Меню

Очистка дна реки углубление

Дноуглубление. От истоков до современности

ПРЕДЫСТОРИЯ

Не хочется повторяться в словах, ссылаясь на «как было хорошо в лучезарном прошлом», но так или иначе любая работа, посвященная состоянию производства и технике в России упирается в «до» и «после». Спроси у любого корабела да моряка, ответит: да, в СССР вопрос о нехватке дноуглубительных работ не стоял. Реки были судоходными, земснаряды выполняли свою работу, углубление дна рек и портов, которые в любом случае заиливаются и заносятся песком ввиду естественных процессов, было на потоке. А что это значило? Суда могли спокойно выполнять свою работу: лес сплавлялся, сырье приходило вовремя, оборудование, зерно. все шло по плану.

Вопрос встал на ребро, когда в разных уголках страны постепенно стала появляться информация о том, что по ряду водных путей стало невозможно пройти не только крупнотоннажным судам, даже обычный рафт по весеннему паводку не вполне протискивается. Примеров множество: Печора, Пинега, Ветлуга, Дон, наконец, даже Волга, которая издревле считалась судоходной, начала сдавать свои позиции.

ХРОНИКИ ДНОУГЛУБЛЕНИЯ

20 мая 2010 г. – на Международном форуме «Морская индустрия России» на площадке «О перспективах развития высокотехнологичного гражданского судостроения» генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор и доктор технических наук Геннадий Егоров выступил с докладом Суда технического флота нового поколения для гарантированного обеспечения путевых условий и работы портов. Несмотря на то, что для обеспечения безопасности судоходства по ВВП ежегодно проводились дноуглубительные работы в объеме 23 млн. м3, дноуглубительный флот неумолимо устаревал. С 2000 по 2010 гг. 42 земснаряда вышли из строя, в рабочем состоянии на ВВП остались 168. При этом у 119 из них истекали нормативные сроки службы. А к 2015 г. уже по 151 судну ожидалось превышение сроков эксплуатации. Одновременно к 2015 г. с учетом списания / обновления дноуглубительный флот продолжал бы нуждаться в 81 земснаряде.

2011 – 2013 гг. – потихоньку в новостных лентах появлялась информация, свидетельствующая о том, что дноуглубительные работы набирают оборот. Чаще всего мелькали новости о Росморпорте. В 2011 г. Росморпорт за свои деньги закупил новый земснаряд HITACHI 102 для Сахалинского филиала. В 2012 г. Росморпорт за счет собственных средств выполнил дноуглубительные работы в акватории морского нефтеналивного экспортного терминала «Спецморнефтепорт Козьмино». О ВВП ни слова.

Зато в 2013 г. инфолента разразилась сообщением: «На Волге село на мель судно «BH-56″ за кромкой судоходного канала на 889 км». В этом году власти Якутии предложили провести дноуглубительные работы на реках Лена и Колыма, а советник губернатора НАО Вадим Трескин в беседе с нашей редакцией отметил, что на Печоре есть два проблемных места, куда не заходили земснаряды с 1996 г. В портах тем временем работа велась: Сочи, Мурманск; Волго-Каспийский канал (ВКМСК). Важно отметить, что 12 февраля в Москве прошел Форум дноуглубительных компаний.

2014 г. – можно считать знаковым. Росморпорт заводу «Красное Сормово» поручил крупный заказ на три самоотвозных земснаряда для собственных нужд, в этом же году заложили киль первого судна с объёмом трюма 1000 м3. Техпроект голландской компании Damen. Ещё одно дноуглубительное судно для Росморпорта с объёмом трюма 2 000 м3 начали делать на судостроительной верфи Song Thu Corporation во Вьетнаме, входящей в группу компаний Damen Shipyards. На это стоит обратить внимание.

Тем временем председатель Законодательной Думы Хабаровского края Виктор Чудов отметил, что прошлогоднее наводнение доказало необходимость проведения работ по дноуглублению Амура (ранее сообщалось, что по ней затруднены перевозки), а Генеральный директора Каспийской гидротехнической компании, Михаил Косодыбов, обозначил системную проблему ВВП – отсутствие четкой государственной программы выполнения работ по поддержанию габаритов судового хода на внутренних водных путях и практически полное отсутствие системы подготовки кадров для эксплуатации дноуглубительного флота.

Чуть позже появилась информация, что Камводпуть (Белая река, Волжский бассейн), реки Печора, Яна, Индигирка углубляют. В Санкт-Петербурге завершился долгосрочный проект по расчистке и дноуглублению русла Фонтанки от Невы до моста Белинского протяженностью почти 7 км. Пензенской области обещали выделить 32 млн рублей на проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений: тут нас интересует среди прочего дноуглубление реки Поим. В порту Высоцк завершили работы, а для Большого порта Санкт-Петербург все только начиналось.

2015 г. – на фоне наращивания объемов работ по дноуглублению, о чем рапортовал на II Международном форуме дноуглубительных компаний исполнительный директор Росморпорта Андрей Лаврищев, выделяется ряд новостей.

2016 г. – в беседе с нашим изданием гендиректор ПАО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин акцентировал внимание на том, что российские реки действительно стали малосудоходными, и руководство страны в связи с этим приняло решение построить несколько гидроузлов, чтобы поднять уровень Волги. Велась активная проработка вопроса о строительстве дноуглубительного флота. Как выяснилось, за 6 лет с момента старта программы «Внутренний водный транспорт» в России продолжали эксплуатировать технику 30-40 летней давности и в основном голландской постройки, при этом большая часть принадлежала иностранным компаниям. Вопрос создания собственного дноуглубительного флота оказался не так уж прост: крупные отечественные заказчики выставляли слишком высокие требования, которые российские предприятия были не в состоянии выполнить, а в итоге суда строились на зарубежных верфях или по зарубежным проектам.

Подтверждали это и другие новости: «Лукойл», например, «жаловался» на убытки из-за обмеления Волго-Каспийского канала (загрузка судов составляла 30%) , в архангельском порту требовались срочные дноуглубительные работы. Одновременно, несмотря на все трудности по вопросам дноуглубления, «Красное Сормово» завершило строительство головного саморазгружающегося дноуглубительного судна Соммерс проекта TSHD 1000, а вскоре на воду спустили второй земснаряд «Кроншлот». Для ВКМСК приобрели новый фрезерный несамоходный земснаряд «Петр Саблин». Азово-Черноморский бассейновый филиал пополнился самоотвозным и саморазгружающимся земснарядом «Лаувер».

К концу года Росморпорт предоставил отчет, из которого следовало, что выполнен рекордный объем дноуглубительных работ за всю историю существования предприятия – 11 млн м3, при этом показатель по сравнению с предыдущим годом подрос на 30%. Компания считает, что значительный эффект по ремонтному углублению достигнут благодаря наращивания состава собственного дноуглубительного флота. Администрации ВВП сообщили: в навигацию 2016 г. ими проделана работа на лимитирующих участках в объеме 17,5 млн м3.

К концу года сделал шаг вперед и вопрос касательно взаимодействия с иностранными компаниями по поводу строительства земснарядов. IHC Holland B.V. на 27-й Международной выставке судостроения, машинного оборудования и морских технологий SMM-2016 в Гамбурге подписало эксклюзивное соглашение, предусматривающее проектирование и строительство земснарядов для российского рынка на территории России с постепенным увеличением её доли в производстве. На арене появился ОЭЗ «Лотос», в который IHC объявила готовность инвестировать для изготовления комплектующих для дноуглубительной техники.

2017 – 2018 гг. – можно охарактеризовать, как годы труда, инициатив и денежных вливаний.

Но и дел оставалось предостаточно. При всех усилиях, приложенных к Архангельску, на дноуглубление порта по прогнозам требовалось больше двух лет и 189 млн. рублей. Оставалась довольно острой тема «Оздоровления Волги». По мнению генерального консула Ирана в Астрахани, Али Мохаммади, активизация транспортного коридора «Север-Юг» зависела именно от этого вопроса. А тем временем власти Тверской области в 2017 г только планировали углублять Волгу от Твери до Ржева для возобновления судоходства, где процедура углубления проводилась весьма и весьма давно. К вопросу подключился на тот момент даже председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

В этом году накалилась обстановка в Дальневосточном федеральном округе, где уполномоченный полпред президента Юрий Трутнев выступил с жесткой критикой Росморпорта за медленное продвижение по созданию инфраструктуры в Сахалинской области. Причиной негодования стал ответ в уполномоченных органах гласящий, что образовавшийся грунт при копании придется вывозить на 100 км от места работ, на чем дело и застопорилось. В таком виде дноуглубление оказалась попросту экономически нерентабельна.

Руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта Виктором Вовк в декабре 2017 г., наконец, была затронута тема арктического региона на рабочей сессии Развитие наземных и водных транспортных маршрутов и обеспечение арктических портов подъездными путями. А это пять речных магистралей: Северная Двина, Печора, Енисей, Обь, Лена и 32-х быстромелеющих реках, 11,5 тысяч километров, 8 млн тонн грузов, 90 населенных пунктов и зачастую отсутствие альтернативных способов передвижения. Решался вопрос с Минфином по переходу на 100% содержание ВВП, тем более что соответствующее распоряжение президента уже было.

При полноценном финансировании мы вернем ситуацию советских времен, когда копали (по дноуглублению) столько, сколько необходимо. Наша задача – сделать реки судоходными, способными обеспечить перевозку грузов и пассажиров, в том числе и на морские порты, чтобы сделать логистику максимально эффективной, – отметил замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк.

А, самое главное, под реализацию задач стали выделяться ощутимые средства: в 2017 г. Росморречфлоту выделили порядка 4,5 млрд. рублей к 13 млрд, которые Федеральное учреждение получило ранее.

Читайте также:  Река витим какая рыба водится

На фоне позитивной новости о строительстве Багаевского гидроузла, информации о том, что объем портового дноуглубления за последние четыре года превысил 170 млн м3, а Росморречфлотом проведены необходимые дноуглубительные работы по реке Волхов от причала Старая Ладога до Ладожского озера и за счет субвенций из федерального бюджета расчистили и углубили реки Оршаки в Новоржевском районе Псковской области, в СМИ вновь прозвучал ряд болевых точек.

1. Дноуглубление Печоры необходимо было проводить также в сторону Баренцева моря.

2. В сентябре 2018 г. стало известно, что на Крайнем Севере России дело пошло, но помощник руководителя управляющей компании ОИРП Межрегионфлот Олег Леоненко отметил: габариты судовых ходов на Оби и Иртыше из-за длительного отсутствия дноуглубительных работ стали ниже гарантированных, реки обмелели, засорены древесиной, карчами, участок Тюмень-Тобольск вообще не обставляется бакенами, вехами, а береговые знаки убраны, водные пути от Тюмени и Омска, малые реки в Западной Сибири превращаются в несудоходные.

Всё это сказывалось на загрузке судов и составов, повышении себестоимости перевозок и сроков доставки. Страдало и обслуживание нефтегазового комплекса в условиях недостаточной инфраструктуры.

3. На портовом дноуглублении до сих пор был задействованы иностранные компании.

4. Путину доложили на самом высоком уровне о намерении возродить судоходство на Вятке.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Условно современной ситуацией по дноуглублению будем считать период от 2019 г. по сегодняшний день. Внимательному читателю новостных сводок предыдущих лет наверняка захотелось задать несколько вопросов, которые естественным образом возникли и у нашей редакции. Первый и самый простой: «Какая теперь обстановка на дноуглубительном «фронте?»» Второй: «Планы по дноуглублению», Серьезный третий: «Хватает ли дноуглубительной техники нашей родине?» Краеугольный, но не последний: «О чем принято говорить, упоминая тему дноуглубления, а о чем не принято?»

СВОДКИ С ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО «ФРОНТА» 2019 – 2020 гг.

Несмотря на все заявленные программы, вопрос дноуглубления до сих пор остается актуальным. Подтверждают это факты. С одной стороны углубление реки Обь в Алтайском крае в 2019 г. привело к увеличению грузопотока на 3 млн тонн, с другой стороны специалисты ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» предложили на рассмотрение проект углубления дна на судоходном участке протяженностью 302 км от Новосибирской ГЭС до устья реки Томь стоимостью 5,3 млрд рублей. Гарантированные габариты 2,2 метра не выдерживаются, что приводит к недозагруженности судов.

ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» сообщила, что объём транзитного дноуглубления на водных путях бассейна выполнен в полном объеме. А в связи с мелководьем на реке Лене сорвался завоз авиатоплива на Якутскую нефтебазу.

В прошлом году затронули весьма важную тему работ на реке Иртыш. В советское время между Усть-Каменогорском и Павлодаром перевозили девять млн тонн груза, сейчас всего 175 тысяч.

Интересная динамика прослеживается вокруг ВКМСК. В июне 2019 г. власти Астраханской области заявили, что будут еженедельно контролировать дноуглубление Волго-Каспийского судоходного канала; По словам и.о. министра промышленности, транспорта и природных ресурсов области Дениса Афанасьева, имеющиеся портовые мощности региона загружены на 15 %; А в 2020 г. в период с апреля по июль уже извлекли почти 1,4 млн м3 донного грунта на лимитриующих участках ВКМСК 125-135 км, 142-157,5 км, 160-168 км (36% от планового объема на нынешний год). В работе участвуют собственные земснаряды Астраханского филиала Росморпорта: «Петр Саблин», «Артемий Волынский», «Иван Черемисинов».

В этом году ремонтные дноуглубительные работы провели на перекате Донецкий реки Дон, что позволит обеспечить безопасное и стабильное судоходство в морских портах Ростов-на-Дону и Азов. Земснаряд «Ленская-439» на реке Колыма продолжает углублять участок с 985 по 987 км, так как в речной порт поселка Зырянка нередко заходят суда класса река-море .

Нельзя не отметить успехи Росморпорта. На конец августа этого года они завершили 55% от запланированных работ в объеме 8,63 млн м3.

ПЛАНЫ

А планы хорошие, если не отличные.

О ЧЕМ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ, ДНОУГЛУБЛЯЯСЬ?

Конечно же, о победах. За последнее время немало было сделано для решения этой задачи: вливаются деньги, ведутся работы, открываются новые перспективы.

Невольно возникает вопрос, почему АЦ ссылается на данные с 2010 г, когда о дноуглублении, как мы могли с вами, дорогой читатель, видеть, почти речи не шло. Но в этой работе не будем «копать» сюда. А вот почему не смотрят на позитивные результаты деятельности Росморпорта и Росморречфлота, стоит спросить.

По последним данным в дноуглублении происходит множество позитивных изменений. В разговоре с нашей редакцией генеральный директор РЦПКБ «Стапель» Николай Тыртышный, который внимательно следил за этим вопросом с самого его обострения, недвусмысленно дал понять, что государственные учреждения нынче вполне справляются с поставленными задачами.

Отдельный вопрос, который мы обязательно осветим в будущих работах – судьба небольших компаний, занимающихся дноуглублением. Как отметил руководитель одной из таких фирм, развиваться в этой области достаточно сложно, когда нет надежды на более-менее крупный заказ, так как в совокупности проделанные работы с учетом закупки техники, могут не окупиться.

И совсем в сторонке стоят чаяния тех, кто беспокоится о сохранении рыбопромысловой базы. Как выяснилось в ходе изучения информации.

«Согласно действующему Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации, дноуглубительные работы, которые необходимы для прохода крупнотоннажных судов, в частности, в русле реки Дона, проводятся без согласования с Федеральным агентством по рыболовству и, соответственно, не рассчитывается ущерб, наносимый биоресурсам», – руководитель Азово-Черноморского территориального управления Федерального агенства по рыболовству Игорь Рулев.

А тем временем в июне этого года China Communications Construction Company Ltd выигрывает проведенный Росморпортом запрос котировок на разработку рабочей документации и дноуглубительные работы для формирования акватории угольного порта в бухте Теляковского. Без комментариев

ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ БАССЕЙНОВ ВВП:

ФГБУ «Канал имени Москва»
Общая протяженность обслуживаемых водных путей – 3842 км. Поддерживаются гарантированные габариты судовых ходов:

4 метра – Волга от Твери до н.п. Хопылево; Рыбинское водохранилище, от Торово до Рыбинского г/у; Канал имени Москва, с 1 по 8 шлюз;
3,5 метра – река Москва, 8 шлюз – Западный порт;
3,1 метра – река Москва, 10 шлюз – Беседы;
3 метра – река Москва, 10 шлюз – Западный порт;
2,4 метра – от Беседы до г/у Софьино;
2 метра – река Москва, г/у Софьино – устье; Ока от н.п. Щурово до г/у Белоомут;
1,8 метра – Ока от г/у Белоомут до г/у Кузьминск;
1,7 метра – Ока от г/у Кузьминск до канала Сейма.

Для поддержания и развития ВВП проводится полный комплекс путевых работ. На сегодняшний день ФГБУ «Канал имени Москва» располагает 13-ю единицами дноуглубительной техники (7 многочерпаковых и 6 землесосов); 10 в рабочем состоянии, все 10 задействованы. Ожидается пополнение земснарядом класса РРР «Р 1,2 (лед 10 А)» проекта 3409 от АО «Порт Коломна».

ФБУ «Администрация Волжского бассейна»
Общая протяженность обслуживаемых водных путей – 6576 км. В навигацию 2020 г. открыли для судоходства 4008,6 км из них 3194,6 с гарантированными габаритами судовых ходов 4 метра на отрезках:

1. Волга (Горьковское Водохранилище) от с. Хопылево до Городецких шлюзов № 15;16 (393 км);
2. Волга от г. Нижний Новгород до Волгоградского шлюза (1624 км);
3. Кама от устья Вятки до устья Волги (201 км);
4. Сура от г. Ядрин до устья Волги (63 км);
5. Дополнительные судовые хода и убежища на Куйбавшеском водохранилище (158 км).

ФБУ «Администрация Волжского бассейна» располагает 13 единицами дноуглубительной техники (6 землесосных, 7 черпаковых). Для поддержания гарантированных глубин на начало октября было задействовано 10 земснарядов.

ФБУ «Администрация Камского бассейна»
Общая протяженность обслуживаемых водных путей – 2983 км. С гарантированными глубинами судовых ходов 4 метра – 880 км.

В распоряжении Камводпуть 6 многочерпаковых земснарядов и 2 грейферных плавучих крана. В навигацию 2020 г. в рабочем состоянии находятся 5 земснарядов и 2 КПЛ. В 2021 г. запланировано получение 1 земснаряда от ПАО «ССК» г. Городец.

Для развития ВВП необходимы строительство низконапорного гидроузла на участке Чайковский шлюз – Камбарка или принятие решения о наполнении Нижнекамского водохранилища до проектной отметки НПУ 68 м, реализация результатов НИР по рекам Уфа и Белая.

В навигацию 2020 г. частично выполнены работы, заложенные в результатах НИР по р. Белая.

ФБУ «Администрация Енисейского бассейна»
Общая протяженность обслуживаемых водных путей – 8280 км

В границах территориальной деятельности располагается магистральный ВВП на реке Енисей от Красноярска до Дудинки протяженностью 2014 км. Гарантированные глубины судовых ходов поддерживаются за счет путевых работ, в том числе дноуглублением, по участкам:

3, 5 м – ухвостье о. Большой Медвежий – Дудинка (263 км);
3, 2 м – устье р. Подкаменная Тунгуска – ухвостье о. Большой Медвежий (855 км);
3 м – устье р. Ангара – Ярцево (352 км);
2, 9 м – Красноярск – устье р. Ангара (339 км); Ярцево – устье р. Подкаменная Тунгуска (198 км); вторые хода: Чаусова протока (5 км); Корабликовский левый (2 км)

Читайте также:  Как ставят мост через реку

В наличии 4 многочерпаковых земснаряда, в рабочем состоянии 2. Пополнения в ближайшие 3-5 лет не ожидается.

ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна»
Общая протяженность обслуживаемых водных путей – 2187,5 км.

С гарантированной глубиной 3,65 м обслуживается участок внутренних водных путей от Волгограда до Волгодонска протяженностью 300 км.

В настоящий момент для создания безопасных условий судоходства в Волго-Донском бассейне проводятся работы по содержанию навигационного оборудования, дноуглублению, тралению, дноочищению и изысканию.

В наличии 5 земснарядов в рабочем состоянии. В 2022 г. планируется поставка несамоходного землесоса проекта №4395, строящегося на ПАО «Судороментно-судостроительная корпорация».

ФБУ «Администрация печорского бассейна»
Общая протяженность обслуживаемых водных путей – 2594 км.

Протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами в Печорском бассейне составляет 1043 км, из них:

1,2 м глубина / 50 ширина – р. Печора от с. Усть-Цильма до г. Нарьян-Мар (332 км);
1,2 м / 50 м – р. Печора от с. Усть-Уса до с. Усть-Цильма (323 км);
1,2 м / 40 м – р. Печора от г. Печора до с. Усть-Уса (124 км); участок р. Уса от г. Усинск до устья (30 км);
1,1 м / 40 м – р. Печора от г. Вуктыл до г. Печора (234 км)

Для развития ВВП Печорского бассейна необходимо выполнить следующее:
1. Повысить обеспеченность поддержания гарантированных габаритов пути на участке реки Печора от г. Печора до г. Нарьян-Мар, протяженность 779 км, с 62% до 75% путем производства дноуглубительных работ. Это позволит продлить длительность поддержания гарантированных габаритов пути на наиболее грузонапряженном участке реки на 30 суток;
2. Заменить смортизированные и морально устаревшие суда водного транспорта, путем строительства дноуглубительного и обслуживающего флота;
На балансе Администрации находится 8 единиц дноуглубительной техники общей производительностью 3300 м3 (2 несамоходных многочерпаковых; 6 несамоходных землесосов) и 1 дизель-электрический полноповоротный кран грузоподъемностью 5 тонн. Все в рабочем состоянии. В ближайшее время пополнения состава дноуглубительной техники не ожидается.

Источник

Дноуглубительные работы — это что такое? Определение, порядок проведения

Некоторые реки и прочие водоемы не могут быть судоходными из-за недостаточной глубины. Малая глубина сказывается отрицательно на действии транспортного пути во время понижения уровня воды в реке. На внутренних водных транспортных путях основным способом для улучшения условий судоходства служат дноуглубительные работы. О них и будет рассказано в данной статье.

Определение дноуглубительных работ

Это особая разновидность земляных работ, которые проводятся на дне разных водоемов (рек, озер, водохранилищ, моря) для улучшения условий судоходства.

Цель подобных работ — создание или углубление водного пути к различным ключевым точкам (портам, причалам). Также эти работы проводятся для прокладывания трубопровода под водой, при строительстве мостов и гидротехнических сооружений.

Используемая техника

Этот вид земляных работ проводится с использованием земснарядов (землечерпательных снарядов) и грунтоотвозных шаланд.

Земснаряд – это специальное судно технического флота, с помощью которого проводятся дноуглубительные работы, а также добыча нерудных материалов для строительства. Грунтоотвозные шаланды – это небольшие баржи для перевозки земли.

Как проводятся работы

Участок дна водоема, который углубляется при помощи земснарядов, носит название дноуглубительной, или судоходной прорези. Они могут быть капитальные и эксплуатационные (как и виды работ).

Когда судоходная прорезь разрабатывается при помощи земснарядов, получается канал под водой с определенной глубиной и шириной. Он проходит через гребень речного переката, который имеет слишком малую глубину для прохождения судов.

Схема прорези

На рисунке ниже изображена схема прорези при проведении дноуглубительных работ.

План переката – а, поперечное сечение – б, продольный профиль русла, h 1 – его глубина – в. После того как прорезь будет разработана и заглублена на отрезок h сл , глубина h 2, которая должна получиться в месте расположения прорези, вычисляется по формуле: h 1 + h сл – δz = h 2, где:

δz обозначает ту величину, на которую понизился уровень воды во время разработки прорези.

Когда поперечное сечение прорези совсем небольшое по сравнению с таковым у самой реки, то эту величину можно не учитывать вовсе. При других вариантах величина δz рассчитывается специально, так как если уровень воды упадет слишком сильно, могут резко понизиться глубины, необходимые для судоходства на перекатах, расположенных выше по реке.

Боковые края прорези называются кромками. Определяют направление будущей судоходной прорези от нижней ее границы в сторону против течения реки. Так как прорезь расположена против течения, ее левая кромка идет вдоль правого берега, а правая кромка – вдоль левого берега. Нижнюю и верхнюю границы прорези определяют изобаты (линии, соединяющие одинаковые глубины) глубины по проекту. Чтобы дноуглубительные работы и учет показателей проходили проще эти границы (верхняя и нижняя) обозначают прямыми. Но иногда и ломаными в соответствии с изобатами.

Углубление водоема и соответственно судового хода в прорези осуществляют до отметки глубина дна по проекту дноуглубительных работ. Иногда учитывают некоторые особенности разработки грунта с помощью разных грунтозаборных устройств и чтобы достигнуть проектного дна на всех участках прорези необходимо извлечь объем грунта ниже данной отметки. Среднюю величину технологического переуглубления назвали запас на неровности выработки – h н (видна на рисунке). Слой грунта который удаляют при разработке прорези до проектного дна назван полезным, и обозначен на рисунке – h п. При эксплуатационных работах этот полезный слой тонкий и часто не превышает полметра даже на крупных реках. Когда дно – неровная, величина полезного слоя может варьироваться в широких пределах. После проведения работ по углублению дна в разных участках водоемов (на перекатах, затонах, подходах к портам) гарантировано могут проходить судна определенных габаритов.

Транзитные виды

Дноуглубительные работы могут быть транзитными и внетранзитными. Транзитные выполняются с целью сохранить или увеличить определенные габариты водного пути на судовых ходах либо уже используемых ранее, либо только открываемых. Этот вид земляных работ подразделяется, в свою очередь, на капитальные и эксплуатационные работы. Капитальные работы производят для основательного улучшения проходимости рек и других водоемов, для того чтобы сделать их судоходными.

Также их выполняют при строительстве гидроэлектростанций и других похожих объектов. Их основная цель чаще всего – проложить новый судовой ход, более удобный для прохождения. Для этого могут спрямлять извилины поймы реки, углублять образующиеся рукава и отторгать побочни. Перенос судового хода производят при создавшихся плохих условиях на прежнем судовом ходу, помимо всего прочего, это позволяет значительно снизить объем эксплуатационных работ. Эксплуатационные работы проводятся при заилении дна водоемов, очищают реки от возникающих наносов, которые мешают судам проходить по ним и препятствуют работе гидротехнических сооружений.

Их осуществляют на уже существующих судовых ходах для поддержания определенных габаритов водного транспортного пути. Эксплуатационные дноуглубительные работы, в свою очередь, делятся на работы ремонтные и восстановительные. Ремонтные работы проводят на водных объектах в период, когда наблюдается пониженный уровень воды (межень). Убирают заносы, которые возникают в это время.

Восстановительные дноуглубительные работы проводятся с целью удаления наносов из судового хода, которые откладываются на перекатах во время максимального подъема воды (весеннего половодья).

Внетранзитные работы

Внетранзитные работы по углублению дна выполняют вне пределов транзитных ходов. Они выполняются, когда нужно углубить подход к порту, причалу, пристани. Производят разработку затонов и отстойных пунктов, обустраивают котлованы для гидротехнических объектов, роют траншеи для дюкерных переходов (переходов трубопровода).

Требования к судоходным прорезям

К судоходным прорезям выдвигаются определенные требования:

  • Они должны иметь свои строго установленные определенные габаритные размеры (глубина, ширина, радиус закругления), которые не должны быть меньше гарантированных габаритов у судового хода.
  • Судоходные прорези должны быть безопасными и удобными для прохождения судов.
  • У них должен быть минимальный объем заносимости, чтобы последующие ремонтные работы выполнялись в меньшем объеме.
  • Должны иметь минимально возможный объем выемки, для того чтобы затраты средств на производство работ и сроки выполнения тоже были минимальными.
  • Они должны поспособствовать улучшению переката.

Некоторые исключения из правил

Иногда эти требования невозможно выполнить в полном объеме, особенно в условиях конкретного переката. Они могут противоречить друг другу. Поэтому наиболее важные требования для судоходной прорези – безопасность и удобство.

Судоходные прорези по требованиям создают прямыми. Но в некоторых случаях возможны исключения. Прорези могут составлять из 2 или 3 колен (прямых) с небольшими углами между ними. Стараются, чтобы подход к прорези с двух сторон (сверху и снизу) имел большие закругления. А также чтобы на подходах к прорези и на ней не было свальных течений (поперечных или под углом к судовому ходу). Скорость течения при входе судна в судовую прорезь должна меняться постепенно. Для достижения этого эффекта подрезаются побочни и осередки (формы рельефа русла реки). Или расширяют конец прорези посредством излома одной кромки. Чтобы не образовывались свальные или поперечные течения, проект дноуглубительных работ делают так, чтобы направление прорези было таким же, как и направление водных потоков во время половодья или межени. Уделяют при этом внимание выбору места, где будет располагаться отвал грунта.

Читайте также:  Что такое каньон реки колорадо

Порядок проведения дноуглубительных работ на реках и акваториях морей

Расположение и состав обстановки будущего судового хода строительной организации необходимо согласовать с организациями морского флота или же речного. Оснащение используемых судов в речных или морских дноуглубительных работах должно отвечать требованиям Регистра РФ по учету речных и морских судов.

Среди вспомогательных и подготовительных работ по углублению дна должны обязательно проводиться следующие работы:

  • Нужно разбивать прорези в габаритах каналов и других выемок и установить створные знаки.
  • Разбивать намываемые сооружения, отстойники и отвалы.
  • Выполнить трассировку и устраивать пульпопроводы и водоводы, перемычки, канавы и дамбы, обеспечить электроснабжение и связь.
  • Устанавливать водомерные рейки, таким образом, чтобы их «ноль» увязывался с постоянным репером.
  • Устанавливать знаки, которые ограждают контуры, к которым могут подходить землесосные снаряды или плавучие пульпопроводы к кабелям и трубопроводам, расположенным под водой в зоне ведения работ
  • Устанавливать рейки на картах намыва, чтобы фиксировать створы и контрольные поперечники.

Все проведенные работы, которые указаны выше, подвергаются контролю визуально и регистрируются в журнале.

Руководство

Производство дноуглубительных работ происходит под руководством прораба (производителя путевых работ). Основной документ нужный прорабу при планировании работ на плесе – производственно-оперативный план путевых работ на навигацию. Основываясь на этот план и учитывая гидрологические условия и переформирования русла данного участка реки, руководитель или прораб расставляет земснаряды и производит распределение объемов углубления дна по видам и времени навигации.

Речные работы: разные периоды

Дноуглубительные работы на реках с весенним половодьем с таянием снега производятся в весенний период, подготовительный и период осенний и меженный. В весенний период начинается, когда река становится судоходной и заканчивается вместе с понижением уровня воды. Тогда наступают уровни выполнения дноуглубительных работ, грунтозаборные устройства опускаются на достаточную глубину для разработки прорези до проектного дна. В весенний период выполняются внетранзитные работы, и идет разработка капитальных прорезей.

Подготовительный период идет с наступления рабочих уровней углубления дна и заканчивается на уровнях,расположенных выше проектных на четверть от гарантированной глубины. Этот период является основным в транзитных дноуглубительных работах.

В меженно-осенний период производят в основном ремонтные работы.

Источник

Очистка русел рек/дноуглубление озер, водоемов

Санитарная очистка и дноуглубление рек и любых по ширине водоемов, очистка от водной растительности плавающей установкой, с приведением в порядок берегов. Расчистка русел рек и водоёмов от ила, песка и других отложений с целью создания постоянного оптимального водного режима и предотвращения опасности затопления жилых районов во время паводков.

Работы по очистке береговой линии проводятся экскаваторами Драглайн, гусеничными экскаваторами средних размеров, бульдозерами, тракторами и погрузчиками.Для проведения работ по дноуглублению водоема используются земснаряды различных мощностей

Периодическая очистка рек, озер, прудов и прочих водоемов необходима для удаления со дна иловых отложений, затопленных предметов, водной растительности и сора, которые портят их внешний вид, мешают судоходству или использованию в коммерческих целях. Компания «ГлавБерег» предлагает полный спектр услуг по очистке рек и озер, укреплению берегов и конструированию причалов. Обратитесь за помощью к нам и превратите гнилое болото или мелкий ручеек в прозрачный пруд или полноводную реку.

Методы очистки и дноуглубления

Очистка водоемов в современных условиях может выполняться несколькими способами:

  1. Ручной труд. Вручную очистить дно пруда или озера можно после его предварительного осушения, воспользовавшись услугами водолазов. Оба эти способа отличаются высокой трудоемкостью и дороговизной. К ним прибегают для очистки маленьких по площади и объему водоемов, к которым невозможен подъезд специальной техники.
  2. Канатно-скреперный способ. Для удаления ила и сора со дна используется скрепер, подвешенный к плавсредству на канатах. Этот способ очистки подходит для очистки маленьких водоемов и речек.
  3. Обычная инженерная техника. К ней относятся самосвалы, экскаваторы и прочие транспортные средства. Такой способ очистки возможен в случаях, если берега и размеры водоема позволяют использовать их навесное оборудование.
  4. Специализированные механизмы для очистки водоемов. Наша компания располагает техникой, способной передвигаться по болотам, а также амфибиями с навесным оборудованием. С их помощью можно выполнять очистку любых водоемов, независимо от глубины и площади.
  5. Специализированный флот. К этой категории спецтехники относятся плавучие краны, тралы, скреперы и землечерпалки. Они используются для обслуживания больших по площади озер, широких рек, водохранилищ и так далее.
  6. Использование землесосного и элеваторного оборудования. Применение таких приспособлений для углубления и очистки дна позволяет отказаться от дорогостоящих способов транспортировки отходов. Ил и мусор передается на берег с помощью трубопроводов, а затем утилизируется.

Самостоятельная очистка водоемов трудоемка, сложна и длительна. Она затрудняется отсутствием нужных навыков и необходимого оборудования. Удаление растительности, выемку ила или подъем затопленных предметов лучше поручить нашим специалистам. Они выполнят работу быстро и по минимально возможной стоимости.

Особенности очистки русел и дноуглубления

Инженеры нашей компании выбирают способы очистки и углубления дна в зависимости от параметров водоема. Чаще всего используется гидромеханизация и землесосное оборудование. Это позволяет сократить себестоимость работ и снизить цену на услуги для конечного заказчика.

Одновременно с очисткой водоемов возможно оказание дополнительных услуг. Чаще всего мероприятия по очистке и углублению дна сопровождается покосом водной растительности, выравниванием и укреплением береговой линии, строительством причалов и пирсов. Комплексный подход к благоустройству озера, реки или пруда – это возможность существенно сэкономить на оплате услуг.

Какие услуги мы оказываем?

В нашей компании вы можете заказать следующие виды услуг:

  • Очистка водоемов от донных отложений ила, мусора или почвы.
  • Уничтожение водной, подводной и береговой растительности.
  • Удаление со дна затопленных стволов деревьев и других предметов.
  • Очистка дна вдоль прибрежной линии, причала, пирса.
  • Очистка очистных сооружений от донных отложений твердых частиц.
  • Комплексное обслуживание природных и искусственных водоемов.

Порядок оказания услуг

Для обеспечения максимального качества выполняемых услуг сотрудники «ГлавБерег» оказывают услуги по следующей схеме:

  1. Предварительный анализ объекта, изучение особенностей водоема и пожеланий заказчика по его очистке.
  2. Разработка технологии выполнения работы, выбор нужных технических средств и оборудования.
  3. Анализ возможного применения вынутого ила и почвы в близлежащей местности (для минимизации затрат по утилизации).
  4. Очистка водоема с использованием технических средств.
  5. Разработка и внедрение мероприятий по предупреждению загрязнения озер, рек и прудов в будущем.

Все работы ведутся в строгом соответствии с действующими санитарными и экологическими правилами

Источник



Очистка дна водоемов

Как правило, внешний вид любого водоема со временем ухудшается. Происходит разрушение берегов, зарастание пляжей.

В озерах и прудах появляются водоросли, камыши, ряска. Зеленая или красноватая непрозрачная вода – частый финал многих небольших рек, озер и, особенно часто, искусственных водоемов.

Загрязнение водоемов происходит вследствие попадания почвы и глины с потоками талой воды. Различный мусор, попадающий на поверхность воды, гниет и превращается в ил. Развитие гнилостных процессов вызывает сероводородное заражение и еще сильнее ухудшает состояние экосистемы.

Отмирающая растительность оседает, дно водоема зарастает, покрывается илом, начинается «цветение воды». Все это приводит к негативным последствиям: водоем мелеет, гибнет рыба, некоторые виды флоры вытесняются водорослями и ряской, водоем начинает истощать неприятный, отталкивающий запах.

В результате ухудшения состояния водоемы «стареют», постепенно превращаясь в болота. Очиститься самостоятельно такой водоем уже не может. Поэтому необходимо регулярно проводить искусственное очищение дна водоемов.

Первые признаки превращение водоема в болото — быстрое разрастание камыша и тростника, появление мха, появление «застойной воды». Для сохранения экосистемы водоема крайне важно свободное течение. Для этого необходимо своевременно проводить очищение дна водоема от камыша и тростника.

Очищение дна водоемов

ООО «НПО Пеликан» многие годы занимаемся санитарной очисткой водоемов, дноуглубительными работами, а также самостоятельной разработкой дноочистительной техники — плавающих платформ с ковшами и прочими навесными снарядами для выполнения этих работ.

Мы предоставляем следующие услуги по очищению водоемов:

  • Расчистка русел рек и очистка дна водоемов для создания нормального водного режима и предотвращения затопления жилых домов во время паводков.
  • Дноуглубление рек и водоемов с использованием ковшевой плавающей установки, что позволяет проводить дноуглубление до 4,5 метров.
  • Санитарная очистка водоемов, углубление дна небольших рек и водоемов плавающей миниустановкой на глубину до 4,5 метров. Очистка малых рек от мусора и упавших деревьев в недоступных для другой техники местах.

Источник

Adblock
detector