Меню

Порог шумы река юрюзань

Путешествие по ЮЖНОМУ УРАЛУ. РЕКА ЮРЮЗАНЬ- одна из красивейших рек Южного Урала и равнодушное отношение туристов.

Обзор рек Южного Урала продолжается. И сегодня на повестке дня река Юрюзань.

Река Юрюзань привела меня в восторг своей живописностью на разных участках.

Приехали мы на реку еще днем. Солнце отливало блики воды и Юрюзань- она такая приветливая и сочная. Но стоило солнцу зайти за облака и Юрюзань стала совсем другой- таинственной и загадочной. Но и в том и в другом случае- она прекрасна!

Соглашусь с тем, что Юрюзань — одна из самых красивых рек Южного Урала. Ее берега живописны, вдоль которых располагаются скалы и леса, луга и мосты.

Кроме того, Юрюзань считается самой быстрой рекой на Южном Урале (скорость течения 0,5 метров в секунду) и самой высокогорной рекой Челябинской области.

Река Юрюзань берет начало в Башкирии склоне горы Угловой Машак . Устье реки — в Павловском водохранилище на реке Уфа в Башкирии. Начинаясь и заканчиваясь в Башкирии, Юрюзань немалую часть своего пути проходит через Челябинскую область.

Путешествие по ЮЖНОМУ УРАЛУ. РЕКА ЮРЮЗАНЬ- одна из красивейших рек Южного Урала и равнодушное отношение туристов.

Почему река приобрела такое название? Название уходит к башкирскому языку, где «юр» — «большой», «узян» -«река» .

А река Юрюзань в свою очередь дала имя южноуральскому городу Юрюзань, в котором образует большой пруд.

Непосредственно около реки Юрюзань больших населенных пунктов мало, в основном, расположены села и деревни. Но, кроме города Юрюзань на реки находятся еще два города- Усть-Катав и Трехгорный.

Юрюзань- памятник природы областного значения.

Путешествие по ЮЖНОМУ УРАЛУ. РЕКА ЮРЮЗАНЬ- одна из красивейших рек Южного Урала и равнодушное отношение туристов.

К реке Юрюзань легко добраться, что собственно делает отдых около реки доступным для туристов. Но прогуливаясь вдоль реки, мы обнаружили много источников мусора, оставленного туристами после себя.

Путешествие по ЮЖНОМУ УРАЛУ. РЕКА ЮРЮЗАНЬ- одна из красивейших рек Южного Урала и равнодушное отношение туристов.

Туристы любят Юрюзань еще и потому, что она отлично подходит для сплавов. Юрюзань — вторая по популярности река для сплавов в Челябинской области, после реки Ай.

Как мне сказали, начинать сплав по реке лучше от станции Усть-Катав. Таким образом, вашему вниманию будут самые живописные участки реки от города Усть-Катав до деревни Верхняя Лука.

Путешествие по ЮЖНОМУ УРАЛУ. РЕКА ЮРЮЗАНЬ- одна из красивейших рек Южного Урала и равнодушное отношение туристов.

Красоты реки Юрюзань, на мой взгляд, никого не оставят равнодушными. Хотя нет. Равнодушными остаются «люди», которые портят природу, в частности берега реки Юрюзань своим мусором.

А еще, сегодня мы погуляли по лесу, встретили много интересного на природе, по крайней мере для нас городских жителей.

Еще раз убеждаюсь, как мало мы проводим времени на природе и любуемся ее красотами. Ведь именно благодаря карантину у нас появилась возможность ценить окружающий мир. но об этом уже завтра расскажу🔆.

Источник

Шумы, Юрюзанка. Там где живет Старое время.

-Да вот также у костра сидели, и всю ночь кто-то ходил полесу, насвистывал навроде песни. Говорят, когда человека убьют, то душа его не отпетаяпотом по лесу таскается. Тоскливо ей…

Мы сидим у костерка на берегу Юрюзани, с краю огромнойполяны, где когда-то стояла одноименная деревня Юрюзанка. Судьба скитальческаяв очередной раз привела меня в горную глухомань Южно-уральского заповедника. В поселкеВерхнеаршинский, лесничий, Александр Сергеич Похлебаев, как и положено выделил длясопровождения инспектора, Женю Ключевского. Дал для заброски свой Уазик и вот мысидим, травим байки в самом конце географии, под склоном Дальнего Машака.

Юрюзанка. Не стоит удивляться, некоторые фотографии сделаны летом.

Вокруг стоит стылая апрельская ночь, и мы болтаем, потомучто отползать от костра спать совсем-совсем не хочется. Сидим у костра допоследнего, сгорающего в нем полена, до малиновых углей. А рядом бормочет по-весеннемуполноводная Юрюзань. Вокруг ночь и темные на фоне затухающего неба силуэты гор.

Женя Ключевский житель местный, уроженец Верхней Арши,самого высокогорного населенного пункта в Башкирии. Живет там безвылазно, заисключением службы в армии. Горы окрестные знает прекрасно и имеет весьмаподвешенный язык, что мне в радость. Я люблю слушать байки той местности, кудаобычно приезжаю. Женя и рассказывает. Про историю рудника, о том, как всеначиналось в конце сороковых. Про то, что поселок Верхнеаршинский должен былстать городом, но судьба распорядилась по-другому. И теперь вместо троллейбусовна улицы бывает, забредают волки.

Юрюзанка. Не стоит удивляться, некоторые фотографии сделаны летом.

-Арша стоит на свинце, тут, где не копни, — везде он. Можетбыть, от того и не растет ничего? Что не посади, — все чахнет.

-Как же вы тогда живете здесь столько лет?

Поселок Верхнеаршинский, он же Арша находится на отметке 734 метра над уровнемморя. Это край суровой горной тайги, изаниматься здесь каким либо земледелием не пришло бы в голову самому Мичурину.

Заморозки обязательны в Арше в июне, а в августе снежок ужечастый гость. Несмотря ни на что, люди здесь живут, хотя и осталось местныхжителей человек сто. Школу, почту закрыли. Одно слово – таежный тупик!

Ну а меня занесло в эти края с целью съемки Большой Воды.Выше нашей поляны в теснине шумит и грохочет Юрюзань. Это место на рекеназывается Шумы. На старых картах оно обозначено, как водопад, на новых жеявляется порогом. Наша задача завтра с утра сходить туда, отснять все, а ужпотом уйти на Машак, на перевал, где когда-то на высоте 880 метров была станция узкоколейнойжелезной дороги.

Холод лютует. В темном небе высыпали яркие дрожащие звезды.В такую ясную погоду всегда холодно и ясно, что будет заморозок. И все-таки надоспать. Завтра будет большая дорога.

Залезаю в спальник, съеживаюсь, пытаясь сохранить немногодымного кострового тепла, и закрываю глаза. Тишины в ночном лесу не бывает именя со всех сторон обступают звуки. Бормочет Юрюзань. Потрескивает углямикостер. Вокруг идет какая-то своя ночная жизнь: шорохи, попискивание. Сквозьсон слышу чивканье соловья…. Успеваю подумать, что пение соловья в голом лесу ккакой-то примете, но не успеваю вспомнить и проваливаюсь в сон.

Утро, слышу сквозь сон требовательный голос Ключевского:Валераааааа, косилку доставай!

Какую косилку, чего косить собрался Женя с утра пораньше?

-Газилку, газилку давай, чай кипятить будем. Все постепенностановится на свои места, Жене требуется газовая горелка. Он пританцовывает итрет руки. Вокруг все белым-бело от инея, а из-за леса собирается показатьсясолнце. Просто фантастически холодно. В голове мелькает фраза: космическийхолод…

С восходом солнца жизнь более или менее входит в свое русло.Собираем пожитки и шагаем по бывшим улицам Юрюзанки. Вокруг еще остались остовыворот, заборов. На пригорке блестит оградками кладбище.

-Когда я с армии пришел – рассказывает Женя — дорога ещебыла, но поезда в Катав-Ивановск не ходили. Народ расползаться начал, какдвижение закрыли через перевал. А потом, в 77-м и вовсе стали выселять –заповедник организовали. Сюда платформы подгоняли, дома грузили, кто хотел вывезти.Но многие избы просто так оставили. Да тут кино, «Вечный зов» как раз сниматьстали, верхнюю улицу рублей за триста скупили у людей и сожгли все.

Я хорошо помню этот фрагмент фильма. 6-я серия, налет бандыКафтанова на деревню. А еще замечательная панорама Юрюзанки сверху и грядаМашака на заднем плане. Киваю.

Про эту историю мне приходилось слышать в Белорецке.Рассказывали, что все оформили, как будто купили лес, наняли мужиков и тесрубили киношникам целую новую деревню. Дел во время съемок фильма каких-токривых наделать успели и потом, это уже факт, историей занимался отдел поборьбе с хищением социалистической собственности, легендарный и ужасный ОБХСС.Под это дело многим местным жителям, участникам массовки удалось съездить вМоскву – вызывали на допросы. Ну да ладно, дело прошлое, хотя и история.

Подходим к уцелевшему, сложенному из дикого камня зданию безкрыши. Оно похоже на остов вокзала. Люди рассказывали, что именно так и было. Что,дескать, даже чайная здесь была, где сиживали, ожидая поезд, пассажиры. Аоказывается все не так. Здесь находилось депо. Хитроумная мысль немецкихинженеров, проектировавших дорогу, расположила депо почему-то именно вЮрюзанке, между двумя горными перевалами. Видимо очень ответственный участокпути с обеих сторон был и паровозам в случае чего требовался осмотр и ремонт.

Ключевский показывает мне: смотри, здесь после депо потомклуб был. Вот тут будка киномеханика, а вот — отверстие под проектор. Здесьбильярдная, а тут библиотека. Я пролезаю вовнутрь здания. Тут все густо поросломалинником и молодыми березками. Ключевский шуршит прошлогодним бурьяном снаружи.

Слышу чертыханье. Выглядываю, — Женя карабкается на сосенкунапротив перрона и поправляет скворечник.

-Жень, откуда здесь скворцы?

-Насчет скворцов не скажу, но скворечники решили вешать.Наше дело — исполнять…

Читайте также:  Самая знаменитая река в америке

За деревней дорога сбегает к ручью. Справа обгорелый остовмоста.

-Жил тут дед один, Азям. Он его и сжег. Чтобы народбраконьерить не ездил. В 80-е еще.

Думаю про себя: природу конечно бабай любил, но мост спалилзря – вода в ручье ледяная!

А за ручьем уже железный капитальный клепаный мост черезЮрюзань перекинулся. Далее нам нужно вверх по течению пробираться, вдоль берегабурной весенней речки.

Юрюзань в летнюю межень здесь мелководна. Русло ее завалено огромнымикаменными «сундуками» и «чемоданами». Это летом. А весной же, когда талая водасбегает с двух мощных южно-уральских хребтов Машак и Кумардак, здесь начинаетсяводная феерия. Грозная, рычащая, в кипени, брызгах и радуге, повисшей над руслом,несется Юрюзань по камням. Зрелище одновременно торжественное и страшное. Здеськак нигде понимаешь, что ты, человек в сравнении со стихией. Звук от рычащихпорогов далеко разносится по округе. Не зря и назвали, Шумы!

Выше моста, за поворотом мы выходим на первый каскад. Все вбрызгах и бурунах. Очень шумно и приходится кричать. Здесь самая нижняя частьгорки, по которой стекает речка. Всего на 900 метров русла 18 метров падения повертикали. Уклон виден не вооруженным взглядом.

На Шумах четыре ступени. Порог любят безбашенные туристы-водникии всякими правдами да неправдами пробираются сюда, в заповедник в период большойводы. На радость инспекторам: турист сам в руки идет, тепленький да груженый.Куда убежишь по заваленной снежной кашей тайге?

Это нынче снега мало и он везде уже сошел. Вода в рекевот-вот начнет убывать, не дожидаясь Первомая.

Идем с Женей все вышеи выше. Снимаю на камеру все 4 каскада, один мощнее другого.

Рядом с речкой по лужам во всю урчат лягушки, распускаются ветреницы.

Ветреница, белый подснежник, обладает еле уловимым тонкимароматом духов. И когда идешь по весенним полянам, с которых только-толькосошел снег, над ними начинает виться тонкий аромат подснежников. Весна! Жальтолько, что она уж очень быстро проходит.

По обе стороны от Юрюзани горная тайга. Темная,неприветливая. Сбегает по россыпям к речке.

-Вон, это гора Медвежья, а вон та, — Харитонова. А вон та,слышь, Валер, вон та — Дальний Машачок. Нам туда! Ключевский показывает мне на торчащие из-залеса серые гольцы с белыми пятнами снега.

-Как, Валера, пойдем, по насыпи или напрямую, через лес?

-Ты хозяин здесь, ты и веди!

-Да я тебя так могу завести, что проклинать потом будешь.

-Да веди, как знаешь.

-Тогда лучше напрямую срезать, километров 10 сэкономим.

Мы возвращаемся в Юрюзанку. Снова приходится разуваться илезть в ледяной ручей. Но ничего, чем дальше, тем только интереснее!

Кипятим чаек, перекусываем. Рассказываю Жене о том, каквпервые попал в Юрюзанку. Долго, прячась в складках местности, обходил двухразговаривающих людей, которые были предположительно инспекторами заповедника.При ближайшем рассмотрении они оказались двумя столбами от ворот. У страхаглаза велики.

Трогаемся в путь. За деревней в лесу то там, то здесьпоявляются островки снега. И все белым-бело от подснежников. Особенно их многона полянах. Березки, вкрапленные в темно-зеленое море тайги, постепенноисчезают, уступая место мрачному хвойному лесу. Впереди буреломы, под ногамиподо мхом – камни. Появляются первые осыпушки. Обходим их. Но россыпей-курумовстановится все больше, и мы принимаемся скакать прямо по ним. Вот так, неприведи Господь, будучи одному в лесу поскользнуться на куруме и повредитьногу. Помощи кричи не кричи, не дождешься. Да и звонить не откуда.

Однако прочь дурные мысли. День разгулялся, а мы скоровыйдем на перевал. Тепло, по лесу разносится жужжание насекомых. То и делопопадаются лиловые цветы волчьего лыка. Весна на Южном Урале, оживает леснаяжизнь.

Узкоколейка от Юрюзанки заламывала петлю вдоль хребта Машак,и растягивалась километров на 15. Когда поезд шел через перевал, то в летнююпору тот, кто не ленивый, спрыгивал с подножек и шел напрямую на перевал,собирая ягоду. А потом там, на станции ждали поезд. Поезд наверх долгокарабкался, не смотря на то, что здесь специальные паровозы держали, а количествовагонов здорово убавляли. Как мне рассказывал старый помощник машиниста, ИванСтепаныч, когда приезжали в Тирлян, состав увеличивали втрое, впрягали в хвостдополнительный паровоз и так гнали в Белорецк. А здесь, Валера, пока спустишьсяс перевала к Юрюзанке — рассказывал Иван Степаны, — все вспомнишь. Сцепка ручная и на спуске каксловно на себе вагоны везешь. Тихоооонечко ехали! А все равно, бывало с рельсовсходили поезда. Особенно по весне, в распутицу под шпалами ямки появлялись, ипо ним колея прыгать начинала. Страшно было, а ехали.

Пока шли наверх с Женей, подустали. Выползли кое-как нанасыпь бывшей дороги и присели отдохнуть. Место оказалось примечательным –дорога была прорублена здесь прямиком в скальном массиве. Видимо когда строили,практичные немцы почем зря не стали тратить взрывчатку, и сделали аккуратнуювыемку. А в результате получилось очень даже живописно.

-Ну, все, вон дорога вправо забирать начинает, там истанция. Когда пацанами были, катались на перевал.

-Паровозы еще были?

-Ну да, сначала паровозы, затем тепловозы появились.

-Мазутом. Мазутом топили. На перевале друг у меня дежурил. Вгости к нему катались. Пацаны, приключений хотелось.

Дальше мы идем прямо по насыпи, по которой теперь проложенадорога. Надо сказать вполне сносная. Кое-где попадаются старые телеграфныестолбы, с повисшими на них проводами. Вот ведь, сколько лет стоят, а всеничего!

Тягун постепенно выровнялся, дорога повернула направо,огибая скалы Дальнего Машака. Вышли на огромную поляну. Я понимаю, чтособственно станция здесь и была. Навигатор показывает 880 метров над уровнемморя. Вокруг кучи черного угольного шлака, следы от шпал, замазученные участкипочвы. Видно, что станция Машак была большой. Здесь было несколько запасныхпутей и станция, судя по всему, была важным элементом дороги.

-Эх, Валерка, погода здесь была зимой жуткая – рассказываетЖеня. То метель, то мороз! Как запуржит, так все! Всех выгоняли снег чистить наперегонах.

-Техники не было что ли?

-Снегоочистители были, Нои они, бывало не могли пробиться. Каксильный буран пройдет, так все, встает дорога!

Мне здесь все интересно, ведь я столько лет мечтал побыватьна этой хотя и бывшей станции, под облаками! Что такое 880 метров для ЮжногоУрала? Это дремучая горная тайга, постепенно переходящая в лесотундру. Скоротким летом и длинной зимой.

-Слышь, Валер, дежурил здесь на станции, Янсон. Так мы еговсе фашистом дразнили.

-А я его потом после армии в Тирляне встретил. Увидел меня иговорит: дурак, ты, Женька, хотел тебе по соплям надавать, да что с вас,пацанов возьмешь! Не немец он, а швед. Только нам тогда разве можно было что-тообъяснить?

Завечерело. Стою на куче шлака, любуюсь горной панорамой. Назападе во всей красе встает стена хребта Зигальга со всеми своими Шеломами,которых кто 4, а кто и все 5 насчитывает. Вот она, цепочка гор, вся передомной. Горы действительно похожи на старинные шелома богатырей. Это не знакомыедля Южного Урала плоские столо-образные вершины. Нет, Шелома смотрят в небоскальными останцами.

Левее всех, как огромный кит, севший на мель – гигант,Большой Шелом, третья по высоте гора на Южном Урале. Я люблю этого великана! Отнего веет чем-то очень древним, чем-то таким, что всегда заставляет задуматьсятебя о вечном. О том, какие же они, эти горы, в сравнении с тобой великаны. Бывает, ползешь по тайге наверх, потеешь. Апотом вдруг перед тобой встает гигантская шапка горы, одна сплошная каменнаяроссыпь. И вот когда уже из последних сил карабкаешься по ней, ясно чувствуешьвсю трехсотмиллионную историю этих седых гор. И думаешь еще: как же хорошо чтопрошли эти триста миллионов лет. Ведь тогда Урал был высотой с Гималаи!

Правее Большого Шелома встают: Малый, Третий и ЧетвертыйШелома, обрываясь на север понижением, именуемым Александровской ямой. Говорят,что когда-то через нее возили с Тирляна прокат до железной дороги, пока немцыэту узкоколейку не построили. Говорят еще, что хотели дорогу проложить другиммаршрутом, мимо Александровки и Тюлюка. Тогда не надо было бы тянуть сюда наверхотуру стальную колею. Но не договорились с владельцем земли. Вот такаяистория.

Ближе к нам, в долине я вижу поляну, на которой когда-тостояла деревенька Двойниши. Наши предки умели выбирать место под поселения. Нескольколет назад, когда мы ходили на Шелом, я попал в Двойниши. Стоял такой жепредвечерний час. Солнышко катилось в закатные страны и всю долину затопиложелтым вечерним светом. И тогда, в ту минуту вдруг ожило Старое время. Я вдруг ясноуслышал гудок паровоза, летящий по распадкам. Почувствовал терпкий запахгорелого угля. И почувствовал, как все приготовилось в ожидании поезда, которыйвот-вот придет сюда. Тени, старые тени ожили. Звуки гармошки, народ, сидящий наподножках. Семечки, корзины с ягодой, обновки и табачок. Я зажмурился и ясноэто все представил. Но длилось это не долго. Солнышко едва присело на гребнехребта Нары и покатилось дальше. В долине стало темнеть. Смолклиголоса-призраки, и только две речки сливаясь воедино, бормотали: двое,двойняши.

Читайте также:  Предприятие сливает отходы в реку

Сейчас в вечернем свете творилось тоже самое. Оживало Староевремя. Но один раз, искусив меня, оно ничего уже не могло поделать. Я точнознал, что прошлого не вернешь. Хотя и себя не обманешь тоже. Ведь я шел сюда,испытывая свои ноги и Жени Ключевского именно для того, чтобы испытать заново то прошлое чувство. Правда, доДвойнишей мы сегодня не добрались и не пойдем туда завтра. Но и к лучшему. Насне будет искушать не только Старое время, но и чьи-то неприкаянные души.

-Жень, а откуда здесь, на Урале швед Янсон вязался?

-А откуда Ключевский здесь?

-Ничего не знаю насчет своей фамилии. Янсон этот из Тирляна.Там шведы когда-то жили. Вот он из них и был.

Смеркается. Солнышко уходит за нос хребта Нары. Над хребтамив небе полыхает каких-то фантастических цветов пожар. Видимо завтра будетветрено.

Стою, любуюсь закатом. Думаю, что человек посредством красоки компьютеров давно научился создавать подобные штуки. Но, не смотря на всевысокие технологии, вид пламенеющего заката, северного сияния или падающейзвезды по-прежнему вызывает у человека восторг. Все мы дети природы, хотя большинствоиз нас давно спрятались от нее в мегаполисах. В подсознании мы все такие же.

До свидания день. До свидание солнце. Сегодня был замечательныйдень. И надеюсь, завтра будет тоже. Ведь столько впереди еще несделанного, стольконехоженого!

Источник

Сплав по реке Юрюзань

О маршруте сплава по реке Юрюзань

Очередной маршрут выходного дня пройдет по реке, овеянной множеством преданий и легенд. С ней тесно связана история горных заводов и Крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. Вдобавок ко всему на берегах этой реки родился и вырос народный герой башкирского народа Салават Юлаев, воспевший ее величие в своих стихах. Конечно же, это красавица-Юрюзань. Наиболее благоприятный участок для сплава начинается недалеко от города Усть-Катав Челябинской области, а заканчивается в селе Малояз Республики Башкортостан. В неспешном темпе его можно пройти за 3 дня. Там нет серьезных препятствий, поэтому маршрут идеально подходит для семейного отдыха, а очарование Юрюзани сравнимо с Аем, Зилимом и даже Белой. Сплавсредства могут быть абсолютно любыми, вплоть до простейшей резиновой лодки. Предпочтительное время – с мая по сентябрь. Интересным дополнением к поездке может стать экскурсия по Усть-Катаву, одному из старинных уральских городов.

река Юрюзань | сплавы по рекам Башкирии

Интересной особенностью Юрюзани являются находки в ее долине образцов древней наскальной живописи – так называемых писаниц. Это первобытные рисунки, сделанные, как правило, охрой или углем на скалах под открытым небом либо в небольших гротах и пещерах. Основными темами писаниц были изображения людей и животных, а также геометрические фигуры и знаки. Возраст рисунков может составлять несколько тысяч лет. На Юрюзани известны Усть-Катавская, Верхнелукская, Сабакайская, Навесного гребня, Идрисовские и Бурановские писаницы.

река Юрюзань | сплавы по рекам Башкирии

Начало сплава по реке Юрюзань в Усть-Катаве

Река Юрюзань берет начало в самом сердце гор Южного Урала, между горой Угловой Машак и хребтом Кумардак, на территории Южно-Уральского заповедника. Начинаясь с нескольких ручейков, вытекающих из верховых болот, река достаточно быстро набирает силу и, преодолев красивый, но коварный порог Шумы, постепенно превращается в типичную для Южного Урала горную реку. Минуя на своем пути хребты Бакты, Зигальга, Нургуш и Большая Сука, Юрюзань достигает одноименного городка, как бы рассекая его на две половины. Затем, протиснувшись между хребтами Юкали и Каменные горы и обогнув станцию Вязовая, достигает раскинувшегося по обе стороны Усть-Катава, откуда мы и начнем маршрут.

Добраться до Усть-Катава проще простого. По трассе М-5 в сторону Челябинска проезжаем Ашу, Сим, Кропачево и на первом же повороте с указателем этого города, возле металлической стелы, поворачиваем налево. Главная дорога приведет на берег пруда на реке Катав, на картах обозначенного как Усть-Катавское водохранилище. Город довольно интересный, исторически связан с развитием металлургии на Южном Урале, и, если позволяет время, можно совершить прогулку по его центральной части, где сохранилось множество построек начала прошлого и конца позапрошлого века. Сегодня продукцию местной тяжелой промышленности можно встретить в каждом крупном городе России. Это усть-катавский трамвай.

Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова – старейшее предприятие России, основанное в 1758 году как железоделательный завод. Построен он известными купцами Иваном и Яковом Твердышевыми и Иваном Мясниковым. Здесь перековывали в железо чугун Катав-Ивановского и Юрюзанского заводов. Созданию предприятия предшествовало строительство лесопильной мельницы и судовой пристани, с которых и ведет отсчет история Усть-Катава. В 1774 году, во времена Пугачевского восстания, завод и поселок были разорены и сожжены повстанческим отрядом Юлая Азналина – отца Салавата Юлаева. В 1775–1777 годах проводились восстановительные работы. После смерти основателей завода предприятие в 1783 году перешло во владение дочери Ивана Мясникова Екатерины Козицкой, а в 1810 году – ее дочери Анны, в замужестве представительницы влиятельного рода Белосельских- Белозерских. Потомки этой знатной княжеской фамилии управляли предприятием вплоть до 1899 года, когда завод взяло в аренду Бельгийское Южно-Уральское анонимное металлургическое общество, которое запланировало перепрофилировать завод из металлургического в вагоностроительный.

Кардинальные перемены с градообразующим предприятием начали происходить в 1890 году, когда через Усть-Катав протянулась стальная магистраль Самаро-Златоустовской железной дороги. Сначала завод стал производить продукцию для строительства железнодорожного полотна – костыли и скрепления, а затем – железнодорожные вагоны. Первый трамвай вышел из цехов предприятия в 1901 году. После революции 1917 года завод был национализирован Советской властью, а в годы Гражданской войны разорен и разрушен. В 1920-х годах восстановленное предприятие начало выпускать первую продукцию, а с середины 30-х перешло к выпуску трамвайных вагонов. С тех пор завод стал поставщиком трамваев на рынок Советского Союза, впоследствии – России и стран СНГ.

Мы же двигаемся дальше. Дорога вдоль берега пруда по дамбе переходит на противоположную сторону реки Катав и приводит к еще одной местной достопримечательности – Французскому мосту. Мост, правда, к Франции ровным счетом никакого отношения не имеет. А называется он так потому, что связал расположенный на левом берегу Юрюзани завод с правобережным поселком Колония, где жили бельгийские специалисты, разговаривающие на французском языке. Мост был построен в 1914 году. Стальная ферма, прежде чем соединить берега Юрюзани, проделала внушительный путь: в Усть-Катав металлоконструкцию доставили из-под Самары, где она служила пролетом моста через реку Кинель, а еще раньше сооружение возвышалось на Ташкентской железной дороге. До 1917 года проход по мосту для простых жителей Усть-Катава был запрещен и пользовались им только иностранцы.

Мосты Усть-Катава – это целая история. Так, чуть выше по течению находится красивый подвесной Брянский мост, построенный в годы Великой Отечественной войны. Название его трактуется двояко: одни утверждают, что мост был спроектирован на брянском машиностроительном заводе, эвакуированном в Усть-Катав в начале войны, другие говорят, что строили его рабочие из Брянска. Истина, наверное, находится где-то посередине

Начинаем сплав по реке Юрюзань

Можно начать сплав прямо в черте города, но обычно для этого выбирают место ниже по течению, возле железнодорожного моста, в 4 километрах к северо-западу от Французского моста, напротив устья реки Большой Бердяш. Проехать туда можно по дороге к детскому лагерю, обозначенной на всех картах. Координаты места начала сплава – 54°57’49.49’’ С, 58°07’29.14’’ В.

Юрюзань, так же как и Белая, поражает обилием удивительных скал и пещер по берегам. Описывать каждую не имеет смысла, поэтому обозначу лишь ключевые участки маршрута, а чтобы было проще ориентироваться на реке, можно воспользоваться приведенной ниже лоцией.

река Юрюзань | сплавы по рекам Башкирии

Гребни

Скалы в долинах местных рек принято называть гребнями, чего не встретишь на остальной территории Башкирии. Название первого гребня, что возле железнодорожного моста на другом берегу, – Смирный, а сам мост именуется Смирновским. После следует правобережный Отводской гребень. Ниже него река делает две большие излучины, на одной из которых по левому берегу возвышается Яхьильский гребень, затем будет остров Спорный. На этом участке по реке проходит граница между регионами. Таким образом, встав на ночевку на левом берегу, вы окажетесь на территории Республики Башкортостан, а на правом – в Челябинской области.

Читайте также:  Река исеть порог ревун как проехать

Хваточный гребень

Сразу же после впадения в Юрюзань по правому берегу речки Минка начинается красивый Хваточный гребень, или попросту Хватка, в котором находятся Кочкарские пещеры. Вход в одну из них хорошо виден с воды.

Хваточный гребень

Лимоновский гребень

Ниже, после небольшого острова, возвышается целый ряд живописных скал: на левом берегу – Малый Лимоновский гребень, унаследовавший название от существовавшей здесь ранее деревни Лимоновка, затем, на противоположной стороне, – Навесной гребень и после него, снова слева, – Большой Лимоновский гребень, или, как его еще называют, Старичный.

Лимоновский гребень

река Юрюзань | сплавы по рекам Башкирии

Жеребчиков утес

После Лимоновки на левом берегу высится скальный выход под названием Жеребчиков утес, за которым река, огибая урочище Жеребчик, вновь закладывает большую петлю, названную Жеребчиковой Лукой, украшенную протяженным скальным гребнем с тем же названием. В конце излучины по левому берегу из-под земли бьет родник с чистой и вкусной ледяной водой.

Вид из Идрисовской пещеры

При впадении в Юрюзань небольшой речки Клюкля слева подходит дорога из деревни Идрисово, которая расположена в паре километров от реки. На небольшой оборудованной площадке есть парковка, магазин, подобие летнего кафе и баня. А в отвесных скалах, к которым идет натоптанная тропа, виден вход в пещеру с множеством наименований: называют ее и Салаватской (при этом часто путая с одноименной пещерой в Ишимбайском районе и пещерой Убежище Салавата), и Идрисовской (по названию близлежащей деревни), и Краснопольской (от названия исчезнувшей деревни Краснополье). Известны также названия Дворец, или Дворцовая, и Киссяташ.

Вид из Идрисовской пещеры

Пещера Идрисовская – исторический, археологический и природный памятник. Ее первое описание сделал руководитель экспе- диции Санкт-Петербургской академии наук естествоиспытатель, географ и путешественник Петр Симон Паллас в 1770 году. В пещере им были обнаружены следы пребывания человека. По преданиям, осенью 1774 года в пещере скрывался Салават Юлаев. В 1951 году Марией Бадер в пещере были обнаружены кости ископаемых животных и осколки кремня палеолитического облика, а также рисунки, сделанные охрой, включая антропоморфные, то есть изображающие человека. Общая протяженность пещеры – 93 метра, амплитуда – 10 метров, площадь пола – 213 квадратных метров, объем – 482 кубических метра.

река Юрюзань | сплавы по рекам Башкирии

Тут был Салават Юлаев

После пересечения линией электропередачи река образует большую излучину, в начале которой когда-то находился хутор Лысов, сейчас от него осталось только название. Через 3 километра, на правом берегу, появляется красивая скала, которая называется Монахов, или иначе Монашкин, гребень. Высота скалы 70 метров, формой напоминает огромный крейсер. После нее Юрюзань, постоянно меняя направление, снова делает одну за другой две большие петли. Между этими петлями, почти в километре от деревни Верхняя Лука, на правом берегу, находится очередная скальная гряда – Салаватский гребень, в котором расположена еще одна Салаватская пещера. Надо сказать, что в округе буквально все связано с именем народного героя. Чуть ниже пещеры есть утес, обрывающийся к реке, который называют Салаваткин яр. По легенде, над ним был оборонительный лагерь, в котором скрывались повстанцы, а когда царские войска все же разбили войско мятежников, Салават был единственным, кто смог уйти от преследователей по узкому скальному карнизу. С тех пор место лагеря называют Салаваткин двор, а карниз – Салаваткиной тропой.

река Юрюзань | сплавы по рекам Башкирии

Деревня Верхняя Лука и Малояз, завершение сплава по реке Юрюзань

После деревни Верхняя Лука река делает еще один поворот направо и вплотную прижимается к автомобильной дороге у деревни Новые Каратавлы. Многие завершают маршрут именно здесь, потому что есть удобный подъезд для автотранспорта. Но можно пройти еще около часа и финишировать прямо в райцентре, селе Малояз, до которого будет еще несколько живописных мест. Через 2 километра от автомобильного моста находится пещера Убежище Салавата, где, по преданиям, скрывался предводитель восставших. Найти ее несложно: нужно подняться на трассу, пройти вправо 2,3 километра и свернуть снова направо. Вход в пещеру представляет собой вертикальный колодец, обнесенный синим деревянным забором, который видно с дороги. Но без снаряжения и соответствующих навыков спуск в него может быть опасен. После моста, по правому берегу, будет деревня Калмакларово, а сразу за ней, на другом берегу, – село Малояз. В центре Малояза можно посетить музей Салавата Юлаева, чтобы поставить жирную точку в путешествии по родным местам национального героя башкирского народа.

памятник Салавату Юлаеву

Источник



Путеводитель по реке Юрюзань.

Вид на долину Юрюзани. Фото взято с сайта www.southural.ru

Первые километры от истока русло Юрюзани — нагромождение камней. Фото Б. Прохорова. www.southural.ru

Когда-то эти места не были столь безлюдными. В месте, где Юрюзанка разливается заводями-озерками, именуемыми здесь прудками, стояла деревня Ближние Прудки, пониже ее – Круглая Поляна. Это были деревни раскулаченных поселенцев. Здесь они валили лес, занимались смолокурением. Еще кое-где угадываются следы былых дорог, но тайга медленно и верно забирает свое обратно, оставляя лишь в памяти называния урочищ.

Юрюзань ниже прудков. Фото взято с серевера «Скиталец»

Стекая с самого верхогорья, Юрюзань в верхнем течении имеет значительный перепад по высоте. А по перепаду высоты от истока до устья, 717 м., на Южном Урале река и вообще первая. Ниже урочища Круглая Поляна, река, прорываясь сквозь каменные завалы, образует двухкаскадный порог Шумы. Перепад высот на этом участке составляет 18 метров на километр русла. 18 метров эта примерно высота шестиэтажного дома. Именно с такой «горки» можно скатиться во время большой воды за пару минут.

Порог Шумы, большая вода. Фото взято с сервера Скиталец.

Шумы в сухую погоду. Конец августа.

Ниже порога, за шиверами Юрюзань пересекает старинный железнодорожный мост. Это одно из немногого, что сохранилось от Белорецкой узкоколейной железной дороги, построенной в начале прошлого века между Катав-Ивановском и Белорецком. В свое время появление железной дороги вдохнуло новую жизнь в лесные угрюмые деревни углежогов. По горам, преодолевая расстояние в сто десять километров, паровозик «кукушка», запряженый в поезд, карабкался, чуть ли не сутки. Неспешно пыхтел, забираясь на на перевалы. При подъеме на Машак, где полотно дороги закатывало серпантины и разворачивалось на склоне на 180 градусов, пассажиры прыгали с подножек и шли напрямую, собирая малину и прочую лесную ягоду, которой здесь много. А уж потом дожидались прибытия поезда внизу, деревне Юрюзанка. Поляна, на которой стояла деревня, начинается сразу после моста на левом берегу реки. Здесь еще остались стены вокзала и водонапорной башни. Одну из улиц деревни сожгли при сьемке фильма «Вечный зов» в 70-е годы.

Километров через пять, встретив на пути хребет Бакты, Юрюзань поворачивает влево и течет уже вдоль хребта. Справа обрываются к реке зубчатые склоны Бакты, а слева возникает полуживая еще деревня Александровка. Когда-то Александровский посад, где жили углежоги, поставлявшие уголь Юрюзанскому заводу. Вдали, за деревней синеется могучий хребет Зигальга с отрогами-пасынками.

Юрюзань перед хребтом Бакты.

Еще через 18 километров справа на берегу появляются избы Тюлюкского лесоучастка. Чуть дальше за ним видно и само древнее лесное село Тюлюк, а над ним – громады Иремеля. В Тюлюке еще сохранились деревянные тротуары, проложенные по улочкам вдоль рубленных домов-крепостей. Одноименная речка Тюлюк впадает в Юрюзань тут же. А за ней и Березяк. Это самые крупные притоки реки в ее верхнем течении.

Юрюзань. Район Тюлюка, слева склон Зигальги. В далеке — гора Евлакта. Конец марта.

Склоны Зигальги подступают в плотную . В 10 километрах ниже Тюлюка в Юрюзань слева впадает таинственная и глухая речка Евлакта. Начинаясь в лесотундре Зигальги, пробирается она глубоким каньоном на встречу Юрюзани. И хотя невелика она по протяженности, но каждый шаг в маленьком царстве Евлакты дается с большим трудом. Там есть вои заводи и водопадики. Но все хранится строго и к ним не так просто не подобраться!
На сегодня пока все.

Источник

Adblock
detector