены огни гружёный вагон

варёный горох соединены вместе выдуманная история

истинный друг нечаянно равнинная даль

украшенный класс построенный дом прочитана книга

написано мною медленный ритм туманна даль

старинный дом решённая задача озлоблена

серебряный кулон услышанный шум брошенный мяч

блюда изысканны она рассеянна лица сосредоточенны

деньги изысканы рассеяны ветром сосредоточено в лесу

Проверка. Можно предложить записать слова, в которых ошиблись.

V. Домашнее задание. Дополнительно упр. 12, перфокарта из 18 слов; упр. 14 – словосочетания, сначала составить с н-нн, потом остальные; упр. 16 – по три слова.

Источник

Adblock
detector