«Озера». Урок географии в 6-м классе с презентацией
- Сформировать понятия “озеро”, “озерная котловина”, представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер мира.
- Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.
- Научить определять по карте бессточные и сточные озера. (слайд 1)
- Карта полушарий, физическая карта России.
- Презентация, учебные таблицы, учебник.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (комбинированный).
Географическая номенклатура: озера: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория,, Верхнее, Балхаш, Чад, Мертвое.
I. Проверка знаний по теме “Реки”
– Географический диктант (2, 3 слайд) – ( Приложение – таблица № 1.2 )
II. Изучение нового материала
– На уроке мы продолжим знакомство с многообразием вод суши.
Послушайте о нем загадки
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядят в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядят в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?
– Итак, темой сегодня на уроке будет. ( Озеро.) ( Приложение 2, 4 слайд)
Дети записывают тему урока в тетрадях.
– Попробуйте сами записать термин, что такое озеро.
Ученики выделяют существенные признаки озер – замкнутость водного пространства, заполненность его водой.
– Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.
Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами. ( 5 слайд)
– Площадь озер земли составляет 2,7 млн. км. кв. (1,8% суши) самое крупное озеро мира – Каспийское море – озеро, самое глубокое озеро мира – Байкал.
Посмотрим на карте, на каком материке они расположены, в каком государстве.
– Работа с картой.
– Ответ детей (Материк – Евразия, страна – Россия) (6 слайд)
– От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид.
- тектонические котловины (7,8 слайд)
- ледниковые (9,10 слайды)
- вулканические (11 слайд)
- карстовые (12 слайд)
- запрудные (13 слайд)
- старичные (14 слайд)
– Поработаем в группах, каждая группа будет заниматься одним видом котловин, по плану:
- происхождение котловины;
- условия образования
- примеры озер (работа с атласом).
Все данные заносятся в таблицу ( слайд 15), ( Приложение 1– таблица № 3, слайд 16)
– Эти озера нашей страны называют морями. Обычно срок жизни озер – десятки тысяч лет. Возраст этих озер – миллионы лет. Одно из них – самое большое на Земле. Другое – самое глубокое. Берега одного из них лежат ниже уровня моря. Другое окружено горными хребтами, поднимающимися до 2 тысяч метров над его водной поверхностью. Хотя первое из них соленое, а второе пресное. В их водах обитают тюлени. Каждое из озер отличается своеобразной флорой и фауной. Одно из них сточное, а другое бессточное.
Назовите эти озера ( Байкал и Каспийское море).
По режиму озера делятся на сточные, из которых берут свое начало реки, и бессточные.
– Посмотрите пожалуйста на схему и определите где сточное озеро, а где бессточное?
– Дети анализирует схему. (На первом рисунке 1– впадает, 2 – вытекает. На втором – обе реки вытекают. На третьем – обе реки впадают) ( Приложение 2) (19 слайд)
– Приведите примеры сточных и бессточных озер по карте России и карте полушарий, и заполните таблицу в тетради. ( 20 слайд ) ( Приложение 2.1)
Вода, поступающая в озеро, приносит в него растворенные вещества. В литре речной воды содержится всего 0,2 – 0,3 г. солей.
– Выразите эту соленость в промилле и сравните с соленостью океанской воды.
– Количество солей, поступивших в озеро за длительное время, может быть очень большим. Из сточного озера соли выносят реки. В бессточном озере вода тратится только на испарение, а соли в нем остаются. Поэтому соленость бессточного озера, испаряющего много воды, может увеличиваться.
Озера по степени солености ( 21 слайд)
– Откройте атласы, посмотрите в легенду карт. В чем различие изображения соленых и пресных озер по карте?
Ответ детей: пресные – голубым цветом, а соленые – розовым.
Приведите примеры, и заполните в таблице. (Пресные – Байкал, Ладожское, Великие американские озера; соленые – Балхаш, Чад, Эйр. ( 22 слайд) ( Приложение 2)
– Найдите закономерность, где встречаются соленые озера? Какие они по типу стока: сточные или бессточные?
Работа с атласом
Ответ детей: около тропиков озер с соленой водой больше.
– Продолжительность жизни озера зависит от его глубины и размеров. Быстро зарастают растительностью, наполняются осадками и постепенно превращаются в болота, более мелкие водоемы. Болото– участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью. ( 23, 24 слайд)
III. Практическая работа
– А сейчас мы закрепим полученные знания в практической работе “Описание озера” по типовому плану.
План описания озера
- Название.
- На каком материке находится и, в какой его части?
- Между какими меридианами и параллелями располагается.
- Происхождение котловины.
- Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.
- Соленое или пресное ( слайд 25)
Домашнее задание: № 31, работа в контурных картах по обозначению озер, которые записаны в тетрадях в таблице.
Источник
Подробный план описания озера. Как описывать озеро по плану?
Географические объекты — это все, что нас окружает, то есть это устойчивые или относительно устойчивые предметы с определенным местоположением на Земле, которые можно описать. Наша статья расскажет о том, как описать озеро.
Типовой план описания географических объектов
Прежде чем составить план описания озера, следует вкратце составить план рассказа о любом географическом объекте. Итак, описать можно:
- население на определенной территории;
- путешествие;
- природные ресурсы страны;
- географическое положение материка;
- рельеф территории;
- климат;
- природную зону/зоны;
- страну;
- сельское хозяйство;
- описание политической карты.
Как видно из перечисленного списка, описать можно все, что угодно и для каждого объекта существует свой план. Но если его не знать, то можно описывать объект по типовому плану, который представляет собою следующее:
- Определить карту, которая может быть политической, физической, текстовой или комплексной.
- Определить масштаб.
- Ознакомиться с легендой, т.е. определить какие есть объекты, условные изображения, единицы измерения для выражения количественных показателей.
- Найти заданную территорию или объект и с помощью легенды описать.
- Бывает, что для описания недостаточно одной карты, поэтому стоит использовать несколько для полной картины.
План описания озера: с чего начать
Как было сказано выше, существуют типовые виды описания, а бывает для каждого объекта свой план, в том числе и для такого водного объекта, как озеро. Для начала необходимо составить краткий план, а затем более подробно его описать.
План описания озера:
- Название.
- Местоположение водоема.
- Тип котловины.
- Наибольшая глубина.
- Соленость.
- Определение сточного или бессточного озера.
- Описание берегов.
В данный план описания озера также можно добавить разделение соленых озер по химическому составу, которые делятся на карбонатные, сульфатные и хлоридные. Озера можно поделить и по питательным веществам:
- олиготрофные, т.е. малое количество питательных веществ;
- эвтрофные, т.е. где содержится большое количество питательных веществ;
- дистрофные, т.е. бедные питательные вещества, в основном относится к заболоченным озерам.
План описания основных сведений
Описание озер можно делать, придерживаясь плана, описанного выше. Он универсален и подходит для характеристики любого водоема. Но для начала стоит дать определение.
Озеро — это естественно возникший водоем, который заполнен водой в пределах озерной чаши и не имеет соединения с морем или океаном.
На планете Земля сегодня насчитывается более 40 крупнейших озер, которые имеют площадь более 4 тысяч км 2 . Самыми крупными являются Каспийское море, Гурон, Виктория, Верхнее и Мичиган.
Начать описание озера следует с его названия. Например, именно с этого может начаться повествование об озере Гурон. Оно расположено в Северной Америке на территории двух стран: Канады и США. Занимает площадь 59 тысяч 600 километров, имеет глубину до 229 метров.
Далее необходимо определить тип котловины, которые делятся по происхождению на тектонические (т.е. образуются в местах разлома или сдвига земной кары); ледниковые (когда котловина образовалась путем вспахивания ледника); речные; приморские; провальные (образуются там, где стали оттаивать мерзлые грунты); подземные; вулканические; искусственные.
Следует уточнить, что озеро Гурон является пресноводным, и образовалось благодаря тектоническим процессам.
По такому же плану следует описывать и другие озера, например, самое большое в России и одно из самых крупных среди пресноводных — озеро Байкал. Рассмотрим несколько примеров.
Озеро Байкал
Стоит начать описание озера Байкал по плану с его местоположения. Оно находится в Центральной Азии, в Иркутской области России. Это одно из крупнейших озер в мире, которое занимает по площади седьмую позицию и является самым глубоким среди пресноводных. Глубина его составляет 1637 метров.
Озеро тектонического происхождения. О его происхождении до сих пор спорят ученные, так как до конца не могут установить точную дату. Оно протянулось на 600 километров, а в ширину в отдельных местах может достигать 80 километров. Площадь водоема составляет 31 тысячу км 2 , как, например, площадь Бельгии или Дании. Береговая линия протянулась на 2100 километров, на западе берег скалистый и обрывистый, а на востоке более пологий.
Источник
Практическая работа «Описание озера по плану»
Практическая работа №10
Тема: «Описание озера по плану»
Цель: Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.
Основные понятия
Озеро — природное углубление на суше, заполненное водой.
По происхождению различают озера:
Тектонические — глубокие, с крутыми склонами. Они образуются из-за образования разломов, трещин или опусканий коры земли. К таким относят Байкал, Виннипег, Мертвое море.
Вулканические — появляются в пониженных участках долин из лавы или кратере вулкана. Например, Курильское, Айфель, озера на острове Ява.
Ледниковые — формируются из-за размыва ледников или скопления воды под ними. Как правило, они узкие и длинные. Большое количество таких озер расположены в Альпах, Финляндии, Карелии.
Карстовые — появляются в провалах или просаженных местах почвы, а также в размытых горных породах. Такие озера невелики по размеру. Например, озеро Эрцо.
Запрудные — образуются если обвал скалы перекрывает ток реки. К таким относят Сарезское, а также озера на острове Севан, в Гималаях, на острове Тан.
По происхождению массы воды различают:
атмосферные — они никогда не входили в состав Мирового океана.
реликтовые (остаточные) — образовались, когда море существенно отступило.
По водному режиму различают:
сточные — в них впадают и вытекают реки;
бессточные — реки в них могут впадать, но не вытекают.
Выполните описание озера________________________ по плану.
Источник
Описание озера Байкал 6 класс география
Байкал – одно из самых удивительных озер России! Живописные пейзажи, нетронутая природа, кристальной чистоты вода, разнообразная флора и фауна – все это озеро Байкал, расположившееся почти в самом сердце Евразии, среди Байкальских хребтов. Приехав сюда вы заметите, как улучшится ваше самочувствие, пройдет головная боль лечение которой в повседневной обстановке не приносит успеха.
Описание озера Байкал для 6 класса урока географии
Длина озера составляет 636 км, ширина – 80 км, а максимальная глубина – 1637 км. Именно последний показатель позволяет отнести Байкал к одним из самых глубоких озер мира. И не только: это еще и самое древнее озеро – его возраст по разным оценкам составляет от 20 до 30 миллионов лет.
Байкал наполняется тремя сотнями рек и речушек, а отдает свои воды лишь через одну Ангару. И стоит отметить удивительную прозрачность воды. В некоторых местах путешественники могу «заглянуть» внутрь озера чуть ли не на 8 км, а это неплохой показатель.
В озере «плавают» три десятка островов, а самый крупный из них – Ольхон. Именно о нем и пойдет дальше речь.
Данный остров – это своеобразное сердце Байкала, это центр этнической территории бурят, которые проживают Пред- и Забайкалье. Остров изобилует сакральными объектам, наиболее известные из которых – гора Жима (Ижемей) и мыс Бурхан (Пещерный). Гора Жима расположилась в восточной части острова на одноименном мысе, ее название происходит от слова «эжен», что означает «хозяин». А вот мыс Бурхан, «впивающийся» в воду двумя каменными гребнями, переводится не иначе, как «богатырь». Действительно, если посмотреть на него с определенного ракурса, то можно найти очертания могучего парня.
В байкальском народе ходит множество легенд об этом острове. И вот одна из них, которая, возможно, даст ответ на вопрос о том, почему остров назван Ольхоном!
Когда-то вместе с монголами, исповедовавшими шаманскую веру и населявшими все побережье Байкала и остров, жил почитаемый тэнгриями шаман по имени Награй Боо и его жена – Заграй Хатан. Во время переселения монголов за Байкал, Награй Боо просил Тэнгри Угутэй Нойон оставить его на острове Ольхон. И Тэнгри ему разрешил, да в придачу дал дворец – гору Ижимей, а еще орла – вместо детей, которых у шамана не было.
Но есть и другая версия: Бог Угутэй Нойон очень жаждал поселиться рядом с шаманом и его женой, но в итоге уступил им свой дворец на Ижимее, а сам ушел жить в пещеры мыса Бурхан.
В народе мыс Бурхан известен как место пребывания Ойхони эжен Хан Хото бабая. Здесь он жил в пещерах.
По кудинской версии соперник Бохо Муя – Бохо Тэли получил звание Гужир тэнгрия и имел брак с дочерью Тэмэ Ногог. У них родилось трое сыновей: первый – Эрлэн Хан, второй – ГэгэнБурхан (Далай-Лама) и последний – Хан Хото бабай. Именно последний сын – Хан Хото бабай, стал хозяином острова и жил во дворце. А в его подчинении ходил весь аппарат духов. Хозяин женился на дочери восточного неба Саг Саган Тэнгри и в браке родился сын-орел.
Но на острове Ольхон есть и другие памятники – скала Дева, мыс Хобой и другие. Всего же на Байкале тридцать скалистых островов, о каждом из которых ходят свои легенды.
Источник