Меню

Природоохранная зона рек водоемов

Водоохранная зона

Что такое водоохранная зона

Водоохранная зона — это особая территория, примыкающая в береговой линии (границе водного объекта), на которой устанавливается специальный режим использования земельных участков, объектов недвижимости и осуществления хозяйственной деятельности человека.

К водным объектам, на которые распространяется действие Водного кодекса Российской Федерации, относятся: водохранилища, озера, реки, ручьи, каналы, моря и даже океаны.

Целью установления водоохранных зон и особо режима использования недвижимости является сохранение экологического благополучия водного объекта: предотвращение его загрязнения, засорения и истощения вод, сохранение водных биологических ресурсов, растительного и животного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы — это территории с дополнительными ограничениями. Режим использования недвижимости в границах таких защитных полос еще более строгий по сравнению с водоохранными зонами.

С точки зрения градостроительства и кадастра недвижимости водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов — это зоны с особыми условиями использования территорий.

Как устанавливаются и закрепляются на местности водоохранные зоны

За пределами населенных пунктов водоохранная зона и прибрежная защитная полоса пресноводного объекта (водохранилища или реки) устанавливается от береговой линии (границы водного объекта), особые зоны моря устанавливаются от линии максимального прилива.

При наличии на территории населенного пункта набережных со специальными парапетами и централизованных систем водоотведения прибрежные защитные полосы совпадают с этими парапетами. При их отсутствии водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются также от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
На местности водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы закрепляются специальными информационными знаками, которые представляют собой металлические щиты синего цвета с надписью «Водоохранная зона (или Прибрежная защитная полоса). В соответствии с законодательством Российской Федерации установлен специальный режим хозяйственной деятельности»

Какой ширины может быть водоохранная зона

Как правило, ширина водоохранной зоны составляет от 50 до 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы — 50 метров.
В зависимости от вида, категории водного объекта и географических условий (уклона берега) для него могут быть установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы различной ширины.
Прибрежная защитная полоса водного объекта устанавливается в зависимости от уклона прилегающего к береговой линии побережья (точные данные приведены в таблице № 2).
Для водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, нереста или зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой, обе зоны имеют ширину в 200 метров от береговой линии

Особо ценные водные объекты имеют высшую категорию рыбохозяйственного значения. Сведения о категории водного объекта можно проверить в Федеральном агентстве Российской Федерации по рыболовству и его территориальных органах. Запрос в Росрыболовство может отправить физическое или юридическое лицо, в том числе с помощью официального сайта ведомства или через портал «Государственные услуги».

Водоохранная зона моря (океана) устанавливается в размере 500 метров.

Отдельным нормативно-правовым актом установлены границы водоохранной зоны водной жемчужины нашей страны — озера Байкал. Водоохранные зоны рек и их частей, помещенных в коллекторы закрытого типа, не устанавливаются.

Что запрещено в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов

В границах водоохранных зон запрещаются:

  • использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
  • размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (с исключениями), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
  • размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (с исключениями).

В границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещаются:

  • распашка земель;
  • размещение отвалов размываемых грунтов;
  • выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Разрешено ли строительство в водоохранной зоне

Да, в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) в границах водоохранных зон допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов недвижимости при условии соблюдения охраны водного объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере водных ресурсов и охраны окружающей среды.

Хозяйственный или иной объект, в том числе объект недвижимости, расположенный или проектируемый в границах водоохранной зоны должен быть оборудован сооружением, которое обеспечивает защиту водного объекта от засорения, заиления, загрязнения и истощения вод. К таким сооружениям относятся:

  • централизованные системы водоотведения (канализация, ливневые системы);
  • системы отведения сточных вод;
  • очистные сооружения;
  • сооружения для сбора отходов.

Осуществляя проектирование и строительство в водоохранной зоне, важно помнить, что береговая полоса всегда должна оставаться свободной для беспрепятственного доступа граждан к водному объекту.

Что такое береговая полоса?

Береговая полоса — это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта), она предназначена для общего пользования, а значит не может быть занята объектом недвижимости. Как правило, ширина береговой полосы составляет 20 метров (в отдельных случаях — 5 метров).

Как проверить, находится ли земельный участок в водоохранной зоне

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы считаются установленными с момента внесения сведения о них в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, ранее ГКН — Государственный кадастр недвижимости).

Для того, чтобы проверить: попадает ли земельный участок или объект недвижимости в границы водоохранной зоны (прибрежной защитной полосы) необходимо воспользоваться Публичной кадастровой картой (http://pkk5.rosreestr.ru/):

  • выполнить поиск интересующего земельного участка или объекта недвижимости, осуществив его визуально по карте или с помощью кадастрового номера;
  • в разделе «Управление картой» поставить галочку напротив пункта «Зоны с особыми условиями использования территории» (водоохранные зоны на карте выделяются светло зеленым, салатовым цветом (пример));
  • визуально определить пересечение границ водоохранной зоны и земельного участка.

Для документального подтверждения указанных сведений необходимо заказать выписку из ЕГРН.

Вместе с этим, важно понимать, что в настоящее время в ЕГРН внесены не все сведения о водоохранных зонах и не все они установлены в надлежащим порядке.

Кто устанавливает водоохранные зоны

Установление (утверждение) границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами (http://voda.mnr.gov.ru/).
Например, в Москве и Московской области, а также некоторых областях центральной части России, таких как Тверская и Тульская, это Московско-Окское бассейновое водное управление (БВУ), в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других субъектах Северо-Западного федерального округа — это Невское-Ладожское БВУ. Аналогичным образом территория всей страны поделена на зоны ответственности территориальных органов Росводресурсов — бассейновые водные управления.

С целью внесения сведений в ЕГРН (а также ГВР — Государственный водный реестр) БВУ подготавливают Распорядительные акты об утверждении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

Какие документы готовятся в отношении водоохранных зон

И кто осуществляет их подготовку, согласование

В соответствии с Приказом Росреестра № П/0465 от 15.09.2016 в отношении водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы необходимо формировать «Текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории». Этот документ пришел в 2017 году на смену более привычным «Картам (планам) объектов землеустройства» (ЗОУИТ были исключены из перечня объектов землеустройства), однако практически не отличается от них.

Формирование такого документа осуществляет кадастровый инженер. Подготовленные материалы в обязательном порядке должны быть согласованы с территориальным органом Росводресурсов — Бассейновым водным управлением, в зоне деятельности которого расположен водный объект.

После согласования документов в БВУ и подготовки Распорядительного акта кадастровым инженером будут сформированы электронные XML-документы, заверенные усиленной электронно-цифровой подписью. БВУ самостоятельно направит их в ФГБУ «РосИНИВХЦ» — еще одно структурное учреждение Росводресурсов — для внесения в государственные реестры: ГВР и ЕГРН.

Ведение Государственного водного реестра осуществляет непосредственно ФГБУ «Российский информационный и научно-исследовательский водохозяйственный центр», а Единый государственный реестр недвижимости ведется органом кадастрового учета — Росреестром и его территориальными подразделениями: филиалами ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в субъекте Российской Федерации.

После успешного внесения сведений в государственные реестры водоохранную зону можно будет увидеть на Публичной кадастровой карте Росреестра.

Возможна ли корректировка местоположения водоохранной зоны

Что делать если водоохранная зона установлена с нарушением

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов в соответствии с действующим законодательством устанавливаются картометрическим методом и имеют довольно низкую точность определения координат характерных точек, а значит и всех границ на местности.

Если земельный участок «попал» в водоохранную зону ошибочно (расстояние от него до водного объекта составляет значительно меньше 200 метров), то водоохранную зону необходимо корректировать. Для этого следует обратиться к кадастровому инженеру, который:

  • на основании полевых геодезических работ с помощью спутникового оборудования произведет уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта);
  • камерально рассчитает и скорректирует 200 метровую зону;
  • подготовит Текстовое и графическое описание местоположения уточненной водоохранной зоны;
  • согласует документы с территориальным органом Росводресурсов — Бассейновым водным управлением;
  • сформирует электронные XML-документы и передаст их в БВУ для дальнейшего внесения в государственные реестры.

Иные зоны с особыми условиями использования территории

зоны оказывающие существенное влияние на проектирование и строительство объектов недвижимости, — зоны затопления, подтопления.

Помимо водоохранных зон и прибрежных защитных полос большое влияние на хозяйственную деятельность человека, на проектирование и строительство недвижимости и объектов инфраструктуры оказывают зоны затопления, подтопления водных объектов, они также относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

Сведения о них находятся в Едином государственном реестре недвижимости, а также Государственном водном реестре, ознакомиться с ними можно с помощью Публичной кадастровой карты Росреестра.

В границах зон затопления, подтопления водных объектов запрещается:

  • размещение новых населенных пунктов;
  • строительство объектов недвижимости без инженерной защиты от затопления, подтопления;
  • использование сточных вод;
  • размещение кладбищ, отходов производства, токсичных и отравляющих веществ;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • применение авиации при борьбе с вредными организмами.

Для установления таких зон также следует обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит «Текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории», а также согласует его с:

  • Федеральным агентством водных ресурсов (его территориальным органом — Бассейновым водным управлением); (http://voda.mnr.gov.ru/)
  • Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Управлением МЧС России по Федеральному округу); (http://www.mchs.gov.ru/)
  • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; (http://rpn.gov.ru/)
  • Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (только при определении границы зоны затопления); (http://www.meteorf.ru/)
  • Федеральным агентством по недропользованию (только при определении границы зоны подтопления). (http://www.rosnedra.gov.ru/)

Границы зон затопления и подтопления считаются установленными со дня внесения сведений в ЕГРН.

Что еще нужно знать о водоохранных зонах водных объектов

  1. Зоны с особыми условиями использования территории, в том числе водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и зоны затопления, подтопления, оказывают значительное влияние на кадастровую стоимость земельных участков и объектов недвижимости, так как с одной стороны устанавливают различные ограничения, а с другой — свидетельствуют об экологической обстановке.
  2. Отсутствие на местности специальных информационных знаков не отменяет специальный режим хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и не умаляет ограничений, накладываемых на земельные участки и объекты недвижимости.
  3. Физические и юридические лица не уполномочены заключать договора подряда на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, таким правом наделено только Федеральное агентство водных ресурсов. Однако граждане и коммерческие компании могут выступать инициаторами уточнения (корректировки) таких зон с особыми условиями использования территории и заключать с кадастровыми инженерами соответствующие договора (при этом кадастровый инженер должен быть сотрудником юридического лица или индивидуальным предпринимателем).
  4. Проектирование и строительство объектов капитального строительства в границах водоохранных зон должно вестись таким образом, чтобы береговая полоса (20 метров от береговой линии, границы водного объекта) всегда оставалась общедоступной для граждан, так как водные объекты являются объектами общего пользования.

Нарушение требований водного законодательства при строительстве и реконструкции может привести к невозможности получить Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (или продлить Разрешение на строительство).

Источник

Водоохранная зона: Что считается охранной зоной, отличия и штрафы за нарушение

Содержание

  1. Что считается водоохранной зоной
  2. Отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной полосы
  3. Разрешено ли строительство в водоохранной зоне
  4. Как поставить на кадастровый учет водоохранную зону
  5. Кто должен ставить на кадастровый учет водоохранную зону
  6. Что еще нужно знать о водоохранных зонах водных объектов
  7. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
  8. Как проверить, находится ли земельный участок в водоохранной зоне
  9. Оформляем справку на портале за 15 минут
  10. Найти объект онлайн на публичной кадастровой карте
Читайте также:  Река в албании сканворд 4 буквы сканворд

Что считается водоохранной зоной?

Водоохранная зона — это земельный участок. примыкающий к водоему с особым режимом использования. Целью ее создания является защита прибрежной территории реки, моря, озера, водохранилища и самого источника воды от мусора, грязи. А также сохранение окружающей среды и обеспечение благоприятных условий для жизни животных.

Использование зон регламентируется Водным кодексом РФ. В этом документе закреплены правила эксплуатации земельных наделов, расположенных на ее территории. и осуществления коммерческой деятельности. Внутри водоохранной зоны обозначаются границы прибрежных защитных полос, на которых действуют дополнительные ограничения.

Территория устанавливается следующим образом:

  • Замер площади объекта;
  • Регистрация границ зоны и схематическое изображение координат с указанием опорных точек;
  • Монтаж информационных знаков, определяющих квадратуру объекта;
  • Передача документации в Росводресурсы;
  • Регистрация зоны в ЕГРН.

Земельный надел, объект недвижимости регистрируется в Едином государственном реестре . После постановки на учет в документах будет стоять отметка о соответствующих ограничениях.

Любая юридическая имущественная сделка проводится при наличии полного комплекта документов. Полная информация об объекте недвижимости содержится в выписке из ЕГРН. В справке представлены данные об имуществе и собственниках.

Отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной полосы

В состав таких зон включены прибрежная защитная (ПЗП) и береговая полосы. Как правило, ширина водоохранной зоны составляет от 50 до 200 метров, а береговой полосы — 50 м. Структура объекта наглядно показана на рисунке ниже.

Реки, длинной меньше 10 километров, границы водных зон идентичны межам ПЗП. Основное отличие обеих территорий заключается в видах запретов. которые на них действуют. В водоохранной зоне нельзя:

  • Регулировать плодородие почв с помощью сточных вод;
  • Размещать кладбища, захоронения радиоактивных отходов и химических веществ, скотомогильники;
  • Использовать малую авиацию в сельском хозяйстве для распределения отравляющих веществ;
  • Передвигаться на транспортных средствах (кроме спецавтомобилей, которые едут по дороге с твердым покрытием);
  • Размещать АЗС и СТО;
  • Хранение и применение сельскохозяйственных химикатов и удобрений с пестицидами;
  • Слив сточных вод;
  • Исследование недр на наличие полезных ископаемых и их последующая добыча.

На территории прибрежной защитной полосы действуют дополнительные ограничения:

  • Распашка земельных наделов;
  • Организация пастбищ и летних стоянок для с/х животных;
  • Расположение отвала размываемого грунта.

Разрешено ли строительство в водоохранной зоне

Возведение ОКС на этой территории разрешено с учетом требований российского законодательства, в том числе ст. 65 Водного кодекса. Объект недвижимости, строящийся в пределах таких зон, должен быть оснащен специальной конструкцией. С ее помощью водоем защищается от попадания грязи, мусора и истощения. Виды сооружений:

  • Система водоотведения (канализация);
  • Конструкция для сброса сточных вод;
  • Система очистных фильтров;
  • Организация хранения отходов.

К каждому из этих объектов застройщик обязан организовать свободный подъезд и стоянку с твердым покрытием для спецтранспорта.

Земельные участки на территории прибрежной зоны (после согласования проекта с Минприроды) используются для строительства таких объектов:

  1. Конструкции, обеспечивающие водоснабжение населения;
  2. Водохранилища;
  3. Организация рыбного и охотничьего хозяйства;
  4. Гидротехнические сооружения и порты (обязательно наличие лицензии).

Владельцы садовых участков, расположенных в пределах водоохранной зоны, имеют право построить вместо очистных систем приемники из водонепроницаемого сырья. Они оградят окружающую среду от вредного воздействия токсинов и отравляющих веществ.

Ограничения, действующие на территории, вступают в силу с момента регистрации объекта недвижимости в ЕГРН . Проверить, находится ли земельный участок или иной объект недвижимости в пределах влияния этой области, можно с помощью публичной кадастровой карты России . Получить официальную выписку из Росреестра с подробной информацией об недвижимом имуществе можно на портале ЕГРНка.

Как поставить на кадастровый учет водоохранную зону?

Водоохранная зона — это своего рода защитная оболочка водоема, которая создана для защиты его экосистемы. Существующие запреты начинают действовать с момента постановки на учет территории в Едином государственном реестре недвижимости.

После постановки водоохранной зоны на кадастровый учет в документах, подтверждающих право собственности на объект, появится отметка о наличии ограничения использования. Застройщик будет проектировать новый объект с учетом этой резолюции.

Кто должен ставить на кадастровый учет водоохранную зону?

Физическое лицо не может зарегистрировать водоохранную зону в Государственном кадастре. Учет водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляют органы государственной власти. Установку границ этих территориальных объектов могут заказать Федеральное агентство водных ресурсов и представитель исполнительной власти в регионах, относящийся к водному хозяйству РФ.

После регистрации территории, в базе единого реестра сведения об ограничениях отразяться на публичной кадастровой карте России. Эту информацию можно посмотреть во вкладке “Зоны с особыми условиями использования территорий”.

Регистрация водоохранной зоны осуществляется на основании документа “Текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории”. Этот бланк составляет кадастровый инженер и согласовывает с представителями Росводресурсов.

Что еще нужно знать о водоохранных зонах водных объектов?

Строительные работы по возведению объекта на территории водных зон без соблюдения статей Водного кодекса РФ может привести к печальным последствиям. Собственнику земельного участка могут отказать в вводе здания в эксплуатацию или получении Разрешения на строительство.

Особенности водоохранных зон:

  • Кадастровая стоимость объекта, относящегося к зоне особого использования, формируется с учетом ограничений и экологически-чистой среды;
  • Если отсутствуют специальные знаки, используемые для обозначения границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, то специальный режим на их территории все равно сохраняется. Ограничения, которые закреплены в законодательных актах относительно зон особого использования, не теряют своей силы без спецзнаков;
  • Устанавливать границы может только ФАВР (Федеральное агентство водных ресурсов). такими полномочиями не наделены физ- или юрлица. Компании и частные лица могут инициировать корректировку границ этих территорий и воспользоваться услугами кадастрового инженера. Специалист обязан иметь аккредитацию, осуществлять самостоятельно предпринимательскую деятельность или являться штатным сотрудником профильной организации;
  • Водоемы являются общедоступными объектами. Застройщик обязан обеспечить свободный доступ к береговой линии всем желающим гражданам.

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

За нарушение особого режима предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Размер денежных взысканий зависит от категории субъекта:

  1. Частные лица — от 500 до 1000 рублей;
  2. Сотрудники государственных учреждений — от 1000 до 2000 рублей;
  3. Коммерческие организации — от 10000 до 20000 рублей.

Протоколы по административным делам, которые указаны выше, составляют сотрудники правоохранительных органов. Рассмотрением инцидентов занимаются госинспекторы по охране ОС.

Чтобы избежать штрафов, нужно тщательно проверять земельный участок на наличие ограничений. Такая информация содержиться в выписке из ЕГРН. заказать справку можно в электронном виде на портале ЕГРНка. Документ заверяется ЭЦП и обладает одинаковой юридической силой с бумажным экземпляром.

Как проверить, находится ли земельный участок в водоохранной зоне?

Перед проведением любой сделки с объектом недвижимости, началом строительства на земельном участке нужно проверить объект на юридическую чистоту . Полная информация о всей зарегестрированной недвижимости на территории РФ содержиться в базе Росреестра.

Из выписки из ЕГРН можно узнать адрес объекта, данные владельцев, площадь, технические характеристики, а также категорию, к которой относится земельный участок. Заказать справку можно на сайте egrnka.ru.

С помощью онлайн-сервиса любое заинтересованное лицо может оформить выписку из ЕГРН за пятнадцать минут не выходя из дома. Стоимость справки зависит от его вида и формата. Полный прайс-лист представлен на сайте портала ЕГРНка.

Источник

Размеры водоохранных зон и прибрежно-защитных полос. Ограничения при строительстве в водоохранных зонах

Содержание

Водные объекты – виды, классификация по режиму пользования

Существующие в России водоёмы используют для самых различных целей — для водоснабжения населения, для использования их вод в промышленности или в сельском хозяйстве, для рыбоводства, сплава леса и для перевоза грузов водным транспортом, для выработки электроэнергии, для организации территории садовых или огороднических объединений граждан вблизи озёр и рек, а также для решения целого ряда иных задач в числе которых остаётся их роль естественных приёмников хозяйственно-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных сточных вод.

Какими бы ни были цели использования водоёмов, охрана морей, рек, ручьев, каналов, озрр, прудов, водохранилищ и карьеров от загрязнения и засорения, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира является не только государственной задачей, но и прямой обязанностью владельцев и арендаторов земельных участков, расположенных вблизи любого водоёма. По этой причине нужно иметь некоторые общие представления о водных объектах и о порядке использования участков, находящихся возле них.

Все водные объекты страны различаются особенностями их режима, физико-географическими, морфометрическими и другими особенностями. По этим признакам они делятся на 2 вида:

  1. поверхностные водные объекты
  2. подземные водные объекты

Поверхностные водные объекты являются постоянным или временным сосредоточением вод на поверхности суши в формах е рельефа. Они имеют границы, объём и черты водного режима.

Подземные водные объекты – те, что представляют гидравлически связанное сосредоточение вод в горных породах, Они также имеют границы, объём и черты водного режима.

Перечень поверхностных водных объектов

Перечень поверхностных водных объектов представлен в пункте 2 статьи 5 Водного кодекса РФ, по которому в их число включены:

  • моря
  • отдельные части морей:
    1. проливы,
    2. заливы, в том числе бухты, лиманы и другие),
  • водотоки, представляющие поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения:
    1. реки
    2. ручьи
    3. каналы
  • водоёмы, представляющие поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена:
    1. озера
    2. пруды
    3. обводненные карьеры
    4. водохранилища
  • болота,
  • природные выходы подземных вод:
    1. родники
    2. гейзеры
  • ледники – движущееся на земной поверхности естественное скопление льда атмосферного происхождения,
  • снежники – неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего или большей части тёплого времени года.

Перечень подземных водных объектов

Перечень поверхностных водных объектов представлен в пункте 5 статьи 5 Водного кодекса РФ, по которому в их число включены:

  • бассейны подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах
  • водоносные горизонты – воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи

К подземным водным объектам относятся также месторождения подземных вод, являющиеся частью водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод, и естественный выход подземных вод на суше или под водой.

Классификация водных объектов по режиму их пользования

По режиму пользования водными объектами выделяются 2 группы объектов:

  1. водные объекты общего пользования
  2. водные объекты особого пользования

Водные объекты общего пользования – те, что находятся в общедоступном, открытом пользовании. Они являются собственностью государства или муниципалитета (если в водоохранных, экологических или иных интересах российским законодательством не предусмотрено иное). Их водопользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством. В отношении таких объектов могут вводиться ограничения использования.

Обособленные водные объекты – те, что находятся в собственности граждан или юридических лиц.

Водные объекты, пользоваться которыми может ограниченный круг лиц, исключает их из общего пользования, т.е. они являются водными объектами особого пользования. Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством.

Водные объекты особого пользования использоваться как объекты общего пользования только при условии регистрации в ЕГРН указанного ограничения права собственности и выплаты вознаграждения собственнику.

Водоохранные зоны и береговые линии поверхностных водоёмов

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов – земель, которые в пределах береговой линии покрываются поверхностными водами). Такие объекты обладают многофункциональностью в использовании

Береговые линии являются границами водного объекта, а определяется они для для разных водных объектов различным образом:

  • для моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива
  • для рек, ручьёв, каналов, озёр, обводненных карьеров – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом,
  • для прудов, водохранилищ – по нормальному подпорному уровню воды,
  • для болот — по границе залежи торфа на нулевой глубине

Границы водных объектов (местоположение береговых линий) в регионах и муниципальных образованиях устанавливаются с определённой периодичностью и в порядке, утверждённом Правительством РФ:

  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (№ 377 от 29 апреля 2016 года),
  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (с изменениями на 29 апреля 2016 года) — № 17 от 10 января 2009 года.
Читайте также:  Особенности режима рек южной америки

Территории, примыкающие к береговым линиям водных объектов, то есть к границам морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, относятся к водоохранным зонам. На местности границы водоохранных зон отмечаются специальными информационными знаками (в соответствии с требованиями земельного законодательства).

Для водоохраных зон устанавливается специальный режим их использования — режим осуществления хозяйственной и иной деятельности (статья 65 Водного кодекса РФ).

Дополнительные ограничения по использованию вводятся для прибрежно-защитных полос (ПЗП), размеры которых меньше размеров водоохранной зоны водных объектов, поскольку ПЗП являются лишь той частью водохранной зоны, которая расположена максимально близко к водному объекту.

Выделяются также узкие береговые полосы водных объектов (бечевники), обеспечивающие свободный доступ всем гражданам к любому такому объекту.

Размеры водоохранных зон

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ.

В водоохранной зоне (далее в сокращении – ВЗ,) в соответствии с Водным кодексом РФ (ФЗ № 73 от 01.07.2007 г.), установлен специальнй режим (ограничение) ведения хозяйственной и иной деятельности.

Цель введения ограничений:

  • предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод,
  • сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира,
  • предотвращение загрязнения и засорения, заиления и истощения водных объектов&

Ширина водоохранной зоны за пределами поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных в городах ширина водоохраной зоны устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохраной зоны рек и ручьёв устанавливается от их истока и зависит от их протяжённости.

Приведём примеры размеров водоохранных зон для рек и ручьёв различной протяжённости:

  • 50 м – для рек и ручьёв протяжённостью до 10 км
  • 100 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 10 до 50 км
  • 200 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 50 км и более
  • 300 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 100 до 200 км
  • 400 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 200 до 500 км
  • 500 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 500 км и выше
  • ширина ВЗ совпадает с шириной прибрежно-защитной полосы (ПЗП)
    • для рек и ручьёв протяжённостью менее 10 км

Ширина водоохранных зон магистральных или межхозяйственных каналов совпадают с полосами отводов таких каналов.

Ширина водоохранных зон на территории поселений при отсутствии набережной измеряется от береговой линии.

Водоохранная зона не устанавливаются для для рек, их частей, помещённых в закрытые коллекторы.

Минимальная ширина ВЗ для озёр и водохранилищ – 300 м (при площади акватории до 2 км 2 ).

Минимальная ширина ВЗ для озёр и водохранилищ – более 500 м (при площади акватории более 2 км 2 ).

Ширина водоохраной зоны моря составляет 500 м.

Режим использования земель в водоохранных зонах

В границах водоохранной зоны допускается:

  • проектирование
  • размещение
  • строительство
  • реконструкция
  • ввод в эксплуатацию
  • эксплуатация хозяйственных и иных объектов

но при обязательном условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения и засорения в соответствии с водным законодательством и законодательством в сфере охраны окружающей среды.

На территории водоохранных зон запрещено:

  • использование сточных вод для удобрения почв
  • размещение кладбищ
  • размещение скотомогильников
  • размещение отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ
  • размещение пунктов захоронения радиоактивных отходов
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств):
    • за исключением специально оборудованных стоянок и движения по дорогам с твёрдым покрытием
  • размещение ряда объектов придорожного сервиса:
    1. АЗС
    2. складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если АЗС, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса)
    3. станций технического обслуживания (СТО), используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств и для мойки транспортных средств
  • размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр в соответствии с законодательством РФ)

Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта, при строительстве в водоохранной зоне

При строительстве объектов в водоохранных зонах особое внимание необходимо уделить выбору типа сооружения, способного обеспечить охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Он должен быть ориентирован на соблюдение требований законодательства по охране охраны окружающей среды в части выполнения требований нормативов по допустимым сбросам загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

К сооружениям, обеспечивающим защиту водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, относятся:

  • централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения
  • сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод
  • локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ
  • сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов

Примечание для территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, действующих в водоохранных зонах:

в случаях, когда территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещённые в границах водоохранных зон, не оборудованы сооружениями для очистки сточных вод, допускается применение приёмников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Такими приёмниками могут быть септики и локальные очистные станции, использование которых позволяет вести автономную очистку бытовых стоков в загородном доме без подключения к магистральной канализации.

Прибрежно-защитная полоса

Прибрежно-защитная полоса (далее в сокращении ПЗП) – это территория внутри водоохраной зоны. В границах ПЗП введены дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежно-защитной полосы зависит от уклона берега водного объекта и составляет:

  • ширина ПЗП 30 м – для обратного или нулевого уклона
  • ширина ПЗП 40 м – для уклона до 3 градусов
  • ширина ПЗП 50 м – для уклона более 3-х градусов
  • ширина ПЗП 50 м – для проточных и сточных озёр, расположенных в границах болот
  • ширина прибрежно-защитной полосы совпадает с парапетами набережных на территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных
  • ширина прибрежно-защитной полосы на территориях поселений при отсутствии набережных измеряется от береговой линии

Внутри территории, отнесённой к прибрежно-защитной полосе, помимо перечисленных ограничений для водоохранных зон, дополнительно запрещается:

  • распашка земель
  • размещение отвалов размываемых грунтов
  • выпас скота
  • организация для скота летних лагерей и ванн

Границы прибрежно-защитной полосы на местности обозначаются специальными информационными знаками в соответствии с земельным законодательством.

Береговая полоса

Береговая полоса, иначе называемая бечевником (от слова «бечева», при помощи которой бурлаки тянули суда вверх по реке) — это отмель вдоль подошвы высокого речного берега, затопляемой во время половодья и обнажающейся при низком уровне воды в реке.

Бечевник – это полоса суши вдоль берегов водных объектов общего использования. Каждый вправе (но без использования транспорта) передвигаться и пребывать у таких объектов, заниматься рыболовством, причаливать на плавательных средствах (пункт 8 статьи 6 Водного кодекса РФ).

Ширина береговой полосы для объектов общего пользования, по Водному кодексу РФ, не может превышать 20 м, если их протяжённость от истока до устья составляет не более 10 км.

При протяжённости рек и ручьев, протяженность более 10 км ширина береговой полосы каналов составляет 5 м.

Для болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) береговая полоса не определяется (пункт 7 статьи 6 Водного кодекса РФ).

Береговые полосы водоёмов не могут предоставляться ни в собственность, ни в аренду, ни в какое-либо пользование.

Возможность строительства в водоохранной зоне

Расположение земельного участка в водоохранной зоне или происшедшее включение этого участка в водоохранную зону – не повод для беспокойства о невозможности его застройки или опасения, что уже возведённые постройки заставят снести или участок вообще изымут. Нет запрета на совершение сделок с такими земельными участками.

Предоставление земельных участков в водоохранных зонах гражданам и юридическим лицам производится в соответствии с действующим земельным законодательством, но по согласованию с территориальным органом Минприроды России.

Земельные участки в прибрежно-защитных полосах предоставляются для размещения:

  • объектов водоснабжения
  • рекреации
  • рыбного и охотничьего хозяйств
  • водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование:
    • в лицензиях отражаются требования по соблюдению водоохранного режима

Водный кодекс, Градостроительный и Земельный кодексы подтверждают возможность строительства в границах водоохранной зоны объектов различного назначения – производственных, общественно-деловых, жилых, объектов крестьянской-фермерского хозяйства и т.д. Серьёзные ограничения или даже запрет на строительство касаются только в водоохранных зонах тех водных объектов, что используются как источники питьевого водоснабжения.

При этом возможность строительства сопряжена с требованием обязательного соблюдения установленных для водного объекта санитарных правил и норм, с обеспечением условий безопасности этого водного объекта, о чём, собственно, и было рассказано в предыдущих разделах данной статьи.

В числе основных требований – наличие сооружений, обеспечивающих защиту водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (как минимум, качественной системы фильтрации сточных вод). Совершенно не стоит пренебрегать и другим жёстким правилом – «табу» на использование прибрежно-защитной полосы (ПЗП) водного объекта и, тем более, его береговой полосы, предназначенной для общего пользования

Сведения о нахождении земельного участка в водоохранной зоне или в ПЗП, о существующих ограничениях (обременениях) отражаются в достаточно полной мере в документах:

  • в Выписке ЕГРН
  • в кадастровом паспорте
  • в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ)
  • в разрешении на строительство

Уточнить размер водоохранной зоны, ПЗП или береговой полосы водного объекта можно в различных органах:

  • в отделе по архитектуре или землеустройству местного муниципалитета
  • в территориальном управлении Росррестра
  • в территориальном отделении Роспотребнадзора
  • в территориальном отделении Росприроднадзора

Поддержание в надлежащем состоянии земельных участков, находящихся в границах водоохранных зон, прибрежно-защитных полос – это задача собственников наделов.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и хозяйственной деятельности в прибрежно-защитных полосах и водоохранных зонах ведётся органами местной власти и территориальными органами Минприроды России, органами водного фонда, органами лесного хозяйства и ещё целым рядом других структур.

Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах

Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях (№195-ФЗ от 30.12.2001 г.. статьи 8.12-8.15 главы VIII Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования).

Нарушение порядка использования водоохранных зон

Нарушение порядка использования водоохранных зон влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 3000 до 5000 руб.
  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

Ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 3000 до 5000 руб.
  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение правил охраны водных объектов

  1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, вызывающее или способное вызвать их загрязнение или другие вредные явления, влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 500 до 1000 руб.
    • на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.
    • на юридических лиц – от 10000 до 20000 руб.
  2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 3000 до 5000 руб.
    • на должностных лиц – от 20000 до 30000 руб.
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    • на юридических лиц – от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Читайте также:  Длина рек россии в порядке убывания таблица

Нарушение правил водопользования

  1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 500 до 1000 руб.
    • на должностных лиц – от 10000 до 20000 руб.
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    • на юридических лиц – от 80000 до 10000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 1500 до 2000 руб.
    • на должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.
    • на юридических лиц – от 30000 до 40000 руб.

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 500 до 1000 руб.
  • на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.
  • на юридических лиц – от 10000 до 20000 руб.

Источник



Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 65 ВК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ в часть 1 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ в часть 3 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в часть 6 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 181-ФЗ часть 7 статьи 65 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в часть 13 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ в часть 14 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 1 части 15 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ в пункт 2 части 15 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 3 части 15 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 13 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 294-ФЗ

5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 19 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 416-ФЗ

6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах»).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 16 статьи 65 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

Информация об изменениях:

Часть 16 дополнена пунктом 5 с 13 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 294-ФЗ

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Информация об изменениях:

Часть 16.1 изменена с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Информация об изменениях:

Статья 65 дополнена частью 16.2 с 1 июля 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

16.2. На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.

Информация об изменениях:

Статья 65 дополнена частью 16.3 с 19 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 416-ФЗ

16.3. Строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ агрохимикатов допускаются при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Информация об изменениях:

Часть 18 изменена с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Adblock
detector