Меню

Писаные камни река или

Демидовский крест: как он появился на реке Чусовой и почему оказался повёрнут на 180 градусов

На правом берегу реки Чусовой в её среднем течении стоит скала, известная под названием камень Писаный. Полузаросшая, серая скала высотой 40—45 м была бы ничем не примечательна, если бы не выбитый на ней в XVIII веке двухметровый крест и надпись. Высота высеченного на скале креста 215 см, ширина 155 см, а глубина рельефа до 22 см. Раньше изображение зарастало мхом и лишайниками, которые расчистили участники экспедиции Свердловского архитектурного института в 1978 году.

Надпись на скале обращает внимание на другой берег реки: «Против сего креста на другой стороне реки, на лугу, где поставлен каменный крест с надписью: 1724 года сентября 8 дня на сём месте родился у статского действительного советника Акинфия Никитича Демидова, что тогда был дворянином, сын Никита, статский советник и кавалер святого Станислава, поставлен тот крест по желанию его 1779 года мая 31 числа».

На противоположном берегу стоит высеченный из цельного камня крест. Его называют Демидовским. Высота старинного каменного креста, установленного в 1779 году, достигает 165 см, ширина 93 см. Общая высота памятника (вместе с постаментом из плиты и двух необработанных камней) достигает 260 см. Выполненная мастерами ещё в XVIII веке работа впечатляет.

Крест имеет почти такую же надпись, что и на камне: «1724 года сентября 8 дня на сём месте родился у статского действительного советника Акинфия Никитича Демидова, что тогда был дворянином, сын Никита — статской советник и кавалер Святого Станислава. Поставлен оной крест на сём месте по желанию его 1779 года мая 31 числа».

Демидовский крест

А так Демидовский крест выглядит с другой стороны

Оба креста — высеченный на скале и вытесанный из камня — появились по приказу Никиты Демидова через 34 года после смерти родителя и за 8 лет до собственной кончины. Имена изготовивших их мастеров, к сожалению, не известны.

Стоит сказать хотя бы несколько слов об этом человеке. Никита Акинфиевич Демидов (1724—1787) был третьим сыном от второго брака его отца. После смерти Акинфия Демидова ему достались Нижнетагильский, Черноисточинский, Выйский, Висимо-Шайтанский, Верхний и Нижний Лайские заводы и Сулёмская пристань. Позже он основал Нижнесалдинский и Верхнесалдинский заводы.

Никита Демидов интересовался наукой и искусством, покровительствовал учёным и художникам. Он вёл дружескую переписку с Вольтером — одним из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века. Пожертвовал железо на строительство нового здания университета в Москве. В 1779 году при Академии художеств учредил премию-медаль «За успехи в механике», был избран в почётные члены этой Академии. Однако при этом он отличался жестоким отношением к принадлежавшим ему крестьянам и рабочим, которые обеспечивали ему богатство.

Демидовский крест (фото В. Л. Метенкова) и портрет родившегося здесь Никиты Акинфиевича Демидова

В 1912 году камень Писаный и Демидовский крест запечатлел в цвете фотограф С. М. Прокудин-Горский. А ещё раньше, в 1890-е годы, это место сфотографировал уральский фотолетописец В. Л. Метенков. По фото видно, что в то время крест был повёрнут к реке противоположной стороной, — надписью к лесу.

Фото Демидовского креста С.М. Прокудина-Горского, 1912 год

Камень Писаный. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 год

Почему же в наши дни крест оказался развёрнут на 180 градусов? Оказывается, в 1946 году крест опрокинули кладоискатели. Их надежды не оправдались, демидовских богатств под крестом не нашли. Позже лежавший на земле крест поставили обратно, но по ошибке уже другой стороной к реке.

После революции 1917 года на обратной стороне креста неизвестный представитель пролетариата высек с орфографической ошибкой надпись: «Здесь родился эксплотатор трудового народа» . Удивителен сам факт, что поставленный в честь Демидова крест сохранился до наших дней, хотя в советское время активно уничтожались все пережитки прежних времён.

GPS-координаты Демидовского креста: N 57º 43.068´; E 58º 51.463´ (или 57.7178º, 58.857717º). Благодарю за внимание! Ваш Павел Распопов.

Источник

Путь к загадочному Будде на реке Или

В сотне километров от Алматы расположено урочище где на скалах сохранилось множество петроглифов, изображений таинственных божеств, поздних буддистских надписей. Наиболее известными являются изображения Будды, священный текст под которыми гласит на санскрите: «Да будет благословен рождённый из лотоса».

На центральной скале урочища Тамгалы-Тас изображён образ бодхисаттвы Арьи Авалокитешвары, которому посвящена одна из самых известных буддийских мантр «Ом Мани Падме Хум». Около него надпись, означающая в переводе: «Поклоняюсь святому Авалокитешваре». Справа от него на высоте четырёх метров изображён Будда Шакьямуни, возле него другая надпись: «Поклонюсь Будде Шакьямуни». А слева высечен образ бурхана Мангла — божества врачевания.

География

Тамгалы-Тас

Урочище Тамгалы-Тас расположено в 100 км к северу от Алматы, на берегу крупнейшей реки Семиречья Или. Ниже Капшагайского водохранилища русло реки проходит по скалистому каньону глубиной в некоторых местах до 300 м. По левому берегу Или простирается степь, к югу переходящая в пустыню Мойынкум. На правом, недалеко от урочища Тамгалы-Тас, начинается хребет Малайсары — ранней весной любимое у алматинцев место сбора белых степных грибов.

Климат, или Когда ехать?

Климат резко континентальный. Среднегодовая температура около + 4 °С, самого холодного месяца (январь) — 6 °С, самого тёплого (июль) около + 30 °С. Продолжительность безморозного периода в воздухе — 200 дней, атмосферной засухи около 60 дней. Снежный покров неглубокий (10–20 см), держится около 50 дней. Снег ложится в среднем 20 декабря, тает к 20 февраля. Общая сумма осадков около 160 мм в год.

Читайте также:  Назовите крупнейшие реки северного кавказа кратко

Наиболее благоприятное время посещения Тамгалы-Тас — весна и осень, когда уже тепло, но и не жарко. Кроме того, в марте-апреле и октябре-ноябре в воздухе нет надоедливой мошкары.

История

Вокруг изображений Будды существует множество легенд. Одна из них гласит, что в X веке, когда одна из буддистских миссий остановилась на берегу реки Или во время похода в Семиречье, произошло землетрясение и большой кусок скалы упал на землю. Это явление было расценено как знамение о необходимости возвращения путников в Индию. На отколовшемся куске скалы ими было высечено три изображения Будды.

Тамгалы-Тас

Центральный камень, где несколько изображений Будды

Другая легенда рассказывает, что при нанесении петроглифов был использован стиль, созданный буддийским монахом Заей Пандитой Огторгуйном в 1648 году, тодорхой номын бичиг (дословный перевод — «ясное литературное письмо»).

Есть и ещё одна версия появления изображений Будды на скалах урочища. Якобы в 50-х годах прошлого века по заказу Гостелерадио СССР снималась документальная лента, ради которой и были высечены изображения на камнях. Но вряд ли это так на самом деле. Ведь о петроглифах упоминалось задолго до создания киностудии «Казахфильм» в частности и Гостелерадио СССР в целом. Об этом говорят и исследования рисунков.

Исследования петроглифов

Первое исследование петроглифов Тамгалы-Тас провёл в 1875 году Шокан Уалиханов. А в 1897–1898 годах монголовед Алексей Позднеев в бюллетене «Известия Русского географического общества» дал подробное описание надписей и рисунков.

Уже в ХХ веке, в 1947 году, профессор Мариковский срисовал эти величественные изображения, впоследствии включив их в свою книгу о Семиречье.

Как правильно говорить?

Правильное название урочища должно было бы звучать как «танбалы тас», что в переводе на русский означает «заклеймённые камни». Слово «тамга» является искажением слова коренного населения «танба» («клеймо»), которое в течение многих веков употребляли племена, населявшие территорию Казахстана. В народе также часто данное место называют Писаными скалами.

Кстати, не стоит путать Тамгалы-Тас с другим историческим памятником Казахстана Танбалы, расположенным в другой стороне Алматинской области. Там тоже есть петроглифы, относящиеся к бронзовому веку.

Идеальное место

Тамгалы-Тас

Беседок мало, поэтому в часы пик мест расположиться с комфортом может не хватить

Отлично подходит путешествие для семейного отдыха. Можно погулять по окрестностям, полазать по скалам, половить рыбу в реке Или, летом купаться.

На чём ехать?

Дорога до Тамгалы-Тас проходима для всех машин. Последние 10 км — грунтовка, но она хорошо укатана в связи с высокой популярностью маршрута у туристов. Колеи нет, ям тоже, потому преодолима на любом легковом автомобиле.

Дорога

От Алматы большую часть предстоит ехать по автомагистрали, на которой разрешена скорость 140 км/ч. Это великолепие завершится при въезде в город Капшагай. Дорога потеряет две полосы и из шестиполосной превратится в четырёхполосную. По городу Капшагаю ограничение скорости 60 км/ч. За выполнением этого требования следят внимательно. Не превышайте!

После Капшагая проедете плотину и пост ДП, далее — развязка, где надо будет уйти налево, в сторону села Баканас. По хорошему асфальту баканасской дороги надо преодолеть пару десятков километров до указателя, информирующего, что слева примыкает грунтовка, ведущая к Писаным скалам. Сворачиваем на грунтовку и едем до берега Или, где на развилке перед пирамидальной горой надо повернуть снова налево. И далее до упора, до скал.

Легенда маршрута

Начало отсчёта находится в начале микрорайона Первомайка, от камер фиксаций скорости.
(Километраж списан с одометра автомобиля, возможна небольшая погрешность)

10.5 км — пункт оплаты за проезд по автомагистрали.

37.7 км — мост через речку Каскелен, сразу за ним — АЗС, несколько кафе.

53.5 км — контрольный пункт, фиксирующий проезд автомобиля по платному участку.

54.5 км — начало города Капшагая.

62 км — конец города Капшагая.

63.9 км — пост ДП на плотине.

67.5 км — развязка: сразу за мостом поверните направо, чтобы попасть на развязку.

87.6 км — слева примыкает укатанная грунтовая дорога, стоит указатель «Кербулак». Сворачиваем налево.

Тамгалы-Тас

93.3 км — развилка у Пирамидальной скалы. Уходим налево.

Источник

Писаные скалы на реке Или.

На реке Или, в районе города Капчагая, находится уникальный памятник культуры прошлых веков — наскальные изображения Будд. Их называют «Писанные камни», «Красные скалы». А местные жители это урочище называли Тамгалытас, те. камни со священными знаками ( в переводе с казахского, Тамгалы- священный знак, тас — камень).

Центральное изображение – 3 Будды – относится ко II веку до нашей эры. Два других изображения – более позднего периода, XVI-XVII веков нашей эры. Петроглифы, изображающие Будд, соответствуют изображениям Будд северной Индии. Изображения Будды символизируют миролюбивую культуру народов, населявших территорию Семиречья, и находятся в северном направлении Великого Шелкового Пути, где необходим был мир, спокойствие для сотрудничества разных народов стран Азии и Европы.

Наскальные изображения делались на протяжении многих веков. Древнейшие из них восходят к началу первого тысячелетия до нашей эры. Часто встречаются изображения дикой лошади, верблюда, козы, кобыл с жеребенком, архара, а также изображение дикой лошади – кулана. Надписи на древнеегипетском и калмыцком языках появились гораздо позже.

Читайте также:  Правила отдыха у речки

Исследования АН РК, а также ученых других стран доказывают бесценность и уникальность петроглифов Капшагайского региона и необходимость сохранения этого памятника для будущих поколений страны. По словам известного краеведа В. Проскурина, это место считалось среди кочевников особым, почитаемым. Здесь излечивали недуги и восстанавливали здоровье.

0 км отсчета находится на границе села Первомайское.
0.2 км – базар. Тут можно пополнить запас вещей, которые пригодятся во время отдыха на воде. Помимо различных надувных кругов можно купить полноценную лодку и даже катамаран с парусом и каютой для отдыха.
1.9 км – экологический пост. Там же есть заправка.
2.6 км – АЗС. Ассортимент приличный.
9.8 км – в народе это место называют «памятник» из-за большой стеллы, которая возносится вверх метров на 35. Есть кафе, родник с вкусной водой.
14 км – АЗС. Нет бензина АИ-95.
16.4 км – АЗС.
18.9 км – эстакада, которая находится слева от дороги, чтобы на нее попасть, надо развернуться.
37.7 км – мост через реку Каскелен, сразу за ним – АЗС, несколько кафе.
54.5 км – начало города Капшагай, первый мост, налево – дорога на Караганду, направо – в город, аквапарк и т.д. Нам ехать прямо.
56.3 км – несколько АЗС, магазинов автозапчастей, вулканизаций и небольших СТО. Есть также кафе.
61.9 км – въезд на мост, уходим налево, на запад. 62 км – конец города Капшагай.
63.9 км – пост ДП на плотине.
67.5 км – развилка – основная дорога уходит направо, нам ехать прямо, на Баканас.
87.6 км – слева примыкает укатанная грунтовая дорога, стоит указатель «Учебный полигон МЧС РК «Скальный город». Сворачиваем налево.
93.3 км – развилка – уходим налево.
96.1 км – мы – на месте.

Источник

Камень Писаный на Вишере

Камень Писаный — одна из главных визитных карточек реки Вишеры. Ни один фотоотчет и ни одна книга про Вишеру не обходятся без его фотографий. Это одна из самых ярких природных жемчужин Пермского края.

Представляет собой скалы высотой до 80 метров, которые долго тянутся по правому берегу реки. Если присмотреться, местами на камнях можно заметить окаменелости. Отвесные скалы уходят основанием в воду. Здесь образовался глубокий омут. В прошлом это место славились тайменями, которые сейчас на Вишере практически истреблены и нуждаются в охране.

Камень Писаный получил свое название за расположенные на нем древние наскальные рисунки. Это одна из самых известных и впечатляющих писаниц Урала. Кроме того, одна из самых северных. Севернее древние рисунки на Урале открыты лишь на скале Дивий камень на реке Колве — притоке Вишеры, но там сохранились лишь фрагментарные рисунки.

Рисунки камня Писаного расположены примерно в середине скального массива над небольшим участком суши. Попасть сюда можно лишь с реки. В общей сложности здесь более двух сотен изображений, нанесенных охрой нескольких оттенков. Рисунки расположены на высоте от 2 до 7,5 м от подножия.

Как установили специалисты, рисунки наносились на протяжении долгого времени: в эпохи неолита, энеолита, бронзы, раннего железного века и средневековья. То есть в них отражен очень существенный период истории: от 5 тыс. до н.э. до XV — XVI веков н. э. Рисунки оставили предки современных манси.

На камне Писаном можно увидеть изображения людей, копытных животных, медведя, многочисленные геометрические фигуры. В центральной части писаницы интересны антропоморфные личины. Можно различить мотивы охоты и рыбной ловли. К сожалению, часть рисунков уничтожили вандалы.

В 1689 году камень Писаный впервые упоминался в челобитной вишерских манси. По нему проходила граница, выше которой русские не могли подниматься для охоты и рыбной ловли. Но некоторые русские условие нарушали, о чем и пожаловались манси.

Первое описание древних рисунков относится к 1730 году, когда в Европе вышла книга шведского историка Филиппа Иоганна Табберта фон Страленберга (1676—1747) «Историко-географическое описание Северной и Восточной части Европы и Азии». Будучи военным и участвуя в Северной войне между Швецией и Россией, в 1709 году во время Полтавской битвы он был взят в плен. В результате 13 лет Страленберг провел в российском плену. Вместе с другими пленными его отправили в Тобольск. Путь проходил по Вишере, где Страленберг и обратил внимание на загадочные письмена на прибрежной скале. Он сделал их зарисовку и позже опубликовал в своей книге.

Хотя рисунок не отличается точностью, он интересен тем, что оказался первой фиксацией писаницы. На протяжении более двух веков писаницу более никто не зарисовывал и не фотографировал.

Интересно, что в прошлом не все считали, что эти рисунки древние. Например, краевед, писатель, священник Я. В. Шестаков (Камасинский) считал, что рисунки нанесены обычными путешественниками. В очерке «По северу Чердынского уезда», опубликованном в книге «Около Камы» (1905 г.), он писал:

«Приметно, что этот камень как будто исцарапан какими-то довольно крупными красными чертами и углублениями, что-то вроде славянских букв, в которых, однако, ничего разобрать нельзя. Надпись эту приписывают путешественникам. В старину через город Чердынь и эти не заселенные места пролегал большой зимний путь в северные Уральские заводы и в Сибирь. Весьма возможно, что останавливающиеся здесь проезжие делали на камне разные надписи, которые теперь искажены и стерты рукою времени».

Читайте также:  Когда всемирный день рек

Первое полноценное изучение писаницы было проведено лишь в середине XX века. В 1948 году наскальные рисунки исследовал Владимир Федорович Генинг. Вернулся он сюда и на следующий год, но уже в составе Камской археологической экспедиции под руководством известного археолога Отто Николаевича Бадера. При исследовании рисунков в скальных расщелинах попадались наконечники стрел, рядом с которыми лежали охотничьи амулеты: костяные бляхи, просверленные клыки и когти хищных животных. Там же были найдены медная бляшка и сломанная серебряная пластинка с отверстием. У подножия скал археологи обнаружили остатки древних костров-очагов, кости, медно-бронзовые и железные изделия, единичные обломки керамики, кремневые орудия. В древности тут было святилище. Приплывая на лодках, древние люди, разводили священные костры, совершали обряды и приносили жертвы богам. А судя по находкам наконечников стрел в расщелинах скалы, охотники пускали в направлении писаницы стрелы с привязанными к ним дарами.

Источник



Режевской Змей Горыныч

О Режевских скалах и писаницах

Прибрежные скалы реки Реж являются свидетелями и участниками сложной истории образования Уральских гор, которая берет свое начало более 300 миллионов лет назад. Река Реж, рожденная гораздо позднее, несколько миллионов лет назад, проделала громадную работу, размыв разнообразные горные породы (песчаники, диабазы, порфиры, известняки, граниты…) и обнажив гигантские скалы, ставшие сегодня наиболее примечательными памятниками природы режевской земли! Именно с прибрежными скалами связано большинство режевских легенд. Наиболее таинственными среди скал всегда казались те, на чьей поверхности люди находили странные письмена – рисунки древних людей. К примеру, Писаный камень неподалеку от деревни Исаковой.

Режевской Змей Горыныч

Режевские скалы – главные природные украшения наших мест. С давних пор народ считал каменных истуканов самыми красивыми памятниками родной земли, связывал с ними различные истории, байки и легенды. Одна из них, о таинственном Змее, была известна еще сто лет назад жителям деревни Исаковой, что неподалеку от села Коптелово на реке Реж. В 1950-е годы об этой легенде упоминал ученый В. Н. Чернецов, исследовавший рисунки древних людей. Эти изображения были обнаружены на поверхности скалы Писаный камень на реке Реж у деревни Исаковой, якобы именно они скрывают какую-то великую тайну, а охраняет эту тайну суровый Змей, которого старики называли огненным или огнедышащим полозом. Получается, что живет змей в горах-скалах и огнем дышит (две главные версии происхождения слова «горыныч» здесь присутствуют).

Вообще, слушая разные варианты рассказа о режевском Змее, не таким уж и злым он кажется, точнее строгим и ответственным. До нужного времени выполняет он свою миссию, делает свое дело. Никто ни разу не сообщил об убитых или покалеченных им людях. Каждого, кто пытался исследовать Писаный камень, Змей не трогал. И лишь в том случае, если люди подбирались к змеевой тайне, к ее разгадке, Змей вмешивался и на время словно лишал любопытных рассудка. В сильном испуге или беспамятстве люди уходили из тех мест (местные жители рассказывали об этом, ссылаясь на известные им примеры). Многие смельчаки делали попытки раскрыть тайну Змея, но ни у кого это до сих пор не получилось: одни и близко к разгадке не подходили, а других Змей к раскрытию тайны не допускал. Старики говорили, что охраняет эту тайну Змей до нужного времени, до которого и знать ее никому не положено, а когда придет время – Змей сам даст знать. А еще местные старожилы уверены, что живет Змей не только на правобережной скале Писаный камень, но бывает и на левом берегу Режа, километром ниже по течению, на скалах у железнодорожной станции Коптелово (не путать с селом Коптелово!).

Много тайн, нераскрытых богатств хранит родная земля, делясь ими с человеком, когда в том наступает необходимость. Неспроста перед самой Великой Отечественной войной на Урале столько богатств было открыто: родная земля в 1941 году не только невиданными холодами врага встретила, но и Уралу помогла в опорный край всей державы превратиться!

По Алапаевской трассе от Режа едем в сторону Алапаевска до переезда у железнодорожной станции Коптелово. Сразу за переездом уходим вправо. Проезжаем мимо станционных строений, затем вдоль леса еще метров двести: мимо двух оврагов в лесу. Спешиваемся. Дорога уходит в лес, по ней мы следуем несколько сот метров до берега Режа, где на противоположном берегу перед нами предстает громада Писаного камня, в высоту превышающего 40 метров! Скала заставляет реку сделать изгиб, далее несколько сот метров река течет прямо, пока левобережные скалы станции Коптелово, вновь не встают на пути реки. Лучше всего рисунки осмотреть в марте, когда снег почти сошел, но лед еще сковывает реку. Скала вытянулась вдоль реки на несколько сот метров, рисунки сохранились на ярко выраженном выступе в центре скалы: копытные, человек, геометрический орнамент… Только не забывайте про Змея!

Источник

Adblock
detector