Меню

Под парусом по реке против течения

Первые американские пароходы(часть 1, часть 2, часть 3) Люди издавна использовали силу рек для передвижения грузов. Но ходить под парусом по извилистому руслу реки, плыть против течения и использовать

Первые американские пароходы

(часть 1, часть 2, часть 3) Люди издавна использовали силу рек для передвижения грузов. Но ходить под парусом по извилистому руслу реки, плыть против течения и использовать силу гребцов было очень тяжело, а подчас даже невозможно. Потому многие задумывались над тем как создать самодвижущийся корабль. В древней рукописи 527 года есть описание конструкции водяного колеса, […]

Триремы – парусные корабли финикийцев

Морское судоходство Финикии Так же как Египет считают местом зарождения речного судоходства – так Финикия славится зарождением морского судоходства. Финикийцы сделали огромный вклад в развитие кораблестроения. Финикия богата лесом, потому уже в древности местные жители делали высококачественные долбленные лодки на которых выходили в море. Когда в 3 тысячелетии н.э. стала быстро развиваться морская торговля – […]

Речное судоходство Египта

Никто не может сказать точного времени начала речного судоходства. Сначала люди плавали на лодках без парусов, потом первыми парусами стали шкуры животных, которые человеку приходилось держать в руках и направлять за ветром. Потом парус начали прикреплять с помощью мачт и рей и уже во времена египетской царицы Хатшепсут люди плавали на лодках, где парус укреплялся […]

С чего началась история лодок?

Люди начали осваивать водную стихию очень давно. Это может быть связано с тем, что многие племена кочевали и часто изменяли место жительства. При этом они могли использовать воду как средство передвижения и перемещения багажа. Также народам, жившим на берегу рек, озер и морей нужны были лодки для рыбной ловли. История лодок началась с изобретения плота. […]

Источник

Как ходили по рекам против течения в прошлом?

бурлаки

Основным транспортным путем древности были водные маршруты. Однако моря и океаны на ранних этапах мореплавания были весьма трудны для прохождения, поскольку и корабли и средства навигации были еще недостаточно развиты. Поэтому оптимальными путями были прибрежные воды, а для доставки товаров вглубь той или иной страны лучше всего подходили реки. Именно по ним пролегали основные торговые маршруты. Река сама несет свои воды, и потому весьма легко можно было следовать по ее течению. Но она, к сожалению, течет всегда только в одну сторону. Обратная дорога требовала приложения немалых усилий.

Иногда природа сама приходила на помощь людям. Самый характерный и наверное древнейший пример – путешествия по Нилу древних египтян. Самая большая на Земле река несет свои воды с юга на север, впадая в Средиземное море. Это очень удобно, поскольку египетским папирусным кораблям можно было двигаться дальше вдоль морского побережья. Но обратный путь против течения этой могучей реки был бы весьма затруднен, если бы не постоянно дующий с моря с севера на юг вдоль русла Нила бриз, который наполнял паруса довольно легких суденышек египтян и толкал их против течения. Впрочем, чем дальше от моря, тем слабее был бриз, и тогда в дело включались рабы, которые тащили корабли на веревке, идя по берегу реки.

Вообще этот вариант движения судов против течения с помощью тягловой силы, движущейся по берегу является с древности одним из наиболее распространенных. Даже у достаточно быстрых рек прибрежное течение гораздо тише. Только так можно было протащить против течения небольшие лодки по одной из великих рек Китая – Янцзы. Поэтому китайцы были страшно поражены во время опиумных войн в середине XIX в., когда вверх по течению этой реки поднялись английские пароходы.

бурлаки

Один из наиболее оживленных торговых путей, пролегавших по территории Древней Руси, был «путь из варяг в греки», большей часть пролегавший по речным системам от Балтийского моря до Черного. На этом пути несколько значительных рек путешественникам-торговцам приходилось преодолевать против течения: Нева, Волхов, Ловать. Эта проблема решалась комбинированным использованием паруса и весельной тяги, что, конечно требовало постоянных немалых физических усилий.

Сравнительно небольшие суда можно было таким образом вести и против течения, держась около берега. Там же, где и это было невозможно, прибегали к волоку для обхода как порожистых, так и слишком быстрых течением мест. О трудности этого пути говорит эксперимент, проведенный в 1987 году, когда группа реконструкторов попыталась пройти путем из варяг в греки и была вынуждена прибегнуть к помощи машин.

Со временем, когда торговля приобрела более оживленный характер с момента объединения Русского государства и важнейшее значение приобретает волжский торговый путь, получают распространение иные, более разнообразные способы продвижения против течения, которые больше подходили для продвижения против достаточно быстрого течения Волги крупных судов.

Один из самых простых способов предполагал тягу корабля идущими по берегу людьми – бурлаками. Яркое представление этого дает картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Люди впрягаются в тягловое устройство и тянут корабль против течения реки. При усталости веревка, держащая корабль, привязывается, и он удерживается на месте. Способ повторяет древние образцы, но поскольку сами корабли стали куда более тяжелыми, то он представляет собой крайне изнурительное занятие, да и не слишком продуктивное, поскольку для тяжелого корабля требуется значительное количество людей.

Репин вовсе не соврал, написав эту картину, поскольку такой способ действительно использовался, но все-таки не так часто. Куда более эффективным было использование конной тяги, которая давала как большее полезное усилие, так и большую экономию. Другое дело, что далеко не везде берега реки позволяли использовать лошадей. Поэтому люди еще долго исполняли роль лошадей в речном транспорте.

Еще один из способов движения против течения заключался в использовании цепной тяги: железная цепь лежит на дне в направлении пути движения, закрепленная на концах, но при этом она поднимается и пропускается через ворот на палубе баржи. Ворот накручивает цепь и тянет корабль по цепи вперед. Ну а сам ворот крутят либо люди, либо лошади. Один из вариантов цепной тяги еще называется туерным – туер – название системы воротов, через которую протягивается цепь.

Такая цепь тянулась иногда на много десятков и даже сотен километров. Система была неплохая, особенно, когда ворот стал приводиться в движение паровой машиной, которая освобождала людей от изнурительной работы. Кроме того, эта система позволяла проводить речные суда по любому течению. Цепная тяга существовала сравнительно недолго – первую половину XIX в., до тех пор, пока паровая машина достаточной мощности и гребные винты вытеснили цепную тягу, которая исключала возможности маневрирования, была очень медленной. Тем не менее, даже сейчас на Енисее еще можно встретить буксир с туерной тягой, поскольку в одном месте его русла настолько сильное течение, что идущие по реке лесовозы не могут его пройти.

Еще один способ, который, как говорят очевидцы, удивил императрицу Екатерину II, был разработан известным русским механиком-самоучкой И. Кулибиным. Суть его проста: корабельный якорь на лодке отвозится как можно дальше вперед по движению судна против течения, а затем корабль, наматывая цепь или канат на ворот или шпиль, подтягивается к закрепленному на дне якорю. Далее якорь переносится на новое место и так далее.

В настоящее время использование мощных машин позволило полностью решить проблему движения против течения. Но в частных случаях большинство названных способов могут использоваться даже сейчас.

28 декабря, 2018

27 октября, 2018

11 октября, 2018

NARA, Т 311, R 244, f. 280 № 698/39, секретно Командование Группы Армий «Юг» Командующий 18.09.1939 (идет война с Польшей) Из донесения начальника гражданской администрации следует, что солдаты в больших количествах перевозят грузовиками пакеты с награбленным через границу рейха и сдают их в немецких почтовых отделениях. Список с конфискованными посылками, а также донесение криминальной полиции г. Бреслау прилагаются. В тех случаях, когда отправитель неизвестен, Группа Армий «Юг» проведёт расследование и сообщит армиям их результат. Я прошу обращаться с преступниками со всей строгостью и результат доложить мне. Против командира 3-й роты 538-го дорожно-строительного батальона завести уголовное дело. Верховному командующему Люфтваффе направлена просьба разобраться с личным составом 8-й строительной роты 13-го корпуса люфтваффе. Чтобы предотвратить в будущем подобные действия, которые сильнейшим образом угрожают дисциплине и чести вермахта, я приказываю: 1. В армиях предпринять все необходимые меры для поддержания военной дисциплины и порядка и предотвратить мародёрство в любых формах. В особенности дать указания всем тыловым структурам жёсткими методами контроля и энергичными действиями немедленно вмешиваться в случаях нарушениях дисциплины. Каждого мародёрствующего солдата немедленно задерживать и как можно быстрее передать полевому суду. Армии издают необходимые постановления, дабы избежать затяжки таких дел из-за «ведомственной принадлежности». Всем судьям дать указание наказывать за мародёрство самым строгим образом. На непосредственного начальника (Disziplinarvorgesetzte) преступника заводить дело по § 147 свода военных законов. Против старших ответственных начальников действовать по § 142. 2.) Позаботится о том, чтобы как можно быстрее все солдаты были проинструктированы о поведении на территории противника. В особенности указать всем командирам тыловых структур на их ответственность за дисциплину подчинённых. 3.) Дать распоряжение, чтобы с настоящего момента во всех одиночных машинах, въезжающих из оккупированных территорий в рейх, проводился контроль ввозимого. Всё подозрительное подлежит конфискации. Группа Армий отдаст распоряжение о наблюдении за пунктами приёма посылок в больших населённых пунктах в силезском районе операции.

Читайте также:  Река лимпопо какая страна

. «машина крино» — германской уголовной полиции»? . Не «крино», а «крипо».

ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРОЧЕСТЬ О СПЕЦ ОПЕРАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ УБИЙЦ ТЕРРОРИСТОВ ОЛИМПИЙСКОЙ КОМАНДЫ ИЗРАИЛЯ В ГЕРМАНИИ. БЛЕСТЯЩАЯ ОПЕРАЦИЯ ,КОТОРАЯ ВОШЛА ВО ВСЕ УЧЕБНИКИ ВОЙСК СПЕЦ НАЗНАЧЕНИЯ

Источник

Парусная Энциклопедия. Под парусом по России: как подготовиться и куда отправиться

Когда речь заходит о путешествиях под парусом, в голове сразу всплывают образы греческих марин и французских городков. Но ехать за три моря не обязательно: маршруты по России столь же увлекательны. А получить российские права ВФПС можно одновременно с обучением на шкипера IYT.

Как подготовиться к путешествию по родине и какой маршрут выбрать, нам рассказали Илья Родомакин и Константин Макаров, поклонники речного туризма и друзья «Парусной Академии».

О чем подумать заранее

Первое, с чем сталкивается будущий путешественник, — это сложности с поиском яхты. У нас почти нет чартерных компаний, как в Греции или Турции, поэтому самый простой вариант — купить собственную лодку. Стоит она не так дорого, как кажется: подходящее для путешествий судно на Avito продается от 200–300 тысяч рублей. Для сравнения: прокат лодки в яхт-клубе «Водник» обойдется в 1500–3000 рублей/час в зависимости от дня недели. Еще один вариант — договориться с владельцем судна или напроситься в члены экипажа: в яхтенных клубах часто ищут людей в команду.

Яхта Neptun 20 для семейных путешествий

Гоночные яхты для путешествий не очень подходят, они как машины «Формулы-1»: максимум скорости, минимум комфорта. И небольшой крейсерский швертбот не слишком удобен для длительных путешествий: в нем мало места, даже некуда будет убрать продукты и одежду.

Разборный парусный катамаран — еще один вариант на любителя: ночевать на нем нельзя, придется каждый вечер ставить палатку. Лучший вариант — вместительный семейный круизер, оборудованным всем необходимым: диваном, столом, плитой.

Путешествовать лучше всего в составе флотилии. Это и веселее (можно погоняться), и безопаснее: вам придут на помощь в случае поломки. В России нет службы экстренного ремонта яхт — перебирать сгоревший мотор или ставить временную матчу из обломков сломавшейся придется своими силами.

Фото из личного архива Ильи Родомакина

Перед поездкой стоит запастись парой канистр бензина: мотор небольшой лодки расходует около 1,2 литра топлива в час. В России очень мало плавучих заправочных станций, поэтому канистры пригодятся и для того, чтобы пополнять запасы топлива на АЗС. Кроме бензина в дорогу стоит взять несколько комплектов одежды на разную погоду, запас непортящейся пищи и пресную воду из расчета минимум 1,5 литра на человека в день. Вода будет нужна и для приготовления пищи, поэтому в идеале на борту лучше держать хотя бы 3 пятилитровых баллона про запас.

Обязательно купите речные карты и лоции, карту Navionics (от 15 тысяч рублей) или скачайте приложение iSailor (каждая карта по России стоит до 2 200 рублей). Еще одно полезное приложение — бесплатное Windy с прогнозом погоды и приливов. Добавьте в закладки Яхтенную карту России с отмеченными клубами и верфями.

Если собираетесь проходить через шлюзы Канала им. Москвы, то заполните форму на сайте — вам присвоят регистрационный номер, который нужно будет сообщить диспетчеру. Чтобы не ждать шлюзования, нужно за день позвонить по номеру +7 (495) 491-32-64 и согласовать время. Также с диспетчером можно связаться по рации.

Как построить маршрут

Главное — определиться с целью (отдых на природе или посещение достопримечательностей) и продолжительностью путешествия. Средняя скорость лодки — 5 узлов, то есть чуть меньше 10 км/ч. Но из-за того, что выход к Волге от Москвы преграждает система шлюзов, любое путешествие за пределы подмосковных водохранилищ займет минимум два дня.

Фото из личного архива Ильи Родомакина

Одним днем получится прогуляться по Клязьминскому, Пироговскому или Пестовскому водохранилищу. А чтобы не терять время на шлюзование (оно занимает около 10 часов), можно погрузить яхту на трейлер и за два часа добраться до Волги на машине.

Если у вас в запасе есть хотя бы два-три дня, можно доплыть до Дубны: начнете проходить шлюзы в 6 утра — к 6 вечера будете на месте. Тут нет каких-то особых достопримечательностей, но прогуляться по тихим улочкам наукограда очень приятно.

Оставить лодку можно в яхт-клубе Объединенного института ядерных исследований, заплатив за сутки стоянки 500 рублей. Причал оборудован слипом — пологим спуском, с которого удобно сбрасывать яхту на воду, если вы все-таки добирались до Дубны на машине.
Семи дней хватит на путешествие до Калязина и обратно. Если у вас есть вторая неделя, можно дойти до Рыбинского водохранилища. По дороге загляните в Дубну, Углич и Мышкин. В Угличе обязательно осмотрите Кремль и Церковь Димитрия на Крови — она стоит прямо на берегу Волги. В Мышкине прогуляйтесь по новой набережной, посетите многочисленные музеи: Мыши, Русских Валенков, ретро-техники. В самом Калязине мало что сохранилось: он был затоплен ради строительства водохранилища. Символ города — колокольня Никольского собора, возвышающаяся над водой. Здесь есть яхт-клуб, цена стоянки зависит от габаритов судна и колеблется от 200 до 1000 рублей в сутки.

Тверское Верхневолжье — интересный район для путешествия на яхте

Еще один вариант маршрута от Дубны, подходящий для недельного отпуска, — уйти к Иваньковскому водохранилищу и вверх по Волге дойти до Твери. Этот город заслуживает отдельного путешествия — осмотрите Императорский путевой дворец, прогуляйтесь по набережной Афанасия Никитина и Советской улице, где расположился старинный Дом дворянского собрания.

Фото из личного архива Ильи Родомакина

Если рассчитываете на две недели пути, можно доплыть до Нижнего Новгорода, по дороге остановившись в Костроме и Ярославле. О каждом из этих городов можно написать объемный путеводитель. Кострома известна не только сыром, но и тем, что здесь зародилась династия Романовых. Загляните в торговые ряды в центре города и прогуляйтесь до памятника Ленину, стоящему на необычном постаменте — он был возведен к 300-летию императорского Дома.

В Ярославле осмотрите Церковь Ильи Пророка — она буквально светится из-за розоватого цвета стен — и загляните в художественный музей: получите удовольствие, даже если вы не поклонник живописи. Нижний Новгород — жемчужина любого путешествия: Нижегородский Кремль, Чкаловская лестница, купеческая Усадьба Рукавишниковых, Главный Ярмарочный дом — на осмотр основных достопримечательностей уйдет 2–3 дня. Рядом с Нижним расположился Городец — обязательно попробуйте местные пряники!

Фото из личного архива Ильи Родомакина

Опытные яхтсмены признают: путешествовать под парусом по России не всегда комфортно. У нас плохо развита яхтенная инфраструктура: почти нет плавучих заправочных станций, мало яхт-клубов с оборудованными стоянками. Даже взять яхту в аренду — целая проблема. Но все неудобства забываются, когда спускаешь лодку на воду и погружаешься в тихую красоту речных просторов.

Получите лицензию ВФПС и отправляйтесь в путешествие по России

Запишитесь на курс «Рулевой дневного плавания» в «Парусной Академии».

Обучение ориентировано на новичков и делится на два модуля: теоретический и практический.

Теория проходит в нашем учебном центре на Кутузовском проспекте, 36/3. Всего 11 занятий по 3 часа каждое. Практика — это 8-16 практических занятий (в зависимости от вашего опыта) в яхт-клубе «Орешка» на крейсерских яхтах Open 800 и Четвертьтонник, а также на Лучах.

После практики вам нужно будет сдать экзамен на парусной яхте в присутствии инструктора ВФПС и лицензия ваша!

Читайте также:  Что живет в реке теча

Источник



Под парусом по реке против течения

Тактика соревнований на течениях

Применение знаний о течениях, приливных или других явлениях в основном несложно и базируется на здравом смысле.

При плавании против течения выбираешь курс, приводящий в более медленный поток, —и избегаешь сильных течений. При следовании по течению справедливо обратное.

Из рисунка со всей очевидностью следует, что при плавании против течения выгоднее держаться берега, где поток более слабый. При следовании по течению стараешься держаться середины потока, так как здесь он самый сильный и потому самый выгодный.

Изучение других диаграмм из глав 2 и 3 поможет найти быстрое или медленное течение и выбрать благоприятный курс.

Выбор тактики плавания на течении почти всегда дело сложное, так как на течения влияет множество факторов, связанных с силой ветров и их направлением. Приведем простой (пример, показывающий, насколько интересным может быть этот аспект соревнований и как он зависит не только от знания течений, но и от здравого смысла и способности к предвидению.

На рисунке две яхты только что обогнули знак А, который находится примерно в миле против течения на небольшом притоке (на рисунке для экономии места расстояния сокращены), соединяющемся с большей рекой, впадающей в залив с приливами. Сильный приливный поток течет вверх как по меньшему притоку, так и по большой реке, на которой расположен другой знак, В. Яхты должны обогнуть буй В левым бортом, а затем идти вместе с приливным потоком вверх по основной реке.

Пример прогноза при плавании на течении «Белая» идет лучшим курсом.

Показанный на рисунке истинный ветер позволяет идти по притоку, не меняя галса.

Обе яхты, стремясь избежать плавания против сильного встречного течения на стрежне, сразу же после огибания знака А выходят на спокойную воду у берега. Берега реки низкие, и ветер проходит над ними почти беспрепятственно. Полагая, что выше по реке лавировка довольно крутая и что ветер время от времени может отходить*, «Черная» сразу же после огибания знака привелась и пошла наветренным берегом, где течение помогало быстро идти против ветра. Она без помех скользила вдоль берега, могла немного уваливаться при заходе ветра к носу, но приводилась снова, как только ветер становился свободнее. Яхта хорошо лавировала вдоль берега на участке в одну милю.

* Здесь и дальше принята терминология из морской практики: поворот ветра по часовой стрелке называется отходом, а поворот против часовой стрелки — заходом. (Прим. перев.)

Иначе вела себя «Белая». Обогнув знак, она спустилась и пошла подветренным берегом. Плавание проходило довольно беспокойно: за подветренным берегом было мелководье и надо было держаться от него подальше, ветер был несколько лучше, чем у «Черной», но при его заходах приходилось идти очень круто, а когда ветер отходил или дул в обычном направлении, яхта вдали от берега или в струе сильного течения не могла привестись.

Это случилось на первенстве Англии с яхтсменами высокой квалификации Возникает вопрос: почему «Белая» выбрала подветренный, очевидно, более трудный берег? И почему, при всех трудностях этого варианта, на знаке В она была явным лидером? Ответ заключается в том, что рулевой «Белой» предвидел дальше, чем рулевой «Черной».

Преимущество тактики «Белой» становится очевидным в месте слияния притока с большой рекой. Здесь, как и следовало ожидать, направление течения соответствует схеме, показанной на рисунке. И здесь оно очень сильное. «Черная» должна пересечь реку против сильного потока, иначе ее унесет от знака В. Примерный путь яхты показан на рисунке.

«Белая» в месте слияния рек не только идет по более спокойной воде, но выходит на знак, совершенно не плывя против течения. Путь «Белой» к знаку показан кривой относительно суши, при таком курсе яхта будет постоянно находиться под прямым углом к основному потоку. Чем быстрее течение, тем круче путь к знаку.

На рисунке ниже показан один из наиболее простых примеров тактики плавания на течении. Он полезен тем, что иллюстрирует некоторые из проблем, возникающих при соревнованиях на движущейся воде.

Две яхты идут с легким попутным ветром против встречного течения. Два знака, вокруг которых они проходят, заякорены на сильном течении, которое, естественно, слабее вдаль подветренного берега. Для удобства рисунок укорочен, и поворотные буи расположены близко друг от друга; конечно, между ними существует более правдоподобная дистанция.

На рисунке ветер дует почти против течения, но под некоторым углом к берегу. Естественно, в любом примере необходимо учитывать силу и направление ветра, но сейчас рассматривается довольно обычная ситуация на течении.

Оба яхтсмена знали, что плавание вблизи берега позволяет избежать сильного встречного течения, идущего между буями. При плавании под парусом подходы и отходы от берега требуют большой сноровки и искусства.

Рассмотрим вначале буй, расположенный ниже по течению. Запомним, что вдали от берега течение сильное, а ветер слабый.

«Белая», обогнув буй, уваливается, но поворота через фордевинд не делает (паруса не перекладывает). Она как можно быстрее пересекает сильное течение, правя под прямыми углами к потоку. При таком маневре ее относит несколько вниз от буя, но, достигнув более спокойной воды, яхта выполняет поворот через фордевинд и при более слабом встречном течении направляется вверх по реке.

В свою очередь, «Черная» делает поворот через фордевинд вокруг буя и сразу же направляется против течения. При этом она пересекает поток под углом и выходит на спокойную воду на некотором расстоянии вверх от буя. Относительно суши она плывет гораздо меньшее расстояние, но зато большую часть времени борется против сильного встречного прилива.

Путь «Белой» относительно суши длиннее, но она быстро преодолевает сильное встречное течение и затем легко плывет по спокойной воде вдоль берега. «Черная» большую часть времени находится ближе к следующему знаку, но дольше борется с бурным встречным течением.

Вероятно, правильный курс лежит где-то посредине между рассмотренными двумя примерами. Он определяется соотношением скоростей ветра и течения, а также направлением ветра (что будет видно ниже).

Теперь яхты приближаются к верхнему знаку, и необходимо решить, в каком месте удаляться от берега и идти на знак.

Более импульсивный рулевой «Черной» недалеко от знака начинает немного приводиться на более сильном течении. Терпеливый рулевой «Белой» сопротивляется довольно естественному желанию сделать то же самое (разрешить другой яхте приблизиться к знаку, не идя в том же направлении, — всегда испытание силы воли рулевого) и продолжает идти вдоль берега по спокойной воде, пока не окажется на значительном расстоянии вверху от знака — и только тогда начинает приводиться на течении.

Тем временем «Черная» медленно плывет, борясь почти на попутном курсе со всей мощью течения. «Белая», войдя в сильное течение, плывет поперек него и в бейдевинд быстро пересекает поток, наискорейшим путем направляясь к цели.

В описанном случае курс «Белой», несомненно, верный. Будет ли он абсолютно правилен или нет, зависит от относительной силы ветра и течения. Чем слабее ветер, тем дальше за знак она должна зайти, прежде чем начать поворот на сильное течение.

Теоретически, зная соотношение скоростей основного и вдоль берегового течений, скоростей ветра и яхты на различных участках дистанции, можно выбрать абсолютно правильный курс. Практически это невозможно, и три выборе курса скорее следует полагаться на опыт, здравый смысл и интуицию, которой одни рулевые обладают в большей мере, чем другие.

Мы рассмотрели очевидные проявления коварства течения. В следующем примере речь пойдет о двух других важных обстоятельствах.

Курс, пройденный относительно дна при учете течения.

Рассмотрим курс после прохождения спокойной воды и выхода на знак при более сильном течении. Независимо от курса «Белая» и «Черная», миновав спокойную воду, должны плыть к бую самым коротким путем через сильное течение. Очевидно, что, направив свой путь на буй, они окажутся далеко внизу по течению. Если скорость течения и яхт известна, то их курс на нижнем участке можно легко определить на бумаге.

На рисунке показано, что произойдет, когда «Черная», плывущая со скоростью 4 узла поперек течения в 2 узла, покинет спокойную воду у берега и направится непосредственно на буй. Линией АВ показан курс относительно суши от точки, где яхта уходит со спокойной воды к бую. Пусть это расстояние будет 1/4 морской мили. При скорости 4 узла прохождение 1 мили занимает 1/4 часа, следовательно, 1/4 мили при скорости 4 узла потребует четверть этого времени — 1/16 часа (3 3/4 минуты). И на спокойной воде при следовании выбранным курсом с постоянной скоростью 4 узла яхта должна была бы прийти к бую, расположенному на расстояние 1/4 мили, через 3% минуты.

Читайте также:  Самая протяженная река китая

Однако на самом деле, пока яхта плывет этим курсом, течение снесет ее вниз, поэтому через 33/4 минуты (1/16 часа) яхта окажется не у буя, а будет снесена течением в 2 узла вниз на 1/16 x 2 мили. Другими словами, яхта окажется в точке С, которая находится на 1/8 мили ниже по течению от намеченного места.

Курс, пройденный относительно воды при учете течения.

Для выхода в точку С не надо идти прямо на знак, а затем, точно против течения в 2 узла, — к бую в точке В. При прокладке курса штурман учитывает предполагаемую скорость судна, направление и силу течения.

На рисунке показана обычная прокладка курса на карте. В этом примере оцениваемая скорость яхты на воде 4 узла, а скорость течения — 2 узла. Точка отправления А соединена линией с точкой назначения— буем В. Направление течения откладывается из точки а; и вдоль этой линии, используя масштаб карты, измеряется расстояние, которое пройдет течение за любой интервал времени; в нашем случае измерялось расстояние, пройденное течением со скоростью 2 узла за 1 час, оно равно 2 милям.

Эта последняя точка обозначена через С. Из центра в точке С радиусом, равным расстоянию, пройденному яхтой за тот же временной интервал, который был взят для определения АС (час плавания со скоростью 4 узла равен 4 милям), на линии АВ делается засечка в точке D. CD — курс, которым надо идти, a AD — расстояние, покрываемое яхтой за 1 час, то есть точка D показывает положение яхты «осле плавания курсом от А параллельно CD.

Конечно, на яхте все эти построения проделать нельзя, но для лучшего определения поправки на течение полезно знать используемые математические методы (которые могут существенно различаться) учета течений.

Практическое использование теории

Вернемся к ситуации, показанной на рисунке.

Анализ курсов двух яхт

Если скорость обеих яхт относительно воды остается постоянной и равна 4 узлам, а скорости основного и вдольберегового течений 2 и 1/2 узла соответственно, то можно теоретически определить, что произойдет с любой яхтой в любом выбранном временном интервале (см. рис. 22). Таким образом, оставив в стороне несколько очевидных, взаимно погашающих друг друга факторов, можно приближенно определить, какая из двух яхт первой достигнет цели. Положение каждой из яхт в конце одних и тех же временных промежутков обозначено буквой, что позволяет в любой момент сравнивать их продвижение. Из рисунка видно, что как у нижнего, так и у верхнего знака яхта, выбирающая курс вдоль берега, выигрывает.

Фактически яхта у берега плывет быстрее, чем показано на рисунке, так как ветер с траверза действует гораздо дольше. Кроме того, необходимо помнить, что между течениями в 2 и 1/2 узла нет четкого раздела, а другая яхта на последнем участке пути к берегу (а также вначале — от берега ко второму знаку) будет идти по течению с постепенно уменьшающейся скоростью. На более сложной схеме эту неточность можно учесть, выбрав более короткий временной интервал и откладывая к берегу течения с постепенно уменьшающимися скоростями.

Выбор курса по створам

Обычно плавание на течении происходит в водах, ограниченных и окруженных сушей, например в реках и их морских устьях, поэтому о правильности выбранного курса можно судить по ориентирам на берегу. В открытом море даже при следовании от берега ориентироваться не всегда просто, так как за морским поворотным буем может быть чистый горизонт, однако в море течения часто слабые и редко имеют большое практическое значение.

Ориентиры для выбора правильного курса.

Створ за кормой для выбора правильного курса.

Если в створе поворотного буя заметен неподвижный ориентир, то при пересечении течения он позволяет проверить курс, так как показывает положение относительно знака.

Проверить правильность курса можно даже в открытом море, когда яхта идет к бую, не имея впереди никакого створа. В этом случае можно использовать створ между двумя ориентирами за кормой. Очень полезно до соревнований пройти вокруг дистанции и приметить на берегу ориентиры, которые могут быть створами во время гонок; по этой причине желательно, чтобы поворотные знаки для больших гонок выставлялись за некоторое время до соревнований — предпочтительно за несколько дней. Если на соревнованиях используются навигационные буи или знаки, то створы можно найти на обычной навигационной карте или плане.

Учет изменчивости ветра

При следовании поперек течения в переменный ветер (особенно если он слабый) выбирайте курс, который ведет на знак, с запасом, притом по возможности на раннем этапе гонки. Тогда, если ветер стихнет или ненадолго ослабнет, вы все-таки сможете дойти до знака.

Если вы не учли изменчивость ветра, то течение может отнести яхту ниже знака, и придется идти к знаку против течения при слабом легком ветре.

Путь следования через течение при слабом переменном ветре.

Положение «Черной» показывает, что может произойти при недостаточном учете изменчивости ветра.

На рисунке показан курс, которым следует разумный рулевой, если у него есть причины сомневаться в устойчивости ветра. В нашем примере, поле ветра постоянно и не согласуется с подозрениями рулевого, поэтому, приближаясь к знаку, он постепенно уваливается.
На рисунке показано, что произойдет, если легкий галфвинд ослаб. Разумный рулевой «Белой», делая поправку на дальнейшее ослабление ветра, может привестись в крутой бейдевинд и все-таки оказаться относительно буя намного выше по течению. Менее предусмотрительный рулевой «Черной» приводится как только может, но течение относит его вниз от знака, и он тщетно борется со встречным потоком.

Очень крутой бейдевинд против течения

При плавании против ветра на встречном течении наиболее важно не идти слишком круто, а держать хорошую скорость яхты относительно воды. Например, при скорости яхты 2 1/2 узла против течения в 2’/4 узла уменьшение скорости яхты составляет 100%. Иногда при таких условиях плавание слишком круто к ветру выгодно или оправданно (см. главу 4), но, как правило, такого пути следует избегать.

Постановка на якорь

Иногда при следовании через сильный поток на слабое течение следует смириться с дрейфом яхты, пожертвовать несколькими сотнями метров и выйти на менее неблагоприятное течение. Если и эта крайняя мера не поможет и течение уносит яхту от знака, то лучше сразу же встать на якорь. В этом случае опять помогает тщательное наблюдение за створами.

Перед соревнованиями в районе с течением необходимо убедиться, что на якоре линь достаточной длины. На крейсерской яхте всегда лучше нести несколько дополнительных фунтов якоря, чем не иметь его вовсе, когда он может спасти от позорного выноса с дистанции.
Если вы первый осознали, что течение несет от знака не только вашу яхту, но и всех соревнующихся, и что необходим якорь скомандуйте экипажу опустить его в воду как можно тише, предпочтительно с противоположной от соперников стороны или подветреннее находящихся рядом. Старайтесь проделать весь маневр по возможности тайно. Как только якорь начнет держать, другие незаякоренные лодки начнут дрейфовать у вас за кормой. Только когда кто-то еще догадается о якоре, можно погреметь им или бросить его с беззаботной непринужденностью мощным всплеском.

Огибание буев на течении

У многих рулевых, вероятно, никогда не возникнет потребности в приведенном ниже совете, так как он не касается основ тактики гонок и имеет целью не столько предупредить о возможном проигрыше, сколько предостеречь от получения пробоины.

При огибании буя выше по течению для исключения наваливания, очевидно, необходимо оставить достаточно пространства между яхтой и буем. Не столь очевидно то, что вниз по течению за заякоренными большими навигационными буями образуются мощные завихрения, и если яхта поворачивает вблизи буя, то эти завихрения могут ее засосать и привести к самым неблагоприятным последствиям. На течении не следует поворачивать слишком далеко от любого знака, большого или маленького, но, огибая большие буи, следите за вихрями сзади, так как эти буи похожи на старых, твердых, шишковатых монстров, притягивающих яхты, проходящие слишком близко.

Источник

Adblock
detector