Меню

От чего зависит ширина водоохранной зоны озера

Водоохранная зона водного объекта какие ограничения по строительству

Водные объекты России — это 2, 5 млн. больших и малых рек, 2 млн. озер, не считая водохранилищ и морей. Согласно ВК РФ по берегам всех водоемов страны устанавливается водоохранная зона (ВОЗ) с особыми правилами поведения внутри неё. Владельцам всех видов транспорта полезно знать эти правила, чтобы досадный штраф не испортил удовольствия от рыбалки или отдыха на природе. Объекты недвижимости на водоемах должны соответствовать строгим нормам Водного кодекса, иначе им будет грозить снос. Земельные участки вблизи водных объектов также должны соответствовать этим нормам, иначе владельцам будет отказано в праве владения.

Что такое водоохранная зона (ВОЗ)

Понятие «водоохранная зона» появилось у нас в 1936 году. Тогда по берегам крупных рек была запрещена вырубка лесов. Ширина запретной территории колебалась от 4 до 20 км. Времена были строгие – нарушителям закона грозило уголовное наказание.

Что такое водоохранная зона в современной трактовке, объясняет Водный кодекс РФ, принятый в 2007 г. Он констатирует, что хозяйственная деятельность людей на берегах водоемов загрязняет их, истощает животный и растительный мир. Для сохранения природы берега водных массивов объявлены землями с ограниченным правовым режимом. Параметрам этих земель посвящена статья 65 – «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы».

Составляющие части ВОЗ

Угодья, охраняемые законом, описываются следующей терминологией.

  1. Береговая линия – место, где кончается вода и начинается суша. Для моря – это линия максимальной отметки во время приливов; для рек и озер – это урез воды в теплое время года, для водохранилищ и прудов – нормальный подпорный уровень. С береговой отметки начинается отсчет протяженности водоохранной зоны. Инспектор Росприроднадзора может измерить расстояние, отделяющее припаркованную машину от черты берега, чтобы определить, нарушены ли границы заветной земли.
  2. Береговая полоса – место общего пользования, на ней не должно быть заграждений, мешающих проходу людей. Ширина общедоступного берега — от 5 до 20 метров, в зависимости от размеров водоема.
  3. Прибрежная защитная полоса (ПЗП) – начинается сразу за береговой полосой, имеет строгие ограничения. Ширина ПЗП зависит от уклона местности — на плоских берегах с низкой поймой она составляет 30 метров. Если берег понижается в сторону водоема с уклоном до 3° — защитная полоса увеличивается до 40 м, на более крутых берегах ПЗП расширяется до 50 м. Особо ценные водоемы с питьевыми и биологическими ресурсами имеют санитарную полосу максимальной протяженности – 200 м.
  4. Водоохранная зона (ВОЗ) – самая широкая защитная полоса по берегам водоемов, включающая в себя все вышеописанные части. Что можно, и что нельзя делать внутри этой территории, определяет 65-я статья ВК РФ. Правила установления водоохранных зон и полос прописаны в Правительственном Постановлении №17 от 2009 г.

Порядок установления ВОЗ

Защитные зоны крупных водоемов определяются Федеральным агентством Росводресурсов и его представительствами – БВУ (бассейновое водное управление). Действия специалистов, которые устанавливают водоохранные зоны, подчиняются определенному порядку:

  • на основании ст. 65 ВК РФ они определяют величину всей защитной зоны и составляющих ее участков: береговой полосы и ПЗП;
  • с помощью координат характерных точек указывают границы на карте;
  • направляют материалы для регистрации ВОЗ в органах местной администрации, в Федеральном Водном реестре и в ЕГРН;
  • готовят распорядительные акты о параметрах охранных территорий;
  • в местах отдыха населения, в точках пересечения охранных зон с дорогами устанавливают знаки «Водоохранная зона».

Стоит отметить, что отсутствие знаков – не повод для нарушения запретов. Нарушители штрафуются в любом случае.

Ширина водоохранной зоны

Всем, кто желает отдохнуть у водоема, не мешает узнать, какой ширины может быть его водоохранная зона. Ведь автомобиль положено парковать за её чертой. Владельцы земельных участков на берегах должны рассчитать размер и расположение своих владений, чтобы не нарушить жестких правил строительства на местности с особым правовым режимом.

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м от береговой линии, которая, как мы знаем, определяется границей наибольшего прилива. Водоохранную зону пресных водоемов определяем по табличке.

Водный объект Размер водоохранной зоны
Река/ручей длиной меньше 10 км Река/ручей длиной от 10 до 50 км Река/ручей длиной больше 50 км 50 м 100 м 200 м
Озеро/водохранилище 50 м
Озеро Байкал 200 м

Границы водоохранной зоны не обязательно будут отмечены знаком, но, зная примерную длину реки, нетрудно подсчитать, на сколько метров от берега простирается территория со штрафными санкциями.


Особенности строительства на берегах водоемов

Основным нормативным актом, регламентирующим порядок застройки прибрежных территорий, является Водный кодекс РФ. Нормы этого документа направлены на обеспечение чистоты водоемов, а также защиты обитающих в них животных и растений.

Физические и юридические лица, приобретающие участки у воды, обязаны придерживаться установленных правил. За их нарушение предусмотрено административное и уголовное наказание, к тому же собственника обяжут снести постройки

Прибрежная территория, на которой устанавливается спецрежим ведения хозяйственной и другой деятельности, называется водохранной зоной. Согласно со ст.65 ВК РФ такие земли располагаются рядом с береговой линией водохранилищ, озер, морей, ручьев, рек, каналов.

Перед началом строительства стоит учесть, что для всех российских водоемов установлена обязательная защитная линия – 20 метров от кромки. На этом расстоянии возведение домов запрещено независимо от типа водоема. Ограждать эту часть береговой зоны также запрещается. В случае нарушения правил постройки будут снесены по решению суда.

Остальные ограничения на строительство зависят от типа водоема и его длины. Например, для озер и рек длиной меньше 10 км граница водоохранной зоны равна 50 м. Если длина водоема превышает 50 км, минимальное расстояние до кромки воды должно составлять 200 м. Для морей охраняемая территория увеличена до 500 м. При расчетах во внимание принимается и такой показатель, как уклон берега.

Узнать, относится ли надел к водоохранной зоне, можно по специально установленным табличкам. Их размещение находится в компетенции территориальных отделов водных ресурсов. Другое их название – бассейновые водные управления, или БВУ. Там же можно и узнать об ограничениях на своем земельном наделе. Кроме того, у всех региональных БВУ имеются свои сайты с необходимыми сведениями.

Еще один источник получения информации – Государственный водный реестр. В его базу данных со временем попадают даже крошечные водоемы.

Запреты в границах ВОЗ и ПЗП

На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:

  • полив огородов и садов сточными водами;
  • захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
  • хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
  • строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.

Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:

  • к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
  • у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
  • а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.

В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.

Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.

Надоело читать? Сэкономьте время, задайте вопрос юристу БЕСПЛАТНО:

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

[Водный кодекс] [Глава 6]
. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

  • 1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
  • 2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
  • 3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трёх градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

. В границах водоохранных зон запрещаются:

  • 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
  • 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
  • 5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
  • 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
  • 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • 8)разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утверждённого технического проекта в соответствии со статьёй 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах»).

. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учётом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

  • 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
  • 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
  • 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
  • 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;
  • 5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

16.2. На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.

. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

  • 1) распашка земель;
  • 2) размещение отвалов размываемых грунтов;
  • 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Строительство в водоохранной зоне

Строительство дома в водоохранной зоне законом не запрещается, но необходимо соблюдать все требования закона. Ограничения по строительству касаются как земельных участков, так и необходимых сооружений, которые должны иметь постройки.

Требования к участку

Не все участки береговой зоны пригодны для индивидуального жилищного строительства (ИЖС):

    Если водоем является источником питьевой воды для населения или местом нереста и разведения ценных пород рыбы – любое строительство на полосе шириною 200 м от берега законодательством запрещается, она является санитарной охранной зоной. Этот факт должен быть обязательно указан в кадастровом паспорте на участок: земельные участки 1 и 2 пояса санитарной зоны не подлежат продаже и не сдаются в аренду.

  • В пределах ВОЗ есть особая береговая полоса, которая по закону должна быть доступна любому человеку, желающему подойти к водоему. Участок у воды шириной от 5 м (у маленьких речушек) до 20 м (у больших водоемов) не подлежит приватизации и сдаче в аренду, на нем запрещено индивидуальное строительство. Все заборы и ограждения на береговой полосе являются противозаконными.
  • Вторая полоса в водоохранной зоне реки – прибрежная защитная полоса шириной от 20 до 200 м. На этой территории ничего строить тоже нельзя, но в аренду участки сдаются, их можно обустроить для комфортного отдыха на берегу реки. Статус таких участков нужно уточнять в муниципалитете: если они входят в 3-й пояс санитарной зоны, потребуется согласование строительства с Роспотребнадзором и территориальным агентством по рыболовству.
  • За пределами прибрежной защитной полосы земли продаются в частную собственность, на них можно строить дома, соблюдая при этом нормы Водного кодекса (читаем далее).
  • Нормы строительства в водоохранной зоне

    Строить в водоохранной зоне разрешено лишь владельцам или арендаторам земельных участков на этой территории. Собственникам необходимо получить разрешение на строительство в водоохранной зоне от местной администрации. К основным санитарным и противопожарным нормам строительства прибавляются ограничения водного кодекса РФ. Принципиальные пункты в проекте дома в водоохранной зоне — источник водоснабжения и тип канализации.

    Читайте также:  Природные памятники россии озеро эльтон

    Строящийся объект должен иметь сертифицированные сооружения для защиты вод близлежащего водного объекта. К разрешенным вариантам относятся:

    • подключение к центральной канализации и ливневым системам;
    • создание водонепроницаемых резервуаров для стока жидких органических отходов;
    • устройство собственных очистных сооружений;
    • приспособления для сбора мусора и отходов, сделанные из водонепроницаемых материалов.

    Подъездные пути, стоянки автотранспорта в прибрежной зоне должны иметь твердое покрытие – асфальт, бетон, гравий.

    Строительство в водоохранной зоне без разрешения местной администрации и согласования с природоохранительными организациями – это риск получить штрафные санкции, остаться без дома, потерять право на землю и даже подвергнуться уголовной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде.

    Законодательная регламентация

    Ширину и вообще размеры, так называемой водоохранной зоны, внутри которой запрещено любое строительство, регламентирует отдельная статья Водного кодекса РФ за №65. В ней четко прописано, что размеры неприкосновенной площади зависят от размеров водоема или реки, озера или моря.

    Водоохранная зона устанавливается как с целью защиты природных вод от загрязнения продуктами жизнедеятельности человека, сточными водами и иными сбросами, так и в целях защиты от разливов, паводков и прочих природных стихий.

    В целом прослеживается такая закономерность, что ширина природоохранной зоны в 10-15 раз меньше длинны или ширины водоема. Поэтому, если вам предлагают прекрасный участок у самой кромки воды, стоит задуматься о его законности. Ведь ставить там дом, во-первых, не законно, природоохранная зона колеблется от 50 до 200 м. Во-вторых просто опасно, ведь река или пруд могут разлиться весной. Домик же на «морском берегу», можно поставить не ближе чем за 500 м. от этого самого берега.

    Также ширина подобной зоны варьируется в зависимости от берегового скоса. Если он отрицательный или нулевой – 30 м., до 3 град. – 40, свыше – уже 50. Если поблизости имеется рыбное хозяйство вы не сможете поставить дом ближе, чем за 200 м. от его границ.

    Конечно, строить дома рядом с водоемами можно и нужно, но только при условии соблюдения всех санитарных и водоочистных требований и норм. Также придется установить особый режим хозяйственной деятельности, если поблизости протекает родник или ручей.

    В целом и общем все водные объекты являются государственной и муниципальной собственностью, и общественно доступны. Поэтому организовать свой личный закрытый пляж вы также вряд ли сможете.

    Как узнать статус земельного участка

    Приобретая земельный участок для ИЖС в водоохранной зоне, важно знать, что его использование ограничено. Еще раз повторим основные ограничения:

    1. на береговой полосе запрещено ставить ограждения;
    2. земельный участок не должен находиться в пределах санитарной защитной полосы;
    3. в прибрежной защитной полосе нельзя строить объекты недвижимости;
    4. строения в пределах ВОЗ должны иметь соответствующие нормам очистные сооружения, подъезд и стоянки с твердым покрытием.

    Кадастровый паспорт участка должен содержать сведения о его статусе. Если их нет, можно заказать выписку из ЕГРН, где зафиксированы объекты ВОЗ и перечислены ограничения.

    С помощью публичной кадастровой карты можно выяснить ограничения по своему участку самостоятельно. ВНИМАНИЕ: Росреестр обновил сайт Публичной кадастровой карты в марте 2020, теперь ссылка выглядит так: https://pkk.rosreestr.ru. Интерфейс изменился, некоторые функции пока работают неустойчиво.

    Вот краткая инструкция:

      Ввести номер участка в поле «Найти объекты», например этот: 36:16:1601030:23.

    Чтобы получить сведения о зоне, в выпадающем меню вместо «Участки» надо выбрать «ЗОИТ» — на карте будет показан вся зона и сведения о ней. В графе «Ограничение» может быть указана информация об особых условиях использования земли, реквизиты законодательного акта, вводящего ограничения.

    Более подробная информация о публичной кадастровой карте представлена в другой нашей статье.

    Обратите внимание: если водоем небольшой, существует определенная вероятность, что его прибрежная зона не внесена в Государственный реестр. Для полной безопасности параметры участка следует уточнять в местных органах власти, на сайте водных ресурсов своего региона (БВУ).

    Не зная статуса земельного участка, вблизи воды опасно не только строить вслепую, но и владеть уже готовой недвижимостью. Рано или поздно нарушение водного законодательства будет обнаружено и санкции найдут виновников.

    Приватизация водоохранной зоны

    Приватизация земельного участка в водоохранной зоне не запрещена. Чиновники местной администрации не должны без причин препятствовать передаче земельного участка в собственность. Но основания для отказа в приватизации все же существуют, например: 1. установлено, что участок находится в пределах береговой полосы объекта (20 метров и ближе к воде); 2. на участке нет объектов недвижимости (жилого дома, хозяйственных построек); 3. владелец земельного участка в процессе пользования своим наделом не соблюдает правила охраны водных объектов от загрязнения (заиления); 4. участок частично расположен на территории, изъятой из оборота, или земля зарезервирована для государственных и муниципальных нужд.

    Отдельно скажем про оформление участков в собственность юридическими лицами. Если на земельном участке частной компании располагаются коммерческие объекты, с учетом вероятности сброса загрязняющих веществ на них устанавливаются централизованные системы водоотведения, локальные очистные сооружения и прочее. Требования нельзя назвать слишком строгими. На землях водоохранной зоны сегодня не запрещены размещение дачных и садовых участков, выделение участков под индивидуальное строительство, заправка топливом, мойка автомобилей и пр.

    Как изменить границы водоохранной зоны

    Может случиться так, что из-за неточных координат характерных точек границы водоохранной зоны на карте не соответствуют положению на местности. Фактически участок лежит дальше опасных пределов, а по карте он подлежит ограничениям. В таком случае требуется корректировка водоохранной зоны с помощью кадастровых инженеров. Они действую по установленному алгоритму:

    • уточняют координаты характерных точек береговой линии на местности;
    • корректируют ширину ВОЗ в ходе камеральных расчётов;
    • описывают словами и графически изображают новое положение 200-метровой защитной зоны водоема;
    • согласуют материалы с территориальным БВУ;
    • передают органам Росводресурсов электронную версию изменений ВОЗ для внесения в государственные реестры.

    Возможно лишь уточнение границ водоохранной зоны, но не изменение их в интересах владельцев земельных участков.

    Штрафные санкции

    Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:

    • проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
    • распашка земель вблизи водных объектов;
    • грунтовые отвалы;
    • выпас/водопой/купание скота и т. д.

    В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.

    Противоправные действия Штрафы (тыс. руб.) Статья КоАП РФ
    граждан долж. лиц организаций
    Нарушение ограничений 3-5 8-12 200-400 ч. 1 ст. 8.42
    Повреждение знаков 3-5 5-10 50-100 ч. 2 ст. 7.2
    Отсутствие безопасных стоков 3-4 30-40 500-1000 ст. 8.45
    Повреждение водоохранных объектов 1-1,5 2-3 20-30 ст. 7.7
    Нарушение режима использования земель 3-5 40-50 200-300 ч 2 ст. 8.12

    Протоколы о нарушении вправе составлять сотрудники полиции, инспектора Росприроднадзора, Рыбнадзора.

    Источник

    Размеры водоохранных зон и прибрежно-защитных полос. Ограничения при строительстве в водоохранных зонах

    Содержание

    Водные объекты – виды, классификация по режиму пользования

    Существующие в России водоёмы используют для самых различных целей — для водоснабжения населения, для использования их вод в промышленности или в сельском хозяйстве, для рыбоводства, сплава леса и для перевоза грузов водным транспортом, для выработки электроэнергии, для организации территории садовых или огороднических объединений граждан вблизи озёр и рек, а также для решения целого ряда иных задач в числе которых остаётся их роль естественных приёмников хозяйственно-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных сточных вод.

    Какими бы ни были цели использования водоёмов, охрана морей, рек, ручьев, каналов, озрр, прудов, водохранилищ и карьеров от загрязнения и засорения, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира является не только государственной задачей, но и прямой обязанностью владельцев и арендаторов земельных участков, расположенных вблизи любого водоёма. По этой причине нужно иметь некоторые общие представления о водных объектах и о порядке использования участков, находящихся возле них.

    Все водные объекты страны различаются особенностями их режима, физико-географическими, морфометрическими и другими особенностями. По этим признакам они делятся на 2 вида:

    1. поверхностные водные объекты
    2. подземные водные объекты

    Поверхностные водные объекты являются постоянным или временным сосредоточением вод на поверхности суши в формах е рельефа. Они имеют границы, объём и черты водного режима.

    Подземные водные объекты – те, что представляют гидравлически связанное сосредоточение вод в горных породах, Они также имеют границы, объём и черты водного режима.

    Перечень поверхностных водных объектов

    Перечень поверхностных водных объектов представлен в пункте 2 статьи 5 Водного кодекса РФ, по которому в их число включены:

    • моря
    • отдельные части морей:
      1. проливы,
      2. заливы, в том числе бухты, лиманы и другие),
    • водотоки, представляющие поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения:
      1. реки
      2. ручьи
      3. каналы
    • водоёмы, представляющие поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена:
      1. озера
      2. пруды
      3. обводненные карьеры
      4. водохранилища
    • болота,
    • природные выходы подземных вод:
      1. родники
      2. гейзеры
    • ледники – движущееся на земной поверхности естественное скопление льда атмосферного происхождения,
    • снежники – неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего или большей части тёплого времени года.

    Перечень подземных водных объектов

    Перечень поверхностных водных объектов представлен в пункте 5 статьи 5 Водного кодекса РФ, по которому в их число включены:

    • бассейны подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах
    • водоносные горизонты – воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи

    К подземным водным объектам относятся также месторождения подземных вод, являющиеся частью водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод, и естественный выход подземных вод на суше или под водой.

    Классификация водных объектов по режиму их пользования

    По режиму пользования водными объектами выделяются 2 группы объектов:

    1. водные объекты общего пользования
    2. водные объекты особого пользования

    Водные объекты общего пользования – те, что находятся в общедоступном, открытом пользовании. Они являются собственностью государства или муниципалитета (если в водоохранных, экологических или иных интересах российским законодательством не предусмотрено иное). Их водопользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством. В отношении таких объектов могут вводиться ограничения использования.

    Обособленные водные объекты – те, что находятся в собственности граждан или юридических лиц.

    Водные объекты, пользоваться которыми может ограниченный круг лиц, исключает их из общего пользования, т.е. они являются водными объектами особого пользования. Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством.

    Водные объекты особого пользования использоваться как объекты общего пользования только при условии регистрации в ЕГРН указанного ограничения права собственности и выплаты вознаграждения собственнику.

    Водоохранные зоны и береговые линии поверхностных водоёмов

    Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов – земель, которые в пределах береговой линии покрываются поверхностными водами). Такие объекты обладают многофункциональностью в использовании

    Береговые линии являются границами водного объекта, а определяется они для для разных водных объектов различным образом:

    • для моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива
    • для рек, ручьёв, каналов, озёр, обводненных карьеров – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом,
    • для прудов, водохранилищ – по нормальному подпорному уровню воды,
    • для болот — по границе залежи торфа на нулевой глубине

    Границы водных объектов (местоположение береговых линий) в регионах и муниципальных образованиях устанавливаются с определённой периодичностью и в порядке, утверждённом Правительством РФ:

    • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (№ 377 от 29 апреля 2016 года),
    • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (с изменениями на 29 апреля 2016 года) — № 17 от 10 января 2009 года.

    Территории, примыкающие к береговым линиям водных объектов, то есть к границам морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, относятся к водоохранным зонам. На местности границы водоохранных зон отмечаются специальными информационными знаками (в соответствии с требованиями земельного законодательства).

    Для водоохраных зон устанавливается специальный режим их использования — режим осуществления хозяйственной и иной деятельности (статья 65 Водного кодекса РФ).

    Дополнительные ограничения по использованию вводятся для прибрежно-защитных полос (ПЗП), размеры которых меньше размеров водоохранной зоны водных объектов, поскольку ПЗП являются лишь той частью водохранной зоны, которая расположена максимально близко к водному объекту.

    Выделяются также узкие береговые полосы водных объектов (бечевники), обеспечивающие свободный доступ всем гражданам к любому такому объекту.

    Размеры водоохранных зон

    Водоохранная зона – это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ.

    В водоохранной зоне (далее в сокращении – ВЗ,) в соответствии с Водным кодексом РФ (ФЗ № 73 от 01.07.2007 г.), установлен специальнй режим (ограничение) ведения хозяйственной и иной деятельности.

    Цель введения ограничений:

    • предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод,
    • сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира,
    • предотвращение загрязнения и засорения, заиления и истощения водных объектов&

    Ширина водоохранной зоны за пределами поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных в городах ширина водоохраной зоны устанавливается от парапета набережной.

    Ширина водоохраной зоны рек и ручьёв устанавливается от их истока и зависит от их протяжённости.

    Приведём примеры размеров водоохранных зон для рек и ручьёв различной протяжённости:

    • 50 м – для рек и ручьёв протяжённостью до 10 км
    • 100 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 10 до 50 км
    • 200 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 50 км и более
    • 300 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 100 до 200 км
    • 400 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 200 до 500 км
    • 500 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 500 км и выше
    • ширина ВЗ совпадает с шириной прибрежно-защитной полосы (ПЗП)
      • для рек и ручьёв протяжённостью менее 10 км

    Ширина водоохранных зон магистральных или межхозяйственных каналов совпадают с полосами отводов таких каналов.

    Ширина водоохранных зон на территории поселений при отсутствии набережной измеряется от береговой линии.

    Водоохранная зона не устанавливаются для для рек, их частей, помещённых в закрытые коллекторы.

    Минимальная ширина ВЗ для озёр и водохранилищ – 300 м (при площади акватории до 2 км 2 ).

    Минимальная ширина ВЗ для озёр и водохранилищ – более 500 м (при площади акватории более 2 км 2 ).

    Ширина водоохраной зоны моря составляет 500 м.

    Режим использования земель в водоохранных зонах

    В границах водоохранной зоны допускается:

    • проектирование
    • размещение
    • строительство
    • реконструкция
    • ввод в эксплуатацию
    • эксплуатация хозяйственных и иных объектов

    но при обязательном условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения и засорения в соответствии с водным законодательством и законодательством в сфере охраны окружающей среды.

    На территории водоохранных зон запрещено:

    • использование сточных вод для удобрения почв
    • размещение кладбищ
    • размещение скотомогильников
    • размещение отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ
    • размещение пунктов захоронения радиоактивных отходов
    • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами
    • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств):
      • за исключением специально оборудованных стоянок и движения по дорогам с твёрдым покрытием
    • размещение ряда объектов придорожного сервиса:
      1. АЗС
      2. складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если АЗС, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса)
      3. станций технического обслуживания (СТО), используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств и для мойки транспортных средств
    • размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов
    • сброс сточных, в том числе дренажных, вод
    • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр в соответствии с законодательством РФ)

    Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта, при строительстве в водоохранной зоне

    При строительстве объектов в водоохранных зонах особое внимание необходимо уделить выбору типа сооружения, способного обеспечить охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Он должен быть ориентирован на соблюдение требований законодательства по охране охраны окружающей среды в части выполнения требований нормативов по допустимым сбросам загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

    К сооружениям, обеспечивающим защиту водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, относятся:

    • централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения
    • сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод
    • локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ
    • сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов
    Читайте также:  Сочинение про озеро или реку с озером

    Примечание для территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, действующих в водоохранных зонах:

    в случаях, когда территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещённые в границах водоохранных зон, не оборудованы сооружениями для очистки сточных вод, допускается применение приёмников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

    Такими приёмниками могут быть септики и локальные очистные станции, использование которых позволяет вести автономную очистку бытовых стоков в загородном доме без подключения к магистральной канализации.

    Прибрежно-защитная полоса

    Прибрежно-защитная полоса (далее в сокращении ПЗП) – это территория внутри водоохраной зоны. В границах ПЗП введены дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

    Ширина прибрежно-защитной полосы зависит от уклона берега водного объекта и составляет:

    • ширина ПЗП 30 м – для обратного или нулевого уклона
    • ширина ПЗП 40 м – для уклона до 3 градусов
    • ширина ПЗП 50 м – для уклона более 3-х градусов
    • ширина ПЗП 50 м – для проточных и сточных озёр, расположенных в границах болот
    • ширина прибрежно-защитной полосы совпадает с парапетами набережных на территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных
    • ширина прибрежно-защитной полосы на территориях поселений при отсутствии набережных измеряется от береговой линии

    Внутри территории, отнесённой к прибрежно-защитной полосе, помимо перечисленных ограничений для водоохранных зон, дополнительно запрещается:

    • распашка земель
    • размещение отвалов размываемых грунтов
    • выпас скота
    • организация для скота летних лагерей и ванн

    Границы прибрежно-защитной полосы на местности обозначаются специальными информационными знаками в соответствии с земельным законодательством.

    Береговая полоса

    Береговая полоса, иначе называемая бечевником (от слова «бечева», при помощи которой бурлаки тянули суда вверх по реке) — это отмель вдоль подошвы высокого речного берега, затопляемой во время половодья и обнажающейся при низком уровне воды в реке.

    Бечевник – это полоса суши вдоль берегов водных объектов общего использования. Каждый вправе (но без использования транспорта) передвигаться и пребывать у таких объектов, заниматься рыболовством, причаливать на плавательных средствах (пункт 8 статьи 6 Водного кодекса РФ).

    Ширина береговой полосы для объектов общего пользования, по Водному кодексу РФ, не может превышать 20 м, если их протяжённость от истока до устья составляет не более 10 км.

    При протяжённости рек и ручьев, протяженность более 10 км ширина береговой полосы каналов составляет 5 м.

    Для болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) береговая полоса не определяется (пункт 7 статьи 6 Водного кодекса РФ).

    Береговые полосы водоёмов не могут предоставляться ни в собственность, ни в аренду, ни в какое-либо пользование.

    Возможность строительства в водоохранной зоне

    Расположение земельного участка в водоохранной зоне или происшедшее включение этого участка в водоохранную зону – не повод для беспокойства о невозможности его застройки или опасения, что уже возведённые постройки заставят снести или участок вообще изымут. Нет запрета на совершение сделок с такими земельными участками.

    Предоставление земельных участков в водоохранных зонах гражданам и юридическим лицам производится в соответствии с действующим земельным законодательством, но по согласованию с территориальным органом Минприроды России.

    Земельные участки в прибрежно-защитных полосах предоставляются для размещения:

    • объектов водоснабжения
    • рекреации
    • рыбного и охотничьего хозяйств
    • водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование:
      • в лицензиях отражаются требования по соблюдению водоохранного режима

    Водный кодекс, Градостроительный и Земельный кодексы подтверждают возможность строительства в границах водоохранной зоны объектов различного назначения – производственных, общественно-деловых, жилых, объектов крестьянской-фермерского хозяйства и т.д. Серьёзные ограничения или даже запрет на строительство касаются только в водоохранных зонах тех водных объектов, что используются как источники питьевого водоснабжения.

    При этом возможность строительства сопряжена с требованием обязательного соблюдения установленных для водного объекта санитарных правил и норм, с обеспечением условий безопасности этого водного объекта, о чём, собственно, и было рассказано в предыдущих разделах данной статьи.

    В числе основных требований – наличие сооружений, обеспечивающих защиту водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (как минимум, качественной системы фильтрации сточных вод). Совершенно не стоит пренебрегать и другим жёстким правилом – «табу» на использование прибрежно-защитной полосы (ПЗП) водного объекта и, тем более, его береговой полосы, предназначенной для общего пользования

    Сведения о нахождении земельного участка в водоохранной зоне или в ПЗП, о существующих ограничениях (обременениях) отражаются в достаточно полной мере в документах:

    • в Выписке ЕГРН
    • в кадастровом паспорте
    • в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ)
    • в разрешении на строительство

    Уточнить размер водоохранной зоны, ПЗП или береговой полосы водного объекта можно в различных органах:

    • в отделе по архитектуре или землеустройству местного муниципалитета
    • в территориальном управлении Росррестра
    • в территориальном отделении Роспотребнадзора
    • в территориальном отделении Росприроднадзора

    Поддержание в надлежащем состоянии земельных участков, находящихся в границах водоохранных зон, прибрежно-защитных полос – это задача собственников наделов.

    Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и хозяйственной деятельности в прибрежно-защитных полосах и водоохранных зонах ведётся органами местной власти и территориальными органами Минприроды России, органами водного фонда, органами лесного хозяйства и ещё целым рядом других структур.

    Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах

    Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях (№195-ФЗ от 30.12.2001 г.. статьи 8.12-8.15 главы VIII Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования).

    Нарушение порядка использования водоохранных зон

    Нарушение порядка использования водоохранных зон влечёт наложение административного штрафа:

    • на граждан – от 3000 до 5000 руб.
    • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • на юридических лиц – от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

    Ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечёт наложение административного штрафа:

    • на граждан – от 3000 до 5000 руб.
    • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • на юридических лиц – от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Нарушение правил охраны водных объектов

    1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, вызывающее или способное вызвать их загрязнение или другие вредные явления, влечёт наложение административного штрафа:
      • на граждан – от 500 до 1000 руб.
      • на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.
      • на юридических лиц – от 10000 до 20000 руб.
    2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, влечёт наложение административного штрафа:
      • на граждан – от 3000 до 5000 руб.
      • на должностных лиц – от 20000 до 30000 руб.
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
      • на юридических лиц – от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

    Нарушение правил водопользования

    1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечёт наложение административного штрафа:
      • на граждан – от 500 до 1000 руб.
      • на должностных лиц – от 10000 до 20000 руб.
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
      • на юридических лиц – от 80000 до 10000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений влечёт наложение административного штрафа:
      • на граждан – от 1500 до 2000 руб.
      • на должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.
      • на юридических лиц – от 30000 до 40000 руб.

    Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

    Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на граждан – от 500 до 1000 руб.
    • на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.
    • на юридических лиц – от 10000 до 20000 руб.

    Источник

    От чего мерить водоохранную зону

    Ранее сообщалось, что законодателями из Оренбургской области в госдуму был направлен проект поправки в Водный кодекс. Суть в том, чтобы разрешить движение и стоянку личного транспорта в границах водоохранных зон. Суть предложения более чем понятна — где нет полиции все равно все ездят и ставят. Минрироды рассмотрело предложение путем опроса субъектов РФ. Правительство МО высказалось против.

    «Мы не поддерживаем данный законопроект, — заявил заместитель Председателя Правительства Московской области – министр экологии и природопользования Дмитрий Куракин. – Неконтролируемый туризм, передвижение и стоянка автомобилей и других транспортных средств – один из главных факторов нанесения вреда водным объектам. Мы постоянно сталкиваемся с подобными нарушениями, в том числе в таких уникальных заповедных местах, как озера Белое, Сенеж, Бисерово, Соколово, Лебяжье и другие. Экологи ни в коем случае не против того, чтобы люди комфортно отдыхали у воды, но реки и озера мы обязаны беречь. Водоохранные зоны не так уж велики, чтобы отдыхающие испытывали неудобства». — сообщили в пресс-службе.

    На сегодняшний день Водным кодексом установлены следующие размеры водоохранных зон: для озер, водохранилищ и рек протяженностью до 10 км – 50 метров, для рек протяженностью 10-50 км – 100 метров, от 50 км и более – 200 метров.

    На первый взгляд все понятно, но, например, на днях Министерство природных ресурсов Бурятии по решению суда обязали установить границы четырех водных объектов — озер Арангатуй, Щучье, Гусиное и Котокельское.

    Министерство будет обязано предоставить документы в Росводресурсы для внесения сведений о береговых линиях озер в государственный водный реестр с последующим их включением в единый государственный реестр недвижимости. Помимо этого, нужно согласовать включение мероприятий по определению береговых линий при предоставлении субсидий из федерального бюджета.
    Возникает вопрос: если нет границ водного объекта, тогда от какой границы реки измерять водоохранную зону? Если отсчитывать от границы воды, то этим безводным летом можно будет ездить по дну рек.

    Или нужно возить с собой кадастровый план — нет границ озера на плане, значит нет и водоохранной полосы.

    Прокуратуру в случае с озерами интересует другой вопрос — отсутствие юридических границ дает возможность застраивать берега не обращая внимание на то, что должна существовать свободная для всех полоса шириной 20 м, на которой нельзя строить и возводить заборы и сараи.

    Тогда следующий вопрос — почему ездить нельзя ближе 50-200 м, а строить можно не ближе 20? Здесь могут возразить, что дескать на авто приехали, намусорили и уехали. А на даче мусора не будет и стоки будут фильтровать, очищать, контролировать и только после этого сливать в водохранилище. Что-то не очень в это верится.

    Источник

    

    От чего зависит ширина водоохранной зоны озера

    «КОММЕНТАРИЙ К ВОДНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    (под ред. С.А. Боголюбова)(Юридический Дом Юстицинформ, 1997)

    Комментарий к статье 111

    Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты.

    Статья 65 ВК относит к полномочиям РФ определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, режим использования их территорий. 23 ноября 1996 г. Правительство РФ утвердило Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, действующее на всей территории РФ (Российская газета. 1996. 11 декабря).

    Согласно Положению водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной или иных видов деятельности. В пределах ее выделяется прибрежная защитная полоса с более строгим охранительным режимом, на которой вводятся дополнительные ограничения природопользования.

    Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов.

    Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также их режим определяются исходя из физико — географических, почвенных, гидрологических условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов. Они утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно — эпидемиологического надзора и органами Федеральной пограничной службы РФ в соответствии с их положениями.

    Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:

    для рек, стариц и озер — от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

    для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

    для морей — от максимального уровня прилива;

    для болот — от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).

    Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

    Минимальная ширина водоохранных зон рек устанавливается от 50 до 500 м в зависимости от их протяженности, для истоков рек — радиусом не менее 50 м.

    Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км — 300 м, от 2 кв. км и более — 500 м. Те же принципы применяются для определения ширины водоохранных зон верховых болот, формирующих сток постоянных водотоков.

    Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос.

    Границы водоохранных зон магистральных и межхозяйственных каналов совмещаются с границами полос отвода земель под эти каналы.

    Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

    Минимальная ширина прибрежных защитных полос устанавливается в зависимости от видов угодий и крутизны склонов территорий, прилегающих к водному объекту, и колеблется от 15 до 100 м.

    Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливается не менее 100 м независимо от уклона и характера прилегающих земель.

    Для морей и горных рек ширина прибрежных защитных полос определяется в каждом конкретном случае с учетом изложенных общих требований.

    В городах и других поселениях при наличии ливневой канализации и набережной допускается границу прибрежных защитных полос совмещать с парапетом набережной.

    Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется на основе нормативно — методических документов, утверждаемых МПР России по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

    Заказчиками по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос выступают бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, а в отношении водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, — водопользователи.

    Проекты водоохранных зон утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ.

    В установленном порядке проекты водоохранных зон проходят согласование и экологическую экспертизу. Общие требования проведения экологической экспертизы проектных материалов определены ст. ст. 35 — 38 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

    Границы прибрежных полос на местности закрепляются специальными знаками. Для водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, это делают водопользователи, в остальных случаях — бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда.

    До утверждения проектов минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос должны быть нанесены на генеральные планы застройки городов, других поселений, планы землепользования, а также иные планово — картографические материалы.

    Об установленных границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос должно быть проинформировано население. До сведения населения должно быть доведено содержание режима на указанных территориях.

    Положением в пределах водоохранных зон запрещено:

    — проведение авиационно — химических работ;

    — применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

    — использование навозных стоков для удобрения почв;

    — размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче — смазочных материалов; площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

    Читайте также:  Озеро инерка где находится

    — складирование навоза и мусора;

    — заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

    — размещение дачных и садово — огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

    — размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово — огородных участков;

    — проведение рубок главного пользования;

    — проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

    На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово — огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

    На территориях водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

    В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются:

    — складирование отвалов размываемых грунтов;

    — выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

    — установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово — огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;

    — движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.

    Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

    Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно — кустарниковой растительностью или залужены.

    Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

    Установление водоохранных зон не влечет изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками за исключением случаев, предусмотренных законом.

    На приграничных территориях режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос согласовывается с органами Федеральной пограничной службы РФ, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

    Принятое Положение не изменяет норм действующего законодательства о зонах санитарной охраны источников централизованного хозяйственно — питьевого водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам водных объектов, а также об иных охранных зонах водных объектов.

    При установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно — питьевого водоснабжения минимальные размеры водоохранных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяется санитарными правилами и нормами.

    Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

    Лица, виновные в нарушении режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Статья 112. Особенности предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроль за их использованием

    Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

    Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, специально уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

    Комментарий к статье 112

    Как упоминалось выше (комментарий к ст. 6 ВК), приватизация сельскохозяйственных и некоторых других земель осуществлялась земельными органами нередко в узковедомственном ключе. Поскольку землеустроительная служба недостаточно связана с органами по охране памятников истории и культуры, такие памятники попадали в руки новых собственников без надлежащего предупреждения о мерах по их охране и даже без уведомления об их наличии на отводимой земле. Иногда это касалось также памятников природы. Новые собственники обязаны сохранять проходящие по их землям дороги общего пользования, но что касается тропиночной сети и права прохода по ним посторонних (а также даров природы в местах традиционного их сбора) — на этот счет никаких ограничений на собственника обычно не налагалось. Неопределенным во многих местах оказалось и право прохода по фермерским землям рыбаков и охотников к водным и болотным угодьям.

    Что касается водоохранных зон, то в тех регионах, где раньше проводилась работа по их выделению, новые собственники были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности обычно не выполнялась (этому способствует и тот недостаток, что границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

    Статья 112 ВК нацелена на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль органов Роскомвода. Содержание статьи касается не только сельскохозяйственных земель и не только земель, передаваемых в частную собственность. Она «покрывает» любые отводы земель, если в их составе имеются водоохранные зоны (см. примечание к предисловию).

    Слово «предоставляется» означает реальное выделение земель. Оно не относится к земельно — планировочным прогнозам, когда отвод земель, содержащих в себе водоохранные зоны, только намечается. Между тем, контроль водных органов за планами использования прибрежных земель (до их фактического отвода) был бы также вполне уместен.

    Комментируемая статья умалчивает о том, как быть с теми отведенными землями, прилежащими к водным объектам, на которых вовремя не были «наведены» водоохранные зоны. Косвенно ответ на этот вопрос содержится в ст. 6 ВК, которая опускает появление новых прав и обязанностей (у водопользователя) уже после того, как первоначальный комплекс прав и обязанностей был определен предыдущим законодательством. Тем не менее, в развитие этого правила полезным является прямое указание закона, что передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государства права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. ст. 63 и 89 и другие настоящего Кодекса; ст. 1 ГК РФ).

    Статья 113. Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов

    Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

    В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещается. Разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

    Предоставление в пользование лесов водоохранных зон осуществляется по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда в соответствии с лесным и водным законодательством Российской Федерации.

    Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда осуществляет контроль за использованием лесов водоохранных зон и вправе приостановить либо запретить работы, оказывающие вредное влияние на состояние водных объектов.

    Комментарий к статье 113

    В целях поддержания гидрологического режима и улучшения состояния рек, озер и водохранилищ в ВК РФ включена статья об использовании и охране лесов водоохранных зон водных объектов.

    Эти леса имеют большое водоохранное значение и являются частью водоохранной зоны водных объектов (см. комментарий к ст. 111 ВК).

    В пределах водоохранной зоны выделяются прибрежные полосы.

    Поскольку от состояния лесов во многом зависит состояние рек, озер и водохранилищ во второй и третьей частях этой статьи сформулирован режим пользования в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

    В этих лесах запрещены рубки главного пользования, которые осуществляются только в спелых и перестройных насаждениях. Они проводятся главным образом для заготовки древесины.

    В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

    Рубки промежуточного пользования, в отличие от рубок главного пользования, проводятся в древостоях различных возрастов. Это рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции.

    Не все лесные пользования могут нанести ущерб лесам. Например, такие разновидности побочных лесных пользований, как сенокошение, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений, ущерба лесам не приносят. Поэтому вряд ли следует требовать согласования предоставления в пользование лесов в подобных случаях (см. ст. 88 ВК об общем водопользовании).

    Статья 114. Охрана водных объектов при использовании недр

    При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

    Комментарий к статье 114

    Эта статья в общем виде устанавливает обязанности недропользователей по охране водных объектов; указанные обязанности должны быть детализированы в законодательстве об охране природы и других отраслях права.

    Охране подлежат как наземные, так и подземные водные объекты. При этом подземные водные объекты должны быть изолированы вдвойне: от попадания в них загрязнений с поверхности земли (например, через пробуренные скважины) и от перетоков загрязненной воды с верхних горизонтов в нижние. Одним из оправдавших себя методов служит тампонирование устий недействующих и заброшенных скважин. Вокруг действующих скважин должна быть организована зона санитарной охраны.

    Разведчики недр должны быть готовы к тому, что пробуренная ими скважина наткнется на напорные воды, которые начнут самоизливаться на поверхность. В этом случае они должны принять меры к тому, чтобы сохранить в недрах имеющиеся там запасы воды.

    Статья 114 не указывает, что охранять подземные воды должны только геологические и горнодобывающие организации. Аналогичная обязанность лежит на владельцах земной поверхности, если они занимаются добычей полезных ископаемых, извлечением подземной воды. Владельцы земли обычно не являются профессионалами в области разработки недр и добычи воды. Поэтому закон устанавливает разрешительный порядок для этих работ. Лишь в отношении наименее ценных вод, прилегающих к земной поверхности (так называемые верховодки), их добыча допускается без специального разрешения.

    Нередко владельцы земель приглашают специализированные организации для бурения на воду. Если при этом нарушается водное законодательство, то встает вопрос, кто должен нести ответственность: подрядчик или заказчик работ. Для некоторых случаев такого рода было бы целесообразно установить солидарную ответственность сторон за допущенное нарушение. В подобных ситуациях желательно использовать типовые договоры, в которых стороны оговаривали бы, кто из них и за что несет ответственность.

    Бурение производится не только на суше, но и в море. В этом случае охранять от загрязнения надо морские воды. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, это направление правовой охраны морской среды достаточно сложно и требует специальной разработки.

    Сходным образом обстоит дело с процессами добычи со дна рек песка и гравия. Но здесь надо заботиться не только о соблюдении чистоты вод. Такие процессы изменяют формы речного русла и берегов; они могут вызвать оползни и размывы. Расширение поперечного сечения реки влечет за собой замедление скорости течения и осаждение так называемых влекомых наносов. Не исключены побочные явления (как благоприятного, так и неблагоприятного свойства) в области судоходства, рыбного хозяйства, рекреации на воде. Поэтому все такие работы должны производиться только с разрешения водных органов. По своим технологическим характеристикам и экологическим последствиям они близки к землечерпанию — работе, которая нередко выполняется на судовых ходах ради обеспечения необходимых глубин (ст. 108 ВК).

    Законодательство о недрах не упоминает в качестве полезного ископаемого озерный ил (сапропель), который используется в качестве удобрения, а также в некоторых химических производствах. Добыча такого ила в ряде случаев улучшает качество вод. Но поскольку одновременно происходит снижение уровня озера (которое может вызвать эрозию его берегов и переосушение прилегающих к нему площадей), такие работы требуют всестороннего прогнозирования их результатов. Проведение этих работ требует согласования не только с водными, но и другими надзорными органами.

    Существенные преобразования речных ландшафтов происходят при добыче так называемого россыпного золота (и некоторых других металлов) с помощью драг. Эти работы требуют целого комплекса мер по охране природы. Проекты таких работ подлежат обязательному согласованию с водными органами.

    Статья 115. Зоны и округа санитарной охраны

    В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно — бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Комментарий к статье 115

    Зона (округ) санитарной охраны представляет собой территорию, на которой установлен специальный режим и проводятся мероприятия, направленные на охрану водных объектов.

    Порядок образования и режим зон (округов) санитарной охраны определен законодательством.

    Для источников водоснабжения и водопроводов он установлен Постановлением ЦИК и СНК от 17 мая 1937 г., которое продолжает действовать до издания соответствующего российского правового акта (Сборник нормативных актов по охране природы. — М.: Юриздат, 1977. С.276).

    Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим.

    Первый пояс (зона строгого режима) организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему участков, а также головных сооружений водопроводов. Эта территория ограждается, благоустраивается, охраняется. Здесь запрещено проживание и временное нахождение лиц непосредственно не связанных с работой на водопроводных сооружениях, а также строительство, не связанное с техническими нуждами самого водопровода.

    Второй пояс (зона ограничений) включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное их ухудшение. В пределах второго пояса строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятия по физкультуре, купание и т.п. допускается только с особого разрешения органов санитарного надзора.

    Третий пояс (зона наблюдений) охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. В третьем поясе органы санитарного надзора производят специальный учет инфекционных заболеваний, которые могут распространяться через водопровод и проводят эпидемиологическое обследование каждого отдельного случая таких заболеваний.

    Водоохранная зона источника питьевого водоснабжения является особо охраняемой территорией. Ее границы определяются на карте, а границы первого пояса отмечаются в натуре соответствующими знаками (столбы с надписями). Местная администрация обязана оповестить население о границах зоны санитарной охраны и ее режиме.

    Для обеспечения охраны водных объектов, признанных лечебными, в соответствии с Законом РФ от 27 января 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах» устанавливаются округа санитарной (горно — санитарной) охраны (Российская газета. 1995. 1 марта).

    Округ санитарной (горно — санитарной) охраны — особо охраняемая территория, на которой устанавливается особый режим хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающий защиту и сохранение природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения. Для природных лечебных ресурсов, относящихся к недрам, устанавливаются округа горно — санитарной охраны, в остальных случаях округа санитарной охраны.

    В составе округа выделяется до трех зон.

    В первой зоне устанавливается строгий охранительный режим. Здесь запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

    На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные ресурсы и приводящих к их истощению.

    На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

    Обеспечение установленного режима охраны осуществляется в первой зоне — юридическими и физическими лицами, разрабатывающими и использующими природные лечебные ресурсы на основании лицензии; во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

    Санитарно — оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно — санитарной) охраны осуществляются за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.

    Границы и режим округов санитарной (горно — санитарной) охраны утверждаются Правительством РФ для лечебно — оздоровительных местностей и курортов федерального значения и органами исполнительной государственной власти субъектов Федерации — для регионального и местного значения.

    Источник

    Adblock
    detector