Меню

По церквям озера воже

По церквям озера воже

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

1. Общий вид часовни

Часовня построена в 2015 году. Автор эскиза — архитектор Александр Швецов, ранее главный архитектор Вожегодского района, на территории которого часовня и находится. Мое скромное участие состояло в помощи при оформлении проекта в составе и в соответствии с действующими нормами и правилами.
Мемориальные часовни отмечают значимые для церкви места, в данном случае — в память ныне не существующего Спасского Вожеезерского монастыря, основанного на озере Воже в 1427 году преподобным Мартинианом, учеником Кирилла Белозерского.
Исторически на этом месте часовни не было. Монастырь, в память которого она построена, находился на острове Спас. Юго-восточный берег озера был выбран для строительства потому, что он относительно более посещаем людьми.

2. Фронтальный вид на главный фасад

Разработанная в проекте объемно-пространственная композиция часовни принята в соответствии с типологией православных культовых зданий. Здание часовни относится к центрально-купольному типу. Композиционное решение – центричное, с цельной структурой плана, без столпов и нефов. Форма плана – восьмиугольная. Часовня одноглавая с шатровым типом покрытия, не имеет приделов, колокольни, апсид и хоров.
Ввиду молитвенного предназначения часовни выбран строгий и возвышенный стиль, соответствующий канонической храмовой архитектуре. Архитектурный образ строится на пропорциональном соответствии частей и целого. Через соразмерность, гармонию и пропорциональное единство всего сооружения выражается красота как один из образов присутствия Божия на земле, Его Творения.
Критериями архитектурной выразительности проектируемой часовни как культового здания являются символическое отражение образа Царства Небесного, красота как выражение божественного начала, следование традиции и узнаваемость форм.
Резные наличники, рисунок кровельного покрытия, оформление главы являются декоративными средствами, выражающими образ Дома Божия — Царя Небесного.

3. Внутри, на втором этаже.

4. Вид из окон на рыбацкие заимки, устье реки Пунемы и озеро Воже

5. Карта местности.

Такие дальние места, что Яндекс пишет «Невозможно проложить маршрут между двумя точками», хотя я просил его показать путь от озера всего лишь до районного центра. Всего лишь — это расстояние порядка сотни километров, которое преодолевается частично на автомобиле, а затем, в зависимости от времени года, на лодке или снегоходе. Окрестности озера Воже являются особо охраняемой природной территорией.

Источник

Озеро Воже и дельта реки Вожеги

karta-ozero_vozhe_i_reka_vozhega

Как добраться до озера Воже на севере Вологодской области? От Вологды до станции Вожега идет автодорога (можно и поездом). Оттуда грунтовка приведет в деревню Бекетовскую, или чуть далее – в Нижнюю (Ручьевскую).

Дорога идёт через область моренных отложений последнего оледенения, поэтому кругом можно видеть высокие холмы и огромное количество камней и валунов на полях. В русле реки Чужги (правый приток Вожеги), через которую на дороге построен деревянный мост, камни образуют настоящие булыжные мостовые: так много их вымыла река из грунта.

У Бекетовской или Нижней все оставляют машины и пересаживаются в лодки. Дальше дороги нет, к самому озеру Воже на машине не проехать. Берег реки около указанных деревень в летний сезон бывает просто усеян лодками и катерами различных моделей и размеров.

lodki_reka_vozhega

Река Вожега разная в зависимости от сезонов года. Полноводная в начале лета, она затем сильно мелеет. Хорошо видны песчаное дно и многочисленные валуны, торчащие из воды. Вблизи озера река образует дельту – делится на рукава. Сначала влево уходит Укма – самый узкий и длинный проток, плавать на лодках по которому сложно. Потом вправо – Иксома, Кера и собственно Вожега.

iksoma-ozero_vozhe

Между протоками существуют низменные острова, поросшие высокими травами, кустарниками и лиственными породами деревьев. Кое-где вдоль проток встречаются вяз и клён – широколиственные деревья, редкие на севере Вологодской области.

delta_vozhegi

Озеро Воже мелкое, но рыбой богато. Водятся лещ, щука, судак и другие, менее интересные рыболовам, виды. Судака в озеро запустили не так давно. Его привезли с соседнего Белого озера. Сначала судак в Воже нашёл для себя отличную кормовую базу, но сейчас он расплодился и у него возникли проблемы с питанием, так как мелкой рыбы из-за преобладания хищных видов стало меньше.

Самая большая глубина в центре озера – не больше 3 – 4 метров, средняя же глубина – чуть больше метра. Вдоль берегов озера Воже тянутся широкие заросли тростника, да так, что бывает сложно найти место, где пристать на лодке…

trostnik

От дельты Вожеги, с восточного берега озера Воже виден противоположный берег с церковью в Чаронде. В старину озеро именовали ещё Чарондским, по названию этого села (которое даже некогда имело статус города), центра так называемой Чарондской округи (уезда здесь не было). В XIX веке краеведческие источники сообщали:

«Чарондское озеро на картах и в географиях называется Воже, на местах же это название вовсе не употребляется»

По берегам дельты местными жителями построено много домов и домиков – для себя и гостей-рыболовов. Порыбачить сюда едут не только из Вологды и Череповца, но и из «столиц». Вообще природные комплексы дельт на Вологодчине можно встретить лишь в устьях Кубены (при впадении её в Кубенское озеро) и Вожеги. Была когда-то совместная дельта у рек Ковжа и Кема, при впадении их в Белое озеро, но после строительства в начале 1960-х годов плотины на Шексне у одноимённого посёлка, эту дельту затопило, и она ушла на дно нового водохранилища.

domiki-ozero_vozhe

Дельтовые комплексы азональны, поэтому на островах и протоках Вожеги встречаются виды животных и растений, не типичных для средней тайги. Кроме вяза и клёна здесь можно увидеть башмачок настоящий и крупноцветковый, княжик сибирский, надбородник безлистный, калипсо клубневую, из лишайников – лобарию лёгочную. Из животных, занесённых в Красную книгу Вологодской области – росомаху, лесного лемминга, гагару чернозобую, сапсана и подорлика большого.

В паре Вожега – Воже первично название реки. В писцовых книгах XVII века река фиксировалась как Вожга, Вожега, а в «Книге Большому Чертежу» от 1627 года указано Воже озеро. Высказывалось предположение, что первоначальной формой названия реки могла быть Вожегда, так как имеется современное прилагательное «вожегодский». Основа вож- по происхождению связана с древним финско-пермским woša, woše – «ответвление, угол, крюк, ветка» и связанными с ним марийским важ, вож – «развилина, корень, основание; исток реки», коми вож – «отросток, приток, ответвление чего-либо».

Название протоки Иксома схоже с марийским икса – «залив, заводь, старица; речка, протока». Марийцы здесь никогда не жили, но в старину в окрестностях озера Воже обитал народ меря, язык которого был близок современному марийскому. Меря же постепенно растворилась среди русских…

Протока Кера у местных жителей имеет ещё вариант названия – Карчей. Пока неясно, какой вариант названия появился раньше? Есть русское диалектное слово карча – «коряга, затонувшая в реке; подмытое с берега дерево; скопления валунов в русле», источником которого могло быть марийское (мерянское) карша – «бурелом, сгнившие коряги в воде».

Топоним Укма (с вариантом Уксомой) может быть связан с вепсским uk, ukk – «старик», а в переносном смысле Укма – это «Старица», «Старое русло». В прибалтийско-финском пантеоне известен также бог неба и грома Ukko, поэтому для топонимической основы ук- не исключена мифологическая подоплека. Для варианта Уксомой, если он более древний, есть мордовское уксо – «ясень», эрзя-мокшанское укшор – «клён» (опять же через древний мерянский язык). Ясень на Вологодчине не растёт, а вот клён изредка встречается как раз в дельте Вожеги, о чём уже говорилось выше.

Конечно, за день всю вожегодскую дельту не осмотреть и не изучить, поэтому приезжать на озеро Воже надо, как минимум, на неделю.

Источник

Mitsubishi Pajero Sport Enterprise (V6 бензинка) › Logbook › Русский Север 2016 (День 5 — Село — озеро Воже (Чаронда и остров Спас))

27.04-03.05.16 — Русский Север 2016
День 5 — Село — озеро Воже (Чаронда и остров Спас)

Проснувшись утром в машине, а обнаружил, что мне в ногу впился клещ( Вот же сволочь, а ведь когда ложился спать, клещей на себе не заметил. Ну да ладно, вытащили клеща, сожгли и начали собираться.
Сегодня надо доехать до озера Воже и успеть сплавать в Чаронду.

Читайте также:  Васюткино озеро это эпос лирика или драма

Выехав в 8:10, к 14 часам мы были в Вологодской области на озере Воже.

Дорога до озера хоть и сухая, но убитая. Вокруг болота.

Берегу озера весь застроен маленькими домами, насколько я понял, это все самозахват (хотя могу и ошибаться).
Нашли там местечко, где можно поставить машины, собрали лодки и поплыли в Чаронду.

До Чаронды плыть примерно 15км.

А вот и Чаронда.
Село Чаронда находится на севере Вологодской области (недалеко от границы с Архангельской областью) на побережье озера Воже. Является единственным населённым пунктом на западном берегу озера.

Немного истории
Поселение Чаронда возникло в XIII веке на Беломоро-Онежском водном пути в Новгородской республике. В середине XV века село принадлежало Есипу Окишеву. В 1474 году оно было пожаловано Кирилло-Белозерскому монастырю.

В 1566 году при Иване IV Чаронда перешла в опричнину. После смерти Ивана IV Фёдор Иоаннович закрепил её за Дмитрием Годуновым. В это время Чаронда стала крупным торговым центром края, приказчиком Годунова там был построен большой Гостиный двор. В XVII веке Чарондская округа являлась самостоятельной областью с воеводой и приказным аппаратом. При Василие Шуйском правительство передало Чаронду племяннику царя, М. В. Скопину-Шуйскому. После установления войсками Лжедмитрия II контроля над северными уездами, Чаронда перешла во владение казачьего атамана Ивана Заруцкого. В 1610-е годы, во времена окончания Смуты, Чарондская округа была разорена. Предположительно, в то же время был уничтожен Гостиный двор.

В середине 1620-х годов Чаронда и округа начали оправляться от разорения, начала расти численность населения. В конце XVII — начале XVIII века Чарондская округа была передана в дворцовое ведомство. В 1708 году Чаронда стала городом и с окружающими землями вошла в состав Архангелогородской губернии. В 1719 году Чарондский дистрикт был передан из Архангелогородской губернии в Санкт-Петербургскую губернию, где вошёл в состав Белозерской провинции. В 1727 году Чарондский уезд в составе Белозерской провинции отошёл к Новгородской губернии.

В 1775—1776 годах Чаронда потеряла статус города. В 1776 году, уже как село, Чаронда была включена в состав Кирилловского уезда Новгородской губернии и находилась в его составе до 1918 года, исключая краткий период с 1798 года по 1802 год, когда она относилась к Белозерскому уезду. В 1828 году в Печенгской волости была построена каменная Чарондская Иоанно-Златоустовская церковь с колокольней, имевшая три престола.

В 1918 году Тихвинский, Белозерский, Кирилловский и Череповецкий уезды Новгородской губернии отделили от Новгородской губернии, включив в состав самостоятельной Череповецкой губернии. С 1927 по 1931 год Чарондский сельский совет входил в состав Петропавловского района Череповецкого округа Ленинградской области. В 1931 году село Петропавловское было переименовано в Чарозеро, соответственно, название района также было изменено на Чарозерский. Население Чарондского сельсовета составляло 664 человека. В 1937 году Чарозерский район вошёл в состав Вологодской области. В 1955 году Чарозерский район был ликвидирован, а Чарондский сельсовет вошёл в состав Кирилловского района. 17 декабря 1970 года решением Вологодского облисполкома Чарозерский сельсовет был упразднён, а его территория перешла Печенгскому сельсовету. С 2006 года Чаронда входит в состав Чарозерского сельского поселения.

Паркуем лодки и идем смотреть деревню.

Хоть деревня считается нежилой (официально последний житель умер в 2015 году), пара жилых домов тут есть.

Линии электропередач и постоянного электроснабжения в Чаронде не было никогда. До перестройки худо-бедно работал дизельный генератор, который стоял в церкви.

В Чаронде сохранилась каменная церковь Иоанна Златоуста построена в 1826 году в селе (до 1775 года — город) Чаронда, где тогда проживало несколько сотен человек. Строительство велось на средства прихожан и добровольных дарителей. Престолы посвящены Иоанну Златоусту, Смоленской Божьей матери и Николаю Чудотворцу. Иконостас церкви устроен в 1849 году.
В 1932 году церковь закрыта.

Внутри сохранились фрески.

В общем, это место мне очень понравилось. Сюда нет дорог, тут нет электричества, вокруг болота. Тут тихо и спокойно.
Погуляв по деревне, поплыли обратно, но т.к. время еще было, решили сплавать на остров Спас.

На острове Спас располагался Вожеозерский Спасский монастырь, или как его еще иногда называют Чарондский, был основан в 1427 г. Мартинианом Белозерским, учеником Кирилла Белозерского. Монастырь был очень беден, поэтому в 1767 г. был упразднен.

Основатель монастыря – преподобный Мартиниан Белозерский
Родился в 1398 году в деревне Березняки на Кубенском озере, мирское имя – Михаил.
Постриженик Кирилло-Белозерского монастыря, куда пришел в тринадцатилетнем возрасте.
После смерти преподобного Кирилла Белозерского в 1427 году Мартиниан уединился на острове на озере Воже, где основал Спасский монастырь.
В 1435 году монахи Ферапонтова монастыря упросили Мартиниана стать их настоятелем. При нем монастырь возвысился духовно и материально.
В 1447 году Василий Темный посетил Ферапонтов монастырь и получил благословение игумена Мартиниана на борьбу с Дмитрием Шемякой за московский трон. Победив Дмитрия, Василий Темный перевел Мартиниана настоятелем в Троице-Сергиеву лавру. Обитель, близкая к столице, тяготила душу и в 1455 году Мартиниан возвратился в Ферапонтов монастырь, где встречен был с радостью. Игумен Филофей уступил ему настоятельство.
Скончался преподобный Мартиниан на 86 году жизни.
Канонизирован к общецерковному празднованию.
Мощи его покоятся в Ферапонтовом монастыре в церкви преподобного Мартиниана под спудом.
Дни памяти – 25 января и 20 октября (12 января и 7 октября по старому стилю).

В 1614-1615 года в обители проживали 7 старцев. Используемая насельниками земля была только на острове. За монастырем числились пустоши вне острова, но они к этому времени уже заросли лесом.
В 1694 году старцы просятся под защиту Вологодского Архиерейского дома, в челобитной жалуются на притеснения соседствующих крестьян. В то время на острове стояли две деревянные церкви: холодная, освященная во имя Спаса Нерукотворного образа, и теплая Успенская.
В 1764 году Вожеозерский Спасский монастырь Вологодско-Белозерской епархии упразднен, церкви вначале бесприходные, приписаны к Кирюгской церкви. В клировой ведомости Кирюгской церкви за 1866 год указана одна приписная церковь во имя Спаса Нерукотворного образа, построенная в 1630 году.

К сожалению, сейчас от монастыря не осталось и следа.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • История (94)
  • Достопримечательности (69)
  • Архитектура (54)
  • Прогулки по городу (34)
  • Храмы (33)
  • Экскурсии по Вологде (24)
  • Искусство (23)
  • Культурное наследие (22)
  • Вологда сегодня (21)
  • Древняя Вологда (17)
  • Карта (16)
  • Реки и озера (14)
  • Религия (11)
  • Знаменитости (10)
  • Традиции (8)
  • Реестр памятников архитектуры (8)
  • Улицы и площади (6)
  • Утраченная Вологда (5)
  • Торговля и промышленность (5)
  • Исчерающая Вологда (5)
  • Развлечения и отдых (5)
  • События в Вологде (3)
  • Кружева (3)
  • Череповецкий район (1)
  • Флора и фауна (1)
  • Харовский район (0)
  • Устюженский район (0)
  • Усть-Кубинский район (0)
  • Тотемский район (0)
  • Тарногский район (0)
  • Сямженский район (0)
  • Сокольский район (0)
  • Нюксенский район (0)
  • Никольский район (0)
  • Междуреченский район (0)
  • Кичменгско-Городецкий район (0)
  • Кирилловский район (0)
  • Кадуйский район (0)
  • Грязовецкий район (0)
  • Вытегорский район (0)
  • Вологодский район (0)
  • Вожегодский район (0)
  • Верховажский район (0)
  • Великоу́стюгский район (0)
  • Вашкинский район (0)
  • Белозерский район (0)
  • Бабушкинский район (0)
  • Бабаевский район (0)
  • Чагодощенский район (0)
  • Шекснинский район пера (0)

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Озеро Воже. Остров Спас. Чарондский монастырь

 (550x344, 127Kb)

Nataiv все записи автора

Вожеозерский Спасский монастырь или как его еще иногда называют Чарондский, был основан в 1427 г. Мартинианом Белозерским, учеником Кирилла Белозерского. Монастырь был очень беден, поэтому в 1767 г. был упразднен.

Только попав в таинственную Чаронду, бывший древний город в таежной глуши, понимаешь, в чем душа вологодской земли. Чаронда затерялась на берегу самого чистого на Вологодчине озера Воже, в краю заповедных лесов и щедрых на ягоды болот.  (174x165, 37Kb)  (121x165, 25Kb)Несколько столетий назад тогда еще град с многотысячным населением Чаронда располагался на торговом пути, соединявшем Белое море с Московией. Тем славным временам даже сейчас найдутся истинные свидетели — например, разрушенная в 1932 году церковь Иоанна Златоуста. И нынче храм не утратил своего былого величия. Еще возвышается церковный свод с оставшимися кое-где внутри фрагментами цветных фресок и колокольня, по сей день служащая нехитрым ориентиром рыбакам. Однако от бывшего города осталась только маленькая деревенька, где живет 7 человек, отрезанных от цивилизации сотнями километров непроходимых лесов и озерной гладью.
 (448x287, 33Kb)

Читайте также:  Озеро могаби ялта карта

Вернуть к жизни этот забытый край и было главной идеей беспрецедентной акции “Неизвестная Чаронда”, организованной главой Кирилловского района Николаем Дьяковым и тележурналистом Анатолием Ехаловым. 31 марта эта акция стартовала 100-километровым путешествием команды вологодских журналистов и рыбаков-любителей от Кириллова до таинственной Чаронды. В это трудно поверить, но больше 100 (!) человек из Вологды, Череповца и даже Москвы приехали попытать счастья на берегах озера Воже. Отведав наваристой ухи и распределившись по “Буранам”, журналисты помчались по льду в Чаронду. “Сейчас настоящий исторический момент, — остановил на подходе к деревне журналистский караван Анатолий Ехалов. — Такого количества народа в Чаронде давно уже не видели”. И неудивительно, что местные жители ждали гостей с большим нетерпением, встречали вкусными пирогами и ароматным чаем. Лично мне показалось, эти люди в чем-то счастливее нас с вами. Там нет проблем с автомобильными дорогами, так как земля Чаронды не знает, что такое асфальт. О событиях в России жители узнают из газет месячной давности да приемника, у которого к нашему приезду уже месяц как сдохли батарейки. А последний раз электрические лампочки в домах горели лет двадцать назад, погаснув после того как сгорела дизельная подстанция. “Как обходимся без электричества? — переспрашивает меня Анна Снеткова, отметившая недавно 70-летний юбилей. — Вот в лампу солярочки нальем и светим. Масло перетапливаем и в баночки раскладываем. Мясо, колбасу мало видим, рыбу только солим. Вот так и спасаемся. ” Есть в Чаронде что-то притягательное и непонятное привыкшему к удобствам человеку. Люди, родившиеся здесь, все равно возвращаются сюда. Живой пример тому — Василий Коршилов. 30 лет Василий Сергеевич ходил по морям, видел весь свет, однако ничего ему не приглянулось. Имея в Мурманске шикарную квартиру, он через 30 лет вернулся в родную Чаронду. Сейчас за хлебом он ходит на лыжах в ближайший магазин за 20 км. “Какой же я мужчина, если в 60 лет сорока километров на лыжах не пройду!” — смеется Василий Сергеевич. Да и остальные жители Чаронды не ропщут на судьбу. Когда в доме гостеприимной Марии Крынкиной за большим столом собрались представители власти и пишущей братии, никто из местных даже и не заикнулся о каких-то личных проблемах. “Знаете, что нам надо, — обращаясь к нам заявил Василий Сидорович Гайдуков, — переименуйте наше озеро. Ведь раньше оно так красиво называлось — Чарондское, а сейчас какое-то Воже!” Кстати, глава Кирилловского района Николай Дьяков видит в Чаронде прекрасное место отдыха для туристов. “Здесь великолепная рыбалка, чистый воздух и вода, ягод и зверя в достатке, — говорит он. — Для людей, предпочитающих русский экстрим заграничной экзотике, лучшего места, пожалуй, и не найти. Возможно, в будущем удастся приобрести мини-электростанцию или ветряки и подарить деревне свет. ” Ксения Нижегородская.

Упоминание о Спасском монастыре встречается в книге Г. Русского «Клейма к иконам северорусских святых»: «Край дальше начинался скудный, сырой и болотистый, со многими речками и озерами. Дорога, особенно в дождливое лето, оказывалась непроезжей, ею пользовались, обычно, в зимнее время, по санному пути. В летнее время предпочтительнее был водный путь из Белозерского края в Поонежье через озера Воже и Лаче. Озеро Воже или Чарондское, как называли его в старину, лежит в низких болотистых берегах. Лишь в северо-западной его части берег возвышается и здесь стоял древний городок Чаронда. Чаронда упоминается в Книге Большому Чертежу (1627), свой статус города сохраняла до 1766 года, когда окончательно захирела. Но в начале семнадцатого века это был городок на торговом пути, центр Чарондской волости. Против городка на единственном острове среди обширного озера (80 км длины и до 15 ширины) находился малый монастырек – Чарондская Спасская пустынь, основанная преп. Мартинианом, учеником Кирилла Белозерского в XV веке. Пустынь на маленьком островке заставляет вспомнить другой Спасский монастырь на Каменном острове на Кубенском озере. Их название имеет и второй смысл: Спас – спасение для застигнутых бурей на озере. Давно упразднен Чарондский монастырек, забыта всякая память о нем, а имя за островком с одиноко стоящей колокольней сохранилось поныне – Спас. С Воже через речку Свидь и другое большое озеро Лаче водный путь приводил в город на истоке Онеги – Каргополь.» В ней, как видите, говорится об «одиноко стоящей колокольне», а учитывая, что автор сам обошел эти края и описывает то, что видел своими глазами, можно предположить, что колокольня исчезла совсем недавно и есть шансы отыскать ее, а затем и прочие строения монастыря.

Немного из истории этой местности:

(И. А. Смирнов, ИЗ ИСТОРИИ ЧАРОНДЫ)

Чаронда — единственный населенный пункт на западном берегу громадного озера Воже — является одним из древнейших поселений на территории Кирилловского района Вологодской области. Она имеет очень сложную, порой трагическую историю. Являясь административным и хозяйственным центром некогда обширной и богатой Чарондской округи, Чаронда именуется в исторической и географической литературе селом, посадом, иногда городом. Песчаная полоса берега Воже от пролива в Еломское озеро до устья реки Модлоны была заселена людьми еще в неолитические времена (V- III тысячелетия до новой эры). Отважных охотников и рыболовов привлекало сюда обилие рыбы в озере, а сухой участок среди обширных чарондских болот был удобным местом для поселения. Фрагменты древней глиняной посуды и каменные орудия труда и охоты до сих пор встречаются при распашке чарондских огородов. От названия «Чаронда» так и веет древностью. Происхождение этого топонима большинство ученых связывает с саамским языком. На современный язык его можно перевести как «берег, поросший мхом», что вполне соответствует действительности: на песчаных дюнах здесь растут сосновые леса, под пологом которых раскинулись удивительные мохово-лишайниковые ковры. Это мнение финского ученого Я. Калима и нашего отечественного специалиста А. В. Кузнецова. Имеется, однако, и другое толкование названия «Чаронда», которое предложила О. А. Черепанова. Она связывает этот термин с легендой, бытовавшей на Белом озере еще в XIX веке, о злом духе Черандаке, обходившем озеро каждую весну и оставлявшем за собой широкую щель во льду. А так как озеро Воже — ближайший сосед озера Белого, то не исключено, что Черандак жил и в нем. По мнению московского археолога Н. А. Макарова, Чаронда возникла в XIII веке, и ее появление связано с процессом экономического освоения Европейского Севера. Район Белого озера и Верхней Шексны занимает особое место на исторической карте Севера. Шексны проходила своеобразная граница между территориями, уже освоенными славянским и финским населением в Х-XI веках, и землями, еще не обжитыми. Вплоть до XVI века на северо-восток от озера Белого лежали громадные необитаемые территории, покрытые девственными лесами. Путь в Поморье лежал через водораздел крупных рек. Преодолеть его в древности можно было только волоком. По реке Ухтоме, впадающей в Белое озеро, добирались до озера Волоцкого, из него суда перетаскивали через Красный волок (2,5 километра) в озеро Долгое, из которого по речке Ухтомке плыли в реку Модлону, впадающую в озеро Воже, затем через реку Свидь и озеро Лача попадали в Онегу и далее в Белое море. Этот путь стал осваиваться с Х века. Он сыграл большую роль в хозяйственном освоении края. Вдоль трассы пути возникла целая цепочка поселений, отдаленных друг от друга на 30-45 километров (однодневный переход на лодке), в том числе и Чаронда. В тот период она входила в состав Белозерского княжества.

Площадь озера Воже — 418 квадратных километров, объем — около 0,6 кубического километра. Озеро вытянуто в направлении с северо-северо-запада на юго-юго-восток на 48 километров. В северной части его ширина — 14 километров, в южной — до 8 километров. Береговая линия озера мало изрезана, лишь на западе в берег глубоко вдаются два залива, называемые озерами: озеро Еломское площадью 1,8 квадратного километра и озеро Мольское площадью 1,5 квадратного километра. В северной части располагается остров Спасский площадью 10 гектаров. Озеро мелководно, средняя глубина в нем — 1,4 метра, а наибольшая (она находится в южной части водоема) — едва достигает 5 метров. В котловине озера выделяются четыре террасы. В половодье самая низкая из них полностью покрывается водой и поэтому почти сплошь заторфована. На более высокой (второй) террасе развиты верховые и переходные болота. Водосбор озера Воже имеет площадь, равную 5870 квадратным километрам. Свыше 10% водосборной площади озера заболочено. Особенно велики Чарондские болота, которые протянулись вдоль западного и южного берегов озера. Крупные болота есть и на восточном побережье. 73% водосбора заняты лесами, в основном хвойными.

Читайте также:  Озеро безымянное в петербурге

Источник



По церквям на озере Воже

Красивейшие деревянные церкви в России стоят на Онеге, до многих из них нужно добираться на лодках, дорог нет, людей большую часть года тоже. Мы задались целью найти объекты для работы ближе, чтобы можно было собирать отряды в межсезонье, заодно и прогуляться захотелось. Ближайшим к Москве скоплением деревянных церквей оказался район озера Воже, к северу от Вологды. Первой целью было добраться до вымершего восточного берега озера, где, судя по редким указаниям, в бывшей деревне Тордокса сохранилась жуткого вида церковь 19 века. Фотографии этой церкви были все зимние, поэтому никак нельзя было понять ее состояния и причин очевидного крена на правый борт.

Сперва пришлось ехать по вологодскому грунтовому большаку, километров 50 от Вожеги, до крайней к озеру деревни Нижняя. Что именно нижнее в этой деревне узнать не удалось. Здешние топонимы чужому человеку непостижимы. Ясно, что они редко совпадают с указаниями на картах, но и в сознании самих жителей частенько не пересекаются. Чаще приходится ориентироваться на отмашку рукой — «туда идите» — и дальше по азимуту.

Умирающие дороги ничуть не менее живописны деревень, к которым они ведут. Болотца и леса напирают, и дорога превращается в тропинку, и ведет она.

Недавно премьер Медведев заявил, что в Москве должен быть дешевый и быстрый интернет. В самых отдаленных деревнях тоже должен быть! Можно возмущаться, кто и сколько украл, проведя телефонную линию на 5 км в лес, где никто не живет. А мне нравится — гудок идет, можно пожарных вызвать.

Самое досадное — идти, прийти и ничего не найти. Руины деревни с телефонной будкой за спиной, дорога ветвится, и есть ли церковь. Но все же есть, летом прошли бы мимо.

Церковь Вознесения Господня, вторая половина 19 века, классицизм и т.д., местная вологодская школа строительства деревянных церквей. Дело в том, что с 18 века на севере началось подражание каменному зодчеству — церкви стали обшивать тесом и красить в белый («под камень»), стали делать более строгие формы, соответствующие каменной архитектуре. Здесь даже ввели даже имитацию колонн поверх теса и овальные фальш-окна.

Удивительно услышать, но церковь, в хорошем состоянии: целая кровля, крепкая стропильная конструкция, отменный сруб, но. Еще до того, как ликвидировали здешний колхоз путем укрупнения, и вымерла деревня, церковь служила народному хозяйству в качестве тракторной мастерской. Загонять трактора внутрь придумали через пропил в алтаре — это ее и погубило, была нарушена связь между стенами. Все это с учетом болотистой почвы. Церковь поплыла, ее уже не спасти. Она еще может пригодиться для съемок фильма ужасов, ну и как живой музей «Ужасы большевизма».

Где же справедливость? Она рядом — кругом церкви ржавые остовы техники, которую в ней пытались ремонтировать, ну и за пригорком телефонная будка при мертвой деревне.

Напрашивается патетическое: «Сначала они превратили свои церкви в сараи, потом вымерли сами».

Честно, не жалко. Местным все равно, нас почему должно трогать. Здесь все говорят, что жизнь съеживается (в Архангельске такого не говорят, там, наверное, уже до предела съежилась). Лес вырубили, деньги увели, колхозы разорились, кто не уехал, все пьют и т.д. И совсем не трогает — вольному воля.

Перекусить, сфотографироваться. есть и настоящее дело в этой поездке.

Место называется Гридино-Тигино-Степаниха-Коневка-Никитин ская-Песок. Одно из немногих живых сел в Вожегодском районе — в старину куст деревень, соединенных колхозным строительством, со школой, муниципалитетом и всеми благами. Я думаю, это и называется загадочной Русью — как живут, чем, зачем — ничего не понять. Но, кажется, в основном, все довольны. Есть фермеры, три пилорамы, где грязь, по традиции, по колено. Раньше была каменная церковь, но разобрали до основания, священника увезли на подводе, хотя был работящий и крестьяне любили его. По деревням стояло с полдюжины часовен. Из них остались три, советская власть использовала их под столовую и зал колхозных заседаний. Не так просто их найти теперь.

Вот первая, самая скромная, в Степанихе. Внутри небольшое открытие:

Это часовня в честь Дмитрия Донского, такие стояли в каждой деревне, их строили местные мужики на деньги, заработанные зимой на стройке в городах. В Гридино-Тидино все эти часовни на рубеже 19-20 веков расписал местный художник Соколов, его внучка живет в соседней деревне. Кажется, это направление называется народным примитивизмом. Сделано душевно.

Обрывки остались только в одной часовне, которая была слишком мала для колхозного строительства. Фермер Николай давненько снял один обрывок, и сейчас передал его нам. Реставраторы из Свято-Тихоновского института заинтересовались, мало сохранилось таких произведений, обещали взяться за реставрацию. Но теперь задача, чтобы это все не легло на очередную пыльную полку. Для этого часовню нужно довести до ума и зажечь местных жителей.


Все же главной целью поездки была другая гридинская часовня — в честь св. Власия, 18 века. В 19 веке к ней сделали пристройку, а саму часовню обратили в церковь. Но пристройка не выстояла — вот-вот повалится на дорогу. Тут интересный факт — здание, которое на сто лет старше в прекрасном состоянии (сколько возможно при таком уходе), а позднейшая пристройка сгнила.

Есть в Тидино-Гридино еще одна часовня, которую не стал фотографировать, 19 века, в 20 веке в ней проходили колхозные собрания, для этих целей снесли высокую крышу с куполом и поставили новую, неприметную. Новую крышу делали во второй половине 20 века, и вот тут настоящая археология — когда видишь наглядно пласты разного времени на одном объекте. Например, когда чинили египетскую пирамиду, сделанную из известняковых кубов, глиной вперемежку с галькой. Здесь то же — падение культуры строительства на примитивном объекте — двускатной крыше — поразительное. Ей лет тридцать-сорок, но состояние хуже, чем у двухсотпятидесятилетней на фото ниже. Не говоря уже про то, что половина гвоздей погнута. Отношение к ней самобытное. Сосед принял нас за покупателей: «Хороший дом можно из этого сделать!» — и радуется, добродушный как бы.

В часовне Власия сохранилась сложная потолочная конструкция, сруб крепкий, разве какие-то украли железо с одного ската крыши — для хозяйственных нужд. Но в деревне их порицают и рассказывают, что на сбивавшего крест в скором времени кирпич упал — архетипическая история.

Мнения разные. «Как хорошо, что вы приехали!» «Жаль, что приехали так поздно, лет десять назад, можно было бы спасти, а сейчас тяжело. » «Давайте лестницу принесу, и гвоздиков, заходите чай попить погреться»» Высказалась и пьянствующая молодежь: «Ничего не трогайте, она наша!»

Мы не послушались. Задачи проводить серьезные работы не было, но как-то стоило заявить о себе. К сожалению, шел дождь — крыша стала непроходимой. Поэтому поставили щиты на окна и вход. Фермер Александр обещал встретить нас весной, собрать народ на работы, тогда можно будет и крышу залатать. А дальше — долгая работа с вожегодским священником, муниципалитетом и пр. Но восстановится, потихоньку.

Источник

Adblock
detector