Меню

Отчет по реке охта

Отчёт по р.Охта, июль 2010, байдарки. Рук. Лапина М.

Главная » Отчеты о походах » Карелия » Охта 2010,отчет о водном походе в июле, байдарки. Рук. Лапина М.

Водный поход 3-й к.с.
район похода — Карелия
Нитка маршрута: ст.Надвоицы — мост м-у Кевятозером и Муеозером- р.Охта(сплав) – Подужемская ГЭС — г.Кемь — Соловки — г.Кемь
Сроки похода: 17 июля 2010 года — 31 июля 2010 года
Руководитель: Лапина М.

Отчёт по водному походу по реке Охта в июле 2010 на байдарках

ОТЧЁТ о прохождении водного туристского спортивного маршрута 3 кс по реке Охта (Карелия) на байдарках, совершённом с 17 по 31 июля 2010 года группой туристов города Москвы и Московской области

(м/к 1/4-323 , руководитель: Лапина М.Ю.), e-mail: lmof@mail.ru

(краткая версия, полную версию можно посмотреть на http://gaba.su/Pages/Publication_955.html )

Маршрутно-квалификационная комиссия г.Москвы рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю 3 категорией сложности.

Паспорт спортивного похода

Проводящая организация

Поход был организован и проведён самодеятельной сборной группой туристов города Москвы и Московской области.

Общие сведения

Протяженность активной части похода, км

Подробная нитка маршрута

Заявленный маршрут

г.Москва — ст.Надвоицы — мост м-у Кевятозером и Муеозером- р.Охта(сплав) – Подужемская ГЭС — г.Кемь — Соловки — г.Кемь – г.Москва

Пройденный маршрут

Была отменена вторая запланированная дневка, т.к. найти хорошее место в нижней части реки достаточно сложно, так что в г.Кемь мы приехали на день раньше планируемого.

Место проведения (см. в полной версии)

Мобильная связь на маршруте

Есть по дороге на заброске.

Можно поймать на о.Духов (в зависимости от места и телефона) – МТС, на Охто-пороге (в начале), у Подужемской ГЭС.

Есть на Соловецких островах.

Определяющие препятствия маршрута (см.в полной версии)

Состав группы и распределение по судам (см.в полной версии)

Общая смысловая идея похода

Поход планировался как отдыхательный для народа, имеющего кое-какой опыт, а также для обкатки менее подготовленных участников.

Группа имела возможность познакомится заранее и получить небольшой опыт совместного хождения. Большинство участников имеет опыт преодоления препятствий соответствующей категории сложности на байдарке, а отдельные участники имеют бОльший опыт на других плавсредствах.

Район похода был выбран из соображений доступности, а данная речка исходя из нескольких соображений:

— река Охта является рекой с изобилием препятствий 1-2 кс и несколькими препятствиями 3кс, что позволяет идти бОльшую часть препятствий, при наличии у экипажа опыта, без просмотра, тем более, что все препятствия «карельского типа», т.е. после препятствия следует выход в озеро или плес.

— большинство рек 2кс в данном регионе летом представляют собой шкуродерку для каркасных судов, чего хотелось бы избежать, Охта же более полноводна и доступна для прохождения даже при малом уровне воды.

Так как в группе присутствовал ребенок, а половина группы давно не была в походах, то был выбран стандартный маршрут «мост – ГЭС», без вариаций.

В связи с тем, что река проходится достаточно быстро (если идти спортивно и без детей, то можно уложится в 5-6дней), а выброска производится в г.Кемь, было решено после сплава отправиться на Соловецкие острова, тем более, что никто из участников там не был.

На реке из «культпрограммы» следует отметить о.Троицы в Муеозере с пока еще сохранившейся церковью и о.Духов с разрушающейся выставкой туристского творчества.

В спортивно-тренировочных целях на реке можно использовать пор.Ойнегайне с бочкой, удобной для катания. Хотя в малую воду, которая наблюдается в последнее время летом, бочка совсем небольшая.

Варианты подъезда и отъезда

Заброска

Заброска на Охту осуществляется обычно от ст.Сосновец. Также бывает, что народ забрасывается от Беломорска, или Кеми, что удлиняет время в пути. Мы же решили побыстрее прибыть на реку и выбрали путь от ст.Надвоицы. Это позволило нам не ехать лишние 2ч в поезде до Сосновца, а использовать это время, трясясь в машине и приехать чуть раньше на место. Тем более, что время заброски на машине от этих станций одинаковое, а поездов, останавливающихся в Надвоицах, больше.

В Надвоицах работает группа водителей под управлением Зотикова Александра, связаться с ним можно по телефону 8-921-457-94-99 (81431-38080), или по e-mail zotal@yandex.ru. Встречает он сам, деньги берет вперед (по-видимому, эта практика распространяется все шире). Машины есть разные, в зависимости от количества народа. Мы ехали на грузопассажирской раздолбанной Газели, которая, однако, достаточно хорошо себя вела и довезла нас за 4,5ч до моста перед Муеозером (5,5т.р. с 6чел).

Заброска на Соловки состоит из 2х этапов – машина до пристани в Рабочеостровске и катер до Соловков.

Машин на вокзале в Кеми много, стоимость: 300р легковушка, Газель, в зависимости от количества народа, 500-700р.

Например, Валерий 8-911-431-91-46, пассажирская новая Газель. До 18ч он работает, после – частные заказы, до пристани 700р.

Катеров развелось также много, они делятся на:

— рейсовый Василий Косяков (в 8ч из Рабочееостровска, 17-30 с Соловков от Тамариного причала, билеты при посадке, или заказ заранее через турфирмы)

— монастырские (только для паломников, из Кеми в 7ч)

— от турфирм (можно договорится, но как-то всё хитро)

— частные (как договоритесь)

Нам удалось уехать на Соловки вечером на частнике, пришедшем за группой, т.к. катера, с которыми была договоренность, то не отвечали, то пудрили мозг хитрой системой заказа, хотя из Москвы все было договорено. Обошлась поездка нам в 700р с носа.

Несколько тел.катеров с доски объявлений Соловков ( не рассматривать как рекламу!):

— 8-921-083-66-07 – на этом мы думали уехать, (стоимость 6-7т, катер на 5-6чел), но из Кеми дозвонится не вышло, второй его тел 8-911-576-70-73.

— 8-921-244-36-00 – этот пудрил мозг, что не поедет, пока не будет вызван администрацией с причала, хотя из Москвы договаривались, что позвоним от ГЭС и он выедет (10т (если народу менее 10, то возможно за 8), катер на 20чел).

Выброска

От Подужемской ГЭС ходит автобус, билет на дневные рейсы стоит 28р. Если он ломается, высылают другой, но вопрос времени. Расписание лучше узнавать у местных жителей, т.к. оно меняется. Ориентировочное расписание 7.20, 9.00, 11.55, 13.35, 16.05, 17.45, 19.25, 21.55.

Идти от ГЭС до трассы около 10мин. Едет автобус с остановками до вокзала в Кеми около 40мин.

Также можно воспользоваться таксистами из Кеми, говорят, где-то на остановке есть их телефоны (не нашли).

Мы же воспользовались машиной рабочих, строящих рядом с ГЭС дорогу. Обошлось нам это в 350р. Время в пути ок.30мин.

От пристани до вокзала можно доехать на машинах, пришедших к катеру, либо заказать машину, которая забрасывала вас к причалу.

Из Кеми в Москву на поезде.

Аварийные выходы с маршрута

Сойти с маршрута на Охте проблематично, хотя встречается информация, что недалеко от северовосточной части озера Вороньего проходит дорога. Однако, люди, пытавшиеся по ней забросится, достаточно много тащились от места выгрузки до озера, так что как аварийную выброску ее рассматривать не следует.

От п.Кивиристи, как уже давно известно, до дороги идет тропа (ок.4км) (далее пос.Кривой Порог, Авнепорог, километров 7+-), по которой могут наведываться местные жители. Если что, её же можно попробовать использовать для выброски.

Местные жители стали встречаться ниже Кивиристи, и на лодке и пешие.

С Соловков можно выбраться лишь на катере, которых стоит множество, однако не все жаждут вас вести, а если и согласятся, цена будет, по-видимому, не менее 6-7т за катер.

Если собираетесь выбираться с Соловков сами, то позаботьтесь о вызове водителя к пристани – машины подъезжают лишь к приходу рейсового Косякова.

Другая Полезная информация

Если вы планируете ехать на Соловки на катере В.Косяков, то встает вопрос ночевки.

— общежитие железнодорожников у вокзала в Кеми (как стоять спиной к вокзалу дом справа, через перекресток) (пущены не были «нет мест, нельзя» и тп).

— частный сектор – можно поспрошать у водителей

— у пристани на монастырском подворье (не доходя до шлагбаума перед пристанью улица налево, пройти ок.500м, справа дом) (мальчики отдельно, девочки отдельно, кровати – двухэтажные нары, вроде есть вода и тп, цена 100р)

— пройти дальше, к морю, оставив монастырское подворье справа и поставить палатки (вроде монастырского возмущения эта версия не вызвала, да и водители советовали)

В Кеми можно неплохо и недорого поесть в столовой железнодорожников (домик сразу за общежитием).

Если нужно оставить вещи в багажном отделении Кеми, то, несмотря на расписание, нужно подойти к дежурной по вокзалу и она откроет/закроет (круглосуточно). Цена – ок.200р за рюкзак в сутки.

На Соловках самое дешевое (официальное) — жить в Палаточном лагере. Стоит это удовольствие 60р/сутки/чел. За это вы имеете что-то похожее на туалет, ну и, собственно, всё. Насчет того, что «можно купить дрова» было сказано – «да, там лежит лесина, платите 100р и отпиливайте». Народ же обычно приносит дрова из своих вылазок по окрестностям.

На оз.Вороньем, у ларька, указан телефон Сосновецкого лесхоза – Охтинского лесничества, тел. 3-47-20.

График движения

Следует учитывать, что группа шла в «отдыхательном» режиме.

Дни пути

Число

Участок пути

способ передвиже-ния

Протяжён-ность,

км

Техническое ходовое время

(с учётом остановок) среднее

Определяющие препятствия на участке

из Москвы- ст.Надвоицы

мост м-у Кевятозером и Муеозером

мост — выход из Муеозера

Плотины, шиверы, перекаты

выход из Муеозера — Юлеозеро

Плотины, шиверы, пор.Пебозерский

2,5- потеря времени)

Штормик, плотины, шиверы, пор.Ойнегайне

пор. Ойнегайне — стоянка после п.Кивиристи, перед Черным

Пор.Лоуна, Хемег, Кивиристи, обнос 2ст.Киверисти

ГЭС — выброска в г.Кемь — Соловки

Дорога на г.Секирную

пешком, (велосипед) катер, машина

Г.Кемь — прибытие в Москву

Техническое описание с дневником

Принятые в отчёте сокращения:

ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;

ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот

Э1, Э2, Э3 – экипаж 1, экипаж 2, экипаж 3, см.«Список группы и распределение по судам»;

Синим курсивом приведены выдержки из лоции Афанасенкова:

17.07.2010г.

В 22.40 выкинулись из поезда. Время стоянки 2минуты, всё быстренько вытряхнули и помахали поезду. Кроме нас никого не видно. Подошел водитель — Александр, сказал куда нести вещи. Запихнулись в машину, расплатились.

Предварительный ужин почему-то не дал результатов – как-то голодно. Водитель завез нас на заправку с небольшим магазинчиком и кафешкой. Есть пиво и сникерсы, в кафешке в принципе можно поесть, или заказать с собой (тоже не быстро), но народ пришлось выгонять – некогда, надо ехать.

Едем, пьем, поем, болтаем, наконец, и спать захотелось, а как-то рюкзаки сложили не мягко – спать неудобно, да еще и похолодало. Кое-как устроились и в 4ч утра были вырваны водителем из сладко-холодного сна. «Приехали – вылезайте».

Вытряхнули вещи, сказали спасибо, быстро поставили палатки и нырнули досыпать, заодно спасшись от голодных комаров.

18.07.2010г.

Проснулся народ на удивление рано и стал собираться. Заодно попытались найти дрова — не очень удачно, но кое-как доблестным дежурным удалось накормить всю банду завтраком. На будущее подумалось, что дрова на завтрак тоже надо покупать сразу, с машиной.

В 15-30 удалось, наконец, собраться и отправится в путь по первым шиверкам (п6-7).

Прошли первые плотинки (Пл2а, П8-10), отлично, можно и до церкви погрести. Свирь идет хорошо, на надувнухи же косится ветер, что несколько мешает, однако в 16-45 Свирь и Скаут причаливают у церкви, Танго несколько отстает.

Состояние церкви продолжает ухудшаться, бревна гниют, о ремонте ничего не слышно и попыток не видно. (Фото 1)

В 17-10 отчаливаем и идем на стоянку у выхода из озера. Ветерок дует, волна разгулялась, хотя не очень большая, и в 18ч мы пришли на стоянку. А на стоянке нам и обед в 20ч и ужин попозже, одна беда – дров не особо. Нашли нечто сырое и несколько подпиленных деревьев, возможно, коммерсы готовят себе дрова на будущее.

19.07.2010

Вот и утро. Подъем в 8/9, выход удалось осуществить лишь в 12ч. впереди болото, которое надо пройти за раз, т.к. встать там негде. Проходим плотинку (Пл3) по правому проходу и долго-долго чапаем по болоту до Юляозера.

Дойдя до озера в 16-30, на первой стоянке наблюдаем большую группу, скорее всего коммерческую. Катамараны с продуктовыми бочками, народу куча – ловят рыбу, загорают.

Встаем на следующем мысу и пытаемся найти дрова. Кое-как удается, хотя часть их приходится потратить на сжигание большой кучи мусора, валяющегося у костра.

Пытаемся выйти на лодке половить рыбу, но Юляозеро неглубокое и всё в траве – сплошные зацепы. Хотя Владу после ужина удается взять несколько окушков с берега.

Во время ужина наблюдаем два рафта, идущие с мотором – коммерсы. Встают на следующем мысу, а ночью приходит еще какая-то группа на соседнюю, комариную стоянку. Минусы стоянок на мысах – ветер, плюс тот же – комаров сдувает. Любуемся закатом и отправляемся спать – завтра опять длинный день, нужно пройти еще болотце и дойти до стоянки в Лежево.

20.07.2010

Встаем на воду и трогаемся к Ригореке. Проходим мимо собирающихся коммерсов на рафтах, заворачиваем в пролив и, пройдя краем озера, поворачиваем налево, заходя в следующий пролив, по направлению бывшего поселка. Правый берег высокий, левый – болото, вокруг кувшинки – красота. Издали в бывшем поселке виден новострой – домики подновлены, у воды построен небольшой одноэтажный домик. Магазин, что-ли, решили сделать? (фото 2)

Нас догоняют коммерсы, они идут на моторе, хотя и слабеньком, но мы-то идем сами, нас никто не везет, так что имеем полное право задрать нос, когда они проходят мимо, что и делаем J. Пропустив их вперед, узнаем заодно точное место выхода из озера. Хоть в лоции и написано, что выход виден издали, его можно лишь угадать, да прикинуть, смотря на карту.

Рафты у коммерсов широкие и толстые, подойдя к плотинке (Пл4) они спускают надувную лодочку – десант для просмотра левого лотка. В правый они, наверное, не протиснуться — узковат, мы же, помня про лоцию, смотрим именно его, пройдя по бревнам разрушенной плотины. Каждая группа проходит выбранным лотком (рафты целы, хоть и шли левым). Шивера П15 за лотком богата полуобливняками, в конце неё надувнухи даже подсаживаются на один. Проходим озерко и перекатик П16 за ним, обходя застрявший рафт – тут мелковато.

Еще одно озерко и на ПП начинается пор.Немес. Почему он назван порогом не совсем ясно – прерывистая цепочка шиверок-перекатов, общей протяженностью около 50м (если считать окончанием впадения ручья справа). За ручьем действительно есть хорошая стоянка, главное её не пропустить. На этой стоянке чалятся коммерсы для перекуса, мы же проходим дальше, до следующего перекатика и вылезаем перед ним в болоте для обеда. Пообедать с супом и уйти нам удалось быстрее, чем коммерсам перекусить – в болоте куча сухих веток.

Далее опять болото, которое надо пройти, чтобы попасть в оз.Лежево. в болоте попадается несколько шиверок. Болото меньше, чем первое, но тоже длинное, к тому же ветер опять пытается сдуть надувнухи. А еще нас пытаются использовать вместо обеда оводы.

Идя по болоту надо не забыть, что слева впадает приток и свернуть на этой стрелке направо – текухи нет, так что можно и плутануть, замечтавшись. У места впадения притока слышим странные звуки – мелодичный свист. Наверное, ветер играет деревьями. Свист долгий, доводит нас до самого озера. Там мы видим ушедшую вперед Свирь с новостью, что по ПБ стоянок не видно, а та, что прямо у впадения сильно замусорена и там зимник.

Из разговора с коммерсами знаем, что стоять они будут на острове, так что решаем пересечь озеро и пойти искать стоянку вдоль берега. Пересекаем, лес похож на бывшее болото, так что идем дальше. На мысике видна группа, которая отправляет нас дальше, на следующий мыс, у бывшей д.Лежево. Там действительно есть стоянка, на которой мы и встаем в 19ч.

Из достопримечательностей имеется песчаный пляж, каркас бани, можно дойти до местного кладбища J. Дров немного.

Руководитель, при попытке отцепить воблер, засаживает себе крючок в палец. И хорошо засаживает, но попытка превратится в капитана Крюка не удалась – пассатижи и йод решили дело.

21.07.2010

Встав 8/9ч вышли в 12 и направились к плотинке (Пл5). Её тоже не особо видно, так что карта – вещь полезная. После плотинки, действительно, имеется очень симпатичная аллейка – коридорчик, ведущая в озеро. На озере опять свистят сосны, поджидая народ можно половить рыбку – озеро-то «Рыбное». Ждем всех у выхода из озера и далее, следуя лоции, идем правой протокой (ну, туда, собственно, и несет). Ждем «мощных» валов. Валы оказываются высотой мах 30см, но скатится здорово.

Впереди небольшая шиверка П19, из которой видны ряжевые стенки по ЛБ и слышен шум воды – это пор.Пебозерский. Чалимся на ЛБ (13ч), пока не улетели в порог, идем смотреть что там.

Читайте также:  Река ящера или ящера

пор.Пебозерский . Лоток с валами и камнями.

Нужно 1)не попасть в разрыв правой стенки, куда идет половина реки, вовремя уйдя налево; 2) на выходе обливной камень обходить справа впритирку и тут же уходить за него (налево).

У нас: При просмотре не увидели мощного потока, уходящего вправо, возможно он имеется в бОльшую воду, также увидели, что слева от камня проход более разумен, чем справа. Камни справа от камня торчат больше, слева же практически чисто и есть немного обливных камней.

Возможно, порог несколько изменился. Всеми экипажами была выбрана линия прохождения слева от камня, практически по прямой, после камня беря немного правее, за него, чтобы не скрести обливняки ЛБ. (Фото 3, 4)

Экипажи прошли успешно и зачалились в улове ЛБ.

Далее следует брать правее через озеро и посередине травы следующего озера выходить влево, в оз Воронье.

При входе в Воронье есть указатели «ларек, баня», но это всё потом, а сейчас нам правее, надо дойти до о.Духов и встать. Это нам удается к 17ч. Стоянка в заливчике оказывается занятой и мы встаем с другой стороны (южной) на высокой стоянке с качелями. Правда нет песчаного пляжа – камни, но зато сдувает комаров.

На острове, похоже, полностью изведены дрова. Нам удается найти немного, но завтра дневка и нечто не очень сухое и в таком количестве – это смешно. Возникает версия спросить про дрова в ларьке. Свирь с экипажем Чудаков-Суханов отправляется за информацией и привозит пиво и дрова. В это же время попытка поймать рыбу у соседних островков заканчивается тем, что Скаут привозит несколько небольших сушинок, а экспедиция по осмотру достопримечательностей находит кучу дров ушедшей в белую ночь соседней группы. Вся добыча накрывается полиэтиленом и на душе становится спокойнее.

22.07.2010

Дневка. Можно немного поспать. А можно встать и половить чего-нибудь. Ловятся хорошие окушки и небольшие щучки.

Гуляем по выставке туристского творчества. К сожалению, она находится в плачевном состоянии. Новых работ мало, старые разрушаются. Избушка на курьих ножках превратилась в нечто «нежил.». Ларец с кучей ценностей практически лишился крышки и природа разметала бОльшую часть содержимого. На дне лишь крохи былого, остатки записок и стихов. Порадовал комар этого года производства ЛНИП, чудесный зверь. У нас на стоянке валяется заскотчёванные песни Северодвинцев 2003г, автор Лидия Демидова. Кладем, фоткаем, прижимаем камнем, чтоб не летала, авось сохранится.

Народ решил не делать баню, а заказать – проще и удобней. Свирь снова сгоняла к ларьку и заказала нам баню. Не едущие в баню устроили небольшую помывку.

К 17ч отправляемся в баню, впятером, на двух байдарках, навстречу ветру и волне. Баня какая-то холодная, чуть не замерзли вначале. К исходу первого часа стало получше. На улице ветер, в бане щели. Ветер, говорят, начался недавно, до этого была тишь, гладь, да бешеный гнус. «Попарившись», приходим к выводу, что баню надо брать на 3часа и приезжать к началу второго часа. Тут же берем чудесных свежекопченых окушков – вкуснятина.

Из разговора с лесником узнали, что народ приезжает все позже и позже – если раньше группы начинали появляться в начале-середине июня, то сейчас ближе к середине июля.

Взяв еще пива с рыбкой на дорожку, отправляемся в лагерь, где Катя с Ромиком набрали черники и начали готовиться нас кормить. В 21-30 мы уже в лагере и Влад решает накормить нас еще и блинчиками. Блинчиков, как обычно, мало, а желающих лопать, много, но все равно хорошо.

23.07.2010

Подъем назначен ранний 7/8ч, т.к. чем позже, тем больше вероятность поймать на озере разгуливающийся ветер. Вообще тут народ ходит больше ночью, благо она белая, но с нами ребенок, так что мы не можем позволить себе совсем уж абы как идти.

Вышли в 10-30, ветер боковой, Свирь успешно с ним справляется, а вот надувнухам надо хорошо побороться. Приходится идти «зиг-зугом», сначала по ветру, потом выгребать прямо на ветер, тк при любом другом курсе сразу разворачивает боком к разгулявшейся волне. В результате Свирь и Скаут зачаливаются слева от плотины (Пл6), Танго же не удается справиться с ветром и их относит сильно вправо от выхода из озера. Как потом нам сказали, в этот день было штормовое предупреждение, и ветер разгулялся везде, где было можно.

Вещи с Танго и само судно несутся по берегу пешком, т.к. выгрести против ветра экипажу так и не удалось. Да еще и лягушка от Танго забыта на Юляозере, а она лодке необходима, так что приходится надувнухам стыковаться, бегать туда-сюда и т.п. На этом мы теряем 2,5ч времени.

Проходим Пл6. Можно посмотреть, заход действительно не очень очевиден.

Небольшая горка с валом, слева и справа бревна от лотка, широко.

За плотиной шиверка П21 и пор.Олений. До него не более 3минут, спокойная горка с выходом в Корнизозеро. По озеру нужно идти до самого конца, пока слева не появится сад камней. Вам прямо между ними и в конце налево, поближе к бревнам, лежащим у ПБ. Бревна эти лежат скорее у острова, а не у берега, а если завернуть за остров, то можно увидеть стоянку.

Немного далее начинается Пичепорог, на котором нужно немного повертеться, чтоб попасть куда хотите. После окончания порога следует двигаться налево, по озерку. Увидев посередине завал из бревен (встречается как описание ориентира пор.Кожаный, однако завал не на ПБ, а скорее на островке/мели посередине) следует обойти его слева, через перекатик, и уйти за него для захода в пор.Кожаный. Порог идется сходу по струе, однако слева лежит бревно. Требует небольшого маневра.

После Кожаного уже недолго и до Ойнегайне и в 17-30 мы чалимся у него.

Пор. Ойнегайне. Крутой ЛП — выхода сразу не видно. Ряжевая стенка под ЛБ, порог в правой протоке. Шивера с бочкой на выходе.

Порог слышен издали, находится на ЛП. Ряжевую стенку особо не видно, как и левой протоки. Спокойная чалка для просмотра на ПБ на край болота, или немного ниже к камням.

Дело к вечеру, день был нервный, так что хочется побыстрее закончить и отдохнуть.

Все экипажи проходят чисто, Свирь и Танго по центру бочки, Скаут немного правее. После порога струя уходит в шиверу, налево, а справа находится чудесное улово. (Фото 5, 6)

В процессе попытки съемки умер фотоаппарат главного фотографа – Суханова.

В лагере группа снимала стресс за нервный прошедший день, заодно поужинала и на следующий день плавно решила сделать полудневку. Т.е. вышли мы после обеда.

24.07.2010

Подъем 8/9ч, завтрак, отдых. Кататься народ отказался, так что погуляли вокруг, отдохнули, собрались и после обеда в 15ч тихонько вышли и пошли к пор.Лоуна.

Ориентиры: Зигзаг — ЛП с бревнами на ПБ (ряжевая стенка ПБ) и тут же — правый поворот уже в порог. Просмотр ПБ.

Длинный порог с заметным уклоном. Ключевые места (в т.ч. косые сливы) находятся ближе к выходу и допускают несколько вариантов прохождения. Однокорпусным судам очень желателен просмотр, хотя он и неудобен.

Бревна лежат не на ПБ, а на острове посередине, справа есть мелкая протока. Остров состоит из больших валунов, пробираться по которым не очень удобно, к тому же, он кончается раньше, чем начинается нижняя, «весёлая» часть порога. Можно попробовать зачалиться к ЛБ и просмотреть слева, если получится пройти по лесу, можно с ПБ, однако, тк струя идет под левым, то с ПБ видно плохо.

В пороге попадаются и косые сливы и валы и небольшие бочечки.

Прошли в порядке Скаут – Танго – Свирь, чисто. (Фото 7, 8)

Уже недалеко до Хемега. В 16ч зачалились к гряде камней на ЛБ.

Ориентир: Река упирается в косу ЛБ из каменных глыб, огибая ее справа. Чалиться сразу к глыбам (или до них), не поворачивая направо вместе со струей.

Влететь в Хемег случайно довольно сложно – сильной струи нет, река напротив камней на ЛБ делает крутой ПП и за ним, после камней, крутой ЛП.

Порог: Сначала — узость с валами и небольшим прижимом к скале ПБ, а на выходе — гряда камней. Чистый проход у ЛБ — нужно успеть завернуть.

У нас: Порог, узкий в начале, сильно расширяется в конце, до того, что в малую воду на выходе образуется 2 протоки вокруг каменной мели посередине. Узость с валами и прижимом продолжается чистой струей, уходящей вправо, однако в правой протоке на выходе камни, так что после захода нужно сходить со струи и грести влево. Возможно, справа как-то и можно пройти, однако для этого требуется просмотр с ПБ.

Т.к. струя после прижима идет под ПБ, страховка с левого неэффективна. На выходе же, при прохождении под ПБ можно поставить страховку, чтобы не уплыть далеко в озеро и, особо удачливым, в пор.Кивиристи за ним. Либо, чтобы снять судно с камней.

Экипажи по очереди прошли Хемег с уходом влево и зачалились на пляжике ЛБ. (Фото 9, 10, 11)

Перечалились через залив на другой пляжик и пошли смотреть жемчужину Охты – Кивиристи. (Фото 12)

В связи с недостатком опыта, вторую ступень могли идти не все, так что, после просмотра, суда перечалились за первую ступень для обноса 2й. Экипаж Свири решил идти третью ступень без вещей, так что отнес вещи к концу порога, а байдарку в небольшое условное улово, после основного улова 2й ступени. Надувнухи же решили идти гружеными, так что Танго погрузилась в основном улове после 2й ступени, а Скаут, после прохождения Свири, во втором.

Были попытки соблазнить народ на прохождения второй ступени, однако идти могли лишь 3 человека, из них же лишь 2 могли страховать. Несмотря на то, что воды было немного, во второй ступени все ж варился котелок, и плыть каньон как-то не хотелось. Так что, оставив прохождение 2 ступени на следующий раз, все экипажи прошли каньон (18-45) (Фото 13, 14)и группа начала искать место для ночевки. Всего обнос-прохождение Кивиристи занял почти 2ч.

Помятуя о том, что на ЛБ лучше не вставать, да еще при нашей численности и составе группы, была найдена стоянка на ПБ, сразу после каньона. Думая, что на ПБ местные перебираются вряд ли, остановились. Однако, на стоянке был обнаружен рюкзак типа советских с чем-то, лежащий прямо в центре. Что он тут делает, было неясно, однако вид у него был не очень старый. От греха подальше и «чтоб не думалось» решили уйти ниже.

До порогов П32-34 по нашей воде встретились несколько перекатиков. Шиверы-пороги 32-34 относительно них достаточно мощные, так что перепутать сложно.

Встали между пор.Черный и Белый(П32-34), пройдя П32 и П33, перед П34, на ЛБ, за островком. Стоянка достаточно комариная, но выбора нет. На реке вообще не очень хорошо со стоянками.

Пока ужинали, вдруг увидели человека, идущего по нашему берегу. Чудесно, все-таки уйти от местных не удалось. Товарищь прошел через нас, поздоровался, окинул взглядом суда и лагерь. Байдарки подтянули поближе, связали, привязали, вещи убрали. Ночь прошла без происшествий.

25.07.2010

Встали, позавтракали, при сборах начал моросить дождик. В 12ч дождались Танго и вышли, вскоре подойдя к Печко-порогу.

Пор.Печко. Ориентир: Глыба у ПБ, река поворачивает направо ЗА глыбу. Чалка до глыбы

Локальная гряда, два чистых слива на выбор. Проще попасть в левый — туда сносит.

Река особо никуда не поворачивает, скорее глыба несколько выступает из ПБ (а вернее из островка). У ПБ перед глыбой еще находится перегороженная бревнами и камнями правая протока. Перегорожена достаточно хорошо – можно чалится прямо к бревнам и камням.

Сам порог находится в центральной протоке, т.к. слева, за камнем, есть еще один проход. Основной слив несколько косой и направлен к ЛБ, справа от него бочечка.

Далее струя уходит к ЛБ, в шиверу.

Свирь прошла, взяв несколько правее слива, Скаут по языку, Танго также правее. (Фото 15, 16)

За Печко-порогом следует Петрушка, проходится сходу, а затем, неуказанное в лоции, местное сужение русла между двух скал. В сужении проход по струе, валы ок.0,5м и далее часовая гребля до Муравейных.

Конец Муравейных виден издали, это достаточно большие камни. Вся струя упирается в камень-плиту посередине и действительно, если не хлопать ушами и вовремя уйти вправо, то можно пройти чисто. На камень несет.

В конце Муравейных есть стоянка, стоят видно местные, мы на ней пообедали и далее опять погребли до Тютерина.

Пор.Тютерин. Ориентиры: Поворот направо, хорошо протоптанная тропа обноса и ровная поляна на ЛБ.

Отлогий водоскат по плитам, торчат зубья. В большую воду можно идти слева. В среднюю и малую лучше обнести, т.к. соотношение кайф/риск ниже разумного.

На Тютерине (17-30) много пены, бревна не валяются, однако внутри видны зубья. Правая протока мелкая. Катамараны перед нами порог обнесли, мы тоже решили побыстрее и без лишних приключений дойти до Охто-порога, хотя Коля и пытался соблазниться на прохождение.

Протащили все байды по поляне и погребли до следующего порога. Там вроде бы есть стоянка и на ней встала катамаранная группа, шедшая перед нами.

Пор Курна. был пройден без приключений и впереди замаячил последний порог маршрута, до которого мы и догребли в 19ч.

На Охто-пороге стоит куча групп, мы кое-как пристроились между ними, благо у нас таганок, а не тросик. Мирно поужинали и дежурные – экипаж Танго — решили пойти покатать порог.

Пор.Охто. Ориентир: Поляна на ПБ, русло перегорожено грядой камней.

Проход через гряду слева — там основной слив сложной структуры (ключевое место). Далее очень мощная шивера с цепочкой мелких сливов.

У нас : косой вал после слива на заходе, выплевывающий байдарку к ЛБ, далее мощная шивера, струя идет ближе к ЛБ, на выходе обливняки поперек всего русла, почище проход у ПБ.

В 21ч Танго пошла в порог. Матрос не греб. Валом байдарку выплюнуло носом в ЛБ, где она, отгребясь, пошла дальше (Фото 17). Это капитана не удовлетворило, так что он занес байдарку для повтора. При втором прохождении экипаж взял правее, в направлении ПБ и успешно прошел заходную часть и весь порог в целом (Фото 18).

Пока мы сидели и рассуждали о технике гребли и лопали очередной улов, одна группа на катах-4рках свернула лагерь и ушла, а большая вторая группа активно копошилась и бегала за дровами. Потом подошли узнать у нас как тут заканчивают маршрут. Мы рассказали и пошли спать. Проснулись и обнаружили, что вокруг никого нет. И тишина…

26.07.2010

Проснувшись и собрав вещи, мы оттащили их вниз, а сами пошли к порогу. Первой в 11ч пошла Танго и опять ей не удалось пройти заход чисто. Скаут также выплюнуло к ЛБ, где он сделал телемарк и пошел дальше. Последней шла Свирь, как ни удивительно, но и ей не удалось прострелить вал, и она тоже была кинута к ЛБ, где её развернуло. Далее экипаж прошел кормой вперед до конца порога, где, перед выходной грядой камней, развернулся и закончил прохождение с желанием повторить почище.

Собравшись нести Свирь обратно, было обнаружено, что она получила пробоину — поперечный порез в 10см и погнула кильсон у кормы. Попытка заклеиться серым армированным скотчем не удалась – не держит, хотя и место не очень удобное – сходятся все проклейки швов.

Отправив Танго, как самое тихоходное судно, вперед к ГЭС, мы попытались подсушить место ремонта и еще раз, получше, заклеить скотчем. Вроде держится, тронулись. Скаут, идя впереди, периодически оглядывался на Свирь и так уже впали в р.Кемь, до ГЭС оставалось совсем немного. За мысом Свирь была потеряна из виду, но сначала это беспокойства не вызвало – шла она медленно, берег рядом, да и группы стоят. Когда же времени прошло подозрительно много, Николай на Танго был отправлен на спасработы с приказом погрузить всех троих (капитана, матроса и Свирь) и привезти. Но спасработы не удались, Свирь опередила события и сама вышла навстречу спасителю. Как оказалось, экипаж зачалился для конкретного ремонта – течь стала невыносимой. А можно было и сразу поклеиться J.

Антистапель произвели стандартно, у ГЭС, несмотря на обещания стоящей на берегу Кеми группы «вылавливать нас из ГЭС». До ГЭС дошли за полтора часа. Пока сушились и собирались, пообедали и побеседовали с живущем в домике у воды д.Гришей. Хозяева вскипятили нам несколько раз чай в чайнике – спасли от жажды.

Также мы узнали у хозяев расписание автобусов, а, сходив на остановку, узнали, что автобус сломался и соседнюю группу забирало такси. Недалеко рабочие строят дорогу и мы припахали стоящую там Газель на выброску до Кеми, что вышло дешевле, чем вызывать такси из города.

Читайте также:  Река stardew valley где находится

В Кемь приехали в 19ч и стали звонить капитанам катеров, чтобы сегодня же уехать на Соловки. Один катер не отвечал, второй же начал говорить, что он не поедет без вызова администрации и что мы должны приехать на пристань, зайти в администрацию, они ему позвонят и тогда он стронется с места. Аргументы, что пока мы будем ехать до пристани (а также ужинать, покупать продукты и сдавать вещи в багажку) он уже приедет, действия не возымели, так что товарищ был отправлен на дальнейшее созерцание окружающего мира.

Мы же поужинали в столовой ж/д и попытались где-нибудь устроится на ночевку. Первый адрес – общага ж/д – неудачно, «мест нет» (или селить запретили). Вторая попытка – частный сектор. Вроде где-то есть квартира, которая освободится после 12ч. Тоже как-то не очень, так что мы воспользовались третьим вариантом: «а ну всех нафиг, переночуем у пристани»

Сбагрили байдарки и ненужную снарягу в багажное отделение, которое, несмотря на «график работы» работает круглосуточно, нужно только попросить открыть/закрыть дежурную по вокзалу. Городского телефона у багажного отделения нет (да и постоянного человечка там тоже), есть только железнодорожный внутренний.

Попытались использовать по назначению медпункт – Катерина расчесала себе укушенную мошкой ногу, а потом натерла её носком до хорошей опухоли (ну медики, они всегда чего-нибудь учудят J). Зашли в медпункт, где мальчик осмотрел «место укушения» и сказал, что она сделала все правильно (перескись, йод, левомеколь) и он может только повторить всё «официально» (а зелёнкой, которую мечтал добыть медик, мазать не надо).

Нашли машинку, которая нас добросила до пристани. Водитель подвез к монастырскому подворью, сказав, что можно остановиться там, а если захотим в палатках, то можно пройти дальше прямо к морю. Сходили на подворье (взяв дитё для создания ангельского образа), посмотрели под грозным взглядом тетеньки на условия и пошли думать. И так народ растаял в мечтах о горячей воде, несмотря на нары и житье отдельно (а их всех еще утром надо будет в жуткую рань на катер поднимать и в кучу собирать как-то), что совсем забыл о том, что мы всё-таки хотели уехать на Соловки сегодня. Хорошо Влад напомнил.

Идем с Владом на пристань, опрашиваем катера. Все переводят стрелки друг на друга и никто сейчас на Соловки вроде не собирается. Наконец вдалеке появляется какой-то катер и нам показывают на него и говорят, что это частник, можно будет спросить у него. Ждем пока подойдет, спрашиваем. Оказывается, он пришел за какой-то группой, но самодовольно говорит, что вмещает 25человек и нас взять сможет, только быстро. Бежим галопом к своим, хватаем рюкзаки и галопируем обратно. В 23ч грузимся. Мест внутри, в каюте мы насчитали 11, так что общее число мест народ, наверное, считает, включая места на палубе, да и то больше 18 у нас не получилось. А погода начинает портиться, а группы все нет. Наконец, в начале первого прибывает группа и под дождем пытается втиснуться внутрь.

А вокруг сверкают молнии и начинает штормить. Удается немного поспать, скрючившись и по очереди, и вот по ЛБ показываются Соловки. Плыли мы 3ч, возможно из-за штормовой погоды. Выгружаемся и топаем к палаточному лагерю, чтоб поспать по человечески. В 4ч устраиваемся и засыпаем.

27.07.2010

Подъем поздний, позавтракав, отправились к экскурсионному бюро. Всем хотелось попасть на обзорную экскурсию по Кремлю, а далее как пойдет. Экскурсия была обещана в 13ч, так что мы успели пообедать, погулять и купить себе косыночки (банданы) и юбочки (отрез ткани в промтоварном), дабы соблюсти приличия в Кремле. (Фото 19)

Экскурсия хорошая, обо всем понемножку, нас провели по переходам, рассказали о былом, в целом интересно, но 3 часа на ногах просто бродить немного тяжко (это вам не грести J). По окончании народ снова потянуло на поесть.

Вроде куча свободного времени, хочется всюду но перемещаться по Соловкам лучше на велосипедах. Идти везде недалеко, но ходишь по одному и тому же месту 10 раз.

В 20ч поужинали и решили завтра проехать на г.Секирную, а заодно посмотреть Ботанический сад, который тоже находится в северном направлении.

28.07.2010

Позавтракав, пошли за великами. Нашли нечто нам подходящее в центральном прокате, даже детское кресло одно осталось (его лучше занимать заранее). Проверили велики (могут не работать переключатели, также обязательно проверить тормоза) и взяли их на 10ч. Поехали по разведанной вчера дорожке и искупались в чудесном прудике, но надо быстро сваливать, тк атакуют кусачие мухи.

Путь до Секирной неблизок, к тому же Колей была добыта информация, что понятие киломЕтр в данной местности не используется, используется понятие килОметр и это очень большая разница. Попытавшись прогуляться предыдущим днем к Филипповским садкам и пройдя (судя по времени) заявленные 4км мы встретили человека, который сказал нам, что нам идти еще килОметра 3. Очень удивились и свернули. Проезжая на велике, обнаружили указатель на садки – 3 не 3, но 1км еще точно надо было топать.

Доехали до горы, забрались (Фото 20), погуляли, всё посмотрели, перекусили.

По дороге на Секирную вы проезжаете Филипповские садки, Ботанический сад, 2 лодочных причала (промежуточный и конечно-возвратный) и неплохие виды.

Чтобы не возвращаться, хотя бы частично, той же дорогой мы решили проехаться по дальним скитам и от Секирной поехали дальше, через Савватьевский и Исакиевский. По дороге встречаются озера, в которых можно спокойно покупаться. Спокойно, пока не вылезете, потом надо быстро делать ноги от всё тех же кусачих мух.

Скиты нас не сильно восхитили, смотреть там особо нечего, всё на стадии реконструкции, хотя прокатились неплохо. В целом маршрут составляет 30км по грунтово-песчано-каменной дороге. Проходится как на «горных» велосипедах, так и на обычных, без переключателей, хотя это и сложнее. Горок по маршруту достаточно (Фото 21). Также, у неподготовленного человека могут начать болеть определённые места J.

Подкатив на обратном пути к Ботаническому саду, хоть и уставшие, мы всё-таки зашли. Вход 100р. Скромная (по нынешним меркам J) дача архимандрита в окружении не слишком богатого ассортимента различных растений. Хотя, встречаются исключения.

Закончили день мы купанием в Святом озере в 18-30. Говорят, что где-то там стоит табличка, что купаться запрещено. Если она и есть, то где-нибудь далеко. Круглый день тут тусуются местные с детьми и еще куча народу. А говорят, что из этого озера берется вода для обмывки оборудования электростанции и сюда же она и возвращается. Весело.

Затариваемся в центральном магазине и, разлагаясь на травке, трескаем сметанник со сметаной и пивом.

29.07.2010

Вольная программа, кто-то отправляется на море купаться, кто-то бродить по острову, кто-то разлагается на солнышке.

К вечеру, усталые, но довольные, все собираются вместе на ужин и требуют … пельменей! Надоело им это здоровое питание видишь ли.

30.07.2010

Сегодня у нас катер. Попытка купить билеты заранее в экскурсионном бюро не удалась – сказали билеты продают на катере. Ну хорошо, отходит он в 17-30, пускать начинают в 17ч, значит быть там надо часов в 16, а до этого пообедать и можно погулять.

В 10-30 двое берут велики и предпринимают попытку доехать до дамбы. Если вам будут говорить, что это просто – мимо Святого озера и все время прямо – не слушайте. Проехав озеро вы увидите развилку, левая дорога ведет к аэродрому, вам по правой. Следующая развилка – почти 2 параллельные дороги, одна из них (правая) – бетонка. Либо ехать надо по левой сразу, либо проехать по бетонке и свернуть на первой развилки налево и выехать на нужную дорогу и свернуть направо. А вот далее уже просто прямо.

Поплутав вначале, мы всё-таки выбрались на нужную дорогу. Дорога очень «веселая». Особо стоит заметить, что оба ехавших велосипедиста немного владеют навыками велотриала. Так вот – навыки пригодились J. На дороге периодически встречаются колеи, лужи, бревнышки, ветки, проезды по краю колеи, а также болотца с обходной гатью. Т.к. времени было немного мы гнали как могли, пытаясь держать на этой «дорожке» скорость не менее 10км/ч, однако, слезая третий раз с велика для обхода болота на дороге по гати на болоте (Фото 22) в 11-30, мы сдались и повернули обратно. Наверное, оставалось недалеко, но если ехать, а не идти, а на катер хотелось бы успеть.

Навстречу нам уже шли иностранные туристы и ехали велосипедисты, спрашивая нас «а там можно проехать?». Конечно можно, чего ж нельзя, а где нельзя проехать, то можно пройти, а если нельзя пройти. Бедные иностранцы J.

Кстати, в связи с количеством народа на дороге нужно выезжать не позднее 10-30, а то, кроме велопрепятствий еще добавится «объезд людей», что еще больше замедлит перемещение.

По дороге несколько сходов к озёрам, которые не входят в питьевую систему Соловков, так что в них можно спокойно купаться.

Но вот в 12-30 мы и в лагере.

Можно напоследок сходить искупаться на оз.Банное. Его можно найти, пойдя по дороге, примыкающей справа (если стоять лицом к лесу) к основной, оставив Палаточный лагерь справа, а здание администрации слева. Дорога пройдет через лесок и выведет вас к домикам, а слева будет старый съезд в озеро. В озере местные стираются, купаются, моют посуду и т.п.

Долго дружно терзаем костер, обедаем, однако домучить чай не удается, так что собираемся и к 16ч приходим к Тамариному причалу (идти ок. 25мин с грузом).

Там уже стоит какая-то группа, понемногу начинают подходить и остальные. Около 17ч на пристани уже толпа из туристов и несколько коммерческих представителей. При открытии погрузки эти представители кидаются вперед и начинают кричать, что у них билеты. О как. А нам сказали – билеты на месте? Вышел проверяльщик билетов и главный пускающий и зачитал целый список контор, группы от которых с билетами и пускаются первыми. А погодка-то испортилась – начал моросить дождик, да и ветерок на море погуливает, так что жить на палубе как-то не очень хочется. Далее организовывается что-то типа толпы советских времен и хотя мы вторые, а стоящая рядом большая группа турьЯ первая, нас пытаются оттеснить от входа. Наши джентльмены перестарались и к моменту пропуска всех «блатных» оказались довольно далеко от прохода. Так что мы с Олей «ворвались» на катер почти в первых рядах и быстренько попытались занять места. Собственно, мы наверное были первые не из обилеченных, которым это удалось – мест внутри уже нет, все заняты. Хотя турьё не особо претендовало на места внутри, но народу полно и так.

Дождик немного утихает, народ местами посапывает (благо есть на чем), некоторые же пытаются любоваться видами. Над катером кружат чайки, их подкармливают, фотографируют, но делать это нужно осторожнее, чайки могут сверху чего и кинуть. Чайки не отстали до самой пристани, до которой мы дошли за 4ч.

Телефон водилы, который нас забрасывал, был посеян, так что договорились о выброске с другим водителем, приехавшим к катеру.

В Кеми носится злая мошка, опять приходится прыскаться в ожидании поезда.

В самом конце нам приготовили засаду. Уже скоро поезд и тут нам объявляют, что посадка на соседней платформе, проход по мосту. Народ кинулся всё перетаскивать, весь мост оказался окуппирован.

Успели, сели, теперь домой.

Лоция

В походе использовались лоция и карта-схема Афанасенкова, а также отчеты групп из библиотеки МКК: Дъячков Д.М., Нагель Ю.А., Сорокин В.А.

Приведённая лоция основывается на перечисленных и дана с некоторыми изменениями и дополнениями (даны синим цветом), учитывающими другой уровень воды и изменения препятствий. Лоция дана на пройденные группой участки.

Лоцию следует читать, учитывая опыт участников группы.

ЧХВ — чистое ходовое время до препятствия;

Название

ЧХВ

Катег. байд, осмотр

Ориентир

Описание

Примечание

Охта, вода ниже среднего (в правом рукаве на выходе пор.Хемег торчат камни)

Удобно выгружаться в 100м ПЕРЕД мостом («перед» по дороге, а не по реке) — там неплохие места для стоянки и ночевки. Дров уже нет.

Источник

Охта — лоция

Автор: Афанасенков М.А., http://www.afanas.ru, Е-mail:mike@afanas.ru

Предисловие

По Охте, пожалуй, больше всего отчетов. Но когда я в августе 1999 пошел туда в «детский» поход, стало ясно, что «у семи нянек. «

Ну, распечатал я, разумеется, Мустанга с добавлениями Тутубалина — лучшее, что смог найти. После вымарывания ненужных формальностей получилась 21 страница (. ). Как лоция Мустанг неплох, но уж больно «страшен» (хотя шли они на катах!) — хочется пускать детей по берегу, а лодки чуть ли не обносить. Хорошо можно перелистнуть десяток страниц и посмотреть у Тутубалина — как же оно на самом деле :-).

Смех смехом, а таскать 20 страниц и шуршать «здесь не играть, здесь рыбу заворачивали» не очень удобно. Хоть и не собирался я ничего писать, да не выдержал — набросал в блокнот страничку-другую. Теперь дошли до этого руки — получите, наконец, пристойную лоцию, которую можно взять с собой. Можно еще посмотреть дневник-99 и фотоальбом к нему.

Схема

Приведенную ниже схему можно и как карту использовать — она в масштабе. А еще по ней забавно мышкой полазить — попробуйте!

Отдельно отмечу темнозеленые участки схемы — т.н. болото перед Юляозером и перед оз.Лежево. Их обязательно нужно иметь в виду при планировании дневных переходов. В этих местах невозможно не только ночевать, но и просто вылезти на берег. Берега, как такового, нет!

Лоция р.Охта

Обозначения и условности.

Номера препятствий я по традиции беру из отчета 4888 на Б.Коммунистической. Озера не описываются, т.к. более-менее соответствуют карте. Не забудьте компас!

Все времена основаны на нашем походе 1999 года, где на «Егере» кроме нас с женой сидело двое детей-школьников. На озерах ветер часто был встречным. Так что наиболее вероятно, что тайменьщикам, каякерам, КНБстам и пр. на спокойных плесах и озерах время придется корректировать в меньшую сторону. Поскольку в первые дни серьезных препятствий нет — ничего страшного — откалибруетесь 🙂 .

ВПП — время от предыдущего препятствия.

УВП — условное время прохождения. Включает осмотр, прохождение, страховку, фотосъемку и пр. для абстрактной «средней» байдарочной группы. Монстры на пластиковых каяках могут делить его на три-пять. Чайники на непролеенных старых тайменях — умножать на три-пять(учитывая ремработы).

СВ — сквозное время от начала маршрута, включающее набежавшие ВПП и УВП. Условно так же, как и УВП, но позволяет адмиралу планировать дневные переходы и дневки и при этом не опаздывать на работу.

КС, осм. — байдарочная категория сложности и необходимость осмотра. Интервал сложности — для разной воды. В малую воду категория, как правило, ниже.

Поскольку от Сосновца и Беломорска возят в основном на мост, а от Кевятозера до моста ничего примечательного нет, этот участок я не рассматриваю.

Лоция

_СВ__ Название ВПП УВП КС, осм. Ориентир Описание Примечание
0-00 мост 0-00 0-00 Удобно выгружатьсяв 100м ПЕРЕД мостом («перед» по дороге, а не по реке) — там неплохие места для стоянки и ночевки. Можно вызвать «грузовое такси»(Черемухин Леонид) заранее по телефону 5-13-14 (ранее-2-1314) в Беломорске. Чуть дороже, но зато быстро и надежно. Мы уже дважды пользовались. Другие их (мобильные) телефоны — +79214610151 и +79214567788. По НЕПРОВЕРЕННЫМ данным есть другой телефон — Романа Фомина, 8-81437-3-66-88 или 8-81437-3-67-57, машина — 66ой.
0-05 П6-7 0-05 0-05 0-1 Видны с моста Мелкие перекаты
0-30 Пл2а 0-25 0-05 0-1 Озерко продолжается налево, а река через плотину уходит как бы поперек Лоток, быстроток. Сходу.
0-45 П8-10 0-10 0-15 1-2, П10 Каменистые шиверы, сходу. П10 — узкая с неплохим падением — требует аккуратности. Чайникам можно просмотреть П10 — прямо у выхода в Муезеро.
1-30 о.Троицы 0-30 0-00 См карту. Церкви с воды не видно. Неплохая стоянка на ближайшем — западном мысу. Церковь находится на восточном. К ней ведет тропа вдоль всего острова. Стоянки есть и на соседних островах и прямо у впадения Охты в Муезеро (ПБ).
2-20 Пл3 0-50 0-00 По правому проходу без осмотра Слева от плотины есть стоянка. Далее до Чуружа разумных стоянок нет. Встретится перекат П11.
3-00 Чуруж 0-40 0-00 Впадает слева Указан как надежная привязка. Минут через 10 на ПБ — стоянка. Выше по Чуружу стоянок нет.
3-15 П12-14 0-15 0-15 1 Перекаты/шиверки За ними — болото. Стоянок не будет ВООБЩЕ НИКАКИХ.
6-30 впадение в Юляозеро 3-00 0-00 Цепочка стоянок ПБ. Стоянки есть и далее — на Ригореке и Хизипоки. Остров в Юляозере лучше обойти справа — через Ригореку. Короткие протоки обычно непроходимы.
8-50 Пл4 2-20 0-20 1-2, Ряжевые стенки, шум воды. Два лотка. Проходимы оба, желателен осмотр. Правого лотка — с ПБ, левого — с ЛБ. Советую правый — в нашу воду глубина была 5см и мы тащили лодки по бревенчатому дну лотка — никаких следов. А в левом известны случаи серьезных повреждений (что-то торчит на дне).
9-10 П15 0-00 0-10 1-2, ЛБ Сразу за плотиной Шивера с заметным падением. Можно сходу, но аккуратно. Между П15 и П16 на озерке есть стоянка на ЛБ.
9-35 П16 0-15 0-00 0-1 На выходе из озерка. Перекатик.
9-50 П17 (Пор.»Немес») 0-15 0-15 1 Цепочка шивер-перекатов За ним впадает бурный ручей справа и тут же хорошая стоянка ПБ. Дальше — болото — стоянок ВООБЩЕ НИКАКИХ!
12-05 оз.Лежево 2-00 0-00 Есть две стоянки ПБ — почти у выхода в озеро и 5-10 минут ранее. На самом озере мы пристойных мест не заметили.
Стоянка у выхода в озеро (по сообщениям читателей) обживается местными, строится сруб.
13-45 Пл.5 1-40 0-00 Видна от мыса, на котором остатки дер. Лежево. Ворота. Падения нет. Просмотр не нужен абсолютно. За плотиной — симпатичный корридор-аллея, затем — озеро.
14-35 П18 0-50 0-05 1 Развилка. Основная струя — вправо, там начинаются ряжевые стенки. Лоток с мощными валами «американские горки». Валы были даже в нашу супермалую воду. Идется сходу по центру (смотреть нечего — ровная струя). В левой протоке, которая обходит этот лоток (от развилки) — мель. Лучше идти по лотку.
14-50 П19 + П20 «Пебозерский» 0-10 0-40 2-3, ЛБ Перекат (П19), ряжевые стенки. Расположен на выходе в Пебозеро. Лоток с валами и камнями. Опытные экипажи без проблем идут его сходу, учитывая только два момента: 1)не попасть в разрыв правой стенки, куда идет половина реки, вовремя уйдя налево; 2) на выходе обливной камень обходить справа впритирку и тут же уходить за него (налево). Камень виден с воды хорошо. Хорошие стоянки ПБ за порогом. Влезает 60 человек (проверено).
17-30 Пл.6 2-00 0-20 1, ПБ Несложная, но осмотр желателен, т.к. с воды заход неочевиден. Правее плотины на озере есть стоянки. На Вороньем вообще хорошие берега для стоянок. Отдельно отмечу о.Духов с выставкой деревянной скульптуры и ларек с баней (см. схему).
18-00 П22 «Олений» 0-10 0-05 1-2 Хорошо виден прямо от плотины Каменистая горка — сходу по струе. Между Пл.6 и П22 небольшой перекат П21.
18-50 П23 «Пичепорог» 0-45 0-10 1-2 Ветвления — везде НАЛЕВО. Далее — сужение русла, ускорение течения, каменистые берега. Длинная мощная шивера. Сходу по струе. Требуется некоторый маневр. Есть стоянки на ПБ.
19-40 П24 «Кожаный» 0-40 0-05 1-2 Локальная гряда — сходу по струе. Есть стоянка.
20-15 П25 «Ойнегайне» 0-30 1-00 2, ПБ Заходная шивера уходит налево за угол — выхода сразу не видно. Шивера с бочкой на выходе. Бочка удобна для катания. Хорошие стоянки на ПБ. После порога — перекат П26.
21-30 П27 «Лоуна» 0-15 1-00 2-3, ПБ Зигзаг — левый поворот с бревнами на ПБ и тут же — правый поворот уже в порог. Длинный порог с заметным уклоном. Ключевые места (в т.ч. косые сливы) находятся ближе к выходу и допускают несколько вариантов прохождения. Однокорпусным судам очень желателен просмотр, хотя он и неудобен. После порога за углом — локальный слив П28 (сходу по центру), поворот налево и тут же порожек П29 — по струе сходу.
22-50 П30 «Хемег» 0-20 1-00 2-3, ЛБ Река упирается в косу ЛБ из каменных глыб, огибая ее справа. Чалиться сразу к глыбам, не поворачивая направо вместе со струей. Сначала — узость с валами и небольшим прижимом к скале ПБ, а на выходе — гряда камней. Чистый проход у ЛБ — нужно успеть завернуть. Есть стоянки на обоих берегах. ВНИМАНИЕ! На ЛБ могут ночью обворовать (см. подробнее на Кивиристи).
23-55 П31 «Кивиристи» 0-05 2-00 3-5, ЛБ Сразу за П30, за мысом ЛБ. Три ступени. Перед первой — «пляж» на ЛБ с видимой просекой и тропой обноса. Можно легко обнести весь порог. 1ступень — несложный сливчик. Вторая — узкий высокий (несколько метров) водоскат с бочкой и/или котлом в зависимости от воды. Третья — красивый каньон с валами. Есть стоянки, но на ЛБ обычно занято и, разумеется, туго с дровами. Справа за порогом дрова есть, но кататься и наблюдать катание не так удобно.

ВНИМАНИЕ! К порогу идёт тропа, которая примерно через 4км перерастает в автодорогу к трассе Кемь-Калевала и посёлку. Её используют местные для нового «бизнеса» — воруют по ночам мелкие и ценные вещи у туристов (в т.ч. из тамбуров палаток!). Первые сообщения появились в 2001году, но систематическим это стало к 2004 году. Крайне рекомендуется выставлять дежурных на ночь и кооперироваться с соседними группами. Осторожно относиться к местным «рыбакам» и детям даже ДНЁМ: это — наводчики, и светить при них фото-видеокамерами, дорогими спиннингами, рациями, мобильниками и т.п. не стоит. Не найдут ночью — могут лодки порезать с досады. Если же рюкзак или гермомешок таки «исчез», поищите остатки в окрестном лесу вдоль тропы — обычно потрошат их не очень далеко от лагеря, и всё «лишнее» бросают прямо на месте.

Источник

Сплав по реке Охта: описание

Сплав по реке Охта

  • Информация
  • Маршрут
  • Фото (109)
  • Вопрос / Ответ
  • Отзывы (42)

Мы не проводили сплавы по Охте с 2016 года! А в 2020 решили вернуться на эту реку снова. Потому что это красивая и интересная река.

Река Охта является правым притоком реки Кеми, впадающей в Белое море. Сплав по Охте по праву считается классикой — вот уже много десятков лет реку выбирают как новички, так и опытные туристы.

Мы по-настоящему отдохнём от цивилизации — русло реки пролегает по глухим и нежилым местам. Очень характерная и нетронутая карельская природа. Есть и скалы, и пляжи, и леса.

Немаловажный момент — это рыбалка. Здесь она замечательная — без рыбы остаться сложно 🙂

Берега Охты окутаны тайнами. Здесь есть загадочные камни-идолы, которых называют сейдами. А ещё именно по берегу Охты шёл путь в сторону озера Карма, которое, по легенде, является хранилищем информации о древней цивилизации Гиперборее.

Сплав проходит на 6-ти и 4-местных спортивных катамаранах. На каждом 6-ти местном катамаране работает инструктор, который управляет катамараном. С группой идут как минимум 2 инструктора. Мы обучаем команду всем необходимым навыкам по ходу сплава, поэтому в походе можно участвовать, даже если у вас нет опыта. Главное — ваша активность и желание узнавать новое.

4-местный катамаран предназначен для более опытных участников. Плесы (это участок реки без течения) и большие озёра мы пройдем под мотором. У нас будет и 2-местный спортивный катамаран для катания в порогах.

Погода в Карелии мало чем отличается от погоды в Санкт-Петербурге и Москве. В июле и августе, в среднем, стоит сухая жаркая погода с температурой 20-30 градусов, также бывают дожди.

Комары и мошки присутствуют, но их обычно немного, их число зависит от погоды и времени года. Клещей и ядовитых змей на маршруте нет.

На маршруте местами ловит сотовый телефон, Megafon ловит начиная от озера Воронье. Другие операторы ловят хуже.

Программа по дням

День 1

Прибываем на станцию Надвоицы вечером, встречаемся с инструктором и все вместе отправляемся на микроавтобусе до реки. Время в пути 4-5 часов, зависит от состояния дороги.
На месте будем ночью. Быстро разбиваем палаточный лагерь и ложимся спать, немного перекусив.

Утром начинаем подготовку к сплаву. Собираем катамараны, упаковываем вещи в гермомешки (все личные вещи останутся сухими), завтракаем, распределяемся по катамаранам, проходим инструктаж и, наконец-то, начинается наш сплав!

Стартуем на берегу озера Муёзеро, это чистейшее озеро с песчаным дном. Вода в нём абсолютно прозрачна, а по берегам растёт лес. На одном из островов Муёзера — острове Троица — сохранилась древняя деревянная церковь. Мы обязательно посетим это сказочное место.

Сегодня у нас тренировочный день. Идём по озеру, инструктора обучают основам водного туризма. Учимся слаженно грести, что ни сколько не мешает периодически купаться и наслаждаться природой.

Сегодня мы пересечём озеро и встанем около выхода из него, на песчаном пляже. Разобьём лагерь среди сосен, будем готовить обед и ужин, плотнее знакомиться, загорать, купаться, ловить рыбу, играть. Каждый найдёт себе занятие по душе.

День 2

Выходим из Муёзера, пройдя остатки плотины на выходе. Здесь Охта представляет из себя маленькую извилистую и живописную речушку с чистейшей прозрачной водой, зелёными водорослями на дне и камышами по берегам. Вода такая чистая, что если смотреть вниз, иногда появляется ощущение, что мы летим над загадочным подводным миром.

Менее чем через час встречаем притоку Чуруж, после которой Охта становится раза в два шире. Берега постепенно заболачиваются и становятся всё ниже. Минуя единственную возможную стоянку в этом месте, входим в зону большого болота.

Оно образовалось в результате затопления берегов — после постройки плотины, из-за которой поднялся уровень воды в Юляозере. Плотины на Охте строили для подготовки реки для лесосплава. Лесосплав в Карелии прекратили уже более 40 лет назад, но всё ещё можно встретить огромные завалы старых гнилых брёвен.

До Юляозера, где мы пообедаем, около двух часов хода. Проходим до протоки в Юзмозеро, и из него в озеро Ригорека, там разбиваем лагерь на его скальных берегах, или на островах, среди сосен.

День 3

Выходим утром, проходим длинное и узкое озеро Ригорека. Правый его берег скалистый, левый — низкий, травянистый, заболоченный. На левом берегу огромные заросли морошки.

Озеро постепенно переходит в следующее озеро — Алозеро, в начале которого видим остатки нежилой деревушки Ригорека на правом берегу. На выходе из озера сохранились остатка плотины с большим перепадом высот и хорошим сливом, после которого вода быстро бежит среди камней. Это первый заметный порог на маршруте. Проходим с ходу.

После небольшого плёса (участка реки без течения, где нужно грести вёслами) проходим порог Немес. Этот порог образован в следствии строительства лесосплавных сооружений, как и предыдущий.

После череды шивер (участков быстротока с водяными валами), перекатов и небольших плёсов река расширяется и не спеша петляет среди заболоченных полей и тростников. Только у выхода в озеро Лежево берега становятся выше и появляются приличные стоянки, где мы и расположимся на обед.

Озеро Лежево достаточно большое, до протоки путь неблизкий. Идти нужно на север мимо мыса, где расположена нежилая деревня Лежево. Озеро красивое, в нём водится много рыбы. Мы встанем на одной из стоянок с песчаным пляжем на берегу озера.

День 4

Протока начинается от остатков лесосплавной плотины, течение очень быстрое, но без валов. По протоке несёт очень быстро, берега живописные, лес по берегам наклоняется над водой, слегка закрывая её. Быстро выходим в озеро Торосозеро, которое очень мелкое и заросшее водорослями. В его северной части начинается протока в Пебозеро.

В этой протоке есть два ощутимых порога, течение в среднем быстрое, протока достаточно узкая. Первый порог искусственный. Охта в этом месте сужена до 3-4 метров и зажата между двух ряжевых стенок.

В Карелии во времена лесосплава углубляли реки, сужая русло. Для этого строили ряжевые стенки из брёвен и камней. Их остатки до сих пор встречаются на нашем маршруте. Также строили деревянные лотки, это такие желоба из брёвен и камней, по которым сплавляли брёвна при лесосплаве. Теперь же мы сплавляемся по ним на катамаранах.

Сливаемся по этому лотку, как по горке в аквапарке. Длина лотка метров 50, в конце существенный вал.

Следующий порог Пебозерский 2 к.с. (категории сложности, существуют от 1 до 6). Порог представляет из себя несколько полуразвалившихся ряжевых стенок и остатки лотка на входе в Побеозеро.

Проходим мимо большого острова и выходим в озеро Хизиярви. Минуя его, проходим в озеро Воронье. На выходе в Воронье много стоянок по обоим берегам, в озере много островов. На одном из берегов живёт лесник и содержит ларёк первой помощи 🙂 Это единственный магазин на маршруте с очень скудным ассортиментом.

Где-нибудь на берегах этого красивейшего озера мы встанем лагерем.

День 5

Дневка. Отдыхаем на Вороньем озере, делаем походную баню, а днём нас ждёт остров Добрых Духов — своеобразный музей туристского творчества под открытым небом. Здесь мы сделаем много интересных фотографий и весело проведём время.

На острове Добрых Духов находятся сотни деревянных скульптур и разнообразных приколов. Тут есть поделки даже из 70х годов.

Рыбалка здесь отличная, стоит только отойти в редко посещаемые заводи и десяток килограммов щуки вам обеспечен!

День 6

Начинается самый интересный и динамичный участок реки со всеми основными порогами. Утром выходим из озера Вороньего, на выходе ещё один искусственный порог. Перепад воды приличный, но валы несильные, после небольшие перекаты с камнями и порог Олений (1-2 к.с.)

После Оленьего по живописной протоке попадаем в Корнизозеро, небольшое вытянутое озеро, заросшее с одной стороны камышом. На выходе небольшой порог и шиверы.

Вскоре река разделяется на несколько рукавов, повороты направо отгорожены остатками ряжевых стенок, вся вода идёт налево и устремляется по длинному (около 1 км) порогуПичепорог (2 к.с.). После небольшого плёса проходим порог Кожаный (2 к.с.), и через несколько километров, порог Оингаинге (2 к.с.). Около него встаём на ночь на большой поляне в лесу.

День 7

Проходимпорог Лоуна (2к.с.), достаточно длинный порог в котором уже нужно уметь управлять катамараном (но мы к этому моменту всё умеем — инструкторы уже всех научили!).

Через минут 30 останавливаемся около порога Хемег (3 к.с.). Он представляет из себя скальный слив с бочкой, небольшую шиверу и гряду камней на выходе. Сразу после Хемега, после небольшого разлива, начинается самый сложный и красивый порог на маршруте — Кивиристи (4-5 к.с.).

Решение о прохождении Кивиристи всей командой принимают инструктора в зависимости от уровня воды и подготовки команды. Возможен обход по берегу. Но на двух и четырёхместном катамаране обычно можно покататься. Здесь мы задержимся на полдня. Вокруг красивые скалы, гуляем, фотографируемся. Снимаем прохождение порога.

Делаем обед и ближе к вечеру продолжаем сплав. Проходим пороги Белый и Тёмный, порог Печко (3 к.с.), порог Петрушка, Муравейные шиверы и порог Муравейный. Все эти пороги идут друг за другом, сменяясь небольшими плёсами.

Следующий серьёзный порог — Тютерин (3 к.с.), возможность прохождения которого также определяется инструкторами в зависимости от уровня воды и состояния группы. Порог достаточно опасен из-за обилия острых камней в струе. Но на двушке можно покататься.

Около порога Тютерин встаём на высокой продуваемой стоянке на ночь.

День 8

Стартуем утром, до Охтапорога недалеко, но нам сегодня ещё хочется сделать баню. По пути нам встречается только порог Курна, несложный порог среди скал. Проходим его и подходим к последнему серьёзному порогу Охтапорог (3 к.с.), встаём поблизости лагерем.

Охтапорог длинный и интересный порог с большими валами и бочками. Тут мы будем долго кататься. По берегу идёт удобная тропа для обноса.

Вечером делаем баню. Продолжаем отдыхать, купаться, ловить рыбу.

День 9

Утром никуда не торопимся, отдыхаем. Но желающие, конечно, могут начать кататься на катамаране двойке с самого утра.
Поздно вечером собираем лагерь и выходим на воду. Нам нужно пройти (на катамаранах конечно же) около 5 км до Поддужемской ГЭС, откуда нас заберёт микроавтобус (до микроавтобуса от воды идти пешком не более 50 метров).

Собираем вещи, готовим перекус.

День 10

До вокзала 20 минут по хорошей дороге. Уезжаем от станции Кемь на поездах около 5-6 утра.

Вот и подошло к концу наше приключение на Охте! Прощаемся, обмениваемся контактами. Но мы обязательно встретимся снова!

Источник



Маршрут по р. Охта

Охта отлично подходит для сплава на пакрафтах. Большинство порогов не представляют сложности для катамаранов, рафтов и надувных лодок, но позволят испытать массу эмоций пакрафтерам.

Возможно устроить байкрафтинг и добраться до реки на велосипеде от станции Сосновец (

100км) через карельские леса.

157

185

Сплав по р. Охта

140

138

077

Охта

Чем река интересна

  • Обилие ягод: черника, голубика, брусника
  • Грибы
  • Потрясающая рыбалка: щука(до 8кг), окунь, плотва, язь, лещ, налим, ряпушка, озерный елец
  • Множественные пороги до 4 к.с.
  • Остров Добрых Духов – необычный туристический музей под открытым небом
  • Остров Троица, на котором расположена церковь святого Николая Чудотворца (1602 год), часовня и 300-летние лиственницы.

Описание

  • Протяженность сплава: 130км.
  • Время прохождения: 7-10 дней.

Карта

Заброска

Заброска от ж.д. станции Надвоицы. Заброску осуществляет группа водителей, под руководством Зотикова Александра.

Тел: 8-921-457-94-99 (81431-38080)
Email: zotal@yandex.ru
Стоимость:


Время заброски: 4.5ч

Возможно самостоятельно добраться на велосипеде от станции Сосновец(

Выброска

От поселка Подужемье (Подужемской ГЭС) до г. Кемь ходят рейсовые автобусы. В поселке жителей совсем мало, поэтому влезть в автобус с багажом не проблема.

Автобусы ходят примерно каждые 2 часа. Расписание нужно узнавать на месте.

Значимые препятствия

Все сложные пороги имеют возможность обноса.

Источник

Adblock
detector