Меню

Паустовский назвал оку самой русской рекой аудио

Домашнее задание № 4

Задание 1. Сравните лексико-фразеологический состав и грамматический строй текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям. Дайте стилистическую характеристику каждому тексту.

А)Паустовский назвал Оку самой русской рекой. Тихо, неторопливо собирает Ока воду серединной России и несет Волге. В большинстве мест река эта служит границей леса и степи. По одну сторону – жаркое хлебное поле, по другую – грибные чащи, луга, мещерские топи и мшары. По этой линии Русь столетиями держала оборону против воинственных степняков и хоронилась от них в лесах. На этой серебряной нитке нанизаны бусины древних селений, среди которых выделяются ныне Калуга, Кашира, Таруса, Коломна, Рязань, Касимов, Муром. В каждом названии – седина времени.

Множеству поколений служила река. Легко представить на ней долбленые лодки наших далеких предков – рыбаков и охотников. Легко представить на Оке паруса торговых гостей, приходивших с Камы, с Волги, с берегов Каспия. Сегодня нам служат пути асфальтовые, рельсовые и воздушные, однако судоходная наша Ока не уменьшилась. Идут по реке грузы, пробегает множество лодок, катеров, теплоходов.

Особо надо сказать о красоте этой тихой, неторопливой реки, Ока хороша во все времена года. Но особая радость – увидеть Оку в октябре, когда в леса на ее берегах приходит прощальная желтизна. В тихий погожий день, выйдя на кручу, замираешь, плененный серебристым изгибом воды, отражением в ней озябших деревьев, дымком заокских далей, игрою солнца в стеклах бегущего белоснежного катера… Стихает моторный шум, и ты вдруг слышишь верещание синиц в приокском овраге, суету дроздов на рябине, видишь, как на тот берег, отражаясь в воде, полетели сороки…

Хорошо побывать в гостях у Оки!

Б)Ока – река, протекающая по территории России, наиболее крупный правый приток Волги. Длина 1500 км, площадь бассейна 245 тыс. км². Основные притоки: Угра, Москва, Клязьма (слева), Мокша (справа).

Судоходна от г. Чекалин. Главные города: Орел, Калуга, Серпухов, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород (в устье).

В)Родина Есенина – село Константиново (теперь Есенино) находилось недалеко за Окой.

В той стороне всегда садилось солнце. И мне с тех пор поэзия Есенина кажется наилучшим выражением широких закатов за Окой и сумерек в сырых лугах, когда на них ложится не то туман, не то синеватый дымок с лесных гарей.

В этих, как будто безлюдных, лугах было и у меня много всяких случаев и неожиданных встреч.

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами, заросшими цепкой ежевикой. Озеро обступили старые ивы и осокори. Поэтому на нем всегда было безветренно и сумрачно, даже в солнечный день.

Сидел я у самой воды, в таких крепких зарослях, что сверху меня совершенно не было видно. По краю берега цвели желтые ирисы, а дальше в иловатой, но глубокой воде все время струились со дна пузырьки воздуха, — должно быть, караси копались в иле, отыскивая пищу…

Солнце уже садилось за Окой, за селом Есенином, и освещало косым красноватым светом тянувшиеся стеной на востоке леса.

Г)– Ну и повезло мне эти летом! У родителей отпуск был в августе, и мы все вместе махнули к бабушке. Ее деревенька недалеко от Рязани находится.

– Ну и что ты делал там целый месяц?

– Этот месяц пролетел так, что я даже оглянуться не успел! Что делали? Грибы в лесу собирали, ягоды. В огороде бабушкином помогали. А рыбалка, честное слово, потрясающая! Сроду такой не видел. Жду не дождусь следующего лета, а там – снова на Оку…

Задание 2.Перепишите предложения, вставляя где нужно пропущенные буквы. Объясните правописание наречий.

1) Снов… тучи надо мною собралися в вышине (П.). 2) Обстоятельства разлучили их надолг… (П.). 3) Докладчик говорил очень общ… . 4) Ни один боец и не тронулся, лиш… стоят да друг друга поталкивают (Л.). 5) Мимо прошел последний вагон и покатился проч… . 6) Однажды только однообразие их было нарушилось уж… подлинно печальным случаем (Гонч.). 7) Татьяна по воле барыни была выдана замуж… за пьяницу-башмачника (Т.). 8) Я смотрю и не могу досыт… насмотреться на эти плавные движения белой, осыпанной цветами ветки (Купр.). 9) Лошадь все воротила вправ…, и потому Василий Андреич все время сворачивал ее влев… (Л.Т.). 10) Самгин искос… взглянул на жену (М.Г.).

Задание 3. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя где нужно пропущенные буквы и знаки препинания.

Страс(?)ный любитель природы я и на этот раз (не) сумел уйти из леса (за) светл… он (из) давн… оч…ровал меня всегда удерживал (до) темна и мне (ни) когда (не) уд…валось насл…дит(?)ся (до) сыт…его т…инстве…ой прелестью. Нач…нало темнеть и ст…новилось трудно идти но мне завсегдатаю пеших прогулок не (в) первой было возвр…щат(?)ся (за) темн… и я хорошо знал что где (то) (на) лев… бежит протопта…ая тропинка и свернул (в) лев… .

Днем (по) всюду и в густых кронах деревьев вел…канов и в кустах и в траве ц…рила шумная жизнь. (Из) редк… (от) куда (то) из (под) моих ног то (с) прав… то (с) лев… вспархивали какие (то) птички нев…лички (на) перебой высоко в…прыгивали кузнечики. Сейчас (же) (в) потьмах лесная ч…щ…ба словно вым…рла все (в) серьез пр…готовились к ноч… поре покоя и тишины.

Выйдя на простор лугов я поднял глаза (к) верху и замет…л что к ноч… небо самый главный пр…родный синоптик (мало) (по) малу (на) чист… освободилось от облаков об…щая и (на) завтра солнечный и яс(?)ный день. А это озн…чало что (на) завтра я (с) нов… смогу (на) долг… оставить свой дом тесную и душную (не) волю уйду в лес и (не) вернусь (на) зад (до) поз(?)на. Однако меня нач…нал (чуть) чуть тревожить (до) красн… окраше…ый вечерн…й з…рей гор…зонт предв…щающий что мне было (давным) давно извес(?)но ветре…ую погоду. Готов пр…знать что я часто ог…рчаюсь (по) пустому но сейчас я (на) вряд (ли) волновался (со) всем (по) пусту ведь ветер (за) прост… может (по) немногу нагнать дождевые тучи и тогда уж… жди (не) настья зат…жного дождя а то и похолодания. (Точь) (в) точь так и случилось на прошлой недел… когда все мои планы пошли (шиворот) (на) выворот.

Между тем темнота все …гущалась (по) низу пополз туман спутник ноч… но тепло было (по) прежнему. Вот в выш…не (ис) подволь пок…зались первые точечки звезды (с) начал… (по) одиночке затем сразу целой ро…ыпью и молодой месяц рож…к словно ож…дая (на) готове своего часа пролил на землю свой слабый свет. Сразу стало легко и радос(?)но на душе (в) пору (за) нов… осваивать м…ршруты!

Источник

Паустовский назвал оку самой русской рекой аудио

  • « первая
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • . . .
  • последняя (75) »

Двигаясь на север в Ширинский район, вдруг начинаешь щурить глаза от блеска воды. Озера! Их много в Хакасии — до тысячи, но крупных — под сотню. Разной солености в них вода. И есть тут свое маленькое «Мертвое море», вода в нем — такой же рассол, как и в озере Палестины.

Утром с местными краеведами едем к чудесной воде. Окрестности озера не радуют — пологие холмы без единого деревца с рыжей прошлогодней травой. Ниже холмов поблескивает вода. Песчаный пляж и приюты-вагончики свидетельствуют: летом, когда озеро прогревается, появляется море купальщиков — одни приезжают лечиться, другие, как мы, взглянуть на экзотику.

Двойник палестинского «моря» — почти что лужа: озеро не спеша обходят за два часа. Максимальная глубина — два метра. Обсыхая после купанья, человек тут становится белым — покрытым порошком соли. Ее тут в разные годы (в зависимости от дождей) бывает то больше, то меньше. Максимум отмечался в 1927 году — двести девяносто семь граммов на литр. «Охлаждаемся тут пивком, а на закуску слизываем соль с девчонок, — смеется один из нашей компании. — Отмываться от соли некоторые на машинах ездят к соседнему озеру. Оно в десяти километрах. Вода обычная — с рыбами и лягушками».

Читайте также:  Рассказ крутой берег реки вопросы

В знаменитом озере насыщенность воды солью так велика, что более она растворяться не может и выпадает осадком на дно. Продвигаясь от берега в прозрачной чистой воде, чувствуешь под ногами уже не озерную (лечебную) грязь, а твердую корку соли толщиной до двадцати сантиметров. Ученые называют этот подводный «асфальт» соляным черепом.

Обычная для озер многоликая жизнь в этой соленой воде отсутствует. Приспособились, притерпелись к рассолу только красного цвета рачки размером с глаз комара. На содовых озерах в Африке подобную мелочь выцеживают из воды птицы фламинго. Тут же мы видим лишь маленьких куличков (возможно, они-то и ловят рачков) и уток огарей, прилетающих охладиться, поплавать.

Хакасское название Соленого озера — Тус (по-тюркски — «соль»). Ценность соли везде и всегда была велика. По пустыне Сахара тысячи лет верблюжьими караванами на африканские торжица привозили грязноватые плиты поваренной соли, выпаренной из озерной воды.

Из Туса кочевники соль выгребали тысячи лет. При Петре Первом близ озера была основана казачья застава (селенье Форпост) для охраны добываемой соли. Сейчас «соляной череп» озера не трогают. Но еще можно в музее увидеть тяжеловесные волокуши для выгребания ценного минерала.

Недавней истории суждено было распорядиться так, что вблизи Туса кипели смертельные страсти. Потомок петровских казаков Иван Соловьев (родился в Форпосте) в конце гражданской войны поднял тут мятеж против новой российской власти и доставил ей много хлопот. Отряд Соловьева, объявленный бандитским, поручили разгромить молодому красногвардейскому командиру Голикову, известному нам сегодня под именем Аркадий Гайдар. (Автор книг для детей: «Чук и Гек», «Школа», «Военная тайна», «Дальние страны».) Прекрасные книги! Их доброта и сердечность — возможно, «искупительная молитва» Гайдара (хайдар — «впереди едущий» по-хакасски), за все, что учинил молодой каратель тут, у Соленого озера. Владимир Солоухин, прослеживая деянья Аркадия Голикова, в книге «Соленое озеро» свидетельствует: «Без суда, сам расстреливал, шашкой рубил и под лед сам трупы прятал»…

Много всего героического и ужасного помнят хакасские степи с сиреневыми холмами у горизонта, с торчком стоящим плитняком на могилах, с блеском соленых и пресных озер.

О соленом озере в этот раз рассказать уместно потому, что в двадцатых числах июля в Хакасию съедутся ученые из пятнадцати стран — медики, биологи, гидрологи. Был конкурс, решалось: где проводить всемирную конференцию по соленым озерам — в Австралии, Хакасии, Африке? Большинство пожелало в Хакасии.

Мы опередили ученых. Походили у Соленого озера, покопались в его целебной грязи, попробовали ногами крепость «соляного черепа». А самые отчаянные в нашей компании, несмотря на то, что вода еще не прогрелась, решили поплавать. Я, признаться, этого очень хотел — не терпелось увидеть: лежит человек на воде и читает газету.

26.07.2002 — Ока все еще хороша

Плывем по Оке из Калуги. С этого места прежде река считалась уже судоходной. Сейчас судоходство теплится ниже, начиная с Коломны, а тут на реке даже лодок немного: «Бензин, бензин… — разводит руками калужский рыбный инспектор Александр Павлович Гнусов. — Для нашего плавания оно и к лучшему — увидите реку тихую, незамордованную».

И правда. Тяжело груженная наша «Казанка» месит воду, не претендуя на скорость, — в любом месте можем остановиться, выйти на берег, захотим поймать рыбу — пожалуйста.

Путешествие наше, как островок счастья в суете жизни, да еще и в жару, когда город кажется адом.

Медленно движемся по реке. После Калуги Ока уже широка, вспоминая Гоголя, шутим: «Не всякий воробей решится перелететь…» Но что-то не видно у реки воробьев — нет селений, где бы они обретались. Река безлюдна. На карте видно: проплываем сельцо. Но ни строения, ни дымка, ни собачьего лая, даже удильщики у воды — редкость. Человеческая жизнь — где-то за береговым лесом, к ней от воды под сень деревьев змеятся желтые тропки. Полная тишина. Щука хвостом плеснула — круги до берега. Если мотор заглушить, слышно, как по песочку на отмели шуршит вода, как клыкает перелетающий реку дятел. Буйство леса по берегам. Все зелено. Пахнет липовым цветом и разнотравьем. Ширина реки — более сотни метров, дальше — пойма с прохладой леса, глядящего в реку. Набегающий иногда ветерок морщит воду, серебрится под ним изнанка листьев у ветел. Но умирает в зарослях ветер, и зеркало русла опять отражает синее небо с подушками облаков, суету ласточек над водой.

— Что за деревня?! — кричим мальчишке, сидящему возле тропинки в лес.

— Усадье! — кричит голопузый, прокаленный солнцем удильщик. — Далеко ли плывете?

— По географии, поди, «двойку» имеешь?

— Я уже бросил учиться… Рыбы не надо?

Погрозив юному браконьеру пальцем и вздохнув, запускаем мотор.

Паустовский назвал Оку «самой русской» рекой. Весь путь от истока до Волги Ока проходит по серединной России. Бусинки городов на синей нитке реки — сплошь старина: Орел, Калуга, Алексин, Таруса, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром. Река роднит города. И была когда-то главной дорогой меж

Источник

Сжатое изложение 9 класс. Аудиозаписи

Содержание:

  • 1 Изложение «Художественный промысел. «
  • 2 Изложение «Есть на русской земле удивительные города. «
  • 3 Изложение «Репортаж — это сообщение с места событий»
  • 4 Изложение «Крымский полуостров — природная жемчужина России»
  • 5 Изложение «Толковый словарь Владимира Даля. «
  • 6 Изложение «У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина. «
  • 7 Изложение «Любовь — трудная душевная работа. «
  • 8 Изложение «Самая большая ценность..»
  • 9 Изложение «Полотно Алексея Саврасова. «
  • 10 Изложение «Есть у наших лесных сов северная родственница»

Аудиозаписи для подготовки к написанию сжатого изложения ОГЭ по русскому языку (по материалам сборника ОГЭ под ред. И.П. Цыбулько 2020 г.)

↑ Изложение «Художественный промысел. «

Художественный промысел. В самом сочетании слов таится противоречие: промысел подразумевает массовость, серийность, то есть одинаковость, а художество — это всегда образ, никогда не повторяющийся и непохожий на какой-либо другой.

Образ, индивидуальность изделия умирают в многочисленности одинаковых предметов, но ведь это не значит, что предметы при их множественности нельзя создавать разными. По-видимому, промысел можно называть художественным, если произведение отличается индивидуальностью, самобытностью, если оно несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. Так, для художественного промысла характерны традиционная технология изготовления произведения, традиционные образы, но при этом обязательна художественная индивидуальность мастера.

При машинном производстве художественная индивидуальность исчезает, растворяясь в массовости и ширпотребе. Экономисты пытаются планировать красоту и эстетику, самоуверенно внедряют в творческий процесс законы массового производства. А ремесленник, равнодушный к творчеству, усвоивший традиционные приёмы и образы, но стремящийся к количеству, толкает художественный промысел к вырождению и гибели. На фоне всего этого кажется почти чудом существование в современном мире художественных промыслов, их противостояние серийной безликости.

(По В. И. Белову) 151 слово

↑ Изложение «Есть на русской земле удивительные города. «

Есть на русской земле удивительные города: чуть отойдёшь от главной улицы и увидишь луг в редких вербах, невдалеке лес и поле, отсвечивающее хлебами. Воздух чистый, дали неоглядные, тишина успокоительная. По городу идёшь, и вдруг остановит тебя старинный дом с затейливой кладкой стены или узорной резьбой по дереву, расписным крыльцом. Такое увидишь обычно в малом городке, в глубинке России.

Есть, на мой взгляд, в этих городках такое, что создаёт уют жизни. Это прежде всего близость природы. Маленький город от неё ничем не отгорожен. И жёлто- зелёные поля, и водная гладь реки или озера, и лесные тропинки — все прелести природы начинаются за окраиной городка.

Читайте также:  За стеной реки полные вина

Здесь нет неоновых реклам, не снуют машины, не слышен скрежет трамвайных колёс. Такой город живёт без спешки и шума. Не встретишь тут торопливых пешеходов, вечно куда-то бегущих, отвечающих на вопросы нехотя, на ходу. Напротив, приезжему тут ответят обстоятельно. Да ещё спросят: «Откуда, по каким делам приехал?» Люди здесь приветливые, добросердечные, услужливые. Они нежно привязаны к своему родному месту.

(По М. И. Ростовцеву) 159 слов

↑ Изложение «Репортаж — это сообщение с места событий»


Репортаж — это сообщение с места событий. Поэтому задача любого репортёра заключается прежде всего в том, чтобы дать возможность людям увидеть описываемое событие глазами очевидца, то есть создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о ситуациях, событиях. Это позволяет читателю как бы самому побывать там, где находится репортёр.

Для репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и изобразить его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Это возможно осуществить разными путями. Например, изложением динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остаётся только показать этот процесс. Однако бывают события, развитие которых протекает вяло, неопределённо. В этом случае автора может выручить изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Таким образом, своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате «развёрнутого» применения метода наблюдения. Поэтому репортаж роднится с некоторыми другими жанрами использования метода наглядного изображения действительности, например с очерком.

(По А. А. Тертычному) 154 слова

↑ Изложение «Крымский полуостров — природная жемчужина России»


Крымский полуостров — природная жемчужина России. Он относится к уникальным местам нашей планеты, которые представляют интерес с любой стороны: экономической, научной, исторической, культурной. Таврика — таким было первое название полуострова, закрепившееся за ним с античных времён и, очевидно, полученное от имени древнейших племён тавров, населявших южную часть Крыма. Современное название «Крым» стало широко использоваться только после XIII века.

В Крыму тёплое, ласковое море, степи, горы, холмы, зелёные массивы. Здесь короткая тёплая зима и продолжительное солнечное лето. Богатый растительный и животный мир Крыма позволяли племенам и народам, с древности оседавшим на его землях, заниматься охотой, пчеловодством и рыболовством, скотоводством и земледелием. Наличие на полуострове большого количества месторождений железной руды помогало развиваться многим ремёслам, металлургии, горному делу.

В силу своего географического положения и уникальных природных условий с античных времён Крым являлся перекрёстком многих морских дорог, соединявших различные государства, племена и народы. Наиболее известная из них — Великий шёлковый путь, который проходил через Крымский полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи. Позднее он сыграл значительную роль в политической и экономической жизни народов, населявших Европу, Азию и Китай.

(По А. Р. Андрееву) 167 слов

↑ Изложение «Толковый словарь Владимира Даля. «


Толковый словарь Владимира Даля — явление исключительное и, пожалуй, неповторимое. Даль составил свой словарь, в который вошло более двухсот тысяч слов, один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому, поистине героическому труду. И ведь он не был филологом-профессионалом. Этим человеком владела безраздельная и благородная любовь к русской народной жизни, к живому родному слову.

В 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово. Ему объяснили, что так говорят в народе. Даль заинтересовался народной речью. С тех пор в течение всей своей жизни он записывал народные слова и выражения. Владимир Даль был страстным собирателем русских слов и великим знатоком народной крестьянской жизни. Его до глубины души огорчал отрыв книжного письменного языка русской интеллигенции от народной основы. Он, как и Пушкин, звал современников обратиться к кладезю народной мудрости, к вечному и неистощимому роднику живой русской речи.

Словарь Даля — это поистине энциклопедия русской народной жизни середины XIX века: во-первых, он содержит ценнейшие этнографические сведения, во-вторых, читая этот словарь, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков. Этот словарь стал связующим мостом между прошлым русского языка и его настоящим.

(По К. С. Горбачевичу) 177 слов

↑ Изложение «У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина. «


У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.

В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Когда однажды не в меру услужливый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, тут же водворил его на прежнее место. Это было таинственно и непостижимо.

После смерти артиста его вдова вскрыла ящик, а он был наглухо, почти герметично заколочен. И тайное стало явным. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу с могилы своей матери. Горсть русской земли.

(По А. Л. Лессу) 176 слов

↑ Изложение «Любовь — трудная душевная работа. «


Любовь — трудная душевная работа, её не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет её. Чего мы ищем в любви? Мы ищем в ней уход от одиночества, душевную опору. Нам важно знать, что любящему человеку дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании.

Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? Завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. В любви никто никому ничего не должен. Главный и неоспоримый закон любви — её добровольность. Я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость — служить тебе.

Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему, ты будешь постепенно приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Г. Долининой) 177 слов

↑ Изложение «Самая большая ценность..»

Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Имея дар понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Ибо, понимая мир, окружающих его людей, прошлое и далёкое, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Искусство вызывает в читателе, в зрителе сопереживание и сочувствие людям, всему человечеству. Оно заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Искусство идёт от человека и ведёт к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нём. Как говорил Толстой, оно служит единению человеческих душ.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться, учиться долго, всю жизнь. Ведь искусство сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и в этом его громадная щедрость. Наиболее важное качество в понимании искусства — это искренность, честность, открытость его восприятия человеком. Но это не всё. Необходимы ещё знания: фактические сведения по истории искусства, по истории памятника, биографические сведения о его создателе, которые помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Знания раскрывают двери, но войти в них мы должны сами!

Читайте также:  Мы двинулись в низ по реке

(По Д. С. Лихачёву) 179 слов

↑ Изложение «Полотно Алексея Саврасова. «


Полотно Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина. Ваш слух уловит музыку весны: звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берёз, грачиный гомон; скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра.

Во всей картине чувствуется влюблённость поэта-художника в природу России, и это его чувство передаётся вам. Вы дышите ещё морозным, колючим воздухом, слышите пение весны. Весь холст полон удивительного внутреннего движения. Бегут тени по снегу, дрожат отражения в проталинах, еле колышутся голые ветки берёз, неспешно плывут перламутровые облака, лучи солнца пробивают лёгкую пелену и бросают серо-голубые тени на снег. Несмотря на необычайно точное общее звучание полотна, художник прибегает к ювелирной деталировке картины, которую можно рассматривать часами.

Саврасов — лирик, и его «Грачи» — пример проникновения в самую суть, душу русской природы. Прошло более ста лет со дня рождения картины. Бесконечно далеко то время. Но жив тот благословенный мартовский миг, который озарил душу Саврасова и был запечатлён им на холсте. Саврасов по-новому передал то, что до него увидели сотни художников, — русскую природу. И сегодня мы дышим воздухом той поры, мы слышим мелодичную песнь России.

(По И. В. Долгополову) 175 слов

↑ Изложение «Есть у наших лесных сов северная родственница»


Есть у наших лесных сов северная родственница. Белая сова — её ещё называют полярной — самая крупная птица в Арктике. Ростом она с большую собаку, а размах крыльев такой, что ими можно было бы укрыть садовую скамейку! Несмотря на симпатичную внешность, полярная сова — хищник. Ранним утром или под вечер она отправляется на охоту. Её добычей чаще всего становятся мелкие грызуны: лемминги, мышки-полёвки, суслики, ежи. Если корма в округе мало, белые совы будут кочевать с места на место. А если достаточно, то они могут долгое время не покидать привычных уголков.

Гнёзд у этих птиц нет. Точнее, нет знакомых нам плетёных гнёзд на деревьях. Белая сова высиживает птенцов в небольшой ямке, выстланной пухом, травой и мхом. Причём откладывает яйца она не все разом, а с перерывами. Поэтому в гнезде подрастают совята разного возраста, а число птенцов может быть от 3 до 13. Если маме всё же надо отлучиться, малыши и невылупившиеся яйца остаются на попечении старших братьев и сестёр.

Эти существа с необычной внешностью всегда вызывали интерес у людей. Так, полярная сова изображена на гербе города Норильска, её можно увидеть на открытках и сувенирах.

Источник



Самая русская река — Ока и её тёзки

Людмила Белан-Черногор Реки, несущие животворную влагу по нашей планете, как живые ленты, разбегаются по всем закоулкам земли. И среди них красавица Ока — самая русская река, как называл её Константин Паустовский.

В одном из древнеславянских мифов рассказывается о том, как однажды бог любви Кама повстречал прекрасную богиню любви Оку. Вскоре решили молодые боги пожениться. Во время свадьбы поспорили они, чьи любовные чары сильнее. Спору не было конца, тогда Кама предложил выйти в поле и пустить в друг друга любовные стрелы, которыми были алые розы. Чья стрела первой пронзит сердце влюблённых, у того чары сильнее. Так и сделали. Стрелы одновременно пронзили сердца молодых, и из них хлынули потоки крови, которые оборотились реками — Камой и Окой. Так и появились реки: Кама — самый крупный левый приток Волги и Ока — самый крупный правый приток Волги.

Кстати, некоторые исследователи трактуют термин »Камасутра», как «кама с утра». В древности считалось, что утро, когда супруги были отдохнувшими, когда первые лучи солнца дарили благодать, самое подходящее время для зачатия здорового потомства.

В наши дни многие учёные-гидрологи, получив более достоверные сведения о реках, утверждают, что правильнее считать Волгу притоком Оки, а не Оку — притоком Волги. Но исторически установившийся статус Оки сохраняется в учебниках и популярной литературе.

До сих пор лингвистами точно не установлено происхождение слова «ока». Существует много версий, среди них есть и такая: слово происходит от праевропейского «aqva”, что означает «вода». В давние времена, когда запас слов у людей был невелик, названия отражали суть, то есть имени у рек, как таковых, не было — просто вода.

Долина Оки, как считают специалисты, образовалась ещё в доледниковый период. В наши дни Ока принадлежит к крупнейшим рекам России, её длина составляет около полутора тысяч километров, а площадь водной глади приблизительно равна площади всей Великобритании.

На берегах Оки лежит почти вся Центральной России. С древности людские поселения основывались вдоль крупных рек. Как говорят некоторые специалисты, Оку можно по праву называть колыбелью Московской Руси.

Земли России славятся привольем, красивыми пейзажами, вольным духом. Ока тому подтверждение: весной, пробудившись ото сна, она ликует и стремительно несёт свои воды. Летом, утихомирившись, величаво и спокойно наслаждается жизнью. Осенью, в обрамлении красочно разодетых лесов, блещет чистотой и глубокой синью. Зимой, уютно устроившись под снежным, искрящимся покровом, отдыхает, набирается сил.

Питается Ока в основном снеговыми водами, на их долю приходится 50%, доля дождей и подземных вод составляет по 20%.

Несказанно великолепны пойменные луга Оки. Вот как описывает их Паустовский: «В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же, как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.»

Другая Ока, левый приток Ангары, её длина 650 км, протекает в Восточной Сибири по Восточному Саяну. Название река получила от бурятского слова «аха» — вода. Отличается она от своей величавой тёзки стремительным и бурным течением.

В Западной Сибири тоже есть небольшая река Ока, приток Оми.

Следующая Ока является правым притоком реки Ик, протекающей по территории Башкортостана.

Ещё одна Ока, длина которой 92 км, берёт начало в Псковской области, протекает по Тверской и Новгородской областям, впадает в реку Кунью.

Шестая Ока — испанка. В её устье расположен биосферный заповедник Урдабай, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Эти места пользуются популярностью у туристов. Великолепные пейзажи, многочисленные виды птиц завораживают путешественников. В этих заповедных местах находится древняя пещера с наскальными рисунками и остатки римского поселения, датируемое 1 веком.

Кроме того на территории заповедника есть сказочный лес Ома, созданный художником-скульптором Агустином Ибарролой. В 1982-85 годах он изобразил на стволах деревьев в стиле лэнд-арт фигуры людей, животных, а также геометрические фигуры в духе кельтских традиций. Пользуясь стрелками-указателями, можно увидеть картину, образованную несколькими деревьями. В лесу насчитывается 47 таких картин.

Знакомясь с самой русской рекой — Окой, я и не предполагала, что забреду в Испанский сказочный лес и пойду ещё дальше, в знойную Африку, где познакомлюсь с рекой Конго, скромная тёзка которой проживает в Магаданской области и хранит на своих берегах золотые россыпи. Но об этих реках в следующей статье.

© Copyright: Людмила Белан-Черногор, 2017
Свидетельство о публикации №217101201211 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Людмила Белан-Черногор . утверждают, что правильнее считать Волгу притоком Оки, а не Оку — притоком Волги.

Скажу больше: учитель географии (в г. Перми) нам убедительно доказывал, что Волга — приток Камы. Водосброс Камы при слиянии в полтора раза больше Волжского. Вода Волги торфяная -коричревая, Камы -серая, известковая. От Казани вода серого оттенка.
Просто «Русь изначальная» развивалась ближе к Селигеру и истокам Волги.

Благодарю Вас, Владимир, за высказанные мысли.

Источник

Adblock
detector