Меню

Начало реки это а окончание выбрать правильную пару

Что такое приток, чем он отличается от реки? Критерии определения главной реки в речной системе

Чем приток отличается от реки? На самом деле это не такой простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Во многих речных системах наблюдается настоящая путаница с определением главного водотока. Попробуем в нашей статье разобраться со всеми нюансами этой географической проблемы. Кроме того, мы расскажем вам, что такое приток и какими характеристиками должна обладать главная река.

Понятие о речной системе

Что такое приток? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует разобраться с понятием речной системы (или гидрографической сети). Этим мы и займемся в первую очередь.

Если рассматривать речную систему в плане, то она очень напоминает дерево. Как и деревья, речные системы могут быть разными: симметричными и асимметричными, разветвленными или же редкими. Их «рисунки» зависят от целого ряда факторов: количества и интенсивности атмосферных осадков, особенностей рельефа, геологического строения территории, степени антропогенного изменения ландшафта и т. д.

Любая речная система состоит из главной реки (так называемого ствола) и многочисленных притоков нескольких порядков. Их количество будет зависеть от степени разветвленности системы. Имя всей речной системе, как правило, дается по названию ее основной реки.

Что такое приток? И чем он отличается от реки? Об этом пойдет речь далее в нашей статье.

Что такое приток реки? Виды притоков

Что такое приток реки? Определение данного понятия предельно простое. Это природный водоток, который впадает в более крупный водоток. Однако думать, что приток – такое уж крохотное образование, не стоит. Некоторые из них способны достигать нескольких тысяч километров в длину! Например, Иртыш и Миссури – это тоже притоки. Но в то же время они входят в список крупнейших рек планеты.

Все притоки делят на правые и левые (в зависимости от того, с какого берега они вливаются в основную реку). Кроме того, они бывают разных порядков. Так, приток первого порядка – это водоток, впадающий непосредственно в главную реку гидрографической сети. Притоки второго порядка – это притоки притоков первого порядка, и так далее. Всего в пределах одной речной системы могут быть притоки до 20 порядков и более.

По большому счету приток от реки не отличается ничем. Ведь любой водоток запросто может быть притоком для другого, более крупного водотока. Одна река может принимать в себя воды сотен притоков и в то же время быть притоком для другой реки водосборного бассейна.

Итак, мы уже разобрались, что такое приток реки. Но гораздо более сложной в гидрографии является проблема его определения. С какими трудностями сталкиваются здесь ученые?

Кто в кого впадает, или проблема определения главной реки

Самым очевидным критерием при определении главной реки является постоянность того или иного водотока. Например, если один из двух водотоков летом пересыхает, то он и будет объявлен притоком. Однако этот вариант определения подходит лишь для немногих (чаще всего небольших) речушек. Далее в таблице мы перечислим самые главные критерии определения главного водотока в речной системе.

Источник

Урок географии в 6-м классе «Реки. Части реки. Речная система»

Цель урока: Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Читайте также:  Бек вокал за тихой рекою

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.( Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.( Река)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.( Река)

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? ( Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый).

Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби — Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? ( В озере)

Где берёт начало приток? ( В горах – ледники)

Где ещё могут брать начало притоки? ( Например, в болоте, роднике)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? ( Три)

Что же такое речная система? ( Главная река со всеми притоками образует речную систему)

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Сколько речных систем здесь изображено?

Читайте также:  Что за рыбка в нашей речке

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Читать параграф. На контурной карте обозначить реки, названные в тексте.

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Источник

1. Главная река со всеми ее притоками — это:

а) речная система; б) режим реки;

2. Превышение истока над устьем — это:

а) уклон реки; б) падение реки.

3. Место, где река берет начало, называется:

а) исток; б) устье.

4. Внезапный подъем уровня воды в реке:

а) паводок; б) половодье.

5. В нашей стране преобладают реки:

а) с весенним половодьем б) с летним половодьем

Читайте также:  Указать длину реки волги

6. Если для рек характерно весеннее половодье, зимняя и летняя ме­жень и летне-осенние дождевые паводки, то питание этих рек:

а) смешанное с преобладанием снегового; б) ледниковое; в) дождевое.

7. Укажите реки, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана:

а) Урал, Онега, Кама б) Обь, Енисей, Лена

в) Печора, Анадырь, Амур г) Кубань, Терек, Днепр

8. Объем воды, который проходит в реке за год:

а) режим реки; б) расход воды; в) годовой сток;

9. Озера, в которые впадают реки, но не берут начало, называются:

а) бессточные б) сточные

в) тектонические г) пресные.

Уровень В. Установите соответствия:

1.Бассейн океана Река

А. Тихий 1. Енисей

Б. Северный Ледовитый 2. Амур

В. Атлантический 3. Кубань

2. Происхождение котловины Озёра

А. Тектоническое 1. Байкал

Б. Остаточное 2. Онежское, Чудское

В. Ледниково-тектоническое 3. Каспийское, Ханка

Г. Вулканическое 4. Камчатское, Кроноцкое

Уровень С.1. Определите название реки, её падение и уклон.

Источник



Интерактивный тест «Части реки»
тест по окружающему миру (2 класс) на тему

Афонюшкина Анна Сергеевна

Интерактивный тест по теме «Части реки» для индивидуального пользования

Скачать:

Вложение Размер
интерактивный тест 228.89 КБ

Предварительный просмотр:

1. Как называется место, где река берёт своё начало?

2. Углубление, где течёт река это –

3. Расставь для каждого варианта ответа цифры, которые отражают правильный путь реки.

4. Устье реки может быть

5. Как называется место, где река впадает в другой водоём?

6. Для получения электричества на реке возводят:

7. Расставь цифры в соответствии со схемой.

8. Укажи реку, у которой три левых притока.

9. Для судоходства реки иногда соединяют

10. Как узнать, где у реки левый берег, а где правый?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ООМ. Пресноводные водоёмы. Река. Части реки.

В основе разработки урока лежит учебник «Окружающий мир», автор О.Т. Поглазова. Урок направлен на формирование у учащихся представления о различных водоёмах, умения квалифицировать водоёмы по происхож.

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе. Программа «Начальная школа XXI века». Урок изучения нового материала, который отражает все требования современного урока. В уроке использован и поисковый.

Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника «Окружающий мир» для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока «Реки Земли. Части реки» Программа «Гармония».

Интерактивный тест по окружающему миру для учащихся начальной школы «Реки и озера» позволит быстро, эффективно, в интересной для детей, непринуждённой форме проверить их знания по теме:»Реки и озёра».

Река Нева — главная река города Санкт-Петербурга (презентация)

Презентация сопровождает урок по истории и культуре города Санкт-Петербурга. Конспект урока размещён на сайте.

Река Нева — главная река города Санкт-Петербурга (конспект)

Методическая разработка урока по истории и культуре города Санкт Петербурга для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Урок может быть использован в качестве внеклассного занятия. К конспекту пр.

Наши реки. Реки Санкт-Петербурга.Изучение разнообразия водных просторов России, их значение в жизни людей.УМК «Перспектива». Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х част.

Источник

Adblock
detector