Меню

Озеро с плавательным средством

Начинающему судоводителю: ГИМС, МП, ВВП, ВП – что это такое?

В ходе подготовки судоводителей у новичков возникает масса вопросов. Тема судовождения насыщена разными терминами и аббревиатурами. Поэтому для упрощения понимания мы подготовили шпаргалку, которая поможет разобраться с основными понятиями.

Какие бывают маломерные суда?

Сначала давайте определимся с основным понятием и ответим на вопрос – что такое маломерное судно. Федеральный закон №36 определяет эту формулировку так. Это водное транспортное средство длиной не более 20 метров и вместительностью до 12 пассажиров вместе со снаряжением.

Под понятие маломерного судна подходят следующие плавательные средства:

  • Моторная лодка – водное транспортное средство с подвесным мотором. Выделяют транспортные, туристические и разъездные лодки, которые отличаются грузоподъемностью;
  • Катер – основное отличие от лодки – наличие мощного стационарного мотора;
  • Гребная лодка – малое судно без мотора, но оснащенное веслами;
  • Байдарка или каяк – легкая длинная лодка. Чаще используется в спортивных соревнованиях или туристических походах. Для управления необходимо двухлопастное весло;
  • Парусник – плавательное средство, которое приходит в движение благодаря парусам и энергии ветра. Разновидности могут сильно отличаться по своим габаритам;
  • Гидроциклы/скутеры – скоростные и маневренные плавсредства со стационарным мотором. В длину до 3х метров, максимальная скорость – до 200 км/ч, грузоподъемность – до 300 кг;
  • Надувная лодка – резиновое судно, оснащенное либо веслами, либо мотором. Отличается легкостью и удобством в эксплуатации;
  • Катамаран – двукорпусное малое судно, оснащенное ферменным или палубным мостом посередине. В зависимости от разновидности, могут значительно отличаться по габаритам.

Не все плавательные средства, подпадающие под вышеуказанные технические характеристики нуждаются в постановке на учет и получении прав. Например, водные транспортные средства, массой до 200 кг и мощностью двигателя (при его наличии) до 8 киловатт включительно не требуют прохождения аттестации на право управления ими. К числу таких средств передвижения относят катамараны, надувные лодки, байдарки.

Что такое ГИМС и для чего она нужна?

Новичкам в судоходстве полезно будет узнать, что такое ГИМС, об ее значении и функциях. Аббревиатура расшифровывается, как Государственная инспекция по маломерным судам.

ГИМС – это исполнительный орган власти, который устанавливает и контролирует правила пользования маломерными судами на воде, а также на прилегающих участках. Например, на стоянке, пляже, переправе.

Функции ГИМС

  1. Государственная инспекция уполномочена вести надзор за соблюдением правил безопасности на воде и прилегающей территории. С ее помощью производится контроль соблюдения требований по охране труда.
  2. ГИМС освидетельствует, производит учет и регистрацию водных транспортных средств.
  3. Именно здесь можно пройти аттестацию и получить удостоверение судоводителя. Поэтому, когда нужны права для лодки, то обращаться нужно именно в государственную инспекцию.
  4. Данный уполномоченный орган проводит техническое освидетельствование плавательных средств, а также ведет общий реестр малых судов.
  5. В функции государственной инспекции входят поисково-спасательные мероприятия на воде.

Значение ГИМС для судовождения

Благодаря государственной инспекции производится разработка и внедрение новых систем обучения судоводителей. Проводится разъяснительная работа среди населения с целью снижения несчастных случаев на воде.

Государственная инспекция участвует в ликвидации последствий несчастных случаев и катастроф, связанных с водой. В том числе проводит поисково-спасательные операции.

Если обучиться судовождению можно даже в частной организации, то сдать экзамен и получить права на управление плавсредством можно только в ГИМС. Во время экзамена государственные инспекторы строго следят за соблюдением требований и соответствием уровня знаний обучившегося. Ведь от этого зависят жизни других людей.

Где плавают маломерные суда?

После успешно сданного экзамена, выдается удостоверение с отметками о том, какими типами плавательных средств разрешено управлять и где плавать. Нелишним будет разобраться в вопросе, что такое район плавания маломерного судна. Это зона, в которой разрешено находиться тому или иному плавсредству.

Существует несколько разновидностей районов плавания:

  • Внутренние пути (ВП) –водоемы, для передвижения по которым не требуется соблюдения знаков приоритета между судоводителями, как на внутренних водных путях. Данная категория разделяется еще на два подвида:
    • естественные внутренние пути – несудоходные реки, озера, пруды.
    • искусственные ВП – несудоходные каналы, рукотворные водоемы, водохранилища.
  • Внутренние водные пути (ВВП) – водоемы, где судоводитель обязан соблюдать определенные правила управления плавсредством. Например, судоходные реки, озера.
  • Морские пути (МП) – внутренние и внешние моря, прилегающие к территориям государства. К данной категории также относятся водоемы, которые не являются морями, но где действуют правила судоходства, как на морских путях. Это озера Байкал, Онежское, Ладожское.

Перед началом обучения абитуриенту необходимо определиться с тем, на каком водном транспортном средстве он предполагает плавать и в каких водах. От этого зависит, какие экзамены ему придется сдавать.

Новичку, впервые пришедшему на обучение, может быть не понятно, что это ГИМС ВП, ВВП, МП. В зависимости от района плавания отличаются экзаменационные вопросы. Для экзамена по внутренним путям важно знать общие положения и правила судоходства.

А, например, при сдаче экзамена для ВВП от учащегося потребуется знание правил передвижения по внутренним водоемам РФ согласно паритету между суднами. Зная, что такое ВВП в ГИМС можно подготовиться к успешной сдаче экзаменов.

Для того чтобы получить удостоверение судоводителя и иметь право управлять водным транспортным средством на море, студенту необходимо понимать что это МП ГИМС. В ходе экзамена в государственной инспекции потребуется подтвердить свои знания в области морских путей, в частности о международных судоходных правилах.

Заключение

Для начинающих судоводителей поначалу трудно сориентироваться в многообразии специфических терминов и понятий. Занятия в учебном центре помогут легче их освоить и подготовиться к теоретическому экзамену в ГИМС.

После этого студенты с легкостью ориентируются в законодательных требованиях и нормах, а управление водным транспортом становится безопасным и в удовольствие.

Источник

Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ и правила плавания по внутренним водным путям РФ с комментариями для судоводителей маломерных судов (2-е издание)

Правила судоходства для маломерных судов

Как известно, не знание законов не освобождает от ответственности и, выходя на воду, следует соблюдать определенные правила, которые устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.

Маломерным судном считается любое судно длиной не более 20 метров, общее количество людей на котором не должно превышать 12. Исходя из определения выходит, что большинство плавательных средств подходят под определение маломерного судна. Итак, что необходимо знать владельцам маломерных судов? Первое, на что стоит обратить внимание – это регистрация в ГИМС. По существующим законам всё, что весом меньше 200 кг и с мотором меньше 8 кВт (10.88 л.с.), регистрировать не обязательно! Здесь сразу стоит отметить, что все, что не подлежит регистрации не требует и удостоверения на право управления плавсредством.

Для судов обязательных к регистрации существуют общие правила нанесения бортового регистрационного номера. По действующим правилам бортовой номер должен состоять из: 2-х букв, 4-х цифр, обозначения региона РФ, буквенного указания страны и изображения флага. Для наглядности обратите внимание на схематический рисунок.

Стоит также отметить, что бортовой номер наносится на каждый борт судна в одну строчку, таким образом, чтобы ее геометрическая середина была на удалена от форштевня на расстояние не менее, чем 1/4 габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5-2 см.

В тех случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом.

С регистрацией все понятно, теперь давайте рассмотрим общие обязанности управляющего маломерным судном. Итак, следуя правилам судоходства, судоводитель обязан:

— Знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства.

— Проверять техническое состояние судна перед каждым выходом на воду.

— Обеспечивать безопасность, находящихся в лодке пассажиров.

— Обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно и обязательного снаряжения.

— Выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

Что же необходимо иметь на борту помимо необходимых документов? Для того чтобы разобраться с необходимым снаряжением предлагаем воспользоваться специальной таблицей.

Теперь давайте рассмотрим, в каких случаях запрещается управлять маломерным судном. Итак, при использовании маломерного судна запрещается управлять им в случае:

— Не зарегистрированным в установленном порядке.

— Без удостоверения на право управления маломерным судном.

— Не прошедшим технического освидетельствования.

— Не несущим бортовых номеров.

Первые 4 пункта касаются плавстредств обязательных для регистрации! Далее запрещается управлять судном в случае:

— переоборудованным без соответствующего разрешения;

— с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

— в состоянии опьянения;

Также необходимо знать, что запрещается:

— передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

— превышать установленные скоростные ограничения;

— нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;

— наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;

— заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

— в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;

— перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;

— швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;

— устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

— использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

— осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

— осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности;

— выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;

— осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;

— двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;

— нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.

— пересекать судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий, при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому;

— маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

— останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода, а также у плавучих навигационных знаков;

Также стоит перечислить неисправности, при которых запрещается пользоваться маломерными судами:

— сквозные пробоины в корпусе судна независимо от их местонахождения;

— разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие;

— отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;

— наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя при включенном реверсе;

— несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;

— отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней.

Помните, что выход судна на воду в обход установленных запретов и невыполнение установленных законодательством правил влечет наложение административных штрафов и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав!

ПРАВИЛА рыболовства в Ленинградской области

28. Рыболовам-любителям запрещается вылов рыбы и раков менее следующих размеров: судак-40 см, щука-30 см, лещ-22 см, ручьевая форель-пеструшка-20 см, хариус-25 см, рак-9 см. Минимальный размер рыбы определяется от вершины рыла (при закрытом рте) до основания средних лучей хвостового плавника, рака-от середины глаза до конца хвостового плавника (по наибольшей длине). Вылов рыб охраняемых видов и раков непромыслового размера не должен превышать 20 процентов от общего количества по счету. 29. Запрещается любительский и спортивный лов рыбы, сбор водных растений, беспозвоночных в течение всего года (помимо водоемов, указанных в статьях 1, 11.2, 11.3, 11.5): — у охраняемых плотин, шлюзов, защитных дамб, мостов и других гидротехнических сооружений в пределах зон отчуждения; — в пруду, входящем в мемориальную зону музея «Сарай» В. И. Ленина в Разливе; — в Копорской губе на расстоянии ближе 1 км по обе стороны и 200 м в глубину от гидротехнических сооружений Ленинградской атомной электростанции им. В. И. Ленина; — на участках, находящихся в полосах отвода зон Министерства обороны СССР, военных и торговых портов, промышленных предприятий и заповедников; — у рыбоводных заводов, их цехов и пунктов, садков для выращивания и выдерживания рыбы — на расстоянии менее 500 м; — в заповедниках, рыбопитомниках, прудовых, озерных товарных и других рыбных хозяйствах (Приложение 5); — в реках и их притоках, где обитают или нерестятся лосось, кумжа, форель, и их предустьевых участках в обе стороны от устья и в глубь залива или озера на расстоянии 1 км, за исключением участков, на которых разрешается ограниченное использование орудий лова (Приложение 6); — в Лосевской протоке Вуоксинской озерно-речной системы в пределах зон отвода охраняемых мостов ; — в озерах Вуоксинской озерно-речной системы Волочаевское, Мелководное, Луговое, во всех реках и протоках, соединяющих эти озера с р. Вуоксой, в том числе в р. Булатной (Холодный Ручей) . Примечание . В озерах Волочаевское, Мелководное, Луговое любительский и спортивный лов рыбы разрешается членам обществ охотников и рыболовов по путевкам обществ, которым отведены названные озера. В р. Булатной (Холодный Ручей) членам обществ охотников и рыболовов разрешается лов рыбы поплавочной удочкой с 15 июня до ледостава. На Ладожском озере и Финском заливе любительский и спортивный лов рыбы разрешен на всей акватории в границах Ленинградской области (исключая зоны отвода Министерства обороны СССР) при удалении от берега не более 3 км и не ближе 500 м от установленных промысловых орудий лова, плавов, тоней, садков для выращивания и выдерживания рыбы. Запрещается на всех водоемах лов рыбы с применением кормушки, соединенной с орудием лова кольцом, петлей или каким-либо другим способом, не указанным в настоящих Правилах. 30. Запрещается лов рыбы и раков в следующие сроки : — в оз. Тихое и в протоке, соединяющей озеро с р. Россонь, в оз. Липовском и в протоке, соединяющей озеро с Финским заливом, — с распадения льда по 30 июня; — в бухтах Селезневская, Подберезовая, Малая Пихтовая Выборгского залива и в оз. Зайчихино Выборгского района — с распадения льда да 15 июня; -раков-в период вынашивания икры, а также при линьках (икряные самки и раки с размягченным панцирем подлежат немедленному выпуску обратно в водоем в живом виде); — во всех реках области — щуки — с распадения льда до 20 мая , на остальных водоемах — с распадения льда до 31 мая (в Нарвском водохранилище — с распадения льда до 15 мая); Примечание . Членам обществ охотников и рыболовов, привлекаемым органами рыбоохраны к отлову щуки на лососевых реках (на определенных участках), разрешается вылов щуки и в период с распадения льда до 20 мая по разрешениям, выдаваемым органами рыбоохраны, с обязательным представлением отчета о результатах вылова. — в Финском заливе (включая Нарвский залив) — судака — с 20 мая по 15 июня; — в Выборгском заливе — судака и леща — с 20 мая по 10 июня; — в Ладожском и Онежском озерах — судака и леща — с распадения льда до 15 июня; — на прочих водоемах, в реках и водохранилищах — ручьевой форели-пеструшки — с 1 сентября по 15 ноября, судака, леща и хариуса — с распадения льда до 15 июня. 31. Таксы для исчисления размера суммы, взыскиваемой с граждан за ущерб, причиненный рыбному хозяйству незаконным выловом, добычей или уничтожением ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных в районе действия настоящих Правил, утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1974 г. № 833, Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 апреля 1975 г. № 236 и совместным решением Минсельхоза СССР, Минрыбхоза СССР, Госкомлесхоза СССР по согласованию с Минфином СССР от 25 октября 1985 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1983 г. № 313 «О Красной книге СССР».

Читайте также:  Озера в районе белоострова

Рекомендуем прочесть: Новые Правила Заверения Копий Документов 2020

2. Запретить выход маломерных моторных судов в Ладожское озеро в период всей навигации за исключением судов органов внутренних дел. Ленинградской областной инспекции рыбоохраны, Государственной инспекции по маломерному флоту, Государственной охотничьей инспекции при облисполкоме, предприятий и организаций рыбного и лесного хозяйства, научно-исследовательских организаций, органов санитарного надзора, Министерства речного флота СССР, охотничьих и рыболовных хозяйств обществ охотников и рыболовов при исполнении ими служебных обязанностей.

Порядок получения

Получение прав на управление маломерным судном осуществляется по следующему порядку действий:

  • в местное отделение ГИМС подается заявление – документ оформляется по форме, выдаваемой при обращении;
  • вносится оплата и назначается период обучения, включающий теоретическую и практическую подготовку;
  • обучение длится примерно полтора месяца, по его итогам назначается экзамен, который также подразделяется на теоретическую и практическую проверку знаний;
  • в случае провала, теоретический экзамен пересдается через 7 дней;
  • при успешной сдаче теоретических нормативов в течение 10 дней оформляется удостоверение на право управления маломерным судном.

Процедура проверки практических навыков проводится государственным инспектором в течение навигационного периода. Ее проведение возможно после сдачи теоретической части и оформления удостоверения. Действия государственного инспектора включают в себя:

  • проверку личной карточки экзаменуемого;
  • проверку пригодности плавательного средства к эксплуатации, наличия спасательных средств;
  • проведение инструктажа и постановку задач для сдачи нормативов;
  • нахождение на борту плавсредства и слежение за действиями экзаменуемого, их последовательностью и правильностью;
  • отстранение экзаменуемого от практической сдачи нормативов и принятие контроля над плавсредством при наличии критических ошибок;
  • оформление результатов проверки.

После оформления инспектор сообщает экзаменуемому дату и место получения талона к удостоверению на право управления маломерным судном. При отрицательном результате указывается проведение повторной сдачи нормативов.

Список необходимых документов

При обращении вместе с заполнением личной карточки подаются следующие документы:

  • паспорт заявителя, копии его страниц;
  • медицинская справка о допуске к праву управления маломерным судном;
  • квитанции о внесении госпошлины;
  • три цветные фотографии формата 3х4 см.

При наличии подается копия диплома или свидетельства об окончании соответствующей школы или курсов, подразумевающих судоводительскую специальность.

При сдаче теоретического экзамена оформляется удостоверение на право управления маломерным судном. Заявителю возвращается личная карточка, медицинская справка и документы об образовании.

Чтобы получить талон к удостоверению на право управления маломерным судном требуется сдача практического экзамена. От него освобождаются профессиональные водители, им талон оформляется вместе с основным документом.

Нерестовый запрет 2020 в Ленинградской области и Санкт-Петербурга

Объем и состав разрешенного прилова водных биоресурсов, для которых установлен ОДУ, указываются в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в пределах объемов квот добычи (вылова) водных биоресурсов, для которых ОДУ, распределенных в установленном порядке юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

  1. в придаточных озерах Вуоксинской озерно-речной системы: Мелководное, Луговое, Большое и Малое Раковое, Волочаевское, в реках и протоках, связывающих эти озера с рекой Вуокса;
  2. река Нарва — от плотины Нарвской ГЭС до шоссейного моста.

Источник

Озеро с плавательным средством

Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений.

Аватара пользователя

Водный туризм.

Сообщение Нафталин » 05 окт 2018, 00:16:31

Тема: Водный туризм.

Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений.

В принципе — любой туристический поход IV-V категории сложности, по мнению специалистов, уже может считаться экстремальным. Как известно, категория сложности в спортивном туризме определяется продолжительностью похода в днях (для IV категории не менее 13 и для V не менее 16 дней) и протяженностью в километрах. Минимальное расстояние определено для горных походов (IV категория — 150 км, V — 160 км). Для пешеходных путешествий эта цифра определяется в 220-250 км, лыжных — 250-300 км, водных — 225-250 км, велосипедных — 800-1100 км, мотоциклетных — 3200-4000 км, автомобильных — 4500-5000 км.

Поэтому понятие «экстремальный туризм» очень относительно.

Водный туризм — один из видов экстремального спортивного отдыха, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм или яхтинг, морской каякинг.

Существуют разные виды водного туризма — от самых комфортабельных и безопасных до сверхэкстремальных, доступных лишь хорошо подготовленным спортсменам. Турист-водник должен не только хорошо уметь плавать, он должен знать, уметь различать и преодолевать препятствия, встречающиеся на реке. Даже в самых простых походах возможны аварии плавсредств, падение людей в воду, различные травмы. Поскольку непредвиденные ситуации на воде гораздо опаснее, чем на суше, организаторы водных туров, особенно с элементами экстрима, должны позаботиться о наличии в группах опытных инструкторов.

В зависимости от выбранного маршрута даже путешествие на катере может стать экстремальным, если вы совершаете тур по северным сибирским рекам. Самый простой экстрим на воде могут представлять собой многодневные походы на веслах или байдарках без моторов, в стиле походов Стеньки Разина или торговых купеческих караванов. Для большего эффекта такие походы можно сочетать с театрализацией, где роль казаков или купцов будут исполнять опытные инструкторы.

Основой водного туризма являются путешествия на различных плавательных средствах. Одними из самых распространенных и простых среди них являются плоты. В настоящее время отечественная и зарубежная промышленность выпускает плоты для самых различных целей (спасательные, для развлечения, охоты, рафтинга и других целей).

Это вид представляет собой спуск по реке на транспортном водном средстве, которое имеет надувную основу. Но при этом такие плавсредства удобны в обращении. И в основном очень хорошо чувствуют себя на водной поверхности. Как правило группа людей, которая участвует в таком спуске не превышает 12 человек.

Рафт представляет собой надувную лодку-плот для сплава по рекам. Рафтинг — это сплав по порожистым рекам на надувных судах. Рафт представляет собой вытянутый в длину, рассчитанный сразу на несколько человек овал. Держатся за него в основном ногами, просовывая их в специальные петли наподобие стремян, так как руки во время сплава заняты веслами.

Очень важна при рафтинговом сплаве слаженная гребля, иначе лодку быстрое течение будет крутить вокруг своей оси.

У рафта есть капитан (инструктор), без которого рафтинг невозможен. Это достаточно опасный вид спорта и развлечений, поэтому капитан возражений от матросов не терпит.

Рафтинг получил широкое распространение практически всюду, где есть возможность сплава по рекам. Первенство мира по рафтингу проходит на африканской реке Замбези, немного ниже по течению от знаменитого водопада Виктория.

В нашей стране самым известным событием в мире рафтинга является проводимый ежегодно 26 июня фестиваль «Вуокса» на реке с одноименным названием. Лосевский порог, на котором разворачиваются основные события фестиваля, расположен в 80 км от Санкт-Петербурга. Самым ярким и запоминающимся зрелищем этого мероприятия является массовый сплав на плотах по бурной стремнине.

Несмотря на то что рафтинг возможен на отдельных участках и в определенное время года, Россию речками для рафтинга природа не обидела. Очень богата такими реками Карелия. Только стандартные маршруты проложены более чем на полутора десятках рек.

В зависимости от возраста, состояния здоровья и степени подготовленности предлагаются маршруты разной степени сложности.

Для начинающих лучше выбирать несложные маршруты, сочетающие активный отдых со спокойным. Например, на юге Карелии существуют относительно несложные рафтинговые маршруты. Туристы сплавляются 1-2 ч, затем для них организуется пикник на природе с местными деликатесами и напитками. После пикника туристы садятся в автобус и едут в Петрозаводск, откуда их из порта, расположенного на Онежском озере, везут в Кижи.

Сочетание экстрима с культурным туризмом осуществляется и в северной Карелии. Кроме самого сплава, здесь также предусмотрена богатая культурная программа, например осмотр петроглифов Беломорья и экскурсия на Соловецкие острова.

Для любителей острого экстрима, желающих как можно дальше оторваться от цивилизации, организуют отправление на вертолете в верховья реки Илексы, куда никаким иным транспортом не добраться и человеческого жилья нет на десятки, а то и сотни километров. Две недели, проведенные на дикой реке, включают в себя рыбалку, сбор грибов, ягод, т.е. жизнь в полной гармонии с природой. Таким образом, в одном туре сочетаются экологический и экстремальный виды туризма.

Очень популярен рафтинг на Кавказе, особенно в районе городов Сочи и Адлера. В жаркие дни организаторы сплавов едва справляются с наплывом туристов, желающих испытать острые ощущения. Различные участки реки позволяют почувствовать себя героями как начинающим рафтерам, так и уже опытным рафтинговым «волкам».

Очень популярны среди опытных рафтеров реки Алтая. Здесь тренируются лучшие российские спортсмены. Реки Чуя и Катунь обладают одними из самых сложных слаломных трасс с опасными и сложными порогами и валами.

Наряду со спортивным здесь весьма распространен коммерческий рафтинг. Кстати, туристы могу заодно познакомиться со знаменитым Чуйским трактом. Далеко не все сложные и интересные с точки зрения рафтинга маршруты имеют удобные подъезды. Отсутствие железных и автомобильных дорог во многих районах делает рафтинг в этих местах дорогим и малодоступным удовольствием.

Профессиональный рафтинг предъявляет особые требования к возрасту — не моложе 18 и не старше 50-60 лет, необходимо крепкое здоровье. Для туристов более юного или старшего возраста лучше выбрать пеший или конный поход по берегам тех же рек.

Одним из самых крутых по осуществлению является многодневный сплав по реке Ока Саянская в Прибайкалье. На протяжении 60 км нет ни одного спокойного участка. По этой трассе туристов обязательно сопровождают инструкторы на катамаране сопровождения.

Но есть и более спокойные рафтинговые маршруты — один из них находится на восточно-сибирской реке Иркут (в переводе с бурятского — «крутящаяся»). На ней допуск имеют рафтеры, включая детей от 7 лет. В истоках и устье это классическая горная река, а в Нижней Тункинской долине — это спокойное и плавное течение по территории национального парка. Этот маршрут сочетается с культурной программой — посещением священных шаманистских и буддистских мест. Обязательным обычаем является обрядовое поклонение местным духам с целью их задобрить. Он заключается в разбрызгивании водки по всем сторонам света на священном месте бурят — обо. Считается, что это обязательный залог удачного путешествия.

Общие бурные эмоции и незабываемые впечатления — разве можно сравнить это с лежанием на пляже, когда разомлевшие от жары родители отмахиваются, как от назойливых мух, от детей, которые не знают чем себя занять.

В настоящее время многие экстремалы осваивают комплексные туры, включающие в себя несколько видов экстремального туризма, например рафтинг и канбенинг. В качестве примера можно привести сплав по одной из крупнейших рек полуострова Таймыр — Котую. Котуй не только знаменит своим быстрым течением, но и широко известен среди любителей сплава по рекам «Котуйской трубой». Котуйская труба представляет собой глубокий каньон, прорезанный рекой в базальтовом массиве. Высота стенок достигает 200 м. Длина «Котуйской трубы» — около 13 км. Местами уровень реки снижается в каньоне до 150-180 м.

На всем протяжении «трубы» течение очень мощное и быстрое. Почти везде в берега бьет сильный прибой. Переход по каньону очень сложен, опасен, но одновременно и интересен. По обеим сторонам реки высятся совершенно гладкие вертикальные стены, которые то расходятся, то сближаются вновь. Иногда даже создается впечатление туннеля. Береговая полоса полностью отсутствует, а дно никто не мерил.

По выходе из каньона путешественников ждут несколько очень опасных порогов. Однако затем река попадает в совершенно удивительное место, которое, по словам очевидцев, напоминает то ли заколдованную долину, то ли космическую художественную галерею. На огромном расстоянии по берегу расставлены гигантские скалы самых фантастических форм, очень напоминающие самые разные скульптуры.

Подготовка судна к спуску должна быть тщательной и продуманной до мелочей. Нужно изучить схему реки по которой предполагается провести спуск. А также можно пролистать информацию в интернете с отзывами и другими схемами одного и того же маршрута, как известно из разных источников можно собрать более точную информацию.

Существует 6 категорий маршрута:

1 категория, это реки с медленным течением и незначительными преградами, встречающимися на пути.
2 категория, это реки с нормальным течением, линия маршрута видна, существуют бочки и сливы.
3 категория, это когда линия маршрута не должна отличаться от определённой заранее траектории. На пути большие камни, и бочки, а также валуны.
4 категория, очень сложна тем, что не видно линии маршрута. Все должно быть осмотрено заранее с берега. Есть пороги при спусках, бочки. Нужны очень хорошие навыки при манёвренности судна.
5 категория, опасна для жизни, течение мощное, маршрут узкий и сложный. Обзор с берега необходим заранее.
6 категория, плотный поток воды, одна ошибка и выжить уже не удастся.

Но есть и не столь опасные маршруты. Например, фирма «Стелла» организует 2—3-дневные туры, включающие в себя разные мероприятия.

В первый день туристы посещают 20-метровый водопад «Белые мосты», переходят по деревянным мосткам через ущелье и занимаются подготовкой к «высотному экстриму» — обучаются лазанию по канатам на 7-метровой высоте — проходят так называемый веревочный курс. Второй день путешествия отведен сплаву по Яниаз — самой непредсказуемой реке Карелии. Сплав представляет собой 25-километровый маршрут, состоящий из 10 порогов и 3 водопадов. Постоянная смена ритмов не дает туристам расслабиться ни на минуту. Третий день включает в себя моторафтинг, т.е. путешествие на том же самом рафте, только с мотором. Далее следует путешествие по Ладоге с ее незабываемыми шхерами.

Читайте также:  Свежие новости с ладожского озера

В заключение тура для участников организуется праздничный туристический ланч на природе. Таким образом, за три дня организаторам удалось органично соединить созерцательность, познание, мегаактив и всех участников тура.

Подготовка должна быть связанна не только с маршрутом, но и с туристским обмундированием.

Взять с собой следует такие вещи:

* Снаряжение для организации места отдыха, палатка, спальник и все нужное для ночлега.
* Костюм, который будет поддерживать температуру тела в холодной воде.
* Обувь должна быть правильно подобрана. Есть два вида выхода из такой ситуации. Можно воспользоваться носками из материала, который называется неопрен и на них надеть обычные кеды. Либо нужно будет купить сапоги неопреновые. Но как показывает практика такие сапоги прослужат гораздо меньше чем кеды.
* Кофта с длинным рукавом на термической основе.
* Штаны и куртка, непромокаемые и лёгкие. Что-то наподобие дождевика.
* Перчатки. Это очень важный вид снаряжения. Лучше всего брать перчатки без пальцев из неопрена.
* Шлем для защиты головы.
* Подшлемник. Лучше всего, если он будет как бы слитный и закрывать ещё область шеи.
* Спасательный жилет, без него ни один инструктор, так же как и без шлема просто не имеет права вас выпустить на маршрут.
* Нож для экстренных случаев.
* Страховой канат с карабином.
* Зажигалка или спички. Но это самое первое правило для всех туристов. А так как спуск по воде, то упаковать их нужно в упаковку, которая не промокнет.

И после того как выбран маршрут и подготовлено все снаряжение водный туризм можно начинать. Увлекательное и невероятное путешествие по просторам России запомнится надолго. Развитие водного туризма у нас в стране очень продвинулось в последние годы и динамично развивается с каждым днём всё больше.

Путешествия на гребных и парусных судах.

Помимо рафтов, в водных путешествиях используются и другие плавательные средства, как старинные, так и суперсовременные — байдарочные туры, каякинг, катамараны, парусные суда и т. д.

Очень большой популярностью пользуются плоты, различные лодки, боты и другие суда, национальные или воссозданные по старинным образцам.

Пионером этой области, без сомнения, является великий путешественник Тур Хейердал. Его плавания на знаменитых плотах «Кон-Тики», «Ра», «Тигрис» положили начало целому направлению в экстремальном туризме — преодолению морей и океанов в одиночку или очень небольшими группами на очень небольших и хрупких гребных судах.

Первое путешествие знаменитый норвежский исследователь предпринял вместе с пятью товарищами в далеком 1947 г. Маршрут отважной группы полегал от берегов Перу до островов Полинезии. По исключительной решительности и умению участников экспедиции, с которыми они совершили, пользуясь минимальным материальным оборудованием, опасное морское плавание через Тихий океан, это путешествие является одной из самых смелых и выдающихся экспедиций XX столетия.

На простом плоту из девяти бревен, скрепленных веревками из стеблей растений, с самым простым прямым парусом, исследователи прошли около 4300 морских миль от берегов Южной Америки до островов Полинезии. Они проплыли на своем совсем небольшом плоту расстояние вдвое большее, чем Христофор Колумб во время своего первого путешествия к островам Вест-Индии, которое он совершил на хорошо оснащенных мореходных кораблях, хотя и небольших по размеру.

Успех плавания Тура Хейердала был обусловлен точным анализом взаимодействия течений и ветров той части Тихого океана, в которой проходило путешествие. По глубине научного предвидения и смелости предприятия эту экспедицию можно сравнить только с дрейфом через Северный Ледовитый океан, выполненный в 1893-1896 гг. другим выдающимся норвежским мореплавателем — Фритьофом Нансеном.

Целью экспедиции Хейердала было доказать, что древние жители Латинской Америки, в частности Перу, могли доплыть на своих очень простых плотах до островов Полинезии. В свое время Тур Хейердал принадлежал к группе этнографов, придерживавшейся американской гипотезы о происхождении полинезийцев. Эти ученые считали, что острова Океании были заселены выходцами из Южной или Северной Америки. Другие исследователи считали, что это не так. В качестве свидетельства они прежде всего указывали на отсутствие у древних жителей Америки и в особенности у жителей тихоокеанского побережья хорошо оснащенных мореходных судов.

Тур Хейердал решил опровергнуть возражение о невозможности плавания из Перу в Полинезию на примитивных перуанских судах. Своим путешествием на «Кон-Тики» он с блеском доказал, что на плоту, ничем не отличающемся от древнего перуанского, можно проплыть, пользуясь течением и пассатными ветрами, почти до центра Полинезии. Несмотря на то что впоследствии сам Хейердал писал, что он доказал этим только превосходные мореходные качества базальтовых плотов, а гипотезы об американском или азиатском происхождении полинезийцев требуют дополнительных научных обоснований, его путешествие следует считать одним из самых замечательных и смелых научных предприятий прошлого века.

Начинания Хейердала были подхвачены десятками и сотнями отважных мореплавателей. Конечно, не каждый решится в одиночку или с небольшой командой на маленьких суденышках отправиться в кругосветное путешествие. И тем не менее сегодня в мировом океане постоянно находится достаточно много таких смельчаков. Одним из самых знаменитых наших соотечественников, неоднократно удивлявшим и восхищавшим весь мир, является, безусловно, Федор Конюхов.

Конечно, среди морских путешественников есть и «чистой воды адреналинщики», однако большая часть таких экспедиций преследует вполне конкретные научные и практические цели. Такие путешествия приносят много полезной информации — с судов передаются сообщения о погоде, о состоянии океана, наблюдения за животным миром, сведения о загрязненности поверхностных вод и т.д. Ведь далеко не все видно с высоких бортов огромных лайнеров, бороздящих моря и океаны.

Таким образом, экстремальный водный туризм напрямую связан с экологическим. Человек еще только начинает изучать морские глубины. Учитывая объемы мирового океана (4/5 планеты Земля находится под водой), можно сказать, что мы только начинаем знакомиться с этим удивительным, загадочным миром.

Еще одной очень важной задачей таких экстремальных морских походов является апробация новых видов плавательных средств и оборудования.

И, может быть, самым важным достижением этого направления в экстремальном туризме является разработка правил поведения и способов выживания людей, случайно (например, в результате катастрофы и затопления судна, случайного выпадения за борт, вынесения купальщиков и ныряльщиков сильными течениями в открытое море и т. д.) оказавшихся в океане в форс-мажорной ситуации. Опыт отважных путешественников-одиночек помог сохранить не одну жизнь.

Многие активные туристы предпочитают плавания на небольших судах фешенебельным круизам на огромных океанских кораблях. В этом случае они могут знакомиться с водным миром не с огромной высоты и издалека, а в непосредственной близости от него.

Некоторые энтузиасты не довольствуются стандартными современными судами, которые им предлагают многочисленные фирмы, специализирующиеся на морских путешествиях. Многие из них, объединяясь в коллективы, компании, ассоциации и клубы, воссоздают по старинным технологиям конструкции многих древних и средневековых судов, начиная от самых простых плотов и лодок и заканчивая шхунами и каравеллами.

Одними из первых гребных судов, построенных человеком для плавания по морям, были гребные лодки — галеры, которые приводились в движение в основном с помощью мускульной силы. В большинстве случаев такой мускульной силой были рабы или воины (например, викинги). Во всем мире находится достаточно много туристов, готовых совершить нелегкие морские переходы, повторяющие пути древних. Часто такие путешествия помогают проверить многие гипотезы и догадки ученых и совершить не одно удивительное открытие.

Нам уже неоднократно приходилось говорить о том, что наиболее эффектными во всех отношениях будут туры и путешествия, сочетающие в себе несколько направлений — театрализацию, экстрим, экологию и т. д. Естественно, что путешествие на «всамделишных» галере или ладье в соответствующих данной эпохе костюмах и вооружении и при сопровождении необходимыми ритуалами оставит гораздо большее эмоциональное впечатление у частников, чем просто обычное катание по воде.

Менее экстремальные и физически подготовленные туристы также вовсе не против испытать свою дозу острых ощущений. Очень популярны среди них самые разные лодки традиционных национальных культур.

Современный турист не только готов уплатить приличную сумму за проживание в индейском вигваме или эскимосском иглу, отведать национальную кухню, познакомиться с обычаями традиционных обществ, он желает также покататься на индейском каноэ или эскимосском каяке, а заодно и попробовать половить рыбку или поохотиться местными способами.

Сегодня каноэ — очень популярная как в Америке, так и в Европе гребная лодка. Она используется в спортивных соревнованиях и для путешествий и развлечений, охоты и сплава по бурным рекам. Лодка довольно лёгкая и небольшая в ширину. Количество гребцов на каноэ зависит от размеров лодки и количества пассажиров и груза.

Каноеинг — увлекательнейший вид путешествий по рекам и озерам. К тому же каноэ — одна из самых удобных лодок для перевозки пассажиров и размещения на ней груза. Каноэ также очень удобно для охоты и рыбной ловли, так как очень легка в управлении и маневрировании и к тому же очень устойчива, что позволяет сидящему в лодке охотнику или рыбаку занимать удобное положение.

Каяк -охотничья герметичная лодка. Обычно она рассчитана на одного человека. Но иногда каяки строятся в расчете на двух-трех человек. Каркас каяка изготавливается из специально обработанного дерева или костей животных, которые связываются ремнями. Затем каркас обтягивается кожей оленя или морских животных (моржа, тюленя, морского льва) и пропитывается жиром. Такая лодка незаменима для плавания по холодным северным рекам и побережьям северных морей.

Кроме вышеназванных, современные туристы-водники в зависимости от региона путешествуют на реконструированных британских лодках кораклах, древнеперсидских гуфах, амурских оморочках, байдарах, шлюпках и т. д.

Сплав на байдарках.

Осуществляется с помощью плавательного средства в отличие от рафтинга, которое имеет жёсткий каркас. Лодка довольно лёгкая и небольшая в ширину. Такие судна способны разместить до 3 человек. Управление производится при помощи обычных вёсел. Чаще всего такие спуски организовывают на реках Алтая или водоёмах Якутии.

А как вам такая «медитация» под водой — выглядит не менее экстемально не правда ли?! Видеоролик снят осенью 2014 года, и окончательно отредактирован летом 2015 года. Снималось в Ущелье Новой реки в Зале Карма — под Нижним Кини Рапид. Клей Райт и Стивен Райт научились «путешествовать» не только по течениям, но и под скалами на байдарках. Наслаждайтесь!

Помимо судов, перемещающихся с помощью мускульной силы, очень популярным средством для путешествий всегда были и остаются парусники. Круизы на старинных и традиционных парусных судах — один из активно развивающихся видов туризма в США и Европе.

Он подразумевает собой некое соревнование между участниками заплыва. Но конечно, это может быть обычная прогулка на судне по красивым уголкам природы, которые со стороны водного пространства радуют своими живописными картинами.

В настоящее время многие фирмы предлагают весьма своеобразный туристический продукт — стажировку в качестве юнги на крупных парусных судах. Такая стажировка может быть однодневной или продолжаться до 12-16 суток. Возраст желающих пройти такую стажировку — от 15 лет. Молодежи до 25 лет предоставляется скидка.

Очень популярным направлением водных путешествий является яхтинг.

В зависимости от размеров и назначения яхты разделяются на гоночные, крейсерско-гоночные, прогулочные и туристические.

Любителей яхт по всему миру объединяют тысячи самых разных яхт-клубов. В России первые яхт-клубы появились еще до революции. Несмотря на то что плавание на большинстве яхт (за исключением особо комфортабельных и больших) — занятие не из легких, здесь, как и в других видах туризма, получило развитие экстремальное направление.

В последние годы очень популярным видом яхтинга стали гонки яхт различных классов. Пальма первенства здесь принадлежит, конечно, гонкам яхт суперкласса. Несколько лет назад внимание всего мира было привлечено к самому продолжительному за всю историю парусного спорта марафону, который продолжался более 10 месяцев, — «Whitbread Round the Wored Rall». Длина это заплыва превысила 33 тысячи морских миль. Основные составляющие идеи таких гонок — приключения и трудности.

Однако гонки яхт суперкласса — это большой спорт, доступный только хорошо подготовленным профессионалам. В то же время тысячи экстремалов, да и просто любителей морских путешествий всех возрастов, мужчин и женщин, мечтают принять участие в подобных мероприятиях. Именно для этой категории туристов создаются различные проекты, связанные с яхтами. Один из интересных проектов такого рода под названием «Самая сложная яхтенная гонка» придумали англичане. В нем принимают участие 12 совершенно аналогичных яхт 22 м длиной. На каждую из них набирается команда из 15 человек-любителей, желающих испытать себя. Единственным профессионалом на яхте является капитан. Весь остальные участники гонки, т.е. экипажи, формируются из обычных людей самых разных возрастов и профессий. Этот проект рассчитан на 9 месяцев. Часть этого времени посвящается теоретической подготовке экипажа, а 5,5 месяцев команды проводят в гонке.

Существуют и другие проекты экстремального яхтного туризма, которые отличаются друг от друга условиями участия, размерами яхт, сложностью проведения.

Путешествия на яхтах, а тем более содержание этого весьма дорогостоящего плавсредства по карману далеко не многим. Естественно, любителей путешествовать по морям гораздо больше. В результате в последние годы получил развитие самодеятельный вид туризма на яхтах-катамаранах . Такие яхты-катамараны представляют собой несколько надувных баллонов, скрепленных между собой прочными алюминиевыми трубками. Такое судно гораздо дешевле традиционной яхты, однако оно и гораздо опаснее в эксплуатации. Тем не менее, несмотря на многочисленные предупреждения, некоторые экстремалы отправляются на этих хрупких конструкциях в рискованные путешествия по Черному и Азовскому морям, озеру Байкал и другим, не самым безопасных водоемам.

Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes. Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» — своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.

Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках (гидроциклах или водных мотоциклах).

Туры на подводных лодках.

Новым видом туристических развлечений, связанных с экстримом, являются туры на подводных лодках .

Если раньше погружения в батискафах и субмаринах были доступны лишь ученым и военным и проводились исключительно с целью исследований или совершенствования техники, то в последнее время как за рубежом, так и в России все большее развитие получают подводные туристические экскурсии.

Подводные плавательные средства во многих странах, в том числе и в нашей, пока сравнительно немногочисленны и производятся промышленностью только на заказ.

До недавнего времени собственно туристических субмарин существовало немного. Чаще всего их предлагали туристам в аренду научно-исследовательские лаборатории. Самыми известными из подводный лодок являются «Морская звезда» — подводный дом, в котором на дне Красного моря (на глубине 10 м) пять человек прожили месяц, изучая рыб и морские растения.

Читайте также:  Картинка весна березы озеро

Совсем недавно в Голландии построена подводная лодка, специально предназначенная для туристических погружений в тропических морях. Она может опускаться на глубину до 300 м и оставаться под водой почти две недели. Скорость ее движения — до 28 км в час.

Далеко не каждый рискнет спуститься га глубину с аквалангом, да и не всем это позволит здоровье, а вот прокатиться на подводной лодке, как знаменитые герои Жюля Верна, познакомиться с живой природой морей и океанов в естественной среде, осмотреть обломки затонувших кораблей и затопленные части древних городов смогут многие.

Кроме подводных лодок, для знакомства с подводным миром сейчас во многих туристических центрах используются суда с прозрачным дном.

Катание по морским волнам.

Катание по морским волнам на самых разных приспособлениях становится одним из самых популярных видов туризма, спорта и развлечений. Поклонники скоростного перемещения по воде начитывают в своих рядах десятки миллионов человек во всем мире.

В 2005 г. на юге России, на окончании Ейской косы, омываемой водами Таганрогского залива и Ейского лимана (побережье Азовского моря), был создан первый в нашей стране клубный отель водных видов спорта и активного отдыха на воде. Он называется «Акватория лета». Выбор места был неслучаен. Именно здесь собирались в течение более 10 лет поклонники водного экстрима. Объясняется это тем, что роза ветров здесь идеально подходит для занятий морским спортом. Прежде всего это виндсерфинг (катание на доске под парусом), кайтсерфинг (катание на доске под парашютом) и вейкбординг (катание на доске, буксируемой катером).

В комплекс клуба входят три двухэтажных жилых корпуса на 86 номеров (включая номера «люкс»), трехэтажное здание ресторана с панорамными окнами, бассейн и вводно-спортивный комплекс (причал, прокат оборудования, пляж). Номера отеля оборудованы индивидуальными кондиционерами, душем, телевизорами, мобильной телефонной связью. Спортивный центр оснащен самым современным оборудованием общей стоимостью около 300 тыс. долларов, а обучение водному экстриму проводит большая команда квалифицированных инструкторов. У отеля есть подробный интернет-сайт и московское представительство, активно сотрудничающее с несколькими десятками турагенств. На базе территории клуба созданы многочисленные спортплощадки для занятий прыжками на батуте, айкидо и многими другими видами спорта. В дальнейшем планируется создание сети российских спортивных клубных отелей под маркой «Акватория лета».

Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.

Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.

В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги. В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.

Магическая сила подводного мира заключается в универсальности его среды: имеется отличие от положения на земле и в воздухе, под водой можно двигаться во все стороны, самостоятельно выбирая направление.

Подводное плавание (diving) — один из самых сложных и опасных видов спорта и туризма. Несмотря на это, а также дороговизну снаряжения, которая не каждому по карману, движение дайверов расширяется с каждым годом как у нас в стране, так и за рубежом. Человека всегда манил к себе загадочный подводный мир. В настоящее время только в Европе любителей подводного плавания насчитывается свыше 3 млн.

Однако, если во многих других видах туризма можно обойтись без специальной обучения и подготовки, в подводном плавании это недопустимо. Единственная, даже незначительная ошибка под водой может стоить аквалангисту жизни. Поэтому без надлежащего обучения под руководством опытных инструкторов и приобретения необходимых практических навыков спускаться под воду не рекомендуется даже самым отчаянным авантюристам. Дайвинг-центры не допускают до погружения новичков, не прошедших специального курса обучения и не имеющих специальной лицензии.

Во многих странах созданы центры подготовки водолазов-любителей и центры организации подводного туризма.

Большинство центров по подготовке и обслуживанию любителей подводного плавания объединены в ассоциации. Крупнейшим из них является PADI (Professional Association of Diving Industrion), имеющая около 200 подводных центров в 175 странах мира (число подводников с сертификатами PADI около 6 млн человек), CMAS (Confederation Mondile des Activites Subag Nation), SGL (Scubargo Education Association) и др.

По некоторым подсчетам подводным плаванием в мире увлекаются не менее 30 млн человек.

Задачами таких центров являются подготовка подводников-любителей, разработка мероприятий по обеспечению безопасности подводных путешествий, аттестация и сертификация членов подводных центров, разработка карт и атласов подводных объектов.

Полный курс обучения начинающего дайвера включает в себя: обучение плаванию с дыхательной трубкой, аквалангом сначала в бассейне, а затем на открытой воде, подводное ориентирование, способы подводного плавания, ориентирование под водой по компасу и с помощью подводных ориентиров, плавание в условиях ограниченной видимости и ночью, поиск под водой предметов и подъем их на поверхность, глубоководное погружение.

Одна из опасностей, связанных с дайвингом, — это возможность возникновения кессонной болезни. Поэтому необходимо тщательно следить за глубиной погружения, временем нахождения под водой и скоростью подъема на поверхность. Не рекомендуются многократные погружения под воду в один день и многодневные погружения без перерыва.

Определенную опасность представляют собой морские течения при открытой береговой линии, а также прибойные волны вблизи скал и рифов.

Кроме того, опасность для туристов, занимающихся подводным плаванием, представляют некоторые морские обитатели (ядовитые медузы, ежи, морские звезды, моллюски, морские змеи, рыбы, а в некоторых местах также морские хищники, например акулы).

Особенно большое внимание уделяется подводному плаванию в скандинавских странах: Швеции, Финляндии и Норвегии. Так, в Швеции имеется свыше 300 центров подготовки туристов-подводников, в Финляндии — около 60.

В России также создаются специальные организации подводного туризма — «Бадди», «Морские технологии», «Золотой Галеон», «Подводный клуб МГУ» и др.

Подводное плавание включает в себя разные направления. Наиболее популярным из них является подводная археология (поиск и исследование затонувших объектов — городов, кораблей). Более половины участников подводных центров занимаются подводным плаванием с целью поиска и обследования погибших судов, часть из них участвует в кладоискательстве.

Большое распространение подводная археология получила в прибрежных морских районах, где имеются затонувшие части античных или средневековых городов. Различные экспедиции, связанные с глубоководным погружением, работают и на реках и озерах (например, на Днепре, в районе острова Хортица, в высокогорных священных озерах на бывшей территории империй инков и майя и т.д.).

Другим направлением подводного плавания является участие в научных исследованиях с целью изучения подводного мира.

Очень увлекательным видом деятельности в дайвинге является подводная видео- и фотосъемка, как любительская, так и профессиональная.

В последнее время получил распространение подводный ритуальный туризм — оказание различных почестей и возложение венков на месте затонувших судов и массовой гибели моряков в результате катастроф или военных действий. Такой вид туризма особенно популярен в северо-восточных регионах России (Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Новгородской областях и в республике Карелия). Данные регионы имеют значительный потенциал для приключенческого, научного, учебного и ритуального подводного туризма. По данным АО «Морские технологии» только в Российском бассейне Балтийского моря и прилегающих озерах находится свыше 6000 затонувших объектов. На базе этих объектов создан «Атлас объектов на дне Финского залива и Балтийского моря».

В России подводный туризм популярен также в бассейнах Черного, Каспийского, Азовского и Баренцева морей, а также на Тихоокеанском побережье Дальнего Востока, озера Байкал, Белое и др.

Одним из развивающихся направлений в дайвинг-туризме является подводное плавание в северных морях.

В Кандалакшском заливе на Белом море (одном из наиболее доступных из наших северных морей для дайверов) функционирует несколько современных дайвинг-центров, оснащенных современным подводным оборудованием, катерами, ботами и моторными лодками.

Один из них под названием «Полярный круг», открытый усилиями энтузиастов из подводного клуба Московского государственного университета в 2004 г., располагается у старинного поморского поселка Нильмогуба. На морском льду оборудован комфортабельный мобильный лагерь, состоящий из нескольких фанерных домиков-балков на полозьях. В них могут с удобствами разместиться 3-4 дайвера, в тепле облачиться в гидрокостюм, проверить снаряжение. Балки установлены в непосредственной близости от майн — отверстий во льду для ныряния. Один из балков занят под столовую и кают-компанию.

Спуски под лед в легководолазном снаряжении относятся к наиболее экстремальному виду дайвинга, поэтому во время таких спусков особое внимание уделяется безопасности.

У подводников клуба МГУ есть прекрасно оборудованное судно «Картеш», на котором летом можно посетить любую точку русского Севера. Базируется судно в Чупе (Кандалакшский залив Белого моря) или Тернберке (Баренцево море).

Еще один дайвинг-центр имеется на берегу Авачинской бухты на Беринговом море.

Эти центры у наших полярных морей привлекают любителей подводного экстрима почти нетронутой природой и, конечно, относительной транспортной доступностью.

Дайвинг-центры как в России, так и за рубежом принимают активное участие в экологических акциях, направленных на охрану окружающей среды. Начиная с 2003 г. в России проводится «день очистки» водоемов, который проводит профессиональная ассоциация дайвингистов — инструкторов PADI. Дайверы и волонтеры из России и других стран очищают дно естественных и искусственных водоемов от скопившегося там мусора. Например, команда подводников МГУ подняла с 8-метровой глубины Спасо-Каменского карьера старый «Москвич». Дайверы клуба «Лохматый кашалот» достали из озера Сенеги увесистую ржавую гирю, а представители клуба «Юнион-спорт» добыли из большого Садового пруда информационную стойку от остановки. В мероприятии «Великий мусорный день» в 2005 г. участвовало 190 человек. В общей сложности с площади 6 га было собрано 5 т мусора.

Как отличить в дайвинге отдых от спорта, а спорт от экстрима? Бывалые подводники отвечают просто: «по цвету бездны». Если аквалангист опустился на глубину, где вода имеет голубую окраску, это отдых, приятный и относительно безопасный. Если цвет воды при дальнейшем погружении сменился на синий, это уже спорт, а там, где начинается черная вода, это экстрим.

Самыми экстремальными и опасными видами подводного плавания являются технодайвинг, т.е. глубоководные декомпрессионные погружения на разных дыхательных смесях в открытой воде, а также проникновение в подводные пещеры (подводная спелеология) и на затонувшие объекты.

Подводные исследования в пещерах требуют не только специального снаряжения и подготовки, но и большого мужества. Существуют очень сложные пещеры, до дна которых приходится продвигаться несколько суток, преодолевая очень сложные препятствия в виде глубоких колодцев и завалов. Однако стремление увидеть то, что доступно немногим, преодолевает все.

Для тех же, кто очень хочет почувствовать себя дайвером, но в силу разных причин (возраста, состояния здоровья, характера) не может погружаться на большие глубины, туристические центры, расположенные на морских курортах на острове Маврикий, продумали такой вид развлечений, как «снуба дайвинг». Это один из простейших способов погружения под воду. На голову ныряльщику одевается специальный шлем, в который через длинный шланг подается воздух. На талию надевается пояс с грузом — и вперед, вернее вниз. Дайверов погружают на глубину 3-4 м возле рифов, куда подплывают прикормленные стайки рыбок, моллюсков и мелких морских животных. Возраст ныряльщиков практически не ограничен — от 7 до 77 лет. «Снуба дайвинг» очень популярен среди мам с малышами и пожилых людей.

Источник



Пруд для плавания с рыбой: за и против

Пруд для плавания с зоной регенерации и биоплато становится для многих владельцев приусадебных участков идеальным местом отдыха. Он не требует дорогостоящего ухода, применения химии или мощных фильтров для очистки, позволяет любоваться красивыми водными и влаголюбивыми растениями. Так как плавательные пруды строят достаточно большими и глубокими, некоторые со временем задумываются о расширении возможностей такого водного объекта – сделать собственное мини-озеро не только местом для безопасного плавания, но и уютным местом для рыбалки.

Разведение всевозможных видов рыб в собственных прудах – хобби многих владельцев загородных домов. Частыми декоративными питомцами стали карпы кои, золотые рыбки, кометы. Некоторые выращивают в искусственных водоемах рыб не только для декора, но и с практической (спортивной или гастрономической) целью для рыбной ловли – щук, окуней, осетров, форелей, карасей, стерлядей, линей и др. Однако владельцы зарыбленных водных объектов знают, что они требуют гораздо большего внимания и ухода, чем обычные декоративные.

Пруд для плавания и водоем для содержания или выращивания рыбы изначально отличаются уже по своему устройству и оформлению. К устройству водоема, который планируется зарыбить, предъявляются многие требования, например:

  • – на дне обязательно наличие зимовальных ям, их создают еще на этапе рытья котлована;
  • – желательно наличие мелководья;
  • – одна из стенок чаши должна быть более пологой, чем другая;
  • – тщательно подбирают набор водных растений;
  • – зону регенерации делают достаточно большой и др.

Пруд для плавания

О том, стоит ли выпускать рыбу в пруду для плавания, бытуют разные мнения. Очевидно одно – с появлением таких жителей биобаланс искусственного водоема будет подвергнут настоящему испытанию уже потому, что мальки и взрослые особи будут поедать зоопланктон, а он играет важную роль в контроле популяции водорослей. Отходы жизнедеятельности этих животных будут достаточно быстро загрязнять воду, появится излишек питательных веществ, что станет причиной роста водорослей и нежелательных водных растений. Чтобы наладить биобаланс, потребуется улучшение аэрации воды, расширение зоны регенерации, чистить пруд для плавания в целом придется намного чаще. В то же время уход за рыбками станет прекрасным хобби. Но, как и любое хобби, оно потребует временных и финансовых затрат на организацию кормления, установку дополнительного оборудования (аэраторы, обогреватели, антиобледенители и др.).

Есть некоторые виды рыб, которые наоборот выступают в качестве природных очистителей и фильтров для прудовой воды. Это в первую очередь толстолобик. Он питается фитопланктоном и детритом, то есть мелкими частицами органических веществ, взвешенных в толще воды или осевших на дно. Фильтруя значительную часть планктона и органики, толстолобики способствуют стабилизации гидрохимического состояния пруда для плавания или декоративного, улучшают его санитарное состояние. В больших водохранилищах толстолобики выступают даже в качестве биологического средства борьбы с разрастанием опасных синезеленых водорослей. Еще один природный фильтр – белый амур. Он питается водорослями и уничтожает лишнюю нежелательную растительность, например, ряску. Однако полезные растения зоны регенерации от амуров лучше отделять, так как они любят лакомиться и рдестом, элодеей, осокой, камышом, рогозом и др.

Заселять пруд для плавания рыбой или нет – выбор всегда за владельцем водного объекта, но при необходимости специалисты нашей компании всегда предоставят исчерпывающую информацию, проконсультируют относительно всех нюансов ухода за зарыбленным и обычным искусственным водоемом.

Источник

Adblock
detector