Меню

Название кораблей реки нева

Река Нева

Неву зачастую называют самой неуправляемой рекой. Она через каждые полкилометра меняет свою глубину и ширину. Поэтому она с трудом противостоит силам ветра и известно множество случаев, когда Нева приносила бедствия своим береговым жителям. Красавица-речка бывает разной и всячески может проявлять изменчивый «характер». Под темными тучами она становится угрожающей и мрачной, во время заката – красочной, а в осеннюю пору особенно старается проявить свой нрав, но не влюбиться в нее не возможно.

Река, в отличие от других водоемов, получает свое питание из озера. За счет крутых берегов, корабли могут вплотную подходить к обоим из них. Изредка случаются масштабные наводнения. Финский залив нагоняет воду, и Нева становится настоящим бедствием для местного населения.

Длина реки Нева

Основная водная система некоторых городов России не может похвастаться слишком большой длиной. Длина Невы от истока до устья составляет всего 75 км. А длина от начала реки и до конца по прямому направлению 46 км. Высота падения водной стихии составляет 5 метров. Неву не относят к большим и могучим рекам России, но несмотря на это, маленькая речка вмещает такой же объем воды, сколько реки Днепр и Дон вместе взятые! Нева обладает огромным бассейном, состоящим из 48 тысяч озер. Самые крупные среди них – Ладожское и Онежское.

Исток реки Нева

(Ладожское озеро — исток реки Невы)

Свое начало Нева берет из угла Ладожского озера, рядом с городом Шлиссельбург. Спустя несколько километров, река делает крюк и впадает в Финский залив. Многочисленные притоки и рукава реки образуют обширную площадь, на которых разместились крупнейшие города Российской Федерации.

Природа подарила людям в самом истоке Невы маленький остров, который оберегает выход из озера в величественную реку. Каждый гость острова может насладиться изумительными видами стародавних замков и башен, несущих историческую ценность для России.

Устье реки Нева

Река заканчивает свой бег в Невской губе Финского залива. Песчаная отмель отделяет устье реки от Невской губы. Преодолевая расстояние от своего истока до окончания устья, река описывает крюк и оканчивается на юге.

Притоки реки Нева

Небольшая река собирает в себя 25 рек и различные водотоки. Кроме того, Нева обладает множеством водных рукавов, каналами и протоками. Самые основные притоки Невы – Черная речка, Ижора, Мга и Мурзинка. Почти все притоки оказываются намного старше самой Невы и несут свою богатую историческую ценность. Главные правосторонние притоки – Утка, Охта, Дубровка, Чернавка. По характеру режима, Неву делят на верхнюю и нижнюю части.

Нева очень многогранная река. В ней идеально сочетаются красота и мощность, покорность и необузданный характер, а в совокупности с изменчивой питерской погодой, стала местной легендой.

Города России на реке Нева

(Город на Неве, Санкт-Петербург)

На живописных берегах величественной реки расположились четыре крупных города – Отрадное, Санкт – Петербурга, Кировск и Шлиссельбург. Также более 30 городов и сел с меньшим числом населения, в отличие от крупных городов. Бурная река Нева таит в себе богатую и таинственную историю своих городов. Многие ученые уверены, что на территории Невы спрятано огромное количество ценностей. До сих пор археологи находят множественные факты, свидетельствующие о том, что именно на берегах реки Нева организовывали свои стоянки древние люди.

Река Нева в народной культуре

(И. К. Айвазовский «Вид Петербурга» 1988 г.)

Великие поэты посвящали свои стихи дивной реке. Ее воспевают и слагают тысячи песен о ней. В музеях хранятся шедевры, на которых запечатлена великая река Нева. Она служит музой для многих артистов, певцов, поэтов и художников нашего времени. А.С. Пушкин описал одно наводнений реки Невы в своей знаменитой поэме «Медный всадник». Школьные «Алые паруса», любовные свидания, пляж на Петропавловке, развод мостов — то, что дарит незабываемые воспоминания жителям легендарного «города на Неве».

Источник

Первое кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского

История о первой кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. О том, как два капитана обогнули земной шар впервые под флагом российского военного флота вопреки жестоким обстоятельствам, которые препятствовали их мечте.

Предпосылки и цель экспедиции

Прошения капитана Ивана Крузенштерна пылились в столах чиновников Адмиралтейства. Столоначальники считали Россию сухопутной державой и не понимали, зачем во­обще нужно ехать на край света — составлять гербарии и карты?! Отчаявшись, Крузенштерн сдается. Теперь его выбор — же­нитьба и тихая жизнь… И проект капитана Крузенштерна наверняка затерялся бы в дальних ящиках чиновников Адмиралтейства, если бы не частный капитал — Российско-Американская компания. Основной ее бизнес – торговля с Аляской. В ту пору — бизнес сверхприбыльный: купленную на Аляске за рубль шкурку соболя в Петербурге можно было продать за 600. Но вот беда: путь из столицы на Аляску и обратно занимал… 5 лет. Какая уж тут торговля!

29 июля 1802 года компания обратилась к императору Александру I, — тоже, кстати, ее акционеру, — с просьбой разрешить кругосветную экспедицию по проекту Крузенштерна. Цели — доставить на Аляску необходимые припасы, забрать товар, а заодно установить торговлю с Китаем и Японией. Подавал прошение член правления компании Николай Резанов.

7 августа 1802 года, всего через неделю после подачи прошения, проект был утвержден. Решено было также отправить с экспедицией посольство в Японию, возглавить которое предстояло Николаю Резанову. Начальником экспедиции был назначен капитан-лейтенант Крузенштерн.

Первое кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского

Слева — Иван Федорович Крузенштерн, справа — Юрий Федорович Лисянский

Состав экспедиции, подготовка к плаванию

Летом 1803 года из гавани Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева». Капитаном Надежды был Иван Крузенштерн, капитаном Невы – его друг и однокашник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» — трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24х пушек. Были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандр» и «Темза». Длина «Надежды» — 117 футов, т.е. около 35 метров при ширине 8.5 метров, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» — 108 футов, водоизмещение 370 тонн.

На борту «Надежды» находились:

  • мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями
  • посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита
  • ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев
  • загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Выпущен из Морского корпуса досрочно в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских сражениях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Служил волонтером на судах английского флота, посетил берега Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.

Ермолай Левенштерн. 26 лет. Лейтенант «Надежды». Отличался слабым здоровьем, но службу нес исполнительно и аккуратно. В своем дневнике подробно описал все происшествия экспедиции, включая курьезные и малопристойные. Давал нелестные характеристики всем своим товарищам, — за исключением Крузенштерна, которому был искренне предан.

Макар Ратманов. 31 год. Первый лейтенант шлюпа «Надежда». Одноклассник Крузенштерна по Морскому корпусу. Самый старший из офицеров экспедиции. участвовал в русско-шведской войне, затем, в составе эскадры Федора Ушакова, во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Отличался редкой храбростью, а также прямотой в высказываниях.

Николай Резанов. 38 лет. Из обедневшей дворянской семьи. Служил в Измайловском лейб-гвардии полку, затем секретарем различных канцелярий. Вызвав ревность фаворита императрицы Платона Зубова, был отправлен в Иркутск инспектировать деятельность предпринимателя Григория Шелихова. Женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Добился у императора Павла разрешения на основание Российско-Американской компании и стал одним из ее руководителей.

Граф Федор Толстой, 21 год. Гвардии поручик, член свиты Резанова. Прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и шулер. В экспедицию попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка, и во избежание неприятностей по решению семьи оказался в плавании вместо двоюродного брата.

Вильгельм-Теофиль Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и, натуралист. Великолепный рисовальщик, составивший рисованную хронику экспедиции. Впоследствии сделает себе имя в науке. Бытует версия, что многие его рисунки скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.

Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф, 29 лет. Доктор медицины. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил естественнонаучные исследования, собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского Университета. Санкт-Петербургской Академии наук.

Иоганн-Каспар Горнер, 31 год. Швейцарский астроном. Вызван из Цюриха для участия в экспедиции в качестве штатного астронома. Отличался редким спокойствием и выдержкой.

Шлюп «Надежда»

Шлюп «Нева»: Командир — Лисянский Юрий Федорович.

Общая численность команды корабля – 54 человека.

Юрий Лисянский. 29 лет. С детства мечтал о море. В возрасте 13 лет досрочно выпущен из Петербургского морского корпуса в связи с Русско-Шведской войной. Участвовал в нескольких сражениях. В 16 лет произведен в мичманы. Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени. Отличался исключительной требовательностью к себе и подчиненным.

Подготовка к экспедиции

В начале 19 века на картах Атлантического и, главное, Тихого океанов белели пятна. Пересекать Великий океан русским морякам предстояло почти вслепую. Корабли должны были идти через Копенгаген и Фалмут на Канары, затем в Бразилию, далее — остров Пасхи, Маркизские острова, Гонолулу и Камчатка, где корабли разделятся: «Нева» отправится к берегам Аляски, а «Надежда» — в Японию. В Кантоне (Китай) корабли должны встретиться и вместе вернуться в Кронштадт. Суда шли по регламенту русского военного флота. Дважды в день — утром и ближе к вечеру — проводились учения: постановка и уборка парусов, а также тревоги на случай пожара или пробоины. Для обеда команды в кубриках опускались подвесные столы, прикрепленные к потолку. За обедом и ужином давали одно блюдо – щи с мясом или солониной или кашу с маслом. Перед едой команда получала чарку водки или рома, а тем, кто не пил, ежемесячно уплачивалось по девять копеек за каждую не выпитую чарку. По окончании работ раздавалось: «Команде петь и веселиться»!

Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен.

Маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) — Флорианополис (Бразилия) — Остров Пасхи — Нукухива (Маркизские острова) — Гонолулу (Гавайские острова) — Петропавловск-Камчатский — Нагасаки (Япония) — остров Хоккайдо (Япония) — Южно-Сахалинск — Ситка (Аляска) — Кадьяк (Аляска) — Гуанчжоу (Китай) — Макао (Португалия) — остров Святой Елены — острова Корву и Флориш (Азорские острова) — Портсмут (Великобритания). 5 (17) августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт, совершив все путешествие за 3 года и 12 дней.

Описание плавания

26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Мыс Горн и Нука-Хива

В Тихий океан Нева и Надежда вышли порознь, но капитаны предусмотрели этот вариант и заранее договорились о месте встречи – Маркизский архипелаг, остров Нукухива. Но Лисянский решил по дороге зайти еще и на остров Пасхи – проверить, не занесло ли сюда «Надежду». «Надежда» же благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан, а ранним утром пасхального воскресенья 24 апреля 1804 года, на 235-й день плавания, в солнечном мареве показалась земля. Нука-Хива сегодня – маленький сонный остров. Всего две дороги и три деревушки, одна из которых – столица под названием Таиохае. На весь остров – 2770 душ, которые неспешно занимаются производством копры и подсобным хояйством. Вечерами, когда спадает жара, сидят у домов или играют в петанг, привезенную французами забаву для взрослых… Центр жизни – крохотный причал, единственное место, где можно увидеть сразу несколько человек сразу, да и то ранним утром в субботу, когда рыбаки привозят на продажу свежую рыбу. На 4й день стоянки у Нуку-Хива к капитану прибыл гонец от короля со срочной вестью: на рассвете с горы увидели далеко в море большой корабль. Это была долгожданная «Нева».

Читайте также:  Статья за слив отходов в реку

Уже в Тихом океане корабли пересекли экватор еще раз 25 мая 1804 года.

Русской Америкой с 1799 по 1867 год назывались владения Российской империи в Северной Америке, — полуостров Аляска, Алеутские острова, Александровский архипелаг и некоторые поселения на побережье Тихого Океана. «Нева» благополучно достигла цели и подобралась к берегам Аляски 10-го июля 1804 года. Пункт назначения — Павловская бухта на острове Кодьяк, столицы Русской Америки. После мыса Горн и острова каннибалов это часть плавания представлялась морякам тихой и скучной… Но они ошибались. В 1804 году экипаж «Невы» оказался здесь в самом центре боевых действий. Воинственное племя тлинкитов восстало против русских, перебив небольшой гарнизон форта.

Российско-Американская торговая компания была основана в 1799 году «русским Колумбом» — купцом Шелиховым, тестем Николая Резанова. Компания торговала добытыми мехами, моржовыми клыками, китовым усом, ворванью. Но ее главной задачей было укрепление далеких колоний. Управляющим компании был Александр Баранов. Погода на Аляске даже летом переменчива – то дождь, то солнце… Оно и понятно: север. Уютный городок Ситка живет сегодня рыбной ловлей и туризмом. Здесь тоже многое напоминает о временах русской Америки. Сюда, на подмогу Баранову, и спешил Лисянский. Отряд под командой Баранова, который отправился на Ситку, насчитывал 120 промысловиков и около 800 алеутов и эскимосов. Им противостояло несколько сотен индейцев, укрепившихся в деревянной крепости… В те жестокие времена тактика противников повсеместно была одна и та же: в живых не оставляли никого. После нескольких попыток переговоров Баранов и Лисянский решают штурмовать крепость. На берег высаживается десант — 150 человек — русских и алеутов с пятью пушками.

Потери русских после штурма составили 8 человек убитых, (в том числе — трое матросов с «Невы») и 20 раненых, включая начальника Аляски — Баранова. Подсчитывали потери и алеуты… Еще несколько дней осажденные в крепости индейцы самоуверенно стреляли в русские баркасы и даже в «Неву». А потом вдруг прислали гонца с просьбой о мире.

Шлюп «Нева» у берегов Аляски

Русское посольство Николая Резанова и Ивана Крузенштерна ожидало ответа сегуна у берегов Японии. Только спустя два с половиной месяца «Надежде» позволили войти в порт и приблизиться к берегу, и в гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. Японцы заявили, что дней через 30 из столицы приедет «большой человек» и объявит волю императора. Но неделя проходила за неделей, а «большого человека» все не было. Спустя полтора месяца переговоров японцы выделили, наконец, посланнику и его свите небольшой дом. А затем отгородили возле дома садик для моционов – 40 на 10 метров.

Послу объявили: принять его при дворе нет никакой возможности. Также сёгун не может принять подарки, потому что он должен будет ответить тем же, а Япония не располагает большими кораблями, чтобы послать их царю… Японское правительство не может заключить с Россией соглашение о торговле, потому что закон запрещает сношения с другими нациями. И по этой же причине всем российским кораблям впредь запрещалось входить в японские гавани… Однако император распорядился снабдить моряков провизией. И выдал 2000 мешков соли, 2000 шелковых ковриков и 100 мешков пшена. Дипломатическая миссия Резанова была провалена. Для экипажа «Надежды» это означало: после многих месяцев на рейде Нагасаки они могут, наконец, продолжить плавание.

«Надежда» обошла всю северную оконечность Сахалина. По дороге Крузенштерн называл открытые мысы именами своих офицеров. Теперь на Сахалине есть мыс Ратманова, мыс Левенштерна, гора Эспенберга, мыс Головачева… Один из заливов был назван именем корабля – залив Надежда. Только спустя 44 года капитан-лейтенант Геннадий Невельской сумеет доказать, что Сахалин – остров, проведя корабль по узкому проливу, который получит его имя. Но и без этого открытия — исследования Крузенштерна на Сахалине были весьма значительны. Он впервые нанес на карту тысячу километров сахалинских берегов.

Следующим местом встречи «Невы» и «Надежды» был определен расположенный неподалеку порт Макао. Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 года. Военный корабль не мог долго находиться в Макао даже с грузом мехов на борту. Тогда Крузенштерн заявил, что намеревается купить столько товаров, что они не поместятся на его судне, и ему необходимо подождать прибытия второго корабля. Но неделя шла за неделей, а «Невы» все не было. В начале декабря, когда «Надежда» уже собиралась выходить в море, появилась, наконец, «Нева». Ее трюмы были забиты пушниной: 160 тысяч шкурок морского бобра и котика. Такое количество «мягкого золота» было вполне способно обрушить меховой рынок Кантона. 9 февраля 1806 года «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на родину. «Нева» и «Надежда» довольно долго шли вместе, но 3 апреля, у мыса Доброй Надежды, при пасмурной погоде потеряли друг друга. Местом встречи на такой случай Крузенштерн назначил остров Святой Елены, куда и прибыл 21 апреля.

В обход Ла-Манша

Крузенштерн, чтобы избежать встречи с французскими каперами, выбрал обходной путь: вокруг северной оконечности Шотландии в Северное море и далее через Кильский пролив – в Балтийское. Лисянский в районе Азорских островов узнал о начале войны, но все равно пошел через Ла-Манш, рискуя встретить французов. И стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.

Что открыли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский

На карту мира были нанесены новые острова, проливы, рифы, бухты и мысы

Исправлены неточности карт Тихого океана

Русские моряки составили описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других районов
Крузенштерн и Лисянский провели всесторонние исследования океанических вод Русским мореплавателям удалось изучить различные течения и открыть Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах

Экспедиция собрала богатые сведения о прозрачности, удельном весе, плотности и температуре морской воды на различных глубинах

Экспедиция собрала богатые сведения о климате, давлении атмосферы, приливах и отливах в различных районах океанов и другие данные, которые положили начало новой морской науке — океанографии, изучающей явления в Мировом океане и его частях

Значение экспедиции для развития географии и других наук

Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку: она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих. Иван Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина. Появилась новая наука — океанология: никто до Крузенштерна не проводил исследования морских глубин. А еще участники экспедиции собрали ценные коллекции: ботанические, зоологические, этнографические. За последующие 30 лет было совершено еще 36 русских кругосветных плаваний. В том числе, при непосредственном участии офицеров «Невы» и «Надежды».

Рекорды и Награды

Ивана Крузенштерна наградили орденом Святой Анны II степени

Император Александр I по-царски наградил И.Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции. Все офицеры получили следующие чины:

  • командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.
  • лейтенанты по 1000
  • мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона
  • нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей.
  • По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия

Юрий Лисянский стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.

Короткая справка о жизни участников экспедиции по ее завершении

Участие в этом походе изменило судьбу Лангсдорфа. В 1812 году он будет назначен русским консулом в Рио-де-Жанейро и организует экспе­дицию во внутренние районы Бразилии. Собранные им гербарии, описания языков и традиций индейцев до сих пор считаются уни­кальным, непревзойденным собранием.

Первое пересечение экватора русскими моряками

Из офицеров, совершивших кругосветное плавание, многие с честью служили в русском флоте. Кадет Отто Коцебу стал командиром корабля и сам позже совершил в этом качестве кругосветное путешествие. Фаддей Беллинсгаузен позднее возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открыл Антарктиду.

За участие в кругосветном путешествии Юрий Лисянский был произведен в капитаны второго ранга, получил от императора пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременную награду от Российско-Американской компании в 10 000 рублей. После возвращения из экспедиции Лисянский продолжил службу в Военно-Морском флоте. В 1807 году возглавлял эскадру из девяти кораблей на Балтике и ходил к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами. В 1808 году был назначен командиром корабля «Эмгейтен».

После того, как Иван Крузенштерн совершил кругосветное плавание, он был прикомандирован к Петербургскому порту для создания труда о кругосветном плавании. В 1811 году его назначили преподавателем Морского кадетского корпуса. В начале Отечественной войны 1812 Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение треть своего состояния (1000 рублей), около года как член дипломатической миссии путешествовал по Англии, свои впечатления изложил в записках, оставшихся в рукописи.

Источник

Технологический процесс: Навигация по Неве

Подписаться

Поделиться

В конце ноября закончилось судоходство на Неве и по всей трассе Волго-Балта — возобновится оно лишь в середине апреля. Редактор и фотограф «Квартального надзирателя» Анна Петрова Лидия Верещагина отправились с лоцманами в ночное, чтобы узнать тонкости навигации на Неве.

С 1 декабря жители Васильевского острова, засидевшиеся в гостях, не будут после полуночи вскакивать с криком: «Ой, мосты!», а остальным петербуржцам, чтобы перебраться ночью с rive gauche на rive droite не придется гонять в Невский район до Вантового моста.

Главный диспетчер ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Алексей Сидоров предложил нам пройти Неву на одном из судов, чтобы дать наглядное представление о порядке составления каравана судов, створных огнях, отмелях и буях. Из-за ургана Святой Иуда одну ночь мосты не разводили вовсе. Наконец, нам подыскали сухогруз «Сям» (как название озера в Карелии), который шел от Славянки до набережной Лейтенанта Шмидта.

В 11 вечера мы были на Речном вокзале. Здесь собираются лоцманы, что поведут суда сверху вниз — с рейдов Усть-Ижора , Невский лесопарк, Славянка, с Соляного причала на Октябрьской набережной. В тот же час другие лоцманы прибывают на суда, которые будут следовать по Неве вверх — с Восточного бассейна (в районе Кировского завода), Барочного бассейна, Угольной гавани, нефтеналивного терминала, с набережных Макарова и Лейтенанта Шмидта. Они снимутся в 0:30, чтобы к 1.35 подойти к Благовещенскому мосту

Речные лоцманы, без которых невозможен проход по Неве, сойдут на берег в порту, а дальше — через Маркизову лужу по Морскому каналу до приемного буя за Кронштадтом — суда поведут лоцманы морские. В ту ночь по Неве вверх шло 13 теплоходов, вниз — 20.

На катере мы попадаем в бодрую компанию « морских волков » , еще более оживившихся при виде « акул пера » . В руках у лоцманов листки с « Планом проводки судов » , где помечены названия кораблей, следующих этой ночью вниз и вверх, их пункты назначения и отправления и другая информация. Составляется это расписание в течение дня по заявкам агентов, по ходу корректируется и к 20 часам принимает окончательный вид.

После переклички и выяснений, кто на каком катере пойдет, в 23.10 мы отчаливаем.

Лоцманы — профессия второй половины жизни. Как правило, это бывшие капитаны, сдавшие дополнительно множество тестов и экзаменов. Проходить Неву и порт они совершенствуются на тренажерах в Институте водных коммуникаций. Считается, что работа речного лоцмана более ювелирная, чем морского. Он стеснен глубинами, не может отклониться в сторону, зависит от уровня воды, от ветра, словом, на реке работать сложнее, чем в море.

« Представьте, что вы ведете тяжело нагруженный КАМАЗ не по шоссе, а по дворовым проездам, где справа и слева стоят припаркованные машины, а на поворотах встречаются раскопанные ямы » — рассказывает нам Анатолий Иванович, к которому нас « прикрепили » в эту ночь.

Читайте также:  Угрюм река советского союза артисты

К полуночи мы прибываем в Усть-Славянку . На этом рейде может стоять до тринадцати судов в четыре счала. То есть буями отмечены четыре участка, где могут встать рядом два, три или четыре теплохода. Но сейчас такое число — редкость, обычно в Славянке коротают день два-три сухогруза. Все они стоят против течения реки на носовых якорях — это правило одинаково для всех судов на всех невских рейдах.

Первыми пойдут теплоходы, следующие транзитом в море — им не нужно будет на Неве разворачиваться, чтобы пришвартоваться, так что они не помешают следующим за ними. В эту ночь первыми начали движение сухогрузы с верхнего Синопского рейда — они были низкими и могли пройти Володарский и Финляндский мосты без разводки. Затем мимо нас пошел танкерный флот с рейда Невского лесопарка, он выше Усть-Славянки на пару километров.

Танкеры из соображений безопасности не могут стоять рядом с другими судами. Обычно они следуют на Пятую якорную стоянку за Кронштадтом, где происходит перевалка их груза на морские суда. Мазут разогреют до температуры 50 градусов иперегонят с речного танкера на накопитель грузоподъемностью до 100 тысяч тонн, которые уже повезет топливо в Европу.

Наш « Сям » пойдет предпоследним, потому что у него и сухогруза « Кижи » , который также стоит здесь, самый короткий путь — до набережной Лейтенанта Шмидта, где завтра к ним пожалует портовый контроль. Им придется разворачиваться за Благовещенским мостом, чтобы пришвартоваться.

В ожидании хода, команда проводит нам обзорный тур: капитанский мостик, кают-компания , машинное отделение, палуба с грузом, мастерские. Мы вникаем в уровни осадки, аварийное управление, заправку топлива, погрузку и разгрузку, якорную систему, подъем мачты. Кажется, нам с Лидой удается задавать корректные вопросы, не называть кнехты тумбочками, клюзы дырочками, и улавливать, что « выйти в море босиком » , это значит « выйти без балласта » .

На борту « Сяма » — 1700 кубов березового баланса, так называют лес, что пойдет на переработку. Взяли груз в порту Вогнема под Кирилловым, везут в Иматру на целлюлозно-бумажный комбинат. Из вологодской березы финны сделают мелованную бумагу, и за ней приедут фуры с московскими и питерским номерами. Рейс занимает примерно неделю, суда работают на маршруте как челноки. От Вогнемы до Славянки « Сям » шел по Белому озеру, Волго-Балтийскому каналу, Онеге, Свири и Ладоге двое суток, в Петербурге оформит документы, затем двенадцать часов — до Выборга, два — до Сайменского канала, еще восемь-девять понадобится чтобы пройти шесть шлюзов канала до Иматры. Когда навигация на Неве закончится, его хозяин — петербургская компания ЗАО « Онегашип » (бывшее Беломорско-Онежское пароходство) — отправит « Сям » бороздить Балтику, ходить из Риги в Швецию и Англию.

Тем временем, в 2:10 из-за мыса Кривое колено показались первые суда.

На капитанском мостике гасят свет, на судне остаются только ходовые сигнальные огни. По ним определяется тип судна — сухогруз, танкер и пр.

Лоцман Анатолий Иванович берет в руки рацию:

— Теплоход «Сям» на рейде Славянки начинает съемку с якоря.

Расстановкой судов и составов, их очередностью снятия с якоря руководит капитан рейда. Днем он сидит перед компьютером в своем кабинете на Перевозной набережной, а ночью находится на лоцманском катере. Работа — сутки через трое. Движением в целом, включая разводку мостов, из офиса «Администрации «Волго-Балт» на Большой Морской, 37 руководит диспетчер. Его позывной «петербург- три-движения» мы не раз услышим этой ночью. Лоцманы переговариваются с ним по рации внутренней связи.

2:25 Слышен звук якоря. Мы начинаем описывать плавную дугу, как никак судно с грузом весит почти 3000 тонн. Буи, обозначающие границы рейда Славянки, на левом берегу мигают зелеными огнями, на правом берегу — красными. Да, еще в ночи ярко пылает чье-то гигантское поместье в Новосаратовке, украшенное помпезным маяком – это чистая декорация, башня с прожектором никакого отношения к навигации не имеет.

— «Сям» оборот закончил, следуем вниз. «Сормовский», не подскажешь, как у тебя дела?

«Сормовский-3064» везет череповецкий металл в Ригу. В это время он должен был вписаться в караван из Рыбацкого, от ремонтной базы у Вантового моста. Суда обязаны соблюдать дистанцию 500 метров при движении вниз, 200 при движении вверх. Но на Неве сильные прижимные течения, и теплоходы порой не сразу справляются с ними при развороте.

— «Сормовский», может я проскочу? А ты спокойно крутись. Нас несет течение.

Мы двигаемся со скоростью 6,2 узлов (11,5 километров). «Сям» — сухогруз 1998 года немецкой постройки не испытывает проблем с мощностью. Пройдя Большой Обуховский и Володарский мосты, начинаем догонять «ОС-396», — тихоходное судно, которое принимает с других судов мусор, стоки, пищевые отходы и сдает их на приемное устройство на переработку. Оно отошло от Перевозной набережной (эта набережная между двумя тупиками в районе метро «Елизаровская») и встроилось в караван перед нами.

— Викторович, вы добавлять будете? Или самосплавом пойдете? Я на стопе тебе догоняю, — Анатолий Иванович хмурится. Капитан, держащий руку на джойстике руля, сбрасывает ход.

— Могу только посочувствовать, — корректно отвечает лоцман с 396-го .

«Вот встроится такой трактор в колонну «мерседесов», — поясняет мне Иудин, — и всем придется тащиться с его скоростью. Второй полосы-то нет!».

В 3:40 мостовики переключат Финляндский, а нам еще 7 километров.

Если по каким-то причинам, судно не у спевает пройти в разводку, ему придется развернуться и вернуться на рейд в Рыбацкое.

— Это называется « валютный ход » , — шутит капитан. — Раньше валюту платили, лишь когда закрывали границу. Вот суда и тянули резину, чтобы подольше быть за рубежом.

Тем временем мы приближаем ся к Финляндскому железнодорожному мосту. Если Вантовый не разводится вовсе, у Володарского поднимается один пролет, как у Литейного и Троицкого, то Финляндский разводится хитрее всех. Фактически это два моста, построенных один рядом с другим. У одного разводной пролет — однокрылый, у другого — вертикально-подъемный , то есть вся средняя часть поднимается вверх как на лифте.

3:30. «ОС-396» как-то набрал ход, и мы заходим в мост Александра Невского согласно графику. С каждой стороны моста видны комнатки, где сидят дежурные мостовики. Перед ними мерцают экраны мониторов.

За Большеохтинским мостом вс тречаем караван судов снизу. Он дошел до самого широкого места Невы к пол-третьему и встал на якорь в ожидании, когда мостовики переключат огни и дадут зеленый свет для каравана снизу.

На излучине в районе Смо льного белый буй с постоянным зеленым огнем указывает на отмель. Вспоминаю, что инженеры «Водоканала» рассказывали, что именно здесь находятся заборные устройства – трубы, по которым забирают воду на очистку. Возможно, они проложены как раз по отмели. На реке еще встречаются неосвещенные буи-сигары. Некоторые из них останутся зимовать, чтобы весной на их место можно было постав ить свежие. «Сигарки» ограждают оперативные рейды, где можно встать на день-два.

В два-три часа ночи, к огда мы проходили Невский район, и на Вантовый мост по набережным неслись потоки машин, казалось, что мегаполис не спит никогда. Но за Троицким наоборот поражают пустынные набережные — ну да, мосты-то разведены, ехать некуда. Город, залитый огнями, лежит по берегам величественной реки в странной тишине.

Корабль бесшумно режет черную гладь, и ты оказываешься в центре самой прекрасной композиции Петербурга — на середине Невы перед Стрелкой, да еще когда над каждым из рукавов симметрично взметнулись две пары мостов, видных один в створе другого. В довершение « сеанса » , если использовать довлатовское выражение, в этот момент — в четыре утра — начинают нежно перезваниваться куранты Мраморного дворца и Петропавловского собора. Днем, когда все заглушает шум моторов и шорох шин по асфальту, их робких « переговоров » не расслышать.

4:15. Мы проходим последний — Благовещенский — мост, трудно представить, как же на таком ходу развернуться. Мостовики обсуждают по рации окончание разводки. « Всем спасибо. Наводимся » . Мы швартуемся у палов набережной Лейтенанта Шмидта, команда отправляется отдыхать, лоцманы сходят на берег. « Мы как совы, — шутят они, — летаем только ночью » .

Текст: Анна Петрова
Фото: Лидия Верещагина

Источник

Река Нева

Нева — река на северо-западе России, берущая начало в Ладожском озере и впадающая в Невскую губу Финского залива Балтийского моря, протекая по территории Ленинградской области и города Санкт-Петербурга.

Река Нева


Река Нева у границы Санкт-Петербурга. 2018 г. Фото: Михаил Архипов

Длина реки Невы — 74 км, площадь бассейна — 281000 км кв. Ширина реки колеблется от 213 метров у мыса Святки на Ивановских порогах до 1235 метров у Шлисельбурга. Глубина реки почти на всем протяжении превышает 10 метров, за исключением порожистой части (Ивановские пороги). Здесь наименьшая глубина — 2,9 метра от проектного горизонта (проектный горизонт соответствует отметке 81 см по рейке Ивановского водомерного поста или абсолютной отметке 169 см). Наибольшая глубина Невы составляет 24 метра — в районе Литейного моста в Санкт-Петербурге.

Свое начало Нева берет в юго-западном углу Шлиссельбургской губы, самой большой губы на Ладожском озере. Граница между губой и озером проходит по линии Морьин Нос — мыс Пайгач. Исток реки Невы отделен от Шлиссельбургской губы широкой отмелью, представляющей собой сложную систему песчаных мелей и банок с рассеянными повсюду камнями и валунами. В плане отмель имеет вид сужающейся воронки с островом Орешек в вершине. Отмель перегораживает Шлиссельбургскую губу с севера на юг, ширина ее около 8 км; глубина на отмели 1,8 — 3,0 метра. В 1902 — 1908 годах для улучшения судоходных условий через отмель была сделана глубокая искусственная прорезь, называемая Кошкинским фарватером; длина прорези 6,8 км, ширина по дну 80—90 метров.

За устье реки Невы (Большой Невы) принимается створ напротив Невских ворот Санкт-Петербургского морского порта у входа в Гутуевский ковш на юго-западе Санкт-Петербурга.

Дельта Невы

Река Нева вытекает из Шлиссельбургской губы Ладожского озера и впадает в Невскую губу Финского залива. Перед впадением в губу Нева образует ряд рукавов, которые вместе с разделяющими их островами и искусственными каналами составляют обширную дельту, на островах которой расположен Санкт-Петербург.

Рукава реки Невы

Ниже Литейного моста Нева разделяется на Большую Невку, отходящую вправо, и главный рукав — Большую Неву. Большая Нева впадает в Невскую губу Финского залива между островами Васильевский и Канонерский.

Река Большая Невка омывает с востока и севера острова Петроградский и Аптекарский. Перед Каменным островом от Большой Невки влево отделяется Малая Невка, а перед Елагиным островом, тоже влево, — Средняя Невка.

В 4,8 км восточнее Невской губы, перед Васильевским островом, от Большой Невы вправо отделяется Малая Нева, являющаяся вторым по величине рукавом Невы. Малая Нева, протекая между островами Васильевским и Петровским, к западу от Петровского острова сливается с Малой Невкой.

Притоки Невы

В Неву впадают 26 небольших рек и речек — преимущественно с левого берега. Главные из них:

— Мга
— Тосна
— Ижора
— Охта

В Санкт-Петербурге от Невы берут свое начало несколько рек и каналов:

Уровни воды в Неве

Уровень воды в Ладожском озере возвышается над уровнем Финского залива на 4,9 метра. При этом средняя скорость течения в Неве составляет 4,3 км/час. На порогах скорость течения достигает 12 — 13 км/час. При северо-восточных и восточных ветрах скорость течения возрастает, а при юго-западных и западных — уменьшается.

Колебания уровня воды в Неве, как в истоке, так и в устье, зависят, главным образом, от направления и силы ветра. Сильные западные и юго-западные ветры повышают уровень воды в реке от устья до Ивановских порогов. Выше порогов уровень воды снижается. При восточных ветрах уровень воды в реке выше порогов повышается, а ниже порогов — понижается. Наибольшие подъемы уровня воды в устье Невы бывают во время юго-западных осенних штормов, достигая 210 см, за исключением катастрофических случаев: 23 сентября 1924 года уровень воды превысил средний на 369 см — это был самый большой подъем уровня в Неве за 100 лет. Большие колебания уровня бывают редко и длятся недолго, обычные же колебания в пределах понижения до 0,5 метра, и повышения до 1 метра, наблюдаются повседневно.

Читайте также:  Регулирование стока рек гэс

Населенные пункты и города на Неве

Навигация и судоходство на реке Неве

Река судоходна на всем протяжении, является важнейшей частью Единой глубоководной системы Европейской части России. Навигация на Неве длится с апреля по ноябрь.

Река Нева относится к рекам разряда «Р» (от истока до границы внутренних водных путей: по реке Большая Нева — Благовещенский мост; по реке Малая Нева — створ 1-ой Линии Васильевского острова; по реке Большая Невка — створ Стрелки Елагина острова: по реке Средняя Невка — верхний мысок устья реки Чухонки (вход в гребной канал); по реке Малая Невка — Петровский мост).

Поддержание судоходной обстановки на Неве осуществляет Невско-Ладожский район водных путей и судоходства — филиал ФБУ «Администрация «Волго-Балт» (Санкт-Петербург). Гарантированная глубина Невы, по данным Невско-Ладожского РВПиС составляет 4 метра.

Круизный туризм на Неве

Нева — одна из главных рек Европейской части России, по которой осуществляется круизное судоходство. Ежегодно, с мая по октябрь, по Неве проходит до 500 пассажирских теплоходов, выполняющих круизы как из Санкт-Петербурга, так и в Санкт-Петербург. Из Петербурга теплоходы выполняют рейсы до Валаама, по водным путям Северо-Запада (Ладожское, Онежское озера), а также круизы до Москвы, с российскими и зарубежными туристами. А в Санкт-Петербург есть туристические рейсы из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Астрахани и Перми.

В Санкт-Петербурге на реке Неве расположено два речных круизных терминала, принимающих пассажирские суда:

Список мостов на реке Неве (от Шлиссельбурга до Финского залива вниз по течению):

— Ладожский мост (река Нева, Ленинградская область)
— Кузьминский железнодорожный мост (река Нева, Ленинградская область)
— Большой Обуховский мост (река Нева, Санкт-Петербург)
— Володарский мост (река Нева, Санкт-Петербург)
— Финляндский железнодорожный мост (река Нева, Санкт-Петербург)
— Мост Александра Невского (река Нева, Санкт-Петербург)
— Большеохтинский мост (река Нева, Санкт-Петербург)
— Литейный мост (река Нева, Санкт-Петербург)
— Троицкий мост (река Нева, Санкт-Петербург)

Список мостов на реке Большая Нева в Санкт-Петербурге:

Список мостов на реке Малая Нева в Санкт-Петербурге:

— Биржевой мост (река Малая Нева, Санкт-Петербург)
— Тучков мост (река Малая Нева, Санкт-Петербург)
— Мост Бетанкура (река Малая Нева, Санкт-Петербург)
— Вантовый мост через Петровский фарватер (река Малая Нева, Санкт-Петербург)

Список мостов на реке Большая Невка в Санкт-Петербурге:

— Гренадерский мост (река Большая Невка, Санкт-Петербург)
— Кантемировский мост (река Большая Невка, Санкт-Петербург)
— Сампсониевский мост (река Большая Невка, Санкт-Петербург)
— Ушаковский мост (река Большая Невка, Санкт-Петербург)
— 3-й Елагин мост (река Большая Невка, Санкт-Петербург)

Список мостов на реке Средняя Невка в Санкт-Петербурге:

— 1-й Елагин мост (река Средняя Невка, Санкт-Петербург)
— 2-й Елагин мост (река Средняя Невка, Санкт-Петербург)

Список мостов на реке Малая Невка в Санкт-Петербурге:

— Большой Крестовский мост (река Малая Невка, Санкт-Петербург)
— Каменноостровский мост (река Малая Невка, Санкт-Петербург)
— Лазаревский мост (река Малая Невка, Санкт-Петербург)
— Большой Петровский мост (река Малая Невка, Санкт-Петербург)

Причалы на реке Неве в Санкт-Петербурге

— Причал Адмиралтейство
— Причал Аничков мост
— Причал Арсенальная набережная
— Причал Воскресенская набережная
— Причал Дворцовая пристань (Эрмитаж верхний)
— Причал Елагин остров (ЦПКиО или Южная набережная)
— Причал Зимняя канавка
— Причал Комендантская пристань
— Причал Кронверкская набережная
— Причал Кунсткамера
— Причал Летний сад
— Причал Медный всадник
— Причал Мытнинская набережная
— Причал Набережная Макарова
— Причал Набережная Мартынова
— Причал Набережная Мойки, 44
— Причал Петровская набережная
— Причал Петроградская набережная
— Причал Приморский проспект
— Причал Севкабель Порт
— Причал Свердловская набережная
— Причал Сенатская площадь
— Причал Смольная набережная
— Причал Синопская набережная
— Причал Тучков мост
— Причал Университетская набережная
— Причал Центральная пристань (спуск со львами)
— Причал Юсуповский дворец (набережная Мойки)
— Причал Эрмитаж нижний

Набережные на реке Неве в Санкт-Петербурге

Источник



Откуда вытекает и куда впадает Нева? Описание реки Нева

Река Нева одна из самых красивых рек России. Большинству людей она знакома благодаря прекрасному Санкт-Петербургу, расположенному на её берегах. Как известно из школьного курса географии, Нева – это одна река, берущая своё начало в Ладожском озере, здесь её исток. В Финском заливе Балтийского моря расположена Невская губа, куда впадает Нева, там её устье.

куда впадает нева

Протекает река по территории Ленинградской области и городу Санкт-Петербургу. Её протяжённость равна 74 км, длина по прямой от истока Невы до ее устья 45 км. Глубина составляет в среднем от 8 до 11 м, самая глубокая отметка 24 м. Нева несёт свои воды по равнине, носящей название Невская низменность. Берега круто спускаются к воде, их высота составляет 4-5 м, в устье реки они более пологие — 3-4 м. Место, куда впадает Нева — это Финский залив, свое начала, как уже было сказано, она берет в Ладожском озере.

Ширина реки составляет в среднем 600 м, самое широкое место доходит до одного километра. По сравнению с другими низменными водоемами она достаточно быстротечная. Скорость течения составляет более 1 м в секунду. Река Нева довольно круто изгибается в трёх местах.

  • У Ивановских порогов. Примерно трёхкилометровый участок реки с малой глубиной, частыми отмелями и большой скоростью течения до 4 м в секунду. Он находится недалеко от города Отрадное.
  • У Усть-Славянки – исторического района Санкт-Петербурга.
  • У Смольного института. Данное историческое здание является памятником эпохи раннего классицизма, построено по проекту архитектора Д. Кваренги. В настоящее время резиденция губернатора.

Нева, имея протяженность 75 км, является одной из самых крупных, глубоких и полноводных рек Европы. Из-за равномерного стока воды из Ладожского озера (истока) на реке практически не бывает весенних разливов.

река нева

Дельта Невы – Санкт-Петербург

Город Санкт-Петербург был заложен и построен в низменном и болотистом месте. Для осушения болот потребовалось прорыть сто один канал и большое количество прудов. Грунт, извлеченный при рытье каналов, использовался для повышения уровня островов. С течением времени многие из них теряли своё значение, их засыпали землёй. Сейчас количество островов сократилось до 59.

Невская губа, куда впадает Нева, находится в Финском заливе Балтийского моря. При впадении река образует разветвлённую дельту с множеством островов, которые соединены каналами. На этих островах, собственно, и находится Санкт-Петербург. Самые знаменитые острова – это Заячий и Васильевский. На первом находится Петропавловская крепость, на втором расположены знаменитые питерские сфинксы и здание биржи.

У императора Петра I была мечта разделить самый большой из островов, Васильевский, в устье Невы каналами, сделать его похожим на уголок Амстердама. Грезам правителя не было суждено сбыться. Сподвижник императора Петра I А. Меншиков растратил, имеющиеся в казне средства. На острове долгое время люди отказывались селиться, так как сюда не было дорог. Его массовое заселение смогли осуществить только после сооружения мостов через Неву.

Площадь бассейна водной артерии Санкт-Петербурга составляет около 5 тыс. км 2 , включая Онежское и Ладожское озера. Он отличается сложным устройством гидрологической сети. Бассейн включает около 26,3 тыс. озер, 48,3 тыс. рек. Непосредственно в Неву впадет 26 рек и небольших речек. Главные ее притоки: с правой стороны – Ижора, Славянка, Мга, Тосна, Мурзинка, с левой – Черная речка и Охта.

исток невы

Этимология названия

Есть несколько версий возникновения названия реки. Первая, финская, от слова «neva», которое переводится как безлесное болото. В переводе с саамского слово «nёvё» означает маленький, быстрый. Вторая версия отталкивается от шведского слова «ny(en)» – новый. Существует и славянская гипотеза происхождения названия Нева. Из летописей известно, что Ладожское озеро, являющееся истоком Невы, в старину называли Нево, что значило «новое». По всей видимости, племена, населявшие ранее эти земли, были очевидцами выхода воды из берегов водоема и зарождения реки.

Санкт-Петербургские наводнения

устье невы

Город находится в низменных и болотистых местах, на островах, соединённых протоками, речками и каналами. Во время сильных осенних ветров, дующих с юго-западной стороны, происходит нагон воды в Финский залив, куда впадает Нева, и оттуда она поступает по реке и протокам в город. Наводнения повторяются часто и порой имеют катастрофические последствия. Возле Исаакиевской площади установлена стела с отметками всех известных наводнений. Самая высокая отметка находится на уровне 4,21 м. Это наводнение произошло в 1824 году и нашло отражение в произведении А.С. Пушкина «Медный всадник».

В Санкт-Петербурге на Неве наводнения случаются в период с сентября по декабрь. Они наносят городу значительный ущерб. Последнее очень опасное наводнение, когда отметка воды по кронштадтскому футштоку составила 220 см, случилось в 2007 году. В 2011 году было закончено строительство комплекса защитных сооружений в Невской губе. Он был задействован во время нагона воды 28 декабря 2011 года. Это помогло избежать очень опасного наводнения, по оценкам специалистов уровень воды смог бы подняться до отметки 281 см. Если бы не успели закрыть дамбу, то городу был бы нанесён многомиллиардный ущерб.

невская губа финского залива

Города на Неве

Всего на берегах Невы находится четыре города. Это прежде всего Санкт-Петербург, расположенный на Невской губе Финского залива. Кроме того, на реке стоят Отрадное, Кировск, Шлиссельбург, находящийся на выходе Невы из Ладоги. На берегах располагаются многочисленные небольшие населённые пункты.

Отрадное

До революции селение Отрадное было местом загородного отдыха жителей столицы. Красивые места, свежий воздух и чистая река привлекали сюда жителей города в летнее время. Теперь Отрадное с населением 25,3 тысячи человек – это довольно крупный промышленный центр, который имеет свой судостроительный завод «Пелла», Кондитерское объединение «Любимый край», «Ленречпорт», ОАО «Невский завод электрощит» и др. Город, получивший в 1970 году свой статус в результате присоединения поселков Ивановское и Усть-Тосно, имеет более чем пятисотлетнюю историю.

Он находится в 18 км от станции метро «Рыбацкое», входящей в состав территории г. Санкт-Петербурга.

нева санкт петербург

Кировск

Кировск был заложен в 1931 году на высоком левом берегу Невы как город строителей Кировской ГРЭС. Расстояние от Петербурга — 35 км. В настоящее время это промышленный город с населением 26 тысяч человек. Здесь находится завод «Ладога», домостроительный комбинат, филиал концерна «Океанприбор» и многие другие. Через Кировск проходит трасса М18, соединяющая город Санкт-Петербург с Мурманском. Город носит имя выдающего деятеля Советского Союза Сергея Мироновича Кирова. В нем есть пристань и железнодорожная станция Невдубстрой.

Шлиссельбург

куда впадает нева

Город Шлиссельбург был основан как крепость. Она была заложена в 1323 году князем новгородским Юрием при выходе Невы из Ладоги на острове Ореховый и носила название «Орешек». Крепость была деревянная, через 25 лет новгородцами были заложены каменные стены. Она выполняла важную стратегическую роль и открывала Новгороду путь к морю.

Не раз «Орешек» выдерживал осаду шведов, но в 1613 году был захвачен ими и получил новое название — Нотебург, что в переводе со шведского значило город орехов. Через 89 лет населенный пункт был отвоёван Петром I. Он и дал ему современное название.

На левом берегу реки был образован посад с таким же названием, которому в 1780 г. присвоен статус города Шлиссельбурга. Сейчас его население составляет 15 тыс. человек. До Санкт-Петербурга проложена дорога Н135 Шлиссельбург – Кировск – Петербург. Расстояние до Северной столицы — около 50 км.

Источник

Adblock
detector