Меню

Проведение языческой реформы князем владимиром святославовичем город населенный пункт река

980. Создание единого пантеона языческих богов в Киеве

Согласно «Повести временных лет», в 980 году молодой киевский князь Владимир Святославич провел на Руси «языческую реформу». В летописи говорится, что он повелел поставить идолов на возвышении. Главным богом был признан Перун со «златыми усами и серебряной главой». Вокруг него находились Макошь, Симаргл, Стрибог, Дажьбог и Хорс.

Капище Перуна на Лысой горе в Киеве

«Языческая реформа» для укрепления государства

Некоторые историки считают, что новый киевский князь затеял «языческую реформу» по политическим соображениям. Идолы были установлены для того, чтобы не бунтовали язычники, которым не нравилось усиление позиций христиан во времена правления Ярополка. По мнению других исследователей этого вопроса, князь задумал данную реформу для того, чтобы объединить вокруг язычества разные племена Руси. Перун стал главным богом. Это мнение было особенно распространено среди советских историков, для которых «объединенный пантеон языческих богов» служил для укрепления власти князя над всеми территориями.

Пантеон языческих богов в Киеве

Теологическая система Владимира

Религиозные перемены на Руси начались именно с этой реформы. При Владимире Святославиче происходила модернизация язычества. С ее помощью он хотел централизовать свою политику и выработать единую государственную религию. По мнению историка Бориса Рыбакова, Владимир обдуманно создавал теологическую систему, в которую он вписал языческих жрецов, противопоставляющих себя христианским священникам. Бог Отец у киевского князя приобретал вид Стрибога, Бог Сын – Дажьбога, а Богородица – Макоши.

Ранние летописные своды не упоминают имена языческих богов, о которых написано, как о «кумирах». О них говорится в прологе рассказа, где описывается мученическая смерть варяга-христианина. Этот текст, помеченный 983 годом, вошел в «Повесть временных лет». В летописи описывается шесть кумиров, но на территории раскопанного киевского капища были обнаружены только пять постаментов деревянного Перуна и четырех каменных идолов.

Создание единого пантеона языческих богов, как первый этап на пути к крещению Руси

Историки, которые занимались исследованием «языческой реформы», пишут о ней, как о предшественнице крещения Руси. Идолов в Киеве начали устанавливать сразу после восшествия Владимира на престол. Именно в это время князь затеял религиозную реформу, первым этапом которой стала «языческая», а вторым – «христианская».

Создание единого пантеона языческих богов в Киеве при Владимире Святославиче

Структурирование пантеона идолов киевский правитель поручил своим советникам. В него вошли разные боги, но спустя некоторое время Владимир разочаровался в своем начинании, так как объединить страну с помощью «языческой реформы» ему не получилось. Вятичи и радимичи покорились князю только военным путем. Силой он укреплял свои восточные и западные границы, с помощью оружия князь противостоял печенегам. Свою власть Владимир удерживал не религией, а с помощью верной дружины.

Вводить христианство на Руси для князя был большой риск. Но он делал это с прицелом на будущее. Владимир понимал, что такая религиозная реформа может вызвать сопротивление у язычников, к которым относились многие его воины. Недаром идея княгини Ольги о крещении Руси совсем не нравилась ее воинственному сыну Святославу.

Предположительно, Владимир затеял религиозную реформу не по политическим, а по личным мотивам. Он был женат на христианках – «болгарыне», «чехине» и «грекине». Некоторые его дружинники были крещеными, а в друзьях у Владимира числились варяги-христиане. Об этом упоминает сага об Олаве. Идея о христианизации страны могла прийти к киевскому князю, когда он заключал политические союзы с соседями. Некоторые историки считают, что «языческая реформа» Владимира – это вымысел, легенда. Точно подтвердить или опровергнуть их мнение невозможно.

Источник

Языческая реформа Владимира в 980 году — особенности, история и интересные факты

На протяжении всей истории человечества для упрочения государственной власти, кроме военной силы, требовались духовные узы (скрепы), объединяющие народ в единое целое и создающие идеологическую предпосылку для управления им. Именно с этой целью и была проведена в 980 году князем Владимиром языческая реформа, в рамках которой он учредил высший пантеон богов, над ним безраздельно властвовал Перун. Это должно было напоминать людям картину реального мира и придавать княжеской власти должную сакральность.

Непопулярные новшества

Несмотря на то что языческая реформа была осуществлена в рамках религии, господствовавшей на Руси уже несколько столетий и ставшей неотъемлемой частью общественной жизни, она не встретила всенародной поддержки, а в отдельных случаях вызвала открытый протест. Причина, по мнению историков, состоит в том, что, преследуя интересы высшего сословия, князь разрушил общий строй мифологических представлений народа, самовольно возвысив одних богов и ниспровергнув других. Таким образом, установленный им культ был узкогрупповым и не соответствовал духовным запросам всего народа.

Читайте также:  Памятник рядом с москвой рекой

Божества, статус которых был поднят языческой реформой, составили так называемый Пантеон князя Владимира. Разумеется, это современный термин, в те же давние времена их попросту выделили из общей массы богов и попытались сделать объектом особого поклонения. Сразу же нашлись не в меру ретивые исполнители княжеской воли, которые, невзирая на всеобщий ропот, принялись выкидывать из капищ идолы опальных богов и на их место устанавливать новые.

Низвергнутые боги

Именно это произошло в Новгороде, где в год языческой реформы правил некий воевода по имени Добрыня. Он, нимало не смущаясь, выдворил из древнего капища идолы местных богов − Рода и Ящера, а вместо них водрузил каменного Перуна. Когда же охальник посягнул на Велеса – весьма почитавшегося новгородцами, но отвергнутого князем Владимиром, окружавшая толпа ощетинилась рогатинами.

Это сразу остудило его пыл, и с тех пор оба божества мирно соседствовали, пока в 988 году, в связи с крещением Руси, правительственная идеология вновь не претерпела изменений. Их немедленно обоих объявили пережитками прошлого и утопили в Волхове под тягостное молчание собравшейся толпы. Мог ли тогда представить полуграмотный Добрыня, сколько еще будет на Руси вознесенных до небес и низвергнутых богов и сколько «единственно верных» учений окажутся на поверку утопическими бреднями. Впрочем, не будем отвлекаться.

Опасный прецедент

Осуществленная князем Владимиром языческая реформа год от года набирала силу, пока не захлебнулась под натиском новой государственной идеологии, в роли которой выступило христианство. Тем не менее она имела для государства весьма ощутимые культурно-исторические последствия.

Прежде всего, реформа изменила представление россиян о мифологической картине окружавшего их мира. С изменением иерархии богов во многом сместились смысловые акценты в отношении персонифицируемых ими природных сил. Кроме того, важно отметить, что языческая реформа князя Владимира стала первым в отечественной истории опытом насильственного вмешательства в сознание народа и его веру. Культ и мифология сделались инструментами идеологических манипуляций. Тем самым был создан крайне опасный прецедент, который в последующие века получил широкое развитие.

На пути к единобожию

Важно учесть и тот факт, что объявленная князем Владимиром языческая реформа во многом сузила пантеон богов и тем подготовила народ к переходу от политеизма к монотеизму, то есть единобожию, лежащему в основе всех главных мировых религий. Подобно тому как в христианстве сонм Небесных Сил группируется вокруг единого Творца и Повелителя вселенной, так и в предложенном им варианте язычества весь пантеон богов являлся окружением центральной фигуры верховного божества – грозного и всесильного Перуна.

Разящий бог

Едва ли следует удивляться тому, что на столь ответственную роль Великий князь избрал именно этого бога. Несмотря на то что раньше Перун ничем особо не выделялся среди прочих мифических персонажей и не мог похвалиться популярностью в народе, его кандидатура как нельзя лучше подходила на роль верховного божества и покровителя князя, а заодно и его дружины.

Прежде всего, в пользу Перуна говорило его имя, переводимое с древнеславянского как «разящий» или «бьющий». Оно в полной мере отражало задачи, стоявшие перед князем и его воинами – беспощадно разить всех врагов государства. Кроме того, Перун считался богом-громовержцем – владыкой и повелителем молний, что также весьма импонировало амбициозному князю. Но главным, по всей вероятности, было желание утвердить свою волю вопреки мнению черни и лишний раз доказать, что по его решению возносятся и низвергаются не только земные владыки, но и божества, наделенные высшими силами.

Кумир с золотыми усами

Провозгласив Перуна своим покровителем и повелителем всех прочих богов, князь Владимир установил требования, которым должны были соответствовать изображавшие его идолы. Так, головы, установленные на каменных туловищах, он повелел отливать из серебра и украшать золотыми усами (насчет бороды указаний не было). Однако, в силу дороговизны такого проекта, полностью реализовать его удалось только в Киеве, но и там, по свидетельству летописи, истукан с серебряной головой был утоплен в Днепре по случаю принятия народом христианства.

Читайте также:  Где находится река сережа в каком

Отжившая свой век религия

В середине 80-х годов X века политическая обстановка, в которой развивалось Древнерусское государство, значительно изменилась, и перед князем Владимиром во всей полноте встал вопрос о поиске новой идеологической базы, способной стать тем духовным стержнем, вокруг которого сплотятся все подвластные ему земли. Прежняя официальная религия более не отвечала насущным требованиям и была обречена на забвение. Вместе с ней сходили на нет и все плоды проведенной совсем недавно языческой реформы.

Причин отказа от многобожия было несколько, и главная из них состояла в том, что оно препятствовало интеграции Древней Руси в сообщество более развитых государств, давно уже вставших на фундамент монотеизма, хотя и в различных его формах. Прежняя вера мешала налаживать торговое и военное сотрудничество с западноевропейскими странами, правители которых воспринимали язычников как скопище варварских племен, застрявших в своем развитии и не способных к просвещению. Требовались решительные меры, и они были приняты.

Послесловие

Следует отдать должное князю Владимиру – недаром он вошел в историю с титулом Великий. Еще недавно осуществив языческую реформу и силой оружия возвысив непопулярного в народе Перуна, он не счел унизительным признать это своей ошибкой и приступить к ее исправлению. В знаменитой «Повести временных лет» рассказывается о том, как в 987 году Великий князь, решив порвать с язычеством, отправил своих послов в страны, где исповедовались основные мировые религии – ислам, иудаизм, а также христианство в его латинском и греческом варианте. И лишь после их возвращения и отчета обо всем увиденном, он сделал выбор в пользу византийского православия, ставшего в 988 году официальной государственной религией Киевской Руси. Это решение князя определило весь дальнейший путь исторического развития страны и легло в основу его духовности.

Источник

Реформы и преобразования великого князя
Владимира I Святославича
(Святой | Креститель | Красно Солнышко)

Среди реформ и преобразований Владимира I Святославича прежде всего надо отметить принятие христианства в качестве государственной религии, ставшее причиной конфликтов между князем и не желающими отказываться от веры предков новгородцами.

Кроме этого, великий князь стал первым из Рюриковичей, кто организовал чеканку монет. Попытавшись укрепить власть путем раздачи разных городов под управление своим сыновьям, под конец жизни Владимир запланировал изменить старую систему престолонаследия и вместо старшего сына назначить великим киевским князем одного из младших сыновей, своего любимца Бориса.

Религиозные реформы

Обращение к язычеству

Историками данные действия трактуются как попытка Владимира объединить разрозненные племена при помощи создания единого пантеона, аналогичного древнегреческому. Провал объясняется выделением в качестве центральной фигуры для поклонения Перуна, в то время как разные племена предпочитали и других богов.

Общая схема пантеона установленного Владимиром I в начале правления

Крещение Руси

Иванов

Захватив Корсунь в 988 году, Владимир потребовал у византийского императора его сестру, обещав взамен креститься; дождался там Анны с церковной свитой, после чего прошёл обряд крещения, заключил брак и вернул Корсунь Византии.

По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению народа с помощью византийских священников. Были уничтожены языческие святилища и капища и организовано массовое крещение киевлян, причем князь заранее предупредил горожан, что не явившиеся на обряд «будут врагом ему».

Свержение статуи Перуна по приказу Владимира I Святославича

Так как для распространения новой религии прежде всего требовались монахи и переписчики святых текстов, Владимир приказывал набирать детей для обучения, что их родителями воспринималось не очень восторженно:

Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых. [1] Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче

Чеканка монеты

На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимѣръ на столѣ» (Владимир на престоле). Судя по неполногласной форме слов (не Володимѣръ, а Владимѣръ; не золото, а злато), монетные мастера были болгарами.

Читайте также:  Пчеловод пасека у реки

Судя по малому количеству дошедших до нас экземпляров, выпуск златников был крайне непродолжительным по времени (возможно, один-два года) и невелик по объёмам. Тем не менее, все известные сейчас экземпляры златников найдены в кладах вместе с другими монетами того времени, носят следы нахождения в обращении — следовательно, эти монеты не были ритуальными, наградными или подарочными.

Златник и Сребреник Владимира I СвятославичаВариант монеты с изображением трезубца

Административные реформы и правило престолонаследования

Сыновья Владимира назначенные княжить в разные города Схема - вторая усобица на Руси

По мере взросления своих многочисленных сыновей Владимир назначал их вместо посадников-варягов управлять наиболее важными городами государства, укрепляя таким образом собственную власть, но предопределяя последующую вскоре междоусобицу. В конце жизни Владимир задумал изменить правило престолонаследования по страшинству и поручил руководство великокняжеской дружиной своему любимому сыну — Борису. Вскоре, назначенный им на правление в Новгороде сын Ярослав Мудрый отказался выплачивать отцу ежегодную дань в 2000 гривен, а старший сын Святополк Окаянный был обвинён отцом в попытке заговора и посажен в темницу.

Источник



Реформа язычества на Руси

Реформа язычества на Руси

Языческая реформа на Руси впервые была проведена князем Игорем. Но она потерпела неудачу. А вторую попытку предпринимает князь Владимир Святославович. И происходит это в 980 году. Каковы же были причины для проведения этой реформы? Дело в том, что все развивающееся государство (Киевская Русь) требовало какого-то упорядочивания язычества, которое было слишком примитивно. Тем более оно в каждом регионе имело свои особенности, свои племенные культы.

После смерти Олега к власти приходит князь Святослав, который ссылает своего сына Владимира в Новгород. В столице же тем временем правит Ярополк. И Владимир с целой армией язычников идет в Киев, чтобы убить брата и занять престол, став новым князем. Он выставил идолы языческих богов в Киеве (Перуна, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Макоши), чтобы им поклонялись. Сохранились даже отрывки из знаменитой летописи «Повесть временных лет» Нестора, описывающие эти события. Изначально было два культа – Перуна и Велеса. Но теперь Владимир объявил главой пантеона из шести божеств Перуна, называя его общеславянским богом. А Велеса вообще исключил! Обновленные идолы отныне стояли не где-то далеко на холме, а в непосредственной близости от княжеского дворца.

Реформа язычества коснулась и проведения жертвоприношений. В них участвовало теперь большее число лиц. Весь процесс теперь больше напоминал веселый пир. На нем обсуждались текущие военные вопросы, государственные дела.

Какие же цели были у реформы язычества 980 года?

Реформы язычества 980 года, что такое реформа язычества, каковы были ее цели и последствия?

  • Для подчеркивания независимости нового и молодого Древнерусского государства от христианской Византии.
  • Для укрепления власти новоиспеченного князя, который был и главой державы. Ведь не напрасно в качестве главного бога языческого пантеона был выбран Перун – покровитель воинов и дружины. Кроме того, таким образом Владимир тонко ставил на второй план наемных дружинников-христиан (по происхождению которые были варягами). В целом русские боги были противопоставлены христианству и Византии, и Скандинавии.
  • Для расширения религиозно-идеологического воздействия.

И в течение восьми лет Владимир пытался как-то осовременить существующую языческую религию. Но все это закончилось провалом. Владимира не поддержал его народ. Ведь созданный культ был слишком узким, сословным, искусственным. Князь пришел к выводу, что необходимы более радикальные меры. А именно – смена язычества на какую-либо другую религию.

Но реформа язычества не прошла бесследно. Вот ее основные последствия:

  • Картина мира потерпела реструктуризацию, поменяла акценты. Изменилась и иерархия божеств, которая на протяжении длительного периода времени была непоколебима.
  • Реформа стала первой попыткой вмешаться в мировоззрение, в верования, в сознание народа. Причем попытка эта была насильственной. Реформы язычества 980 года, что такое реформа язычества, каковы были ее цели и последствия?
  • Пантеон богов был сильно урезан (до шести). А это стало подготовкой почвы для принятия монотеистической религии – христианства. Ведь она предполагала наличие лишь одного Бога.

Все это привело к так называемому двоеверию на Руси. Две мощные силы – язычество и христианство столкнулись. Как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. ». Все это привело к взаимному проникновению двух религий друг в друга. Да это и неудивительно. Невозможно за день просто взять и сменить мировоззрение всего народа.

Источник

Adblock
detector