Меню

Похороны в реках индии

Город Варанаси, куда приезжают умирать

Варанаси — древний индийский город, куда приезжают умирать и в котором круглые сутки стоит дым костров. Священная река кишит инфекциями, улицы полны дерьма, но это не отменяет потусторонности этого места.

Варанаси (Бенарес) для индусов — все равно что Ватикан для католиков. Основанный 5 тысяч лет назад, это, возможно, древнейший город Индии. Когда-то он был центром науки и культуры, а сегодня это крематорий под открытым небом, куда приезжают умирать.

Согласно индуистским представлениям, смерть в Варанаси приводит к обретению спасения — мокши, поэтому старики и смертельно больные съезжаются сюда со всей страны в специальные отели, так называемые дома спасения. Приезжающий умирать может бесплатно остановиться на две недели. Правда, если по истечении двух недель человек все еще жив, то его попросят заплатить.

— Приземляясь в аэропорту Варанаси, мы уже имели определенное представление о том, что такое Индия: мы ходили трекинговым маршрутом по горам Кералы, были в Мадурае, Ченнаи и Дели. Однако именно в Варанаси произошел разрыв между миром, в котором ты турист и видишь то, что хочешь видеть, и миром настоящим, в котором индийцы рождаются, страдают, молятся и умирают.

Город был укрыт непробиваемым туманом. Видимость — от силы метр. Плотный запах костров, из-за которого бронхи время от времени сводит кашель. Из глубин тумана проглядывают очертания города: неасфальтированная дорога с ямами, уши запряженных мулов, замотанные в платки лица, облупившаяся краска и крошащийся камень узких улиц, мелькающие силуэты обезьян на крышах. Ни малейшего признака XXI века, кроме неразлагающегося мусора.

Варанаси вытянут вдоль левого берега Ганга длинным лабиринтом сырых тесных улиц. В реку спускаются гхаты — ступенчатые сооружения для ритуального омовения и кремации.

Весь город — это: а) люди, стоящие одной ногой в могиле, верящие в то, что к смерти можно подготовиться, сделать рывок и выпрыгнуть из колеса сансары; б) паломники со схожими представлениями, которым переезжать в Варанаси еще рано; в) люди, обслуживающие эту инфраструктуру. Бенарес — это смесь боли, страха и надежды.

В Варанаси вы увидите фонтаны огня. «Туристов» без обратного билета сжигают — на гхатах под открытым небом, 24 часа в сутки, по 300 тел в день. Здесь это дело рутинное.

Мы наблюдали за несколькими церемониями сожжения. Вначале тело окунают в Ганг. Затем поджигают и смотрят, как оно горит. Никто не плачет. Женщин нет. Тело горит три часа, ему не дают сгореть полностью: часть грудины у мужчин и часть таза у женщин должны остаться. Их бережно вынимают из костра и пускают, как бумажный кораблик, в невозвратный путь по Гангу. Тела маленьких детей, прокаженных и беременных не сжигают вовсе, а просто бросают в узкую реку.

Ганг кишит инфекциями — как минимум брюшным тифом и гепатитом А. Но индусы не гнушаются пить его трупную воду и омываться в ней, веря, что предки их защитят. Многие из паломников умрут — в основном дети, которых притащили сюда родители-фанатики.

В прахе сгоревших тел, который скидывают в одну кучу, копаются дети — ищут уцелевшие украшения. Дети черные как трубочисты и много кашляют.

Кашляли и мы. Вечером счищали с ноздрей осевший прах, вспоминая навязчивый запах горящего человеческого мяса. Им пропахла вся наша одежда.

Конечно, длинная полоса гхатов — это еще не весь Варанаси. За вуалью хоровода молитв, медитаций и смертей живет огромный средневековый базар, где местные могут купить все, что им нужно.

Также Варанаси называют городом тысячи храмов. Однако это тяжело заметить: большинство из них скрываются во дворах, теряются в тесной застройке. Из запоминающихся — Золотой храм Каши Вишванатх, куда пускают исключительно босиком по паспорту без фотоаппаратов и мобильных телефонов, и красный как кровь храм Дурги.

Варанаси — не туристический город. Это энергетически тяжелое место, внутри которого невозможно не думать о смерти и смысле жизни. Поездка сюда может быть полезной, а может — разрушающей. Но просто точно не будет.

Источник

Как хоронят людей в Индии: традиции и обычаи

Индия – загадочная страна. Страна со своими традициями, культурой и обычаями. Иногда все эти особенности кажутся рядовому туристу немного диковатыми, но с этим ничего не поделать. Это культурные и моральные ценности другого народа, нам остается все это лишь принимать как данность. Сегодня затронем очень пикантную тему, которая будет касаться того, как хоронят людей в Индии. Нужно сразу сказать, что в этом процессе много особенностей.

Религия

Какая религия в Индии? Индуизм – это главная религия страны. Если углубиться в ее суть, то индуизм, как и буддизм, описывают смерть человеческого тела лишь как конец одной из жизней, после смерти случается перерождение человека с переходом в какую-то иную сущность.

Для того, чтобы перерождение души человека прошло без проблем и правильно, требуется качественное освобождение души от плоти. Плоть для этого необходимо достойно уничтожить. Это важный момент. Как говорит религиозное учение, если тело покойного будет упокоено некачественно, то злая участь, постигшая плоть, будет отражаться на всех членах рода человека.

Под злой участью стоит понимать вечное блуждание умершего человека между мирами живых и богов. Вообще индусы считают, что все их покойные предки некоторое время являются божествами для потомков, а именно поэтому не стоит злить божества некачественной процедурой захоронения. Сделаем оговорку, что, по мнению индусов, их близкие родственники являются предметом почитания примерно до трех поколений.

Похоронный ритуал в Индии

Кремация

Наиболее предпочтительный вариант похорон в Индии. Это очень затратное в финансовом плане мероприятие. Сожжение тела умершего человека обходится родственникам в солидную сумму. Стоит отметить, что лучший город для таких мероприятий – это Варанаси. Жители Индии называют этот населенный пункт погребальным городом. Но есть и другие способы захоронения тела, которые используют жители страны, если кострище для кремации (погребальный костер) не по карману родственнику умершего человека.

Кремация умершего в Индии

Кострище для кремации

Кострище делается не менее чем один метр высотой, для него берется примерно пять килограмм дров на каждый килограмм веса умершего человека. Обеспеченные семьи для погребального костра выбирают такую древесину, как сандал и другие элитные дорогие породы. Для бедных людей существуют сорта попроще, нужно сказать, что древесина в Индии – это всегда очень дорого.

Самые бедные граждане для кострища берут вещи умершего человека, которые пригодились бы ему в ином мире до перевоплощения. И все же, главный критерий — не актуальность вещи в загробном мире, а его горючие свойства.

Богатые люди кидают в кострище алмазы и высоко ценящийся в Индии редкий янтарь. До начала кремации сын умершего человека бросает в реку специальную жертвенную смесь (рис и кунжут), это делается, чтобы освобожденная из тела душа смогла воплотиться в специальную временную оболочку.

После этого тело умершего человека водружают на сложенные дрова, которые складываются специальным образом и поливаются топленым маслом и особыми ароматическими жидкостями, а сын умершего человека факелом зажигает костер и при этом читает молитву. Другие члены семьи в этот момент кричат и громко оплакивают покойного человека специальными ритуальными причитаниями.

Не лишим считается расцарапывание собственных лиц и громкие крики женщин, которые присутствуют на церемонии. Кроме этого, женщины должны время от времени падать на землю и биться в рыданиях.

Примерно в середине всей процедуры кремации сын разбивает череп полусгоревшего трупа с помощью специальной деревянной палки, это дает сто процентную гарантию для выхода души из тела, если она к этому времени еще не покинула тело умершего человека. После того, как костер полностью затух, участникам церемонии похорон очищаются проточными водами реки, если реки нет поблизости, то они омываются водой с кунжутом.

Для полного очищения души покойного человека требуется быстро совершить первое жертвоприношение из смеси риса, кунжута и овощей. Спустя четыре дня после церемонии кремации, все участники похорон приходят на место кострища и совершают особый обряд, который состоит из сбора остатков костей, которые вместе с пеплом загружаются в погребальную урну из глины. Урну временно вкапывают в землю (примерно наполовину по высоте или объему). Еще спустя несколько дней прах из урны развеивают по воздуху над какой-нибудь рекой или озером.

Сосуд для праха усопшего

Кого запрещено сжигать

Есть некоторые нюансы в кремации. Существуют категории граждан, которые не подвергаются кремации. Сюда относятся:

  • Малолетние дети до тринадцати лет.
  • Монахи и другие садху (люди, которые отреклись от мира с его радостями и посвятили свою жизнь духовным практикам).
  • Беременные женщины.
  • Незамужние девушки.
  • Бедняки, у которых нет денежных средств на процедуру кремации.
  • Люди, больные лепрой.
  • Люди, которые умерли от укуса кобры.

Остановимся на последней категории. Примечательно, что в Индии считается, что человек, которого укусила кобра, не умер, а находится в коме, именно по этой причине сжигать его – это нечто нечеловечное и жестокое убийство.

Укушенного коброй человека обворачивают в пленку и погружают в лодку, которая делается из бананового дерева. На человека прикрепляют табличку с его именем и домашним адресом и сталкивают в реку. Монахи-садху, которые медитируют на берегу реки, стараются выловить этих людей из реки. Делается это для того, чтобы попытаться их вернуть к жизни с помощью своих медитаций.

Сложно делать вывод о том, получается ли у монахов это сделать или нет, но, бесспорно, такая их попытка – это во всех отношениях очень благородный и достойный поступок. Есть поверье, согласно которому одному садху, который медитировал на реке, удалось оживить укушенного коброй человека. Семья этого человека была очень рада и предлагала неведомые богатства монаху, но тот отказался брать эту награду в соответствии со своим священным обетом.

Монах в Индии

Значение рек

Индия – это страна, которая хранит много обычаев древности. И если бы похороны в Индии были бы стандартными для среднестатистического гражданина нашей страны, то это было бы странно. Индия экзотична во всем, даже в таких моментах, как похороны.

Река Ганга в Индии, впрочем, как и некоторые другие реки, используется для обрядов захоронения людей. Сразу скажем, что вид захоронения тел с использованием реки – это вариант не для богатых граждан. Альтернатива использования реки для бедных – это закапывания тела в землю. Но все же, использование реки Ганга в Индии в качестве кладбища – более распространенное мероприятие. Какие еще водоемы используют?

Особенно чтятся реки Ганг и Брахмапутра. Сюда отправляют тела тех людей, которые при жизни считались святыми или посвященными. Традиции таковы, что люди, причисляемые к святым или посвященным, не требуют очистки души огнем, так как их души при жизни были чистыми. Кроме этого, в водоемах иногда проводят ритуалы похорон детей и беременных женщин (иногда женщин, которые умерли во время родовой деятельности).

Ритуальные похороны в Индии

Подготовка тела

Подготовка тела усопшего у индусов к похоронным ритуалам проходит по обычаям брахманизма. Если быть точным, то эти мероприятия начинаются еще при жизни умирающего, в тот момент, когда становится всем понятно, что его кончина уже близка и неизбежна.

Умирающего человека кладут на пол в комнате дома (веранды дома или же на землю вне помещения). Пока его душа отходит в мир иной, члены его семьи находятся рядом с ним и просто молятся. С помощью молитв происходит ускорение отхода души из бренного тела. Душа выходит в одно из десяти отверстий тела человека. Есть такое поверье, согласно которому у праведника душа выйдет через макушку, рот, нос или же уши, а грешная душа покинет тело строго через анальный проход.

Сразу после смерти, по индийскому обряду, умерший человек обматывается в ткань, и вокруг него раскидывают бетель. Чаще всего это делает его сын, который является главным лицом в проведении всего обряд похорон. Если же в семье умершего человека нет сына, то для проведения обряда похорон приглашают специального брахмана, но, как говорит религия, лучше иметь сына.

Индийские традиции таковы, что тело усопшего необходимо захоронить за сутки после смерти. Перед похоронами нужно обрить волосы на голове и бороду (если таковая имеется). Если умирает женщина, то ее волосы опаливают с помощью специального факела, а затем тело обтирают благовонными маслами и оборачивают в другое одеяние.

После этих процедур умершего человека украшают яркими плетенными цветочными гирляндами, а также рисуют на его лице различные религиозные знаки, а на лоб сыплют рис и бетель.

Далее с помощью носилок умершего человека несут к месту его будущего сожжения (если выбран вариант с кремацией тела), на пути следования к установленному месту совершают остановки для молитв. В это время все женщины, которые присутствуют на похоронах, громко причитают и плачут, разрывая на себе одежды. Идеальным вариантом на похоронах в Индии считается, когда оплакивание умершего человека проходит в форме длинных, грустных и скорбных речитативов.

Люди на похоронах в Индии

После захоронения

После всех мероприятий по захоронению тела, семье умершего человека необходимо поставить в честь произошедшего события два камня. Один камень ставится дома, а второй на берегу ближайшего к дому водоема. Камни станут неким символом духа покойного человека. Последующие десять дней после похорон людей в Индии, над камнями положено совершать обряды возлияния водой, а также производить жертвования различных злаков. Также в течение года (один раз в месяц) в честь умершего человека приносятся жертвы в виде пищи.

Читайте также:  Туристические прогулке по реке

Через год на поминки среди прочих людей приглашается несколько специальных брахманов, они делают жертвоприношения, а также читают молитву, которая призвана для отпущения грехов умершему человеку. В глубокой древности для проведения этого ритуала требовалась кровь животного, но в современной Индии кровь заменили на зерно, овощи и фрукты.

Богатые жители в Индии иногда ставят для своих умерших предков специальные небольшие мавзолеи из камня с различными резными барельефами. Места для мавзолея выбираются на священных землях, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то мавзолей ставят у воды. Сюжеты каменных барельефов обычно рассказывают о жизни богов (чаще всего Шивы и Парвати).

Индийские мусульмане и христиане

Все мусульмане и христиане, которые проживают на территории Индии, производят похороны своих покойных близких людей согласно традициям своих религий. Это делается на специальных кладбищах, с установкой соответствующих памятников на могилах. Эти мемориалы сделаны согласно всем обычаям религии (мусульманства или христианства). К другим религиям в Индии относятся спокойно. Нет никаких притеснений ни со стороны жителей, ни со стороны властей. Какая религия в Индии считается главной? Главной религией считается индуизм, но никто не склоняет к этой религии, все происходит на добровольной основе.

Похороны в Индии

То, как хоронят людей в Индии – это целая церемония, о которой можно писать научные труды. Особенно важна не сама процедура, а объяснение всех мелочей и нюансов этого процесса. Многие отмечают, что более символического мероприятия, чем индийский погребальный обряд, не найти ни в какой другой стране или культуре мира.

Не менее сильно поражает и поведение всех людей, которые участвуют в захоронении своих близких и родных. Но все это становится вполне понятным, если постоянно держать в голове учение о переселении человеческих душ, что является неотъемлемой частью индуизма как религии (согласно статистике, индуизм исповедуют более восьмидесяти процентов населения Индии).

Ритуал похорон в Индии

Сегодня вы узнали, как хоронят людей в Индии различными способами. Конечно, нужно признать, что для нас некоторые моменты в захоронении кажутся немного странными и даже порой диковатыми. Но это традиции далекой для нас страны. Возможно, для жителя Индии также странно выглядят похороны в нашей стране.

Особенностью процедуры можно считать отличие ритуалов, к примеру, для похорон детей и взрослых людей. Хотя это далеко не одна особенность традиций захоронения в Индии. Для нас все кажется необычным и особенным. Однако это — отличие религий, культур и прочего.

Очень часто удивление иностранцев, которые наблюдают процессом захоронения, граничит с изумлением и даже ужасом. Туристов поражает больше всего то, что в реку сбрасывают пепел, остатки умерших людей и даже трупы, и тут же местные жители пьют из этой реки воду и купаются в ней.

Есть обнародованные данные лабораторных экспертиз речной воды Индии. Исследования проводились каналом «Дискавери». Весь мир, кроме Индии, пришел в ужас. В пробах воды найдено невероятное количество микробов, инфекций и прочего. Видимо, есть такие вещи в нашем бренном мире, которые можно понять только тогда, когда живешь с ними рядом. Это точно касается и вопроса о том, как хоронят людей в Индии.

Источник

Варанаси-город мертвых в Индии

Варанаси – один из старейших городов мира и важнейший религиозный центр Индии. Он расположен в штате Уттар-Прадеш на северо-востоке страны. Город стоит на реке Ганг, которая играет большую роль в религиозной жизни индуистов. Хотя многие люди называют Варанаси «городом мертвых», в нем постоянно кипит жизнь: на 2019 год там проживает почти 1,5 миллиона человек, и тысячи индусов ежедневно приезжают в него для проведения погребальных обрядов.

Похороны в Варанаси

В Варанаси никогда не затухают огни погребальных костров – каждый день проходит не менее трехсот ритуальных сожжений. Множество индусов прибывают в этот город: они верят, что смерть в Варанаси освободит их из круга перерождений (сансара) и поможет достичь высшего блаженства (мокша). По старым легендам, даже если человек умер не в Варанаси, то сожжение его останков в священном городе поможет очистить карму перед следующим перерождением.

Сожжение умерших происходит в соответствии со старинными ритуалами и имеет мало общего с тем, как кремируют в России, Европе и США. В Варанаси умерших сжигают не в крематориях, а на двух специальных площадках, расположенных на набережных (гхатах) реки Ганг. Главная из них – это Маникарника-гхат, где, как считается, вот уже тысячи лет не перестают гореть погребальные огни. Вторая площадка – это Харишчандра-гхат. Хотя у неё нет культового статуса Маникарника-гхата, она все равно привлекает тысячи индуистов и туристов.

Ритуал сожжения мертвых

Варанаси-город мертвых в Индии

Сожжение умерших в Индии требует сложных ритуалов, особенно когда похороны проходят в священном для индуистов городе. В индуизме понятие чистоты играет важную роль, а поскольку тело умершего считается нечистым, ритуалы похорон могут быть очень сложны.

Традиции похорон отличаются от общины к общине, от штата к штату, а в Варанаси умерших везут со всей Индии. В большинстве случаев индийская похоронная церемония начинается с того, что покойного облачают в покрывало, после чего осыпают благовониями и цветами. Затем умершего кладут на специальные носилки, с помощью которых его опускают в священную реку Ганг. Цвет покрывала различается: мужчин облачают в белое, девушек – в красную ткань, а пожилых женщин – в оранжевое. После омовения на лицо усопшего выливают воду из Ганга.

 Церемония кремации на берегу реки Ганг в Варанаси, Индия.

В конце церемонии тело покойного водружают на костер, составленный из 300-400 кг дров. Старший сын умершего (если умерла женщина, то её муж) четырежды обходит с зажженной ветвью костер, после чего его поджигает. При этом индуисты уделяют особое внимание голове покойного: если она не сгорела полностью, то череп следует расколоть (индусы считают, что так они выпустят душу покойного).

Температуры костра недостаточно, чтобы тело полностью превратилось в прах, поэтому на пепелище почти всегда остаются кости. После завершения погребения их вместе с прахом покойного смывают в Ганг. Усопшего принято сжигать вместе с его вещами, зачастую вместе с украшениями. Собирать их могут только представители нижайшей касты «неприкасаемых», для остальных индуистов это запрещено. Именно на «неприкасаемых» возложена большая часть обязанностей, связанных с погребением покойного и прикосновением к «нечистому» мертвому телу.

Варанаси: кладбище на водах Ганга

Варанаси-город мертвых в Индии

Индуизм запрещает ритуальное сожжение некоторых групп людей. В их число входят: дети до десяти лет, беременные женщины, жертвы эпидемий, умершие от проказы, йоги-садху, а также люди, умершие от укуса кобры. Дети, беременные женщины и садху считаются безгрешными, а потому просто отдаются водам священной реки. Людей, умерших от укусов кобры, принято считать спящими, а не умершими – поэтому их сожжение считается убийством.

Вместо того чтобы сжечь таких умерших, индусы бросают их в реку Ганг. В некоторых случаях к умершему привязывают камень, чтобы он сразу пошел ко дну. Зачастую покойников просто спускают по реке, из-за чего вид плывущего по реке трупа – это распространенное зрелище в Варанаси и его окрестностях. Жрецы-брахманы или просто «главные неприкасаемые» порой также отказываются сжигать особо тучных людей из прагматических соображений: растопленный подкожный жир будет сложно отмыть с площадки для кремации.

Жизнь живых в городе мертвых

Варанаси-город мертвых в Индии

Варанаси – это не только священный город, в который индуисты отправляются, чтобы умереть или предать огню своих покойных. Это также и место обитания полутора миллионов человек. Местных жителей не смущает специфика их города: изо дня в день можно видеть тысячи индусов, моющихся в той же реке, по которой спускают тела умерших.

Варанаси-город мертвых в Индии

Для многих местных жителей туристический бизнес стал основным способом заработка. Навязчивые гиды повсюду преследуют гостей города, «неприкасаемые» требуют денег за разрешение на фотосъемку похорон, попрошайки притворяются умирающими и выпрашивают деньги на погребальный костер. Даже йоги-садху, которых можно встретить на берегах Ганга – это в основном мошенники. Подражая в обличии «просветленным», они за деньги фотографируются с туристами.

Варанаси-город мертвых в Индии

В центре города старинные здания облепили многочисленные лачуги и хибары, а стены древних построек украшают граффити: от рисунков на религиозные темы до обычной рекламы. Покинув центр Варанаси, туристы столкнутся с картиной обычного индийского города: по грязным улицам бродят священные коровы и горные козлы, дорожное движение не регулируется, а запах нечистот ошеломляет неподготовленного путешественника.

В Варанаси на фоне старинных храмов и крепостей процветают коррупция и преступность. Здесь притоны соседствуют с ведущими университетами страны, а богатые особняки – с тесными халупами бедняков.

Туры в город-крематорий

 Группа международных туристов катается на лодке по реке Ганг.

Многие любители Индии скажут, что если вы оказались на севере страны, то вам следует посетить Варанаси. С ними сложно поспорить, ведь этот удивительный город контрастов входит в число древнейших в мире. Варанаси – это не просто город мертвых, но и древний центр культуры и религии, именно с него начинал свои проповеди Будда. Он может быть по-настоящему красив, особенно когда на его улицах и набережных проходят красочные индийские фестивали.

Тем не менее, туристам, решившим посетить Варанаси в 2019 году, следует подготовиться. Они наверняка столкнутся с карманниками и мошенниками, а порой и с крайне неприятным зрелищем мертвого тела, плывущего по священной реке: шокирующие фото Варанаси в изобилии представлены в сети. Если путешественник не боится столкнуться с неприятностями и шокирующими ритуалами, то индийский город мертвых откроется перед ним во всей красе.

Будем очень рады видеть вас, дорогие читатели, среди подписчиков нашего канала (подписаться можно сверху).

Обязательно ставьте лайки — это важно для канала 😉

Источник



Особенности похоронного обряда в Индии. Организация похорон

Похороны в Индии

В современной Индии индуисты составляют около 80% населения (мусульмане составляют около 15%, христиане – около 2,5%), поэтому мы расскажем именно об индуистских обрядах. При этом надо иметь в виду, что различаться у представителей разных религий будет различаться не только обряд, но и стоимость похорон, а значит и траты семьи умершего, ущерб экологии региона.

Некоторые особенности кремации по-индийски

Индуистские особенности кремации остаются неизменными с древних времен. В XX веке в стране появились лишь газовые и электрические крематории. В этих местах принято сжигать тела высокопоставленных чиновников, богатых людей и иностранцев, умерших в Индии.

Крематории электрические и газовые в Индии – это большая редкость и на всю страну насчитывается их не более пяти десятков и построены они только в крупных городах с большим количеством населения.

Основная масса населения, более миллиарда человек, по своей сути ортодоксальные индусы, предпочитают классический способ похоронной процессии – погребальное кострище. Но бывает так, что у бедного населения не хватает заплатить стоимость ритуала, и тогда они просто спускают тело по реке.

«Рим индусов»

Штат Уттар-Прадеш, на чьей территории находится Варанаси, занимает первое место в Индии по численности населения (199,5 млн. человек. по данным 2011 года) благодаря тому, что расположен на севере страны в плодородной долине между Гангом и его притоком Джамной. Первые поселения в этой области появились ещё в III тыс. до н. э., а сам же город Варанаси, по одной из легенд, был основан не кем-нибудь, а самим богом Шивой примерно в это же время. Уже одно это явилось бы для человека с религиозным сознанием поводом для как минимум благоговейного отношения к этому месту, тем более что Варанаси входит в число семи важнейших городов в индуизме и является объектом интенсивного паломничества. Однако ценен он не только этим. Например:

  1. о нём не раз упоминается в таких важнейших памятниках индийской культуры, как «Ригведа», «Сканда-пурана», «Рамаяна» и «Махабхарата». «Ригведа» вообще называет его «Сияющим» городом, намекая тем самым на его положение в древности как одного из центров брахманизма.
  2. уже в VII веке н.э. он был известен как центр религиозной, образовательной и художественной деятельности, а его длина вдоль Ганга простиралась на 51 км.
  3. издавна этот город считался центром ткачества. Шёлковое сари из Варанаси – это до сих пор эталон и символ красоты, а бенаресский (варанасский) шёлк считается одним из лучших.
  4. наконец, благодаря своему расположению он является одним из главных мест почитания Шивы и Ганги – богини, воплощающей собой реку Ганг. В немалой степени этому способствует огромное количество храмов, среди которых есть уникальный в своём роде деревянный храм, построенный из лучшей непальской древесины. Этот храм и набережная, где он стоит, находятся под покровительством королевской непальской семьи.

В индуистской космологии Варанаси считается центром Вселенной и её началом, духовным центром, соединяющим мир живых и мир мёртвых, а также городом, где пребывали боги до своего ухода в Гималаи. Кстати сказать, археология даёт немалую почву для подобных восторженных утверждений: согласно данным неоднократных раскопок, Варанаси – древнейший на сегодняшний день город из числа постоянно населённых, ровесник Вавилона. Неоднократно захватывавшийся и разрушавшийся (в нём нет ни одного здания или храма старше XVIII столетия), каждый раз он воскресал из руин подобно птице Феникс и снова занимал своё место в мире и в культуре. Индийцы почитают этот город наравне со своими божествами и считают, что если человек даже просто находится в нём, то он – уже на пути к просветлению, а если заночевал тут, то это сродни медитации.

Читайте также:  Длина реки нерль в тверской области

Варанаси священен не только для индусов и джайнов (последователей ещё одного древнего индийского учения джайнизма), но и для буддистов. В 10 км. от его центра находится район Сарнатх, где, согласно их учению, Будда прочитал свою первую проповедь. Сейчас там находится множество буддистских храмов, религиозных памятников и даже растёт «правнук» того дерева, под которым, согласно преданию, на принца Гаутаму снизошло откровение.

Подготовка тела

Для тех, кто интересуется, как хоронят в Индии, будет актуальна информация о том, каким ритуальным обрядам подвергают умершего, прежде чем его сжечь. Подготовка тела к кремированию:

  1. С тела удаляют волосы. У мужчины их полностью сбривают лезвием, а у женщины выжигают факелом. Сын умершей во время этого процесса должен находиться у ее головы спиной и ни в коем случае не смотреть в глаза матери.
  2. Труп омывают водой из реки, которая заведомо считается священной.
  3. Тело под чтение мантр натирают благовониями и смесью из меда, йогурта и натуральных масел.
  4. Мертвого украшают цветными гирляндами. Если население бедное, то на тело одевают простую речную священную тину.
  5. На лице умершего рисуют религиозные знаки, а лоб посыпают рисом и бетелем.
  6. Затем умершего одевают в чистые одежды (желательно белого или бежевого цвета). Заворачивают в саван из шелка и укрывают цветным покрывалом.

Саван – похоронное одеяние из белой ткани.

Общая подготовка к похоронам по мусульманским обычаям

Первые подготовительные мероприятия начинаются еще до смерти человека, если видно, что умирающий агонизирует, и конец близок. В дом приглашается имам для чтения Калимат-шахадат, суры Йа Син и Гром, а самого умирающего укладывают на правый бок лицом к Мекке (ориентировочно на юго-запад), что символизирует путь души к святому месту. Параллельно с этим человеку обычно дают воды или гранатового сока (хотя бы пару капель). Окружающим запрещено громко плакать, т.к. принято думать, что сильный плач может помещать сосредоточиться на подготовке к смерти.

После смерти человеку закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги и подвязывают подбородок. Покойного раздевают и связывают между собой большие пальцы ног, а гениталии накрываются непрозрачной тканью. Из-под него убирают мягкую постель. Затем туловище накрывают тканью, на живот покойного кладут тяжелый предмет (в целях предотвращения вздутия), а в комнате зажигают благовония. Параллельно с этим читают молитвы за покойного, взятые из хадисов. Единой молитвенной формы в мусульманском обряде похорон нет.

Подготовка тела по правилам шариата начинается сразу же после установления факта смерти. Похоронить мусульманина (в т.ч. самоубиенного или младенца) нужно в этот же день (или в течение 24 часов) до захода солнца, если нет уважительных причин для откладывания процедуры погребения. Если смерть наступила ночью, похоронить погибшего следует на следующий день.

Быстрые мусульманские похороны – это традиция, сложившаяся много веков назад. Исторически это связано с климатическими особенностями Аравийского полуострова, где раньше находился оплот мусульманства. Там было слишком жарко, и хранить труп без неприятных последствий даже 3 дня не представлялось возможным. Со временем это стало общепринятой традицией. Предать земле человека можно на ближайшем мусульманском кладбище. Перевозить тело из одного населенного пункта в другой для захоронения является грехом в соответствие с шафиитским мазхабом. Но устраивать похороны ночью нельзя, т.к. в Исламе запрещено посещать кладбище после заката. Плюс ко всему в ночное время суток на кладбище ничего не видно.

Вскрывать тело мусульманина нельзя (кроме исключительных случаев, но все-таки муллы неодобрительно отзываются на этот счет). В Исламе это грех. Родственники покойного обязаны сделать всё возможное, чтобы не допустить вскрытия.

Также похоронный обряд у мусульман исключает кремацию. Кремация в мусульманстве приравнивается с горением в аду вне зависимости от того каким именно человеком был покойный при жизни. По исламским законам родственники вправе отменить кремацию даже в том случае, если человек при жизни хотел, чтобы его кремировали.

Кострище для кремации

Костер разжигают из пирамиды, сделанной из дров разной длины и ширины. В небольших поселениях тела высокопоставленных людей сжигают на кострище из сандаловых веток. Погребальный костер считается самой затратной частью обряда. Похороны, проходящие в Индии ежедневно, требуют сжигания достаточно большого объема дров.


Сжигание тела

Большинство бедных семей в стране копят всю жизнь на погребальный костер, а порой не стесняются просить денег у иностранцев, ссылаясь на то, что у них умер какой-то родственник. Общепринятая высота костра для всех каст равняется 1 метру, а это от 350 до 400 кг дров на одно тело.

Сосуд для праха усопшего

Религия

Какая религия в Индии? Индуизм – это главная религия страны. Если углубиться в ее суть, то индуизм, как и буддизм, описывают смерть человеческого тела лишь как конец одной из жизней, после смерти случается перерождение человека с переходом в какую-то иную сущность.

Для того, чтобы перерождение души человека прошло без проблем и правильно, требуется качественное освобождение души от плоти. Плоть для этого необходимо достойно уничтожить. Это важный момент. Как говорит религиозное учение, если тело покойного будет упокоено некачественно, то злая участь, постигшая плоть, будет отражаться на всех членах рода человека.

Под злой участью стоит понимать вечное блуждание умершего человека между мирами живых и богов. Вообще индусы считают, что все их покойные предки некоторое время являются божествами для потомков, а именно поэтому не стоит злить божества некачественной процедурой захоронения. Сделаем оговорку, что, по мнению индусов, их близкие родственники являются предметом почитания примерно до трех поколений.

Похоронный ритуал в Индии

Кого запрещено сжигать

Важно отметить, как правильно хоронят людей в густонаселенной Индии – готовят к кремации людей на набережных реки Ганг, длина которых достигает 5-8 км. На площади Маникарника-гхате ежедневно кремируют почти 400 трупов, поэтому костры горят тут круглые сутки. К слову стоит отметить, что запрещено сжигать людей:

  • ребенка, не достигшего 12 лет;
  • девушек, не побывавших замужем;
  • умерших от укуса змеи кобры;
  • людей, больных хроническим заболеванием лепра;
  • беременных женщин;
  • монахов и «садху»;
  • бедных людей, которые пришли умирать в Варанаси совсем без денежных средств на кремацию.

Варанаси – город в Индии, главное святое место у индусов.

Ритуал похорон в Индии Монах в Индии

Церемония погребения мусульман по порядку

Мусульман (как мужчин, так и женщин) хоронят на мусульманских кладбищах. При таких кладбищах есть смотритель (кабер башлаучы), который показывает, как копать могилу и оконтурить ее, фактически отвечая за организацию похорон. Для захоронения должна быть выкопана глубокая могила. При копании могилы формируют углубление ляхад, в которое и будет помещено тело. Если захоронение происходит на участке с чрезвычайно сыпучей или рыхлой землей, ляхад можно не делать, но взамен ему выкапывается дополнительное углубление в нижней части могилы. Глубина могилы должна быть такой, чтобы животные не смогли раскопать усопшего. Выкопанную могилу нельзя оставлять пустой. В ней должен стоять один ил копателей или в нее нужно поместить какой-либо железный предмет (топор, лопату, лом и т.д.).

Добровольно или насильственно

Процесс кремации в Индии считается почетным погребением, нежели просто похоронить в могилу, как принято у мусульман и христиан. К слову, Иисус не проповедовал кремацию и в Ветхом Завете – это действо относится к языческим обычаям. Также в Индии известен такой обряд как сати, когда женщины шли на добровольное самосожжение вслед за своим мужем или господином.

На сегодня сати не приветствуется современным законодательством в Индии. Проведение ритуала карается судебным разбирательством, которому будут подвергнуты все участники и даже просто те, кто пришли посмотреть на это зрелище.

Почему мусульмане хоронят умерших без гроба

Когда тело облачают в саван, усопшего можно хоронить. По мусульманским традициям покойных хоронят без гроба. В соответствие с исламскими догмами человек создан из земли и после смерти станет ее частью, а гроб лишь препятствует контакту тела с землей. Также мусульмане считают захоронение в гробу языческой традицией, а сам гроб слишком дорогостоящим ритуальным атрибутом, но расточительство в Исламе всячески порицается. Похороны мусульман в гробу допускаются только в трех случаях:

  • из-за жестких требований законодательства той страны, в которой проходит погребение;
  • по причине плохого состояния трупа;
  • наличия на кладбище слишком сырой или влажной почвы.

Но на дно гроба насыпают немного земли, а крышку гроба не забивают гвоздями (или она вообще отсутствует).

Другие виды похорон

Ежегодно в Индии умирает около 7 млн. человек, но лишь 300 тысяч счастливчиков удосуживаются чести закончить жизненный путь на реке Ганг в Варанаси. Из документальных источников известно, что людей в Индии хоронят в землю, но этот способ распространен среди бедняков и низших слоев населения.

В Индии помимо кремации, также есть исключения, когда тело человека не сжигают, а просто пускают вниз по реке. Не сжигают тела беременных женщин, незамужних девственниц и детей до 12 лет. Считается, что их души чисты.

«Увидеть Варанаси и умереть»

О похоронах в Индии можно писать целые научные труды, которые будут посвящены не столько самому описанию процесса, сколько его объяснению. В самом деле, при всей простоте индийского погребального обряда более символического, чем он, наверно, нельзя найти ни в одной стране и культуре мира. Не менее поражает и поведение людей, которые хоронят своих близких и родных. Но всё становится понятным, если постоянно помнить об учении о переселении душ – неотъемлемой части индуизма (согласно статистике, индуизм исповедуют почти 81% населения этой страны). Мы не будем останавливаться на нём, тем более что лучше и ёмче Высоцкого об этом даже индийцы не рассказали, просто отметим, что вера в переселение душ – это краеугольный камень чуть ли не всего их мировоззрения и мировосприятия.

Что же касается смерти и похорон, то, говоря о них, нельзя не вспомнить о священном для индусов городе Варанаси, называемым ими «городом мёртвых». Бесстрастная статистика такова: на население в 1,3 млрд. человек с годовым приростом в 1,38% (данные на 2007 год) ежегодно умирает около 7 млн. И каждый из них, кто исповедует индуизм, мечтает умереть именно в Варанаси. Но, к сожалению, лишь немногие могут себе позволить эту роскошь: расстояние от этого города до любой крайней точки материковой Индии исчисляется в сотнях, а то и в тысячах километрах (от Дели до Варанаси, например, около 800 км.), и преодолеть их с умирающим очень часто является непосильной задачей. К тому же по канонам индуизма похоронный обряд, представляющий собой кремацию, должен быть проведён в первые же сутки после кончины человека (в идеале – в течение 5-7 часов). Стремясь соблюсти это требование, многие индийцы привозят в Варанаси своих ещё полуживых родственников и остаются с ними до тех пор, пока они не умрут. Иногда срок ожидания смерти длится неделями, а то и месяцами, и всё это время умирающие и их родственники находятся под открытым небом возле Ганга.

Трудно сказать, когда именно родилась эта практика, однако известно, что она была чрезвычайно распространена уже во второй половине XIX века. Из описаний того периода можно сделать вывод, что начало ей положили богатые и знатные индусы, выходцы из высших каст или добившиеся положения в обществе благодаря своему богатству. Именно они завели обычай поселяться в Варанаси, который в те времена назывался на английский манер Бенаресом, в последние годы своей жизни. Их пример был быстро подхвачен по всей стране, и таким образом Варанаси приобрёл свой теперешний статус.

Чтобы лучше понять, почему для места последнего упокоения был выбран именно Варанаси и что он значит для индийцев, нам придётся слегка отвлечься от темы и немного о нём рассказать. Тем более что он этого достоин и без статуса «город мёртвых».

Похороны брахманов

Когда брахман или брамин умирает, то его тело тотчас подлежит омовению. На лоб умершего наносят религиозные метки, бетель и подсушенные зерна риса в шелухе. Также зерна разбрасывает по всему телу и около него сын брахмана. Далее совершают все необходимые действия по подготовке тела к похоронам: моют, бреют, читают над ним молитвы. Родственники также сами переодевают и наряжают мертвого.

Брахманы, брамины – члены высшего сословия индуистского общества.


Похороны брахмана

На месте у реки Ганг тело смазывают в четырех отверстиях коровьим маслом гхи, осыпают его рисом и закладывают зерна в рот. Сын умершего священным зажженным факелом поджигает кострище. После этого родственники садятся, скорчившись, на землю, глазами к востоку, берут немного травы дхарба и, разрывая ее ногтями на мелкие кусочки, бросают в воздух. Весь процесс сопровождается громким чтением Вед.

Веды – священные писания индуизма.

Аналог бальзамации

Тело должно быть в простом ящике. «Вибути» (ясень) или «чанданам» (сандаловое дерево) по традиции следует наносить на лоб мужчины, а куркуму — на лоб женщины. Гирлянда цветов должна быть помещена вокруг шеи, а святой базилик помещен в шкатулку. Во время бодрствования семья и друзья собираются вокруг гроба и могут читать гимны или мантры. В конце пробуждения, прежде чем тело извлекают для кремации, многие индусы ставят «пинду» (рисовые шарики) возле шкатулки. По окончании следа шкатулка снимается на ноги и доставляется к месту кремации.

После смерти и погребения

Через 4 дня после смерти на место, где был сожжен умерший, приходят родственники и собирают останки и золу на пепелище. Собирают они их в глиняный сосуд. Эту емкость затем наполовину закапывают в землю. Когда проходит еще несколько дней содержимое сосуда развеивают над водоемом.

Читайте также:  Пан парчевский угрюм река

Брахманы не имеют права прикасаться к телу низшего по касте, а если покойный принадлежит к высокой касте, то к нему не может прикоснуться низший по касте, так как этим нанесет ему непоправимое оскорбление.

Бедных людей без родственников порой не хоронят даже по самым простым обычаям. Их тела просто сбрасывают в Ганг. Трупы могут долгое время разлагаться в реке, но бывает так, что на них набрасываются собаки, а также птицы: хищные грифы, орлы и стервятники. У неподготовленных туристов такое зрелище обычно вызывает отвращение и ужас.

Порядок обмывания тела по мусульманским обычаям

После смерти проводят обряд омовения: Тахарат и Гусуль. Это надо сделать сразу же после смерти. Причем женщин омывают женщины, а мужчин – мужчины (за исключением шахидов, т.к. их хоронят без омовения). В этом правиле есть только одно исключение: скончавшегося мужа может омыть жена. Однако муж покойную жену уже омыть не может. По традиции омывать усопшего должно 4 человека, причем один из них является главным – гассалом. Тот, кто омывает усопшего, должен быть надежен с точки зрения неразглашения каких-либо изъянов, которые он может заметить на туловище покойника. Рассказывать о любых увечьях нельзя.

Обряд омовения происходит в несколько этапов и длится около 4 часов. Сначала гассал трижды моет руки и надавливает на грудь покойника, ведя вниз по животу, чтобы из желудка вышло все испражнения. При необходимости он может надеть перчатки. Затем омываются половые органы усопшего. После этого гассал моет руки, меняет перчатки и омывает лицо умершего, а также тщательно прочищает по порядку его нос и глаза, причем лицо моется трижды. Когда лицо будет вымыто, покойника омывают целиком.

Душа после смерти тела

Чтобы близкие помнили, что дух их родственника всегда наблюдает за ними, они устанавливают два камня – первый дома, а второй на берегу ближайшего водоема. Богатые жители возводят в честь умерших мавзолеи.


Свечи и благовония

Индусы верят, что душа, после того как тело умирает, решает отправиться на небо или повторно на землю. Если человек выполнил свое земное предназначение, то вероятнее всего, его дух отправится на небеса. Если умерший погиб в результате несчастного случая или убийства, то у него будет шанс получить телесную оболочку вновь.

Экономика и экология

Структура расходов на индуистские похороны хорошо иллюстрируется на следующем примере, который приводят индийские исследователи: одна из респонденток рассказала, что потратила на похороны тещи суммарно около трехсот тысяч (в переводе на рубли), что для их региона – очень большие деньги. Помимо очевидных расходов на топливо для костра и гроб, её семья потратилась на украшения одра воздушными шарами и лентами. Они также наняли музыкантов, а священнослужитель потребовал добавить к одру золотую лестницу, чтобы та помогла умершей попасть на небеса. Далее, в течение 12 дней семья респондентки содержала в своем доме гостей – ближних и дальних родственников, а на тринадцатый день, согласно традиции, был организован пир на 500 человек (который сам по себе стоил около 100 тысяч в пересчете на рубли). Для ежемесячных молитв за душу усопшей священнослужитель также требовал деньги, одежду и различные ритуальные предметы в течение года, а спустя год большое празднество вновь потребовало серьезных расходов.
Принадлежность к среднему классу индийского общества позволила данной респондентке пожертвовать сбережениями, чтобы хотя бы не влезать в долги. Разумеется, представители низших классов (которых абсолютное большинство) зачастую вынуждены прибегать к займам, чтобы обеспечить свои близким обряды самого минимального уровня. Страх прослыть в обществе “невнимательными [к мертвым]” для них сильнее страха попасть в долговую яму.

Шокирующие похороны в Индии на реке Ганг

Обряды, которые готов увидеть своими глазами не каждый путешественник по этой чудесной стране, происходят на реке Ганг в городе Варанаси. Для жителей Индии это вполне собой разумеющееся явление – сжигать тела умерших или просто спускать их по реке с крокодилами. Многие туристы просто пребывают в шоке от происходящего на берегу этой реки. Японцы носят марлевые повязки, европейцы брезгливо ходят, боясь наступить в нечистоты.

Тела хоронят спустя 5-7 часов после смерти из-за жаркого климата. Погребальные обряды не запрещено снимать на камеру. Любители экстремальных ощущений могут поселиться в близлежащие отели, с балконов которых видны погребальные костры и исходит постоянный специфический запах дыма. Увидеть настоящие кадры с этого зрелища можно в передаче «Орел и решка», где ведущие кидают монету. И также кадры с места обрядов на реке Ганг есть в передаче «Мир наизнанку».


Процесс похорон

Похороны в Индии – это исторически сложившийся важный ритуал для жителей данной страны. Туристы, планирующие поездку в Индию, должны быть готовы, что каждый аспект жизни местных здесь происходит на улице, поэтому к похоронам здесь следует отнестись как к простому обыденному явлению.

Формальная процедура

Во всех бывших колониях Британской империи действуют государственные органы, созданные по образу и подобию английских. General Register Office (главное регистрационное бюро, более корректный перевод – бюро записи актов гражданских состояний) – орган, отвечающий за регистрацию браков и разводов, рождений и смертей – присутствует и в Индии.

В 1969 году (то есть, всего лишь полвека назад) индийский закон обязал всех граждан официально регистрировать рождения и смерти. Если человек умирает дома, о его кончине в Бюро должен доложить глава семьи. Если в медицинском учреждении, то докладывать должен медперсонал. Если тело было найдено на улице, то сообщают сотрудники правоохранительных органов. Закон предписывает уведомлять Бюро обо всех обнаруженных гражданами мертвецах в течение 21 дня. За просроченное сообщение полагаются денежные штрафы (для сравнения, в Европе о смерти нужно докладывать в течение 1-3 дней).

После регистрации смерти Бюро выдает родственникам покойного Death Certificate – свидетельство о смерти, в котором указано время и причина смерти. Свидетельство о смерти необходимо для того, чтобы освободить умершего и его семью от трудовых, долговых и иных обязательств, обеспечить передачу прав собственности и иные вопросы, связанные с завещанием, дать семье возможность получить страховку и пособия на похороны.

LiveInternetLiveInternet

Вчера была на похоронах мамы нашего друга… В связи с этим мне захотелось написать как происходят траурные церемонии в Грузии.. Похоронные дни у нас во вторник и четверг,ещё хоронят в воскресенье и в субботу иногда..Сразу делают бальзамировку,т.к. для похоронной процессии требуется несколько дней..Оповещаются все родственники, соседи, друзья,знакомые,сослуживцы..В траурном агентстве оформляются документы, при этом требуется заключение от врача и от полиции…Тут же покупается вся аттрибутика…Для верующих в церкви заказывают молебен и приводят священника проводящего ритуал придания земле покойного..У изголовья гроба ставится подношение в виде огня — свечи,воды — в стакане и доливается по мере испарения,запахов — воскурений ладана,цветов, зерен пшеницы и иногда еды: фруктов,сладостей,вина,хотя священники говорят,что еды уже не нужно..Перед днем похорон назначаются дни прощания с усопшими — панихида, в который приходят люди,не только знающие покойного,но и все знакомые и друзья членов семьи — поддержать в трудные минуты расставания..

Чтобы очень печально не звучало и не травмировать чувствительные сердца, напишу сначала как я добиралась.

Муж на похороны не мог вырваться с работа из-за загруженности — только вышел из отпуска..Поэтому послал меня с соболезнованиями и извинениями…Как всегда все делаю в последний момент…Времени в обрез — надо успеть купить цветы и доехать к выносу. Цветы не купила — не оказалось приличных, где я обычно покупаю..

Чтобы не терять времени, сажусь в первое попавшееся такси на стоянке. Говорю таксисту,что я очень тороплюсь на похороны и по дороге надо купить цветы…Заводит машину водитель,а она никак не заводится, разнервничался, не хочется терять клиента,сто раз извиняется, суетится:»Я сейчас быстро все поправлю!» Выскакивает из машины,открывает капот и что-то подергивает. Садится в машину, заводит, опять не заводится. выскакивает из машины и просит других таксистов помочь, Садится в машину. Подходят водители и начинаю толкать машину вперед. Протолкали несколько метров — не заводится..Давай лучше назад,говорят,толкать. Толкают назад и опять не заводится..Тогда один говорит, что давай я тебя подцеплю, водитель выскакивает из машины, достает толстую веревку, прицепляет, садится в машину. Нас провозят немного вперед и машина нехотя завелась с недовольным кашлем и ворчанием) Выбегает водитель,снимает веревку, садится в машину. Наконец едим!. При этом он все время смотрел на мое выражение лица и говорил,что сейчас,сейчас..Бросить человека в беде и оставить без заработка уже неудобно — так человек волнуется ))) Ну все — поехали. Говорю,что,надеюсь, вы лучше меня знаете как проехать быстрее минуя пробки..Но мы почему-то едем через все светофоры и пробки..Как я поняла: для него важным было купить цветы,а если бы он поехал по набережной,то там цветов не будет уже — задание было доставить и купить цветы))

Адреса точного не знаю. Договорилась по мобильнику с другом где он меня будет ждать,на всякий случай уточнила адрес — где находится визуально.. По времени смотрю,что цветы покупать не успеваю и уже это не актуально — успеть бы к выносу…Проезжаем мимо намеченной встречи — никого нет..Говорю, едем дальше…Немного проехали и уже разворачиваться в переулок поздно,т.к. похоронная процессия выноса состоялась и народ рассаживается в сопровождащие транспортные средства — автобус,машины…Выскакиваю быстро из такси — благо я уже расплатилась предварительно в пути (хоть в этом преуспела!) и кидаюсь на шею с соболезнованиями и извинениями к другу, делающему последние распоряжения по размещению людей…Кстати,друг, с кем договорилассь о встрече ещё в пути и не подъехал..Потом уже, прямо на поминки поспел..

Хоронить везем на самое большое кладбище. В городе очень тепло, а подниматься надо в горы — там всегда ветер и прохладно..После прощания и захоронения делается подношение всего по немногу с поминального стола — еда вино — это остается рабочим….Едем затем в банкетный зал,где накрыты столы человек на 150…

Ритуальный поминальный стол тоже состоит из определенного набора блюд. Обычно это закусочные холодные блюда по сезону. В данном случае это три вида мхали — бадрижданы с орехами,зеленое стручковое лобио с орехами,ботва бурака с орехами, свежий салат помидоры-огурцы, тарелка с зеленью разной — петрушка,лук-порей,веточки регана,зеленые стручки перца; хлеб-лаваш, мчади — лепешки из кукурузной муки,лобиани, сыр двух сортов,рыба три вида — сациви из рыбы,цоцхали — маленькие отварные рыбки,и в соусе с уксусоми зеленью,грибы тушенные,даже икра была с маслом. Затем подаются горячие блюда, разносятся официантами и тоже в определенном порядке: отварная фасоль в густом соусе, отварной картофель,посыпанный укропом, горячие хачапури,острое — мясо мелкими кусочками в томатном соуке,хашлама — отварные куски мяса и завершается поминание пловом,который подается по распоряжению тамады..В последнее время подают двух видов: сладкий вариант — рис с изюмом и урюком и плов из баранины с черным перцем и тмином.Да, ещё обязательно отварная пшеница на столе стоит в стаканчиках,заправленная изюмом,орехами и медом…

Из напитков на столе вино белое сухое,лимонад и боржоми.Количество тостов тоже ритуальное: сначала за усопших, за саму покойную,за её родителей покойных,за родственников покойной со стороны мамы и со стороны папы,за всех безвременно ушедших, погибших в войнах, за всех ушедших присутствующих в зале. Затем очередь наступает чествовать живых: за здравие мужа,братьев и сестер, родственников,детей,внуков,соседей.сослуживцев, друзей,присутствующих друзей членов семьи..Не пугайтесь — стаканы небольшие для вина и все закусывается..

Стоит добавить,что в разных регионах существуют свои обычаи,которые немного разнятся,а в общем проходят по такому сценарию…Принято положить небольшую сумму денег и в результате, как правило, такие большие расходы оккупаются…

После похорон считается плохой приметой идти кому-то в дом — лучше к себе домой прямо…Но некоторые разомлевшие от вина друзья все хотели идти к нам,а я говорила,что ни фига вам — идите к себе) Все таки уломали подружки и пришли к нам на кофе,правда через магазин — все же не так прямо получилось )..

«Ровно столько же идет и позитивных перемен»

Мне кажется, во всей этой ситуации с коронавирусом очень важно увидеть не только негативную сторону. Ровно столько же идет и позитивных перемен. Мир поменялся, и если воспользоваться этим временем для внутренних изменений, то все у нас будет хорошо.

Сейчас я выбираю быть в Индии ещё и потому, что здесь мне повезло с окружением людей. Они на позитиве, занимаются каждый своей практикой, делятся знаниями.

Мы проводим совместную контактную импровизацию, танцы на террасе, киртаны, ланчи, играем на разных инструментах. Еще один сосед мастерит флейты, но он в намеренном заточении, так что мы с ним пока даже не знакомы.

В Индии на карантине я чувствую себя гораздо спокойнее, чем, мне кажется, чувствовала бы себя в Беларуси. Мы уже прожили кульминацию, а в Беларуси, исходя из того, что я вижу в новостях, все только начинается. В Индии коронавирус воспринимают более серьезно – и это успокаивает. Опять же, в Минске мы бы сидели в квартире, а тут рядом Ганга и джунгли, поют птицы, а природа умиротворяет.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: из личного архива героини.

Источник

Adblock
detector