Меню

Плоты для сплава леса по рекам

Cтроительство многоразового плота. Сплав по рекам Сахалина.

В дополнение к своему видеоролику по сплаву и по многочисленным просьбам выкладываю описание строительства плота.

Тяга к новым эмоциям и адреналину заставляет мозг придумывать необычные и экстремальные приключения. В этот раз это было строительство плота! Хотелось написать подробный мануал по строительству бюджетного и надежного плавсредства. Главная его особенность — в разборности.

И так, с чего стоит начать строительство? Конечно с мат части! Перед строительством настоятельно рекомендую почитать отчеты о сплавах, чтобы сформировалось правильное представление о том, что вас будет ждать.
В интернетах полно мануалов по строительству «титаников» разных классов и водоизмещения. Да, именно титаников, т.к. их надежность и универсальность внушала сомнения.

Для начала надо определиться с целями и задачами. В наши планы входило построить плот для сплава по реке Тымь. В верховьях она представляет из себя извилистое русло с быстрым течением, подводными сюрпризами и мелями на косах. Поэтому варианты на покрышках, ПВХ бочках и другие «коркаснодеревянные» проекты сразу отбрасывались — слишком ненадежно. Для нашего сплава плот должен отвечать следующим требованиям:

1 Быть достаточно прочным чтобы выдержать снос на мель или удар о подводное препятствие.
2 Быть разборным, т.к. в будущем планируется множество вылазок с неизвестным местом сбора и разбора.

3 Быть достаточно лёгким, чтобы вдвоем его можно было загрузить и выгрузить из машины.

4 Быстро сборным. Двух человек должно быть достаточно для сборки и разборки на месте.

5 Выдержать вес 4-5 человека и доп.груза

6 Экономически оправданным по материалам, т.е. бюджетным.

Вот из этих тех требований мы и исходили.

Было решено создать плот дома, проверить правильность конструкции, разобрать и отвезти на реку для окончательной сборки в день сплава.

Вначале рассматривались варианты постройки каркаса из дерева, но проблема быстрой сборки и надежности в будущем, заставляли искать другие варианты. Хотелось сделать плот не на один год. Проблему решили корейские строительные леса (на дальнем востоке этого добра достаточно).

Прочная труба длинной 3,2 метра нас вполне устроила. Тем более на торцах этих труб предусмотрены крепления для их удлинения. Геометрические размеры плота определены — 5 метров в длину (3+2 метра) и 3 метра в ширину. В грузовую машину части плота влезут!
Начинаем сборку. Чтобы не было проблем и плот не вело, выбираем ровное просторное место. Для сборки плота достаточно двух человек. Сращиваем трубы удлинителями и соединяем их муфтами. Трубы собираются в сетку.

Весь вес плота и груза должен лечь на железные бочки. Изначально их планировалось от 6 до 8, но в виду конструкции решено было довести до 10 штук.

Каждая бочка сверху упирается в две трубы, соединенные между собой муфтами (муфты из того же наборе корейских труб). Цена трубы 120 рублей за метр. Нам понадобилось 35 метров таких труб. т.е. 4200р. Еще бочки с торцов зажимаются поперечными трубами, так что каждая тара жестко держится на своем месте за счет канта на торцах. Дополнительно бочки связываются с трубами проволокой.

Так выглядит муфта и блокируемые ей канты на бочках. Муфты 20 штук по 100 р. за штуку. Трещотка с головкой на 17 вам в помощь.

Собираем палубу. Главное правило — семь раз отметь, один отрежь. В данном случае это золотое правило. Доски имеют размеры 150х25 мм и 3 метра в длину. Их вес был подходящим, не в ущерб прочности каркаса. При ударе бочки о подводное препятствие энергия должна была пойти не в железным каркас, а в деревянный щит, который бы не дал сложиться трубам по диагонали. И слава богу что мы сделали всё крепко, подводный сюрприз во время плавания вмял бочку внутрь, так что мы чуть не попадали с плота, но бочка и каркас выдержали.

Каждая доска палубы имеет 8 точек опоры, этого вполне достаточно для равномерного распределения веса. С шуруповертом все делать очень удобно, а с двумя гораздо быстрее! Шурупы 75 мм в количестве 300 штук и 50 мм — 100 шт вам обязательно пригодятся.

Лишнее убираем. Бензопила вам в помощь! Она так же существенно ускоряет процесс сборки. Обрезки найдут своё место в качестве бортиков.

Источник

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Сколько кубометров древесины вятские речники могли сплавить за один рейс и чем опасен лесосплав — читайте в нашем краеведческом блоге.

В этом году году синоптики ожидают «тревожного» половодья. Вода в Вятке может подняться на полтора метра выше нормы. Ещё несколько лет назад известие о «большой воде» могло очень порадовать речников. Вместе с половодьем начиналась навигация и сплав леса по реке — это было время больших заработков, а для горожан – зрелище сродни фейерверку.

Что такое лесосплав?

Дмитрий, коллега по работе, которому чуть перевалило за 20 лет, рассказывает, что о том, как сплавляли лес по реке, ему рассказывала бабушка. Сам он, конечно, не видел, но бабушка уверяла, что посмотреть на многокилометровые плоты на Вятку приходил весь город.

Все лишь несколько десятилетий назад лесосплав был прибыльным делом, а в некоторых местах – единственной возможностью транспортировки леса.

Читайте также:  Реки туруханского района красноярского края

Как сообщает Большой энциклопедический словарь, лесосплав – это заключительная стадия лесозаготовки. Самый дешёвый способ транспортировки вырубленного леса к местам его переработки и строительства.

На Вятке несколько столетий сплавляли лес по рекам. Активно и большими объёмами начали сразу после революции. Доставлять древесину водным путём стало новой философией молодой республики. В Петрограде даже открыли институт Лесосплава и стали обучать этой профессии речников и работников лесозаготовительных производств.

В нашем регионе никто не хотел отставать, тем более что мы располагали нетронутыми запасами леса и тогда ещё почти полноводной Вяткой.

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Как переправляли брёвна по реке?

Сплав начинается зимой. На берегу брёвна связывали в пучки, а потом укладывали на лёд реки. Затем стальными тросами стягивали их в длинные ленты плотов. До паводка плоты ждали большую воду.

По Вятке древесину сплавляли несколькими способами.

Молевой сплав — брёвна сплавляли во время половодья в хаотичном порядке. Такой лес могли направлять только специальные сооружения, установленные на реках. При таком виде сплава много древесины намокало и тонуло. Она ложилась на дно реки, начинала гнить и засорять русло.

Плотовой сплав — из заготовленной древесины формируют плоты. Её плотно скрепляют, а потом отправляют по рекам километровыми водными «кортежами». При таком сплаве используют речной флот — буксир, который тянет плот к месту назначения.

Кошельный сплав — брёвна, не связанные между собой, загоняют в особое ограждение, тоже сооружённое из древесины. Кошель транспортируется теплоходами. Чтобы брёвна не тонули во время пути, их сушат и смазывают гидроизоляционным материалом.

Леонид Рычков, бывший житель посёлка Вишкиль, вспоминает:

— В то время в Вятку по весенней воде заходили мощные буксиры из Волги. Они могли тянуть одновременно два плота длиной более километра! С берега эти буксиры казались огромными, высотой с трёхэтажный дом. Верхние палубы были вровень с берегами. Движение по реке не прекращалось круглые сутки. Складывалось такое ощущение, что дома стоят вблизи оживлённой магистрали, только по ней движутся не автомобили, а теплоходы. Вечером засыпаешь под гул судовых двигателей, а утром в предрассветной тишине тебя будит тревожный гудок буксира, выводящего плот в повороте реки на фарватер. И в окнах дома проплывает очередная мачта буксирного теплохода с включенными ходовыми огнями. И сплав леса продолжается, пока вода не начнёт спадать.

Расцвет лесосплава на Вятке

Как вспоминают кировчане, сплав леса был очень впечатляющим зрелищем. Это было ещё интереснее, чем ледоход. На берег Вятки со стороны города высыпали целые толпы жителей и наслаждались видом процесса.

Кировчанка Надежда Павловна рассказала, что в конце 50-х годов прошлого века она помнит две самые удобные точки для любования ледоходом, а затем лесосплавом.

— Мы шли либо со стороны улицы Водопроводной на берег, либо собирались в районе современного Вечного огня. В береговой ротонде тоже было можно посмотреть на лесосплав, но там всегда было очень мало места.

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Фото из зарубежного журнала

Под снимком автор подписал: «СССР — страна огромных расстояний, реки — длинные и многоводные. Поскольку иных дорог часто нет, то сплав по рекам — лучший способ транспортировки древесины. » Фото сделано на реке Вятка.

В середине 20 века в Кировской области каждый год заготавливалось более 16 миллионов кубометров леса. Древесину отправляли на фабрики, стройки и заводы. 2 миллиона кубометров сплавляли по Вятке.

Сплавщики всегда тревожились: сколько времени будет паводок и успеют ли они сплавить плоты. Паводок в среднем длится 2-3 недели. Поэтому каждый день запрашивали новости из метеоцентра.

В газете «Речник Вятки» ветераны флота вспоминали:

— Когда дожидались большой воды — на рейдах кипела работа. Только успевай поворачиваться, нужно все плоты отправить, и чтобы они на место прибыли целыми. По пути к месту назначения плот очень легко было посадить на мель. На плотах круглосуточно дежурили люди. Если плот коснётся берега, то его уже никакими тросами не вытащить. Нужно знать Вятку как свои пять пальцев иначе плот «растащит» по пути.

Любопытный факт: в оперативных сводках с полей по радио говорили не только о том, когда начался сев, сколько вспахано и какие колхозы передовые, но и о том, что на Вятке начался сплав и плоты идут в районе, к примеру, Нагорска. К слову, Нагорск был самым северным рейдом (точкой), откуда начинали сплавлять древесину.

Там, где река была узкой, увязывали плот по 10 тысяч кубометров, затем к нему добавляли ещё 10 и уже в самых широких местах реки формировали плот по 40 тысяч кубометров древесины.

Кировский лес отправляли по Каме и Волге в Ульяновск, Волгоград, Астрахань и другие города. А сплавщиков отправляли самолётом домой, успеть за новым плотом, чтобы не ушла большая вода. Тех, кто водил плоты по Вятке, называли плотогонами.

Но не всегда лесосплав шёл по плану, например, большого паводка не было, вода быстро спадала, заготовленные с зимы плоты обсыхали. Их можно было транспортировать уже только следующей весной. Это приносило огромные убытки.

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Кто срывал самый большой куш?

В сплаве древесины принимали участие работники лесозаготовительных производств и речники.

Читайте также:  Очистка русел рек при чс

В Кирове было несколько специальных организаций. Одна из крупных, по документам Государственного архива политической истории Кировской области, была образована ещё до 1930 года.

В начале 30-х она получила название «Верхне-Вятская сплавная контора Северо-Восточного государственного промышленного треста «Севвослес». На балансе предприятия числились свои мастерские, ремонтные цеха. Контора занималась лесозаготовками и сплавляла древесину в Нагорске, в Чёрной Холунице, в Кирово-Чепецке, а в Кирове её ремонтные мастерские и базы находились в посёлке Вересники.

Эта контора несколько раз меняла название: Вятское производственное лесосплавное объединение «Вятлесосплав» объединения «Кировлеспром» в 1975 году, Открытое акционерное общество «Вятлесосплав» в конце 90-х. Предприятие просуществовало до 2001 года и продолжало заниматься лесозаготовками, пока не было признано по документам банкротом.

Речники для «погонки» плотов использовали специальные мощные буксиры, работали бригадами, часто без сна и без отдыха всё время половодья. В их послужном списке отмечалось не только то, сколько успешных навигаций на счету, а ещё и сколько успешно было сплавлено плотов.

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Что на дне Вятки?

До 2004 года по Вятке местами ещё сплавляли лес, но не в таких объёмах, как в середине 20 века.

«Закат» вятского лесосплава как вида транспортировки древесины начался уже с конца 60-х годов прошлого века. Дело в том, что экологи забили тревогу. Вятка мелела и экология главного водоёма области необратимо изменялась.

Причина в том, что когда лес плывёт по реке «молью» (читай выше — молевой сплав), много древесины тонет и засоряет дно рек. «Топляки» гниют и выделяют вредные вещества. Гибнет флора и фауна. После активной работы экологов в Водный кодекс РФ были внесены изменения. Это коснулось статьи об использовании водных ресурсов для сплава древесины. Водный кодекс разрешал сплавлять лес только при условии, что тот, кто это делает, регулярно чистит водоём от «топляка», а молевой сплав и вовсе был запрещён.

В наши дни в Кировской области острая нужда сплавлять лес по рекам вообще отпала. Теперь дешевле вывезти его наземным транспортом. А российские учёные предлагают организовать новый бизнес — поднимать со дна рек затопленную там древесину. Они утверждают, что это уникальный строительный материал. Древесина, которая десятки лет выдерживалась в воде, минерализировалась и приобрела прочность камня.

Немного цифр: по данным ЦНИИ Лесосплава, о котором я писала выше, во время транспортировки по реке тонет до 1% сплавляемого объёма. Например, в Волго-Вятском бассейне, по предположению учёных, затоплено около 9 млн м3 древесины, в реке Енисей — 7 млн м3, в бассейне Оби и Иртыша — 6,5 млн м3. По предварительной оценке, от 30 до 50% затонувшей древесины можно использовать.

Источник

Плоты для сплава леса по рекам

Архангельская область издавна считается лесным краем нашей страны. В Архангельске, Котласе, Онеге, Мезени и других городах расположено множество заводов по переработке древесины. Для работы этих заводов необходимо сырьё. Перевозить лес можно автотранспортом, по железной дороге, но самый выгодным остаётся сплавлять его по реке.

Лес по реке перевозится баржами и плотами. до 1995 года на реках использовался также молевой сплав. Когда лес бесконтрольно сплавляется по течению. Плотами лес перевозят чаще всего только весной, когда на реке устанавливается одностороннее течение, что позволяет перевести большой объём леса при наименьших затратах. Объём такого плота может начинаться от 10 тысяч кубометров и заканчиваться здравым смыслом. Летом тоже можно встретить плоты на реке, но их объём намного меньше и время транспортировки увеличивается из-за реверсивного течения (скорость может падать до 1 км/ч против течения). В остальное же время лес перевозят на баржах.

За время пока на реке стоит лёд, лес свозят в специальные низины — плотбища, которые во время ледохода затапливает водой. Про одно такое плотбище, рядом с деревней Сельменьга, можно почитать тут В них брёвна увязывают между собой в пучки. По периметру из тех же брёвен делают ограждение — кошельки, в которых и будут находится пучки леса. В последние годы, из-за мягких и малоснежный зим, река стала меньше наполнятся в период таяния снега, и не всегда вода достаточно высоко поднимается чтобы плот могли стянуть с плотбища на более глубокое место. Это очень негативно сказывается на стоимости доставки, так как приходится перевозить лес автомобильным транспортом до места, где его можно перегрузить на баржи.

Источник

Сплав леса по реке

Сплав леса по реке – экономически выгодная, а порою единственно возможная, транспортировка древесины по воде к месту ее обработки и использования.

Сплав леса

Процесс перемещения древесины по воде осуществляется благодаря ее плавучести и течению воды. При такой транспортировке затрачивается меньше сил, чем при использовании других видов перевозки леса.

В СССР сплавлялось до 120 млн. м3 древесины ежегодно. Сейчас эти объемы значительно сократились.

Виды сплавов

Существует 3 основных вида сплава леса по реке.

  1. Молевой. Срубленные зимой стволы при наступлении паводка сталкиваются в воду и плывут по течению к месту задержания – запани (Фото 1).
  2. Плотовой. Все стволы увязываются в пучки, а затем из них образуют плоты. Эти плоты либо привязывают к специальным судам-тягачам, либо их направляют по течению плотогоны (Фото 2).
  3. Кошельный. Осуществляется на небольшие расстояния суднами. Несвязанные бревна помещают в специальные плавучие ограждения – кошели.
Читайте также:  Согласны ли вы со следующими утверждениями река св лаврентия

Четвертый вид транспортировки леса по воде – внутри судов, но он не экономичный.

Фото 1. Запани для молевого сплава леса.

Фото 2. Плотовой сплав леса

Вред сплава леса по реке

При молевом сплаве леса часть намокших стволов тонет. Скапливаясь на дне реки, древесина захламляет дно реки, мешая судоходству. Она начинает гнить, отравляя воду. При активном лесосплаве нарушается речная фауна и флора, т.к. выдираются растения со дна, образуется муть при проходе леса, гибнут беспозвоночные и рыба. Кроме того, утонувшие стволы не поступают в производство, что ведет к экономическим потерям.

Источник



Лесосплав

Лесоспла́в — вид транспортирования леса по воде, при котором используется плавучесть древесины. Лесосплав как технологический процесс входит в состав лесозаготовительных работ (см. Лесозаготовки) и является их заключительной стадией, имеющей целью доставку заготовленных лесоматериалов в пункты потребления или перевалки их на другие виды транспорта. Лесосплав — массовый, наиболее дешёвый, а в некоторых районах и единственный виды транспорта древесины. В СССР ежегодно сплавлялось 105—120 млн м³ древесины, длина водных путей, использовавшихся под лесосплав, достигает 80 тыс. км. Различают молевой (россыпью), плотовой и кошельный лесосплав.

Содержание

Молевой сплав

При молевом сплаве, который обычно проводится в период весеннего паводка, лесоматериалы транспортируют не связанными между собой. Он применяется на первичной речной сети при невозможности использовать др. виды транспорта. Для направления движения леса по лесосплавному ходу устанавливают направляющие сооружения (боны), а для временной или окончательной его задержки в определённых местах сплавной реки — лесозадерживающие сооружения (запани). При молевом сплаве часть лесоматериалов в результате потери ими плавучести тонет, засоряя русла рек, чем и обусловлен запрет его проведения в Российской Федерации.

Плотовой сплав

При плотовом сплаве лесоматериалы сплачивают (увязывают) в пучки или др. формы транспортных единиц, из которых составляют плоты (объёмом до 27 тыс. м³ и более), буксируемые теплоходами или сплавляемые по течению плотогонами. Применяется на судоходных и временно судоходных путях. Сплотка лесоматериалов производится на воде (на акваториях сплавных рейдов) или на берегу (на плотбищах) при помощи сплоточных машин и сплоточно-транспортных агрегатов. Для проводки леса через плотины и другие гидротехнические сооружения при молевом или плотовом сплаве используют лесопропускные сооружения.

Кошельный сплав

При кошельном сплаве не связанные между собой брёвна транспортируют теплоходами в специальных плавучих ограждениях (кошелях) из брёвен. Такой лесосплав осуществляется в небольших объёмах по системе озёр, а также на короткие расстояния по озеровидным участкам. Для сохранения при лесосплаве плавучести древесины лиственных пород (например, берёзы и осины) брёвна подвергают сушке, а торцы их покрывают гидроизоляционными составами. Более совершенным видом водного транспорта лесоматериалов, не зависящим от их плавучести, является перевозка в судах. Судовые перевозки применяют для доставки лесоматериалов по водным путям, отличающимся сложными путевыми условиями (по шлюзованным судоходным и временно судоходным рекам, водохранилищам, озёрам, каналам и морям) В этих случаях лес транспортируют лесовозами. Лесосплав организуют и проводят лесосплавные и лесозаготовительные предприятия с участием пароходств.

Лесосплав по регионам

Россия

По состоянию на 2008 год в России лесосплав осуществлялся по более чем 2000 рекам и 255 озёрам, общая его протяжённость составляла около 142 тысяч километров [1] .

После революции 1917 года в Петербурге был создан Институт Лесосплава (в настояще время ЦНИИ Лесосплава), задачей которого была разработка новых технологий лесосплава.

В СССР для лесосплава используются или использовались следующие реки (список неполный):

  • Онега и её притоки [2] . В настоящее время проводится плотовой лесосплав, который заканчивается в селе Порог, выше основных порогов на Онеге [3] . Ранее производился молевой сплав на расстояние 415 км; молевая древесина задерживалась в поперечных запанях в устье реки. Объём молевого сплава в конце 1980-х годов составлял более 1 миллиона кубических метров в год [4] . В 2006 году было подготовлено к сплаву около 59 тысяч кубических метров древесины, главные операторы — ЗАО «Ярнемалес» и ОАО «Онежское лесосплавное предприятие» [5] .
  • Мезень[6] и притоки [1] , в частности, Пысса и Вашка. Протяжённость сплава по Мезени на 1998 год составляла 360 км, по Вашке — 90 км [7] .
  • Вычегда и ее притоки

Норвегия

Финляндия

Германия

Плотовой лесосплав в средневековой Германии (из Шварцвальда по рекам восточного склона в Неккар и далее вниз по Рейну) описан в сказке Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» [8] :

В другой стороне леса, ближе к реке, живут те же шварцвальдцы, но ремеслом они занимаются другим, и обычаи у них тоже другие. Все они, так же как их отцы, деды и прадеды, — лесорубы и плотогоны. На длинных плотах сплавляют они лес вниз по Неккару в Рейн, а по Рейну — до самого моря. Они останавливаются в каждом прибрежном городе и ждут покупателей, а самые толстые и длинные бревна гонят в Голландию, и голландцы строят из этого леса свои корабли.

Один из основных персонажей сказки, Голландец Михель, является плотогоном.

Источник

Adblock
detector