Меню

Откуда берет свое начало река иордан

Река Иордан

река Иордан

Река Иордан – это река на Ближнем Востоке, которая считается одной из самых почитаемых священных рек во всем мире. Река Иордан течет по Иорданской долине и считается одной из главных водных артерий области. Общая длина реки около 252 километров. Иордан берёт начало у подножия горы Хермон, протекает через Галилейское море (озеро Кинерет) и впадает в Мертвое море. В месте слияния трех рек — Снира, Баниаса и Дана, которые текут со склонов горы Хермон, и образуется исток реки Иордан, который расположен в 14 километрах на север от озера Хула. Когда река Иордан вытекает из озера Кинерет и течет на юг, она становится государственной границей между Израилем и Иорданией.

Ширина реки Иордан, как и ее глубина, существенно отличаются на всем её протяжении. Есть места, где ширина реки 5 метров, а есть места, в которых Иордан разливается почти на 40 метров. Глубина реки Иордан чаще всего чуть более 1м, однако есть места в ее северной части, где глубина доходит до 2 метров.

Река Иордан многократно упоминается в Библии. Для всех христиан река является священной, так как в ней принял крещение Иисус Христос. Однако это произошло гораздо позже (описание этой истории было изложено в Новом Завете), прежде река Иордан часто упоминается в Ветхом Завете или, как его принято называть на иврите, в Танахе (Торе). В нем описана история иудейского (еврейского) народа с самых древних времен. Иордан многократно упоминается в Торе (Ветхом Завете) как место совершения различных событий, в том числе чудесных. Одно из самых ярких и важных описаний реки Иордан происходит во время исхода еврейского народа из Египта (из рабства египетского). Иисус Навин посуху перевёл еврейский народ с Ковчегом Завета между чудом расступившихся вод Иордана, тем самым завершив сорокалетнее скитание евреев по пустыне.

Напротив Иерихона, у реки Иордан произошло еще одно чудесное событие. «И взял Эйлийау плащ свой, и свернул, и ударил воды, и расступились они туда и сюда, и перешли они оба посуху». Здесь идет рассказ об Илье пророке и ученике его Елише, которые также «посуху» перешли воды священной реки.

В христианской традиции река Иордан свята и почитаема тем, что в ней Иоанн Креститель крестил Иисуса не далеко от города Иерихон. В Новом Завете это описано так: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». (От Марка глава 1.)

Бесспорно, что река Иордан является священной и почитаемой и что её воды обладают особой исцеляющей силой. Именно поэтому круглый год сюда приезжают паломники со всего мира, чтобы совершить процедуру омовения в священных водах Иордана. Иорданская святая вода уносится паломниками из Святой Земли как драгоценная святыня, наравне со святым огнем. Во время тяжелых болезней и даже на смертном одре она, по искреннему убеждению многих, является целительным средством и помогает излечить недуги.

Иордан

Во время наших эзотерических туров по Израилю с Сергеем Ратнером мы также приезжаем к священным водам реки Иордан для совершения омовения и медитации. Сколько бы раз человек не приезжал в Землю Обетованную, совершая энергетическую очистительную процедуры в священных водах реки Иордан, он каждый раз будет получать новые ощущения.

Данная энергетическая процедура является очень мощной и помогает исцелиться от многих болезней, а также может «повернуть» течение вашей жизни в правильную сторону.

Для совершения омовения вам понадобится длинная белая рубаха, купальник/плавки, полотенце и вьетнамки. Рубаху можно будет купить на месте за 25$ или взять напрокат вместе с полотенцем за 10$.

Но кроме паломников на реку Иордан приезжают многие туристы, чтобы совершить сплав на каяках по реке. Есть более длинные и сложные маршруты, но также можно выбрать сплав на короткую дистанцию, который подойдет для отдыха всей семьи с детьми.

Во время наших эзотерических туров с Сергеем Ратнером мы также приезжаем покататься на каяках, чтобы наши туристы смогли почувствовать на себе не только силу священных вод Иордана, но и насладиться замечательным отдыхом и открывающимися пейзажами во время сплава.

Сплав на каяках по Реке Иордан во время одного из наших эзотерических туров.

Источник

Откуда берет свое начало река иордан

Все, что нам известно о реке Иордан

Эта небольшая река длиной всего 252 километра входит в число основных водных артерий Ближнего Востока. Она являет собой естественную границу, разделяющую еврейские и арабские территории. С ней связано множество мифологических и библейских историй. В частности, считается, что прямо сквозь ее расступившиеся воды на земли Израиля впервые вступили евреи, ведомые после смерти Моисея Иисусом Навином. Для христиан данная водная артерия священна по другой причине. В ее водах получил крещение Иисус Христос. Название этой реки – Иордан.

Свое начало она берет на Голанских высотах на склонах горы Хермон. Оттуда стекают три небольшие речки: Баниаса, Дана и Снира. Точка, в которой они сливаются в общий поток, и считается началом Иордана. Отсюда река направляется к озеру Кинерет, а пронизав его, движется дальше по Иорданской долине, заканчивая свой путь в Мертвом море. Интересно, что некогда этот район был заполнен морскими водами, однако со временем море отступило, а здесь образовался тектонический разлом, который протянулся от Сирии до Африки. Часть морской воды высохла, а часть ушла в два крупных водоема, сейчас представленные Кинеретом и Мертвым морем.

Постепенно Иордан вымыл почти всю соленую воду из Кинерета, сделав озеро практически пресным, и только многочисленные минеральные источники теперь пополняют солью его воды. Все солевые запасы утекли в нижнее озеро – Мертвое море, названное так за его исключительную соленость. Процент соли в его воде настолько высок, что в ней не может жить ни одно сколь-нибудь заметное живое существо. Сейчас комплекс Кинерет – Иордан – Мертвое море представляет собой ряд объектов рекордного уровня. Кинерет – самое низкое (относительно уровня моря) пресное озеро, Иордан – самая низкая наземная река. А Мертвое море – самый соленый водоем с самым низким побережьем (- 420 метров).

Читайте также:  Американская волга что это за река

Жизнь евреев неразрывно связана с этой удивительной рекой. Впервые они пришли к ее берегам после 40-летнего скитания, уходя из Египта. К этому моменту легендарный предводитель евреев Моисей уже ушел из жизни, и ими стал руководить новый человек – Иисус Навин. В Танахе рассказывается, как именно он заставил воды реки расступиться и перевел своих подопечных на другой берег Иордана. Этим завершилось еврейское скитание по пустыням, после чего народ приступил к строительству своего государства.


Вторым человеком, который смог повторить подвиг Иисуса Навина, стал пророк Илья (в еврейской транскрипции Эйлийау). В момент, когда ему и его ученику Елише понадобилось перейти на другой берег Иордана, он ударил воды реки своим свернутым плащом. Они немедленно расступились, и праведники смогли переправиться на другой берег. Считается, что этот случай произошел неподалеку от Иерихона.

Но евреи – лишь малая часть людей, считающая Иордан священной рекой. Этот статус водной артерии принимают и все христиане планеты, ведь согласно Новому Завету в ее водах принял крещение Иисус Христос. Многие теологи пытались найти место крещения Сына Божьего, однако однозначно установить конкретную точку святого обряда еще никому не удалось. С большой долей вероятности предполагается, что он произошел на территории, ныне подконтрольной Иордании в районе долины Бетани.

Однако не в конкретном месте крещения суть, а в собственно священном действе. Сейчас сама река стала символом христианской веры. За это Иордан почитают святым. Считается, что его воды обладают удивительной исцеляющей силой. Из многих государств прибывают в Израиль паломники, чтобы совершить процедуру омовения, причем часто делают это не один раз. И что удивительно, каждый раз, совершая этот обряд в иорданских водах, человек получает совершенно новые ощущения.

Многие христиане стремятся к Иордану, дабы провести в нем обряд крещения. Осуществить эту заветную мечту ежегодно приезжают многие тысячи людей, в том числе и те, кто уже был крещен. После проведения обряда люди стараются набрать святой воды в бутылку и увезти с собой. Считается, что она помогает излечивать недуги даже людям, находящимся на смертном одре.

Но Иордан интересен не только проведением обрядов. Оригинальная геологическая структура его берегов позволяет развивать здесь и другие виды туризма. В частности, водные путешествия разного уровня сложности. Семьи с детьми могут выбрать нетрудный маршрут, сплавившись по реке на короткую дистанцию.

Для более опытных туристов-водников предлагаются сплавы на каяках, где они могут не только почувствовать на себе действие священных вод реки, но и попутно насладиться замечательными пейзажами, которые можно увидеть, только находясь на плавательном средстве.

Источник

Знаменитая река Иордан на Ближнем Востоке

Река Иордан получила свое название много столетий назад. Большинство историков и ученых и сейчас спорят о том, почему именно так назвали ее. Основные мнения сводятся к тому, что название происходит от еврейского слова «йеред». В переводе на русский оно обозначает «спуск», «падение». Об этом упоминается в источнике Дан. В целом этимология предлагает достаточно вариантов перевода названия реки.

Все они происходят из семитских языков. Большинство вариаций обозначают собой «канаву» или «шум». Некоторые ученые убеждены, что название имеет индоевропейские корни. Такого мнения придерживается и В. В. Иванов. Его сторонники убеждены, что назвали реку индоиранцы, которые когда-то побывали у ее истоков.

Река Иордан имеет длину в 252 км, а площадь ее бассейна превышает восемнадцать тысяч квадратных километров. Считается, что она несудоходная. Задаваясь вопросом о том, где находится река Иордан, в первую очередь имеют в виду расположение ее истока. Он разместился на Голанских высотах, там, где сейчас территория Сирии. Можно выделить три основных истока: Хермон, или Баниас, Леджан, или Дан, и Нахр Хасбани, или Снир.

Самым внушительным источником именуют Дан. Считается, что именно он в основном наполняет реку. Территория, где он размещен, сейчас является Национальным парком Тель Дан. Свое название он получил во многом благодаря этому роднику. А сам источник стал называться так в честь одного из 12 колен Израиля. Как только в реке Иордан соединяются три родника, образуя русло, она впадает в озеро Хуле.

Очень часто можно встретить и другие его названия, к примеру Меером или Хула. Протекая дальше, река впадает в Генисаретское озеро. Его также иногда именуют Киннереф, Галилейское море, Киннеретское или Тивериадское озеро. Его площадь достигает 167 квадратных километров, а объем превышает четыре миллиарда метров кубических.

Само озеро является достаточно интересным. Вода его считается пригодной для питья, однако ее вкус несколько солоноватый. Само озеро разместилось примерно на 213 м ниже уровня моря. Следующим водным пространством на пути реки является Мертвое море. Задаваясь вопросом о том, где находится река Иордан, часто имеется в виду и многообразие ее притоков.

Самыми крупными из них называют Яббок и Ярмук, которые втекают с восточного берега, а также Харод – с западного. Река Иордан Израиль кормит и поит. Всегда она была основной артерией страны. Когда-то ее бассейн отличался внушительной растительностью, а также был богат на фауну.

Сейчас, к сожалению, Восток стал пустыней. Некогда богатая территория бассейна включает в себя исключительно рощи тростника, реже встречаются эвкалипты и финиковые пальмы. В самые жаркие месяцы года вся растительность высыхает под палящими лучами солнца. Однако, несмотря ни на что, река Иордан необычайно важна для всего Ближнего Востока.

Читайте также:  Обе рек золотая рыбка смысл

Для каждого верующего человека является священным то место, где несет свои воды река Иордан. Крещение Иисуса Христа, по легенде, произошло именно здесь, хотя далеко не все исторические источники согласны с этим утверждением. Сама река регулярно упоминается в Ветхом и Новом Заветах.

В Торе часто является чудодейственным местом то, где протекает река Иордан. Крещение Иисуса произошло на ее берегу, а история говорит о том, что крестителем выступал Иоанн Креститель. Само событие случилось вблизи города Иерихон.

Там, где протекает река Иордан, можно постоянно встретить многочисленных паломников. Люди верят, что воды таят в себе чудодейственную силу, поэтому приезжают со всего мира. Здесь осуществляют процедуру омовения.

Источник



ИОРДАН

Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море, Чернецов Н.Г., 1854 г.

Иорда́н (евр. yarden, араб. Эль-Урдун, Эш-Шериа), река на Ближнем Востоке, протекающая большей частью в современной Иордании, вдоль всей библейской Палестины и разделяющая ее на две половины. Длина реки 252 км.

Этимология названия

Евр. yarden не имеет убедительной этимологии. Высказывались предположения как о семитском, так и об индоевроп. происхождении этого наименования. Наиболее часто yarden связывают с евр. глаголом yarad — спускаться; cогласно В. Гезениусу [1], это предложение было высказано А. Реландом [2]; из совр. авторов эту этимологию поддерживает Э. Пентюк, который, основываясь на аккад. написаниях этого имени, зафиксированных в источниках из Эмара XIV-XII вв. до Р. Х., предлагает реконструкцию названия реки от корня yar [3]. В Вавилонском Талмуде приведено мнение раввина Хийи бар Аббы, который понимает происхождение слова yarden сходным образом («Почему она [эта река] называется Иордан? Потому что она спускается от Дана» — Берахот. 55а). Многие авторы отвергают эту этимологию, cчитая ее народной [4]; в частности, указывают на то, что суффикс -en в древнееврейском непродуктивен [5]. Основываясь по сути на том же общесемит. корне (араб. warada, евр. yarad, эфиоп. warada и др.), К. Ф. Зейбольд предлагает др. понимание семантики этого названия, которое он выводит из значения араб. warada — «спускаться к воде» (чтобы пить) и yarden — «водопой» [6].

Л. Кёлер, принимая во внимание главным образом древнеперсидские данные, высказал предположение, что речь идет о слове иранского происхождения, состоящем из элементов yar (древнеперсид. yar — год) и don/dan (древнеперсид. danav — река) со значением «река, текущая весь год» [7]. Ряд авторов отмечают фонетическое сходство названий рек Средиземноморского бассейна и Европы: Ιαρδάνος на Крите [8] и в Элиде [9], Eridanus (р. По), Rhodanus (р. Рона), Οὐαρδάνες в Сарматии [10]. Из этого делались различные выводы. Так, считалось, что семит. слово со значением «река» благодаря финикийцам распространилось по Средиземноморью. Р. Харрис, а также Ф. Гоммель полагали, что эти названия восходят к индоевроп. слову, представленному в персид. и арм. языках, ward — роза [11]. Эту линию интерпретации продолжает и В. фон Зоден, который приходит к выводу, что это «древний средиземноморский термин», однако считает, что он возник до появления как индоевропейцев, так и семитов в Леванте [12]. Ряд этимологий, как древних, так и новых, исходит из того, что в слове yarden присутствует наименование колена или местности Дан, где берет начало один из истоков И. Так, блж. Иероним Стридонский, исходя из греч. написания Ιορδάνες, считал, что это наименование образовано сложением названий 2 истоков — Йор и Дан [13]. Из авторов Нового времени, напр., Р. Олден приводит истолкование yarden как «вода (река) Дана», исходя из хурритского iar — вода [14].

Иордан в Священном Писании

Указания на р. Иордан в Священном Писании очень часты, в первый раз упоминается в Быт. 13, 10, также упоминается в Нав. 1, 2, Мф. 3, 5, Мк. 1, 5, 9, Лк. 3, 3, Ин. 1, 28 и др. Большая часть упоминаний Иордана в Ветхом Завете связана с тем, что река являлась рубежом, водоразделом или протекала по границе между территориями. Наиболее раннее упоминание связано с рассказом о Лоте, который выбрал как пастбища для своих стад «окрестность Иорданскую», она «вся. орошалась водою, как сад Господень» (ср.: Быт. 13, 10). Иордан был известен Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею (Быт. 13, 10, Быт. 32:10, Чис 13:29). Река упоминается в Иов. 40, 18. Иордан был чудесно перейден Иисусом Навином и евреями (Нав. 3, 4), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей Библейской истории.

В Книге Судей Израилевых берега Иордана — это место постоянных сражений с моавитянами (Суд. 3, 28); мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами (Суд. 6, 33; Суд. 7, 24; Суд. 8, 4); место междоусобиц (Суд. 12, 5-6). Возле переправы через Иордан сражался с филистимлянами царь Саул (1 Цар. 13, 5-7). Давид Псалмопевец неоднократно пересекал Иордан в дни победоносных сражений и в дни поражений (2 Цар. 10, 17; 2 Цар. 17, 22-24; 2 Цар. 19, 15-18, 31-41 и др.).

Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пророки Илия и Елисей; омывшись в водах Иорданских исцелился от проказы Нееман Сириянин (4 Цар. 2, 8-14, 4 Цар. 5, 14).

Для христианского мира Иордан в первую очередь священен тем, что в нём, близ Вифавары, Господь Иисус Христос принял крещение от руки Иоанна Крестителя. Евангелисты-синоптики говорят о том, что служение Иоанна Предтечи проходило, с одной стороны, в «пустыне Иудейской» (Мф. 3, 1), с другой — возле Иордана (Мф. 3, 5-6; Мк. 1, 5). Возможно, эти обстоятельства отсылают к образу пророка Илии, который жил «у потока Хорафа, что против Иордана» (3 Цар 17, 3-5) и в пустыне (3 Цар. 19, 4). Евангелист Иоанн указывает на Вифавару (она же Вифания Заиорданская, Ин. 1, 28) как на место проповеди Иоанна Предтечи, а позже сообщает, что он крестил также в Еноне близ Салима, потому что «там было много воды» (Ин. 3, 23).

Читайте также:  Карта реки абакана в абакане

География

Принято географическое разделение Иордана на верхний — от сев. истоков до Тивериадского озера и нижний — от Тивериадского озера до Мёртвого моря.

Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в северной и южной части течения Иордана очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение Иордана. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, Иордан впадает в болотистое озеро Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, Иордан впадает в Тивериадское озеро. Иордан вытекает из Тивериадского озера с южной стороны и течет на юг к Мёртвому морю (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении Иордан подпитывается еще несколькими притоками: с востока — реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада — реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа (Гелвуй). Стремительное течение и резкое падение на верхнем отрезке, извилистость и незначительная глубина на нижнем делают реку несудоходной.

Прибрежная полоса И. покрыта обильной растительностью, контрастирующей с пустынными окрестностями. Берега реки заросли иорданским тамариском, ивами, акацией, олеандром и содомскими яблонями. В древности в полосе растительности, тянущейся вдоль реки («краса Иордана» (Зах. 11, 3) ), водилось много диких зверей: львов (Иер. 49, 19; Иер. 50, 44; Зах. 11, 3), леопардов, диких кабанов. До сих пор встречаются газели, лисы, шакалы и гиены. Берега Иордана также служат местом стоянок для перелетных птиц. Река богата рыбой.

Верхнее течение реки представляет собой плодородную возделываемую долину. Земли вдоль нижнего Иордана заселены крайне неравномерно: восточный берег, область древней Переи, интенсивно осваивается, здесь расположены десятки деревень и небольшой г. Эль-Карама; на западном берегу насчитывается несколько оседлых бедуинских и израильских сельских поселений, а также г. Бейт-Шеан на месте древнего Беф-Сана.

В Новое время по Иордану прошла граница между государствами. После создания эмирата Трансиордания в 1921 г. (с 1946 королевство) и вплоть до 1948 г. Иордан служил его границей с брит. подмандатной территорией Палестины. После создания государства Израиль в 1948 г. верхний Иордан стал его восточной границей с Сирией. Нижний Иордан и прилегающие к нему земли, на которых по плану ООН должно было быть создано араб. палестинское государство, перешли под контроль Иордании и оставались под ним, пока не были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны 1967 г. По окончании войны по Иордана от Ярмука до Мёртвого моря прошла линия прекращения огня между Израилем и Иорданией, а после подписания мирного договора между странами в 1994 г.- гос. граница. Верхнее течение Иордана и его истоки были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны. Территориальные претензии на истоки Иордана неоднократно служили поводом для локальных конфликтов между Израилем, Сирией и Иорданией.

Современные проблемы Иордана

Река страдает от вредных стоков, интенсивного сельскохозяйственного использования ее вод и от последствий затяжного конфликта на Святой земле и, по некоторым оценкам, может в скором времени пересохнуть.

В начале 1960-х годов Иордан переносил из Галилейского озера в Мертвое море 1,3 млрд. кубометров воды в год. По словам экологов, сегодня количество воды, протекающей по руслу реки за год, составляет лишь 10% от прежнего. По данным международной организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке», в обезвоживании Иордана виноваты Израиль, Сирия и Иордания, которые за последние полвека построили немало плотин, каналов и водозаборов для городской канализации.

«Если сейчас же не принять меры, река Иордан исчезнет. Больше половины воды в ней сегодня — канализационные стоки и вода, стекающая с полей», — заявил председатель «Друзей Земли» Мункет Мехьяр. По словам израильского директора «Друзей Земли» Гидона Бромберга, арабо-израильский конфликт также плохо влияет на состояние реки, так как каждая из конфликтующих стран старается «забрать себе как можно больше воды». В 1950-х годах Израиль начал откачивать воду из Галилейского моря, а в 70-е — Иордания стала использовать воду главного притока Иордана — реки Ярмук — для орошения своих полей. В настоящее время Иордания и Сирия строят на Ярмуке плотину, которая может привести к полному пересыханию Иордана. В 1994 году Израиль и Иордания подписали мирный договор, в котором упоминалась «реабилитация» реки, однако ни одна из сторон не приняла серьезных шагов для восстановления Иордана.

Обмеление Иордана — источник проблем Мертвого моря, самого соленого водоема на планете. Уровень воды в нем каждый год уменьшается почти на метр, что может привести к полному исчезновению моря через 50 лет [15].

Использованные материалы

  • А. К. Лявданский, Я. Чехановец, К. В. Неклюдов, Е. Е. Макаров. Иордан. Православная энциклопедия, т. 25, с. 512-519
  • Библейская энциклопедия архимандрита Никифора
  • Библейская энциклопедия Брокгауза

[1] Gesenius W. Thesaurus philologicus criticus linguae Hebraeae et Chaldaeae Veteris Testsmenti. Lipsiae, 1840. T. 2. P. 626

[2] Hadriani Relandi Palestina ex monumentis veteribus illustrata. Trajecti Batavorum, 1714. P. 271

[3] Pentiuc E. J. West Semitic Vocabulary in the Akkadian Texts from Emar. Winona Lake, 2001. P. 86-87

[5] Gesenius W. Thesaurus philologicus. 1840. T. 2. P. 626

Источник

Adblock
detector