Меню

План конспект по окружающему миру 1 класс куда текут реки

Окружающий мир. 1 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 1 класс

Урок №13. Куда текут реки?

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Куда текут реки?
  2. Строение реки.
  3. Пресная и морская вода.

Глоссарий по теме:

Река – постоянный поток воды значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.

Исток – место, где начинается водный источник.

Устье – место впадения реки (в море, озеро или другую реку).

Море – часть океана, которое занимает большое водное пространство с горько-солёной водой.

Пресная вода – жидкость без цвета, без запаха, без вкуса. Она содержится в реках, озёрах, ручьях, подземных водах.

Морская вода – вода морей и океанов, имеющая соленый привкус.

Природные источники воды – ручьи, реки, озера, моря, океаны.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С. 66-67.

Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. С. 26.

Большая книга вопросов и ответов. Перевод с испанского Киры Мишиной, Анны Зыковой. С. 118-119.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она окажется голубого цвета. Дело в том, что большую часть Земли занимает вода: 4 океана, множество морей, озёр и рек.

Большее пространство занимают океаны и моря, но вода в них солёная, она не пригодна для питья. Реки – это голубые пути планеты, которые пронизывают её повсюду и дарят живительную влагу всему живому. Они являются важнейшими источниками пресной воды, без которой бы человек, растения и многие животные погибли.

Вода в реке никогда не прекращает свое движение. А задумывались ли вы откуда и куда она течёт?

Река – постоянный поток воды больших размеров с естественным течением по руслу. Она никогда не прекращает своё движение в природе. Вода в реках бежит вперёд по руслу от истока до устья.

Все реки состоят из нескольких частей. Начало реки называется истоком. Истоками рек могут быть озёра, родники и другие реки.

Углубление в земле, по которому течёт река, называется руслом. Русло бывает узким или широким, глубоким или нет.

Устьем называется место, где река впадает в озеро, в море или в реку.

Дельтой реки называется разделение русла реки в устье на несколько протоков.

Реки пополняются подземными осадками, водами, талыми водами ледников. Воды крупных рек пополняются притоками вод.

Нельзя представить нашу страну без такой реки, как Волга. В Волге можно встретить пеликанов и фламинго. Обь – одна из крупнейших рек в мире. На языке народов, проживающих рядом с рекой, Обь означает «бабушка». Енисей — река в Сибири, одна из самых длинных и полноводных рек мира и России. Лена – самая крупная из российских рек. Истоком реки Нева является Ладожское озеро. Река-Москва – воды этой реки широко используются для водоснабжения города Москвы.

Есть реки большие и совсем маленькие. Глубоководные и мелководные. Реки делятся на два вида: равнинная и горная река. Равнинная река медленно и спокойно течёт по ровной земле. Эти реки обычно широкие.

А горная река течёт быстро и шумно по гористой местности. Горные реки – узкие.

В реках вода всегда пресная, а в морях она солёная.

Таким образом, реки являются одним из главных источников пресной воды на земле. Мы с вами должны беречь это главное богатство Земли и сохранять его для будущих поколений.

Примеры и разбор решения заданий

1. Вставьте нужную картинку в окошко. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды

Источник

КУДА ТЕКУТ РЕКИ?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Колина Инна Валерьевна

Урок окружающего мира в 1 классе.

Скачать:

Вложение Размер
kuda_tekut_reki.docx 36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Куда текут реки?

Цели деятельности учителя: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; получат возможность научиться рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели ; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ваши ушки на макушке.
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

Актуализация знаний, работа с классом.

На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю . (глобус).

  • А что такое глобус?
  • Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Можем на карте)
  • Скажите, какого цвета на глобусе и на карте полушарий больше? (Синего)
  • Вспомните, что на глобусе обозначается синим цветом и его оттенками? (Вода)
  • А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)
  • Чего больше на планете Земля? (Воды)
    Работа в парах.

У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника? (Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый).

  • К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши)

Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.
С древнего языка слово «Океан» означает «водоем, в котором много воды».
Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.

  • Какие водоемы суши вы знаете?
  • Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (река.)

Хочу обратить ваше внимание на то, как на карте и глобусе изображены водоёмы, в том числе реки.

Постановка проблемного вопроса

— Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос: куда текут реки? Слайд 1

А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.

Работа над новым материалом.

Вода – путешественница. Слайд 2

Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.

В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал. Осётр впадает в другую реку – Оку. Она шире и длиннее, чем Осётр. Она впадает в реку Волгу. Волга – великая русская река. Местами она так широка, что другой берег почти не виден. Волга несёт свои воды в Каспийское море.

– Так почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»?

Работа со схемой

Расскажи куда текут реки. (с. 66)

Осётр Ока Волга Каспийское море

  • Плывем по реке Осетр. Куда впадает эта река?
  • Плывем по реке Оке. Проплываем под мостом. Посмотрите, какая еще река несет свои воды в Оку? Река Москва.
  • Куда впадает река Ока? В Волгу.
  • Куда впадает Волга? В Каспийское море.

От зелёного причала

(встать из-за парт)

Он назад поплыл сначала.

А потом поплыл вперёд.

И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразные движения руками)

Набирая полный ход.

(ходьба на месте)

Проблемный вопрос . Слайд 3-4

  • Чем различаются река и море? У реки видны два берега, а у моря другого берега не видно, так как оно очень большое.
  • А вода в реке и море одинаковая или нет?

Приготовьте морскую воду. (Ученики насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают и пробуют на вкус.)

  • Почему морская вода солёная?

Море, можно сказать, не просто солёное; оно горькое, нестерпимо солёное, отвратительное на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бедствие в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, потому что пить морскую воду невозможно.

Но почему море такое солёное? Учёные думают, что в древнейшие времена, миллионы и миллионы лет назад, когда воды морей скапливались в углублениях суши, они были пресными. Кто же их потом так крепко засолил?

Да все те же капельки воды, вечные странницы и вечные труженицы.

Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара. Они бегут к нему длинными извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю!

Да потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идёт под уклон. Потому-то все реки и текут к морю.

Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле и под землей.

Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в речку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.

И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. А потом. Потом солнце пригрело поверхность морской воды, она стала испаряться, капельки воды превратились в пар и поднялись к небу.

. Но, испаряясь, капельки воды оставляют морю тот маленький груз солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что никогда их не пересчитать; проделывают они свой путь в природе столько времени, что это тоже не легко сосчитать, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.

Море волнуется — раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется — три!

Морская фигура, на месте замри!

  • Почему воду нужно беречь и охранять?

– Вода входит в состав любого организма;
– Вода – это жизнь, красота и здоровье;
– Количество воды ограничено;
– Вода – помощник человека;
– Вода загрязняется.

О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

Вывод: Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.

Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Из букв собрать названия рек.

НО Д _________________________

АГЛО В ______________________

РПЕН Д ______________________

АВЕ Н _______________________

АК О ________________________

ЬНАБУ К ____________________

Река Кубань – одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Началом её считается место слияния рек Уллукам и Учкулан, вытекающих из-под ледников горы Эльбрус. Протяженность Кубани – 870 км. Более 700 км (среднее и нижнее течение) находятся в пределах Краснодарского края.

Рефлексия. Слайд 5

Кому на уроке было интересно, кому понравилось открывать новые знания, давайте наполним реки каплями нашего хорошего настроения. (Если урок понравился и вам было всё понятно, раскрасьте капельку в голубой цвет; если остались вопросы или урок не понравился, пока капельку красить не надо)

Источник

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме «Куда текут реки?»

Презентация к уроку

Цели: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
  • Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
  • Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Источник



Куда текут реки?

• Первоклассники расширят представление о реках и морях, о пресной и морской воде; познакомятся с тем, куда впадают реки.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: морская соль, лабораторные стаканы, шпатели и стеклянные палочки для практической работы; фишки в виде кружочков и корабликов, кинофильм о реке Волге, видеоаппаратура, книга М. Гумилевской «Почему так бывает» (изд-во «Детская литература». М., 1968).

1. Актуализация знаний

Он висит на видном месте,

Круглый год глотает вести.

Очень к вам хотело,

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею.

Какой темой объединены все эти загадки?

Расскажите о том, как письмо доходит до адресата. Покажите на конверте место, где надо написать имя и адрес человека, который получает письмо. Как называют человека, который написал письмо?

2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте стихотворение и скажите: о чём в нём говорится?

Речка, реченька, река,

Ты пришла издалека.

Что ты делала в пути,

Прежде чем сюда прийти?

В роднике с одной синицей

Поделилась я водицей.

А потом — с цветущим садом,

А потом — с огромным садом.

Целый город вечерком

Напоила я чайком,

А потом у берегов

Повстречала я плотину,

Покрутила я турбину.

Это мой речной поток

Вам даёт электроток.

О чём шла речь в стихотворении? Какую пользу приносит река? Может ли она сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? Река постоянно движется. Сегодня на уроке мы узнаем: куда текут реки.

3. Работа по теме урока

— Чтобы найти ответ на этот вопрос, отправимся в путешествие. Поможет нам автор учебника.

Учитель читает текст, данный на странице 92-93 учебника.

— Возьмите в руки фишки-кораблики и фишки-кружочки.

Дети работают в парах.

— На какой реке стоит город, в котором родился автор учебника? Отметьте фишкой эту реку, поставьте на ней свой кораблик. Двигаем наши кораблики дальше. В какую реку впадает Осетр?

Отметьте фишкой Оку.

Какая ещё река впадает в Оку? Отметьте фишкой Москву-реку. Ока — больше или меньше, чем Осетр?

Раз в Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осетр. Но и Ока, в свою очередь, впадает в ещё более крупную реку. Назовите её и отметьте фишкой.

Волга — крупнейшая река Европы. Её длина 3530 километров. Посмотрите фильм об этой реке.

Учитель показывает видеофильм о реке Волге.

— Как человек использует реку? (По реке проплывают суда, перевозятся грузы, в Волге ловят рыбу, на берегах реки много промышленных предприятий.)

Что беспокоит людей, живущих на Волге? (Промышленные предприятия сливают в реку грязную воду.)

Кто от этого страдает?

В первую очередь страдают речные жители, так как вода их отравляет. Во вторую очередь страдает сам человек. Исчезает рыба, которую он ест, в грязной реке нельзя купаться, поэтому люди должны позаботиться о чистоте рек, дающих ему воду для питья, электроэнергию для дома и места для приятного отдыха.

Куда впадает Волга?

Отметьте Каспийское море фишкой.

Вода в реке течёт круглый год, река отдаёт свои воды морю. Но ведь вода в реке всё равно остаётся. Откуда берётся вода в реках?

Вода в реках пополняется водами подземных источников, дождей и снегов.

Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой долгий путь совершила вода из реки Осетр! Расскажите, как мы с вами плыли и что видели по пути нашего следования.

С помощью схемы, по которой мы работали, определите, в какой строчке задания 1 (с. 43) неправильно указан путь воды-путешественницы.

Какая река протекает по нашей местности? Знаете ли вы, куда она впадает?

Учитель рассказывает о реках, протекающих в данной местности.

Дети выполняют задание 3 на странице 45 в рабочей тетради. Учитель оказывает им помощь.

— Рассмотрите фотографии на странице 67 учебника. Сравните реку и море. Чем они похожи, а чем различаются? Как вы думаете: одинаковая ли вода в реке и море? Кто из вас был на море и может вспомнить: какая вода на вкус?

В море вода солёная, а в реке — нет. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в книге Марты Гумилевской «Почему так бывает?»

Учитель читает рассказ из книги «Почему море солёное?»

Море, можно сказать, не просто солёное; оно горькое, нестерпимо солёное, отвратительное на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бедствие в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, потому что пить морскую воду невозможно.

Но почему море такое солёное? Учёные думают, что в древнейшие времена, миллионы и миллионы лет назад, когда воды морей скапливались в углублениях суши, они были пресными. Кто же их потом так крепко засолил?

Да все те же капельки воды, вечные странницы и вечные труженицы.

Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара. Они бегут к нему длинными извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю!

Куда текут реки?

Да потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идёт под уклон. Потому-то все реки и текут к морю.

Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле и под землей.

Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в речку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.

И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. А потом. Потом солнце пригрело поверхность морской воды, она стала испаряться, капельки воды превратились в пар и поднялись к небу.

. Но, испаряясь, капельки воды оставляют морю тот маленький груз солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что никогда их не пересчитать; проделывают они свой путь в природе столько времени, что это тоже не легко сосчитать, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.

Вот и всё. Вот почему море солёное!

— У нас с вами из водопровода течёт пресная, то есть несолёная вода. Но можно приготовить себе целую ванну морской воды и искупаться в море, не выходя из квартиры. Как? Так, как это сделал Муравьишка. Посмотрите на рисунок на странице 67 и попробуйте догадаться, что надо сделать, чтобы дома появилось море?

Вы правильно догадались. Морская соль (учитель показывает) продаётся в аптеках.

Если высыпать её в ванну, то вода станет похожа на морскую. Такие ванны полезны для здоровья.

Давайте с помощью нашего оборудования приготовим «морскую» воду.

Ученики делятся на группы, получают учебные материалы и морскую соль. Ход своей работы они схематически изображают в рабочей тетради (с. 44 № 2).

4. Рефлексия учебной деятельности

— Мы с вами возвращаемся из путешествия. На какой вопрос вы можете ответить? Расскажите Муравьишке: куда могут впадать реки? Почему в реках вода не кончается? Почему в море вода солёная? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Читайте также:  Напишите названия главных рек двуречья закрасьте кружочек
Adblock
detector