Меню

Назовите композитора автора оперы евгений онегин пиковая дама балет лебединое озеро щелкунчик

Назовите композитора автора оперы евгений онегин пиковая дама балет лебединое озеро щелкунчик

Пётр Ильич Чайковский
(7. V. 1840, Воткинск — 6. XI. 1893, Петербург)

Пётр Ильич ЧайковскийУдивительно многообразно, необычайно широко по жанровому охвату творчество Чайковского. Он оставил наследие во всех музыкальных жанрах. К высочайшим достижениям мировой музыки относятся все его симфонии, оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» открыли принципиально новую страницу в истории этого вида искусства. Романсы пополнили сокровищницу камерно-вокального жанра, а фортепианные сочинения играют буквально все пианисты мира.

В произведениях Чайковского глубоко и правдиво раскрывается внутренний мир человека его времени, его духовный облик, его нравственные проблемы. Чайковский — это музыкальный психолог, конгениальный Достоевскому. Музыка Чайковского предельно эмоциональна. Она в первую очередь обращается к чувствам человека и всегда безусловно овладевает ими. Однако это не значит, что в ней нет философской глубины. Напротив, в ней бьется пытливая, ищущая мысль. Композитор ставит в своих сочинениях самые глубокие, самые волнующие проблемы — жизни и смерти, взаимоотношений личности и общества. Мелодии Чайковского — это особый мир, отличающийся щедростью, душевностью, эмоциональным богатством и глубиной оттенков. Простые, напевные, близкие общеизвестным песенно-романсным интонациям, они в то же время отличаются глубиной образного обобщения, подлинным симфоническим размахом, напряженностью и динамикой.

Наследие Чайковского — явление огромной значимости не только само по себе, но и как звено в общеевропейской музыкальной культуре, как источник, без которого не было бы произведений Скрябина и Рахманинова, Малера и Шостаковича. Оно вошло в мировой фонд музыкальной классики. По сей день музыка Чайковского — одна из самых любимых широкими слушательскими кругами. Огромная сила ее воздействия определяется чутким воплощением композитором мелодических особенностей русского романса и других бытовых интонаций, в удивительном мелодическом богатстве и выразительности, наконец, в редком музыкально-драматургическом чутье, которое позволяло музыканту строить форму произведения с исключительным мастерством и убедительностью.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в имении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, где его отец служил горным инженером. Мальчик с детства был крайне впечатлительным — воспитательница называла его «стеклянным ребенком». Первоначальное домашнее воспитание проходило в атмосфере многодетной семьи со скромным, в меру способностей родителей и приглашенных учителей, музицированием, с впечатлениями от песен крестьян, их немудреных наигрышей и плясок по праздникам. Патриархальная глушь не мешала выписывать журналы, быть в курсе культурной жизни. Огромную роль сыграла оркестрина — купленный отцом механический орган, воспроизводивший арии Моцарта, Доницетти и Россини. Быть может, с тех давних пор Моцарт стал любимейшим композитором Чайковского. Музыка была в числе обязательных предметов обучения: каждый ребенок этого круга должен был уметь играть на рояле «для себя», для сопровождения танцев. У маленького Чайковского музыкальность проявилась в четыре года — тогда он вместе с сестрой сочинил первую пьеску. Начались занятия, сначала с пианисткой-самоучкой из крепостных. В восемь лет он уже хорошо играл и много импровизировал на рояле. Показательно, что музыка была для него прибежищем: «Я. никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен», — сообщает в одном из писем девятилетний мальчик.

Когда Чайковскому исполнилось десять, его повезли в Петербург, начались годы учения в Училище правоведения. Отрыв от семьи переживался мальчиком очень тяжело. Спасение было в музыке, которой он продолжал заниматься с известным в то время педагогом Кюндингером. Тот дал Чайковскому хорошую технику, однако особенных способностей не заметил и однажды на вопрос отца будущего композитора, стоит ли мальчику заниматься музыкой профессионально, ответил отрицательно.

В 1852 году Чайковские переехали в Петербург, и Петр Ильич, до того живший у знакомых, воссоединился, наконец, с любимыми родными. По окончании училища в 1859 году он был зачислен на службу в Департамент юстиции в чине титулярного советника и начал вести жизнь, обычную для молодого чиновника, с дневным «присутствием», вечерними гостями, танцами, театром, домашними спектаклями. Очень скоро служба показалась ему никчемной, жизнь — бессмысленной. Музыка просыпалась в нем, не давая покоя. Показательно письмо, которое он пишет сестре: «За ужином говорили про мой музыкальный талант. Папаша уверяет, что мне еще не поздно сделаться артистом. Хорошо бы, если так; но дело в том, что если во мне есть талант, то уже, наверно, его развивать теперь невозможно».

Мысль о перемене жизни все больше преследовала Чайковского. На это было трудно решиться, тем более, что обстоятельства складывались неблагоприятно. Отец больше не работал. Накопленное состояние, казалось, давало возможность безбедной жизни, но добрый и беспечный, очень доверчивый и не разбиравшийся в людях, старший Чайковский в одночасье лишился всего, приобретенного за долгие годы службы. Помогать сыну он не мог. Тем не менее, все взвесив, Чайковский отказался от налаженной было карьеры и осенью 1861 года, оставив место чиновника, поступил в музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. В следующем году он стал учеником только что открытой первой в России Петербургской консерватории. Под руководством профессора Н. Зарембы он изучал гармонию и контрапункт, у основателя и директора консерватории Антона Рубинштейна брал уроки инструментовки и сочинения. Занимался он с большим увлечением. Кроме учебных предметов, все время приходилось думать о хлебе насущном. Брать помощь от отца он не мог: того, что осталось, еле хватало на содержание младших братьев. И он не гнушался никакими приработками. Бегал по грошовым урокам, иногда влезал в долги.

Уже через три года Чайковский — автор нескольких крупных сочинений: сонаты и вариаций для фортепиано, трех симфонических увертюр, струнного квартета. Он окончил консерваторию в 1865 году в числе первых выпускников, с отличием. Выпускной работой стала кантата «К радости» на стихи Шиллера. Осенью 1866 года брат А. Рубинштейна Николай Григорьевич открыл консерваторию в Москве. Чайковский был приглашен в нее преподавать гармонию, инструментовку и свободное сочинение. Жить на первое время ему предлагалось в квартире Рубинштейна, находившейся тут же, при консерватории. Таким образом, материальные проблемы решились. Правда, педагогическая нагрузка была очень велика, но оставалось время и для сочинения. Дружески настроенный к молодому композитору «московский Рубинштейн», как его звали в отличие от брата, ввел его в центр художественной жизни Москвы. Чайковский познакомился с драматургом Островским, писателем Писемским, выдающимися актерами того времени Садовским, Живокини, Правдивым. «Истинное наслаждение я испытывал здесь два раза в Русском театре; таких актеров, я думаю, нет во всем мире», — писал Чайковский после посещения одного из спектаклей «Дома Островского», каким становился Малый театр. К Островскому его влекло давно: еще на студенческой скамье была написана увертюра к «Грозе». И первую оперу — «Воевода» — он начал писать на сюжет замечательного русского драматурга.

Постепенно завязываются связи с музыкальным Петербургом. Если раньше отношение к нему Балакиревского кружка, определявшего музыкальные вкусы столицы, было скептическим, то постепенно оно меняется к лучшему. С членами Могучей кучки его связывало взаимное уважение, а иногда и приязнь. С Балакиревым Чайковский переписывался, ему посвятил симфоническую фантазию «Фатум», впрочем, жестоко раскритикованную, ему обязан сюжетами увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», симфонии «Манфред». Приезжая в Петербург, Чайковский всегда встречался с музыкантами столицы. Но это было много позднее. А пока он входил в новую жизнь в Москве.

Несмотря на почетное положение профессора консерватории, жалованье его было мизерным. Денег хватало только на самое насущное, и выехать из квартиры Рубинштейна, где он должен был подчиняться распорядку хозяина дома, где постоянно звучала музыка — шли непрерывные занятия со множеством учеников, — не удавалось. Это создавало дополнительные сложности для творчества. Выход музыкант нашел в продолжительных прогулках. Бродя по московским улицам и окрестностям города, он вслушивался в звучащие там песни, обдумывал музыкальные замыслы. Сочинялось в эти первые годы много: он как будто торопился наверстать упущенное. Оперы «Воевода» и «Ундина», Первая симфония, «балакиревские» фантазии — все это плоды первых трех послеконсерваторских лет. Правда, потом композитор жестко пересмотрел свои первые опыты, многое уничтожил.

В 1868 году в Москву приехала прославленная певица Дезире Арто. Ее искусство было поистине неподражаемо. Пленила она всех, в том числе и Чайковского. Причем его привлекло не только пение, но и личность артистки. Он настолько увлекся, что сделал предложение. Друзья отговаривали его, указывая на сложность совместной жизни композитора со знаменитой артисткой: ему грозила участь приживала при ней, неспособной отказаться от своей карьеры, от поездок по всему миру. Как бы он мог творить в таких условиях? Но помолвка состоялась. После этого Арто уехала на гастроли в Варшаву, и очень скоро пришло известие, что она вышла замуж. Н. Рубинштейн, сообщивший о ее браке с певцом Падиллой, добавил в утешение: «Ну, не прав ли я был, когда говорил, что не ты нужен в мужья!? Вот ей настоящая партия, а ты нам, пойми, нам, России нужен, а не в прислужники знаменитой иностранке». Свидетельством большого чувства композитора остался посвященный Арто Романс для фортепиано и написанные много позднее романсы на стихи французских поэтов, также ей посвященные.

Еще не раз композитор увлекался. Он мечтал о семейном очаге — таком же, какой был у родителей, какой складывался у сестры. Но личная жизнь не удавалась.

Душой отдыхал Чайковский в Каменке — украинском имении потомков декабриста Давыдова, за одного из сыновей которого вышла замуж любимая сестра Александра Ильинична. Там летом 1872 года создавалась Вторая симфония. Туда потом Чайковский возвращался не раз, находя всегда душевное понимание, семейный уют, спокойную, радующую сердце обстановку.

По возвращении в Москву композитор принялся за создание третьей оперы, «Опричник» на сюжет трагедии И. Лажечникова, затем взялся за «Кузнеца Вакулу» — это было сочинение, представленное на конкурс, объявленный в Петербурге, и Чайковский одержал в нем победу. Но его самого художественный результат не удовлетворил. Несколько лет спустя он вернулся к опере, и, переделанная, под названием «Черевички» она надолго вошла в оперный репертуар.

В конце 1874 года Чайковский написал Первый концерт для фортепиано с оркестром. Его первым исполнителем он видел Н. Рубинштейна, которому и хотел посвятить сочинение. Но, к его удивлению, разочарованию и горечи, Рубинштейн резко раскритиковал музыку и объявил ее неисполнимой. Расстроенный и оскорбленный, композитор послал ноты немецкому пианисту и дирижеру Гансу фон Бюлову, страстному пропагандисту современной музыки. Бюлов был в восторге от концерта. Много позднее, когда Чайковский стал всемирно знаменит, Бюлов называл этот концерт «. самым сверкающим, самым совершенным» среди произведений русского композитора. Он стал первым его исполнителем. В благодарность Чайковский посвятил концерт ему. Любопытно, что такая же история, спустя несколько лет, произошла и со скрипичным концертом. Чайковский предназначал его для Л. Ауэра — главы петербургской скрипичной школы, — но тот играть отказался, найдя музыку слишком трудной. Только в 1881 году Концерт для скрипки с оркестром Чайковского блестяще исполнил в Вене скрипач Адольф Бродский. Это было единственное сочинение, премьера которого состоялась не в России, а за рубежом. И Чайковский снова посвятил Концерт его первому исполнителю.

В 1875 году рождается Третья симфония. В том же году дирекция императорских театров заказывает композитору балет «Озеро лебедей». Это было событие чрезвычайное. Раньше «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Считалось, что в балете музыка нужна только для ритма, для сопровождения танцев, и сочиняли ее обычно музыканты типа Пуни и Минкуса — крепких ремесленников, не отличавшихся яркой индивидуальностью, авторов самых популярных тогда балетных спектаклей. Чайковский, принявший этот заказ, совершил подлинную революцию в балетном искусстве. Он поднял музыку балета на высоту оперной и симфонической. Именно его балетное творчество — сначала «Лебединое озеро» (так стал называться первый балет в окончательной редакции), потом «Спящая красавица» и «Щелкунчик», — совершило такой переворот в этом жанре, что возвращение к прежним канонам стало невозможным. Напротив, открылись пути для появления новаторских балетов композиторов рубежа веков и, далее, XX века. Музыка его балетов прекрасна, одухотворенна, развивается по тем же законам, что и в симфонических сочинениях. В том же 1875 году создаются романсы, Третий квартет (первые два — 1871 и 1874 годы), симфоническая фантазия «Франческа да Римини». Первоначально предполагалась опера на этот сюжет, но либреттист потребовал, чтобы она была написана «в духе Вагнера», на что композитор пойти не мог.

В 1877 году Чайковский обращается к «Евгению Онегину». Сюжет простой, без нарочитых эффектов, полный поэзии, чрезвычайно увлек его. «Ты не поверишь, до чего я ярюсь на этот сюжет, — писал он брату. — Как рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности! Какая бездна поэзии в «Онегине». Писать оперу мне необходимо, так как я чувствую теперь к этому делу непреодолимое влечение, и упускать время нельзя». За один летний месяц он написал более половины оперы. Казалось, так же пойдет дело дальше, но вмешались обстоятельства, которые совершенно перевернули его жизнь.

В эти дни он получил письмо с объяснением в любви. Оно было написано бывшей ученицей консерватории Антониной Милюковой. Композитор не испытывал к ней никаких чувств, но сходство ситуации с произведением, так его увлекшим, подействовало на него: ему казалось что он, упрекавший Онегина в холодности и бесчувственности, не может пройти равнодушно мимо искреннего признания. Возможно, была и другая причина. Он остро чувствовал свое отличие от других, обычных людей: свой гомосексуализм воспринимал как тяжкий грех (так трактовала его и церковь) и думал, что, вступив в брак, сможет, наконец, искупить его. Или хотя бы исправит положение внешне, в глазах общества, сурово осуждавшего противоестественные склонности, если у его жены хватит такта, понимания ситуации, то есть если она его действительно любит и обладает достаточно тонкой натурой.

К сожалению, Чайковский страшно ошибся. Женщина, случайно ставшая его женой, была эгоистична, ограниченна и абсолютно чужда ему. В несколько дней «брачной жизни» композитор был доведен до мысли о самоубийстве. Он бежал от жены в Петербург «в состоянии, близком к безумию», как он сам признавался позднее. Как было жить дальше — оставалось совершенно непонятным. И тут пришла помощь, позволившая ему бросить, наконец, опостылевшее преподавание, жить там, где хочется. Министерство двора выделило ему ежегодную пенсию, дающую возможность скромной жизни, но главная, щедрая материальная поддержка пришла от известной любительницы музыки, меценатки, несметно богатой Надежды Филаретовны фон Мекк, страстной поклонницы музыки Чайковского. Композитор и его покровительница никогда не встречались — это было специально оговорено, — но между ними шла оживленная и крайне интересная переписка.

Родные отправили его восстанавливать здоровье и душевное равновесие. Теперь Чайковский жил за границей подолгу. Он побывал в Италии, Швейцарии, Париже. В Риме написал «Итальянское каприччио», полное веселья, блещущее ослепительными красками. Во Франции, где его застало известие о внезапной смерти Н. Рубинштейна, было создано трио «Памяти великого художника». Приезжая временами на родину, композитор жил чаще всего в Каменке, где подрастали дети сестры (для любимого племянника Боба — Владимира Львовича Давыдова — написан фортепианный «Детский альбом»).

Читайте также:  Изумрудное озеро в татарстане

В середине 80-х годов Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. Колоссально велик его авторитет среди русских музыкантов. Его творчество получает широкое международное признание. Живет он постоянно в Подмосковье, сначала в селе Майданове неподалеку от Клина, потом находит домик в самом Клину. Здесь он создает оперу «Чародейка», многие романсы, балет «Спящая красавица». Чайковский часто выступает как дирижер в Москве, Петербурге и других городах России, а также за рубежом: в Германии, Чехии, Франции, Англии, причем дирижирует главным образом своими сочинениями.

В апреле 1891 года Чайковский впервые отправился в США. Единственный из иностранных композиторов, он был приглашен на торжественное открытие Карнеги-холла. Встреча его была крайне радушной и трогательной. К удивлению композитора, музыка его была известна и популярна за океаном. Кроме Нью-Йорка Чайковский побывал в Вашингтоне, Филадельфии, Балтиморе. Возвращаясь в Россию, Чайковский увозил с собой трогательный подарок — миниатюрную статую Свободы, отлитую из серебра специально для него. Домой он торопился: ждали прерванные, недоделанные работы. Среди них — самые удивительные страницы его творчества: солнечная, исполненная света, воспевающая Творца опера «Иоланта» и радостный, побеждающий зло «Щелкунчик». Затем создаются такие вершины его творчества, как Пятая симфония и «Пиковая дама».

Свидетельством всемирной славы композитора становится его избрание членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств в 1892 году и присвоение почетной степени доктора Кембриджского университета в 1893 году. Церемония состоялась в мае 1893 года в Кембридже. Одновременно с Чайковским того же отличия были удостоены Камилл Сен-Санс и Эдвард Григ. По возвращении из Англии композитор принялся за оркестровку написанной уже Шестой симфонии. 9 октября он выехал в Петербург, чтобы дирижировать ее премьерой. Она состоялась 16 октября. Впечатление от музыки было настолько необычным, что публика не знала, как реагировать. Общим ощущением было, по словам композитора, недоумение. Однако сам он гордился своим сочинением.

А 25 октября (6 ноября) 1893 года, там же, в Петербурге, Чайковский скончался. Похороны Чайковского собрали множество почитателей его искусства. Местом последнего упокоения стал Некрополь Александро-Невской лавры в Петербурге, где похоронены многие корифеи русского искусства.

Родился 7 мая 1840 г. на Урале в семье управляющего Камско-Воткинским заводом.

В маленьких провинциальных городах Воткинске, а затем Алапаевске прошли первые годы жизни композитора. У мальчика очень рано проявилась любовь к музыке и музицированию, однако когда ему исполнилось 10 лет, родители определили его в петербургское Училище правоведения. Окончив учебное заведение в 1859 г., Чайковский получил место чиновника в департаменте Министерства юстиции, но в эти же годы необычайно возрос интерес будущего композитора к театру и музыке. Увлечение музыкой превратилось к началу 60-х гг. в осознанную и настоятельную потребность. Подчиняясь ей, Чайковский в 1861 г. начинает посещать основанные А. Рубинштейном «Музыкальные классы», в 1862 г. поступает в только что открывшуюся в столице консерваторию, а на следующий год навсегда оставляет, работу в департаменте.

Занимаясь композицией в классе А. Рубинштейна, он создает свое первое оркестровое сочинение — увертюру «Гроза» (по драме А. Н. Островского), затем еще две симфонические увертюры, «Характерные танцы» для симфонического оркестра, сонату и вариации для фортепиано и, наконец, экзаменационную работу — кантату «К радости» (на оду Ф. Шиллера). В 1865 г. Чайковский окончил Петербургскую консерваторию и вскоре — в начале 1866 г. — переселился в Москву, где стал преподавать в «Музыкальных классах» Московского отделения Русского музыкального общества, которые в том же году реорганизовались в консерваторию. Работа сочеталась в те годы с напряженной творческой деятельностью. Так, к 1866 г. относится создание первой симфонии («Зимние грезы»), а к 1868 г.— первой оперы — «Воевода» по пьесе А. Н. Островского «Сон на Волге» (оперы, забракованной вскоре самим автором, уничтожившим ее партитуру) — и симфонической поэмы «Фатум». В этот период происходит знакомство Чайковского с композиторами — членами «Могучей кучки». Взаимный интерес к творчеству друг друга был вызван общим стремлением к «правде и искренности выражения» (В. Стасов), к национальности тем и народности музыкального языка; общей была и та непримиримая позиция в защиту русского национального музыкального искусства, которую заняли в своих критических выступлениях «кучкисты» и Чайковский.

Созданная по совету Балакирева (и посвященная ему автором) увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869) явилась одним из величайших творческих достижений Чайковского. В том же, 1869 г. возникает большое количество романсов, опера «Ундина» по поэме В. Жуковского (так же как и «Воевода», уничтоженная самим композитором), а творчество 70-х гг. становится еще более разнообразным. Чайковский пишет три струнных квартета (1871, 1874, 1876), вторую (1872), третью (1875) и четвертую (1877) симфонии, музыку к сказке А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), свой первый балет — «Лебединое озеро» (1876), симфонические произведения «Буря» (1873) и «Франческа да Римини» (1876), два фортепианных концерта (1875 и 1879), концерт для скрипки с оркестром (1878), оркестровую сюиту (1879), целый ряд фортепианных пьес и четыре оперы — «Опричник» (1872), «Кузнец Вакула» (1874), «Евгений Онегин» (1877— 1878) и «Орлеанская дева» (1879). Именно в эти годы складывается и окончательно формируется его неповторимый и удивительно целенаправленный композиторский стиль.

Осенью 1877 г., оставив работу в консерватории, Чайковский уезжает в Петербург, а оттуда за границу, где живет до 1885 г.— сначала в Швейцарии, а затем в Италии и Франции. Интенсивность творчества в эти годы не ослабевает. Одно за другим возникают такие произведения, как «Серенада для струнного оркестра» и «Итальянское каприччио» (1880), фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882), множество романсов, вторая (1883), третья (1884) и четвертая (1887) оркестровые сюиты (последняя из которых, представляющая собой оркестровую обработку четырех фортепианных пьес Моцарта, получила название «Моцартиана»), пятая симфония (1888), балет «Спящая красавица» (1889), оперы «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885 — вторая редакция ранней оперы «Кузнец Вакула») и «Чародейка» (1887) — произведения, принесшие их автору признание далеко за пределами России.

В год окончания работы над «Чародейкой» всемирно известный и всемирно признанный Чайковский отправился в большое (ставшее триумфальным) концертное турне по странам Европы, а затем это повторялось ежегодно. Последняя из таких поездок — в Англию и Германию — ознаменовалась торжественным присвоением русскому композитору почетного звания доктора права Кембриджским университетом.

Но и в это время Чайковский не оставляет без внимания русскую музыкально-общественную жизнь — в 1885 г. его избирают одним из директоров Московского отделения Русского музыкального общества.

90-е гг. открываются созданием оперы «Пиковая дама» (1890) — величайшего достижения композитора в оперном жанре. В этом же году он пишет струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (вторая редакция которого относится к 1892 г.), а в следующем — музыку к трагедии Шекспира «Гамлет», симфоническую балладу «Воевода» и лирическую оперу в одном действии «Иоланта» — последнее обращение к оперному жанру. В два последующих года жизни Чайковский создает балет «Щелкунчик» (1892), третий фортепианный концерт и шестую симфонию (1893).

7 октября 1893 г. композитор выехал из Клина (ставшего в последние годы его постоянным местопребыванием) в Петербург, где состоялось первое исполнение новой симфонии под авторским управлением.

Через несколько дней после концерта Чайковский почувствовал себя плохо и умер в Петербурге в ночь на 6 ноября.

Опера — это тот вид музыкального искусства, который был наиболее близок Чайковскому и любим им. В письмах, дневниках и критических статьях можно найти многочисленные высказывания композитора о важности оперного жанра, его демократичности; мысли о том, какие колоссальные возможности предоставляет композитору этот вид музыкально-сценического искусства. «. Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа», — писал он Н. фон Мекк.

Много раз в течение своей творческой жизни обращался Чайковский к опере, переживая минуты мучительного разочарования в создаваемом произведении или постигая величайшее наслаждение творческого вдохновения, получая (а зачастую — не получая) признание современной ему музыкальной критики. Все его оперы чрезвычайно разнообразны по своим сюжетам, жанрам и размерам, но всех их объединяет главный момент оперной эстетики Чайковского — его взгляд на то, каким должно быть в своей основе оперное либретто. По мнению композитора, оперное произведение предназначено для выражения «интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений, мною испытанных, могущих задеть меня за живое», и все созданное им показывает, насколько глубоким было это убеждение. В «Чародейке» и «Пиковой даме», в «Орлеанской деве» и «Евгении Онегине» — всюду мы находим «интимную, но сильную драму», которая является ведущей линией сюжетного развития. В каждой из десяти созданных Чайковским опер главное внимание композитора обращено на раскрытие сложных психологических процессов, руководящих поступками его героев, их развитие и взаимодействие друг с другом («мне нужны люди, а не куклы» — из письма к С. Танееву). Отсюда и преобладание в оперном наследии композитора жанра лирико-психологической музыкальной драмы, где смена драматургически и музыкально контрастных сцен и образов создает напряженное «сквозное» развитие действия, вбирающее в себя все оперные формы; отсюда же и создание нового типа лирической оперы («Евгений Онегин», «Иоланта»). Огромная роль в операх Чайковского отведена оркестру. Музыкально-тематическое развитие в оркестровой партии часто раскрывает подтекст происходящего на сцене; инструментовка органически сливается с музыкальной драматургией, «ни на минуту не отрываясь от глубоко-внутреннего проникновения в развитие драмы» (В. Дранишников). Органично соединяя оркестр с вокальной партитурой, Чайковский создает логически строгий тип оперного симфонизма.

«Опричник» — первая опера, относительно удовлетворившая автора, — произведение, чрезвычайно характерное для оперного стиля Чайковского в целом. Здесь и наличие нескольких драматургических линий, тесно переплетающихся друг с другом и достигающих кульминации в сцене клятвы Андрея и заключительной сцены оперы; здесь и трогательный в своей чистоте и драматическом порыве образ Натальи, открывший целую галерею неповторимых женских персонажей в его последующих операх, и психологическая драма любви Андрея и Натальи, страстно отстаивающих свободу своих поступков и чувств.

Созданная через два года комико-фантастическая опера «Кузнец Вакула» явилась шагом композитора совсем в ином направлении — это первое и единственное обращение Чайковского к творчеству Гоголя. Произведение — возникшее в результате участия Чайковского в конкурсе на лучшую лирико-комическую оперу по готовому либретто Я. Полонского (конкурсе, объявленном дирекцией Русского музыкального общества) — писалось композитором с большим увлечением. Созданный в течение двух с половиной месяцев, «Кузнец Вакула» получил первую премию и был принят к постановке (премьера состоялась в декабре 1876 г.). Опера, по мнению автора, «торжественно провалилась»; в действительности же она имела значительный успех и продолжала оставаться для Чайковского одним из любимых его детищ. Претерпев впоследствии ряд существенных изменений, она вновь увидела свет 31 января 1887 г. в Москве, на сцене Большого театра, под управлением автора. Новая редакция «Кузнеца Вакулы» получила название «Черевички».

Несмотря на красочную яркость народно-бытовых сцен оперы, их образность и большую самостоятельность, главной драматургической линией оказываются взаимоотношения кузнеца Вакулы и Оксаны. «Сквозное» развитие этой лирической темы, пронизывающая оперу песенность, камерность форм, наметившиеся еще в «Кузнеце Вакуле», получили свое завершение в «Черевичках», созданных более зрелой и опытной рукой их автора.

Произведением, в котором уже окончательно сложились наиболее типичные черты оперного стиля Чайковского, явилась опера «Евгений Онегин». Сосредоточив свое внимание на внутреннем мире героев, на «диалектике» их чувств, композитор создал «лирические сцены», поражающие идеальным сочетанием камерности форм и «камерности» лирических настроений. Опасения автора, что опера, над которой он, по собственному признанию, «работал с неописанным увлечением и наслаждением», не будет иметь успеха, оказались напрасными. Поставленное впервые силами учащихся Московской консерватории в 1879 г. произведение было исключительно тепло встречено слушателями. С тех пор и до наших дней опера «Евгений Онегин» не сходит со сцен крупнейших оперных театров всего мира.

Идея торжества патриотизма является главенствующей в двух следующих операх Чайковского — «Орлеанская дева» и «Мазепа». Задуманные автором как монументальные, историко-героические оперы, оба произведения соединили в себе характерные черты так называемой «большой» оперы с необходимой композитору «интимной драмой» (без которой «цари, царицы, народные бунты, битвы и марши» — из письма к С. Танееву — никогда не затрагивали его творческого воображения).

Трагический образ героини французского народа Иоанны д’Арк, любовь Иоанны к Лионелю, заставившая ее нарушить свой обет, — становятся центральной линией оперы «Орлеанская дева».

Психологическая драма главных действующих лиц пушкинской «Полтавы» явилась для Чайковского отправным моментом создания оперы «Мазепа» (не случайно композитор начал работу над оперой с сочинения большой сцены Марии и Мазепы — лирической кульминации произведения). «Мазепа» — единственная из опер Чайковского — включает в себя самостоятельную симфоническую картину («Полтавский бой» — антракт к третьему действию).

Напряженность действия, столкновение сильных характеров привлекли Чайковского и в драме Шпажинского «Чародейка». Личная трагедия героев развивается в опере на фоне народно-бытовых сцен, разработанных композитором с особенным мастерством.

Созданная в 1890 г. опера «Пиковая дама» явилась кульминационным и наиболее совершенным выражением оперной эстетики Чайковского. «Или я сильно ошибаюсь, или «Пиковая дама» в самом деле шедевр», — писал композитор М. Чайковскому. В этом признании автора нет преувеличения — его опера явилась одним из величайших достижений мирового музыкального искусства. Конфликтность драматургии, симфонизм музыкально-тематического развития («симфония в костюмах»), неисчерпаемый запас мелодического богатства — все это мы находим в предпоследней опере композитора.

Последней явилась «Иоланта». Написанная после таких драматических произведений Чайковского, как «Чародейка» и «Пиковая дама», «Иоланта» повторила настроения и образы «лирических сцен». Драма Г. Герца «Дочь короля Реие» (на сюжет которой создано либретто оперы) — «это богатейший для музыки сюжет, способный согреть и вдохновить меня до того, что я не сомневаюсь в успехе», — писал Чайковский. Победа любви над смертью, света над тьмой — основная идея пьесы — оказалась чрезвычайно близкой композитору, волнующей. Именно горячей увлеченности сюжетом драмы обязана опера неисчерпаемым теплом своей музыки.

Источник

Чайковский Петр Ильич

Великий русский композитор. Дирижер. Педагог. Музыкальный критик. Член-корреспондент Академии изящных искусств. Почетный доктор Кембриджского университета. Известен по операм «Воевода», «Ундина», «Евгений Онегин», «Мазепа», «Черевички», «Чародейка», «Пиковая дама».

Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск, Удмуртская Республика. С 1852 по 1859 год обучался в Императорском училище правоведения, по окончании которого получил чин титулярного советника и стал работать в Министерстве юстиции.

В 1862 году Чайковский стал одним из первых студентов консерватории в Санкт-Петербурге, а в 1865 году окончил ее с серебряной медалью и сразу же уехал в Москву, где получил профессорскую должность в консерватории. Петр Ильич перевел несколько музыкально-теоретических трудов для педагогических целей и написал учебник «Руководство к практическому изучению гармонии».

С 1871 года на протяжении пяти лет трудился музыкальным критиком в газетах «Русские ведомости» и «Современная летопись», отстаивая реалистические принципы в отечественной музыке. В этот же период Чайковский активно занимался и творчеством, создав: 3 симфонии, несколько программных оркестровых сочинений, в том числе увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», первый концерт для фортепиано с оркестром и «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром, 3 струнных квартета, оперы, балет «Лебединое озеро», музыка к пьесе Александра Островского «Снегурочка», фортепианные пьесы, романсы.

Читайте также:  Телецкое озеро все домики

После путешествия по Европе, с 1885 года поселился в Подмосковье и возобновил активную музыкально-общественную деятельность, став директором отделения российского музыкального общества в Москве. Часто бывая в Петербурге и Москве, Чайковский участвовал в различных мероприятиях Русского музыкального общества и Московской консерватории, а премьера его оперы «Черевички» в Большом театре в 1887 году стала началом его дирижерских выступлений.

С 1887 года, в течении шести лет дирижировал своими симфоническими сочинениями, а также операми в России и за рубежом. Всемирную славу Чайковскому принесли балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама».

Творчество композитора получило высокую оценку. В 1892 году Чайковский избран членом-корреспондентом Академии изящных искусств, Франция, а в 1893 году удостоен звания Почетного доктора Кембриджского университета. Также, награжден Императорским орденом Святого Равноапостольного Князя Владимира.

Петр Ильич Чайковский скончался 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге от холеры. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств. Величайший русский композитор, дирижер, педагог оставил после себя десять опер, семьдесят шесть опусов, три балета, семь симфоний и четыре сюиты.

Основные Произведения Петра Чайковского

Оперы

Воевода (1868)
Ундина (1869)
Опричник (1872)
Евгений Онегин (1878)
Орлеанская дева (1879)
Мазепа (1883)
Черевички (1885)
Чародейка (1887)
Пиковая дама (1890)
Иоланта (1891)

Балеты

Лебединое озеро (1877)
Спящая красавица (1889)
Щелкунчик (1892)

Симфонии

Симфония № 1 «Зимние грезы» op. 13 (1866)
Симфония № 2 op.17 (1872)
Симфония № 3 op. 29 (1875)
Симфония № 4 op. 36 (1878)
«Манфред» — симфония (1885)
Симфония № 5 (1888)
Симфония № 6 «Патетическая» op. 74 (1893)

Сюиты

Сюита № 1 op. 43 (1879)
Сюита № 2 op. 53 (1883)
Сюита № 3 op. 55 (1884)
Сюита № 4 Моцартиана op. 61 (1887)
Щелкунчик, сюита для балета op. 71a (1892)

Отдельные оркестровые произведения

Торжественная увертюра на Датский гимн op. 15 (1866)
«Буря» op. 18 (1873)
Славянский марш (1876) op. 31
«Франческа да Римини» — симфоническая фантазия (1876) op. 32
Итальянское каприччио op. 45 (1880)
Серенада для струнного оркестра op. 48 (1880)
«1812 год» — торжественная увертюра (1880) op. 49
«Гамлет», увертюра-фантазия, ор. 67, 1888
«Гроза», увертюра к драме op. 76 (1864)
«Фатум» — симфоническая фантазия op. 77 (1868)
«Воевода» симфоническая баллада op. 78 (1891)
«Ромео и Джульетта» — увертюра-фантазия (1869, 1870, 1880)
Марш Добровольного флота (1878)
Марш Юрьевского полка (1893)

Концерты

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 op. 23 (1875)
Меланхолическая серенада op. 26 (1875)
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром op. 33 (1878)
Вальс-скерцо для скрипки с оркестром op. 34 (1877)
Концерт для скрипки с оркестром op. 35 (1878)
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 op. 44 (1880)
Концертная фантазия для фортепиано с оркестром op. 56 (1884)
Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром op. 62 (1887)
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1893)

Фортепианные произведения

Русское скерцо op. 1, No. 1 (1867)
Экспромт op. 1, No. 2 (1867)
Воспоминание о Гапсале, 3 пьесы op. 2 (1867)
Вальс-каприс op. 4 (1868)
Романс op. 5 (1868)
Вальс-скерцо op. 7 (1870)
Каприччио op. 8 (1870)
Три пьесы op. 9 (1870)
Две пьесы op. 10 (1871)
Шесть пьес op. 19 (1873)
Шесть пьес на одну тему op. 21 (1873)
Большая соната соль мажор op. 37a (1878)
«Времена года» op. 37b (1876)
Детский альбом op. 39 (1878)
Двенадцать пьес op. 40 (1878)
Шесть пьес op. 51 (1882)
«Думка» op. 59 (1886)
Восемнадцать пьес op. 72 (1893)
Соната до-диез минор op. 80 posth (1865, изд. 1900)

Камерная музыка

Струнный квартет № 1 op. 11 (1871)
Струнный квартет № 2 op. 22 (1874)
Струнный квартет № 3 op. 30 (1876)
«Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878)
Фортепианное трио op. 50 (1882)
«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890)

Хоровая музыка

Литургия для смешанного хора без сопровождения, op. 41 (1878)
Всенощная для смешанного хора без сопровождения, op. 52 (1882)
Духовно-музыкальные сочинения на полный хор (1885)
«Ангел вопияше» (1887)

Семья Петра Чайковского

Отец — Илья Петрович Чайковский.
Мать — Александра Андреевна Ассиер.

Жена -Антонина Ивановна Милюкова (1877-1893 гг.)

Источник

Чайковский, Петр Ильич

Пётр Ильич Чайковский

Пётр Ильи́ч Чайко́вский (7 мая 1840, Воткинск, Российская империя — 6 ноября 1893, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Чайковский считается одним из крупнейших русских композиторов [1] . Автор 76 опусов, 10 опер, 3 балетов. Его концерты и другие опусы для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Содержание

Биография

Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович (1795—1880), был сыном городничего из Вятской губернии Петра Фёдоровича Чайковского. Окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, он был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев в 1833 году, он женился на Александре Андреевне Ассиер, с которой в 1837 переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 родился его старший брат Николай, в 1842 — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране» В 1849 семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 — в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года в пансионе, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. Однако окружение сомневалось в том, что Чайковский станет выдающимся музыкантом — Рудольф Кюндингер, у которого занимался Чайковский, не видел в нём ничего особенного. Окончив училище в 1859, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время он посещает оперный театр, где на него сильное впечатление оказывают постановки опер Моцарта и Глинки. В 1861 он поступает в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 в Петербургскую консерваторию становится одним из первых её студентов по классу композиции. Учителями Чайковского в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросает службу и целиком отдаётся музыке. В 1865 Чайковский окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости». Другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу «Воевода».

Сразу после окончания консерватории по приглашению Николая Рубинштейна Чайковский переезжает в Москву, где получает место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 Чайковский впервые выступает в печати как музыкальный критик и знакомится с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период напряжённых исканий. Композитора привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. С 1872 по 1876 Чайковский работает как музыкальный критик в газете «Русские ведомости».

В июле 1877 Чайковский, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», а также чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, младшей его на 8 лет. По мнению многих источников, особенности личной жизни композитора объясняются его гомосексуальностью, ставшей причиной того, что его брак через несколько недель распался [2] . В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно. После катастрофического брачного эксперимента Чайковский окончательно примирился со своими «природными влечениями», к примеру, в его письмах и дневниках нет и следа отношения к ним как к греху, страданию или аномалии [3] . В 1878 он оставляет пост в Московской консерватории и уезжает за границу. Неоценимую моральную и материальную поддержку композитору в это время оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876―1890 вёл обширную переписку, но никогда не встречался. [4] . Фон Мекк посвящена одна из важнейших работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877).

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится его мемориальный музей. В 1893 г. — Почетный доктор Кембриджского университета. 16 октября 1893 г. — последнее выступление — он дирижировал в первый раз своей Шестой симфонией. В результате заболевания холерой композитор скончался 25 октября (6 ноября) 1893 г. в Санкт-Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств. [5] .

Творчество 70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В кон. 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии, а также в Каменке у своей сестры). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка (1876-90) с Н. Ф. фон Мекк.

В сер. 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. С 1885 постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 — в самом Клину, где после смерти композитора открыт мемориальный дом-музей. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами (Ханс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.).

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках П. И. Чайковского).

В 1965 году именем композитора назван Пермский академический театр оперы и балета. В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью 2-й пол. XIX века. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере Пиковая дама и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы — А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.

Даты творческой биографии

1866 г. дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой Fdur.; начал первую симфонию; 1867 исполнение andante и скерцо из первой симфонии в Русском музыкальном обществе в Санкт-Петербурге.

1866-67 гг. написаны увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес: «Воспоминание о Гапсале».

1867 г. начата работа над оперой «Воевода»; в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из неё. 1868 г в симфоническом собрании в Москве русского музыкального общества с большим успехом исполнена Первая симфония. С недовольством относился Ч. к своему симфоническому произведению: «Фатум» (1868 г.), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге.

30 января 1869 г. в Большом театре в Москве — премьера оперы «Воевода». Либретто — композитора и А. Н. Островского по его пьесе («Сон на Волге»). Дирижёр — Мертен. В ролях: Нечай Шалыгин — Финокки, Влас Дюжой — Радонежский, Настасья — Анненская, Марья Власьевна — Меньшикова, Прасковья Власьевна — Кроненберг, Степан Бастрюков — Раппорт, Дубровин — Демидов, Олёна — Иванова, Резвый — Божановский, Шут — Лавров, Недвига — Розанова, новый Воевода — Корин;). в 70-х годах Чайковский уничтожил оперу, сохранив только небольшую часть материала.

1869 г. закончена опера «Ундина», которая не ставилась. Она уничтожена автором в 1873 г., за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения. Осенью написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Написано шесть романсов, из которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой».

1871 г. первый квартет d-dur

1870—1872 сочинена опера «Опричник», собственное либретто по повести И. И. Лажечникова.

1873 г. симфоническая фантазия «Буря». 1873 г. музыка для пьесы «Снегурочка» А. Н. Островского в Большом театре

12 апреля 1874 в Мариинском театре премьера оперы «Опричник» (дирижёр Направник; Жемчужный — Васильев 1-й, Наталья — Рааб, Митьков — Соболев, Морозова — Крутикова, Андрей — Орлов, Басманов — Васильев 2-й, Вязьминский — Мельников, Захарьевна — Шредер).

4 мая 1875 в Большом театре постановка оперы «Опричник» (дирижёр Мертен; Жемчужный — Демидов, Наталья — Смельская, Морозова — Кадмина, Андрей — Додонов, Вязьминский — Радонежский, Басманов — Аристова).

Читайте также:  В андах находится самое высокогорное озеро мира

1875 г. На конкурсе русского музыкального общества опере «Кузнец Вакула» присуждена первая премия.

1876 г. постановка в Петербурге оперы «Кузнец Вакула», позднее переделанной в «Черевички».

20 февраля 1877 Постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» по либретто В. Бегичева и В. Гельцера. (Одетта-Одиллия — Карпакова, Зигфрид — Гиллерт, Ротбарт — Соколов; балетмейстер Рейзингер, дирижёр Рябов, художники Вальц, Шангин, Гроппиус).

1878 г. на всемирной выставке в Париже под управлением Н. Г. Рубинштейна исполнялись 2-й фортепьянный концерт «Буря», серенада и вальс для скрипки, рост известности в Европе. Написана литургия св. Иоанна Златоуста.

17 марта 1879 г. первое представление оперы «Евгений Онегин», в московской консерватории.

1879. Написана опера «Орлеанская дева» с либретто самого композитора по драме Ф.Шиллера в переводе В. А. Жуковского, драме Ж. Барбье «Жанна д’Арк» и по либретто оперы «Орлеанская дева» О. Мерме.

13 января 1880 возобновлена постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» балетмейстер Ганзен, дирижёр Рябов, художник Вальц, Шангин, Гроппиус. В ролях Одетта-Одиллия — Калмыкова и Гейтен, Зигфрид — Бекефи.

13 февраля 1881 — премьера оперы «Орлеанская дева» в Мариинском театре (дирижёр Направник; Карл VII — Васильев 3-й, Кардинал — Майборода, Дюнуа — Стравинский, Лионель — Прянишников, Тибо — Корякин, Раймонд — Соколов, Иоанна д’Арк — Каменская, Агнесса — Рааб).

28 октября 1882 возобновлена постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» балетмейстер Ганзен, дирижёр Рябов, художник Вальц, Шангин, Гроппиус. В ролях Одетта-Одиллия — Калмыкова и Гейтен, Зигфрид — Бекефи.

Aпрель 1883 г. «Евгений Онегин» исполнен в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике. Опера «Мазепа».

3 февраля 1884 г., в Большой театре (Москва) премьера оперы «Мазепа», либретто В. П. Буренина по поэме Пушкина «Полтава». (дирижёр Альтани, режиссёр Барцал, художники Шишков и Бочаров, балетмейстер Иванов; Мазепа — Корсов, Кочубей — Борисов, Мария — Павловская, Любовь — Крутикова, Андрей — Усатов, Орлик — Фюрер, Искра — Григорьев, Пьяный казак — Додонов).

6 февраля 1884 г. «Мазепа» поставлена в Мариинском театре (дирижёр Направник).

19 октября 1884 г. премьера оперы «Евгений Онегин» в Мариинском театре в Петербурге.

1885 г. Опера «Мазепа» поставлена в Тифлисе. Создан новая редакция оперы «Кузнец Вакула» под названием «Черевички».

20 октября 1887 г. в Петербурге в Мариинском театре премьера оперы «Чародейка» (либр. И. В. Шпажинского по его же одноимённой трагедии). Дирижёр Чайковский, худ. Бочаров; князь Курлятев — Мельников, Княгиня — Славина, Юрий — Васильев 3-й, Мамыров — Стравинский, Настасья — Павловская).

1887 опера поставлена в Тифлисе (дирижёр Ипполитов-Иванов; Настасья — Зарудная),

19 января 1887 в Москве в Большом театре поставлена опера «Черевички», переработка оперы «Кузнец Вакула», либретто Я. П. Полонского по повести «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, с добавлениями композитора. (дирижёр Чайковский, худоник Вальц; Вакула — Усатов, Оксана — Климентова, Солоха — Светловская, Чуб — Матчинский, Пан Голова — Стрелецкий, Бес — Корсов, Школьный учитель — Додонов, Светлейший — Хохлов, Панас — Григорьев).

1888 г. император Александр III назначил Чайковскому пенсию в 3 тыс. руб.

3 января 1890, премьера в Мариинском театре балета «Спящая красавица» по либретто И. А. Всеволожского. (Аврора — Брианца, Дезире — П. Гердт, фея Сирени — М. М. Петипа, Карабос — Чекетти; балетмейстер М. И. Петипа, дирижёр Дриго, художник Бочаров, Левот, Андреев и Шишков, костюмы Всеволожского).

1890 г. в Большом театре (Москва) поставлена опера «Чародейка».

7 декабря 1890 в Мариинском театре поставлена опера «Пиковая дама» (либретто брата композитора Модеста с участием композитора, по повести Пушкина, с использованием стихов К. Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, П. М. Карабанова и К. Ф. Рылеева), (дирижёр Направник, постановка Палечека, режиссёр Кондратьев, художники Васильев, Янов, Левот, Иванов и Андреев, балетмейстер Петипа; Герман — Н. Фигнер, Томский — Мельников, Елецкий — Яковлев, Чекалинский — Васильев 2-й, Сурин — Фрей, Чаплицкий — Кондараки, Нарумов — Соболев, Распорядитель — Ефимов, Лиза — М. Фигнер, Графиня — Славина, Полина — Долина, Гувернантка — Пильц, Горничная — Юносова, Прилепа — Ольгина, Миловзор — Фриде, Златогор — Климов 2-й).

19 декабря 1890 опера «Пиковая дама» поставлена в Киеве артистами оперной антрепризы И. П. Прянишникова (дирижёр Прибик; Герман — Медведев, Томский — Дементьев, Елецкий — Тартаков, Графиня — Смирнова, Лиза — Мацулевич);

1891 г. Написана опера «Иоланта» (либретто М. И. Чайковского по драме X. Герца «Дочь короля Рене»). Опера «Пиковая дама» поставлена в Большом театре (дирижёр Альтани, Ипполит КарловичАльтани, художники Вальц и Лебедев, балетмейстеры Петипа и Иванов; Герман — Медведев; Томский — Корсов, Елецкий — Хохлов, Лиза — Дейша-Сионицкая, Полина — Гнучева, Графиня — Крутикова); музыка к «Гамлету», поставленному в Михайловском театре (Петербург).

6 декабря 1892 г. премьера в Мариинском театре в Петербурге оперы «Иоланта» (дирижёр Направник, декорации Бочарова; король Рене — Серебряков, Роберт — Яковлев, Водемон — Фигнер, Эбн-Хакия — Чернов, Альмерик — Карелин, Бертран — Фрей, Иоланта — М. Фигнер, Марта — Каменская, Бригитта — Рунге, Лаура — Долина) вместе с балетом: «Щелкунчик». (либретто М. И. Петипа по сказке Э. Т. Гофмана; в переделке А. Дюма-сына). (Клара — Белинская, Фриц — В. Стуколкин, Щелкунчик — С. Легат, фея Драже — Дель-Эра, принц Коклюш — П. Гердт, Дроссельмейер — Т. Стуколкин; балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К. Иванов, костюмы — Всеволожский и Пономарев).

Источник



Петр Чайковский

Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893) – один из самых знаменитых русских композиторов. Его музыка широко известна не только в России, но и за ее пределами. Автор выдающихся опер, романсов, симфоний, концертов и балетов, подаривший миру «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Иоланту», «Щелкунчика», «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Времена года», «Пятую симфонию» и др. Начиная с 1866 года, когда он стал преподавателем Московской консерватории, Чайковский подолгу жил и работал в Москве. Главный, но далеко не единственный адрес Чайковского – музей-заповедник в городе Клин, в 90 км на север от Москвы. В этой усадьбе, в которой он провел последние годы жизни, сохранена подлинная домашняя обстановка и собраны многие уникальные предметы, связанные с Чайковским.

П. Чайковский и Москва

Московская консерватория

Чайковский переехал в столицу после окончания Санкт-Петербургской консерватории в 1866 г. Композитору было 26 лет. Как раз в то время была основана Московская консерватория (ул. Большая Никитская, д. 13/6). Это знаковое для города событие произошло благодаря деятельности дирижера и пианиста Николая Рубинштейна, брат которого – композитор Антон Рубинштейн – был учителем Чайковского в Санкт-Петербурге. Молодому музыканту было предложено место профессора консерватории, которая вскоре станет ведущим музыкальным образовательным учреждением Москвы. С 1940 г. Московская консерватория носит имя великого композитора.

Чайковский преподавал элементарную теорию музыки и гармонию. Жил он рядом с классами – во флигеле консерватории. В те годы она арендовала здание на углу Воздвиженки и площади Арбатских ворот, – которое не сохранилось. Со временем Петр Ильич начал также преподавать инструментовку и сочинение. Сначала в классах Чайковского было 20-25 учеников, впоследствии их одновременное количество достигло 90 человек. В 1871 г. он создал учебник для консерваторий «Руководство к практическому изучению гармонии» — это первое пособие по этому курсу, подготовленное русским автором.

В 1878 г. Чайковский, добившийся широкой известности в России, принял решение оставить свой пост в консерватории: постоянные занятия с учениками отвлекали его от творческой работы. Тем не менее, он до конца жизни продолжал вести переписку, в которой давал советы начинающим музыкантам.

1449_image2_s

Чайковский неоднократно менял адреса в Москве. В наши дни эти здания в большинстве своем не сохранились. Исключение составляет бывший дом Козакова на Кудринской площади (№ 46/54), где композитор снимал квартиру в 1872-1873 гг. Именно здесь была создана музыка к пьесе-сказке «Снегурочка», Вторая симфония и симфоническая фантазия «Буря». Сегодня в этом здании действует культурный центр и музей «П.И. Чайковский и Москва». Его экспозиция, представленная в девяти залах, рассказывает об атмосфере тех лет, о жизни и творчестве композитора. В музее хранятся его личные вещи и материалы, связанные с его деятельностью. Кроме того, здесь часто организуются тематические выставки.

За время жизни в Москве Чайковский создал невероятное количество великих музыкальных произведений — «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула», три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), Первый фортепианный концерт (1875), музыка к сказке Островского «Снегурочка» (1873), цикл фортепианных пьес «Времена года» (1876), «Евгений Онегин» (1878). Венцом стал балет «Лебединое озеро» (1877), премьера которого с успехом состоялась в Большом театре (Театральная пл., д. 1). Его интерес к русской истории и культуре привел к появлению «Литургии св. Иоанна Златоуста». Впервые в русской истории произведение духовной музыки было создано не в подражание западноевропейским образцам, а с опорой на древние православные распевы.

Впоследствии ко дню коронации Александра III Чайковский напишет кантату «Москва», в которой будет прославляться город, объединивший всю Русь и возглавивший борьбу за освобождение от татаро-монгольского ига.

Родное Подмосковье: по следам композитора

После своей неудачной женитьбы в 1877 г. Петр Ильич уехал из Москвы и много путешествовал по Европе. В середине 1880-х гг. он принимает решение поселиться в Подмосковье, где сможет спокойно работать в тишине. Однако средств на покупку собственного жилья у него не было. Он довольно часто переезжает в поисках удобного для себя дома, арендовать который ему долгое время помогала Надежда фон Мекк, вдова состоятельного промышленника, покровительница композитора. В течение 12-ти лет она ежегодно перечисляла ему сумму в 6000 рублей, что более чем в 2 раза превышало жалованье П. Чайковского в последний год преподавания в Московской консерватории. Их многолетняя переписка сегодня издана и является бесценным документальным свидетельством, из которого можно многое узнать о внутреннем мире великого композитора. Примечательно, что они ни разу так и не встретились лично.

В 1884 г. П. Чайковский длительное время гостил в Плещеево, в усадьбе Надежды фон Мекк, которая в это время была в Москве: «Я не в силах высказать Вам в настоящей силе степень своего восторга от Плещеева, хотя я ожидал самых приятных впечатлений, но действительность бесконечно превысила мои ожидания…» До наших дней в Плещеево сохранился главный усадебный дом (г. Подольск, ул. Плещеевская, д. 27).

1450_image3_s

С 1885-87 гг. Чайковский снимал усадьбу в Майданово в Клину. Дом не сохранился, но на его месте в 1936 г. был построен дом культуры, который сейчас полностью отреставрирован. Размещение в Клину, железнодорожной станции на пути между Москвой и Санкт-Петербургом, имело несомненные преимущества для востребованного в обеих столицах композитора. Второй раз он вернется в эти места в 1891 и проживет здесь год. В Майдоново Чайковский напишет оперу «Иоланта» и балет «Щелкунчик». Место это было чрезвычайно живописным. Река Сестра и красивые леса радовали и вдохновляли композитора, но летом в окрестности Майданово стекалось слишком много людей. Не нравился ему и сам дом ‒ «огромный, холодный, неуютный». Поэтому в 1888 г. он переехал в село Фроловское (Клинский район, деревня Фроловское). Дом Чайковского стоял в стороне, что ему очень нравилось. Здесь он создал оперу «Пиковая дама», балет «Спящая красавица» и знаменитую «Пятую симфонию». К сожалению, и этот дом не сохранился, но на его месте установлена памятная стела.

В 1892 г. Петр Ильич переезжает на окраину Клина в дом у Московской дороги. Здесь он написал свой бесспорный шедевр – «Шестую симфонию». Сегодня в этом доме расположен уникальный музей-заповедник (г. Клин, ул. Чайковского, д. 48), посвященный композитору. Он был создан сразу же после смерти Чайковского. Во многом это заслуга родственников композитора, в том числе младшего брата Модеста Ильича. В музее в неприкосновенности сохранена обстановка комнат и личные вещи Чайковского. К сожалению, коллекция пострадала в годы Великой Отечественной войны, когда Клин был взят немецкими войсками. Тем не менее, до наших дней в прекрасном состоянии дошла большая часть экспозиции.

1451_image4_s

Музей включает не только дом композитора, парк и находящееся поблизости двухэтажное здание поздней постройки с выставочными и концертными залами и кафе, но и усадьбу Демьяново, которая принадлежала семье Танеевых. Сергей Танеев – замечательный композитор, автор оперы «Орестея» и кантаты «Иоанн Дамаскин» ‒ был одним из лучших учеников Чайковского. Петр Ильич часто бывал в Демьяново, куда любил приходить, чтобы пообщаться с Сергеем Ивановичем и его братом Владимиром ‒ адвокатом и философом.

Большой зал в концертно-выставочном центре музея-заповедника посвящен биографии П. Чайковского: в нем представлены многочисленные фотографии и автографы композитора, а также уникальный экспонат ‒ оригинальная запись его голоса, сделанная в 1890 г. на фонограф Эдисона. Здесь же проходят временные выставки, связанные с именем великого композитора. Например, в 2016 г. здесь проходила интересная выставка, посвященная истории Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

Навеки в памяти потомков

В усадебном парке музея в г. Клин установлен памятник композитору работы скульптора Александра Рожникова. Чайковский изображен сидящим на скамейке. Он внимательно изучает связку нот. Особый акцент скульптор сделал на руках: большие, сильные, выразительные руки пианиста и дирижера.

Памятник Чайковскому в Москве

В Москве около здания Московской государственной консерватории установлен памятник Чайковскому, который выполнен одним из лучших скульпторов России ХХ в. Верой Мухиной (автором знаменитой группы «Рабочий и колхозница», установленной около северного входа на ВДНХ). Если клинский вариант памятника решен камерно: композитор изображен в масштабе, максимально приближенном к обычному человеческому росту, на очень низком постаменте, то московский трактуется монументально. Скульптура поставлена на возвышение – фигура композитора приподнимается над землей, что придает ей особого величия и не дает затеряться на фоне зданий. Чайковский изображен сидящим в кресле в момент озарения и творческого подъема. С правой стороны от него пюпитр, на нем лежит нотная тетрадь, рука занесена над ней – он вот-вот начнет записывать.

Также в Москве можно увидеть живописный портрет композитора. Он хранится в Государственной Третьяковской галерее и принадлежит кисти художника Н. Кузнецова (1893 г.). Очень смелое цветовое решение – композитор изображен в черном костюме на фоне черной драпировки ‒ помогло автору сконцентрировать внимание зрителя на руках и лице композитора. Взгляд Петра Ильича очень живой, сложный, в нем практически невозможно выделить какую-то одну эмоцию.

Чтобы пройти по следам Чайковского в Москве, можно посетить все места, где он бывал, сходить во все музеи, ему посвященные, полюбоваться памятниками. Но по-настоящему ощутить величие композитора можно только в концертных залах и театрах, где до сих пор звучит его прекрасная музыка. Его оперы успешно идут в Большом театре и Музыкальном театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, а в Большом Кремлевском дворце можно посмотреть балеты. В Большом зале консерватории, в филармонии – Концертном зале им. Чайковского, в Доме музыки можно услышать его симфонические и камерные произведения в исполнении лучших музыкантов.

12345
всего оценок: 3, средняя оценка: 4,67 (из 5)

Источник

Adblock
detector