Меню

По каким рекам проходил торговый путь из варяг в греки карта

Путь из варяг в греки

Краткое описание маршрута

Основная линия торгового пути шла от Ладоги и восточного побережья Балтийского моря на юге, по рекам Волхов и Ловать, через Новгород Великий и озеро Ильмень. И далее через территорию современной Тверской области в Днепр, а он впадает в Черное море.

Рис. 1. Путь из варяг в греки.

До конца XI века, то есть до турецкого вторжения на полуостров Малая Азия, южным берегом Черного моря владели византийцы. Западный берег контролировали болгары, а у степного северного кочевали тюрки, например, печенеги и половцы. Южный берег Крыма контролировали византийцы, а восточный берег Черного моря – Абхазское царство и черкесы.

Помимо этого, у маршрута было несколько боковых линий:

  • По реке Западная Двина, она соединяла Балтийское море и земли вблизи верховьев Днепра, где с 1067 года существовал город Орша.
  • От Новгорода Великого на юго-восток, по Волге в Каспийское море.
  • Из Балтики в Вислу и далее на юго-восток, через Карпаты и реку Днестр в Черное море.

“Путь из варяг в греки” – не единственное его название. Торговый маршрут также называли “Варяжский путь” или “Восточный путь”. Под своим наиболее популярным названием он впервые упоминается в “Повести временных лет” в 1116 году.

Путь из варяг в греки карта

Рис. 2. Путь из варяг в греки карта.

Особенности торговли

Период существования торгового пути – с IX до середины XIII века. Его значение упало из-за монголо-татарского нашествия. К IX веку следует отнести такие события на торговом маршруте – поход Аскольда и Дира в Киев в 864 году и изгнание их оттуда князем Олегом в 882 году.

Пересечение торгового пути предполагало ряд трудностей:

  • Пороги на Неве и на Днепре.
  • Набеги степных кочевников, печенегов, половцев. В некоторые периоды еще торков, хазар и венгров.
  • Волоки. Сплошной водной артерии не было, в ряде мест требовалось тащить торговые суда волоком, отсюда и название города Волоколамск вблизи Москвы.

Экспортными товарами для Скандинавии и северных русских земель были железо, моржовая кость, изделия из китовой кожи, янтарь, оружие, мед, воск, смола меха и художественные изделия. Все перечисленное везли в южном направлении, а в обратном шли следующие товары: вина, специи, изделия из стекла и ювелирные украшения, иконы, книги.

Скандинавы плавали по торговому пути на небольших судах – кноррах и шнекеррах (на Руси их называли “шнеки”). Восточные славяне плавали на ладьях, в которых помещалось до 40 человек.

Основными городами на пути в пределах древнерусского государства были: Ладога, Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск, Орша, Торопец, Гомель, Канев, Волоколамск, Витебск, Полоцк. Вне славянских земель к нему относились следующие города: Рига и Висбю и Сигтуна в Швеции.

Торговый путь из варяг в греки

Рис. 3. Торговый путь из варяг в греки.

Что мы узнали?

Следует понимать, что такое путь из варяг в греки и каково его значение в истории древнерусского государства, а также Византии и Скандинавии. Около 300 лет он был одним из главных торговых маршрутов Европы.

Источник

Путь «из варяг в греки».

08.08.2016 Категория: Образование и наука Подкатегория: История

Путь «из варяг в греки» — водный путь из Балтийского моря в Византию через Восточную Европу, который использовался в основном для перемещения торговых судов. Также это один из водных путей переселения варягов в Юго-Восточную Европу и Малую Азию (X-XIII века).

Для Руси это был важнейший торговый путь, по которому русские купцы могли вести торговлю со Скандинавией и Византией.

Начало функционирования пути «из варяг в греки» относится к началу X века. Наиболее значение путь имел в X-XI веках. В конце XI века Русь начала торговлю с Западной Европой и путь «из варяг в греки» уступил важность другим торговым путям – Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и другим.

Читайте также:  Река сетунь в новопеределкино

Интересно, что водный путь первоначально использовался варягами для набегов на развитые города и страны Европы, а также на Византию. Лишь потом он стал торговым. Помимо этого, варяги «подселялись» к различным племенам, включая славянские. В те времена, когда у восточных славян формировались племенные союзы, у прибалтийских славян уже были государственные образования, князья, дружины и проработанная религия. Из таких мест и шли переселения на восток (берега озера Ильмень). Именно там и начал княжение Рюрик.

Из-за раздробленности Руси, упадка Византии и централизации в Скандинавии торговый путь «из варяг в греки» потерял своё значение. Окончательно конец торгового пути был положен, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье.

Карта-схема пути «из варяг в греки».

Предлагаем Вашему вниманию подробную карту торгового пути «из варяг в греки».

Источник

Путь из варяг в греки: описание маршрута и его значение

Водный путь «из варяг в греки» также назывался Варяжским или Восточным. Он соединял север (Балтийское море) и юг (Византию), до XII века оставаясь одним из самых важных и востребованных. Огромное значение путь имел для русских купцов, которые могли торговать с Константинополем и скандинавскими странами, хотя первоначально дорогой пользовались варяги для нападения на Европу.

Торговый путь из варяг в греки

Протяженность маршрута

Путь «из варяг в греки» пролегал только по водной поверхности: рекам, озерам и морям. В условиях IX—X вв. еков это было крайне удобно для тех, кто желал поскорее добраться из одной точки в другую.

Стоит сразу отметить, что названия «варяги» и «греки» не полностью соответствуют современным. Варяги на карте — это скандинавские жители, обычно наемные воины, греками же в Древней Руси были жители Византии, которые говорили на греческом языке. Путь «из варяг в греки» проходил по следующему маршруту:

Где проходил торговый путь из варяг в греки

  1. Он начинался на Скандинавском полуострове в одном из крупных торговых городов — Сигтуне или Бирке. Также он мог начинаться на острове Готланд или на южном берегу Балтийского моря — в Щецине, Старигарде, Винете или Ральсвике.
  2. Далее он проходил по Балтийскому (Варяжскому) морю и выходил через Финский залив.
  3. После этого корабли следовали по реке Неве в Ладожское озеро.
  4. Проплывали реку Волхов в озеро Ильмень, следовали по рекам Ловать и Днепр.
  5. Через Черное море корабли добирались до Константинополя (Царьграда), нынешнего Стамбула.

Таким же образом плыли в обратную сторону.

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

Торговый путь из варяг в греки маршрут

История торгового пути

  1. Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.

Несмотря на все трудности, водная дорога намного безопаснее и дешевле сухопутной: не нужно было кормить лошадей и менять их, для себя путешественники также ловили рыбу. Кроме того, на берегу многих купцов подстерегали разбойники, от которых было проще оторваться по рекам.

Историческое значение

Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:

Читайте также:  Течение реки это процесс

Правители в те времена

  1. Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
  2. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону — от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.

Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.

Некоторое время Варяжский путь использовался для военных целей и грабежей, постепенно викингов вытеснили купцы со всех прилегающих земель. Впрочем, первыми купцами стали сами викинги, привозившие в Византию славянских рабов. В XI веке вдоль всего пути постепенно выстроились деревни и крепости, поселились люди, занимавшиеся обслуживанием кораблей и путешественников.

Привозные товары

С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

Привозные товары

  1. Из Скандинавии направляли солдат и рабов, сырец-железо, амбру, вещи из китовой кожи, моржовую кость. Также привозили награбленные товары: французские вина, драгоценности и серебряные предметы, тонкие ткани.
  2. Из Прибалтики шел янтарь.
  3. Северная Русь (Новгород) поставляла пушнину (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованую утварь и керамику.
  4. Южная Русь (Киев) торговала хлебом, серебром, ремесленными изделиями.
  5. Константинополь продавал посуду, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности.

Каждая сторона поставляла собственное оружие и изделия своих ремесленников и художников.

Стоит отметить, что с развитием торговли роль набегов не уменьшилась: даже после воцарения Рюрика славяне продолжили ходить в Константинополь за добычей.

Правление при князьях Святославе Игоревиче

Наибольшее значение путь пережил в X—XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.

Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет, но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.

Читайте также:  Сброс неочищенных бытовых стоков в реку

Источник



Путь из варяг в греки

Путь из варяг в греки (или «Варяжский путь», «Восточный путь») — это древнее название водных торговых маршрутов, которые проходили от Балтийского моря к Средиземному, опоясывали всю Европу и соединяли Скандинавию с Византией.

В истории Древней Руси этот путь упоминает монах-летописец Нестор в Повести временных лет (12 век). Он называет его «путь из Варяг в Греки и из Греков…».

Где проходили маршруты?

Первый путь начинался от Балтийского моря (в то время оно называлось Варяжским), проходил по Неве к Ладожскому озеру, через реку Волхов в озеро Ильмень, далее по рекам Ловать, Днепр в Черное море. А затем по морю попадали в Царьград.

Царьградом в Древней Руси называли Константинополь — современный Стамбул.

Схема пути из варяг в греки от Балтийского моря в Средиземное

Схема пути из варяг в греки от Балтийского моря до Константинополя.
Источник: ПостНаука, Путь из варяг в греки. Автор Т. Пушкина

Маршрут тянулся на более чем 2,5 тысяч км. Торговцам приходилось идти и через вóлоки — участки суши между реками, когда судно приходилось волочить по земле.

Путь пролегал через города:

  • Новгород (Великий),
  • Псков,
  • Полоцк,
  • Смоленск,
  • Чернигов,
  • Киев,
  • Переяславль,
  • Царьград (Константинополь).

Другой путь — из Балтийского моря на запад, через Северное море и затем Бискайский залив. Этот путь опоясывал Европу с левой стороны и приводил в Средиземное море.

Третий — из Балтийского моря в Каспийское: через реку Неву и Ладожское озеро, по реке Волхов в озеро Ильмень, затем через реки Мста, Пола и др. — до реки Волги и в Каспийское море.

Кто открыл путь из варяг в греки?

Историки спорят о том, кто был первооткрывателем пути. Наиболее популярная версия — это маршруты древнескандинавских правителей и викингов.

У торговцев путь из Балтийского моря через Древнюю Русь по рекам в Царьград стал популярным в 9–12 вв. Так они попадали в Византию и обратно.

Каково значение пути?

Путь из варяг в греки был важнейшим торговым маршрутом. Он не просто проходил через Древнюю Русь. Славяне сами активно использовали его для внутренней торговли; он соединял два важнейших в то время города — Новгород и Киев.

Транспортом служила ладья — судно с парусом и вёслами. Оно было лёгким с неглубокой посадкой. Это позволяло славянам проходить волоки (участки суши) и пороги на реках.

Картина Н.К.Рериха

На картине русского художника Н.К. Рериха «Заморские гости» изображена ладья. Парус у судна был, как правило, с красивым цветным орнаментом.
Серия «Начало Руси. Славяне». 1901. Холст, масло. 85×112,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С севера на юг везли меха и шкуры, а также мёд, воск, оружие, серебро, ювелирные изделия и другие товары.

Из Византии в Скандинавию (с юга на север) доставляли специи, вино, масло, украшения (бусы, браслеты), шёлк и другие ткани, книги, стекло, оружие и др.

Что случилось с маршрутом?

Окончательно путь перестали использовать с 13 века, когда произошло монгольское нашествие на Русь.

До этого маршрут постепенно терял свою популярность. Это было связано с несколькими причинами:

  1. Путь был нелёгким: торговцам приходилось преодолевать пороги, идти против течения, и тащить суда по суше.
  2. Путь был опасен ещё и тем, что он проходил через территорию, занятую кочующими племенами — печенегами и половцами. Они нападали на суда и забирали добычу.
  3. Стали развиваться пути по суши из Европы.

Источник

Adblock
detector