Меню

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев определить тему

Литературное чтение. Программа В.Ю. Свиридовой

Итоговые контрольные и проверочные работы

Контрольные работы выполняются в течение нескольких уроков (на протяжении 1–2 недель). На одном уроке выполняется только один блок заданий (работа с одним текстом).
Все учащиеся работают одновременно. Текст работы предоставляется каждому ученику в отпечатанном виде.
При замере скорости чтения учитель дает первый сигнал спустя несколько секунд после начала чтения (дети ставят вертикальную черту) и второй – через минуту после первого. сигнала (дети снова ставят вертикальную черту). Учащиеся читают тихо, вполголоса.
Знаком * отмечены диагностирующие задания. При оценивании контрольной работы в целом результат их выполнения не фиксируется отметкой.

1-й класс

Задание 1

Проверка техники чтения

1. Начни читать текст. По сигналу учителя остановись и отметь место, где читаешь, карандашом.

Барсучий нос (отрывок из рассказа)

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.
Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

(К. Паустовский)

Вопросы и задания

2. Дочитай текст.
3. Отрывок из какого произведения ты прочитал?

4. Найди в тексте описание осенней природы, подчеркни прямой линией.

5. С чем автор сравнивает воду? Подчеркни строчки волнистой линией.

6*. Придумай заголовок к этому тексту. Запиши его.

Задание 2

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло.
И, куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные кусты.
Дремлет лес: ни звука –
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.

(И. Суриков)

2. Что ты передаешь, читая стихотворение? Отметь « » правильный ответ.

а) Радость, веселье;
б) спокойствие, радость;
в) печаль, задумчивость.

Подчеркни одной линией слова, где о неживом говорится как о живом.
Найди многоточие в стихотворении. Что обозначает этот знак? Отметь знаком « » правильный ответ:

а) Не делая пауз, надо быстро дочитать стихотворение;
б) при чтении нужно сделать паузу;
в) надо 5 минут помолчать.

Уровни выполнения работы

Задание 1

Пункт 1. Проверка техники чтения

1. Темп чтения (при норме 25 слов в минуту):

4-й уровень – выше нормы;

3-й уровень – 20–25 слов в минуту;

2-й уровень – 15–20 слов в минуту;

1-й уровень – менее 15 слов в минуту.

Правильные ответы

4. Первое предложение и последний абзац.

5. Второй абзац: . и голубая вода казалась черной, как деготь.

6.* Возможные варианты: «Осенняя рыбалка на озере», «Осенняя рыбалка», «Рыбалка на озере», «Осенью на озере».

4-й уровень – в целом всё выполнено верно;

3-й уровень – в целом всё выполнено верно, но есть 2–3 отдельных недочёта;

2-й уровень – выполнена половина заданий;

1-й уровень – задания не выполнены или выполнено меньше половины заданий.

Задание 2

Анализ стихотворения

Пункты 2–4

Правильные ответы

4-й уровень – в целом всё выполнено верно;

3-й уровень – в целом всё выполнено верно, но есть 1 отдельный недочёт;

2-й уровень – выполнено 1 задание;

1-й уровень – задания не выполнены или каждое выполнено с недочетами.

2 класс

Задание 1

1. Начни читать текст. По сигналу учителя остановись и отметь место, где читаешь, карандашом.

Как ни стараются птицы зимой отыскать еду, часто им приходится очень трудно. И тогда они начинают не только смотреть, где что можно найти, но и слушать. Вернее – прислушиваться: не стучит ли где-нибудь поблизости дятел?
Если стучит – долбит в своей кузнице шишку, это, конечно, неплохо: может быть, несколько семян и достанется синицам и пищухам из разбитой шишки.
Но ещё лучше, если дятел долбит дерево. Иногда чувствует дятел, что под корой скопилось много зимующих насекомых или личинок. Тогда – раз! – ударит как-то по-особому – и большой кусок коры отлетит в сторону. А на нём и на обнажённом стволе – еда. Да ещё сколько! Дятел добрый – он не прогоняет птиц. Пожалуйста, всем хватит. А не хватит – найдём другое дерево.
Вот и летят синицы, поползни и пищухи на стук дятла. Прилетают и корольки. Поедят – и улетят. До следующего раза. А вот другие птицы уже стараются не улетать далеко от дятла. И кочуют вместе с ним по лесу.
Потом придёт весна. Появится у птиц еда, придут заботы и хлопоты. Разлетятся птицы кто куда. В хлопотах и заботах забудут и про дятла, и друг про друга.
У дятлов тоже свои заботы. Деловито перелетают они с дерева на дерево. Крылья у них короткие – в лесу удобны такие крылья, но далеко на них не улетишь. Да дятел и не собирается никуда улетать. Всю жизнь живёт он в лесу, среди деревьев, которые он спасает от опасных вредителей, рядом с птицами, которых спас и ещё спасёт, возможно, от голода и которые, возможно, появились на свет в его бывших домах.
Летает дятел по лесу и, может быть, радуется всему этому. А почему бы и нет? Может быть, птицы тоже умеют радоваться?

(По Ю. Дмитриеву)

Вопросы и задания

2. Дочитай текст.

3. Определи жанр текста, из которого взят этот отрывок. Правильный ответ обведи.

а) Авторская сказка;
б) научно-популярная статья;
в) рассказ.

4. Придумай заголовок и запиши его.

5. Найди в тексте и подчеркни волнистой линией названия зимующих птиц.

6. Почему дятел не улетает из своего леса? Найди в тексте ответ на вопрос и подчеркни прямой линией.

Задание 2

1. Прочитай стихотворение:

Дома я один бываю,
Но без дела не скучаю:
Вырезаю из бумаги
Самолёты, звёзды, флаги;
Мурку азбуке учу
И на Мурку не ворчу;
Сам рисую лес и речку,
Птиц, зверей и человечков;
Завожу ключом коня,
Чтобы конь возил меня.

Вопросы и задания

2. Какие строчки могут вызывать улыбку у читателя? Подчеркни их волнистой линией.

3. Кто скрывается в стихотворении за словом «я» и является рассказчиком – мальчик или девочка? Почему ты так думаешь?

4. Найди рифмы. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.

Задание 3

Определение стилевой принадлежности текста

1. Прочитай тексты.

1. Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.
Заметил, наконец, в голубой луже голубую звёздочку. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал ёжик и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красивое солнышко.
Вот ёж смеялся. Очень.

2. Обыкновенный ёж – самый крупный представитель отряда насекомоядных в наших лесах. Длина тела – 230–310 мм, длина хвоста – 19–30 мм, масса тела – 280–1300 г. Самцы несколько больше самок. Морда вытянутая, подвижная, глаза круглые, уши короткие (менее 35 мм), закругленные, почти спрятаны в меху. Голова, спина и бока покрыты иглами длиной 25–35 мм.
В России чаще встречается серая окраска (голова, бока и брюхо), иглы с темными поперечными полосами. У ежей слабое зрение, но прекрасное обоняние и слух.
Питаются ежи в основном взрослыми насекомыми (жуками, уховертками), гусеницами, реже – дождевыми червями. Ежи ведут одиночный ночной образ жизни.

(Из энциклопедии)

2. В каком из текстов ощущаются присутствие автора, его чувства, мысли? Обведи нужный ответ.

а) В обоих текстах;
б) во втором тексте;
в) в первом тексте.

3. Определи, какой текст художественный, а какой – научный. Обведи правильное утверждение.

а) Первый – научный, второй – художественный;
б) первый – художественный, второй – научный.

4. Как автор относится к ёжику? Найди и подчеркни те слова и выражения, которые передают это отношение.

Уровни выполнения работы

Задание 1

Пункт 1. Проверка техники чтения

Темп чтения (при норме 50 слов в минуту):

4-й уровень – выше нормы;

3-й уровень – 40–50 слов в минуту;

2-й уровень – 30–40 слов в минуту;

1-й уровень – менее 30 слов в минуту.

Пункты 3–6

Правильные ответы

4. Спасибо дятлу, Лесной помощник.

5. . синицы, поползни и пищухи на стук дятла. Прилетают и корольки.

Читайте также:  Какие рыбы живут в озерах реках

6. «Крылья у них короткие – в лесу удобны такие крылья, но далеко на них не улетишь. Да дятел и не собирается никуда улетать. Всю жизнь живёт он в лесу, среди деревьев, которые он спасает от опасных вредителей, рядом с птицами, которых спас и ещё спасёт, возможно, от голода и которые, возможно, появились на свет в его бывших домах».

4-й уровень – в целом всё выполнено верно;

3-й уровень – в целом всё выполнено верно, но есть 2–3 отдельных недочёта;

2-й уровень – выполнена половина заданий;

1-й уровень – задания не выполнены или выполнено меньше половины заданий.

Задание 2

Пункты 2–4

Правильные ответы

2. Мурку азбуке учу.

3. Лирический герой – мальчик, он говорит о себе: «сам».

4. Бываю – скучаю, бумаги – флаги, учу – ворчу, речку – человечков, коня – меня.

4-й уровень – в целом всё выполнено верно;

3-й уровень – в целом всё выполнено верно, но есть 1 недочёт;

2-й уровень – выполнено 1 задание;

1-й уровень – задания не выполнены или каждое выполнено с недочетами.

Задание 3

Пункты 2–4

Правильные ответы

4. Ёжик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко.

4-й уровень – в целом всё выполнено верно;

3-й уровень – в целом всё выполнено верно, но есть 1 отдельный недочёт;

2-й уровень – выполнено 1 задание;

1-й уровень – задания не выполнены или каждое выполнено с недочетами.

3 класс

Задание 1

1. Начни читать текст. По сигналу учителя остановись и отметь место, где читаешь, карандашом.

– Извините, – сказала девочка. – Я ещё не знаю, что такое «конкретно».
– Между тем пора бы и знать, – рассудительно заметил Петька. – Тебе сколько лет?
– Второй день.
Петька засмеялся.
Девочка была беленькая, а ресницы чёрные, и каждый раз, когда она взмахивала ими, у Петьки – ух! – с размаху куда-то ухало сердце.
– Теперь я вас хочу спросить, – сказала девочка. – Скажите, пожалуйста, что это за штука? – Она показала на луну.
– Тоже не знаешь?
– Нет?
– Эта штука называется луна, – сказал Петька. – Ты случайно не с неё свалилась?
Девочка покачала головой.
– Нет, я из снега, – серьёзно объяснила она. – Вчера ребята слепили снежную бабу. Мимо проходил какой-то старик с бородкой.
Она рассказала спокойно, неторопливо, и Петька заметил, что, когда он говорит, изо рта идёт пар, а у девочки не идёт.
– Мальчишки ушли, а он меня переделал. На голове у меня было дырявое ведро – он его сбросил, в руках швабра – он её вынул. Всё время бормотал: «В этом деле я не специалист», – когда делал причёску. «А теперь устроим ей ножки», – когда устраивал ножки.
Она взмахнула ресницами, и у Петьки – ух! – куда-то с размаху ухнуло сердце.
– В общем, я получилась у него так хорошо, что открыть глаза и заговорить – это было не так уж трудно.
– Странная история, – сказал Петька.

2. Дочитай текст.

3. Определи жанр этого текста. Отметь знаком « » правильный ответ.

4. Подчеркни прямой линией в тексте строчки, которые подтверждают твой ответ в задании 1.

5. Подчеркни волнистой линией фразу, которая характеризует отношение Петьки к девочке (столько раз, сколько она встречается в тексте).

6. Напиши, что обозначает выражение с луны свалился. ______

Задание 2

Анализ стихотворения

1. Прочитай стихотворение:

Зима сбежала за ворота
Под беспощадный птичий свист,
И вылупился желторотый,
Ещё дрожащий мокрый лист.
Он жадно ловит капли света,
Он тоже рад бы засвистать.
Когда-нибудь к исходу лета
И он научится летать.

2. Озаглавь стихотворение.__________

3. Напиши, на кого похож лист дерева, о котором говорится в стихотворении.

4. Какие чувства, стремления вызывает нарисованный автором образ?

Задание 3

Анализ текстов разных стилей речи

Прочитай два текста:

Реки засыпают с вечера. Маленькие пораньше, большие попозже. Реки великие засыпают за полночь. Чем больше река, тем больше у неё дел.
Река засыпает не сразу. Сначала птицы умолкают. И тогда услышишь: осока шушукает, под корягой кто-то с боку на бок ворочается, никак не уляжется. Таращит в испуге большие глаза, но вот уже и ромашек не видно. Осока угомонилась, под корягой улеглось. И тут пролетит над рекой ночная птица. Пролетит бесшумно, но где-то в полях крикнет: проверяет, крепок ли сон сегодня.

На Земле много крупных и мелких рек. Маленькие ручьи, сливаясь друг с другом, образуют речки, которые также соединяются и формируют крупные полноводные реки. Их называют главными. Они несут в себе водные потоки всей речной системы. А реки, впадающие в главную, называют притоками.

2. Определи, какой текст художественный, а какой – научный. Отметь правильный ответ. Ответ запиши.

3. Подчеркни строчки, которые являются ответом на вопрос текста: «Что такое приток реки?» В каком тексте ты будешь искать ответ?

4. Запиши ответ на вопрос: «Почему большие реки засыпают позже, чем маленькие?»

5. Подчеркни волнистой линией те части художественного текста, где о неживом говорится как о живом.

Уровни выполнения работы

Задание 1

Пункт 1. Проверка техники чтения

1. Темп чтения (при норме 70 слов в минуту):

4-й уровень – выше нормы;

3-й уровень – 60–70 слов в минуту;

2-й уровень – 50–60 слов в минуту;

1-й уровень – менее 50 слов в минуту.

Пункты 3–6

Правильные ответы

4. Подчеркнуть надо строчки:

«– Тебе сколько лет? – Второй день»;

«– Нет, я из снега, – серьёзно объяснила она»; «– В общем, я получилась у него так хорошо, что открыть глаза и заговорить – это было не так уж трудно».

5. «. У Петьки – ух! – куда-то с размаху ухнуло сердце» – 2 раза.

6. Варианты ответов: «Не знает всем понятных вещей»; «Не знает того, что известно всем», – и т.п.

4-й уровень – в целом всё выполнено верно;

3-й уровень – в целом всё выполнено верно, но есть 2–3 отдельных недочёта;

2-й уровень – выполнена половина заданий;

1-й уровень – задания не выполнены или выполнено меньше половины заданий.

Задание 2

Анализ стихотворения

Пункты 2–4

Правильные ответы

2. Весенний лист, Первый лист.

3. Лист похож на только что вылупившегося птенца, на цыпленка.

4. Возможные варианты ответов:

– «Желание защитить, поддержать»;
– «Увидеть, как лист вырос, каким он стал».

4-й уровень – в целом всё выполнено верно;

3-й уровень – в целом всё выполнено верно, но есть 1 отдельный недочёт;

2-й уровень – выполнено 1 задание;

1-й уровень – задания не выполнены или каждое выполнено с недочетами.

Задание 3

Анализ текстов разных стилей речи

Пункты 2–5

Правильные ответы

2. Первый текст художественный, второй – научный.

3. В научном тексте, во втором тексте. Подчеркнуть надо: . реки, впадающие в главную, называют притоками.

4. «У больших рек дел намного больше, чем у маленьких, поэтому они засыпают позже».

5. Подчеркнуть надо: «Реки засыпают»; «Чем больше река, тем больше у неё дел»; «осока шушукает», «осока угомонилась», «(птица) проверяет, крепок ли сон сегодня».

4-й уровень – в целом всё выполнено верно;

3-й уровень – в целом всё выполнено верно, но есть 1 отдельный недочёт;

2-й уровень – выполнено 2 задания с 1 недочетом;

1-й уровень – задания не выполнены или каждое выполнено с недочетами.

4 класс

Задание 1

Анализ волшебной сказки

1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь вертикальную черту в том месте, где ты остановился.

. Король приказал позвать служивого перед свои светлые очи.
Вот явился солдат – как следует, при форме, сделал ружьем на караул и стал как вкопанный. Говорит ему король:
– Скажи мне по совести, откуда и куда идешь?
– Ваше королевское величество, не велите казнить, велите слово вымолвить.
Признался во всем королю по совести и стал на службу проситься.
– Наймись, – сказал король, – у меня сад караулить. У меня теперь в саду неблагополучно – кто-то ломает мои любимые деревья, – так ты постарайся, сбереги его, а за труд дам тебе плату немалую.
Солдат согласился, стал в саду караул держать.
Год и два служит – все у него исправно; вот и третий год на исходе, пошел однажды сад оглядывать и видит: половина что ни есть лучших деревьев поломана.
«Боже мой! – думает. – Вот какая беда приключилася! Как заметит это король, сейчас велит схватить меня и повесить».
Взял ружье в руки, прислонился к дереву и крепко-крепко призадумался.
Вдруг послышался треск и шум; очнулся добрый молодец, глядь – прилетела в сад огромная, страшная птица и ну валить деревья! Солдат выстрелил в нее из ружья, убить не убил, а только ранил ее в правое крыло; выпало из того крыла три пера, а сама птица по земле наутек пустилась. Солдат – за нею. Ноги у птицы быстрые, скорехонько добежала до провалища и скрылась из глаз.
Солдат не убоялся и вслед за нею кинулся в то провалище: упал в глубокую-глубокую пропасть, отшиб себе все печенки и целые сутки лежал без памяти.
После опомнился, встал, осмотрелся. Что же? – и под землей такой же свет.
«Стало быть, – думает, – и здесь есть люди!»
Шел, шел – перед ним большой город, у ворот караульня, при ней часовой; стал его спрашивать – часовой молчит, не движется; взял его за руку – а он совсем каменный!
Вошел солдат в караульню. Народу много – и стоят, и сидят, – только все окаменелые; пустился бродить по улицам – везде то же самое: нет ни единой живой души человеческой, все как есть камень! Вот и дворец – расписной, вырезной. Марш туда, смотрит – комнаты богатые, на столах закуски и напитки всякие, а кругом тихо и пусто.
Вдруг входит в палату прекрасная царевна с мамками, с няньками. Солдат отдал ей честь, а она ему ласково поклонилась.
– Здравствуй, служивый! Расскажи, – говорит, – какими судьбами ты сюда попал?
Солдат начал рассказывать:
– Нанялся-де я царский сад караулить, и повадилась туда большая птица летать да деревья ломать. Вот я подстерег ее, выстрелил из ружья и выбил у ней из крыла три пера; бросился за ней в погоню и очутился здесь.
– Эта птица – мне родная сестра; много она творит всякого зла и на мое царство беду наслала – весь народ мой окаменила. Слушай же: вот тебе книжка, становись вот тут и читай ее с вечера до тех пор, пока петухи не запоют. Какие бы страсти тебе ни казалися, ты знай свое – читай книжку да держи ее крепче, чтоб не вырвали, не то жив не будешь! Если простоишь три ночи, то выйду за тебя замуж.
– Ладно! – отвечал солдат.
Только стемнело, взял он книжку и начал читать.
Вдруг застучало, загремело – явилось во дворец целое войско, подступили к солдату его прежние начальники и бранят его и грозят за побег смертью; вот уж и ружья заряжают, прицеливаются. Но солдат на то не смотрит, книгу из рук не выпускает, знай себе читает.
Закричали петухи – и все разом сгинуло!
На другую ночь страшней было, а на третью и того пуще: прибежали палачи с пилами, топорами, молотами, хотят ему кости дробить, жилы тянуть, на огне его жечь, а сами только и думают, как бы книгу из рук выхватить. Такие страсти были, что едва солдат выдержал.
Запели петухи – наваждение сгинуло!
В тот самый час все царство ожило, по улицам и в домах народ засуетился, во дворец явилась царевна с генералами, со свитою, и стали все благодарствовать солдату и величать его своим государем.
На другой день женился он на прекрасной царевне и зажил с нею в любви и радости.

Читайте также:  Рапа озера эльтон что это

2. Дочитай текст.

3. Этот текст – начало сказки (правильный ответ обведи):

а) бытовой;
б) волшебной;
в) кумулятивной;
г) о животных.

4. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?

а) Магические числа;
б) волшебные цвета;
в) волшебного помощника;
г) тотемное дерево;
д) закличку;
е) переход в волшебный мир.

5. Магия какого числа особенно часто используется в этой сказке? Подчеркни волнистой линией эти места в тексте.

6*. Подчеркни фрагмент текста, который свидетельствует о том, что эта сказка не могла быть сложена до принятия христианства.

Задание 2

Анализ рассказа

1. Прочитай текст.

На заставе медвежонку обрадовались. Солдаты передавали его из рук в руки, а медвежонок с опаской поглядывал коричневыми глазенками и прятал нос в мягкую черную шерсть.
Повар Ерохин принес медвежонка в кухню, постелил ему за печкой кусок овчины от старого тулупа и поставил у ног старую солдатскую миску.
Как только наступало время обеда, Мишка бросал все игры и ковылял к кухне, держа передними лапами свою солдатскую миску, как его выучил Ерохин. Там он пристраивался за солдатами в очередь к раздаточному окошку. Ерохин накладывал ему порцию каши, и Мишка отправлялся в угол.
Через несколько минут он с пустой миской останавливался у солдатских столов, и каждый пограничник добавлял ему ложку от своей порции.
Ерохин морщился, качал головой и стыдил:
– Позор, срам! Не пограничник, а побирушка!
Мишка виновато косил глазами в сторону, пограничники защищали его и дружно наполняли миску. А Ерохин протягивал ему на закуску кусок сахару, который оставлял от своей порции.

2. Как пограничники относились к Мишке? (Правильные варианты ответов обведи.)

а) Равнодушно;
б) недобро;
в) агрессивно;
г) с любовью;
д) с уважением;
е) с юмором.

3. Найди в тексте предложения, говорящие об отношении пограничников к Мишке.

4. Подчеркни фрагменты текста, которые помогают понять отношение пограничников к Мишке.

5. Напиши, как изменилось отношение Мишки к солдатам. (2–3 предложения)

Задание 3

Анализ стихотворения

1. Прочитай стихотворение:

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь прозрачными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.

2. Подчеркни прямой линией слова, при помощи которых автор создает живой, подвижный характер родника.

3. Обведи использованное автором сравнение.

4. В первой строфе покажи стрелками рифмующиеся строки.

5*. Волнистой линией подчеркни олицетворение.

Уровни выполнения работы

Задание 1

Пункт 1. Проверка техники чтения

Темп чтения (при норме 90 слов в минуту):

4-й уровень – выше нормы;

3-й уровень – 80–90 слов в минуту;

2-й уровень – 70–80 слов в минуту;

1-й уровень – менее 70 слов в минуту.

Пункты 2–6

Правильные ответы

5. Магия числа 3: «Год и два служит – все у него исправно; вот и третий год на исходе»; «три пера»; «Если простоишь три ночи, то выйду за тебя замуж».

6*. «Слушай же: вот тебе книжка, становись вот тут и читай ее с вечера до тех пор, пока петухи не запоют».

Уровни выполнения работы

4-й уровень – в целом всё выполнено верно;

3-й уровень – в целом всё выполнено верно, но есть 1 отдельный недочёт;

2-й уровень – выполнено 1 задание;

1-й уровень – задания не выполнены или каждое выполнено с недочетами.

Задание 2

Анализ рассказа

Пункты 2–4

Правильные ответы

3. «На заставе медвежонку обрадовались. Солдаты передавали его из рук в руки. »; «Ерохин принес медвежонка в кухню, постелил ему за печкой кусок овчины от старого тулупа и поставил у ног старую солдатскую миску»; «Ерохин накладывал ему порцию каши»; «каждый пограничник добавлял ему ложку от своей порции»; «Ерохин протягивал ему на закуску кусок сахару, который оставлял от своей порции».

4. «Сначала Мишка боялся солдат, а затем освоился, перестал бояться и полюбил их».

Уровни выполнения работы

4-й уровень – в целом всё выполнено верно;

3-й уровень – в целом всё выполнено верно, есть 1 отдельный недочёт;

2-й уровень – выполнено 1 задание;

1-й уровень – задания не выполнены или каждое выполнено с недочетами.

Задание 3

Анализ стихотворения

Правильные ответы

Пункты 2–5

2. «Бьет», «кипит», «играет», «спешит», «крутясь», «бежит».

3. «. под ветвистыми дубами / Стеклом расплавленным бежит».

4. Рифмуются 1–4-я, 2–3-я строки.

5*. «. небеса и лес нагорный / Глядят. ».

Уровни выполнения работы

4-й уровень – в целом всё выполнено верно;

3-й уровень – в целом всё выполнено верно, но есть 1 отдельный недочёт;

2-й уровень – выполнено 1 задание;

1-й уровень – задания не выполнены или каждое выполнено с недочетами.

Источник

Барсучий нос

Барсучий нос

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Читайте также:  Описание озер красноярский край

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верили ему.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

Источник

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Разумовская. §6. Орфограммы корня. Упражнение №46

  1. Прочитайте и спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объясните употребление запятой.
    Ст..яла осень в со(лн, н)це и туманах. Скво(з, с)ь обл..тевшие л..са были видны д..лёкие обл..ка и синий густой воздух. По н..чам в зар..слях вокруг нас ш..велились и др..жали ни(з, с)кие звёзды.
    Озеро около берегов было засыпано ворохами ж..лтых листьев. Их было так много, что мы не м..гли л..вить рыбу. Лески л. .жились на листья и не т(о, а)нули.
    (По К. Паустовскому)
  2. Выпишите слова с орфограммами в корне:
    а) проверяемые гласные и согласные;
    б) непроверяемые гласные и согласные;
    в) чередование гласных;
    г) гласные после шипящих.
  3. Подчеркните однородные члены предложения. Объясните отсутствие запятых между ними.
  4. Составьте схему сложного предложения, выполните его синтаксический разбор.

Решение

Стояла осень в солнце и туманах (обстоятельство). Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух (подлежащее). По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали (сказуемое) низкие
звезды.
Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули (сказуемое).
(По К. Паустовскому)
Запятые между однородными членами предложения отсутствуют из−за одиночного союза и.
Запятая разделяет части сложного предложения
.
а) проверяемые гласные и согласные:
солнце, сквозь, облетевшие, леса, далёкие, по ночам, дрожали, низкие, могли, ловить, тонули;
б) непроверяемые гласные и согласные:
облака, шевелились;
в) чередование гласных:
стояла, в зарослях, ложились;
г) гласные после шипящих:
жёлтых.
Их было так много, что мы не могли ловить рыбу.
[ === ], ( что ___ === ). Предложение повеств., невоскл., сложное, союзное, состоит из двух простых, соединенных подчин. связью.
Главное предложение распр., односоставное, придаточное − двусоставное, распр.

Источник



Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев определить тему

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

текст 1

ВПР6: текст Паустовского К.

Оз..ро около б..р..гов было засыпано ворохами ж..лтых лист..ев. Их было так много, что мы (3) (не)могли ловить рыбу. Лески л..жились на лист..я и (не)т..нули.

Пр..ходилось вые(зж/жж)ать на старом челне на с..р..дину озера, где доцв..тали кувшинки и голубая вода к..залась ч..рной, как дёготь.

Там мы ловили (разно)цветных окуней. (4) Они св..ркали в траве, как сказочные японские п..тухи. Мы вытаскивали оловя(н/нн)ую (2) плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щ..ки лязгали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в со..нце и туманах. Скво(з/с)ь обл..тевшие л..са были видны д..лёкие обл..ка син..й воздух был прозрачен. По ночам в зар..слях вокруг нас шев..лились и др..жали ни(з/с)кие звёзды.

(По К. Паустовскому)

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. (4) Они сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы (3) вытаскивали оловянную (2) плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки лязгали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака, синий воздух был прозрачен. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

Источник

Adblock
detector