Меню

Обучение по теме реки

Урок «Реки»

Выполнила учитель географии МОУ «Дубровская СОШ»

Всеволожского района, Ленинградской области

Педагогический стаж:22 года

Образование: высшее

Квалификационная категория: первая

Учебник: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. География:

Физическая география: учебник для 6 класса

общеобразовательных учреждений –М.ООО «ТИД Русское слово—РС»,2010.—232с.

Цель урока: Познакомить обучающихся с различными реками земного шара, их видами и особенностями.

Задачи урока:

Формировать у обучающихся представление о реках, продолжить обучение работе с глобусом и картой.

Формировать общеучебные навыки: навык работы с учебником, картами атласа и контурными картами, работы по плану, навыки коллективной (групповой) работы , санитарно-гигиенические навыки.

Воспитывать уважение и терпимость друг к другу, выстраивать диалог и создавать атмосферу сотрудничества.

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийная презентация, глобус, настенные физические карты полушарий и России, контурные карты.

Цель: мобилизировать обучающихся на начало урока, создать положительный настрой на предстоящую работу.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Раз, два, три, четыре, пять

Что нам нужно поискать?

Путь наш будет длинный.

Не теряем время зря.

Скорее в путь, друзья! Слайд №1.

(Помним, за активность и правильные ответы на уроке получаем бонусы на поездку во время каникул).

Повторение пройденного материала и активизация опорных знаний обучающихся.

Цель: вспомнить, что ранее изучали о водах планеты; активизировать знания учащихся о земной поверхности.

Задачи: 1.Различать части гидросферы.

2.Выделять из них воды суши.

Слайд №2, (с изображением частей гидросферы).

Вопросы к классу:

-Какой раздел учебника мы сейчас

-Рассмотрите фотографии. Что входит в состав гидросферы?

-Какие воды мы уже изучили?

-Что входит в их состав?

-А кто знает, что такое воды суши?

Если уч-ся затрудняются с ответом, приг-

Лгде начинается река?асить одного к настенной карте и предложить

внимательно рассмотреть материки.

-Итог: нам предстоит долгая и интерес-

ная работа по исследованию вод суши.

-Воды Мирового океана, поверх-

ностные и подземные воды суши.

(составляют схему в тетради,

один уч-ся у доски).

-Воды Мирового океана.

-океаны, моря, заливы, проливы.

Предполагаемые ответы:

-Воды, находящиеся на поверхности

Изучение нового учебного материала.

Цель: познакомить обучающихся с реками, научить определять части реки, направление течения реки, притоки.

Задачи: 1. Учить определять части реки по карте.

2. Учить находить исток и устье.

3.Определять направление течения.

Вопросы к классу:

-Видели ли вы реку?

-Как вы её можете описать.

-Все реки состоят из частей. Сейчас

мы рассмотрим их на макете.

-Знаете ли вы, где реки берут начало?

Слайд №3

-Теперь продолжим изучать реки по

картам в атласе.

-Как называются боковые части реки?

-Теперь сравним изображение рек на

-Какие есть сходства и различия в

изображении? Где более удобное

изображение для изучения рек?

Предполагаемые ответы детей:

-Узкая, много воды, течёт вода.

(читают определение в учебнике)

(Один ученик рассказывает по маке-

ту, заранее подготовив свой рассказ)

Остальные записывают в тетрадь

значение слов ИСТОК, УСТЬЕ.

-В горах, вытекают из озера, бьёт ключ…

(зарисовывают схематическое изобра-

жение реки. Проверка по слайду)

Сам-но находят реки, читают их назва-

ния, замечают боковые части.

-Притоки. (определяют левые и правые

Находят и называют сходства и разли-

чия в изображении рек, заполняют

-Более удобное изображение на…

(доказывают свою точку зрения)

Работа с учебником.

Цель: учить понимать смысл прочитанного, формировать представления обучающихся о питании и режиме рек.

Задачи: 1.Научить выделять главную мысль в тексте.

2.Сопоставить текст с рисунками и фото в учебнике. Слайд №4

-Прочитайте о бассейне в учебнике и найдите его изображение в учебнике

и на слайде. Как вы можете описать

-На горных реках бывают пороги и

водопады. Слайд № 6 (водопад на

реке) Самый высокий водопад в мире—Анхель

Слайд № 7

-Кто видел водопад в естественных

-Найдите в учебнике объяснение слов

паводок, половодье. Что означают эти слова?

-А в результате чего это происходит?

-А откуда берётся много воды?

-Это называется питанием реки.

Если ущ-ся затрудняются в описании,

использовать наводящие вопросы.

Слайд №5

Далее один обучающийся делает док-

лад о горной реке, другой о равнин-

ной (опережающее задание было

предложено накануне), остальные на-

ходят сходства и различия горных и

равнинных рек.Слайд №8 (горная и равнинная реки)

(анализируют рис.151 стр.173 в учеб-

-Переполнение реки водой.

-Разлив реки в определённое время

-Воды много и она не успевает течь

-Обильные осадки, таяние снега,

ледников в горах.

Работа по картам и глобусу.

Цель: отрабатывать умение работы с картой и глобусом.

Задачи: 1.Учить различать изображение рек на карте и на глобусе.

2.Делать выводы по проведённой работе.

-Найдите на карте полушарий реки

Амазонка и Нил. Где они расположе-

ны с точки зрения экватора?

-Как вы думаете, какая из них будет более полноводна? Почему?

Теперь помощником нам будет глобус.

-Где удобнее изучать реки: на глобусе

или на карте? Почему?

-Найдите на контурной карте реки,

названия которых прозвучали на

-Амазонка на экваторе, а Нил

-Амазонка. На экваторе выпадает

Далее описывают географическое положение реки Амазонка по плану:

1 группа (сильные дети)—самостоя-

тельно; 2 группа парами (один по-

сильнее); 3 группа с помощью учителя

-Удобнее изучать реки на карте, т.к.

видно в каком направлении течёт ре-

ка, где берёт начало, куда впадает.

(самостоятельно находят и подписы-

Закрепление учебного материала.

Цель: систематизировать полученные на уроке знания, сделать главный вывод урока.

Задача: 1.Сконцентрировать внимание на ключевых словах темы.

2. Добиться выводов, сделанных обучающимися.

3. Создавать атмосферу сотрудничества.

Работа в группах.

-Теперь вы будете работать группами. Каждая группа 4-5 человек ( две соседние парты ). Каждая группа составит рассказ о реке и выступит перед классом.

Для работы вам вручается план. Внимательно читайте название реки, выберите необходимые для работы карты. Для быстрой и эффективной работы распределите задания поровну между всеми членами группы. Работайте дружно, согласованно, и у вас всё получится. ( Даны карточки—листы формата А-3, на которых обучающиеся вписывают название реки, дописывают определения, подбирают карточки из конверта по теме и приклеивают их на схему реки) .

Итог работы—выступление перед классом каждой группы и защита своей работы.

Вывод урока: рек на Земле много. Все они разные и интересные по-своему, а изображаются на картах одинаково и удобнее изучать их на карте, чем на плане местности или глобусе. (вывод помогают делать обучающиеся, а возможно делают полностью сами).

Цель: развивать интерес к предмету география, наблюдательность, творческое воображение, желание расширить знания о родном крае.

-Сегодня на уроке вы рассматривали схемы, сравнивали, предполагали и делали выводы. Молодцы!

-Но мы не затронули на уроке тему нашего края, близкого и родного нам. Какие реки встречаются в нашем крае? Можем ли у них определить притоки, исток, устье. Есть ли красивые места на этих реках?

-Это и будет вашим домашним заданием. Вспоминайте урок, наблюдайте, прогуляйтесь в выходные с родителями к реке, прочитайте ещё раз параграф в учебнике, используйте дополнительную литературу.

-Все наблюдения, выводы записывайте в тетрадь. Для того, чтобы ваша работа привлекла внимание, можете изобразить её в виде схематического рисунка, или художественного рисунка, или сделайте презентацию с изображением красивых мест на реке. (Если вы ещё не умеете делать презентацию, можно попросить помощи у старших братьев, сестёр или родителей) Удачи!

Цель: отметить работу обучающихся на уроке, поощрить активных участников дискуссий.

Например:-2ая и 4ая группа быстро и безошибочно справилась с заданием— отметка»5».

-1ая группа справилась без ошибок, но нечётко представила работу—отметка»4».

-3я группа допустила ошибки при выполнении—отметка»3».

-Активные участники в начале урока по прошлому домашнему заданию получают бонусы на экскурсионную поездку во время каникул: это следующие ребята…

Источник

География. 6 класс

Конспект урока

География, 6 класс

Урок 04. Реки Земли

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению поверхностных вод суши – рек.
  2. В ходе урока школьники познакомятся с особенностями строения реки и её частями.
  3. Узнают об основных отличиях равнинных и горных рек.
  4. Узнают об особенностях режима рек

Река – природный водный поток, протекающий в понижении рельефа, созданного её движением.

Русло – самая глубокая часть речной долины, где водный поток постоянный.

Читайте также:  Апчхи театр за черной речкой

Исток – место начала реки.

Устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку.

Приток – реки, присоединяющиеся по пути к основной реке.

Речная система – главная река с притоками.

Речной бассейн – площадь суши с которой река собирает воду.

Водораздел – линии поверхности Земли, по разные стороны от которых сток идёт в разные речные бассейны.

Пороги – твёрдые породы в русле рек.

Режим реки – изменение уровня воды по сезонам, процесс замерзания или ледохода на реке в определённое время.

Межень – период самого низкого уровня воды в реке.

Паводок – внезапное поднятие уровня воды в реке, вызванное выпадением дождей или интенсивным таянием снега.

Половодье – увеличение количества воды в реке, повторяющееся ежегодно в определённое время года.

Основная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Сайт: Научно-популярная энциклопедия. Вода России. http://water-rf.ru/.
  3. Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
  4. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
  5. Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
  6. Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
  7. Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
  8. Сайт: Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
  9. Сайт. Мир океана. http://www.seapeace.ru.
  10. Сайт. Гидрометцентр России. https://meteoinfo.ru.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже успели изучить воды Мирового океана. Теперь мы начнём изучать воды суши. На суше огромные запасы пресной воды сосредоточены в реках. Каждый из вас хотя бы раз в жизни видел реку. А каковы особенности рек? Тема нашего урока: «Реки Земли».

Реки – обычно постоянные потоки поверхностных вод, текущих в выработанных ими углублениях – руслах.

Каждая река имеет исток, русло, устье. Река может иметь притоки или сама быть притоком и является частью речной системы. Источники питания рек – дожди, снег, ледники и подземные воды. Водность и режим рек тесно связаны с их источниками питания и климатическими условиями. Характер течения реки зависит от рельефа территории, по которой она протекает.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Подберите подписи к изображениям.

Варианты ответов:

Правильный вариант ответа:

Задание 2. Распределите характеристики горной и равнинной рек.

Источник

Открытый урок по теме «Реки». 6-й класс

Презентация к уроку

  • Начать формирование у учащихся представления о реках — их частях, видах, особенностях питания и режиме;
  • Познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями: река, русло, пойма, речная долина, исток, устье, приток, питание реки, половодье, паводок;
  • Продолжить формирование у учащихся умения работать с географической картой — определять местонахождение крупнейших рек России;
  • Воспитание бережного отношения к воде;
  • Содействовать формированию любви к природе.

Тип и вид урока: урок формирования новых знаний.

Средства обучения: физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас

  1. Организационный момент (1 мин.);
  2. Изучение нового материала (20 — 25 мин.);
  3. Практическая работа — 15 мин.
  4. Подведение итогов, домашнее задание (4 мин.);

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала:

1) Что такое река

Тема нашего урока кроется в загадках. Послушайте и назовите нашу тему.

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.

В неё льётся, из неё льётся,
Сама по земле плетётся.

Змея разлеглась у меня на пути,
Ползёт, а меня не пускает пройти,
Ползёт, оставаясь на месте своём.
Ты знаешь, о чём говорю я?

Вы уже поняли, что тема урока . (РЕКИ) — Сл. 1

Итак, запишите тему в тетрадь.

Подумайте, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Что вы хотите узнать? Чему научиться? ( узнать, что такое река, какие бывают реки, научиться показывать реки на карте)

Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки.

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество — больших и скромных:

Какая река течет вблизи нашего населенного пункта?

Что же такое река? ( варианты ответов учащихся). А теперь давайте сравним наши определения с учебником.

Река — это водный поток, текущий в выработанном им углублении (русле реки). Сл. 2.

В России более 200 тысяч рек, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид. Каждая река имеет свое начало. ( На доске рисунок: «Речная система»).

Задание. Сделайте рисунок у себя в тетради и подпишите части реки ( подписываем по ходу рассказа учителя).

— место, где река берет свое начало. Сл. 3.

Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Истоки бывают разные. Волга начинается на Валдайской возвышенности из болота, там, где выходят подземные воды.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного родника.
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.
(Н.Палькин)

Ангара вытекает из озера Байкал. Терек берет начало в ледниках Кавказа. Обь образуется в результате слияния двух рек — Бии и Катуни.

РАБОТА С КАРТОЙ.

Задание. С. 88. Определите, где находится исток рек: а) Нил; б) Инд; в) Припять.

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем реки. Сл. 4.

Все самые большие реки впадают в моря или заливы океана. Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство являются притоками других рек. Сл. 5.

То есть, впадая в реку, другая река становится ее притоком. Так, река Москва — левый приток Оки; Ока — правый приток Волги.

Как по карте можно узнать, где левый и правый притоки?

Правило: Чтобы узнать, каким притоком реки является другая река — правым или левым — нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки (вниз по течению). Если приток впадает в главную реку справа — он правый, если слева — левый.

РАБОТА С КАРТОЙ.

Сл. 6. ЗАДАНИЯ. С 88 1. Пользуясь картой России в атласе, определите, где находится устье рек: а) Волга; б) Ангара; в) Обь. 2. Определите, каким притоком — правым или левым — является: а) Кама для Волги; б) Иртыш для Оби; в) Ангара для Енисея.

Река со всеми ее притоками образует речную систему. Название речной системы дается по главной реке, например, система Волги, Лены, Конго. (рис. 58 учебник).

Самые крупные речные системы мира — Амазонка, Конго, Миссисипи с Миссури, Оби с Иртышем.

Речная долина. Рис. 57 с. 87 ( учебник)

Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемой речной долиной.

Речная долина — относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды.

Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой.

Углубление, в речной долине, по которому постоянно течет вода, называется руслом.

Склон долины — терраса — естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка. Это остатки старого днища реки.

2) Бассейн реки и водораздел: Сл. 8.

Притоки собирают воду в главную реку иногда с очень обширной местности.

Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется водосборным бассейном этой реки ( см. рис. 58 учебник).

Граница, разделяющая соседние речные бассейны, называется водоразделом (см. рис. 58) — например, горы. Действительно, по одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую — в другую. В горах водораздел проходит по гребням хребтов, на равнинах — по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водораздел определить очень трудно.

РАБОТА С КАРТОЙ.

Задание. По карте России определите, водоразделы каких речных бассейнов проходят по Уральскому хребту. Покажите бассейн реки Волги.

3) Питание и режим реки

Кто же пополняет наши реки? Откуда берется вода в русле реки? (Ответы учащихся)

Читайте также:  Река в предложном падеже предложение

Чтобы поддерживать свое течение река питается. Реки могут иметь разное питание — дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. От питания и от климатических условий зависит изменение уровня воды в реке, ее температура и другие явления, то есть режим реки.

Многие реки получают исключительно дождевую воду. Среди них — две самые полноводные реки Земли: Амазонка и Конго. Они протекают в тех областях нашей планеты, где почти весь год выпадают обильные дожди, так что уровень воды в них довольно стабилен.

Реки, которые берут начало высоко в горах и протекают по пустыне, питаются талыми водами горных ледников. В этих реках самый высокий уровень воды — летом, когда тают ледники. Чем жарче лето, тем выше их уровень. К таким рекам относится, например, Амударья (покажите ее на карте).

Большинство рек, протекающих по равнинам нашей страны, имеет смешанное питание. В зимнее время, когда реки покрыты льдом, единственный источник их питания — выходы грунтовых вод в руслах. Если бы не подземные воды, реки зимой подо льдом вообще могли бы иссякнуть.

Весной в реки стекают талые снеговые воды. Они переполняют русла и заливают дно долин. Такой ежегодный продолжительный подъем уровня реки называют весенним половодьем. Сл. 10.

Летом происходит сильное испарение воды и из рек, и с поверхности их бассейнов. И хотя выпадают дожди, но уровень воды в реках падает, и главную роль снова приобретает подземное питание.

Осенью испарение уменьшается, идут затяжные дожди. Количество воды в реках прибывает, их уровень повышается. Сильные дожди могут сопровождаться паводками — кратковременными в отличие от половодья подъемами уровня воды в реке.

4) Реки равнинные и горные

Подумайте, что влияет на скорость течения реки ( Рельеф)

Скорость и направление течения реки зависят от рельефа поверхности, по которой течет река.

Равнинные реки. Сл. 11.

Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах (см. рис. 57). Типичная равнинная река — Волга. Ее длина — 3530 км. Исток Волги выше ее устья всего на 250 м, поэтому средняя скорость течения реки меньше 1 м/с. Не обладая силой, достаточной для того, чтобы проложить себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается ее русло. Равнинные реки, у которых достаточная глубина, удобны для судоходства.

Сл. 12. Горные реки текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Их долины узкие, глубокие (рис. 60). Русло занимает все дно долины. Многие реки, начинаясь и горах, выходят затем на равнину; горная река становится равнинной. Примером может быть Терек. Он берет начало в Кавказских горах на высоте более 5000 м, а впадает в Каспийское море ( покажите Терек на карте). При длине реки равной 600 км ее исток находится более чем на 5 км выше устья.

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов».

5) Пороги и водопады.

Изучите рис. 61 на с. 93. Объясните, как образуются водопады. Сл. 13.

Изучите рис. 62. Как образуются водопады? Где чаще встречаются водопады? (в горных районах и на границе гор и равнин). Сл. 14.

Работа с картой.

Найдите на карте водопады, используя их координаты:

  • 42 o с.ш. и 78 o з. д. (Ниагарский)
  • 2 o с.ш. и 62 o з. д. (Анхель)
  • 18 o ю. ш. и 26 o в.д. (Виктория)

Назовите и покажите крупные реки на каждом материке.

На доске термины. Учащиеся работают фронтально. Говорят те, кто запомнил, знает определения терминов.

Список терминов: река, исток, устье, половодье, паводок, водораздел, бассейн, питание реки, режим, речная система, русло, пойма, водопад, речная долина, пороги.

4) Подведение итогов, домашнее задание:

Итак, что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Дома: параграф 30, выучить все определения в тетради.

Источник

Видеоурок по географии «Реки»

Цели урока:

развивающая: развитие интереса к самостоятельному овладению знаниями, навыков определения истоков, устьев рек, правых и левых притоков.

обучающая: сформировать представления у учащихся о частях речной долины. Познакомить с понятиями «река», «исток», «устье», «речная долина», «приток», «водораздел», «бассейн», «половодье», «паводок».

воспитывающая: создание условий для развития устойчивого интереса к географии, воспитание патриотизма.

Методы:

словесные — беседа, рассказ

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие учителя.

2. Актуализация знаний: Сегодня в конце нашего урока, ребята, Вы напишете письмо в далекую Австралию! В нем Вы расскажете такому же шестикласснику, как и Вы, все о том, что знали, знаете или узнаете о реках.

3. Объяснение нового материала.

Рекой называют постоянный водный поток, протекающий в выработанном им углублении- русле реки. Каждая река имеет исток — начало реки, и устье — место впадения реки в водоем.

Реки имеют свои притоки. Притоком реки называют водный поток, который приносит в нее свои воды. Они бывают правыми и левыми. Чтобы определить, какой приток у реки является правым, а какой левым, нужно стать лицом по направлению течения реки. Тогда по правую руку будет находиться правый приток реки, а по левую руку — левый приток.

реки

Река со всеми своими притоками образует речную систему. Территорию, с которой реки собирают свои воды, называют бассейном реки.

реки

В разное время года реки пополняют свои воды из разных источников: дождевыми, талыми снеговыми, ледниковыми или подземными водами.

реки

От питания реки зависит ее режим — периодическое изменение уровня воды в реке в течение года. Закономерный, ожидаемый подъем уровня воды называют половодьем. Половодье наблюдается каждый год весной, когда уровень воды в реке поднимается из-за тающих снеговых вод. Кратковременный, внезапный подъем уровня воды в реке называют паводком.

реки

Все реки Земли протекают либо по равнинной, либо по горной местности. Поэтому выделяют равнинные и горные реки.

реки

Иногда в русле реки чередуются твердые и мягкие горные породы. Выходы твердых горных пород в русле реки образуют пороги. Если же мягкие и твердые горные породы в русле реки залегают горизонтально, то при размытии водой легких пород образуются своеобразные ступени из твердых пород — водопады.

реки

4. Закрепление знаний.

Теперь, ребята, попробуйте написать письмо шестикласснику из Австралии, рассказав ему все, что вы сегодня узнали о реках. А мы потом сравним ваши письма с письмом, которое написал ему Профессор Глобусенкин.

5. Рефлексия.

Пусть каждый из Вас нарисует на доске реку с таким количеством притоков, которое покажет, сколько новых знаний Вы сегодня получили на уроке. Если Вы ничего не узнали по теме урока — нарисуйте реку без притоков, если Вы узнали не очень много на уроке — нарисуйте реку с несколькими притоками. Ну, а если Вам все было понятно, и Вы получили огромный багаж знаний — нарисуйте реку с очень большим количеством притоков.

6. Домашнее задание.

Источник



Модульный урок по теме «Реки России» 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс)

Грасмик Ирина Ивановна

Применение модульной технологии обучения при изучении темы «Реки России» на уроках географии в 8 классе.

При изучении этой темы целесообразно применять модульное изучение. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержа­нию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_grasmik_i.i.doc 67 КБ
modulnyy_urok_po_geografii_rossii_8_klass_po_teme_-reki_rossii-.doc 49.5 КБ
reki_rossii.pdf 806.49 КБ
spravochnyy_material_reki_rossii.doc 37.5 КБ
test.docx 14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Применение модульной технологии обучения при изучении темы «Реки России» на уроках географии в 8 классе.

Грасмик Ирина Ивановна учитель географии ГБОУ СОШ с.Узюково

При изучении этой темы целесообразно применять модульное изучение. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Преимущества модульного обучения

  • Расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины;
  • Снижается стрессовая ситуация во время контроля как для учеников, так и для преподавателя;
  • Обучение становится личностно-ориентированным;
  • Обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.

В процессе работы над учебным материалом ученик познакомится с крупнейшими речными системами России; научится определять зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа; сможет объяснять особенности питания и режима рек; научится аргументировано излагать материал, развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; научится соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью; продолжит формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации; продолжит воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия.

Осуществить подготовку обучающихся по теме «Реки России», подготовить его к контрольному тестированию

Учащийся 8 класса

Усвоить материал, пройти тестирование.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

обучающиеся затрудняются самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи.

КОМПЛЕКСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

В процессе работы над учебным материалом ученик должен знать крупнейшие речные системы России;

определять зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа;

объяснить особенности питания и режима рек;

аргументировано излагать материал, развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью;

продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации; воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия.

Предоставить для обучающегося: учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению материала, справочный материал.

Научить определять скорость течения, характер долины, скорость и вид эрозионной работы реки.

Выполнить практическую работу: решение задачи.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ № 1

Учитель: Составляет тест, готовит презентацию.

Определяет исходный уровень знаний о реках и умение разъяснять смысл изученных понятий с помощью тестирования.

Выполняет тест. Проверяет его, оценивает свою работу.

Анализирует свои ошибки.

Разрабатывает и раздает карточки с вопросами по новой теме.

Составить общее представление о внутренних водах России на основе установления их зависимости от рельефа и климата; развивать умения связанно и доказательно излагать учебный материал, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы, умение показывать реки на карте.

Познакомиться с новыми терминами и понятиями

Текст учебника, географический атлас для 8-го класса, справочный материал.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ № 2

Объясняет ход выполнения практического задания на примере реки Волги.

Географический атлас для 8-го класса, справочный материал.

Слушает учителя и делает записи в тетрадь.

Географический атлас для 8-го класса, справочный материал.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ № 3

Координирует и консультирует обучающихся.

Географический атлас для 8-го класса, справочный материал.

Выполняет практическую работу: решение задачи.

Географический атлас для 8-го класса, справочный материал.

обучающиеся знают крупнейшие речные системы России; умеют определять зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа; умеют объяснять особенности питания и режима рек; аргументировано излагают материал, научились развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносят результаты труда своей работы с поставленной целью.

Знают крупнейшие речные системы России

На «5» — называют и показывают 12-15 реки их притоков

на «4» — называют и показывают 11-9 рек и их притоков

на «3» — называют и показывают 8-7 рек и их притоков

Определяют зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа

На «5» — указывают причинно-следственные связи

на «4» — допускают 1-2 ошибки

на «3» — допускают 2- 3 ошибки

Научились рассчитывать уклон и падение реки.

На «5» — рассчитывают уклон и падение реки

на «4» — допускают 1 ошибку при расчете

на «3» — рассчитывают только падение реки

Трудности и способы их преодоления

Не знают части речной системы

Забыли, так как этот материал изучался в 6 классе.

Записать определения и сделать схематические рисунки в тетради. Выучить.

Не умеют развивать причинно-следственные связи между компонентами природы

Затрудняются логически рассуждать

Научить составлять логические цепочки между компонентами природы, делать выводы в виде причинно-следственных связей.

ФОРМЫ ПРИЛОЖЕНИЙ: 1. Модуль урока для обучающегося .

4. Справочный материал.

Предварительный просмотр:

Модульный урок по теме «Реки России» 8 класс.

Учебный материал с указанием заданий

В процессе работы над учебным материалом вы должны знать крупнейшие речные системы России; определить зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа; объяснить особенности питания и режима рек;

Аргументировано излагать материал, развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью;

Продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации; воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия.

Цель : определить ваш исходный уровень знаний о реках и умение разъяснять смысл изученных понятий.

  1. Выполнить контрольное тестирование по теме «Речная система».

Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу.

Б. – речная долина,

  1. Место, где река начинается.
  2. Место впадения реки в море, озеро или другую реку.
  3. Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.
  4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
  5. Территория, с которой стекают в данную реку подземные и поверхностные воды.
  6. Река с притоками и притоками притоков.
  7. Граница между бассейнами рек.
  8. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
  9. Скопление воды в природном углублении на суше.
  10. Падение воды с высокого уступа.
  1. Проверьте правильность выполнения работы.
  2. 3. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:

10 правильных ответов – «5»

8 – 9 правильных ответов – «4».

6 – 7 правильных ответов – «3».

Менее 6 правильных ответов – «2»

  1. Проанализируйте ошибки, для этого воспользуйтесь презентацией .

Цель: составить общее представление о внутренних водах России на основе установления их зависимости от рельефа и климата; развивать умения связанно и доказательно излагать учебный материал, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы, умение показывать реки на карте.

I. Пользуясь текстом учебника с. 77 – 79 и картами атласа и справочным материалом подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какие крупные реки протекают по территории России?
  2. К бассейнам, каких океанов они относятся?
  3. Почему почти все крупные реки России текут в Северный Ледовитый океан?
  4. Как влияют на направление течения и характер течения рек особенности рельефа?
  5. Какое влияние на режим рек оказывает климат?
  6. Какое питание характерно для рек России?

II. Обсудите эти вопросы в классе.

III. Оцените свои знания. Помните, что вы работаете на доверии.

Цель: познакомьтесь с новыми терминами и понятиями, такими как:

Падение реки, годовой сток реки, уклон реки . В тексте параграфа они выделены жирным шрифтом.

I. Высчитайте падение и уклон реки Лена, если высота её истока – 930 метров. Определите характер течения реки, характер долины и вид эрозионной работы реки. Воспользуйтесь справочным материалом

Работу выполните в тетради.

II. Оцените свою работу.

Цель: воспитывать в себе бережное отношение к водам России.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и чистая вода.

  1. Предложите основные направления по охране вод рек.
  2. Какие экологические проблемы вы можете выяснить для нашей реки Волги?
  3. Предложите пути решения их проблем.

Оцените свои знания

Цель: подведение уроков.

  1. Прочитайте ещё раз цели урока.

Достигли ли вы заданных целей?

В какой степени?

Что мешало достижению цели?

  1. Оцените свою работу на уроке.
  1. Повторите тему по учебнику: параграф 12, нанесите на контурную карту крупные реки, если вы справились на «4» и «5».

Если вы справились на «3», то повторите ещё раз модули урока, прочтите внимательно параграф 12 и нанесите на контурную карту крупные реки России.

Источник

Adblock
detector