Меню

Озеро рица как строили дорогу

Тайна СССР: кто строил дорогу на озера Рица?

В прошлой статье мы говори про главную достопримечательность Абхазии и всего Кавказа – красавицу Рицу. А сегодня давайте поговорим про живописную дорогу к озеру, которая начинается от Рицинского поворота вдоль реки Бзыбь.

С этой дорогой связано много тайн и легенд. Существует огромное множество версий о том кто, когда и зачем строил эту дорогу. Мы хотим вам рассказать основные и самые интересные на наш взгляд.

Дорога на Рицу. Версия 1.

Строительством дороги к озеру Рица занималась немецкая компания Organisation Todt и происходило это с 1932 по 1936 год. Попросил их о помощи сам И.В.Сталин, который не доверил столь сложную работу советским инженерам строителям.

Это довольно популярная версия, которую так часто рассказывают местные «экскурсоводы», но давайте разберемся подробнее.

Тайна СССР: кто строил дорогу на озера Рица?

Немного фактов:

Organisation Todt появилась лишь в мае 1938 года (хотя некоторые источники упоминают про 1931 год), для строительства Западного вала на границе Третьего рейха от Люксембурга до Швейцарии по указанию Адольфа Гитлера. Организация образовалась из тысячи фирм различной специализации, которые Фриц Тодт объединил в 22 военно-строительных управления.

Тайна СССР: кто строил дорогу на озера Рица?

18 июля 1938 года по указу Гитлера эти управления были переименованы в Organisation Todt. Офис организации располагался в г. Висбадене.

Инженер Фриц Тодт действительно занимался строительством автобанов и автомагистралей в Германии с 1933 года. Однако никакого документально подтверждения о том, что Тодт и его команда принимала участие в строительстве дороги к озеру Рицу нет ни в советских ни в немецких архивах.

Тайна СССР: кто строил дорогу на озера Рица?

Подведя итог можно сказать, что дорога действительно строилась в период с 1932 по 1936 гг., но версия об участие в ее строительстве немецкой компании не очень достоверна, хотя что-то в ней есть!

Информация подготовлена по материалам сайта #вабхазиижить

Источник

Кто, когда и где строил дорогу до озера Рица

Кто, когда и где строил дорогу до озера Рица

Интернет и СМИ пестрят публикациями о прокладке подъездной дороги от трассы Новороссийск – Батуми до озера Рица строителями из нацистской Германии. Причем, одни историки утверждают, что до войны, в период с 1932 по 1936 год дорогу до Рицы строила Organisation Todt из Германии, проявляя при этом чудеса смекалки, героизма и извергая из своих недр тысячи оригинальных технических решений по возведению тоннелей разной протяженности через скальные массивы Кавказских гор. Попросил о помощи Организацию Тодта будто бы сам И.В.Сталин, не доверив столь сложную задачу инженерам-строителям из СССР. Для тех, кто верит в эту версию строительства подъездной дороги до озера Рица, объясняю, что Организация Тодта появилась в мае 1938 года (!), когда Адольф Гитлер поставил задачу строительства Западного вала по западной границе Третьего рейха от Люксембурга на севере, до Швейцарии на юге. К строительству было привлечено около тысячи разнопрофильных фирм, которые были объединены Фрицем Тодтом в 22 военно-строительных управления (нем. Oberbauleitungen). 18 июля 1938 года Гитлер назвал эти управления «Организацией Тодта». Штаб организации Тодта (нем. OT-Zentrale) находился в г. Висбадене.

Инженер Фриц Тодт, будущий глава «Организации Тодта», действительно с 1933 года занимался строительством автобанов в Германии. Тодт с 1933 года занимал должность Генерального инспектора по немецким дорогам (General-inspektorfurdasdeutscheStraHenwesen) и главная его задача сводилась к строительству дорожных автомагистралей. Однако документальные свидетельства о том, что Ф.Тодт со своей компанией, на основании заключенного договора подряда с правительством СССР, строил дорогу от Черноморского шоссе до озера Рицы в период с 1932 по 1936 год, не существуют в архивах нацистской Германии. И, по-моему, нет свидетелей среди абхазского населения, помнящих об участии строителей из Германии в данном конкретном регионе.

Второй нелепой газетной «уткой» стал рассказ о том, как дорогу от трассы Новороссийск – Батуми до озера Рица в период с 1945 по 1947 год строили пленные немецкие военнослужащие. Чтобы добавить страху читателю, неизвестный автор добавляет, что «вся дорога от моста на Бзыби до озеpa Рицы усеяна костями немецких военнопленных». Для тех, кто попытается отыскать неизвестные захоронения немецких военнопленных на обочинах дороги от Черноморского шоссе до озера Рица, объясняю, что дорожно-строительные работы в период с 1946 по 1948 год на участке «Черноморское шоссе – озеро Рица» выполнялись Главным Управлением шоссейных дорог МВД СССР (ГУШОСДОР МВД СССР). Чтобы не быть голословным, приведу несколько справочных данных по организациям, которые вели подрядные дорожностроительные работы в период с 1932 по 1936 год и в период с 1946 по 1948 год.

В 1928 года Постановлением ЦИК и СНК СССР в составе Народного комиссариата путей сообщения было создано Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС), на правах союзного комиссариата. С 1928 и до 29.10.1935 год все, без исключения, дорожно-строительные работы на территории СССР выполняло Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС), также Главдортранс РСФСР (находился в подчинении правительства республики). Дорогу от Черноморского шоссе до озера Рицы с мая 1932 года и до начала ноября 1935 года также строило региональное подразделение ЦУДОРТРАНСА Азово-Черноморского края совместно с Управлением «Московский Метрострой», а также рядом других учреждений и ведомств. Чтобы более детально разобраться в хитросплетениях ведомственной чехарды, представляю список организаций, отвечающих за дорожное строительство с 1928 по 1953 год.

1. Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог автомобильного транспорта (Цудортранс) НКПС СССР. 1928—1931 г.

2. Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог автомобильного транспорта (Цудортранс) Совнаркома СССР. 1931—1935 гг. (с 1935 года вошло в подчинение ГУШОСДОР НКВД СССР).

3. Главное управление шоссейных и грунтовых дорог автомобильного транспорта (Главдортранс) РСФСР. 1931—1935 г.

4. Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог автомобильного транспорта (Цудортранс) НКВД СССР. 1935—1936

5. Главное управление шоссейных дорог (Гушосдор) НКВД-МВД СССР. 1936—1953.

А также – НКВД СССР (1936—1946) и МВД СССР (1946—1953).

Как самостоятельная организация, отвечающая за строительство дорог, ЦУДОРТРАНС просуществовал до 29.10.1935 года. Использование заключенных на автодорожном строительстве началось сразу после передачи ЦУДОР-ТРАНСа в НКВД. До 1936 года труд заключенных в дорожном строительстве не использовался. Приказом НКВД № 0012 от 10 января 1936 г. обеспечение рабочей силой строительства и капитального ремонта автогужевых дорог (за исключением работ на дорогах, находящихся ближе 50 км от государственных границ СССР) было возложено на ГУЛАГ.

Строительство новых и реконструкцию старых дорог местного значения осуществляли региональные УНКВД. Первый начальник ГУШОСДОРа, комиссар госбезопасности 1-го ранга Г.И. Благонравов, назначенный приказом НКВД от 27 марта 1936 г., был арестован 26 мая 1937 г.

Стоит заметить, что к строительству дороги от Черноморского шоссе (от села Бзыбта) до озера Рицы в период с 1932 по 1936 г. были причастны следующие организации:

• ЦУДОРТРАНС НКВД СССР;

• ГУШОСДОР НКВД СССР;

• Управление Московского Метростроя Главтоннельметростроя Мосгорисполкома (в качестве проектной организации трест «Мосметропроект»);

• Центральный научно-исследовательский автомобильно-дорожный институт, г. Ленинград;

• Трест «Промтранспроект», г. Москва;

• Проектно-изыскательская контора «Росдорпроект» Главного дорожного управления при СНК РСФСР;

• Научно-исследовательский институт по проектированию и организации строительства (Гипрооргстрой) г. Москва.

• ОШОСДОР при УНКВД по Краснодарскому краю.

В мае 1931 года по заказу ЦУРДОРТРАНС, Отдела военно-топографической службы Штаба РККА и ГУПВО ОГПУ СССР Главное геодезическое управление при ВСНХ СССР начало проводить аэрофотосъемку Черноморского побережья Кавказа на территории Азово-Черноморского края, Абхазской ССР и Аджарской ССР в целях подробного картографирования местности в средних масштабах. Аэрофотосъемка с самолета К-4 с использованием многообъективного аэрофотоаппарата Р. Тиле проводилась «Госаэрофотосъемкой» (в начале 1930 г. аэрофотосъемочные отделы «Добролета» и «Укрвоздухпути» слились в единое Государственное аэрофотосъемочное предприятие под названием «Госаэрофотосъемка», переданное затем в ведение Главного геодезического комитета, вскоре преобразованного в Главное геодезическое управление при ВСНХ СССР). Данные аэрофотосъемочных работ 1931 года впоследствии были использованы ЦУДОР-ТРАНС, ГУШОСДОР НКВД – МВД СССР при строительстве дороги от Черноморского шоссе до озера Рицы.

В начале 1932 года вышло Постановление № 24 СНК Абхазской АССР и Бюро Абхазского обкома КП(б) Грузии «О строительстве подъездной дороги к озеру Большая Рица от трассы Новороссийск – Батум», на основании которого были развернуты проектно-изыскательские работы и началось строительство дороги с щебеночным покрытием. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с Постановлением № 24 намечалось прокладывание однополосной дорожной сети шириной 3,5 м от трассы Новороссийск – Батуми до южной оконечности озера Рица, что фактически и было выполнено к 1936 году, несмотря на крайне сложные метеоусловия. В период с 1946 по 1948 год дорожно-строительные батальоны ГУШОСДОР МВД СССР проводили восстановление дорожной сети с щебеночным покрытием от трассы Новороссийск – Батуми до южной оконечности озера Рица, а затем проложили новые 2 маршрута (см. Таблицу «Строительство дороги село Бзыбта – озеро Рица»).

Таблица № 7. Строительство дороги село Бзыбта – озеро Рица.

В апреле 1932 года, к месту будущего строительства дороги из ЦУДОРТРАНСа СССР прибыла группа топографов для топографо-геодезических работ на местности и получения точных, достоверных и актуальных материалов и данных о ситуации и рельефе местности, существующих зданиях и сооружениях (в т. ч. подземных) и других элементах планировки территории, обоснования предпроектной документации, проектирования и строительства дорожной сети. В конце апреля 1932 года на место будущего строительства прибыла большая группа рабочих и инженеров Главдортранса по Азово-Черноморского краю, в дальнейшем, с 1935 года, на базе этой организации был создан Отдел шоссейных дорог при Управлении Наркомата внутренних дел по Краснодарскому краю (в настоящее время эта организация существует под названием ФКУ УПРДОР «КУБАНЬ»). В состав Главдортранса по Азово-Черноморскому краю (в дальнейшем Ошосдора НКВД по Краснодарскому краю) входили следующие подразделения:

• 10 дорожно-эксплуатационных участков;

• 3 дорожно-строительных района;

• мостостроительный участок Ушосдора Грузинской ССР;

• ремонтно-механические мастерские и 14-й отряд ВОХР 1-й категории.

Данная организация занималась обслуживание сети автомобильных дорог общегосударственного значения Азово-Черноморского края и Грузинской ССР, протяженностью в 668 км, из них:

1. Автодорога Краснодар – Тоннельная, протяженностью 127 км;

2. Черноморское шоссе (от г. Новороссийска до г. Сухуми Грузинской ССР), протяженностью 480 км;

3. Автодорога Анапа – Новороссийск, протяженностью 58 км:

4. Краснодарское шоссе, протяженностью 58 км;

5. Подъезды к Черноморскому шоссе, протяженностью 85 км.

Главдортранс по Азово-Черноморскому краю с 1932 года обслуживал все дороги общесоюзного значения, а также дороги, проходящие по территории Грузинской ССР, в том числе подъездную дорогу на озеро Рица.

Прибывшая группа строителей сразу приступила к возведению деревянных бараков рядом с селом Бзыбта для временного проживания, а также к сооружению долговременных укрытий для ремонта дорожно-строительной техники. Через месяц из Сочи, Краснодара и Ростова к селу Бзыбта стала прибывать строительная техника, которую доставили до станции «Сочи» на железнодорожном транспорте по ЧЖД как с других строительных участков РСФСР, а также прямо с конвейера заводов, производящих дорожно-строительное оборудование. Хочу сделать небольшое отступление и коротко разъяснить читателю об используемой в дорожном строительстве периода 30—40-х годов отечественной и иностранной технике, так как данный аспект проблемы очень важен для полноценного освещения темы прокладывания дорожной сети до озера Рица. Необходимо заметить, что в царской России до 1917 года не было заводов дорожного машиностоения. Лишь Коломенский паровозостроительный завод, заводы Сен-Гали в Петербурге и Гейслер в Варшаве изготовляли в небольших количествах паровые гладковальцовые катки для укатки шоссейных дорог. В 1926 г. на Онежском заводе в г. Петрозаводске было начато массовое производство конных, а затем тракторных скреперов-волокуш и скреперов на полозьях, утюгов, канавокопателей и др. В 1930 г. был создан специализированный Трест дорожного машиностроения – Дормаштрест Наркомата тяжелой промышленности СССР. Первыми заводами дорожного машиностроения были Онежский, Рыбинский, Кременчугский, Николаевский, Юго-Камский и Краснодарский. Дорожные машины изготовляли также на крупных ремонтно-механических заводах Машремтреста ЦУДОРТРАНСА, а впоследствии Главного управления шоссейных дорог НКВД СССР. Изучением и проектированием дорожных машин впервые в СССР начал заниматься Центральный научно-исследовательский институт дорожных машин (Цдормаш НИИ), созданный в 1930 г. и реорганизованный затем в Дорожный научно-исследовательский институт (СоюздорНИИ). В том же году при Дормаштресте было организовано Главное конструкторское бюро по проектированию дорожных машин – «Проектдормашина». Конструированием дорожных машин занималось также ЦКБ Машремтреста. Однако, несмотря на развернутую работу по созданию машин, мехвооруженность дорожного строительства в предвоенные годы была недостаточна как по количеству выпускаемых машин, так и по охвату ими дорожно-строительных-процессов.

Количество дорожных машин, выпускаемых нашими заводами, далеко не удовлетворяло потребности в них, так как объемы строительства дорог и крупных промышленных объектов в годы индустриализации ежегодно существенно возрастали. В связи с этим в 1928—1930 годах Советский Союз купил за границей (в США, Франции, Германии, Англии, Швеции, Дании) в большом количестве экскаваторы, моторные и паровые катки, бетоно– и асфальтосмесители, машины для приготовления щебня, автомобильные и прицепные гудронаторы, самосвалы и грейдеры. В те годы уплотнение асфальтобетонной смеси производилось с помощью моторных катков таких типов, как Буффало, Остин, Кемпа, Кельбле и др. Например, четырехвальцовые катки Остин массой 10 тонн и трехвальцовые Буффало имели специальные приспособления для безволновой укатки в виде дополнительного среднего барабана, причем распределение давления на вальцы можно было менять путем изменения положения среднего барабана. Параллельно с использованием импортного оборудования в СССР начали организовывать производство советских дорожных катков. Так, на Кременчугском заводе с 1930 года был начат выпуск прицепных катков с гладкими металлическими вальцами, а в следующем году – на Рыбинском заводе моторных двухосных трехвальцовых катков. Первый советский моторный каток «Рыбинец» массой 10 тонн был выпущен 1 мая 1931 года. Крупным производителем дорожно-строительной техники в СССР с 1929 года стал завод дорожных машин «Жовтнева Кузня» из г. Коростеня, Житомирской области, выпускающий два вида грейдеров.

Прокладка тоннелей в период с 1934 по 1936 год осуществлялась специалистами Управления государственного строительства по проектированию и сооружению Московского метрополитена – «Метростроя» с использованием горнопроходческих щитов немеханического типа Ш 10 (подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной крепи, т. н. обделки) Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ), которые также использовались при строительстве московского метро. Данный щит производства НКМЗ был создан на основе модели английской фирмы Markham& Co системы инженера Д. Прайса.

Читайте также:  Озеро лохово бологовский район рыбалка

Существуют мнения специалистов, что особо сложные тоннели на озера Рица были проложены с помощью щитов немецкого производства фирмы HERRENKNEHT. Для того чтобы убедиться в том, что все тоннели на озеро Рица проложены «Московским Метростроем», достаточно при подъезде к порталу тоннеля поднять голову и увидеть на его верхней части характерную фирменную букву «М». Всего в период с 1932 по 1936 год «Мосметрострой» проложил до южной оконечности озера Рица 6 тоннелей разной протяженности и кривизны (до 50 метров). Кроме тоннелей, строители из Главдортранса – Ушосдора НКВД построили в тот же период 8 капитальных железобетонных мостов и 3 моста деревянной конструкции временного типа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1. «Тот, кто крепко строил замок…»

1. «Тот, кто крепко строил замок…» Хитрости Цареграда, А и мудрости Ерусалима… Былина «Соловей Будимирович» Пока дружины Святослава шли на Киев, пока разгоняли от русских границ кочевничьи шайки, пока делил великий князь престолы-наместничества своей огромной державы

1. «Тот, кто крепко строил замок…»

1. «Тот, кто крепко строил замок…» Пока дружины Святослава шли на Киев, пока разгоняли от русских границ кочевничьи шайки, пока делил великий князь престолы-наместничества своей огромной державы между сыновьями и хоронил мать, в Болгарии люди цесаря Никифора Фоки не

Глава пятая «РИЦА» КАК ЗЕНИЦА ПОДВОДНОГО ОКА

Глава пятая «РИЦА» КАК ЗЕНИЦА ПОДВОДНОГО ОКА Куда мы шли, вольноотпущенники на час, с наших кораблей, из наших казарм? Конечно же, в «Ягодку» — главный клуб холостых офицеров, работавший по вечерам в режиме ресторана, а днём — как военторговская столовая. Или же

Кто строил пирамиды?

Кто строил пирамиды? С этим вопросом тоже не все так просто. Трудно представить, что когда-то на месте знаменитых пирамид было ровное скалистое плато. Но так было. И были люди, решившие сотворить искусственные горы. О чем они думали, мечтали, говорили, что чувствовали? Для

Кто и зачем строил пирамиды?

Кто и зачем строил пирамиды? «Шакалы при власти воют всегда, особенно, если теряют кормушку» Василий Головачев Алексей Кулагин. В разных уголках нашей планеты разбросаны потрясающие сознание простого обывателя памятники ушедших цивилизаций: пирамиды и другие

Кто строил мегалиты

Кто строил мегалиты Давайте сначала определимся, откуда могли быть строители, которые занимались строительством мегалитов? Были ли они из цивилизации землян или из цивилизации какой-либо другой планеты?Мегалитических сооружений на Земле несколько сотен (и это только

Дорогу молодежи! Дорогу женщине-работнице!

Дорогу молодежи! Дорогу женщине-работнице! Поражение испанской революции, вызванное ее «вождями», позорное банкротство Народного фронта во Франции и разоблачение московских судебных мошенничеств, эти три факта наносят, в совокупности, неисцелимый удар Коминтерну и

Глава 5 Почти мистическая история госдач № 5 И № 11 на озере Рица

Глава 5 Почти мистическая история госдач № 5 И № 11 на озере Рица Каждый год в Республику Абхазия на знаменитый курортный объект – озеро Рица – приезжают сотни, а то и тысячи любопытных туристов из России, страждущих собственными глазами увидеть так называемую «дачу

Первооткрыватели озера Рица

Первооткрыватели озера Рица Предполагаю, что те, кто читает эти строки, могли неоднократно бывать на озере Рица и собственными глазами видеть как сам водный бассейн, находящийся в горах, так и бывшую госдачу №5, построенную для И.В. Сталина. Однако в России проживает еще

История строительства и создания госдач № 5 и № 11 на озере Рица

История строительства и создания госдач № 5 и № 11 на озере Рица 16 октября 1946 г. принимается Постановление Совета Министров СССР за № 2323-985с (напомню, что с – значит «секретно») «О строительстве объектов государственной дачи № 5 в районе озера Рица». После кровопролитной

Госдачи на озере Рица после 1953 года

Госдачи на озере Рица после 1953 года 5 марта 1953 года Председатель Совета Министров СССР И.В. Сталин скончался, оставив после себя богатое наследие в виде государственных дач, стоящих на балансе Управления Делами ЦК КПСС. К началу 1949 года госдачи №5 и №11 на озере Рица были

Путаница на озере Рица с катерами проекта 370

Путаница на озере Рица с катерами проекта 370 Наверное, самое большое впечатление у туристов, побывавших на бывшей госдаче №5, вызывает катание на катере проекта 370 М, который ошибочно называют «личным катером Хрущева». На самом деле, служебно-рейдовый катер проекта 370-М

На прямую дорогу

На прямую дорогу <1>Напечатано (1 апреля) 19 марта 1908 г. в газете «Пролетарий» № 26Печатается по тексту газетыРазгон второй Думы и государственный переворот 3-го июня 1907 года <2>явились поворотным пунктом в истории нашей революции, началом некоторого особого периода или

На дорогу

На дорогу Год развала, год идейно-политического разброда, год партийного бездорожья лежит позади нас. Организации партии все сократились в числе членов, некоторые – именно состоящие наименее из пролетариев – развалились. Созданные революцией полуоткрытые учреждения

Кто строил канал

Кто строил канал Все казалось: времени много впереди, я поеду еще на Канал, еще и еще. И где-нибудь, наконец, встречусь с этим человеком, старшим прорабом, насыпавшим дамбы у Каланчака и Воинки, как тогда говорил, обеспечившим себе этими дамбами памятник на веки

Источник

На воде источников Абхазии фашисты хотели делать плазму для истинных арийцев

Сказочное Семиозерье

Самый красивый горный маршрут Абхазии, как заявлено в рекламном проспекте, называется поэтично — Долина семи озер. Но местные жители называют это труднодоступное, а потому пока не изгаженное туристами и коммерсантами место еще краше — Семиозерье. Словно это волшебная страна Белозерье или Земноморье. Когда я там побывала, убедилась: все так и есть. Природные декорации для съемки фэнтези. Согласно абхазским поверьям там, в урочище Каменная поляна, по дороге к озерам живут местные гномы ацаны. Они столь малы, что, забравшись на папоротник, рубят его маленьким топориком, как дровосек дерево. А на Каменной поляне то тут, то там валуны уложены рядком, словно ограда. Это маленькие ацаны огораживают свои пастбища.

Тоннель для подлодок

Маршрут «Долина семи озер» впервые открылся только в 2005 г. Это сказочно красивое место находится выше знаменитого озера Рица и даже выше перевала Пыв, где советские солдаты остановили наступление гитлеровцев на Кавказ.

Мало кто знает, но за несколько лет до начала войны немецкие специалисты по горным дорогам из военно-строительной организации «Тодт» предложили свою помощь Советскому Союзу в строительстве дороги Пицунда — Рица якобы из интернациональных побуждений. Рабочих в необходимом количестве предоставлял советский НКВД. Силами заключенных в горных склонах были проведены взрывные работы, пробиты тоннели, сделаны карнизы, перекинуты мосты. По окончании строительства немецкие специалисты погибли — их машина на повороте сорвалась в пропасть. А по созданным им тоннелям до сих пор ездят на Рицу туристы.

Потом выяснилось, что стратегическую дорогу немцы строили неспроста. Их гидрологи из организации «Аненербе» («Наследие предков») определили, что состав воды, взятой из источника, расположенного в карстовой пещере под о. Рица, идеально подходит для изготовления человеческой плазмы крови. Искусственную плазму использовали для детей — идеальных арийцев, рожденных в рамках программы «Лебенсборн» («Источник жизни»).

«Живая вода» из Абхазии в серебряных канистрах доставлялась сначала к морю, потом подводными лодками на базу в Констанцу, а затем самолетом в Германию. Были даже планы построить подземный тоннель для подлодки от моря до о. Рица. Планам помещала начатая Гитлером война.

Легенды озера

«Кто не видел Рицы, тот не видел Абхазии!» — говорят сами абхазы.

Вечером, глядя на зеленые воды Рицы, охотно верится, что 100 лет назад эта полная лесов, пещер и кристально чистых рек и озер местность была пристанищем разбойников. Чаще всего о происхождении озера Рица рассказывают такую легенду:

«Когда-то на этом месте была долина, и по ней текла река. На пастбищах вдоль берегов пасла стадо девушка — красавица по имени Рица, единственная сестра трех братьев — Агепсты, Ацетуки и Пшегишхи. Ушли как-то братья на охоту в дальние горы. День, второй, а они все не возвращаются. Рица, скучая по ним, все глядела на дорогу и пела. Ее чарующий голос услышали лесные разбойники Гега и Юпшара. Последний помчался на коне в сторону, откуда доносилась песня. Увидев девушку неземной красоты, он оцепенел, а потом бросился к Рице и схватил ее в объятия. Девушка стала взывать о помощи. Это увидел горный сокол и ринулся к братьям Рицы. И они помчались выручать сестру.

Один из братьев — Пшегишх — поднял свой богатырский щит и метнул его в разбойника, да промахнулся — щит упал поперек реки и у ног Рицы стало разливаться озеро. А девушка, не перенесшая позора, нанесенного ей разбойником, бросилась в пучину.

Насильник Юпшара обратился в бегство. Богатыри кинулись в погоню и вскоре настигли негодяя. Агепста швырнул его в озеро, но чистая вода воспротивилась принять злодея — волна перебросила Юпшару через щит Пшегишхи. Стремительные волны понесли разбойника в открытое море.

А братья-богатыри закручинились: «Нет с нами больше сестрицы милой. Так будем же стоять здесь вовеки, охранять покой Рицы». И окаменели братья от горя. Теперь горы у Рицы зовутся именами братьев красавицы, а реки близ озера — Юпшара и Гега.

Наташкины глаза

У перевала Пыв нас ждет первый сюрприз: добраться до озер можно только на лошади. Пешком потребуется около пяти — семи часов ходьбы в гору. Джип столько ждать не будет. А трехчасовая прогулка на лошади туда и обратно стоит 1тыс. руб. Стоило бы предупреждать о таких нюансах еще до начала экскурсии.

Мы с 14-летней дочерью рискнули и поехали. Остальные члены нашей группы, решив сэкономить, озер так и не увидели. Вместе с нами на привязанных друг к другу поводьями лошадей взгромоздилось семейство пузатых казаков с Кубани. Ехавший за мной по узкой «индейской» тропе над пропастью глава семейства все приговаривал: « Я и раньше-то заикался, а теперь вообще только на пальцах объясняться буду! Да чтоб я еще раз сел на лошадь! Ни в жисть!»

Однако виды Главного Кавказского хребта вокруг открываются такие, что о риске сломать шею быстро забываешь. Я даже умудрялась фотографировать с лошади.

В конце июля на горных лугах весна в самом разгаре. Никакие эквадорские розы и оранжерейные цветы не сравнятся по красоте с цветущим разнотравьем на склонах заснеженных гор. Правда, сугробы снега нам удалось застать только самые последние, в тенечке.

Небо в горах ярко синее. Поэтому и в семи озерах, отражающих синь небес, сплошной ультрамарин. По-моему, так и должен выглядеть рай.

Самое ближайшее озеро, на берегу которого пасутся освобожденные от узды лошади, абхазы называют Астолдзы — «Озеро со столом»: в нем есть круглые плоские островки, покрытые зеленой травой.

Дальше идет озеро «Сердечко» в форме сердца и Наташкины озера, названные так, потому что недавно какая-то туристка Наташа с синими глазами, видно, приглянулась абхазскому проводнику.

Самое дальнее и большое озеро зовут Султан Идзиа. В его названии увековечено имя Султана Авидзба, местного жителя, который потерял на войне ногу. Поспорив с друзьями, он, будучи искалеченным, переплыл это озеро. Остальные ледниковые озера безымянны. И у вас еще есть шанс вписать свое имя в местные топонимы.

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте», Facebook, Instagram и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

Источник

Дорога на озеро Рица

Высокогорное озеро Большая Рица на Кавказе и дорога к нему

В окрестностях курорта Гагра много природных достопримечательностей. Одним из самых притягательных объектов не только Гагры, но и всего Черноморского побережья Кавказа является высокогорное озеро Рица.

Дорога на озеро Рица

Первая дорога, связавшая прибрежную магистраль с жемчужиной гор, была проложена в 1936 г.

Дорога на Рицу — Рицинское шоссе Дорога на Рицу - Рицинское шоссе

Дорога на озеро Рица идет мимо населенных пунктов курорта Гагра, сворачивает налево от шоссе и входит в живописное ущелье Бзыбь, где течение стиснуто высокими скалами. Течение Бзыби замедляется, русло ее расширяется, и она двумя рукавами впадает в море.

Село Бзыбь

Перед устьем ущелья расположено старинное село Бзыбь. О его древности свидетельствуют руины крепости, которые хорошо заметны на скале, нависщей над шоссе.

Бзыбь (в переводе означает «ущелье реки») одна из самых красивых и бурных рек Западного Кавказа. Она берет свое начало у вечных снегов южного Склона Главного Кавказского хребта на высоте 2300 метров, сбегает по склонам гор, густо поросших лесом, и принимает в себя много притоков. Общая длина реки—101 километр.

Много интересных мест найдут отдыхающие и туристы по дороге на озеро Рица. В окрестностях села Бзыбь расположены угодья совхоза, где возделывают табак, кукурузу, цитрусовые. За селом, на лесных полянах — всюду видны многочисленные пасеки. История пчеловодства в Абхазии уходит в глубокую Древность.

Еще древнегреческие писатели Ксенофонт (IV век до н. э.) и Страбон (1 век до н. э.) отмечали большое развитие этой отрасли хозяйства у предков современных абхазов. Мед и воск были всегда важной отраслью экономики Абхазии, находя постоянный спрос на заморских торговых рынках.

Как правило, пчел разводили местные абхазские племена, населявшие предгорную зону и ущелья рек. Но особенно благоприятные условия для пчеловодства сложились в ущелье реки Бзыбь. Обилие растительности, дикорастущих медоносов на лугах и полянках позволяет и сейчас населению республики получать большие доходы от пчеловодства.

Пасека возле Бзыби Пасека возле Бзыби

Но секрет заключается не только в медоносах района. Здесь разводят серую местную горную пчелу абхазянку. снискавшую себе мировую славу высокой продуктивностью, миролюбием и другими ценными качествами. В частности, абхазянка знаменита больцим радиусом облета и длинным, до 7 миллиметров, хоботком, позволяющим ей собирать нектар, даже если он глубоко расположен в чашечке цветка. Ее мед несравним с медом других пчел по своим исключительным вкусовым и целебным качествам. За последние десятилетия абхазянку во множестве культивировали в США, в ряде стран Западной Европы и других районах земного шара.

Читайте также:  Как будет по английскому озеро байкал

Водопады Девичьи и Мужские слёзы

Проехав небольшое расстояние от села Бзыбь, туристы внезапно увидят радугу. Тонкие струи хрустальной воды, словно выступая из камня, льются откуда-то сверху. Да, так оно и есть. Этот сказочный водопад, образованный талыми водами, фильтрующимися сквозь толщу известковых скал, носит поэтичное название «Девичьи слезы».

Водопад Девичьи слёзы Водопад Девичьи слёзы

Красивая легенда воспевает этот феномен природы.

«Давным-давно,— рассказывают старики,— в этих местах жила только одна семья. Единственная дочь, красавица по имени Амра, уходила на берега Бзыби, чтобы пасти коз, и пела песни, долетавшие до ее возлюбленного, который жил в горах. Настолько хороша была девушка и так хороши были ее песни, что ревностью вспыхивало сердце русалки, жившей в водах Бзыби. Однажды, не в силах вытерпеть красоты Амры. поднялась на скалу русалка и хотела сбросить девушку вниз. Горько заплакала красавица Амра. Потекли по скале ее девичьи слезы и достигли реки. На призыв о помощи поднялся из реки бог воды. Грозно окликнул он завистливую русалку. И превратилась она от страха в камень. Но в память о спасении Амры до сих пор сочатся из-под скалы родники.

А возлюбленный Амры, Адгур. охотясь в это время в горах, вдруг почувствовал в сердце боль. Понял он, что какое-то несчастье грозит его любимой, и что он не может ей помочь. Скупые слезы воина упали на камень. »

И вот, словно подтверждая древнюю легенду, дальше через несколько километров, за Голубым озером, до которого еще предстоит доехать, сочатся из камня редкие, скупые мужские слезы.

Водопад Мужские слёзы Водопад Мужские слёзы

Неподалеку от «Девичьих слез», на левом берегу реки, — грот. Здесь в 1937 году археолог Л. Н. Соловьев обнаружил предметы более чем 4-тысячелетней давности.

В километре отсюда, слева от небольшой поляны, находится пещера, называемая Барьерной. В период дождей через ее порог переливается подземная речка. В сухое время года в нее можно пробраться. Это довольно крупная пещера с подземным озером.

Дальше и дальше бегут машины. Справа от дороги поднимается темно-зеленая стена необычных для здешних мест деревьев. Это гималайские кедры, нашедшие свою вторую родину на кавказской земле. Кедр был высажен в 1938 году и уже стал тенистой рощей. Много питомцев перекочевали отсюда на улицы, парки и скверы Абхазии. Это дерево широко используется для озеленения приморских городов, достигает высоты 50 метров, его древесина применяется в кораблестроении, из нее изготавливают сваи, паркет, ею отделывают дорогую мебель.

Над кедровой рощей к небу вздымается высокий холм, на вершине которого среди густого лиственного леса высится старинная сторожевая башня — Хасанта-Абаа. Башню опоясывает мощная стена толщиной в полтора метра. Это укрепление было, по-видимому, воздвигнуто около 700 лет назад. В эпоху средневековья башня Хасанта-Абаа преграждала путь неприятелю. который двигался обычно по дороге от Санчарского, Даурского и Адзыбского перевалов. Если противнику удавалось прорваться мимо башни, его задерживал гарнизон Бзыбской крепости, расположенной ниже.

В те времена ее хозяева были практически неуязвимы. Да и теперь не так-то просто взобраться на этот холм! Чуть приметная тропа начинается от левого берега реки Бзыбь. Но прежде чем попасть на эту тропу, туристам придется на 10-м километре перейти реку и только потом карабкаться по склонам холма. Но зато все их усилия будут вознаграждены сторицей. С площадки, на которой стоит башня, открывается великолепная панорама ущелья и окружающих гор. Внутрь башни можно попасть по приставной лестнице.

Голубое озеро

Дальше по дороге туристов ждет еще одно чудо природы. Это — Голубое озеро, по-абхазски — Адзиасицва. У самой обочины дороги, словно в оправе из грубых горных камней, застыл сияющий сапфир.

Голубое озеро Голубое озеро

Поверхность его совершенно спокойна, хотя видно, что тут же рядом в него шумно вливается из-под скалы полноводный горный поток. Голубое озеро карстового происхождения. Оно невелико: площадь его всего лишь 180 квадратных метров, но глубина доходит до 76 м. Сапфир — это почти точное сравнение. Озеро голубое, удивительно яркого цвета, который не блекнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду.

В древней легенде рассказывается:

«Там, где сейчас Голубое озеро, в стародавние времена была пещера, в которой жил столетний старец — Жреи. Белоснежная борода его свисала почти до самой земли, а необычно голубые глаза излучали мудрость и доброту. Этот умудренный жизненным опытом человек в прошлом был известным охотником. Состарившись, он отдалился от людей, чтобы быть ближе к природе и поселился в пещере. Местные охотники часто приходили к нему за советом, за его знаниями горных троп, повадок зверей и возможностей их отстрела. За его полезные советы охотники считали своим долгом, возвращаясь домой, оставить ему одну шкуру убитого зверя и часть мяса.

Однажды в ненастную погоду в этих местах оказались чужестранцы и попросились на ночлег в пещеру к старику. Он гостеприимно их принял. Угостив их, отшельник показал место для ночлега, постелив им шкуры убитых животных. Увидев большое количество шкур зубров, медведей, оленей, косуль, куниц, алчные гости решили завладеть ими. Убив хозяина, они спешно стали складывать шкуры в мешки. Почти все шкуры были уже собраны, когда неожиданно мощный поток воды запрудил выход из пещеры. Злоумышленники оказались в западне. Так и образовалось Голубое озеро, или Озеро абхазского старца, воды которого напоминают голубизну глаз старика, тело которого осталось на дне, а открытые глаза придали необычный цвет водам озера».

Так объясняет легенда. Но на самом деле, как утверждают специалисты, дно озера покрыто отложениями минерала лазурита, а вода абсолютно прозрачная.

Средняя температура воды в озере плюс 7 градусов и только в самые жаркие дни поднимается до плюс 10 градусов. Озеро не замерзает круглый год, но напрасно стали бы вы вытаскивать из чехлов удочки, даже если вы завзятый рыболов: рыба здесь не водится. Зато рядом, в реке Бзыбь, ее сколько угодно. Питается Голубое озеро водами подземной реки, начинающейся на склонах высокой горы Ахцых.

Река Гега

Все уже и бурливее становится Бзыбь, где она принимает в себя воды одного из своих притоков — Гега. Белопенными каскадами падающего с высот Гагрского массива. Длина реки 26 км. Свое начало Гега берет на северо-восточном склоне хребта Тепе-Баши на высоте 2420 м над уровнем моря.

Ущелье Бзыбь выше Гега не освоено. Здесь царит исковая тишина, отсутствуют дороги и населенные пункты, этот участок ущелья на редкость дик и красив: скальные обрывы чередуются со склонами, подрытыми густым лесом.

Машины пересекают реку, и вот уже Бзыбь остается позади, а дорога углубляется в долину Гега. Она вьется по глубокому ущелью. Склоны густо покрыты хвойными и лиственными лесами. Здесь много дуба и липы, граба и клена. Плотная древесина клена – потребляется как столярный материал, из нее же изготавливают музыкальные инструменты. Клен встречается здесь до высоты 1900 метров над уровнем моря. Попадается в ущельях и тис — красное дереве. Чрезвычайно плотная желто-красного цвета древесина тиса идет на изготовление высококачественной мебели. Здесь же любознательный турист может увидеть земляничное дерево. Кроме этого места, оно встречается в Абхазии только на обрывистых берегах поселка Мюссера. В древности земляничное дерево росло и в других районах Абхазии и за ее пределами. Об этом свидетельствуют остатки, найденные палеоботаниками в ископаемой флоре Причерноморья. Впервые они были обнаружены известным ботаником профессором А. А. Колаковским в бассейне реки Кодор.

В стороне от дороги, проложенной вдоль Гега видны глубокие и узкие теснины. В них громоздятся огромные обломки скал, тянутся вверх вечнозеленые заросли самшита. Самшитовое дерево часто называют кавказской пальмой или алмазным деревом. Древесина его ценится очень высоко. Растет оно крайне медленно и к 500 годам редко достигает высоты пятилетнего кедра. Экспортировать самшит из кавказских ущелий начали еще в незапамятные времена. Из самшита делались челноки для ткацких станков, ксилографические клише, различные украшения и художественные изделия. Есть сведения, что некоторые деревянные украшения собора Парижской богоматери изготовлены из кавказского самшита. По свидетельству средневековых писателей, абхазский самшит в Европе продавался в розницу, чуть ли не на граммы.

Местные купцы в начале XIX века пытались разрабатывать бзыбские леса. Так, известно, что один из них заготовлял в Бзыби сосну для турецких кораблей. Несколько позднее бзыбскими лесами заинтересовались крупные русские капиталисты.

Вслед за ними протянули свои щупальца сюда и иностранные капиталисты. Бельгийское акционерное общество уже в 1893 году вело переговоры с царским правительством о передаче обществу в разработку лесного массива. С разрешения царских властей бельгийцы уже приступили к обследованию лесов, но, к счастью, революция помешала уничтожить им народное достояние.

Теперь бзыбские лесные массивы бережно охраняются государством, рубка леса в промышленных целях не разрешается.

Река Юпшара

Внезапно гигантская каменная стена пересекает дорогу. Кажется, дальше нет пути. Но камень отступает перед человеком. Машины проносятся под его сводами. Снова теснятся обрывы. Гега остается левее, навстречу Геге спешит Юпшара, вытекающая из озера Рица. Длина реки сравнительно невелика— 11 км. Теперь, если продолжить путь вдоль русла реки Гега, то можно выйти на знаменитый Гегский водопад и Черкесскую поляну.

Юпшара в каменном мешке — Юпшарских воротах Юпшара в каменном мешке - Юпшарских воротах

Дорога на Рицу ведет нас теперь вдоль берега реки Юпшара, по Юпшарскому ущелью. Это одно из живописнейших мест Кавказа, славящееся своей неповторимой красотой. Длина ущелья—8 км. Все круче становится путь. Резко смыкаются горы. Заметно темнеет. С отвесных полукилометровых карнизов свисают зеленые и красноватые мхи. Начинается самый живописный и величественный участок пути — Юпшарский каньон. По-видимому, его начало было положено гигантской трещиной, раздвинувшей скалы, которую впоследствии размыла река Юпшара.

Но вот солнце заливает все вокруг. Юпшарские ворота пройдены. Теперь дорога идет над каньоном на головокружительной высоте. В ушах начинается покалывание, притупляется слух — это сказывается резкое понижение атмосферного давления.

Озеро Рица

Озеро Рица Озеро Рица

Наконец, когда высота достигает тысячи метров, перед туристами открывается вид на озеро Рица. Его обступили высокие горы—Агепста (3263 м), Ацетук (2542 м) и Пшегишха (2222 м). Лесистые склоны отражаются в изумрудном зеркале воды. Агепста и Ацетук покрыты лесом, а обрывистый Пшегишха—безжизнен и гол. На такое различие в облике окружающих Рицу гор обратили внимание ученые. Это помогло им решить загадку происхождения Рицы. Судя по всему, в этом районе сравнительно недавно произошли мощные тектонические сдвиги. В результате этих сдвигов часть долины реки Лашупсе, ныне впадающей в Рицу с северо-востока, опустилась, в то время как в зоне хребта Пшегишха произошло поднятие земной коры. Сдвиги вызвали грандиозные обвалы северо-восточного склона хребта. Таким образом, и родилось на высоте 926 метров над уровнем моря это дивное горное озеро.

Легенда об озере Рица

Вне всякого сомнения, эта катастрофа произошла на памяти древних жителей Абхазии. Громовые раскаты лавин, рушащиеся и вздымающиеся горы по-своему отразились и преломились в поэтическом творчестве абхазского народа. Много легенд рассказывают абхазы об озере Рица. Вот одна из таких легенд.

«Это было так давно, что даже тысячелетний самшит, даже бурная река Бзыбь не помнят, как появилось озеро Рица. Но проведал об этом один пастух, который забрался в горы в поисках хорошего пастбища для своих овец. Ему же рассказал это предание звонкий говорливый ручей. Пастух пересказал это предание своим детям, дети — внукам, те — правнукам.

Когда-то в горах Абхазии, на том месте, где лежит озеро Рица, была долина, по которой протекала широкая река. Она несла свои воды к морю и была так спокойна, что даже ребенок мог безбоязненно в ней купаться.

По берегам реки раскинулись сочные пастбища, на которых пасла стадо девушка Рица. Она была так красива, что с цветом ее губ не могли соперничать даже пунцовые горные тюльпаны, море не могло затмить голубизну и блеск ее глаз, а снега на вершинах казались черными по сравнению с белизной ее лица. Ее косы были похожи на длинных извивающихся змей, черных, как агат.

У Рицы были три брата: старший Агепста, средний Ацетук и младший Пшегишха. Братья целыми днями бродили в горах и охотились на быстроногих джейранов. Вечером они возвращались к Рице и садились у костра. Рица жарила мясо, а братья пели песни.

Горы слушали эти песни и, засыпая, кутались в густой туман.

Однажды братья простились с сестрой и отправились далеко в горы за добычей. Прошел жаркий день, горы окрасились багрянцем заката, а братья не возвращались. Рица долго ждала их, потом собрала стадо недалеко от реки и, не зажигая костра, легла на берегу. Закрыла она глаза и запела песню. Голос ее лился так плавно и красиво, был исполнен такого обаяния, что ночные птицы перестали перекликаться и ручьи остановили свой бег. Вся природа внимала голосу Рицы.

Услышали эту песню два лесных разбойника — братья Гега и Юпшара. Старший обратился к младшему: «Поезжай, Юпшара, узнай, кто поет в долине? У кого такой чарующий голос?»

Хлестнул коня Юпшара и помчался, не разбирая дороги, в ту сторону, откуда доносилась песня Рицы. Остановил он коня у обрыва и увидел девушку, лежащую на речном берегу. Оцепенел Юпшара. Никогда не встречал он такой красавицы. Звериная страсть вспыхнула в злом сердце. Он бросился к Рице и схватил ее в объятия. Рица стала взывать о помощи и забилась в его руках.

Увидел это горный сокол. Расправив крылья, он стрелой полетел к братьям и рассказал им о том, что грозит их сестре. Гнев запылал в сердцах братьев. Они помчались стремглав, надеясь выручить сестру.

Но было уже поздно. Юпшара не выпускал Рицу из объятий. Тогда Пшагншха поднял свой богатырский щит и метнул его в насильника да промахнулся. Щит упал поперек реки и запрудил течение. Вода хлынула на берег.

Увидела Рица, что у ее ног разливается огромное озеро. Тоска заполнила ее сердце. Не смогла девушка перенести позора, горестно вскрикнула и бросилась в озеро.

Юпшара почувствовал ледяное прикосновение волн и обратился в бегство. Братья кинулись в погоню за ним и настигли. Агепста схватил его могучей рукой и швырнул в озеро. Но закипела вода, перебросила Юпшару через щит Пшегишхи и понесла в море.

Тщетно цеплялся Юпшара за склоненные у берегов кусты, вырывая их с корнями. Не смог спасти его и Гега, бежавший вслед за ним по берегу.

А три брата, охваченные горем, окаменели, превратились в высокие горы. Стоят они и до сих пор над прозрачной водой озера, охраняя вечный сон Рицы».

Площадь зеркала озера равна 0,67 кв. км, или 132 га. Наибольшая длина его—1704 метра, наибольшая ширина — 447 метров, а наибольшая глубина—115 метров. Длина береговой линии равна 4,29 километра.

Читайте также:  Фермер ру дом у озера

Озеро питается водами Лашупсе и небольшими ручейками, которые рождаются у отрогов горы Ацетук. Берега Рицы изрезаны, местами представляют собой недоступный обрыв. Вода Рицы многих оттенков темно-зеленого цвета. Это объясняется тем, что в разных местах она имеет различную степень прозрачности. В Рице в изобилии водится форель, которую можно отведать в ресторане на берегу. Здесь же стоит гостиница-пансионат с рестораном, а на противоположном берегу в лощине — шашлычная и апацха (национальный ресторан), где к столу подают шашлык, мамалыгу с сыром, копченое мясо, свежую форель, пойманную в озере.

В окрестностях озера Рица любители горного туризма найдут немало достопримечательностей. В 5 км к северо-западу от озера между урочищем Лашупсе и Юпшара, в бассейне реки Гега, находится озеро Малая Рица, лежащее на 300 метров выше Большой. Наибольшая длина его — 234 метра, ширина — 130 метров, глубина—80 метров. Малая Рица труднодоступна, но турист, добравшийся до озера, будет вознагражден очаровательным видом.

От Большой Рицы туристы направляются к Авадхарским минеральным источникам, расположенным на высоте 1650—1700 метров над уровнем моря. На этом участке пути (18 км) туристы видят суровые горные вершины и беспредельные массивы лесов, в которых водится много диких зверей.

Машина идет по крутому склону горы Рыхва. Взору туристов открывается великолепная панорама ущелья и гор, покрытых буковым лесом. Это центральный участок Рица-Авадхарского заповедника, основанного в 1930 году. Здесь, как и в других местах заповедника, встречается бурый кавказский медведь. Весной после зимней спячки медведи спускаются в долины рек, а летом поднимаются ближе к альпийским лугам.

В бзыбских лесах встречаются и дикие кабаны. Иногда они от подошвы гор поднимаются на высоту более 2500 метров над уровнем моря. Нередко кабаны, спускаются в долины.

В числе хищников, обитающих в заповеднике, следует назвать еще волков, лисиц, шакалов. Черноморский волк небольшого роста, шерсть у него светло-серого цвета. Волки летом тоже поднимаются в альпийские луга и иногда нападают на скот. Перед заходом солнца по заповеднику разносится неистовый лай шакалов — это они собираются на охоту.

В бзыбских лесах водятся и дикие кавказские коты весом до 8 кг; а в долине рек Лашупса и Авадхара встречается куница. Но среди 25 разновидностей фауны заповедника особый интерес представляют обитатели высокогорья: тур, косуля и кавказская серна.

Царем Рица-Авадхарского заповедника называют благородного кавказского оленя, который, к сожалению, почти полностью истреблен на Кавказе. Олени сохранились в заповеднике в количестве трех десятков экземпляров.

Много здесь и птиц. Среди них есть редкие, не встречающиеся в других местах Закавказья.

Осмотрев центральную часть заповедника, мы попадаем в защищенную горными хребтами от северных ветров долину реки Авадхара. Эта долина считается одним из самых замечательных по красоте мест на Кавказе. Но интересна она не только своими пейзажами: в ее недрах огромные запасы целебной минеральной воды.

Большую работу по выявлению здешних целебных источников провел известный абхазский курортолог профессор А. Л. Григолия. Один из исследованных им источников, «Рица № 4», имеет дебит до 6 тысяч литров в сутки. По своему физико-химическому составу и лечебным свойствам вода авадхарских источников напоминает известные минеральные воды «Боржоми» и французское «Виши».

Где находится и как доехать

Адрес: Абхазия, озеро Рица

Как доехать: Абхазия, Гагрский район, Рицинское шоссе, озеро Рица

Источник



Тень свастики над озером Рица

Местное название Абхазии – Апсны. В переводе с древнего шумерского языка это означает подземный колодец с живой водой. За этим переводом скрывается тайна, которая не дает покоя современным наследникам нацистов.

Стратегическая дорога вгрызается в скалы от Пицунды до высокогорного озера Рица и альпийских лугов. Она была построена в 1936 году. Кто смог в то время спроектировать и построить это грандиозное сооружение? А главное, зачем построена дорога в никуда? Ведь все другие горные магистрали представляют собой транспортные пути, соединяющие населенные пункты.

Прекрасный вид открывается с дороги, ведущей из Пицунды в горы. Словно из-под земли по краям тракта вырастают два каменных столба – древние ворота, а слева на горе видны остатки крепости VIII-IX веков, утопающие в природной зеленой пучине. Извилистая горная дорога идет вверх под нависающими отвесными скалами, часто встречаются стекающие со скал ручьи, журчащие и сверкающие на солнце, извергающие вниз прозрачную ледяную воду.

…Весной 2005 года в эти края прибыл турист, пожилой немец. Покрутившись по дорогам и курортным приморским городам, гость изъявил желание полюбоваться альпийской природой. Поднявшись высоко в горы, над озером Рица, он затерялся.

#comm#Однако за ним, бывшим офицером СС, следили, и он был задержан при проверке тайника с оружием, специальным горным снаряжением, радиоаппаратурой, палатками и другими полезными в путешествии предметами. #/comm#

Из протокола допроса № 12 Имперского управляющего делами научно-исследовательской и разведывательной структуры «Аненербе» Вольфрама Зиверса, от 29 июня 1945 года:

«…Отделением исследований карстов и пещер руководил доктор Ганс Бранд, член партии и войск СС. Он также работал в Институте исследования карстов, который изучал пещерные образования в горах для военных целей. Бранд руководил отделением фортификационных сооружений СС, — научным подразделением, проводившим исследования в области фортификации. Оно располагалось в Айенфельсе, в Австрии. Считается, что Бранда ввели в войска СС для организации подразделений, предназначенных для обороны карстовых пещер.»

#comm#Но зачем и для чего «черный орден» СС нуждался в этих объектах?#/comm#

В структуре «Аненербе» существовало научно-исследовательское подразделение спелеологов по изучению карстов Моравии, Югославии, Абхазии, Венгрии, Монблана, Килимонджаро, Эквадора, Эвереста. Был также создан «Имперский союз спелеологии и карстовых исследований».

Секретная экспедиция на Кавказ была спланирована сотрудниками «Аненербе» в замке «Миттерзиль». Руководил этим проектом Эрнс Шефер. Под видом строителей и благодетелей в Абхазию, на территорию СССР, прибыли немецкие специалисты, с чего и началось строительство стратегической дороги. Тысячи тонн тротила рвали скалы, рабочие заливали бетон в дорожные отбойники-камнеулавливатели, сооружали монолитные железобетонные мосты. Каждый мост представлял собой мощное фортификационное сооружение, в котором одновременно могли находиться с десяток танков и другая техника и вооружение, превращая мост в горную крепость. Всего таких мостов было построено тринадцать. Оперативно-боевое прикрытие стратегической дороги впоследствии осуществляла горная дивизия СС.

…Дорога прерывается за тринадцатым мостом, который расположен высоко над озером Рица. В этом месте время словно сжимается, природа замирает и молчит, мертвая вода реликтового горного озера не дышит, воздух разряжен. Край непуганых зверей, кристальных горных рек и целебного воздуха.

Здесь, по окончании строительства дороги, нашли свою гибель несколько немецких специалистов из ведомства министра Тодта и из «Аненербе»; их машина сорвалась на повороте в пропасть. Они, как и многие другие носители секретной информации, по окончании работ были уничтожены. Но совсем недавно на месте гибели немецких специалистов смерч оставил глубокую воронку, как бы показывая вход в подземную базу, один из самых секретных объектов Третьего рейха. К 1942 году построенная немецкими инженерами подземная база и коммуникации малогабаритного метро, соединяющие её с Черным морем, способны были принимать малые подводные лодки. Базу обслуживало специальное соединение субмарин Германии, которые базировались в Констанце.

Так что же должна была охранять дивизия СС и что искали в горах Абхазии ученые из «Аненербе»?

Вспомните русские народные сказки о живой и мертвой воде. Прежде чем построить базу, немецкий учёный доктор Йозеф Иммер изучил содержание минералов, солей и воды озера Рица и 144 источников горно-альпийского ландшафта Абхазии.

#comm#Нацисты всё-таки нашли то, что искали – источник «живой воды».#/comm#

Он находится глубоко в пещерах альпийского высокогорья. Из воды этого источника, соответствующей структуре плазмы крови человека, создавалась плазма крови для детей, рожденных в Германии по программе «Лебенсборн» (источник жизни).

Эта программа была разработана в 1935 году как отдельное расово-генетическое направление работы Главного управления расы и поселений СС. В 1938 году структура была передана в личный штаб рейхсфюрера СС Гиммлера как управление «L», состоящие из девяти отделов («Аненербе» известно как управление «А», оно состояло из пятидесяти двух научно-исследовательских направлений).

В частности, по программе «Лебенсборн» производился особый генетический отбор женщин. Тех, кто способен рожать здоровых, умных и красивых детей от офицерского корпуса СС. Система имела свои «Дома матери» и «Дома ребенка» (всего было шесть «Домов ребенка» и семнадцать «Домов матери»).

#comm#Для детей, рожденных в рамках программы «Лебенсборн», из Абхазии подводными лодками доставлялась «живая вода» в серебряных конистрах: сначала на базу подводных лодок в Констанцу, а далее самолетом в Германию, в замок «Гетебург».#/comm#

Плазму крови для программы «Лебенсборн» на основе этой воды, добываемой в карстовых пещерах под озером Рица, готовили в замке ученые из «Аненербе». Координация научной работы, связанной с переливанием крови и клонированием, также велась в замке «Гетебург». Секретная программа носила кодовое наименование «Тор»; она осуществлялась в лаборатории «Лебенсборн» № 1146, в баварских Альпах. Свое название программа получила от суммы сложения цифр, входящих в число 1146: на выходе получился «Тор», круг или число 12.

…С источником «живой воды» базу соединяли скоростные лифты, от которых и брала начало ветка малогабаритного метро. Подземный Грааль скрытно посетил Гитлер. После этого базу законсервировали, передав под негласное кураторство гросс-адмиралу Деницу, главе всех разведывательных служб Германии.

#comm#К концу 1945 года программа «Лебенсборн» «выдала на гора» около 70 тысяч арийцев, которые сегодня составляют мировой элитный генофонд агентуры влияния и управления на уровне генетический памяти и целевых кодирующих установок.#/comm#

Саму же секретную технику и методики работы с кровью нацисты взяли у русского ученого А.Богданова, который в 1920-х годах возглавлял закрытый институт крови (Сталин лично и неоднократно интересовался исследовательской деятельностью этого ученого в сфере разработки «эликсира долгой жизни»).

…Программа «Лебенсборн» была в основном реализована. Именно руководствуясь целями этой программы, немецкие горные стрелки штурмовали и сам Кавказ, и вершины Эльбруса, нередко проявляя при этом чрезмерную инициативу.

Из воспоминаний Альфреда Шпеера :

«…И тут вдруг в ставку поступило сообщение о том, что подразделение немецких горных стрелков взобралось на окруженную ледниками самую высокую гору Кавказа Эльбрус… и водрузило на ней имперский военный флаг. В сущности, это была чистейшей воды авантюра, которая никак не могла отразиться на ходе военных действий. Мы все полагали, что вообще не стоит придавать значение безумной выходке альпинистов-фанатиков. Но реакция Гитлера была совершенно иной. Мне редко приходилось видеть, как Гитлер гневается, но я никогда не думал, что он способен настолько потерять самообладание. Несколько часов он бился в истерике, словно этот эпизод поставил под угрозу весь стратегический план Восточной кампании. Даже через неделю он никак не мог успокоиться и проклинал «этих сумасшедших альпинистов, которых следовало бы отдать под трибунал». Он говорил, что «этих идиотов обуяло честолюбие и они полезли на эту дурацкую вершину», хотя он недвусмысленно приказал бросить все силы на Сухуми. И теперь он еще раз убедился, что его приказы толком не выполняются».

#comm#Сегодня секретная нацистская база скрытно охраняется специальными подразделениями так называемых «красных команд» США. Это многочисленные «гуманитарщики», которые, в частности, разъезжают по дорогам военной Абхазии на белых джипах с красными крестами.#/comm#

Они контролируют территорию базы с применением средств радиоэлектронной и агентурной разведки. Следовательно, кавказская операция, разработанная и начатая нацистской разведкой, находится в стадии реализации.

Кстати, обратите внимание на флаг современной Грузии. Тонкое красное перекрестье на белом фоне и мальтийские кресты в четырёх секторах флага – это геральдический символ вассальной линии Тевтонского ордена (геральдика – наука точная). Кто же внедрил этот символ в умы нынешнего военно-политического руководства Грузии. Тем более, что случайностей в серьёзной политике не бывает.

…Современные и будущие военные конфликты будут вестись не только за нефть, газ и плодородные почвы. Генетические и водные ресурсы – это тоже немалая ценность. И если принять за исходную информацию факт существования особого «живого» источника в карстовых пещерах под озером Рица, то понятно, что целью вероятного совместного американо-грузинского удара по Сухуми и Пицунде станут отнюдь не мандариновые плантации. Ясно и то, что войны нового поколения будут вестись с особым упором на разведывательно-диверсионные методы, замаскированные под проявления «международного терроризма» (или борьбу с такими проявлениями).

Сейчас, в 2006 году высоко в горах над озером Рица, там, где начинаются секретные катакомбы, в каменном скиту живут аскеты. Это три старца, которые ничего ни едят, ни спят, и проводят время в молитвах «За Русь Святую!». Они – представители самой древней ветви староверов, выполняющей обет, выраженный в библейском завете: «И жизнь вечную дарую Вам»; на языке старообрядцев это ветвь «солнцеедов».

…Большинство жителей Абхазии – граждане России. А если так, то мы и можем, и имеем право, и обязаны защищать и самих этих людей, и природные богатства Абхазии. Независимо от того, что будут думать об этом отдельные персонажи под тевтонским флагом.

Источник

Adblock
detector