Меню

Одна из самых больших рек в индии

Реки Индии

Реки Индии фото

Большинство индийских рек начинаются с Гималаев. Этот горный массив со своими огромными ледниками и снежными шапками даёт начало водным артериям Индии. Эта кровеносная система полуострова, питаемая чистейшими ручьями гор, и тающими ледниками приносит огромное количество воды в засушливые районы Индии, благодаря чему люди испокон веков живущие по берегам многочисленных рек Индии. Могут чувствовать себя в безопасности. Не бояться голода и жажды, в засушливы период. Кроме того такие огромные реки, как Ганг и Ямуна. Считаются священными, им поклоняются как богам и приносят жертвы.

Индусы считают, что омывшись в Ганге и прочитав при этом определённые молитвы, можно избавиться от грехов. В большие религиозные праздники тысячи индийцев приходят к берегам священных рек и. совершают омовения, прося богов помочь им в делах. Избавить от болезней. Различных напастей. Женщины, входя в воду, просят детей. Считается, что если правильно попросить реку, то бесплодна женщина может родить. После смерти, совершив кремацию трупа, пепел также высыпают в реку. Считается, что таким образом можно облегчить душе перерождение. Отношение к этим водным артериям как к неким божествам вполне понятны в жарком пустынном климате Индии. Ведь если реки чем-то были недовольны человеком, то пересыхали, тогда людей ждали неисчислимые беды голод и смерть. Поэтому в Индии тысячелетиями формировался культ обожествления рек. Отводя с помощью небольших каналов воду на поля, люди могли позволить себе вырастить хороший урожай и покормить себя и свою семью. По берегам рек с древних времён селились разные народы. Строились большие города. Реки служили прекрасным средством доставки грузов. Многие храмы строились возле больших рек, так как по воде было очень удобно доставлять строительные материалы.

Индийские реки

Реки Индии в современных условиях

В последнее время правительство Индии прикладывает огромные усилия, вкладывая значительные средства в восстановление речных русел. Из-за бурного прироста населения и неконтролируемых сбросов канализационных вод, русла рек мелеют, они заболачиваются и некогда полноводные судоходные реки Индии. Превращаются в жалкие ручейки. А это наносит вред сельскому хозяйству и ведёт к разрушению почв. Начинается наступление пустынь на города. Ганг самая большая водная артерия Индии на её берегах располагаются крупные поты. Название происходит из древней мифологии. Там река Ганга в Индии являлась сердцем земли. Для древних жителей Индии эта река так же являлась средоточием жизни, она приносила живительную влагу на поля. Многочисленная фауна позволяла бедному люду выжить в непростых условиях. В современном мире Ганг стал иметь ещё большее значение, разросшиеся города потребляют в огромных количествах воду из реки и не только для полива полей много воды потребляют различные промышленные предприятия, разросшиеся как грибы по берегам некогда полноводной реки.

Как лучше расплачиваться за покупки туристам в Индии, подробнее: Валюта Индии.

Катастрофическое загрязнение вод приводит к массовой гибели рыбы. По прогнозам экологов, если в ближайшие годы не предпринять решительных мер по спасению реки можно будит уже не восстановить эту некогда полноводную артерию. Непродуманные строительства на берегах этой реки уже привели некоторые регионы Индии и Пакистана к катастрофическим последствиям. Обмеление реки из-за строительства на её берегах крупных электростанций привело к неконтролируемому изменению климата. Некоторые пустыни значительно увеличились и продолжают расти. Это может со временем погубить значительную часть сельскохозяйственных земель и обнищанию, итак, не очень богатого населения. Правительство пытается что-то предпринять, но огромное количество населения требует все большего потребления воды. Получается замкнутый круг.

Легенды Ганга

Легенды Ганга

Существует множество легенд свезённых с этой великой рекой. Местные жители всегда обожествляли реку, и её воды относились к ней, как к живому существу искали покровительство в трудные времена. Просили прощения и свято верили, что воды святой реки Ганга могут смыть все прегрешения. Не зря до сих пор сотни тычь паломников приходят на берег Ганга, чтобы совершить очищающее омовение. Только давно уже воды этой реки Индии перестали быть чистыми и целебными с каждым годом все больше опасности, что вода начинает разносить опасные инфекции и заболевания, а религиозные фанатики говорят, что это наказание за прегрешение. Одной из самых древних и красивых легенд является легенда о царском жертвоприношении. Когда царь хотел принести в жертву коня, но он пропал. Обвинив в пропаже мудреца царь навлёк на себя проклятие, а снять его можно было только после смерти и сожжения высыпав пепел в реку. Тогда душа переродится, и проклятие будит снято с царского рода. Многие годы дети царя влачили жалкое существование. Государство пришло в упадок. А все из-за неблаговидного поступка правителя. Снять проклятие другим образом было невозможно. Пока дети царя не умерли, и не был произведён обряд очищения. Только после этого страна стала возрождаться и процветать.

Отсюда пошёл обряд бросать пепел умерших людей в воды Ганга. Очень красивая легенда, но благодаря ей в воды реки попадает огромное количество нечистот теперь этот обряд не приносит того очищения на которое так рассчитывают люди.

Путешествие к водам реки Ганг, видео:

Источник

25 крупнейших рек Индии

Индия – это страна с богатыми природными ресурсами. Здесь много больших и мелких рек. Они играют важную роль для континента, так как обеспечивают питанием миллионы людей. А также являются священными для жителей страны. Самая почитаемая река – Ганг, которая находится на севере страны. Но важными реками также являются Ямуна и Инд. И именно от реки Инд произошло название страны. Но сейчас большая ее часть находится на территории Пакистана. Это произошло из-за разделения Индии.

Условно они делятся на три группы. Гималайские реки находятся на севере страны, и они остаются полноводными в течение всего года. Смешанные подпитываются за счет дождя, снега. А вот деканские реки питаются за счет муссонов и здесь уровень воды очень неустойчивый, поэтому часто происходят подтопления ближайших к ним населенных пунктов.

Самые длинные реки Индии

Список, фото с названиями и описанием главных водных артерий страны.

Самая большая река в Южной Азии. Именно благодаря ей, страна получила свое название. Начало она берет высоко в Гималаях на высоте 4557 метров, рядом с озером Манасаровар, а затем берет курс на северо-запад Индии. В устье Инд образует одну из самых больших в мире дельт. Ее воды используют для сельского хозяйства. И именно индусы относятся к этой реке с особым почтением, считая ее воды священными.

Длина реки – 3180 км, в Индии 502 км

ind-700x465

Брахмапутра

Является одной из самых высокогорных судоходных рек Земли. Свое начало берет в Северной части Гималаев на высоте 4860 метров. Основное питание – ледники и сильные осадки. Отличительная черта – она достаточно глубока уже в начале течения. Пройдя через равнину, впадает в Ганг. Так как ее воды считаются священными, то на берегах проводят омовения, обряды захоронения.

Длина реки – 2896 км, в Индии – 955 км

brahmaputra-700x460

Самая крупная река в Южной Азии, а также третья по полноводности в мире. Является символом индуизма и к ней совершают паломничество со всей Индии. Свое начало она берет в Западной части Гималаев, на леднике Ганготри. Она пересекает Индо-Гангскую равнину и впадает в Бенгальский залив. Если исток реки кристально чист, то уже ближе к заливу вода очень загрязнена. При этом воду активно используют для сельского хозяйства.

Длина реки – 2700 км, в Индии – 2400 км

gang-700x467

Сатледж

Это самый крупный приток реки Инд. Ее исток находится возле горы Кангринбоче в Тибете, на высоте 4630 метров. Протекает по Индо-Гангской равнине, через исторический район Пенджаб и впадает в Инд. Количество воды регулируется плотинами. Это помогает избежать сильных разливов во время осадков. Информация о реке также имеется в древних ведах, что указывает на ее важность.

Длина реки – 1536 км, в Индии – 1050 км

satledzh-700x466

Годавари

Является второй по величине рекой в этой стране. Свое начало берет возле города Тримбак, недалеко от Аравийского моря. Затем течет через восточные штаты и впадает в Бенгальский залив. На реке имеется плотина, которая помогает добыть воду для орошения, снабжает электростанции. Так как это священное место для индусов, то имеется несколько паломнических центров.

Длина реки – 1465 км

godavari-700x468

Джамна

Это самый большой приток Ганга. Берет свое начало в центральной части Гималаев, на леднике Ямунотри. Это место считается священным, поэтому недалеко от истока расположен буддистский монастырь. Также протекает рядом со столицей этой страны. В Ганг впадает возле города Аллахабад. Имеет четыре основных притока: Чамбал, Сингх, Бетва, Тонс.

Длина реки – 1376 км

dzhamna-700x466

Нармада

Входит в число самых красивых рек Индии. Ее исток находится на плато Амаркантак. Набрав здесь силу, она падает со скалы, в виде водопада Капидхара. Затем течет на запад через Рифтовую долину. Так как она является священной, вокруг нее люди совершают полный обход. Это называется Парикрама, является своего рода молитвой, паломничеством и составляет около 2600 км.

Длина реки – 1310 км

narmada-700x465

Кришна

Входит в число самых длинных рек Индии. Названа в честь самого почитаемого индийского божества. Берет свое начало в Махараштра, на высоте 1300 метров. Впадает в Бенгальский залив. Дельта этой реки – самые плодородные земли в Индии. Ее воду используют для орошения полей, садов. На этой реке много святых мест, так как эта река очень почитаема среди индусов. Сюда приезжают для омовения и очищения.

Длина реки – 1300 км

krishna-700x463

Чинаб

Это правый приток реки Сатледж в бассейне Инда. Другие ее названия Тринаб, Асикни, Чандрабхага. Река почиталась еще в древности, упоминается в Ведах и других древних писаниях. Ее исток в Гималаях. А затем течет в Пенджабскую равнину и впадает в реку Рави. Имеет два больших притока: Рави и Джелам. Она очень важна для сельского хозяйства и ее воды используют для мелиорации.

Длина реки – 1100 км, в Индии – 433 км

chinab-700x462

Гхагхара

Самый многоводный приток Ганга. Свое начало она берет на юге Тибетского нагорья рядом с озером Мапам-Юмцо. Выйдя на равнину, она сливается с рекой Мохан. После этого впадает в Ганг. Основное питание река получает, благодаря снегу, дождю и ледникам. Из-за этого весной и летом нередко случаются наводнения. Ее воду активно используют для орошения. В глубоководных местах река судоходна.

Длина реки – 950 км, в Индии 515 км

ghaghara-700x462

Гомати

Исток реки находится в предгорье Гималаев в Пилибхите. Набрав силу, река впадает в Ганг. На ее протяженности расположены 15 крупных городов и здесь она используется для городского водоснабжения. Но из-за промышленных отходов, канализационных стоков, река очень сильно загрязнена. А во время сезона дождей ее уровень поднимается и это часто приводит к затоплению жилых домов, расположенных поблизости.

Длина реки – 900 км

gomati-700x465

Барак

Эта река является сезонной, ее размеры всегда зависят от количества выпавших осадков. И течет только лишь несколько месяцев в году. Исток реки находится на Эритрейском плато рядом с Асмэрой. И затем она течет на запад, меняя несколько раз направления. На всем протяжении имеет множество притоков. А на границе с Бангладеш делится на два рукава.

Длина реки – 900 км, в Индии – 524 км

barak-700x468

Маханади

Начало реки находится на северо-востоке Деканского плоскогорья. Пройдя через равнину, впадает в Бенгальский залив. В окрестностях реки наводнения не редкость. Судоходство имеется, но не на всей протяженности, а на определенных участках. На реке расположена плотина, которая является самой длинной в мире. Воды реки также используются для орошения полей и садов.

Длина реки – 860 км

mahanadi-700x463

Чамбал

Является правым притоком реки Джамна. Исток реки находится в Северной части Деканского плоскогорья. Далее она протекает через плато Малва, Индо-Гангскую равнину. Очень зависима от дождевого питания. На реке создан гидроэнергетический комплекс, который обеспечивает ближайшие города электричеством. Также имеется орошающая система. Судоходство присутствует на определенных участках.

Длина реки – 830 км

chambal-700x525

Кавери

Входит в число самых крупных рек Индии. Ее исток находится на склонах Западных Гатов. Ближе к истоку река имеет много водопадов. Здесь имеется несколько гидроэлектростанций. Также воды этой реки используются для орошения, поэтому ее берега плодородны. Определенные участки являются судоходными. Считается священной рекой, и индусы поклоняются ей как богине.

Длина реки – 800 км

kaveri-700x462

Является одним из притоков реки Ганг. Свое начало река берет на плато Чхота-Нагпур. Затем движется по долине рядом с подножием гор Каймур. Летом имеет высокое половодье и может быть опасна. Некоторые ее отрезки судоходны. Также активно используется для орошения сельскохозяйственных угодий.

Длина реки – 780 км

Читайте также:  Реки белгородской области для рыбалки

son-700x465

Тапти

Находится в центральной части страны и является одной из крупнейших ее рек. А исток берет начало в восточной стороне массива Сатпутра. Держит направление с востока на запад, параллельно реке Нармада. Затем впадает в Камбейский залив. Половина водного пути является судоходной.

Длина реки – 720 км

tapti-700x463

Тунгабхадра

Находится на юго-востоке страны. Эта река появилась в результате слияния двух небольших рек: Тунга и Бхадра. Она течет на северо-восток и впадает в Кришну, которая затем впадает в Бенгальский залив. Во время сезона дождей Тунгабхадра достаточно полноводна и может представлять опасность. Она считается священной, поэтому индусы воспринимают ее как проявление бога на земле.

Длина реки – 710 км

tungabhadra-700x467

Рапти

Исток этой реки находится на территории Непала высоко в Гималаях. Река сильно подвержена сезонным колебаниям, но это не мешает использовать ее для орошения полей и садов. Здесь также имеется гидроэлектростанция, которая дает электроэнергию небольшим городам на ее берегах. А плотины помогают регулировать уровень воды во время больших осадков. Река впадает в Ганг.

Длина реки – 600 км

rapti-700x464

Дамодар

Исток данной реки находится на плоскогорье Чхота-Нагпур рядом с деревней Чандва. Затем она берет западное направление и впадает в реку Хугли. В сезон дождей подпитывается и становится опасной. Однако сейчас на ее берегах редко случаются наводнения. На берегах происходит добыча полезных ископаемых, поэтому она входит в число самых загрязненных рек этой страны. Здесь также находятся несколько гидроэлектростанций.

Длина реки – 592 км

damodar-700x468

Шайок

Это еще один из многих притоков Инда. Свое начало берет из ледника Римо I, который расположен на Гималайских высотах. А после слияния с рекой Нуброй заметно расширяется и течет до хребта Пангонг. Сделав крутой поворот, река разворачивается петлей. Полноводность данной реки зависит от осадков. А ее воды активно используют для сельского хозяйства.

Длина реки – 550 км, в Индии – 394 км

shai-ok-700x465

Субарнарекха

Ее отличительная черта – она имеет множество водопадов и порогов. Самый большой водопад Худру имеет высоту 98 метров. Упоминание об этой реке можно найти в древних индийских санскритах. Река протекает через несколько индийских штатов, по плату Чхота-Нагпур, Джаркханд. Впадает в Бенгальский залив. А вот название ее расшифровывается как «Полоса золота».

Длина реки – 470 км

subarnarekha-700x466

Второе название этой реки – Випаша. Она является одним из многих притоков Инда. Образуется в Гималайском высокогорье, а возле города Амритсар сливается с рекой Сатледж. Вместе с другими шестью реками входит в индийское Семиречье. Упоминается в ведах и является одной из самых древних рек Индии. Сейчас она сильно загрязнена, но это не мешает использовать ее воды для орошения.

Длина реки – 470 км

bias-700x466

Субансири

Эта река расположена на северо-востоке страны и протекает через несколько штатов: Ассам, Аруначал-Прадеш. Является самым главным притоком Брахмапутры. Исток реки расположен в Гималаях. И затем она следует на юг, через Ассамскую долину. После этого впадает в Брахмапутру.

Длина реки – 442 км, в Индии – 320 км

subansiri-700x463

Сабармати

Расположена в западной части страны. Начало реки находится на хребте Аравали в области Удайпур. Река впадает в Камбейский залив, который считается частью Аравийского моря. Большая часть зоны, где протекает река, засушливая. Имеет несколько притоков, на которых расположены водохранилища, плотины. Но вода здесь подвергается сезонным колебаниям из-за большого количества осадков.

Источник

Река Ганг

Река Ганг (Ganges)

Река Ганг – это одна из крупнейших рек Южной Азии и третья по полноводности река планеты. Ганг берёт своё начало в Западных Гималаях с ледника Ганготри в штате Уттаракханд, протекает на юго-восток, пересекая Индо-Гангскую равнину на севере Индии, и впадает в Бенгальский залив, формируя вместе с реками Брахмапутра и Мегхна дельту преимущественно на территории Бангладеш, часть которой покрыта лесами Сундарбан. Площадь бассейна реки составляет 1 060 000 км².

Сэкономь на путешествии!

Видео: Ворота в Ганг

Основные моменты

Индуисты считают Ганг божественной небесной рекой, которая сошла с небес. Отчасти это объясняется значением Ганга в жизни народов Индии и Бангладеш. Дельта Ганга – самая большая на планете, а бассейн реки – один из самых густонаселённых районов Земли, и речная вода обеспечивает проживание сотням миллионов людей.

Кроме непосредственно хозяйственного значения, Ганг олицетворяет собой сложную систему религиозных воззрений народов Северной Индии. Индуисты совершают паломничества к реке, осуществляют ритуальные омовения, в воде рассеивают прах умерших. На Ганге расположено три священных города – Аллахабад, Варанаси, Харидвар. Однако практически на всём протяжении реки сосредоточено бесчисленное количество индуистских культовых сооружений. Даже истоки реки Бхагиратхи на высоте 3700 метров – крупный центр паломничества.

Города Ганга — Канпур, Патна, Калькутта, Кхулна и другие — богаты несметным количеством архитектурных памятников, среди которых видное место занимают образцы европейского зодчества.

Русло и направление течения

По большей части своего русла, Ганг — типичная равнинная река с медленным и спокойным течением, хотя она и берёт своё начало высоко в Гималаях, питаясь многочисленными притоками, которые также проистекают с гор. Индо-Гангская равнина, на которую приходится большая часть течения реки, чрезвычайно плоская. Разница высот между Дели, расположенном на реке Джамна, и Бенгальским заливом, расстояние между которыми составляет 1 600 км, составляет всего 210 метров. Уклон русла Ганга между городами Харидвар и Аллахабад составляет 0,22 метра на километр, а от Аллахабада до Калькутты 0,05 метра на километр. Само русло извилистое, образует многочисленные рукава, много перекатов, островов, проливов между рукавами, отмелей.

Направление течения Ганга несколько раз меняется: от истоков река течёт на юго-запад, у Харидвара поворачивает на юго-восток и течёт в этом направлении до Аллахабада, далее, почти до слияния со своим притоком Коши, — прямо на восток, а от места впадения Коши — в юго-восточном направлении. При этом основное русло и некоторые рукава Ганга текут в юго-восточном направлении, а затем возвращаются на юг до Бенгальского залива, а другие, такие как Бхагиратхи и Джаланги, сразу идут в южном направлении. Часть рукавов сливается с рукавами Брахмапутры и Мегхны и впадают в залив вместе с ними. Ширина реки в её срединной, самой широкой, части колеблется от 800 до 1 500 м. В нижнем течении река расходится многочисленными рукавами, образуя общую с Брахмапутрой дельту протяжённостью 300 км и шириной около 350 км.

Водосборная площадь и водный режим

Бассейн Ганга — самый большой по площади в Южной Азии. Хотя по длине Ганг меньше Инда и Брахмапутры, однако он превосходит их размерами своего бассейна, который занимает площадь 1 060 000 км², а вместе с бассейном Брахмапутры, с которой Ганг формирует общую дельту, — 1 643 000 км².

Часть питания реки — дождевое, за счёт влаги, которую приносят юго-западные муссоны и тропические циклоны (в нижнем течении) с июля по октябрь, а часть —снеговое, за счёт гималайских снегов, тающих с апреля по июнь. В декабре—январе в бассейн реки выпадает очень незначительное количество осадков. В среднем, показатели осадков в бассейне реки колеблются от 760 мм/год в его западной части до более 2 300 мм/год на востоке. На большей части собственно течения реки, кроме дельты, осадки составляют 760—1 500 мм/год. В дельте часто бывают сильные циклонные ливни как во время сезона муссонов, так и после него, то есть с марта по октябрь.

В результате переменного режима осадков, река подвержена ежегодным разливам, хотя и не столь периодическим или длительным, как известные разливы Нила. Два главных влажных сезона — это с апреля по июнь (в результате таяния снегов) и с июля по сентябрь (в результате муссонов). Так, во время сезона муссонов вода в районе городов Варанаси и Аллахабад может подниматься на 15—16 м. Зимой уровень воды в реке снижается до минимума.

Общая водная масса реки очень велика, например, около Варанаси, на расстоянии 1 224 км от устья рукава Хугли, даже в сухое время года Ганг имеет 430—440 м в ширину и до 12 метров глубины, а во время сезона дождей — 900—950 м шириной и до 20 метров глубины. Среднее количество воды, выносимое рекой в Бенгальский залив, оценивается в 12 000 м³/с (для сравнения, сток Ганга примерно в восемь раз больше, чем сток Днепра).

Река в течение всего года отличается очень мутной водой, что связано с содержанием в ней большого количества осадочных пород во взвешенном состоянии. Ежегодно в дельте откладывается около 180 млн м³ осадков, и этим определяется изменение цвета воды в Бенгальском заливе, которое бывает заметно уже на расстоянии 150 км от берега. Когда река возвращается в берега после сезонных разливов, она оставляет огромное количество ила, который обеспечивает чрезвычайное плодородие почв равнины.

География

Ганг условно делят на три части:

  • верхнее течение (около 800 км, от истока до города Канпур),
  • среднее (от Канпур до границы Индии с Бангладеш, примерно 1 500 км по прямой),
  • нижнее (от границ Бангладеш до устья, около 300 км).

Верхнее течение

Главным истоком реки является Бхагиратхи (не путать с одноимённым рукавом Ганга — Бхагиратхи), берущая своё начало в районе Гаумукх (название нижней части ледника Ганготри) в Гималаях на территории индийского штата Уттаракханд, на высоте 7 756 метров над уровнем моря. У источника расположен одноимённое с ледником селение Ганготри — священное место проживания богини Ганги и важный центр паломничества индуистов.

Направляясь на северо-запад, Бхагиратхи принимает вблизи селения Бхайронгхати на высоте 2 770 м бурный приток Джадх-Ганга (Джахнави), который ранее считался европейцами за исток Ганга. Далее река протекает через Нижние Гималаи на высоте 2 478 метров и возле селения Девпраяг, на высоте 636 метров, соединяется с прозрачной Алакнандой, которая также берёт начало с гималайских ледников. С этого места река и получает название «Ганг».

Соединённые воды Бхагиратхи и Алакнанды протекают через цепь холмов Шивалик на высоте 403 метров у священного города Харидвар и, протекая через болотистую равнину Тера, выходят на огромную, чрезвычайно плодородную Индо-Гангскую равнину. В своём верхнем течении Ганг несётся бурным потоком преимущественно в южном направлении, а оставив позади горы, он становится спокойнее и поворачивает на юго-восток. Только на равнине река становится судоходной, хотя до строительства Гангского канала суда поднимались до территории современного парка Раджаджи.

Среднее течение

В среднем течении Ганг замедляет своё движение, плывя в океан в юго-восточном направлении, образуя многочисленные извилины, возле которых расположены крупные города: Канпур, Аллахабад, Мирзапур, Варанаси, Патна, Бхагалпур (Индия), Раджшахи (Бангладеш) и другие. Хотя по прямой линии длина этого участка 1 529 километров, но через изгибы длина русла составляет в действительности 2 597 километров. Не доходя до Каннауджа, Ганг с левой стороны принимает большой приток Рамгангу. Далее, у Аллахабада, в Ганг справа впадает его главный приток — Джамна (Ямуна), — которая вместе с Гангом (по легенде также и с Сарасвати) образуют так называемый Тривени-Сангам, священный для индуистов, и своими кристально-чистыми водами расширяет русло грязно-жёлтого Ганга до 800 метров. В результате значительного отбора гангской воды, Джамна несёт в среднем примерно в полтора раза больше воды, чем Ганг перед слиянием, поэтому по формальным гидрологическим правилам далее по течению река должна называться Джамна, но из-за глубоких традиций и верований вопрос о переименовании существующего названия не ставится. По Аллахабаду в Ганг впадают: слева Гомти, справа Тамса иКарманаша, а чуть выше Патны — слева Гхагхра, справа Сон, а напротив Патны, возле Хаджипура, — большой приток Кали-Гандаки.

Наконец, ниже Бхагалпура, Ганг принимает в себя многоводную Коши, спускающаяся непосредственно с Гималайских гор. Достигнув в своём срединном течении ширины 1 500 метров при глубине не более 10 метров, Ганг круто поворачивает на юго-восток, попадая на наиболее плоскую западную часть Индо-Гангской равнины. Здесь начинается его нижнее течение, где он разветвляется на рукава дельты. Вблизи Сахебганджа влево отходит огромный рукав Бхагиратхи, а главное русло Ганга получает с этого места название Падма. Через 100 км дальше по течению от Падмы отделяется ещё один крупный рукав, Джаланги.

Нижнее течение и устье реки

Пройдя по низине 160 км, рукава Бхагиратхи и Джаланги соединяются в один общий рукав Хугли, на котором расположен город Калькутта. После соединения с рекой Дамодар возле города Чанданнагар, Хугли становится доступен для морских кораблей, а близ острова Сагар, ниже Калькутты, впадает в Бенгальский залив. Отдав часть воды в рукав Хугли, Падма, главный рукав Ганга, продолжает своё движение на юго-восток и, распадаясь на мелкие рукава (Мартабангу, Гуру, Чундну), принимает в себя слева большой приток Махананду, а возле городка Раджбари соединяется с Джамуной, мощным рукавом ещё одной священной для бенгальцев реки — Брахмапутры.

Читайте также:  Колыбельке золотой спало солнце за рекой

Соединённые воды обеих рек изливаются в Бенгальский залив, сливаясь с Мегхной. Начиная с Раджбари наблюдается настоящая дельта Ганга и Брахмапутры, самая сложная и самая большая на земном шаре, подверженная постоянным изменениям. Участок земли между Хугли и Мегхной носит название Сундарбан. Это лабиринт из топей, рек, рукавов и бухт вдоль Бенгальского залива длиной в 265 км и шириной в 350 км, засеянных неожиданно возникающими и зачастую столь же быстро исчезающими илистыми и песчаными островами, покрытыми огромными лесными массивами, частично затапливаются наводнениями и морскими приливами, которые оставляют на островах слои ила и остатки смытых животных и растений.

Дельта Ганга делится на восточную (более активную) и западную (менее активную) части. Сундарбан, крупнейший регион мангровых лесов в мире, является частью дельты Ганга. Дальше от береговой линии, в глубине континента, дельта очень быстро высыхает после наводнений, образуя плодородную часть Бенгалии. Сейчас она почти полностью используется для нужд сельского хозяйства, а последние необитаемые участки покрыты роскошной, почти непроходимой растительностью. Несмотря на риски наводнений,цунами и тропических циклонов (так в 1961 и 1991 годах от этих природных явлений погибло более 700 тысяч человек) в дельте Ганга продолжают проживать свыше 145 миллионов человек.

Флора и фауна

Как известно из исторических свидетельств, долины Ганга и Джамны были покрыты густыми лесами, ещё в 16—17 веках здесь оставались значительные нетронутые участки. В этих лесах водились слоны, буйволы, носороги, львы, тигры. Прибрежная зона Ганга через её спокойную и благодатную среду привлекала множество разновидностей водоплавающих птиц, по меньшей мере 140 видов рыб, 35 видов пресмыкающихся и 42 вида млекопитающих.

На этой территории и сейчас распространены редкие виды животных, которые сейчас находятся под защитой — бурый медведь, лисица, леопард, снежный барс, несколько видов оленей (в том числе пятнистый олень), кабарга, дикобраз и другие. Также здесь распространены бабочки и другие насекомые разнообразных цветов.

Из-за повышения демографического давления со стороны людей, вся фауна медленно перемещалась из долины Ганга к остаткам лесов. На Индо-Гангской равнине можно иногда встретить оленей, кабана, дикого кота, волка, многие виды лисиц. В реке встречаются пресноводные дельфины двух видов, речная и гангская акулы и другие пресноводные рыбы.

Больше всего биоразнообразия сохранилось в устье реки, на стыке с Бенгальским заливом в районе Сундарбан, где всё ещё распространено очень много форм малоизученной и редкой флоры и жемчужина животного мира региона — бенгальский тигр. Типичные рыбы этого района включают нотоптерид, карповых, лягушковый клариевый сом, ползающих Гурама и ханос.

Сельское хозяйство и рыболовство

Вода из реки широко используется населением для бытовых нужд. Огромный её объём забирается на промышленные объекты всего региона. Ещё большее количество воды используется для орошения сельскохозяйственных угодий. Ганг со своими притоками благодаря плодородной почве Индо-Гангской равнины играет важную роль в экономике Индии и Бангладеш, обеспечивая водой для орошения огромные территории этих стран. Главные культуры, выращиваемые в этом регионе — рис, сахарный тростник, чечевица, масличные культуры, картофель и пшеница. Вдоль берегов реки, вблизи болот и озёр, на плодородных почвах выращивают ещё и бобы, перец, горчицу, кунжут и джут.

Для орошения угодий региона Доаба между реками Ганг и Джамна, правительством Британии в 1848 году был построен протяжённый Гангский канал (или Верхний Гангский канал) длиной в 1305 км. В 1878 году было открыто продолжение этого канала — Нижний Гангский канал. Сейчас Гангский канал идёт от города Харидвар на юг в город Алигарх, где он разветвляется на 2 рукава, в города Канпур и Етавах, соответственно. Первая ветка идёт примерно вдоль Ганга, вторая — вдоль Джамны в городок Хамирпур.

Река Ганг традиционно была богата рыбой, крокодилами-гавиалами и местным видом гангских мягкопанцирных черепах. Несмотря на сокращение численности этих животных в наше время, все они вылавливаются и употребляются в пищу населением прибрежных территорий. Наиболее развито рыболовство в устье реки, где построена разветвлённая сеть рыбоперерабатывающих заводов. Много возможностей для рыбалки есть и вдоль реки, хотя там остаётся проблема высокого уровня загрязнения воды и, как следствие, сокращение популяции рыбы.

Паломничество и туризм

Туризм является другой сопутствующей, а зачастую и основной деятельностью населения региона. Главным типом туризма является паломничество, обслуживание которого составляет значительную часть экономики священных городов (Харидвар, Аллахабад и Варанаси) в центральных районах и, в меньшей степени, в верховьях реки. Пороги реки Ганг в её верховьях (от Ганготри до Ришикеша) также являются популярным местом рафтинга, что привлекает в летние месяцы сотни любителей активного отдыха.

Легенды о Ганге и упоминания в классической литературе

С рекой связано множество легенд индуизма. Река Ганг и её персонификация в лице богини Ганги, упоминаются в древнейших индийских литературных произведениях, в частности Ведах, Пуранах, «Рамаяне» и «Махабхарате». Общей чертой всех этих легенд является её небесное происхождение. В начале времён Ганга была исключительно небесной рекой, но позже спустилась на землю, протекая сейчас во всех мирах индуистской космографии. Большинство легенд связано с её рождением, со спуском на землю и с определёнными эпизодами пребывания уже на Земле. В легендах подчёркиваются способность Ганги к очистке или снятию грехов, её значение как символа материнства и значение как посредницы между мирами.

Существует несколько версий рождения Ганги. Так, по «Рамаяне», Ганга была дочерью Химавана, обладателя Гималаев, и его жены Мены, она приходится сестрой богинеПарвати. По другой легенде, священные воды из камандалу Брахмы были персонифицированы в образе этой богини. Позже вайшнавские толкования этой легенды описывают, что вода в камандалу была получена Брахмой от омовения стоп Вишну. По «Вишну-пуране», Ганга вышла из большого пальца левой ноги Вишну. В любом случае, она была поднята до Сварги (небес) и оказалась на попечении Брахмы.

Самой известной легендой, связанной с Гангой, является легенда о Бхагиратхе, изложенная в «Рамаяне» и «Бхагават-пуране». Когда царьСагар, правитель одного из крупных индийских государств, совершил ашвамедху — царский обряд жертвоприношения коня, конь исчез, возможно похищенный Индрой, а сыновья царя обвинили в краже мудреца Капилу. Капила, однако, уничтожил и проклял принцев, оставив единственным шансом на их спасение погружение их пепла в воды Ганги. За это дело взялся новый правитель государства, Бхагиратха. Он был вынужден много лет осуществлять тапас ради удовлетворения Брахмы и Шивы. Сначала Бхагиратха просил того, чтобы Брахма приказал Ганге спуститься, а затем, чтобы Шива принял на себя мощный удар её падающих на землю вод. Таким образом, Бхагиратхи удалось осуществить задачи, а верховья реки получили по его имени название Бхагиратхи. По другим вариантам этой легенды Шива заманил Гангу в ловушку из своих волос и выпустил маленькими ручейками. Прикосновение Шивы предоставили Ганге ещё большее священное значение. С тех пор река протекает через все три мира: Сваргу (небо), Притхви (землю) и Нараку (ад), отчего она получила название Трипатхага — «путешествующая через три мира».

Ещё несколько легенд о Ганге связанны с её ролью матери. Так, по «Сканда-пуране», именно омовение в водах Ганги предоставило жизнь Ганеше, созданном Шивой и Парвати из смеси своих тел. Кроме того, по «Махабхарате», Ганга была матерью телесных воплощений богов Васу, которых (кроме Дьяуса или, в земном воплощении, Бхишмы) она утопила сразу после рождения для освобождения их от смертной жизни, на которое их проклял риши Васиштха.

В искусстве Ганга изображается как чувственная и красивая женщина, несущая переполненный кувшин в руке, который символизирует богатство жизни. Часто её изображают восседающей на своей вахане — Макаре, животном с телом крокодила и хвостом рыбы.

Обряды и церемонии, связанные с рекой

Наибольшее значение Ганг имеет для индуистов, составляющих подавляющее большинство населения его берегов. Из всех рек в мире именно эта река почитается больше всего. Воды Ганга, по легенде, обладают способностью к очищению, снятию грехов, а сама река остаётся символом святости и чистоты, несмотря на физическое загрязнение её воды.

Главный ритуал, связанный с рекой, просто купание в её водах. Жители близлежащих районов часто приходят купаться в реке ежедневно. Много паломников со всей Индии и других стран прибывают к реке исключительно для целей осуществления священного омовения, которое считается обязательным минимум один раз в жизни индуиста. Лучшим временем для омовения считается рассвет, в этот момент индуисты также молятся солнцу. После омовения индуисты молятся одному или нескольким божествам и подносят им дары, обычно фрукты, сладости и цветы.

Также важным ритуалом, проводимым на гхатах Ганга — это Аарти. Во время этого ритуала богам преподносятся зажжённые лампадки, сделанные из листьев деревьев, с фитилём, погружённым в топлёное масло. Считается, что чем дольше горит лампадка, тем больше шансов на осуществление просьбы, о которой индуист просит богов. Важным элементом этого ритуала являются песни, посвящённые богам, исполняемые одновременно с принесением.

Ганг — популярное место захоронения. Поскольку река в индуизме является связующим звеном между Землёй и Небом, считается, что когда индуисты бросают пепел своих умерших родственников в воды этой реки, они помогают им достичь мокши (спасения) и попасть на небеса. Поэтому кремация в любом месте вдоль реки является желательной для индуистов. Зачастую люди везут умерших сюда через всю страну, а на берегах реки постоянно горят костры, на которых сжигают мертвецов. Если кремация на берегу реки невозможна, родственники впоследствии могут привезти пепел к Гангу, а некоторые компании предлагают его перевозку даже из-за рубежа и выполняют соответствующие церемонии рассеивания пепла. Самые бедные индийцы, однако, часто, в виду высокой, по их мнению, стоимости дров для кремации, стоимости услуг электрических крематориев и стоимости услуг брахманов, считают проведение церемонии чрезмерно дорогим, отчего просто бросают тела мертвецов в воду.

В многочисленных центрах паломничества на реке проводятся фестивали в определённые индуистские праздники, собирающие от тысяч до десятков миллионов посетителей. Крупнейшим фестивалем является Кумбха-мела, проводимый каждые три года в одном из четырёх городов, два из которых, Харидвар и Аллахабад, находятся на берегах Ганга. Этот фестиваль, проводимый в 2007 году в Аллахабаде, собрал около 70 млн человек. Другой крупный фестиваль, который ежегодно проводится в Варанаси — Ганга-махотсава. Этот фестиваль является не только религиозным, но и большим культурным событием в жизни страны. На нём, помимо прочего, демонстрируются народные песни и танцы.

Вода реки высоко ценится среди индуистов. Паломники часто наполняют этой водой ёмкости и берут их домой или в местный храм. Брахманы, а теперь и целые компании, занимаются коммерческой поставкой этой воды в другие регионы страны. Почти в каждом индуистском доме можно найти кувшин с гангской водой. Она используется во всех важнейших индуистских церемониях, в частности для омовения новорождённого ребёнка, во время свадьбы, перед смертью (как «последняя еда» на Земле) и во время похорон, когда нет возможности перевезти прах умершего к самой реке. Кроме того, эта вода является основой многих традиционных лекарственных препаратов в Индии.

Хотя большое религиозное значение река имеет лишь для индуистов, индийские и бангладешские мусульмане также используют реку для религиозного очищения тела при молитве.

Центры паломничества

Ганг считается священной рекой на всём своём протяжении, однако бо́льшая часть реки не имеет транспортной инфраструктуры и труднодоступна, и лишь относительно небольшое количество городов на его берегах стали важными центрами паломничества и туризма.

Первым из таких поселений является Ганготри, расположенное у истоков реки Бхагиратхи, главного истока Ганга. Это поселение построено вокруг центрального храма, посвящённого Ганге, и входит в число четырёх мест паломнического маршрута Чота-Чар-Дхам, в который также входит Ямунотри, который находится в районе источника главного притока Ганга, Джамны (Ямуны). Из-за значительного загрязнения воды реки ниже по течению, воду для церемоний в других частях Индии обычно набирают именно здесь.

Далее по течению находится городок Девпраяг, где Бхагиратхи сливается с Алакнандой и образуется собственно река Ганг.

Следующим паломническим центром является город Ришикеш, мировой центр йоги. И хотя город содержит много храмов, на самом деле не так много из них посвящены собственно реке, поэтому город считается второстепенным для паломничества.

Далее Ганг протекает мимо города Харидвар, где река впервые выходит на Индо-Гангскую равнину, а от неё отходит Гангский канал. Традиционно Харидвар считается одним из важнейших центров паломничества на реке. Город играет важную роль как для вайшнавов, так и для шиваитов, собственно его название может переводиться как «Брама Вишну» (в написании «Харидвар») или «Брама Шивы» (в написании «Хардвар»). Считается, что Вишну оставил в городе след своей ступни, когда сам совершал омовение в водах Ганга. Также по легенде, это один из четырёх районов, где небесная птица Гаруда пролила из своего кувшина эликсир бессмертия амриту, отчего в них проводятся крупнейшие индуистские фестивали — Кумбха-мела или «фестиваль кувшинов».

Читайте также:  Река рудневка приморский край

Аллахабад (также Праяг — «место слияния рек» или Аггра — «место жертвоприношения»), расположенный в месте слияния Ганга с Джамной (Ямуной), считается местом, где Брахмой была принесена первая жертва после сотворения мира. Это второе из четырёх мест, где Гаруда пролила амриту, и также является местом проведения фестиваля Кумбха-мела. Именно здесь по легенде выходит на поверхность и присоединяется к Гангу священная река Риг-веды — Сарасвати, которая впоследствии исчезает с поверхности Земли.

Следующим центром паломничества на реке является Варанаси (также Бенарес или Каши), город, который в наибольшей степени ассоциируется с самой рекой и её религиозным значением. Кроме того, город славится своим фольклором и считается культурной столицей Индии. По легенде, Варанаси — один из старейших городов на Земле и был основан Шивой около 5 тысяч лет назад. Сейчас город ежегодно посещает более миллиона паломников, не только шиваистов и вайшнавитов, но ибуддистов, и джайнов.

Ниже по течению река разливается намного больше, а муссоны делают её годовые наводнения крайне разрушительными, отчего поклонение реке постепенно угасает и города ниже по течению не имеют такого большого религиозного значения, связанного непосредственно с рекой.

Из городов в дельте реки наибольшее религиозное значение имеет Раджшахи, являющийся достопримечательностью для бенгальцев. Именно здесь возник один из крупнейших индуистских фестивалей — Дурга-Пуджа, который и сейчас является исключительно важным праздником и проводится во многих других местах. Фестиваль празднует приход Рамы, который намеревается жениться на Дурге в доме её отца в Гималаях. Фестиваль характеризуется созданием скульптурных композиций богини, для которых из Ганга собирается глина. В мусульманском Бангладеш Раджшахи является главным центром этого индуистского фестиваля и представляет собой большойкарнавал, в котором принимают участие представители всех слоев общества и всех религий.

Символическое значение и упоминания в массовой культуре

Символизм Ганга и частые упоминания его в литературе связаны прежде всего с его огромным значением для жизни большого числа людей, проживающих на его берегах и прямо или косвенно зависящих от него. «Кроме религиозного значения, Ганг является местом работы для перевозчиков, рыболовов и прачек, водопоем домашнего скота, слонов и диких животных, источником животворного ила, необходимого для роста риса, и местом утреннего туалета, и купания в горячее индийское лето. Все это, однако, — как писал Марк Твен после своей первой поездки в Индию, — не лишает эту вечную реку красоты и не мешает ей, с незапамятных времён, до сумасшествия очаровывать прибывших на её берега людей».

Река Ганг занимает важное место в индийской классической литературе и фольклоре — от ведийских времён до Болливуда. Разносторонне описан Ганг в классической литературе древними, средневековыми, современными поэтами и романистами, писавшими разнообразными языками. Многие популярные индийские кинофильмы вращаются вокруг этой реки, и ещё больше популярных песен. Так, песня Jis desh mein Ganga behti hai («Я живу там, где течёт Ганг») — является исключительно популярной в Индии. Эта популярность в большей степени вызвана ассоциацией реки с самой Индией, важным символом которой она является.

Источник

Реки в Индии

Реки в Индии

Вода имеет большое значение для индусов, поэтому река в Индии священна. В целом для всего континента внутренние воды страны также крайне важны. Сколько рек в Индии, сказать невозможно – в стране их много: большие и малые, горные и равнинные, тонкие ручейки и бурные струи. Давайте узнаем, чем они могут быть интересны с позиции туризма.

Особенности индийских водоемов

Две реки Индии известны со школьных времен. Самые большие реки Индии – Ганг и Инд, но их перечень на этом не завершается. Если добавить к перечисленным Брахмапутру, то получится список самых многоводных рек Индии.

Внутренние воды различаются по характеру питания. Выделяют:

  • Гималайские, которые остаются полноводными круглый год (это реки на севере Индии);
  • смешанные, которые питаются в основном за счет осадков;
  • Деканские, которые резко меняют уровень воды и выходят из берегов с июня по сентябрь.

Далеко не все из них относятся к судоходным рекам Индии, поскольку на многих участках происходит заиливание, а уровень воды часто колеблется от сезона к сезону.

Список самых крупных рек Индии

Путешественникам, которые собрались посетить эту страну, рекомендуется обратить внимание на следующие водоемы:

  1. Ганг – это река в Индии, которая, согласно мифологии страны, протекает по небу – хотя на самом деле это, конечно, не так. Она является третьей по полноводности в мире. При этом Ганг – самая длинная река в Индии, ее протяженность достигает 2700 км. В Ганге водятся черепахи и крокодилы, а к берегам совершаются паломничества. Это и есть главная река Индии, которую индусы считают воплощением богини Ганги. Река Ганг
  2. Река Инд в Индии, которая дала название стране, берет начало в Гималаях. По территории самой Индии проходит лишь ее малая часть – в основном она протекает в Пакистане. Река Инд
  3. Брахмапутра имеет название, которое означает «Сын Брахмы». Река принадлежит четырем странам: Индии, Бангладеш, Бутану и Китаю. Общая длина реки Брахмапутра в Индии и за ее пределами составляет 2896 км. Река Брахмапутра
  4. Годавари относится к крупным рекам Индии, она занимает второе место, уступив Гангу. Она также является священной рекой в Индии. На ее берегах расположено много паломнических центров.
  5. Река Кришна, которая начинается в небольшом городке Махабалншвар, смывает все грехи с человека, окунувшегося в ее воды.
  6. Река Ямуна или Джамна в Индии представляет собой самый длинный и многоводный приток Ганга. Также это самая грязная река в Индии, она стала жертвой мнимого прогресса и цивилизации. Река Джамна в Индии – место сбора мусора, который оставляют проживающие в Дели бедняки. Кроме людей, совершающих омовение в реке под покровом ночи, есть и заводы, не забывающие засорять ее отходами. Именно на этой реке в Индии расположен город Дели, дальше она течет по штатам Харьяна и Уттар-прадеш. Река Ямуна
  7. Река Сарасвати в Индии окутана легендами и мифами. Она является одной из главных рек ведийского Семиречья. Ученые постоянно изучают рельеф земли и динамику ландшафта, чтобы найти пропавшую реку. Река Сарасвати в Индии
  8. Река Нармада в Индии судоходна в сезон дождей. Общая ее длина составляет 1310 км. Пройтись от истока к устью по одному берегу и от устья к истоку по другому – один из популярных вариантов паломничества. Река Нармада в Индии
  9. Река Гхагхра в Индии и Непале представляет собой еще один полноводный приток Ганга.

Река Гхагхра в Непале и Индии

Источник



Одна из самых больших рек в индии

ГАНГ, Ганга (на санскрите «ганга» – река), река в Азии, одна из величайших рек мира, протекает в Индии и Бангладеш. Самые верхние участки некоторых притоков в Гималаях находятся на территории Китая и Непала. Длина от истока до вершины дельты 2570 км, пл. бассейна 907 тыс. км 2 . Образуется при слиянии небольших водотоков, стекающих со склонов Гималаев (хребет Заскар), исток водотока Бхагиратхи считается началом Г. В верхнем течении Г. в узких ущельях прорезает отроги Гималаев, после выхода из гор течёт в широкой долине по Индо-Гангской равнине. Часть равнины между Г. и его притоком Джамна – один из самых густонаселённых аграрных районов Индии, носящий название Доаб (Двуречье). В нижнем течении имеет меандрирующее русло, окружённое широкой поймой. Вместе с реками Брахмапутра и Мегхна Г. при впадении в Бенгальский залив Индийского океана образует сложно разветвлённую дельту, иногда называемую Бенгальской (площадь ок. 100 тыс. км 2 ). Основные притоки: Джамна, Сон (правые), Рамганга, Гомати, Гхагхра, Гандак (левые).

Современная общая дельта Г., Брахмапутры и Мегхны разделяется на три части. Первая (западная) имеет вершину в районе пос. Фаракка (Индия) и состоит из магистрального рукава, являющегося продолжением Г. в пределах дельты и имеющего то же название, и многочисленных, сложно переплетающихся небольших водотоков, отходящих от магистрального рукава в сторону океана. Вторая (северо-восточная) часть начинается в районе г. Бахадурабад-Гхат (Бангладеш), где Брахмапутра делится на крупный магистральный рукав Джамуна и левый отмирающий рукав Старая Брахмапутра. Третья (юго-восточная) часть – общая русловая система, образующаяся в результате слияния у пос. Гоалундо магистральных рукавов Г. и Джамуна. Это слияние даёт начало многоводному рукаву Падма длиной ок. 100 км, в который затем впадает слева у г. Чандпур Средняя Мегхна. В результате возникает один из самых крупных русловых водотоков в мире – расширяющаяся к заливу Нижняя Мегхна длиной ок. 150 км и шириной до 60 км. При впадении в Бенгальский залив этот рукав имеет крупнейший в мире устьевой бар длиной ок. 100 км и с глубиной на гребне 10 м. Протяжённость водного пути от вершины дельты (пос. Фаракка), включающего рукава Г., Падму и Нижнюю Мегхну, ок. 460 км. Длина береговой линии дельты ок. 500 км.

Основные источники питания Г. – муссонные дожди, талые воды снежников и ледников в высокогорьях. Среднемноголетний расход воды в вершине дельтовой системы Г. (Фаракка) 12,3 тыс. м 3 /с (годовой объём стока 388 км 3 ). Суммарный объём стока вод Г., Брахмапутры и Мегхны в Бенгальский залив св. 1200 км 3 /год (уступает по величине только стоку рек Амазонка и Конго). Сток взвешенных наносов Г. ок. 480 млн. т/год. Суммарный сток взвешенных и влекомых наносов Г., Брахмапутры и Мегхны – не менее 1200 млн. т/год (наибольший среди рек мира). В водном режиме Г. чётко выделяются две фазы. Первая – высокое муссонное половодье (влажный сезон) с июля по октябрь (св. 80% годового стока); самый многоводный месяц – август (29% годового стока), среднемесячный расход воды 42,2 тыс. м 3 /с, максимальный – 70 тыс. м 3 /с. Вторая фаза – длительная низкая межень (сухой сезон) с ноября по июнь; самый маловодный месяц – апрель (менее 1% годового стока), среднемесячный расход воды 1700 м 3 /с, минимальный – 1200 м 3 /с. Во время муссонного половодья уровень воды может подниматься на 10–15 м, что часто вызывает наводнения, иногда катастрофические (например, в Бангладеш в 1962, 1973, 1974, 1987, 1988, 1998), особенно когда пики половодья на Г. и Брахмапутре совпадают во времени. Большой ущерб населению и хозяйству дельты наносят тропические ураганы (обычно в апреле – мае и октябре – ноябре); они сопровождаются сильным ветром и волнением, вызывают значительные нагонные подъёмы уровня воды (до 9,1 м в 1970) и наводнения. В 20 в. отмечено увеличение повторяемости сильных штормовых нагонов. В сухой сезон по небольшим рукавам дельты приливные колебания уровня из залива распространяются на расстояние до 300 км, а осолонённые воды – на 100–150 км.

Воды Г. с древних времён широко используются для орошения земель и водоснабжения населения. В Индии действуют несколько крупных оросительных систем. Один из крупнейших в мире каналов, имеющий название Ганг, отходит от правого берега реки в районе г. Хардвар и подаёт воду для орошения междуречья Г. и Джамны. Длина канала ок. 300 км, общая протяжённость всей оросительной системы 2640 км, из которых 800 км судоходны. В 1975 на Г. в районе пос. Фаракка для обводнения самой западной части дельты построен гидротехнический комплекс, включающий низконапорную плотину и канал. В пределах Бангладеш с 1970-х гг. ведутся крупномасштабные работы по защите земель и населённых пунктов от наводнений (строятся защитные дамбы, дренажные сооружения, укрытия для людей во время штормовых нагонов). Гидроэнергетический потенциал Г. очень велик (до 160 млн. кВт), но его использование незначительно. Судоходен от подножия Гималаев до устья на протяжении 1450 км. На Г. расположены (вниз по течению) крупные города: Канпур, Аллахабад, Варанаси, Патна (Индия), в западной части дельты – крупные морские порты Калькутта (Индия), Кхулна (Бангладеш).

Воды Г. сильно загрязнены промышленными и бытовыми стоками, попадающими в реку в многочисленных городах и населённых пунктах, расположенных на берегах реки (например, ежедневные неочищенные стоки канализации г. Аллахабад составляют 100 млн. л). Источником загрязнения речных вод служат также возвратные воды орошения, содержащие остатки удобрений. Воды Г. – основная причина заболеваний гепатитом, дизентерией, тифом, холерой у 400 млн. жителей бассейна реки. С древних времён Г. считается в индуизме священной рекой, объектом религиозного поклонения. Несмотря на угрозу заболеваний, многие жители совершают в нём омовения.

В Непале в Гималаях, в верховьях притоков Гхагхра, Гандак и Коси находятся высокогорные заповедники, активно посещаемые туристами. Мангровые леса в дельте, на прибрежной низменности Сундарбан, – самые крупные в мире (площадь ок. 6 тыс. км 2 ), включены в список Всемирного наследия.

Источник

Adblock
detector