Меню

Над лесом взошло солнце лучи его заиграли по реке

Литература Основная

образования и развития младших школьников»

для специальности 050708

«педагогика и методика начального образования»

форма обучения – заочная (ZВП-Нач-4-1)

4 курс, 8 семестр (2013-2014 уч. год)

8 семестр лекций – 8 часов; практ. зан. – 8часа. Зачет

Литература
Основная

  1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.
  2. Реутова Л.П. Лингвометодическое образование учителя начальных классов: учебно-методическое пособие для студентов высших и средних специальных заведений по педагогическому направлению и специальности 050708 – «Педагогика и методика начального образования». — Армавир: РИЦ АГПУ, 2006.-152с.
  3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1998.
  4. Действующие и альтернативные учебники и программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов в соответствии с ФГОС. Методические комментарии к ним.
  5. Статьи журнала «Начальная школа» и других периодических изданий по проблемам обучения русскому языку и чтению в начальных классах.

Дополнительная литература

  1. Айдарова Л.И., Соколова Т.Ю. Диктанты, которые пишут дети. –М., 1997.
  2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографического навыка. –М., 1987.
  3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. –М., 1973.
  4. Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости // НШ.- 2004.- № 3. -С.35.
  5. Блюз С.М. Работа над ошибками // НШ.- 2004.- № 8.- С.40.
  6. Булахов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности. // НШ.- №1.- 1991.
  7. Буркова Т.В. Рабочая классификация диктантов. // НШ. -№10/11.- 1989.-С. 44.
  8. Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил. // НШ. — №3 – 1991.
  9. Головина Л.И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах //НШ.- 2006.- № 7.- С.49.
  10. Граник Г.Г. и др. секреты пунктуации. – М., 1987.
  11. Двухжилова Л.В. Повышение эффективности орфографических упражнений

средствами развития речи. // НШ. -№2.- 1990.- С.17.

  1. Дмитриева О.И. Словарик русского языка //НШ.- 2007.- № 5.-С.60.
  2. Дубовец З.А.Словарная работа и орфографическое чтение – залог грамотности развития речи //Начальная школа.-2004.-№ 3.- С. 61.
  3. Еремина Е.М., Цукерман Г.А. Истина рождается в споре // НШ. — №12. – 1994.
  4. Жедек П.С. Преемственность и перспективность в обучении орфоэпии и орфографии. – Харьков, 1984.- С.23.
  5. Жедек П.С. Орфографическая зоркость будущего учителя // НШ –1980. -№10.
  6. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию // НШ.- 1991 — №8.- С.65.
  7. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии / НШ №10.- 1988.- С.74.
  8. Иванова М.Ф. и др. Обучение орфографии и пунктуации: Хрестоматия. – М., 1995.
  9. Китаева Т.А. Кратковременный диктант. -// НШ. — №4.- 1992.
  10. Конкина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка //НШ.-2004.- № 7.- С.25.
  11. Кузьменко Н.С. Как подготовить учителя к работе по формированию орфографической зоркости у младших школьников / НШ.- 1996.- №12.- С.9.
  12. Купров В.Д. Работа над безударными гласными в корне, проверяемыми ударением // НШ.- 2004.-№ 8.- С.105.
  13. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1997.
  14. Львов М.Р., Рамзаева Т.Р., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
  15. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.
  16. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –М., 1998.
  17. Мельникова Е.Е. Кто хочет стать грамотным? //НШ.- 2004.- № 6.- С.99.
  18. Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ //НШ.- 2007.- № 9. — С.31.
  19. Мишина А.П. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // НШ.- 2007.- № 8. -С.26.
  20. Николаенко Л.В. Упражнения для развития речевого слуха //НШ.- 2006.- №11.- С. 77.
  21. Моисеенко Е.С., Макарова В.И. Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил. //НШ.-№3.- 1991.- С.16.
  22. Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию. //НШ.- №4.- 1987.- С. 27.
  23. Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости / НШ №6.- 1989.- С.20.
  24. Острикова Т.А. Способы обозначения орфограмм//НШ.-2004.-№ 1.-С.81.
  25. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.
  26. Пировских Н.П. Развитие у детей навыков самоконтроля при определении орфограммы. // НШ.- 1987 — №1.- С.28.
  27. Рамзаева Т.Г. Резервы совершенствования грамотного письма // НШ. –1985.-№10.
  28. Разумовская М.М. Понятие об орфограмме в школьном курсе орфографии // Русский язык в школе. –1981. -№5.
  29. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992.
  30. Рабочая классификация диктантов // НШ. –1989. -№10/11.- С.44.
  31. Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия // Вопросы психологии. – М., 1960.- №2.
  32. Рудакова В.П. Работа над ошибками – важнейшее звено в системе обучения русскому языку //НШ.- 2006.- № 6. — С.24.
  33. Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе // НШ.- 2008. — № 1.- С.66.
  34. Соловьева З.И. Работа по предупреждению и исправлению ошибок – важнейшее условие обеспечения орфографической грамотности // НШ. –1984. -№4.
  35. Христенко М.А., Савина М.Д. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников // НШ.- 1993. — №2.- С.33.
  36. Юденко Ю.Р. Изучение орфографических правил с учетом аудиальной модальности младшего школьника // НШ.- 2007.- № 2.-С.70.
  37. Ясакова Л. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками. //НШ.-№4.- 1991.- С. 6.

Интернет-ресурсы:

2. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/

3. Электронная библиотека диссертаций РГБ http://www.diss.rsl.ru

Практическое занятие № 1-2 (4ч)

ТЕМА: Методы и приемы обучения орфографии.

-Какие методы способствуют формированию у учащегося прочного навыка грамотного письма.

Источник

Над лесом взошло солнце лучи его заиграли по реке

Иллюстрация к рассказу Тургенева «Лес и степь»

Иллюстрация к рассказу Тургенева «Лес и степь»

. И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в темный сад,
Где липы так огромны, так тенисты,
И ландыши так девственно душисты,
Где круглые ракиты над водой
С плотины наклонились чередой,
Где тучный дуб растет над тучной нивой,

Где пахнет конопелью да крапивой.
Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами.
И падает тяжелый желтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч;

(Из поэмы, преданной сожжению.)

Читателю, может быть, уже наскучили мои записки; спешу успокоить его обещанием ограничиться напечатанными отрывками; но, расставаясь с ним, не могу не сказать несколько слов об охоте.

Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, für sich, как говаривали в старину; но, положим, вы не родились охотником: вы всё-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату. Слушайте.

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега. Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину. Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шипели; вам дремлется. Лошади звучно шлепают ногами по лужам; кучер посвистывает. Но вот вы отъехали версты четыре. Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете. Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто. Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору. Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль. не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны.

А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца. Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень. Вы поздоровались с ним, отошли — звучный лязг косы раздается за вами. Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой. Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.

— Где бы, брат, тут напиться? — спрашиваете вы у косаря.

— А вон, в овраге, колодезь.

Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мхом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага. что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается. Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, всё вдруг потемнело. Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай. скорее. Вы добежали, вошли. Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено. Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами.

Читайте также:  Что за река протекает в челябинске

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени. Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете. Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость. А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет. Что это? пожар. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни. Вот наконец и ваша изба. Сквозь окошко видите вы стол, покрытый белой скатертью, горящую свечу, ужин.

А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес. Лес глохнет. Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед.

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму.

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней.

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас — всюду туман. Но вот ветер слегка шевельнется — клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу — и вот опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; по как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то взвиваются и исчезают в глубокой, нежно сияющей вышине.

Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам — вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шестериком рослых и разбитых лошадей, плывет вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за веревочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом. Далее, далее. Пошли степные места. Глянешь с горы — какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы всё мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец — безграничная, необозримая степь!

А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным, острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверканья мягкого снега, любоваться зеленым цветом неба над красноватым лесом. А первые весенние дни, когда кругом все блестит и обрушается, сквозь тяжелый пар талого снега уже пахнет согретой землей, на проталинках, под косым лучом солнца, доверчиво поют жаворонки, и, с веселым шумом и ревом, из оврага в овраг клубятся потоки.

Однако пора кончить. Кстати заговорил я о весне: весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль. Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия.

Источник

Весна. Диктанты для 4 класса

Обнаружила в своих запасах диктанты для 4 класса на разные темы. Мне кажется, чаще всего попадаются итоговые диктанты на тему «Весна», поэтому я решила их выложить. Все диктанты взяты из открытых источников. К каждому имеется грамматическое задание. Думаю, эти диктанты нужно использовать во время учёбы в 4 классе заранее, в течение года, для подготовки к итоговой аттестации.

Весна. Диктанты для 4 класса

Диктант № 1: «Последние денечки» (76 слов)

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

  1. подчеркните главные члены в третьем предложении, над каждым именем существительным укажите падеж;
  2. разберите по составу слова: побежал, берёзки.

Диктант № 2: «Весеннее утро» (68 слов)

Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки.
В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

  1. разберите по составу глагол «высвистывает»;
  2. найдите в тексте глаголы II спряжения и выделите в них окончания;
  3. образуйте от глагола «покачивает» глагол женского рода в прошедшем времени.

Диктант № 3: «Весеннее солнце» (91 слово)

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

  1. подчеркните главные члены четвёртого предложения, над каждым именем существительным укажите падеж.
  2. разберите по составу слова: загрустила, полетел.

Диктант № 4: «Весна пришла» (75 слов)

Хрупкими хрустальными слезинками заплакали ледяные сосульки. Весёлые солнечные лучи ласково разбудили спящую зимой крепким сном природу. В овражках зажурчали, зазвенели, запели озорные ручейки. На берегу тёмной реки появились первые робкие, но яркие и весёлые первоцветы – мать-и-мачеха. Выбрался из укромного зимнего жилья в корнях старого дуба колючий ёжик. Потянулись к солнышку веточки пушистой вербы. В зарослях сухого валежника проснулся в своей тёплой берлоге косолапый хозяин леса — медведь. Запрыгали по лесной лужайке шустрые зайчишки. Все весне рады!

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните синтаксический разбор первого предложения;
  3. выполните фонетический разбор слов: сосульки, первые.
Читайте также:  Как определить высоту устья реки по карте

Диктант № 5: «Весна в лесу» (88 слов)

Наступила радостная, шумная весна. Тёплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями весёлые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ёжик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.
Все рады весне!

  1. подчеркните главные члены во втором предложении, над каждым именем существительным укажите падеж;
  2. разберите по составу слова: пробежала, побегут.

Диктант № 6: «Цветёт черёмуха» (64 слова)

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.

  1. укажите время большинства использованных в тексте глаголов;
  2. выпишите из текста глагол из последнего предложения, выполните его морфологический разбор.

Диктант № 7: «Чудесный май» (93 слова)

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Ласковое солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя покрылись сочной зеленью поля, луга и леса. Синие и жёлтые цветки подняли прелестные головки. Земля надела пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе, на сирени. У лесного оврага цветут ландыши и земляника. На вершину высокой ели забралась шустрая белочка.
Спешат домой перелётные птицы. Лес встречает своих певцов. С раннего утра до позднего вечера не смолкают в лесу птичьи голоса. С полей и лесов несутся весенние звуки.
Май – самый нарядный и звонкий месяц года.

  1. подчеркните главные члены в девятом предложении, над каждым именем существительным укажите падеж.
  2. разберите по составу слова: майский, нарядный.

Диктант № 8: «Весенний звон» (76 слов)

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тишине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда.
Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

  1. разберите по членам первое предложение;
  2. в девятом предложении определите склонение, падеж и число имён существительных.
  3. выпишите глаголы настоящего времени, определите их спряжение.

Диктант № 9: «Лягушка» (99 слов)

Весенняя вода разбудила маленькую лягушку. Она выползла из своего укрытия и отправилась в путь.
Ночью шел снег. Следы лягушки легко можно было разобрать на чистом снегу. Мы пошли по следу. В начале пути след был прямой. Он привел нас к болотцу. Потом след начал сбиваться. И вдруг мы увидели лягушку. Она лежала на снегу без признаков жизни.
Мы взяли лягушку и стали отогревать своим дыханием. Но она не оживала. Мы принесли ее домой, налили тёплой воды в кастрюльку и пустили туда малышку. Через час лягушка ожила.
Скоро настали теплые дни. Мы отнесли лягушку к реке и выпустили в воду.

  1. разберите по членам второе предложение;
  2. в предложении «Мы принесли ее домой, налили теплой воды в кастрюльку и пустили туда малышку» определите склонение, падеж и число имён существительных;
  3. разберите по составу слова: увидели, принесли.

Диктант № 10: «Майское чудо» (83 слова)

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк.
Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки!

  1. сделайте синтаксический разбор второго предложения;
  2. сделайте морфологический разбор глаголов «бежишь, видишь»;
  3. разберите по составу слова: разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый, пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.

Диктант № 11: «Скворцы» (83 слова)

Весна. Светит солнце. В саду раздаётся задорная птичья песенка. Это вернулся из далёких стран весёлый скворец. Зимовал он далеко на юге, за тёплым морем. А вернулся в родной домик. Сделали ему скворечник школьники и прикрепили на дереве. Звонкая песня скворца далеко слышна вокруг.
Скворец хорошо подражает разным звукам. В его песне услышишь мальчишеский свист, деревенскую трещотку, кваканье лягушек. Не песня, а целый птичий разговор! Скворец не только распевает песни, но помогает скворчихе строить гнездо. Вот появились скворчата. Родители кормят птенцов червячками и гусеницами.

  1. подчеркните главные члены в восьмом предложении, над каждым именем существительным укажите падеж.
  2. разберите по составу слова: сделали, появились.

Диктант № 12: «Наступление весны» (61 слово)

Весна – самое чарующее время года. Зима еще пытается заявить о себе, сковывая редкие лужи тонким ледком, бросаясь охапками снежинок. Но все явственнее слышится дыхание весны.
Дни становятся длиннее, и солнце все дольше задерживается на небосводе. Пригретые теплом солнечных лучей, набухают на ветках деревьев почки. Молодая травка робко пробивается сквозь сугробы.
Вернулись грачи. Они – первые вестники весны. Весело звучит их радостная песня.

  1. во втором предложении укажите род, число и падеж имен существительных;
  2. найдите в тексте глагол в неопределенной форме;
  3. разберите слова по составу: редкие, набухают, вестники.

Диктант № 13: «Чудесный май» (92 слова)

Майскую весну торжественно встречают залпы гроз и тёплые ливни. Чудесная погода
стоит в этом месяце. После грозового дождя ярче светит солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Ты подходишь к ручью и видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу.
Воздух наполнен могучим запахом весны. Войдите в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. Радуют сердце яркие краски весенних цветов. А сколько звуков ты услышишь в весеннем лесу! С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Звонкими голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды.

  1. в первом предложении укажите род, число и падеж имен существительных;
  2. сделайте фонетический разбор слов: сколько, сверкают;
  3. разберите слова по составу слова: подходишь, расцветает.

Диктант № 14: «Ласточки» (71 слово)

Прошли ненастные и хмурые дни. Деревья и кусты освободились от снежного плена. Зазвенела капель. В воздухе чувствуется приближение весны.
Над парком закружилась стайка ласточек. Ласточки – удивительные птицы. Они пьют и охотятся на мошек на лету. Их слабенькие лапки мало приспособлены для хождения по земле.
Ласточки – превосходные пилоты. Длинные остроконечные крылья ласточки похожи на крылья первоклассного истребителя. А их хвост напоминает вилку. Такое строение хвоста помогает ласточке в воздухе выписывать головокружительные виражи.

  1. укажите в тексте все падежи слова: ласточка;
  2. сделайте фонетический разбор слов: слабенькие, пьют;
  3. проведите грамматический разбор последнего предложения.

Диктант № 15: «Птичье расписание» (77 слов)

Открывает птичье весеннее расписание месяц март. В полях еще лежит снег, но уже появились первые проталины. В это время мы встречаем грачей.
Пришёл апрель. Треснул на речке лед. Это весенний салют в честь прилёта трясогузки. Речка освободилась от ледяного плена. Весело журчит вода. Над ней шумят птичьи крылья. Белые лебеди, серые гуси, дикие утки возвращаются домой из тёплых краёв.
В лесу пылят серёжки осины. Лезет из влажной земли молодая трава. В это время можно услышать голос кукушки.

  1. укажите в тексте падежи слов в первом предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: салют, ледяного;
  3. определите главные члены в 10 предложении.

Диктант № 16: «Сирень» (90 слов)

Под моим окном расцвёл куст сирени. Тёплый майский ветер ворвался в окно и наполнил комнату чарующим ароматом распустившихся цветов. Его порывы – словно сообщение: весна, весна на улице!
Сирень – удивительное растение. Маленькие цветочки, словно завитушки у модницы, нанизаны на тонкий стебелёк и образуют пышные кисти. Если приглядеться, то можно среди россыпи сиреневых цветков обнаружить тот заветный цветочек с пятью лепестками. Такой цветок по народным поверьям сулит исполнение желаний.
Осторожно-осторожно я склонил ветку сирени и вытянул лапчатый цветок. На моей ладони вспыхнула ярким фиолетовым цветом пятиконечная звёздочка. Теперь надо быстро загадать желание.

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните синтаксический разбор первого предложения;
  3. выполните фонетический разбор слов: поверьям, заветный.

Диктант № 17: «Начало весны» (88 слов)

Снег заметно стаял. В полной лесной тишине словно сама собой шевелится еловая веточка. А как раз под той ёлкой прикрылся широкими еловыми ветками и спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается. Не может же веточка сама собой шевелиться!
Заяц метнулся, побежал, присел столбиком и слушает. Откуда беда? Куда бежать? Замер заяц на месте, прислушивается к тишине. А перед его носом как выпрямится, как закачается целая берёзка! Как махнет рядом ветка ёлки! И пошло, и пошло. Везде прыгают ветки. Вырываются они из снежного плена. Весь лес кругом шевелится.

  1. укажите падежи слов во втором предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: тишине, берёзка;
  3. проведите морфемный разбор слов четвёртого предложения.

Диктант № 18: «Весенняя капель» (105 слов)

Весенняя капель – это первые звуки весны. Еще снежные сугробы толпятся на обочине дороги. Еще подёргиваются тонким ледком лужи. Но уже чувствуется приближение весны.
Яркое солнце появилось на синем небе. Его лучи ласково и нежно обнимают природу. Вот солнечный лучик заиграл на снежной шапке, которая всю зиму безмятежно пролежала на крыше дома. Снег не рад теплу. Тонкие ручейки воды, словно зимние слезы, потянулись к краю крыши. Капли звонко ударяются о землю и разбиваются тысячью брызг.
С каждым днём сосульки становятся все короче и короче. Скоро от них не останется и следа. Затихнет звук капели. Природа, освободившись от снежного плена, зацветет яркими красками. Весна шагает по планете.

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните разбор первого предложения по частям речи;
  3. выполните фонетический разбор слов: солнечный, ледком.
Читайте также:  Река руя в сланцевском районе рыбалка

Диктант № 19: «Приход весны» (79 слов)

На улице весна. Все вокруг радуется её приходу. Горячее ласковое солнце удивительно приятно печёт, но не парит. Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат. Неужели это черёмуха? Маленькие бутончики цветов черёмухи только начинают лопаться. Но как пахнет кругом!
Уже на второй день вся черёмуха в цвету. Пчёлы спешат к душистой красавице, запасаются сладким нектаром. Через несколько дней она осыпается. Её мелкие белоснежные лепестки метёт по воде ветер. Он устилает траву нежной белой накидкой. И становится черёмуха незаметной среди деревьев и кустарников.

  1. укажите падежи слов в шестом предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: черёмуха, несколько;
  3. проведите морфемный разбор слов четвёртого предложения.

Диктант № 20: «Весеннее расписание» (73 слова)

Весной наши птицы возвращаются на родину из жарких стран. Открывает птичье весеннее расписание март. В полях лежит снег, но уже показались первые проталины.
Важно по проталинке прохаживается грач. Треснул на речке лед. Прилетела трясогузка. В шутку говорят, что она разбила лед своим длинным хвостом. Река освободилась от ледяного плена. Лебеди, гуси, утки возвращаются домой.
А в мае лес развешивает зелёные флажки. Он встречает соловья. Ночью прилетает перепел. Только звёзды освещают его посадочную площадку.

  1. укажите в тексте падежи слов в первом предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: флажки, ночью;
  3. определите главные члены в последнем предложении.

Диктант № 21: «Весна» (68 слов)

Трудятся на родной земле люди. Нужно успеть выполнить все полевые работы. И тогда зелёными всходами от края до края покроется широкое пшеничное поле. Колокольчиком звенит и льётся с неба звонкая песня жаворонка. Цветёт за окном школьный сад.
Среди зелёных ветвей устроили гнездышко певчие птички. Сразу не заметишь его в густой листве! Скоро появятся птенчики. Птицы накормят их мошками и жирными гусеницами. Много вредных насекомых съедят за лето птенцы.

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните разбор первого предложения по членам;
  3. выполните фонетический разбор слов: льётся, пшеничным.

Диктант № 22: «Весна в лесу» (94 слова)

Наступила самая мягкая и светлая пора. Весна. Особенно красиво сейчас в лесу, где в каждом шорохе листвы, в каждом дуновении ветра чувствуется пробуждение природы.
Вот сорвалась с листа и звонко ударилась о землю капелька росы. Молодая травка робко пробивается сквозь пласты прошлогодней опавшей хвои. Но уже совсем скоро зелёный ковер покроет всю землю.
Деревья спешат примерить весенние наряды. Стройная сосна выпустила новые иголочки, которые ярко выделяются на фоне старой хвои. На её ветках появляются маленькие душистые шишки.
Над рекой склонилась ива. Её гибкие ветки украшены забавными серёжками. А узкие листочки трепетно шелестят над водой.

  1. укажите в тексте падежи слов в 4 предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: выделяются, гибкие;
  3. сделайте морфемный разбор слов в первом предложении.

Диктант № 23 «Весенний первоцвет» (84 слова)

Ещё в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные сугробы пробиваются первые весенние цветы. Такие цветы называют первоцветами.
Ранней весной расцветает удивительный цветок. Он похож на маленькое солнышко. Его жёлтые лепесточки, словно тонкие лучики солнца, тянутся к свету. Странное название имеет этот цветок. В народе его окрестили мать-и-мачеха.
Название связано со строением листа. Одна сторона листа мягкая, глянцевая, шелковистая. Приложишь листок этой стороной к щеке, и почувствуешь лёгкую прохладу.
А с другой стороны листа поверхность тёплая на ощупь, словно руки родной матери.

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните разбор второго предложения по членам;
  3. выполните фонетический разбор слов: глянцевая, строением.

Источник



Ночью раздался страшный треск. К утру река вздулась. Около леса вода затопила дом лесника. Семья лесника спасалась на кры­ше. Скоро в небе загудел вертолет. Летчики спасли людей

Хорошо в лесу в полдень. Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины. Зеленые елочки выгибают колючие ветви. Кра­суется белая березка с душистыми листочками. Дрожит серая оси­на. Коренастый дуб раскинул свои резные листья.

В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покру­жились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в дальние страны. Над лесами, полями, городами высо­ко в небе летели журавли. В глухом лесу сделали отдых.

Еще темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке по­казалась ранняя зорька.

Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят жу­равли. С неба услышим мы их прощальные голоса. До свидания, журавли! До радостной встречи весной!

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ № 2КОНСПЕКТЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Определите, какие факторы влияют на усвоение орфографичес­ких знаний в процессе выполнения заданий и упражнений на данных уроках.

2. Определите вид работ, проводимых на этих уроках.

3. Сформулируйте методическую задачу, решаемую на каждом этапе урока. ‘

Урок на тему «Мягкий знак на конце слов» (II класс, I-IV)

1.Проверка домашнего задания.

— Прочитайте текст. Какие знаки стоят в конце предложе­ний? Почему?

— Какое значение имеет слово хлеб в первом предложении ?

2. Запись под диктовку слов с непроверяемыми гласными: ка­рандаш, работа, медведь, колхоз.Объяснение написания, исправ­ление ошибок.

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Наблюдение над мягким согласным звуком на конце слова и его обозначением по упражнению учебника. Учащиеся подво­дятся к выводу, что мягкий согласный в конце слова обозначается двумя буквами: согласной буквой и мягким знаком. Дается обра­зец рассуждения:

— На конце слова декабрь произносится мягкий согласный звук
[р’Ь который на письме обозначаем буквой «эр» и мягким знаком.

5. Упражнения в написании слов с мягким согласным звуком на конце (по учебнику).

— Что обозначает мягкий знак в конце слова?

— Почему важно знать, когда пишется мягкий знак ?

7. Домашнее задание.

Урок на тему «Распознавание слов,

которые различаются гласной буквой в корне»

1. Диктант с предварительной подготовкой по тексту учеб­ника.

2. Распознавание слов, сходных по звучанию. Учитель читает предложения:

Вокруг раскинулись густые леса. Лиса живет в норе.

— Найдите в предложениях слова, сходные по звучанию.

— Чем они различаются ?

Выясняется, что слова различаются по смыслу. Учащиеся под­бирают однокоренные проверочные слова и устанавливают, что эти слова пишутся неодинаково. Предложения записываются.

— Прежде чем писать слово, нужно выяснить для себя его зна­
чение.

3. Предупредительный диктант.

Волосы у отца уже стали седеть. 2) Хорошо вечером сидеть у костра. 3) Птичка вила гнездо. 4) Дорожка вела к озеру. 5) Кот слизал сметану. 6) Мальчик слезал с дерева.

4. Работа над структурой текста. Выборочное списывание тек­ста из учебника. Составление концовки текста.

5. Домашнее задание.

Урок на тему «Правописание глаголов прошедшего времени» (IV класс, I-IV)

1. Постановка учебной задачи.

— Прочитайте в учебнике тему сегодняшнего урока.

— Что вы знаете о глаголах в прошедшем времени ?

— По какому плану вы бы сделали обобщение?
Коллективно составляется план.

2. Наблюдения над особенностями глаголов прошедшего вре­
мени (по тексту упражнения учебника).

— Поставьте к глаголам вопросы.

— Сделайте вывод о глаголах в прошедшем времени.

— Разберите по составу глаголы шуршал, загнал, зазеленел, заголубел, вылетела.

— Сделайте вывод о суффиксе глаголов прошедшего времени.

3. Письмо по памяти.

4. Изменение глаголов по числам и родам (по тексту упраж­нения учебника).

Работа с выводом об окончаниях по учебнику.

5. Диктант с предварительной подготовкой.

6. Обобщение о* глаголах прошедшего времени по плану, со­ставленному в начале урока.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ № 3

ПРИМЕРЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ II КЛАССА

1. Пользуясь различными способами правки, отметьте ошибки.

2. Назовите ошибки, типичные для всех учеников и для каждого ученика в отдельности. Укажите их причину.

3. Спланируйте работу над ошибками.

Над лесом взошло сонце. Лучи его заиграли по реке, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечутв чаще деревьев. Среди палей поузкой дорожке идет группа ребят. Это пионеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отряд в колхоз Дубки. Ребята спишат накол-хозные паля. Своей работой помогут колхозникам собрать урожай.

Над лесом взошло солнце. Лучи ево заиграли по рике, на кус­тах. Кругом тишна и прохлада. Птицы щебечут в чаще диревьев. Среди полей по уской дорошке идет группа ребят. Это пеонеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отрят в калхоз Дубки. Рибята спе­шат на колхозные поля. Своей работой помогут колхозникам со­брать уржай.

Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли пореке, на кус­тах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревев. Среди полей по узкой дорожке идет группа ребят. Это пионеры. Вожатый игорь ушаков ведет отряд в колхоз дубки. Ребята спешат на колхозные поля. Своей работой помогут колхозникам собрать урожай.

Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли по реке, на кус­тах. Кругом тишына и прахлада. Птицы щебечут в чяще деревьев. Среди палей по узкой дорожке идет група ребят. Это пионеры. Во­жатый Игорь Ушаков ведет отряд в колхоз Дубки. Ребята спишат на колхозные поля. Сваей работой помогут колхозникам собрать урожай.

V. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ

1. Роль фонетических знаний в овладении устной и письменной речью.

2. Методика ознакомления со звуками и буквами, гласными и со­гласными.

3. Ознакомление с твердыми и мягкими согласными звуками и обо­значением их на письме.

4. Ознакомление с глухими и звонкими согласными звуками и обо­значением их на письме.

5. Методика работы над слогом, ударением, ударными и безударны­ми гласными.

6. Обучение правописанию на основе соотнесения звука и буквы.

Источник

Adblock
detector