Меню

Озеро кинерет в израиле чем знаменито

Тивериадское озеро (Озеро Кинерет, Галилейское море, Геннисаретское озеро)

Елена Бортник» > Тивериадское озеро

Тивериадское озеро в Израиле, также известное как Галилейское море, Геннисаретское озеро или озеро Кинерет, находится в северо-восточной части страны, у города Тверия.

Столько названий водоем приобрел благодаря своему расположению. Свое современное наименование Тивериадское озеро получило после основания на его западном берегу в I веке н. э. города Тивериада (сегодня — Тверия). Название «Галилейское море» пришло из Библии — так в священной книге прозвали водоем, омывающий восточный берег Галилеи. Из древних времен пришли и другие названия. Считается, что Кинеретом и Генисаретом называли галилейский город, существовавший в XVII веке до н. э. и описанный в Новом завете.

Тивериадское озеро

Тивериадское озеро — это пресный водоем, площадью около 160 кв. километров и глубиной до 45 метров. Он имеет тектоническое происхождение — как и Мертвое море, Галилейское образовалось в результате разлома земной коры.

Озеро Кинерет имеет большое значение для Израиля, с ним связано много исторических событий, благодаря чему ежегодно сюда приезжают тысячи туристов. Также водоем является главным в стране источником пресной воды.

Тивериадское озеро на google-панораме:

Уровень озера Кинерет сегодня

К сожалению, в последние годы стали появляться печальные новости о том, что озеро Кинерет в Израиле высыхает. Уровень воды в нем всегда зависел от количества осадков и активности забора воды для хозяйственной деятельности. Несколько засушливых зим привели к существенному обмелению, что повлекло за собой неприятные последствия. Потребление воды из озера сильно сократили, однако это не спасло ситуацию. Правительство Израиля приняло решение закачивать в водоем ежегодно по 100 млн куб. метров пресной воды до 2022 года.

Тивериадское озеро

Галилейское море в Библии и в искусстве

Тивериадское озеро является свидетелем важнейших этапов в истории человечества. Еще в эпоху ранней бронзы через водоем пролегал «морской путь» из Египта в Месопотамию. В Библии Галилейское озеро упоминается в связи с городами Кинерет и Тивериадой, ставшими еврейским центром в 70 году н. э. В 1187 году у Геннисаретского озера произошло сражение между крестоносцами и войсками египетского султана Салаха ад-Дина.

Но главные события, прославившие озеро Кинерет на весь мир, связаны с жизнью Иисуса Христа. Считается, что именно здесь произошло одно из чудес — хождение Иисуса Христа по воде. Сегодня на северном берегу водоема в городе Капернаум (Кфар-Нахум), где жил и проповедовал Спаситель, проводятся археологические раскопки.

Тивериадское озеро

Библейские чудеса нашли отражение в работах живописцев. Из русских художников примечателен Василий Дмитриевич Поленов с Евангельским циклом картин, изображающих Тивериадское озеро. Из зарубежной живописи наиболее известна картина Рембрандта «Христос во время шторма на море Галилейском». Она изображает еще одно чудо Иисуса Христа — укрощение шторма на море, когда Христос переправлялся через него со своими учениками. После кражи полотна из Бостонского музея в 1990 году местонахождение этого шедевра неизвестно.

Отдых на озере Кинерет в Израиле

Конечно, описанные события привлекают массу туристов и паломников к озеру Кинерет. Священные города на его берегах со древними церквями и достопримечательностями понравится всем ценителям старины. Но не только этим славится Тивериадское озеро. Комфортный климат, оборудованные кемпинги, живописная природа притягивают в Тверию любителей пляжного отдыха.

Тивериадское озеро

Пляжи озера Кинерет

Пляжи Тивериадского озера делятся на официальные и неофициальные. Разница заключается в наличии спасателей и уровне сервиса. На неофициальных пляжах туристы предоставлены сами себе: за безопасностью никто не следит, зато можно отдыхать бесплатно, привозить с собой лежаки и палатки. Официальные пляжи, как правило, платные, имеют необходимую инфраструктуру и платные стоянки для машин.

Среди официальных пляжей озера Кинерет популярностью пользуются Кинер, Дугит, Голан, Леванон, Халуким, Цемах; из неофициальных советуют посетить Экев, Цаалон, Эшлим (Диамонд), Дуга, Гофра, Сусита, Ярден Кинерет, Хукук, Сапирит и Мифрац Амнун.

Тивериадское озеро

Погода

Погода на озере Кинерет радует теплом даже в зимние месяцы. Средняя температура воздуха в январе составляет +18 °C, а в июле — +32 °C. Единственным минусом для отдыхающих может стать неожиданный шторм. Такие явления случаются часто и местные жители умеют распознавать приближение стихии.

Рыбалка

Галилейское море Израиля известно тем, что в нем ловил рыбу сам апостол Петр. В местных ресторанах часто подают галилейскую тиляпию, которая в изобилии водится в озере Кинерет. Рыбаки ловят в водоеме и другие виды пресноводных рыб — сомов, карпов, усачей.

Тивериадское озеро

Как добраться до Тивериадского озера

Туристы прибывают в Израиль через аэропорт Иерусалима или воздушную гавань Тель-Авива. Добраться оттуда до Тивериадского озера можно разными путями. Организованные группы обычно возят туристические компании, продающие туры к озеру Кинерет. Самостоятельные путешественники могут доехать до города Тверия на междугородных автобусах, либо на арендованном автомобиле.

На машине

На автомобиле дорога в одну сторону займет около 2 часов из Иерусалима и примерно 1,5 часа из Тель-Авива.

Автомобильный маршрут Иерусалим — Тверия на Google Maps:

На автобусе

Из Иерусалима до Тверии ходит автобус № 959. От Центрального автовокзала Тель-Авива по данному направлению курсирует единственный прямой маршрут № 836.

На трансфере

Путешествовать по незнакомой стране на арендованной машине решится не каждый, а групповые поездки в душных автобусах также любят не все. Разрешить эту дилемму и доехать до озера Кинерет с комфортом поможет служба трансферов KiwiTaxi.

Источник

Озеро кинерет в израиле чем знаменито

Галилейское море, Кинерет - история, легенды и любопытные факты

Галилейское море нельзя отыскать на географической карте. Там его попросту нет. Тем не менее, оно существует. А где есть? На самом деле, это одно из названий озера Кинерет – самого крупного в Израиле пресного водоема. В его темно-синих водах любят купаться отдыхающие, а вокруг него находятся исторические места, которые являются настоящим клондайком для археологов.

Возраст озера – несколько десятков миллионов лет. Вполне возможно, что когда оно появлялось, по его берегам еще бродили динозавры. Тогда параллельно нынешнему побережью Средиземного моря, поверхность планеты расколол гигантский рифтовый разлом, в который хлынула соленая морская вода. Она заполнила собой долину, но вскоре море отступило к своим нынешним границам. В жарком климате вода начала испаряться, скапливаясь лишь в самых глубоких местах. В итоге, она осталась лишь в двух крупных углублениях. Одно из них сейчас именуется Мертвым морем, а второе – озером Кинерет.

Интересна история этого уникального природного водоема. Изначально, будучи соленым, он постепенно опреснился, а сделали это различные реки и ручьи, пополнявшие озеро пресной водой. Соленую воду уносила в Мертвое море река Иордан, оставив ее лишь в глубинных частях озера. А о том, что здесь некогда было дно древнего моря, напоминают лишь многочисленные минеральные источники, вокруг которых сейчас группируются базы отдыха и санатории.

Еще один любопытный факт. Когда первые люди пытались попасть из Африки в Европу, они продвигались на север именно этой долиной. Подтверждением тому служит находка в районе Убайдия. Здесь археологи в слоях эпохи плейстоцена обнаружили следы миграции Homo erectus – предков современных людей, как раз и продвигавшихся из Африки в Европу.

Если приблизиться от тех далеких времен к современности, то окажется, что до прихода сюда евреев данные места занимали другие семитские племена, входившие в группу ханаанских царств. По всей вероятности, именно от них и пошло название озера, так как еще тогда на его побережье существовал город Кинерет. Учитывая, что наименования населенным пунктам в древности давались не просто так, существует версия, что это название возникло от имени древнего угаритского божества Кинара, ставшего покровителем города.

После разгрома Ханаана и расселения здесь евреев окрестности озера поделили между собой сразу три колена Израилева. Новые хозяева этих мест предложили свою версию происхождения названия. По их мнению, Кинерет происходит от слова «кинор» – древнееврейской скрипки, форма которой немного напоминает очертания озера.

До наших дней дошло еще несколько названий водоема. Наиболее известным в христианском обществе является «Галилейское море». Озеро получило его по названию Галилеи – исторической области Израиля, располагающейся западнее Кинерета. Для христиан озеро – крайне значимый объект, ведь с ним связано много событий, относящихся к периоду жизни Иисуса Христа.

Еще одно название «Генисаретское озеро» этому водоему «подарили» греки. Они переименовали Кинерет в Генисарет. Отсюда и озеро Генисаретское. Свою лепту в изменение имени озера внесли и римляне. В I веке н. э. на западном побережье они основали город Тивериада, названный в честь императора Тиберия (сейчас это город Тверия). И практически сразу за озером Кинерет закрепилось новое название «Тивериадское». Что интересно, все эти имена водоема в Европе сосуществовали параллельно вплоть до последнего времени. Арабы, кстати, тоже отметились на данной ниве озера. У них озеро именовалось «Бухайрат-Табария» и «Бахр-Табария».

Возможно, наиболее известные события развернулись в районе Кинерета в период римского владычества. Тогда в Галилее родился Иисус Христос, ставший родоначальником новой религии, отпочковавшейся от иудаизма. Именно возле Кинерета он начал вершить свои первые чудеса и набирать адептов своей религии. Как рассказывается в Новом Завете, в Ярдените, месте истока реки Иордан и Кинерета, Иоанном Крестителем Христос был крещен. Сейчас здесь оборудована заводь, и миллионы паломников ежегодно приезжают сюда, чтобы окунуться в священные воды Иордана именно в этом месте.

Еще несколько фактов, связанных с периодом земной жизни Христа. На Кинерете рыбачили Петр и Андрей, но после того, как их позвал Иисус, они бросили рыбацкий промысел и отправились за ним, став апостолами. Кстати, считается, что именно в водах Кинерета Петр поймал для Иисуса рыбу, прицепив как приманку мелкую монетку статир. В настоящее время в местных ресторанах туристам в качестве уникального блюда предлагают тиляпию, заявляя, что именно ее поймал будущий апостол для Божьего сына. Критики, правда, подвергают данный факт сомнению, заявляя, что тиляпия – не та рыба, которая клюет на живца, но блюдо, приготовленное местными рестораторами, пользуется особой популярностью.

Географическое положение озера таково, что ясная спокойная погода внезапно может превратиться в штормовую. Учитывая, что длина Кинерета превышает 20 км, а ширина приближается к 11, то сильные ветры, особенно дующие со стороны Голанских высот, могут нести опасность, поднимая на водной глади довольно большие волны. Внезапно разыгрывающиеся штормы несут опасность для рыбаков, вышедших в акваторию озера на промысел. Согласно Новому Завету, один из таких катаклизмов остановил Христос, и даже ходил по водам Кинерета, как по твердой поверхности.

Помимо мест, связанных с пребыванием здесь Иисуса Христа, район озера привлекателен еще одним фактором. Здесь действуют несколько источников термальных минеральных вод, о существовании которых знали еще древние египтяне, рассказывавшие о них в своих папирусах. Позже, уже в римскую эпоху, в районах выхода термальных вод были построены банные комплексы, в которых проходили курсы лечения римские легионеры.

Одно из полей термальных минеральных вод, названное Хамей Тверия, располагается прямо в городе Тверия (неудивительно, что римляне построили Тивериаду именно здесь). Из-под земли здесь бьют сернистые источники. Сейчас вокруг термального поля возведены гостиницы, в которых действуют собственные СПА комплексы.

Читайте также:  Научный озеро с лестницей координаты

Другим местом выхода термических минеральных вод является заповедник Хамат-Гадер, расположенный неподалеку от Кинерета. Здесь тоже бьют сернистые родники, температура в которых колеблется от +42 до +57 градусов. Минеральный состав воды, а также высокая температура позволяют проводить лечение кожных недугов, болей в теле и суставах. В районе этого минерального термального поля также обнаружены остатки комплекса римских бань.

Для любителей более экзотических вещей проводятся экскурсионные поездки в район Голанских высот, окружающих озеро. Здесь располагаются удивительные места с многочисленными водопадами, что в засушливой стране большая редкость, а ведут к ним извилистые по-настоящему горные дороги. Одно только перечисление этих мест с указанием важнейших их достоинств способно вызвать зависть у понимающих людей.

Пожалуй, наиболее интересным представляется озеро Хула, лежащее на пути миграции перелетных птиц. В период перелетов здесь собирается огромное количество самых разнообразных пернатых. Для того чтобы посмотреть на них, людей к озеру возят на специальном транспорте, закамуфлированном под привычные для птиц трактора, регулярно подвозящие пернатым корм. Следующим можно назвать озеро Мешувим, расположившееся в глубоком каньоне, стены которого состоят из 6-угольных базальтовых столбов. Реки, питающие его водой, с шумом каскадами несутся по руслам.

В этот список можно добавить речку Аюн, протекающую по ущелью поблизости от Кинерета. На своем пути к озеру река образует четыре восхитительных водопада.

Источник

Озеро Кинерет

Образовавшееся в процессе сирийско-африканского разлома земной коры, озеро Кинерет находится на северо-востоке Израиля. Кинерет – самое низкое пресноводное озеро на планете, оно расположено на 213 м ниже уровня мирового океана.

Кинерет

МНОЖЕСТВО ИМЕН ОДНОГО ОЗЕРА

Озеро Кинерет – Галилейское море – Генисаретское озеро – Тивериатское озеро (Израиль). Как видите, у озера множество имен, каждое из которых имеет свою историю и связано с тем или иным этапом жизни народов, населявших в разное время его берега.

Современное название Кинерет, является при этом еще и самым древним, именно так именовали озеро еще 4000 лет назад. Есть две версии происхождения этого названия. Согласно первой, в те времена на берегу озера находился ханаанский город Кинар. Считается, что город был назван в честь местного божества, охранявшего это поселение. По преданию жену Кинара звали Кинерет, именно в честь нее и назвали озеро.

Согласно второй версии озеро, имеющее вытянутую форму, внешне напоминает арфу. В те времена слово «кинор» в переводе означало именно арфа, в отличие от современного иврите, где «кинор» переводится как скрипка. А так как тогда озеро считалось морем, то название звучит весьма поэтично – Море Арфы.

КУПИТЬ ГОРЯЩИЙ ТУР В ИЗРАИЛЬ ⇒

Галилейское море – это название связано с географическим положением озера в Нижней Галилее (северная провинция Иудеи). Как Галилейское море оно упоминается в Новом завете. Здесь ловили рыбу Петр и Андрей, ставшие затем Апостолами. Здесь проповедовал Иисус и здесь он провел большую часть своей жизни. У берегов Галилейского моря Иисус совершил множество чудес: усмирил бурю и ходил по воде, изгонял бесов и накормил 5000 голодных 5 хлебами и 2 рыбами.

На северо-западной стороне озера, находится плодородная долина Генисарет, с одноименным поселением, существовавшим еще задолго до н.э. и процветавшем во времена событий, описанных в Новом завете. С ними связано еще одно название озера – Генисаретское.

Тивериатским озером его называют в честь города Тивериада, именно так раньше назывался город Тверия, раскинувшийся на западном берегу озера. Город был основан в начале I века н.э. Иродом Антипой и назван в честь римского императора Тиберия.

Карта Кинерет

ИСТОЧНИК ПРЕСНОЙ ВОДЫ ДЛЯ ИЗРАИЛЯ

Озеро имеет довольно небольшие размеры 21 км в длину и 13 км в ширину при максимальной глубине 45 м. Однако, его значение для Израиля настолько огромно, что озеро называют нередко морем. Кинерет – является единственным для страны источником пресной воды. Этот природный резервуар снабжает весь современный Израиль питьевой водой.

А для того чтобы многочисленные источники на севере не делали воду озера солоней, их через специальные водопроводы направляют прямо к Мертвому морю в обход Кинерета.

Уровень водозабора в озере строго контролируется и поддерживается на отметках от 215 до 209 м. Верхняя отметка в 209 м – явление довольно редкое и грозящее затоплением близлежащих территорий. В этом случае на юге озера предусмотрено открытие плотины, через которую излишки воды уходят прямо в Мертвое море.

Нижняя отметка на уровне 215 м отмечает тот уровень, при котором производить отбор воды из озера не желательно, так как это вызовет бурный рост водорослей и скажется на качестве воды и на экосистеме всего водоема.

Вопрос уровня воды в Кинерете в Израиле настолько важный, что после очередного зимнего дождя в новостях обязательно объявляют: насколько сантиметров поднялся уровень воды в озере.

Кинерет

МЕСТО РЫБНОГО ПРОМЫСЛА

Озеро до сих пор богато рыбой и является местом рыбного промысла. В Кинерете сосредоточено две трети всей рыбы Израиля. Уровень добычи составляет 2000 тонн в год. В Кинерете водится порядка 25 видов рыб, среди которых сом, кефаль, тостолобик, тиляпия и др. А, такая рыбка как кинеретская сардинка не встречается больше нигде в мире кроме озера Кинерет.

Популярную, особенно среди туристов, рыбу тиляпию, величают «рыба святого Петра». История возникновения этого названия отсылает нас к Евангелию от Матфея, согласно которому в те давние времена всякий еврей старше 20 лет должен был ежегодно платить налог в размере 2 драхм на содержание Храма.

Но, у Иисуса не было денег, и тогда он попросил Петра сходить к морю, закинуть удочку и заплатить налог той монетой, которую найдет во рту у первой пойманной им рыбы. Считается, что этой рыбой и была тиляпия. За жабрами рыбки до сих пор можно разглядеть два темных пятна, якобы следы от пальцев самого Апостола.

На иврите теляпию называю – амнун, на арабском языке – мушт.

Пятнадцать лет назад в озере начали разводить раков, для чего завезли австралийского рака. Раки прижились и замечательно размножаются. Так что ловят в озере не только рыбу.

ОТДЫХ НА БЕРЕГАХ ОЗЕРА

Библейские истории охотно оживают на берегах озера для паломников и туристов: здесь Вам предложат покататься на такой же лодке, как была у Петра и половить рыбу.

В районе озера сосредоточено множество святых мест, храмов и монастырей (Капернаум, гора Блаженств, Табха).

Кинерет

Через озеро с севера на юг протекает река Иордан, соединяющая его с Мертвым морем. На юге озера, там где вытекает Иордан, находится туристический центр Ярденит, где для паломников созданы все условия для того чтобы окунуться в воды библейской реки.

Одним из любимейших городов для туристов и самых израильтян является город Тверия. Тверия наряду с Иерусалимом, Цфатом и Хевронов входит в число святых городов Израиля. После разрушения Второго Иерусалимского Храма именно Тверия стала оплотом иудаизма. Здесь находятся величайшие святыни иудаизма – места захоронения великих еврейских мудрецов. Среди которых гробницы: рабби Иоханана Бен-Заккая, рабби Акивы, рабби Меира Баал-а Неса, рабби Моше бен-Маймона (Рамбама — Маймонида). Множество исторических и других культурных памятников находится именно в Тверии.

В Тверии на берегу озера Кинерет расположены термальные купальни «Хамей Тверия». Здесь 17 минеральных источников с температурой до 63 градусов бьют с глубины 2000 метров и славятся уникальным минеральным составом. На их основе, а так же с использованием лечебных грязей (пилома) развит бальнеологический туризм.

Карта мест для кемпинга на озере Кинерет

Карта мест для кемпинга на озере Кинерет

Вокруг озера сосредоточено множество пляжей как оборудованных, так и диких где можно искупаться и замечательно отдохнуть, любуясь окружающими красотами. А если взять с собой палатку, мангал и свеже пойманную рыбу, которую можно купить недорого либо в Тверии на знаменитом рыбном рынке, то такой отдых запомнится надолго.

Источник

20 интересных фактов о Кинерете

Примерно 2000 лет назад район озера Кинерет был местом, где Иисус читал свои проповеди, исцелял, воскрешал, ходил по воде, а позже эта область стала центром деятельности его учеников и последователей.

20 интересных фактов о Кинерете

1.На Галилейском море бывают сильные бури, в 1976 г. после сильной бури была обнаружена лодка, которой по заключению учёных насчитывается 2000 лет..

2. На русском языке у Кинерета есть еще по крайней мере три названия — Тивериадское озеро (так его после захвата Страны Израиля называли мусульмане), Генисаретское озеро (если верить Иосифу Флафию, это название было в ходу в римскую эпоху) и Галилейское море. Основное же ивритское название объясняется внешней формой озера, напоминающей арфу (на иврите – кинор).

3. Вопреки скромным размерам – 21-22 км в длину и 12 км в ширину в самой широкой части — Кинерет никак не назовешь заурядным озером. Начнем с того, что это самое низкое пресноводное озеро на Земле: высота зеркала озера обычно находится между отметками 209 и 213 метров ниже уровня мирового океана.

4. Площадь водосборного бассейна Кинерета составляет 2730 квадратных километров, из которых примерно 730 находятся за пределами границ Израиля. Она начинается в ливанских горах, включает в себя долину Аюн, Голанские высоты, всю восточную Галилею и долину Хула. Но большую часть притока воды в озеро обеспечивает река Иордан.

5. Невероятно но факт: один лишь Кинерет обеспечивает от четверти до трети всех водных нужд Израиля, страны с населением более 8 миллионов человек. А ведь по условиям мирного договора с Иорданием Израиль вынужден еще и передавать часть воды озера нашим восточным соседям. Поэтому уровень воды в Кинерете волнует чуть ли не всех израильтян: о нем сообщают в новостях, и известие о том, что уровень поднялся на один-два сантиметра вызывает неподдельную радость.

6. Уровень воды в Кинерете регулярно измеряют еще с 1926 года. Максимального наполнения водоем достиг 27 января 1969 года – уровень воды в этот день составил -208.20 метров. А вот 29 ноября 2011 года он опустился до пугающей отметки -214.87 метров. По существующему в Израилю закону это минимально допустимый уровень, ниже него воде опуститься не дадут.

20 интересных фактов о Кинерете

7. Когда Кинерет полностью заполнен водой, его максимальная глубина составляет 46-47 метров. Обычным туристам нырять на такую глубину нет никакого резона (тем более, что на ней нулевая видимость), а вот профессиональным водолазам иногда приходится. В последние годы они делают это, чтобы найти тело пилота Якира Наве, учебный самолет которого потерпел крушение и упал в воды Кинерета в 1962 году. Несколько лет назад – после полувековых поисков! — удалось наконец обнаружить на заиленном дне озера обломки самолета, и теперь остается последнее: найти тело летчика, чтобы предать его земле.

Читайте также:  Прослушать чайковского лебединое озеро

8. Мало кто знает, что из дна озера бьют источники с… соленой водой. Такие же источники выходят на поверхность и вблизи берегов Кинерета. До 1964 года вода из них попадала в озеро, но 50 лет назад был введен в строй специальный «Соленый водовод», цель которого собирать воду соленых источников и направлять ее в Иордан, огибая Кинерет.

9. По оценкам историков, на протяжении тысячелетий озеро стало свидетелем не менее 28 нашествий и завоевательных походов. Об одном из них подробно рассказывает и библейский текст: в 854 году до н.э. на берегу Кинерета царь Израиля Ахав разгромил армию арамейских интервентов под руководством царя Дамаска Бен-Хадада. Прошло 29 веков, но это описание звучит весьма актуально…

10. В 1908 году неподалеку от берега озера было создано первое еврейское сельскохозяйственное поселение нового вида: коллективное хозяйство, получившее логичное название – подворье Кинерет. Здесь еврейскую молодежь обучали премудростям сельского хозяйства и готовили к трудностям и лишениям, связанным с заселением пустынной страны. Очень быстро идеи коллективизма приобрели конкретную форму, и рядом с подворьем возник первый кибуц Дгания.

11. В Тверии имеется поющий фонтан, который бьёт прямо из воды Кинерета.

12. Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле — 213 м ниже уровня моря. Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды.

13. В озере водится по меньшей мере 27 видов рыб, в том числе знаменитые черная кефаль и тиляпия (на иврите — амнун, в христианской традиции «рыба святого Петра»). Ежегодно профессиональные рыбаки и любители вылавливают здесь примерно 2000 тонн рыбы. Впрочем, из-за интенсивной добычи количество рыбы в Кинерете уменьшается, и сегодня всерьез поговаривают о введении полного запрета на ловлю рыбы в озере хотя бы на несколько лет.

14. Четыре вида рыб Кинерета являются эндемиками, то есть не встречаются нигде в мире кроме Кинерета. Среди них и самый распространенный «житель» озера – кинеретская сардинка (Acanthobrama terrae-sanctae). К несчастью для рыбаков, сардинка, будучи самой массовой рыбой Кинерета, считается и наименее ценной. Разбалованный израильский потребитель ее не жалует, а маленькие сардины приходится и вовсе выбрасывать.

15. В Тверии, самом крупном населенном пункте на берегу Кинерета, на протяжении веков рыболовство было одним из основных источников дохода для многих семей. Сто лет назад в борьбе за лицензию на рыбную ловлю на озере сошлись еврейское семейство Гольдцвайг и арабское семейство Хури. К концу турецкого правления в Эрец Исраэль они поняли, что лучше сотрудничать, чем воевать, и, соединив свои рыбные империи, превратились в монополистов и настоящих «царей Кинерета», на которых работали сотни арабских рыбаков.

16. Упоминается в Ветхом Завете как море Киннереф (Чис.34:11), или море Хиннерефское (Нав.12:3). Многократно упоминается в Евангелии как Галилейское море (Мк.1:16 и др.), Тивериадское море (Ин.21:1), Геннисаретское озеро (Лк.5:1), просто озеро (Лк.8:22-23, Лк.8:33 и др.), или море (Мк.4:35-41, Мф.8:24, Мф.4:18 и др.).

17. Что скрывается в водах Кинерета кроме рыбы? В 2013 году на дне в юго-восточной части озера обнаружили монументальное строение, которому предположительно 5000 лет. Даже его размеры поражают — рукотворная структура состоит из базальтовых блоков длиной в один метр каждый, таким образом, диаметр рукотворной структуры достигает примерно 70 метров, высота — более 10 метров, а общий вес — около 60 тысяч тонн. Осталось дождаться подводных раскопок, чтобы выяснить, как, кем и зачем было построено это сооружение.

18. Израильтяне так любят Кинерет, что это слово стало еще и довольно распространенным женским именем. И хотя Кинерет стремились запечатлеть чуть ли не все великие художники прошлого от Брейгеля и Рембрандта до Айвазовского и Рериха, самое большое отражение особое отношение к нему получило в современной израильской культуре. Ну а главными трубадурами Кинерета по праву считаются две поэтессы, жившие и похороненные на его берегу – Рахель и Наоми Шемер.

19. Каждую осень, начиная с 1954 года, проводится народный заплыв через Кинерет. Следует признать, что отдельные смельчаки проделывали этот путь с востока на запад еще в 1930-х и 1940-х годах, а в 1944 году пловец тель-авивского спортивного общества «Хапоэль» впервые переплыл озеро с юга на север в самой длинной его части – 22 километра водной глади он преодолел за 9 часов 39 минут и 44 секунды. После создания Израиля жители примыкающих к Кинерету кибуцев соревновались в еще более экстремальном упражнении – командном спасательном заплыве: каждой группе из пяти участников требовалось не просто переплыть озеро, но и доставить с собой шестого участника, не умеющего плавать. Однако в последние 60 лет экстрим сменился массовостью, и теперь каждый раз в заплыве участвует более 10 тысяч человек.

20. В последние годы Израилю удается значительно увеличить количество опресняемой морской воды. Это значит, что в будущем можно будет сократить забор воды из Кинерета. Интересно, что в дни праздника Песах откачивание воды из озера для питьевых нужд прекращается уже сегодня. Дело в том, что находящиеся в воде Кинерета хлебные крошки превращают ее в непригодный для Песаха хамец!

Источник



Кинерет

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Озеро Кинерет (Тивериадское озеро, Галилейское море) — озеро на северо-востоке Израиля, самое низкое пресноводное озеро на Земле: Кинерет находится на 213 м ниже уровня моря. В озеро втекает и вытекает река Иордан (Ярден). Площадь озера — 165 км². Максимальная глубина — 45 м. Название «Кинерет», согласно одной из версий, происходит от слова «кинар» или «кинор» — это название музыкального инструмента типа арфы, на форму которого похожи очертания озера. По другому объяснению, название озера связано с росшими там плодами, также называвшимися «кинар».

На западном берегу озера Кинерет расположен город Тверия, который считается одним из четырех святых еврейских городов (наряду с Иерусалимом, Цфатом и Хевроном). Тверия и дала Кинерету второе название — Тивериадское озеро.

В Устной Торе Кинерет часто называется Генисаретским по названию прилегающей к нему долине Гиносар (Генисарет) — от ивритского «ганей сарим», т.е. «сады вельмож» (Берешит Раба, 98:22), что намекает на плодородие берегов Кинерета.

Оглавление

Географические данные [↑]

Низкое расположение озера Кинерет относительно уровня моря связано с тем, что Кинерет находится в северной части т.н. Сирийско-африканского разлома, проходящего через реку Иордан (Ярден), Мертвое море и Эйлатский залив Красного моря.

Уровень воды в Кинерете подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления.

Протяженность озера в длину (с севера на юг) — 23 км, в ширину (с запада на восток) — 11 км.

С севера в Кинерет впадает несколько рек, берущих начало на горах Ливана и на соседствующих с озером с востока Голанских высотах. Одна из этих речушек — река Иордан, которая затем вытекает из озера с южной стороны.

Западный и восточный берега озера — крутые, составленные из базальтовых пород (черного цвета), что придает озеру особый колорит.

Издревле озеро Кинерет было богато рыбой, уже в эпоху Первого Храма здесь был хорошо развит рыболовный промысел.

Надел колена Нафтали [↑]

Из Торы нам известно, что во времена праотца Авраама (2 тысячелетие до н.э.) на берегах Кинерета жили ханаанейские племена.

Позднее, когда евреи во главе с Иеошуа бин Нуном вошли в Землю Израиля и начали завоевывать ее, территория на западном берегу озера отошла к колену Нафтали (см. Книгу Иеошуа).

На месте нынешней Тверии в то время был город Раккат, а немного южнее — Хаммат. Название последнего, по-видимому, свидетельствует о расположении рядом с ним горячих источников («хам» на иврите «горячий»). Источник Хамей Тверия существует в этом месте и сейчас.

Эти земли были исключительно плодородны, что по мнению мудрецов, было результатом благословения, которое получил Нафтали от своего отца Яакова: «Нафтали — лань вольная, он воздает речи прекрасные» (Берешит, 49:22). Раши объясняет: «Это долина Гиносар, где плоды поспевают с той же легкостью, как легок бег лани». А слова «прекрасные речи» означают, по Раши, благодарность за изобилие плодов.

Плоды долины Гиносар не раз упоминаются в Мишне и Талмуде. Так, в трактате Вавилонского Талмуда Псахим (8, 72) на вопрос, почему этих плодов нет в Иерусалиме, дается такой ответ: чтобы паломники, идущие в Храм, не сказали, что единственная цель их посещения Иерусалима — поесть этих плодов.

Во время нашествия ассирийских царей в 3187 (573 г. до н.э.) надел Нафтали был захвачен, а жители уведены в плен (см. Седер а-дорот).

Впоследствии этот район попал под власть Персии, а затем Греции. В эллинистическую эпоху к северо-востоку от Кинерета возникла греческая колония Сусита (сейчас — археологический заповедник).

Во времена Мишны и Талмуда [↑]

Евреи вновь поселились в этих краях только 500 лет спустя, в I в. до н. э., когда район был завоеван Александром Янаем. В начале I в. н. э. сыновья царя Ирода основали на развалинах Ракката Тивериаду (Тверия), названную в честь римского императора Тиберия.

Период после разрушения римлянами Второго Храма в 3828 году (68 г.н.э.), а в особенности после подавления восстания Бар Кохбы в 3895 году (135 г. н.э.), был эпохой жестоких гонений, когда тысячи евреев были изгнаны из страны, а соблюдение заповедей, изучение и преподавание Торы каралось смертной казнью. Иерусалим практически полностью был разрушен; евреям запрещалось селиться в бывшей столице и окрестностях.

Северная часть Земли Израиля меньше пострадала от гонений; сюда — в Галилею, частью которой является район озера Кинерет — переместился духовный и культурный центр еврейской жизни. Галилейские города — Уша, Циппори, Тверия — стали местом заседания Верховного суда — Санедрина (Синедриона), игравшего особо важную роль после разрушения Храма. Главой (наси) Санедрина был Рабан Шимон бен Гамлиэль, а после него — его сын раби Иеуда а-Наси (Раби). Во времена последнего ситуация в стране ненадолго изменилась: пришедший к власти римский император Антоний Пий симпатизировал евреям, и Раби понял, пришло время позаботиться о том, чтобы Устная Тора не была утрачена. Объединив вокруг себя выдающихся мудрецов своего времени, р. Йеуда а-Наси записал Мишну — свод законоположений Устной Торы.

После его смерти главами Санедрина были сын (Рабан Гамлиэль III), затем внук р. Иеуды а-Наси — раби Иеуда а-Несиа.

Смертью последнего ознаменовался конец эпохи танаев (мудрецов Мишны) и начало талмудической эпохи, эпохи амораев (III-V вв н.э.).

В это время духовный центром Земли Израиля была Тверия, расположенная у берегов Кинерета. Здесь заседал Санедрин — теперь во главе с сыном и внуком р.Иеуды а-Несиа — Рабаном Гамлиэлем IV и р.Иеудой а-Наси II. Здесь же, в Тверии, действовала ешива раби Йоханана — выдающегося мудреца, записавшего Иерусалимский Талмуд — собрание комментариев к Мишне — который на самом деле, по большей части, был записан в Тверии (название «Иерусалимский» объясняется тем, что с Иерусалимом отождествлялась в то время вся Земля Израиля). Совместно с раби Йохананом ешивой руководил Рейш Лакиш, а наиболее известными учениками были р.Элазар бен Педат, приехавшие из Вавилона рав Ами и рав Аси и другие.

Читайте также:  Расстояние от омска до данилова озера муромцевский район

Раннее Средневековье [↑]

В IV веке на развалинах Рима возникла Восточная Римская империя со столицей в Константинополе — Византия, в состав которой входила Земля Израиля.

В это время все более важную роль начало играть христианство, которое противопоставило себя иудаизму. Преследования евреев набирали силу по всей стране. Кинерет имел для них особое религиозно-историческое значение. Окрестности озера стали своего рода христианской святыней, вдоль его берегов было построено множество церквей. В 4111 (351) году были разрушены ешивы в Тверии и Ципори, многие мудрецы бежали в Вавилон, а в 4185 (425) году император отменил пост наси — главы Санедрина, после чего Верховный еврейский суд перестал существовать.

И только после завоевания Земли Израиля арабами в 4394 (634) году евреи стали возвращаться в эти места.

В VIII веке Тверия вновь стала важнейшим духовным и политическим центром. В X веке здесь возникла знаменитая тивериадская школа Масоры, разработавшая систему записи огласовок и мелодии чтения Торы (см. темуСвиток Торы) и ТаНаХа. В трудах двух династий исследователей — семей Бен-Ашер и Бен-Нафтали — были разработаны символы, позволившие зафиксировать традицию записи и чтения Торы, полученную на горе Синай и передававшуюся из поколения в поколение. Эта система записи используется и сейчас (см. статью «Когда появилась Масора и огласовки в иврите?»).

В 4831 (1071) году Эрец Исраэль захватили турки-сельджуки, что побудило европейцев начать крестовые походы. В итоге, в конце XI века область, прилегающая к Кинерету, была захвачена крестоносцами. Они построили мощные укрепления на западном берегу озера и боролись за приобретение контроля над его восточным берегом, где воздвигли крепость Курси.

В 4947 (1187) году у горы Хаттин, в 6 км от Тверии, произошла битва между крестоносцами и войсками султана Салах-ад-Дина (Саладин). Битва при Хаттине завершилась полным поражением крестоносцев и предопределила исход всего противостояния мусульман и крестоносцев на Ближнем Востоке: хотя в дальнейшем также имели место военные столкновения, все же мусульмане окончательно утвердили свою власть над Эрец Исраэль и над регионом в целом.

С 1247 года Тверия находился под властью сарацин, долгое время оставаясь небольшим, малозначительным городом.

Еврейская община Тверии в период исламского владычества [↑]

В 5325 (1565) году султан Сулейман, под чьей властью находилась тогда Эрец Исраэль, отдал Тверию и ее окрестности во владение своему придворному Йосефу Наси, происходившему из семьи марранов — с тем, чтобы организовать там большое еврейское поселение. Йосеф был беженцем из Португалии в Турцию, вернувшимся к соблюдению еврейских законов. Он начал отстраивать крепостные стены города и разослал письма в общины Европы с призывом переселиться в Святую Землю. Однако местные жители-арабы взбунтовались, и план не удался.

В середине XVIII века шейх Захир аль-Омар (Дагир), властитель Галили в период Османской империи, предложил евреям снова поселиться в Тверии, которую он сделал своей столицей. При его содействии здесь был отстроен и обнесен стеной еврейский квартал со всеми необходимыми зданиями (в том числе баней и маслодавильней). Возглавить новую общину был приглашен раби Хаим Абулафия из Турции. В Тверию, к берегам Кинерета, начали переезжать еврейские семьи из Цфата. Во второй половине XVIII века сюда группами переселялись хасиды из Восточной Европы.

На протяжении XIX и первой половины XX века численность населения еврейского квартала сильно увеличилась.

Область озера Кинерет в первой половинеXXвека

Еще в начале XX в. в районе Кинерета начали создаваться еврейские сельскохозяйственные поселения — кибуцы. Первый кибуц, Дгания, был основан еще в 1909 году у юго-восточной оконечности озера.

В период британского мандата возникло несколько поселений на западном и южном берегах озера, на восточном берегу был создан кибуц Эйн-Гев.

Для сильно разросшейся еврейской общины Тверии в этот же пиреод были построены новые районы — Шхунат Ахва, Кирьят Шмуэль и Шхунат а-Рамбам.

Один из этих районов, Кирьят Шмуэль, в 5698 (1938) году подвергся нападению арабов, которые ворвались в квартал, стреляя и поджигая дома. Была сожжена синагога, а синагогальный служка убит возле свитка Торы. Всего погибло 19 евреев, в том числе 11 детей. А вскоре бандитами был убит мэр города Заки Алхариф — еврей, пользовавшийся поддержкой всего населения, в том числе арабского.

Кинерет в составе государства Израиль [↑]

В 5708 (1948) году в результате победы евреев в Войне за Независимость, западный и южный берега Кинерета стали частью Государства Израиль. Линия прекращения огня — т.н. «Зеленая линия» — пролегла по восточному берегу озера. Таким образом, водная гладь Кинерета полностью оказалась под контролем Израиля.

В память о боях за Тверию в центре города была установлена старая французская пушка XIX века — единственное артиллерийское орудие на вооружении еврейских отрядов во время сражения.

К сожалению, вскоре после этого израильские власти начали разрушать Старый город Тверии. За полгода (1948-49) было разрушено более 600 зданий — почти все городские постройки. Объяснялись эти действия отсутствием гигиены, ветхостью зданий и опасением, что арабы вернутся в свои дома. Территория простояла заброшенной в течении десятилетий, и только в 70-х годах началась ее реконструкция. Так погиб исторический центр города, формировавшийся на протяжении веков, и распалась существовавшая здесь община.

Еще большую горечь вызывает разрушение старых кладбищ вокруг Тверии, на месте которых собирались вести застройку. Это повлекло за собой резкое противодействие религиозного населения Израиля; были организованы многочисленные демонстрации, которые жестоко подавлялись. Насколько нам известно, часть кладбищ была снесена, но часть удалось отстоять — например, в южной части города, где, согласно одной из версий, похоронен знаменитый танараби Меир Бааль а-Нес.

После образования Государства на берегах Кинерета возникло много новых поселений — Мааган, а-Он, Тель-Кацир, Алмагор и другие.

Вплоть до Шестидневной войны Кинерет находился на границе Израиля и Сирии. С сирийского берега не раз велась стрельба по еврейским посёлкам. Но в 1967 г., в результате победы в войне, граница отодвинулась на 20 км на восток, к Израилю были также присоединены Голанские высоты, и Кинерет стал внутренним озером. На его восточном берегу и склонах Голан были созданы жилые зоны и курорты: Амнон, Рамот, Хамат-Гадер (сероводородные источники), религиозный курорт Кинар.

Развивается и Тверия: здесь строятся новые районы, в которых селятся молодые религиозные семьи.

Озеро Кинерет сегодня [↑]

В настоящее время район Кинерета — известный центр туризма и отдыха. Вокруг озера расположены многочисленные туристические объекты, пляжи, гостиницы, а также музеи археологии. С севера, в устье реки Иордан создан парк-заповедник; в Хамат-Гадер — крокодиловая ферма.

С ростом населения Израиля Кинерет стал важнейшим резервуаром пресной воды. В наше время при Институте по исследованию водоемов работает лимнологическая лаборатория, которая совместно с государственными инстанциями отвечает за экологию Кинерета и его окрестностей.

Рядом с озером расположены рыбоводческие хозяйства и резервуары водопроводной компании.

В озере ведётся коммерческий лов рыбы, время от времени прекращаемый по экологическим соображениям.

Уровень воды в Кинерете — особая проблема. Он неуклонно опускается ниже «красной» и «черной» (критической) линий. Сегодня озеро уже не может полностью обеспечить потребность Израиля в пресной воде. В последние годы строятся опреснительные установки, которые позволят использовать для этих целей также и морскую воду.

Могилы праведников в Тверии и окрестностях [↑]

В Тверии и ее окрестностях находится множество могил еврейских праведников разных эпох.

Прежде всего, здесь похоронены мудрецы Мишны и Талмуда. Кроме раби Меира, здесь похоронены раби Акива, раби Йоханан бен Закай, Элиэзер бен Оркенус, р.Ами и р.Аси.

Здесь же находятся могилы великих мудрецов более поздних эпох: Рамбам, Рамхаль, Шла а-Кадош (р.Йешая бар-Авраам а-Леви Гурвиц) и многие, многие другие.

Сюда, к могилам праведников, приезжает множество людей, чтобы помолиться и почитать Теилим (Псалмы Давида). Молитва на могилах праведников имеет особую силу. Мы просим Вс-вышнего помочь нам, и молитва принимается в заслугу этих людей. Их добрые дела и заповеди, выполненные при жизни, помогают нам выстоять на Небесном суде.

Область Кинерета перед приходом Машиаха [↑]

Изучая историю района, прилегающего к озеру Кинерет, мы ясно видим, что в настоящее время он переживает упадок. Если прежде эти места находились на пересечении важных торговых путей (отсюда открывался путь в Дамаск, Вавилонию и другие центры тогдашней цивилизации), то теперь границы закрыты, и невозможно уехать дальше Голанских высот. Если озеро еще недавно было полноводным (в 1934 году Тверия пострадала от сильнейшего наводнения), то сейчас оно все больше и больше мелеет, а, как известно, обилие воды является признаком посланного Свыше благословения, когда человек ни в чем не испытывает нужды.

И самое главное — это, конечно, судьба Тверии. Важнейший духовный и политический центр, на какое-то время заменивший собою Иерусалим, превратился в наше время в курортный город, где на тысячи отдыхающих приходится небольшая кучка евреев, молящихся в трех чудом уцелевших старинных синагогах. И только могилы праведников сохранили атмосферу былой духовности и напоминают о величии прошлого.

В чем причина такого падения?

Ответ на этот вопрос дает трактат Талмуда Рош а-Шана. Здесь описываются переезды Санедрина после разрушения Второго Храма: из Иерусалима в Явне, из Явне в Уша, оттуда — в Шфарам, затем в Бейт Шеарим, в Ципори и, наконец, в Тверию. Санедрин, по словам Талмуда, уходит в изгнание и опускается все ниже и ниже. «А Тверия глубже всех…», — пишут мудрецы и прибавляют: «и оттуда в будущем (придет) избавление» (Рош а-шана, 31Б). Комментарий Раши дополняет, что слова «глубже всех», по-видимому, означают также и географическое положение Кинерета — ниже уровня моря.

Теперь становится понятным, почему Тверия и весь район озера Кинерет утратили свое былое значение: их упадок непосредственно предшествует приходу Машиаха.

Возможно, начало этого процесса мы видим уже сейчас: в последние годы вокруг исторической части Тверии строятся обширные религиозные районы, в которых покупают квартиры сотни молодых еврейских семей.

Будем надеяться, что Машиах придет очень скоро, в наши дни!

Источник

Adblock
detector