Меню

Происхождение названия озера святого

Тайна Святого озера

Есть в Спасском районе село Старый Киструс, с названием которого связана любопытная легенда. Будто бы принадлежало оно то ли князю, то ли княжескому дружиннику по имени Кис, который в одном из сражений с татарами струсил и бежал с поля битвы. Поэтому и стали называть его сельцо Киструсом, то есть Кис-трус. У специалистов по топонимике есть, конечно, свои толкования этого названия…

Тайна Святого озера

Старый Киструс, село Спасского района. Упоминается в платежных книгах Старорязанского стана 1594-1597 гг. как с. Киструс — вотчина боярина Д.И. Годунова. Название насел, пункта имеет гидронимическое происхождение: речка, на которой он расположен, раньше называлась не Кистрянка, а Киструс. В.А. Никонов, отмечая наличие в Среднем Поочье компактной группы топонимов на -ус, относил их к неизвестному языку дославянского населения края. Н.Н. Левошин высказал предположение о балтийском происхождении названия Киструс, Г.П. Смолицкая — о финно-угорском. В XIX в. в связи с переселением части крестьян на новое место возникли два расположенных поблизости одноименных села, разграничение которых было осуществлено посредством антонимических компонентов:

  • Старый Киструс,
  • Новый Киструс.

В давние времена между селом Старый Киструс и деревней Островки стояли церковь, вокруг нее несколько домов, где жил церковный причт, крестьянские избы, хозяйственные постройки. Церковь, как принято на Руси, стояла на возвышенном месте и была видна издалека.

И вот однажды ранним летним утром сельчане были разбужены истошными криками деревенского пастуха, встающего раньше всех.

Выскочившие на улицу люди с изумлением и ужасом увидели, что церковь и окружающие постройки исчезли, а на их месте образовалась огромная водная гладь, изредка будоражимая пузырями воздуха, поднимавшимися со дна.

Погибли все, кроме двоих:

  • девушки 16 лет, которая ушла в Островки навестить бабушку и осталась у нее ночевать,
  • и парня, угнавшего коней в ночное.

На другой день люди, едва дождавшись рассвета, снова пришли сюда и увидели, как из воды вдруг поднялся церковный купол с крестом и опять погрузился на дно.

Испуганные жители соседних селений все происшедшее приписали, конечно же, промыслу Божьему, наказавшему прихожан за их грехи. Вот так, говорят, и возникло озеро, которое назвали Святым. А потом появилась легенда что якобы поднимается в 12 часов ночи в годовщину гибели купол церкви на поверхности озера и оттуда слышится колокольный перезвон.

На протяжении нескольких поколений молодежь, не знавшая точной даты случившегося, чуть ли не дежурства устраивала по ночам в летние месяцы, чтобы увидеть чудо. Участвовали в этом и моя соседка, и сослуживица — уроженка Киструса. Однако никто никогда и ничего не видел и не слышал.

Многие считают это предание легендой: дескать, водолазы, не раз разыскивавшие утопленников на дне этого водоема, давно ставшего местом купания, никаких строений там не видели. Но ведь откуда-то брались (и многие старожилы это помнят!) на поверхности озера, и особенно во время сильных волнений воды, обработанные бревна.

Некоторые специалисты утверждают, что

Святое озеро — метеоритного происхождения, как и другие в Мещере.

А вот мой добрый знакомый Сергей Алексеевич Колтаков, геолог, к которому я обратился за консультацией, другого мнения. Он считает, что

Святое озеро образовалось в результате проявления карста, когда имеющиеся под землей карбонатные отложения (известняки, доломиты, писчий мел) или галогеновые (глины, ангидриды, каменная соль) растворяются подземными водами, и в результате в грунте образуются пустоты.

Вот и считает Колтаков, что в результате проявления карста под поселком образовался провал, быстро заполненный подземными водами, куда и опустилась церковь.

Наверное, нет никакой мистики и в том, что на другой день на поверхности озера поднялась колокольня. Просто она была достаточно герметичной, под куполом накопился сжатый воздух; под его усилием колокольня оторвалась от основного здания и поднялась наверх. Когда же воздух на поверхности из нее вышел, она опустилась на дно.

Если посмотреть на Святое озеро с высоты птичьего полета (раньше это было запросто — с рейсового «кукурузника»), то оно напоминает грушу или каплю воды, готовую упасть.

Раньше вода в нем была чистой, прозрачной — как говорят местные жители, каждую песчинку можно было рассмотреть. Из-за подземных ключей, подпитывающих озеро и держащих в нем постоянный уровень, вода даже в самую жаркую погоду прогревалась только на 2—2,5 метра в глубину. И еще вода была настолько щелочной, что, по утверждению моего приятеля Сашки Грибкова, тамошнего уроженца, механизатор, бросивший вечером в озеро промасленную спецовку, доставал ее утром как новенькую, оставалось только просушить.

Ну а сколько рыбы было, и говорить нечего. Хватало всем — и местным, и приезжим.

Вы заметили, что об озере рассказывается в прошедшем времени?

За последние три десятилетия озеро значительно обмелело, зеркало воды уменьшилось.

Причины называют разные, в основном то, что в 1972 году во время засухи озеро не подпитывалось атмосферными осадками, и много воды было выкачано для полива картофельных плантаций. Однако умница Колтаков считает, что озеро обмелело из-за повсеместного понижения уровня грунтовых вод в рязанской Мещере в результате недостаточно продуманной, до конца технически обоснованной и неряшливо проведенной мелиорации. Это сказалось не только на Святом озере.

Владимир Егоров.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Святое озеро. Из истории памятных мест и топонимов

Святое озеро

Святое озеро

СВЯТЫМ ОЗЕРОМ называют водоём (далее — объект), расположенный в южной части исторической зоны Городца между улицами Маслова и Кооперативной, корпусами бывшего литейно-механического завода и зданием средней школы № 1. Он имеет форму, близкую к правильному прямоугольнику с размерами 70 х 90 метров. Расстояние от берега до автомобильной дороги вдоль ул. Д. Маслова — 17 метров.

Со слов старожилов, в XIX веке объект назывался «Рязаново болото» — по фамилии городчан, владевших расположенным рядом заводом и жившим возле него (в советские годы — предприятие «Молот»; дома Рязановых на улицах Свердлова и Маслова сохранились).

Исторически этот район относится к территории древнего Городца XII века (посада), и с берега водоёма прекрасно обозревается крепостной земляной вал. Расстояние от воды до восточного участка вала — ровно 100, а до южного — около 300 метров.

1

Древняя часть Городца с высоты
Древняя часть Городца с высоты

О происхождении водоёма мнения специалистов разнятся.

Геолог Чернов С.Л. в заметке «Геология об истории Городца», изданной в районной газете в 2013 году, утверждал об искусственном характере озера («обводнённом карьере»): «Я — коренной житель Городца, улицы Свердлова. Происхождение Рязанова болота мне известно с детства: хорошо помню рассказы взрослых о том, что здесь брали грунт при возведении вала. Возможно, это утверждение будет оспорено историками, но такова народная память, да и сам вал в этом месте очень мощный, высокий».

Святое озеро в 2000-е годы

Противоположную точку зрения высказали метеорологи Филина Л.В., начальник Гидрометцентра Нижегородского ЦГМС, и Герасинкина Т.М., начальником отдела гидрологического режима ГМЦ. Накануне инженерных работ по расчистке озера 26 мая 2009 года они провели обследование и заключили, что «…озеро Святое является естественным водным объектом, питающимся родниками и талыми водами. Берега озера пологие, покрытые в летнее время луговой растительностью, кустарником. В зимнее время озеро промерзает до дна. Дно илистое, в настоящее время озеро заболочено» (Акт от 28.05.2009 № 11-24/56. Документ в архиве Завернихина В.В.).

Об объекте в древнерусский период учёные данных не имеют. Его происхождение и раннее именование археологическими и письменными источниками не прослеживается. В 2009 году при обследования котлована озера экспедицией археолога из Москвы к.и.н. Зеленцовой Ольги Викторовны были обнаружены остатки постройки, атрибутированной как «нижний венец деревянного сруба XVIII века, возможно часовня или купель».

Письменные данные о районе объекта известны с XVII века. Профессор Филатов Н.Ф. писал, что деревня Подветелева (будущая улица Дмитрия Маслова) впервые упомянута в крестьянских описях в 1646 году: в ней 3 двор с 10 жителями мужского пола (См.: Филатов Н.Ф. Городец на Волге XII–XIX веков. Нижний Новгород, 2005. С. 34). Однако по документам Государственного архива Нижегородской области (ГАНО) краевед Тонышев С.В. находит первое упоминание деревня Подветельной Балахнинского уезда в 1623 году. Тогда она входила в вотчину Ольги Борисовны — дочери бывшего царя Бориса Годунова:

Деревня Подветельное а в ней крестьяня Дв. Якушка Григорьев Дв. Якушка Левонтьев Дв. Гришка Григорьев Дв. Ивашко Тимофеев и всего четыре дворы а людей в них тож. Пашни худые. Земли тринатцать чети с третником в поле а в дву потому ж. Сена на острову на Сосновце дватцать копен. В живущем треть выти.

Со слов Тонышева С.В., более ранних переписных книг по этой вотчине неизвестно. В 1623 году в Подветельной было 4 двора. Сенокос у её крестьян был на острове Сосновце — 20 копен. Озеро в документе не упоминается.

Список нач. XVIII века с оригинала 1623 г. с Сотной грамоты на половину Городецкой волости
Список с Сотной грамоты на половину Городецкой волости — бывшую вотчину царевны старицы Ольги Борисовны, отписанную на государя. Список начала XVIII века с оригинала 29 июня 1623 года //
ГАНО. Ф. 2013. Оп. 602а. Ед. хр. 6. Л. 32-об.
Деревня Подветельная сверху подчёркнута карандашом. Внизу подчёркнута «деревня Новинская Серкова тож»
(Тонышев С.В.)

Вероятно, близлежащий к Подветельной водоём имел то же имя, что и деревня — «Подветелево» — в значении «заросший ивами» (ветла — это род ивы). Однако вплоть до середины XIX века ни в письменных источниках, ни в картах название объекта не указано. Умалчивали о нём как исторической достопримечательности и краеведы того времени (знаток Городца писатель Мельников-Печёрский П.И., авторы первого волжского путеводителя братья Чернецовы (см.: Академики Г. и Н. Чернецовы «Воспоминания из путешествий по Волге. 1838–1862. Слобода Городец»), иеромонах Афанасий, составитель «Исторических сведений о Городецком монастыре» (1849).

В Списке населённых мест Нижегородской губернии (Нижний Новгород, 1911) деревня Подветельная числится в Больше-Песошнинской волости во 2-м округе бывших удельных крестьян за № 212 — вместе с другими населёнными пунктами в черте древнего посада Городца: деревнями Оползино, Кузнецово, Ларинской Слободкой. В том же округе были соседствующие с Городцом деревни Кумохино, Кудашиха, Матренино, Слоново и др.

2

Впервые легенда об уникальном городецком озере, давшая объекту современное название, встречается в рапорте священника Архангельской церкви села Городца Феодора Весницкого на имя нижегородского епископа Иеремии от 15 ноября 1856 года (см.: Давыдов А.И. Древности Городца в восприятии его жителя середины XIX века // Материал конференции «Городецкие чтения» 2014 года). Очевидно, легенда была создана под влиянием «Китежского летописца», тем более, что прежде Городца Весницкий служил в селе Владимирском Макарьевского уезда.

Говоря об одном из озёр на территории, ограждённой валом, отец Феодор пишет о деревянной церкви во имя Божией Матери Одигитрии (Феодоровской): Во время Батыева нашествия эта церковь, дабы не быть осквернённой, скрылась под землю, а на её месте образовалось указанное озеро. В подтверждение тому, старожилы якобы «в Пасхальное время, во дни Вознесения Господня и Св. Троицы в разлив воды на том озере… неоднократно видели Луч Крестоообразный по оному, и с особыми сиятельными отражениями» (Цит.: Давыдов А.И. Древности Городца в восприятии его жителя… Ссылка на источник — Центральный архив Нижегородской области (далее — ЦАНО). Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 319. л. 16).

Легенда о Святом озере окончательно складывается в последней четверти XIX века. Впервые объект назван таковым (правда, ещё с прописной буквы, как имя нарицательное) в «Летописи села Городца» (1886), сочинённой священником местного Троицкого собора Соколовским Аполлоном Яковлевичем. Кроме легенды о Святом озере эта «Летопись» содержит рассказы об истории таких мест как слобода Верхняя Полянка, гора Шихан, сельцо Штатное, улица Варыхановская.

«Летопись» стала едва ли не отправной точкой городецкого исторического краеведения. Трудно сказать, на какие труды опирался сам отец Аполлон. По крайне мере предыдущая работа о Городце — «Из описания Феодоровского Городецкого монастыря» (1872) — об этих сюжетах полностью умалчивает. В описании явления князю Юрию Долгорукому Феодоровской иконы никакое озеро там не упомянуто («Подле Городца, вне вала, стояла древняя часовня…»).

Читайте также:  Ооо серебряное озеро в перми

В отличие от рапорта Феодора Весницкого «Летописец» Соколовского А.Я. помещает Святое озеро в другой исторический контекст. Отец Аполлон не касается сюжета с древним Феодоровским храмом (ровесником Городца), якобы ушедшим в его воды в 1238 году. Святое озеро становится у Соколовского местом миссионерской деятельности Святителя Симона — духовного соратника великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, пребывавшего (по мнению автора) в Городце с 1216 по 1219 годы:

«Есть в десяти шагах на восток от святого озера и немой свидетель благодатного торжества света над тьмою, христианства над язычеством. Есть свидетель того, что таинство крещения над нашими предками совершалось именно в этом озере. И что, в самом деле, значило бы, какой смысл имело бы, что из всех вековых сосен, покрывающих вал и разветвляющихся всегда в форме креста, одна только сосна носит преимущественное, ей одной присвоенное название «крестовая сосна»? Почему одна, именно та, что против озера, крестовая? Да не иначе, как потому, что Святитель здесь, на этом месте, близь собственно сосны, по выходе из воды крещаемых, вручал им кресты, которые они тотчас и надевали на свои выи» (Указ. соч. С. 17–18; здесь и ниже выделено жирным мной — А. Е.).

Далее Аполлон Соколовский даёт замечание, для нас очень важное:

«Суеверие городчан, особенно старух, чуть не обожает крестовую сосну. Часто в дупле этой сосны находят вклады, как-то: деньги, холст, ладан, свечи, яйца и тому подобные приношения. Обожание это основывается на следующем: будто в самую полночь первого дня Пасхи, вместе с ударом колокола, из вод св. озера выходит смиренный старец в иноческом одеянии, опоясанный полотенцем, в белом колпачке и с бурачком в руке. По выходе этот таинственный старец с пением стиха “Христос Воскресе” становится на молитву и совершает её, обращаясь лицом к крестовой сосне. По окончании чего он, будто, забирает из дупла приношения и с ними исчезает в озере, в котором, как опять говорят, в этот праздник также слышится невнятный гул, похожий на пение и звон.

Есть тёмное предание, будто на месте св. озера до разорения Городца монголами стоял монастырь. Бог, не желая допустить монастырскую святыню святотатственному поруганию безбожных татар, сохранил её чудом. Монастырь со всем и с иконами, будто, ушёл под землю, напоминая о себе изредка явлениями в роде вышесказанных. Есть в Городце старицы, коих ничем нельзя разуверить в мнимости и очевидной нелепости этого легендарного и в высшей степени суеверного сказания» (Указ. соч. С. 18).

Вскоре после «Летописца» вышла новая редакция очерка о городецкой обители — «Историческое описание Фёдоровского монастыря и о минувшем политическом значении села Городца» (1890).

Озеро у вала там «с давних времён носит название Святого», хотя о происхождении названия авторы не говорили категорично — «от того ли, что здесь в самом деле было святое место — храм, или иноческая обитель, или от того, что, как говорит предание, в нём принимали крещение новообращённые и язычники. В настоящее время это озеро обмелело и из него образовалось только болотистое место, не пересыхающее в течение всего лета. Вблизи озера прежде находилась старая сосна с разветвлениями не вполне правильного креста, на которой и теперь есть два или три медных небольших креста, прикреплённых к ней гвоздями, поэтому и существующая по настоящее время эта сосна носит название крестовой» (Указ. соч. / машинописная копия. С. 4).

Как видим, критический тон, характерный для сочинения Соколовского А.Я., со страниц «Исторического описания» уходит. Рассказ о крестовой сосне (написанной ещё с маленькой буквы, нарицательно) заканчивается так:

«Заключается или нет сколько-нибудь справедливого в упомянутом предании, указывающем на существовании монастыря ещё задолго до построения Городца, бывшего на его месте, во всяком случае, стоявшая здесь часовня свидетельствовала по крайне мере о том, что это место уже издревле было избрано для молитвы и было освящено ею». (Там же).

Близкая редакция этой легенды опубликована в 1893 году в газете «Волгарь (№ 24. Поволжские вести. С. Городец, 26 января):

«Вал городецкий с его вековыми соснами, глубоким рвом и теперь сохранился. Кстати, замечательна история одной находящейся на валу сосны… В черте земляного вала теперь находится непересыхающее болото, называемое жителями “Святым Озером”. Озеро это образовалось, по преданию, вследствие когда-то бывшего здесь провала монастыря вместе с иночествующими. Вблизи этого озера прежде находилась старая сосна, называвшаяся “крестовою”. Объясняют, что она получила название оттого, что принимавшие святое крещение язычники подходили к этому дереву и на них возлагались крестики, которые, вероятно, развешивались на сучках её. Сосну “крестовую” жители суеверно почитали. Такое почитание вызвало распоряжение начальства об истреблении этого дерева: около 100 лет тому назад она была срублена и сожжена…

Недалеко от уничтоженной сосны осталась другая, с разветвлениями, имеющими подобие креста. Эта существующая и по настоящее время сосна, с прикрепленными к ней небольшими крестиками, носит название тоже “крестовой” и пользуется уважением со стороны простого народа».

В тексте этой газетной статьи обратим внимание на два интересных места. Первое: это рассказ о том, что обычай развешивать кресты на сосне, якобы шёл издревле и был частью обряда крещения вновь обращённых на Святом озере христиан. Второе: существование более раннего, уничтоженного столетием прежде, аналогичного древа. Упоминание об этой полузабытой Крестовой сосне мы читаем впервые.

«Старинный вал (соп), бывший как укрепление от неприятеля». Фото начала XX века
«Старинный вал (соп), бывший как укрепление от неприятеля».
Фото начала XX века

Последнее дореволюционное издание «Истории Феодоровского Городецкого монастыря…» (1913), продолжает сближение ранней историографии обители с легендами о Святом озере:

«По поводу того, что здесь мог быть ещё задолго до основания Городца и описываемой обители (основанной Георгием Владимировичем Долгоруким — А.Е.) существовать монастырь имеется довольно интересное предание, как бы дополняющее первое.

А именно внутри земляного вала есть небольшое озеро, образовавшееся (по преданию) от провала, и здесь будто бы в древнейшие времена стояла обитель, погибшая вместе со всеми иночествующими (Сказание о граде Китеже). С давних времён это озеро носит название «Святого». Название это оно могло получить и оттого, что здесь, как уже было сказано, было святое место, храм или обитель, или оттого, что в этом озере, по преданию, принимали крещение новообращённые язычники. В настоящее время это озеро обмелело и из него образовалось болотистое место, не просыхающее почти в течение всего лета. Вблизи этого озера находилась сосна, прозванная Крестовой. Жители Городца не только её уважали, но и относились к ней с некоторым суеверным обожанием. Такое почтение к ней народа вызвало в начальстве распоряжение об уничтожении этого дерева. Более ста лет тому назад эту сосну, по повелению начальства, срубили и сожгли…» (Указ. соч. С. 15–16).

Далее сюжет о сосне «История» дополняет любопытной деталью:

«По всей вероятности, эта сосна получила такое название потому, что принимавшие в озере святое крещение, подходили к этому дереву и возлагали на него свои крестики, развешивая их по сучьям…»

Как видим, в отличие от Соколовского А.Я., авторы сочинения 1913 года предприняли попытку не критически отвергнуть, а напротив — присоединить к истории монастыря сюжеты, связанные со Святым озером: и почитание издревле Крестовой сосны, и существование рядом с ним древнего храма или даже обители.

В сюжете крещения на Святом озере весьма показательна эволюция «действующего» в этом рассказе креста. Напомним, у отца Аполлона «Святитель… по выходе из воды крещаемых, вручал им кресты, которые они тотчас и надевали на свои выи». В корреспонденции «Волгаря» кресты, оказывается, уже заранее приготовлялись к таинству крещения и были, «вероятно», развешены на ветвях сосны. А в «Истории…» 1913 года кресты на дерево возлагали уже сами (!) принимавшие в озере святое крещение.

Также как трактовка названия Крестовой сосны претерпел изменение и взгляд на храм (часовню, монастырь), бывший на месте Святого озера. Сюжет с этим монастырём Соколовский в своё время называл «тёмным преданием». Однако именно сюда, к озеру (а не «подле Городца, вне вала», к востоку от него — как было в издании 1890 года), авторы «Истории…» отнесли и древнюю часовню с образом иконы Богородицы, давшую начало самому Феодоровскому монастырю:

«Вблизи срубленной сосны осталась и другая с разветвлениями, походящими на правильной формы крест. И теперь даже на ней имеются два или три небольших медных креста, прикреплённых гвоздиками. Поэтому и уцелевшая сосна носит название также Крестовой.

Заключается или нет в этом предании что-либо справедливое, судить довольно трудно, но во всяком случае, стоявшая здесь часовня, что подтверждается историческими данными, по крайней мере могла свидетельствовать, что это место издревле было избрано для молитвы.

Вот в этой-то часовне стояла древняя и в то время икона Божией Матери Одигитрия, по преданию, написанная евангелистом Лукой» (Указ. соч. С. 16).

В чём же причина такой трансформации легенд о Святом озере, которые мы наблюдаем на рубеже XIX–XX веков? Очевидно, что ответ кроется в особом почитании этого места городецким старообрядчеством. У Соколовского А.Я. есть на этот счёт примечание:

«Некоторые из старообрядцев крестят и теперь своих младенцев в св. озере: слабо же рожденных и больных просто купают в нём в той мысли, что если младенцу не жить, то он после купанья непременно скоро умрёт. То и другое делается, обыкновенно, глубоким утром — лишь только взойдёт заря.

Другие верят в целительную силу свято-озерской воды: особенно к ней прибегают больные глазами». («Летопись Городца». С. 17 прим.)

Впрочем, остаётся вопросом, почему до работы Соколовского А.Я. Святое озеро и Крестовую сосну обходили молчание остальные авторы, писавшие о достопримечательностях Городца. Не было ли почитание озера старообрядцами сравнительно новой традицией? И какую роль сыграл в этом рапорт отца Феодора Весницкого, сделанный в 1856 году? Быть может, он стал одним из толчков к формированию мифа об этом месте, вошедшем как в среду местных старообрядцев, так и в труды краеведов? Чтобы правильно ответить на эти вопросы, необходимо привлечь данные «противной» стороны, т.е. старообрядческую историографию. Без неё представить реальную картину пока весьма и весьма затруднительно.

Святое озеро на карте Мендэ. 1850-е годы
Святое озеро на карте Мендэ.
1850-е годы

3

В середине XX века интерес к Святому озеру и легендам о нём по идеологическим причинам сошёл на нет. Для местных жителей он вновь стал «Рязановым болотом». Из-за активной хозяйственной деятельности на его берегах оно уменьшилось в размерах и обмелело. Если обратиться к карте Мендэ (1850-е годы), то хорошо видно, что площадь озера за столетие заметно сократилась.

«“Рязаново болото” до его реконструкции, проведённой несколько лет тому назад, — писал Сергей Леонидович Чернов в 2013 году, — имело прямоугольную форму, нехарактерную для природных водоёмов. Оно было разделено перемычкой (гривой) на две части. Грива была с травяным покровом, то есть она не была дном водоёма, она разделяла два разновозрастных водоёма. Восточный водоём был больше и глубже, его глубина была до 1,5 м, плюс 0,5 м ила, глубина западного водоёма была около 0,5 м. Многие рыбаки помнят, что зимой на Рязановом болоте при намывке мотыля часто приходилось делать новые лунки, так как слой ила быстро заканчивался. Для геолога малая мощность ила свидетельствует о коротком периоде осадконакопления, т.е. жизни озера — менее тысячи лет. Природные водоёмы имеют донные отложения, в том числе и торфяники, гораздо большей мощности — до 10 и более метров.

Вид с Рязанова болота на улицу Дмитрия Маслова и крепостной вал. Середина XX в. Фото из архива Чернова С.Л.
Вид с Рязанова болота на улицу Дмитрия Маслова и крепостной вал.
Середина XX века.
Фото из архива Чернова С.Л.

Читайте также:  Самый сильный в мире озеро

Грива на озере была видна не всегда, она появлялась летом, когда понижался уровень воды, с неё было удобно черпать воду ведром для полива огорода, потому что в других местах было мелко и берег илистый. В начале зимы, когда не было снега, на гриве переодевались хоккеисты команды “Водник”. На меньшей половине болота в хоккей не играли, было мелко и на льду торчали вмёрзшие ветки и всякий металлолом» (Чернов С.Л. Геология об истории Городца. 2013).

По словам краеведа Климовой Л.А., «в 1950–1952 годах колхоз “Красный маяк” начал расчистку озера, да так неумело, что вода куда-то исчезла. Позже она снова появилась» (Климова Л.А. Госпожа Вода! Городец, 1999. С. 41). В указанной книге о Святом озере Лидия Андреевна написала немного, всего две страницы, но зато с указанием ряда интересных подробностей (к сожалению, без ссылок на источники):

«Легенда, записанная в старинной рукописи, рассказывает: «…неизвестно когда пришедшая сюда кучка мнихов со своим игуменом построила здесь монастырёк (скит). Один из мордовских князьков напал на этот скит. Монахи стали молиться, прося бога о защите. Бог возжалился на людей и спас их. Земля вдруг расступилась и укрыла иночествующих. Забили ключи, и на месте скита появилось озеро…»

Старожилы рассказывают, что их деды слышали, как из глубины озера раздавался колокольный звон, видели огни горящих свечей, и даже крест церкви показывался из воды.

А в 30-х годах XX столетия дед Яков рассказывал, что, будучи мальчишкой, чуть не утонул в этом озере. Коснувшись его дна, Яша увидел: на паперти сидела женщина с распущенными волосами. Резким толчком она вытолкнула мальчишку на поверхность озера…

Старообрядцы суеверно поклонялись крестовой сосне…, и по приказу царя она была срублена в 1837 г. Но рядом росла сосна, ветки которой напоминали шестиконечный крест. В ствол этой сосны врос крест, и новые власти в 1930 г. вытащили его, а позже спалили и сосну. Эти сосны росли за домом Рязановых. Первое упоминание об этой династии относится к 1676 году… и в течении почти 250 лет (Рязановы) следили за озером, вовремя чистили его. Над ключом поставили часовенку, с берега шли мостки к ней.

На Преполовение (Средокрестие) и на Пасху собирались сюда старообрядцы, молились у сосны… Но люди поклонялись ещё и сосне, которая росла на валу за домом Морунова, и называлась она Радосергиева сосна (после 1925 г. её уже не было)».

Когда же исчезла знаменитая Крестовая сосна на валу, описанная краеведами XIX века? По воспоминаниям одного городчанина, рассказанным автору этого очерка, сосну разбила молния в 1970-е годы (он был тогда ещё мальчишкой). Пень, вероятно, от того самого легендарного дерева, и теперь показывают экскурсантам, прогуливающимся по валу.

В тексте Климовой Л.А., цитированном выше, указано празднование у Крестовой сосны Преполовения.

Вознесенская часовня на сваях посередине Святого озера
Вознесенская часовня на сваях посередине Святого озера

Вероятно, почитание городчанами водоёма, известного в XIX веке как «Святое озеро», имело давнюю традицию, не обязательно связанную со старообрядчеством. В районе Архангельского погоста по писцовым книгам 1666 года известна «церковь Вознесение Христово да в пределе Пречистые Богородицы Казаньския. Церковь новая, о пяти главах, а строение та церковь Городецкой же волости крестьян Макарка да Коски Павловых детей Слоновых» (Цит.: Филатов Н.Ф. Городец на Волге XII–XIX веков. Нижний Новгород, 2005. С. 123). Позднее этот храм был утрачен из-за оползней (осыпей) волжского берега, и в память о нём при вновь выстроенном храме Михаила Архангела (1712) был устроен Вознесенский придел.

Схема реализации проекта
Схема реализации проекта

Походная башня с фрагментом стены на Посад. На втором плане — Воеводский двор
Походная башня с фрагментом стены на Посад.
На втором плане — Воеводский двор

Развертка по ул. Маслова
Развертка по ул. Маслова

Восстановление объекта как исторической и природной достопримечательности Городца – Святого озера — произошло в хоСде реализации муниципальной программы «Городец – XXI век».

В 2006 году городчанин Завернихин Валерий Васильевич в соавторстве с московским архитектором Бодэ Андреем Борисовичем предложили проект туристического комплекса «Княжий город» на берегах Святого озера. Однако областное правительство выбрало другой подобный проект — «Город мастеров» у Волги. Тем не менее, Святое озеро было включено в перечень мероприятий по проведению Александровских дней в Городце. Летом 2009 года силами специалистов ООО «Мостопроектстрой» дно водоёма было полностью выкопано и вновь заполнено водой, а рядом поставлено деревянное церковное строение. После переноса «часовни» с берега на прочное основание в центре озера оно приобрёло современный вид.

Проект «Княжий город» не осуществлён. На конференции «Городецкие чтения» в 2012 году авторы презентовали его учёным и общественности, но свою роль в возрождении Святого озера он уже сыграл.

Надеемся, водоём у древнего крепостного вала (озеро Подветельное — Рязаново болото — Святое озеро) более не придёт в запустение.

Святое озеро (Рязаново болото) до инженерных работ
Святое озеро (Рязаново болото) до инженерных работ
Строительная техника в котловане озера
Строительная техника в котловане озера
Сваи для будущей часовни
Сваи для будущей часовни

Источник

Святое озеро в Косино

Rinat» > Святое озеро в Косино

Святое озеро расположено в Косино-Ухтомском районе недалеко от одноименной железнодорожной платформы и входит в систему Косинских озер. Вместе с Черным и Белым озерами оно образует так называемое Трехозерье. Благодаря целому ряду причин, это место очень популярно среди жителей Москвы и гостей города.

Прежде всего, стоит отметить, что Святое озеро имеет очень богатую историю, а также окружено легендами, повествующими о событиях Древней Руси. За все время его существования сохранилось множество летописей, документов и даже сказаний, которые относятся к разным эпохам, что свидетельствует о популярности места не только в современном мире. В первую очередь связано это с уникальным составом воды, сложившимся в результате взаимодействия с илистым дном, почва которого признана целебной.

В настоящее время многие люди по-прежнему приезжают на Святое озеро для того, чтобы подправить свое здоровье лечебной глиной. Есть и те, кто просто желает провести время на природе, не выезжая далеко за пределы города. Стоит отметить, что с недавних пор все три озера включены в природно-исторические парк «Косинский».

Святое озеро в Косино

Рыбалка

На Косинских озёрах, в систему которых входит Святое, организовано культурное рыбное хозяйство. Ловля рыбы в Святом озере бесплатна и возможна круглый год, однако из-за заболоченных берегов мало кто из желающих делает выбор в пользу этого места. Хотя водоем насчитывает около 12 видов рыб, а больше всего здесь окуня, плотвы и ерша. Также, в воды озера выпустили мальков щуки, стекловидного угря, разновозрастного карася, карпа, форели и судака.

По мнению многих рыбаков, бывающих на Святом озере, весной и осенью на червя, тесто, каши, картофель и мотыля чаще всего клюют лещ, окунь, плотва, ерш, карп и карась. Осенью же лучше всего ловить на живца, клюет в основном окунь. Зимой рекомендуют использовать мормышку, берут плотва, окунь и ерш.

Главными преимуществами Святого озера рыбаки считают спокойствие и тишину, так как людей здесь, как правило, мало. Однако следует учесть, что на выбор места для ловли придется потратить достаточно много времени. Связано это с тем, что передвигаться вдоль заболоченной береговой линии непросто: ходить удается только по положенным местными жителями доскам, которые есть далеко не везде.

Святое озеро в Косино

История возникновения Святого озера в Москве

Согласно древним преданиям, Святое озеро возникло задолго до основания и развития Москвы. Легенды достаточно красочно описывают существовавшую на этом месте церковь, построенную неизвестным священником, и Букала, жестокого участника междоусобных войн.

Около 900 лет назад витязь, получив серьезное ранение, отстал от княжеского войска и случайно встретил на берегу озера упомянутого выше отшельника. Под влиянием старца Букол раскаялся во всех совершенных грехах и полностью исцелился. Воин решил отказаться от кровавой вражды, поселившись в лесу на берегу реки, которую в наше время мы называем Москвой. Позднее именно в этом месте будет возведен Московский Кремль. Букал проводил свои дни, молясь о судьбе русского народа, пока однажды ему не привиделся огромный город с каменными домами и искусно сделанными церквями.

Однако радость витязя была омрачена: помимо величия будущего города он увидел бунты, несчастья, сражения и даже пожар 1812 года. Неведомый голос поведал Букалу, что Москва станет центром Руси, а сама Богородица возьмет ее под свою защиту. Витязь поделился своим озарением с отшельником, и вместе стали они вновь молиться о судьбе города. Именно в храме Девы Марии на месте будущего Святого озера Букал увидел свое второе видение: приход Царицы Небесной и ангелов вместе с ней. Посчитав себя недостойным ее видеть, бывший воин вышел из храма и затем тот стал торжественно опускаться под землю. Тогда и появилось Святое озеро.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Действительно, современными учеными было установлено, что озеро имеет карстовое происхождение, то есть было образовано в результате провала грунта. Этим объясняется его большая глубина. Более того, исследователи обнаружили, что водоем пересыхал и вновь наполнялся водой как минимум три раза. В торфяных отложениях на дне найдены следы былых пожаров.

Дальнейшая история Святого озера также богата событиями. Есть сведения, что после Куликовской битвы русские воины омывали здесь раны, так как испокон веков считалось, что вода в озере способствует исцелению. С XVII в. зародилось массовое паломничество, о чем свидетельствуют найденные на дне серебряные копейки времен царя Михаила Федоровича и монеты, введенные в обиход при Алексее Михайловиче. Гораздо позднее неоднократно посещал столь необычное место и Петр I, который позднее подарил уже вновь построенному храму икону, привезенную Шереметевым из поездки по Италии.

Во время Наполеоновских войн храм был разграблен, а затем и вовсе разрушен. Только в послевоенные годы здесь был возведен новый храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», который существует и в настоящем времени.

Святое озеро в Косино

Можно ли купаться в озере

Святое озеро отличается тем, что имеет практически идеально круглую форму, которая объясняется его карстовым происхождением. Более того, оно достаточно большое — диаметр Святого составляет 430–460 м, а площадь — 0,08 км². То, что водоем образовался путем провала грунта, повлияло и на глубину. В среднем она составляет 3 м, а максимально — 5 м, что является достаточно крупными величинами для озер.

Особый интерес представляет дно озера, покрытое плотным слоем ила, который признан лечебным, так как содержит йод, серебро и бром. Согласно исследованиям, это сильно повлияло на физико-химический состав водоема. Ученые говорят, что в старину крестьяне даже лечились от ревматизма и кожных заболеваний, обливаясь водой из Святого озера и натираясь илом. Помимо химического состава, Святое озеро отличается от других Косинских озер своей более низкой температурой, чему до сих пор не нашли объяснения, а также более чистой и прозрачной водой. Интересно, что за столько лет существования, водоем ни разу не цвел. Такие уникальные свойства озерной воды способствуют тому, что место пользуется большой популярностью как среди местных жителей, так и среди гостей города. Кроме того, к Святому озеру всё еще совершаются настоящие крестовые походы.

Святое озеро в Косино

Также следует отметить, что берега водоема в основном заболочены примерно на 200–250 м, из-за чего подойти к нему во многих местах трудно, однако есть центральный удобный спуск со стороны Народного парка и храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Там же постоянные посетители Святого озера устроили небольшой стихийный пляж.

Важно сказать, что он не оборудован ни туалетами, ни раздевалками. На его территории нет кафе и развлечений, но в нескольких метрах ближе к парку находится неплохая детская площадка и пространство со спортивными тренажерами. В отличие от соседнего Белого озера, Святое не вошло в официальный перечень водоемов Москвы, разрешенных для купания, однако отдыхающие все равно приезжают на берег этого водоема, чтобы окунуться в целебную воду и просто хорошо провести время на природе.

Читайте также:  Озеро названо в честь васютки не зря

Cвятое озеро в Москве на панораме Google-карт

Как добраться до Святого озера в Косино

Водоем находится в 2,5 км от МКАД по Новоухтомскому шоссе, а его координаты на карте — 55.715170, 37.868984.

Добраться до Святого озера можно на общественном транспорте. Для этого нужно доехать до станции метро «Улица Дмитриевского», затем пешком пройти по ул. Салтыковская до Народного парка, за которым находится озеро. Также, рядом находится остановка «Народный парк», до которой ходят автобусы № 14, 613, 792, 885, 940к, 1064, 1149, 1225 и 1227к.

На личном автомобиле из центра Москвы нужно проехать по Косинскому шоссе до ул. Салтыковская, проследовать до Народного парка, затем пройти пешком до самого озера еще около 300 м.

Комфортную поездку до Святого озера могут также обеспечить такие сервисы такси, как Uber, Яндекс. Такси, Ситимобил, а также заказ такси «Везёт» и «Максим».

Святое озеро в Косино на видео

Источник

«История названия озер Южского район Ивановской области» (проект учащейся 9″В» Жинкиной Татьяны)

История названия озер Южского район Ивановской области Подготовила ученица 9В.

Описание презентации по отдельным слайдам:

История названия озер Южского район Ивановской области Подготовила ученица 9В класса МБОУ «Гимназии №30» Жинкина Татьяна.

Цель работы Как известно, в Южском районе очень много озер. За эту особенность местность иногда называют Среднерусской Карелией. Озера этого района необычайно прекрасны, а потому особо привлекательны для туристов, которые часто интересуются у местных жителей историей названий красивых водоемов. Ведь названия водных объектов действительно необычны: Поныхарь, Западное, Заборье, Большие и Малые Тоньки, Светленькое, Черненькое, Большие Рассохи, Бельское, Ламненское, Святое. Но зачастую даже местные жители села не в силах ответить на эти вопросы. Только некоторые старожилы могут объяснить названия озер. Цель моей работы – изучение истории названий водоемов.

Содержание. Озеро Поныхарь Озеро Западное Святое озеро Озеро Заборье Итоги

Озеро Поныхарь Начнём с самого близкого к поселку озера- Поныхарь. В разных источниках его именуют по-разному (Понахарь, Понихра). По одной из теорий выдвинутых Ивановским топонимистом В.Седовым, «Хра»- в переводе с Финно-угорского — озеро. Среди местного населения ходит легенда, что озеро названо именем монгольского сборщика дани (баскака), который собирал с окрестных земель дань (выход), звали его- Понихр.

Озеро Западное В 2,5 км западнее Мостов находится озеро Западное. Первоначально мы не задумывались над его названием: Западнее Мостов- значит, Западное. Но потом я познакомилась с картой Владимирской губернии начала XIX века, и вот что я поняла: озеро Западное появилось раньше, чем село. Моста ведут своё летоисчисление с 1903 года , а на карте XIX века озеро уже названо Западным.Решить данный вопрос нам помогла книга В. Копрова «Записки православного краеведа», где он указывает на наличие дороги на Пестяки по территории современного села Моста. Через территорию современных Мостов проходила дорога, связывающая Южу и Пестяки, и озеро как раз находилось западнее этого пути.

Святое озеро История происхождения водоема связана с древней легендой, повествующей о некоем старце Филарете, жившем уединенно у подножия большого холма. В болотистой местности пустынник выкопал глубокий колодец, в котором оказалась чистая и мягкая вода. Но вскоре колодец обвалился, а на его месте образовался небольшой лесной водоем, который со временем увеличился до настоящих размеров. Святое озеро (Ивановская область) располагалось в местах, отдаленных от человеческого жилья, поэтому оно всегда было привлекательным для монахов. На его берегах в XIV веке был возведен первый монастырь, получивший название «Святоозерский». Впоследствии на этом месте выстраивались новые обители взамен прежних, разрушенных жестокими стихиями или безжалостным временем. В начале XX века на месте последнего пожарища было заложено сразу три храма, которые сохранились до наших дней. Их красота в сочетании с уединением живописного озера впечатляют и одухотворяют каждого человека, попавшего в эти места. Звенящая тишина и размеренность вызывают ощущение полного покоя и защищенности от жизненных невзгод. Древние монахи верили в святость озерной воды, поклонялись ей и возносили молитвы на песчаных берегах. Они и дали название водоему – Святое. Отшельники бережно относились к озеру, не загрязняли его воды омовением или стиркой белья, не ловили в нем рыбу. Многочисленные паломники устремлялись к святым берегам, чтобы помолиться о спасении и вознести благодарность Создателю.

Источник



Главные новости Калужской области

Почему озеро названо Святым?

Не так уж часто люди задумываются над обыденными, привычными вещами. Например, над происхождением названий населенных пунктов, рек, урочищ. Впрочем, в большинстве случаев оно достаточно очевидно: нет, например, числа деревням Горенским, рекам Песочням, горкам Крутым, получившим имена по особенностям рельефа. Однако так бывает далеко не всегда.

Выяснением происхождения географических названий занимается специальная отрасль знаний — топонимика, и часто даже специалисты спорят, откуда пошло имя того или иного объекта. Еще бы — названия часто переживают века и тысячелетия. Пара классических примеров: славяне пришли на земли нынешнего Центрального федерального округа поздно — в YII веке нашей эры, до них здесь жили племена балтов и угро-финнов. И вот вам пожалуйста: «москва» в переводе с финского означает «темная вода», а «жиздрас» в переводе с литовского — «песок».

Постоянные читатели знают, что члены нашей неформальной группы «Лабиринт» увлекаются поиском забытых, не введенных в научный оборот исторических и географических объектов, таких, например, как пещеры и культовые камни, и обнаружить их часто помогают «говорящие» названия. Скажем, в соседней Тульской области имеется село Конино. Название свое, по словам старожилов, оно получило от находящегося в окрестностях Конь-камня — громадной глыбы. Хорошо известно, что подобные камни служили в дохристианское время объектом поклонения. Иногда они в той или иной мере обработаны человеком, несут на себе сделанные предками знаки и рисунки, показывают астрономические направления. В общем, обнаружение такого памятника прошлого — настоящее археологическое открытие.

На забытые культовые объекты языческих и раннехристианских времен могут указывать и другие названия, например, Красная горка, Идолище, Каменные столбы, да мало ли. Одними из самых распространенных говорящих топонимов такого рода, безусловно, являются те, в кои входит прилагательное Святый или, наоборот, Чертов.

Вот почему показанное на любой карте-двухкилометровке Святое озеро неподалеку от Кондрова нас давно интересовало. Каково происхождение его названия? В краеведческой литературе сведений на этот счет мне не попалось, и решено было провести разведку на месте.

Несмотря на ставший уже привычным процесс вымирания деревень, коренные жители, помнившие слышанные от предков рассказы, быстро нашлись.

— Почему озеро Святым называется? — переспросил невысокий мужичок, встреченный на улице. — Кто ж его знает. Никогда не задумывался, и никто не говорил. Однако с детства помню разговоры, что на месте озера раньше церковь была, потом она почему-то провалилась и образовалось озеро. Насколько это правда — не знаю. Однако, когда купался там и нырял, сам видел в воде толстенные бревна, похожие на строительные балки. Ну и родничок на берегу есть — его тоже считают святым, специально раньше за водой ездили. Но вот озеро ли ему имя дало или наоборот, сказать не могу.

Примерно то же говорили и другие встреченные сельчане. Особенно много преданий помнила коренная местная жительница В.Новикова:

— Раньше на месте озера стояла церковь. А потом она провалилась, и появилось озеро. Почему провалилась — не знаю, а вот говорят, что мужчина там с лодки рыбу ловил, и вдруг со дна поднялись две иконы. Он их взял, в деревню принес.

Иконы — это уже что-то вещественное. Естественно, я поинтересовался их судьбой — не уцелели ли?

— Нет, где там! Я думаю, это в 1920-х годах дело было, когда иконы выплыли. А церковь незадолго до того и провалилась. Так что иконы не сохранились, время было не то. А вот в храме соседнего села, Барятина, тоже есть обретенная икона, но она не из озера, она по реке сама «пришла»: плыла и остановилась напротив храма.

Еще, рассказывали, провалилась под землю целая деревня в нашем районе. Но это не на Святом озере, это ближе, километрах в трех. Тоже там озерцо, клюква растет. И вот как пойдут бабы клюкву собирать, так и слышат стоны, плач, вздохи. Как бы это голоса тех, кто в этой деревне жил. Да я и сама их слышала, когда за клюквой ходила.

Еще, старики рассказывали, от Святого озера туда и к деревянной церкви в нашем селе подземные ходы вели. В детстве ребята рассказывали, что, лазая в подвалах церкви, видели двери в подземелья, но они были закрыты изнутри. Сейчас-то, конечно, и подвалов этих не найти.

Рассказы старожилов были хотя и интересны, однако тайну происхождения названия озера не раскрыли. Может быть, не все знают, но предания об «ушедших» в землю (или под воду) церквях достаточно распространены в России. Даже в Калужской области мест, где, по уверениям старожилов, «церковь провалилась», нам известно около десятка. Но нигде их святыми не только не называют, но и не считают! Скорее наоборот. Нередко легенды прямо говорят, что провалился храм (деревня) под землю за грехи прихожан (жителей). Вполне возможно, что толчком к появлению подобных легенд послужили вполне реальные карстовые явления. Большая часть Калужской области (и вообще Восточно-Европейской равнины) покрыта известняками. Эту породу просачивающиеся по трещинам воды хоть и медленно, но растворяют, образуя в ней полости. И «потолки» их не так уж редко обваливаются, в результате чего появляются воронки в полях и лесах, обычно неправильно принимаемые за следы войны (а свежие — за следы деятельности инопланетян). Стоит ли удивляться, что, наблюдая появление подобных ям, люди складывали легенды о провалившихся храмах и деревнях?

Однако мы отвлеклись. Главное — подобные процессы и их интерпретация в преданиях в данном случае не объясняют происхождение названия Святого озера, ибо на картах XVIII и XIX веков оно показано без каких-либо храмов и вообще строений на берегах.

Впрочем, в ближайший, действующий и недавно великолепно отреставрированный храм я решил наведаться, как и в небольшой монастырь рядом. Хоть и далековато отсюда до Святого озера, но, может быть, имя его все же как-то связано с этими православными объектами?

Насельницы Богородично-Рождественской девичьей пустыни были очень любезны. И, чувствовалось, многие из них весьма интеллигентны и образованны, проявляют неподдельный интерес к прошлому окрестностей своей обители, однако помочь мне ничем не смогли:

— Наша Пустынь ведь совсем недавно создана, еще и двадцати лет не прошло. На Святом озере мы и не бываем, и водосвятия там никогда не совершаются. А икона в нашем храме, которую прихожане считают чудотворной, она, мы специально местных жителей расспрашивали, на берегу Угры была обретена, по ней и «пришла», причем тоже недавно, в 1990-х годах, и первое время находилась в другом храме, в поселке Товарково. Так что к Святому озеру и его окрестностям никакого отношения эти рассказы не имеют.

Что ж, моя мини-экспедиция ничего не прояснила. Но тайна названия Святого озера стала лишь более интригующей. Создается впечатление, что оно — отголосок чего-то очень древнего и прочно забытого. Стоял ли на берегу озера неизвестный по летописям храм или монастырь? Или здесь было капище в еще дохристианские времена? Неизвестно.

Может быть, читатели-краеведы помогут найти ответы или по крайней мере выскажут свои соображения? Приглашаем к коллективному обсуждению! А еще будем рады информации и о других географических объектах области с «намекающими» на что-то интересное, многозначительными именами, ведь многие из них отсутствуют на самой подробной карте, передаваясь лишь в народной памяти.

Источник

Adblock
detector