Меню

Пигмеи живут в долине реки

Пигмеи: как живут самые низкие люди планеты

Далеко не все знают, что существует племя пигмеи. Эти люди живут в экваториальной лесной зоне Африки. Поговорим об этом народе детальнее.

Кто такие пигмеи?

В переводе с греческого данное название можно интерпретировать приблизительно так: «люди, размером с кулак». Такое название вполне оправдано, пигмеи весьма невысокого роста.

Если говорить о среднем росте среди мужчин, то он составляет 140-150 см, среди представительниц прекрасного пола – около 120 сантиметров. На территории Африканского континента проживают примерно 80 тысяч представителей племени пигмеев.

Несмотря на то, что у пигмеев тёмная кожа, их цвет является достаточно нетипичным для Африки. Эти люди заметно светлее, чем другие жители континента. Можно сказать, что их кожа имеет золотисто-коричневый оттенок.

Одежда племени

Пигмеи имеют свой особенный стиль в нарядах. В большинстве случаев мужчины надевают на пояс повязки, изготовленные из меха или кожи. Спереди могут присутствовать небольшого размера деревянные вкрапления, а сзади листья.

Что касается женской одежды, то она выглядит более скудно. Представительницы прекрасного пола надевают лишь передники.

Многие исследователи, а также историки занимались изучением пигмеев. Но предоставить доказательства реальности существования этого народа стало возможным только в XIX веке.

Образ жизни

Род занятий у этого народа достаточно типичный для племени, живущего в лесной местности. По большей части они охотятся и собирают различные растения. Для охоты пигмеи используют луки и стрелы, которые изготавливают самостоятельно.

Женщины занимаются сбором «лесных даров» – различных ягод, грибов и съедобных корней.

Добычей мёда занимаются исключительно мужчины. Они с легкостью залезают на деревья, где, используя дым, отпугивают диких пчёл, забирая их «сладости».

Стиль жизни

Живёт народ группами, которые насчитывают около 50 человек. У каждого из поселений есть своя территория, на которой они строят хижины. Членам сообщества не запрещается свободно передвигаться между общинами, выбирая место для жизни.

Пигмеи не выбирают себе лидеров, а все спорные вопросы выносят на коллективные собрания, где ищут способы их решения. Не редкость заключение браков между разными поселениями.

Особенности племён

В зависимости от места проживания, пигмеи могут отличаться своими особенностями или иметь название. К слову, жители племени «тва» также являются представителями пигмеев, живущих неподалеку озера Киву. Некоторые источники сообщают, что они научились делать глиняную посуду.

Ещё одно не малоизвестное племя пигмеев – мбутис. Они живут на территории Заира, в лесах Итури. Считается, что именно они были первыми, кто там поселился.

Пигмеи, не стесняясь, могут похвастаться своим наименьшим на нашей планете ростом. На сегодняшний день они считаются самым «низким» племенем, во всяком случае среди тех, которые известны человечеству и исследованы. Уникальность народа заключается в том, что им удается сохранить свою особенность в течение многих лет.

Источник

ПИГМЕ́И

ПИГМЕ́И (греч. Πυγμαῖοι – лю­ди ве­ли­чи­ной с ку­лак) (нег­рил­ли), на­ро­ды, от­но­ся­щие­ся к цен­траль­но­аф­ри­кан­ской ра­се. Жи­вут в зо­не тро­пич. ле­сов Эк­ва­тори­аль­ной и Вост. Аф­ри­ки. Из­вест­ны под на­зва­ния­ми: тва (бат­ва, абат­ва) – в Ме­жо­зе­рье и Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ке Кон­го (ДРК) (тер­мин «тва» ино­гда при­ме­ня­ет­ся по от­но­ше­нию к охот­ничь­им груп­пам Юж. Аф­ри­ки – Юж. Ан­го­лы, На­ми­бии, Зам­бии, ЮАР, в т. ч. к сан); ква/чва (ДРК), мбу­ти / бам­бу­ти (се­ве­ро-вос­ток ДРК), бин­га / ба­бин­га, мбен­га / бам­бен­га (за­пад Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки). Раз­де­ля­ют­ся на вост. и зап. П. К вос­точ­ным П. от­но­сят­ся: тва Ме­ж­о­зе­рья (св. 200 тыс. чел. в Ру­ан­де, ок. 100 тыс. чел. в Бу­рун­ди, 35 тыс. чел. на вос­то­ке ДРК, 5 тыс. чел. в Тан­за­нии и 3 тыс. чел. в Уган­де); суа (асуа; 35 тыс. чел.), эфе (35 тыс. чел.) и кан­го (10 тыс. чел.) в бас­сей­не р. Уэле на се­ве­ро-вос­то­ке ДРК. За­пад­ные П.: мон­го-тва (в рай­оне озёр Тум­ба и Маи-Ндом­бе на се­ве­ро-за­па­де ДРК); гбан­зи­ри (бан­зи­ри, гбан­зи­ли, гбан­де­ре; 50 тыс. чел.), ба­мас­са (15 тыс. чел.) и бу­ра­ка (5 тыс. чел.) в вер­ховь­ях р. Убан­ги на юге ЦАР и се­ве­ро-за­па­де ДРК; бо­фи (30 тыс. чел. на юго-за­па­де ЦАР) и ака (яка, бая­ка, бе­бая­ка, би­байя, ба­бин­га, мбен­зе­ле, ба­бен­зе­ле, ба­се­се, са­мо­на­зва­ние – биа­ка; 30 тыс. чел. на се­ве­ро-вос­то­ке Рес­пуб­ли­ки Кон­го – РК, 20 тыс. чел. на юго-за­па­де ЦАР и 5 тыс. чел. на се­ве­ро-за­па­де ДРК) в ни­зовь­ях р. Ло­бае; гун­ди в вер­ховь­ях р. Сан­га (15 тыс. чел. на юго-за­па­де ЦАР); ба­ка (би­байя, бин­га, ба­бинга) в бас­сей­не рек Джа и Бум­ба на юго-вос­то­ке Ка­ме­ру­на (45 тыс. чел.) и в вер­ховь­ях р. Ай­и­на на се­ве­ро-вос­то­ке Га­бо­на (5 тыс. чел.); гье­ле (ги­ел­ли / бай­е­ле, ко­ла / ба­ко­ла, койя / ба­койя) к югу от ни­зовь­ев р. Ньонг (5 тыс. чел. на юго-за­па­де Ка­ме­ру­на и се­ве­ро-за­па­де Эк­ва­то­ри­аль­ной Гви­неи). Вы­де­ля­ют­ся так­же юж­ные П.: тва бас­сей­на Ка­саи на юго-за­па­де ДРК; упем­ба-тва (лу­ба-хем­ба-тва) в за­бо­ло­чен­ных рай­онах в вер­ховь­ях р. Луа­ла­ба на юго-вос­то­ке ДРК; бан­гве­улу-тва в бо­ло­тах Бан­гве­улу на се­ве­ро-вос­то­ке Зам­бии; лу­кан­га-тва в Центр. Зам­бии; ка­фуэ-тва в ни­зовь­ях р. Ка­фуэ на юге Зам­бии и др. Об­щая чис­лен­ность до 500 тыс. чел. П. ут­ра­ти­ли свои язы­ки и го­во­рят на язы­ках ок­ру­жаю­щих на­ро­дов бан­ту, а так­же на язы­ках убан­гий­ской под­се­мьи ада­ма­ва-убан­гий­ских язы­ков и цен­траль­но­су­дан­ских язы­ках. Со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, часть – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты: баптисты, лютеране и др.).

Читайте также:  От востока до запада от севера до юга от реки до моря

По наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной тео­рии, П. – по­том­ки або­ри­ген­но­го на­се­ле­ния Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки, вы­тес­нен­ные во 2-м тыс. до н. э. в труд­но­дос­туп­ные об­лас­ти по­сле рас­се­ле­ния зем­ле­дельч. на­ро­дов, го­во­ря­щих на язы­ках бан­ту, убан­гий­ских и цен­траль­но­су­дан­ских, ко­то­рые вы­тес­ни­ли из­на­чаль­ные язы­ки П. Со­глас­но ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ни­ям, их пред­ки жи­ли в изо­ля­ции ок. 60 тыс. лет. Древ­ней­шие из­вес­тия о них име­ют­ся в др.-егип. над­пи­сях 3-го тыс. до н. э. У др.-греч. ав­то­ров (в «Илиа­де» Го­ме­ра, у Ге­ро­до­та и Стра­бо­на) П. на­зы­ва­лись ми­фич. кар­ли­ки, жив­шие в Аф­рике. В ев­роп. опи­са­ни­ях Зап. Аф­ри­ки 16–17 вв. П. упо­ми­на­ют­ся под назв. «ма­тим­ба». Их су­ще­ст­во­ва­ние под­твер­жде­но в 19 в. нем. ис­следо­ва­те­лем Г. Швейн­фур­том и рус. экс­пе­ди­ци­ей В. В. Юн­ке­ра. Осн. груп­пы П. об­на­ру­же­ны в 20 в. П. Ше­бе­стой (1929–30) и М. Гу­зин­де (1934–35).

За­ни­ма­ют­ся бро­дя­чей охо­той (ору­жие – лук, ко­пьё), ры­бо­лов­ст­вом и со­би­ра­тель­ст­вом, об­ме­ни­вая до­бы­тые про­дук­ты у ок­ру­жаю­щих на­ро­дов на зер­но, ме­талл и гли­ня­ную по­су­ду; бы­ли по­став­щи­ка­ми сло­но­вой кос­ти. Вы­де­лы­ва­ют лу­бя­ную ма­те­рию (мбу­гу). Не зна­ли спо­со­бов до­бы­чи ог­ня (кро­ме ба­ка, до­бы­вав­ших его тре­ни­ем). Ос­но­ву со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют ло­каль­ные груп­пы по 2–6 нук­ле­ар­ных се­мей (от 15 до 60 чел.). Счёт род­ст­ва пат­ри­ли­ней­ный, рас­про­стра­нён брач­ный об­мен сё­ст­ра­ми. Во­ж­ди и со­ци­аль­ная ие­рар­хия от­сут­ст­ву­ют. Тва Ме­жо­зе­рья об­ра­зу­ют эт­но­ка­сто­вую общ­ность – низ­ший ие­рар­хич. уро­вень в со­ста­ве рун­ди и ру­ан­да. Со­хра­ня­ет­ся тра­диц. фольк­лор: сказ­ки, ми­фо­ло­гия, му­зы­ка (ин­ст­ру­мен­ты – во­дя­ной ба­ра­бан, ар­фа, муз. лук); у мбу­ти и мбен­га раз­ви­та по­ли­фо­нич. му­зы­ка.

В 20 в. пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки пе­ре­се­ле­ния П. в ста­цио­нар­ные по­сёл­ки, как пра­ви­ло, при ка­то­лич. мис­си­ях. С кон. 20 в. ин­тен­сив­ная вы­руб­ка ле­сов, а так­же ор­га­ни­за­ция в них за­по­вед­ни­ков спо­соб­ст­ву­ют вы­тес­не­нию П. с ис­кон­ных тер­ри­то­рий и раз­ру­ше­нию тра­диц. об­раза жиз­ни. Часть П. пе­ре­хо­дит к осед­ло­сти. Под­вер­га­ют­ся дис­кри­ми­на­ции, ге­но­ци­ду в хо­де гражд. кон­флик­тов.

Источник

Пигмеи Африки — как живут самые маленькие люди планеты

Не многие знают о существовании такого племени, как Пигмеи. Пигмеи – народ, который живет в экваториальных лесах Африки. Сейчас узнаем о них более подробно!

Кто это такие?

С греческого название племени переводится, как «человек величиной с кулак». Действительно, такой перевод вполне оправдан. Средний рост таких людей крайне мал.

Рост пигмеев составляет от 140 до 150 сантиметров для мужчин и около 120 см для женщин. Всего в Африке представителей этого народа около 80 тыс.

Это темнокожее племя, но их цвет довольно нетипичен для их местности. Он светлее, чем у остальных жителей Африки. Скорее он золотисто-коричневый.

Народный праздник в племени

Они отличаются своим особенным стилем одежды. Мужчины чаще всего носят меховые или кожаные повязки на поясе. Спереди есть небольшое вкрапление из дерева, сзади – листья.

Женская одежда выглядит немного скуднее. Носят они только передники.

Изучением этого народа занимались многие историки и исследователи. Действительно доказать существование этого народа удалось лишь в 19 веке.

Род занятий и пища пигмеев

Род занятий у пигмеев вполне типичный для лесной местности. Занимаются они в основном охотой и сбором разных растений. Охотятся они с помощью лука и стрел, которые производят сами.

Женщины-пигмеи собирают

Также мужчины добывают мед. Для этого они ловко залазят на деревья, где роятся дикие пчелы. С помощью дыма они отпугивают их и получают желаемое. Женщины же в основном собирают разные плоды: ягоды, грибы, съедобные корни.

Стиль жизни племени

Живут пигмеи большими группами, около 50 человек. Каждое такое поселение имеет отдельную территорию для постройки своих хижин. Члены этого сообщества могут свободно выбирать себе место и переселяться к другим общинам. Явных лидеров там нет, решаются все спорные вопросы на коллективных сборах.

Часто случается, что пигмеи заключают браки между поселениями.

Пигмеи могут иметь какие-то свои особенности или даже названия в зависимости от места жительства. К примеру, племя Тва – также пигмеи, которые живут возле озера Киву. Существует информация, что они умеют изготавливать посуду из глины.

Религиозный танец пигмеев

Также известным племенем пигмеев является Мбутис. Именно их и считают первыми, кто поселился здесь. Живут они в лесу Итури в Заире.

Стоит сказать, что пигмеи могут похвастаться тем, что они являются самыми маленькими на планете. Это самое «низкое» племя, которое ученым удалось исследовать на данный момент. Их уникальность в том, что они сохраняют свой рост уже долгие годы.

Читайте также:  Кинопоиск ветреная река 2017

Хотите знать больше о народах Земли? Тогда подписывайтесь на канал, ставьте лайк и ежедневно читайте интересные и познавательные материалы!

Источник



Пигмеи живут в долине реки

Пигмеи (греч. Πυγμαῖοι — «люди величиной с кулак») — группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки.

Свидетельства и упоминания

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время — в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера, у Геродота и Страбона).

В XVI—XVII вв. они под названием «матимба» упоминаются в описаниях, оставленных исследователями Западной Африки.

В XIX веке их существование подтверждено немецким исследователем Георгом Августом Швейнфуртом, русским исследователем В. В. Юнкером и др., обнаруживавших эти племена в тропических лесах бассейна рек Итури и Узле (различные племена под именами: акка, тикитики, обонго, бамбути, батва).

В 1929—1930 гг. экспедиции П. Шебеста описала пигмеев бамбути, в 1934—1935 исследователь М. Гузинде нашёл пигмеев эфе и басуа.

В конце XX века они проживают в лесах Габона, Камеруна, Центральноафриканской Республики, Конго, Руанды.

Наиболее древнее упоминание о пигмеях содержится в рассказе египтянина Хирхуфа, вельможи эпохи Древнего царства, который похвалялся, что ему удалось привезти из своего похода карлика для потехи молодого царя. Эта надпись относится к III тысячелетию до н. э. В египетской надписи карлик, привезенный Хирху- фом, назван днг. Название это сохранилось до наших дней в языках народностей Эфиопии: по-амхарски карлик называется денг, или дат. Древнегреческие писатели рассказывают всевозможные истории об африканских пигмеях, но все их сообщения носят фантастический характер.


Такими в античном мире представляли пигмеев. Фрагмент настенной росписи. Исторический музей в Неаполе.

Пигмеи в мифологии

Пигмеи (Πυγμαϊοι), в греческом мифотворчестве сказочный народ карликов, живущий в Ливии (Гекатей, Генеалогии, I 328), или в Малой Азии (Плиний, Естественная история, V 109). Размером пигмеи были от муравья до мартышки. У Страбона (II 71; XV 711) они перечисляются вместе с полупсами, большеголовыми, гнездоухими, безусыми, безносыми, одноглазыми и крючкопалыми представителями мифических народов античности. У Геродота (II 32, 6) пигмеи — особое племя, обитающее в Африке в верховьях Нила. Пигмеи тесно связаны с культом бога плодородия Нила и отождествляются с карликами пихиеями, в окружении которых изображался Нил (Филострат Лемнийский, Картины, I 5). Отсюда представление о пигмеях как о земледельческом племени (Филострат Лемнийский, Картины, II 22), волосатых и черных человечках, обитающих в плодородном слое земли. Наиболее распространенные мотивы мифов о пигмеях: гераномахия и геракломахия. Гераномахия это война пигмеев с журавлями (по-гречески geranos — журавль), которую пигмеи ведут каждый год верхом на куропатках, баранах или козлах (Плиний, Естественная история, VII 26) с целью похитить или разбить их яйца (Гомер, Илиада, III 5-7). Некоторые мифографы (Атеней, IX 390) объясняют вражду между пигмеями и журавлями стародавним превращением в журавля пигмейской девушки, враждовавшей с племенем.

В более позднем развитии сказание о пигмеях входит в легенду Геракла. Когда последний победил ливийского великана Антея, сына земли, и отдыхал после борьбы, пигмеи, жившие, подобно муравьям, в песке, повыползли толпами, в полном вооружении, из своих норок и напали на него. Они хотели отомстить за Антея, так как были, подобно ему, детьми земли. Геракл, проснувшись, забрал их всех в свою львиную шкуру и унес с собой. Некоторые исследователи пытались объяснить сказание о пигмеях существованием народов-карликов в тропической Африке, известных уже египтянам. Изображения пигмеев, дружелюбно окружающих одних великанов (Нил, гиппопотамы) и воинственно — других (Геракл, крокодилы), встречаются на фресках в Помпеях и Геркулануме. Греческое искусство, в особенности вазовая живопись, любило изображать комическую войну пигмеев с журавлями.

Миф о пигмеях подробно излагался в эпической поэме Боя, которого излагают Антонин Либерал, Элиан, Афиней и кратко Овидий. Согласно варианту Элиана и Афинея, Герана («журавль», англ.)) была царицей пигмеев, которую они практически обожествляли, и говорила, что красивее всех богинь. Гера разгневалась и превратила её в журавля (по Овидию, это произошло после победы Геры в состязании), и теперь она воюет с пигмеями. От Гераны и Никодаманта родилась сухопутная черепаха.

Несколько иной вариант приводит Антонин Либерал. По его рассказу, девушка из страны пигмеев Эноя не почитала Артемиду и Геру. Она вышла замуж за Никодаманта и родила сына Мопса. Все пигмеи принесли ей дары по случаю рождения сына. Гера превратила Эною в журавля и развязала войну между ней и пигмеями. Согласно И. В. Шталь, имя Энои связано с кругом мифов о Дионисе.

Читайте также:  Карта глубин реки туры в тюмени

Существуют и другие упоминания. Согласно Гесиоду, пигмеи рождены Геей. Пигмеи считаются происшедшими либо от царя Пигмея, либо от Дора, сына Эпафа. Согласно словарю Гесихия, Пигмей — это эпитет Адониса и Аполлона у киприотов.

В более позднем развитии сказание о пигмеях входит в рассказы о Геракле. Когда последний победил ливийского великана Антея, сына земли, и отдыхал после борьбы, пигмеи, жившие, подобно муравьям, в песке, повыползли толпами, в полном вооружении, из своих норок и напали на него . Они хотели отомстить за Антея, так как были, подобно ему, детьми земли. Геракл, проснувшись, забрал их всех в свою львиную шкуру и унёс с собой.

Аристотель считает их реальным народом. Некоторые исследователи пытались объяснить сказание о пигмеях существованием народов-карликов в тропической Африке, известных уже египтянам.

Греческое искусство, в особенности вазовая живопись, любило изображать комическую войну пигмеев с журавлями. Если на изображениях VI века до н. э. (самое раннее из них — на вазе Франсуа) пигмеи изображаются хорошо сложенными людьми, хотя и невысокого роста, то к IV веку до н. э. они превращаются в толстых карликов с подчёркнутыми фаллическими признаками.

В сочинении китайского историка VII века Ли Тая «Ко ди чжи» («Описание всех земель», написано в 638 году) говорится, что к югу от Дацинь (то есть Римской империи) находится страна карликов, где люди ростом лишь в 3 чи (около 90 см). Когда карлики возделывают поля, на них нападают белые журавли. Тогда люди из страны Дацинь, великаны 10 чжанов (около 31 м) ростом защищают их от журавлей. Каким образом китайцам стал известен сюжет из греческой мифологии, остается неясным.

В монографии И. В. Шталь (Эпические предания Древней Греции: Гераномахия. Опыт типологической и жанровой реконструкции. М., Наука. 1989. 304 стр., в примечаниях: Шталь 1989) подробно исследуется отражение сюжета о борьбе пигмеев с журавлями в античной литературе и искусстве. Согласно её толкованию, журавли предстают в мифе как выходцы из потустороннего мира, а смысл мифа — в борьбе жизни и смерти, при этом в изобразительном искусстве он оказывается включен в круг дионисийских сюжетов. И не совсем понятно уже, идет ли здесь речь о реальных африканских пигмеях, или о мифических существах.

Пигмеи — народ Африки

В настоящее время племена пигмеев сохранились лишь в области тропического леса. Они рассеяны небольшими группами по всему бассейну рек Конго, Огове и Итури. Ко времени появления банту в районе Конго пигмеи были, по всей вероятности, более многочисленны и занимали почти всю Западную Тропическую Африку. Теперь они живут отдельными разобщенными группами. В северо-западной части Конго — в Габоне и в пределах Камеруна — живут пигмеи бекви и акоа, в устье р. Убанги — ба- бинга. К югу от р. Конго рассеяны группы пигмеев бачва, общая численность их, возможно, преувеличенная — около 50 тыс. Особую группу составляют пигмеи, живущие в бассейне р. Итури и менее всех остальных подвергшиеся смешению с племенами негроидной расы. Общая численность пигмеев группы р. Итури достигает 35—40 тыс. В ее состав входят и племена эфе, бамбути-баканго и акка. Эфе живут в верховьях р. Итури, на окраинах девственного леса, и на берегах оз. Альберт — от горы Рувензори до р. Непоко, бамбути-баканго — по обоим берегам р. Итури и по течению рек Ленда, Нгаю и Апара, пигмеи акка — на реках Бомо- канди, Ноко и Руби. Отдельные группы пигмеев встречаются также на горе Рувензори и в Уганде. Несколько особняком от всех остальных пигмеев стоит группа пигмеев батва в области Руанда. Частьбатва живет на бельгийской подопечной территории Руанда-Урунди, другая часть — на западном берегу озера Танганьика среди племен балуба. Возможно, что обе группы батва еще недавно составляли одно целое. Шебеста, крупнейший исследователь пигмеев, определяет общее их число, причисляя сюда и пигмеев, смешанных с негрским населением, в 80 тыс. Пигмеи не имеют общего самоназвания. Окружающие же их народы банту называют все низкорослые племена батва, или бачва, батуа и т. п., что означает «люди низкорослые», «маленькие люди».

Пигмеи ведут охотничий образ жизни. В хозяйстве пигмеев собирательство занимает, повидимому, первое место и определяет в основном питание всей группы. На долю женщин падает большая часть работы, так как добыча растительной пищи — дело женщин. Женщины всей совместно живущей группы ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб.

Источник

Adblock
detector