Меню

Озеро ворбозомское белозерский район

Белое озеро: мелкое, древнее, безграничное

Это озеро в Вологодской области можно рассмотреть даже на глобусе — круглое голубое пятнышко на северо-востоке Европы. Возле него испокон веков жили люди и история его накрепко связана с историей нашей страны.

Откуда название?

Почему озеро называется «Белое»? Не потому, что в конце осени замерзает, а вскрывается только в начале мая. На сегодня общепринятая версия происхождения названия — буквальный перевод с вепсского. Вепсы называли озеро Vaugedjärv — «Белое озеро».

В Географическом словаре Российского государства Афанасия Щекатова (издан в 1807 году) написано: «Оно (Белоозеро) довольно глубоко, имеет чистую воду и каменистое, по большей части глинистое дно. Сия глина, будучи бела и весьма мелка, перемутясь во время погоды с озерной водой, дает ей белый цвет».

Шторм на Белом озере. Фото Сергея Рассказова

Любопытное явление можно наблюдать здесь после заката: небо над озером черное, а вода словно со дна светится фосфоресцирующим светом, сначала слабым, затем разливающимся по всей поверхности, белым, мерцающим, переливающимся…

Какая связь с Каспийским морем?

Белое озеро находится на западе Вологодской области, посредине между Онежским озером и Рыбинским водохранилищем. И оно — большое. По размерам занимает седьмое место среди крупнейших озер Европы после Ладожского, Онежского, Венерн (Швеция), Псково-Чудского, Веттерн (Швеция) и Сайма (Финляндия).

И сразу парадокс: это озеро относится к водной системе (бассейну) Каспийского моря. Как так? Казалось бы, где Вологодчина, а где Каспий… И тем не менее: Белое озеро — Шексна — Волга — Каспийское море.

Церковь в Крохино на реке Шексне у истока из Белого озера. Фото: michael clarke stuff/FlickrCC BY-SA 2.0

В озеро впадает около 60 рек и ручьев. В многоводье их бывает и больше, но немалая их часть к концу лета пересыхает. Единственная судоходная из всех этих рек — Ковжа. Вытекает из Белого озера всего одна река — уже упомянутая Шексна.

Через Белое озеро проходят важнейшие водные пути России. В древности это был вытегорско-белозерский путь, в начале XIX века Белое озеро стало частью Мариинской водной системы, а с 1964 года вошло в состав Шекснинского водохранилища, которое является частью Волго-Балтийского водного пути. Водосбор Белого озера начинает одно из крупнейших ответвлений Волжской водной системы: вода из Беломоро-Каспийского и Балтийско-Каспийского водоразделов попадает в Белое озеро и дальше по Шексне уходит в Волгу и Каспийское море. Иначе говоря, на северо-западе озеро связано с Балтикой, на юго-востоке — с Каспием.

Границы плавают

Площадь озера велика: до 43 километров в длину и до 32 километров — в ширину, но глубина небольшая: в среднем 5-7 метров, есть ямы до 15 и даже до 20 метров. Откуда частица «до» — почему «до 43 км в длину»? Разве нет точных величин? Нет. Границы озера… меняются. Берега низкие, грунты илисто-песчаные, у берега почти на километр — мелководье, поэтому Белое озеро то разливается и расширяется, то опять сужается.

За счет протяженного мелководья у берегов озера образуются очень высокие волны, а ветра здесь сильные и затяжные, особенно осенью. Кораблям к берегу подходить неудобно, спрятаться от ветра и волн негде — бухт и заливов по берегам нет, поэтому судоходство на Белом очень рискованное: сколько торговых барж и парусных кораблей затопило в шторма за всю историю белозерского судоходства, сколько рыбачьих лодок разбило в щепки — не сосчитать! Например, буря 27 августа 1832 года потопила 62 судна!

Для того чтобы обезопасить судоходство, в сороковых годах XIX века вокруг юго-западной части озера, от реки Ковжа до Шекснинского водохранилища, прорыли Белозерский обводной канал длиной 67 километров и шириной 32,7 метра, достаточной, чтобы в нем могли разойтись две баржи, движущиеся в противоположные стороны. Канал частично проходит через город Белозерск, отделяя Белое озеро от городской черты. Сегодня канал используется больше малыми судами.

Какое озеро без рыбы?

На Белом озере влажно и прохладно даже летом. Средняя температура июля всего +18 градусов.

Во все времена на озере было развито рыболовство. На берегу располагался государев Рыбный двор, на котором особые приставы наблюдали за рыбным промыслом и собирали дань с рыбаков. У Белого озера есть особенность: зимой здесь не происходит заморов рыбы, то есть она не гибнет от кислородного голодания. Поэтому здесь водятся чувствительные к аэрации вод рыбы — снеток и ряпушка. Первое рыбохозяйственное описание озера в 1875 году зафиксировало здесь 18 видов рыб. В XIX веке в Белом озере водились стерляди и осетры, иногда заплывали сюда и белуги.

Сейчас осетровых в озере нет, но видовой состав насчитывает 29 видов, и промыслового статуса Белое озеро не утратило. Самым рыболовным считается северный берег. В водах Белого озера ловится судак, снеток, щука, лещ, берш, синец, чехонь, ерш, плотва, окунь, уклея, налим, жерех, красноперка, ряпушка, язь, карась, линь, голавль, густера, елец, пескарь. Самой ценной рыбой ценители на сегодня признают белозерского судака: крупные экземпляры достигают 10 и даже 12 кг.

В озере живет 170 разновидностей водорослей. Берега заболочены и покрыты лесами, береговой полосы практически нет, поэтому подход к воде и выход к самому озеру затруднен.

Озеро и люди

Люди живут по берегам Белого озера с глубокой древности.

Крупные населенные пункты, которые сейчас находятся по периметру озера: Белозерск, Троицкое (Киснема), Ухтома, Крохино, Липин Бор. Раньше было больше: много деревень, сёл и даже городов затопило во время большой стройки водохранилищ.

Летописный город Белоозеро когда-то был расположен на северном берегу, в местности Киснема. Сюда, согласно «Повести временных лет», в 862 году прибыл один из братьев-варягов Синеус. Призвали троих: Рюрика, Синеуса и Трувора, вот князь Синеус, по мнению историка Николая Карамзина, поселился с дружиной в этих самых местах. Ученые продолжают спорить об историчности самих персонажей — Трувора и Синеуса, но как бы то ни было, Белое озеро в летописях упоминается именно в связи с жизнью славян IX века.

Читайте также:  Самое соленое озеро россии эльтон

Белозерск, вид на озеро. Фото Ксении Андреевой

Долго эти земли принадлежали киевским князьям, позже Белоозеро было перенесено на южный берег, а при Михаиле Федоровиче Романове вошло в состав Российского царства.

Многие видели фотографии или даже сами фотографировали с туристических теплоходов выступающие из воды остатки затопленной церкви Рождества Христова в Крохине. Храм 1780 года находится в самом начале Шексны в Белом озере. Затоплен был, когда создавался Волго-Балтийский водный путь. Сейчас волонтеры пытаются если не восстановить, то хотя бы законсервировать разрушающийся храм, состояние которого ухудшается на глазах.

Удар по экологии

К сожалению, по данным ученых, хозяйственная деятельность человека уже многие десятилетия меняет экологию Белого озера не в лучшую сторону. Лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство — из-за попадания их отходов в воды происходит токсикологическое и органическое загрязнение, ускоряются темпы эвтрофирования (ухудшения качества воды из-за избыточного поступления в водоем так называемых «биогенных элементов»), снижается видовое богатство и видовое разнообразие обитателей озера.

Водоснабжение, судоходство, рыболовство — все это тоже не лучшим образом влияет на состояние водоема. Сюда же — воздействие с воздуха: от одного из крупнейших промышленных центров Русского Севера, Череповца, воздушные массы приносят к Белому озеру вредные соединения, которые выпадают с дождем и снегом и остаются в воде.

Затопленный лес у Белого озера. Фото: Iluha81/WC CC-BY-3.0

Ежегодно углубляют судоходные участки озера, в результате донные отложения размываются, в воду попадает медь, содержащаяся в них, мелкая глинистая взвесь, это тоже наносит серьезный урон экосистеме.

Самое сильное вмешательство человека в судьбу озера произошло в середине ХХ века, после реконструкции Крохинской плотины в 1963–1964 годах, когда Белое озеро вместе с рекой Шексной стало частью Шекснинского (Череповецкого) водохранилища. Прежняя площадь озера — 1126 квадратных километров увеличилась после затопления до 1284 квадратных километров. Почти на два метра, с 2,2 до 4,1 метра, вырос средний уровень воды. При этом прозрачность воды снизилась в 1,7 раза.

После искусственного подпора вод в районе впадения основных притоков озера — Ковжи и Кемы — образовался Ковжинский разлив.

Спокойное место

И все же Белое озеро по сей день остается красивейшим местом, по-прежнему привлекающим туристов и рыбаков, которые едут сюда за прекрасными видами, уникальной природой и хорошим уловом. Добираются, как правило, от Череповца (166 километров) или от Вологды (171 километр) до Белозерска, который расположен на самом берегу. Едут, чтобы познакомиться и с самим городом — одним из древнейших городов Руси, с его кремлем, валами, насыпанными еще при великом князе Иване III в XV веке, храмами, музеями, и с жизнью «белозёров» — неспешной и размеренной, полюбоваться на прекрасные закаты над озером, прокатиться на лодке, катере или теплоходике по каналу или по речкам, или по самому озеру, узнать больше о флоре и фауне этого необыкновенного места. Кто-то едет, чтобы поучаствовать в археологических раскопках или в восстановлении памятников архитектуры, а кто-то просто для того, чтобы искупаться и отведать белозерского судака. Здесь красиво и спокойно. Как сто, двести, пятьсот и тысячу лет назад.

Источник

Голосовать могут только участники

Проголосовало пользователей: 0

Благовещенская церковь на Ворбозомском озере

Описание

В 12 верстах от Горицкаго монастыря и.в 3 в. от Фетиньинской пустыни, на небольшом, но довольно живописном островке Ворбо-зомскаго озера, одиноко красуется небольшой каменный храм и при нем несколько деревянных зданий. Это когда-то бывшая иноческая обитель преподобнаго Зосимы, Ворбозомскаго Чудотворца, а ныне небольшой скиток Горицкой женской обители, с несколькими в нем насельницами, одиноко провождающими здесь свою отшельническую жизнь, вдали от мира и его соблазнов.

Для людей, духовно окрепших и жаждущих высоких иноческих подвигов, трудно найти более подходящее и соответствующее сей цели место, как этот тихий одинокий островок, безмолвно свидетельствующий о жизни и подвигах спасавшихся здесь иноков.

От древности не сохранилось точных известий, когда и кем основан Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь. В самом начале XVI столетия Ворбозомская пустыня уже существовала; так, в 1501 году ею управлял строитель Иона. Быть может, она — один из тех многочисленных Белозерских скитов, которые возникали около знаменитой Кирилловой обители во второй половине XV века и в которых ревностно подвизались знаменитые «Белозерские, иноче заволжские старцы», славившиеся по всей Руси строгостию своей жизни.

Поэтому нет ничего невероятнаго, что первое начало Ворбозомской обители, как это утверждает местное предание, положено преподобным Корнилием Комельским (19 мая 1537 г.), принявшим иноческое пострижение в 1467 г. в Кирилло-Белозерском монастыре. Очень возможно, что преподобный Корнилий до своего странствования по Руси или после него оставил место своего иноческаго воспитания и некоторое время провел вблизи Кирилловой обители, подвизаясь на пустынном острову Ворбозомскаго озера, а затем уже удалился в Комельские леса и здесь основал в 1497 г. свой монастырь наподобие Кириллова.

Известно, что так поступил, напр., преп. Нил Сорский, который, возвратившись из дальнаго путешествия по Востоку, сначала жил одиноко вблизи Кириллова монастыря, а потом уже окончательно поселился в Сорском, им же созданном ските.

Читайте также:  Карта озера арахлей со спутника

Если предание о начале Ворбозомской пустыни справедливо, то строитель Иона, управлявший ею в 1501 г., был преемником преп. Корнилия Комельскаго. Окончательное же устроение Ворбозомская обитель получила от преп. Зосимы Ворбозомскаго Чудотворца, ученика преп, Корнилия Комельскаго. Неизвестный благочестивый любитель старины, собиравший в XVIII веке сведения о святых Белозерскаго края, о преп. Зосиме заметил: «о рождении и воспитании, тоже о пострижении не обретох писанием». Не больше известно об этом и в настоящее время, так как никогда, вероятно, не были описаны подвиги и жизнь преподобнаго. Получив иноческое воспитание у преп. Корнилия, преп. Зосима оставил его обитель и по любви к уединению поселился в Ворбозомской пустыни. Здесь построил он деревянную церковь во имя Благовещения Божией Матери, благословение на освещение которой получил, вероятно от ростовскаго Архиепископа, так как ему принадлежал Белозерский край.

По образцу Корнилиева монастыря, в возникшей иноческой обители был введен строгий общежительный устав, который в Кириллове монастыре, вопреки прямому завету преп. Кирилла, к тому времени стал уже клониться к упадку. Из многочисленных учеников преп. Корнилия одни, побуждаемые к тому особыми видениями и откровениями, как, напр., Кирилл Новоезерский и преп. Иродион Илозерский, покинули своего наставника еще при его жизни, другие же, как, например, Симон Сойгинский, удалились из Комельскаго монастыря после блаженной кончины ея основателя . К которым из них принадлежал преп. Зосима, неизвестно, а если к последним, то прибытие его на Ворбозомский остров имело место не ранее 1537 года, когда скончался преп. Корнилий.

Вотчина за Ворбозомским монастырем оставалась старая в XVIII столетии. Земельныя его владения увеличились только пожнею на реке Гверстянке, данною Белозерцем Карпом Ширяевым между 1642-1648 годами. Тогда же другой Белозерец Михаил Савельев Санков пожертвовал в монастырь двор в Новинском ряду, в Ивановской улице, В продолжение XVII века монастырская вотчина была два раза обмежевана в 1626-7 г. и 1686 г., когда она была приписана к Кириллову монастырю. Мелкие острова, расположенные на Ворбозомском озере, вблизи большаго, на котором стоит пустыня (Еловец, Свинец, Марьевский, Березов, Ямин, Челноков, Хвостец) в писцовых книгах 1626 г. не были написаны; их записали за монастырем только в 1686 г. по их (т, е. старцев) сказке и по наезду.

Монастырский вотчины состояли из сельца Фетиньины и деревень Анофриевы, Пиндина, Кузминской, пустоши Сизове, мельницы на речке Ворбозомке, рыбных ловель на Ворбозомском озере и двух пожен на реке Шексне. В деревне Фетиньинской стоял монастырский двор, а на дворе хором: «келья, живут в ней старцы; против кельи старцев сенник на подклете, возле сенника изба большая с прирубом, на дву углах два сенника жилых, под ними хлевы; три сарая с поветьми, забраны в столбцы и покрыты драницами. В поле житница да два овина с мельницами (отпис. кн. 1648 г.). В мельничном амбаре 8 ступ толчеи и три колеса со всею мельничною полною снастию (там же). В 1686 году в монастыре было 9 человек служебников (1 коровник и 8 детенышев), а по деревням в 21 дворе крестьянском 116 человек, да в дворе бобыльском один человек; три двора оставались пустых.

Имея вотчину, Ворбозомский монастырь наравне с другими владельцами должен был нести разнаго рода государственныя повинности.

С 1635 г. монастырь обладал грамотою царя Михаила Феодоровича, которою «не велено с Ворбозомскаго монастыря с вотчины никаких расходов имать, окроме ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго острожнаго дела», И эти подати были значителны, но пустыне, несмотря на царскую грамоту, приходилось платить и на достаточных людей, и именные деньги, и другие расходы, напр., на воеводу, на приказных, а также доставлять лошадей в Москву для военных нужд. Когда на Белоозеро был сослан (1666-1681 гг.) патриарх Никон, то тяжесть его содержания, вместе с другими монастырями Белозерскаго края, пала также и на Ворбозомскую пустынь. Никитский и Благовещенский монастыри вместо этаго было указано «с них имать 31 рублев» в год.

За XVII век тяготы налогов еще более увеличились, особенно тяжела была рекрутская повинность и обязанность содержать отставных воинов.

Примечание: Приведенная история Зосимо-Ворбозомского монастыря является сокращенным вариантом статьи Н. П. Успенского «Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь». НЕВ. 1894. №15, 20; 1895. №23; 1896. №3, 4, 6.

Публикуемая летопись имеет очень большое значение как исторический источник. В ней не только излагается история Горицкого монастыря с момента его основания, но дается краткий обзор приписных пустыней и скитов: Фетиньиной, Зосимо-Ворбозомской, Никулина. При составлении рукописи авторы использовали подлинные документы, многие из которых давно утрачены, что увеличивает ценность летописи. Помимо источниковедческого, публикация данной рукописи имеет немалое историографическое значение. В отличие от более именитых и древних собратьев — Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей — Горицкая обитель до настоящего времени не имеет обобщающей работы по своей истории. Немногочисленные сведения о ней можно встретить в путеводителях, монографиях и других публикациях.(Г.О. Иванова)

Источник

Озеро ворбозомское белозерский район

На главную

Логотип

Категория: Водоёмы, водохранилища, затоны, пруды, озёра
Город: Вологодская область, Белозерск

Относится к Лозско — Азатской группе Кирилло-Белозерского ландшафта Вологодской области, недалеко от города Кириллова. Впервые в документах упоминается 1585 году, сама местность — в 1471 году в грамоте Кириллова монастыря. У финно-угорского населения именовалось просто «Озеро», позже заимствовано у вепсского слова varb -«ветка, сучок дерева, кустарник», соединенного в этом топониме с zom — вторым компонентом сложных слов в языке вепсов, которые имеют собирательное значение.

Озеро в виде вытянутого четырехугольника и бoльшею частью низкими берегaми имеет площадь в 13,9 кв. км. Длина береговой линии — 22,8 км. Длина водоема — 6,8 км, наибольшая ширина — 3,4 км. В озере много полуoстровов, мысoв, островoв. Самый бoльшой остров Красный находится в центре озера. Он красив нoвым лесом и сoхранившимся зданием церкви бывшей «Зозиминой пустыни Благовещенского монастыря на Ворбузове озере» (XVIII в.). Дно котловины слабовoлнистое, преобладают глубины 2—3 м, наибольшие (до 6 м) находятся вблизи зaпадного берега. Донные отложения в бoлее глубокой части озера прeдставлены жидким опесчаненным илом, у берегов — пeском и суглинком. В озеро впадает река Илoса и ряд других речек и ручьев. Вытeкает Ворбоземка (старое название «Выкса» — мерянский топоним «река, вытекающая из озера»), которая впaдает в рeку Шексна.

Читайте также:  Утро не озере дименшенс

На восточном берегу Ворбозoмского озeра расположено село Воздвиженье. На северном краю сeла стоит полуразрушенный Ворбозoмско-Крестовоздвиженский храм 1828 года постройки. В 7 км к северу от Ворбозoмского лежит озеро Кожино, имеющее воронкообразную форму котловины, предположительно, из-за карстовых процессов.

Источник



Озеро ворбозомское белозерский район

К храмам Ворбозомского и Лозско-Азатского озёр.

31-авг-2009 12:52 pm

Предприняли мы попытку добраться и до некоторых мест, показавшихся нам интересными в белозерской округе.

На восточном берегу Ворбозомского озера расположено село Воздвиженье. На северном краю села стоит полуразрушенный Ворбозомско-Крестовоздвиженский храм.

Об этом храме мне пока удалось найти только сведения о дате его постройки — 1828 год.

Внутри церкви ещё пока сохранились фрагменты росписей неба и окраски стен.

Судя по фотографиям, датированных 1980 годом, за прошедшие почти три десятилетия церковь лишилась шпиля и кровли колокольни, крыша трапезной провалилась, облупилась наружняя штукатурка.

Вокруг церкви находится давно сложившееся сельское кладбище, где среди могил попадаются очень старые и давно заброшенные кресты.

Церковь, судя по всему, была приписана к упразднённому Зосимо-Ворбозомскому мужскому монастырю, основанному преподобным Зосимой на острове.

О Зосимо-Ворбозомском монастыре мне пока удалось найти тоже исключительно скудные сведения.
Вот, что писал А.А.Бронзов в своей статье «Белозерская старина» (Памятники Отечества. М, 1994): «Ворбозомский, или Орбозомский, Благовещенский (упраздненный) мужской монастырь — ныне приходская церковь — основан преподобным Зосимою на Красном, или Большом, озере Ворбозомском в 20 верстах к югу от Белозерска. Мощи основателя почивают под спудом в каменной Благовещенской церкви. Когда упразднен монастырь — неизвестно.»

Со стороны села Воздвиженье остатков монастыря на острове не видно, туда необходимо добираться или на лодке, или зимой по льду озера.

Вот как выглядила Благовещенская церковь Зосимо-Ворбозомского монастыря в 1980 году.

Сентябрьский день клонился к вечеру, а нам ещё хотелось побывать на Лозско-Азатском озере (вообще-то, это два озера, соединённые протокой). И мы выдвинулись туда.
Целью мы себе выбрали храм на полуострове между Лозским и Азацким озёрами близ деревни Ватаманово. К моему сожалению, колея ведущая к Ватаманово, была сильно раскисшей после дождей, я не рискнул одной машиной, хоть и полноприводной, но без лебёдки ломиться в экстримальное внедорожье, так что храм Никольской Островской общины нам довелось увидеть только с отдаления от Ватаманова и сделать несколько кадров.

Сведений об этом храме также удалось найти очень-очень мало.
Вот, что есть об этом храме в Новгородском сборнике под редакцией П. Богословского, Новгород, 1865 год: «Когда приход основан неизвестно. Церковь каменная построена в 1743 году и получила название от места, которое окружено водою с трех сторон, четвертая же сторона имеет небольшой перешеек. Приход расположен на открытой и возвышенной местности при озерах: Моткозадском, Озадском и Лозском. Первое простирается в длину к Озадскому приходу на 6 верст, а к Лозскому озеру около 1,5 верст, в которое и впадает, имеет же впадение в означенное Лозское и Моткозеро; глубина озер метами неизмерима; по ним идут сплавные леса, а иногда построенные вновь суда в реку Куность и потом в Белозерский канал. На Озадском озере имеются острова, мели и грядами камни подводные; озера рыбные. Земли при церкви усадебной две десятины, пахатной и сенокосной, в том числе и лесной, 42 десятины. Приход стоит на проселочной дороге, от большой же, ведущей в город Тихвин, в 20 верстах; сообщение не совсем удобное; от г. Белозерска в 42 верстах в летнее время, а зимою в 22 верстах, от города же Кириллова в 45 верстах. Жалованья причту отпускается 212 руб. по VI классу. Прибыльной суммы от продажи свечей до 8 рублей, кошелькового дохода до 20 рублей и кружечного до 50 рублей. Крестьяне занимаются рыбной ловлей и распилкой деревьев на плахи и тес, что отправляют гужем в г. Белозерск. При церкви каменный дом ветхий, а другой деревянный, в нем сторожка, у св. ворот часовня небольшая, Казанской Божией Матери, каменная, ограда каменная с 5 высокими башнями и шпилями белого железа. Книг довольно приобретено на церковную сумму всяких. Самая близкая деревня от церкви Степаново в 50 саженях. Отстров, где находится церковь, содержит восемь деревень, всех же вообще в приходе с селом господским 29, и деревни отстоят одна от другой не в одинаковом размере, а разбросаны по разным сторонам и за озерами, дороги все проселочные, избы белые и черные, жители православного исповедания.»
Но у Константина Козлова это место упомянуто, как бывший Никольский Азатский монастырь.

Храм этот на фото 1980 года.

Пока я пытался сфотографировать храм, над лужком появилась мышкующая хищная птица (по-моему это была скопа, но получше разглядеть не получилось).
Я попытался её сфотографировать, но цель уже была достаточно далеко.

Источник

Adblock
detector