Меню

Озера входящие в волгу

ВО́ЛГА

ВО́ЛГА, ре­ка в Ев­роп. час­ти Рос­сии, круп­ней­шая в Ев­ро­пе. Дли­на 3530 км (до по­строй­ки во­до­хра­ни­лищ 3690 км), пл. бас­сей­на 1360 тыс. км 2 (за­ни­ма­ет 65% тер­ри­то­рии Ев­роп. час­ти и 8% всей тер­ри­то­рии Рос­сии).

Бас­сейн В. при­над­ле­жит бес­сточ­но­му бас­сей­ну Кас­пий­ско­го м. и це­ли­ком рас­по­ло­жен в пре­де­лах Вост.-Ев­роп. рав­ни­ны. Он про­сти­ра­ет­ся от Вал­дай­ской и Сред­не­рус­ской воз­вы­шен­но­стей на за­па­де до Ура­ла на вос­то­ке поч­ти на 2,3 тыс. км.

Исток Волги. Фото А. И. Нагаева

В. бе­рёт на­ча­ло на Вал­дай­ской воз­вы­шен­но­сти. В про­шлом её ис­то­ком счи­та­лись раз­ные ре­ки: Ру­на, Кудь, Жу­ко­па, впа­даю­щие в В. в вер­ховь­ях. В кон. 19 в. экс­пе­ди­ция Д. Н. Ану­чи­на ус­та­нови­ла, что В. вы­те­ка­ет из клю­ча у дер. Вол­го­вер­хо­вье (Твер­ская обл.) на выс. 228 м (над ко­лод­цем с клю­чом по­стро­ен де­рев. сруб, об­не­сён­ный тер­ра­сой). В. при­ня­то де­лить на 3 час­ти: Верх­нюю В. – от ис­то­ка до устья р. Ока, Сред­нюю В. – от устья Оки до устья р. Ка­ма и Ниж­нюю В. – от устья Ка­мы до Кас­пий­ско­го мо­ря. На про­тя­же­нии пер­вых ки­ло­мет­ров сво­его те­че­ния В. яв­ля­ет­ся ру­чей­ком, пет­ляю­щим по ле­си­сто-бо­ло­ти­стой ме­ст­но­сти. В верх­нем те­че­нии, в пре­де­лах Вал­дай­ской воз­вы­шен­но­сти, В. про­те­ка­ет че­рез не­боль­шие озё­ра Вер­хит, Стерж, Все­луг, Пе­но и Вол­го. В ис­то­ке из оз. Вол­го в 1843 бы­ла со­ору­же­на пло­ти­на (Верх­не­волж­ский бей­шлот) для ре­гу­ли­ро­ва­ния сто­ка во­ды и под­дер­жа­ния су­до­ход­ных глу­бин в ме­жень. У г. Тверь за­кан­чи­ва­ет­ся един­ст­вен­ный ус­лов­но-ес­те­ст­вен­ный уча­сток В. дли­ной ок. 400 км. Ни­же, до са­мо­го устья, ре­ка пол­но­стью пре­об­ра­зо­ва­на гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ния­ми (наи­бо­лее круп­ные по­строе­ны в 1950–60) и пред­став­ля­ет со­бой кас­кад ГЭС с во­до­хра­ни­ли­ща­ми. Ме­ж­ду Тве­рью и г. Ры­бинск соз­да­ны Ивань­ков­ское (т. н. Мо­с­ков­ское м.), Уг­лич­ское и Ры­бин­ское во­до­хра­ни­ли­ща. На уча­ст­ке Ры­бинск – Яро­славль и ни­же г. Ко­ст­ро­ма ре­ка про­те­ка­ет в уз­кой до­ли­не сре­ди вы­со­ких бе­ре­гов, пе­ре­се­кая Да­ни­лов­скую и Га­лич­скую воз­вы­шен­но­сти. Да­лее те­чёт вдоль Ун­жен­ской и Ба­лах­нин­ской низ­мен­но­стей. У г. Го­ро­дец (вы­ше г. Ниж­ний Нов­го­род) об­ра­зо­ва­но Горь­ков­ское во­до­хра­ни­ли­ще. Осн. при­то­ки Верх­ней В.: Твер­ца, Мед­ве­ди­ца, Мо­ло­га, Су­да, Ко­ст­ро­ма и Ун­жа (ле­вые).

В сред­нем те­че­нии В. ста­но­вит­ся бо­лее пол­но­вод­ной. Она те­чёт вдоль сев. ок­раи­ны При­волж­ской воз­вы­шен­но­сти. Вы­ше г. Че­бок­са­ры рас­по­ло­же­но Че­бок­сар­ское во­до­хра­ни­ли­ще. Наи­бо­лее круп­ные при­то­ки Сред­ней В. – Ока, Су­ра, Свия­га (пра­вые) и Вет­лу­га (ле­вый).

В ниж­нем те­че­нии, по­сле впа­де­ния Ка­мы (ле­вый при­ток), В. ста­но­вит­ся мо­гу­чей ре­кой. Вы­ше г. Толь­ят­ти об­ра­зо­ва­но Куй­бы­шев­ское во­до­хра­ни­ли­ще. Да­лее В. оги­ба­ет го­ры Жи­гу­ли, об­ра­зуя ду­гооб­раз­ную из­лу­чи­ну Са­мар­ская Лу­ка. Вы­ше г. Ба­ла­ко­во рас­по­ло­же­но Са­ра­тов­ское во­до­хра­ни­ли­ще. Ниж­няя В. при­ни­ма­ет срав­ни­тель­но не­боль­шие при­то­ки – Са­ма­ра, Боль­шой Ир­гиз, Ерус­лан (ле­вые) и Те­реш­ка (пра­вый). В 21 км вы­ше г. Вол­го­град от В. от­де­ля­ет­ся ле­вый ру­кав – р. Ах­ту­ба, ко­то­рая те­чёт па­рал­лель­но осн. рус­лу. Об­шир­ное про­стран­ст­во ме­ж­ду Вол­гой и Ах­ту­бой ши­ри­ной до 40 км, пе­ре­се­чён­ное мно­го­числ. про­то­ка­ми и ста­ро­речь­я­ми, об­ра­зу­ет Вол­го-Ах­ту­бин­скую пой­му. Сток Ниж­ней В. за­ре­гу­ли­ро­ван Вол­го­град­ским гид­ро­уз­лом.

Впа­дая в Кас­пий­ское м., В. об­ра­зу­ет об­шир­ную дель­ту. Устье ре­ки ле­жит на 26 м ни­же уров­ня Ми­ро­во­го ок. Дель­та на­чи­на­ет­ся в мес­те от­де­ле­ния от её рус­ла ру­ка­ва Бу­зан (в 46 км се­вер­нее г. Ас­т­ра­хань) и яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых круп­ных в Рос­сии (19 тыс. км 2 ). В дель­те на­счи­ты­ва­ет­ся до 500 ру­ка­вов, про­ток и мел­ких ре­чек. Гл. ру­ка­ва – Бах­те­мир (су­до­хо­ден), Ка­мы­зяк, Ста­рая Вол­га, Бол­да, Бу­зан, Ах­ту­ба. Ни­же ис­то­ка Бу­за­на со­ору­жён во­до­де­ли­тель для пе­ре­рас­пре­де­ле­ния сто­ка по­ло­во­дья ме­ж­ду вост. и зап. час­тя­ми дель­ты, это обес­пе­чи­ва­ет еже­год­ное за­то­п­ле­ние (да­же в ма­ло­вод­ные го­ды) в её вост. час­ти не­рес­ти­лищ по­лу­про­ход­ных рыб.

Гидрологический режим

Реч­ная сис­те­ма бас­сей­на В. вклю­ча­ет бо­лее 150 тыс. во­до­то­ков дли­ной св. 10 км об­щей про­тя­жён­но­стью 574 тыс. км. Не­по­сред­ст­вен­но в В. и её во­до­хра­ни­ли­ща впа­да­ет 2600 рек. Ле­вые при­то­ки мно­го­чис­лен­нее и мно­го­вод­нее пра­вых. Боль­шин­ство при­то­ков рас­по­ло­же­ны в верх­ней и сред­ней час­тях ре­ки, ни­же устья Ка­мы они не­ве­ли­ки, ма­ло­вод­ны, мно­гие из них ле­том пе­ре­сы­ха­ют. Боль­шин­ст­во при­то­ков – ти­пич­но рав­нин­ные ре­ки с ши­ро­ки­ми, хо­ро­шо раз­ра­бо­тан­ны­ми до­ли­на­ми и ха­рак­тер­ной для Сев. по­лу­ша­рия асим­мет­ри­ей скло­нов. Бас­сейн В. рас­по­ло­жен в юж. час­ти лес­ной зо­ны, в ле­со­степ­ной, степ­ной и по­лу­пус­тын­ной зо­нах. Б. ч. бас­сей­на (72% вме­сте с пред­гор­ной ча­стью Ура­ла) рас­по­ло­же­на в лес­ной зо­не, где фор­ми­ру­ет­ся 87% сто­ка. Пи­та­ние сне­го­вое (60% го­до­во­го сто­ка), грун­то­вое (30%) и до­ж­де­вое (10%).

По ха­рак­те­ру вод­но­го ре­жи­ма В. от­но­сит­ся к вос­точ­ноев­ро­пей­ско­му ти­пу с от­чёт­ли­во вы­ра­жен­ным ве­сен­ним по­ло­водь­ем, лет­не-осен­ней ме­же­нью, на­ру­шае­мой до­ж­де­вы­ми па­вод­ка­ми, и ус­той­чи­вой зим­ней ме­же­нью. В ес­теств. ус­ло­ви­ях вес­ной про­хо­ди­ло 55–66% го­до­во­го сто­ка, в лет­не-осен­ний пе­ри­од – 24–32%, зи­мой – 10–13%. Кас­кад гид­ро­уз­лов на В. и её при­то­ках ока­зы­ва­ет боль­шое ре­гу­ли­рую­щее воз­дей­ст­вие на вод­ный и уро­вен­ный ре­жим ре­ки, зна­чи­тель­но (в 1,5–2 раза) сни­зил­ся сток в пе­ри­од по­ло­во­дья и по­вы­сил­ся сток в ме­жень, осо­бен­но в зим­нюю.

65% го­до­во­го сто­ка В. фор­ми­ру­ет­ся в бас­сей­не Ка­мы, на бас­сейн Сред­ней В. при­хо­дит­ся 22%, Верх­ней – 13% сто­ка. Сред­не­го­до­вой рас­ход во­ды (м 3 /с): у Верх­не­волж­ско­го бейш­ло­та 30, у Тве­ри 180, у Яро­слав­ля 1010, у Ниж­не­го Нов­го­ро­да 2970, у Са­ма­ры 7300, у Вол­го­гра­да 7500. Ни­же Вол­го­гра­да ре­ка те­ряет ок. 5% сво­его сто­ка на ис­па­ре­ние. В пе­рио­ды, ко­гда го­до­вой сток был бли­зок к ес­те­ст­вен­но­му, В. еже­год­но при­но­си­ла в Кас­пий­ское м. ок. 250 км 3 во­ды. Раз­мах ко­ле­ба­ний сто­ка за пе­ри­од ин­ст­ру­мен­таль­ных на­блю­де­ний (с 1881) со­ста­вил 240 км 3 . Так, в 1926 по В. про­шло бо­лее 390 км 3 во­ды, а в 1937 – 150 км 3 . Наи­бо­лее про­дол­жи­тель­ный пе­ри­од ма­ло­во­дья от­ме­чен в 1933–40. Сред­не­го­до­вой объ­ём сто­ка за этот пе­ри­од со­ста­вил 185 км 3 , что на 25% ни­же нор­мы. Дли­тель­ный пе­ри­од ма­ло­во­дья на­блю­дал­ся в кон. 1970-х гг. С 1978 и до кон. 20 в. на В. – пе­ри­од по­вы­шен­ной вод­но­сти. В 1978–95 сток уве­ли­чил­ся в сред­нем на 30% по срав­не­нию с пре­ды­ду­щим ма­ло­вод­ным пе­рио­дом и при­мер­но на 5% по срав­не­нию с нор­мой. Рас­пре­де­ле­ние сред­не­мно­го­лет­не­го слоя сто­ка по тер­ри­то­рии бас­сей­на В. но­сит в це­лом зо­наль­ный ха­рак­тер. Он из­ме­ня­ет­ся от 250 мм в сев. час­ти до зна­че­ний близ­ких к ну­лю на юге. Та­кой ха­рак­тер рас­пре­де­ле­ния слоя сто­ка на­ру­ша­ет­ся в рай­онах Ср. и Юж. Ура­ла, где его ве­ли­чи­на, как пра­ви­ло, вы­ше зо­наль­ных зна­че­ний.

За­мер­за­ет В. в верх­нем и сред­нем те­че­нии в кон­це но­яб­ря, в ниж­нем – в на­ча­ле де­каб­ря. Вскры­ва­ет­ся в верх­нем те­че­нии в на­ча­ле ап­ре­ля, в ни­зовь­ях – в се­ре­ди­не мар­та, на всём ос­таль­ном про­тя­же­нии – в се­ре­ди­не ап­ре­ля. Сво­бод­ной ото льда ре­ка ос­та­ёт­ся ок. 200 дней, близ Ас­т­ра­ха­ни – ок. 250 дней. С соз­да­ни­ем во­до­хра­ни­лищ ле­до­вый ре­жим В. из­ме­нил­ся: в верх­них бье­фах про­дол­жи­тель­ность ле­до­вых яв­ле­ний уве­ли­чи­лась, в ниж­них – поч­ти еже­год­но су­ще­ст­ву­ют не­за­мер­заю­щие по­лы­ньи, имею­щие раз­лич­ную про­тя­жён­ность в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­тур­но­го и по­пус­ко­во­го ре­жи­мов.

Сред­не­го­до­вой сток взве­шен­ных на­но­сов у Вол­го­гра­да 23 млн. т. В дель­ту по­сту­па­ет в сред­нем 12,5 млн. т на­но­сов, 87% ко­то­рых про­хо­дит вес­ной, 11% – в ме­жень и 2% – зи­мой. Сред­не­го­до­вая мут­ность во­ды в ру­ка­вах дель­ты 50–60 г/м 3 , макс. – 100–160 г/м 3 (на­блю­да­ет­ся в ап­ре­ле – мае). В ре­зуль­та­те ре­гу­ли­ро­ва­ния твёр­дый сток на В. сни­зил­ся бо­лее чем в три раза. Во­ды боль­шин­ст­ва рек бас­сей­на В. от­но­сят­ся к гид­ро­кар­бо­нат­но­му клас­су. Ми­не­ра­ли­за­ция и жё­ст­кость во­ды уве­ли­чи­ва­ют­ся от лес­ной зо­ны к по­лу­пус­ты­не.

Ресурсы и их хозяйственное использование

В В. оби­та­ет ок. 70 ви­дов рыб, из них 40 име­ют про­мы­сло­вое зна­че­ние, в т. ч. цен­ней­шие осет­ро­вые, а так­же во­бла, лещ, су­дак, са­зан, сельдь. Сни­же­ние чис­лен­но­сти не­ко­то­рых ви­дов рыб в по­след­ние го­ды свя­за­но с ухуд­ше­ни­ем эко­ло­гич. об­ста­нов­ки, а так­же с из­ме­не­ни­ем гид­ро­ло­гич. и гид­ро­био­ло­гич. ре­жи­мов, ухуд­ше­ни­ем ус­ло­вий не­рес­та рыб и на­гу­ла мо­ло­ди. Ра­нее в Волж­ском бас­сей­не вы­лав­ли­ва­лось бо­лее по­ло­ви­ны уло­вов ры­бы во внутр. во­до­ёмах Рос­сии и св. 90% осет­ро­вых. За по­след­ние де­ся­ти­ле­тия про­дук­тив­ность рыб­но­го хо­зяй­ст­ва со­кра­ти­лась в неск. раз. Соз­да­лось ка­та­ст­ро­фич. по­ло­же­ние с за­па­са­ми осет­ро­вых, что обу­слов­ле­но бра­конь­ер­ским про­мыс­лом по всей ак­ва­то­рии Кас­пий­ско­го м., а так­же не­дос­та­точ­ным про­ве­де­ни­ем ра­бот по ис­кусств. вос­про­из­вод­ст­ву, ох­ра­не и со­хра­не­нию чис­лен­но­сти осет­ро­вых в мес­тах на­гу­ла и не­рес­та.

Пол­ный объ­ём Волж­ско-Кам­ско­го кас­ка­да во­до­хра­ни­лищ 168 км 3 , по­лез­ный – 80 км 3 . Поч­ти все во­до­хра­ни­ли­ща рав­нин­но­го ти­па с боль­ши­ми пло­ща­дя­ми за­то­п­ле­ния. При их строи­тель­ст­ве бы­ло вы­ве­де­но из ис­поль­зо­ва­ния св. 20 тыс. км 2 вы­со­ко­про­дук­тив­ных пой­мен­ных зе­мель. Все ГЭС Волж­ско­го кас­ка­да про­из­во­дят при­мер­но 40 млрд. кВт·ч элек­тро­энер­гии в год. В пре­де­лах бас­сей­на В. пол­но­стью или час­тич­но рас­по­ло­же­но 37 субъ­ек­тов РФ. Это наи­бо­лее плот­но за­се­лён­ный рай­он Рос­сии, здесь про­жи­ва­ет ок. 60 млн. чел. В бас­сей­не В. про­из­во­дит­ся 1 / 3 всей пром. и с.-х. про­дук­ции Рос­сии, что оп­ре­де­ля­ет вы­со­кую сте­пень ан­тро­по­ген­ной на­груз­ки.

За­бор во­ды из при­род­ных вод­ных объ­ек­тов бас­сей­на в кон. 20 в. со­став­лял при­бли­зи­тель­но 26,5 км 3 /год (10% го­до­во­го сто­ка В. и 30% все­го во­до­за­бо­ра в Рос­сии). В 1990-е гг. объ­ём ис­поль­зова­ния во­ды в бас­сей­не со­кра­тил­ся бо­лее чем на 30%, что свя­за­но со спа­дом пром. и с.-х. про­из-ва. Наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во во­ды (57%) ис­поль­зу­ет­ся на про­из­вод­ст­вен­ные ну­ж­ды, 29% – на ком­му­наль­но-бы­то­вые, 14% – на с.-х. ну­ж­ды. По тер­ри­то­рии бас­сей­на во­до­по­треб­ле­ние рас­пре­де­ле­но не­рав­но­мер­но: макс. зна­че­ния при­хо­дят­ся на Мо­с­ков­скую, Ни­же­го­род­скую, Са­мар­скую, Ас­т­ра­хан­скую об­лас­ти и Перм­ский край; ми­ним. во­до­по­треб­ле­ние на­блю­да­ет­ся в про­мыш­лен­но ме­нее раз­ви­тых рай­онах сев. час­ти бас­сей­на (Перм­ский край и Ки­ров­ская об­ласть) и в Рес­пуб­ли­ке Ма­рий Эл.

Сброс сточ­ных и воз­врат­ных вод со­ста­вил ок. 17,5 км 3 /год, из них поч­ти по­ло­ви­на – за­гряз­нён­ные сточ­ные во­ды. В ре­зуль­та­те ан­тро­по­ген­но­го воз­дей­ст­вия во­ды круп­ных и зна­чит. час­ти ма­лых рек бас­сей­на В. за­гряз­не­ны. Гл. ис­точ­ни­ка­ми за­гряз­не­ния яв­ля­ют­ся сточ­ные во­ды пром. пред­при­ятий, ком­му­наль­но-бы­то­вые и с.-х. сточ­ные во­ды. Ос­нов­ные за­гряз­няю­щие ве­ще­ст­ва – неф­те­про­дук­ты, со­еди­не­ния ме­ди, лег­ко­окис­ляе­мые ор­га­нич. ве­ще­ст­ва. Ком­плекс­ная оцен­ка сте­пе­ни за­гряз­нён­но­сти В. в кон. 20 в. сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что ка­че­ст­во во­ды ре­ки из­ме­ня­лось от «за­гряз­нён­ной» до «гряз­ной», а при­то­ков – от «за­гряз­нён­ной» до «чрез­вы­чай­но гряз­ной».

В. со­еди­не­на с Бал­тий­ским м. Вол­го-Бал­тий­ским вод­ным пу­тём, с Бе­лым м. – Се­ве­ро-Двин­ской вод­ной сис­те­мой и Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ским ка­на­лом, с Азов­ским и Чёр­ным мо­ря­ми – Вол­го-Дон­ским ка­на­лом, с р. Мо­ск­ва – ка­на­лом име­ни Мо­ск­вы. Ре­гу­ляр­ное су­до­ход­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ет­ся от г. Ржев (св. 3200 км). По В. про­хо­дят по­пу­ляр­ные ту­ри­стич. мар­шру­ты. В бас­сей­не ре­ки на­хо­дят­ся Ас­т­ра­хан­ский, Волж­ско-Кам­ский, Жи­гу­лёв­ский, При­ок­ско-Тер­рас­ный за­по­вед­ни­ки, национальные пар­ки Ме­щёр­ский, Са­мар­ская Лу­ка и др. ох­ра­няе­мые при­род­ные тер­ри­то­рии. Наи­бо­лее круп­ные промышленные цен­тры и пор­ты на В. – Тверь, Ры­бинск, Яро­славль, Ко­ст­ро­ма, Ниж­ний Нов­го­род, Че­бок­са­ры, Ка­зань, Уль­я­новск, Толь­ят­ти, Са­ма­ра, Са­ра­тов, Вол­го­град, Ас­т­ра­хань.

Исторический очерк

Пер­вые упо­ми­на­ния о В. встре­ча­ют­ся в тру­дах древ­не­гре­че­ско­го ис­то­ри­ка Ге­ро­до­та (5 в. до н. э.). В ра­бо­тах ан­тич­ных ав­то­ров пер­вых ве­ков н. э. (Пто­ле­мей и Мар­цел­лин) В. име­ну­ет­ся Ра (‘ρᾷ, «щед­рая»). В письменных ви­зант. и араб. ис­точ­ни­ках на­ря­ду с этим на­зва­ни­ем упот­реб­ля­лось Итиль, или Этель («ре­ка рек», «ве­ли­кая ре­ка»). В «По­вес­ти вре­мен­ных лет» упо­ми­на­ет­ся как В. (от др.-рус. «во­лога» – жид­кость, во­да или от фин­но-угор­ско­го «вал­га» – «свет­лая ре­ка»). Гео­гра­фич. по­ло­же­ние В. и её круп­ных при­то­ков обу­сло­ви­ло её пре­вра­ще­ние в круп­ней­ший вод­ный путь, оп­ре­де­ли­ло важ­ней­шее по­ли­тич. и тор­го­вое зна­че­ние. В бас­сей­не В. су­ще­ст­во­ва­ли круп­ные гос. об­ра­зо­ва­ния – Ха­зар­ский ка­га­нат, Бул­га­рия Волж­ско-Кам­ская. В 9–10 вв. зна­чит. роль в волж­ской тор­гов­ле иг­ра­ли го­ро­да Итиль, Бол­гар и др., в 10 – 1-й тре­ти 13 вв. – рус. го­ро­да (Нов­го­род, Рос­тов, Суз­даль, Му­ром). Мон­го­ло-та­тар­ское на­ше­ст­вие на вре­мя пре­рва­ло кон­так­ты по В., кро­ме бас­сей­на Верх­ней В., где су­ще­ст­во­ва­ли Нов­го­род­ская рес­пуб­ли­ка, Яро­слав­ское кня­же­ст­во, а так­же Вла­ди­мир­ское ве­ли­кое кня­же­ст­во, из ко­то­ро­го в сер. 13 в. вы­де­ли­лось Твер­ское кн-во. В кон. 13 в. на Сред­ней В. сфор­ми­ро­ва­лось Го­ро­дец­кое кн-во. Зна­чит. часть тер­ри­то­рий в сред­нем те­че­нии, а так­же тер­ри­то­рии в ниж­нем те­че­нии В. ока­за­лись под вла­стью Зо­ло­той Ор­ды, здесь воз­ник­ли её круп­ней­шие цен­тры (Са­рай, Са­рай Но­вый). В 14 в. на Сред­ней В. сфор­ми­ро­ва­лось Ни­же­го­род­ское кня­же­ст­во. В 15 в. на­след­ни­ка­ми рас­пав­шей­ся Зо­ло­той Ор­ды ста­ли Ка­зан­ское хан­ст­во и Ас­т­ра­хан­ское хан­ст­во, при­сое­ди­нён­ные в 1552 и 1556 к Рус. гос-ву. В ре­зуль­та­те весь бас­сейн В. ока­зал­ся в его со­ста­ве. Это ожи­ви­ло рус. тор­гов­лю со стра­на­ми Вос­то­ка. В 16–17 вв. воз­ник­ли но­вые го­ро­да – Са­ма­ра, Са­ра­тов, Ца­ри­цын (ны­не Вол­го­град) и др. В 17–18 вв. бас­сейн В. стал осн. ме­стом дей­ст­вия пов­стан­цев в хо­де Ра­зи­на вос­ста­ния 1670–71 и Пу­га­чё­ва вос­ста­ния 1773–75. В нач. 19 в. бас­сейн В. со­еди­нён Ма­ри­ин­ской вод­ной сис­те­мой с бас­сей­ном р. Не­ва, что при­ве­ло к ожив­ле­нию тор­го­во­го су­до­ход­ст­ва. По В. со­вер­ша­лись круп­ные пе­ре­воз­ки хле­ба, со­ли, ры­бы, неф­ти и хлоп­ка, ле­са, ме­тал­лов и пр. Пас­са­жир­ское со­об­ще­ние по В. бы­ло од­ним из наи­бо­лее раз­ви­тых в Рос­сии, осо­бен­но до по­строй­ки же­лез­ных до­рог. В 1-й пол. – сер. 19 в. ак­тив­но ис­поль­зо­вал­ся труд бур­ла­ков. В 1820 на В. поя­вил­ся пер­вый па­ро­ход, с сер. 19 в. па­ро­ход­ное со­об­ще­ние по­лу­чи­ло ши­ро­кое раз­ви­тие. Круп­ней­ши­ми па­ро­ход­ны­ми об­ще­ст­ва­ми на В. яв­ля­лись «По Вол­ге» (ос­но­ва­но в 1843), «Са­мо­лёт» (1853) и «Кав­каз и Мер­ку­рий» (1858; ос­но­ва­но в 1849 как «Мер­ку­рий»). Круп­ны­ми пром. цен­тра­ми ста­ли рас­по­ло­жен­ные на В. го­ро­да Яро­славль, Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра и др. Во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22 В. име­ла важ­ное во­ен.-стра­те­гич. зна­че­ние, здесь ба­зи­ро­ва­лись и дей­ст­во­ва­ли Волж­ская во­ен­ная фло­ти­лия (1918–19), Аст­ра­ха­но-Кас­пий­ская во­ен. фло­ти­лия (1918–19), Волж­ско-Кас­пий­ская во­ен. фло­ти­лия (1919–20) РККФ. С 1930-х гг. на В. на­ча­то строи­тель­ст­во гид­ро­элек­тро­стан­ций (пер­вая – Ивань­ков­ская – по­строе­на к 1937). На бе­ре­гах В. со­стоя­лось од­но из клю­че­вых сра­же­ний Вел. Отеч. вой­ны – Ста­лин­град­ская бит­ва 1942–43.

Читайте также:  Представить информацию в структурном виде озеро байкал

Источник

Верхневолжские озёра – истоки Волги

Верхневолжские озёра – тихая гавань для настоящих ценителей водной глади, рыбалки и первозданной природы

Водные просторы озёр Тверского края манят туристов красотой своих вод и сосновыми борами, чистыми берегами и таким же чистым, свежим воздухом. В отличие от озера Селигер, они создают впечатление нетронутых человеком мест и помогают уединиться с самой природой. Цепь Верхневолжских озёр состоит из 4-х крупных водоёмов: Стерж, Вселуг, Пено (в народе Пёно) и Волго, которые как будто нанизаны на голубую ленту реки Волга.

Озеро Стерж

Это озеро является первым в системе волжских озёр, оно подходит к Селигеру на расстояние 10 км и считается самым чистым. Стерж среди других представителей Верхневолжских озёр выделяется изрезанностью береговой линии и в северной части – возвышенными берегами. Гладь водоёма спокойная, именно поэтому в народе его именуют «тихим озером». Дно Стержа в основном галечное и песчаное. Посредине озера можно наблюдать идущие более тёмные струи Волги. Самой глубокой частью является северная, к югу озеро мелеет, дно становится илистым и водоём плавно переходит в реку, глубиною до 2-х метров. Затем через 3 км река перетекает в озеро Вселуг.

Озеро Вселуг

Расположилось это глубоководное озеро среди полей, лугов и сосновых боров. Берега водоёма Вселуг пологие, постепенно поднимающиеся. Окутано озеро множеством лесистых заводей, имеет крепкое песчаное, местами каменистое, дно. Характерной особенностью Вселуга является наличие донных валунов, которые формируют каменистые гряды – места обитания судака и щуки.

Своей максимальной глубины в 20 метров озеро достигает поблизости острова Новословецкий (северная часть водоёма). К югу Вселуг мелеет и существенно сужается, переходя в пролив у деревни Вселуки, соединяющий Вселуг с Пено.

Озеро Пено

Озеро Пено местные жители часто называют «узким озером». И не случайно, ведь его береговая линия ровная и малоизрезанная, что визуально суживает водоём. Только лишь в южной части Пено немного расширяется, образуя две заводи: западную – Грининскую и восточную – Ксты.

Берега в большей степени низкие, поэтому во время разлива вода часто заполняет лес, — здесь местами торчат карчи. Озеро имеет илистое и вязкое дно, воды Пено – моховые, с красноватым оттенком.

Между Пено и последующим водоёмом Волго примерно на расстоянии 40 км в низине протекала река Волга. В прошлом столетии немного ниже реки построили бейшлот, который трансформировал 4-ре озера в Верхневолжское водохранилище. При закрытом бейшлоте Волга от Пено до Волго затапливает низину на ширину в 3 км. Такой обширный разлив также является следствием примыкания в этих местах многоводной речки Жукопа. Случается, что по весне Жукопа становится шире Волги, тем самым поворачивая её воды в сторону озера Пено. Таким образом, всё в округе заливается водой.

Озеро Волго

Этот водоём в системе Верхневолжских озёр считается самым мелким и протяжённым. До момента возведения бейшлота длина озера достигала отметки в 7 км, а ширина – в 2. Но сейчас эти показатели колеблются, поскольку зависят от работы бейшлота. Северные берега водоёма не такие высокие, как южные. Иногда в местах возвышенных берегов можно встретить выход известняковой породы. Кроме того, из-под известняка очень часто исходят ключи с водой «здоровцом», градус которой на протяжении года стабилен и фиксируется на уровне +6.

Поблизости деревень Польки, Починок и Колобове можно наблюдать три огромные луки, а южнее селенья Починок озёрную гладь венчает живописный островок, именуемый Белый Плав. Уровень воды в водоёме также зависит от работы бейшлота.

Вокруг Верхневолжских озёр расположилось огромное количество малых озёр. Они находятся выше каскада, передавая свою воду системе небольших речушек. Определённые из них, не взирая на свою узость, достаточно глубокие. К примеру, озеро неподалёку от северной части Стержа достигает в глубину 30-ть метров. На Верхневолжских озёрах вы сможете насладиться удивительной тишиной, налюбоваться высокими сосновыми берегами и плодотворно порыбачить.

OK_Color.png Google_Color.png VK_Color.png Facebook_Color.png

Ловля хариуса весной

Тем, кто уже вылавливал форель, известно, что хариус имеет схожие повадки. Он редко превышает вес в 1 кг и неплохо ловится весной. Причем его можно встретить только в чистых реках, где дно очень твердое и вода насыщена кислородом.

Преображение базы продолжается

Новые фотографии домов для проживания

Подготовка базы к сезону. Работы продолжаются

Что происходит сейчас на базе?

Что происходит сейчас на базе?

tell.png+7 (901) 546-06-84
tell.png+7 (901) 546-06-84
+7 (901) 546-06-84
pechurin.v@mail.ru

Где мы находимся?

m_t1.pngАдрес: 172751, Тверская область,
Пеновский район, деревня Боровое

m_t2.pngGPS координаты: 56.970366, 32.665081

m_t2.pngТелефон: +7 (901) 546-06-84
+7 (901) 546-06-84 (рыбалка c ВикторЫчем)

Как доехать из Москвы:

Маршрут 1. По Новорижскому шоссе проезжаете Волоколамск, Шаховскую, Зубцов и поворачиваете (по указателю) на Ржев. Проезжаете через него по главной улице (по указателю на Осташков) и следуете далее через Селижарово до Осташкова. В Осташкове на круговом движении вокруг клумбы принимаете левее. На выезде поворачиваете налево и продолжаете движение прямо до деревни Хитино. После деревни будет поворот опять налево с указателем на Пено. Въезжаете в Пено и проезжаете его насквозь, никуда не сворачивая по главной улице. Прямо напротив знака Конец Пено будет поворот направо, поворачиваете и следуете еще девять километров. Из ориентиров – проезжаете речку Ореховка, указатель на базу Озерная и справа будет съезд на лесную дорогу и указатель на Конный хутор и нашу базу Русские корни. Следуете по указателю, все время принимая правее. Справа у Вас остается Конный хутор, следуете через живописный лес по твердой песчаной грунтовой дороге и выезжаете к деревне Боровое но с тыльной стороны. Здесь опять принимаете правее и следуете до указателя Русские корни. Спускаетесь с горочки и въезжаете на базу. Вы на месте.

Маршрут 2. По Новорижскому шоссе проезжаете Волоколамск, Шаховскую, Зубцов и не сворачивая на Ржев следуете дальше. Проезжаете поворот на Нелидово и уходите направо по указателю Андреаполь. Проезжаете краем Андреаполь и доезжаете до Пено но с другой стороны. Внимание! Здесь Вам надо свернуть у знака начало населенного пункта Пено налево (по предыдущему маршруту Вы подъезжаете к этому же перекрестку с другой стороны). Дальше следуете по описанному выше маршруту. Эта дорога длиннее, но позволяет не ехать по городам, так что время следования примерно одинаковое.

Маршрут 3. По Ленинградскому шоссе проезжаете Тверь и уходите на Торжок. Проезжаете его насквозь по указателям на Осташков. И следуете до Осташкова. Далее – аналогично описанному выше.

Из Санкт-Петербурга. По Ленинградскому шоссе доезжаете до поворота на Торжок и уходите на него. Далее как уже описано.

Источник

Водные пути России.

Единая глубоководная система Европейской России, которая обеспечивает проводку крупнотоннажных судов с осадкой до 3,5 м, своим единством в старину была обязана трудным волокам, сегодня — рукотворным водным путям. Назову основные:

Беломоро-Балтийский канал. Он «приблизил» Белое море к Балтийскому в 4 раза.

Канал имени Москвы дал столице выход непосредственно на Волгу и на 1000 км сократил водный путь к городам Северо-Запада. Кроме того, избавил москвичей и промышленность города от жажды.

Волго-Донской канал связал Волгу с Черным и Азовским морями.

Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн. Благодаря ему, речные суда, следуя из Волги к Санкт-Петербургу, затрачивают не 18, а 2,5 суток, как бывало при наших дедах.

Уверен, «среднестатический россиянин» способен без мысленного усилия назвать первый и третий. Чтобы вспомнить и правильно назвать второй и четвёртый, необходимо морщить лоб и время на обдумывания. И мало кто знает, что действующих рукотворных отечественных рек, рассчитанных на судоходство, много больше, считая каналы местного значения. Внушителен и список бывших. Наиболее значительные из последних Вышневолоцкая, Мариинская и Тихвинская водные системы. Это в Европейской части России. Русская Азия может представить любознательному уму Обь-Енисейский судоходный канал, с 1942 года заброшенный.

Интересно, с чего началось у нас «водное рукотворчество». Разумеется, и в древности наши предки «подправляли природу», вторгаясь во владения речных нимф. Как могли, ручным инструментом углублялись в донные наносы, срезали местами берега, спрямляли каналами излучины рек, тянули русла как можно дальше в сторону волока с двух сторон.

Нужда в каналах была всегда, но не всегда технические возможности могли её удовлетворить. Такое по плечу оказалось Петру I. Подтолкнула острая необходимость наладить доставку хлеба и других грузов в отвоёванную у шведов Ингерманландию, строящемуся Петербургу. Соединить Волгу с Балтийским морем царь решил там, где издревле наши предки волокли посуху гружёные суда из одного речного бассейна в другой. Там возник Вышний Волочек, город обслуги трудного дела. В 1703 году было велено сверху приступить к работам, через 6 лет исполнено мужицкими руками и умом голландских мастеров под присмотром царского стольника князя Гагарина. Почти трёхвёрстный канал, шириной 7 сажен, с водохранилищами, связал волжский приток Тверцу с речкой Цной, впадающей в Мсту на «балтийском склоне». Дальше речные суда двигались обычным путём: из Мсты в Ильмень-озеро, оттуда Волховом в бурную, опасную Ладогу, потом Невой до пристаней немецкого города русского царя, ставшего в 1712 году столицей империи. На первый отечественный канал легла вся тяжесть пассажирских и грузовых перевозок в одну сторону, пока не вступил в строй сухопутный тракт между столицами (о нём в своём месте). Не удивительно, что первый блин пошёл комом из-за нехватки воды для свободного хода судов. Доводку канала осуществил М.И. Сердюков, инженер-конструктор, самородок из бурятов. В 1719 году Пётр Алексеевич передал ему на содержание весь Вышневолоцкий путь. Через 55 лет государство его выкупило и перестроило с целью повышения уровня воды. Реконструкции производились и позднее на разных участках пути. Был проложен обходной Ладожский канал, другой — для обода бурного Ильменя. Хотя появились новые водные дороги из Москвы в Санкт-Петербург, первый путь использовался для массового транзитного судоходства до конца XIX века. И сейчас два участка системы используются для местного судоходства.

Главные недостатки Вышневолоцкой водной системы, проявившиеся сразу (односторонность движения и мелководье), побудили энергичного царя Петра искать дополнительные пути. Возникла мысль соединить впадающую в Белое озеро реку Ковжу на «волжском склоне» с рекой «балтийского склона» Вытегрой. Последняя изливалась в Онежское озеро, соединённое с Ладогой легендарной Свирью. А там до новой столицы — обычным путём. Строительство канала и оборудование системы, названной Мариинской , началось только в 1799 году. Были возведены сложные гидротехнические сооружения для питания мелководных участков, построены шлюзы на Вытегре и Ковже. 21 июня 1810 г. по Мариинской системе открылось сквозное движение судов. Первые годы эксплуатации водного пути показали многие его неудобства: частая перегрузка с судов на суда разной осадки и типов, что замедляло и удорожало доставку грузов. Не случайно в то время сложилась поговорка: «За морем телушка — полушка, рубль перевоз». Чтобы обеспечить безопасность движения, пришлось рыть каналы в обход Белого и Онежского озер. На это ушло более 40 лет. Дополнительные работы продолжались по 1883 год, после чего система приняла свой окончательный вид. В нее вошли: река Шексна от устья Белозерского канала до впадения в Волгу у Рыбинска, Белозерский обводной канал, река Ковжа, Новомариинский канал, река Свирь, Новосясьский канал, Новоладожский канал и Нева. Впоследствии Мариинская система еще несколько раз перестраивалась и совершенствовалась. Бурлаков сменила конная тяга, цепь, проложенная по дну, позволяла двигаться против течения. Система стала главным «хлебным путем» в столицу. Несмотря на недостатки, по тому времени она считалась первоклассным гидротехническим сооружением и на Всемирной выставке в Париже в 1913 году была удостоена Большой золотой медали.

Читайте также:  Где в бассейне реки волги расположено озеро селигер

С древности из бассейна Волги в Прибалтику использовался «болотный» путь через Тихвин И на него «положил» глаз» зоркий царь. Однако работы здесь были начаты в 1802 году, продолжались 9 лет. Тихвинский канал связал Мологу, приток Волги, с Невой (через речки Чагодища и Сясь, Староладожский канал). Этот путь оказался самым коротким от Рыбинска до Петербурга — 924 км, тогда как по Мариинской системе — 1143 км, а по Вышневолоцкой — 1440 км. Недостатком Тихвинской системы (на фото — выше). была маловодность. Кроме того, она не была достроена. Однако, несмотря на все трудности, по ней проходило до 6 тысяч судов в год. Обслуживали ее 40 тысяч лошадей, десятки тысяч погонщиков и бурлаков. После постройки Николаевской железной дороги и с усовершенствованием Мариинской системы значение Тихвинского пути стало падать. В дальнейшем он использовался только для местных перевозок на отдельных участках и в высокую воду.

Чтобы даже вкратце описать старинные водные пути, какое-то время действовавшие на всём задуманном протяжении или отдельными местами, частично, после реконструкции вошедшие в ныне используемые системы, необходима книга, а у меня — статья. Поэтому ограничусь скороговоркой и простым перечислением славных реликтов, свидетельствующих о грандиозности замыслов наших предков и их исполнения.

Пётр Великий соединил-таки Дон с Волгой со второй попытки, избрав на этот раз Ивановское озеро, из которого вытекали тогда Дон и рукой было подать до реки Шать, притока Упы, что впадала в Оку. Этим путём в 1707- 08 годах прошло 300 судов. Затем инженерные работы прекратились.

В 1828 г. в окрестностях г. Кириллов был прорыт Топорнинский канал, соединивший Шексну с Сиверским озером, далее системой рек, озёр, в том числе Кубенским, и каналов с Сухоной, которая впадает в Северную двину. Начала действовать Северо-Двинская система. Она неоднократно переделывалась и совершенствовалась. Однако роль её после сооружения Беломорско — Балтийского канала сошла на нет. Теперь она обслуживает главным образом местную линию Вологда — Кириллов.

Еще в начале XVIII в. был задуман В. Н. Татищевым проект канала, соединяющего близко сходящиеся притоки Камы, Вычегды и Печоры на водораздельном болоте Гуменец. Сооружение его, начатое при Екатерине II, закончилось при её внуке. При этом русла рек не только не шлюзовали, но и не чистили, решив использовать канал для малого судоходства по вёснам. Так и использовали. В 1847 г. путь был закрыт «за ненадобностью», его использовали местные жители, проходя на лодках с Камы на Вычегду.

Ещё в старой России, до Петровской модернизации, возникла мысль о соединении бассейнов Оби и Енисея искусственным водным путем. На это наводило удобное расположение притоков двух великих сибирских рек, близко подходивших друг к другу. В 1875 — 1878 гг. была установлена возможность устройства канала между реками Кеть (правый приток Оби) и Кас (левый приток Енисея). Сооружение канала создало бы непрерывный чайный и иных восточных товаров путь от Иркутска до Тюмени, суливший большие экономические перспективы, но Государственный совет выделил лишь двадцатую часть необходимой для строительства суммы. Прокопан был только один участок протяженностью 7,8 км. В том виде путь оказался непригодным для транспортного использования и не оправдал возлагавшихся на него надежд. Сооружения приходили в ветхость, и, после того как вошла в строй Транссибирская железная дорога, водная система была окончательно заброшена.

При слове «Беломор» людям старших поколений вспоминается непритязательная пачка папирос. На ней была изображена розовым цветом европейская часть Советской России и полосками — основные каналы эпохи социализма. Сине-белая радуга-дуга над простором родины содержала гордое слово: Беломорканал. Этот рукотворный водный путь, протяжённостью 227 километров между Онежским озером и Белым морем, построенный между 1931-33 годами «ударными темпами», действительно стал гордостью первой пятилетки.

В выборе трассы большевики не были оригинальны. Её подсказали паломники, ходившие к святыням Соловецкого монастыря. Этот путь посуху, по рекам и озёрам, отмечен в «Книге Большому Чертежу» 1627 года. Во время Северной войны царь Пётр очень нуждался перевозках из Архангельска к причалам Невы.

2 августа 1933 года Беломорско-Балтийский канал имени Сталина был открыт. В Великую Отечественную войну первенец пятилеток претерпел значительные разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. Сильно пострадали инфраструктура канала, ряд посёлков вдоль него. Объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года. Начались работы по электрификации сооружений и механизмов. Перепад уровней на северной части канала стали использовать для выработки электроэнергии гидроэлектростанциями. Здесь к месту сказать, что питание канала водой происходит естественным образом.

Значение ББК возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути к середине 60-х годов, через который открылся выход в его систему. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз. В ходе реконструкции 70-х годов гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. ББК дал жизнь населённым пунктам от Белого моря до Онежского озера. Глухой Повенец стал большим портом. Здесь развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

В «смутные» 90-е годы интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась, но с XXI века объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти: в навигационный период 2007 года (165 суток) по каналу было перевезено 400 тысяч тонн, 2500 пассажиров. Не падает и стратегическое значение ББК для арктического побережья. Предел росту перевозок, наряду с другими техническими причинами, составляют минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов — 135×14,3 м. Скорость движения судов оставляет желать лучшего.

Развитие туризма, его перспективы, делают водный путь в «Стране белых ночей» вечным.

Державное самолюбие Москвы изначально было уязвлено вторичностью столичной реки по отношению к царственной Волге. Летописцы зафиксировали желание государя Алексея Михайловича соединить Москву-реку напрямую с водным путём в сказочные восточные страны. Его энергичный сын пошёл дальше — заказал проект канала, но, ознакомившись со сметой, произнёс озадаченно: «Однако. » и спрятал бумагу под сукно. При Николае, правнуке Петра, канал с грехом пополам прорыли в 1850 году, да тут вступила в строй железная дорога Москва-Петербург — более дешёвый и быстрый путь. И мелководный, несовершенный канал вскоре приказал долго жить. Не думалось тогда москвичам, что скоро их дети и внуки выпьют из Москвы-реки всю воду, растащат по предприятиям.

Спохватились лишь при советской власти, когда река под стенами Кремля, по сути, превратилась в мелкий, мутный ручей. Столица пролетарского государства изнывала от жажды, речные судёнышки умирали по илистым берегам. С большевистской решимостью в 1931 году было принято политическое решение, утверждён Дмитровский проект. Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку. Расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км.

Очередное, без преувеличения, чудо света было открыто 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Через 10 лет, к 800-летию столицы он получил современное название Канал имени Москвы.

Сейчас трасса канала имеет 240 сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.

Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи — все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины. Тех творцов давно нет, красота обрела иные стандарты, но она, согласимся, всегда спасает мир.

Читатель, подозреваю, привык, что, о каком бы канале на наших просторах ни зашла речь, у его истоков окажется фигура вездесущего Петра Алексеевича. Однако в первой попытке соединить Волгу и Дон, в месте их наибольшего сближения, русского царя опередил султан османов Селим II, пытавшийся проложить водный путь для своей армии, чтобы захватить Астрахань. Когда попытка не удалась, султан оправдывался перед историей: «Даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». Спустя 128 лет Пётр повторил попытку и тоже отступил. Все проекты впоследствии не были реализованы по той главной причине, что движение по каналу Волго-Дон не могло осуществиться (кроме как в весеннее половодье) без всеобщей реконструкции рек. Такая работа оказалась по плечу большевикам. Проектные работы начались сразу по завершении Сталинградской битвы. Через 5 лет приступили к земляным работам. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. Водотранспортный канал протяженностью 101 км (из них около половины по трём водохранилищам), глубиной не менее 3,5 м, был построен за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а 164-километровый Суэцкий — 11 лет. В исторический день 31 мая 1952 года (подарок к 35-летию Октября) между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. Москва реально превратилась в порт пяти морей. На следующий день по каналу, между Сталинградом и Калачом-на-Дону, началось движение судов. Именины канала состоялись в конце первого летнего месяца. Новый водный путь стал называться Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина.

Сегодня для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). На весь путь затрачивается около 10-12 часов. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Системой насосных станций вода подаётся на водораздел, откуда самотёком поступает на волжский и донской склоны. Часть воды расходуется на орошение полей. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 211 суток. За это время может пройти до 5000 судов грузоподъёмностью до 5 тыс. т. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 млн т грузов в год. В 2009 году по каналу перевезено 13,2 млн т грузов и пропущено 11 692 судна.

Сложное слово Волгобалт (иначе Волго-Балт) тоже на слуху у многих наших соотечественников. Можно сказать, что Волго-Балтийский водный путь — это Мариинская система сегодня после её коренной реконструкции в 1960-64 годах или наследник трёх старых водных дорог, что ближе к истине, — Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской. Главное преимущество нового (обновлённого) пути длиной в 1100 км, при глубине судоходного фарватера 4,0 м, в том, что из него появился выход в Беломорско-Балтийский канал.

Основным участком нового пути является собственно Волго-Балтийский канал. Он соединяет Онежское озеро с Рыбинским водохранилищем у г.Череповец; длина канала от устья реки Вытегра до селения Торово 368 км. Канал пересекает Балтийско-Каспийский водораздел и имеет два склона: Балтийский и Каспийский. Северный склон крутой, южный — пологий. Верхний подходной канал шлюза №1 соединяется с Вытегорским водохранилищем. Затем следует гидроузлы со шлюзами №№ 2-6. Последний является границей между склонами канала. Водораздел преодолевается каналом длиной 39 км. Далее трасса канала проходит по реке Ковжа, Белому озеру и реке Шексна до Рыбинского водохранилища. На р. Шексна, в 121 км от её истока, расположен Шекснинский гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8. На северном склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами.

Читайте также:  Проект дома рядом с озером

Описываемый водный путь доступен для судов грузоподъёмностью около 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Впечатляюще возросла скорость перевозок (Череповец -Петербург 2,5-3 суток против 10-15 до реконструкции). То же грузооборот. Увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Преобладающие грузы: железорудный концентрат на Череповецкий металлургический комбинат с Кольского полуострова; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Прибалтику, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли; зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-запада, Прибалтики, на экспорт. Через Санкт-Петербург каналом транспортируются импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении отмечается значительно число туристских теплоходов.

Источник



Великая русская река Волга

Происхождение названия реки

Первые упоминания о реке Волге относятся еще к античным временам, когда её называли, как «Ра». В более поздние времена – уже в арабских источниках река называлась Атель (Этель, Итиль), что в переводе означает «великая река» или «река рек». Именно так её называли в летописях византиец Феофан и последующие летописцы.
У нынешнего названия «Волга» есть несколько версий происхождения. Наиболее вероятной кажется версия о балтийских корнях названия. Согласно латышскому valka, в переводе означающему «заросшая речка», Волга и получила свое название. Именно так река выглядит в своих верховьях, на которых проживали балты в древности. По еще одной из версий название реки произошло от слова valkea (финно-угорское), что в переводе означает «белый» или же от древнеславянского «волога» (влага).

вид на Волгу

Гидрография

С древних времен Волга ничуть не растеряла своего величия. На сегодняшний день она является крупнейшей рекой России и занимает 16-е место в мире среди самых длинных рек. До постройки каскада водохранилищ протяженность реки составляла 3690 км, на сегодняшний день эта цифра сократилась до 3530 км. При этом на 3500 км осуществляется судоходная навигация. В навигации немаловажную роль играет канал им. Москвы, который выступает в роли связующего звена между столицей и великой русской рекой.
Волга соединяется со следующими морями:

  • с Азовским и Черным морем через Волго-Донской канал;
  • с Балтийским морем посредством Волго-Балтийского водного пути;
  • с Белым морем по Беломорско-Балтийскому каналу и Северодвинской речной системе.

Воды Волги берут своё начало в районе Валдайской возвышенности — в роднике села Волго-Верховье, что расположено в Тверской области. Высота истока над уровнем моря составляет 228 метров. Далее река несет свои воды через всю Центральную Россию в Каспийское море. Высота падения реки невелика, т.к. устье реки находится ниже уровня моря всего лишь на 28 метров. Таким образом, на всем своем протяжении река спускается на 256 метров, а её уклон составляет 0.07%. Средняя скорость течения реки относительно невысока – от 2 до 6 км/ч (менее 1 м/с).
Питают Волгу преимущественно талые воды, на долю которых приходится 60% годового стока. 30% стока поступает из грунтовых вод (они поддерживают реку зимой) и лишь 10% приносят дожди (преимущественно в летний период). На всем протяжении в Волгу впадает 200 притоков. Но уже на широте Саратова водный бассейн реки сужается, после чего от г. Камышин Волга течет до Каспия без поддержки со стороны других притоков.
Для Волги с апреля по июнь характерно высокое весеннее половодье, которое в среднем длится 72 дня. Максимальный уровень подъема воды в реке наблюдается в первой половине мая, когда она разливается по пойменной территории на 10 и более километров. А в низовьях – в Волго-Ахтубинской пойме ширина разлива местами достигает 30 км.
Для лета характерна устойчивая маловодная межень, которая держится с середины июня до начала октября. Дожди в октябре приносят с собой осенний паводок, после которого наступает период маловодной зимней межени, когда Волга питается лишь грунтовыми водами.
Необходимо также отметить, что после постройки целого каскада водохранилищ и зарегулирования стока, колебания уровня воды стали гораздо менее существенными.
Замерзает Волга в своем верхнем и среднем течении обычно в конце ноября. На нижнем течении лёд встает в начале декабря.
Ледоход на Волге в верхнем течении, а также на участке от Астрахани до Камышина случается в первой половине апреля. На участке у Астрахани река вскрывается обычно в середине марта.
У Астрахани река остается свободной ото льда почти 260 дней в году, в то время как на остальных участках это время составляет около 200 дней. В период открытой воды река активно используется для судовой навигации.
Основная часть водосбора реки приходится на лесную зону, расположенную от самых истоков до Нижнего Новгорода. Средняя часть течения реки проходит через лесостепную зону, а нижняя часть протекает уже через полупустыни.

карта реки Волги
Карта Волги

Разная Волга: Верхняя, Средняя и Нижняя

Согласно принятой сегодня классификации, Волга в своём течении делится на три части:

  • Верхняя Волга захватывает участок от истока до точки впадения Оки (в г. Нижний Новгород);
  • Средняя Волга простирается от устья реки Оки до места впадения Камы;
  • Нижняя Волга начинается от устья реки Камы и доходит до самого Каспийского моря.

Что касается Нижней волги, то следует внести некоторую корректировку. После постройки Жигулевской ГЭС чуть выше Самары и сооружения Куйбышевского водохранилища, сегодняшняя граница между средним и нижним участком реки проходит как раз на уровне плотины.

Верхняя Волга

В своем верхнем течении река проложила себе путь через систему Верхне-Волжских озер. Между Рыбинском и Тверью для рыболовов представляют интерес 3 водохранилища: Рыбинское (знаменитая «рыбинка»), Иваньковское (т.н. «Московское море») и Угличское вдхр. Еще ниже по своему течению, минуя Ярославль и до Костромы, русло реки проходит по узкой долине с высокими берегами. Затем несколько выше Нижнего Новгорода расположена плотина Горьковской ГЭС, которая формирует одноименное Горьковское водохранилище. Наиболее значительный вклад в Верхнюю Волгу вносят такие притоки, как: Унжа, Селижаровка, Молога и Тверца.

Средняя Волга

За Нижним Новгородом начинается Средняя Волга. Здесь ширина реки увеличивается более чем в 2 раза – Волга становится полноводной, достигая в ширину от 600 м до 2+ км. У города Чебоксары после постройки одноименной Чебоксарской ГЭС образовалось протяженное водохранилище. Площадь водохранилища составляет 2190 квадратных км. Самыми крупными притоками Средней Волги являются реки: Ока, Свияга, Ветлуга и Сура.

Нижняя Волга

Нижняя Волга начинается сразу после впадения реки Камы. Здесь реку, действительно, можно назвать могучей во всех отношениях. Нижняя Волга несет свои полноводные потоки по Приволжской возвышенности. У города Тольятти на Волге сооружено самое крупное водохранилище – Куйбышевское, на котором в 2011 году произошла катастрофа с печально известным теплоходом Булгария. Подпирается водохранилище Волжской ГЭС имени Ленина. Еще ниже по течению у города Балаково построена Саратовская ГЭС. Притоки Нижней Волги уже не так многоводны, это реки: Самара, Еруслан, Сок, Большой Иргиз.

вид на речной мост

Волго-Ахтубинская пойма

Ниже г. Волжский от великой русской реки отделяется левый рукав под названием Ахтуба. После строительства Волжской ГЭС началом Ахтубы стал 6 км канал, отходящий от коренной Волги. Сегодня длина Ахтубы составляет 537 км, река несет свои воды на северо-восток параллельно материнскому руслу, то приближаясь к нему, то вновь удаляясь. Вместе с Волгой Ахтуба формирует знаменитую Волго-Ахтубинскую пойму – настоящее рыболовное эльдорадо. Пойменная территория пронизана многочисленными протоками, насыщена заливными озерами и необычайно богата всевозможной рыбой. Ширина Волго-Ахтубинской поймы в среднем составляет от 10 до 30 км.
По территории Астраханской области Волга проделывает путь в 550 км, неся свои воды по Прикаспийской низменности. На 3038-м километре своего пути река Волга распадается на 3 рукава: Кривая Болда, Городской и Трусовский. А на участке с 3039 по 3053 км по рукавам Городской и Трусовский расположился город – Астрахань.
Ниже Астрахани река делает поворот на юго-запад и распадается на многочисленные ответвления, формирующие дельту.

Дельта Волги

Дельта Волги впервые начинает формироваться в месте, где от основного русла отделяется один из рукавов под названием Бузан. Это место расположено выше Астрахани. В целом дельта Волги насчитывает свыше 510 рукавов, небольших проток и ериков. Расположена дельта на общей площади в 19 тыс. квадратных километров. В ширину расстояние между западным и восточным рукавом дельты достигает 170 км. В общепринятой классификации дельта Волги состоит из трех частей: верхней, средней и нижней. Зоны верхней и средней дельты состоят из небольших островов, разделенных протоками (ериками) шириной от 7 до 18 метров. Нижняя часть дельты Волги состоит из весьма разветвленных русловых проток, которые переходят в т.н. Каспийские раскаты, знаменитые своими лотосовыми полями.
Из-за понижения уровня Каспийского моря за последние 130 лет, растет и площадь волжской дельты. За это время она увеличилась более чем в 9 раз.
Сегодня дельта Волги является самой крупной в Европе, но славится в первую очередь своими богатыми рыбными запасами.
Заметим, что растительный и животный мир дельты находится под охраной – здесь находится «Астраханский заповедник». Поэтому любительский лов рыбы в здешних местах регламентирован и разрешен далеко не везде.

Волга под Волгоградом

Экономическая роль реки в жизни страны

Еще с 30-х годов прошлого столетия на реке стали добывать электроэнергию с помощью ГЭС. С тех пор на Волге возвели 9 гидроэлектростанций со своими водохранилищами. На данный момент бассейн реки приютил примерно 45% промышленности и половину всего сельского хозяйства России. В бассейне Волги добывается свыше 20% всей рыбы для пищевой промышленности РФ.
В бассейне Верхней Волги развита лесозаготовительная промышленность, а в Среднем и Нижнем Поволжье выращивают зерновые культуры. Вдоль среднего и нижнего течения реки также развито садоводство и огородное хозяйство.
Волго-Уральский регион богат на месторождения природного газа и нефти. У города Соликамск расположены месторождения калийных солей. Знаменитое озеро Баскунчак на Нижней Волге славится не только своими целебными грязями, но и залежами поваренной соли.
Вверх по течению на судах перевозят нефтепродукты, уголь, гравийные материалы, цемент, металл, соль и пищевую продукцию. Вниз по течению поставляется лес, промышленное сырье, пиломатериалы и готовая продукция.

Животный мир

Животный мир на Волге необычайно богат для средней полосы России. Здесь обитает свыше 580 различных видов. Очень много перелетных птиц каждый год прилетает в дельту реки. Что касается рыбного поголовья, то здесь обитает около 75 различных рыб, 40 из которых относится к числу промысловых. Волжское рыбье племя делится на коренное население (оседлые виды), на полупроходные и проходные виды. На нашем сайте Вы можете подробнее прочитать о видах рыб, обитающих в бассейне реки Волги.

теплоход на реке Волге

Туризм и рыболовство на Волге

В середине 90-х годов прошлого века из-за экономического упадка в стране водный туризм на Волге потерял свою популярность. Ситуацию удалось нормализовать лишь в начале этого столетия. Но мешает развиваться туристическому бизнесу устаревшая материально-техническая база. По Волге до сих пор ходят теплоходы, которые были построены еще в советские времена (60-90 годы прошлого века). Водных туристических маршрутов по Волге довольно много. Из одной только Москвы теплоходы ходят более чем по 20 различным маршрутам.

Что касается любительской рыбной ловли на Волге, то популярными местами является Рыбинское и Чебоксарское водохранилище, Волго-Ахтубинская пойма и, конечно же, дельта. На Волге ловят судака, щуку, жереха, окуня, сома, сазана, леща и многие другие виды рыб. На нашем сайте мы подробно рассмотрели, какой улов может принести:

Источник

Adblock
detector