Меню

Почему рассказ васюткино озеро автобиографичен

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Васютка и природа. Уроки мудрости и доброты

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразоват.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза летчика-космонавта П.И.Беляева» Презентация к уроку по учебному предмету «Литература» в 5-ом классе на тему «В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Васютка и природа. Уроки мудрости и доброты». Мальцева Е.А., учитель русского языка и литературы

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска

Семья Астафьевых. Отец, Петр Павлович, мать, Лидия Ильинична, и Виктор

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом.

После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой. В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой, похожих на притчи.

Была для Астафьева главная тема, проходящая через всё его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека.

Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 г. в родном селе. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между сёлами Овсянка и Усть-Мана.

29 ноября 2002 года был открыт мемориальный дом-музей Астафьева в селе Овсянка. 30 ноября 2006 года в Красноярске установили памятник Виктору Петровичу Астафьеву.

Какие элементы вы видите в слове «БИОГРАФИЯ»? А что обозначает слово «АВТОБИОГРАФИЯ»? БИО — жизнь, ГРАФО — пишу АВТОБИОГРАФИЯ — описание своей жизни

Какое произведение мы можем назвать АВТОБИОГРАФИЧЕСКИМ? Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни А какое произведение мы можем назвать АВТОБИОГРАФИЧНЫМ? Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы биографии

Вспомним историю создания рассказа «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале. Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

Рассказ Астафьева «Васюткино озеро» мы можем назвать автобиографическим или автобиографичным? Писатель рассказывает о себе или ставит героя в ситуацию, в которой оказался сам?

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ 1) Назовите героев рассказа. 2) Что беспокоило рыбаков? 3) Что рассказывает писатель о рыбной ловле?

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ 4) Зачем Васютка отправился в тайгу? 5) Что дала мать Васютке перед дорогой и какие слова сказала? 6) Каков «старинный порядок» перед походом в лес? 7) Почему Васютка спокойно шел по тайге?

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ 8) С этой птицей Васютка встретился в тайге. Что вы узнали о ее повадках? Какую пользу приносит эта птица?

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ 9) Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? 10) Как обычно проходит охота на глухаря? 11) Как ведет себя Васютка во время охоты?

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ 12) В какой момент Васютка понял, что заблудился? 13) Как вы думаете, страшно ли было Васютке? 14) Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ Опираясь на текст, сформулируйте «Правила поведения в тайге» 1. «Взять себя в руки», не паниковать. 2. Собрать сухие ветки и мох. 3. Запастись на ночь дровами. 4. Развести костер. 5. Приготовить еду. 6. После ужина все убрать в мешок и повесить его на ветку дерева, чтобы мыши не достали.

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ 15) Какие трудности пришлось преодолевать Васютке? 16) В чем мальчик увидел свое спасение? 17) Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ 18) Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой? 19) Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? 20) Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

ОБОБЩЕНИЕ Почему же так назван рассказ? В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему? Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”? Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

РЕФЛЕКСИЯ Ребята, что вы узнали на сегодняшнем уроке о В.П. Астафьеве? В чем отличие автобиографического рассказа от автобиографичного? Что мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор) Составить памятку «Если ты заблудился в лесу» Составить кроссворд по рассказу «Васюткино озеро»

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-179982

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: описание, герои, анализ рассказа

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.
Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стрижонок Скрип
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Читайте также:  Голубые глаз озера автор

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Главные герои

В произведении один центральный персонаж. Но и остальные имеют значимость. Во время прочтения читатель встретится с разными героями.

  • Вася Шадрин. Именно этому мальчику посвящена история. Это обычный ребенок, который учится в сельской школе. Мальчик озорной и любопытный в меру своего 13-летнего возраста. Несмотря на небольшой возраст, герой уже закален жизнью в тайге.
  • Папа Григорий Афанасьевич. Работает бригадиром рыбоведческой бригады. Является примером для своего сына
  • Мама Анна. Заботливая и внимательная женщина, которая любит свою семью.
  • Дедушка Афанасий.
  • Дядя Коляда. Старшина рыбоведческого бота.

Все действия разворачиваются около мальчика Васютки. Произошедшая с ними история сильно сказалась на жизни мальчика.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

  • название учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Ягодного

  • вид и название методической продукции: Лучший конспект учебного занятия
  • кому адресуется : учащиеся 5 класс
  • составитель или автор Краснопёрова М. В.
  • дата издания. 2020 год

Тема:
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
(Урок анализа первоисточника)

— анализ рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству В. П.Астафьева;

— научиться анализировать текст, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

— формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Методы (приёмы) и формы работы на уроке:

  1. Работа в группах (в сотрудничестве).
  2. Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + разноуровневые группы + каждый в группе отвечает за свою часть.
  3. Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала).
  4. ИКТ (интерактивная доска; самостоятельная работа учащихся , презентации).
  5. Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
  6. Элементы фронтальной работы.
  7. Языковой анализ текста (элементы).
  8. Чтение карты (условные обозначения; знание знаков и умение их читать).

, презентация к уроку.

I. Эмоциональный настрой

— Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» — «Осень»)

— Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

II. Организационный момент

— Цель нашего урока доказать:

человек и природа едины в этом мире. Доказать, что уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Слово про карты. Класс разделён на 3 группы: литераторы, художники, географы. На протяжении урока каждая группа работает по картам и в конце урока проводится обобщение и защита своих работ. ( Приложение №1)

III. Вопросы беседы

1)Итак, кто же главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

3) Васютке нравилось бродить по тайге… А что такое тайга? Давайте найдём значение слова по словарю. У каждой группы словарь.

(запишите слово тайга в словарь).

ТАЙГА
СЛОВАРЬ Слайд
Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)? ( до первого сентября оставалось 9 дней)

4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,

как об этом рассказывает В. П. Астафьев.
Стр.127
5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью? Работа с афоризмом.

Некоторые неписаные законы твёрже писаных. Сенека
( Запись на доске)
(Он не отступает от закона,

который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

— Какой самый первый закон мы должны соблюдать , когда собираемся в тайгу.

Записываем в тетрадь 1 ЗАКОН.
Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

6)Что такое затеси?

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси?

ЗАТЕСИ Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям СЛОВАРЬ

1 Сообщение учащегося.

Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникала заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.

— И только ли таёжная дорога начинается с затесей?

Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.

По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята , 2 ЗАКОН.
Записать закон в тетрадь.
(закон взаимопомощи: сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.)

— Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

— Кто прервал рассуждения героя? Работа со словарём. ( Кедровка)

Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу? Слайд

Читайте также:  Лица в черной воде озера щекотал лицо серым дымом леса

(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.

— Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?

— Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка? Запишите, пожалуйста , его в тетрадь, а в конце урока мы проверим, все ли таёжные законы вы знаете.

(Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.)

Вдруг впереди что-то захлопало


Слайд
— Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица

— Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

— Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники. Зачитать. Стр. 130

… « Теперь всё – догоню…..

Давайте запишем это слово в словарь: ТРОФЕЙ -охотничья добыча СЛОВАРЬ

— Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка ? ( Где же затеси?)

— Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился». ( Текст на стр. 131

). Как бы вы повели себя в такой обстановке?
(Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?» )
— На какие черты характера Васютки обращает наше внимание автор?( ….. Вот вам и 4 закон

. Запишите его в тетрадь) Слайд

Работа по картам. Записать приметы

. (Литераторы работают на д художественными средствами языка ( Отрывок –описание тайги), художники рисуют иллюстрацию к понравившемуся сюжете, географы работают по карте.)

— Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?

2 сообщение учащегося.

Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.

Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.

— Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?

— Но выхода не было!

— Какое чувство охватило Васютку?

— С каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

— Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине.

-Ребята , какой вы представляете себе непроходимую тайгу?

— «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге? Слайд ( костер)

— Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу?

— Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)

— Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

… Тайга…Тайга… Без конца и без края…

— Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря.

— Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка? ( Лиственник растёт по берегам рек)

— Нашёл Васютка водоём — Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)

— Каким видится озеро автору, Слайд

— Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка). Стр.138

. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.

— Какой была эта ночь?

— Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? (Костёр)

— пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

— Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? ( убитая утка – тягун – озеро проточное

— Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути
).
— Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.

— Теплоход не помог горю Васютки. Слайд

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

Работа по картам.

( Записать породы рыб)

— И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и именем Васютки назвали озеро.

— Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему? Слайд

(Вспомним жизненную ситуацию: 1 июля 2013 года в поселки Гарь заблудился мальчик в тайге.)

3 с ообщение учащегося. История о заблудившемся мальчике.

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка Рома борются за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь

считал:
“Пути не открываются перед теми, кто не борется”.
Слайд

Но не только самообладание помогло Васютке и мальчику Роме. Что же еще?

(Васютку поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадывать тайны природы и знание законов тайги.)

— Ребята , а теперь давайте посмотрим, какие таёжные законы вы записали.

(Опрос по записям в таблице.)

Если ты заблудился. ПАМЯТКА

  • Не паникуй, успокойся.
  • Прекрати бесполезное движение,
  • Осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
  • Разожги костер, приготовь пищу.
  • Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  • Спокойно ожидай спасателей, родственников.
  • Работа с таблицей. ( Географы, литераторы, художники)

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)

Природа – открытая книга
Слайд
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Природа – мать, кормилица

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Ребята , а какие легенды вы знаете о нашей местности.

4 , 5 сообщения учащихся ( Легенда о реке Яе и об образовании села Цветковка)
Слайды
— Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.
-Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
(

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Безусловно, в этом нас убедил рассказ.)

Читайте также:  Озеро байкал это какая область

В начале урока мы с вами говорили о затесях и о том, что же мы «завяжем в узелок» и зарубим на носу.

Работа по картам. Защита работ . ( Записать какие уроки извлекли из рассказа)

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава —

Васюткиного озера сияние!

IV. Итог урока. Домашнее задание

1.Письменно ответить на вопрос» Чему меня

научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”

2. Если с вами тоже произошёл какой-либо необычный случай, когда пришлось проявить выдержку, смелость, смекалку, напишите об этом рассказ

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу “Васюткино озеро” ( Слабые учащиеся)

Источник

В. П. Астафьев. Детство писателя. Автобиографичность произведений. «Васюткино озеро»

Содержимое разработки

В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу Автор презентации: Хамидуллина Ляйсан Фларидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №103» ГО г. Уфа РБ

В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

Автор презентации: Хамидуллина Ляйсан Фларидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №103» ГО г. Уфа РБ

Рассказ «Васюткино озеро» имеет автобиографичную основу. Запишите определение в тетрадь Автобиография – описание автором своей собственной жизни.

Рассказ «Васюткино озеро» имеет автобиографичную основу. Запишите определение в тетрадь Автобиография – описание автором своей собственной жизни.

Семья В.П. Астафьева

Семья

В.П. Астафьева

Вы готовы отправиться в виртуальную экскурсию на родину В.П. Астафьева? Тогда поехали!

Вы готовы отправиться в виртуальную экскурсию на родину В.П. Астафьева?

Тогда поехали!

Село Овсянка – малая родина писателя

Село Овсянка – малая родина писателя

Дом-музей В.П. Астафьева в селе Овсянка

Дом-музей В.П. Астафьева в селе Овсянка

Снаружи Рабочий кабинет писателя

Снаружи

Рабочий кабинет писателя

Внутри. Горница

Внутри. Горница

Воссоздание детства писателя: маленький Витя Астафьев, его бабушка и двоюродный брат, вместе с которым они росли (восковые фигуры)

Воссоздание детства писателя: маленький Витя Астафьев, его бабушка и двоюродный брат, вместе с которым они росли (восковые фигуры)

Таёжный лес

Таёжный лес

Тайга близ села Овсянка «Тайга хлипких не любит» В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Тайга близ села Овсянка

«Тайга хлипких не любит» В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Болотистая местность в тайге

Болотистая местность в тайге

Что такое затеси? Зачем они нужны? Какую птицу встретил главный герой в рассказе?

Что такое затеси?

Зачем они нужны?

Какую птицу встретил главный герой в рассказе?

Иллюстрация к рассказу

Иллюстрация к рассказу

 Немного о жизни писателя Вам будет интересно, если вы уже познакомились с биографией В.П. Астафьева

Немного о жизни писателя

Вам будет интересно,

если вы уже познакомились с биографией

В.П. Астафьева

Марья Семёновна – жена писателя, его литературный секретарь (печатала его произведения) - единственная , кто понимал неразборчивый почерк В.П. Астафьева

Марья Семёновна – жена писателя, его литературный секретарь (печатала его произведения) — единственная , кто понимал неразборчивый почерк В.П. Астафьева

В.П. Астафьев, М.С. Астафьева, их дети

В.П. Астафьев, М.С. Астафьева, их дети

В.П. Астафьев и М.С. Астафьевой за работой

В.П. Астафьев и М.С. Астафьевой за работой

Памятник В.П. Астафьеву и М.С. Астафьевой на заднем дворе дома-музея В.П. Астафьева

Памятник В.П. Астафьеву и М.С. Астафьевой на заднем дворе дома-музея В.П. Астафьева

Запишите в тетрадь Робинзонада — поджанр приключенческой литературы и кинематографа, который, вслед за романом Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» (1719) , живописует перипетии выживания одного или нескольких людей в условиях дикой природы.

Запишите в тетрадь

Робинзонада — поджанр приключенческой литературы и кинематографа, который, вслед за романом Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» (1719) , живописует перипетии выживания одного или нескольких людей в условиях дикой природы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

-80%

Источник



Почему рассказ называется «Васюткино озеро»: разбор произведения

Рассказ «Васюткино озеро»: YouTube/MyBook

О детском мужестве и отваге, умении выживать и не сдаваться даже в самых сложных ситуациях идет речь в легендарном произведении Виктора Астафьева. Почему рассказ называется «Васюткино озеро», интересные перипетии сюжета и детальный анализ произведения узнаете из статьи.

«Васюткино озеро»: краткое содержание, герои

«Васюткино озеро» — рассказ о детском мужестве, невероятной выносливости и силе духа, которой могут позавидовать даже взрослые. Реальная история мальчугана из Забайкалья вдохновила Виктора Астафьева создать художественное произведение, которое рекомендовано к изучению в 5-м классе.

Почему рассказ называется «Васюткино озеро», поймете, узнав сюжет динамичного сочинения:

Экспозиция

Рассказ «Васюткино озеро» начинается красочным и живописным описанием природы Забайкалья. Действие разворачивается в низовье полноводной реки Енисей, куда отряд рыбаков, возглавляемый Григорием Афанасьевичем Шадриным, отправляется на осеннюю путину. Ранее рыбаки удили на реке недалеко от дома, но ветер переменился, значительно похолодало (действие разворачивается осенью), и рыба ушла на глубину.

Почему рассказ называется «Васюткино озеро»: Nur.kz

Завязка сюжета

Завязка сюжета «Васюткино озеро» такова: теряется ребенок Григория Афанасьевича — Васютка. Мальчуган-подросток часто сопровождал отца в рыбацких экспедициях, и этот случай не стал исключением:

  • парень обучался рыболовецкому мастерству;
  • наслаждался красотами малой родины;
  • помогал с хозяйственными делами.

Он пошел в тайгу за кедровыми орешками — любимейшим лакомством рыбаков. Поскольку ближайшие деревья к лагерю были без плодов, парнишка отправился вглубь тайги, двигаясь по засечкам на стволах. Ему удалось не просто собрать неплохой урожай орехов, но и подстрелить глухаря. Но когда Васютка поймал добычу, то понял, что заблудился.

Кульминация

Мальчишка семь дней бродил по страшной, сырой и дикой тайге. Ему приходится решать взрослые вопросы:

  • Как прокормиться?
  • Где укрыться от дождя?
  • Как найти дорогу обратно?

Благодаря смелости, собранности и силе духа он преодолел все препятствия. Более того, Васютка понял, как выбраться, идя по течению реки. Наибольшее напряжение у читателя вызывает момент, когда школьник пытается сесть на пароход, но попытки привлечь внимание капитана судна оказались тщетными.

Образ главного героя в «Васюткино озеро»: YouTube/MyBook

Развязка

Отважного парнишку ждал хороший исход. На следующий день после ночевки на берегу реки Васютку увидел дядька Коляда, который на боте проплывал мимо. Он доставил потерявшегося ребенка к отцу. Мальчик не преминул рассказать папе о своей находке — чудном озере, где много рыбы. Это помогло всей бригаде переключиться на озерный лов, а озеро это назвали в честь Васютки.

Анализируя рассказ «Васюткино озеро», главные герои которого поражают силой духа, акцентируем внимание на образе Васютки:

  • это простой школьник из глубинки;
  • как и все детишки, Васютка Шадрин любит хвастовство и порой совершает шалости (понять это можно по его воспоминаниям о школе);
  • характер главного героя формируется под влиянием его ближайшего окружения — волевого отца и жителей далекой таежной деревни;
  • это воспитывает в парнишке настойчивость и самостоятельность, смелость и отвагу;
  • эти же качества в сложной ситуации помогают не опустить руки, не сдаваться и спасти себя.

Васютка Шадрин — настоящий пример самоотверженности, непоколебимой силы духа, недетской мужественности и выдержки, которая нужна для выживания в проблемной ситуации.

Почему рассказ называется «Васюткино озеро»

Чтобы понять, чему учит рассказ «Васюткино озеро», важно внимательно проанализировать произведение комплексно:

История создания

История создания рассказа «Васюткино озеро», вопросы по которому задаются ученикам средней школы, корнями уходит в детство писателя. Виктор Астафьев признавался, что он пересказал по памяти детское сочинение, основанное на реальных событиях.

В рассказе совпадает даже имя бригадира рыбаков, а сам главный герой — представитель древней династии сибирских промысловиков. Мальчик действительно потерялся в тайге и прожил там около семи дней.

Виктор Астафьев, став уже именитым писателем, вспомнил об этой истории и вдохновился: рассказ написал в 1952 году. Мир смог познакомиться с этим произведением спустя несколько лет — в 1956-м.

Иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро»: YouTube/MyBook

Рассказ «Васюткино озеро»: тема и конфликт произведения

Тема рассказа «Васюткино озеро» имеет несколько ответвлений:

  • это история о преемственности поколений, когда от дедов-прадедов внуки перенимают определенные навыки и характер;
  • также стержень сюжета — тема любви к Родине, уважения к природе. Она отображена в каждом описании, эпитете, в каждом моменте прозы.

Главный конфликт рассказа «Васюткино озеро» — любовь и потребительское отношение человека к природе. Важно научиться уважать те дары, что получаем от природы, ценить их и приумножать, ведь расплата может быть слишком жестокой.

Особенности композиции и жанр

«Васюткино озеро» — классический пример рассказа. Вначале повествования автор ведет речь от третьего лица. Изложение последовательное и ритмичное, динамика нарастает вплоть до кульминации.

Минимальное количество героев помогает сконцентрировать внимание читателя на главном персонаже — Васютке. Постоянные сравнения делают картину более красочной и эмоциональной.

Виктор Астафьев — настоящий маэстро слова, который превозносит силу человеческого духа. Его рассказ — это история о мужестве и взрослении мальчика, который благодаря путешествию по тайге избавился от легкомысленности, научился быть мудрым и ответственным.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

comments iconКомментарии

Источник

Adblock
detector