Меню

Описание москвы реки в произведении пришвина

Урок-беседа по рассказу М.М. Пришвина «Москва-река»

  • Дальнейшее знакомство с понятием “мир художественного произведения” на примере рассказа М.М.Пришвина; обучение анализу художественного произведения.
  • Развитие ассоциативного мышления и связной речи учащихся; навыков выразительного чтения.
  • Воспитание чувства прекрасного; бережного отношения к окружающему нас миру, к своей малой родине.

Тип урока: урок художественного восприятия.

  • словесные (эвристическая беседа)
  • наглядные (презентация)
  • проблемный.

Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (отрывки из дневников Пришвина, текст рассказа «Москва-река»), приложение

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о творчестве М.М.Пришвина. Дома вы изучали его биографию и знаете, что этот писатель обращался в своём творчестве к русской природе, её необычайным красотам. Вам уже знакома сказка-быль «Кладовая солнца», в которой показаны отношения человека и природы. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением М.М.Пришвина, но обо всём по порядку.

2. Ассоциативный ряд. Творческое письмо

  • Звенигород. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Ассоциации ребят: город, Подмосковье, Одинцовский район, Москва-река, природа, одухотворённость, Саввино-Сторожевский монастырь, необычность, легенда, заповедный край, Россия, история, колокольный звон…

  • Подчеркнём в записанных словах ключевые.
  • Опираясь на ассоциативный ряд, напишем небольшую зарисовку на тему «Звенигород»

Примерная работа ученицы:

Звенигород – замечательный городок. Расположен он в Подмосковье, в Одинцовском районе, но известен всей России. И не только потому, что здесь находится знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь, но и потому, что жил когда в этих краях известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. Охотник, знаток природы, необычный человек. Он безмерно любил этот заповедный край, с его богатой историей, легендами, с колокольным звоном над Москвой-рекой…

3. Биографическая справка.

  • Вопрос классу: почему разговор о Пришвине мы начали со Звенигорода?

(Под Звенигородом, в селе Дунино, долгое время жил писатель)

  • Давайте вспомним из прочитанной дома биографии Пришвина тот период, когда писатель жил в нашем районе.

После войны, пережив эвакуацию в деревне Усолье, близ Переславля-Залесского, Пришвины, привыкшие к деревенскому житью, пускаются на поиски загородной дачи. На правом берегу Москвы-реки к востоку от Звенигорода они обнаруживают деревянный дом на высоком каменном фундамента с открытой семигранной верандой. Когда-то, в конце XIX в его выстроила «жена финляндского уроженца» Мария Освальд. Полуразрушенный и сильно после войны пострадавший дом еле — еле держался на опорных столбах: зрелище было невеселое. Фруктовый сад был начисто порублен, оставались только дикие липы, ели, сосны, израненные гвоздями и колючей проволокой. Макушки некоторых были снесены снарядами. В том, что осталось от дома, победоносно возвышалась одна лишь трехгранная печь. Выходившая на все три комнаты, она была ловко придумана для быстрого обогрева всего помещения. Веранду строил лет сто назад какой-то неизвестный финский мастер: сквозь незастеклённые проемы открывались виды на сад, лес, реку, заречье, поле.
13 мая 1946 г, пришедшие председатель сельсовета и агроном, поставили печать на заготовленные бумаги – развалины дачного дома стали владением Пришвиных. Начался ремонт, который не молодой уже писатель всецело взвалил на себя: ездил в Звенигородский райземотдел за досками, ставил ворота, занимался садом. Желанный домик рос быстро. Скоро Михаил Михайлович уже мог любоваться с веранды созвездием Большой Медведицы, и даже ночевать в доме, в котором еще не были постланы полы: «Мой дом над рекою Москвой — это чудо! Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои и сны. Это не дом, а талант мой, возвращенный к своему источнику».
Осенью семья поселилась в Дунино окончательно. Пришвин вставал рано, с восходом солнца, ставил самовар и садился в столовой. Самовар шумел, а он писал. Любимая собака Жалька, с которой он ходил на охоту, лежала тут же у его ног. Сил было уже не так много, но Михаил Михайлович, как и прежде, часто уходил в лес, наблюдая за изменениями в природе, фотографировал и делал свои «маленькие записи». На столе его лежал вычерченный им самим же план леса с отметками, «где водятся белые грибы»
В свое последнее лето 1952 г, уже неизлечимо больной Пришвин записал в дневнике; «Вот бы выздороветь! Пожить еще хочется в Дунине на «Фацелии»! Так он называл свою дачу.
(Евгения Гершкович «Прекрасная Фацелия»)
«Мне кажется, будто я вернулся в любимые места своего детства, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете», — пишет Михаил Михайлович в эти дни. Ему 73 года, за оставшиеся 7 лет он создаст треть того, что позднее (после смерти) войдет в собрание его сочинений. Здесь же продолжается начатое в Усолье приведение в порядок дневников.

4. Знакомство с писателем.

Чтобы попытаться понять человека, нужно прожить с ним рядом целую жизнь. Чтобы понять писателя, нужно читать его книги. Но не только. Очень многое могут дать дневники, где, как правило, записывается всё самое сокровенное. Попробуем приблизиться к пониманию личности человека, писателя Михаила Пришвина. Обратимся к отрывкам из его дневников.

Справочный материал. Отрывки из дневников

У вас, наверное, было счастливое детство? — спросила одна женщина.
— Без обиды не обошлось, — ответил я, — но счастье мне было не в детстве, а в том, что я обиду свою обошел. Мы все должны зализать свою рану. Заживил — и счастлив. Мы должны сделать свое счастье.

Из дневников М. Пришвина

  • Мост от поэзии в жизнь — это благоговейный ритм, и отсюда возникает удивление
  • . Меня куда-то вело по пути страданий и блаженства. Природа откликнулась на этом пути: я стал записывать эти сказки и тем удостоверять других в действительности существования страны непуганых птиц. — Есть такая страна! — вот и вся тема моего писательства .
  • Я встал на рассвете, мелочи бросились на меня и стали грызть, но, посмотрев на утренние звезды, я овладел собою и унес в комнату свет звезд. Я овладел собою, и мне ясно представилось, что я в жизни был счастлив и мне надо за нее благодарить. Так при всяком приступе отчаяния нужно вспомнить, что был счастлив, и стоило помучиться из-за этого, а если чувства не хватит для этого, то поможет рассудок; состояние отчаяния, значит, или конец, — но конец неизбежен, или же оно временное и за ним последует радость.
  • Быть русским, любить Россию — это духовное состояние. Боже мой! Как нелегко жилось, как удалось уцелеть! И я хочу все-таки в автобиографии представить жизнь как счастливую. И сделаю это, потому что касался в творчестве природы и знал, что жизнь есть счастье.
  • Такая милостивая осень стоит, такой живет со мной верный друг, ожидающий от меня подвигов и терпеливо, искусно скрывающий это, если подвигов нет (о жене ) «Милый мой, — шепчет она, — ты довольно в жизни потрудился, можно и отдохнуть»И еще: «Она меня спасла. Я без нее так бы и остался скитальцем по грязной воде без калош.
  • В.(жена) открыла в дневниках нового Пришвина. Это произошло так неожиданно. Она остановила трещотку машинки и вдруг сказала: — А вы, оказывается, вовсе не такой глупый, как я думала. И принялась читать, и я дивился, узнавая в ее словах нового писателя. Как же это странно, что я, не зная ее, только обращаясь к неведомому другу, писал ее мыслями, ее словами, ее чувствами. Как будто есть мир, в котором люди живут общей мыслью.
  • Утром в полумраке я увидел на столе в порядке уложенные книги, и стало мне хорошо на душе. Я подумал: сколько чугуна пошло на Днепрострой, на Донбасс, и все взорвано, страна пуста, как во время татар или в «Слове о полку Игореве». И вот оно, Слово, и я знаю: по слову все встанет, заживет. Я так давно был занят словом, и так недавно понял это вполне ясно; не чугуном, а словом все делается.
  • Русские цари были заняты завоеваниями, расширением границ русской земли. Им некогда было думать о самом человеке. Русская литература взяла на себя это дело: напоминать о человеке. И через это стала великой литературой.
  • Позвонил дирижер Мравинский и, совсем не знакомый мне, выражал свое признание меня как писателя, сказал даже, что «Лесная капель» его «подподушечная книга». Такие читатели являются моим золотым фондом и ложатся на душу, как сама правда природы. Каким счастьем является для меня не полное признание моего творчества, не премии, не большой орден, не даже полноценная статья, а вот такое медленное стекание моих читателей куда-то в большую воду вечности. Вот этот огонек радостной надежды на будущее воскресение из мертвых и приносит мне в душу каждый большой мой читатель, сокровище моего золотого фонда.
  • Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе (уже 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки. Милый друг, если ты переживешь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови «Незабудки».

Он будет писать дневник до конца своих дней, последнюю запись сделает 15 января 1954 года (за полусуток до смерти, как вспоминает Валерия Дмитриевна, жена). Вот эта запись: «Деньки вчера и сегодня (на солнце 15о) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым».
Попробуем воссоздать образ Пришвина: каким он вам представляется на основе прочитанного?

Пример работы ученицы:

Пришвин — необыкновенный человек. Не каждый умеет радоваться тому, что есть: весенней капели, травам и цветам, листопаду, просто окружающему миру. Любой свой день он принимает как подарок Господа, находит в нём что-то особенное, доброе и делает это основой. Я увидела человека очень искреннего, глубоко порядочного. Кажется, что написанное им – сама мудрость, которая приходит к человеку с годами. Спокойствием, умиротворённостью веет от Михаила Пришвина. Хочется остановиться в нашей бешеной суете, задуматься, вспомнить о близких…

5. Работа с текстом.

Сегодня для работы мы возьмём рассказ «Москва-река», в котором описываются заповедные места нашего района, звенигородский край, река Москва в селе Дунино.

  • Чтение рассказа М.Пришвина «Москва-река» (Приложение 1)
  • Беседа по рассказу:

— Какова тема рассказа? ( повествование о реке Москве в Дунино) Основная мысль? («Краше нашего Дунина я нигде не видал!»
— Главный образ рассказа? (река Москва) Микрообразы?
— На какие части можно разделить рассказ? (1) Легенда о Звенигороде 2) Как ловят рыбу в Москве-реке 3) Половодье на Москве-реке в Дунино 4) «Краше нашего Дунина я нигде не видал»)
— Какой изобразительный приём лежит в основе рассказа? (антитеза) Приведите примеры. (зачитываются отрывки, в которых противопоставляется река в городе Москве и река в Дунине, где описываются чужие страны и родная деревня)

Класс делится на две (четыре, в зависимости от количества учеников в классе) группы.

Задание 1 группе. Прочитайте описание ледохода. Проанализируйте отрывок, используя опорные вопросы:

— на какие части можно разделит отрывок? Озаглавьте их.
— какие художественные средства использует автор в каждой части? Их роль.
— как Пришвин передаёт состояние природы во время половодья? А состояние человека?
— какие чувства испытывают герои?
— Ограничено ли описание только воссозданием картины разлива Москвы-реки?
— каким вам видится образ рассказчика? Опишите его.
— что общее имеет он, на ваш взгляд, с писателем Пришвиным?

Подготовьте художественный пересказ отрывка.

Задание 2 группе. Прочитайте ту часть рассказа, в которой говорится о рыбалке на Москве-реке. Сгруппируйте все детали, рассказывающие о рыбалке. Подготовьте пересказ, близкий к тексту «Рыбалка на Москве-реке». Проанализируйте отрывок, используя опорные вопросы:

— какие художественные средства использует автор в этом описании? Их роль.
— как Пришвин передаёт состояние человека во время рыбалки? Какие чувства испытывают герои?
— Ограничен ли отрывок только воссозданием картины рыбалки?
— каким вам видится образ рассказчика? Опишите его.
— что общее имеет он, на ваш взгляд, с писателем Пришвиным?

  • Чтение легенды, представленной в начале рассказа. Обращение с истории своего города. Что знают ребята?

6. Домашнее задание. Напишите небольшой рассказ о самом замечательном, на ваш взгляд, месте нашего города Одинцово.

Источник

Москва-река

Существует предание, что в одном старинном городе висел сторожевой колокол, звон которого докатывался до Москвы. Поэтому город и получил имя: Звени-город.

Читайте также:  Какая самая длинная река в южной америке это

Недалеко от Звенигорода, на Москве-реке расположена деревня Дунина. Река там совсем другая, чем в городе. Она более узкая, и два мальчика, чуть поднатужившись, перекидывают с одного берега на другой леску для ловли рыбы с наживкой. Наживка не должна глубоко нырять в воду, а только «тюкать» над водой. Хищник, которых много водится в реке, хватает наживку и попадается на крючок. Один из мальчиков сматывает леску на свою катушку и подтягивает к себе пойманную рыбу. Такой способ ловли называется «на тюкалку», и взрослые тоже любят так позабавится.

Весной река разливается, и вся Дунина приходит посмотреть на половодье. Одна льдина, проходящая по воде, нагибает одну торчащую ивинку, другая везёт поющую трясогузку. На деревце садятся два поползня и тоже поют.

Односельчане помогают Ване-инвалиду, который занимается перевозками, смолить лодку. Потом Ваня делает через реку мостки, мешающие ловить пескарей.

Ваня, прошедший путь от Сталинграда до Берлина, рассказывает ребятам о местах, в которых он побывал. Он видел и Чёрное море, и Богемские леса, но краше Дунины нет ничего. В это время на льдине проплывает чисто белая чайка на розовых ножках и с чёрной головкой. Она такая прекрасная, что все понимают: в эту чудесную пору русской весны нет ничего прекраснее Дунины.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Москва-река — краткое содержание Пришвин

Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река».
Учитель русского языка и литературы

Тема. Краткие сведения о М.М.Пришвине. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река».

  • актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве М.М.Пришвина, полученные в 6 классе; выявить особенности личности писателя, воссоздать атмосферу Дунина, места действия рассказа М.М.Пришвина «Москва-река»; выявить художественную идею произведения;
  • развивать навыки работы с учебником; навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом;
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе осмысления понятия «малая родина».

Цели для уч-ся: продолжение знакомства с творчеством М.М.Пришвина; анализ рассказа «Москва-река»; создание собственного представления о писателе.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация, карточка-информатор.

І. Актуализация имеющихся знаний.

– Какие факты биографии М. Пришвина вам известны? (рассказ о М.М. Пришвине по изученным в 6 классе материалам).

– Какое произведение М.М. Пришвина вы изучили в 6 классе, какова его художественная идея? (Писатель обращается в своём творчестве к русской природе, её необычайным красотам. Изучили сказку-быль «Кладовая солнца», в которой показаны отношения человека и природы). (Краткая запись в графе «Что знал(а)»).

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели.
  2. Работа с текстом.

2.1. Анализ содержания рассказа М.М. Пришвина «Москва-река»:

— Какова тема рассказа? (повествование о реке Москве в деревне Дунино)

— Какова основная мысль произведения? («Краше нашего Дунина я нигде не видал!»

— Главный образ рассказа? (Москва-река). Найдите в тексте рассказа слова, сравнивающие реку в деревне Дунино и в городе Москве.

— Как передано описание Москвы-реки в городе Москве?

Метафора «закованная в камень река» дважды звучит из уст рассказчика. Описание реки в городе Москве противопоставлено маленькой, зеленой, живой реке в деревне Дунино.

— Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и городе Москве; чужих стран и родной деревни? (антитеза) Приведите примеры ее использования (зачитываются отрывки, в которых противопоставляется река в городе Москве и река в Дунине, где описываются чужие страны и родная деревня).

— Найдите в тексте рассказа слова, воссоздающие картину «маленькой реки» Москвы во время половодья и ледохода.

2.2. Выразительное чтение фрагмента от слов «Сколько льдин, больших и малых, прошло…» до слов «…медленно оставляющих смоляной след».

— Назовите средства художественной выразительности, примененные здесь писателем. (тропы – эпитеты, олицетворение, неологизм, метафора, фигура речи – градация)

2. 3. Слово учителя.

Взгляд Пришвина на природу, на жизнь и творчество необычен. Созданный им поэтический мир полон света и оптимизма; трагическое как препятствие торжеству жизни было ему чуждо. В книгах писателя есть одна черта, одна особенность, которую необходимо понять и о которой нужно помнить.

Писатель не пытается очеловечить природу, уподобить ее жизнь жизни людей. Он изображает ее такой, какая она есть, в ее собственном развитии. М. Пришвин стремился к тому, чтобы не он говорил за природу, а как бы сама природа через него рассказала людям о себе.

Но, конечно, не следует думать, что природа интересовала писателя исключительно сама по себе, без связи с жизнью человека.

2.4. Москва-река — центральный образ повествования. Наряду с ним в рассказе имеется ряд второстепенных образов, без которых и основной немыслим.

— Какие детали их создают? Приведите несколько примеров. (Звенигород, жители деревни – образ малой родины).

2.5. Работа в группах:

Выразительное чтение учащимся рассказа от начала до слов «…город получил свое прекрасное имя — Звенигород».

— Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство. (Рассказчик называет город «маленьким», «любимым», о. Он любит этот город, гордится его историей).

  1. 2 группа.
  2. — Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?
  3. — Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?
  4. (Местоимение «мы», чаще всего звучащее в описании событий, подчеркивает единство этих чистых душой и сердцем людей, горячо преданных родным местам, своей малой родине).

2.6. Исследовательская работа.

Герой рассказа Ваня не может подобрать нужные слова, для того чтобы передать свое восхищение красотой разных земель и несколько раз повторяет фразу: «какие там». Синтаксическая конструкция этих предложений характерна для устной речи.

— Найдите примеры разговорного стиля в данном рассказе (см. образец задания 6 в учебнике).

— Как проявляется искреннее чувство любви Вани и Васи Веселкина, а вместе с ними и автора, к родным местам?

2.7. Слово учителя.

Из любви к месту, где ты родился или где живешь, вырастает любовь к Родине, к своей Отчизне. Образ родины, России складывается исподволь, незаметно. Он подготовлен картинами природы. Природа, являясь действующим лицом произведения наряду с людьми, взаимодействует. по мнению Пришвина, с человеческой душой, облагораживает ее, формирует нравственный мир человека, любовь к своей Родине.

3. Слово учителя.

Чтобы попытаться понять человека, нужно прожить с ним рядом целую жизнь. Чтобы понять писателя, нужно читать его книги, дневники, где, как правило, записывается всё самое сокровенное. Попробуем приблизиться к пониманию личности человека, писателя Михаила Пришвина, обратившись к отрывкам из его дневников.

3.1. Знакомство со статьей учебника.

3.2. Подготовленное сообщение. Дневниковые записи М. Пришвина.

4. Виртуальная экскурсия в музей М. Пришвина в деревне Дунино. (Презентация)

5. Работа с карточкой-информатором. (Запись в графе «Что узнал(а)».).

III. Подведение итогов урока.

Воссоздайте портрет М.М.Пришвина на основе прочитанных произведений и материалов о писателе.

— Каким вы теперь представляете Пришвина? (выполняется либо в форме синквейна, либо эссе, либо монологического высказывания).

Пришвин – певец природы, ее защитник. Агроном, географ, этнограф, писатель-классик, на книгах которого росли и учились чувствовать, понимать и любить родную землю несколько поколений. Лирик, романтик, необыкновенно мудрый человек. М. Пришвин верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, живет ребенок, сохраняющий веру в добро, справедливость и красоту.

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать вводную статью о К.Г.Паустовском, составить её тезисный план.

2.Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство».

— подготовить сообщение «географа» «Мещёрская низменность»;

— подготовить выразительное чтение фрагментов «Автобиографии» К.Паустовского.

4.Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И.И.Левитана «Туман над водой», «Заросший пруд», «Июньский день», «Папоротник в лесу», «В парке», «Деревенская панорама», «Над вечным покоем».

Краткое содержание, Пришвин москва река, пожалуйста

Owl wise = Ирка-Сердючка

Искусственный Интеллект (137344) 2 года назад Это рассказ про Москву-реку, что протекает между деревней Дудино и селом Козино. Эта деревня и село расположены в семи верстах от Звенигорода.Рассказ идет от имени жителя деревни Дудино, что на правой стороне реки.

В рассказе его все называют «папашей». Школа и трикотажная мастерская расположены в селе Козино — на левой стороне реки. Между деревней и селом — мостки. Через них и идут из деревни в село школьники и молодые трикотажницы.

Река в этом месте в обычное время узкая настолько, что мальчишки с разных берегов могут перебросить друг другу леску чтобы совместно удить рыбу. А еще она мелкая — как раз для мальчишек-удильщиков.Но вот во время разлива река наполняется так, что даже Москва-река, протекающая в районе города Москва сравниться не может.

В это время приходится перебираться из Дудина в Козино только на лодке.В центре рассказа — инвалид войны, который работает весной перевозчиком. Без него школьникам и трикотажницам в Козино не попасть. Но надо было сначала просмолить лодку. И Ване в этом деле помогал не только автор рассказа, а и школьники и трикотажницы.

Москва-река

Видео: Москва-река

Основные моменты

Исток и устье Москвы-реки
В столицу Москва-река втекает с северо-запада, в районе Строгино, а покидает её на юго-востоке, пересекая Московскую Кольцевую дорогу. В Москве речное русло изгибается 6 раз, в некоторых его местах сооружены плотины для обеспечения судоходства.

В городской черте у реки не осталось естественных берегов, её русло обрамлено бетоном и гранитом. Длина реки, протекающей по столице — 80 км, ширина её варьируется от 120 метров в районе Кремля и до 200 метров около стадиона «Лужники». Глубина водного потока колеблется от трёх до четырнадцати метров.

Москва-река в Строгино (Спасский затон)

Москва-река и здание на Котельнической набережной

Москва-река на фоне Кремля

Москва-река — левый приток Оки, впадающий в неё около города Коломны. У самой столичной водной магистрали более 80 притоков, самые известные из них — Яуза, Неглинная, Жужжа, Руза, Коломенка.

На протяжении 200 километров от истока на реке развито судоходство, навигация длится с середины весны до середины осени.

Археологи выяснили, что поселения вдоль Москвы-реки появились ещё в каменном веке. В VIII столетии по речным берегам возникают деревни славян, для которых река с древних времён была незаменимым водным путём, связывавшим Москву с Волгой и Доном, Смоленском и Новгородом.

Прогулки по Москве-реке в черте города

Достопримечательности Москвы, которые можно увидеть во время прогулки на теплоходе
Отличное времяпрепровождение — поездка на экскурсионном кораблике, дающая возможность увидеть столицу с непривычной стороны. Сесть на борт судна лучше всего на конечных стоянках — рядом с Киевским вокзалом или напротив Новоспасского монастыря недалеко от станции метро «Пролетарская».

Маршрут от Новоспасского монастыря пролегает мимо характерных сталинских высоток на Котельнической набережной и Кремлёвской стены.

После Кремля слева вы увидите знаменитый Дом на Набережной — крупный жилой комплекс, выстроенный по приказу Сталина для руководителей партии, выдающихся учёных и деятелей культуры. Затем перед вами предстанет Храм Христа Спасителя, возведённый в XIX веке в ознаменование разгрома наполеоновских войск в Отечественной войне 1812 года. В 1931 году собор был разрушен, а в 1997 году его заново построили.

Напротив храма видны эклектичные здания бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь», на месте цехов которой сейчас расположены известные ночные клубы столицы. Неподалёку возвышается памятник Петру I.

Фабрика «Красный Октябрь»

Памятник Петру I на Москве-реке

За великолепным Крымским мостом перед вами проплывут Парк Горького и Нескучный сад. Затем теплоход по большой излучине огибает стадион «Лужники», находящийся на Воробьёвых горах, высочайшей точке Москвы.

Во время прогулки туристы могут видеть также Храм Василия Блаженного, Патриарший мост, Московский государственный университет.

Ещё один популярный маршрут — вокруг Болотного острова. Проплывая здесь, вы полюбуетесь красивыми фонтанами и палатами Аверкия Кириллова.

На юге Москвы теплоходы курсируют между усадьбами Коломенским и Марьино, с борта судна вы хорошо рассмотрите великолепные церкви и соборы, расположенные вдоль берега реки. Остановиться на интересную однодневную экскурсию можно в Николо-Угрешском монастыре, где сохранена и доступна для осмотра богатейшая коллекция старинных икон.

На севере столицы экскурсионные маршруты стартуют от Северного Речного вокзала и пролегают по Каналу имени Москвы. Путь от Клязьминского водохранилища на быстроходном катере преодолевается за полчаса. А если вы располагаете временем и желаете отдохнуть, то к вашим услугам более длинный маршрут — в Бухту Радости, где вы сойдёте на берег и проведёте целый день на природе.

Москва-река в Коломенском

Шлюз на Канале имени Москвы

Читайте также:  Нерестовые реки хабаровского края

Для семейного отдыха подходят живописные места в хвойном бору на берегу Пестовского водохранилища, расположенного неподалёку. К услугам отдыхающих на лужайках оборудованы волейбольная и футбольные площадки, для желающих искупаться есть подходы к песчаному берегу.

Экскурсии длятся от двух до нескольких часов, в зависимости от длительности маршрута, остановок и дополнительных развлечений. Стоимость взрослых билетов — от 250 до 900 рублей, детских — 150, на некоторых маршрутах дети катаются бесплатно.

Совместить речную прогулку с хорошим ужином можно на одном из кораблей-ресторанов, швартующихся около гостиницы Radisson-Ukraine напротив Дома правительства России.

Помните, что на воде всегда прохладно, особенно весной и осенью, поэтому возьмите с собой тёплую одежду.

Крупнейший перевозчик, организующий туры и экскурсии по Москве-реке — Столичная Судоходная Компания.

Достопримечательности

Часовня на месте предполагаемого истока реки у автодороги «Беларусь»
Хотя в наши дни доподлинно неизвестно, где появляются первые струи Москвы-реки, столичные власти решили создать новую достопримечательность — Исток реки. На его приблизительном месте в 2004 году, в 200-летний юбилей московского водопровода, установили небольшую часовню, посвящённую иконе Богородицы «Святой источник». Святилище построено на 148-м километре Минского шоссе и выглядит очень нарядным из-за обилия украшающих его икон. Внутри на месте алтаря находится большая чаша с 40 питьевыми фонтанчиками. Здесь же красуется миниатюрный символический первый мост через Москву-реку, ставший местом паломничества молодожёнов.

В селе Новопокров туристы любуются Покровской церковью, выстроенной в стиле неоклассицизма в далёком 1820 году.

В селе Мышкино, на левом берегу Можайского водохранилища, находится ещё одна старинная церковь, постройки 1867 года. Название её — Успенская, стиль постройки — русско-византийский.

На противоположном побережье водохранилища, около села Тушков городок, стоит посетить древнее городище. Известность археологическому памятнику обеспечило найденное при его раскопках золотое украшение в виде цветка лотоса. Учёные полагают, что эта драгоценность красовалась в своё время на шапке Мономаха и была утеряна в этой местности князем Андреем Можайским.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мышкино

На Москве-реке, в границах столицы, расположено множество старинных храмов: Лужецкий, Андреевский, старейший Данилов монастырь, а также уникальная Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь.

На Космодамианской набережной реки эффектно выделяется круглое здание с венчающим его десятиметровым скрипичным ключом — Московский международный Дом музыки постройки XXI века. Архитектор этого культурного центра — Зураб Церетели.

Напротив Дербенёвской набережной видны остатки Мужского монастыря Русской православной церкви — три башни и стена. Основан монастырь в 1370 году, а в 1930 году большинство его сооружений было уничтожено большевиками.

Пресненская набережная и Москва-сити

На Новодевичьей набережной расположился один из самых известных символов Москвы и крупнейший столичный православный архитектурный ансамбль — Новодевичий монастырь. С палубы прогулочных кораблей открывается восхитительный вид на высокую колокольню и массивные монастырские стены с круглыми башнями.

Пресненская набережная — ориентир для желающих увидеть суперсовременную достопримечательность российской столицы — впечатляющие небоскрёбы Московского Международного Делового .

Напротив Кремля, на Софийской набережной, над Москвой-рекой высится белоснежный Храм Софии Премудрости Божией.

Загородный отдых на Москве-реке

Река даёт отличную возможность совершить увлекательную поездку по очаровательным провинциальным городкам, расположенным на ней: Жуковскому, Красногорску, Звенигороду, Коломну, Можайску, Бронницам, Лыткарино, Воскресенску. Большинство из этих городов — старейшие поселения России. Самые известные сёла на берегу реки — Уборы, Остров и Коломенское, где расположился историко-архитектурный Музей-заповедник.

Подвесной мост на участке Можайск-Звенигород

Москва-река в Одинцовском районе

Храм Христа Спасителя

Несудоходный отрезок Можайск-Звенигород облюбован любителями активного отдыха на воде, совершающими заплывы на байдарках.

На Можайском водохранилище имеется много рыболовных угодий, популярных у любителей охоты с удочкой. В Москве-реке водится более 30 видов рыбы — плотва, лещ, судак, сазан, щука и другие. Из-за загрязнения воды далеко не во всех местах пойманную рыбу можно употреблять в пищу, но это не умаляет азарта рыболовов. Улов взвешивается для фиксации собственных достижений, а рыба выпускается в родную стихию.

Пассажирское судно и баржа с толкачом на Москве-реке около Котельнической набережной

В черте города купаться в Москве-реке настоятельно не рекомендуется из-за значительно повышенного содержания в ней тяжёлых металлов и нефтепродуктов. Но в местах, где экологическая обстановка не вызывает опасений, оборудовано 13 пляжей, самые популярные из которых:

  • «Серебряный бор» (станция метро «Полежаевская», автобусы № 65, 21, 20);
  • «Рублёвский» (автобус № 127 от станций метро «Молодёжная» и «Крылатское» до посёлка Рублёвский);
  • «Химки-22″ (троллейбус № 70 от станции метро «Сокол» до Никольского тупика);
  • «Академические пруды» (ул. Большая Академическая, 38);

Пляж Super Beach в Строгино

  • «Водный стадион Динамо» (от станций метро «Войковская», «Водный стадион» или «Речной вокзал» троллейбусами №№ 6 и 43 до Ленинградского шоссе, 24);
  • «Пляж Монтероссо в Строгино» (от станций метро «Строгино» или «Щукинская» до остановки Улица Исаковского, 33 (Австобусы: 137, 277, 638, 640, 687, 743));
  • «Пляж Super Beach в Строгино» (Строгинское шоссе, вл.1. Ближайшее метро – «Щукинская»).

Купальный сезон начинается, как правило, 1 июня. Средняя температура воды летом — от +22 до +24°.

Как добраться

Чтобы попасть на берег Москвы-реки, можно доехать до вышеперечисленных станций метро, а также до: «Киевской», «Нагатинской», «Коломенской», «Таганской».

Пришвин М.М. Москва-река

  • Льдины шепчутся между собой, и сквозь шепот кто-то услыхалтоненький птичий голосок.
  • — Слушайте,— говорит он,— трясогузка поет!
  • И правда, как этому не удивиться, как не обрадоваться, что весною и маленькая птичка на льдине плывет и поет!

Но еще удивительней, что на береговое дерево прилетели два поползня и сели на глазах у всего народа на чистый сучок.

У одно­го поползня был пушок в клюве для гнезда, а другой поглядел на трясогузку и тоже запел. Но все ли знают поползня, похожего ско­рее на мыша, чем на птицу, и вот этот-то поползень, бегающий вниз головой по стволу дерева, весною запел!

Замечательная наша река! Итак, если бы ничего не менялось, то как сел бы на высоком холме на бревнышко, так и сидел бы и си­дел всегда тут, провожая старую жизнь в счастливой надежде зе­леного цветущего будущего новой весны.

Но долго сидеть не при­ходится: кому на службу идти, кому печку топить, кому в колхоз на работу, кому на гнуть и давить из железа каст­рюли.

Остаются на холме только Ваня-перевозчик, да ребята-школьники, да молодые трикотажницы, отрезанные водой от

мастерской на той стороне.

Мы бы, конечно, могли хоть до вечера глядеть на ледоход, но инвалиду надо лодку смолить, и мы все беремся за дело: трико­тажницы собирают дрова, мальчики разводят огонь под котлом со смолой. Сам Ваня, опираясь на свои костыли, распоряжается на­ми, и каждый из нас слушается: Ване надо помочь, да и самимхочется поскорей на ту сторону.

Сколько льдин, больших и малых, прошло, пока размякла твер­докаменная черная смола в котле! Сколько споров прошло между льдинами, сколько из них налезло на берег, беззаконниц, осужден­ных под лучами вешнего солнца капля по капле изнывать на сухом берегу! И сколько величавых, достойных, уверенных льдин в зако­не прошло, пока огненные ручейки растопленной и зажженной смолы обегали все планочки лодки и оставляли за собой черный, блестящий, медленно остывающий смоляной след!

Вот наконец лодка, готовая, лежит вверх дном и остывает и твердеет перед большой работой на все половодье до тех пор, пока от всей голубой воды разлива не останутся на зеленом пой­менном лугу только редкие синие глазки. Тогда этот же Ваня-перевозчик устроит мостки через нашу Москву-реку, и трикотаж­ницы зашумят по мосткам, мешая нам ловить пескарей.

Но далеко до этого времени. Под вечер мы опять сидим на хол­ме: на самом верху наш командир Ваня, вокруг него все школьни­ки, а пониже школьников в кружке все молодые трикотажницы.

Мы еще не остыли от работы и как будто ждем команды своего командира.

Вон карий, и ясный, и твердый, и такой чистый глазок наше­го лучшего ученика Васи Веселкина требовательно глядит в рассе­янные по голубому пространству голубые глаза командира.

— Ваня!— решился позвать Вася Веселкин.

— Ну?— отвечает Ваня.

— Ты везде бывал?—спрашивает Веселкин.

— И везде,— отвечает командир,— и за везде: я прошел весь путь войной от Сталинграда и до Берлина.

Все это известно, и, конечно, мальчик хочет что-то спросить еще и не может, усиливается и только краснеет, а лодочник собрался в себе и ждет. Надо скорей помочь мальчику.

— Ваня!— сказали мы.— Веселкин хочет сказать: «Ты много видел всяких земель. Есть ли на свете где-нибудь местность краше нашего Дунина?»

— Что там земли разные!— отвечает Ваня.— Я видел море. Да, папаша, Черное море!

— Видел Черное море!— подхватили школьники.

  1. А трикотажницы после них ко мне почти с укоризной:
  2. — Ваня видел море, а вы, папаша, говорите о нашей малень­кой Москве-реке!
  3. — Хороши тоже,— продолжал Ваня,— леса Богемские.

— Богемские леса!— подхватил за ним хор мальчиков.

И за мальчиками опять с ласковой укоризной ко мне молодые трикотажницы:

— Ваня Богемские леса видел, а вы, папаша, спрашиваете, есть ли на свете местность краше нашего Дунина!

— Какие там горы в Богемских лесах!— рассказывал Ваня.— Какие там зеленые холмы, и какие проходил я красивые города и между городами поля и луга, и на лугах какие там были стада.

Столько Ваня насказал всего о красивых землях своих и чужихстран! Трикотажницы перестали даже меня укорять, и один только Вася Веселкин смотрел на меня и чего-то все ждал и ждал…

И вдруг Ваня-инвалид обернулся прямо ко мне, стукнул себя в грудь кулаком и сказал с таким чувством, как будто он хотел молотком из камня навсегда вырубить свои слова:

— Папаша! Много-много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видал!

Вот этих-то слов как будто только и дожидался Вася Веселкин: мальчик так и подпрыгнул! И что бы мне сказали молодые трико­тажницы, если бы как раз в этот миг внимание всех нас не привлек­ла к себе чудесная гостья.

На свободной голубой воде, на этой би­рюзовой полоске между стенами льдин, на маленькой сахарной ло­дочке-льдинке проплывала мимо нас чисто белая чайка на розо­вых ножках, с черной головкой, и такая прекрасная, что от нее все само собой без всяких лишних слов выходило то самое, чего мы все так страстно хотели и не смели друг другу сказать: на свете сейчас в эту чудесную пору русской весны для нас всех дейст­вительно ничего не было краше нашего Дунина!

Краткое содержание рассказа Пришвина «Москва-река»

Существует предание, что в одном старинном городе висел сторожевой колокол, звон которого докатывался до Москвы. Поэтому город и получил имя: Звени-город.
Недалеко от Звенигорода, на Москве-реке расположена деревня Дунина. Река там совсем другая, чем в городе. Она более узкая, и два мальчика, чуть поднатужившись, перекидывают с одного берега на другой леску для ловли рыбы с наживкой. Наживка не должна глубоко нырять в воду, а только «тюкать» над водой.

Хищник, которых много водится в реке, хватает наживку и попадается на крючок. Один из мальчиков сматывает леску на свою катушку и подтягивает к себе пойманную рыбу. Такой способ ловли называется «на тюкалку», и взрослые тоже любят так позабавится.

Весной река разливается, и вся Дунина приходит посмотреть на половодье. Одна льдина, проходящая по воде, нагибает одну торчащую ивинку, другая везет поющую трясогузку. На деревце садятся два поползня и тоже поют.

Односельчане помогают Ване-инвалиду, который занимается перевозками, смолить лодку. Потом Ваня делает через реку мостки, мешающие ловить пескарей.

Ваня, прошедший путь от Сталинграда до Берлина, рассказывает ребятам о местах, в которых он побывал. Он видел и Черное море, и Богемские леса, но краше Дунины нет ничего. В это время на льдине проплывает чисто белая чайка на розовых ножках и с черной головкой.

Она такая прекрасная, что все понимают: в эту чудесную пору русской весны нет ничего прекраснее Дунины.

Дайджест:

Краткое содержание «Река Потудань» Платонова Платонов Андрей Платонович Произведение «Река Потудань» Повесть Андрея Платонова Река Потудань рассказывает читателю о событиях начала двадцатого столетия. Главные герои повести — красноармеец Никита Фирсов, его отец и девушка Люба. .

На тему: РЕКА ЛЮБВИ, «РАБСТВА И ТОСКИ» Посетив спустя годы реку своего детства, Волгу, и услышав на ней, как в прежние времена, песню бур­лаков, поэт предается воспоминаниям. В них и сынов­няя любовь восторженного юноши к родной реке. .

Краткое содержание «Москва 2042» Войновича Войнович Владимир Николаевич Произведение «Москва 2042» Живущий в Мюнхене русский писатель-эмигрант Виталий Карцев в июне 1982 г. получил возможность оказаться в Москве 2042 г. Готовясь к поездке, Карцев встретил своего. .

Читайте также:  Карта москвы река десна

Краткое содержание романа Войновича «Москва 2042» Живущий в Мюнхене русский писатель-эмигрант Виталий Карцев в июне 1982 г. получил возможность оказаться в Москве 2042 г. Готовясь к поездке, Карцев встретил своего однокашника Лешку Букашева. Букашев сделал в. .

Краткое содержание повести Пришвина «У стен града невидимого» Родина моя — маленькое имение Орловской губернии. Вот туда, наслушавшись споров на религиозно-философских собраниях в Петербурге, я и решил отправиться, чтобы оглянуться по сторонам, узнать, что думают мудрые лесные старцы. .

Краткое содержание «У стен града невидимого. Светлое озеро» Пришвина Пришвин Михаил Михайлович Произведение «У стен града невидимого. Светлое озеро» Родина моя — маленькое имение Орловской губернии. Вот туда, наслушавшись споров на религиозно-философских собраниях в Петербурге, я и решил отправиться. .

Краткое содержание «Кладовой солнца» Пришвина Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропитывает солнце, насыщает своим теплом и светом. Умирая, растения не сгнивают, как в земле. Болото бережно сохраняет. .

Краткое содержание «Синего лаптя» Пришвина Через большой лес в местности, где живет рассказчик, прокладывали широкое шоссе. Сделанная для шоссе вырубка была похожа на коридор: «две зеленые стены леса, и небо в конце». Когда эту вырубку. .

Краткое содержание поэмы Ерофеева «Москва-Петушки» Веничка Ерофеев едет из Москвы в подмосковный районный центр под названием Петушки. Там живет зазноба героя, восхитительная и неповторимая, к которой он ездит по пятницам, купив кулек конфет «Васильки» в. .

Краткое содержание рассказа Казакова «Тихое утро» Ящка просыпается затемно — мать еще не доила корову, и пастух не выгонял стадо в луга. Глаза слипаются, но Яшка пересиливает себя, одевается, завтракает и выходит из дому, чтобы накопать. .

Великая русская река Волга Белый красавец теплоход с легким шумом рассекает спокойную воду. За кормой остается шлейф пены. Я стою на палубе и вспоминаю нашу поездку по Волге. К сожалению, она подходит к концу. .

Краткое содержание рассказа Куприна «Гамбринус» «Гамбринус» — пивная в подвале южного портового города. Каждый вечер много лет подряд здесь играет скрипач Сашка-еврей, веселый, вечно пьяный человек неопределенных лет, похожий на обезьяну. Неизменно к шести часам. .

Краткое содержание рассказа Паустовского «Рождение рассказа» Ы Писатель Муравьев сочинял для одного из московских журналов рассказ о труде, но у него ничего не выходило. Муравьеву казалось, что рассказ не получается из-за суматошной московской жизни — телефонных. .

Краткое содержание рассказа Горького «Страсти-мордасти» В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети. Торговец ведет ее к ней домой; она. .

Краткое содержание рассказа Серафимовича «Воробьиная ночь» Ы На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася. Еще ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только. .

Краткое содержание рассказа Куприна «Без заглавия» Летом в деревне снимают комнату муж с женой. Они женаты уже десять лет, у них растет сын лет семи. Жена — высокая, стройная, гибкая женщина с приятным лицом, муж —. .

Краткое содержание рассказа Платонова «Юшка» Ефим, которого в народе прозвали Юшкой, работает помощником кузнеца. Этому слабому человеку, старому на вид, исполнилось лишь сорок лет. Стариком он выглядит из-за чахотки, которой давно болеет. Юшка работает в. .

Краткое содержание рассказа Чехова «Моя жизнь» Рассказ ведется от первого лица. Рассказчик по имени Мисаил Полознев вместе с отцом-архитектором и сестрой Клеопатрой живет в провинциальном городе. Их мать умерла. Отец воспитывал детей в строгости и, когда. .

Пришвин М. “Выскочка” Читательский дневник

  • Пришвин М.
  • Название: “Выскочка”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: о животных
  • Число страниц: 2
  • Главные герои и их характеристика

Вьюшка, охотничья собака, лайка. Веселого нрава, дружелюбная, игривая. Осторожная и предусмотрительная.

Выскочка, сорока. Наглая, бесцеремонная, глупая, хвастливая. Отбилась от коллектива и хотела получить кость нахрапом.

  1. О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
  2. Рассказ о наглой сороке, которую проучила умная собака.
  3. Сюжет — краткое содержание
  4. Очень хорошей и веселой собакой была Вьюшка, любившая получать вкусные косточки.
  5. Сороки тоже любили косточки и, увидев, что Вьюшка получила две косточки, попытались отобрать их.
  6. Сороки напали стаей и пока часть их отвлекала внимание собаки, остальные успели утащить кость.
  7. Одна из сорок, Выскочка, решила захватить вторую кость сама, понадеявшись на свою быстроту и наглость.
  8. Она стала подкрадываться к собаке, которая претворялась, что не замечает новой угрозы.
  9. Выскочка схватила кость, но Вьюшка схватила сороку за хвост и сорока без хвоста стала всеобщим посмешищем.
  10. Понравившийся эпизод

Мне очень понравилось, как Выскочка пыталась захватить кость. Она подскочила к Вьюшке, извернулась и ухватила кость. Успела даже развернуться и ударить крыльями, но ее хвост остался в лапах собаки.

План произведения для пересказа

  • Как Бийка стала Вьюшкой.
  • Добрый нрав собаки.
  • Две косточки.
  • Атака стаи сорок.
  • Действия Выскочки.
  • Сорока без хвоста.
  • Главная мысль
  • Иногда отрываться от коллектива не только плохо, но и опасно.
  • Чему учит эта книга

Рассказ учит действовать командой, сообща. Учит осторожности и предусмотрительности. Учит не наглеть и не жадничать. Учит не считать себя умнее других.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ и, особенно, понравилась мудрая Вьюшка. Эта собака сумела отомстить наглой сороке и лишить ту ее сорочьего достоинства.

  1. Новые слова и выражения
  2. Бия — река в Сибири.
  3. Пословицы к произведению
  4. Поперед батьки в пекло не лезь.
  5. Всякой наглости есть предел.
  6. В семье не без урода.
  7. Голова без ума, что фонарь без огня.
  8. Поспешишь — людей насмешишь.
  9. Другие читательские дневники

Источник



Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Анализ рассказа М.М.Пришвина «Москва-река».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 20.05 КБ
m._m._prishvin.ppt 625 КБ

Предварительный просмотр:

Волгодонской район Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Романовская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока литературы в 7 классе:

Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река».

Учитель русского языка и литературы

Тема. Краткие сведения о М.М.Пришвине. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река».

  • актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве М.М.Пришвина, полученные в 6 классе; выявить особенности личности писателя, воссоздать атмосферу Дунина, места действия рассказа М.М.Пришвина «Москва-река»; выявить художественную идею произведения;
  • развивать навыки работы с учебником; навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом;
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе осмысления понятия «малая родина».

Цели для уч-ся: продолжение знакомства с творчеством М.М.Пришвина; анализ рассказа «Москва-река»; создание собственного представления о писателе.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация, карточка-информатор.

І. Актуализация имеющихся знаний.

– Какие факты биографии М. Пришвина вам известны? (рассказ о М.М. Пришвине по изученным в 6 классе материалам).

– Какое произведение М.М. Пришвина вы изучили в 6 классе, какова его художественная идея? (П исатель обращается в своём творчестве к русской природе, её необычайным красотам. Изучили сказку-быль «Кладовая солнца», в которой показаны отношения человека и природы ). (Краткая запись в графе «Что знал(а)»).

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели.
  2. Работа с текстом.

2.1. Анализ содержания рассказа М.М. Пришвина «Москва-река»:

— Какова тема рассказа? ( повествование о реке Москве в деревне Дунино)

— Какова основная мысль произведения? («Краше нашего Дунина я нигде не видал!»

— Главный образ рассказа? ( Москва-река ). Найдите в тексте рассказа слова, сравнивающие реку в деревне Дунино и в городе Москве.

— Как передано описание Москвы-реки в городе Москве?

Метафора «закованная в камень река» дважды звучит из уст рассказчика. Описание реки в городе Москве противопоставлено маленькой, зеленой, живой реке в деревне Дунино.

— Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и городе Москве; чужих стран и родной деревни? (антитеза) Приведите примеры ее использования (зачитываются отрывки, в которых противопоставляется река в городе Москве и река в Дунине, где описываются чужие страны и родная деревня).

— Найдите в тексте рассказа слова, воссоздающие картину «маленькой реки» Москвы во время половодья и ледохода.

2.2. Выразительное чтение фрагмента от слов «Сколько льдин, больших и малых, прошло. » до слов «. медленно оставляющих смоляной след».

— Назовите средства художественной выразительности, примененные здесь писателем. (тропы – эпитеты, олицетворение, неологизм, метафора, фигура речи – градация)

2. 3. Слово учителя.

Взгляд Пришвина на природу, на жизнь и творчество необычен. Созданный им поэтический мир полон света и оптимизма; трагическое как препятствие торжеству жизни было ему чуждо. В книгах писателя есть одна черта, одна особенность, которую необходимо понять и о которой нужно помнить. Писатель не пытается очеловечить природу, уподобить ее жизнь жизни людей. Он изображает ее такой, какая она есть, в ее собственном развитии. М. Пришвин стремился к тому, чтобы не он говорил за природу, а как бы сама природа через него рассказала людям о себе. Но, конечно, не следует думать, что природа интересовала писателя исключительно сама по себе, без связи с жизнью человека.

2.4. Москва-река — центральный образ повествования. Наряду с ним в рассказе имеется ряд второстепенных образов, без которых и основной немыслим.

— Какие детали их создают? Приведите несколько примеров. ( Звенигород, жители деревни – образ малой родины).

2.5. Работа в группах:

Выразительное чтение учащимся рассказа от начала до слов «. город получил свое прекрасное имя — Звенигород».

— Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство. ( Рассказчик называет город «маленьким», «любимым», отмечает его «прекрасное имя». Он любит этот город, гордится его историей).

— Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?

— Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?

(Местоимение «мы», чаще всего звучащее в описании событий, подчеркивает единство этих чистых душой и сердцем людей, горячо преданных родным местам, своей малой родине).

2.6. Исследовательская работа.

Герой рассказа Ваня не может подобрать нужные слова, для того чтобы передать свое восхищение красотой разных земель и несколько раз повторяет фразу: «какие там». Синтаксическая конструкция этих предложений характерна для устной речи.

— Найдите примеры разговорного стиля в данном рассказе (см. образец задания 6 в учебнике).

— Как проявляется искреннее чувство любви Вани и Васи Веселкина, а вместе с ними и автора, к родным местам?

2.7. Слово учителя.

Из любви к месту, где ты родился или где живешь, вырастает любовь к Родине, к своей Отчизне. Образ родины, России складывается исподволь, незаметно. Он подготовлен картинами природы. Природа, являясь действующим лицом произведения наряду с людьми, взаимодействует. по мнению Пришвина, с человеческой душой, облагораживает ее, формирует нравственный мир человека, любовь к своей Родине.

3. Слово учителя.

Чтобы попытаться понять человека, нужно прожить с ним рядом целую жизнь. Чтобы понять писателя, нужно читать его книги, дневники, где, как правило, записывается всё самое сокровенное. Попробуем приблизиться к пониманию личности человека, писателя Михаила Пришвина, обратившись к отрывкам из его дневников.

3.1. Знакомство со статьей учебника.

3.2. Подготовленное сообщение. Дневниковые записи М. Пришвина.

4. Виртуальная экскурсия в музей М. Пришвина в деревне Дунино. (Презентация)

5. Работа с карточкой-информатором. (Запись в графе «Что узнал(а)».).

III. Подведение итогов урока.

Воссоздайте портрет М.М.Пришвина на основе прочитанных произведений и материалов о писателе.

— Каким вы теперь представляете Пришвина? ( выполняется либо в форме синквейна, либо эссе, либо монологического высказывания).

Пришвин – певец природы, ее защитник. Агроном, географ, этнограф, писатель-классик, на книгах которого росли и учились чувствовать, понимать и любить родную землю несколько поколений. Лирик, романтик, необыкновенно мудрый человек. М. Пришвин верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, живет ребенок, сохраняющий веру в добро, справедливость и красоту.

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать вводную статью о К.Г.Паустовском, составить её тезисный план.

2.Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство».

— подготовить сообщение «географа» «Мещёрская низменность»;

— подготовить выразительное чтение фрагментов «Автобиографии» К.Паустовского.

4.Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И.И.Левитана «Туман над водой», «Заросший пруд», «Июньский день», «Папоротник в лесу», «В парке», «Деревенская панорама», «Над вечным покоем».

Источник

Adblock
detector