Меню

Над озерами летели гуси

БЕЛЫЕ ГУСИ — Ты любишь рисовать?

Высоко в небе, над лесом и над полем, летели белые гуси. Летели-торопились, крыльями махали, шеи вытягивали. А шеи у них белые, и крылья у них белые, каждое перо — белое. Даже воздух вокруг — и тот светился, как белый пух.

Долго летели гуси. Но вот день подошёл к концу, и солнце, скатившись с неба, ушло в лес. И оттуда, из леса, стали подниматься сумерки, воздух пошёл густой и синий. И от этого воздуха всё кругом стало синим. И гуси, которые летели над лесом, тоже стали синими.

— Смотрите! Смотрите! — закричали люди, показывая в небо. — Синие гуси летят!

— Нет, нет! — закричали в ответ гуси. — Мы не синие, мы — белые!

Но люди не поняли их, они услышали лишь «Га-га-га!»

Затем наступила ночь. Небо погасло, все краски на земле и на небе погасли. И земля стала чёрной, И гуси, которые летели над землёй, тоже стали чёрными.

— Смотрите! Смотрите! — закричали люди, показывая в небо. — Чёрные гуси летят!

— Нет, нет! — закричали в ответ гуси. — Мы не чёрные, мы — белые!

Но люди опять не поняли их.

А когда ночь прошла и солнце поднялось над лесом, гуси наконец закончили свой путь. Они опустились на тихую воду большого озера и поплыли по воде, вытянув шеи. А шеи у них белые, и крылья у них белые, каждое перо — белое. Даже вода под ними — и та сияла-переливалась, как белый свет,

— Смотрите! Смотрите! — закричали люди, показывая на озеро. — Какие красивые белые гуси!

«Га-га-га! Га-га-га!» — закричали в ответ гуси. Они хотели крикнуть: «Мы же говорили, что мы — белые!».

Какого цвета на самом деле были гуси? Почему люди говорили, что птицы синие? Найди и прочитай в тексте. Как изменился цвет гусей ночью?

Прочитай описание утра и гусей, плывущих по воде. Знаешь ли ты, что означает выражение ослепительно белый? Можно ли применить его в описании гусей, плывущих по воде?

Запомни: чтобы научиться рисовать, надо научиться видеть разнообразие красок и их оттенков.

Рассмотри рисунок. Какими изобразил гусей художник?

Источник

Таланту Соколова-Микитова. Апрель!

Серж Пьетро 1 /Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892, Калужская губерния — 1975, Москва) — русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент./

Месяц апрель — «зажги снега, заиграй овражки».
Так говорится в народной пословице.
Это значит: последний снег с полей сходит, звенят по оврагам ручьи, ломают зимний лёд реки.
Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Все уж сняли рукавицы.
Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.
Уже прилетели, расхаживают по полям и дорогам белоносые грачи.
Распевают, греясь на солнышке, весенние весёлые гости – скворцы,
С песнями поднимаются с полей высоко в небо голосистые жаворонки.
В лесу радостно быстрый ручей журчит!
Наступает особенный торжественный час в русской природе. Он таким дивным в этом году не был —
Распахнутся невидимые голубые ворота как бы до самого неба.
Вместе с полой водой покажутся косяки пролётных птиц. Просто чудеса!
От теплого юга до студеного моря, над всей обширной страною,
Будут слышны их весенние весёлые голоса.
Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озерами
Летят птицы, возвращаясь на свою родину.
Высоко в небе, распахнув белые крылья, пролетают на север прекрасные лебеди,
Стройными косяками тянут гуси, курлыкают журавли – несут на крыльях весну!
На реках и озерах, наполненных вешней водою, отдыхают и кормятся дикие утки – целыми стаями.
Множество птиц пролетает даже над шумными многолюдными городами.
Выйди на берег реки, хорошенько послушай хоть несколько минут — гораздо меньше, чем полчаса.
Чуткое ухо услышит в освещённом заревом городском небе
Свист бесчисленных крыльев, далёкие птичьи голоса.
Для чуткого, внимательного охотника, умеющего хорошо видеть и слышать,
Особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу – лесные голоса.
Необычайно разнообразны эти лесные звуки весною – лесные чудеса!
Вот с надломанной ветки березы, невдалеке, упала прозрачная капля –
Послышался тонкий, хрустальный звон и кажется, что звенит и вдали.
Под напором жизненных соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок
И чуткому уху охотника уже чудится шёпот проснувшейся земли.
Тысячи таких звуков родятся весною в ожившем лесу:
От пенька к пеньку пробежала, тоненько пискнула мышь, юркнула под ель;
Поднявшись с земли, прогудел, стукнулся о березу и грузно упал неповоротливый жук.
Сидя на стволе засохшего дерева, дятел пустил звонкую барабанную трель.
На макушке берёзы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка, не смолкает
и, точно поперхнувшись, неожиданно вдруг умолкает.
Окруженный золотым сиянием Солнца, на самой вершине голого дуба,
Важно надувая зоб, воркует дикий голубь-витютень, будто ждёт кого-то на свиданье:
«На ду-у-убе сижу! На ду-у-убе сижу!» — далеко-далеко разносится глухое его воркованье.
Справа и слева на своих звонких свирелях разливаются певчие дрозды,
А в глухой еловой чащобе тихо попискивает рябчик, будто предупреждает: чу! – молчи!
Обманывая слух, под прозрачной коркой льда журчит весенний ручей
И, вторя ему, на лесных обсохших полянах бормочут тетерева-косачи.
На закате Солнца страшно ухнет филин в лесу,
Гугукнет — гу-гу-гуу! – бесшумно пролетая, сова
И со всех сторон отзовутся ей, празднуя весну, зайцы, совершенно забыв про лису.
А в холодных прозрачных лужах неустанно «турлычат» лягушки.
Шелестя сухими травинками, бегают по обсохшим кочкам быстрые муравьи, они – лесов дар!
Днём на пригреве жужжат весенние быстрые мухи — чувствуют Солнца жар!
Вылетев из зимнего убежища, басом прогудит шмель и улетит, как на пожар.
И уж тянет, тянет над ухом охотника свою нудную песенку первый комар.

Читайте также:  Озеро в карелии 8 букв кроссворд

_____
Таланту Соколова-Микитова. Весенняя ночь!
/Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892, Калужская губерния — 1975, Москва) — русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент./
Месяц апрель — «зажги снега, заиграй овражки». Так говорится в народной пословице.
Это значит: последний снег с полей сходит, звенят по оврагам ручьи, ломают зимний лед реки.
Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля.
Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.
Уже прилетели, расхаживают по полям и дорогам белоносые грачи. Распевают, греясь на солнышке, весенние веселые гости — скворцы. С песнями поднимаются с полей высоко в небо голосистые жаворонки.
Наступает особенный торжественный час в русской природе. Как бы до самого неба распахнутся невидимые голубые ворота. Вместе с полой водой покажутся косяки пролетных птиц. От теплого юга до студеного моря, над всей обширной страною, будут слышны их весенние веселые голоса.
Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озерами летят птицы, возвращаясь на свою родину. Высоко в небе, распахнув белые крылья, пролетают на север прекрасные лебеди, стройными косяками тянут гуси, курлыкают журавли. На реках и озерах, наполненных вешней водою, отдыхают и кормятся дикие утки.
Множество птиц пролетает даже над шумными многолюдными городами. Выйди на берег реки, хорошенько послушай! Чуткое ухо услышит в освещенном заревом городском небе свист бесчисленных крыльев, далекие птичьи голоса.
Для чуткого, внимательного охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. Необычайно разнообразны эти лесные звуки весною. Вот с надломанной ветки березы упала прозрачная капля — послышался тонкий, хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок, и чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. Тысячи таких звуков родятся весною в ожившем лесу. От пенька на пенек пробежала, тоненько пискнула мышь; поднявшись с земли, прогудел, стукнулся о березу и грузно упал неповоротливый жук. Сидя на стволе засохшего дерева, дятел пустил звонкую барабанную трель. На макушке березы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, неожиданно вдруг умолкает. Окруженный золотым сиянием солнца, на самой вершине голого дуба, важно надувая зоб, воркует дикий голубь-витютень. «На ду-у-убе сижу! На ду-у-убе сижу!» — далеко-далеко разносится глухое его воркованье. Справа и слева на своих звонких свирелях разливаются певчие дрозды, а в глухой еловой чащобе тихо попискивает рябчик.
Обманывая слух, под прозрачной коркой льда журчит весенний ручей, и, вторя ему, на лесных обсохших полянах бормочут тетерева-косачи. На закате солнца страшно ухнет филин в лесу, гугукнет — гу-гу-гуу! — бесшумно пролетая, сова, и со всех сторон отзовутся ей, празднуя весну, зайцы. А в холодных прозрачных лужах неустанно «турлычат» лягушки.
Шелестя сухими травинками, бегают по обсохшим кочкам быстрые муравьи, днем на пригреве жужжат весенние быстрые мухи. Вылетев из зимнего убежища, басом прогудит шмель. И уж тянет, тянет над ухом охотника свою нудную песенку первый комар.

Источник

Над озерами летели гуси

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

С дерев..ев осыпались листья и сад..воды(2) стали зарывать в землю виноградные лозы. Тогда над станицей пол..тели дикие гуси(4). Им предст..яло совершить далекий, трудный путь. Утр..м и днем в х..лодноватой чистой с..неве неба видны были темные точки ул..тающих на юг гуси(нн/н)ых стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра (з/с)бивал м..лодых гусей. Они л..мали линию строя и старый вожак звал их ре(с/з)ким, горта(н/нн)ым криком. Они возвр..щались на свои(3) места и стая л..тела дальше.

И всё же, бывало, на оз..ре или где-нибудь на мелк..водье ост..валась обе(с/сс)илевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей и она л..тела одна. Она пыталась догнать стаю.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Приведём верное написание.

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь. Утром и днем в холодноватой чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна. Она пыталась догнать стаю.

В выделенном предложении найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, выпишите это слово.

Тогда над станицей полетели дикие гуси.

В слове «дикие» звуков больше, чем букв, т.к. буква Е после гласного даёт два звука.

(2) − морфемный и словообразовательный разборы слова:

Сад о воды← сад + вод ить (сложение)

(3) − морфологический разбор слова:

Свои — местоимение; указывает на признак; места (чьи?) свои;

1. Постоянные признаки: притяжательное; непостоянные: множ. число, вин. падеж;

(4) − синтаксический разбор предложения:

нар. Тогда над сущ. станицей глаг. полетели прил. дикие сущ. гуси (повеств., невоскл., простое, двусоставн., распростр., не осложнено)

Источник



Задачи, решаемые с конца

Предмет математики настолько серьезен,
что нельзя упускать случая,
сделать его немного занимательным.
Блез Паскаль.

В этой работе приведены материалы занятий математического кружка, проводимого для учащихся 5–6-х классов.

Читайте также:  Как составить кроссворд по произведению васюткино озеро

Цель проведения кружка: создание условий для развития творческой, познавательной активности учащихся при изучении математики, развитие и сохранение устойчивого и долговременного интереса к предмету.

  • развивать познавательные интересы ребенка (восприятие, мышление, внимание, воображение, память и др.);
  • формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету и познавательную активность;
  • формировать навыки самостоятельной работы и потребности в исследовательской деятельности;
  • развивать коммуникативные качества личности.

Увлечение математикой часто начинается с размышлений над какой-то новой, интересной, нестандартной и понравившейся задачей. Она может встретиться и на школьном уроке, и на занятии математического кружка, в журнале или книге, ее можно услышать от друга или от родителей. Задачи на логику развивают в человеке сообразительность, интеллект и упорство в достижении цели. Очень часто одна решенная логическая задача пробуждает у ребенка устойчивый и долговременный интерес к изучению математики, желание искать и решать новые логические, нестандартные задачи и задачи повышенной трудности. А это, во многом, и есть главная цель учителя.

Логические задачи – это хороший способ развития умственных способностей. К классу логических задач относятся также задачи на переливания.

Тематические занятия кружка.

Занятие № 1. Задачи, решаемые с конца

1. Магия чисел. Я задумал число, прибавил к нему 5, потом разделил сумму на 3, умножил на 4, отнял 6, разделил на 7 и получил число 2. Какое число я задумал.

2. Яблоки. Трое мальчиков имеют по некоторому количеству яблок. Первый мальчик дает другим столько яблок, сколько каждый из них имеет. Затем второй мальчик дает двум другим столько яблок, сколько каждый из них теперь имеет; в свою очередь и третий дает каждому из двух других столько, сколько есть у каждого в этот момент. После этого у каждого из мальчиков оказывается по 8 яблок. Сколько яблок было у каждого мальчика вначале?

3. Черт и бездельник. Однажды черт предложил бездельнику заработать. “Как только ты перейдешь через этот мост, – сказал он, – твои деньги удвоятся. Можешь переходить по нему сколько хочешь раз, но после каждого перехода отдавай мне за это 24 рубля”. Бездельник согласился и … после третьего перехода остался без денег. Сколько денег у него было сначала?

4. Туристы. Группа туристов отправилась в поход. В первый день они прошли 1/3 пути, в второй – 1/3 остатка, в третий – 1/3 нового остатка. В результате им осталось пройти 32 км. Сколько километров был маршрут туристов?

5. Гуси. Над озерами летели гуси. На каждом озере садилась половина гусей и еще полгуся, остальные летели дальше. Все сели на семи озерах. Сколько было гусей?

6. Крестьянин и царь. Крестьянин пришел к царю и попросил: “Царь, позволь мне взять одно яблоко из твоего сада”. Царь ему разрешил. Пошел крестьянин к саду и видит: весь сад огорожен тройным забором. Каждый забор имеет только одни ворота, и около каждых ворот стоит страж. Подошел крестьянин к первому стражу и сказал: “Царь разрешил мне взять одно яблоко из сада”. “Возьми, но при выходе должен будешь отдать мне половину яблок, что возьмешь, и еще одно”, – поставил условие страж. Это же повторили ему второй и третий, которые охраняли другие ворота. Сколько яблок должен взять крестьянин, чтобы после того, как отдаст положенные части трем стражам, у него осталось одно яблоко?

1. Магия чисел. Я задумал число, прибавил к нему 5, потом разделил сумму на 3, умножил на 4, отнял 6, разделил на 7 и получил число 2. Какое число я задумал.

Решение.
Решаем задачу с конца:
1) 2 ∙ 7 = 14 – число до деления на 7.
2) (14 + 6) : 4 = 5 – число до умножения на 4.
3) 5 ∙ 3 = 15 – число до деления на 3.
4) 15 – 5 = 10 – искомое число.
Ответ: задумано число 10.

2. Яблоки. Трое мальчиков имеют по некоторому количеству яблок. Первый мальчик дает другим столько яблок, сколько каждый из них имеет. Затем второй мальчик дает двум другим столько яблок, сколько каждый из них теперь имеет; а третий дает каждому из двух других столько, сколько есть у каждого в этот момент. После этого у каждого из мальчиков оказывается по 8 яблок. Сколько яблок было у каждого мальчика вначале?

Решаем задачу с конца с помощью таблицы.

Номер мальчика 1 2 3
Число яблок в конце 8 8 8
Число яблок до передачи их третьим мальчиком 8 : 2 = 4 8 : 2 = 4 8 + 8 + 4 = 16
Число яблок до передачи их вторым мальчиком 4 : 2 = 2 4 + 2 + 8 = 14 16 : 2 = 8
Число яблок первоначально 2 + 4 + 7 = 13 14 : 2 = 7 8 : 2 = 4

Таким образом, первоначально яблок у первого, второго и третьего мальчиков было соответственно 13, 7 и 4.

Ответ: 13 яблок, 7 яблок, 4 яблока.

3. Черт и бездельник. Однажды черт предложил бездельнику заработать. “Как только ты перейдешь через этот мост, – сказал он, – твои деньги удвоятся. Можешь переходить по нему сколько хочешь раз, но после каждого перехода отдавай мне за это 24 рубля”. Бездельник согласился и … после третьего перехода остался без денег. Сколько денег у него было сначала?

Так как после третьего перехода у бездельника денег не осталось, то после перехода моста в третий раз у него было 24 рубля, а до перехода третьего моста – 12 рублей. Тогда после перехода второго моста у бездельника было 12 + 24 = 36 (рублей), а до перехода второго моста – 36 : 2 = 18 (рублей). Рассуждая аналогично, получим, что после перехода первого моста у бездельника стало 18 + 24 = 42 (рубля), а перед переходом первого моста – 42 : 2 = 21 (рубль). Таким образом, у бездельника сначала был 21 рубль.

Читайте также:  Показать по карте где находится каспийское озеро

4. Туристы. Группа туристов отправилась в поход. В первый день они прошли 1/3 пути, в второй – 1/3 остатка, в третий – 1/3 нового остатка. В результате им осталось пройти 32 км. Сколько километров был маршрут туристов?

Так как осталось 32 км, а в третий день туристы прошли остаток, то 32 км будут составлять последнего 2/3 остатка, тогда сам последний остаток будет равен 32 : 2/3 = 48 (км). Эти 48 км будут составлять 2/3 длины маршрута, оставшегося пройти после первого дня. Тогда весь маршрут, который осталось пройти, будет равен 48 : 2/3 = 72 (км). Эти 72 км составляют вновь 2/3, но уже всего маршрута туристов, а значит, весь маршрут будет равен 72 : 2/3 = 108 (км).

5. Гуси. Над озерами летели гуси. На каждом озере садилась половина гусей и еще полгуся, остальные летели дальше. Все сели на семи озерах. Сколько было гусей?

Так как на последнем озере сели оставшиеся гуси и больше не осталось, то там сел 1 гусь. Если бы село 2, то 1 гусь остался бы еще. Тогда к шестому озеру подлетало 1 + 12∙2 = 3 гуся. А к пятому 3 + 12∙2 = 7, к четвертому 7 + 12∙2 = 15, к третьему – 15 + 12∙2 = 31, ко второму 31 +12∙2 = 63, тогда к первому подлетело 63 + 12∙2 = 127 гусей.

Ответ: 127 гусей

6. Крестьянин и царь. Крестьянин пришел к царю и попросил: “Царь, позволь мне взять одно яблоко из твоего сада”. Царь ему разрешил. Пошел крестьянин к саду и видит: весь сад огорожен тройным забором. Каждый забор имеет только одни ворота, и около каждых ворот стоит страж. Подошел крестьянин к первому стражу и сказал: “Царь разрешил мне взять одно яблоко из сада”. “Возьми, но при выходе должен будешь отдать мне половину яблок, что возьмешь, и еще одно”, – поставил условие страж. Это же повторили ему второй и третий, которые охраняли другие ворота. Сколько яблок должен взять крестьянин, чтобы после того, как отдаст положенные части трем стражам, у него осталось одно яблоко?

Перед последними воротами у крестьянина должно остаться (1 + 1) ∙ 2 = 4 яблока, перед вторыми – (4 + 1) ∙ 2 = 10, и перед первыми – (10 + 1) ∙ 2 = 22 яблока.

Ответ: 22 яблока.

7. Лилия на озере. На озере расцвела лилия. Каждый день число цветков удваивалось и на 20-й день все озеро покрылось цветами. За сколько дней покрылась цветами половина озера?

Начнем с конца. Так как каждый день число цветков удваивается, а на 20-й день все озеро покрылось цветами, то половина его была покрыта цветами за один день до того, т.е. на 19-й день.

Ответ: за 19 дней.

Дополнительные задачи и задачи для самостоятельного решения.

1. Это старинная задача. Крестьянка пришла на базар продавать яйца. Первая покупательница купила у нее половину всех яиц и еще половину яйца. Вторая покупательница приобрела половину оставшихся яиц и еще половину яйца. Третья купила всего одно яйцо. После этого у крестьянки не осталось ничего. Сколько яиц она принесла на базар?

2. Задача из книги «Арифметика» Леонтия Магницкого. Отец решил отдать сына в учебу и спросил учителя: «Скажи, сколько учеников у тебя в классе?» Учитель ответил:

«Если придет еще учеников столько же, сколько имею, и полстолько, и четвертая часть, и твой сын, тогда будет у меня сто учеников». Сколько же учеников было в классе?

3. Мать купила яблоки. Два из них взяла себе, а остальные разделила между тремя своими сыновьями. Первому она дала половину всех яблок и половину яблока, второму – половина остатка и еще половину яблока, третьему – половину нового остатка и оставшуюся половину яблока. Сколько яблок купила мать, и сколько яблок получил каждый из сыновей?

4. Поставили самовар, а потом 7 раз садились пить чай и каждый раз выпивали половину имеющейся в нем воды. Оказалось, что после этого остался всего стакан воды. Сколько воды было в самоваре перед чаепитием?

5. Я задумал число, отнял 57, разделил на 2 и получил 27. Какое число я задумал?

6. На праздник купили торт. Но ели его очень интересно – к торту подходил человек и съедал половину того, что осталось. Всего торт ели 5 человек, а пришедшему последним (пятым) Стасу, отдали все, что осталось – полкило торта. Сколько весил торт в начале?

7. Некто прогулял 1/4 урока. На следующий день он прогулял половину урока. Каждый день количество прогулянных уроков увеличивалось в два раза. На десятый день он впервые прогулял все уроки. На какой день он прогулял четверть уроков, если их количество в каждый день одинаково.

8. Хулиган Леша с занятия украл много спичек. По дороге другие ребята увидели его и каждый забрал у него несколько. Вова забрал треть, Вася – треть оставшихся, Гриша – еще треть оставшихся, Толя – тоже треть оставшихся. В итоге Леша сжег 16 спичек, и у него после этого спичек не осталось. Сколько у него их было?

9. Три мальчика делили 120 фантиков. Сначала Петя дал Ване и Толе столько фантиков, сколько у них было. Затем Ваня дал Толе и Пете столько фантиков, сколько у них стало. И, наконец, Толя дал Пете и Ване столько, сколько у них к этому моменту имелось. В результате всем досталось поровну. Сколько фантиков было у каждого вначале?

Источник

Adblock
detector