Меню

Один из островов светлого озера называется

Где находится Могильное озеро, и почему его так называют

Где находится Могильное озеро, и почему его так называют

В Мурманской области находится один интересный природный объект – Могильное озеро. Почему водоём так называется, и какие факты о нём известны, рассказали специалисты. Уникальность озера – его многослойность. Водный объект считается реликтовым памятником природы.

В какой части Мурманской области расположено Могильное озеро

В Кольском районе Мурманской области есть остров. Его омывают воды Баренцева моря. На территории острова Кильдин, расположенного восточнее Мурманска, много разных водоёмов – речек и озёр. Все они отличаются разнообразной фауной.

Среди водных ресурсов острова Кильдин есть Могильное озеро. Площадь его акватории около 96 тыс. квадратных метров.

В ширину водоём простирается на более чем 550 метров, в длину – свыше 260 метров. В самом глубоком месте озеро достигает отметки в почти 18 метров.

Как появилось название «Могильное озеро»

Существует несколько версий о том, почему один из водоёмов на острове Кильдин носит странное название «Могильное озеро».

В начале 1800-х годов, когда шла русско-англо-шведская война, произошла одна трагическая история. В те времена озеро не было отрезано от морских вод.

В один из дней в озёрную акваторию зашёл английский фрегат. Его команда полностью уничтожила рыбацкое поселение на берегу водоёма. После этого трагического случая озеро стали называть «Могильное».

Другая версия объясняет название водоёма событиями, произошедшими во времена сталинских репрессий. На острове Кильдин располагались лагеря. Если заключённые в них умирали, то их тела сбрасывали в ближайший водоём. Ими оказалось озеро, получившее впоследствии название «Могильное».

Историки отмечают, что ни одна из этих версий не получила документального подтверждения.

Специалисты считают, что своё название водоём обрёл из-за уникальной фауны.

В глубинах озера обитают пурпурные бактерии. В результате их жизнедеятельности образуется сероводород. Этот бесцветный газ обладает одной особенностью – неприятным запахом. Его зачастую сравнивают с тем, как пахнут тухлые яйца.

Исследователи полагают, что в разные исторические периоды на остров высаживались люди. Они чуяли зловонный запах, исходящий от вод озера. Люди не могли понять, что является источником смрада.

В итоге озеро стали называть Могильным. Заодно появились и различные мистические легенды, объясняющие источник неприятного запаха, исходящего из глубин водоёма.

Факты о Могильном озере

Вплотную исследованием необычного водоёма на острове Кильдин занялись в конце 1800-х годов. Его необычный состав и фауна вызвали интерес учёных разных стран.

Исследователи полагают, что водоём образовался более 3,5 тыс. лет назад. Со временем из-за тектонических процессов он утратил канал, связывающий его с морем. Так появилось озеро. В этом статусе водоём находится свыше 1 тыс. лет.

Уникальность Могильного озера заключается в его многослойности. На это странное явление первыми обратили внимание рыбаки. На разной глубине водились разные представители фауны. Со временем учёным удалось выяснить, с чем связан этот феномен.

В Могильном озере 5 уровней:

  • пресный – самый верхний. Его толщина с годами уменьшается. Исследователи связывают это с тем, что в водоём поступает морская вода. Проникает она в озёрную толщу через своеобразную перемычку – береговую линию. Ширина её около 70 метров;
  • слабосолёный слой;
  • сильносолёный слой;
  • придонный слой, где обитают пурпурные бактерии;
  • кислотный слой – самый глубокий. В нём содержится больше всего сероводорода.

Водные слои в Могильном озере не смешиваются между собой. Между ними за долгие века установлен своеобразный баланс. Это и привело к тому, что в каждом слое своя уникальная фауна.

В водах Могильного озера можно встретить и актиний с морскими анемонами, и полярных медуз с коловратками. Обитает там и кильдинская треска, занесённая в Красную книгу.

Попасть к Могильному озеру довольно затруднительного. Между материком и островом нет регулярного сообщения.

У Могильного озера есть свои GPS-координаты – 69.318371, 34.351692.

Для того чтобы побродить в окрестностях водоёма, туристы добираются до посёлка Териберка. Затем на частном катере до острова Кильдин.

Источник

Типы текста 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по русскому языку для 4 класса. Тема » Типы текста». Работа над составлениями разных типов текста.

Просмотр содержимого документа
«Типы текста 4 класс»

КОНСПЕКТ УРОКА №1.

Предмет: Русский язык, 4 класс, школа России, учебник Канакиной, Горецкого.

Тема урока: ТИПЫ ТЕКСТОВ.

Целеполагания учителя: Сформировать представление об особенностях содержания разных типов текста.

Целеполагания учащихся: Повторить типы текстов, их строение. Учиться писать тексты разных типов, с учетом особенностей их содержания.

Задачи предметные:

Создать условия для формирования представления об особенностях содержания разных типов текста.

Способствовать развитию умения отличать типы текстов, осмысленно читать текст.

Задачи мета предметные:

Развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, делать выводы.

Задачи личностные:

Ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения проблемных задач, адекватной самооценке.

Планируемые результаты:

Познавательные: Строить несложные рассуждения, делать выводы.

Регулятивные: Контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Личностные: Ориентирование на учет чужой точки зрения, устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Основные понятия: текст, описательный, повествовательный, рассуждения.

Меж предметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы: — основные: учебник, рабочая тетрадь

— дополнительные: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организационный момент.

Цель: Настроить учащихся на учебную деятельность.

— Здравствуйте. Я очень рада видеть Вас. Рада, что Вы пришли на урок за новыми знаниями с хорошим настроением.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Настраиваются на ситуацию успеха с положительной эмоциональной направленностью.

Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Задача: Создание проблемной ситуации.

— Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

На интерактивной доске ( далее ИА) появляются буквы:

А р м с а т е ткеатст

— Кто что интересного заметил? (можно составить слова)

— Какие слова получились? (мастера текста).

Обобщение знаний о изученном материале.

Задача: Обобщить знания детей о тексте и о типах текстов.

— Как Вы думаете, случайно ли появились эти слова?

— Какие есть предположения, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-Скажите, пожалуйста, что такое ТЕКСТ?

— Как Вы считаете, что присутствует в каждом тексте? (тема, основная мысль).

— Одинаково ли содержание всех текстов? (нет)

— Скажите, пожалуйста, отчего это зависит? (от типов текста)

— Какие бывают типы текстов?

(текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение).

Наблюдают, систематизируют знания.

Постановка учебной задачи.

Работа по парам с текстом.

Организация наблюдения над средствами раскрытия основной мысли текстов.

— У Вас, у каждого на парте лежат тексты. Помогите мне определить к какому типу относится каждый текст?

Читайте также:  Некрасов мертвое озеро fb2

— Что для этого нам надо сначала сделать? (прочитать текст).

По наружности Соболько напоминал обыкновенную дворнягу. Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами и загнутым вверх хвостом. Умная собака виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала.

Лебедь красиво подплыл к берегу. Он вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых черных ногах, направился к избушке.

Один, из островов Светлого озера назывался Голодаем. А назывался он так потому, что, попав на него в плохую погоду, рыбаки не раз голодали по нескольку дней.

— К какому типу текста относится 1 текст? (описательному)

— Почему Вы так решили?

— У всех такое мнение?

— Докажите свою точку зрения. (т.к. в описательных текстах описываются люди, животные, предметы, события, картины природы).

— О чем говорится в этом тексте? (о собаке Соболько).

— Как автор описывает в тексте какая она? Прочитайте.

— Какие вопросы мы можем поставить к таким текстам? (Какой? какая? какое?)

— К какому типу текста относится 3 текст? (текст рассуждение)

— Почему Вы так решили? -У Всех такое мнение?

— Докажите свою точку зрения. (т.к. в текстах рассуждениях объясняется, доказывается что- либо).

— О чем говорится в этом тексте? (об острове Голодае).

— Прочитайте, как автор объясняет в тексте столь необычное название острова?

— Какие вопросы мы можем поставить к таким текстам? (Почему?)

— А тогда скажите, к какому типу текста относится 2 текст к описательному или рассуждению? (он относится к повествовательному типу текста).

— У всех такое мнение?

-Докажите свою точку зрения. (т.к. в повествовательных текстах рассказывается, повествуется, сообщается, о чем – либо).

— О чем автор повествует в тексте? (о лебеде)

— Какие вопросы мы можем задать к этому тексту? (Что? Где? Как?)

Анализируют и сопоставляют тексты, делают выводы.

Вспоминают необходимые знания для повторения материала.

Формируют через столкновение с проблемной ситуацией личную мотивацию для повторения изученного материала.

Первичное закрепление. Работа с рабочими тетрадями.

Систематизация сведений о типах текстов. Закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свою точку зрения; способствовать развитию логического мышления, грамотной речи.

— Скажите, почему в речи мы пользуемся разными видами текстов?

— Для того, чтоб Вы убедились, что хорошо вспомнили типы текстов.

— Откройте рабочую тетрадь, найдите упражнение 12, выполните его.

— Поменяйтесь с соседом по парте рабочими тетрадями и проверьте друг друга.

— Кто готов прочитать свой текст рассуждение?

— У кого получился другой текст, и он готов его прочитать?

ФИЗМИНУТКА

Составляют текст – рассуждения. Сотрудничают с учащимися и учителем. Высказывают свое мнение, обсуждают осуществляют взаимный контроль. Выстраивают продуктивное взаимодействие.

Самостоятельная работа. (работа с ИА доской и тетрадями)

Обучить преобразованию из одного вида текста в другой. Развивать навыки самостоятельной работы.

— Как Вы думаете для чего нужно различать типы текстов? (чтобы грамотно подбирать текст в зависимости от ситуации).

— Так как мы с Вами сегодня мастера слова, то должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь переделать один тип текста в другой.

На ИА доске появляется текст:

Веселое царство.

Жители веселого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи верст раздавались громкие раскаты веселого, беззаботного смеха. Другого такого царства не было на земле. Там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. В Веселом царстве не было ни горя, ни забот.

(По Л. Чарской)

-Попробуйте переделать у себя в тетрадях описание Веселого царства в рассуждение о нем.

— Кто хочет почитать какое рассуждение о Веселом царстве получилось?

— Так на какой вопрос должен отвечать текст рассуждение? (Почему?)

Выполняют задание. Организовывают свою деятельность, анализируют, составляют текст, мотивируют, доказывают, читают, находят связи.

ИТОГ. Обобщение.

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

— Какие типы текстов мы сегодня вспомнили?

— Кто скажет, когда мы будем применять текст описание?

-А когда Вам понадобятся тексты рассуждения?

— Какие типы текстов Вам больше нравятся?

Высказывают свое мнение, обсуждают, обосновывают.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр.10, упражнение 14, 15.16 (любое на выбор)

Рефлексия деятельности.

Организовать рефлексию деятельности на уроке.

— Все Вы молодцы, огромное Вам спасибо.

— Мне с Вами было интересно.

— Что в сегодняшнем уроке было для Вас самым трудным?

-Что на уроке было для Вас интересным?

— Самым интересным для меня …

— Я еще хотел бы узнать …….

Анализируют, находят границы между тем, что знали и тем, что узнали. Осознают качество и уровень усвоенного.

Источник

16 поразительных мест на Земле, где видна граница между водными пространствами.

Не такое уж редкое явление — видимая граница между сообщающимися водными пространствами: двумя морями, морем и океаном, рекой и притоком и т.д. И тем не менее, выглядит это всегда настолько необычно, что поневоле задаешься вопросом: почему их воды не смешиваются?

1. Северное море и Балтийское море

Место встречи Северного моря и Балтийского моря около города Скаген, Дания. Вода не смешивается из-за разной плотности.
2. Средиземное море и Атлантический океан

Место встречи Средиземного моря и Атлантического океана в Гибралтарском проливе. Вода не смешивается из-за разницы плотности и солёности.
3. Карибское море и Атлантический океан

Место встречи Карибского моря и Атлантического океана в районе Антильских островов.

Место встречи Карибского моря и Атлантического океана но острове Эльютера, Багамские острова. Слева — Карибское море (вода бирюзовая), справа — Атлантический океан (вода синяя).
4. Река Суринам и Атлантический океан

Место встречи реки Суринам и Атлантического океана в Южной Америке.

5. Река Уругвай и её приток

Место слияния реки Уругвай и ее притока в провинции Мисьонес, Аргентина. Одна из них очищается для нужд сельского хозяйства, другая в сезон дождей становится почти красной от глины.
6. Риу-Негру и Солимойнс (участок Амазонки)

В шести милях от Манаус в Бразилии реки Риу-Негру и Солимойнс соединяются, но не смешиваются на протяжении 4 километров. У Риу-Негру — темная вода, а у Солимойнс — светлая. Этот феномен объясняется разницей в температуре и скорости потока. Риу-Негру течет со скоростью 2 км/ч и температурой в 28 градусов по Цельсию, а Солимойнс со скоростью от 4 до 6 км/ч, и температурой в 22 градуса по Цельсию.
7. Мозель и Рейн

Место слияния рек Мозель и Рейн в городе Кобленц, Германия. Рейн — светлее, Мозель — темнее.
8. Ильц, Дунай и Инн

Источник

Библиотека мировой литературы для детей, т. 15, стр. 145

Я остался на сайме на целый день. Вечером ездили удить рыбу и ставили сети на ночь. Хорошо Светлое озеро, и недаром оно названо Светлым, — вода в нем совершенно прозрачная, так что плывешь на лодке и видишь все дно на глубине нескольких сажен. Видны и пестрые камешки, и желтый речной песок, и водоросли, видно, как и рыба ходит «руном», то есть стадом. Таких горных озер на Урале сотни, и все они отличаются необыкновенной красотой. От других Светлое озеро отличалось тем, что прилегало к горам только одной стороной, а другой выходило «в степь», где начиналась благословенная Башкирия. Кругом Светлого озера разлеглись самые привольные места, а из него выходила бойкая горная река, разливавшаяся по степи на целую тысячу верст. Длиной озеро было до двадцати верст да в ширину около девяти. Глубина достигала в некоторых местах сажен пятнадцати… Особенную красоту придавала ему группа лесистых островов. Один такой островок отдалился на самую середину озера и назывался Голодаем, потому что, попав на него в дурную погоду, рыбаки не раз голодали по нескольку дней.

Читайте также:  Живописные озера в подмосковье

Тарас жил на Светлом уже сорок лет. Когда-то у него были и своя семья и дом, а теперь он жил бобылем. Дети перемерли, жена тоже умерла, а Тарас безвыходно оставался на Светлом по целым годам.

— Не скучно тебе, дедушка? — спросил я, когда мы возвращались с рыбной ловли. — Жутко одинокому-то в лесу…

— Одному? Тоже и скажет барин… Я тут князь князем живу. Все у меня есть. И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь… У всякой свой порядок и свой ум. Ты думаешь, зря рыбка плавает в воде или птица по лесу летает? Нет, у них заботы не меньше нашего… Эвон, погляди, лебедь-то дожидается нас с Собольком. Ах, прокурат.

Старик ужасно был доволен своим Приемышем, и все разговоры в конце концов сводились на него.

— Гордая, настоящая царская птица, — объяснил он. — Помани его кормом, да не дай, в другой раз и не пойдет. Свой карах- тер тоже имеет, даром что птица… С Собольком тоже себя очень гордо держит. Чуть что, сейчас крылом, а то и носом долбанет. Известно, пес в другой раз созорничать захочет, зубами норовит за хвост поймать, а лебедь его по морде… Это тоже не игрушка, чтобы за хвост хватать.

Я переночевал и утром на другой день собрался уходить.

— Ужо по осени приходи, — говорил старик на прощанье. — Тогда рыбу лучить будем с острогой… Ну, и рябчиков постреляем. Осенний рябчик жирный.

— Хорошо, дедушка, приеду как-нибудь.

Когда я отходил, старик меня вернул:

— Посмотри-ка, барин, как лебедь-то разыгрался с Собольком…

Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делают гуси. Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребенок.

В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое- где на березах еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени. Прозрачная вода потемнела, и в берег с шумом била тяжелая осенняя волна…

Избушка Тараса стояла на том же месте, но казалась выше, потому что не стало окружавшей ее высокой травы. Навстречу мне выскочил тот же Соболько. Теперь он узнал меня и ласково завилял хвостом еще издали. Тарас был дома. Он чинил невод для зимнего лова.

— Ну, как поживаешь?

— Да ничего… По осени-то, к первому снегу, прихворнул малость. Ноги болели… К непогоде у меня завсегда так бывает.

Старик действительно имел утомленный вид. Он казался теперь таким дряхлым и жалким. Впрочем, это происходило, как оказалось, совсем не от болезни. За чаем мы разговорились, и старик рассказал свое горе.

— Помнишь, барин, лебедя-то?

— Он самый… Ах, хороша была птица. А вот мы опять с Собольком остались одни… Да, не стало Приемыша.

— Нет, сам ушел… Вот как мне обидно это, барин. Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним, я ли не водился. Из рук кормил… Он ко мне и на голос шел. Плавает он по озеру, — я его кликну, он и подплывает. Ученая птица. И ведь совсем привыкла… да! Уж в заморозки грех вышел. На перелете стадо лебедей спустилось на Светлое озеро. Ну, отдыхают, кормятся, плавают, а я любуюсь. Пусть божья птица с силой соберется: не близкое место лететь… Ну, а тут и вышел грех. Мой-то Приемыш сначала сторонился от других лебедей: подплывет к ним, и назад. Те гогочут по-своему, зовут его, а он домой… Дескать, у меня свой дом есть. Так дня три это у них было. Всё, значит, переговариваются по-своему, по-птичьему. Ну, а потом, вижу, мой Приемыш затосковал… Вот все равно как человек тоскует. Выйдет это на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь как жалобно кричит… На меня тоску нагонит, а Соболько, дурак, волком воет. Известно, вольная птица, кровь-то сказалась…

Старик замолчал и тяжело вздохнул.

— Ну, и что же, дедушка?

— Ах, и не спрашивай… Запер я его в избушку на целый день, так он и тут донял. Станет на одну ногу у самой двери и стоит, пока не сгонишь его с места. Только вот не скажет человечьим языком: «Пусти, дедушка, к товарищам. Они-то в теплую сторону полетят, а что я с вами тут буду зимой делать?» Ах, ты, думаю, задача! Пустить — улетит за стадом и пропадет…

— А как же. Те-то на вольной воле выросли. Их, молодые которые, отец с матерью летать выучили. Ведь ты думаешь, как у них? Подрастут лебедята, — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать. Исподволь учат: всё дальше да дальше. Своими глазами я видел, как молодых обучают к перелету. Сначала особняком учат, потом небольшими стаями, а потом уже сгрудятся в одно большое стадо. Похоже на то, как солдат муштруют… Ну, а мой-то Приемыш один вырос и, почитай, никуда не летал. Поплавает по озеру — только и всего ремесла. Где же ему перелететь? Выбьется из сил, отстанет от стада и пропадет… Непривычен к дальнему лёту.

Читайте также:  Озера с ребенком зимой

Старик опять замолчал.

— А пришлось выпустить, — с грустью заговорил он. — Все равно, думаю, ежели удержу его на зиму, затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил. Пристал мой Приемыш к стаду, поплавал с ним день, а к вечеру опять домой. Так два дня приплывал. Тоже, хоть и птица, а тяжело с своим домом расставаться. Это он прощаться плавал, барин… В последний-то раз отплыл от берега этак сажен на двадцать, остановился и как, братец ты мой, крикнет по-своему. Дескать: «Спасибо за хлеб, за соль. » Только я его и видел. Остались мы опять с Собольком одни. Первое-то время сильно мы оба тосковали. Спрошу его: «Соболько, а где наш Приемыш?» А Соболько сейчас выть… Значит, жалеет. И сейчас на берег, и сейчас искать друга милого… Мне по ночам все грезилось, что Приемыш-то тут вот полощется у берега и крылышками хлопает. Выйду — никого нет…

Вот какое дело вышло, барин.

Библиотека мировой литературы для детей, т. 15 - i_034.jpg

Библиотека мировой литературы для детей, т. 15 - i_035.jpg

Деревня Шалайка засела в страшной лесной глуши, на высоком берегу реки Чусовой. Колесная дорога кончалась в Шалайке, а дальше уже некуда было и ехать. Да никто и не приезжал в Шалайку, за исключением одного священника, жившего в Боровском заводе, до которого считали тридцать верст. Когда он приезжал, то постоянно удивлялся, что у всей деревни одна фамилия Шалаевы. Собственно, даже и фамилии не было, а только прозвище по деревне.

Источник



ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА И О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ О ПРИЗНАХ ДЕЙСТВИЯХПРИЧИНЕ ЧЕГО ЛИБО

ОДИН ИЗ ОСТРОВОВ СВЕТЛОГО ОЗЕРА НАЗЫВАЛСЯ ГОЛОДАЕМ А НАЗЫВАЛСЯ ОН ТАК ПОТОМУ ЧТО ПОПАВ НА НЕГО В ПЛОХУЮ ПОГОДУ РЫБАКИ НЕ РАЗ ГОЛОДАЛИ ПО НЕСКОЛЬКУ ДНЕЙ

1. С о б и р а т е л ь н ы е числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко; ср. обычное пять суток вместо “пятеро суток”) сочетаются:
1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;
2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое саней, трое ножниц, четверо суток;
3) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении “человек”: двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;
4) с личными местоимениями мы, вы, они; нас двое, вас трое, их было пятеро.

Собирательные числительные употребляются в значении с у б с т а н т и в и р о в а н н ы х числительных: вошли двое; трое в серых шинелях; семеро одного не ждут.

В р а з г о в о р н о м я з ы к е и п р о с т о р е ч и и круг сочетаемости собирательных числительных шире. Они сочетаются:
а) с названиями л и ц ж е н с к о г о п о л а, например: Семья Зиненков состояла из отца, матери и пятерых дочерей (Куприн) ; У него не хватило бы средств дать образование многочисленным детям — пятерым девочкам и трем сыновьям (Паустовский) ; В [военное] училище я пошел, чтобы облегчить заботы отца, у которого было еще трое моих сестер (В. Песков) . (232б) Как показывают примеры, такое употребление чаще встречается в формах к о с в е н н ы х падежей, реже в форме именительного падежа, например: Трое женщин в доме (Г. Николаева) ; сочетания типа “трое портних”, “четверо учениц” и т. п. н е р е к о м е н д у ю т с я даже в разговорной речи;
б) с названиями д е т е н ы ш е й ж и в о т н ы х, например: двое медвежат, трое щенят;
в) с названиями п а р н ы х п р е д м е т о в, например: двое рукавиц, трое сапог в значении “столько-то пар”; нормативным является сочетание двое брюк (а не “две пары брюк”, вызывающее представление о четырех предметах, так как брюки считают не на пары, а на штуки) ; сочетания пара брюк, пара ножниц имеют р а з г о в о р н ы й характер;
г) с другими словами в с т и л и з о в а н н о й р е ч и: Три пограничника. Шестеро глаз да моторный бар-
кас (Багрицкий) ; трое коней (Паустовский) .

2. При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга — двое друзей возможен выбор одного из вариантов.
П р е д п о ч т и т е л ь н о употребление с о б и р а т е л ь н ы х числительных:
1) с с у б с т а н т и в и р о в а н н ы м и прилагательными м у ж с к о г о рода: двое прохожих, трое больных, четверо конвойных;
2) с существительными м у ж с к о г о рода, имеющими окончание -а: двое мужчин, трое юношей.

В некоторых случаях, наоборот, не используются с о б и р а т е л ь н ы е числительные, так как они вносят сниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не “двое профессоров”, “трое генералов”).
3. В сочетании с о д у ш е в л е н н ы м и существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах: трое детей, мать троих детей.

В сочетании с н е о д у ш е в л е н н ы м и существительными используется, как правило, только форма именительно-винительного падежа: двое саней, трое ножниц, четверо суток. В к о с в е н н ы х падежах используются формы соответствующих к о л и ч е с т в е н н ы х числительных: к двум саням, с тремя ножницами, около четырех суток.

При слове часы (прибор) употребляется с о б и р а т е л ь н о е числительное (одни часы, двое часов) или добавляется слово штука (не хватает пяти штук часов) . Выражение “пара часов” имеет просторечный характер.

Источник

Adblock
detector