Меню

Основными дорогами в древней руси были реки вспомните что приходилось предпринимать если водный путь

Основными дорогами в древней руси были реки вспомните что приходилось предпринимать если водный путь

«Представляется — о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
facebook.com/bogorodsk1781
vk.com/bogorodsk1781

  • Главная
  • О проекте
    • От редакции
  • Публикации
  • Общение
  • Напишите нам

Рубрикатор

  • Новости краеведения
  • Наша библиотека
    • Наш архив
    • Аннотации
  • Богородский атлас
  • В помощь краеведу
  • Фотогалерея
  • Люди Богородского края
    • Объемные списки
    • Родословные
  • Богородский Некрополь
  • У церковных стен
    • Пимен
  • Богородские староверы
  • Власть и общество
  • Война и армия
    • 1812 год
    • Первая мировая
    • Великая Отечественная
  • Народное хозяйство
  • Социум
  • Воспоминания, дневники
  • Наши путешествия
  • Труды наших земляков
  • Богородск-Ногинск
  • Балашиха
  • Каменка-Электроугли
  • Купавна
  • Обухово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Черноголовка
  • Щёлково
  • Электросталь

свернуть

Дата публикации: 28 января 2015 года

Древнейшие пути – водные. Мыты и волоки

Первым средством передвижения для наших предков были реки. Практически все древние городища, селища, погосты, курганные группы расположены на крупных и мелких реках. Река для славян – транспортная артерия, источник питания, промысла и мистический символ.

Основными древними речными путями восточного Подмосковья являлись реки: Москва, Ока, Клязьма и притоки Клязьмы: Воря, Шерна и Нерская.

Свидетелями древних речных путей являются известия о волоках. Волоки – пространства или участки суши между судоходными реками, через которые суда переволакивались или перекатывались на катках из деревянных брёвен. Такие места, которые нельзя было миновать в пути, как мосты, переправы через реки и волоки часто использовались властями для сбора налогов и пошлин. Прежде чем продать тот или иной товар, продавец вынужден был уплатить целый ряд пошлин. Надо было платить за взвешивание товара («весчее»), за перевозку по мосту («мыто») и т.д. Продавец, ехавший в город на возах, при переезде через реку должен был платить «мыто» и «костки». На таможенных заставах в середине XV века платили по деньге с воза и с человека «косток» (1). От слова «мыт» или «мыто» произошло название известного подмосковного города Мытищи, т.к. недалеко от него, в районе нынешнего города Королёва был известный волок из реки Яузы в реку Клязьму. Для охраны Яузского мыта был выстроен городок – небольшое укрепление. Яузский волок, был важен, так как суда сокращали путь из Оки в Волгу и обратно. Кроме того, вместо опасного плавания по Оке в районе Мещеры, плыли по населённому и более благоприятному для судоходства водному пути Московского княжества.

Яузский волок, возможно, являлся участком древнего водного пути XII-XIII веков из Великого Новгорода во Владимир на Клязьме. Как сообщают летописи, около 1200 года водным путём из Новгорода во Владимир ездили архиепископ Мартирий, посадник и прочие чиновники новгородские, по требованию великого князя Всеволода Большое Гнездо. «Сему пути от озера Ильменя способствовали реки: Пола, Явонь, с проездом по суше к озеру Селигеру; далее река Селижаровка, Волга до устья реки Держи, последняя до Волочанова, в Волоколамском уезде, Руза, Москва до Волочка, который был где-то между сею рекою и Клязьмою, ведущею до города Владимира» (2). По всей вероятности, речь в данном отрывке идёт именно о Яузском волоке.

В начале XIV века Коломна перешла от Рязани к Москве и стали пользоваться более коротким – около 1 километра, волоком из реки Нерской в реку Ушну. В связи с этим Яузский волок постепенно прекратил своё существование (3).

С XIII века известен на Клязьме волочёк Зуев – в районе нынешнего города Орехово-Зуево. В этом месте осуществлялся волок судов из реки Клязьмы в реку Нерскую и далее в Москву-реку и Оку.

Рис. 1. Карта-схема из работы В.Н.Алексеева (5).

Впервые о волочке на реке Нерской (Мерской) сообщается в Воскресенской летописи в связи с событиями 1209 года. Тогда два рязанских князя Изяслав Владимирович и Кюр Михаил Всеволодович, услышав, что владимирские полки ушли на Тверь, решили напасть на Москву. Но под Тверью владимирцы с новгордцами уладили дело миром и вернулись во Владимир. Великий князь Всеволод послал на Изяслава и Кюр Михаила сына своего Георгия. «Георгий же поиде через ночь противу на Мерску, той бе ему напереди, и быв на Волочке и оттоле уряди Сторожевой полк за реку Клязьму, а сам поиде за ними же, и в раннюю зарю сретошася сторожеве их, и погнаши Юрьевы сторожи Изяславлих и гнаша их лесом секуще я» (4).

Благодаря Волочку Зуеву из Клязьмы по речке Дрозне уходили на юг, затем переносили лодки посуху и попадали в притоки Нерской, а по ним в Москву-реку и Оку. Таким образом через Волочек Зуев осуществлялся кратчайший путь из Владимира в Рязань, центр Муромско-Рязанского княжества. Благодаря этому волоку дорога между Владимиром и Рязанью сокращалась почти вдовое, по сравнению с дорогой через Яузский волок.

С XIII века торговый путь, связывавший Клязьму и верхнюю Волгу, проходил по реке Воре. Суда поднимались по левому притоку Клязьмы – реке Воре, затем по притоку Вори – реке Торгоше. В верховьях Торгоши, возле села Наугольного, проходил волок на реку Кунью, приток Дубны и далее в Волгу.

Торговое значение реки Клязьмы в XII-XIII веках и в XV-XVI веках доказывают клады, обнаруженные вдоль реки. Так, в 1924 г. на левом берегу реки Клязьмы в районе города Щёлково, был обнаружен клад серебряных слитков XII века (6). В 1901 г. в районе деревни Мизиново, находящейся на реке Воре, был найден горшок с мелкими серебряными монетами Ивана III. В 1948 г. в посёлке Успенский Ногинского района, находящегося на реке Клязьме, найдена кубышка с монетами Ивана IV (7).

Источник

Путь из варяг в греки: описание маршрута и его значение

Водный путь «из варяг в греки» также назывался Варяжским или Восточным. Он соединял север (Балтийское море) и юг (Византию), до XII века оставаясь одним из самых важных и востребованных. Огромное значение путь имел для русских купцов, которые могли торговать с Константинополем и скандинавскими странами, хотя первоначально дорогой пользовались варяги для нападения на Европу.

Торговый путь из варяг в греки

Протяженность маршрута

Путь «из варяг в греки» пролегал только по водной поверхности: рекам, озерам и морям. В условиях IX—X вв. еков это было крайне удобно для тех, кто желал поскорее добраться из одной точки в другую.

Стоит сразу отметить, что названия «варяги» и «греки» не полностью соответствуют современным. Варяги на карте — это скандинавские жители, обычно наемные воины, греками же в Древней Руси были жители Византии, которые говорили на греческом языке. Путь «из варяг в греки» проходил по следующему маршруту:

Читайте также:  Сплавы по реке урал отчеты

Где проходил торговый путь из варяг в греки

  1. Он начинался на Скандинавском полуострове в одном из крупных торговых городов — Сигтуне или Бирке. Также он мог начинаться на острове Готланд или на южном берегу Балтийского моря — в Щецине, Старигарде, Винете или Ральсвике.
  2. Далее он проходил по Балтийскому (Варяжскому) морю и выходил через Финский залив.
  3. После этого корабли следовали по реке Неве в Ладожское озеро.
  4. Проплывали реку Волхов в озеро Ильмень, следовали по рекам Ловать и Днепр.
  5. Через Черное море корабли добирались до Константинополя (Царьграда), нынешнего Стамбула.

Таким же образом плыли в обратную сторону.

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

Торговый путь из варяг в греки маршрут

История торгового пути

  1. Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.

Несмотря на все трудности, водная дорога намного безопаснее и дешевле сухопутной: не нужно было кормить лошадей и менять их, для себя путешественники также ловили рыбу. Кроме того, на берегу многих купцов подстерегали разбойники, от которых было проще оторваться по рекам.

Историческое значение

Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:

Правители в те времена

  1. Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
  2. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону — от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.

Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.

Некоторое время Варяжский путь использовался для военных целей и грабежей, постепенно викингов вытеснили купцы со всех прилегающих земель. Впрочем, первыми купцами стали сами викинги, привозившие в Византию славянских рабов. В XI веке вдоль всего пути постепенно выстроились деревни и крепости, поселились люди, занимавшиеся обслуживанием кораблей и путешественников.

Привозные товары

С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

Привозные товары

  1. Из Скандинавии направляли солдат и рабов, сырец-железо, амбру, вещи из китовой кожи, моржовую кость. Также привозили награбленные товары: французские вина, драгоценности и серебряные предметы, тонкие ткани.
  2. Из Прибалтики шел янтарь.
  3. Северная Русь (Новгород) поставляла пушнину (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованую утварь и керамику.
  4. Южная Русь (Киев) торговала хлебом, серебром, ремесленными изделиями.
  5. Константинополь продавал посуду, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности.

Каждая сторона поставляла собственное оружие и изделия своих ремесленников и художников.

Стоит отметить, что с развитием торговли роль набегов не уменьшилась: даже после воцарения Рюрика славяне продолжили ходить в Константинополь за добычей.

Правление при князьях Святославе Игоревиче

Наибольшее значение путь пережил в X—XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.

Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет, но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.

Источник

Контурные карты по истории России. Тороп «Просвещение». 6 класс. Страница 8 и 9. Торгово-хозяйственные связи Древнерусского государства в конце IX — начале XIII века

Контурные карты по истории России. Тороп

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё.

ЗАДАНИЯ

1. Обведите границу Древнерусского государства в конце XII в.

Граница Древнерусского государства в конце XII в. — зелёный цвет

Контурные карты по истории России. Тороп

2. Нанесите на карту торговые пути, связывавшие Русь со странами Востока.

Торговые пути из Руси на Восток — коричневый цвет

Контурные карты по истории России. Тороп

3. Красным цветом подчеркните названия городов Древнерусского государства, в которых проходили важнейшие ярмарки и торги, находившиеся по пути на Восток.

Важнейшие ярмарки и торги, находившиеся по пути на Восток: Галич, Ярославль, Ростов, Переяславль, Суздаль, Владимир, Дмитров, Рязань, Мценск, Новгород-Северский, Чернигов, Переяславль, Киев, Каменец.

Контурные карты по истории России. Тороп

4. Основными дорогами в Древней Руси были реки. Вспомните, что приходилось предпринимать, если водный путь заканчивался и необходимо было добраться до следующей реки. Выделите штриховкой места, где путешественники сталкивались с этой проблемой. Подпишите в легенде название возводимых сооружений.

Читайте также:  Условные знаки река шоссе

Такие сооружения назывались волоки. Они выделены на карте коричневой «лесенкой».

Контурные карты по истории России. Тороп

5. На карте обозначьте направления торговли русских княжеств и земель со странами Северной и Центральной Европы. Подпишите в легенде, какие товары вывозили из Руси, а какие ввозили на Русь из этих регионов.

Вывоз товаров из Руси в страны Северной и Центральной Европы обозначен красными стрелками. Из Руси в Европу везли зерно, керамику, меха, пеньку, лён и шелк.

Контурные карты по истории России. Тороп

Ввоз товаров из стран Северной и Центральной Европы на Русь обозначен синими стрелками. Из Европу на Русь везли металлы, оружие, шерсть, янтарь, предметы роскоши и украшения.

Источник

Во времена Древней Руси

На карте расселения славян мы видели реки, озёра, моря. Когда-то они были главными дорогами, связывающими между собой жителей этих мест.

Водные пути вели на севере в Балтийское море, а на юге — в Каспийское и Чёрное моря, откуда можно было попасть в Византию и её столицу Константинополь (на Руси его величали Царьградом). Этот торговый путь называли «из варяг в греки». Варяги — жители Северной Европы, а греки — жители Византии.

Именно на этом пути на севере страны близ озера Ильмень возник Новгород, а на юге на крутом берегу Днепра — Киев. В 862 году новгородцы призвали на княжение Рюрика. После него новгородским князем стал Олег. В 882 году он объединил под своей властью Новгород и Киев. Так возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. Олег стал великим князем киевским, то есть князем всех князей.

Древняя Русь была многонациональным государством. В её состав входили восточные славяне и другие народы: весь, мурома, водь, чудь, меря, карёлы, ижора.

Работа с исторической картой

Найдите на карте территорию Древней Руси: а) в конце IX века; б) в середине XI века. Сравните.

Древняя Русь

Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками — бояре, а опорой и поддержкой — верные и преданные княжеские дружинники (воины). [an error occurred while processing this directive]

Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок в стране, заботились о её безопасности.

Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русские дружины не раз появлялись под стенами Царьграда.

Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи (корабли) на колёса и двинуть их к городу.

Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.

Князь Владимир и крещение Руси

Великими делами в истории Руси прославлен князь Владимир (княжил в 980 — 1015 годах). Былины воспевают его, величают Красным Солнышком.

В княжение Владимира на Руси произошли важные перемены. Главной княжеской заботой стала защита родных рубежей от недругов Руси — кочевников. К югу от Киева Владимир поставил богатырские заставы. О них и о добрых молодцах, служивших на заставах, народ сложил сказания и былины. Один из былинных героев — Илья Муромец. Дружинников князь Владимир набирал со всех концов Русской земли. Были среди них и крестьяне, и горожане, и знатные, и простые люди.

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. К тому времени многие страны Европы, в том числе и соседние с Русью, приняли христианство. На Русь христианство пришло из Византии. Первыми приняли Крещение 1 сам князь Владимир и его дружина. Затем князь приказал креститься киевлянам. Однажды в жаркий летний день по повелению Владимира изваяния прежних богов были повержены на землю, а изваяние главного божества — Перуна — было сброшено в Днепр.

На другой день Владимир повелел всем киевлянам прийти к реке. После того как все вошли в воду, священники совершили обряд Крещения.

Год Крещения Руси — 988-й.

Конечно, новая вера прижилась не сразу. Не все хотели её принимать. Сильна была привязанность к старым, близким и понятным обычаям. До сих пор в нашей жизни бытуют отголоски старых славянских верований.

С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например строительное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы.

Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.

Крещение — важное событие в русской истории. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли её связи с другими государствами Европы, вырос её авторитет.

Обсудим!

Почему во многих странах первыми принимали Крещение правители?

Проверь себя

  1. Назови столицу Древней Руси.
  2. Как было организовано управление в Древней Руси?
  3. Каковы заслуги князя Владимира?
  4. В чём значение принятия Русью христианства?
На карте Европы Древняя Русь появилась в IX веке. Её столицей был город Киев. Древняя Русь была многонациональным государством. В 988 году произошло Крещение Руси.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: великий князь, бояре, дружинники, Крещение.
  2. Найди и прочитай былину об Илье Муромце.

На следующем уроке

Узнаем о древнем Киеве и древнем Новгороде. Найдём их на карте, по иллюстрациям и схемам опишем облик этих городов. Осознаем важность находок берестяных грамот.

Вспомни, как были устроены поселения славян, каковы особенности природы Русского Севера.

1 Крещение — обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви: его погружают в воду или окропляют водой. Во время Крещения священник произносит молитвы.

Источник



Водные пути в древней Руси.

1) Киево — новгородский водный путь, совпадавший, начиная с оз. Ильменя, с путем варяжским.

2) В. путь из Новгорода на север и северо-восток: а) заволочский В. путь: pp. Мета, Молога, Волга, Шексна, Порозовица, оз. Кубенское, Сухона и Северная Двина, б) В. путь к реке Каме, пройдя весь заволочский путь, шел по pp. Вычегде, Сев. Кельтме и Южн. Кельтме. в) В. путь к р. Печоре — по тому же заволочскому пути, затем по pp. Вычегде, Сев. Мылье и Южной Мылье. г) С р. Камы на Печору ходили по pp. Вишере и Колье. д) В. путь новгородцев за Урал шел: α) по pp. Печоре, Щугору, Иличу, Сосве, Оби; β) по pp. Печоре, Усе, Ельцу, Соби и Оби.

Читайте также:  Что значит выражение в одну реку дважды не входят

3) В. путь, соединяющий Озерную область с Белым морем — от города Онеги вверх по р. Онеге до устья р. Кены, по р. Кено, Кенозером, р. Почей через Почозеро в рч. Волошу и в Волошозеро; оттуда 6-тиверстным волоком на р. Череву, по pp. Череве и Водле, оз. Онежским, р. Свирью, оз. Ладожским и р. Невою до Финского залива. Этот путь стал известен новгородцам, как видно из Уставной грамоты 1137 г., не позже начала XII в. Важное значение его для доставки грузов из Архангельска и Онеги сохранялось до начала нынешнего столетия.

4) В. путь из Новгорода по pp. Волге и Оке: pp. Мста, Тверца, Волга, Шоша, Ломь, Руза, Москва и Ока. Этот путь был одним из главнейших, по которым шла колонизация из Новгорода в Поволожье; но были еще и другие, как-то: а) из оз. Ильменя через речки Полу и Явонь с переволоком к оз. Селигеру; из него в р. Селижаровку и ею в р. Волгу; б) р. Волховом до оз. Нево, оттуда Свирью в оз. Онего, из него р. Вытегрой до Ковжи и р. Ковжей в Белоозеро; из Белоозера в Волгу Шексною.

5) В. путь между Псковом и Новгородом: pp. Великая, Череха, волок, р. Уза и Шелонь.

6) Моложский В. путь из Озерной области к Волге шел, как полагает Ходаковский, или от озера Нево посредством pp. Сяси и Боложи до Волока Хотьславля (в нынешнем Тихвинском уезде), или же от Волока Держковского на Мсте к озеру Печенову по pp. Люту, Шерегодру, Ситинце, оз. Ясином, волоком до оз. Межволочья, р. Песой, Чагодощей и Мологой.

7) Владимирский В. путь из Поволжья шел или через Переяславское оз., или по р. Солме к верховьям р. Нерли, впадающей в Клязьму несколько ниже г. Владимира.

8) Ростовский В. путь вел по прав. притоку Нерли, Солме, к верховьям р. Сарры, вливающейся с юго-зап. в Ростовское озеро.

9) В. пути, соединяющие pp. Днепр и Дон с Волгою: а) путь из Азовского моря к р. Волге: р. Дон (до г. Саркела или Белой вежи) и волок; б) с Днепра на Дон: р. Самара, Волчья, волок, или р. Миус, или Кальмиус — или Орель, Берестовая, Сев. Донец; в) pp. Днепр, Вязьма, волок, Вазуза, Волга; г) pp. Дон, Шать, Упа, Ока; д) pp. Дон, Сосна, Зуша, Ока; е) pp. Дон, Воронеж, Ряса, волок, Хупта, Рановая, Проня, Ока.

10) В. пути из Варяжского моря к Пскову и Изборску: а) по системе р. Пернавы к оз. Вирц, р. Эмбах, оз. Чудское, оз. Великое, р. Великая; б) р. Нарова, оз. Чудское.

Литература: Ходаковский, «Пути сообщения в древней Руси» (в «Сборнике» М. П. Погодина, т. I, Москва, 1837); Барсов, «Очерк русской историч. географии» (изд. 2-е, Варшава, 1885); Корсаков, «Меря и Ростовское княжество» (Казань, 1872); Рейнике, «Гидрографическое описание северн. берега России» (т. I, СПб., 1850); Е. Е. Замысловский, «Объяснение к учебн. атласу по русской истории» (СПб., 1887).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое «Водные пути в древней Руси.» в других словарях:

Водные пути в древней Руси — В истории нашей колонизации, которая по своему разнообразному характеру носила и разные названия: вольной, военно дружинной, монастырской и торгово промышленной, В. пути играли выдающуюся роль и были главными или единственными путями сообщения.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДРЕВНЕЙ РУСИ АРХЕОЛОГИЯ — одно из главных направлений отечественной истории и археологии, в задачи к рой входит способствовать решению вопросов формирования и развития гос ва вост. славян в IХ XI вв., их христианизации, культурной идентификации и дальнейшего (до кон. XIII … Православная энциклопедия

Волга историческая этнография — под именем Ра, была известна уже древним географам, которые, впрочем, не имели о ней точных представлений. Геродот смешивал ее с рекой А рас (Аракс), Птолемей и Помпоний Мела полагали, что она имеет два устья: одно в Каспийское море и другое в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Волга, историческая этнография — под именем Ра, была известна уже древним географам, которые, впрочем, не имели о ней точных представлений. Геродот смешивал ее с рекой А рас (Аракс), Птолемей и Помпоний Мела полагали, что она имеет два устья: одно в Каспийское море и другое в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СССР. Библиография — Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

Торговля — (теория). Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это определение (Ван дер Боргт) шире общепринятого, по которому Т. заключается в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

Источник

Adblock
detector