Меню

Набережная реки фонтанки гаэтано чинизелли 1877

Цирк Чинизелли на Фонтанке

Цирк Чинизелли на Фонтанке — это первый каменный цирк в России. Его основателем и директором был Гаэтано Чинизелли. Именно благодаря его таланту и настойчивости, власти Санкт-Петербурга дали разрешение на строительство стационарного каменного цирка на Фонтанке.

Построенное здание, его величие и прекрасное оформление восхитило современников. Престиж цирка Чинизелли был сравним с престижем императорского театра, и очень быстро он стал одной из главных достопримечательностей Петербурга.

Автор проекта — Василий Кенель, создавший не только изящное строение, но и прекрасное оформление зала. Особенно богатым декором отличался главный вход. Здесь мы видим сочетание стилей ренессанса и барокко, классические линии и пышную декоративную отделку. В арочных окнах — скульптурные изображения трёх дочерей Зевса и Мнемосины: Мельпомены — в центре, Эвтерпы — в левом и правом окнах фасада и Эрато — в боковых окнах ризалита.

Скульптуры муз Эвтерпы (слева и справа) и Мельпомены (в центре)

Скульптуры муз Эвтерпы (слева и справа) и Мельпомены (в центре)

Скульптурная группа Юпитер и Минерва над ризалитом цирка Чинизелли

Скульптурная группа Юпитер и Минерва над ризалитом цирка Чинизелли

Конструкция купола системы Шведлера уникальна — он не имел внутренних опор и был обит пробкой, которая обеспечивала прекрасные акустические свойства.

Ремонт купола цирка

Ремонт купола цирка

Сам зал выглядел роскошно — всюду бархат, позолота и зеркала. В партере и ложах могли разместиться 1500 человек, а весь зал вмещал 2500 зрителей. Часть зрителей смотрела представления стоя. Требования к пожарной безопасности и тогда были строгими, поэтому в зале были боковые выходы.

В антракте привилегированная публика могла пройти в конюшню, рассчитанную на 25 лошадей. Отделанная зеркалами и мрамором она имела асфальтовый пол и содержалась в идеальной чистоте. Здесь были даже аквариумы с золотыми рыбками.

В цирке Чинизелли каждый год 19 октября свою лицейскую годовщину отмечали выпускники Царско-Сельского лицея.

Адрес

191023, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 3.

Как добраться

Ближайшие станции метро «Гостиный двор» и «Невский проспект».

Режим работы касс

  • Продажа билетов ежедневно без выходных с 10:00 до 20:00 без перерыва и выходных
  • Вход для детей до 3 лет бесплатный при наличии документа, подтверждающего возраст ребенка (без предоставления отдельного места).

История

Участок на набережной Фонтанки, где находится Цирк Чинизелли, соседствует с Михайловским замком и Манежной площадью. Это место можно назвать цирковым. Еще в 1827 году здесь располагался Олимпийский цирк-театр Жака Турниера, в 1867 году на Манежной площади открылся цирк Гинне и с декабря 1877 года — главный цирк Северной столицы.

Цирк Чинизелли на Фонтанке

Известный дрессировщик и наездник Чинизелли родился в Италии и выступал на цирковых аренах Европы. Его зять (муж сестры) Карл Гинне работал в деревянном здании цирка на Манежной площади. В 1869 году он и пригласил Чинизелли вместе со всей семьей «усилить» его труппу.

В 1872 году, когда Гинне покинул Петербург, руководство цирком перешло Чинизелли. Через три года он приобрел участок для строительства нового цирка и в декабре 1877 года на берегу Фонтанки был открыт каменный цирк, признанный современниками одним из красивейших в Европе.

После революции здание цирка перешло государству, а последние представители династии Чинизелли уехали в Париж.

При советской власти многие скульптурные изображения были утеряны. Несколько раз проводилась перестройка исторического здания, но лишь последняя реконструкция, начавшаяся в 2014 году, вернула цирку его исторические интерьеры и имя его создателя.

Скульптура «Цирк приехал» в Санкт-Петербурге

Скульптура «Цирк приехал»

В декабре 2015 года специально для участия в первом после реконструкции представлении прилетел народный артист СССР Олег Попов. Он показал свои известнейшие номера «Лучик», «Клоун» и «Птица в клетке».

Во время прошедшей реконструкции были воссозданы скульптурные композиции на фасаде здания, а также старинное оформление залов и гримерок. Восстановлена и Царская ложа, которая последние десятилетия использовалась как склад.

Горельеф с головой коня на фасаде цирка Чинизелли

Горельеф с головой коня на фасаде цирка Чинизелли

Теперь в зале более комфортные кресла, а новая вентиляция избавит зал от неприятного запаха. В коридорах — старинные афиши и портреты артистов, а в главном вестибюле восстановлен лепной декор.

Телефоны

Официальный сайт

Интересно, что полностью представить, каким был цирк Чинизелли более века назад, можно побывав в Париже, в Зимнем цирке Буглионе ( Cirque d’hiver Bouglione ). Он старше на 20 лет петербургского, но с тех пор там ничего не изменилось.

Источник

Первый каменный цирк России

Открылся 26 декабря 1877 года

История здания

  • 1877
  • 1892
  • 1919
  • 1924
  • 1930
  • 1941
  • 1946
  • 1965
  • 1997
  • 2003
  • 2007

Деревянный цирк
Рисунок деревянного цирка Карла Гинне

Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк, первый каменный стационарный цирк России, открылся 26 декабря 1877 года. Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, — Гаэтано Чинизелли.

ПортретГаэтано Чинизелли
основатель цирка

Здание цирка является уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Это новое техническое решение стало впоследствии широко применяться в строительстве подобных сооружений.

Оформление зрительного зала было выполнено с роскошью. В его убранстве сочетались малиновый бархат, золото, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала, за счет вместительной галерки, доходило до 5000 зрителей.

Плакат

Здание цирка Чинизелли, очень скоро вошло в число главных достопримечательностей города и заняло положение первостепенного зрелищного предприятия столицы. Здесь, в 1892 году, зрители впервые увидели водяную пантомиму.

В этом спектакле, под названием «Четыре стихии», вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Здесь же демонстрировались и всевозможные технические новшества. В 1897 г. предлагался «Волшебный электрический фонтан». В феврале того же года можно было посмотреть «Оригинал космограф — живые фотографии с коллекцией разнообразных картин». Ни одного сезона не прошло в цирке Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы — циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск.

С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, как в его внешнем облике, так и в интерьере. А в результате капитальной реконструкции в 1959-1962 годах декор лицевого и боковых фасадов был уничтожен.

Сменилось административное и творческое руководство цирком. Последний его владелец из династии Чинизелли — Сципионе Чинизелли После того как он покинул Россию в 1919 году, его обязанности приняла на себя группа артистов, официально именующаяся «Коллектив работников цирка».

В 1924 году первым советским директором уже Ленинградского цирка стал выдающийся артист, режиссер и деятель циркового искусства Вильямс Труцци.

Управление цирком он успешно совмещал с артистической деятельностью.

В феврале 1930 при Ленинградском цирке открывается Экспериментальная мастерская по подготовке новых цирковых номеров. Создатель и руководитель мастерской — Е.М.Кузнецов, который с 1933 по 1936 гг. и с 1944 по 1946 г.г. был художественным руководителем Ленинградского цирка.

По его сценариям ставятся пантомимы «Черный пират», «Шамиль», водный аттракцион «Люди морского дна», целью которого была демонстрация технических достижений водолазов, занимавшихся подъемом потонувших или потерпевших аварию судов.

Дрессировщик ТогареВ довоенный советский период (до 1935 года) в Ленинградском цирке гастролировали не только отечественные артисты, но и звезды европейской величины: дрессировщики Тогарэ, Карл Коссми, капитан Валь, иллюзионист Кефало, атлетка Сандвина, музыкальные клоуны Баррасета и др.

В 1941 году Ленинградский цирк завершил свой 63-ий сезон. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка. Открытие очередного сезона состоялось лишь в ноябре 1944 года.

Читайте также:  Самые крупные реки англии

Программа открытия первого послевоенного сезона Ленцирка

Эквилибристки сёстры Кох. Премьера аттракциона состоялась в 1943 годуВ первых послевоенных программах Ленцирка принимали участие артисты, создавшие свои номера и аттракционы во время войны. Это воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов с номером «Самолет в пике», гротеск-наездница Валентина Лерри, Александр Корнилов с аттракционом «Слоны и танцовщицы», воздушные эквилибристы на «семафоре — гиганте» сестры Кох.

Программу открытия сезона 1946-1947 годов подготовил новый художественный руководитель Ленинградского цирка Георгий Семенович Венецианов.

Глубокое знание специфики циркового искусства и богатая художественная фантазия позволяли Г.С. Венецианову с одинаковым успехом ставить и тематические представления («Женщины – мастера циркового искусства», «Праздник на воде», «Карнавал на льду», «Цирк зверей» и др.), и отдельные номера. Особенно плодотворно он работал в конном жанре («Русская тройка» п/р Александрова-Сержа, «Восточная фантазия» — Б.Манжелли и др.) и клоунаде (Демаш и Мозель, Б.Вяткин, Х.Мусин и др.).

С 1965 по 2008 год главным режиссером Ленинградского (Санкт-Петербургского) цирка был Алексей Анатольевич Сонин.

А.А.Сонин, Заслуженный деятель искусств России (1993г.), Лауреат Международной премии Леонида Енгибарова (2002г.) и Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2003г.)

А.А.Сониным осуществлено свыше 150 постановок, среди которых инсценировки произведений А.С.Пушкина и А.П.Чехова — «Руслан и Людмила» (1979 г.), «Самый радостный день» (1984 г.); тематические представления: «Парад-алле» — к 100-летию Ленинградского цирка (1978 г.), «Дом без углов» — к 120-летию Санкт-Петербургского цирка (1997 г), «Потешный маскарад» (2003 г.) — к 300-летию Санкт-Петербурга; новогодние спектакли для детей.

В состав художественно-постановочной группы цирка входят: режиссер-педагог В.П.Саврасов (в прошлом воздушный гимнаст, акробат); художник-постановщик — Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2006 г.) Н.В.Велегжанинова балетмейстер – Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2005 г.) М.В.Федорова, заведующий постановочной частью – Б.Б.Власов.

Художник-постановщик Н. Велигжанинова Балетмейстер М. Федорова Художник-бутафор С.Е. Карташов и заведующий постановочной частью Б.Б. Власов

Оркестром Большого Санкт-Петербургского цирка с 1987 г. руководит Заслуженный артист России Семён Семёнович Чебушов.

Оркестр Петербургского цирка. Главный дирижер С.С. Чебушов, дирижер А.В. Моисеев

С 1998 г. режиссёром-инспектором цирка работает Виктор Владимирович Цветков в прошлом жонглёр на моноцикле.

С 2007 г. вторым режиссёром-инспектором работает Юрий Антонович Лысенко, в прошлом клоун.

Главным режиссёром является Виктор Петрович Саврасов.

Режиссёр-инспектор В.В.Цветков, режиссер-педагог В.П.Саврасов, режиссёр-инспектор Ю.А.Лысенко

С 1987 года по 2012 год директором Санкт-Петербургского цирка являлся Григорий Павлович Гапонов.

По инициативе директора в 1997 году в цирке был организован Гастрольный отдел, который был призван заниматься набором артистов в штат Санкт-Петербургского цирка и их гастролями, как по России, так и за рубежом.

В 1992 году Большой Санкт-Петербургский государственный цирк перешел в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

К открытию сезона 2003-2004 годов была закончена работа по восстановлению фасада Санкт-Петербургского цирка и здание обрело свое прежнее архитектурное великолепие.

В 2007 году программой «Международное цирковое шоу «Карнавал на Фонтанке» Санкт-Петербургский цирк отметил свое 130-летие.

Семья Чинизелли

СемьяДинастия Чинизелли — цирковых артистов, преимущественно конных жанров, известна во всем мире. Она в родстве с такими крупнейшими цирковыми фамилиями как Гинне, Гверра, Шрайбер, Прайс (Прис).

Семья Чинизелли составляла ядро труппы сперва цирка Гинне на Манежной площади (конец 1980-х — 1970-е), а затем и Петербургского стационарного цирка на набережной реки Фонтанки (Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк), бывшего «опорным центром, образцовым манежем, показывающим последние достижения Западной Европы». В русской столице само имя Чинизелли стало синонимом цирка.

Музей цирка

Первый в мире «Музей циркового искусства» открылся в Ленинградском цирке 8 августа 1928 года. В настоящее время собрание насчитывает более 130 тысяч единиц хранения и состоит из библиотеки, фото- и видеотеки, фондов живописи и графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, плакатов, программок, костюмов и реквизита, а также рукописного отдела.

Более 50 костюмов

Свыше 120 эскизов художников 1930-70 гг

С экспозицией можно познакомиться бесплатно, купив билет на представление.
Экскурсионное обслуживание осуществляется только после предварительной записи.
Заказ экскурсий по тел. 570-54-13 или эл. почте circusmuseum@circus.spb.ru

Цирк

Большой Санкт-Петербургский Госцирк

Филиал компании Росгосцирк

  • Афиша
  • О цирке
  • История здания
  • Семья Чинизелли
  • Музей

191023, Россия, Санкт-Петербург,
набережная реки Фонтанки
д.3, Литера А.

Часы работы касс:
с 10:00 до 20:00 без перерыва и выходных

+7 (812) 570-51-98,
+7 (812) 570-52-66 (билетный стол, групповое бронирование билетов юр.лицам),
+7 (812) 570-52-60 (приемная),
+7 (812) 570-54-11 (администраторы, групповое бронирование билетов физ.лицам)

vk fb ig

Создание и поддержка сайта - студия ТРИО
Проектирование и дизайн сайта - Ю-эксперт

Большой Санкт-Петербургский
Государственный
Цирк

Музей Большого Санкт-Петербургского Государственного Цирка

О музее


Василий Яковлевич Андреев (1874-1942)

8 августа 1928 года в стенах Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) цирка благодаря усилиям В. Я. Андреева (фехтмейстера, преподавателя, старшего ученого хранителя по драме Театрального музея), поддержанным заместителя директора Ленинградского цирка по художественной части Е. П. Гершуни открылся первый в мире Музей Цирка и Эстрады.

На протяжении девяти десятилетий богатые фонды Музея служат базой для научно-исследовательских изысканий, информационным центром и источником творческих идей.

Музей, являющийся по основанию и принадлежности детищем служителей искусства цирка, благодарен артистам, коллекционерам и всем посетителям, которые способствуют дальнейшему развитию Первого в мире Музея циркового искусства.

Фотогалерея

Экспозиция музея

С момента основания важнейшими функциями Музея стали выявление, собирание, хранение, изучение и популяризация мирового циркового наследия. В настоящее время собрание музея насчитывает более 130 тысяч единиц хранения и состоит из библиотеки, фото- и видеотеки, фондов живописи и графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, плакатов, программок, костюмов и реквизита, а также рукописного отдела.

Сон Гаэтано Чинизелли

Экспозиция на первом этаже рисует нам сюрреалистичную картину сна Маэстро, в котором собраны воспоминания, люди и документы из его жизни, где подлинные мемориальные объемные предметы взаимодействуют с нереальными — плоскими.

В выставочном зале второго этажи можно познакомиться с историческими материалами по «Цирку на льду» 1960-70-х годов, а также дрессуре медведей, в том числе белых, начиная с XIX века.

На третьем этаже цирка открыта экспозиция, посвященная истории отечественного циркового костюма по жанрам циркового искусства: иллюзия, эквилибристика, клоунада, дрессура, акробатика, жонглирование, воздушная гимнастика.

Экскурсии в музей

С экспозицией можно познакомиться бесплатно, купив билет на представление.
Экскурсионное обслуживание осуществляется только после предварительной записи.
Заказ экскурсий по тел. 570-54-13 или эл. почте circusmuseum@circus.spb.ru

Исследователи, аспиранты и студенты для работы с материалами фондов должны предварительно оправить заявку по электронной почте circusmuseum@circus.spb.ru

1. Группы до 10 человек — 300 руб. с посетителя, сопровождающий группы и переводчик — бесплатно

2. Индивидуальное посещение (группа до 5 человек) — 3 000 руб.

3. Льготная стоимость экскурсионного обслуживания — 100 руб.

4. Бесплатное экскурсионное обслуживание предоставляется следующим лицам:

— лицам, чья профессиональная деятельность связана с цирковым искусством;

— сотрудникам музеев, библиотек, архивов;

— студентам профильных ВУЗов.

— Продолжительность 120 минут

— Группы до 10 человек

— Иностранные группы должны иметь своего переводчика

— Экскурсия проводится только по зрительской части цирка

— Просмотр репетиции (до 10 минут) возможен только при разрешении артистов и их наличия на манеже

— В рамках экскурсии не предоставляется: посещение животных и гримерных комнат, выход на манеж.

Экскурсовод оставляет за собой право регулировать количество посетителей, прекращая доступ на экскурсию (не более 10 человек).

Посетители несут материальную ответственность за причиненный ущерб имуществу цирка.

В честь 90-летия музея новая экскурсионная программа

«Не счесть талантов цирковой арены»

Новая экскурсионная программа «Не счесть талантов цирковой арены», базируется на активно развивающихся в нашей стране принципах арт-медитации и арт-терапии. Мы предлагаем вам стать полноправными участниками дискуссии, без стеснения обмениваться мнениями, эмоциями, чувствами, а порой даже знаниями. Ну и, конечно, всем переполняющим впечатлениям нужно дать выход — во второй части экскурсии, уже познакомившись с мастерами манежа, вы получите возможность раскрыть собственные таланты (а их немало!) через природные художественные материалы. А начинается все, как и в цирке, с «заправки опилочного манежа» .

Читайте также:  Наличие рек в греции

Большой Санкт-Петербургский Госцирк

Филиал компании Росгосцирк

  • Афиша
  • О цирке
  • История здания
  • Семья Чинизелли
  • Музей

191023, Россия, Санкт-Петербург,
набережная реки Фонтанки
д.3, Литера А.

Часы работы касс:
с 10:00 до 20:00 без перерыва и выходных

+7 (812) 570-51-98,
+7 (812) 570-52-66 (билетный стол, групповое бронирование билетов юр.лицам),
+7 (812) 570-52-60 (приемная),
+7 (812) 570-54-11 (администраторы, групповое бронирование билетов физ.лицам)

Создание и поддержка сайта - студия ТРИО
Проектирование и дизайн сайта - Ю-эксперт

Большой Санкт-Петербургский
Государственный
Цирк

Потомки Гаэтано Чинизелли посетили Музей циркового искусства и могилу легендарного итальянца

Мероприятия с участием гостей из Франции состоялись 18 июля. Именно в этот день в 1876 году произошла торжественная закладка здания Цирка Чинизелли.

Газеты в тот день писали: «Сегодня, в воскресенье, 18 июля около часа дня в присутствии представителей столичного городского управления, членов итальянской колонии и небольшого кружка близких знакомых «почетного шталмейстера его величества короля итальянского» и массы рабочих происходила закладка нового каменного цирка г. Чинизелли. Все здание будет вчерне окончено к августу. В настоящее время все стены, за исключением одной поперечной, доведены уже до высоты балок. Судя по общему виду, новый цирк будет весьма обширен. Во время церемонии закладки в правую стену около главного входа (что против Караванной улицы) была вложена серебряная доска со следующей надписью: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, в царствование Императора Александра II, лета от Рождества Христова 1876 года июля 18 дня заложен каменный цирк, принадлежащий итальянскому подданому Гаэтано Чинизелли. Архитектор В. А. Кенель при управлении Ю. Ф. Гадлевского и И. К. Малафеева. Подрядчик Г. Ф. Гулин.»

Экскурсанты начали свое утро, 18 июля 2019 года, с посещения могилы семьи Чинизелли, которая находится на Смоленском Лютеранском кладбище. Могила долгие годы находилась в удручающем состоянии, практически превратившись в руины. Многие детали архитектурного убранства захоронения оказались утрачены, а некоторые элементы и сам бюст знаменитого «петербуржца» удалось спасти и оставить в фондах Музея циркового искусства в Большом Санкт-Петербургском цирке. Сегодня на семейном захоронении Чинизелли представлены мастерски выполненные копии бюста самого Гаэтано и надгробий остальных его членов семьи. Все работы выполнены из современных материалов, не боящихся местных погодных условий.

Полуразрушенное семейное захоронение великого артиста, основателя цирка, по собственной инициативе и за свой счет восстановила заслуженная артистка России, дрессировщица тигров Карина Багдасарова. Отреставрированный комплекс памятников на могилах основателя Цирка на Фонтанке торжественно был показан публике в 2015 году. К проекту захоронения семьи Чинизелли были привлечены лучшие петербургские реставраторы, работающие в Русском музее.

Гости из Франции – потомки главы цирковой династии – с особым трепетом и восторгом отнеслись к посещению могилы знаменитого петербургского итальянца. В ходе экскурсии они задавали вопросы о жизни Гаэтано, о его деле и поражались тому, каким разносторонним человеком он был.

Не могли обойти стороной и могилу старшего сына Гаэтано Чинизелли – Андреа. Она также находится на Смоленском Лютеранском кладбище.

Семья Чинизелли оказалась в Санкт-Петербурге осенью 1869 года, когда 54-летний Гаэтано со своей женой Вильгельминой, сыновьями Андреа, Сципионе и Эрнесто, дочерью Эммой и невесткой Клотильдой прибыли в Россию. Это был второй визит знаменитого итальянца в Россию. Так начался новый яркий период в жизни итальянской цирковой династии.

141 год назад, 26 декабря 1877 года, в центре Петербурга открылся первый в России каменный стационарный цирк. Это был дерзкий проект энергичного итальянца Чинизелли, который мечтал доказать, что цирковое искусство заслуживает восхищения.

Разумеется, основную часть дня гости из Ниццы провели в Музее циркового искусства. После обеда экскурсанты посетили главное творение своего знаменитого предка – Цирк Чинизелли. Экскурсия, проводимая сотрудниками Музея циркового искусства, началась с подробного изучения истории цирка – первого каменного цирка в России. Художественная инсталляция «Сон Гаэтано Чинизелли» на первом этаже позволила увидеть не только портреты семьи основателя цирка, но и уникальные чертежи здания. А, отдельно изученная и представленная рядом с экспозицией на стене, родословная великой цирковой династии заставила задержаться гостей и проследить семейное древо.

Следом визитеры прошли в зрительный зал цирка, где прочувствовали неповторимую атмосферу циркового мира, насладились красотами и масштабом необыкновенных архитектурных решений, которые начинают свое повествование от уникального купола до невероятной царской ложи, архитектором которой являлся Василий Кеннель.

Экспозиция в круговом коридоре третьего этажа «Краски манежа» познакомила делегацию с основными цирковыми жанрами: эквилибром, иллюзией, клоунадой, дрессурой, жонглированием, акробатикой и воздушной гимнастикой. Гости смогли стать непосредственными участниками интерактивной игры, при этом ведя живой диалог с представителями Музея циркового искусства.

Помимо экспозиции потомки Чинизелли заглянули и в фондовые помещения — для них специально были показаны фотографии их многочисленных предков, а гости в свою очередь показали привезенные из Франции семейные снимки. Именно здесь потомки наездника Гаэтано Чинизелли смогли ознакомиться с оригинальными фотографиями XIX века, цирковыми афишами тех лет, различными материалами.

Источник

Цирк Чинизелли — Госцирк — Большой Санкт-Петербургский государственный цирк

фото

Архитекторы: Кенель В. А.
Год постройки: 1876-1877, 1959-1963
Стиль: Эклектика

Фото — Влада, 2012.

Цирк Чинизелли эклектика

наб. р. Фонтанки, 3 — пл. Белинского, б/н

1876-1877 — арх. Кенель Василий Александрович ([ 99 ]. С. 156)

Госцирк —

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк

2013-2016 — реконструкция и реставрация

КБ ВиПС (КБ Высотных и подземных сооружений) — проект

Заказчик — ФГУ Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации

Цирк построен по заказу антрепренёра Г. Чинизелли в 1876-1877 гг. арх. В. А. Кенелем. Это первое в России каменное здание цирка, построенное с учетом специфики циркового зрелища.

До начала строительства цирка на этом месте стояли экипажи извозчиков. В сквере Инженерного замка гуляли няньки с детьми. На Михайловской (ныне Манежная) площади располагался цирк Карла Гинне. Этот деревянный цирк Гинне было разрешено открыть в 1867 г. на 1 год, но контракт неоднократно продлевался. Одновременно Карл Гинне предпринимал попытки получить в аренду участок Инженерного сквера для постройки каменного стационарного цирка. Неоднократные отказы заставляют Гинне в 1872 г. покинуть Петербург. Управление цирком он передает своему зятю (мужу сестры) — Гаэтано Чинизелли.

Гаэтано Чинизелли к этому времени был весьма значительной фигурой в цирковом мире. Он был наездником, прекрасно чувствующим лошадь, — достойным учеником великого мэтра Боше. Впервые Чинизелли с семьей появился в России в 1846 г. Затем уезжает и возвращается через 22 года, завоевав первоклассную репутацию в Европе и организовав собственную труппу.
В 1875 г. он добивается у городских властей разрешения на приобретение участка для строительства цирка. Возражения, что постройка цирка закроет фасад Инженерного замка, Гаэтано Чинизелли снимает обещанием устроить на свои деньги сквер на Михайловской площади (ныне Манежная). Этот сквер, раскинувшийся напротив главного фасада Манежа, существует и сейчас.

Составление проекта и руководство строительством были поручены академику архитектуры Василию Александровичу Кенелю. Сквер на Манежной площади был разбит по проекту Кенеля.

фото

Цирк Чинизелли. Перспектива.
Проект Кенеля В.А. [17]

фото

фото

Фото конца XIX в.
(добавил Mary)

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Гаэтано Чинизелли.
(добавил PavelT)

фото

Програмка цирка.
декабрь 1877 г.

фото

Правила поведения
в цирке Чинизелли.
(добавил PavelT)

фото

Вид на Цирк (из окна дома по
наб. Фонтанки, 18) .
Фото — Левашов Н.В. 1885 г.
(добавил — Ладада)

фото

Литография 1878 г.
Интерьер нового цирка Чинизелли.
(добавил PavelT)

Читайте также:  Виды природы у реки в россии

фото

фото

Апрель 1931 г.
(добавил — Ладада)

фото

Цирк Чинизелли.
Внутренний вид.
Почтовая открытка.
1904-1914 г.
(добавил Ладада)

фото

фото

фото

фото

«Вечерний Ленинград» №195 (17385)
от 24.08.1984 г.(С.4)
(добавил — lenarch .)

фото

Фото Дмитрия Соколова.
Санкт-Петербугские
ведомости, №13, 28 января 2015
(добавил — Сергей Беляев)

Проект нового цирка выполнен художником О. Майем. При воплощении проекта были внесены изменения в убранство фасада. Новое более легкое пластическое решение органично сочеталось с назначением здания. Первый каменный цирк России открылся в 1877 г. и поражал величием и изяществом, богатым декором, особенно нарядным со стороны главного подъезда. Одним из красивейших цирков Европы назвали это здание.

В облике цирка, изображённого на акварели, выполненной архитектором, сочетаются мотивы ренессанса и барокко, классические линии и пышная декоративная отделка. Прямоугольный объем нарядного, эклектичного ризалита контрастирует с четырехъярусным куполом и цилиндрической формой здания. Но этот контраст не нарушает общей гармонии сооружения, благодаря правильно найденному соотношению объёмов. В проёмах арочных окон архитектор поместил скульптурные изображения муз: Мельпомены — в центре, Эвтерпы — в левом и правом окнах фасада и Эрато — в боковых окнах ризалита.

В. А. Кенель решил по-новому техническую задачу установки купола. Вместо традиционного использования колонн, архитектор применил такой способ, который позволил замкнуть круглое пространство диаметром 49,7 метра без единой внутренней опоры. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола, спроектированная инженером О. Е. Крелем и арх. Р. Б. Бернгардом, как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Такое конструктивное решение стало широко применяться в строительстве подобных сооружений. Купол изнутри был обтянут холстом, расписанным изображениями из циркового мира, среди которых выделялся сам владелец цирка Чинизелли, сидящий верхом, и рядом дочь его, лихая наездница. Освещался цирк роскошными газовыми люстрами. Малиновый бархат, золото, зеркала украшали зрительный зал и единственное фойе на первом этаже. Конюшня, куда имела право заглянуть только привилегированная публика, содержалась в парадной чистоте и благоухала духами, была украшена зеркалами, фонтанами и аквариумами с золотыми рыбками, отделана путом и мрамором, имела асфальтовые полы.

Устройство зрительного зала предусматривало четкое разделение общества по классовой принадлежности. Ложи и места в партере предназначались для состоятельной публики. Для так называемого народа были отведены дешевые места во 2-ом ярусе и устроена террасированная галерея, рассчитанная на стоящего зрителя. И ярус, и галерея имели отдельный вход с улицы, а внутри зала были наглухо перекрыты барьерами, чтобы зрители верхних мест не могли спуститься вниз. Можно представить какое количество зрителей вмещала галерея, если сидячих мест в цирке было всего 1200, а общее наполнение зала доходило до 5000 человек.

Бесспорным украшением интерьера была царская ложа, в которую вела пятая слева дверь на фасаде ризалита. Ложа была декорирована малиновым бархатом, архитектурной лепкой, сверкала зеркалами. Ее архитектурные достоинства были отмечены контрольной комиссией при Министерстве Императорского Двора. По представлению этой комиссии В.А. Кенелю за устройство ложи был Всемилостивейше пожалован бриллиантовый перстень.

Своим внутренним устройством и внешним обликом цирк Чинизелли приближался к императорским театрам. Здание цирка Чинизелли очень скоро вошло в число главных достопримечательностей города и заняло положение первостепенного зрелищного предприятия столицы. Гаэтано и впоследствии его дети прилагали все возможные усилия, чтобы «представить уважаемой публике какие-либо выдающиеся новинки». Выдающейся новинкой могла быть и новая европейская цирковая звезда, и новое техническое достижение. В 1892 г. впервые в России цирк Чинизелли показал водяную пантомиму. В этом спектакле, под названием «Четыре стихии», вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Всевозможные технические новшества демонстрировались у Чинизелли как очередные номера программы. 4 января 1897 г. предлагался «Волшебный электрический фонтан».

Источник



Цирк Чинизелли (цирк на Фонтанке)

Первый цирк в России появился ещё в петровские времена. Тогда в Санкт-Петербурге выступали в основном иностранные артисты, главным образом из Голландии и Франции. Для цирковых представлений в разных районах города строили деревянные временные арены. На том месте где находится существующее здание цирка такая арена была построена в 1827 году для конной группы Жака Турниера. Это стало первым стационарным сооружением для выступлений артистов в Санкт-Петербурге. К 1842 году здание пришло в ветхость и было сломано.

22 ноября 1845 года открыли цирковую арену для труппы Александра Гверры на месте нынешнего Мариинского театра. В 1846 году подобное здание появилось около Александринского театра, на территории современного сада при Аничковом дворце.

У Михайловского манежа в 1867 году была построена новая арена. Появилась она здесь для труппы Карла Гинне. Программа этой труппы не пользовалась популярностью, в 1869 году Гинне пригласил на помощь мужа своей сестры, известного наездника и дрессировщика — Гаэтано Чинизелли. Гаэтано приобрёл среди зрителей огромную популярность, стал руководителем труппы Гинне. Он взял в аренду участок земли у Фонтанки, где когда-то был цирк Турниера, и стал просить разрешение на строительство здесь нового здания для выступлений. Разрешение сразу не дали. Среди причин для отказа называли то, что здание закроет фасад Инженерного замка, нарушится парк при нём. Чинизелли в порядке компенсации предложил сломать деревянное здание у Манежа, на его месте устроить сквер с фонтаном. В конце концов в 1875 году разрешение было получено.

Проект нового цирка разработал Василий Александрович Кенель. Архитектор первым в России спланировал здание с учётом цирковой специфики. Зрительный зал построен без единой колонны. Цирк открылся 26 декабря 1877 года. В 1881 году по требованию пожарной комиссии в амфитеатре были сделаны боковые входы, а с обеих сторон от каждого из них — лестницы, ведущие вниз до самой арены. Такой вид зала сохранился до настоящего времени. Сквер Чинизелли, как и обещал, устроил. Он тоже существует и поныне.

Цирк вмещал 5000 зрителей. Для различных сословий в зрительном зале существовали свои места, в каждый сектор вёл отдельный вход.

С цирком Чинизелли связано не мало известных имён. Здесь работали основатели русской школы дрессировки братья Анатолий и Владимир Дуровы. На арене Чинизелли начал свою карьеру борец Иван Поддубный.

В 1919 году владелец цирка Спициона Чинизелли (средний сын Гаэтано Чинизелли) уезжает из России. Здание перешло к новой власти.

В советское время здесь как и прежде стали выступать знаменитые артисты. Клоун М. Н. Румянцев представил публике знаменитого «Карандаша». В 1920-30 годах в Ленинград переехала семья Запашных, именно здесь росло новое поколение этой известной цирковой династии. С ленинградским цирком тесно был связан иллюзионист Э. Т. Кио. Здесь выступали Юрий Никулин, Олег Попов, Юрий Куклачёв.

В 1928 году здание цирка было перестроено. Исчезло классовое деление мест на сектора. Теперь каждый посетитель мог спуститься на первый этаж и воспользоваться буфетом. Однако этот буфет часто не мог успеть обслужить всех желающих. Царская ложа была переоборудована в оркестровую. Убрана скульптурная группа с аттика фасада, теперь фасад венчался надписью «Госцирк».

В 1928 году в здании цирка был открыт Музей цирка и эстрады.

Существующий сегодня вид здание цирка приобрело в 1960-е года. Внешняя одноэтажная галерея была надстроена на всю высоту здания. Здание приобрело дополнительный объём, здесь были устроены дополнительные фойе и гардеробы. Деревянное покрытие купола заменили железобетонным. Внутреннее пространство зала стало более просторным и удобным для зрителей. Окончательно были убраны перегородки между секторами в зрительном зале. С 1963 года над главным входом светились большие буквы «ЦИРК».

В июне 2001 года перед центральным входом была открыта скульптурная группа «Цирк приехал».

Источник

Adblock
detector